Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.3).

продолжение

«Аннотация. За последнее время энергия Кундалини стала предметом серьезных исследований не только среди мистиков и богословов, но и среди психологов, генетиков и биохимиков. В книге представлены уникальные методы и практические рекомендации по работе с энергией Кундалини. Другой образ, связанный с Кундалини, — океан творческой энергии, поднимающийся как вихрь по позвоночнику. С древних времен понятие Кундалини ассоциировалось с космической силой, скрытой мощью или огромным потенциалом, которым обладает каждый человек. Изучение проявлений Кундалини стало ключом к раскрытию многих тайн человеческой психики. Эти методы разрабатывались и тестировались на протяжении многих столетий в посвященческих школах Востока и Запада. В этой энциклопедической по своему содержанию и подходу книге раскрывается феномен Кундалини с традиционной точки зрения и с позиций современной науки. А пробуждение Кундалини символизировало начало процесса духовного преображения и путь к самореализации и просветлению».

(С.Неаполитанский, С.Матвеев. Кундалини:
энергия просветления. СПб. Святослав. 2009г. 368 стр.)

«Перспективы изучения Кундалини. Вопреки желаниям идеалистов, процесс подъема Кундалини вряд ли может стать, даже в XXI в. с его природными и политическими «подсказками» человечеству, сколько-нибудь массовым явлением и еще менее — основой некоего «идеального общества будущего». Потому что, во-первых, он требует тщательной подготовки тела, а во-вторых, сопряжен с большими ограничениями по образу жизни для запуска процесса пробуждения — фактически, ведь не заставишь всех стать йогами, пообещав некую неизвестную науке награду сомнительной ценности «для народного хозяйства»! Для обычного человека, Просветление — это смерть, смерть эго с его зацепками и привязками. Так что, очевидно, что подъем Кундалини, как это и было на протяжении всех тысячелетий истории Йоги, уделом единиц, нашедших свой путь к духовной, нравственной и физической чистоте и силе.
Приходится признать, что изучение феномена Кундалини на Западе еще «в пеленках», будь то в сфере официальной науки или западной Йоги. Практически нет примеров пробуждения Кундалини среди западных практикующих. В то же время, на Востоке — в частности, в Индии — еще сохранились Мастера Йоги, которые практически освоили весь этот непростой процесс, и даже — из своего сострадания — берутся помогать другим людям, в том числе «внекастовым» — т.е. нам, жителям Запада. Низкий им поклон».

(Как пробудить и поднять Кундалини? Сайт www.yogasecrets.ru.)

«Кундалини. Исследования Кундалини. Автор метода, австрийский биохимик и психолог Герхард Эггетсбергер, которому принадлежат права на PCE-сканер и методики оздоровительного PCE-тренинга, писал: «… я обратил внимание на связь между расположенной в основании таза мышцей Pubococcygeus (далее РСЕ-мышца) и головным мозгом. Когда эта мышца напрягается в определённом положении тела, жизненная энергия начинает перетекать через спинной мозг и далее распространяться через нервную систему. Я установил, что при многократном повторении этого упражнения происходит усиливающаяся энергетическая подпитка головного мозга».
Эггетсбергер утверждал, что достоверно установил существование «жизненной энергии» и что представления о подобной энергии существуют в разных культурах, в частности, в Кундалини-Йоге. Описанное им упражнение совпадает с мула-бандхой — корневым замком, который детально описан в технологии Кундалини-Йоги.
Современная наука категорически отрицает любые концепции существования «жизненной энергии», «биоэнергии» и т.п., классифицируя их как псевдонаучные.
Наблюдения западного оккультизма. Одно из исследований феномена Кундалини представлено Бони Гриннвел. Она анализирует признаки проявления Кундалини, приводит описания ряда случаев пробуждения этой энергии, как у подвижников Йоги и Тантры, так и у обычных людей, а в заключении предлагает систему практик, которые могут помочь пробудить энергию Кундалини. Другой работой по описанию эффектов Кундалини является работа Гопи Кришны. Эта книга человека, который столкнулся с этим феноменом совершенно неподготовленным. Он пережил духовный кризис и описал его проявления». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Учёным Венского института Биологической обратной связи удалось технически измерить так называемую энергию Кундалини, обвивающую позвоночник человека и подобно змее поднимающуюся с его основания к головному мозгу. Позвоночник является важнейшим энергетическим каналом, по которому текут эти жизненные силы и наполняют организм, подобно тому, как животворные соки текут по стволу дерева и питают его ветви и листья. Информация об этой энергии имеется в любой литературе по Йоге, а также в духовных учениях Индуизма, Буддизма, Даосизма, Сикхизма, Синтоизма и многих других религий.
Учёным удалось проследить поток энергии, соединяющей основание человеческого позвоночника с головным мозгом. Эта энергия наблюдаема в форме тончайших электрических потенциалов, порождаемых спинным и головным мозгом. Исследования учёных института подтверждают взаимосвязь между качеством протекания этой энергии и состоянием здоровья человека. У здорового человека эти энергопотенциалы находятся в равновесии, но если оно нарушается, возникает болезнь. Чем серьёзнее нарушения, тем серьёзнее болезнь. Позвоночник можно условно разделить на несколько сегментов, состоянием которых определяется деятельность соответствующих органов. Выравнивая потенциалы Кундалини, можно вылечивать болезни…<…>.
Наука до сих пор мало чего может сказать об особенностях энергии Кундалини. Известно лишь, что это весьма тонкая и изменчивая энергия. Наиболее красочные описания механизмов Кундалини и чакр можно встретить в истории индуистской религии. Индийцы говорят в основном о трёх энергетических каналах, охватывающих позвоночник человека. По ним текут энергетические потоки, взаимно переплетающиеся и плотно прилегающие к позвоночнику — виток за витком. Каждый поток имеет своё значение и соответствующий цвет тонких эманаций. От первого зависит состояние физического тела, второй отвечает за нервную систему, а третий является потоком витальной энергии, наполняющей жизненными силами. Символически эти энергии изображаются в виде змей. Если их пробудить, то человек может неограниченно использовать потенциал своих возможностей. Наряду с описаниями Кундалини упоминаются также и многие методики по выравниванию и усовершенствованию этих энергетических потоков, по максимальной очистке и раскрытию каналов, по которым они протекают. Чем больше качественной энергии может проводить эти каналы, тем выше качество жизни человека — он здоров, работоспособен, интеллектуален, жизнерадостен, доволен, счастлив.
Методы, обучающие усовершенствованию энергий Кундалини, известны людям многих культур уже много тысячелетий. Они позволяют обрести вечные ценности. Однако в Европе подобные знания и традиции малоизвестны, поэтому зачастую создаётся впечатление, что соответствующие практические методы используются лишь на Востоке. На самом деле эти знания существовали во всех уголках земного шара. Они лишь по-разному подавались — соответственно эпохе, уровню развития конкретного региона, менталитету, образу жизни, культуре и традициям».

