Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.7).

«Остаётся сказать несколько слов еще об одной загадке Йоги, интерпретировать которую на основе наших сегодняшних знаний представляется весьма затруднительным. Мы имеем в виду таинственную «силу Кундалини» или «змея Кундалини», который, по уверению йогов, дремлет в трехгранном лотосе — в области копчика. Если змея этого разбудить, — он начёт подниматься вверх и человек «превращается в бога»…
Итак, что же это за змий? Разумеется, ни о каком физиологическом образовании, которое двигалось бы снизу вверх по правому или левому каналам спинного мозга, не может быть и речи. Следовательно, это какой-то энергетический комплекс импульсов, возбуждаемых импульсами, посылаемыми к «трехгранному лотосу» головным мозгом. Однако, ближайшее ознакомление с этим лотосом приводит в полнейшее недоумение: как известно, спинной мозг заканчивается на уровне нижних рёбер, поясницы; ниже идут целостные позвонки с обычной костной иннервацией. Следовательно, ни о каком избытке аккумулирующих энергий фосфорсодержащих веществ не может быть и речи. Откуда же в таком случае берется это энергетическое образование? Можно было бы целиком и полностью отбросить этого змия, как игру болезненного воображения, не имеющую под собой никакой материальной базы. Однако, слишком частые упоминания и ссылки на Кундалини со стороны многих авторов, огромное значение, которое ему придаётся, заставляет вновь и вновь обращаться к поискам истины…» (см. Телепатия. Рукопись учебника Е.В.Золотова. М. 1967г. Сайт www.belsu.narod.ru.).
«Полный анализ всех, подчас досадно непоследовательных, трактовок Кундалини, какие только существуют, уведет нас слишком далеко от поставленной нами задачи… <…>. Более того, ни одна книга не способна привести к достаточному пониманию Кундалини. Постичь это явление возможно лишь своим физическим телом. Это лучше, чем пытаться понять, что это такое, читая соответствующий текст и воспринимая его строго рациональным левым полушарием мозга. Как всегда, когда речь заходит о сверхрациональных явлениях, тот, кто претендует на это, сам испытал, как разворачивается огненная змея, и возвращается с противоречивыми «отчетами» о том, каким способом это было проделано, и какие были результаты» (см. Николас и Зина Шрек. Полный путеводитель по сексуальной магии Пути левой руки. Книга Первая. Темная Волна на Востоке. Сайт www.fanread.ru.).

* * *

3. ЧТО ТАКОЕ КУНДАЛИНИ?

 (продолжение)

3.4. КУНДАЛИНИ — БОЖЕСТВЕННАЯ ИЛИ ЗМЕИНАЯ СИЛА?

 (ЕЩЕ РАЗ О ПОНИМАНИИ КУНДАЛИНИ)

Согласно информации, представленной в 6-й части настоящей статьи, Кундалини может быть рассмотрена как форма Шакти, поскольку многие авторы считают, что Кундалини это:
— Шакти
— Пара-Шакти
— Атма-Шакти
— Прана-Шакти
— аспект Шакти
— Шакти-Чалани
— Бхавани-Шакти
— проекция Шакти
— Кундалини-Шакти
— проявление Шакти
— внутренняя Шакти
— высшая Шакти Бога
— Шакти индивидуации
— огненная форма Шакти
— вселенская сила (Шакти)
— высшая энергия (Шакти)
— особое проявление Шакти
— космическая сила (Шакти)
— изначальная энергия (Шакти)
— духовный потенциал (Шакти)
— божественная энергия (Шакти)
— тонкая духовная энергия (Шакти)
— ипостась Великой Богини (Шакти)
— созидательная сила вселенной (Шакти)
— и др.

Информация о том, что такое Шакти, будет представлена в статье 3.3.2. «Тантрическая Концепция Шакти и Шакти-Йога». Однако уже сейчас можно говорить о том, что Кундалини, или Кундалини-Шакти, или Шакти — это (см. ч.6 настоящей статьи):
— Мать-Сила
— Сила Матери
— Великая Богиня
— Космическая Мать
— Божественная Сила
— Божественный Свет
— наша духовная Мать
— энергия Святого Духа
— явленная энергия Бога
— наша собственная Мать
— наша Божественная Мать
— древняя Божественная Сила
— искра Божественной Энергии
— изначальный Божественный Свет
— Материнская Изначальная Энергия
— Великая Богиня Мать в теле человека
— индивидуальная Мать каждого человека
— Божественная Энергия, пребывающая в человеке
— и др.

«Шакти — это активная или проявленная форма божественного».

(Б.Гринвелл. Энергии трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г.)

«Божественная Шакти лежит в основе всего Бытия… Шакти — это скрытая сила в природе, которая проявляет себя и действует в форме человека».

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога.
/ Пер. В.Жикаренцева. СПб. Культ-информ-пресс. 1993г. 184 стр.)

«Кундалини является божественной силой, которая существует в каждом человеке… Кундалини — это Шакти, Высшая Энергия, которой мудрецы Индии поклонялись как Матери Вселенной… Шакти — это божественная сила, осеняющая благодатью».

(Свами Муктананда. Игра Сознания. Мн. Шива-Пресс. 2005 г. 336 стр.)

«Посвящение. «Она, Вечная, — это Высшее Знание, первопричина свободы от заблуждений и первопричина привязанности к проявленному. Она воистину владычица над всеми владыками». («Дэви-Махатмья». I.57-58). Посвящается Великой Богине, Божественной Матери Вселенной — Кундалини-Шакти».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. А.Журавлева,
И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.)

«Философия Шакти столь же древняя, как и Веды. Шакти не только является принципом творения, принципом космической энергии, но также и принципом космического знания… Она — Созидательница Вселенной… Вселенная — это энергия. Вселенная — это проявление славы Шакти-Деви. Таково утверждение доктрины Шакти. Шакти — это энергия Бога…».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита.
(Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости)
Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр.)

