Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.5).

продолжение

«Глава 6. Кундалини: спящая космическая энергия внутри человека. Основная сущность Пранаямы — это очищение нади, чувствительных нервов в нашем астральном теле, заряжаемых потоком Праны. В духовных терминах через очищенные нади поток Праны успешно открывает все тонкие каналы нашего внутреннего осознания для того, чтобы в конечном счете достичь беспредметного постижения божественной энергии в нашем разуме при предварительном пробуждении Кундалини, спящей в нас космической энергии.
6.4. Эволюция Кундалини. …Шакти является проявленным кинетическим аспектом Брахмы… Шакти — это женский принцип космической энергии, и в земной сфере он проявляется как Пракрити. Пракрити буквально означает природу и обращается к основным материям, из которых был сформирован мир первичной природы. Это активный принцип Брахмы. Вместе это Пракрити-Шакти… Пракрити-Шакти проявляется в нашем астральном теле как спящая Кундалини-Шакти, сила свернувшейся кольцами змеи, расположенная в нижней части сплетения позвоночного столба.
6.5. Атрибуты чакр и нади. Кундалини. …Согласно доктрине Тантры, существует семь взаимосвязанных нервных центров (анатомических сплетений) в нашем спинном стволе, известных как чакры… Муладхара (тазовое сплетение), первая чакра, расположена на нижнем конце Сушумны, сакрального сплетения в позвоночном столбе. Здесь находится Кундалини, спящая, свернувшаяся кольцами змея, представляющая Пракрити-Шакти, называемая также «сила змеи».
6.6. Пробуждение Кундалини. …По закону природы восходящее путешествие Кундалини-Шакти по большей части прерывается в Манипура-Чакре, и она опускается обратно к своему основанию. При интенсивной и постоянной практике йоговских процессов Кундалини-Шакти неоднократно пробуждается от своей дремоты, чтобы продолжать свое восхождение для достижения по меньшей мере АджнаЧакры, этой колыбели духовного откровения… Приходя, в конце концов, к Сахасрара-Чакре после долгих лет духовного созерцания, Шакти объединяется здесь с Шивой. Этот метафизический союз определяется как Шива-Шакти или Пуруша-Пракрити, в физическом поле это союз человеческого сознания с сознанием высшего божества. В этот момент Сат-Чит-Ананда открывается дживе…
Душевное равновесие, которое можно также определить как эмоциональную сбалансированность, создает механизм психического управления для нейтрализации огромной физической и психической энергии, разряжающейся в процессе пробуждения Кундалини. Это равновесие дает возможность для выхода за пределы волн энергии, поднимающихся в теле в процессе пробуждения Кундалини как волны некоего неземного блаженства.
Глоссарий. Кундалини — Свернувшаяся змея. Кундалини-Шакти — Спящая космическая энергия в человеке в форме свернувшейся змеи. Кундалини-Йога — Йога спящей космической энергии в человеческом существе. Ветвь Раджа-Йоги».

(Ранджит Сен Гупта. Пранаяма. Сознательный способ дыхания. СПб. Диля. 2004г. 192 стр.)

«Введение. Сияние внутри вас. Что же представляет собой эта чудесная, могущественная энергия? Слово «кундалини» переводится с санскрита как «энергия жизни». В Индуизме, который первым дал определение этой таинственной энергии, Кундалини называют змеиной силой, Божественной энергией внутри вас. Ваша Кундалини — не что иное, как жизненная сила вашего тела, которая, будучи полностью пробужденной, приведет вас к жизни просветленного мудреца.
С точки зрения этимологии, слово «кундалини» складывается из следующих санскритских корней, каждый из которых дополнительно проясняет сущность этой Божественной энергии: «кундалин» — свернутый в спираль (от слова «кунда-лам», означающего «кольцо» или «виток»); кун — земля; ди — «маленький кусочек земли» или «одна клетка», и производная от этого корня: да — давать или «дарующий»; лини — безграничное сознание, охватывающее альфу и омегу, или начало и конец. Сложив значения всех корней, мы можем обозначить Кундалини как «спиралеобразную энергию земли, которая зачинается в одной клетке и, благословенная Дарующим, наделяет нас сознанием».
В Санскрите, языке, в котором существительные делятся по родам, слово Кундалини — женского рода. Это отсылает нас к представлению о Кундалини как о женском принципе творения, жизнетворной энергии внутри нашего физического тела, которая устремляет нас к высшему сознанию. Кундалини — Инь, или Божественное женское начало, являющееся женским эквивалентом Ян, Божественного мужского начала. Кундалини — это интуиция, стоящая за логикой, и чувственность в сексуальности. Она дает нам жизнь и поддерживает ее, связывая нас с источником Божественной энергии. Кундалини заставляет нас испытывать чувства, танцевать и творить, притягивать и соединяться. Когда Кундалини — пульсирующая, созидающая женская энергия, пребывающая внутри каждого из нас, сливается с нашей мужской, духовной сущностью, мы обретаем внутреннюю целостность и соединяемся с Богом.
В мировых культурах женскую энергию Кундалини именуют по-разному: в Китае ей соответствует Ци, в Японии — Ки. Эзотерики называют ее «внутренней богиней». В христианских и иудейских писаниях она зовется Святым Духом. Карл Густав Юнг именует в своих работах эту энергию анимой (Анима олицетворяет неосознаваемую женскую часть мужской психики). Кундалини — пламя, которое увидел Моисей, огонь, воспламенивший, но не опаливший терновый куст. Она предстает в виде символа — кадуцея и являет себя как жизненная сила в Буддизме и источник интимной близости в тантрическом сексе. Племена майя называли эту энергию пернатым змеем Кетцалькоатлем. В Индуизме она находит свое олицетворение в образе змеи, ее персонификацией является богиня Шакти. Возможно, вам довелось слышать и некоторые другие ее имена: Аллат, Великая Мать, Руах, Пачамама, София, огонь жизни, космическая энергия, Божественная сила, духовный огонь, одушевленное пламя, материнский принцип творения, мана, сверхъестественная сила и сознание Христа. Несмотря на то, что у Кундалини так много имен, ее сущность от этого не меняется. Она служит катализатором, объединяющим наше тело, ум и душу; это Божественный свет, вдохновляющий нас и делающий нашу жизнь прекрасной. Кундалини привносит в человеческую жизнь Божественный привкус. Кундалини — это движущаяся и вибрирующая энергия, которая является энергией сознания».

(Синди Дэйл. Кундалини: Божественная энергия. Теория и практика
/ Пер. с англ. Л.Милевской. М. София. 2011г. 256 стр.)

