Статья 3.4.1. Культура и Цивилизация: перспективы единой формулы.

«Человеческий словарь освящен несколькими богатыми по содержанию словами, одним из которых является слово «культура». Этимологическое определение Культуры, которая включает в себя привычки, искусство, социальные институты определенной группы людей, их язык, представления, верования, ритуалы, церемонии, орудия труда, технические приемы и другие элементы, указывает в своей основе на человека. Именно его необходимо тщательно изучать. Долгие споры о том, чтобы дать Культуре абсолютно рациональное определение, лишают ее всякого смысла. Рационализм упрощает; он исключает любой другой вид знания. Вкратце под Культурой подразумевается изменчивая традиция определенной группы людей, более того, собственно изменение мы пытаемся определить как Культуру. Она имеет дело с тем, что находится «внутри» людей, каким образом данное «содержимое» прорастает в душе и как этот рост соотносится с «внешней стороной» жизни человека. <…>. Считается, что Культура является здоровой, если она глубоко укоренена в прошлом и открыта для постоянного обновления, различных вычленений и оценок, которые являются субъективными проявлениями, а не объективными трансформациями. <…>. Культура не должна вступать в компромиссы с душой, являющейся сущностью человека. Это и есть замечательная Культурная Традиция; существует следующее выражение: «У Культуры нет Традиции, она сама по себе есть Традиция»» (см. Культура и Цивилизация: перспективы единой формулы. Ж. «Веданта-Кешари». 2002г. Сайт vedanta.ru.).
«Кровное родство терминов «культура» и «культ» (лат.: colere — возделывать, почитать, cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) вполне очевидно. Законным членом этой же семьи является и термин «оккультизм» (лат. occultus — тайный, сокровенный)… Духовный, сокровенный, тайный аспект семьи понятий «культура» развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. Иной гражданско-социальный аспект Культуры содержится в рожденном эпохой Античности понятии «цивилизация» (лат. civilis — гражданский, государственный)» (см. М.Ктони. Эзотерика основ Культуры. М. Гуманитарий. АГИ. 1995г. 336 стр.).
«Постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации, как духе цивилизации, высвечивается несовпадение культуры и цивилизации. Сегодня общепризнано, что мир культуры — это фундаментальное основание исторического развития, база цивилизации. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории» (см. Культурология. Учебник для студентов технических вузов. / Под ред. Н.Г.Багдасарян. 4-е изд. М. Высшая школа. 2002г.).

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня хорошо известны такие устоявшиеся, распространенные выражения, как «формула красоты», «формула гармонии», «формула любви», «формула счастья», «формула здоровья», «формула успеха», «формула процветания», «формула изобилия», «формула богатства», «формула прогресса», «формула мира», «формула жизни», «формула человека», «формула личности» и т.д. Конечно, это не конкретные «алхимические формулы», но определенного рода образные выражения, которые имеют конкретные «воплощения» в умах и сердцах людей.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли говорить о существовании определенной «формулы» Культуры, или «формулы» Цивилизации? Почему или для чего следует говорить о «формуле» Культуры и «формуле» Цивилизации? Что следует подразумевать под «формулой» Культуры и что следует подразумевать под «формулой» Цивилизации? Что могут представлять собой эти формулы? И могут ли основные универсалии, категории, понятия, термины, которые используются для определения понятия «Культура» и понятия «Цивилизация» стать составляющими «формулы» Культуры и «формулы» Цивилизации? Могут ли «формула» Культуры и «формула «Цивилизации» быть объединены в единую «формулу»? Почему или для чего «формула» Культуры и «формула «Цивилизации» должны быть объединены в единую формулу? Существует ли что-нибудь подобное в «духовном» опыте человечества?
В связи с этими вопросами обратим внимание на диссертацию (Киндеркнехт А.С. Состав поэтических формул с компонентом «сердце» в русской поэзии начала XX века. Диссертация. Пермь. 2013г. сайт 31f.ru.):