Также можно обратить внимание на мнение Мирча Элиаде (см. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.):

«Глава VI. Йога и Тантризм. Кундалини. Некоторые аспекты Кундалини уже были упомянуты выше. Она описывается и в форме змеи, и богини, и «энергии». «Хатха-Йога-Прадипика» (III, 9) представляет ее в следующих выражениях: «Кутиланги («изогнутое тело»), Кундалини, Бхуджанги («змеиное тело»), Шакти, Ишвари, Кундали, Арудхати — все эти слова означают одно и то же. Как дверь открывается ключом, так и йогин открывает дверь мукти (освобождения), пробуждая Кундалини посредством Хатха-Йоги». Когда спящая Богиня просыпается благодаря милости гуру, она быстро пересекает все чакры (ШС, IV, 12-14; ХЙП, III, 1). Отождествленная с Шабда-Брахманом, слогом «Ом», Кундалини обладает всеми признаками всех богов и богинь. В форме змеи Кундалини манифестируется у основания «ствола» (адхары). <…>
Пробужденная Кундалини вызывает интенсивный жар. Ее движение по чакрам проявляется в том, что нижняя часть тела становится оцепеневшей и холодной как труп, тогда как в местах, через которые проходит Кундалини, возникает жар. Буддийские Тантры еще сильнее подчеркивают воспламеняющую природу Кундалини. С их точки зрения, Шакти (она же Чандали, Домби, Йогини, Найрамани и др.) пребывает в спящем состоянии в нирманакайе (пупочной области); адепт пробуждает ее, направляя сюда бодхичитту, и это пробуждение ощущается им как «великий огонь». «Хеваджра-Тантра» говорит, что «Чандали разгорается в пупке» и что когда все сожжено, луна (расположенная в области лба) позволяет упасть благодатным каплям нектара. <…>
Связь Кундалини (чандали) с огнем, вызывание внутреннего тепла через подъем Кундалини по чакрам — факты, которые необходимо выделить особо. Читатель вспомнит, что, согласно некоторым мифам, Богиня Шакти была создана огненными энергиями всех богов. Хорошо известно также, что производство «внутреннего огня» — очень старая магическая техника, которая достигла своего высшего развития еще в шаманизме. Уместно подчеркнуть факт обращения Тантризма к этой универсальной магической традиции, хотя духовное содержание его главного переживания — восхождение Кундалини и пробуждаемый ею «огонь» — находится на качественно ином уровне, чем в магии и шаманизме».

В другом переводе (см. Мирча Элиаде. Йога: Свобода и бессмертие. / Пре. с фр. В.Траск, пер с англ. С.Никшич и Д.Палец. К. София. 2000г. ред. В.Данченко. К. PSYLIB. 2004г.):

«Глава VI. Йога и Тантризм. Кундалини. Мы уже упоминали о некоторых аспектах Кундалини: описания придают ей форму одновременно змеи, богини и «энергии». «Хатха-Йога-Прадипика» (III, 9) прибегает для этого к такой терминологии: «Кутиланги («с изогнутым телом»), Кундалини, Бхуджанги («змея-самка»), Шакти, Ишвари, Кундали, Арундхати — все эти слова сходны по смыслу. Подобно тому как дверь открывается ключом, йог, открывая Кундалини с помощью Хатха-Йоги, открывает двери мукти (освобождения)». Когда по милости гуру спящая Богиня пробуждается, она быстро проходит сквозь все чакры («Шива-Самхита» IV, 12-14; «Хатха-Йога-Прадипика» III, 1 и далее). Будучи отождествляема с Шабда-Брахманом, с мантрой ОМ, Кундалини обладает всеми атрибутами всех богов и богинь («Шарада-Тилака-Тантра» I, 14; 1, 55; XXV, 6 и далее). В облике змеи (там же I, 54) она обитает в центре тела (дехамадхьяя) всех существ (там же I, 14). В облике Пара-Шакти Кундалини проявляет себя в нижней части туловища (адхара) (там же I, 53)…<…>
Пробуждение Кундалини порождает сильный жар, а ее продвижение сквозь чакры знаменуется тем, что нижняя часть тела становится недвижимой и холодной, как у трупа, тогда как те места, где проходит Кундалини, сильно разогреваются. В буддистских Тантрах огненная сущность Кундалини подчеркивается еще больше. С точки зрения буддистов, Шакти (также именуемая Чандали, Домби, Йогини, Найрамани и пр.) дремлет в нирманакайе (области пупка); адепт будит ее, вырабатывая в этой области бодхичитту, и о ее пробуждении свидетельствует ощущение «сильного жара». В «Хеваджра-Тантре» говорится, что «Чандали пылает в пупке», и когда все сожжено, луна (находящаяся во лбу) роняет капли нектара… <…>
В данный момент нам следует обратить более пристальное внимание на связь Кундалини (или Чандали) с огнем; на возникновение внутреннего огня в результате восхождения Кундалини по чакрам. Читатель, должно быть, помнит, что согласно некоторым мифам Богиня Шакти была сотворена при помощи огненных энергий всех богов. Также хорошо известно, что выработка «внутреннего тепла» является весьма древней «магической» техникой, достигшей своего расцвета в шаманизме. В данный момент мы можем отметить, что Тантризм придерживается этой универсальной магической традиции, несмотря на то, что духовный элемент его основного опыта — «огонь», зажигаемый восхождением Кундалини, — относится к совершенно иному плану, чем в магии и шаманизме».