«Однажды Шри Ауробиндо задали вопрос, нельзя ли составить глоссарий, толковый словарь непонятных слов и выражений, чтобы помочь читателям, которым трудно разобраться в такой книге, как «Жизнь Божественная». Он ответил: «О каком глоссарии идет речь? Санскритских терминов?.. Если вы имеете в виду санскритскую терминологию, то я согласен, такой глоссарий нужен. Нельзя писать о Йоге, не используя санскритские термины». Шри Ауробиндо неоднократно говорил, что «когда мы имеем дело с Йогой, нам приходится сталкиваться с самым разнообразным опытом высшего порядка, с непривычными для нас понятиями, которые трудно передать в точности на каком-либо другом языке, кроме Санскрита. Древний Санскрит — это единственный язык, где такая терминология была в какой-то степени систематизирована. Английская лексика, лишь приблизительно передающая эти понятия, вызывает другие ассоциации, и ее использование может привести к неточностям смысла, порой достаточно серьезным». Тем не менее со временем Шри Ауробиндо старался все больше использовать для передачи своего опыта английскую терминологию. Эти попытки были связаны с определенными трудностями, поскольку «вряд ли возможно на языке Разума, пусть даже одухотворенного Разума, объяснить, например, что такое Сверхразум, ибо это категория, принадлежащая к совершенно другому уровню сознания, где действуют совсем иные законы. Поэтому все, что можно сказать о Сверхразуме, будет либо не понято, либо понято неправильно». И все же Шри Ауробиндо говорит, что основополагающие истины Бесконечного можно передать с помощью гибких лексических средств, не замыкаясь на жестких и узких определениях, ограничивающих широту и неуловимую тонкость идеи.
КУНДАЛИНИ. Кундалини — это йогическая сила, пребывающая в спящем состоянии в Муладхаре и незримо присутствующая в других ЦЕНТРАХ СОЗНАНИЯ под обычным сознанием человека. Когда эта сила освобождается, она поднимается, проходя на своем пути через другие центры сознания, чакры, к БОЖЕСТВЕННОМУ СОЗНАНИЮ. [Наставление I:11]
В Тантре раскрытие центров сознания и пробуждение Кундалини достигается с помощью специального метода, а процесс восхождения, поднятия Кундалини ощущается в позвоночном столбе. В нашей Йоге пробуждение Кундалини и раскрытие центров сознания происходит в результате воздействия, давления СИЛЫ свыше, которая вызывает восхождение СОЗНАНИЯ вверх к ВЫСШЕМУ СОЗНАНИЮ, расположенному над головой. Этот процесс повторяется (при этом НИСХОЖДЕНИЕ также иногда ощущается) до тех пор, пока не раскроются все центры сознания и сознание не поднимется на уровень выше тела. В дальнейшем сознание остается на уровне выше головы и соединяется с космическим сознанием и с универсальным «я». Обычно процесс протекает именно таким образом, но иногда все происходит быстрее и возникает внезапное и четко выраженное раскрытие сознания над головой. [22:74]
Кундалини и Сила Матери. ЭНЕРГИЯ КУНДАЛИНИ — это СИЛА МАТЕРИ. [24:1151]. Йога-Шакти присутствует в свернутом и спящем состоянии во всех центрах сознания (Чакрах) нашего внутреннего существа и лежит в основе того, что в Тантрах называется Кундалини-Шакти. Но Йога-Шакти, как БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, находится также и над нами, в области, расположенной над головой, но уже не в свернутом, скрытом и спящем состоянии, а во всей мощи пробужденной и всемогущей силы; она лишь ждет своего часа манифестации, и перед этой Энергией, силой Матери мы должны раскрыть свое существо. [25:139—40]».

(Пандит М.П. Глоссарий терминов, встречающихся
в работах Шри Ауробиндо. Сайт www.aurobindo.ru.)

«Кундалини. Теперь перейдём к третьей нади, Агни-нади, или Сушумне. Она расположена в центральном нервном канале позвоночника. И существует нечто, что действует в ней, и это можно назвать сознанием энергии. Современные учёные говорят, что там просто спинномозговая жидкость, и её можно извлечь, сделав прокол иглой. Однако, согласно древним учёным, никакой жидкости там нет, но содержимое становится жидкостью, когда выходит наружу. Если вы не можете в это поверить, рассмотрите пример. Допустим, есть резиновая труба, через которую пропускают пар. Если воткнуть туда иголку от шприца, то, что получится? Если снаружи не так горячо, как в трубе, на иголке появятся капли. Аналогично, в спинномозговом канале тоже что-то действует, и это что-то, или точнее, кто-то, называется Кундалини. Не следует называть её «чем-то», правильнее сказать, что это она там перемещается, ведь словом «что-то» мы обозначаем неодушевлённые вещи. Здесь же действует чистое сознание. Это отцовское сознание путешествует в состоянии «её». Можно сравнить её с электрическим зарядом или электромагнитными явлениями, но при этих сравнениях нужно помнить, что в ней вместе присутствуют и машина, и её машинист. Есть лишь один человек, который — и энергия, и сознание. Нельзя показать её — в лучшем случае, вы можете её почувствовать. Например, когда она преобразуется в способности органов чувств — зрения, слуха, обоняния и т.п., вы можете видеть глазами этой силы. Но вы не можете показать кому-либо другому, что такое ваше зрение. Таким образом, одна и та же Кундалини распределяется и переводится в деятельность пяти чувств. Вы можете доказать, что вы видите, но не можете показать само зрение другим. Такова природа Кундалини.
Почему же она называется «кундалини»? Потому что её сравнивают со змеёй, свившейся кольцами. Слово «кундалини» означает нечто свитое. Точнее говоря, это свитая катушка вашей осознанности. Потому древними учёными она сравнивалась со спиралью из тонкой нити, расположенной в стебле лотоса. Знаете ли, как расположена в стебле лотоса эта нить, до того как её оттуда извлекут? Вы обнаружите там тысячи маленьких ниточек, свитых в катушки. Потому учёные уместно назвали её «бисатанту танияси». Помните ли вы, что это имя — среди тысячи имён Великой Матери? Кундалини — это потенциальная форма пребывающей в нас Матери-Богини. «Биса» означает стебель лотоса, «танту» — нить, а «танияси» — нежный и тонкий. Последнее значит, что нить эта является физической лишь до некоторой степени. За пределами же этого она прядётся из нашей осознанности. Теперь вы понимаете важность узкого канала, проходящего в центре позвоночника. Но если вставить туда иголку, эта «осознанность превратится в физическую жидкость. Другой научный секрет, связанный с этим, но пока ещё неизвестный, состоит в том, что количество её на одну жизнь всегда ограничено. Когда Кундалини достигает в седьмом центре высшего центра озарения, на уме, подобном занавесу, отражается вся вселенная. Ум в этом состоянии именуется Шивой. Тогда он — чистое сознание. Он полон чистой энергии, и энергия эта называется Шакти. Таким образом, Шива — наш отец, а Шакти — наша мать. Мы должны стать Шивой, и достижение состояния Шивы — наша цель. Нынешнее состояние нашей эволюции является результатом цепи действий всех предыдущих жизней. Если мы в одном рождении живём согласно пути Йоги, это позволит завершить всю будущую эволюцию, и Кундалини будет пробуждена. Вот что вкратце можно сказать о Сушумне и Кундалини. Совокупность всех этих действующих в нас уровней сознания не ощущается нами сознательно. Но если мы увеличим мощность нашей осознанности (самоосознанности, то есть осознанности Я), тогда указатель, подобно ртутному столбику термометра, пойдёт вверх. По мере его продвижения мы станем сознавать всё, и так будет продолжаться, пока мы не станем Шивой. На этом сегодняшний урок оккультной анатомии закончен.
Завтра мы перейдём к шести чакрам и Сахасраре. (Здесь учитель ответил на вопрос). Когда мы начнём чувствовать себя, мы и её почувствуем, потому что это и есть мы. Чем больше времени мы проводим в самоосознанности, тем больше мы её ощущаем. Конечно, прежде чем мы придём к верной теории, мы можем столкнуться с множеством ошибочных. Всегда лучше следовать книгам Джуала Кхула, отдавая им предпочтение перед другими. На пути нашего путешествия есть станции, и завтра мы займёмся самыми большими из них».

(Кришнамачарья Э. Оккультная анатомия.
/ Пер. К.Зайцева. М. Амрита-Русь. 2005г. 95 стр.)