«Глава I. Формула поэтической речи как феномен научного знания. 1.1. Формула в естественнонаучной области знания. Термин «формула» в настоящей работе требует определения в связи с широкой сферой его применения. Мы можем говорить о формуле корней квадратного уравнения, формуле серной кислоты, формуле равноускоренного движения, а также о формуле приветствия, формуле былинного эпоса, стихотворной формуле, но все это есть разные формулы. Приведенные примеры являются отражением использования термина «формула» в различных областях научного знания: математике, химии, физике, филологии.
Известно, что употребительность термина, как и употребительность любого слова, выступает залогом его многозначности. Функционирование исследуемого термина в различных областях научного знания приводит к образованию нескольких научных дефиниций формулы, зависящих непосредственно от предмета исследования конкретной науки, при этом общефилологическая информация часто сочетается в дефиниции с информацией энциклопедической… <…>.
Формула рассматривается как монолексема, имеющая множество значений. Наряду с «математическим» значением, формула имеет значение общего краткого определения какого-либо положения, закона, отношения, приложимого к частным случаям, например, формула счастья, формула любви, а также значение установленного, неизменного текста чего-либо, предписываемой формы изложения, обращения и т.п., например, формула вежливости, формула присяги, и, наконец, формула — это «краткая и точная мысль, выражение, фраза (обычно стандартная, шаблонная)», например, говорить заученными формулами. В приведенных дефинициях выделим следующие семы, объединяющие разные значения одного слова:
1) формула — определение закона, отношения,
2) формула — определение краткое, сжатое,
3) формула — это то, что установлено и неизменно.
Как видим, способность формулы отображать отношения явлений, определенных закономерностей характерна не только для естественнонаучной, но и для гуманитарной области знания, кроме того, краткость и сжатость формулы-определения коррелируют с емкостью и так называемой «упрощенностью» формулы-изображения… <…>.
Формула, по замечательному определению П.Я.Черных, — «краткое, точное (математическое или словесное) определение какого-либо закона, научного положения, правила» [Черных, 1993]… <…>.
В логическом словаре Н.И.Кондакова формула определяется как «представление связей, отношений, существующих между предметами (явлениями, процессами) при помощи знаков (символов), объединяемых определенными операциями» и как «точное общее определение какого-либо закона» [Кондаков, 1971].
Многозначность слова «формула», вероятно, определяется его происхождением. В этимологическом словаре отмечено, что первоисточником исследуемого термина является латинское formula — «правило», «норма», «предписание», «положение», «формула» (уменьшительное к forma — «форма», «изображение») [Черных, 1993].
Немаловажным для определения сущности формулы является терминообразующий элемент форм-, встречающийся в этимологически близком слове «форма». Как известно, форма — это «наружный вид», внешняя сторона», «способ внешнего выражения» [Ушаков, 1935], а также «установленный порядок» [Даль, 1989], «образец, по которому выделывается какой-нибудь предмет», «установленный образец чего-нибудь», «установившийся по традиции шаблон чего-нибудь» [Ушаков, 1935]. Терминоэлемент форм- мотивирует «формулу» как определение установленное, предписанное, иногда стандартное и шаблонное, но всегда отражающее определенные закономерности, отношения в определенной внешней оболочке… <…>.
Слово «формула» включено в терминологию ряда филологических дисциплин: фольклористику, литературоведение, языкознание. Трудности состоят в том, что термин «формула» не зафиксирован в литературоведческих и фольклористических словарях. Заметим здесь, что «формула» все же не является собственно лингвистическим термином, о чем, в частности, писал Г.И.Мальцев, автор фундаментального труда, посвященного формулам фольклора [Мальцев, 1989, с. 45]. Формула — это скорее универсальная категория, которая в отдельных случаях может быть представлена языковыми знаками. Определение формулы как устойчивого выражения касается внешней стороны этого явления и не затрагивает его сущностной характеристики: формула дает представление об устойчивых отношениях явлений. Внешняя, устойчивая сторона формулы, выраженная в символах и знаках (в том числе языковых), является отображением постоянных связей и закономерностей явлений. В значении константы, одним из проявлений которой является постоянное языковое выражение, формулу рассматривает фольклористика. Глубинное понимание сущности формулы применительно к языку фольклора сменяется акцентированием внимания на внешние характеристики в изучении языка индивидуального творчества. Заметим, что отображение констант в форме символов и знаков делает возможным статическое исследование универсалий в определенный период их развития… <…>.
Единый объект изучения филологии — культура какого-либо народа, выраженная в языке, устном творчестве и литературе — несомненно накладывает свой отпечаток на дефиниции термина «формула» в фольклористике, литературоведении и языкознании. Формула отражается в языке, словесном творчестве (как устном, так и письменном) как нечто установленное соотносится с традициями народа, являя собой квинтэссенцию культуры».

(Киндеркнехт А.С. Состав поэтических формул с компонентом «сердце»
в русской поэзии начала XX века. Диссертация. 2013г. сайт 31f.ru.)

За многовековую историю человечество выработало множество различных «формул». Внимательное исследование этого богатого наследия может помочь найти ответы на выше поставленные и другие подразумеваемые вопросы. Одним из наиболее интересных и перспективных направлений в этих поисках может стать изучение, исследование Феномена Тантры, чем, в принципе, и занимается Российская Тантрология, ну а поиском и осмыслением «универсальных формул», о которых говорилось выше, мог бы заниматься такой раздел Российской Тантрологии как Культурология (Тантры) (см. статью 3.4. «Культурология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии»). Почему так? Ответ можно найти в статье 2.10. «Тантра как древнее индийское Учение» и в статье 3.4.5 «Древнеиндийская Цивилизация и Культура».

 

2. «ФОРМУЛА» КУЛЬТУРЫ.

«Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культуры употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура) конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизни людей».

(Советский энциклопедический словарь. М. 1985г.)

«Само понятие «культура» многозначно и объединяет различные точки зрения. По оценкам ряда исследователей, существует несколько сотен определений культуры. В современной Культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная интерпретации культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, отражающийся во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры выявляет роль и значение идеальной модели должного в жизни общества. Культура в ней представляется как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.
До сих пор не существует единой концепции культуры. Но наиболее сформировавшимися являются несколько подходов, которые отражают основные тенденции в этом вопросе. Это — культура как вторая природа, созданная человеком и создавшая его и, культура как детерминированное поведение человека (воспроизведение или следование культурному образцу — паттерну). Выделение этих двух тенденций весьма условно, поскольку в рамках каждого направления существуют бесчисленное количество вариаций».

(Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь
общего и основного. Диссертация. Майкоп. 2007г.)

«Культура (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной Культуре (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.). Культура — явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. В противоположность идеалистическим теориям Культуры, отрывающим духовную Культуру от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт «элиты», Марксизм-Ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной Культуры. Будучи зависимой от материальных условий, духовная Культура не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т.д.).
Культура выступает как многообразная по национальным формам, интернационалистская по своему духу и характеру; интенсивнее становится обмен материальными и духовными ценностями между нациями, культурная сокровищница каждой нации все больше обогащается творениями, приобретающими интернациональный характер. Это способствует формированию будущей единой общечеловеческой Культуры».

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Основа и суть культуры — это память. Разнообразие и индивидуальность культур, равно как и самих индивидов, задается тем, что, как и зачем удерживается и сохраняется, то есть «памятными формами». Разумеется, что и язык служит той же цели, но есть еще многое такое, что не может быть подведено под понятия современной европейской теории Культуры, основывающейся на структурном лингвистическом, семиотическом подходе, считающем Культуру знаковой системой, с дополнением, в лучшем случае, социологического подхода. Но не все есть общение, не все подлежит коммуникации. Язык аналогичен деньгам, подобен средствам обмена, универсальному посреднику, на рынке все можно купить за деньги, но «все» не есть деньги: и только для современного западного человека не кажется абсурдным утверждение, что «все есть деньги». Можно сказать, что и сама эта теория Культуры как текста, как языка, есть результат и как бы завершение именно европейского хода тех изменений в Культуре, которые произошли на «Западе». Это результат его самосознания. В этой теории «Запад» выбалтывает свою тайну: тайну отщепления смысла от разнообразных форм общения, при котором первый, в конечном счете, и окончательно утрачивается, забывается.
Однако научная теория Культуры не имеет ни намерения, ни средств толковать о «смысле», потому что этот последний полностью выходит за линии ее картины по ее же собственным, ею же принимаемым в качестве предпосылок, определениям. Хотя именно «смысл» и есть та сверхзадача, которая выступает на первый план при рассмотрении любой проблематики, касающейся того, что условно называют «Восток и Запад»».

(Любимова Т.Б. Интуиция-творчество-знание-опыт. // Ориентиры. Сборник. 2001г.)

«Культура. Слово «культура» в общественных науках и особенно в истории употребляется в двояком смысле. Во-первых, под Культурой разумеется известная степень образованности, когда, например, говорят о культурных народах или классах общества в противоположность некультурным народам или классам; в том же смысле употребляются выражения в роде таких, как культурный человек, культурные привычки и т.п. Другое, более широкое словоупотребление придает Культуре значение вообще быта или внутреннего состояния, без какого бы то ни было указания на степень развития того или другого народа, класса, общества и т.п. В этом смысле говорится, например, о первобытной культуре, т.е. о культуре таких эпох и народов, которые при употреблении в первом значении должны быть названы некультурными. Говоря о культурной истории, имеют в виду Культуру в смысле быта вообще. В этом отношении Культуру разделяют на материальную (жилище, одежда, орудия, украшения и т.п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы и т.п.); но если говорить о Культуре в более тесном смысле, не обозначая определенно, о какой Культуре идет речь, то под словом «культура» разумеется обыкновенно Культура Духовная: это — Культура par exellence. Культурную историю противополагают или истории политической, как внутреннюю — внешней, или истории специальной, как историю духовных сторон исторического быта — история общественного строя. К нам употребление термина перешло из немецкой научной литературы; у французов и англичан, вместо слова «культура» употребляется слово «цивилизация»».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Итак, вам понравилось мое определение Культуры и Цивилизации. Надо отдать справедливость, что и в Индии, и в Китае такое определение понятия культуры и цивилизации было понимаемо очень легко и приветствовано как нечто вполне естественное.
Но так было не везде. Иногда мне вообще предлагалось исключить слово культура, так как цивилизация будто вполне выражает оба понятия. Мне приходилось доставать с полок всякие толковые словари, чтобы, даже формально, доказать различие этих двух слов. Конечно, оппоненты меня не убедили, но и не уверен, убедились ли они сами. Может быть, в силу каких-то предрассудков они продолжают считать, что цивилизация есть нечто ощутимое, а культура нечто эфемерное — отвлеченное. Может быть, несмотря на все доводы, кто-то все-таки полагает, что присутствие крахмального воротничка или модного платья уже является залогом не только прочной цивилизации, но, может быть, и культуры. Ведь так часто внешние, условные признаки легкомысленно принимались за неоспоримое достижение.
Но в Культуре нет места легкомысленности. Именно Культура есть сознательное познание и осознание, духовная утонченность и убедительность. Между тем, как условные формы Цивилизации вполне зависят даже от приходящей моды. В существе своем Культура незыблема и, прежде всего, живет в сердце человеческом. Просветленное осознание может дышать лишь в Культуре. Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит путь ко всему просветленному и прекрасному. Ясность и простота, гармония, совершенство и красота — вот чего ждет наше сердце…
Нереализованное, подавленное Желание Любви и Красоты — причина всех психических болезней и неврозов, депрессии, тоски, отсутствия вдохновения и творчества. Качество крови зависит от чувства радости и наслаждения, от переживаний, которые испытывает человек, соприкасаясь с красотой и растворяясь в любви. При отсутствии любви и радости сердце холодеет, сжимается, что нарушает кровоток и снабжение мышцы сердца кислородом и праной. Умение радоваться помогает работе сердца».

