Статья 3.3. Концептология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

продолжение

4. ТАНТРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.

В 2006г. сразу в двух издательствах вышел перевод одного из самых уникальных «индийских» произведений, которое приписывается Шри Шанкарачарье, древнеиндийскому мистику (788-820гг.), поэту, выдающемуся философу, религиозному реформатору, основателю множества монастырей/матхов, великому интеллектуальному и многогранному гению, воплотившему в себе редкие качества поэта, философа, ученого, комментатора, святого мудреца и религиозного деятеля (по общему признанию Шанкара был самым выдающимся религиозным деятелем Индии со времен Гаутамы Будды), которое посвящено Богине-Матери и считается тантрическим произведением (см. статью 3.13.4. Тайна термина «сватантра»»). Это произведение уникально по многим причинам, но мы обратим внимание на один существенный момент, который обнаруживаем в аннотациях к этим изданиям. Это касается тантрических концепций.

3.3 Шанкара Волна Красоты

«Аннотация: «Саундарья-Лахари» Ади Шанкарачарьи по сути представляет собой поэтическое произведение, наполненное высшей религиозностью, несмотря на содержащиеся в нем Тантрические Концепции. Нет сущностного различия между Ведическими идеалами Наивысшего и Тантрическими. Тантрическая Концепция Шивы и Шакти та же, что и Ведическая Пуруши и Пракрити, или Адвайтистская Брахмана и Майи»

(Ади Шанкарачарья. Волна Красоты. Велигор. 2006г. 160 стр.)

3.3 Шанкара Тантра

«Аннотация. «Ади Шанкарачарья Тантра» — практическое руководство к выполнению тантрической садханы, основывающееся на работе великого философа Джагадгуру Шри Ади Шанкарачарьи «Саундарья-Лахари», фундаментальном тексте Шактизма. Сто мантр, сто янтр и сто тантр, представленные в этой книге, являются бесценными ключами к сокровищнице совершенств Богини-Матери, ведущей своих почитателей к глубокой духовной и физической трансформации. Особый интерес книга представляет для последователей культа Шива-Шакти.
«Введение. Впервые русскоязычному читателю-духовному искателю представляется возможность познакомиться с уникальным в своём роде тантрическим текстом, основой для которого стало известное произведение Великого Мастера, философа-реформатора, Джагадгуру (Учителя Мира) Шри Ади Шанкарачарьи «Саундарья-Лахари» (далее СЛ). Раскрыв тайный смысл и силу величественных строк этого древнего гимна, ученики и последователи Шри Шанкары, сведущие в Тантре, снабдили его соответствующими Янтрами, мистическими диаграммами, графически выражающими смысл каждого из стихов этого гимна, и дали прайогу (особые указания по применению). Так родилась эта «Ади Шанкарачарья Тантра», которая, наряду с «Прапанчасара-Тантрой», стала одной из немногих работ Шри Шанкары, посвящённых Богини Матери…
СЛ — самый значительный гимн Ади Гуру, посвящённый Богине Матери, ставший впоследствии, фундаментальным текстом Шактизма (культа Шакти), в котором поклонение Высшему осуществляется в лице Матери Вселенной.
Существует предание, что авторство этого гимна имеет квазибожественную природу, т.е принадлежит Самому Богу, а Шри Шанкара только явил его людям. Сказывается тот факт биографии Шанкарачарьи, когда, будучи в Варанаси он бесследно исчез из города, а спустя некоторое время также неожиданно появился обратно. Очевидцы утверждали, что в это время он переместился на Кайласу, место жительства Шивы и именно там, он и обнаружил этот гимн, записанный на стене. Когда же он стал читать его вслух, Ганеша сын Шивы начал стирать его снизу, дабы не передать тайное знание этого гимна в мир людей. Поэтому Шри Шанкаре якобы удалось прочитать только первые сорок один стих, а остальные пятьдесят девять пришлось сочинить самому. Полный текст этого гимна, состоящий таким образом из ста стихов, он огласил в мире людей.
Между этими двумя (незримыми на первый взгляд) частями гимна имеются различия. Первая (с 1 по 41 вирши) имеет дело с такими понятиями как Мантра, Янтра и другими частично философскими и частично ритуалистическими канонами Шактизма, а также с таинством Кундалини-Йоги. Эта часть называется Ананда-Лахари или «Волна Счастья». Вторая (с 42 по 100 вирши), описывает внешний облик Деви, в хорошо известном в санскритской поэтике стиле святых Аланкаров и называется «Саундарья-Лахари, «Волна Красоты». Под этим именем весь гимн целиком и известен сегодня.
По сути — это поэма глубочайшей преданности, строящаяся на фундаменте Адвайты (Недуализма) и содержащая тантрические концепции, что делает её абсолютно реалистичной. Нет никакого различия между ведическими идеалами Божественной Природы и Тантрой. Понятие Шива-Шакти в Тантрах то же, что Пуруша-Пракрити в Ведах или Брахман-Майя в Адвайта Веданте…
СЛ — один из немногих тантрических текстов, в котором представлены взгляды сразу двух философских систем Шактизма Самайя и Кула. Первая, как известно, уравнивает положение Шивы и Шакти, уделяя большее значение медитационным практикам… Шива и Шакти в этом контексте обретают даже схожие имена, и известны как Samaya и Samayaa, а сама форма поклонения и путь духовного совершенствования именуются Самайячара (Samayacara).
Позиция философской системы Кула, в которой, как правило, главенствующее положение принадлежит Шакти, заявляет о себе с самых первых строк этого гимна… Подобное доминирующее положение Шакти провозглашается и в других стихах СЛ. Особый интерес здесь представляют 34 и 35 вирши, в которых, как полагают, отражены взгляды двух сект Кулы: Purva-Kula и Uttara-Kula. Обе секты Кулы образуют путь Кулачара (Kulacara, Kaulamarga) — духовный путь этой традиции…
Сто стихов СЛ, ставшие в этой Тантре ста мантрами, вместе с соответствующими им янтрами и садхана-прайога-видхи («практическим методом осуществления», способом реализации Шакти данной тантры) обретают новое значение и, по сути, становятся независимыми ста тантрами, каждая из которых, как и полагается, несёт определённые сиддхи (совершенства). См Шанкара заявляет об этой Тантре следующее: «Вначале, Шива был удовлетворён, предоставив миру, шестьдесят четыре Свои Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых, наделяет определённого рода сиддхами и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но, впоследствии, благодаря особой настойчивости Деви, Он открыл миру Эту Её собственную тантру, независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений» [СЛ, 31]. Другими словами — это единственная Тантра Богини Матери, следуя которой человек может обрести и каму, и артху, и дхарму и мокшу в течение одной жизни…
Отождествляясь в процессе садханы с Богиней Матерью и Её различными проявлениями (богиней Лакшми, Сарасвати или Трипурасундари), со временем садхака становится обладателем богатства знания или принимает такую ослепительную внешность, что может соперничать с самим богом любви. Шаг за шагом, по мере очищения сознания, такой духовный аспирант через осознание своего единства с Божественной Энергией (Шакти) приходит к переживанию вечного единства с Её Источником (Шивой) и, как следствие, — к окончательному освобождению (мокше). Такова вкратце идея садханы, представленной в этой Тантре».

