Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.8).

«Кундалини до сих пор остаётся тайной, потому что, как замечает Юнг, её нельзя понять, её можно лишь ощутить. Процесс духовной эволюции не может быть объективизирован, отчуждён от субъекта, который развивается, поскольку Кундалини одновременно функционирует и как описывающее сознание, и как объект описания, и как его описание. Поскольку человеческий язык предназначен для субъектов и объектов, то описания Кундалини, как правило, склоняются либо к объективному комментированию опыта, что делает его безжизненным, либо к описанию грубого субъективного опыта как такового, который обычно искажён психическими дисбалансами субъекта, его стрессами и фантазиями» (см. Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ. А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.).

* * *

(продолжение)

 4. СИМВОЛИЗМ КУНДАЛИНИ.

4.1. ЕШЕ РАЗ О ПОНИМАНИИ КУНДАЛИНИ.

Существует такое понятие, как «фактор» («источник воздействия на систему», «причина» и др.). Сегодня хорошо известно, и это является общедоступным, «первичным» Знанием, что такие «факторы», как, например: Электричество, Воздух, Огонь, Вода, Земля, Природа и др., обеспечивая наше существование, нашу жизнь, наше благополучие, наше здоровье, наш комфорт, в то же время способны создавать помехи, создавать угрозу, приносить вред здоровью, приводить к болезням, разрушать и уничтожать. Однако, мы не называем эти факторы аспектами Дьявола. Да, бывает, что мы от этих факторов страдаем. Но ведь самое главное здесь, пожалуй, даже не мера (как говорится «полезно все в меру» или «вредно через меру»), самое важное и главное здесь не столько ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ ФАКТОРА, сколько ОТНОШЕНИЕ К ФАКТОРУ — т.е. наше отношение ко всему тому, что нас окружает и заключено внутри нас. Если мы игнорируем эти факторы, относимся к ним с пренебрежением, недооцениваем их, относимся к ним безответственно и т.д., тогда мы страдаем, заболеваем, разрушаемся и погибаем. Именно наше «отношение» к чему-либо и кому-либо является самым важным, самым главным, самым существенным принципом Тантры. Можно обратить внимание на такие важные моменты в Учении Тантры, как отношение к женщине, отношение к человеку, отношение к телу человека, отношение к сознанию человека, отношение к развитию человека, отношение к Жизни, отношение к Природе, отношение к Миру, отношение к Знанию, отношение к Традиции, отношение к Учителю, отношение к Практике, отношение к избранному Божеству, отношение к Высшей Божественной Паре — Шиве и Шакти и мн. др., и, конечно же, отношение к Кундалини или Кундалини-Шакти, если быть точным.

«Впрочем, не впервые нам приходится констатировать о том, что мы охотно назвали бы антиинициатическими легендами, своего рода одержимость Кундалини, по меньшей мере, любопытную, причины коей в целом представляются не очень ясными. Здесь они оказываются достаточно тесно связаны с определенной интерпретацией символики змеи, где этот символ толкуется исключительно в «пагубном» смысле; автор, по-видимому, не имеет ни малейшего представления о двойном значении некоторых символов — весьма важном вопросе, который мы уже обсуждали в другом месте».

(Рене Генон. Заметки об инициации. М. Прогресс-Традиция. 2008г. 161 стр.)

«Нет, спонтанно восходящая Кундалини — это не решение проблемы. Нельзя достичь просветления и стать йогом просто из-за того, что Кундалини пробудилась. Здесь существует опасность извратить эту силу. Пока Она поднимается вверх — всё в порядке, но когда Она низвергается вниз — это подобно удару грома…<…>.
Кундалини до сих пор остаётся тайной, потому что, как замечает Юнг, её нельзя понять, её можно лишь ощутить. Процесс духовной эволюции не может быть объективизирован, отчуждён от субъекта, который развивается, поскольку Кундалини одновременно функционирует и как описывающее сознание, и как объект описания, и как его описание. Поскольку человеческий язык предназначен для субъектов и объектов, то описания Кундалини, как правило, склоняются либо к объективному комментированию опыта, что делает его безжизненным, либо к описанию грубого субъективного опыта как такового, который обычно искажён психическими дисбалансами субъекта, его стрессами и фантазиями».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.)

