Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.6).

продолжение

3.3. КУНДАЛИНИ КАК ФОРМА ШАКТИ.

Обратим внимание на то, что среди более, чем 380 «определений», значений и толкований Кундалини есть и такие, которые говорят о Кундалини как о Богине, Божественной Силе, называя ее Шакти:
— Мать-Сила
— Сила Матери
— аспект Шакти
— Великая Богиня
— Космическая Мать
— внутренняя Шакти
— Божественная Сила
— Божественный Свет
— высшая Шакти Бога
— наша духовная Мать
— явленная энергия Бога
— наша собственная Мать
— ипостась Великой Богини
— наша Божественная Мать
— древняя Божественная Сила
— изначальный Божественный Свет
— Материнская Изначальная Энергия
— Великая Богиня Мать в теле человека
— индивидуальная Мать каждого человека
— Божественная Энергия, пребывающая в человеке

«Кундалини — Кольцевитая Сила (Шакти)».

(Анатомический атлас. Сушумна. Сайт www.priroda.inc.ru.)

«Кундалини — это особое проявление Шакти в человеческом теле».

(Тантрические посвящения, ритуалы, магия и йога. Сайт www.daonev.com.)

«Словарь. Кундалини — изначальная космическая энергия (Шакти), имеющаяся у каждого индивидуума».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Кундалини, согласно «Пуашкара-Агаме», — Шакти, называемая Кундалини (суетность) или шуддхамайя».

(Шайва-Сиддханта. Сайт www.sanatanadharma.udm.net.)

«Кундалини — это «маленькая» Сила в человеке, которая является отражением Вселенской Силы (Шакти)».

(Источник неизвестен.)

«Кундалини или Шакти-Чалани — свернувшаяся божественная космическая энергия; спящая мистическая сила, свернутая в основании позвоночника (в Муладхара-Чакре)».

(Кундалини. Форум. 2009г. Сайт www.po-tu-storonu.com.)

«Кундалини или Шакти-Чалани — свернувшаяся змея-самка; божественная космическая энергия, сила; спящая мистическая змея, свернутая в основании позвоночника (в Муладхара-чакре)».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги. Сайт www.podduev.narod.ru.)

«Известно, что Кундалини является основой любой Шакти, и, будучи сама по себе Джняна-Шакти (Шакти Мудрости), дарует Мудрость и Освобождение пробуждающему ее йогу в тех направлениях, куда он ее направит…».

(Б.Аров. Йога. Теория и практика. Сайт www.razlib.ru.)

«Кундалини — мистический огонь или спиральная сила — это Шакти или изначальная энергия, которая покоится в основании позвоночника, Муладхара-Чакре, свернутая в три с половиной оборота. Эта великая первичная сила, огненная по своей природе, является фундаментом всей органической и неорганической материи».

(С.Чернов. 04.01.2013г. Кундалини-Йога для начинающих. Сайт www.slavyoga.ru.)

«Кундалини — это выражение Бхавани-Шакти в человеческом теле. Согласно Тантре, человеческое тело — это микрокосм Макрокосмической Вселенной. В Муладхара-Чакре, Бхавани-Шакти спит в форме Кундалини. Здесь находится вся бесконечная потенциальная энергия Вселенной, мощная сила, сотворившая огромный мир бесконечного разнообразия».

(Источник неизвестен.)

«На Санскрите «кундал» означает «кольцо», и потому Кундалини описывается как «то, что свернулось кольцом». Иными словами, Кундалини — это Шакти, дремлющее состояние энергии, свернувшейся в кольцо, но когда она пробуждается, ее можно называть Деви, Кали, Дургой, Сарасвати, Лакшми или как-то иначе в соответствии с проявлением, которое она демонстрирует».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Фундаментальное пособие.
/ Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. К. Консент, Ника-Центр. 1997г. 320 стр.)

«В классической литературе Кашмирского Шиваизма Кундалини описана в трех различных проявлениях. Первое — универсальная энергия, или Пара-Кундалини. Вторая — энергетизирующая функция системы тело-разум, или Прана-Кундалини. Третья — осознанность, или Шакти-Кундалини, которая служит посредником между первыми двумя. Все эти три формы составляют единое целое, но понимание их по отдельности поможет почувствовать различные проявления Кундалини». 

(Йога Кундалини. Сайт www.nazdor.ru.)

«В некоторых случаях люди переживают спонтанное пробуждение Кундалини; это может происходить совершенно неожиданно в ходе повседневной жизни без какой-либо явной причины. Активированная Кундалини принимает свою огненную форму, или Шакти, и движется вверх вдоль позвоночника, проходя по каналам тонкого тела — нефизического поля энергии, которое, по утверждениям йогов, пронизывает и окружает физическое тело. <…>. Энергия Шакти, движущаяся по телу, приносит в сознание целый ряд ранее не осознававшихся элементов…».

(Станислав и Кристина Гроф. Неистовый поиск себя.
М. Изд-во Трансперсонального института. 2003г. 342 стр.)

«Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты. …Тантристы практикуют Кундалини-Йогу, призванную пробудить магическую силу Кундалини — проекцию Шакти в человеческом теле. Кундалини представляется покоящейся в виде свернувшейся в кольца змеи в основании позвоночника. Разбуженная с помощью мантр и приемов Хатха-Йоги, она продвигается вверх через чакры — невидимые «энергетические» центры человеческого тела, пока не выйдет через макушку и не сольется с Шивой. Считается, что таким образом достигается самадхи. В пробуждении «змеиной силы» главную роль играет инициация, получаемая от гуру посредством шактипата — процесса трансляции силы Шакти от учителя к ученику». 

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования.
Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Арундхати — супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом Кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в Индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, Шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини…
Кундалини — «свернутая» сила или энергия, которая у обычного человека пребывает в основании туловища. Йогин направляет дыхание до Корневого Центра (Муладхара), где его приток разжигает жизненный огонь и пробуждает Кундалини, божественную энергию, являющуюся не чем иным как Богиней (Шакти), суженой Шивы».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Часть I Индо-тибетская космология. Любовь с точки зрения восточного философа. Змеиная сила Кундалини. В Ведах Кундалини характеризуется как «внутренняя женщина» или «Кундалини-Шакти» и уподобляется опасной свернувшейся змее. Это нормально скрытая сила может действовать либо творчески, либо разрушительно, положительно или отрицательно. Кундалини является «внутренним огнем» с громадным потенциалом. Эта Кундалини-Шакти — сила секса, которая может либо поработить, либо освободить человека…<…>…
Кундалини является богиней Шакти, и считается верховной Шакти, обитающей в организме. Тибетские адепты разъясняют, что сексуальная энергия исходит непосредственно из Кундалини. Это, по существу, логично, что человеческая порождающая сила должна происходить от самого непосредственного представителя всеобщей порождающей энергии…».

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. АиФ-Принт. 2000г. 285 стр.)