(Рерих Н.К. Нерушимое. Культура — победительница.
1934г. Пекин. Сайт agniyoga.roerich.info.)

«Культура. В широком понимании культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) — это универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Или иными словами, культура — это вся деятельность человека и ее результаты.
Однако в нашем случае необходимо более прикладное определение данного термина. Кроме того, сфера нашего интереса не культура вообще, а этническая культура. С точки зрения этнопсихологии, этническая культура является психологической защитой индивида и содержит в себе основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия этноса в мире, вокруг которых выстраивается в национальном сознании вся структура бытия. В этом, прежде всего, и состоит защитная и адаптивная функции этнической культуры. Благодаря ей народ, конкретный человек получает возможность сохранять, передавать и развивать стереотипы мифосознания, рождённые феноменом целостности, соборности и смысловой наполненности жизни мироздания.
Таким образом, в специфическом, операционном значении культура может рассматриваться как «функционально обусловленная структура, имеющая внутри себя явно выраженные механизмы самосохранения даже в меняющихся культурно-политических условиях, способствующие как адаптации своих членов к внешнему — природному и культурно-политическому окружению (в этом — адаптивная функция культуры) так и приспосабливанию внешней реальности к своим нуждам и потребностям (в этом — адаптирующая функция культуры)».
Культура решает, в итоге, двуединую задачу: придаёт остойчивость этническому организму, благодаря сохранению и воспроизведению актуализированных современностью архетипов мифосознания, которые как инварианты абсолютных, универсальных, трансцендентных ценностей присутствуют в вечности, и обеспечивает его динамику, благодаря творческим инновациям. Для этого культура имеет в себе сложные многоуровневые системы, позволяющие сохранять взаимосвязь и взаимообусловленность частного и целого, старого и нового, своего и чужого, нормативного и ситуативного. В этом отношении культуру можно определить как информационную сверхсистему, которая обеспечивает как прямую, так и обратную связь пространственных и временных целостностей».

(Определение понятий. Казачий информационно-
аналитический центр. Сайт kazak-center.ru.)