«Четвертая Часть. Хум: Путь единения. 3. Принципы пространства и времени. Скрытая энергия центров (чакр) изображается в виде спящей энергии Богини Кундалини (в Индуизме), которая как Шакти Брахмы воплощает силы природы, действие которой может быть и божественным, и демоническим. Мудрый, контролирующий эту энергию, может достичь посредством нее высочайшей духовной мощи и совершенства, в то время как неосведомленные люди подвергаются ее разрушительному воздействию. Как изначальная энергия, заключенная в атоме, может быть использована и для блага, и для уничтожения человечества, так и Кундалини, энергия, дремлющая в теле человека, может привести и к освобождению, и к порабощению, и к свету, и к полной тьме. Только при полном самоконтроле, обладая ясным знанием природы этой энергии, йогин может отважиться вызвать ее. Поэтому наставления для ее пробуждения в религиозной литературе даются так, что лишь имеющие посвящение от компетентного Гуру могут практиковать их в соответствии с правилами, сформулированными в течение многовекового опыта медитации».

(Lama Anagarika Govinda Foundations of Tibetan Mysticism. London. 1972)
(Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г.)

Таким образом, вполне вероятно, можно говорить о том, что наше «позитивное» или «негативное» отношение к феномену Кундалини, или, если быть более точным, наше «позитивное» или «негативное» понимание феномена Кундалини, т.е. «божественная» или «дьявольская» интерпретация феномена Кундалини может привести к соответствующим «божественным» или «дьявольским» результатам.