«Четвертая Часть. Хум: Путь единения. 3. Принципы пространства и времени. Скрытая энергия центров (чакр) изображается в виде спящей энергии Богини Кундалини (в Индуизме), которая как Шакти Брахмы воплощает силы природы, действие которой может быть и божественным, и демоническим. Мудрый, контролирующий эту энергию, может достичь посредством нее высочайшей духовной мощи и совершенства, в то время как неосведомленные люди подвергаются ее разрушительному воздействию. Как изначальная энергия, заключенная в атоме, может быть использована и для блага, и для уничтожения человечества, так и Кундалини, энергия, дремлющая в теле человека, может привести и к освобождению, и к порабощению, и к свету, и к полной тьме. Только при полном самоконтроле, обладая ясным знанием природы этой энергии, йогин может отважиться вызвать ее. Поэтому наставления для ее пробуждения в религиозной литературе даются так, что лишь имеющие посвящение от компетентного Гуру могут практиковать их в соответствии с правилами, сформулированными в течение многовекового опыта медитации».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г.)

«Кундалини поддерживает все сущее во вселенной путем дыхания — она является жизненной силой. Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств (ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания — чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами (сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, Шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти). Живые существа способны действовать именно благодаря силе Кундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила. Учение Хатха-Йоги и тантрические тексты показывают, что Кундалини является присущей всему проявленному энергией, которая может быть как статичной, так и кинетической. Кинетической становится та энергия, которую явления мира используют для сохранения самих себя, тогда как статичная энергия остается в обычном состоянии сознания бездеятельной, дремлющей».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Кундалини-Сиддха-Йога. Согласно учению древних индийских йогов Кундалини (означает «свёрнутая кольцом») — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое. По утверждению ряда авторов сила Кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства. При движении Шакти происходит раскрытие чакр — центров психической энергии, что может вызывать сильные боли. Противоположное мнение относительно «положительной и созидательной» силы Кундалини высказывает диакон А.Кураев. Он приводит характеристику, сформулированную в «Теософском словаре» Е.П.Блаватской: Шакти — активная женская энергия богов, которая в оккультизме является венцом астрального света. Для Е.П.Блаватской астральный свет непосредственно ассоциируется с Люцифером — Диаволом. Она даёт вполне откровенную характеристику Кундалини (Шакти): «Определённые мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти, Дэви или Друге (Кали, супруге Шивы) — это особая энергия, связанная с половым ритуалом и магическими силами — худшая из форм чёрной магии и колдовства»».

(Иеромонах Максим (Попов). Холотропное дыхание — комплексная
медитативная техника трансперсональной психологии. Сайт www.k-istine.ru.)

«Кундалини, змеиная сила или мистический огонь, — это изначальная энергия или Шакти, которая дремлет или спит в центре тела — в Муладхара-Чакре. Она называется змеиной или кольцевидной, т.к. имеет форму змеи. Это огненная оккультная сила, великая изначальная сила, лежащая в основе всей органической и неорганической материи. Кундалини — космическая сила в индивидуальных телах. Это не материальная сила, подобная электричеству, магнетизму, центробежной или центростремительной силе. Это духовная потенциальная Шакти или космическая сила. В действительности она не имеет формы. Прана, Ахамкара, Буддхи, Индрии, ум, пять грубых элементов, нервы — всё это продукты Кундалини. <…>.
«Шакти — это скрытая сила в природе, которая проявляет себя и действует в форме человека. Тело и есть Шакти. Шакти делится на два вида: статическая, или потенциальная, энергия (Кундалини) и динамическая часть (Прана). Центр статической энергии — Муладхара-Чакра. Активная Шакти — Кали покоится на груди Садашивы — статическом основании чистого Чипы, который бездеятелен. Если свернувшаяся в Муладхаре Шакти развернется полностью, то вы покидаете тело во всех аспектах: физическом, тонком и каузальном. Это состояние называется Видекха-Мукти. Когда Кундалини находится в Сахасраре, Йог существует бесформенно.
Ниже подробно будут описаны 7 Чакр, или психоэнергетических центров человека. У каждой Чакры есть Шакти, — Богиня (или нервный импульс), контролирующая ее деятельность. Кундалини-Шакти — это универсальная Шакти, контролирующая, в свою очередь, деятельность всех остальных Шакти. Обычно она дремлет в Манипура-Чакре (солнечном сплетении)».

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер., прим.,
ред. А.Очаповского. Уфа. 2002г. Сайт www.yogaways.info.)

«Кундалини-Йога относится к Тантрической Традиции… Тантрические традиции развивались в рамках Шиваизма. Согласно шиваистской теологии (шайва-сиддханта), Шива есть единый Бог, Абсолют, представляющий собой вечный и бесконечный, всецело блаженный дух (параматман, пуруша)… Шиваизм предполагает наличие некоей божественной силы или энергии (Шакти), которая и не тождественна Шиве и не отлична от него. Эта Шакти и есть творческая энергия Бога, которую Шиваизм отождествляет с Пракрити и с Майей. Без Шакти Шива абсолютно пассивен и бездеятелен, тогда как при соединении с ней способен к творчеству. Шакти олицетворяется с Богиней — супругой Шивы, почитаемой под именами Кали, Дурги, Умы, Парвати и почитаемой в качестве Великой Матери. Человеческое тело рассматривается как Микрокосм, а следовательно, в нем присутствуют и Шива, и Шакти. Считается, что вечный дух Шивы, Атман, локализуется в голове, точнее в макушечной части черепа. В сансарическом существе человека, находящегося во власти иллюзии и неведения, Шива и Шакти разделены. Шакти в сансарическом существе остается скрытой и как бы дремлющей. Теория Тантрической Йоги отождествляет Шакти с особой энергией, которая «спит» в основании позвоночника человека и подобна змее, свернутой в спираль трех с половиной колец. Эта «змеиная сила» называется в традиции Тантрической Йоги Кундалини. Кроме того, Тантрическая Традиция вводит очень важную для Йоги теорию чакр…
В процессе практики йогин стремится активизировать чакры и перевести их из пассивного состояния в активное: пробудить Кундалини и заставить ее двигаться вверх по центральному каналу (Сушумна) в тысячелепестковый лотос, локализацию Атмана-Шивы. По мере прохождения Кундалини через чакры они активизируются, йогин приобретает различные паранормальные способности и переживает блаженство различных степеней…
Подъем Кундалини в лотос головного мозга означает воссоединение Шивы и Шакти, что, в свою очередь, кладет конец неведению (авидья), и индивидуальный дух осознает и переживает свою тождественность абсолютному духу Шивы. Таким образом, реализуется мокша, окончательное освобождение, называемое в Тантрах также маханирвана (великая нирвана)».

(Кундалини-Йога. 22.07.2011г. Сайт «Вторая Реальность». www.akast.blogspot.ru.)