На этом можно было бы поставить точку и дальше рассматривать Тантрическую Концепцию Кундалини. Однако обратим внимание на то, что среди значений и толкований Кундалини (представленных в ч.6 настоящей статьи), а также в литературе и сети Интерент можно найти и такие значения и толкования Кундалини:
— змея
— «змея»
— сила-змея
— сила змеи
— Сила Змеи
— пламя змеи
— «сила змеи»
— спящая змея
— энергия змеи
— могучая змея
— змеиная сила
— Змеиная Сила
— огненная змея
— драконья сила
— змеиный огонь
— «энергия змеи»
— бесовская сила
— «змеиная сила»
— Змеиный Огонь
— священная змея
— орудие дьявола
— змеиная энергия
— змеиная спираль
— дремлющая змея
— «змеиная энергия»
— свернувшаяся змея
— змеиная огненная сила
— змеиная энергия жизни
— сила мистической змеи
— свернувшаяся змея-самка
— Божественная Змея Огня
— свернувшаяся кольцом змея
— змеиная или драконья энергия
— «змеиная» сила, или спящая змея
— сила свернувшейся кольцами змеи
— спящая, свернувшаяся кольцами змея
— и др.

Во 2-й части настоящей статьи уже шла речь о понимании Кундалини. Но, раз уж речь зашла о природе Кундалини, то еще раз вернемся к вопросу понимания Кундалини, к вопросу понимания природы и сущности Кундалини, поскольку это напрямую связано с пониманием Тантры, пониманием тантрических концепций, понятий и терминов. Проведем небольшое исследование. Обратимся к работе Артура Авалона «Змеиная Сила» (см. A.Avalon. The Serpent Power. London. Luzak&Co. 1919, А.Авалон. Змеиная сила. Мадрас. 1958г.; Артур Авалон. Змеиная сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г., М. Грамма. 1994г., М. Золотой век. 1997г., М. Центрполиграф. 2011г., 2012г.).
Как известно Артур Авалон был первым европейцем, приступившим к серьезному изучению Тантризма. Тщательно изучив Санскрит, А.Авалон взялся за перевод доступных ему тантрических священных текстов, вошел в более тесное общение с самими тантристами, смог познакомиться с их жизнью и религиозной практикой (см. Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе Индуизма. // «Азия и Африка сегодня» №2-3 1997г.). (Об Артуре Авалоне см. статью 3.1.8. «Тантрические Исследования (Tantric Studies)» ч.1).

«Аннотация. Автор данной книги Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф) является величайшим исследователем и мистиком Шиваизма, особенно его шактийского направления. Труды Авалона по Тантре, опубликованные в 20-е годы XX в., считаются классическими не только на Западе, но и в самой Индии, а по глубине и охвату материала они не превзойдены до сих пор…».

(Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв:
Речь, созидающая вселенную. / Пер. с англ. Д.В.Устьянцева,
под ред. А.Орлова. М. Шечен. Амрита-Русь. 2007г.)

«Джон Вудроф, выпускник Оксфорда, перевел 20 оригиналов текстов с Санскрита под псевдонимом Артура Авалона в конце 1800х — начале 1900х годов. Наиболее известной и влиятельной стала его книга «Сила Змеи. Секреты Тантрической и Шакти-Йоги», сделав самый большой вклад эпохи в понимание индийской философии и духовности и став источником многих ранних западных тайных учений Тантры и практик Кундалини».

(Йога Кундалини. Сайт www.nazdor.ru.)

«Об авторе. (А.Ригин. Киев. 31 декабря 1993г.). …В Индии Джон Вудрофф написал, перевел и издал много книг, посвященных Тантра-Шастре. Первым появился небольшой сборник «Гимны Богине», который состоял из фрагментов разных Тантр и Стотр, переведенных Джоном Вудроффом совместно с его женой Эллен. Затем в 1913г. в Лондоне выходит перевод «Маханирвана-Тантры». Предисловие к этому переводу публиковалось впоследствии отдельной книгой «Введение в Тантра-Шастру». Через год появляется обширная двухтомная работа «Принципы Тантры». Далее последовали переводы небольших тантрических текстов «Волна Блаженства» («Ананда-Лахари»), «Величие Шивы» и книга «Исследование Мантра-Шастры», которая затем была переработана и издана под названием «Гирлянда букв». После этого публикуется одна из самых известных книг Вудроффа «Шакти и Шакта», а в 1919г. — «Змеиная Сила», написанная, как указывает в предисловии автор, пятью годами раньше, в 1913г.».

(Артур Авалон. Змеиная сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

Вот что пишет сам Артур Авалон в предисловии к первому изданию своей книги «Змеиная Сила»:

«Предисловие к первому изданию. В своей работе «Шакта и Шакти» я наметил начальные принципы Кундалини-Йоги, о которой так много спорят в некоторых кругах, но о которой в то же время так мало знают. Здесь описываются и подробно объясняются учение о Змеиной Силе (Кундалини-Шакти) и о Йоге, которая её использует — эта тема занимает в Тантра-Шастре исключительно важное место. <…>.
В этом вступлении сложно было сделать что-либо большее, чем дать лишь общее представление о принципах этой формы Йоги. Тех, кого эта тема интересует более основательно, я отсылаю к другой своей опубликованной книге о Тантра-Шастре. В «Принципах Тантры» можно найти и общее введение в Тантра-Шастру, и кое-что, относящееся к теме Кундалини-Йоги. В моей недавно изданной работе «Шакти и Шакта» я вкратце суммировал учение Шакта-Тантр и их ритуалы. В моём «Исследовании о Мантра-Шастре», (первая из трёх частей которого перепечатана из «Веданта-Кесари», где она впервые была опубликована), можно найти детальное описание таких специфических терминов, как Таттвы, Причинные Шакти, Кала, Нада, Бинду и др., которые упоминаются в настоящей книге. Есть и другие мои работы, касающиеся Тантра-Шастры, в том числе «Волна Блаженства»… (Артур Авалон. Ранчи. 20 сентября. 1918г.)».

(Артур Авалон. Змеиная сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

А теперь обратим внимание на некоторые словосочетания и выражения, которые использует Артур Авалон в своей книге «Змеиная Сила», когда он упоминает Кундалини или Кундалини-Шакти.

«Кундалини — великая Прана-Дэвата, владычица жизни, Надатма».

«Кундалини, будучи Прана-Шакти, двигая Прану, движется и сама».