«Глава 4. Кундалини. Во всем спектре Йоги нет ничего, что являлось бы объектом большего непонимания, желания, проклятий, злословия, поклонения или неправильного представления, чем Кундалини, первобытная энергия, вдыхающая жизнь в каждого из нас, то, что Гопи Кришна называет «вместилищем гения».
Энергетическая система человека — это цепь, по которой энергия циркулирует внутри нас. Эту энергию называют по-разному, например Ци, Ки, биоэнергия или сила. Терминология различна для каждой культуры, традиции, учения, языка, но это лишь разные названия одной энергетической силы. Я предпочитаю называть эту силу Кундалини, поскольку нахожу определение этой силы с точки зрения Йоги наиболее точным и полным.
Слово «кундалини» вызывает любопытство, страх и подозрение. В большей степени непонимание вызвано тем, что бульварная литература выискивает наиболее зловещие, диковинные аспекты этой силы, незаслуженно обделяя вниманием ее благие основы. Кундалини — наша главная жизненная сила, основная эволюционная сила, осколок Абсолюта, поселившийся в человеческом теле. Кундалини называют силой змеи, изображают в виде змеи, свернувшейся концом к основанию позвоночника.
На самом деле Кундалини — это сила, заключенная внутри человеческого мозга, которая активизирует чакры. Обычно она ощущается в основании позвоночника, в первой чакре. В книге «Шива-Самхита» об этом говорится словами Шивы: «От основания или корня нёба во рту Сушумна спускается дальше, пока не достигает Муладхары (первой чакры) и промежности…» (стих 121). И далее, в стихе 124: «Там, в пустоте Сушумны, живет Кундалини, как внутренняя сила ее».
Кундалини — не мистическая змея, это — основная психобиологическая сила. Кундалини — это энергия, которая оживляет, вдыхает жизненную силу и побуждает наше тело и сознание.
Кундалини присутствует всегда. Она питает всю энергетическую систему человека, заставляя жизненную энергию постоянно циркулировать. Для большинства людей мера активности Кундалини остается невысокой, однако хоть сколько-нибудь ее в нас всегда есть. Если сравнить Кундалини с потоком воды, можно сказать, что у большинства людей работает вполсилы лишь небольшая садовая поливалка, хотя полная сила Кундалини равна титанической мощи Ниагарского водопада. Полный потенциал Кундалини непостижимо огромен.
Упражнения Йоги укрепляют каналы энергетической системы человека и подготавливают тело к увеличенному потоку Кундалини. Медитация стимулирует еще большую активность Кундалини, увеличивая интенсивность этой силы. Когда каналы тела и энергии подготовлены упражнениями Йоги, человек может справляться с большей активностью Кундалини. Когда сознание становится способным лучше фокусироваться и концентрировать внимание, больше энергии приходит в движение. Вот, в двух словах, принцип действия Кундалини.
Кундалини является базовой психофизиологической силой, каждый хоть когда-либо ощущал ее. Обычно это происходит в моменты внезапного вдохновения или во время оргазма. Ощущения падения в пустоте или потери контроля над собой, волны экстаза, приходящие во время оргазма, — сексуальные проявления Кундалини. В моменты сладостных мечтаний, когда мир кажется особенно волшебным и прекрасным, Кундалини также проявляет себя. Желание заниматься Йогой и медитировать также исходит из Кундалини. Именно эта сила толкает нас вперед, в погоню за очищением тела и укреплением сознания. С увеличением Кундалини многое меняется. Вы чувствуете себя более сильными, более живыми, увеличивается острота ваших чувств. Я нахожу, что сегодня мои чувства служат мне лучше, чем когда я был моложе. Чувства связаны с чакрами, а когда Кундалини растет, улучшение затрагивает все области. Еда становится вкуснее, легче уловить тонкие ароматы, цвета становятся живее, прикосновения явственнее, у музыки появляется пространство и объем и так далее. Мир становится более живым, более чувственным. Кундалини — это не что иное, как первобытная жизненная сила внутри нас. Степень, в которой в человеке проявляется ее действие, во многом зависит от прилагаемых усилий».

(Кристофер С.Килхэм. Око Возрождения.
Пять тибетских жемчужин. К. София. 1998г. 94 стр.)

«Глава 1. Кундалини: пробуждение к радикальной духовности. Богиня и подлинное Я. Я определяю Кундалини одновременно как «подлинное Я» человека и как «Богиню», причем оба эти определения совершенно ясно приводятся в восточных священных книгах. Она Богиня, называемая также Шакти в космическом плане, ибо Она та, кто создает форму, кто лепит из сложных комбинаций энергий форму каждого живого существа. Говорят, что, пробуждаясь, Кундалини устремляется вверх по позвоночнику, чтобы соединиться со своим возлюбленным во всем его великолепии. Но фактически она не может быть чем-то отдельным от него, она может быть только все более и более широким сознаванием и выражением его. Оба они изначально вплетены в каждый атом Вселенной. Как в таком случае эта Богиня может быть также нашим Я?
Богиня — это персонификация, архетип, представляющий нашу личную врожденную связь с Источником Всего, с вечным существованием, с мудростью за пределами того, что может постичь разум. Она — созидающая или формопроизводящая посланница Божественного, обитающая в каждом живом существе. Эта энергия Кундалини создала модель и пробудила каждого из нас как уникального индивидуума, приносящего в мир разнообразные факторы — мыслеформы, энергии, ментальные и эмоциональные характеристики, физическую силу и уязвимость, свои возможности. В восточной теории эта форма «нас» активизируется посредством наших нади, сложной сети невидимых энергетических потоков, и пяти наших кош (оболочек), находящихся в трех тонких телах. Вся энергия, к которой мы обычно имеем доступ, будь то энергия, которую мы используем, чтобы двигаться, танцевать, глотать, выделять из организма, говорить, является частью деятельности этой энергии, распределенной по сети из 720 000 нади (или до 72 миллионов нади, в зависимости от того, какой эзотерический источник использовать) в энергетических формах, которые называются в восточных текстах «пранами».
Прана известна как Ци или Ки в китайской и японской медицине соответственно, и методы управления ею, ее уравновешивания и накопления были известны в восточных культурах на протяжении тысячелетий. Но на Западе они по-прежнему остаются загадкой. Согласно индийской теории тонкого тела, после того, как системы нашего организма приобретают завершенный вид, остаточная энергия сворачивается в 3,5 кольца у основания позвоночника и погружается в состояние покоя. Наш ум вовлекается в процесс жизнедеятельности, и мы отождествляем себя со своим телом, унаследованным генетическим набором и умственными, чувственными и эмоциональными процессами, теряя сознание своего подлинного Я, или Души, или источника своего существования, назовите это как хотите…
Карл Юнг считал это Я отдельным от эго и обладающим абсолютной властью над психикой, центром сознания, вокруг которого сосредоточиваются все другие факторы — и сознательные, и бессознательные… Точка зрения Юнга очень похожа на восточную концепцию истинного Я человека, однако можно было бы сказать, что на Востоке это Я рассматривается более пристально, глубже. Это центр, ядро любого и всякого человеческого переживания, это причина его существования как такового. Истинное Я человека служит ядром его существа, сущностью которого выступает энергия/сознание Кундалини, а личное «я» является не более чем его отражением. Я — это сознание, мудрость и наше жизненное предназначение, и оно без нашего ведома предопределяет, из чего будут складываться наши переживания, эмоциональная сфера и ум
Это Я более первично, чем личностное «я», то есть предшествует последнему, оно неотъемлемо и вечно. С ним сложнее соприкоснуться сознательно, хотя временами оно может спонтанно являть себя, вызывая состояния благоговейного трепета, которые часто описываются в мистической литературе. Это может происходить в форме видений или снов о божествах, ощущения света или блаженства во время медитаций и в некоторых других редких ситуациях или же затоплять человека потоком знания и познания глубинной истины или экстаза. По-видимому, случаи проявления подлинного Я иногда сопровождаются архетипическими встречами с богами и богинями, святыми, принадлежащими (или даже не принадлежащими) верованию, исповедываемому данным человеком, или преобразующими символами вроде тех, что нередко имеют место во время глубокого анализа по методу Юнга. В таких случаях Я ведет сознание в сферы архетипов, образуя мосты, с помощью которых мы можем достичь понимания сути нашего жизненного опыта как человеческих существ, а также нашего божественного потенциала. Эти архетипические силы определяют узор нашей жизни. На высших стадиях духовного развития это подлинное Я утрачивает свой «личный» характер, становясь всеобщим Я, и человек испытывает взаимосвязанность всего творения как единого Я. Опыт индивидуации смещает сознание от ложного «я», этого продукта приспособления к среде, к познанию личностного Я и в конечном счете к проблескам постижения коллективного Я, тогда как опыт, связанный с Кундалини, смещает сознание из личностного Я в коллективное».

(Б.Гринвелл. Энергии трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г.)