«Определение Кундалини. Постепенное пробуждение чакр называется подъемом Кундалини (иногда именуемой Кундали), которую символически изображают в виде змеи. Слово «кундалини» происходит от двух санскритских слов: 1. «Кундала», означающее «свернутая в кольца», показывает, что силу Кундалини символически изображают в виде свернувшейся змеи, находящейся в Муладхара-Чакре. 2. «Кунда», означающее «яма, впадина» или «глубокое место», показывает, что Кундалини пребывает в глубине, в Муладхара-Чакре. Слово «кундалини» можно перевести как «изначальная сила» или «змеиная сила».
Смысл Кундалини. Очень легко запутаться в метафорических и туманных описаниях Кундалини. Она невыразима, и потому мы ограничимся очень простым и базовым описанием. В Тантре и Йоге Кундалини считается женским началом и также известна как Шакти. Она служит связующим звеном с высшим осознанием и блаженством. Она — источник всех мантр и способов, посредством которых блаженство проливается из вечного источника — Сахасрары — на индивидуальные существа.
Кундалини — создатель, хранитель и уничтожитель всех центров бытия, включая человека. Она создает, спускаясь через различные уровни чакр (шристи-крама: (процесс творения); поддерживает, пребывая в Муладхара-Чакре; и уничтожает, поднимаясь через уровни чакр (лайя-крама: процесс поглощения).
Когда Кундалини спускается в нижние чакры, она становится причиной иллюзии, ограничения и отсутствия знания: Майей. Ее называют джаган-мохини — смутительницей мира, которая заставляет людей попадаться в ловушку и поддаваться обману внешнего мира имен и форм. Спускаясь, Кундалини становится все более грубой и утрачивает свою силу и тонкость…
В человеке Кундалини обычно пребывает и осуществляет свою функцию поддержания на уровне Муладхара-Чакры. Говорят, что Кундалини дремлет на этом уровне; это сон повседневной бодрствующей жизни. Когда она спит, у человека сохраняется сильное чувство индивидуальности и сосредоточенности на себе; он пробужден только к миру имени и формы и не осознает нетронутый потенциал, являющийся его наследием».

(Энциклопедия Йоги. Сайт www.all-yoga.ru.)

«Особым проявлением Шакти в тонком теле человека является таинственная энергия Кундалини. В «Шатсахасра-Самхите», одной из Тантр, говорится: «мата кундалини прокта тасйанге йа вйавастхита — то проявление Матери, что содержится в его (т.е. человека) теле, известно как Кундалини». Кундалини буквально означает «свернутая кольцом». Свернувшись в три с половиной оборота, Кундалини-Шакти дремлет в Муладхара-Чакре до тех пор, пока не будет пробуждена в процессе выполнения тантрической садханы (практики). Кундалини — та часть единой Космической Энергии (Жизненной Силы Макрокосма, иначе известной как Маха-Кундалини), которая проявляется в Микрокосме (т.е. теле человека) как корень и центр всех заложенных в нем сил. В Муладхаре Кундалини «спит», т.е. пребывает в состоянии своей потенциальной активности, когда вся ее активность устремляется вовне. Именно из-за ее сна человек бодрствует и воспринимает себя только как тело и эго и как отделенную от Космоса, от других существ и от Шивы индивидуальную личность. Так же как макрокосмическая Маха-Кундалини творит, поддерживает и затем растворяет вновь в Изначальной Шакти всю проявленную вселенную, Кундалини индивидуального существа питает его сознание, ум, чувства и все процессы жизнедеятельности, позволяя тем самым индивидуальной душе развиваться и совершенствоваться в бесконечных циклах перерождений в различных формах и в самых разных мирах. Будучи пробужденной, поднявшаяся в Сахасрару Кундалини индивидуума соединяется через это «отверстие Духа» (брахма-рандхру) со своим макрокосмическим аспектом, т.е. с Маха-Кундалини, а через Нее — с Парама-Шивой. Индивидуальное сознание дживы при этом с помощью Кундалини воссоединяется с вселенским Сознанием Шивы и переживает блаженство просветления.
Через постижение природы Кундалини-Шакти ученик Тантры начинает переживать и свою индивидуальную жизнь, и жизнь общекосмическую как общую Единую Жизнь Шивы, Шакти и джив. Его действия становятся неотделимыми от божественных игр его Божественных Родителей, а все его переживания воспринимаются им теперь и как Их переживания. Тогда уже любые физические нужды тела и чувств приобретают космическое значение и тем самым реально преображаются сначала в сверхчеловеческие, а затем и в божественные действия. Счастье здесь и сейчас и в будущем, а также блаженство Освобождения здесь и сейчас и в будущем — полнота и того, и другого! — достигаются теми, кто пережил с помощью подъема Кундалини единство своей духовной индивидуальности с Шивой и Шакти. Так на практике реализуется важный принцип Тантры: полнота и Наслаждения (бхукти), и Освобождения (мукти)».

(Шрипада Садашивачарья. Кали: великая Богиня-Мать. Сайт www.Yoga-Shambhu.ru.)

«Имеет значение то, что «дверь Брахмана» (Брахмадвара) свернувшаяся Кундалини закрывает своими же кольцами. У основания Сушумна-Нади в Адхара-лотосе Кундалини-Шакти лежит спящая и свернутая кольцом вокруг лингама Шивы, аспекта духа в этом центре Шабда-Брахмана, для которого она является аспектом Пракрити. Кундалини в форме ее возникающего при творении проявления как ум и материя, лежит в основе всего движущегося тела, но в Муладхаре она существует в своем аспекте Шакти в спящей форме. Здесь — обычная обитель Шакти, которая является Шабда-Брахманом. Чтобы иметь возможность полностью проявить себя, она остается спящей и покоящейся в своем наиболее грубом и законченном проявлении. Тогда остаточная жизненная сила существует в этом центре в латентном, потенциальном состоянии»…<…>.
«Шат-Чакра Нирупана» описывает Кундалини как почитаемую высшую Парамешвари, «Прекрасную Даму», Всемогущую Кала (время) в форме Нада-Шакти. Она, тончайшая из всего тонкого, содержит в себе тайну творения и поток нектара, текущий из бескачественного Брахмана. Ее сиянием озарена вся Вселенная, она пробуждает вечное сознание, потому что она и творческая сила (Авидья-Шакти) и средство, которым достигается освобождение (Видья-Шакти). Поэтому в «Хатха-Йога-Прадипике» и сказано, что она дает йогинам освобождение и рабство глупцам. Те, кто знает Ее — те знают Йогу, а те, кто невежды в Йоге, те находятся в плену мирской жизни. В «Шат-Чакра-Нирупана» (10-11) говорится, что «Она — очаровывающая весь мир, блистает как молния. Ее сладостный шепот подобен невнятному гудению роя обезумевших от любви пчел. Она — источник всякого звука. Это она поддерживает все существа мира посредством вдоха и выдоха, и она сияет в полости Мула-лотоса как гирлянда сверкающих алмазных огней»…<…>.
Закон и принцип целого проявляется в том, что на уровне микрокосма Шакти проявляется в форме Кундалини. Это, как мы видим — закон поляризации на статический и динамический аспекты. В живом теле тоже должна быть такая поляризация. Кундалини, свернутая в Муладхаре в три с половиной оборота, это неистощимая статическая опора динамической силы, действующей во всем теле, занимающейся его процессами и производящей в нем все изменения. Поэтому тело можно рассматривать как магнит с двумя полюсами. Муладхара — статический полюс по отношению ко всему остальному телу, которое динамично. Действующее тело с необходимостью предполагает и находит такую статическую опору, откуда, вероятно, и название «Муладхара» — «фундаментальная опора». В этом смысле статическая Шакти в Муладхаре сосуществует с творческой и развивающейся Шакти тела, потому что динамический аспект или полюс никогда не бывает без своей статической противоположности. В другом смысле это «остаток Шакти», то, что осталось после проявления Притхиви (Земля) — последней из Бхута, которые были сотворены. Это резервуар силы, которая может быть извлечена и использована для дальнейшей активности, если в этом будет необходимость. Можно сказать, что Шакти в Муладхаре сосуществует с каждым актом творения и проявления, являясь остаточным действием такого акта — и причин и действий одновременно. Эта идея очень глубока, и в ней не заметно реального противоречия. Физик описал бы это как цикл или кругооборот деятельности».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.)