«Кундалини — это Шабда-Брахман, божественная космическая энергия в телах».

«Кундалини называется змеей (Бхуджанги). Она спит в Муладхаре и называется спящей…».

«Шакти свернулась кольцом вокруг Высочайшего Шивы и она называется Маха-Кундалини /Великая свернутая кольцом Сила/».

«Конечный результат — это то переживание Брахмана, которое возникает от действия Кундалини, которая — Шакти или сила воли, действия и познания и существует в грубой и тонкой форме».

«Кундалини описывается как Дэви, или Богиня, сверкающая как молния, которая спит в корневой чакре, свернувшись, словно змея, в три с половиной оборота вокруг Сваямбху-Линга и закрывая своей головой вход в Сушумну».

«Кундалини в форме ее возникающего при творении проявления как ум и материя, лежит в основе всего движущегося тела, но в Муладхаре она существует в своем аспекте Шакти в спящей форме. Здесь — обычная обитель Шакти, которая является Шабда-Брахманом».

«…Пракрити, которая является более грубой формой Нада-Майя-Шакти. Кундалини принимает форму Пракрити. Эта пробуждаемая сила сама по себе и есть сознание, но когда она пробуждается и идет вверх к мозговому центру, тогда она является источником подлинного познания, которое и является высшим сознанием…».

«Кундалини-Шакти — это Чит, или сознание в его творческом аспекте силы. Вследствие ее активности существует и весь мир и все его создания. В Муладхаре Пракрити-Шакти находится в состоянии сна, в латентной активности, устремленной вовне. Так через нее функционируют все вещи мира и все проявления жизни, совершенствуясь через человека…».

«Два санскритских текста, перевод которых я недавно осуществил, — «Шат-Чакра Нирупана» («Описание шести Чакр») и «Падука-Панчака» («Пятиричное подножие Гуру») говорят об особой форме Тантрической Йоги, Кундалини-Йоге, или «Бхута-Шуддхи», как ее называют некоторые. Эти названия относятся к Кундалини-Шакти, той высшей энергии в человеческом теле, подъемом которой достигается результат Йоги, и, как следствие — очищение элементов (Бхута) тела».

«Сила (Шакти) — великая Мать Вселенной. Нет Шивы без Шакти, как нет и Шакти без Шивы. Оба они в своей сущности — одно целое. Каждый из них — Сат-Чит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство. Эти три слова избраны для описания конечной реальности потому, что чистое бытие или «существование» отличается от обычной формы бытия. «Быть» — значит «сознавать», и потому совершенное Бытие-Сознание — это Всё, а ничем не ограниченное бытие — это Блаженство».

«Это было настолько хорошо изложено моим товарищем и сотрудником, профессором Праматанатха Мукхопадхьяя, что я вряд ли смогу сказать лучше, чем он написал в своем письме, которое я процитирую. «Когда вы говорите, что Кундалини-Шакти — это Изначальная Сила в покое, я думаю об аналогиях (и это нечто большее, чем просто аналогия) в современной науке. Космическая энергия в ее физическом смысле должна рассматриваться или как статическая, или как динамическая. Первая существует как условие равновесия, а вторая — как условие движения или перемены положения. Такова материальная вещь в видимом покое, хотя в действительности абсолютного покоя нет ни в чем, кроме Чит, чистого сознания, и может рассматриваться как энергия (Шакти), уравновешенная различными элементами, которые поддерживают друг друга в неподвижности покоя (или, как сказал бы математик, алгебраическая сумма всех сил равна нулю). Конечно, это равновесие скорее относительное, чем абсолютное. Важно заметить, что эта поляризация Шакти проявляется в двух формах — статической и динамической. Энергия, действующая в тканях живого тела (не имеет значения, какова ее природа, так же как безразлично и то, верим ли мы в особую жизненную силу, или нет) поляризуется на две подобные формы — анаболическую и катаболическую. Одна из них имеет тенденцию к изменению, а другая к сохранению ткани в неизменности; настоящее состояние тканей будет просто результатом этих двух сил, существующих совместно, либо противодействующих… <…>.
Под этим подразумевается, что не может быть силы в динамической форме без наличия в то же время связанной с ней силы в статической форме, подобно полюсам магнита. В любой области активности силы мы должны, согласно этому космическому принципу, иметь статическое основание — Шакти в состоянии покоя, или свернутую кольцом, как символически говорят о ней Тантры. Прежде чем продолжить, я бы хотел сказать о фундаментальном значении тантрической и пуранической Кали. Эта фигура одновременно и реальна и символична, как и всякая фигура в индуистской мифологии. Божественная Мать Кали — символ Космической Истины, которая уже объяснена. Садашива, на чьей груди она танцует, обнаженная и темная, это статическая опора или чистый Чит. Он великий и неподвижный, потому что чистый Чит в своей природе бездейственный и самопроявляемый. В то же время вне и по сторону сознания не может быть ничего, никакой силы (Шакти). Поэтому Божественная Мать стоит на груди Божественного Отца. В ней — вся активность и Гуна Майя (в ее аспекте Пракрити, состоящей из Гун). Ее темнота означает, что она непостижима (за пределами мысли и речи). Конечно, здесь нет разделения реальности надвое (в этом разделении — несовершенство доктрины Санкхья о Пуруше и Пракрити, но во всем остальном эта доктрина верна), но только лишь поляризация в нашем опыте неделимого факта, который есть сама Изначальная Сила. Чит — это тоже Шакти, Шива и Шакти, Шакти и Шива — так говорят Тантры. Это и поддержка Гунам, как Гунамайя (чья субстанция есть Гуны); Ниргуна (без качеств), и в то же время Сагуна (с качествами), как сказано в хорошо известном высказывании Канди. Высказанный вами намек (что Кундалини — это статическая Шакти) делает для меня вполне ясной природу Кундалини-Шакти. Вы, возможно, правы, говоря, что космическая Шакти представляет собой коллективность, а Кундалини в телах остается только индивидуальной. Это как иллюстрация в миниатюрных масштабах целого Макрокосма. Закон и принцип целого проявляется в том, что на уровне микрокосма Шакти проявляется в форме Кундалини. Это, как мы видим — закон поляризации на статический и динамический аспекты. В живом теле тоже должна быть такая поляризация. Кундалини, свернутая в Муладхаре в три с половиной оборота, это неистощимая статическая опора динамической силы, действующей во всем теле, занимающейся его процессами и производящей в нем все изменения…<…>.
Как гласит хорошо известное высказывание Упанишад, «Целое вычитается из целого, и целое при этом остается целым». Я думаю, что наш случай очень близок к этому. Кундалини в Муладхаре — это Изначальная Сила в монаде, зародыш, потенциальное состояние, потому что она свернута кольцом. Кундалини, идущая вверх по Нади — это тоже целостная Шакти, в своей особой динамической форме. Это бросок Змеи Вечности. В результате последнего, завершающего слияния с Шивой в Сахасраре (мы говорим так, потому что в различных Чакрах тоже происходит ее слияние с Шивой) она тоже вся целиком, Пурна. Так я это себе представляю. В этой концепции перманентное статическое состояние в действительности не истощается, несмотря на то, что высвобождается лишь очень немногое.
Когда я опять говорю, что масса или интенсивность свернутой силы может быть затронута (хотя при этом не меняется ее свернутость и состояние равновесия), я не отбрасываю принципа сохранения энергии в отношении Кундалини, как воплощения всякой энергии. Это просто частичное превращение статической (потенциальной) энергии в кинетическую (динамическую). При этом сумма энергий остается неизменной. Так как здесь мы имеем дело с бесконечностью, то нельзя ожидать точного физического аналога этого процесса. Поэтому йог просто пробуждает Шакти, но никогда не создает ее…»».

