Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.7).

продолжение

1 9 6 2 г.

«Кундалини — свернувшийся кольцом, обладающий кольцом, серьгами, свернувшаяся кольцом змея; особый вид вихревой энергии, находящейся в нижнем энергетическом центре- кольце (чакра — круг)».

(Смирнов Б.Л. Симфонический санскритско-русский
толковый словарь Махабхараты. Ашхабад. 1962г.)

 

1 9 6 3 г.

В 1963г. в журнале «Нева» был опубликован роман И.А.Ефремова «Лезвие бритвы». В Части третьей «Торжество тигра» в Главе 6 «Сады Кашмира» И.А.Ефремов пишет:

«…он [Даярам] уселся у ног гуру, и тот [Витаркананда] рассказал ему о сущности Тантр в их первоначальном значении, не искаженном магическими обрядами и ложными ритуалами разврата и пьянства. Возникшее в первых веках до нашей эры, то есть около двух тысячелетий тому назад из культа Деви — Богини-Матери, учение Тантр — древнейшая философия дравидов Индии, гласило, что Веды были составлены в незапамятные времена, когда люди были совсем иными, более добродетельными и более стойкими. В настоящее время, которое называется Кали-югой, эпохой зла или демона Кали, люди другие, хуже праотцев. Они стремятся к злу и отвергают добро, обнаруживая ненасытную жажду наслаждений. В результате зло в мире неизбежно нарастает, нации затевают войну против других наций, дружба превращается во взаимную эксплуатацию и плотская страсть — это единственное, что связывает мужчин и женщин. Тантры говорят, что есть предначертание судьбы в таком состоянии мира. Люди пали так низко, что уже не способны понять свое падение, не могут увидеть путь к спасению. <…>.
Для познания же самого человека Тантры сделали огромный шаг вперед, признавая существование в его теле огромных дремлющих сил, присущих человеку, а не даваемых ему свыше божеством. Шакти — энергия природы и пробуждение ее — ведет к тому, что у человека появляются громадные силы и способности. <…>. В этом тантрические учения смыкаются с Хатха-Йогой, которая отсюда и вышла…
— Ты [Даярам], как художник, неспособен отречься от мира настолько, чтобы обращаться к абсолютному богу. Но ты можешь достигнуть самых высших степеней познания через женское воплощение души природы — Шакти, конкретную, осязаемую. Два стержня скрепляют твою душу — любовь и стремление к красоте. А так как для тебя твоя любовь еще и олицетворение всего величия красоты, то ты хорошо вооружен…
В первобытной жизни и отборе наши предки накопили очень много энергии, частично еще сохранившейся в организме, но в обычных условиях остающейся без употребления. Эта огромная мощь называется Кундалини и хранится в основании позвоночника в яйцевидной капсуле «Канда», в виде змеи, свернувшейся кольцами в три с половиной оборота. Три кольца змеи — три состояния энергии: положительная, отрицательная и нейтральная. Добавочные пол-оборота означают, что змеиная сила всегда готова перейти из латентного состояния в динамическое.
С незапамятных времен змея — это символ пола. Действительно Кундалини тесно связана с половым влечением, возникающим из потока змеиной силы. Тантры учат пробуждению Кундалини через половое соединение. Путь Йоги диаметрально противоположен. Она учит, что половое влечение должно быть подавлено до полнейшего отрицания физической любви. Через это давление на Кундалини будет настолько сильным, что змеиная сила пробудится. И то и другое направление — небезопасно. Каждое учение — лишь половина единого целого, когда змея становится символом мудрости…
Когда освобождаемая Кундалини поднимется от крестца по всем чакрамам и достигнет седьмого Центра Тысячи Лепестков (Сахасрара-Чакра), смыкаются женская и мужская ее половина и возникает сверхсознание, превращающее искателя в самого могущественного из йогов…
Я думаю, что тебе, как художнику, возможен лишь путь Тантры. Однако помни, что Кундалини свернулась подобно пружине и змея всегда готова к укусу…».

Обратим внимание на одно словосочетание, которое использует здесь И.А.Ефремов, это — «змеиная сила». Сегодня это выражение кажется неприметным, обычным, знакомым, общеупотребительным (благодаря сети Интернет и публикациям, рассказывающим о Кундалини). Но И.А.Ефремов писал об этом в начале далеких 60-х годов XX в. в стране с названием «Советский Союз» или «Железный Занавес». Вполне возможно, что И.А.Ефремов был хорошо знаком с работой Артура Авалона «Змеиная Сила» (1919г.), или, во всяком случае, читал, или знал о ней.
 

1 9 6 7 г.

«В 1967г. [Е.В.Золотов] написал работу «ТЕЛЕПАТИЯ», в которой рассматривает феномен телепатии как первопричину иных уникальных способностей человека, в том числе и способность к предвидению будущего. Теме настройки и приема информации проскопического и ретроскопического характера автор посвятил отдельный параграф в своей работе… Е.В.Золотов считал своей задачей показать принципиальную возможность для каждого человека, взявшего на себя труд «видеть будущее», получать вневременную информацию из общего поля, благодаря основательной и детальной подготовке.
Интересна схема, которую Е.В.Золотов приводит для иллюстрации в действительности более сложного процесса движений в поле, во взаимодействиях в системе «человек-поле» и «люди-поле-человек» (проскопист). Он убежден, что достаточно одному человеку осознать страшную опасность («увидеть» ту или иную опасность), как в следующую минуту все, кто находится с ним в телепатической связи, настроен с ним в психологическом резонансе, живет с ним одними интересами и пр. — оказывается способным к спонтанному восприятию «вести из будущего»…
Несомненно, что Е.В.Золотов практиковал измененные состояния сознания (ИСС), что иллюстрируют следующие фразы: «практикуя некоторые упражнения, автор неоднократно испытывал ощущения полной невесомости, вполне четко осознавал уверенность, что если ему захочется, он может подняться в воздух и оказаться вон в том углу комнаты, под потолком…»; «всякий раз, когда сознание возвращается в естественное состояние, вспыхивало и крепло убеждение в том, что и на этот раз инстинкт самосохранения позволил избежать огромной опасности».
Он также практиковал некое «программирование» в упражнениях для подготовки к приему информации из общего поля. Упражнения в проскопии даны в Главе 7, но Е.В.Золотов не считает возможным рекомендовать их кому бы то ни было.
Суть этих упражнений в том, что необходимо уловить, почувствовать объективно существующий ритм жизни, движений, людей, природы, ритм, который возникает в результате взаимодействия скрытых и явных факторов. Настраиваясь в резонанс этому ритму, следует проникнуться настроениями людей, затем сконцентрироваться на избранном объекте, что «словно вспышка молнии» перед мысленным взором может представить этот объект в динамике дальнейших событий; «вы увидите его будто вне времени — одновременно и там, где он сейчас находится, и там, где он находился недавно, и там, где он будет находиться». Такое восприятие, по мнению Е.В.Золотова, является восприятием пространственно-временных трансформаций в шестом измерении…
Еще в одном упражнении Е.В.Золотов предлагает с помощью ряда последовательных воспоминаний, которые выделяются особой эмоциональной насыщенностью в жизни человека, подойти к видению себя одновременно в прошлом, настоящем и будущем. «Нечто, бросающееся в будущем в глаза своей яркостью, необычностью, просто несуразностью, — пишет Е.В.Золотов — запечатлевается, прочно фиксируется в памяти и вы, возвращаясь к обычному состоянию, практически мгновенно, автоматически, «прихватываете» с собой и сущность «пойманной» таким образом информации». Вместе с этим автор предупреждает, что слишком часто практиковать такие упражнения, граничащие с потерей всякого восприятия, с потерей сознания и возможностью мышления, нельзя: злоупотребление может привести к стойкому пространственному восприятию времени, и «только за счет колоссального усилия психики, вы сможете до конца осознать себя в настоящем, постоянно живя в прошлом, настоящем и будущем одновременно; а эта способна выдержать психика далеко не всякого человека».
Полный текст произведения Е.В.Золтова «Телепатия» находится на сайте belsu.narod.ru.».

(С.А.Кравченко. Золотов Е.В. 01.03.2010г. Сайт www.centr.skravchenko.ru.)