«Кула-Кундалини. …Если ты хочешь продолжить своё существование после того, как Кундалини полностью пробудилась, тебе нужно суметь не только провести её из Муладхары в Сахасрару, но и обратно, вниз от Сахасрары к Муладхаре, и всё это под строгим контролем. Только тогда Прана и Апана соединятся совершенным образом. Апана представляется в виде треугольника, направленного вершиной вниз, а Прана — как треугольник, направленный вершиной вверх. Их союз образует шестиконечную звезду.
Мы называем эту освобождённую Кундалини особым именем: Кула-Кундалини. Её самое важное значение здесь — «Высшее Сознание Вселенной». Её также можно понимать как «форму», поскольку задача Кундалини-Шакти, Высшего Сознания, состоит в том, чтобы ограничивать, наделять формой и пределами.
«В астральном смысле кула означает «семья». Кула-Кундалини, то есть Кундалини, распрямившая свои кольца и вытянувшаяся вдоль шести Чакр, принимает форму Богини, которой должна поклоняться семья, давшая вам жизнь. Сама по себе Кундалини бесформенна и чиста, но когда Она движется сквозь тело, Она подвергается ограничению и приобретает качества, из-за чего принимает форму одной из Великих Богинь и ведёт тебя вперёд. Её конкретная форма обусловлена наследственностью, происхождением. Ты начинаешь понимать, почему родился именно в этой семье, и это позволяет тебе осознать свои кармические долги, что, в свою очередь, даёт знание прошлых жизней…
Если это трудно для понимания, — он видел, что это действительно так, — то главным образом из-за твоей наследственности и состояния сознания. Пока твоё Эго самоидентифицируется с телом, твоё сознание пребывает в мозгу и обусловлено его химической средой, на которую влияют твой режим питания и гормоны, производимые клетками мозга. Гормональный профиль определяется твоими генами и хромосомами, которые, в свою очередь, определяются твоими предками.
На днях ты рассказывал мне, что учёные обнаружили ген, который вырабатывает белок, вызывающий депрессию. Этим учёным ещё предстоит долгий путь; они обнаружат, что многие вещи, ещё недавно невообразимые, содержатся в нашем наследственном материале. Одно из главных различий между обычными людьми и риши заключается в том, что риши могут управлять генами и хромосомами, что нам, простым смертным, недоступно.
Гены и хромосомы определяют, какие расы ты можешь порождать сам, а какие тебе приходится усваивать из окружающего мира. Когда я говорю раса (аромат), я имею в виду как физический вкус вашей пищи, так и эмоциональные «вкусы» и тенденции. Если твой гуру даёт тебе правильную форму Ма, которой тебе надлежит поклоняться, ты можешь, обретя её Шакти, усовершенствовать свою личность, что включает установление правильного баланса в биохимии мозга. После этого слиться с бесконечным гораздо легче».
-Помогает ли этому Раса-Видья (Тантрическая Алхимия), которую я изучал в Аюрведе?
«Конечно! В этом и состоит предназначение Раса-Видьи. Раса-Видья — это садхана, посредством которой ты устанавливаешь контроль над своей расой и преобразуешь её внутри себя в маха-расу,в трансцендентальный аромат».
-Надо же! «Этому не учат в колледже Аюрведы, — пожаловался я.
«Там и понятия не имеют о настоящей Раса-Видье, мой мальчик, — сказал он и продолжал: — Последователей Тантры, которые занимаются такой практикой преобразования Кундалини в Кула-Кундалини, называют каулами. Когда пробуждается Кундалини обычного садхака, этот опыт оказывается настолько ошеломляющим, что за нирвикальпа-самадхи следует прекращение индивидуального существования. Однако каулы благодаря милости Ма снова спускаются к двойственности и остаются в тех трёх завершающих чакрах, которые я упоминал ранее: Голате, Лалате и Лалане. Я не могу тебе сказать, чем они там занимаются, но вот что я думаю: в юности Кришна пас коров в Гокуле (го+кула,«семья коров»). Он присматривал за «коровами» (органами чувств) тех своих приверженцев, которые пришли к нему в Голоку. Голова — это и есть сама Гокула, «семья органов чувств». Голоку описать нельзя; её можно лишь ощутить в одной из этих чакр.
После того как ты стал каулой, над тобой совершается абхишека (посвящение путём ритуального омовения), и ты становишься маха-каулой. Однако имей в виду, что тебя допустят к абхишеке лишь в том случае, если ты беспрекословно подчинишься своему гуру. Лишь когда ты совершенно пуст, тебя может наполнить Шакти. Жидкость, используемая при абхишеке, сначала заряжается мантрической энергией, поэтому абхишека — это нечто вроде шактипат-дикши, посвящения посредством преобразования Шакти, и она навсегда изменяет твою личность. Обычно в Индии царь (раджа) проходил ритуал Раджа-абхишека, с тем, чтобы наполниться достаточным количеством Шакти, позволяющим достойно править. Эта практика не ограничивается лишь одной Индией. Заметь, крещение Иисуса Иоаном Крестителем служило своего рода абхишекой. То же самое относится и к древней иудейской практике, когда пророки свершали помазание над царями.
Когда Кундалини маха-каулы пробуждается полностью, он становится маха-атхарваном. Маха означает «великий», «огромный», «космический». Маха-атхарван — это тот, кто преодолел ограничения Атхарваведы, которая есть исток тантры. Я не перестаю повторять, что результаты, которые ты достигаешь с помощью Вед и агхоры, абсолютно идентичны; различаются лишь пути».
Словарь. Кундалини — космическая энергия, которая проявляется вдоль позвоночника и в чакрах. Источник силы и опыта».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. А.Журавлева,
И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.)

«Часть 3. Эзотерическая Пранаяма, ее основы и практика. 33. Кундалини. «Полюс Индивида» и «полюс Рода». …Когда человек достигает зрелого возраста, начинается процесс деления клеток половой системы. Образуется так называемый «полюс рода», расположенный в области лобка и удаленный от «полюса индивида», находящегося в черепной коробке (т.е. в мозге), где рождаются мысли человека. Эти два полюса соединены позвоночным столбом. В период полового созревания «полюс рода» через гормоны (мужские или женские) начинает более активно влиять на внутренние органы и психику. Именно в этом полюсе сосредоточены все космические энергии, и охраняет их ни кто иная, как Кундалини. Этот запас человеческого потенциала, руководящий личной эволюцией на уровне генов, присутствует в каждом человеке. Затронуть и разбудить его — задача пранаямы…<…>.
По своему отношению к сексу люди делятся на несколько групп. Для одних это табу; такие предпочитают вести пуританский образ жизни. Другие относятся к этому как к здоровому удовлетворению потребностей организма. Некоторые сублимируют эту энергию и используют ее в других целях. Но есть еще и такие, которые относятся к сексу как к космическому соединению энергий, превосходящему рамки простого удовлетворения.
На этом основана практика Тантры — наверное, самой древней формы Йоги в Индии. Практика Тантры включает ритуалы, которыми пренебрегать нельзя. ХаТха-Йога — Йога Солнца (Ха) и Луны (Тха), Йога женской и мужской энергий, Йога Иды и Пингалы, Йога соединения двух полюсов. Йога освящает любые сексуальные отношения.
Активизация «полюса рода» — основная задача пранаямы, так как именно в этом полюсе сосредоточена вся наша жизненная энергия. Мула-Бандха и Ашвини-Мудра ставят своей целью научиться контролировать этот полюс и направлять энергию от него к полюсу индивида, — к Тысячелепестковому Лотосу, к верхней чакре. Динамика процесса эволюции, результатом которого мы являемся, заключена в нас самих. Этот процесс очень активен в зрелом возрасте, но затем постепенно угасает.
В йогической философии он представлен в форме Кундалини, — змеи, свернувшейся в три с половиной оборота; символа Шивы, священного фаллоса, заключенного в треугольник вершиной вниз, который символизирует женский пол.
Кундалини — это не сексуальность и не соединение полов. Если бы это было так, то йогам достаточно было бы нарисовать просто священный символ в треугольнике. Кундалини связана с сексуальностью, она выражается через нее, но не является ею.
Согласно индийской философии, Шива — мужское начало, а Шакти — его женское дополнение. Все формы на земле — результат их соединения. Многие адепты, начитавшись различной литературы, считают, что процесс пробуждения Кундалини — внезапный и неожиданный, он проявляется в организме чем-то вроде атомного взрыва. В какой-то степени они правы: это пробуждение сильно влияет на здоровье, но произойти оно может только после многолетних тренировок и выполнения секретных техник под постоянным руководством Гуру. Спонтанность — явление очень редкое, и, наверное, я не вспомню ни одного, произошедшего в наше время. Но чего вы, безусловно, достигнете, так это усиления энергетического потока между двумя полюсами. Частичное пробуждение Кундалини не опасно и может быть контролируемо йогином, выполняющим все вышеперечисленные техники. Не стоит бояться ни взрывов, ни замыканий!
3.8. Чакра Муладхара. В Индии, особенно среди дравидов (единственной группы с истинно индийскими корнями), культ Шакти привел к зарождению Тантризма. Он включает определенные сексуальные практики и ритуалы, и порой ведет к сексуальным излишествам, а это вызывает недовольство и подрывает доверие к Тантризму. Недоверие оправдано лишь в отношении излишеств, но во всех остальных отношениях оно ошибочно. По мнению Арно Дежардэ, в эпоху Кали-Юги Тантризм предлагает самый естественный способ возвращения к космическому источнику нашего существа. Но чтобы работать с Муладхарой, вовсе не обязательно заниматься Тантризмом. Некоторые мастера (только современные и обычно монахи) предостерегают учеников от использования этой чакры. При всем уважении к ним, мне кажется, они заблуждаются. Если активизируется лишь один «индивидуальный» полюс, возникает дисбаланс и человек отрывается от своего источника, от корней, которые глубоко уходят в фонд всего вида и его творческий эволюционный динамизм. Ибо Кундатни также представляет эволюционную силу, которая направляет изменения у всех видов. В Кундалини скрыт весь нынешний и будущий потенциал эволюции человечества. В равной мере было бы неправильно активизировать только одну корневую чакру. Электрический ток возникает из-за разности потенциалов между двумя полюсами. То же самое справедливо и для людей…<…>.
Когда человек достигает зрелого возраста, начинается процесс деления клеток половой системы. Образуется так называемый «полюс рода», расположенный в области лобка и удаленный от «полюса индивида», находящегося в черепной коробке (т.е. в мозге), где рождаются мысли человека. Эти два полюса соединены позвоночным столбом. В течение всей жизни они будут взаимодействовать. Гипофиз, расположенный в мозге, приостанавливает в детском возрасте развитие половой системы. В период полового созревания «полюс рода» через гормоны (мужские или женские) начинает более активно влиять на внутренние органы и психику. Именно в этом полюсе сосредоточены все космические энергии, и охраняет их ни кто иная, как Кундалини. Этот запас человеческого потенциала, руководящий личной эволюцией на уровне генов, присутствует в каждом человеке. Затронуть и разбудить его — задача Пранаямы. Активизация «полюса рода» — основная задача Пранаямы, так как именно в этом полюсе сосредоточена вся наша жизненная энергия. Йоги ставят своей целью научиться контролировать этот полюс и направлять энергию от него к полюсу индивида, — к Тысячелепестковому Лотосу, к верхней чакре».