На основе даже этой скудной информации можно утверждать о том, что Артур Авалон прекрасно знал тантрическую «метафизику» и хорошо разбирался в тантрической терминологии. И в связи с этим обратим внимание на одно существенное замечание, которое делает Артур Авалон в введении к своей работе:

«Предисловие к первому изданию. В своей работе «Шакта и Шакти» я наметил начальные принципы Кундалини-Йоги, о которой так много спорят в некоторых кругах, но о которой в то же время так мало знают. Здесь описываются и подробно объясняются учение о ЗМЕИНОЙ СИЛЕ (Кундалини-Шакти) и о Йоге, которая её использует — эта тема занимает в Тантра-Шастре исключительно важное место…».
«Введение. Два санскритских текста, перевод которых я недавно осуществил, — «Шат-Чакра-Нирупана» («Описание шести Чакр») и «Падука-Панчака Стотра» («Пятеричное подножие Гуру») посвящены особой форме Тантрической Йоги, Кундалини-Йоге, или «Бхута-Шуддхи», как ее называют некоторые.
Эти названия относятся к Кундалини-Шакти, той высшей энергии в человеческом теле, подъемом которой достигается результат Йоги и, как следствие, очищение Бхута (стихий тела). Эта Йога представляет собой процесс, называемый Шат-Чакра-Бхеда, — пронизывание шести Чакр с помощью Кундалини-Шакти, которую я, чтобы как-то обозначить ее по-английски, называю здесь «SERPENT POWER» — «ЗМЕИНАЯ СИЛА» (одно из имен этой Богини — Бхуджанги, что значит «змея»). «Кундала» значит «свернутая кольцом». Эта сила — Богиня (Дэви) Кундалини, то есть та, что свернута кольцом в форме спящей змеи в самой нижней Чакре человеческого тела до тех пор, пока не начинается процесс той Йоги, которая названа в честь этой силы Кундалини-Йогой. Кундалини — это Шабда-Брахман, божественная космическая энергия в телах. Саптабхуми, или семь миров (Лока), — как известно, эзотерическое изложение сокровенного тантрического учения о семи центрах. Йога называется тантрической по двум причинам. О Чакрах есть упоминание в «Йога-Упанишаде» и в Пуранах. Трактаты по Хатха-Йоге тоже пишут об этом. Сходные упоминания есть не только в различных индийских системах, но и в учениях, которые, вероятно, были заимствованы из Индийской Традиции».

Другой вариант перевода:

«Введение. Переводимые здесь две санскритские работы «Шат-Чакра-Нирупана» и «Падука-Панчака» имеет дело с особенной формой Тантрической Йоги, называемой Кундалини-Йога, как называют ее некоторые работы, Бхута-Шуддхи. Эти имена относятся к Кундалини-Шакти или Высшей Силе в человеческом теле, подъемом которой достигается Йога и очищение, в результате этого, элементов тела. Эта Йога представляет собой процесс, называемый «Шат-Чакра-Бхеда» — пронизывание шести Чакр с помощью Кундалини-Шакти, которую я, с целью назвать ее как-то по-английски, называю здесь «SERPENT POWER» — «ЗМЕИНАЯ СИЛА». (Одно из имен этой Богини — Бхуджанги, что значит «змея»). «Кундала» значит «свернутая кольцом». Эта сила — богиня (Дэви) Кундалини, то есть та, которая свернута кольцом в форме свернувшейся спящей змеи в самой нижней Чакре человеческого тела до тех пор, пока не начинается процесс той Йоги, которая названа в честь этой силы «Кундалини-Йога». Кундалини — это Шабда-Брахман, божественная космическая энергия в телах…».