«Культура. Человеческий словарь освящен несколькими богатыми по содержанию словами, одним из которых является слово «культура». Этимологическое определение Культуры, которая включает в себя привычки, искусство, социальные институты определенной группы людей, их язык, представления, верования, ритуалы, церемонии, орудия труда, технические приемы и другие элементы, указывает в своей основе на человека. Именно его необходимо тщательно изучать. Долгие споры о том, чтобы дать Культуре абсолютно рациональное определение, лишают ее всякого смысла. Рационализм упрощает; он исключает любой другой вид знания. Вкратце под Культурой подразумевается изменчивая традиция определенной группы людей, более того, собственно изменение мы пытаемся определить как культуру. Она имеет дело с тем, что находится «внутри» людей, каким образом данное «содержимое» прорастает в душе и как этот рост соотносится с «внешней стороной» жизни человека.
Аспекты внутренней жизни не могут быть выражены в терминах различных экономических законов и в количественной форме. Они достигают наибольшей глубины исключительно во взаимосвязанности жизни, которая отвергает любое установление различий. Если не принимать во внимание некоторые заблуждения, ее проявления являются общими для процесса роста, указывая на взаимосвязь со всей жизнью. Это единство духовной жизни и является своеобразным капиталом, в котором, как обычно, под процентами понимается внешнее выражение и процветание. Эта реальность, единственной основой которой является по большей части нераскрытое культурное самовыражение, обычно создает культурные принципы. Культура обретает крылья через закрепление этой реальности, единственной реальности среди разнообразия, становясь причиной красочного проявления спектра добродетелей и ценностей, являя себя в их элементах, которые находятся в потоке постоянного обновления.
Любые изменения обладают двумя существенными аспектами: историей и видением будущего. Считается, что Культура является здоровой, если она глубоко укоренена в прошлом и открыта для постоянного обновления, различных вычленений и оценок, которые являются субъективными проявлениями, а не объективными трансформациями. В Культуре мы имеем дело с идеями о человеке известном (область науки) и человеке неизвестном (область духовности). «Тело» культуры подвержено процессу роста, увядания и даже смерти, тогда как душа остается бессмертной. Она основывается на реализации Упанишад: «Атман есть Брахман». У Свами Вивекананды это выражение приняло следующую форму: «Каждая душа потенциально божественна». Он помещает во главу угла человека. Основные черты Культуры подвержены стрессу постоянного обновления. Это процесс изучения и, конечно, обучения. Поскольку то, чему обучают, не совсем соответствует тому, что усваивается, то определенная часть обучаемого теряется, создавая почву для возникновения новых добавлений. Этих изменений невозможно избежать, скорее наоборот, они должны приветствоваться и приниматься. Из-за подобных измерений Культура остается вечным динамическим феноменом. И, тем не менее, она не должна вступать в компромиссы с душой, являющейся сущностью человека. Это и есть замечательная Культурная Традиция; существует следующее выражение: «У Культуры нет Традиции, она сама по себе есть Традиция»».

(Культура и цивилизация: перспективы единой формулы.
(Журнал «Веданта Кешари». 2002г. Сайт vedanta.ru.)

«1. Теория Культуры. На протяжении всей истории человечества философская мысль обращалась к проблеме фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой — и тем, что создано самим человеком, как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Напряженные дискуссии о роли и месте культуры в жизни человека и общества — одна из примет современности…
Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается конкретным человеком как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным, субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек стремится понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества.
1.2. Понятие Культуры. Культура (от лат. colere-cultura — возделывание, обработка) — это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Культуру можно представить в единстве трех ее непрерывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности, степени развития личности…
Понятие «культура» имеет множество оттенков смысла. Обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Американские культурологи А.Кребер и К.Клакхон в книге «Культура, критический обзор определений» (1952г.) подсчитали, что с 1871г. по 1917г. было дано всего семь определений культуры (первое — Э.Тайлора), а за последующие тридцать лет в научный оборот введено еще сто пятьдесят семь. А.Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968г.) насчитывает уже двести пятьдесят определений. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления…
Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. В ХХ в. стало совершенно очевидным, что культура, во всех своих масштабных модификациях — от культуры личности до культуры человечества, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи, — является целостным и самоорганизованным образованием, т.е. системой, причем системой функционально и исторически развивающейся в силу связей с природой и обществом.
Структура Культуры. Культура представляет собой сложную системную ценность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. С точки зрения деятельностной концепции формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. Каждый из этих видов обладает своими особенностями и в свою очередь делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой, связанные с формой их бытия, сосуществующих между собой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого».

(Культурология. / О.С.Борисов, Н.О.Свечникова, И.И.Толстикова,
Н.В.Филичева, Н.Н.Фомина. СПб. СПбГУ ИТМО. 2008г.)

«Феномен Культуры. Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении. В современной научной литературе встречается более 250 определений Культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:
1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: Культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2. Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что Культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: Культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь Культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения: Культура — это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) Культуры.
8. Идеологические определения: Культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: Культура — это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты Культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, «суперорганична», т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.
Культура — это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще «лучами культуры». Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ведь недаром же говорят: «Он мне мил не потому, что хорош, а хорош, потому, что мил». Таким образом, можно сказать, что ценность — это субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса».

(Смирнова О.Л. Культура и цивилизация. 2003г. Сайт area7.ru.)

«2. Определение Культуры и её функции. По подсчетам американских культурологов А.Кребера и К.Клакхона, с 1871г. по 1919г. было дано 7 определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка XIX в. Э.Б.Тайлора в его книге «Первобытная культура». С 1920г. по 1950г. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по некоторым оценкам, существует уже более 500 определений культуры.
Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, изменение под воздействием человека, его употребляли в трактатах и письмах Древнего Рима. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности.
В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.
В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694): он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам. По сей день в понятии «культура» сохранился этот смысл чего-то развитого и специально поддерживаемого.
Рождение понятия «культура» не случайно совпало по времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Ныне понятие «культура» все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека.
В философско-энциклопедическом словаре (М. 1983г.) «культура» означает историческо-определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материалах и духовных ценностях… <…>
В культуре существуют собственные законы функционирования, которые помогают объяснить изменения, происходящие в ней, что помогает выделять в культуре определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В истории России выделяются культура Киевской Руси, Московской Руси и золотой век русской культуры XIX в., серебряный век поэзии XX в. и др.
Основополагающие институты Культуры: миф; религия; искусство; наука.
1. Миф — наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к закону; фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического»; миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.
2. Религия — религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Главное в религии — это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем; ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу; культура модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет под значительным влиянием религии.
3. Искусство — искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией; искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира; искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи; роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот; в целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
4. Наука — один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование.
Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты.
Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, более условна. В истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура — как одухотворяющая сила».

(Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций.
М. МИЭМП. 2005г. Сайт azbook.net.)

«Термин «культура» восходит к лат. cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, поддержание ее плодородия. В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т.е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» — «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ).
Культура — это «возделанная» природа, совокупность норм совместной жизни и объектов, созданных в дополнение к природным. На фоне природы культура — это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира человек формирует и воспитывает себя.
При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и боги выступают представителями природы. Культура — это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы социального бытия человека — его сопричастность родине, народу, его истории и судьбе… <…>.
Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура — это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.
Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С.Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.
Таким образом, культура — это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.
Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог. Необходимость такого диалога резко возросла в XX в.
III. Культура как система ценностей. 1. Культура как ценностно-нормативное основание общественной жизни. Функции культуры в обществе. 1. Культура — способ жизнедеятельности человека, отличительная особенность которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального и духовного мира перед человеком предстает в виде ценностей. Мир человека — это мир ценностей. Одни и те же предметы, явления, идеи для разных людей, эпох и культур имеют разную значимость. Для современного цивилизованного человека луна, звезды, огонь не более чем явления природы, для людей первобытной эпохи — живые существа, наделенные духом. Материальное благополучие, земная жизнь, свобода сегодня высоко ценятся в западноевропейской культуре, однако в средневековье они оценивались значительно ниже.
Каждая культура базируется на определенной системе ценностей. Они определяют ориентацию человека и общества, цели и идеалы, образ жизни, смыслы существования, регулируют поведение людей. Ценность не является объективным свойством предметов и явлений, она является характеристикой субъектно-объектных отношений и выражает значимость явлений для субъекта, которая, в свою очередь, зависит от потребностей, интересов, целей, мировоззрения…
На уровне общества ценности представлены в более целостной, стройной и иерархической системе. На этом уровне выясняется, какие ценности разделяются большинством, на что люди ориентируются, чему отдают предпочтение. Система ценностей культуры представляет собой предметное воплощение общественных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данного общества, ее конкретно исторического образа жизни.
Ценности и цели придают смысл человеческой деятельности и жизни. Система ценностей создает смысловые поля различной напряженности. Человек, побуждаемый поиском смысла своих действий, не может вести себя индифферентно. Он либо принимает существующие смыслы, либо становится к ним в определенную оппозицию, либо пытается найти компромисс. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности. Поэтому развитые культуры полиморфны и многозначны. Обладая более богатым набором ценностей, они имеют более высокую степень выживаемости».

(Культурология. Учебно-практическое пособие для
студентов всех специальностей и всех форм обучения.
/ Под ред. проф. Ереминой Е.В. МГУТУ. 2007г.)