«Предисловие автора. Материнский аспект Божественного. Бог для нас это и Мать и Отец; Он является и женственным и мужественным. Сила Кундалини является силой Высшего Божества, силой Материнского аспекта Божественного. Иногда Мать хочет поиграть со своими детьми, которые любят видеть силу Матери; или иногда, чтобы видеть силу своих детей, Она играет во все возможные игры. Тогда Она спускается на уровень детей, чтобы показать им, как много силы и мощи они могут получить, если будут вести себя правильно. Дети очарованы. Они чувствуют «Мать так сильна; Мать так могущественна».
Мать спускается вниз, чтобы показать свою силу Кундалини. Она показывает некоторые чудеса, и дети хотят научиться делать так же… Сила Кундалини это мощь, истина; но в ней есть огромная неудержимость. Сила Кундалини ведет себя большую часть времени подобно обезьяне; ее качество — отсутствие покоя. Но реальная духовная сила, Высшая Сила Матери с высшего уровня не такова. Когда мы используем духовную силу и предлагаем мир, то это реальный мир… Сила Кундалини может представлять любые чудеса; но когда дело касается возвышения сознания, это не возвысит даже на дюйм. Ибо нам нужна духовная энергия, энергия, которая приходит от Высшего Божества с Его высшего уровня.
Кундалини-Йога: Мать-Сила. Хотим ли мы следовать пути Кундалини-Йоги? Тогда мы не должны спать. Мы должны не спать в мире темноты и ночи. Мир темноты ослабляет наши внутренние потенциалы. Мир ночи разрушает наши внешние возможности. Когда наши внутренние потенциалы ослаблены, наша жизнь становится невыносимой. Где наши внутренние потенциалы могут вырасти? Наши внутренние потенциалы могут вырасти только в сердце Матери-Силы, Кундалини. Когда наши внешние возможности могут быть эффективны? Наши внешние возможности могут быть эффективны только когда мы находимся у ног Матери-Силы, Кундалини… Мать-Сила в нас неустанно поддерживает, вдохновляет и просветляет нас из своего бесконечного Сострадания.
Хотим ли мы следовать пути Кундалини-Йоги? Тогда мы должны любить. Мы должны любить Мать в нас, любить Мать перед нами и вокруг нас. Мать в нас — это душевное. Мать перед нами — это прекрасное. Мать вокруг нас — это могущественное. Нам нужна Мать Души, чтобы играть в Космическую Игру Жизни. Нам нужна Мать Красоты, чтобы петь Космическую Песню Жизни. Нам нужна Мать Силы, чтобы танцевать Космический Танец Жизни. Космическая Игра Жизни энергетизирует нас. Песня Жизни просветляет нас. Наша энергия предназначена для пользы мира…
Хотим ли мы следовать пути Кундалини-Йоги? Тогда мы должны знать, что наша сущность — радость-сила Небес и наше существование — Мир-Сила для земли. Мы начинаем с радости-силы. Мы кончаем миром-силой. (14 Февраля 1973г.)»
Об авторе. Шри Чинмой — духовный Учитель, поэт, писатель, музыкант, художник и спортсмен, посвятивший себя служению людям, которые ищут глубокий смысл жизни. Свое видение о том, что просветление ума и сердца каждого человека будет предшествовать появлению более миролюбивого общества, Шри Чинмой выразил в самом широком разнообразии инициатив, передающихся от сердца к сердцу. Через медитацию, музыку, поэзию, живопись, спорт он старался показать пути обретения внутреннего покоя и удовлетворения. Признанная и любимая повсюду его философия мира-покоя ободряет и поддерживает людей разных вероисповеданий и национальностей, вдохновляя трудиться сообща ради всеобщего мира.
Шри Чинмой родился 27 августа 1931г. в деревне Шакпура (Бангладеш). Осиротев в одиннадцатилетнем возрасте, он вместе с шестью братьями и сестрами стал постоянным жителем ашрама Шри Ауробиндо на юге Индии. С раннего возраста его жизнь была наполнена интенсивной духовной практикой и включала многочасовые медитации, занятия спортом и служение. Его неудержимая жажда познания Высшего находила свое выражение в поэзии, песнях посвящения, эссе. Еще в раннем юношеском возрасте он испытал глубокие внутренние переживания и достиг духовного совершенства.
Углубляя и расширяя свое осознание, Шри Чинмой прожил в ашраме 20 лет, а в 1964г., повинуясь внутреннему зову, приехал в Нью-Йорк, чтобы поделиться внутренним богатством с искренними искателями Истины. За 43 года, проведенных на Западе, Шри Чинмой стал образцом возможностей человечества. Он неустанно путешествовал по всему миру, открыв свыше 250 Центров покоя и гармонии, чтобы вдохновлять и служить человечеству своими одухотворенными подношениями — медитациями, литературой, музыкой и искусством.
Как духовный наставник, Шри Чинмой предложил Путь Сердца — наиболее быстрый и безопасный путь духовного прогресса, считая, что Любовь сама является высшим Знанием. Шри Чинмой видел свою роль духовного Учителя в том, чтобы помочь ученикам обрести просветление во внутреннем мире. Более 7000 людей по всему миру следуют внутренней философии Шри Чинмоя и продолжают знакомить мир с его просветляющим наследием…