Еще раз обратим внимание на тот факт, что Артур Авалон называет Кундалини-Шакти Змеиной Силой лишь «с целью как-то обозначить ее по-английски» (!!!). Это означает, что «Змеиная Сила» — это не перевод (!) и не значение (!) понятия «Кундалини-Шакти», и тем более не выражение ее природы и сущности. Это всего лишь попытка передать по-английски понятие «Кундалини-Шакти». Что натолкнуло Артура Авалона обозначить «Кундалини-Шакти» как «Змеиная Сила»? Возможно, подсказку дает сам автор в том же введении:

«Введение. Нужно отметить статью известного теософского автора (Leadbeater C.W. The Inner Life. First series. P. 343-378), рассматривающего то, что он называет «силой центров» и «Змеиным Огнем», в чем, по его словам, он имел личный опыт. Хотя этот автор тоже ссылается на Йога-Шастру, во избежание заблуждений следует подчеркнуть, что его книга не может считаться выражающей учение индийских йогов (об их компетентности в их собственной Йоге автор пишет с пренебрежением)».

«Чарлз Уэбстер Ледбитер (Charles Webster Leadbeater 1854-1934) член Теософского Общества, масон, один из основателей Либеральной католической церкви, епископ, писатель… Интерес Ледбитера к оккультизму особенно вырос после прочтения «Оккультного мира» А.П.Синнетта, и 21 ноября 1983г. он подписывает своё заявление-анкету, чтобы присоединиться к Теософскому Обществу. В 1884г. он знакомится с Е.П.Блаватской во время её пребывания в Лондоне. С помощью Блаватской 31 октября 1884г. Ледбитер получил письмо Махатмы Кут Хуми, который сообщил о своём согласии принять его учеником и порекомендовал отправиться в Индию немедленно. В декабре 1884г. он вместе с Блаватской прибыл в Адьяр. Позднее Ледбитер напишет, как Учитель содействовал раскрытию его оккультных способностей, которые позволили ему пользоваться астральным зрением, в то же время сохраняя полное сознание в физическом теле. Только после этого он получил возможность проводить оккультные исследования и описывать их результаты в своих книгах».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Великие и Путь к ним. Древние мистерии. …Далее я объясню смысл некоторых символов, использовавшихся в связи с этими мистериями. Во-первых, рассмотрим то, что называлось тирсом — жезл с шишкой на конце. В Индии можно встретить тот же символ, но вместо жезла там используется бамбуковый посох с семью узлами. В некоторых модификациях мистерий вместо тирса применялся пустой железный стержень, в котором, как говорят, содержался огонь. Изучающему оккультизм здесь опять же нетрудно узреть смысл. Посох или жезл с семью узлами означает позвоночник с семью центрами, о которых мы читаем в индусских книгах. Скрытый огонь — это Змеиный Огонь, Кундалини, о котором можно прочитать в «Тайной Доктрине». Но тирс был не просто символом — он имел и практическое применение…<…>.
«Змеиный Огонь. Как нам известно, Змеиный Огонь (называемый на Санскрите Кундалини) является проявлением на физическом плане одной из великих мировых сил — одной из сил Логоса. Вы знаете, что то, что мы называем электричеством, есть проявление одной из его сил, и что эта сила может производить такие виды энергии, как тепло, свет и движение. Другая из его сил — это жизненность, которую иногда называют Праной, но она не взаимозаменима с любой из других форм, нами только что упомянутых. Мы можем сказать, что Прана и электричество представляют низшие окончания двух его потоков силы. В «Голосе Безмолвия» эта сила называется «Огненной Силой» или «Матерью Мира». Есть много причин для всех этих странных названий, поскольку, устремляясь через тело, она воистину подобна жидкому огню, а путь, по которому она должна через него двигаться, спирален, подобно извивам змеи. Матерью Мира она называется потому, что наши различные проводники могут быть оживлены ею так, что высшие миры откроются перед нами один за другим… В «Голосе Безмолвия» сказано, что когда Змеиный Огонь достигает центра между бровями и полностью оживляет его, это дарует способность слышать голос Учителя — что в данном случае означает голос Высшего Я».

(C.Leadbeater. The Inner Life. First and Second Series. 1910-1911.)
(Ч.Ледбитер. Внутренняя жизнь. / Пер. K.Z.
с сокращённого американского издания. Сайт www.theosophy.ru.)