«Кундалини-Йога и человеческое тело. Человеческое тело — это вселенная или космос. Все, что только существует и может существовать, можно найти внутри тела. Все стихии или материальные элементы, такие как земля, вода, огонь и т.д., а также и все элементы психической природы пребывают в человеке. Из всех этих элементов природы создано тело. В Тантрах содержится подробное знание о теле как о микрокосмосе, знание о всех центрах, каналах, оболочках и внутренних токах, действующих в теле…
Внутри человеческого тела находится огромное количество каналов. Из всех этих каналов (нади) особое значение для йогической практики имеют Ида, Пингала и Сушумна… Три описанных выше канала являются самыми важными при совершении Кундалини-Йоги.
В теле расположены шесть основных психических центров, называемых чакра (круг). Все эти центры располагаются на канале Сушумна, который проходит от основания туловища до самой верхушки головы вдоль позвоночного столба и является стержнем тела. Самый нижний чакр (центр) называется Муладхара и находится между анусом и половыми органами. Красный лотос этого центра имеет 4 лепестка, на каждом из которых находится определенный санскритский слог. Внутри лотоса находятся символические фигуры этого центра (окружности, квадрат и треугольник, направленный вниз), внутри которого пребывает Кундалини-Шакти в виде змеи, обвивающей лингам (символ изначального Шивы).
Само слово «кундалини» означает «свернувшаяся кольцом», так как энергия (шакти) в виде змеи свернулась в три с половиной оборота вокруг лингама и пребывает в дремлющем состоянии…
Выше, на верхушке головы, находится Сахасрара-Падма, тысячелепестковый лотос, в котором пребывает чистый Разум, или сам Шива.
Божественная энергия, или сила, именуемая Кундалини, пребывает в дремлющем состоянии в самом нижнем центре — Муладхаре, как змея, свернувшаяся кольцом. Если пробудить эту вечную энергию — она начнет подниматься вверх, по центральному каналу Сушумна. Во время такого восхождения Кундалини человек испытывает необычные ощущения и состояния, так как эта великая Шакти (энергия) постепенно раскрывает каждый чакр и наполняет его блаженством. По мере восхождения Кундалини, лотос каждого чакра раскрывается и наполняется блаженством. С каждым уровнем поднятия Кундалини связаны свои особые состояния, которые вряд ли возможно описать словами.
Следует понимать, что все чакры, как и сама энергия Кундалини — это тонкие психические энергии, но не грубо-материальные органы или субстанции тела. Поэтому, так как чакры находятся на более тонком уровне, чем материальное тело, то есть как бы одновременно — и в теле и вне его, точное местоположение того или иного чакры может быть определено только индивидуально, в процессе концентрации и медитативной практики.
Пробуждение Кундалини-Шакти и ее проникновение через все центры, лежащие на Сушумне, называется чакра-бхеда (проникновение чакр).
Взаимоотношения Кундалини-Шакти, находящейся в нижнем чакраме, и Шивы, пребывающем в верхнем тысячелепестковом лотосе, уподобляются взаимоотношениям возлюбленных. Шакти, пробудившись ото сна, устремляется наверх, к своему возлюбленному супругу. Ничто не может остановить Ее, ибо Она охвачена единственным желанием — слиться с Ним. Отдыхая на перевалах (т.е. в разных чакрах), Шакти поднимается все выше и выше. Наконец, когда уже пройдены все шесть основных центров, Она поднимается к Сахасрара-Падме — тысячелепестковому лотосу, где Шива, Абсолютный и Вечный, пребывает в йогическом созерцании, красная Шакти обвивает своего белого супруга и Они сливаются воедино, погружаясь в Вечное Блаженство…
Через поднятие Кундалини достигается наивысшее состояние жизни. Когда поднимается Кундалини — все тело наполняется тончайшей амброзией музыки, эта божественная музыка называется куджана (пение) Кундалини. Кундалини постигается не только как индивидуальная энергия, пребывающая в теле, но и как сама Великая Богиня, неограниченная, вечная, имеющая своей обителью вселенную. Она именуется Маха-Кундалини (Великая Кундалини). Если садхака достигает реализации Маха-Кундалини, то, превзойдя ограниченное индивидуальное состояние, он утверждается во вселенском необусловленном состоянии. Маха-Кундалини — это корень всего сущего. Ее аспекты разнообразны. Она — всепроникающая Шакти. Она — Тарака, Кама, Агни, Нада. Она — параматма (высшая душа)».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Кэти Спиит и Клаудио Наранхо, духовные учителя, имеющие многочисленных последователей в районе Сан-францисского залива, провели длительное время с Муктанандой в Пьедмонте. Однажды они привели к нему своего друга Карлоса Кастанеду, автора популярной серии книг, в которых содержатся хроники его ученичества у мага из индейского племени яки. Естественным образом беседа между Бабой и Кастанедой сосредоточилась на сравнении традиций Йоги и магии американских индейцев.
Карлос Кастанеда: Мне очень приятно находиться в столь святой компании.
Баба: Мы в Индии вновь и вновь осознаем, что нам нужно стремиться к общению с йогами, святыми и другими духовно развитыми людьми.
КК: Я вышел из иной традиции. Моя встреча с доном Хуаном никоим образом не была преднамеренной. Я католик, и наши интересы в области религии сводятся к тому, чтобы не отступать от догм. До тех пор, пока вы поступаете так, вы в безопасности. Встреча с доном Хуаном действительно была случайностью. Я не искал ее. Сейчас, разумеется, моя позиция изменилась. Он показал мне, что единственный путь роста — это искать общества тех, кто идет по пути знания.
Баба: В том, что вы говорите, заложен глубокий смысл. Нельзя достичь внутреннего удовлетворения, только следуя догмам. Если догмы могут помочь найти удовлетворение за их пределами, от них может быть польза. Иисус сказал, что царство Божие внутри нас. Догмы оправдывают себя, только если помогают отыскать это царство.
КК: В случае дона Хуана, догм, которым стоило бы следовать, весьма немного.
Баба: Внутреннее Я в высшей степени свободно. Оно независимо от всех внешних факторов, оно выходит за рамки всех ритуалов, и оно выше всяких догм. В наших писаниях содержится множество философских доктрин, называемых «путями». И точно так же, как для того чтобы войти в этот чертог, вам нужно отказаться от всех путей извне для того, чтобы войти в чертог Бога, находящийся внутри вашего существа, вам нужно отказаться от всех внешних догм и ритуалов.
КК: Да, это требует полного преображения. Интересно, есть ли у вас ученики или студенты? Я отличаю одно от другого: студент является человеком думающим, ученик же более озабочен практической стороной обучения.
Баба: Здесь вы найдете лишь нескольких учеников. В должное время последователи становятся подобны гуру.
КК: Как их отбирают? Это вопрос выбора учителя, или их указывает какая-то иная, независимая сила?
Баба: Отбор происходит в высшей степени естественным образом. По мере того как ищущие приходят и время от времени навещают меня, они все больше и больше выражают свою любовь, и, таким образом, они сами выбирают себя. Это не слишком сложная задача, она не требует от меня многого. Как только внутренняя Шакти, божественная энергия, касается ищущего и вызывает его внутреннее пробуждение, человек уже отмечен. Мне нет необходимости производить отбор; его производит внутренняя Шакти.
КК: Это похоже на метод дона Хуана. Он предоставляет выявление ученика духу. Единственная разница состоит в том, что, когда ученик выявлен, учитель должен заманить его к себе.
Баба: Мне нет нужды заманивать своих учеников. Шакти, полученная мной от моего гуру, делает это за меня помимо моего желания. Шакти входит в ищущего добровольно. Мне нет нужды что-либо делать. Если вы прочтете мою книгу «Игра Сознания», вам станет ясно, каким образом Шакти овладевает людьми. Эта Шакти также называется Кундалини, созидательной силой Вселенной.
КК: Этот процесс весьма отличается от того, что практикуют маги американо-индейской традиции.
Баба: Между двумя традициями не может быть большой разницы, поскольку все пронизано одной и той же Шакти. Мы уверены, что Шакти, перед тем как активизироваться в человеке, весьма тщательно отбирает его. Эта Шакти — та же энергия, которая создает весь Космос, а потому она в высшей степени разумна, сознательна и всеведуща. Ей известно прошлое, настоящее и будущее, и она знает, в какого человека войти.
КК: Как вы думаете, есть ли разница между путем святых и тем, что мы называем магией? Есть ли в вашей традиции что-либо, подобное колдовству или магии?
Баба: В нашей традиции нет ни колдовства, ни магии. В Сиддха-Йоге Шакти разворачивается посредством медитации, и именно такое пробуждение дает то, что мы называем сиддхи, духовными силами. В древности были йоги, обладавшие удивительными и непостижимыми силами.
КК: Да, я согласен с этим. Но уделяете ли вы значительное внимание практикам, которые ведут к обретению этих сил, или же они не имеют существенного значения для большего развития?
Баба: Если вы углубитесь в себя посредством медитации, вы обнаружите центры этих сил, а когда вы натолкнетесь на них, эти силы станут вам доступны.
КК: Эти центры находятся внутри тела?
Баба: Не физического тела; я говорю о тонких центрах. Существует, например, центр в сердце, но это не физическое сердце.
КК: Если центры находятся не в физическом теле, то находятся ли они в каком-то другом теле?
Баба: Внутри нашего тела существует еще три тела; тонкие центры расположены в этих телах. В данный момент вы функционируете в одном теле. Когда вы спите, вы входите в другое тело. Во время глубокого сна вы входите в еще одно тело, а когда медитируете — в еще одно. То есть существует четыре тела, а не одно. Согласно нашей философии, существует также четыре соответствующих состояния: бодрствование, сон, глубокий сон и турия, трансцендентальное состояние…».