3.3.1 Золотов Е.В. академик      3.3.1 Золотов Е.В. 2

«Аннотация. Замечательные способности психики человека, о которых рассказывается в этой книге, были известны людям и использовались на практике в течение нескольких тысяч лет. В Индии, Египте, Греции и других странах Среднего и Ближнего Востока знания телепатических закономерностей использовались в самых различных целях. Но знания эти были (и, в значительной степени, остаются такими до настоящего времени) только эмпирическими, лишёнными какой бы то ни было теоретической базы, естественно-научного объяснения. Наблюдая телепатические явления, люди пытались объяснить их проявлением сверхъестественных сил, деятельностью всепроникающего «Мирового Духа», бога, частью которого, якобы, является «душа» человека.
Эту точку зрения долгое время вынуждены были разделять и выдающиеся философы Запада. Такое положение сложилось в результате накопления громадного фактического материала с одной стороны и, с другой стороны, отсутствия достаточных теоретических данных о строении материи, видах её движения, в результате отставания естественных наук от потребностей человеческого ума в обобщении и объяснении наблюдаемых явлений. Философия, призванная вести за собой науку, вступила на ложный путь, на путь идеализма. Однако выдающиеся ее открытия в области естественных наук неизбежно вносили свои коррективы, заставляя учёных-идеалистов давать материалистическое истолкование явлениям природы. Человечество вполне естественным и закономерным путем шло к материалистическому мировоззрению.
Принципиально новым в этой книге является то, что автор старается дать всем без исключения явлениям и процессам, текущим в человеческой психике, естественнонаучное объяснение на основе последних достижений в области точных и гуманитарных наук. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Некоторые её разделы могут быть использованы при изучении курса атеизма студентами вузов.
Глава 4. Физические (время-гравитационные и пространство-гравитационные) возможности телепатии. Выводы. Явления телекинетики и левитации следует считать принципиально возможными, подлежащими дальнейшему изучению. Более глубокое проникновение в механизм процессов информационно-энергетического обмена и трансформации, текущих в организмах живых существ, позволили создать механизмы на качественно новой, не обычной, «вещественной», волновой основе. (Остаётся сказать несколько слов еще об одной загадке Йоги, интерпретировать которую на основе наших сегодняшних знаний представляется весьма затруднительным. Мы имеем ввиду таинственную «силу Кундалини» или «змея Кундалини», который, по уверению йогов, дремлет в трехгранном лотосе — в области копчика. Если змея этого разбудить, — он начёт подниматься вверх и человек «превращается в бога». Вивекананда говорил своим слушателям: «направляйте ток, идя вниз, по каналу Шусумны к трёхгранному лотосу, сильно ударяйте по нему…». У обычных людей канал Шусумны закрыт, у йога всегда открыт и т.д.).
Мы специально заключили эти слова в кавычки. Возможно, здесь неточность переводчика — Вивеканда ставил человека выше бога — «нет ничего выше человека; даже боги, чтобы очиститься, должны побыть человеком». Таким образом, йог, по мнению Вивекананды, выше человека, однако, боги, соответственно, оказывается ниже йогов. В этой иерархии нетрудно запутаться! Итак, что же это за змий? Разумеется, ни о каком физиологическом образовании, которое двигалось бы снизу вверх по правому или левому каналам спинного мозга, не может быть и речи. Следовательно, это какой-то энергетический комплекс импульсов, возбуждаемых импульсами, посылаемыми к «трехгранному лотосу» головным мозгом. Однако, ближайшее ознакомление с этим лотосом приводит в полнейшее недоумение: как известно, спинной мозг заканчивается на уровне нижних рёбер, поясницы; ниже идут целостные позвонки с обычной костной иннервацией. Следовательно, ни о каком избытке аккумулирующих энергий фосфорсодержащих веществ не может быть и речи. Откуда же в таком случае берется это энергетическое образование? Можно было бы целиком и полностью отбросить этого змия, как игру болезненного воображения, не имеющую под собой никакой материальной базы. Однако, слишком частые упоминания и ссылки на Кундалини со стороны многих авторов, огромное значение, которое ему придаётся, заставляет вновь и вновь обращаться к поискам истины. Следуя совету Вивекананды, автор в процессе упражнений (см. главу 5), питался разбудить этого таинственного змия, не особенно веря в его существование.
Змий оказался давним знакомым: возникало ощущение во всём теле подобно тому, которое приходилось испытывать в минуты наибольшего творческого подъёма, — в импровизациях на рояле и стремительном, словно под чью-то диктовку создании научно-фантастического рассказа, в столь же стремительном написании картины с острым, захватывающим сюжетом. Это ощущение трудно передать словами. Кажется, будто тёплая, мягкая волна ползёт по спине снизу вверх, останавливается спазмом в области горла.
Много раз (особенно в музыке) это ощущение делалось мучительным (не полезным, но просто нетерпимым, непереносимым), что приходилось устранять причину — немедленно бросать занятие. В то же время оставалось чувство сожаления: если бы еще немного потерпеть, можно было бы сделать гораздо лучше, интереснее! В то же время возникало убеждение, что удалось избежать большой опасности…
Однако, все это настолько сильно попахивает мистикой и чертовщиной, так напоминает обычные припадки неврастении, что искать какую бы то ни было физическую, естественно-научную интерпретацию Кундалини в области искусства — занятие, по меньшей мере, бесполезное.
Можно прослыть обыкновенным психом, но так и не найти правды. Как бы там ни было, в той части телепатии, которая нас интересует (передача и приём информации), воздействие путем бессловесного внушения на человеческую психику свободно можно обойтись и без Кундалини. Может быть, в том или ином упражнении он «выползет» сам по себе; однако, не следует искать его слишком высоко к головному мозгу — в целях обострения восприятия и прочее. (Л.Васильев сообщает о человеке, который несколько дней подряд видел на больших расстояниях чрезвычайно мелкие предметы; а когда умер, в головном мозге нашли злокачественные новообразования). «Не пускать», значит прекращать упражнение. Нам еще чрезвычайно мало известно о процессах, текущих в силовых полях, о взаимодействиях между энергетическими потоками; можно предположить, что и здесь в какой-то степени действует законы аэродинамики — образуется завихрения, пучности. Мы ничего не знаем о таких взаимодействиях в полях гравитационных, кроме, разве что, «собирание частот». Можно, однако, предположить, что в области «трёхгранного лотоса», где сходятся пути токов действия (центростремительного и центробежного) двух нижних конечностей, где располагается область половой активности, образуются довольно мощные, насыщенные информацией поля, взаимодействие которых ощущается и осознаётся «пробуждением» «змея Кундалини» — в том случае, когда эти взаимодействия выходят из своей области и распространяются вверх, достигая «тысячелепесткового лотоса» — головного мозга. Как бы там ни было, если сила Кундалини и существует объективно, мы должны принять как непреложную истину, что:
1. Сила эта, безусловно, материальна и никакого отношения к «божественному провидению» не имеет;
2. Обращаться с ней как в случае спонтанного проявления, так и [при] искусственном ее «пробуждении», следует крайне осторожно».

(Телепатия. Рукопись учебника Е.В.Золотова. М. 1967г.
Сайты: www.belsu.narod.ru, www.moscowuniversityclub.ru, www.rudocs.exdat.com, www.textarchive.ru.)

«Евгений Васильевич Золотов родился в 1922г. <…>. Демобилизовавшись в 1968г. в звании инженера-полковника, Е.В.Золотов продолжил свою научную деятельность в Калининском политехническом институте, сконцентрировав внимание на проблемах системных исследований для промышленности, здравоохранения и образования. Е.В.Золотовым создана известная научная школа по системным исследованиям… У Евгения Васильевича была феноменальная память, он без всяких усилий выстраивал в логические системы самую разнообразную информацию. Потом, к случаю, мог, удивляя знатоков, интересно рассказать о московских храмах, о конфуцианстве или гончарном промысле. Однажды, побывав в доме академика В.С.Пугачева, специалиста по теории процессов управления, он заинтересовался сиамскими кошками (у супруги уважаемого академика их было очень много). А в следующий раз прочитал целую лекцию об инстинктах и повадках этой интересной породы… В 1970г. Золотов был приглашен на работу в Дальневосточный научный центр Академии наук СССР для создания и развития в регионе научных институтов физико-математического и технического профиля. В этом же году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. С 1970г. по 1972г. заведовал отделом прикладной математики Хабаровского комплексного научно-исследовательского института ДВНЦ АН СССР. С 1972г. по 1980г. Е.В.Золотов — заместитель председателя Президиума ДВНЦ АН СССР… В 1981г. Е.В.Золотов становится директором созданного им Вычислительного центра ДВНЦ АН СССР в Хабаровске, членом Президиума Дальневосточного научного центра Академии наук СССР, председателем Совета по физико-математическим и техническим наукам ДВНЦ АН СССР… Математическое моделирование деятельности человеческого организма — это, пожалуй, самый неожиданный «выброс» вулканического таланта Евгения Васильевича Золотова.
В конце 1960-х, уже возглавляя кафедру АСУ, Золотов, увлекшись рефлексотерапией, организовал лабораторию для исследования электрических характеристик человеческого организма. Ему удалось на основе точечной акупунктуры разработать со своими учениками систему приборов, с помощью которых можно было стимулировать работоспособность человека через воздействие электричеством на его биоактивные точки. В отечественной науке и практике ничего подобного не было, официальная медицина обвинила ученых чуть ли не в колдовстве. Однако эти приборы, испытанные на наших космонавтах, были признаны эффективными и сейчас продаются в США. В России они, к сожалению, не используются.
Евгений Васильевич был человеком широкой натуры и больших страстей, переживал разные увлечения. Так, уверовав в традиционную китайскую восточную медицину, занялся переводами. Вытащил из ее истории все. Потом сказал: то, что делает Джуна, с помощью наших приборов будет делать любая медсестра.
В Хабаровске Е.В.Золотов собрал уникальный коллектив исследователей в области медицины Востока — врачи, биофизики, системные аналитики, программисты. С 1986г. после организации им лаборатории медицинской информатики (ее возглавил к.м.н., почетный профессор Академии традиционной китайской медицины В.А.Ионичевский) ученые Вычислительного центра проводили исследования социокультурных, медико-экологических и историко-географических процессов на Дальнем Востоке. Оригинальные результаты были получены при исследовании феномена культуры Древнего Китая — метода чжэнь цзю… В 1987г. Е.В.Золотов был избран академиком Академии наук СССР».