(Ади Шанкарачарья Тантра. / Введ. и пер. Б.Динанатха. Старклайт. 2004г., 2006г. 128 стр.)

В различных изданиях и сети Интернет можно найти самые разные утверждения относительно тантрических концепций. Чтобы хоть как-то «определиться» с тантрическими концепциями, обратим внимание на следующую информацию.

«Буддийская тантрическая концепция несколько отличается от индусской».

(Тантра. 25.02.2008г. Сайт ucrazy.ru.)

«Тантра — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция».

(Краткий словарь Йоги. Хатха-Йога в Киеве. Сайт ukryoga.com.)

«…Этому вероучению забвения противостоит тантрическая Концепция Пути левой руки…».

(О Богине Кали, Кали Юге и Пути (версия). 27.10.2010г. liveinternet.ru.)

«Тантра и реальность внешнего мира. Наряду с телоутверждаюшей концепцией, Тантра отстаивает также мироутверждающую концепцию: тантрическая философия обосновывает реальность внешнего мира, что противоречит другим системам, которые отрицают реальность как внешнего мира, так и тела».

(Давид Фроули. Тантра. Тантрическая Йога и Мудрость Богинь.
Духовные секреты Аюрведы. Ника-Центр. 2006г. 272 стр.)

«Тантрический Буддизм. …Йога внутреннего тепла (Чунда-Йога, тиб. тпуммо) особенно популярна в тибетской школе Кагью-па (Каджуд-па). Типологически она соответствует Кундалини-Йоге Шиваизма, хотя и не знает концепции Кундалини-Шакти и ее соединения с Шивой-Атманом. Чунда-Йога предполагает работу с чакрами и нади для сублимации внутренней энергии (что выражается внешне в сильном разогреве тела) и трансформации сознания». 

(Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного.
Психотехника и трансперсональные состояния.
4-е изд. СПб. Петербургское Востоковедение. 2005г.)

«В Индии существуют различные виды духовных писаний: Веды, Упанишады, Пураны и т.д. Во всех этих писаниях содержится одно духовное зерно, объединяющее их как писания Индуизма. Концепция единого Бога, кармы, освобождения и обретения высшего состояния — является общей как для всех индуистских писаний в целом, так и для Тантр. Тантры, однако, — это непосредственные руководства к действию, и они содержат в себе множество практических методов для реализации. Содержание Тантр охватывает весь спектр жизни человека, не отметая никаких сторон существования».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра:
Постижение высшей реальности. СПб. 1991г. 112 стр.)
(Тантры. Сайт «ШайваВики». wiki.shayvam.org.)

«Возникает вопрос — почему символизм цветов в Тантре играет столь важную роль? Чтобы понять это, мы должны вернуться к базовой теме Тантры. И эта тема, как мы уже неоднократно видели, касается прямого переживания. Вот, собственно, в чём состоит сущность Тантры — она не в теориях, не в спекулятивных концепциях, не в философских доктринах, она заключается в непосредственных переживаниях. Переживании чего? Если выразить это коротко, то в переживании себя, своего собственного «я», каковым оно является в реальной действительности в своей глубинной, истинной, конечной сущности».

(Урген Сангхаракшита. Тантрическая символика цвета.
Сайт Буддийской Общины Триратна «Буддаяна. Путь Будды». buddhayana.ru.)

«Тантрический массаж основан на концепции энергетических меридианов, которые пронизывают невидимыми энергетическими потоками все тело человека. Каждый меридиан снабжает жизненной силой определенные внутренние органы и системы. Места на теле человека, где эти меридианы ближе всего к поверхности кожи, являются акупунктурными зонами, воздействуя на которые можно влиять на состояние всего тела. Отличие тантрического массажа от обычного целительного в том, что в нем уделяется особое внимание именно тем акупунктурным зонам, которые отвечают за здоровье мочеполовой и сердечнососудистой систем».

(Тантрический массаж. Школа Тантра-Рейки. Сайт tantrareiki.ru.)

«Концепция Тантры не только обладает своими собственными, свойственными только ей оборотами речи, но, согласно одному из современных последователей этого учения, настаивает на том, что книги с общими описаниями наиболее высоких идей Тантризма «должны быть написаны таким образом, чтобы из них нельзя было извлечь практической пользы… Определенные существенные моменты преднамеренно опускаются, а иногда целые отрывки построены настолько беспорядочно, что в них нельзя разобраться без руководства; более того, мистический язык содержания книги позволяет понять смысл только тем, кто получил это учение из первых рук».

(Тьями. Мистические практики Тантры. Сайт a-u-m.ru)

«В философии Веданты существует концепция «Брахмана» или неделимой, однородной, всеобъемлющей реальности или сознания. «Брахман» происходит от корня «Брихан», что означает расширяться, и поэтому может быть понят, как расширяющееся сознание. Это есть брахмическое сознание, присутствующее в каждом из нас и ответственное за высшее знание. Оно существует как одно или целое, к соединению с которым мы постоянно стремимся. В Тантре эта концепция интерпретируется как Шива или необусловленное сознание, которое пребывает в каждом из нас, как молчаливый свидетель. Будь это Брахман Веданты или Пуруша философии Санкхья или Шива Тантры, это по существу та же самая идея».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана.
Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Тот факт, что учение Тантры или ее основные идеи появлялись как независимое открытие в разные времена и у разных народов, говорит о том, что в ее основе положена концепция, соответсвующая правде жизни и вселенским законам… Женщине и мужчине, принявшим тантрическую концепцию взаимоотношений и освоившим элементарную даосскую технику, не придется опасаться, что их партнер будет стремиться получить удовольствие на стороне. Мужчины и женщины могут быть счастливы или несчастливы в соответствии с их способностью проявлять любовь и получать ее. Можно сказать, что любовь — это состояние души, которое передается другому человеку. Сексуальный акт между мужчиной и женщиной является высшим проявлением и выражением любви. Занятия любовью являются источ¬ником любви, дающим океан радости в жизни».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. М. Самохин. 2000г. 222 стр.)