(Созидательная сила Вселенной, или Магия Божьего благоволения.
Беседа Карлоса Кастанеды со Свами Муктананда Парамахансой.
1995г. Сайт www.zodiac.dn.ua.)

«Эти центры называются «колеса» (чакры) и описываются как лотосы (падма), каждый из которых имеет определенное число лепестков… Согласно описаниям, даваемым медитации (дхьяна, dhyana), каждый лотос носит в своем околоплодии янтру, или геометрический символ соответствующего бхута (bhuta), в котором есть его биджа-мантра (bija-mantra), поддерживаемый своей символической повозкой (вахана, vahana); здесь помещается также и «божество» (дэвата, devata), сопровождаемое определенного рода шакти. Божества, господствующие в шести чакрах и представляющие собою не что иное, как «формы сознания», посредством которых бытие переходит на соответствующие стадии, суть, соответственно, в порядке восхождения Брахма, Вишну, Рудра, Иша (Ишана, Isha), Садашива и Шамбху, которые, с другой стороны, с «макрокосмической» точки зрения, пребывают в шести «мирах» (лока), иерархически друг другу подчиненных: Бхурлока, Бхуварлока, Сварлока, Джаналока, Таполока (Tapobka или Тапарлока) и Махарлока. В Сахасраре господствует Парамашива, местопребывание которого есть Сатьялока; так же точно все эти миры имеют соответствие в «центрах сознания» человеческого существа аналогично тому, что мы только что обозначили. Наконец, каждый из лепестков различных «лотосов» несет на себе одну из букв Санскритского Алфавита, или, может быть, было бы точнее сказать, лепестки суть сами буквы; но сейчас нет смысла останавливаться на этом более подробно, а необходимые дополнения к этому будут более уместны во второй части нашего исследования, после того, как мы скажем, что такое Кундалини, о чем мы еще не говорили до сих пор.
Кундалини — это аспект Шакти, рассматриваемой как космическая сила: это, можно сказать, та же самая сила, поскольку она присутствует в человеческом существе, где она действует как жизненная сила; само это имя Кундалини означает, что она представляется как бы скручивающейся вокруг самой себя, подобно змее; ее самые главные проявления, к тому же, осуществляются в виде движения по спирали, развертывающегося начиная с центральной точки, «полюсом» которого он является. [См. то, что мы говорили по поводу спирали в «Символизме креста»; напомним также образ змеи, обвивающейся вокруг «Яйца мира» (Брахманда), также и омфалос, о сходстве которого мы напомним немного далее].
«Свернутость» символизирует состояние покоя, состояние «статической» энергии, предшествующей всем формам проявленной активности; иными словами, все более или менее специализированные жизненные силы, постоянно действующие в человеческом индивиде в своей двойной модальности, тонкой и телесной, суть только лишь вторичные аспекты той самой Шакти, которая сама по себе, как Кундалини, остается неподвижной в «центре-корне» (Муладхаре), как основа и опора всякого индивидуального проявления. Когда она «пробуждается», она разворачивается и движется, следуя восходящему направлению, вбирая в себя различные вторичные Шакти по мере того, как она пересекает различные центры, о которых мы только что говорили, до того момента, когда она объединяется с Парамашивой в тысячелепестковом «лотосе».
Природа Кундалини описывается одновременно и как световая (джьотирмайя, jyjotirmayi) и звуковая (шабдамайя, shabdamayi или мантрамайа, mantramayi); известно, что «световость» рассматривается собственно как тонкое состояние, а с другой стороны известна первенствующая роль звука в космогоническом процессе; многое можно было бы здесь также сказать с той же космогонической точки зрения о тесной связи, существующей между звуком и светом. Мы не можем здесь распространяться об очень сложной теории звука (шабда) и об его различных модальностях (пара, para, или непроявленное, пашьянти или мадхьяма, обе принадлежащие к тонкому порядку и, наконец, вайкрийя, то есть артикулированное слово), теории, на которой покоится вся наука мантры (мантра-видья); но отметим, что тем самым объясняется не только присутствие биджа-мантр стихий внутри «лотосов», но также и присутствие букв на их лепестках. На самом деле, должно быть ясно, что здесь речь не идет о буквах в качестве их письменного начертания, ни даже об артикулированных звуках, воспринимаемых ухом; но эти буквы рассматриваются как биджа-мантры или «природные имена» всякой деятельности (крийя) в связи с таттвой соответствующего центра или как бы выражения в грубом звуке (вайкаришабда) тонких звуков, производимых силами, конституирующими эти деятельности.
Кундалини, остающаяся в состоянии покоя, пребывает в Муладхаре-Чакре, которая представляет собою, как мы уже говорили, центр, «локализованный» в основании позвоночного столба и есть корень (мула) Сушумны и всех нади. Там же находится треугольник (трикона), называемый Трайпура, являющийся местопребыванием Шакти (Шактипитха); она здесь закручена три с половиной раза [Отметим по ходу дела аналогию между этими тремя с половиной оборотами Кундалини и тремя с половиной днями, в течение которых, согласно различным традициям, дух после смерти остается еще связанным с телом, что представляет собою необходимое время для обновления жизненной силы, пребывающей в «не-пробужденном» состоянии в случае обычного человека. Один день есть один циклический оборот, соответствующий одному кругу спирали; и как процесс растворения является всегда обратным процессу проявления, так это развертывание рассматривается как неким образом вся жизнь индивида, но схваченная в восходящем ходе событий, конституирующих ее; вряд ли стоит добавлять к этому, что эти данные, будучи плохо понятыми, слишком часто порождают всякого рода фантастические интерпретации] вокруг символического линга Шивы, обозначаемого как Сваямбху, закрывая своей головой Брахмадвару, то есть вход Сушумны. Есть еще два других линга, один (Бана) в Анахата-Чакре, а другой (Итара) в Аджна-Чакре; они соответствуют принципам «жизненных узлов» (грантхи), пересечение которых образует то, что можно было бы назвать «критическими точками» в процессе Кундалини-Йоги; и есть, наконец, четвертый (Пара) в Сахасраре, резиденции Парамашивы.
Когда Кундалини «пробуждена» соответствующими практиками, в описание которых мы здесь входить не будем, она проникает внутрь Сушумны и, по ходу своего подъема, последовательно проходит «насквозь» различные «лотосы», которые при ее прохождении расцветают; и по мере того, как она таким образом достигает каждого центра, она вбирает в себя, как мы уже говорили, различные принципы индивидуального проявления, которые специально связанны с этим центром, и которые, вернувшись таким образом к потенциальному состоянию, вовлекаются вместе с ней в ее движение к высшему центру. В этом состоят стадии Лайя-Йоги; каждой из этих стадий относится также достижение определенных «сил» (сиддхи), но важно отметить, что не это составляет здесь существо дела, и даже не стоит останавливаться на этом, хотя главная тенденция западного человека придавать такого рода вещам значение, которое они не могут на самом деле иметь, как, впрочем, и всему тому, что называется «феноменами». Таким образом, как очень правильно замечает автор, йог (или, говоря точнее тот, кто находится на пути к тому, чтобы им стать) не стремится к обладанию каким-либо обусловленным состоянием, будь это даже самое высшее или «небесное» состояние, даже столь высокое, как только возможно, но стремится исключительно к «Освобождению»; тем более не следует привязываться к этим «силам», упражнение которых в целом открывает сферу самого внешнего проявления».