(Академик Е.В.Золотов. Сайт www.ccfebras.ru.)
(М. Маястровский. Золотов Е.В. Советский ученый. Газета «Вече Твери». 28.04.1992г.)

 

1 9 9 0 г.

«Глава 10. Абсолют и эволюция Пракрити. Шакти как Кундалини и эволюция чакр. Из Пракрити-Шакти развивается вся вселенная, состоящая из пяти элементов. В индивидууме Пракрити-Шакти проявляется как Кундалини-Шакти или змеиная сила. Кундалини-Шакти также проявляет себя как разум и Чакры (астральные нервные центры, которые соответствуют пяти элементам)… Неограниченное Сознание, при все еще трансцендентальном сохранении его реальной природы, становится Кундалини-Шакти, суженной до уровня, который составляет наше восприятие в материальном плане».

(Свами Вишнудевананда. Полная иллюстрированная книга Йоги.
Самиздат. 1990г. 208 стр. Сайт www.altmedic.ru.)

 

1 9 9 2 г.

«Главных чакр семь, их связывает священная змея Кундалини (скрытая нервная энергия тела). <…>. Когда священная змея Кундалини, разворачивая свои кольца, поднимается вверх, она стимулирует чакры и дает человеку власть над различными физическими и психическими явлениями».

(Прокопенко Ю.П. Cекс. Йога. Любовь. M. Здоровье для всех. 1992г.)

В предисловии к роману «Ангел западного окна» (См. Густав Майринк. Ангел Западного окна. СПб. Terra Incognita. 1992г. 28 стр.), самому значительному произведению австрийского писателя-эзотерика Г.Майринка, Ю.Стефанов пишет (Ю.Стефанов. Пиромагия Густава Майринка):

«Творчество великого австрийского писателя Густава Майринка (1868-1932) насквозь символично. Подробных исследований заслуживают такие излюбленные им образы, как Луна, Вода и Зеркало или Камень, Меч и Древо. Однако без всякого преувеличения можно сказать, что именно стихия Огня — как в её чисто материальном, так и в духовном аспекте, — является не только постоянным фоном, но и своего рода главным «действующим лицом» основных произведений писателя.
Пора, однако, на время отвлечься от всех этих красочных цитат и хотя бы в общих словах разъяснить читателю смысл подзаголовка данной статьи. Итак, «пиромагия Густава Майринка». Дело в том, что творчество австрийского писателя, при всей бесконечной сложности своих истоков, интересов, тем и приёмов, в значительной мере является отражением и преломлением того внутреннего духовного опыта, который он обрёл в «школе» итальянского эзотерика Чиро Формизано, писавшего под псевдонимом Джулио Креммерц (См. Evola J. Metaphysique du sexe. 1972. P. 353-357).
«Школа» Креммерца, действовавшего на рубеже XIX-XX вв., носила многозначительное название «Цепь Мириам» (вспомним имя главной героини «Голема»), а проповедовавшиеся в ней идеи можно определить как довольно рискованный синтез некоторых положений Каббалы, христианской Софиологии и, в особенности, индо-буддийского Тантризма, учения об освобождении путем слияния с Шакти, космической силой, олицетворяющей в себе женскую суть Вселенной. Тантрическая практика помогает отыскать в душе и теле адепта эту божественную энергию, которая, согласно «Тантрасаттве», мыслится как «корень всякого существования, начало и конец миров» (Цит. по: Eliade M. Mythes, reves et mysteres. P., 1972. P. 180). «Мириам» Креммерца — это и есть одно из воплощений Шакти, той самой силы, что в учениях каббалистов именовалась Шехиной, а у христианских гностиков — Софией.
Согласно учению Креммерца, эта женская ипостась Божества и человеческой личности, в союзе которой обретается вся полнота как личностного, так и космического бытия, присутствует в каждой подлинно традиционной духовной организации, выполняя роль хранительницы и вдохновительницы. Символически эта сила в трактатах по Тантра-Йоге представляется в виде змеи Кундалини, свернувшейся в клубок у основания позвоночного столба. Процесс её осознания и пробуждения сопровождается чувством накала, жара. Не только на Тибете, где этот «магический жар» носит название «гтум-мо», но практически во всех мистических учениях мира понятия духовной силы, паранормальных свойств, магических способностей неизменно связываются с понятиями «горения» или «ожога» (Подробнее о магическом жаре см: Eliade M. op. cit. P. 118-121). Даже нам, простым смертным, не в диковину такие выражения, как «пожар в крови», «душевный жар», «пылание страстей», проникшие в обиходный язык из пиромагического словаря посвященных.
В сочинениях самого Креммерца и его учеников содержатся подробные наставления по «технике» такого рода магико-сексуальных обрядов, во многом совпадающие с теми, что изложены в трактатах по Тантра-Йоге. Стоит добавить, что все эти идеи (и практическая их реализация) в полной мере сопоставимы с положениями «внутренней» или «духовной» алхимии — ещё одного важнейшего истока творчества Майринка. Страницы «Ангела Западного окна» до предела насыщены алхимическими терминами, пронизаны алхимической символикой, растолковать которую во всех подробностях было бы возможно, лишь приложив к переводу романа изрядной толщины том со специальными комментариями. Не имея такой возможности, я прошу читателя об одном: ни на минуту не упускать из виду важнейшей истины, дважды повторенной автором в его сопроводительной к этому роману статье; речь там идёт об алхимии, но «не той сугубо практической алхимии, которая занята единственно превращением неблагородных металлов в золото, а о том сокровенном искусстве королей, которое трансмутирует самое человека, его тёмную, тленную природу в вечное, светоносное, уже никогда не теряющее своего «Я» существо». Именно к такой трансмутации безуспешно стремится в романе «Ангел Западного окна» его главный герой, доверчивый и страстный Джон Ди, именно этого не может или не хочет понять его алчный напарник, корноухий «горе-алхимик» Эдвард Келли, в конце концов, жестоко поплатившийся за свою скотскую тягу к золоту и чужим женам.
К приведенному выше капитальному высказыванию Майринка об алхимии можно добавить, что понятие «химического брака» (особенно часто встречающееся в романе) является одним из основных в алхимической символике. Соединение двух космических начал, которые на языке адептов обозначаются именами Солнца и Луны, Короля и Королевы, Серы и Ртути, часто изображается то в виде кадуцея, обвитого двумя змеями, то более или менее натуралистично. Суть этого брака, свершающегося одновременно на небесах, на земле и в глубинах материи, совершенно аналогична сути и цели упомянутых выше тантрических обрядов».

 

1 9 9 4 г.

В «Хатха-Йога-Прадипике» (XV в.) (см. Свами Сватмарама. «Хатха-Йога-Прадипика». / Пер. А.Ригина. // Путь Шивы (Антология древнеиндийских классических текстов). К. 1994г.) сказано:

3.98. Как ключ открывает дверь, так йогин с помощью Кундалини открывает дверь к освобождению.
3.99. Парамешвари (Изначальная Богиня, Кундалини) спит, закрывая собой то отверстие, через которое она должна идти в обитель Брахмана (в Сахасраре), свободном от всех недугов.
3.101. Кундалини описывается, как свернувшаяся змея. Кто заставит ее двигаться вверх, тот, безусловно, освобождается.
3.104. Пробудив спящую змею, схвати ее за хвост. Эта Шакти, пробудившись от сна, поднимается вверх Хатха-Йогой.

В другом переводе (см. Свами Сватмарама. «Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги. / Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.) читаем:

«Глава Третья. Мудра и бандха. Шлока 1. Кундалини — основа практик Йоги. (1). Как змея (Шешнага) поддерживает землю и все ее горы и леса, так Кундалини является поддержкой всех практик Йоги.
Комментарий. Понятие Кундалини является основой Тантры и Йоги. <…> Эта внутренняя потенциальная энергия носит название Кундалини-Шакти. Тантра представляет собой процесс расширения сознания и высвобождения энергии — это старейшая из наук, известных человеку. Кундалини, присущая каждому индивидууму сила, только сейчас начинает исследоваться и признаваться современной наукой. Древние мудрецы, однако, вполне понимали суть Кундалини и объясняли ее в виде научного и систематического Учения Тантры. Йог Сватмарама сравнил Кундалини со змеей, которая поддерживает землю. В соответствии с верованиями индусов, существует тысячеголовая змея, обернувшаяся вокруг земли, которая покоится на черепахе и, по-видимому, поддерживает землю на соответствующей орбите. Это, конечно же, является лишь символическим описанием функции земной оси, севера и юга, полюсов и экватора. В этом описании представлено распределение космической энергии внутри и вокруг земли. Без этой силы не могло бы быть ни самой земли, ни растений на ней, ни ее обитателей. Аналогичным образом, каждое живое существо имеет центральную ось и центр равновесия, созданные силой внутренней энергии. Без Кундалини-Шакти и без Праны не может быть сознания и не может быть жизни.
Шлока 2. Комментарий. Кундалини — божественная духовная сила.
Шлока 95. Комментарий. Только те, кто может постичь тонкие законы Тантры, Кундалини, энергии и сознания, могут оценить ее значение и необходимость.
Шлока 104. Названия Кундалини-Шакти. (104). Кутиланга, Кундалини, Бхуджанги, Шакти, Ишвари, Кундали, Арундхати — это все одно и то же.
Комментарий. У Кундалини-Шакти есть много названий. Слово «кундалини» содержит корень «кунд», означающий конкретный тип сосуда для сохранения огня, и означающий змею. Муладхара представляет собой кунд, а высвобождаемый из нее огонь поднимается, как змея. Кундали, Бхуджанги, Наги, Пхани, Сарпини — это все названия змеи женского рода. Шакти — это космическая энергия. Ишвари — это созидательная сила Ишвары.
Шлока 105. Кундалини — ключ к освобождению. (105). Как дверь открывается ключом, так йог открывает дверь к освобождению при помощи Кундалини.
Комментарий. Кундалини — это не просто мистическое имя. Это имя потенциальной силы, изначально присутствующей в каждом человеке. Человек еще не использовал полностью свои возможности к жизни и восприятию. Открытие двери к освобождению — задача нелегкая. К этому сначала нужно подготовиться. Чакры должны быть открыты и активированы. Если дверь откроется раньше, чем все это будет проделано, то сознание может войти в грязную темницу вместо сверкающего и ярко освещенного дворца. Практиковать Хатха-Йогу следует под руководством опытного гуру. Это единственный путь, и это путь короткий.
Шлоки 106, 107. Спящая Шакти является средством освобождения для йога и рабством для невежественного. (106) Спящая Парамешвари покоится, закрыв своим ртом ту дверь, через которую лежит путь к узлу брахмастханы, месту, за пределами страдания. (107) Кундалини-Шакти спит над кандой. Эта Шакти является средством освобождения йога и рабством для невежественного. Тот, кто знает ее, знает Йогу.
Шлока 108. Кундалини, свернулась, как змея. (108). Говорят, что Кундалини свернулась, как змея. Тот, кто заставит эту Шакти течь, несомненно достигнет освобождения.
Комментарий. Пока Кундалини спит в Муладхаре, она изображается в виде змеи, обычно кобры, обернувшейся три с половиной раза вокруг дымчатого серого шива-лингама (дхумра-лингама). Три с половиной витка представляют собой форму мантры Ом. Эти три витка представляют собой три состояния существования и переживания; сознательное, подсознательное и бессознательное; джаграт, свапна и сушупти, то есть бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон; объективное переживание, субъективное переживание и отсутствие переживания; прошлое, настоящее и будущее. Три витка также представляют собой три качества природы, Пракрити или Шакти — тамас, раджас и саттву. Половина витка представляет собой то, что находится выше игры природы, турийю, или четвертое измерение, которое включает в себя все другие измерения сверх третьего…
Словарь.
Кундалини — духовная энергия, способность и сознание человека;
Кундалини-Йога — философия, проповедующая пробуждение потенциальной энергии и присущего сознания в теле и уме человека;
Кундалини-Шакти — известна также как «змеиная энергия»; потенциальная энергия человека, дремлющая в Муладхара-Чакре».

(Свами Сватмарама. «Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги.
/ Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

 

1 9 9 6 г.

«Глава 2. Все цвета радуги: переживания, связанные с Кундалини. …Книга «Йога Света», перевод древней «Хатха-Йога-Прадипики», так трактует определение Кундалини, данное на Санскрите: Говорят, что скрытая сила с большим зарядом спит, свернувшись в три с половиной раза, как змея в пенном океане молока, в самом нижнем центре (чакре Муладхаре) у подножия «древа жизни», позвоночного столба. Эту силу-змею, Кундалини, не может полно описать даже тот, кому удалось пробудить ее. Когда она просыпается, она поражает тело, как электрический шок, и дрожащий и потрясенный человек понимает, что с ним произошло необычайное событие. Это только начало. Все тело дрожит. Кажется, что распахнулась дверь, через которую из какого-то неведомого мира ринулся поток света, света несравненной яркости. Однако эта вспышка не сама Кундалини, это просто знак ее пробуждения. Сама Кундалини не устремляется мгновенно вверх, но позже поднимется медленно, проходя через станции (чакры), каждая из которых порождает новое и мощное состояние. [Rieker (1971) The yoga of light: The classic esoteric handbook of Kundalini Yoga. Clearlake. CA. The Dawn Horse. p. 49]».

(Б.Гринвелл. Энергии трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г.)

 

1 9 9 7 г.

«Аннотация. Сборник включает в себя две книги: Э.Мукерджи «Кундалини» и А.Авалон «Змеиная сила». Эти книги объединяет общая тема исследования, — работа психических центров тонкого тела человека — чакр и способы пробуждения и трансформации «змеиной силы Кундалини». Здесь описываются и подробно объясняются учения о Змеиной Силе (Кундалини-Шакти) и о Йоге, которая ее использует — эта тема занимает в Тантра-Шастре исключительно важное место».

(Мукерджи Э. Авалон А. Кундалини. Змеиная сила. М. Золотой век. 1997г. 346 стр.)

В 1997г. вышла в свет одна из первых книг, написанных А.В.Трехлебовым, — «Клич Феникса». В 2010г. вышло переработанное и дополненное приложением новое издание этой книги под названием «Кощуны Феникса — Ясного Сокола России». А.В.Трехлебов (Ведагор) (р. 1957г.) — известный в России и за рубежом писатель-славянист, автор книг по духовному наследию Славяно-Ариев, в корне изменивший мировоззрение многих читателей и слушателей его лекций.

«Змееборство. Все древние русские сказки, описывающие облик змея, говорят о том, что он может летать, крылья его — огненные. Когтистые лапы и длинный хвост с острием, излюбленная деталь лубочных картинок, в сказках, как правило, отсутствуют. Постоянной чертой змея является его связь с огнем: «Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трехглавый змей», «Летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит», «Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича».
В этом змее узнается змей Кундалини — психическая сила человека. Его постоянная угроза: «Я твое царство /т.е. тело/ огнем сожгу, пеплом развею».
В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка / «мор» — смерть, «один» — один, т.е. смерть одна/. Через нее ведет мост, называемый «калиновый» /на Санскрите «кали» — «злосчастный»/, т.е. на эту границу может ступить только тот, у кого яйцехоре /семя дьявола/ проявилось в полной мере. Перейти же через мост может тот, кто убьет змея, /яйцехоре/ — всю свою скотскую стихию.
При встрече со змеем героя поджидает опасность сна, засыпания, т.е. наваждения, майи — морока: «Царевич стал по мосту похаживать, тросточкой /Сушумной — основным восходящим каналом сила Кундалини, идущим по центру позвоночника человека/ постукивать, выскочил кувшинчик /сиддхи, проявляющиеся по мере подъема Кундалини по Сушумне/ и начал перед ним плясать; он на него засмотрелся /увлекся сиддхами/ и заснул крепким сном /т.е. «впал в прелести»/. Неподготовленный человек засыпает, истинный герой — никогда: «Буря — богатырь наплевал /не увлекся сиддхами/, нахаркал /привел их в «хару», уравновесил/ на него и разбил на мелкие части». В сказке, записанной на Онежском заводе, мать змеев, помогающая героям, говорит им: «Теперь вы отправляйтесь в дорогу… Ну, только спать не ложитесь у моря, а то мой сын будет лететь и увидит коней и вас, и вы будете спавши, вы будете побеждены, а если не будете спать, то он с вами ничего не сделает, не осилет он вас двоих».
Змей бессмертен и непобедим для постороннего, его может уничтожить только определенный герой: яйцехоре может быть уничтожено лишь тем, в ком оно находится – «Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича, да он еще молод, даже ворон костей его сюда не принесет».
Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами — он пытается вбить героя в землю /т.е. в грех/ и этим его уничтожить: «Чудо-юдо стал одолевать его, по колено вогнал его в сырую землю». Во втором бою «забил по пояс в сырую землю», т.е. с каждым боем в человеке все в большей мере начинает проявляться грязь /сырая земля/ яйцехоре. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, победой над своими чувствами. Но эти головы имеют чудесное свойство — они вновь вырастают, т.е. власть чувств увеличивается при их удовлетворении: «Срубил чудо-юду девять голов; чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем — головы опять приросли». Только после того, как огненный палец /похоть/ отрубается, герою удается срубить все головы».

(Трехлебов А.В. Клич Феникса. 1999г. Сайт www.trexlebov.ru.)

«Все древние русские сказки, описывающие облик змея, говорят о том, что он может летать, крылья его — огненные. Когтистые лапы и длинный хвост с остриём — излюбленная деталь лубочных картинок в сказках, как правило, отсутствуют. Постоянной чертой змея является его связь с огнём: «Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трёхглавый змей», «Летит на него лютый змей, огнём палит, смертью грозит», «Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича». В этом змее узнаётся Змей Кундалини — Духовная Сила человека. Его постоянная угроза: «Я твоё царство (т.е. тело) огнём сожгу, пеплом развею»».

(Трехлебов А.В. Змей Кундалини в русских народных
сказках. 06.05.2010г. Сайты www.koscuni.ru, www.livejournal.com.)