(Андрэ Ван Лизбет. Пранаяма. Путь к тайнам Йоги.
/ Пер. с исп. СПб. Экслибрис. 2003г. 256 стр.)

«Глава 1. Что такое Тантра? Путь осознанности. …Другой важной составляющей Тантры, помимо работы с чакрами, известной как Кундалини-Йога (или Лайя-Йога), является учение о янтрах и мантрах. Это учение воплощается в практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между индивидуальным и универсальным. Янтра-Йога и Мантра-Йога способны настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную способность. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и выработать привычку к сосредоточенности на одном предмете. Умение управлять этими упорядочивающими силами природы делает йогов настоящими чудотворцами. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны…<…>.
Глава 2. Кундалини. Как уже говорилось, чакры не материальны и потому не могут быть описаны с сугубо материалистической или физиологической точки зрения. По этой причине следует обсудить тонкие аспекты этих психических центров, действующих в согласии с нервными каналами, клетками и волокнами, которые, в свою очередь, соединяются посредством промежуточных проводников с плотным телом, органами чувств и действия. Тем, кто стремится к подъему Кундалини, особенно важно понять, что материал этой энергии представляет собой неподвижную основу всех функций и процессов в организме, хотя, подобно сознанию, она не имеет специальных органов. Кундалини поддерживает все сущее во вселенной путем дыхания — она является жизненной силой.
Слово «кундалини» происходит от санскритского «кундал», что означает «сворачиваться кольцами». Эту энергию сравнивают со свернувшейся кольцами, отдыхающей, спящей змеей. Кроме того, такое сравнение вызвано еще и характером подъема Кундалини — спиральным, схожим с движениями змеи. Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств (ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания — чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами (сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, Шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти). Живые существа способны действовать именно благодаря силе Кундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила.
Учение Хатха-Йоги и тантрические тексты показывают, что Кундалини является присущей всему проявленному энергией, которая может быть как статичной, так и кинетической. Кинетической становится та энергия, которую явления мира используют для сохранения самих себя, тогда как статичная энергия остается в обычном состоянии сознания бездеятельной, дремлющей. Когда человек осознает самого себя и начинает понимать, что у его жизни есть некая высшая цель, что, помимо бодрствования, сновидения и глубокого сна, существует и иное состояние сознания; когда его стремление к чувственным наслаждениям удовлетворяется; когда он уже не находит в феноменальном мире ничего привлекательного, этот человек переходит к отстраненности, самопознанию. Такая отстраненность от потворствования своим желаниям открывает перед ним врата во внутренний мир, и тогда человек видит свет, направляющий его к Единению — к единству прежде разделенных материи и разума.
В этот миг наступает полное преображение: дремлющая статичная энергия становится кинетической, приходит в противоречащее закону тяготения движение и пронзает все психические центры, расположенные вдоль позвоночника. Та сила, что подталкивает эту энергию в центральный канал, возникает благодаря слиянию отрицательных зарядов праны и положительных зарядов апаны.
Обителью апаны является район ниже пупка, тазовая область. По этой причине покоящаяся в основании позвоночника энергия принимает статичную форму. Она размещается там, где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон. Это место традиционно называют Муладхара-Чакрой, или нижним сплетением. Занятия Хатха-Йогой и выполнение лайя-крамы (то есть мудр, особых жестов рук), а также асан, или поз тела, в сочетании с медитациями, напеванием мантр и упражнениями по визуализации позволяют практикующему привести в движение эту дремлющую энергию, после чего она начинает взаимодействовать с автономной и парасимпатической нервными системами, которые соединяются с ганглиями важнейших нервных сплетений тела. Пробудившаяся энергия направляется к высочайшему центру, седьмой чакре, которая считается обителью сознания, где вновь происходит слияние отрицательных и положительных зарядов. Порожденная этим слиянием энергия вызывает великое прозрение, уничтожающее неведение разума — основную причину двойственности. Переживший это состояние человек обретает недвойственное сознание и становится просветленным…<…>.
Согласно Кундалини-Йоге, самадхи представляет собой единение женского начала, Шакти, и мужского начала, Шивы. Обителью Шакти, или Кундалини-Шакти, является Муладхара-Чакра (тазовое сплетение), а местом пребывания Шивы – Сахасрара-Чакра в головном мозге. Кундалини дремлет в Муладхара-Чакре, но после того, как учеником овладевает стремление к самоосознанию и он начинает следовать восьмеричному пути (а также очищению нервов, повторению корневых звуков и визуализаций), Кундалини пробуждается, проходит вторую, третью, четвертую, пятую и шестую чакры и поднимается к Сахасрара-Чакре, где сливается со своим супругом Камешварой, «владыкой любви». Это единение наделяет практикующего беспредельным блаженством и раскрывает перед ним двери божественного знания».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