(Рене Генон. Царство количества и знамения времени. Очерки об
Индуизме. Эзотеризм Данте. М. Беловодье. 2003г. 480 стр.)

«Кундалини как великая Богиня. Как было указано ранее, некоторые классические произведения по Кундалини описывают ее как великую Богиню. В «Лакшми-Тантре», древнем тексте Панчаратры (самая древняя секта вишнуитов, сохранившаяся в Индии), есть диалог между Лакшми — это еще одно имя Богини Кундалини — и Сакрой, посвященным. Сакра выполнял божественное покаяние, стоя неподвижно на куске дерева на одной ноге, храня молчание и питаясь одним воздухом 2000 лет, воздев к небу руки, взгляд и лицо. После этого появилась Богиня, и посвященный спросил о природе Истины. Она назвалась Кундалини, а также назвала всех других богинь, указала, что следует поклоняться ей как Великой Богине-Матери и объяснила Шакти (еще один термин для Кундалини) как сверхметафизический принцип. Она представила подробные указания, как жить духовной жизнью, куда входили ритуалы, медитации, постоянное повторение мантр, практика верности, сдержанности, воздержания, развития умственных способностей, ненасилия, самообладания и щедрости.
Она советовала читать священные книги после полудня, чтобы понять свое Я, не будучи отвлеченным жадностью, пристрастиями или ненавистью. Она предлагала принимать из этих книг только то, что описывает что-либо в самом читающем. Эта прекрасная тантра описывает в деталях ведущую роль Кундалини (или Шакти), неотделимой от Шивы, создательницы всех форм, в существовании человека. В ней описываются уровни опыта дживы, или индивидуальной воплощенной души, и указывается, что Кундалини сама решает, когда ее благодать низойдет на человека, чтобы пробудить его к высшему сознанию. Эта книга знакомит со строением материальной Вселенной и процессом постижения Бога в душе. В ней же объясняется природа букв, звука и мантры (повторяемых молитв и слогов на Санскрите). Еще в ней разъясняется цель мудр (положения рук, применяемые в Йоге, которые влияют на сосредоточение, движение энергии и состояние сознания) и их функцию в схеме творения.
Мотивом деятельности Кундалини является стремление созидать. «С миллиардной крупицы себя я по собственному желанию примусь за созидание, разделив себя на две (частицы), из которых одна обладает сознанием, а вторая служит объектом ее познания». Радость и любовь Богини к своему творению звучит в каждом слове текста и служит утешением и ободрением любому, кто идет по пути духовного совершенствования. Она выражает ощущение Великой Богини-Матери в каждом существе, которое знает глубинную истину о цели души. В последующих отрывках Лакшми описывает себя Сакре…
Каждое проявление Бога — это проявление Шакти. Она — высшая воля Бога и действует под его руководством. Вселенная — это проявление Шакти. «Я, вечная Богиня, есть объект всех Вед; я жизненный принцип Вселенной и могущественная сила вне всего творения. Мудрый узнает меня как блаженство и покой, присущий каждому состоянию бытия. Открыв меня и вознося мне молитвы, джива (индивидуальная душа) избавляется от всех клеш (дурных наклонностей) и сдувает пыль впечатлений; тем самым джива, которая (благодаря этому) уже сбросила свои оковы путем медитаций (Йоги), сливается с истинным знанием и постигает меня, которая есть Лакшми и чья природа — высшее блаженство».
Лакшми также описывает состояние дживы, или души, которая достигает единения с ней, таким образом, подбадривая тех, кто проходит через трудный процесс пробуждения и развивает его этапы.
Сознательная Шакти описывается как нечто совершенное и чистое, состоящее из сознания и блаженства…
Истина заключается в том, что опыт мистических преобразований заставляет людей находить радикально новый смысл в событиях человеческой жизни и подталкивает их жить такой жизнью, которой совершенно безразличны эго-удовольствия. Это нечто сродни любви к Богине, которая в высшей степени очаровательна и чрезвычайно требовательна: нуждаясь во всем внимании человека без остатка, она отвергает все другие искушения и привязанности. Считается, что Шакти, или Кундалини, помогает человеку освободиться двумя путями — создавая средства, при помощи которых можно испытать освобождение, и внушая стремление искать ее благосклонности, чтобы достичь этого освобождения. Другими словами, истинное Я создает средства своего собственного освобождения и прививает человеку желание стать свободным. В этой тантре Лакшми предлагает метод отказа от себя, давая совет, который может быть полезен тем, кто занимается практиками духовного развития, или тем, кто хочет установить более тонкую связь с Кундалини. (Потому что часто именно страх, сопротивление или непонимание того, что происходит, делают этот процесс болезненным.) Она советует человеку принять решение подчиняться желаниям Бога, отказаться от всех действий, которые неугодны Богу, приобрести твердое убеждение, что Бог защитит того, кто выбирает его своим единственным защитником, и практиковать самоотречение и смирение.
Благодаря этому человек избавляется от таких неприятных явлений, как страх, печаль, истощение, эгоистическая деятельность и желания, своекорыстие и гордыня, и в одном Боге находит себе пристанище. Человек начинает благожелательно относиться ко всем существам, опираясь на убеждение, что «Я есть во всех существах», и избавляется от злобы и надменности. Лакшми советует молиться и глубоко верить, что Бог защитит тебя.
Эта тантра — единственная в своем роде в литературе по Кундалини, как в смысле изложения от лица Женщины, так и в смысле рекомендаций ищущим с Ней связи. Она представляет архетипы бога и богини, которые поддерживают и направляют процесс пробуждения, будучи частью всего живого и единственными защитниками на протяжении переходного периода. Важно помнить, что в восточной космологии образ Бога имеет мало общего с христианским его архетипом, хотя схожие советы можно найти во всех духовных традициях. Можно понимать этого «Бога» как качество всеобъемлющего сознания, частью которого все мы являемся и которому мы можем безоговорочно доверять, ибо оно служит единственным источником и опорой нашей жизни. Вверить себя этому Богу — значит вверить себя Дао, поверить в то, что все уже совершенно, даже то, что наше эго не принимает и не понимает. Смирение — это непротивление эго этому потоку.
Но даже если человек будет точно следовать написанному в священных книгах и полностью вверит себя Дао, скорее всего опыт любой встречи с Кундалини будет все же индивидуален, так как многообразны грани созидаемого ею. Одним из важных моих открытий было то, что существует множество способов, которыми человек может открыться этому процессу, и реакции могут быть разнообразны и непредсказуемы. Каждый рассказ неповторим, и все же есть общие черты, которые дают возможность узнать действие Кундалини. Встречи людей с ней столь же неповторимы, как неповторимы человеческие лица. Мы всегда можем сказать, что перед нами чье-то лицо, но различия в лицах более поразительны, чем схожие черты. Не так легко узнать Кундалини, пока хорошо ее не изучишь, но важно не ошибиться, потому что неправильный подход к работе с ней может задушить потенциальные возможности проявляющегося Я.
Богиня и подлинное Я. Я определяю Кундалини одновременно как «подлинное Я» человека и как «Богиню», причем оба эти определения совершенно ясно приводятся в восточных священных книгах. Она Богиня, называемая также Шакти в космическом плане, ибо Она та, кто создает форму, кто лепит из сложных комбинаций энергий форму каждого живого существа. Говорят, что, пробуждаясь, Кундалини устремляется вверх по позвоночнику, чтобы соединиться со своим возлюбленным во всем его великолепии. Но фактически она не может быть чем-то отдельным от него, она может быть только все более и более широким сознаванием и выражением его. Оба они изначально вплетены в каждый атом Вселенной. Как в таком случае эта богиня может быть также нашим Я? Богиня — это персонификация, архетип, представляющий нашу личную врожденную связь с Источником Всего, с вечным существованием, с мудростью за пределами того, что может постичь разум. Она — созидающая или формопроизводящая посланница Божественного, обитающая в каждом живом существе. Эта энергия Кундалини создала модель и пробудила каждого из нас как уникального индивидуума, приносящего в мир разнообразные факторы — мыслеформы, энергии, ментальные и эмоциональные характеристики, физическую силу и уязвимость, свои возможности».

(Бонни Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. София. 1996г. 448 стр.)