«Русские народные сказки являются наследственной сокровищницей духовного опыта наших предков, их знания законов и бытия миров Прави, Слави, Яви и Нави. Для сведущего человека эти сказки предстают неисчерпаемым кладезем мудрости, позволяющей людям осознать сокровенную глубину жизни Русского народа. При внимательном прочтении и исследовании волшебных сказок выявляются 8 смысловых уровней. Эти уровни рассмотрел в своих трудах со своей точки зрения В.Я.Пропп.
1. Запрет…
2. Беда…
3. Снаряжение героя в путь…
4. Получение волшебного средства…
5. Обряд посвящения…
6. Избушка на курьих ножках…
7. Испытание…
8. Змееборство. Все древние русские сказки, описывающие облик змея, говорят о том, что он может летать, крылья его — огненные. Когтистые лапы и длинный хвост с остриём — излюбленная деталь лубочных картинок в сказках, как правило, отсутствуют. Постоянной чертой змея является его связь с огнём: «Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трёхглавый змей», «Летит на него лютый змей, огнём палит, смертью грозит», «Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича». В этом змее узнаётся змей Кундалини — духовная сила человека. Его постоянная угроза: «Я твоё царство (т.е. тело) огнём сожгу, пеплом развею»…
Поясняя эти волшебные сказки, Славяно-Арии подготавливают своих детей к поиску Царства Небесного — к достижению полного совершенства через обретение тела Света.
В соответствии с Ведическим мировоззрением учил и Иисус Христос: «Наипаче ищите Царствия Божия, а всё остальное приложится вам»; «Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой»; ибо «Царствие Божие внутри вас есть»; «Ибо все вы — сыны света»; «Вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы».
Ведическое мировоззрение всегда было источником силы духа славянских народов. Лишь Ведическая культура, содержащая многотысячелетний опыт борьбы со злом — как в душе отдельного человека, так и в области общественной, государственной — обладает необходимой духовной силой для успешной организации этой борьбы. Не пользоваться этим опытом теперь, когда его забвение привело славянские народы на край гибели, безнравственно и преступно. Воскрешение Ведического мировоззрения есть ныне вопрос жизни или смерти…
[Новая Редакция] Родобожие всегда было источником силы духа России. Лишь Ведическое мировоззрение, содержащее многотысячелетний опыт борьбы со злом — как в душе отдельного человека, так и в области общественной, государственной — обладает необходимой духовной силой для успешной организации этой борьбы. Не пользоваться этим опытом теперь, когда его забвение привело Россию на край гибели, безнравственно и преступно. Воскрешение Родобожия есть ныне вопрос жизни или смерти. И помня то, что РОССИЯ ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЛА СУДЬБУ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ВОПРОС ЭТОТ ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕЛЕНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ».

(Трехлебов А.В. Кощуны Финиста — Ясного Сокола России. 2004г. Сайт www.avega.net.ua.)
(Трехлебов А.В. Ключи к волшебным сказкам. 04.04.2009г. Сайт www.blog.i.ua.)
(Трехлебов А.В. Ключи к волшебным сказкам Славяно-Ариев. Октябрь 2012г. Сайт www.koscuni.ru.)

«Аннотация. Встреча корреспондента журнала «Сварожичи» (www.swarogich.ru) с известным в России и за рубежом писателем-славянистом А.В.Трехлебовым и разъяснение описанных в былине Песни птицы Гамаюн символов и образов, являющихся своеобразным посланием от Предков нам — своим потомкам.
Корр.: «Алексей Васильевич, почему Песни птицы Гамаюн изложены не в Сантиях и Харатьях (золотых, платиновых и серебряных пластинах с руническими и тьраговыми текстами, на которых изложены Славяно-Арийские Веды, опубликованные Омской патриархией Староверовъ-Инглинговъ), не на деревянных дощечках (на которых Глаголицей начертана «Велесова Книга»), а в клубках? Что из себя представляют эти клубки»?
А.В.Трехлебов: «Это скатанные в клубок, подобно пряже, нити с узелковыми письменами. Такой вид Славяно-Арийской письменности является изначальным. Упоминание о нём восходит к Богине Макоши с её дочерьми Долей и Недолей, которые прядут нити судеб для всех детей РАСЫ. Потому на Руси и говорят: «Чему Макошью предначертано быть, того не миновать».
Узелки на нити — это объёмные изображения Славяно-Арийских символов и образов Древнего Ведического Мировоззрения наших Боговъ и Предков — Родобожия. Каруны, Руны и Тьраги, а тем более Черты, Резы и Глаголица — это более позднее, уже плоскостное изображение нити и узелков на ней. Один из примеров узелковой письменности изображён на обложке моей книги «Кощуны Финиста — Ясного Сокола России».
Корр.: «А Санскрит и Деванагари, распространённые в Индии, тоже являются плоскостными изображениями нити и узелков на ней»?
А.В.Трехлебов: «Да. Это тоже рунические письмена наших Предков, которые жили на полуострове Индостан. Раньше Индия была одной из провинций единой Славяно-Арийской Державы с единым языком и письменностью. Называлась она Дравидией. У Дравидов были свои незначительные особенности произношения и письма, но во всей Державе люди прекрасно понимали друг друга, подобно тому, как современные Русские понимают Украинцев и Белорусов».
Корр.: «А на каком языке говорил народ упомянутой Вами Державы»?
А.В.Трехлебов: «На Древнерусском, который тогда назывался Древлесловенским».
Корр.: «Тогда получается, что клубки Песен птицы Гамаюн — источник Наследия Предков более древний, чем Сантии и Харатьи»?
А.В.Трехлебов: «Получается, что так оно и есть».
Корр.: «Алексей Васильевич, а волшебные клубочки в Русских народных сказках, выручающие их героев, имеют отношение к рассматриваемым нами клубкам»?
А.В.Трехлебов: «Только по невежеству, вызванному господством чужеверия на Руси, в последнюю тысячу лет люди стали думать, что эти клубочки волшебным образом катались по тропинкам и дорожкам Матушки-Руси в нужном для героев сказок направлении. На самом деле клубки, как вы правильно выразились, выручали своих героев. То есть их читали, перематывая из одной руки в другую, внимательно рассматривая и ощупывая узелковую письменность Предков. Волшебство заключалось в том, что при таком прямом био-энерго-информационном взаимодействии с Волхвомъ, Ведуномъ, Жрецомъ или даже одним из Родных Боговъ, вложившими в этот клубок свою Духовную Силу, герои сказок воспринимали такие мощные зрительные и слуховые образы с полным эффектом участия в воспринимаемых событиях, что современное стерео-кино с этим пока не может даже сравниться. Естественно, что после такой выручки сказочные герои действовали верно, имея правильные последствия своих деяний. Само слово «читать» означает «усваивать чужой опыт»: «чи»- жизненная сила, «тать» — присваивать.
В сказках наши Предки передали нам Правду о событиях своих времён, когда они могли путешествовать из одной реальности в другую, а затем возвращаться обратно, имея духовный опыт, полученный в параллельном, либо выше, либо нижестоящем мире. Они осознанно пользовались своими Навьими, Клубьими и Колобьими телами, перенося своё сознание в миры Нави, Слави и Прави. Этот опыт они передали нам через Русские народные сказы.
Слово «сказать» означает «сие казать» — то есть «показать мысленный образ». Наши Предки общались между собой посредством передачи мысленных образов, то есть телепатически. Язык был нужен для словословия — создания особых звуковых вибраций, с помощью которых можно словить Силу Родных Богов, подобно тому, как с помощью паруса можно словить силу ветра. Людей, пытающихся передать свои мысли с помощью языка, наши Предки так и называли «язычники». Язычники не способны «сказывать», они способны лишь говорить: «го» — образ, «ворить» — воровать. Соответственно «говорить» — это скрывать свои мысли с помощью языка, то есть болтовни».
Корр.: «Благодарю за содержательный ответ. Давайте теперь рассмотрим смысловое содержание хотя бы первого клубка Песен птицы Гамаюн».
А.В.Трехлебов: «Давайте. Только предупреждаю: современным читателям необходимо знать, что Изначальная Славяно-Арийская Ведическая Культура — Родобожие позволяла воспринимать сведения, заключённые в сказах и былинах сразу на трёх уровнях бытия: Яви, Нави и Прави, т.е. на физическом, энергетическом и духовном. Например, воспринимая текст клубка первого Песен птицы Гамаюн на уровне мира Яви, можно понять, что в былые времена на Землю прилетал особый космический корабль, предназначенный для передачи потомкам РАСЫ, расселившимся по всему космосу, основ Родобожия. Такие корабли подробно описаны в Ведах, в частности, в их разделах «Виманика-Шастры» и «Шримад-Бхагаватам».
Наши Предки не строили их как безжизненные транспортные механизмы, а взращивали как живых, осознанных существ, обладающих искусственным, но очень высокоразвитым интеллектом (наподобие современных кибернетических организмов). Яркий пример такого вимана (вайтмана) — Орёл Гаруда, на котором Славяно-Арийский Богь Вышень путешествует по всем мирам Вселенной.
Воспринимая тот же текст на уровне мира Нави, можно понять, что речь идёт о подъёме Силы Кундалини, переносе своего внимания в Навье, Клубье и Колобье тела с последующим выходом на уровень восприятия сведений Акаша-хроник (энерго-информационного поля ноосферы Земли, в котором записано буквально всё о всех живших на ней существах — начиная с минеральных, растительных, животных и заканчивая человеческими). Причём, воспринимающий Акаша-хронику видит, слышит, чувствует и понимает всё в точности так, как оно было в действительности.
Постигая этот же текст на уровне мира Прави, можно осознать, что речь идёт об общении нашего истинного «Я» — Живатмы (индивидуальной частицы Рода-Прародителя) с Параматмой (Личностным присутствием Рода-Прародителя — как общего целого в каждом живом существе).
Корр.: «Хотелось бы получить ответы на конкретные вопросы читателей: «Почему возникло возмущение стихий Природы при полёте Птицы Гамаюн»?
А.В.Трехлебов: «Воспринимая текст на уровне мира Яви, необходимо знать, что приземление космического корабля всегда связано с возмущением Стихий Природы, ибо в них внедряется нечто до этого отсутствовавшее. Стихии Природы, как нам известно, из Вед — это живые, высокоорганизованные существа, которые не могут относиться к этому равнодушно». Воспринимая текст на уровне мира Нави, нужно понять, что подъём «Змея Кундалини» (основной энерго-информационной Силы, содержащейся в частице причинной материи — Инглии, находящейся у человека на уровне кончика копчика и называемой «Ор») связан с возбуждением стихий нашего организма: Земли, Воды, Воздуха, Огня и Эфира.
Осознавая тот же текст на уровне мира Прави, необходимо учитывать, что глубокая медитация получается только после подъёма Силы Кундалини и переноса сознания в Клубье (ментальное), а тем более, в буддхическое (Колобье) тела нашего Духа. Лишь после этого возможно общение Живатмы (нашего «Я») с Параматой-Родом-Породителем, т.е. нашего индивидуального сознания с Личностью Всевышнего. <…>.
В любом случае людям с разными уровнями сознания полезно прочитать Песни птицы Гамаюн и наполнить своё сознание, подсознание и сверхсознание этими образами, которые, будучи семенами Рода-Прародителя, в своё время у каждого превратятся в ростки Знаний Правды и Памяти Рода, что поможет ускорить эволюцию читателей и осознать своё место в нашей Вселенской Славяно-Арийской Родной Семье».