«В самом низшем своем воплощении эта сила формирует вокруг себя покрывало эфирной материи и проникает из астрального тела внутрь цветов-колокольчиков чакр на поверхности эфирного двойника физического тела. Здесь она встречается с другой силой, бьющей ключом из внутренней части человеческого тела, — с той таинственной энергией, которая называется Кундалини, или Змеиным Огнём.
«Змеиный Огонь. Кундалини. Слово «кундалини» происходит от слова «кундала» — «кольцо», «запястье». Об этой силе говорят, как о свернувшейся кольцом, потому что она подобна свернувшейся кольцом спящей змее и потому что природа ее спиральная. Эта сила — проявление на физическом плане еще одного из многочисленных аспектов энергии Логоса, принадлежащего Первой Эманации Третьего аспекта Логоса. Она существует па всех известных нам планах, но здесь мы должны рассмотреть ее проявление в эфирной материи. Эта сила не превращается в упоминаемую ранее первичную силу, или в жизненную энергию, исходящую от Солнца, и, по-видимому, на нее не может воздействовать никакая другая форма физической энергии. Я видел, как к телу человека подвели более миллиона с четвертью вольт. Когда он протягивал руки к стене, из его пальцев вырывались огромные языки пламени, но при этом он ничего необычного не ощущал и не получал ни малейшего ожога, если только не прикасался к каким-либо посторонним предметам. Но даже такая высокая энергия не оказала никакого эффекта на Змеиный Огонь.
Уже давно известно, что глубоко под землей находится то, что могло бы быть названо «лабораторией» Третьего Логоса. При попытке выяснить, что же расположено в центре Земли, там обнаруживается огромный шар столь мощной энергии, что мы не смогли бы даже приблизиться к нему. Мы можем войти в соприкосновение только с самыми наружными его слоями; очевидно, что они находятся в симпатической связи со слоями Кундалини в человеческом теле… <…>.
Сила Кундалшш в наших телах также исходит из этой лаборатории Святого Духа, из глубины Земли. Она принадлежит к пылающему там ужасному огню подземного мира. Этот огонь разительно отличается от огня жизненной энергии, исходящей от Солнца, и это мы сейчас объясним. Солнечный огонь относится к воздуху, свету и к большим открытым пространствам, а исходящий снизу огонь намного материальнее, как материален жар раскаленного железа или расплавленного металла. Есть и пугающая сторона этой огромной силы: она создает впечатление спуска все глубже и глубже в материю, впечатление движения медленного, но неотвратимого, осуществляемого с неослабевающим упорством.
Змеиный Огонь вовсе не является частью той энергии Третьего Логоса, которую Он использует для создания все более плотных химических элементов. Скорее всего, это дальнейшее развитие силы, находящейся в жизненных центрах таких элементов, как радий. Это — часть действия энергии жизни Третьего Логоса, после того как она достигла своего глубочайшего погружения и начала свое восхождение туда, откуда пришла. Мы сами давно поняли, что Вторая Волна Жизни Второго Логоса проникает в материю последовательно через первое, второе и третье царства элементалов, вниз к минералам, а затем она восходит через царства растений и животных к царству человека. Там она встречается со спускающейся вниз силой Первого Логоса. Вторая Эманация опускается вниз по левой стороне овала, достигая максимальной плотности внизу диаграммы, и поднимается вверх по правой стороне. Как мы обнаружили, сила Третьего Логоса также поднимается после достижения своей низшей точки. Так что необходимо представить, что вертикальная линия в центре иллюстрации возвращается назад по тому же пути. Купдалини — это энергия Эманации Третьего Логоса в его обратном пути. Она работает в телах развитых живых существ в тесном контакте с первичной силой, о которой мы уже рассказывали. Обе силы действуют сообща, развивая живые существа до той степени, когда они смогут воспринять Эманацию Первого Логоса и стать Эго, человеческим существом, и все же продолжить свое развитие. Так действует могущественная сила Бога, исходящая снизу, из земли, и нисходящая сверху, с небес. Мы — дети Земли и дети Солнца одновременно. Они соединяются в нас и работают вместе для нашей эволюции. Мы не можем иметь одно без другого, но преобладание чего-то одного представляет серьезную опасность. Поэтому так опасно интенсивное развитие Змеиной Силы до тех пор, пока жизнь человека не станет более чистой и топкой.
Мы очень много слышали об этом странном огне и об опасности его преждевременного пробуждения. И многое из того, что говорят, без сомнения, истинно. Существуют и более серьезные опасности при пробуждении высших слоев этой свирепой, яростной энергии в человеке до того, как он обретет силы для ее контроля и достигнет необходимой чистоты жизни и мысли, которые только и смогут обеспечить безопасное освобождение столь мощных энергий. Но Кундалини играет значительно большую роль в обыденной жизни, чем многие из нас себе представляли. Существует значительно более слабое и спокойное ее проявление, разбуженное уже во всех людях, не только безвредное, но и полезное, работающее днем и ночью, хотя совершенно не осознаваемое. Мы, конечно же, замечали раньше эту силу, когда она протекает по нервам, но называем ее просто нервным флюидом, не догадываясь, что же она есть на самом деле. А когда мы попытались проанализировать и проследить ее истоки, стало ясно, что она входит в тело человека через корневую чакру.
Как и все другие силы, Кундалини невидима; в теле человека она размещается в полых концентрических сферах из астральной и эфирной материи, расположенных одна внутри другой, как шары в китайских головоломках. Семь таких концентрических сфер находятся в корневой чакре, внутри и вокруг нижней полости позвоночника, заключенной в копчике. У всех людей активна энергия только самой наружной сферы. В других сферах энергия «спит», как об этом образно говорится в восточных книгах. И только при попытках пробудить энергию, скрытую во внутренних слоях, начинаются опасные проявления этого огня. А безвредный огонь наружной сферы идет вверх по позвоночному столбу (согласно проведенным исследованиям) по трем каналам одновременно — Сушумне, Иде и Пингале».

(C.Leadbeater. The Chakras. Theosophical Publishing House. Wheaton. Illinois. USA. 1927)
(Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетейя. 1997г. 288стр.,
1999г., 2002г., 2004г., 2005г. Новый акрополь. 2012г.)

Возникает закономерный вопрос: какие стереотипы (или устойчивые образы и устойчивые представления) рождаются в сознании обычного человека, какие ассоциации и впечатления может испытывать обычный человек, когда он сталкивается с такими словосочетаниями, как «змеиная сила», «змеиная энергия», «змеиный огонь», «сила змеи», «энергия змеи», «пламя змеи» и др.? И может ли обыкновенный человек достичь «положительных» результатов в освоении Кундалини-Йоги, особенно в пробуждении и поднятии Кундалини, если его сознание «наполнено» подобными стереотипами, образами и представлениями, ассоциациями и впечатлениями?
Кундалини — одно из важнейших понятий в Тантре, это сокращенное имя Богини Шакти в ее особом аспекте — Кундалини-Шакти. Поэтому Кундалини — это Божественная Космическая Энергия, заключенная в теле человека, но никак не «змеиная сила» или «змеиная энергия», даже если писать эти словосочетания в кавычках. Да, Кундалини сравнивается со змеей, описывается как змея, изображаться в виде змеи (обычно при изображении чакр, как один из символов Кундалини, см. ч.7 настоящей статьи), когда речь идет о ее «характере» во время пробуждения и движения в теле человека и пр., но ведь это уже совсем другие образы и представления, ассоциации и впечатления, и многие авторы говорят именно об этом, когда говорят, что Кундалини:
— как змея
— в виде змеи
— в форме змеи
— как сила змеи
— змееобразная
— змееподобная
— свернутая змеей
— похожая на змею
— в виде спящей змеи
— свернутая, как змея
— змееподобный огонь
— извивается как змея
— как дремлющая змея
— напоминающая змею
— свернутая подобно змее
— свернутая в форме змеи
— в форме свернувшейся змеи
— визуализируемая в образе змеи
— уподобленная свернувшейся змее
— символизируемая свернутой змеей
— свернутая спиралью подобно змее
— имеющая форму змеи (кунда-рупини)
— свернутая в спираль, как спящая змея
— напоминающая свернувшуюся (кольцом) змею
— сравнимая со свернувшейся кольцами, отдыхающей, спящей змеей
— и т.д.