«Люди всех цивилизаций пытались, так или иначе, объяснить происхождение мира. В каждой культурной традиции можно найти некоторую мифологическую систему, содержащую рассказ о сотворении вселенной. Однако, большинство этих мифов не совпадают с тем, что говорит о творении современная наука. В философии Ананда Марги можно найти теорию сотворения, не только не противоречащую современным взглядам науки, но и способную указать направление ученым в поиске ответов на множество до сих пор неразрешенных космологических вопросов. Эта тантрическая теория сотворения, будучи научной, также является глубоко духовной. Тантрическая концепция сотворения и развития космоса не закрывает глаза на явные доказательства существования высшей разумности, такие как высокая точность движения космических тел по своим орбитам, сложность и красота различных живых существ и другие».

(Брахмачакра: цикл творения вселенной.
(Отрывок из книги Мудрость Йоги, написанной Ачарьей
Ведапрагьянандой Авадхутой (Ананда Марга Пабликейшнз.
Сингапур. 1990г.)). Сайт anandamarga.ru.)

«Урок 13. Тема 6. Тантра. Это обсуждение не носит практического характера. Мы приводим его для того, чтобы дать вам общие основы и введение в Тантру. Многие из идей поначалу могут показаться странными, однако чем больше погружаешься в Тантру, тем лучше понимаешь ее величественность. Ее философские понятия достигают невероятных высот в попытках выразить невыразимое, однако они не утрачивают связи с практическим применением. Многие философии затерялись в словах и непонятны среднему человеку. Они формулируют сложные концепции, которые никак не связаны с отдельным человеком и его попытками бороться с превратностями жизни и понимать ее. Они редко пытаются показать человеку, как он может сам переживать высшее осознание. С другой стороны, Тантра представляет собой практическую систему. Ее называют Садхана-Шастра, что означает «писание, ориентированное на практику». Ее цель — давать всякому и каждому отдельному человеку духовное просветление любыми доступными и подходящими средствами».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

«Музыка Тантры. В Тантре о музыке напрямую ничего не говориться, хотя существуют несколько Тантр, описывающих практики со звуком и с речью. Следует понять 7 концепций музыки, приложимых к Тантре, исходя из ее действующих инструментов восприятия. Первая концепция музыки в Тантре — это концепция звука, что такое энергия звука. Вторая концепция — это рассмотрение музыки с точки зрения 5 органов чувств, 5 каналов восприятия. Третья концепция — это рассмотрение музыки с точки зрения 7 чакр, 7 энергетических центров в теле человека, это энергетический аспект музыки. Четвертая концепция музыки рассматривает психологию исполнителя и слушателя, композитора и тех сил, которые транслируют ему звук. Пятая концепция музыки духовная, это Мантра-Йога или же Нада-Йога, это различные медитации на звук, а также использование музыки, как духовной практики. Шестая концепция музыки астрологическая, в которой рассматривается, что такое музыка сфер и как она работает. Седьмая концепция музыки — это музыка миров во Вселенной, музыка Божеств и Божественных музыкантов».

(И.Федотов. Мантра-Йога. Взгляд тантриста.
(Сайт tantra.in.ua.). 03.01.2010г. Сайт my.mail.ru.)

«Чакры. Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос). В Йогической Традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади, своего рода аналогом кровеносной системы, в которой циркулирует прана). Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине, можно провести определенные аналогии с некоторыми активными центрами в акупунктуре». С чакрами тесно связана тантрическая концепция Кундалини, «пробуждение» и «подъём» которого по чакрам, от более низкой (Муладхары) к более высокой (Сахасраре) сопровождается духовной эволюцией».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Тантра является одним из эзотерических течений Индуизма. В индийской терминологии Тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского, так и женского начал. В тибетской и бонской терминологии Тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является сутью буддизма Ваджраяны (или тантрического Буддизма), который включает в себя тибетский Буддизм и восточно-азиатскую школу Сингон. На данный момент Тантра приобрела новый вид и широко используется на Западе. Основным в этой системе является секс. Тантристы должны научиться чувствовать энергию своего партнера и уметь растворяться в ней. Тантра считает секс космическим союзом противоположностей, Инь и Ян, создающим ту самую энергию, из которой рождается все в нашей Вселенной. Сексуальная магия целиком и полностью состоит из тантрической концепции. Алистер Кроули широко использовал тантрические приемы в своей практике и добился огромных результатов. Маги современности так же используют тантрические приемы в своей практике».

(Тантра. Персональный сайт практикующего оккультиста,
черного мага и колдуна Рионда. Сайт riond.com.)

«10. Тантрическая концепция тела. Представляя собой особый тип видения мира и человека в нем, Тантризм не исчерпывается индуистскими и буддистскими Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное и систематизированное изложение, и которым он обязан самим своим именем. Элементы такого видения мира обнаруживаются в учениях китайских даосов, кельтских друидов, мексиканских индейцев и даже христианских гностиков, — например, в «Евангелии от Фомы». В истоках же своих это мировосприятие восходит к почитавшим творческое начало («Мать Мира») культам и земледельческим обрядам эпохи матриархата.
Его теоретической основой, «если данное выражение здесь вообще уместно, является теория единства природы и человеческого тела, рассматривающая оба эти объекта в качестве двух аспектов одной и той же лежащей в их основе Реальности» (Чаттопадхьяя Д. Локаята Даршана (история индийского материализма). М. 1961г. с.367). Человеческое тело — это Микрокосм, копирующий Макрокосм: постигнув тайны своего тела мы тем самым можем овладеть и тайнами природы. Основным инструментом тантрической садханы также служит тело — в отличие от «патриархальной» ведической садханы, инструментом которой служит сознание. Тантры считают, что для расширения сознания не существует орудия более совершенного, чем человеческое тело».

(Вл.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.)

«Тантрическая Традиция. Учреждение четырех или пяти «амнайя» (культовых центров) в различных частях Индии, приписываемое Шанкаре, не лишено интереса. Все они соответствовали Шакти-питхам (тантрическим центрам) и проводимые в них ритуалы имели неоспоримую тантрическую основу. В действительности, сама концепция «амнайя» является тантрической; «Шри-Видьярнава-Тантра», например, говорит о пяти «амнайя»: «урдхва» (верхний), «пурва» (восточный), «пашчима» (западный), «уттара» (северный) и «дакшина» (южный)…<…>.
Мандала переводится различными экспертами как «космограмма», «космогоническая модель», «карта души», «космический план», «символ Космоса» или «план души». В основном это хорошо различимый геометрический дизайн, чаще всего в форме круга (чакра), обозначающий единство существования. На него символически проецируются разные силы. Мандала представляет собой топологическую концепцию, включающую в себя реконструкцию субъективного пространства. С внешней стороны она символизирует план целого космоса. Ее центральная часть обозначает гору Меру, вокруг которой в определенном порядке расположены континенты, субконтиненты, области и состояния существования. Мир имеет значение только по отношению к конкретному человеку. Это является основной концепцией Тантры. Каждая индивидуальная личность включает в себя целый мир, или, наоборот, позволяет миру включить себя».

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета.
/ Пер. Бродова А.А. старшего. Веданта.ру.)