(Сияющая мудрость предков: интервью с А.В.Трехлебовым. 29.09.2011г. Сайт www.mukola.net.)

В феврале 2014г. на сайте www.video.oum.ru. появилось 1,11 минутное видео-интервью А.В.Трехлебова о Кундалини.
 

1 9 9 8 г.

«Учёным Венского Института Биологической Обратной Связи удалось технически измерить так называемую энергию Кундалини, обвивающую позвоночник человека и подобно змею поднимающуюся от его основания к головному мозгу. Позвоночник является важнейшим энергетическим каналом, по которому текут эти жизненные силы и наполняют организм, подобно тому, как животворные соки текут по стволу дерева и питают его ветви и листья. Информация об этой энергии имеется в любой литературе по Йоге, а также в духовных учениях Индуизма, Буддизма, Даосизма, Сиккхизма, Синтоизма и многих других религий.
Учёным удалось проследить поток энергии, соединяющей основание человеческого позвоночника с головным мозгом. Эта энергия наблюдаема в форме тончайших электрических потенциалов, порождаемых спинным и головным мозгом. Исследования учёных института подтверждают взаимосвязь между качеством протекания этой энергии и состоянием здоровья человека. У здорового человека эти энергопотенциалы находятся в равновесии, но если оно нарушается, возникает болезнь. Чем серьёзнее нарушения, тем серьёзнее болезнь. Позвоночник можно условно разделить на несколько сегментов, состоянием которых определяется деятельность соответствующих органов. Выравнивая потенциалы Кундалини, можно вылечивать болезни».

(Ренар Праневскис, Альберт Эйдус. Тайна змеи Кундалини. Ж. «Мистерия». 1998г.)

 

1 9 9 9 г.

«Упанишады Йоги вполне естественно и практично соединили ведийское представление о жаре тапаса и тантрийское — о свернутой в основании тела человека энергии. По их описаниям, воздух дыхания и разожженный им огонь пробуждают дремлющую в нижней части позвоночника змею Кундалини, и та, разбуженная, поднимает голову и, шипя, поднимается вверх, при этом пробуждая потенциальные силы человека».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

 

2 0 0 0 г.

«Глава 8. Пробуждение Кундалини. …Кундалини можно представить себе в виде змеи, бхуджанги, которая затаилась в Муладхара-Чакре. Змея обвилась вокруг шивалингама, который является символом творения… Слово «кундалини» можно перевести как «изначальная сила», или «змеиная сила», как ее назвал сэр Джон Вудрофф… Фактически она является космической силой в телах и, следовательно, первопричиной всего. Все вещи есть ее проявление, и она не ограничивается своими творениями. Она — змея, и эта змея спит в Муладхаре. Она спит, ибо неподвижна… Когда змея пробудится, когда путь Йоги завершен, тогда человек обретает покой в этом мире и вкушает переживание сверхбытия».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-бандха. Ключ к мастерству.
/ Пер. Я.Терского. М. Янус 2000г. 144 стр.)

«Выполненные исследования привели Гопи Кришну к заключению, что в древних рукописях Тибета, Египта и Греции, а также в других культурах имеются доказательства существования энергии Кундалини, даже первые христиане были с ней знакомы. Головной убор фараона, пернатые змеи из Мексики и Южной Америки, все это указывает, по мнению Гопи Кришны, на энергию змеи — Кундалини. <…>.
В соответствии с учением Йоги, эта «энергия змеи» может быть пробуждена и через позвоночник и чакры (энергетические центры вдоль позвоночника) передана в головной мозг. Эта энергия — так утверждается в старых текстах — необычайно могущественна, в ней скрыт ключ к вечной юности и расцвету умственных способностей».

(Герхард Эггетсбергер. Сексуальная энергия.
Ключ к здоровью и процветанию. СПб. Весь. 2000г.)

В 1969г. вышла в свет книга Олдисса Брайана «Босиком в голове» (см. Олдисс Брайан. Босиком в голове. (Серия: Классическая фантастика). Амфора. 2000г.), где в Книге Первой «На Север» есть параграф «Змей Кундалини», в котором, герои романа ведут разговор о Кундалини:

«… -Тебя смутило слово «кундалини»? Э-э, я смотрю, ты читал Гурджиева не очень-то внимательно! В так называемой оккультной литературе часто упоминается «кундалини» или, как ее еще называют, «змей Кундалини». Это и есть та дремлющая в нас сила, о которой ты говоришь…<…>… -Предположим, вы правы. Но тогда что такое этот ваш змей Кундалини?…».

В 2000г. издательство «София» выпустило в свет перевод первой книги Мастера и основателя Школы динамической Хатха-Йоги, Дхирендры Брахмачари (1925-1994), книги о сверхэффективной, динамической практике Йога-Сукшма-Вьяяма. (см. Дхирендра Брахмачари. Йога-сукшма-вьяяма. Простые упражнения для исцеления и очищения тела. К. София. 2000г.). В частности там сказано:

«Кундалини-шакти-викасака (укрепление мистической силы Кундалини). Пробуждение Кундалини: Ударяем себя по ягодицам пяткой поочерёдно правой и левой ноги. Начинающим упражнение проделать 25 раз. Этот прием пробуждает силу мистической змеи. В нашей литературе имеется много ссылок на это необыкновенное упражнение. Упанишады, например, говорят следующее: «В верхней части ягодиц находится свернувшаяся дремлющая змея, способная к проявлению огромной силы и мощи. Эта могучая змея является источником познания и просветления йога» («Хатха-Йога-Прадипика» 1П: 107); «Лучшая из дэват (божеств), называмая Кундалини, дремлет в основании туловища в форме змеи, свёрнутой в спираль в три с половиной оборота. Пока эта могучая змея дремлет, человек остается невежественным, подобно животному, и никакие йогические упражнения не приведут его к просветлению» («Гхеранда-Самхита» III:44-45); «Подобно тому, как основанием горных и лесных массивов является многоголовый змей, так и Кундалини является основанием всей йогической науки» («Хатха-Йога-Прадипика» III:1); «Кундалини имеет форму змеи. Тот, кто приведёт её в движение, обретает своё спасение» («Хатха-Йога-Прадипика» III:108). Есть несколько способов пробуждения Кундалини. Вышеописанный способ является лишь одним из них. Кундалини — йогическое абстрактное понятие, означающее «Великий Потенциал». Его нельзя объяснить с помощью терминов, обозначающих знакомые анатомические структуры и физиологические процессы, несмотря на то, что существует множество наводнивших литературу теорий и предположений. Несмотря на огромный научный интерес к постижению сущности этого понятия для объяснения парапсихических и метафизических процессов, оно остается загадкой для современной медицины».

(Дхирендра Брахмачари. Йога-сукшма-вьяяма. Простые
упражнения для исцеления и очищения тела. К. София. 2000г.)

В 2000г. издательство «АиФ-Принт» выпустило книгу Виктора Востокова, белого тибетского ламы, профессора народной медицины, академика, который до 18 лет обучался в буддийском монастыре, постигая скрытые возможности человека (см. Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. АиФ-Принт. 2000г. 285 стр.), в которой говорится о Кундалини и где можно найти следующее замечание:

«Часть I. Индо-тибетская космология. Змеиная сила Кундалини. …В Ведах Кундалини характеризуется как «внутренняя женщина» или «Кундалини-Шакти» и уподобляется опасной свернувшейся змее. Это нормально скрытая сила может действовать либо творчески, либо разрушительно, положительно или отрицательно. Кундалини является «внутренним огнем» с громадным потенциалом. <…>.
Кундалини дремлет в Муладхаре, закрывая своим ртом вход в Сушумну. Ее представляют в виде змеи. Это — всеобщая символика, и вся Азия, так же, как и древние египтяне, представляли Божественную энергию в виде змеи. Дверь освобождения открывается энергией Кундалини, оплотом всего человеческого организма, основой глубокой реализации, сущностью всей Йоги. Кундалини является богиней Шакти, и считается верховной Шакти, обитающей в организме».