«Глава II. Силы. Первичная или жизненная сила. Божество постоянно излучает разнообразные формы энергии, и могут быть сотни их, о которых мы ничего не знаем, и лишь совсем немногие мы можем воспринимать нашими органами чувств. Энергии эти видятся как его соответствующие проявления на каждом из уровней, достигнутых уже нашими исследователями, но сейчас давайте подумаем об их проявлении в физическом мире. Одна энергия проявляется в виде электричества, другая — как Змеиный Огонь, третья — как Жизненная Энергия, четвертая — как Жизненная Сила, совершенно отличная от Жизненной Энергии, что будет показано ниже.
Много усердия и терпения потребовалось бы тому ученику, который захотел бы проследить источники этих сил и соотнести силы между собой. Когда я собирал материал для книги «Скрытая сторона вещей», чтобы ответить на вопросы, задаваемые на протяжении нескольких лет на встречах на крыше штаб-квартиры в Адьяре, я знал, что на физическом плане проявляются жизненная сила, Кундалини и жизненность, но ничего не знал об их связи с тремя излияниями или эманациями. Поэтому я и описал их совершенно отличными друг от друга и не связанными. Дальнейшие исследования позволили восполнить этот пробел, и я рад воспользоваться удобным случаем, чтобы исправить выдвинутое тогда ошибочное предположение.
Существуют три основные силы, проходящие через чакры. Мы можем считать, что они представляют собой три аспекта Логоса. Энергия, втекающая в колоколообразное устье чакры и вызывающая вторичную круговую силу, является проявлением Второй Эманации от Второго Аспекта Логоса — того потока жизни, который посылается Им в материю, предварительно оживленную Третьим Аспектом Логоса в Первой Эманации. Именно это имеется в виду в Христианстве, когда говорится, что Христос воплощается (т.е. получает форму) от Святого Духа и Девы Марии…
В самом низшем своем воплощении эта сила формирует вокруг себя покрывало эфирной материи и проникает из астрального тела внутрь цветов-колокольчиков чакр на поверхности эфирного двойника физического тела. Здесь она встречается с другой силой, бьющей ключом из внутренней части человеческого тела, — с той таинственной энергией, которая называется Кундалини, или Змеиным Огнём.
Змеиный Огонь. Эта сила — проявление на физическом плане еще одного из многочисленных аспектов энергии Логоса, принадлежащего Первой Эманации Третьего Аспекта Логоса. Она существует на всех планах, немного известных нам, но здесь мы должны рассмотреть ее выражение в эфирной материи. Эта сила не превращается в упоминаемую ранее первичную силу, или в силу жизненности, исходящую от Солнца, и, по-видимому, на нее не может воздействовать никакая другая форма физической энергии. Я видел, как к телу человека подвели более миллиона с четвертью вольт. Когда он протягивал руки к стене, из его пальцев вырывались огромные языки пламени, но при этом он ничего необычного не чувствовал, и не получал ни малейшего ожога, если только не прикасался к каким-либо посторонним предметам. Но даже такое огромное проявление энергии не произвело никакого эффекта на Змеиный Огонь.
Уже давно известно, что глубоко под землей находится то, что могло бы быть названо лабораторией Третьего Логоса. При попытке выяснить, что же расположено в центре Земли, там можно обнаружить огромный шар настолько мощной энергии, что мы не могли бы даже приблизиться к нему. Мы можем коснуться только самых внешних его слоев; вполне очевидно, что они находятся в симпатической нервной связи со слоями Кундалини в человеческом теле. В центр Земли сила Третьего Логоса, должно быть, проникла чрезвычайно давно, и все еще продолжает там работать. Именно там Логос постепенно развивает новые химические элементы, отражающие усложнение формы и дальнейшее возрастание энергии внутренней жизни или активности…<…>.
Сила Кундалини в наших телах также исходит из этой лаборатории Святого Духа, из глубины Земли. Она принадлежит к пылающему там ужасному огню подземного мира. Этот огонь разительно отличается от огня Жизненной Энергии, исходящей от Солнца, что мы сейчас объясним. Солнечный огонь относится к воздуху, свету и к большим открытым пространствам, а исходящий снизу огонь намного материальнее, как материален жар раскаленного железа или расплавленного металла. Есть и пугающая сторона этой огромной силы: она создает впечатление спуска все глубже и глубже в материю, впечатление движения медленного, но неотвратимого, осуществляемого с неослабеваемым упорством…<…>.
Кундалини — это сила Эманации Третьего Логоса на пути возвращения, и действует в телах развитых живых существ в тесном контакте с первичной силой, о которой мы уже рассказывали. Обе силы действуют сообща, развивая живые существа до той степени, когда они смогут воспринять Эманацию Первого Логоса и стать Эго, человеческим существом, все же неся свои проводники даже после этого. Так мы получаем могущественную божественную силу из Земли так же, как и с небес; мы — дети как Земли, так и Солнца. Они встречаются в нас и работают вместе для нашей эволюции. Мы не можем иметь одно без другого, но преобладание чего-то одного представляет серьезную опасность. Поэтому так опасно какое-либо развитие глубинных слоев Змеиного Огня до тех пор, пока жизнь человека не станет более чистой и тонкой.
Мы очень много слышим об этом странном огне и об опасности его преждевременного пробуждения, и многое этого, несомненно, истинно. В пробуждении высших аспектов этой свирепой, яростной энергии в человеке до того, как он обретет силы для ее контроля и достигнет необходимой чистоты жизни и мысли, которые только и смогут обеспечить безопасное освобождение столь мощных сил, заключена самая серьёзная опасность. Но Кундалини играет значительно большую роль в обыденной жизни, чем многие из нас себе представляли. Существует значительно более низкое и мягкое ее проявление, разбуженное уже во всех людях, не только безвредное, но и полезное, работающее днем и ночью, хотя совершенно не осознаваемое. Мы, конечно же, замечали раньше эту силу, когда она протекает по нервам, но называем ее просто нервным флюидом, не догадываясь, что же она есть на самом деле. А когда мы попытались проанализировать и проследить ее истоки, стало ясно, что она входит в тело человека через корневую чакру.
Как и все другие силы, Кундалини невидима; в теле человека она размещается в полых концентрических сферах из астральной и эфирной материи, расположенных одна внутри другой, как шары в китайских головоломках. По всей видимости, семь таких концентрических сфер находятся в корневой чакре, внутри и вокруг нижней полости позвоночника вблизи копчика, но у обычного человека активна лишь энергия самой наружной сферы. В других сферах энергия «спит», как об этом образно говорится в восточных книгах. И только при попытках пробудить энергию, скрытую в тех внутренних слоях, начинаются опасные проявления этого огня. А безвредный огонь наружной сферы идет вверх по позвоночному столбу (согласно проведенным исследованиям) по трем каналам одновременно — Сушумне, Иде и Пингале».

(Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 1997г. 288стр.,
1999г., 2002г., 2004г. 2005г. Новый акрополь 2012г.)