«В Индии до сих пор существует замечательная йогическая система, которая по сути своей является синтетической и основывается на великом центральном принципе Природы, великой природной движущей силе; но эта система представляет собой отдельное направление Йоги, а не является синтезом, объединяющим учения других школ. Эта система — путь Тантры. Из-за ряда своих особенностей Тантра пользуется дурной славой среди тех, кто не является ее последователем, и прежде всего из-за особенностей ее «пути левой руки», Вама-Марги»…<…>.
Основная концепция Тантры представляет нам одну сторону истины: поклонение Энергии, Шакти как единственной действенной силе вселенной, без которой ничто невозможно осуществить. Другую сторону истины мы находим в ведантистской концепции Шакти как силы Иллюзии и в стремлении обрести освобождение от обманчивой видимости, порождаемой активной Энергией, в безмолвном пассивном Пуруше. Но в интегральной концепции Сознательная Душа есть Господин, а Душа Природы — его Энергия, исполняющая волю своего владыки. Пуруша есть Сат, самосущее сознание, чистое и безграничное; Шакти или Пракрити есть Чит, то есть сила самосущего сознания Пуруши, чистая и безграничная. Отношения между ними отражают взаимосвязь полюсов покоя и действия. Состояние, когда Энергия поглощена блаженством самосущего сознания, — это покой; состояние, когда Пуруша реализует себя в деятельности своей Энергии, — это действие, созидание и наслаждение или Ананда становления (Шри Ауробиндо. Синтез Йоги. Т.1)».

(Путь Тантры. 04.10.2013г. Интернет сообщество
«Гармония души». Сайт harmonyofsoul.ru.)

«Глава 1. Что такое Тантра? …Сотворенное не является результатом чистой случайности; оно подчиняется законам, и феноменальный мир представляет собой порождение Космоса, а не хаоса. Естественные науки считают мозг побочным продуктом материи, а духовные учения уверены в том, что разум предшествует материи. И те, и другие постигают одну и ту же истину, хотя и рассматривают ее с различных точек зрения. В феноменальном мире развитие сознания начинается с антиматерии. Разум появляется на сцене этого спектакля только после завершения развития его инструментов — органов чувств…
Тантра совершенно монистична — она верит в единую высшую Сущность, неотделимую от своей Шакти и неизменно остающуюся ее ядром. Тантра верит в единство в многообразии, а также в неизменность энергии, которая претерпевает многочисленные изменения, однако извечно остается одной и той же. По словам Ламы Говинды, такой принцип непрерывности является основополагающей Концепцией тантрического взгляда на мир. Это непрерывность во времени и в пространстве, поскольку каждый отдельный процесс взаимосвязан с неисчислимыми процессами, протекающими параллельно. Это основа Реальности: бесконечная взаимосвязанность всего сущего во внешней вселенной, отражающаяся в меньшем масштабе в любом живом организме.
Таково великое открытие Тантры, которое преодолевает различия отдельных религиозных догм и определений. Тантра представляет собой духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку это учение опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик. Тантра создает атмосферу надежности и уверенности, которая позволяет личности установить осмысленные взаимоотношения с собственным внутренним миром и миром вокруг него».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

«Сутра и Тантра. Тантрические уровни достижения. Очень важно понять сутрическую традицию Махаяны, потому что без освоения ее концепций невозможно понять Тантру. И хотя цели у адептов Сутры и Тантры одни и те же, считается, что в некоторых отношениях, причем довольно важных, Тантра Сутру превосходит… Сутрическая Махаяна названа «Колесницей Причины», а тантрическая — «Колесницей Результата».
Последователи как Сутры, так и Тантры стремятся достигать состояния, которое называется «приостановленная нирвана»… Понимание «приостановленной нирваны» можно свести к такой вот формуле: быть не от мира сего, но оставаться в нем. Хотя цель у Сутры и Тантры одна, в способах ее достижении есть значительная разница.
Сутраяна постигается через книги и поучения, где адепт сталкивается с такими понятиями, как природа будды и пустота. Чем глубже он их осознает, тем более преуспеет в Тантре. Концепции кармической предрасположенности, пяти ядов и четырех уровней сознания — все это обосновано в сутрической литературе…
Тантрическую систему еще называют эзотерической традицией, но не из-за того, что есть вещи, не открываемые непосвященным, а потому что практикующему здесь необходимы определенные качества. В тантрическом учении и вправду присутствует некоторая тайна, но не потому, что она намеренно кем-то скрывается, а лишь потому, что многие не могут его постичь…
У тантрической системы есть несколько названий: Тантраяна, Ваджраяна, Мантраяна. По-тибетски она называется Гью, что означает «целостность», «неразрывность», поскольку тантрическое учение особо подчеркивает идею целостности внутренней природы личности… Концепции природы будды в Ваджраяне придается очень большое значение. В основе же тантрического понимания природы будды лежит духовный опыт адепта, касающийся как самсары, так и нирваны. Вот почему для понимания природы будды в тантрическом ключе так важны концепции неразрушаемости и неразрывности».

(Тралег Кьябгон. Сущность Буддизма. М. 2007г.)

«Тантрическая Йога (Тантра) и даосская практика парного совершенствования (шуансю) вещи очень близкие и по техникам, и по сути. Но в тоже время во многом они различаются и для нашего обывателя и то и другое зачастую непонятно. Тантра выходит из культур Индии и Тибета, парное совершенствование — явление сугубо китайское. К сожалению, в современном мире мы очень часто видим коммерческие подделки. Мы попытаемся немного сопоставить эти два явления.
1. Тантра и шуансю — это парные направления Йоги, в данном случае индийской и даосской. Функционально Тантра — это средство для расширения сознания, физические упражнения, массаж, упражнения для повышения качества оргазма. Вот и все. Желтые газеты пестрят заголовками типа «тантрический секс». Магазины духовных книг и товаров увешаны приглашениями на тренинги по «расширению сознания с помощью тантрических практик». Более практичные педагоги предлагают «гармонизацию ваших семейных и сексуальных отношений посредством древнеиндийских учений». Ни в одной стране мира Тантра не обросла таким количеством мифов, легенд и интерпретаций.
В этом отношении парному совершенствованию повезло чуть больше — оно менее известно, и как следствие, не успело обрасти таким количеством подделок и интерпретаций. Это просто практика духовного развития для супружеских пар.
2. Тантра и шуансю используют сексуальность лишь как основу духовной практики. Тантра появилась много тысячелетий назад у индийских дравидов, еще до прихода на полуостров ариев. Традиционная Тантра делала упор на йогических позах — асанах, контроле за дыханием и медитации. Сексуальный аспект был логическим продолжением других практик. Во время «золотых шестидесятых» на Западе, когда Йога вошла в моду, органично соединившись с сексуальной революцией, появилась «нео-Тантра», которая включала в себя в первую очередь эротический массаж под «соусом» из медитаций, дыхательных упражнений, растяжек и концентрации на партнере…
3. И Тантра и шуансю имеют общие философские концепции. Один из главных тантрических принципов состоит в том, что ничто происходящее в мире не делится на «хорошо» и «плохо». Оно просто «есть». Ведь не можешь же ты сказать, например, что женщина — это «хорошо», а мужчина — «плохо»? Или наоборот? Все вещи в мире имеют лицевую и обратную сторону, и ни одна из них не может быть позитивной или негативной. Этот тантрический постулат вполне сочетается с даосским понятием «тайцзи» — гармонии противоположностей Инь и Ян. Или материалистической диалектикой: «идей о взаимосвязи и борьбе противоположностей».