«Сущность Культуры. Общее и научное понимание Культуры. Давайте рассмотрим, что представляет собой Культурология. Культурология — это наука о культуре. Мир культуры чрезвычайно многообразен, многолик. В обыденном понимании в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь искусство, литературу. Третьи под культурой понимают определённую идеологию, четвёртые — интеллигентность. Наиболее полное содержание сущностной основы культуры заложен в определении, предложенном в 1871г. Э.Тейлором. «Культура — комплекс, включающий знание, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». Однако по мере развития общества в данное понятие культуры добавляются все новые и новые черты. Культура — это явление развивающееся, внутренне противоречивое.
Определения культуры. Система знаний о культуре складывалась постепенно, в процессе изучения культуры в её историческом развитии и социальном функционировании. В разные культурные эпохи наблюдается историческое изменение понятия культуры, что можно представить в следующей таблице.
1. Античность. Культура — это:
1) целенаправленное воздействие на природу (обработка, уход, возделывание земли);
2) воспитание меры, гармонии и порядка. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями. «Пайдейя» (культура) — процесс формирования культурного человека (идеал человека);
3) культ (почитание, поклонение богам).
2. Средневековье. Культура христианская. Монотоистическое и креацинистское понимание культуры. Культура — это:
1) преодоление ограниченности и греховности человека;
2) постоянное духовное самосовершенствование человека;
3) осознание им своего духовного родства с Богом.
3. Возрождение. Гуманистическое и антропоцентрическое понимание культуры. Культура — это:
1)чувственная красота природы и телесно-духовная красота человека;
2) стихийно-индивидуалистическая ориентация человека, признававшего только свои желания;
3) результат собственных человеческих творений; то, что возвышает человека.
4. Новое Время (эпоха Просвещения. XVIII в.). Понимание культуры приобретает статус научности. Культура — это:
1) степень человеческого в человеке, т.е. его внутреннее духовное богатство;
2) разум человека.
5. Современная эпоха. Культура — это:
1) совокупность взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей;
2) техногенное, всестороннее развитие человека.
Модели (теории) культуры. В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели (теории) культуры.
1. Натуралистическая модель XVIII в.;
2. Классическая модель культуры XIX в.;
3. Неоклассическая (модернистская) модель культуры;
4. Постмодернистская модель культуры…
Современные подходы (аспекты) осмысления культуры. В Культурологии различают ряд подходов (аспектов) понимания культуры.
1. Аксиологический (ценностный) подход;
2. Деятельностный подход;
3. Семиотический (информационно-знаковый) подход;
4. Социологический подход;
5. Гуманитарный подход;
6. Личностно-атрибутивный подход…
Исходя из разных точек зрения, концепций о культуре, суммируя их, можно выделить основные определения: 1. Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д. 2. Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности». 3. Культура как сумма общественных достижений. 4. Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества). 5. Среди множества концепций и определений культуры в современной науке исходным является понимание культуры как деятельности (Э.В.Ильенков, Ю.Н.Давыдов, Г.С.Батищев и др.). Культура как духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели. В этом понимании культура предстаёт как духовный компонент совокупного производства. 6. Э.С.Маркосян, исследователь Культурологии — решительный противник рассмотрения культуры как всякой человеческой деятельности. За культуру он принимает деятельность технологической функции, поэтому его концепция называется «технологической». Таким образом, подводя итог, можно дать определение культуре следующее: культура — это исторически сложившаяся и диалектические изменяющаяся целостная система специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных материально-духовных результатов, а также поведенческих нормативов, внутренних ценностей человека, характерная степень и уровень развития общества…
Культура — это вся совокупность материальных и духовных благ, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества и передавать от поколения к поколению. Культура, несомненно, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя её, тем не менее, проявляет свою подлинно человеческую сущность именно в области духа, что находит своё выражение, прежде всего, в совершенствовании и самого человека, а не в окружении его материальным богатством, хотя одно не отрицает другого, а первое невозможно без второго. Даже убеждённый материалист и атеист, немецкий философ Л.Фейербах говорил о том, что «не плоть, а дух делает человека человеком».
По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальным или духовным. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура… Говоря о глобальной роли духовной культуры, нельзя не вспомнить слова В.М.Межуева, одного из теоретиков культуры в нашей стране, который писал: «Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, норм общения». Значит, главная роль духовной культуры и состоит в развитии личностной культуры, то есть в пробуждении в человеке личности».

(Культурология. Лекции по Культурологии. Сайт studentu-vuza.ru.)