С 1970г. по приглашению третьего Генерального секретаря ООН У Тана Шри Чинмой проводил в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке регулярные Медитации Мира для делегатов и служащих ООН. На этих встречах представители разных стран имели возможность получать уникальные переживания Любви и Покоя и нести их в своем сердце. Пятый Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр говорил: «Шри Чинмой, вы, в самом деле, — сердце ООН. Ваша миссия всегда с нами, и вы всегда вдохновляете нас».
Основанная Шри Чинмоем неправительственная организация «Шри Чинмой: Медитации Мира при ООН» свыше 30 лет предлагает широкий круг программ в поддержку миротворческих инициатив ООН.
Шри Чинмой прочел сотни университетских лекций по всему миру, включая Гарвардский, Йельский, Оксфордский, Кембриджский, Токийский и Московский университеты, а также университеты каждого из штатов США.
Плодотворный писатель и поэт, Шри Чинмой является автором более 1600 книг, переведенных на 24 языка мира. Среди его литературных произведений эссе, рассказы, пьесы, стихи, сборники ответов на тысячи вопросов искателей, открывающие бесконечную красоту и гармонию Истины. Из века в век поэты-провидцы выражали свои внутренние переживания в словах, способных поднять сознание читателя и дать ему видение Запредельного. Шри Чинмой — один из таких поэтов. Он создал огромный мир поэзии, базирующийся на цельности одной строфы. Мощный поток его концентрации спонтанно схватывает стихи, короткие афоризмы, песни и молитвы души, чтобы создать неповторимую и неподвластную времени классику духовности.
Шри Чинмой автор более 25.000 песен и музыкальных произведений. Он дал свыше 800 Концертов Мира в таких многотысячных аудиториях, как Карнеги Холл, Будокан Холл, Сидней Опера Хауз, Ройял Альберт Холл. На этих концертах, которые всегда были бесплатны, Шри Чинмой обычно исполнял свои мелодии на 20 и более музыкальных инструментах различных культур. Берущие свое начало из древних Ведических традиций и священных индийских раг, его лирические и возвышенные мелодии несут глубокие сокровенные переживания покоя и открывают безграничные горизонты внутренней реальности. Созерцательные по стилю и духу, они вызывают медитативное спокойствие, внутри которого часто рождается пламя устремления в сердце восприимчивого слушателя.
Кисти Шри Чинмоя принадлежит более 250.000 мистических акриловых картин. Написанные в стиле, который он называл Джарна-Кала, или Искусство-Фонтан, они представляют собой «… спонтанное взаимодействие света, цвета и ритма, в котором конкретные и статичные формы, где все разделено, уступают место миру единства, где все движется и все слито воедино». Работая, Шри Чинмой входил в медитативное состояние единства с самим источником искусства и служил сознательным открытым каналом, через который Джарна-Кала способна проявлять себя мириадами форм. Это был не ментальный и даже не интуитивный процесс. Его картины являются физическим проявлением высших уровней сознания.
Среди работ Шри Чинмоя также акварельные полотна и графика. Ему принадлежит уникальная серия 17 миллионов рисунков птиц, которые символизируют покой и свободу души. Автор назвал их Птицами Мечты о Мире-Свободе. Рисовать своих птиц-душ, придавая им формы разных размеров и красок, он начал на Мальте в 1991г. Каждая из них несет в себе послание свободы, надежду и обещание нового света.
Одаренный спортсмен, Шри Чинмой твердо верил в то, что физическое совершенство абсолютно необходимо для духовного прогресса. Еще в юности, в ашраме Шри Ауробиндо, Шри Чинмой был 17-кратным чемпионом на 100-метровке и 2-кратным чемпионом по декатлону. Позднее, за девять лет с 1978г. по 1986г., он участвовал более чем в 200 соревнованиях, в числе которых 21 марафон и 5 ультрамарафонов.
Начав в 1986г. в возрасте 55 лет карьеру тяжелоатлета, Шри Чинмой изумил героев спортивного мира своими достижениями. Поднимая иногда десятки тонн за время программы, он наглядно подтверждал, что внутренний покой и энергия, полученные в медитации, являются внушительным источником внешней силы. Для своих поднятий он выбирал всевозможные необычные объекты, от гантелей и автомобилей до слонов и небольших самолетов. «Благодаря Шри Чинмою я понял, что человека характеризует не объем руки. Человека характеризует объем сердца, — говорил пятикратный «Мистер Вселенная» и самый гармонично сложенный человек XX в. Билл Перл. — Никто на земле не делал того, что делал Шри Чинмой».
Любовь Шри Чинмоя к спорту сопровождала его всю жизнь и нашла свое воплощение во многих спортивных соревнованиях покоя и самопревосхождения. Основанная им Марафонская Команда Шри Чинмоя организует и спонсирует ультра-забеги, включая серию дистанций Ультра-трио Шри Чинмоя: 700, 1300 и 2700 миль, и самый длинный сертифицированный ультрамарафон 3100 миль (4987,9 километров).
За свою работу ради процветания человечества Шри Чинмой удостоен многочисленных наград, премий и почетных ученых степеней, среди которых Награда Пилигрим Мира; Золотая Медаль по литературе Международной Академии Лютес; Медаль Неру, врученная ЮНЕСКО, Париж; Награда Мира Ганди; Награда «Золотое Сердце» Общества писателей и композиторов Мехико; Награда Свет Индии, врученная передовой организацией культуры Индии Бхаратья Видья Бхаван».

(Шри Чинмой. Кундалини. Материнская Сила. М. Центр Шри Чинмоя. 1994г. 112 стр.)

* * *