Тем не менее, несмотря на такое утверждение, автор говорит о Кундалини как о «змеиной силе» или «змее Кундалини»:

«Часть I. Индо-тибетская космология. Змеиная сила Кундалини. Тантры учат различным методам пробуждения и направления энергии Кундалини… Половые контакты особенно склонны стимулировать и пробуждать в человеке Кундалини… Тяжелое физическое напряжение, особенно в гетеросексуальных актах любви, может создать условия, необходимые для пробуждения Кундалини. Глубокое дыхание, движения тела в области половых органов, преобразование и обмен жизненными дыханиями, хрипы, стоны и другие звуки любви являются теми факторами, которые играют роль в стимулировании змеиной силы… Когда пара научится пробуждать и направлять энергию Кундалини сознательно, их любовная игра принимает совершенно новое измерение. Обращаясь с силой Кундалини как с другом и союзником, пара может перенестись в момент чисто спонтанной радости за пределы обычного сознания к переживанию мистического значения любви. Вот как поэтично рисуют образ Кундалини: «Спящая змея Кундалини чрезвычайно прекрасна, подобна волоску стебля лотоса, Она озадачивает мир, мягко закрывая «дверь» к центральной великой оси; подобно спирали полукруглой раковины, ее сияющая змееподобная форма свернута три с половиной раза, ее блеск подобен сильной вспышке молнии; ее нежный шепот подобен неясному жужжанию роя обезумевших от любви пчел. Она хранит все существа этого мира посредством вдоха и выдоха и сияет в низу живота».
Пробуждение Кундалини. Первым действием, которое требует выполнить Тантрическая Йога, является очищение нади… Очищение делается с помощью особых положений тела — асан и дыхательных упражнений — пранаямы… Йоги пользуются также мудрами, определенными жестами, зажимами, которые сопровождают эти асаны, или позы… С помощью мантр они пробуждают змеиную силу Кундалини. Раскрываются сверхспособности человека… Змея Кундалини выходит, таким образом, из состояния статического равновесия и становится динамической силой, которую ничто не может остановить… Особо остановлюсь на опасности преждевременного пробуждения змеи-Кундалини. Оно может быть вызвано либо йоговской медитацией и упражнениями, выполняемыми неправильно, но достаточными для пробуждения Кундалини… Змея Кундалини, как мы знаем, состоит из тонкой материи, но она настолько чувствительна, что пранический шок двух больших нади прекращает нормальную циркуляцию Праны и пробуждает Кундалини. Поэтому напоминаем: заниматься без учителя нельзя».
 

2 0 0 1 г.

«Глава 27. Змея Кундалини или духовная мастурбация. 1. Змеевиден до неприличности. Танец со змеями, исполняемый в храмах, широчайшее поклонение змеям среди населения стран Юго-Восточной Азии, обожествление змей, особенно кобр, начиная с самых давних времен, тысячи изображений змей и всевозможных змеевиных форм, начиная от каменных скульптур и заканчивая магическими схемами адептов различных религий, все это и многое другое — отнюдь не дань ползучему чешуйчатому животному, способному убить или оставить в живых человека, и способному только на ловлю крыс и ящериц. Смысл всех ритуалов этих лежит значительно глубже. Он, как это всегда и бывает в таких случаях — в природе самого человека. И наиболее явная тут сторона — сходство змеиного тела с одним из самых почитаемых объектов всех времен и народов, а именно, с мужским порождающим органом…<…>.
2. Змея как символ. …Неудивительно, поэтому, что, например, в признанной «стране змей», в Индии именно веселому богу-слону Ганеше, божеству со «змееподобным», а, точнее, с «фаллоподобным» хоботом поклоняются именно как божеству плодородия и деторождения, поклоняются и стар и млад, мужчины и женщины. Именно здесь в десятках и сотнях храмов стоят украшенные цветами «лингамы» — каменные аналоги мужских фаллосов.
Танец храмовой жрицы со змеей приобретает потому не столько некий «высокий космический смысл», туманность и неподступность которого столь воодушевляет и будоражит мистиков, а он имеет, помимо чисто обычной эстетики «собственно танца», смысл достаточно прозрачного намека — женщина находится перед мужчиной, любит его и поклоняется ему, какие бы причудливые облики он не принимал.
И здесь-то вступает в действие один из самых занятных и, в чем-то загадочных древних символов, такой, как «змеиная сила» и «змея Кундалини».
3. Змеи для стриптиза. …«Кундалини — змеиная энергия, которую обычно изображают в виде свернутой змеи с головами на обоих концах», — комментирует та же книга [Энциклопедия Тантры (М. Локид-МИФ. 1997г.)] другой рисунок спирально свернутого существа, с миниатюры из Гуджарата (Индия), конца XVII в. «Кундалини — духовная энергия («змеиная сила»), свернутая кольцом и дремлющая в Муладхара-Чакре (в основании позвоночника). Это изначальная энергия самой Шакти, сотворившей космос. Это сексуальная энергия, которая пробуждает в нас желание и стремление к продолжению рода…».
4. Тантра и корзина. …«Большинство эзотерических традиций ссылаются на некую великую силу, присущую человеческому психо-организму. Эта сила указывается в Тантрах как «внутренняя женщина» или «Кундалини-Шакти», и уподобляется опасной свернувшейся змее. Эта нормально скрытая сила может действовать либо творчески, либо разрушительно, положительно или отрицательно», — отмечают Пенни Слингер и Ник Дуглас, авторы книги «Тайны пола. Тантра. Великая культура Востока. Философия. Метод. Практика. Алхимия экстаза» (Минск. Гудил. 1993г.), фундаментального пособия, буквально пестрящем — десятками старинных рисунков с формами и способами полового общения.
Слово «тантра», впрочем, формально, не имеет особого отношения к сексу. Оно переводится как «корзина» или, даже, «книга», «учение», поскольку древние рукописи содержались в корзинах. Известный в Индии сборник поучительных и вполне «приличных» сказок про людей и животных называется, например, «Панча-Тантра», то есть – «Пятикорзиние».
Тем не менее, сама корзина, крупный предмет, с емкостью, с бортиками, с характерным чашеобразным видом, в силу ее «чисто анатомических» (читай, структурных) особенностей — и прямо, и косвенно, напоминает внешний женский плодотворящий орган, и потому название «Тантра» словно бы вновь и вновь напоминает о «Шакти», то есть о «женском» начале природы, начале порождающем, лежащем в основе всего сущего, в основе Вселенной.
5. Нет, так нет. Знаменитая фраза «Секса у нас нет!», прозвучавшая, как-то, в «доперестроечное» время в ходе одного из «телемостов» СССР-США достаточно отчетливо показала, пусть не «отсутствие» секса, но, по крайней мере, крайне малую к нему заинтересованность и сугубую конкретику. О каких-либо ненужных «тонкостях», в виде знания восточных учений, типа «Дао Любви» или «Кама-Сутра», или все того же «воспитания» в себе знаменитой «змеи Кундалини» индийских йогов, разумеется, не могло быть и речи. Туманности и двусмысленности восточных речений попросту не допускались. Даже в двухтомнике «Эзотерический словарь» (М. Рига. 1993г.), едва ли не целиком посвященному йоге, чакрам и прочей околовосточной атрибутике, понятие «Кундалини» отсутствует.
Единственной, пожалуй, книгой, где, каким-то чудом «проскочила», «просочилась», проползла в печать пресловутая «змея Кундалини», была книга «Всеобщая история культуры и спорта» (Ласло Кун. М. Радуга. 1982г.). Отрывок из нее, однако, настолько емок, лаконичен и точен, что мы воспроизведем его полностью:
«Философская система йогов исходит из того распространенного среди народов древнего мира воззрения, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной (дыханием, жизненной силой). Внутри человеческого тела находится семь расположенных один над другим центров праны (чакры). В низшем из них — в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника – свернувшись, дремлет источник жизненной силы, так называемая «змея Кундалини», которая под влиянием упорно выполняемых умственных и физических упражнений просыпается, и, ползя вверх, от чакры к чакре, достигает макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи. Самадхи — это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия, покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья».
7. Куда ползет змея. Пока йог был спокоен, в нижней чакре (т.е. в тазовом отделе тела), «змея Кундалини», фактически, «половая энергия», как бы, свернувшись, «дремала» (слог «лини» происходит от общего корня с «лингам» — мужской оплодотворяющий орган). Это «дремали» половые железы и нервные центры, ответственные за сексуальную активность. Когда же йог начинал себя самовозбуждать, в крови и тканях появлялись первые порции стимулирующих веществ. Биохимическая «змея» — порождение половых желез в виде диффузного облака «сексуальных» молекул начинала «разворачиваться»… Йог начинал грезить эротикой… начинал усилиями мышц и сосудов поднимать возбуждающие вещества по телу, пока, наконец, те не достигали мозга. В этот самый миг медитирующий йог и достигал предельного экстаза («самадхи»)…
Эротические сны, фактически — еще одна сторона этой же области. Сексуально озабоченная «змея Кундалини» в этом плане всегда с вами и всегда, подобно кобре, готова поднять голову…
8. Психо и эротика. И тут-то, оказывается, что экстазы, пресловутое состояние «самадхи», подъем «змеи Кундалини» — достигаются страшно. Концентрируясь часами и днями на «выходе из макушки», йог как бы запирает одни движения крови и отпирает (усиливает) другие. Сосудисто-васкулярная регуляция при этом нарушается. Мозговое кровообращение резко искажено. За счет этого йог начинает видеть «божественный» свет, слышит звук, и вообще испытывает эффекты, типичные при… солнечном ударе, подвешивании вниз головой, даже при простом ударе палкой по голове, травматическом оглушении!
Многие «счастливцы» погибали от кровоизлияния в мозг, сам Рамакришна погиб от рака горла, чему у него и его столь же рано ушедшего ученика Вивекананды предшествовали горловые и носовые кровотечения, кровоизлияния в глаза и тому подобное. Так «змея Кундалини» карает и мстит тем, кто слишком часто к ней обращается, ее беспокоит. Карает — невзирая на ранги, талант и величие, потому что змея — есть змея…».