«…В этом процессе также призывают на помощь Кундалини-Шакти, или великую Змеевидную Силу, лежащую дремлющей в блуждающем нерве и свернутую в три с половиной витка, как змей».

(Кирпал Сингх. Венец Жизни. Исследование по
Йоге. 2010г. Сайт «Дом Солнца». www.sunhome.ru.)

«Предмет нашего сегодняшнего разговора — самый таинственный и священный момент в учении о Йоге — пробуждение чудесной и загадочной энергии Кундалини (или «змеевидной энергии»). Данное знание становится доступным только на самых высших ступенях Йоги, поэтому пытаться постичь и осуществить это на Западе не только невозможно, но и опасно. В равной степени это нельзя осуществить при помощи письменных инструкций, ибо такой шаг требует постоянного контакта и наблюдения со стороны гуру, т.е. духовного наставника. Но, как изучающий Йогу, вы должны по крайней мере иметь представление о том, что такое Кундалини, поскольку пробуждение этой энергии — основа и суть Йоги».

(Индра Деви об энергии Кундалини. Сайт www.sestrenka.ru.)

«Пробуждение и восхождение энергии Кундалини, достигаемое при помощи разнообразных упражнений и тренировок — наиболее загадочный этап обучения Йоге. Процесс обучения всегда осуществляется в устной форме, т.е. в виде наставлений учителя ученику. Невозможно дать его описание, и это не должно быть сделано никогда. В своей работе «Высшее физического развитие» Хервард Каррингтон говорит, что многое было сделано для того, чтобы доказать, что мистическое «древо жизни», упоминающееся в Книге Бытия, связано с Кундалини. Эта непостижимая энергия, которая несет с собой знание о добре и зле, была неверным образом пробуждена человеческим существом, известным в Библии как Адам. Автор полагает, что вся легенда о змее из Книги Бытия, в соответствии с восточными воззрениями, представляет собой лишь способ символизации пробуждения змееподобного огня Кундалини, которая также суть первозданная электрическая энергия, называемая спейрема, или «свернувшаяся кольцом змея». В священных текстах Индии об этой энергии говорится как о «свернувшейся кольцом подобно «дремлющей змее»». В Книге Бытия она символизирована «Змеем, самым коварным из всех живых существ, созданных Богом». Когда Ева ощутила в себе эту энергию, она была обманом принуждена использовать ее во зло. Направленная «вниз», к нижним физическим центрам, змееподобная энергия несет знание зла; будучи направлена «вверх», к мозгу, она несет знание добра. Таким образом, двойная направленность солнечной энергии символизируется «древом Знания о Добре и Зле». Эта основополагающая, ключевая энергия в нашем теле непосредственно связана с сексуальной энергией и может контролироваться и видоизменяться посредством практики некоторых упражнений и поз Йоги. Что касается сексуального аспекта как такового: как многие другие, вы можете впасть в заблуждение, что Йога проповедует подавление сексуальности, поскольку многие йоги ведут аскетический образ жизни. Пользуюсь случаем, чтобы заявить, что это не так. Йоги лишь владеют секретом превращения сексуальной энергии в более возвышенные типы энергии, называемые оджас, и направления их в каналы психики. Благодаря этому превращению избыточная сексуальная энергия не подавляется и не исчезает: она просто трансформируется в более совершенную субстанцию подобно тому, как лед можно превратить в воду, а воду — в пар. Подавление сексуальной энергии обычно вызывает различные психические и физические нарушения, аномалии и извращения. В то же время эта же энергия, не будучи истрачена естественным образом или на физическую и умственную деятельность, может быть направлена вверх, в солнечное сплетение или в мозг. Это практика Йоги. Пробудившаяся в йоге солнечная энергия дает ему уравновешенность, гармонию, свободу от желаний, постоянное чувство счастья. Только тогда йог способен реализовать свое истинное «Я». Божественная искра разгорается в пламя и растворяется во Всемирном Сознании. Эта Божественная Самореализация — конечная цель всех йогов, высшее и совершенное состояние, которое только возможно достичь на земле человеческому существу».

(Кундалини — энергия Кундалини, живущая в копчике. Сайт www.waylove.ru.)

«Глава 6. Практика. (Йога: Лайя-Крама). …В «Хатха-Йога-Прадипике» (3.1) говорится, что «как змей Ананта поддерживает всю Вселенную, так Кундалини, основа тела, поддерживает всю практику Йоги», и что «как дверь открывается ключом, так и дверь освобождения (мокша) открывается при помощи Кундалини», которая известна под разными именами: Шакти, Ишвари (супруга Творца), Кутиланги (изогнутая), Бхуджанги (змея), Арундхати (постоянно помогающая доброму делу). Это — Высшая Шакти (Пара-Шакти) в человеческом теле, воплощающая в себе все силы и принимающая на себя все формы. <…> «Змеиная Сила» спит, свернувшись кольцом в Муладхаре, и закрывая собой вход в Сушумну, называемый «дверью Брахмана».

(Артур Авалон. Змеиная сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

Таким образом, можно предположить, что с легкой руки Артура Авалона Кундалини-Шакти, Божественная Космическая Энергия, Высшая Шакти (Пара-Шакти) в человеческом теле превратилась сначала в «Змеиную Силу» (в кавычках), потом в «змеиную энергию», потом в «энергию змеи», потом в «силу змеи», потом в «змею», потом в «змею кундалини», и потом все это стало употребляться без кавычек и даже можно встретить такой вариант как Змей Кундалини (!). Подтверждением этого умозаключения может служить представленная ниже информация.

* * *