«Сверхфизическое видение действует в точности по тем же законам, что управляют и физическим зрением. Находясь вне физического тела во время сна, сверхфизическим видением в некоторой степени обладают все. Более того, наше астральное и ментальное я постоянно принимают вибрации и расшифровывают их в понятия нашего сознания, и происходит это помимо деятельности физического тела и мозга…<…>.
Сверхфизическое видение зависит от попадания световой энергии с объекта на поверхность одного из сверхфизических тел, а предположительно и от синхронизации вибраций жизненных аспектов наблюдателя и предмета. С поверхности тонкого тела эта энергия передаётся в центр, составляющий «я» этого проводника, то есть в голову ментального или эмоционального тела. Если, как при ясновидении, результаты этого видения должны стать известны в физическом мозге, нужно найти средство, чтобы изменить уровень их проявления со сверхфизического на физический. Для этого существует особый механизм, который, как мы увидим, являет прямую противоположность физическим частям механизма обычного зрения и их функциям. В данном случае устройство должно быть «понижающим», если использовать термин из электротехники. Может быть, он не вполне точен, но наводит на нужную мысль. Эта функция исполняется головной чакрой, а также гипофизом и шишковидной железой, после того, как они оживлены Кундалини (см. книгу Ч.Ледбитера «Чакры» и мою книгу «Наука ясновидения»).
В процессе сверхфизического видения спинномозговая система действует в некотором смысле по принципу передатчика и приёмника. Гипофиз и шишковидная железа подобны радиолампам, усиливающим сигнал; а Кундалини (оккультная энергия, имеющаяся в теле) и два жизненных воздуха, Ида и Пингала, образуют заряд, поступающий из сети или от батареи, роль которой в данном случае играет сакральная чакра, тогда как солнечная чакра в центре Земли исполняет роль планетарной электростанции.
Здесь мы должны уделить некоторое внимание рассмотрению Кундалини или «змеиного огня», как её иногда называют. Если мы обратимся к «Тайной Доктрине», настоящей сокровищнице духовных и оккультных знаний, то обнаружим, что Е.П.Блаватская говорит о трёх состояниях проявления жизненной силы, коими являются Кундалини, Прана и Фохат. Они, как там утверждается, фундаментальны и не взаимозаменяемы в данный период проявления.
Кундалини — это способность даяния или передачи жизни, Прана — физически известная как жизненная сила — это способность организации жизни, а Фохат — способность использования жизни и манипуляции ею. Эти три космические силы, проявления соответственно третьего, второго и первого аспектов Логоса, обнаруживаются на каждом плане Природы в разнящихся степенях проявления. Говоря о «нисхождении» человека, автор «Тайной Доктрины» сообщает, что изначальный треугольник (монада), исчезает во тьме и безмолвии, как только отражается в небесном человеке (Я). Этот треугольник, состоящий из упомянутых трёх сил, «смещается в человеке из праха ниже семи». Она имеет здесь в виду плотное физическое тело, называемое ею «человеком из праха», в котором, как мы обнаруживаем, представлены эти три силы.
Кундалини, в сущности, является творческой, и хотя в плотном физическом теле она пробуждена сравнительно слабо, она проявляется как сексуальная потребность. Будучи свёрнутой, подобно змее, она пребывает в чакре в основании позвоночника, которая, в свою очередь, является передаточной станцией для энергии, подобным же образом свёрнутой в центре Земли.
Будучи пробуждена, Кундалини течёт вверх по эфирному каналу в позвоночнике, именуемому «Сушумна-нади», и проходит при этом через каждую из чакр (или силовых центров). По мере её прохождения через спинные центры, из которых исходят чакры, часть её силы стекает по оси воронки каждой из них, оккультно их оживляя и тем пробуждая человека к самосознательному существованию на внутренних планах.
Когда она касается селезёночного центра, она даёт человеку способность по своей воле путешествовать вне тела. Когда она касается сердечного центра и открывает его, то если у неофита достаточно раскрыта способность буддхического сознания, она начинает течь через него на физическом уровне, и в его груди «расцветает мистическая роза». Тогда в его личностных проводниках и через них начинает проявляться сверхсознание. Горловой центр, будучи оживлён, даёт способность яснослышания, то есть отклика на сверхфизические звуковые вибрации, равно как и на те физические звуки, которые лежат вне обычного звукового диапазона. Межбровный центр, будучи открыт, даёт способность ясновидения, а когда открывается коронная чакра, находящаяся перед родничком, взаимодействие между высшим Я и мозгом становится чудесно свободным, так что неофит приобретает способность пользоваться своим высшим, духовным сознанием одновременно с сознанием физического мозга.
Полное проявление всех этих сил в бодрствующем сознании требует долгого и трудного обучения, для него необходимо полное оживление гипофиза и шишковидной железы с помощью кундалини и дополняющих её сил. Этот процесс делает упомянутые железы сверхактивными с оккультной точки зрения и способными откликаться на сверхфизические частоты вибраций и сверхфизическое сознание, передавая их мозгу, который тоже делается сверхчувствительным. После этого сверхфизическое зрение становится в значительной мере делом практики и фокусировки сознания…<…>.
Глубоко оккультная информация об этом не даётся нам, чтобы мы не попытались сразу же пробудить Кундалини. Наоборот, нас сильно предупреждают против любых таких попыток, но академическое изучение этого предмета представляет ценность — и чтобы избежать ошибок, происходящих от неверных представлений, и чтобы приобрести ценные знания, которые уже будут в нашем распоряжении, когда придёт время пробудить эту скрытую силу.
История о спящей красавице может указывать и на пробуждение Кундалини в человеке. Царевна — личность — спала на протяжении веков, пока волшебный принц — высшее Я или Учитель, — не пришёл и не обнаружил её в сонном дворце, символизирующем физический план, и не пробудил её поцелуем. Этот принц — Учитель, или пожалуй даже духовная воля, которая лишь одна способна пробудить эту силу ранее обычного для неё срока. Поцелуй символизирует прикосновение нисходящей атмы, которая пробуждает душу и вызывает её внутренние силы. (Атма — санскритский термин для обозначения высшего начала человека, духовной воли). Свадьба героев в конце сказки соответствует союзу высшего и низшего я, который происходит, когда достигается эта стадия развития…<…>.
Очень важно, чтобы никто из изучающих внутреннюю жизнь никогда не концентрировался на Кундалини, на различных центрах или особых частях тела или мозга, поскольку в этой практике заключена огромная опасность. Цель духовных усилий — не развитие психических способностей или магических сил. Цель — единение с Высшим и способность воспринимать Единую Жизнь среди всего огромного разнообразия форм. И здесь неиссякаемым источником руководства и вдохновения оказывается «Бхагавад-Гита». Истинная цель Видения указана в следующих бессмертных шлоках: «Кто привел в гармонию свое «я» и сбросил грех, тот йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом. Йогой приведенное в гармонию «я» видит Высшее Я пребывающим во всём сущем и всё сущее пребывающим в Высшем Я; всюду оно видит одно. Тот, кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня. Кто, утвердившись в единении, поклоняется Мне, пребывающему во всем, тот йог живет во Мне, каков бы ни был его образ жизни. Видящий подобие Высшего Я во всём и через то познающий тождество всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом, о Арджуна!» («Бхагавад-Гита» VI.28–32. Цитируется в пер. А.Каменской).
Этого просветления, этого достижения душа пробуждённого неофита всегда жаждет. И раз испытав эту жажду, он уже не знает отдыха. Жизнь за жизнью неодолимая внутренняя побудительная сила движет его вперёд. Видение бессмертной красоты и совершенства притягивает и зовёт его, и на протяжении всего его великого искания «свет, никогда не виданный ни на земле, ни на море» сияет над ним, и освещает ему путь к вечному миру и блаженству, которые, как он знает, ждут его в конце пути».

(Джеффри Ходсон. Ясновидение и змеиный огонь. 20.05.2010г.
Библиотека «Книгохранилище». Cайт www.biblioteka.ucoz.es.)