(Даосские сексуальные практики. Школа
парного совершенствования. Сайт shuanxu.com.ua.)

«Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия…<…>.
Панчамакара представляет собой лишь один из многих тантрических ритуалов, но она прекрасно демонстрирует фундаментальную тантрическую концепцию бхута-шуддхи. Физическая Вселенная — это сочетание пяти великих элементов: Земли, Воды, Воздуха, Огня и Эфира, эквивалентных соответственно плотному, жидкому и газообразному состояниям материи, теплу (которое способствует переходу материи из одного состояния в другое) и пространству, в котором происходит вся эта деятельность. Для достижения гармонии необходимо обеспечить гармонизацию этих пяти элементов. Панчамакара и представляет собой быстрый и мощный способ осуществления этого…<…>.
Несмотря на то, что чистая Тантра находится вне досягаемости для большинства людей Запада, сам тантрический подход может многое предложить им. Если коснуться некоторых уже рассмотренных тем, то можно сказать, что западная психология многое могла бы взять из тантрических концепций индивидуальности и эго. Концепция индивидуальной конституции — разделение в аюрведическом смысле на Вату, Питту и Капху, вместе с рассмотрением ментальной конституции: Саттвы (Дивья), Раджаса (Вира) и Тамаса (Пашу), — подразумевает, что людей можно разделить на определенные классы в соответствии с тем, какие методы наиболее приемлемы и действенны для них…<…>.
Со строго духовной точки зрения изучение истинной Тантры должно раскрыть перед людьми Запада верную перспективу, в свете которой они могли бы рассматривать свои духовные практики. Например, узнав о результатах, которые приносит полное пробуждение Кундалини, они будут относиться к Ней с большим уважением. Или рассмотрим миллионы людей, ежедневно повторяющих мантры. Большинство из них понятия не имеет о требованиях, предъявляемых к практикующим мантра-сиддхи, поэтому, хотя они и повторяют свои мантры с полной искренностью в течение многих лет, результаты они получают незначительные. Прогресс был бы более быстрым, если бы эти люди обратили хоть немного внимания на тантрические учения и изучили следующие моменты:…<…>.
Хотя Тантра иногда может показаться безнадежно сложной и непрактичной, практикующий неизменно преисполняется трепетом восхищения и изумляется тщательности и вниманию к деталям, которые проявляли древние мудрецы, проповедовавшие эту науку. Даже если ее и нельзя тут же поставить на серийную основу или использовать в каких-нибудь мирских целях, Тантра за одно лишь свое существование, несомненно, заслуживает высокой оценки.
Величайшая польза от изучения Тантры и Агхоры состоит, вероятно, в признании великой ценности материнского подхода. Врач, который не способен относиться к своим пациентам по-матерински, является простым напичкивателем пилюлями. Мой учитель настаивал на том, что всем мужчинам необходимо учиться материнской любви. Тантра — это поклонение Матери, это самый совершенный метод воспитания материнских чувств. Нельзя отрицать, что то, как мир смотрит на вас, является отражением вашего взгляда на мир. Если мир для вас предстает как Мать, а все населяющие его существа — как члены вашей семьи, вы никогда не будете одиноки, не будете знать страха или отчаяния. Как часто замечал мой учитель Вималананда, говоря о Матери, «что еще нужно человеку, если Мать приняла его? Она сделает все, даже не ожидая просьб. Она — это то, к постижению чего необходимо прийти».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г. 336 стр.)

«Вопрос (Тимофей). Хотелось бы узнать происхождение некоторых базовых тантрических концепций, — являются ли они разработками отдельных школ — Кашмирского Шиваизма, Кулы, Шри-Видьи и пр., — или имеются более универсальные источники этих идей — Веды, Упанишады, Агамы, Пураны? Вот некоторые интересующие меня концепции:
1. Перечень из 36 таттв, где традиционные 25 таттв Санкхьи дополняют еще 11 таттв. Востоковеды считают этот перечень достоянием именно КШ, но я, например, читал одно замечательное произведение — «Трипура-Рахасья», которое к традиции КШ не относится, и там упоминались именно 36 таттв, так что, похоже, это гораздо более универсальная концепция, чем кажется востоковедам.
2. Вач как форма Шакти и все, что вытекает из этого отождествления, — уровни проявления речи, символизм звуков, букв, алфавита, наука о мантрах и пр. Эти идеи, однозначно, имеются уже в Ведах, но в совершенно другой форме, так что мой вопрос об источниках остается в силе.
3. Тонкая (праническая) анатомия человека, то есть каналы, чакры, лингамы, кундалини и пр. В Ведах и Упанишадах, насколько мне известно, описание этого уровня человеческого существа сводилось к перечислению определенного количества «дыханий» с их функциями, чаще всего 5-ти. Где-то там еще говорится, если я не ошибаюсь, о центральном канале от сердца к макушке, но таких подробных описаний, как в Тантре, там нет. Очень интересная тема.
Спрошу пока об этом. Мне просто хочется бегло, но содержательно, пройтись по самым разным вопросам в отношении Тантры и выяснить в общих чертах откуда в ней та или иная идея. В этой связи меня особенно интересуют Агамы, я почти ничего не знаю о содержании этих священных текстов. У меня сложилось впечатление, что Агамы и Тантра — это почти одно и то же. Прав ли я?
Ответ (Йоги Матсьендранатха). Не только в Кашмирской Трике, «Трипура-Рахасья», как вы верно заметили, тоже содержит описание 36 таттв, а это текст Шри-Видьи. Также 36 есть и в Шайва-Сиддханте, и в Вира-Шиваизме и др. Но вообще, теория 36, насколько я понимаю, особенно концепция шуддха-таттв, архетипически встречается уже в Ведах, где Шива упомянут как пятиликий, имеющий три глаза, в которых солнце, луна и огонь. Уже позднее Шиваизм оформил эти таттвы в более структурный вид. Но эта тема требует очень широкого и беспристрастного рассмотрения, а это непросто, нужно изучать сами тексты, другие традиции и все на уровне оригинальных письменных источников и, главное, общения с самими авторитетными носителями данных традиций.
[Относительно тонкой (пранической) анатомии человека] Тема интересная, но, как я выше написал, к ней надо очень беспристрастно подходить. А это значит, как минимум, очень жестко отнестись к разрушению сформировавшихся представлений, кажущихся незыблемыми, о ныне популярной повсеместно Йоге. Нужно беспристрастно абстрагироваться от того массового коммерческого продукта, выпускаемого эзотерическими конвейерами, а тенденции постоянно и слепо за всеми повторять — перенаправить в тенденцию непрерывного, искреннего личного поиска. Но что меня радует за последнее время, что некоторое количество людей я смог настроить на такую волну, не лишенную качественного осознания. Да, много различий в описании «тонкой анатомии», и может оказаться, что их станет безгранично много. Для этих реалий мой совет всем, кто хочет что-то понять — смириться сразу, без внутренних колебаний.
[«У меня сложилось впечатление, что Агамы и Тантра — это почти одно и то же. Прав ли я?»] — Правы, но только дать всего одну ссылку, так, чтобы там было описание всего, думаю, не представляется возможным. Надо быть честными: тантрические тексты, и вообще санскритская литература или какая-либо индийская, где встречаются тантрические идеи, это точно, как говорит мой Гуру, океан.
Тимофей. Действительно, как океан, и чтобы говорить о том, где впервые встречается та или иная концепция, надо, во-первых, быть большим эрудитом, а это отнюдь не означает понимать то, что изучаешь, и, во-вторых, надо опираться, за неимением лучшего, на сомнительную научную хронологию, — вопросы хронологии, насколько я знаю, мало заботят самих индийских учителей. Я так поразмыслил и понял, что зря поставил вопрос таким образом: «источники тантрических концепций», но у меня еще есть некоторые вопросы, которые я хотел бы задать, в первую очередь, уважаемому Гуру…».