«Кундалини. Древний закон тождественности Микрокосма и Макрокосма утверждает, что не существует других различий между окружающей нас безграничной вселенной и ограниченной внутренней вселенной человеческого тела, кроме одного — уверенности индивидуума в том, что он отличается от окружающей его вселенной. Человек является живым микрокосмом вселенной, а вселенная — живым макрокосмом человека. Оба космоса оказывают влияние друг на друга. Вселенная каждое мгновение влияет на нас, а каждый из нас своими действиями влияет на весь космос, как в хорошую, так и в плохую сторону. Космос — это тело Абсолюта, тот сосуд, через который Абсолют выражает себя. Каждое создание во вселенной содержит по крайней мере искру вселенского сознания, которое и есть Абсолют, однако большинство созданий не могут адекватно выразить это сознание…
В основании позвоночного столба, в тонком теле, пребывает Шакти индивидуации. Эта энергия неподвластна индивидууму, пока его сознание прилеплено к мирскому. Эта энергия не что иное, как наша индивидуальная часть космической энергии самоидентификации. Именно благодаря ей мы ощущаем себя отдельными сущностями. Она порождает в нас чувство Я и поэтому называется Ахамкара (букв, «причина Я»). Говоря об эго, Вималананда имел в виду именно Ахамкару, но не фрейдовское эго.
Чем сильнее вы отождествляетесь со своей индивидуальностью, своим Микрокосмом, тем больше Ахамкара функционирует в качестве вашей индивидуальной Майи и тем меньше она отождествляется с Макрокосмом. По мере снижения роли индивидуальности в вашей идентификации она получает больше свободы для отражения Макрокосма, что приводит к повышению степени осознания Единого. Ахамкара и Кундалини — это Шакти, действующая в двух противоположных направлениях: Ахамкара соответствует Майя-Шакти, а Кундалини — Чит-Шакти.
Майя-Шакти пробуждает к миру, но поддерживает в сонном состоянии по отношению к Абсолюту, тогда как Чит-Шакти пробуждает к Реальности и усыпляет по отношению к миру. Сознание живого существа обусловлено материей, в которой оно пребывает. Иными словами, основное проявление Майи, с которым мы сталкиваемся, есть материя наших тел. Живя во плоти, каждое существо неизбежно принимает участие в игре Природы, взаимодействуя с окружающим миром посредством того, чем обрастает его личность. Ни одно воплощённое существо не может быть ни полностью плотским, ни полностью духовным. Независимо от степени вашей просветлённости вы никогда не сможете окончательно рассеять свои тёмные качества, пока вы привязаны к плоти.
В физическом теле Шакти проявляется как Прана, жизненная сила, которая сплачивает тело, ум и дух, позволяя им функционировать в качестве единого целого. Все части организма нуждаются в Пране. Для здоровья тела и долголетия необходимо, чтобы Ахамкара крепко отождествлялась с телом, благодаря чему Прана будет в достаточной степени снабжать его жизненными силами. Для духовного же здоровья необходимо, чтобы Ахамкара уменьшала привязанность к телу. Поэтому так же, как любому растению для роста требуется определённое соотношение солнечного света и влаги, так и человеческому существу для развития необходимо определённое соотношение света духовного сознания и облаков эгоизма. Избыточный дух выжигает из вас мир и не позволяет поддерживать тело в надлежащем состоянии; избыточная привязанность топит ваше сознание в мирском…
«Фактически между Кундалини-Шакти и Адьей, изначальной Шакти Вселенной, разницы нет, за тем исключением, что Кундалини-Шакти индивидуализировалась». Вималананда был не из тех, кто склонен повторять или разжёвывать что-то; как только он начинал говорить о чём-то, интересующем меня, предполагалось, что я брошу все свои дела и стану слушать его. Как правило, он выбирал моменты, когда я был поглощён своими обыденными занятиями, например, читал газету. Это делалось с тем, чтобы интерес к его словам отрешал мой ум, хотя бы на время, от привязанности к мирскому.
«Вот почему Эго я называю Кундалини-Шакти. Способность отождествить себя с чем-то, отнестись к чему-то как к части себя — в этом и заключается суть Эго. Пока Кундалини-Шакти самоидентифицируется с телом, Она дремлет. Как только Она пробуждается, Она ищет своего соратника, Шиву, этот фрагмент вселенского Сознания, без которого индивид не может существовать. Когда Они сливаются вместе, цель достигнута и игре конец. Это напоминает то, как электрон находит свой протон и сливается с ним».
«Кундалини-Шакти — это высшее из возможных проявлений волевой мощи индивида. Когда ты очистил свою волю до такой степени, что она полностью может быть направлена на один объект (подобно когерентному пучку лазера), Кундалини-Шакти будет работать внутри тебя, а не перед тобой. За всем, что перемещается, должна стоять огромная сила, и немногие могут правильно обращаться с такой силой. Вот почему я просто прихожу в ярость, когда читаю обо всех этих людях в Америке, которые заявляют, что их Кундалини пробудилась либо совершенно безболезненно, либо без приложения малейших усилий. Я никогда не поверю в эту чепуху. Если бы это было так, то вся Америка давно бы уже слилась с Абсолютом».