«Замечание издателей. Было бы излишне знакомить читающую публику, интересующуюся духовным возрождением, со Шри Свами Шиванандой. Из своего любимого Ашрама в Ришикеше он распространяет духовные знания и мир, порождая духовное совершенство. Нигде его личность не проявилась так полно, как в изданных им возвышенных книгах. Этот небольшой том по Кундалини-Йоге, по вполне понятным причинам, является одной из наиболее жизненно важных из его книг.
Кундалини — свёрнутая, спящая космическая сила, лежащая в основе всех наших внутренних органических и неорганических веществ. Только с превеликим трудом любой тезис, имеющий с ней дело, может избежать быть слишком абстрактным. На следующих страницах в мельчайших подробностях анализируется теория этой космической силы и практические приёмы, предназначенные для пробуждения этой изначальной силы в индивидуумах. Здесь объясняется теория и иллюстрируется практика Кундалини Йоги. Мы уверены, что эта книга послужит путеводной звездой для духовного ученика и проведёт его по тёмным аллеям неисследованной ветви йогических упражнений. Она предложит обывателю богатую новую информацию, которая явится ценным дополнением к его знаниям о йогической культуре. (П.К.Винаягам и Ко. Общество Божественной жизни).
Предисловие переводчика. Кундалини — мистическая сила, являющаяся энергетической сущностью человека. Её пробуждение и развитие ведут к удивительным результатам в Самореализации. Сегодня можно встретить много литературы о Кундалини разных авторов. Эта книга — одна из первых по времени выхода в свет и пронизана духовными вибрациями написавшего её Свами Шивананды из Ришикеша, поэтому обладает вдохновляющим влиянием на читателя…<…>.
Кундалини-Йога — одно из самых притягательных направлений Йоги для современного человека. Это вершина Тантрической Йоги, практически совершенно лишённое сексуальной парной практики, которая в нашей стране в основном и отождествляется с Тантрой. Изначально Кундалини-Йога предназначалась для духовного совершенствования, а сегодня её широко практикуют для очень конкретных целей: от развития способностей — до решения проблем психологии, здоровья и т.д.
Единственное, о чём хочется предупредить, что для практики этой сложной системы абсолютно необходим Гуру, Учитель, который сам успешно освоил этот путь Йоги. Ибо во всех случаях речь идёт о развитии Силы, Энергии. Это не тот случай, когда её можно развивать бесконтрольно. Здесь не проходит поговорка: сила есть — ума не надо. От неумения обращаться с этой силой должным образом, могут возникнуть серьёзные осложнения. Как говорил Свами Вишнудэвананда, ученик Свами Шивананды, пробуждение Кундалини подобно открытию атомной энергии, которая в мгновение ока может испепелить вас. Прежде чем её открывать в себе, нужно знать, что с ней делать, как управлять и т.д. Поэтому книга Свами Шивананды должна служить скорее источником вдохновения, но никак не самоучителем. В нашей стране, к сожалению, сложилась вредная тенденция самостоятельно по книгам изучать Йогу… (Александр Очаповский. Уфа. 2002г.).
Опыты по пробуждению Кундалини. Кундалини. Слово «кундалини» знакомо всем ученикам Йоги. Под ним подразумевается сила в форме свернувшейся змеи, находящаяся в Муладхара-Чакре — первой из семи Чакр. Последняя называется тысячелепестковым лотосом, местом пребывания Сада-Шивы или Пара-Брахмана, или Абсолюта, отделённого от Кундалини или Шакти, расположенной в Муладхаре. Для соединения с Сада-Шивой Кундалини проходит через все Чакры, как было изложено выше, и дарует освобождение ученику, усердно практикующему Йогу или технику соединения Кундалини с её Богом.
У мирян, склонных поиску чувственных удовольствий и сексуальных наслаждений сила Кундалини находится в спящем состоянии из-за отсутствия каких-либо стимулов в форме духовных практик. Лишь энергия, генерируемая духовными практиками, может пробудить змеиную силу. Никакая другая энергия, полученная от обладания мирскими богатствами не способна этого сделать. Ученик достигнет цели, если будет серьёзно заниматься всеми дисциплинами, предписанными Шастрами, и руководствуется указаниями Гуру или духовного учителя, который уже пробудил свою Кундалини, провёл её до обители Сада-Шивы…<…>.
Энергия (Шакти) поляризуется в двух формах: статической или потенциальной (Кундалини) и динамической (работающие силы тела, подобные Пране). За любой деятельностью стоит статическое состояние. Статическим центром в человеческом теле является Центральная Змеиная Сила в Муладхаре (поддерживающая основа). Эта сила является статической поддержкой (Адхара) всего тела и всех его движущихся пранических сил. Этот Центр (Кендра) Силы является грубой формой Чит или Сознания, так как в нём (Сварупа) находится Сознание. Внешне оно представлено высшей формой Силы. Есть различие (хотя основа едина) между Высшим Покоящимся Сознанием и Его активной силой (Шакти). Так, когда Сознание проявляется как Энергия (Шакти), оно обладает двумя аспектами: потенциальной и кинетической энергией. Фактически, в Реальности нет разделения… Человеческое тело потенциального полюса Энергии, которая является Высшей Силой, приводится в действие, в котором движущиеся силы (динамическая Шакти) поддерживаются ею, и весь динамизм, который порождён, направлен на движение вверх, чтобы соединиться с неподвижным Сознанием в Высшем Лотосе…
Короче говоря, когда Шакти проявлена, она разделена на два полярных аспекта: статический и динамический. Это предполагает, что вы не можете быть в динамической форме, не будучи в то же время в статической форме, как полюса магнита. В любой сфере деятельности силы мы, согласно космическому принципа, должны иметь статический фон — покоящуюся или «свёрнутую» Шакти. Эта научная истина проиллюстрирована в образе Кали, Божественной Матери, движущейся как Кинетическая Шакти на груди Сада-Шивы, который является статическим фоном чистого Чит, который пассивен и выступает как сущность всей деятельности, Источник Гуна-Майи.
Космическая Шакти является совокупностью (Самсати), по отношению к которой Кундалини в отдельных телах является Вьяшти (индивидуальной) Шакти. Как я уже говорил, тело является микрокосмом (Кшудрабрахманда). Поэтому в живом теле имеет место такая же поляризация. Вселенная берёт начало от Маха-Кундалини. В Своей Высшей Форме, Она находится в покое, свернувшись кольцом и едина (как Чидрупини) с Шива-Бинду. Затем, чтобы проявиться, Она разворачивается. Три кольца, о которых говорит Кундалини-Йога, являются тремя Гунами, а три с половиной оборота представляют Пракрити и её три Гуны вместе с Виркрити. Её 50 оборотов — буквы Алфавита. По мере Её разворачивания, Таттвы и Матрики, Источник Варн исходит из Неё. Она движется и продолжает движение даже после создания Таттв, двигаясь в них. Поскольку они порождают движение, они продолжают двигаться. Как гласит санскритское выражение, «весь мир (джагат) находится в движении». Так она продолжает творческую деятельность, пока не развернёт Притхиви, последнюю Таттву. Вначале она создаёт ум, а затем — материю. Когда Шакти создала эту последнюю или Притхиви-Таттву, что Ей делать дальше? Ничего. Она опять будет в состоянии покоя, который означает, что Она приобрела статическую форму. Шакти никогда не истощается переливанием в любые свои формы.
Итак, Кундалини-Шакти находится в последней созданной Бхуте — Притхиви. Таким образом, мы имеем Маха-Кундалини в покое в виде Чидрупини-Шакти в Сахасраре, точке абсолютного покоя, и тело, где покоится соответствующий статический центр — Кундалини. Вокруг этого центра движутся все телесные силы. Различие между этими двумя в том, что они есть Шакти в специфических дифференцированных формах в движении, а Кундалини-Шакти — недифференцированная, остаточная Шакти в покое. Она свёрнута в Муладхаре, которая означает «фундаментальная поддержка», в то же время это место расположения Притхиви или последней твёрдой Таттвы и остаточной Шакти или Кундалини. Следовательно, тело можно сравнить с магнитом, состоящим из двух полюсов. Муладхара — это место пребывания Кундалини-Шакти и сравнительно грубой формы Чит (сущность Чит-Шакти и Майя-Шакти) — это статический полюс по отношению к остальному телу, которое является динамическим полюсом. Работа тела предполагает и содержит такую статическую поддержку, отсюда название — Муладхара. С одной стороны, статическая Шакти в Муладхаре — необходимость, сосуществующая с творческой и развивающейся Шакти тела, поскольку динамический аспект или полюс никогда не бывает без статического эквивалента. С другой стороны, — это остаточная Шакти…<…>.
Так динамический эквивалент, который устанавливается против статического фона Кундалини-Шакти, является лишь рассеянной пятеричной Праной, удалённой из других тканей тела и сконцентрированной вдоль позвоночника. Таким образом, динамическим эквивалентом является Прана, рассеянная по всем тканям. В Йоге она собирается вдоль позвоночника, статического эквивалента Кундалини-Шакти, существующей в обоих случаях…<…>.
Глава II. Теория Кундалини-Йоги. 25. Таинственная Кундалини. «О, Дэви! Ты есть ум, небо, воздух, огонь, вода и земля. Когда ты находишься в преобразовании, ничего больше не существует, кроме Тебя. Ты стала посвящённой королевой Шивы, чтобы превратить Свою собственную Форму блаженного сознания — в форму мира».
Кундалини, змеиная сила или мистический огонь, — это изначальная энергия или Шакти, которая дремлет или спит в центре тела — в Муладхара-Чакре. Она называется змеиной или кольцевидной, т.к. имеет форму змеи. Это огненная оккультная сила, великая изначальная сила, лежащая в основе всей органической и неорганической материи.
Кундалини — космическая сила в индивидуальных телах. Это не материальная сила, подобная электричеству, магнетизму, центробежной или центростремительной силе. Это духовная потенциальная Шакти или космическая сила. В действительности она не имеет формы. Прана, Ахамкара, Буддхи, Индрии, ум, пять грубых элементов, нервы — всё это продукты Кундалини.
Кундалини — богиня речи, и она всеми восхваляется. Она Сама, когда пробуждена йогом, даёт ему просвещение. Это она даёт Мукти и Джняну, поскольку ими и является. Её называют также Сарасвати, т.к. Она имеет форму Шабда-Брахмана. Она — источник всезнания и Блаженства. Она — само чистое сознание. Она — Брахман, Прана-Шакти, высшая Сила, мать Праны, Агни, Бинду и Нада. Благодаря этой Шакти существует мир. Творение, существование и разрушение — всё в Ней. Только этой Шакти поддерживается мир. Кундалини связана с тонкой Праной, тонкая Прана связана с тонкими Нади и Чакрами. Тонкие Нади связаны с умом. Ум связывает всё тело. Вы, наверное, слышали, что в каждой клетке тела есть ум. Прана — рабочая сила тела. Она динамична. Воздействие Пранаямы и других йогических упражнений делает из статической Шакти динамическую. Эти две функции: статическая и динамическая — называются «спящей» и «пробуждённой» Кундалини.
Словарь. Кундалини — мистическая сила, являющаяся энергетической сущностью человека. Её пробуждение и развитие ведут к удивительным результатам в Самореализации».

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер., прим.,
ред. А.Очаповского. Уфа. 2002г. Сайт www.yogaways.info.)

* * *

N 36. 01.04.14г.

продолжение см. в статье 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.6, ч.7, ч.8, ч.9, ч.10, ч.11).