(Тантризм-Шактизм. Источники тантрических концепций.
Дискуссия форума сайта «Натха Сампрадайя.
Февраль 2012г. forum.dharmanathi.ru.)

«II. Пробуждение Змеи. Инициация левой руки. Проклятие Тантр. Как и все тантрические концепции, в том числе Вама-Марга, санскритское слово «тантра» само по себе является мантрой и допускает ряд истолкований. Самое правильное определение Тантры — «инструмент, обеспечивающий развитие» или, иными словами, «освобождение через развитие». Слово «тантра» часто переводят такими значениями как «паутина», «ткань» или «сплетенное воедино», что наводит на мысль о взаимопереплетенности тантрических методик, которые можно метафорически представить в образе гигантской паучьей сети из переплетенных нитей. Уместно вспомнить и о переплетении сексуальных энергий мужского и женского начал.
Пытающиеся однозначно классифицировать все полотно тантрической паутины в понятиях, пригодных для аккуратно подстриженных и прилизанных концепций западной рациональности, попадают пальцем в небо; Тантра отрицает саму мысль о четких параметрах. Многие прекраснодушные ученые любят утверждать: «Вот это Тантра». Другие столь же упрямо возражают: «Нет, вот это Тантра». И, тем не менее, самая суть предмета обсуждения ускользает, ее надо постигать интуитивно и страстно, как живое существо, а не хладнокровно изучать как объект извне…<…>.
Из-за обилия и несхожести тантрических концепций не получается выделить одно доминирующее направление Тантризма — вместо этого традиция предлагает множество противоречивых учений, объединенных общей тематикой. Неоднородная и «децентрализованная» природа тантрических магических и мистических методик обладает тем преимуществом, что с самого начала эти практики делают невозможным появление догматизма; именно посему наиболее радикальные и еретические направления тантрического Пути левой руки дошли до наших дней, успешно справившись с гонениями на них…<…>.
Вселенная как божественное соитие. Вернемся к сексуальной основе Пути левой руки. Вся Тантра связана с идеей страстного соединения бога и богини (Шивы/Шакти), которому поклоняются как священному слиянию космического мужского принципа в самой его чистой форме — Сознании — и космического женского принципа изначальной Силы или абсолютной Энергии, приводящей в движение и пожирающей материальный универсум. Шакти, женское начало, всегда мыслится как активная созидающая сила вселенной. Шива, мужское начало, проникающее в нее, изображается как состояние неподвижной неизменности. Сексуальное растворение этих противоположных полюсов незримого мужского сознания и видимой женской силы демонстрирует радикально-целостную картину мира, предлагаемую Тантрой…<…>.
В буддийской Махаяне, более поздней тантрической школе, эти полярные концепции были заменены на противоположные: мужское начало — активное, женское начало — статичное…
Сексуальное слияние противоположностей, метафорически представленных в эротических полярностях Шивы и Шакти, осмысливалось не только в рамках соответствующих ритуалов, как мы увидим дальше. Приемы Кундалини направлены на осуществление такого же слияния внутри тела отдельного адепта…<…>.
В современных парных практиках темной волны маги реализуют божественные ипостаси космического мужского и космического женского начал в извечном состоянии метаморфоз, принимающих бесконечное число форм. Магия пары проистекает в мир из эротического взаимодействия мужского и женского потоков, созидая, либо разрушая явления этого мира, аналогично тому как бесконечное совокупление Шивы/Шакти, которое иногда в Тантризме называют «великим ритуалом», созидает и разрушает вселенную…<…>.
Хотя тантрическое мировоззрение и строится на интеграции полярностей мужского и женского, женскому принципу придается куда большее значение. Степень почета, коим окружена богиня Шакти, показывает тот факт, что мужчин-тантристов принято называть просто шакта. Именно к Шакти, женскому воплощению двуликого Божества, обращаются с особым трепетом поборники пути левой руки, поскольку это она порождает, поддерживает, одушевляет, наполняет жизненной силой и, в конечном счете, разрушает космос… <…>.
Наш краткий обзор некоторых принципов Кундалини иллюстрирует, как тантрическая концепция сексуальных полярностей работает не только в сексуальном контакте с другими людьми, но и как внутренний процесс самотрансформации. Кундалини — это hieros gamos, или божественная свадьба, разыгрываемая внутри микрокосма тела, подобно тому, как практики Пути левой руки восславляют мистическое соединение Шивы и Шакти, осуществленное через плотское слияние сексуальных полюсов двух физических тел.
Потуги прояснить противоречия Кундалини с помощью традиционного научного подхода, в конечном счете, бесплодны, ибо такой анализ не способен проникнуть вглубь внутреннего mysterium, таинства, наполняющего данное инициатическое испытание. Древние формулировки о пробуждении спящей змеи, либо внутренней Богини, намного глубже затрагивают мифические, сверхчеловеческие слои сознания, где, собственно, и происходит инициация. Создание спиритуального андрогина, составляющее цель Кундалини, изначально не поддается логике, равно как и все сознательные обратные действия пути левой руки, магические акты, нацеленные на то, чтоб вызвать сбои в навязанном социумом причинно-следственном мышлении и «перепрограммировать» новую реальность.
Одним из вариантов Кундалини, который завоевывает все новых сторонников среди сексуальных магов Запада, является манипулирование энергией, открытое китайскими даосами и известное под названием микрокосмической орбиты. Вместо того, чтобы заставлять спящую телесную энергию устремляться вверх по позвоночнику, а оттуда — в область головы, как в индийской Кундалини, китайская микрокосмическая орбита нацеливает на создание замкнутого круга, опоясывающего тело, по которому энергия будет направляться в зону солнечного сплетения. Поскольку авторы мало экспериментировали с данной методикой, ограничимся замечанием, что микрокосмическая орбита, по всей видимости, представляет собой в равной мере ценную технику оперирования с циркуляциями сексуальной энергии, хотя и не относится собственно к Пути левой руки».