«Нет, спонтанно восходящая Кундалини — это не решение проблемы. Нельзя достичь просветления и стать йогом просто из-за того, что Кундалини пробудилась. Здесь существует опасность извратить эту силу. Пока Она поднимается вверх — всё в порядке, но когда Она низвергается вниз — это подобно удару грома…»… <…>.
Покровы. …«Мы говорим, что Кундалини «спит», потому что Она, Эго, принимает себя за ограниченную человеческую личность. В результате такого самоотождествления Она воспринимает личностные ограничения как свои собственные. В своей чистой форме Эго представляет собой чистую Шакти, но отождествляясь с телом, Оно оказывается под тремя покровами, которые мешают ему вспомнить, кто Оно есть и где Его дом. Эти три покрова — Три Гуны (Саттва, Раджас и Тамас), Шесть Вкусов (сладкий, кислый, солёный, горький, острый и вяжущий) и Пять Великих Элементов (Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир)…
Хотя, входя в Аджна-Чакру, Она полностью теряет свои кольца, распрямляется и, не будучи обременённой тремя покровами, обретает возможность выразить себя в полной мере. Условное Знание всегда слегка искажено, тогда как безусловное Знание воистину прямо. В Кундалини-Йоге мы обычно начинаем с Бхута-Шуддхи (очищение Пяти Элементов), для того чтобы Кундалини могла свободно перемещаться по чакрам. Бхута-Шуддхи — это самая суть Тантры. Сила, возникающая при беспрепятственном движении Кундалини, приподнимает другие покровы и, в конце концов, порождает обычную мудрость — джняну».
«Джняна — это обычная духовная мудрость?».
«Джнана — это знание того, что весь Космос, несмотря на видимое многообразие мира, действительно является Единым Великим Существом: Всё-в-Одном, Одно-во-Всём. Когда после достижения Джняны ты обретаешь способность влиять на размещение и перемещение этих покровов в космическом масштабе (их созидание, сохранение и разрушение), ты обретаешь Практическое Духовное Знание, Высшее Знание, которое называется Виджняна. Приставка «ви» в слове «виджняна» означает вишеша (особый, исключительный)».
«Кундалини лежит, свернувшись как змея, в Муладхаре. У неё три с половиной кольца. Три относятся к Трём Гунам, а половина — к пасти змеи, местонахождению Эго. Почему? Потому что Эго — это Шакти, то есть только половина Шивы. Задача Кундалини-Йоги состоит в том, чтобы воссоединить Шиву и Шакти…».
«Для того, чтобы проявился Шива, Кундалини должна подняться полностью, поскольку высочайшее проявление Шивы в человеческом существе находится в голове, в высшей части тела. В обычном человеке Кундалини дремлет в основании позвоночника, поэтому в этом случае Шива лишён Шакти. Такой человек не Шива, а шава (труп). Пока Кундалини-Шакти человека не пробудилась, не поднялась и не начала «танцевать» на Шиве, человек, по сути, мертвец».
Кула-Кундалини. …«Мы называем эту освобождённую Кундалини особым именем: Кула-Кундалини. Её самое важное значение здесь — «Высшее Сознание Вселенной». Её также можно понимать как «форму», поскольку задача Кундалини-Шакти, Высшего Сознания, состоит в том, чтобы ограничивать, наделять формой и пределами».
«В духовном смысле «кула»* означает «семья». Кула-Кундалини, то есть Кундалини, распрямившая свои кольца и вытянувшаяся вдоль Шести Чакр, принимает форму Богини…» (*комментарий Р.Свободы: Кула также означает «полноту», «отрешение от эгоизма» и «дорогу Сушумны». Кула — это Шакти, проявленная Вселенная, тогда как Акула — это Шива, непроявленный Абсолют. Каула-Тантра утверждает, что поскольку Шива без Шакти инертен, т.е. можно сказать, не существует, оба они должны уравновешивать друг друга в нашем мире. В человеческом теле, равно как и во Вселенной, сознание может нисходить свыше, но при этом оно должно проявляться снизу вверх; для того чтобы мир процветал, Адам и Ева должны покинуть Райский Сад. Когда Кундалини проецируется в Кулу, имеет место творение).
«Несмотря на все мои разъяснения, ты, пожалуй, всё ещё думаешь: «Так что же такое Шакти?». Шакти — это Шакти, будь то Кундалини-Шакти, Чит-Шакти, Майя-Шакти или какая-либо другая Шакти. Эйнштейн в течение двадцати пяти лет пытался доказать это теорией единого поля, но он не преуспел в этом, поскольку он смотрел на это недостаточно глубоко. Он ограничил свои поиски физической вселенной. Чтобы понять Кундалини-Шакти, нужно выйти за пределы Её внешних проявлений, а для этого необходима садхана — практика».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.)

* * *