(Секретные материалы. Раздел: Год Змеи (к году 2001). Сайт www.arfon.narod.ru.)

 

2 0 0 2 г.

«Словарь. Кундалини — духовные энергия, способность и сознание человека… Кундалини-Шакти известна также как «змеиная энергия»; потенциальная энергия человека, дремлющая в Муладхара-Чакре и проходящая после пробуждения через Сушумну-нади».

(«Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги.
/ Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати
и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

«Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты. …Тантристы практикуют Кундалини-Йогу, призванную пробудить магическую силу Кундалини — проекцию Шакти в человеческом теле. Кундалини представляется покоящейся в виде свернувшейся в кольца змеи в основании позвоночника. Разбуженная с помощью мантр и приемов Хатха-Йоги, она продвигается вверх через чакры — невидимые «энергетические» центры человеческого тела, пока не выйдет через макушку и не сольется с Шивой. Считается, что таким образом достигается самадхи. В пробуждении «змеиной силы» главную роль играет инициация, получаемая от гуру посредством шактипата — процесса трансляции силы Шакти от учителя к ученику».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования.
Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Опыты по пробуждению Кундалини. Кундалини. Слово «кундалини» знакомо всем ученикам Йоги. Под ним подразумевается сила в форме свернувшейся змеи, находящаяся в Муладхара-Чакре — первой из семи Чакр. <…>. У мирян, склонных к поиску чувственных удовольствий и сексуальных наслаждений сила Кундалини находится в спящем состоянии из-за отсутствия каких-либо стимулов в форме духовных практик. Лишь энергия, генерируемая духовными практиками, может пробудить змеиную силу. Никакая другая энергия, полученная от обладания мирскими богатствами не способна этого сделать.
Глава II. Теория Кундалини-Йоги. 25. Таинственная Кундалини. … Кундалини, змеиная сила или мистический огонь, — это изначальная энергия или Шакти, которая дремлет или спит в центре тела — в Муладхара-Чакре. Она называется змеиной или кольцевидной, т.к. имеет форму змеи. Это огненная оккультная сила, великая изначальная сила, лежащая в основе всей органической и неорганической материи. Кундалини — космическая сила в индивидуальных телах…». 

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер., прим.,
ред. А.Очаповского. Уфа. 2002г. Сайт www.yogaways.info.)

 

2 0 0 3 г.

«В основании позвоночника в канде находится спящая электромагнитная сила, которую мистики называют Кундaлини, — это шар космической энергии, 10 см в диаметре. Древние по-разному называли Кундалини: некоторые — мистический огонь, другие — змеиная сила, поскольку она имеет вид свернувшейся змеи, третьи — Мать Мира, поскольку она символизирует женское начало в созидательной силе эволюции. В санскритских источниках это объясняется как космический огонь, поднимающийся спиралью из чаши, где чаша — канда, расположенная внутри корневой чакры, при этом спираль поднимается вверх в виде огня через Сушумну — эфирный канал или проводник позвоночника, чтобы подняться до головы и выше. Голова кольцевидной спящей змеи Кундалини закрывает нижний конец позвоночного канала. Когда она устремляется вверх по Сушумне к Третьему Глазу в мозгу, она называется «пробужденной змеей» Мистерий.
Поскольку канда и Кундалини не обладают плотными физическими субстанциями, современная наука не может их обнаружить. Кундалини — это место хранения и накопления всех созидательных энергий в физическом теле человека. Чаще всего она представляет статическую энергию, огромную дремлющую атомную энергию.
Ранее мы упоминали об энергии Кундалини, исходящей из нашей планеты. Это — сила, которая, отражаясь от Луны и Солнца, проникает вглубь нашей Земли. Земля преобразует ее в отрицательную Прану Кундалини, которая в виде тонких невидимых излучений исходит из почвы Земли. Эта отрицательная Прана Кундалини входит в человека через ступни ног, поднимается по нервам ног и доходит до канды. В канде она свертывается в кольцо в корневой чакре… Чтобы избежать путаницы, выделим семь основных моментов:
1. Сила или энергия, исходящая из земли, всегда относится к Кундалини-Пране.
2. Сила змеи внутри человека — всегда просто Кундалини, поэтому следует уметь различать эти термины.
3. Далее следует четко понять следующее: Кундалини-Прана поднимается вверх по ногам до канды, где она превращается в Кундалини — змеиную силу человека…
4. Между мозгом и центральной нервной системой такая же связь, как между кандой и симпатической нервной системой. В физической форме мозг находится в области головы и продолжается в спинном мозге. В эфирной форме «мозг» находится в корневой чакре и представлен кандой.
5. Кундалини в канде для ментального тела — то же самое, что Третий Глаз для физического тела. Когда он пробуждается и направлен в область мозга, тогда сознательное мышление согласуется с силовым полем подсознания и все тело человека наполнено светом…».

(П.Рогальская. Три постоянных атома. Кундалини.
Журнал «Чайка» № 8(48) 2003г. Сайт www.chayka.org.)

«Пробуждение Кундалини. …Описания этой разновидности духовного кризиса можно найти в древней индийской литературе. Его проявления приписывают активизации, или пробуждению, определенной формы тонкой энергии, которая называется Змеиной Силой, или Кундалини. Согласно учению Йоги, Кундалини (буквально, «свернутая кольцом») — это энергия, которая создает и поддерживает Космос…».

(Станислав и Кристина Гроф. Неистовый поиск себя.
М. Изд-во Трансперсонального института. 2003г. 342 стр.)

 

2 0 0 4 г.

«Словарь терминов. Кундалини-Шакти — также «Кундалини», потенциальная энергия, дремлющая в Муладхара-Чакре, также известная как «змеиная сила»».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г., 2007г. 404 стр.)

«В некоторых случаях сильное сексуальное переживание действительно может вызвать то, что описывается в древнеиндийских йогических текстах как пробуждение Кундалини, или змеиной силы. Йоги видят в Кундалини творческую энергию Вселенной, женскую по своей природе».

(Станислав Гроф. Космическая игра. М. АСТ. 2004г. 256 стр.)

«Энергия поляризована на две формы — статическая, или потенциальная (Шакти) и динамическая (рабочая сила тела — Прана). За всякой деятельностью существует статичная основа. Этим статическим центром в человеческом теле является центральная «змеиная» сила (Кундалини-Шакти) в Муладхара-Чакре (опорном центре)».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита. Северная столица. 2004г. 354 стр.)

«Тождество микро- и макрокосма. …эта энергия не исчезает окончательно, она как бы «засыпает», что символически выражается в образе змеи-Кундалини, свернувшейся у микрокосмического основания. Эта индивидуальная Кундалини, с другой стороны, тождественна Маха-Кундалини, ответственной за произведение мирового целого. <…>. Субъект знания трансформирует свое существо кардинальным образом, превращая его в источник знания. Подобные трансформации часто связаны с той ролью, которая играет «змея» Кундалини. При ее подъеме вверх процесс узнавания становится все более легким и естественным».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. // Религиоведение. № 1. 2004г. С. 134-149)

«Пракрити-Шакти проявляется в нашем астральном теле как спящая Кундалини-Шакти, сила свернувшейся кольцами змеи, расположенная в нижней части сплетения позвоночного столба. Голова змеи здесь сохраняется направленной вниз, символ сокрытия запутанной дживы. В процессе практики Кундалини голова змеи поворачивается вверх, что означает, что Джива-Шакти находится на пути свободы. <…>.
Муладхара (тазовое сплетение), первая чакра, расположена на нижнем конце Сушумны, сакрального сплетения в позвоночном столбе. Здесь находится Кундалини, спящая, свернувшаяся кольцами змея, представляющая Пракрити-Шакти, называемая также «сила змеи».
Глоссарий. Кундалини — свернувшаяся змея».

(Ранджит Сен Гупта. Пранаяма. Сознательный способ дыхания. СПб. Диля. 2004г. 192 стр.)

* * *