(Николас и Зина Шрек. Полный путеводитель по сексуальной магии
Пути левой руки. Книга Первая. Темная Волна на Востоке.)

«Древнее тантрическое искусство несет в себе глубочайшие знания о свойствах и закономерностях проявления полярных энергий в нашем мире. Очень грустной ошибкой нашего времени является представление о Тантре как о технике секса, методологии получения эротического удовольствия. Такая точка зрения искусственно тиражируется массовой культурой и является одной из сфер прибыльного шоу бизнеса. Достаточно посмотреть разнообразную рекламу «тантрических» семинаров в ньюэджевских журналах, чтобы понять, как далека вся эта погоня за эротическим возбуждением и ускользающим оргазмом от реальной Тантры.
Значение Тантры для современного общества намного больше, чем сфера секса, хотя и тут можно извлечь много полезного. Огромный массив тантрических знаний и психотехник охватывает практически все сферы нашей жизни и что самое главное, ничуть не устарел и в наши дни. Их осмысленное использование позволяет глубже понять многие стороны современной реальности, и даже те её аспекты, которые связаны с новейшими технологиями.
В качестве примера рассмотрим применение тантрических концепций к анализу такой современной проблемы, как виртуальный секс. Само это слово появилось сравнительно недавно в связи с развитием новейших компьютерных технологий. Оно включает очень широкий круг явлений от компьютерных эротических игр и интернетовских порносайтов до специальных эмуляторов и костюмов. Но, на самом деле, эта сфера существовала и до эры компьютеров. Если быть точным, к виртуальному сексу можно отнести и эротические фантазии, сны, использование порнографической литературы, фильмов, разнообразные формы стриптиза. Просто в компьютерную эру виртуальный эротизм начинает разрастаться, как снежный ком, и грозит серьезно потеснить традиционные формы секса. Кроме того, сама вовлеченность человека и его психоэнергетики несоизмеримо больше в компьютерной интерактивной среде, чем при пассивном созерцании эротических образов.
Итак, что же такое виртуальный секс с точки зрения Тантры? Чтобы понять это, остановимся сначала на психоэнергетике обычного сексуального взаимодействия. Если говорить очень упрощенно, в Тантре сексуальный контакт рассматривается, прежде всего, как психоэнергетический процесс, где происходит сложное взаимодействие мужских и женских энергий партнеров. Это что-то вроде алхимического процесса, где через длинную цепочку промежуточных превращений, получается требуемый результат. Этим результатом обычно является глубокое мистическое переживание, в котором оба партнера омываются фантастическими потоками космической энергии. Именно выход на уровень энергий Вселенной и является одной из задач тантрической практики. При этом индивидуальные энергии партнеров используются лишь в качестве стартового горючего, запускающего несоизмеримо более мощные пранические процессы.
Это можно сравнить с использованием тепловой энергии спичек для зажигания большого костра. Это путь Тантры, обычные же люди стараются согреться от тепла спичек. Другой метафорой может служить ядерный взрыв, который запускается несоизмеримо меньшей энергией химического взрывателя.
Главным действующим элементом этих алхимических превращений является жизненная энергия или прана. Будучи универсальным фактором, противодействующим нарастанию хаоса, служащим своеобразным горючим для всего связанного с созиданием, творчеством, омоложением, регенерацией, жизненная энергия может существовать в самых разнообразных формах и качествах. Для описания этих её качеств с глубокой древности используется система представлений о двух полярностях (мужской и женской), пяти первоэлементах и т.д. Именно за счет смешения и взаимодействия различных разновидностей жизненной энергии, их последовательных превращений в энергетических центрах партнеров и осуществляется тантрическая практика. Ну, а сценарий этих превращений определяется её локальными задачами, и, в конечном счете, целями духовной трансформации.
В ходе такого тантрического взаимодействия тонкие тела партнеров становятся единой системой, как бы симбиотическим организмом. Очень важными условиями Татры является открытость партнеров друг другу и «герметичность» системы их гонких тел. Иными словами энергия должна свободно циркулировать между их телами. Если условия взаимодействия будут нарушены, то ни о каком достижении высшего состояния не будет идти и речи. Если структуры тонкого тела (чакры и каналы) не тренированы, они не в состоянии выдержать высоких давлений пранических энергий, возникающих при алхимических превращениях. В результате происходит потеря энергии, выброс ее наружу и не достигаются условия, необходимые для трансформации…
Беда современного общества в том, что обычно этих условия не соблюдаются. Это является с одной стороны следствием потребительского отношения к жизни, эмансипации. В результате сексуальные партнеры думают только о собственном удовольствии, подсознательно стремятся забрать как можно больше праны себе и не выпустить ее обратно. Таким образом, сексуальный контакт превращается в поединок двух «вампиров».
С другой стороны регулярная эксплуатация сексуальной символики в рекламе, порнопродукции и т.д. стимулируют постоянное возбуждение и сброс сексуальной энергии малыми порциями. В результате «разгерметизация» тонкого тела и эффект «подтекающего бачка». Более того, в этом же направлении действует и очень популярный архетип массовой культуры «немедленно удовлетворяй любую физиологическую потребность». Вместо контроля над животной природой, аскетизма, еще недавно столь важных элементов европейской культуры, обожествляется культ потребления. В результате мы превращаемся в стадо, непрерывно жующие сникерсы и бигмаки, запивающее все это колой…
К сожалению, разработчики виртуальных систем исходят из механистической парадигмы, в которой вся сфера сексуальных реакций человека сводится к зрительным, слуховым и тактильным образам, ну, а существование жизненной энергии, вообще не принимается во внимание. По этой причине любые формы современного виртуального секса представляют страшную опасность, особенно для подрастающего поколения». 

(Е.Файлыш (биофизик, автор книг, ведущий тренингов).
Что такое виртуальный секс с точки зрения Тантры. Techno-feng-shui.nm.ru.)