«Часть 1. Основания и структура Культурологии. …В задачи этой главы никак не входит подробное рассмотрение этой воистину неохватной проблемы. Но мне бы хотелось, чтобы читатель, приступая к чтению непростых текстов о сущности и функциях Культуры, получил хотя бы приблизительное представление о масштабах проблемы неопределенности и неисчислимости сущностных и функциональных характеристик Культуры, с которыми ему все время предстоит сталкиваться. Возможно, это относится к основным имманентным свойствам Культуры: ее, как жизнь или сущность человека невозможно выразить в простой короткой дефиниции.
Тем не менее, сознательно упрощая вопрос, я попытаюсь свести многообразие представлений о Культуре к нескольким основным определениям (мною предлагается не более чем одна из сотен возможных классификаций; далее в книге будут приводиться и другие; к тому же в разных национальных научных традициях принято делать акценты на разных свойствах Культуры):
— Культура — это способ познания и упорядочивания мира для практических и психологических нужд и потребностей человека;
— Культура — это средство самоорганизации совместной жизнедеятельности людей в виде определенных устойчивых сообществ на основании того или иного типа социальной солидарности, определяющего историческую типологию самой данной культуры;
— Культура — это механизм выработки и селекции определенных способов поведения, практической и интеллектуальной деятельности по удовлетворению интересов и потребностей людей («правил игры» коллективного сосуществования), закрепляющий в их сознании и привычках (нравах, обычаях, традициях, ментальностях и т.п.), наиболее приемлемые технологии этого существования (сохраняющие общество в консолидированном состоянии), которые могут быть определены как совокупный групповой социальный опыт данного общества;
— Культура — это совокупная общественная и индивидуальная деятельность по реализации потенций и способностей, заложенных в человеке;
— Культура — это особый способ рефлексии и фиксации социального опыта в виде определенных «культурных текстов» (вербальных и невербальных, политических, мифологических, религиозных, философских, художественных, публицистических и пр.), задающих более или менее общепринятые нормы (стандарты) коллективного бытия и сознания, а также индивидуального поведения и суждения каждого человека в отдельности;
— Культура — это система допустимых в данном обществе границ интерпретации и способов применения на практике этих «культурных текстов» (норм, образцов), что воплощается в исторически складывающейся системе мировоззренческих установок (религии, идеологии), ценностных ориентаций, этических и эстетических предпочтений, реализуемых на практике традиций, законов, установлений и пр.;
— Культура — это средство распредмечивания объектов окружающего мира, наделения их смыслами, потребными человеку, а также выражения этих смыслов на системных языках символов и условных знаков (задающих имена этим объектам, из манипуляции которыми собственно и составляются «культурные тексты»), и одновременно средство опредмечивания интеллектуально-образного мира человека в процессе реализации теоретических принципов (смыслов), заложенных в многообразии писанных и неписанных «культурных текстов», нравах, обычаях, традициях в социальной практике жизнедеятельности людей;
— Культура — это средство межпоколенного воспроизводства общества как устойчивой и исторически своеобразной социокультурной целостности, осуществляемое путем трансляции социального опыта (во всем многообразии форм его манифестации — политико-
правовых, религиозных, философских, публицистических, художественных и иных, в чертах обычаев, нравов, этикета, традиций, способов изготовления любой социально значимой продукции и т.п.), что реализуется в социальной практике общества в ходе социализации и инкультурации каждой отдельной личности;
— Культура — это то, что не передается детям от родителей генетически, но всегда выучивается новым поколением «с нуля»;
— Культура — это средство реализации функции обучения как в обыденной сфере неформального общения людей (воспитание, социальная коммуникация), так и через систему специальных «культурных институтов» (образовательных, просветительских, информационных), непосредственной целью которых является социализация и инкультурация индивида;
— Культура — это самокорректирующаяся система, постоянно колеблющееся поле норм, правил и прочих элементов социального опыта, меняющихся как под влиянием внешних природных и исторических обстоятельств существования общества (адаптация), так и в связи с постоянными коллективными или индивидуальными противоречиями и конфликтами внутри самого общества, социальным соперничеством, демографическими кризисами, наплывами эмигрантов, рождением гениальных личностей, всплесками активности криминалитета и т.п.;
— Культура — это поле весьма неравномерного (в цивилизованную эпоху) распределения различных элементов социального опыта (культурной компетентности, социальных ролей и функций и т.п.) между разными людьми и их группами, что способствует, во-первых, формированию специфических групповых интересов (не всегда адекватных общенациональным), и во-вторых, становлению дифференцированного и специализированного личного социального опыта, индивидуальных интерпретаций общественных стандартов, интеллектуального и художественного творчества и т.п., что является одной из главных причин порождения новаций, изменения ценностных принципов и иных проявлений творческого потенциала, заложенного в человеке;
— Культура — это зона постоянных конфликтов (или напряжений) между общественными стандартами и их индивидуальными интерпретаторами, благодаря чему она практически всегда в той или иной мере является средством насилия общества над личностью, порядка над произволом, норм социальной адекватности над личными социальными притязаниями и т.п.;
— Культура — это система каналов непрерывного перетекания различных информационных потоков, обмена информацией между людьми, причем почти вся эта информация является плодом бесконечных комментариев тех самых «культурных текстов», норм и правил, о которых речь шла выше, т.е. вторичным цитированием, комментированием и компилированием чужих мыслей и идей (в полном соответствии с постмодернистской парадигмой), что, однако, не гарантирует даже самое традиционное общество от появления каких-либо оригинальных культурных новаций, порождения новых смыслов, оснований социальной солидарности и способов ее осуществления.
Культура (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным. Культура — это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных системой отношений, коллективно решаемыми проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков, форм деятельности и образов сознания, аккумулированных и отобранных социальным опытом как приемлемых с точки зрения консолидированности и воспроизводства общества как социальной целостности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения, воплощенными в системах социальных целей, идеалов, ценностей, правил, обычаев, стандартов, методов социализации и инкультурации личности, и опредмеченными в специфических чертах технологий и продуктов человеческой деятельности; мир символических обозначений явлений и понятий, созданный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.; мир познания — интеллектуальных и образных рефлексий бытия, способов и результатов расширения и упорядочивания представлений о мире с целью его практического преобразования, расширения объемов производства, распределения и потребления социальных благ; мир творчества — открытия новых технологий материального и духовного производства; мир «культурных текстов», фиксирующих все перечисленные формы социального опыта в различных знаковых системах.
Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействия, обозначений и оценок, социальной консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, символических, оценочных) и т.п. Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро — это набор «правил игры» коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции)».

(Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2000г.)

* * *