Таким образом, согласно выше приведенной информации, можно «выделить» или «обозначить» следующие «тантрические» концепции:
— концепция чакр
— концепция тела
— концепция Тантры
— концепция 36 таттв
— концепция Кундалини
— концепция эго человека
— концепция единого Бога
— концепция тела человека
— концепция освобождения
— концепция Речи (название)
— концепция Пути левой руки
— концепция Шивы (Брахмана)
— концепция Шакти (Энергии)
— Концепция Кундалини-Шакти
— концепция взаимоотношений полов
— концепция реальности внешнего мира
— концепция энергетических меридианов
— концепция индивидуальности человека
— концепция обретения высшего состояния
— концепция сотворения и развития космоса
— концепции неразрушаемости и неразрывности
— концепция индивидуальной конституции человека
— концепция сексуальных полярностей (Шива-Шакти)
— концепция принципа непрерывности и взаимосвязанности

Конечно, это не полный перечень тех возможных «тантрических» концепций, о которых можно говорить, имея в виду Тантру. Вполне возможно, что «найдутся» и другие концепции, поскольку древнее учение Тантры отличается серьезной глубиной и основательностью. К этому перечню также можно добавить концепции, которые были упомянуты в разделе Антропология (Тантры), например в статье 3.2.8. «Эзотерическая (тантрическая) карта человека», или в других статьях сайта, например:
— концепция человека
— концепция Блаженства
— концепция Шива-Шакти
— концепция Ардханаришвары
— концепция личности человека
— концепция Майи (Майя-Видья)
— концепция Праны (Прана-Видья)
— концепция Шакти (Шакти-Видья)
и многие другие концепции, которые, например, освещены в книге «Энциклопедия Тантры»:

3.3. Неаполитанский Энциклопедия Тантры

«Аннотация. Тантра — это философия, наука, искусство, путь жизни и технология, посредством которых человек может осознано и творчески использовать свою энергию для духовного совершенствования. Она рассматривает полярности или кажущиеся противоположности на всех уровнях бытия — физическом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном. Радость и печаль, наслаждение и боль, любовь и привязанность, святость и светскость, эрос и дух — все это становится инструментом для познания самого себя и Божественного. В книге освещаются метафизические, психологические и культурологические концепции Тантры, приводятся описания священных книг, философских источников, практик самопознания и методов внутренней алхимии. В текст книги включены более 500 рисунков и иконографических образов».

(Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия Тантры.
Институт метафизики. 2010г. 864 стр.)

Основной вопрос заключается в том, можно ли «все это» называть концепциями (если под словом концепция понимать, например,
— общий замысел
— ведущий замысел
— система взглядов
— способ понимания
— генеральный замысел
— основная мысль чего-либо
— теоретическое построение
— единый, определяющий замысел
— основная точка зрения на предмет
— система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления… и др., см. выше «что такое концепция?»), и можно ли их определять как тантрические, и к какой категории следует относить эти «тантрические» концепции — религиозные, научные, философские, эзотерические, «художественные», первобытные, исторические, этнические… или их следует считать «универсальными» концепциями? И еще множество других вопросов, например: Тантра, Йога, Карма, Дхарма, Шива, Шакти, Майя, Кундалини, Чакра, Нади, Прана, Шабда, Мантра, Янтра и мн. др. — это категории, или понятия, или термины, или образы (т.е. субъективная представленность), или архетипы (т.е. модель некоторого понятия), или концепты или концепции? По всей видимости, всеми этими вопросами, как и непосредственно самими концептами и концепциями, должен заниматься такой раздел Российской Тантрологии как Концептология (Тантры).

 

5. ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕПТОЛОГИЯ (ТАНТРЫ)?

Поскольку существуют определенные различия между такими универсалиями, как «термин», «понятие», «образ», «архетип», «концепт», «концепция» (т.е. они не тождественны), допустимо говорить о таких разделах Российской Тантрологии, как Терминология (Тантры), который может заниматься исследованиями тантрической терминосистемы, и Концептология Тантры, который, может заниматься исследованиями тантрических концептов и тантрических концепций.
Согласно Новой философской энциклопедии (под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.), синонимами слова «концепция» являются автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, план, положение, представление, система, тезис, теория, учение. Но, в первую очередь, концепция — это определенное знание, «выстроенное» определенным образом, а если говорить о тантрических концепциях, то в данном случае под концепцией, возможно, следует подразумевать определенное знание и определенный опыт (т.е. схватывание, соединение, постижение, понимание — лат. сonceptio), отражающие определенное (тантрическое) восприятие и понимание определенного феномена, явления, процесса, аспекта Реальности, и представляющие собой «образные ключи» и «образные коды», используемые в «построении» определенной (тантрической) системы или доктрины (например, Учения Тантры).
Но тогда возникает вопрос, какое «тантрическое знание» и какой «тантрический опыт» следует относить к определенной тантрической концепции и можно ли эту концепцию (условно или в полной мере) считать тантрической?
Бесспорно, такое условное деление Тантрического Знания и Тантрического Опыта на отдельные Тантрические Концепции способно передать не только всю их глубину и полноту, но и красоту и очарование самой Концепции Тантры, ее непреходящее значение для всего человечества. И даже если это будет выражено через понятие «концепция», которое часто и незаслуженно отождествляется с понятием «теория», Тантра останется тем особым Знанием и тем особым Опытом, которые предназначены для того, чтобы человек мог правильно понять себя и мир.
Обратим внимание на следующий аспект концепции, согласно энциклопедии Социологии (см. Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. 2003г.):

«В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее «неполноту», «нестрогость». В неклассической науке понятие концепции стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории).
Таким образом, концепция редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развертке» выступает как ее реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке концепция способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию…
В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и концепцию как самостоятельную форму знания».

Таким образом, Концептология (Тантры) или условное разделение Тантра-Шастры (Системы Тантры, Тантрического Учения) на отдельные концепты и концепции и их самостоятельное исследование, как и исследование Тантра-Шастры с точки зрения этих концептов и концепций, позволит Российской Тантрологии не только «очертить и изучить» концептосферу Тантры (если под концептосферой понимать «упорядоченную совокупность концептов и концепций», из которых, как из мозаичного полотна, сложено «миропонимание» Тантры), но и «выявить» то «Особое Знание» и «Особый Опыт», которые хранит в себе Традиция Тантры как Истинная Тайная Традиция, что позволит не только понять сам феномен Тантры, но и, возможно, «обеспечить» будущее развитие всего человечества, поскольку истинность и тайность этой Традиции, ее Особого Знания и Особого Опыта, гарантируют то, что духовные усилия, предпринимаемые человеком, при правильном соблюдении всех «требований», установленных самой Традицией, обязательно увенчаются успехом.

* * *

N 36. 01.03.2014г.