(Р.Праневскис, А.Эйдус. Тайна Змеи Кундалини.
Журнал «Мистерия». 1998г. Сайт www.hello.human.lv.)

«Мы попытаемся дать свой ответ на вопрос о движущей силе эволюции в природе — как живой, так и неживой. Конечно же, пока эта тема поддаётся скорее философскому исследованию, чем конкретным естественнонаучным дисциплинам. Собственно говоря, философы занимались этими вопросами с незапамятных времён. Мы же постараемся соединить многое из того, что прозревали древние, с теми совершенно новыми понятиями, которые стали доступны людям в последние десятилетия благодаря развитию компьютеров и информатики. А сейчас разрешите, не откладывая, представить вам эту Великую Движущую Силу всякого развития. Знакомьтесь — это Кундалини! Великая Сила! До сих пор это слово встречалось только в трактатах по Йоге и в жизнеописаниях великих святых. И большинство из тех, кто его слышал, относят это слово к области мистики и оккультизма. Однако понятие «кундалини», как оказалось, принадлежит скорее к физиологии, чем к мистике! Это было раскрыто в пока ещё малоизвестных трудах Вивекананды, Гопи Кришны и Свами Сатьянанды из Бихарской школы Йоги. Путём проведения прямых экспериментов было выяснено, что с помощью мистической терминологии древние провидцы пытались говорить о самых реальных процессах, которые могут и должны изучаться с помощью физиологии и информатики.
Есть много синонимов силы Кундалини. Это Дракон, Змей-Горыныч, Пегас (он же Конёк-Горбунок), Барака, Царевна Лебедь. И, не удивляйтесь, Святой Дух! Древние поэты величали её также Прекрасной Волной. Это птица Рух из восточных сказок и Парам Чайтанья, упоминаемый в древнеиндийских писаниях. Кундалини имеет женскую природу. Это есть присутствующая в каждом живом существе Мать Мира. Это великая сила, которая может либо наградить человека Вечностью, либо сбросить его в пропасть небытия. Восхождение Кундалини — это естественный нейрофизиологический, гормональный и информационный процесс, и в нём на самом деле нет никакой мистики. Он происходит тогда, когда организм созрел. Это есть реальность жизни. Но учёные пока что практически ничего не знают об этом. Однако некоторые просветлённые умы значительно продвинулись в понимании этого явления.
Прана, собранная живым существом из природы, не вся расходуется на ежедневную жизнедеятельность — часть её запасается в репродуктивных органах (в простате у мужчин, в яичниках у женщин). С помощью этого запаса осуществляется воспроизводство жизни. Но не только это! При определённых условиях эта энергия в виде нейрогормонального взрыва устремляется вверх по позвоночнику и достигает желёз головного мозга. В результате режим работы гипофиза, гипоталамуса, продолговатого мозга и шишковидного тела кардинально меняется. Происходит выделение необычных гормонов, которые не вырабатываются человеческим организмом в обычной жизни. Это эндорфино-подобные вещества, которые затем током крови разносятся по всему телу. И прежде всего стимулируют периферическую нервную систему. При этом человеком ощущаются волны блаженства, мощные вибрации, наблюдаются вспышки света. Эндорфины пробуждают, восстанавливают и омолаживают все клетки тела, включая нервные. Происходит самое естественное и окончательное исцеление тела — просто как побочный результат этого великого процесса!
Но есть и другие, более значимые последствия. Резко ускоряется работа эволюционного механизма, и подключаются «спавшие» до сих пор участки ДНК. Воспроизводство организма начинает происходить с изменённой генной структурой, и даже может возникнуть новый биологический вид. Те, в чьём уме созрело и превратилось в реальность жизни осознание единства со всем миром, претерпевают действительно божественную трансформацию! Этот процесс в определённых (достаточно редких) случаях происходит и с животными».

(Брамари Ананда, Према Шакти Ананда, Бала Янтра.
Манифест эволюции. Метанаука для йогов, учёных и программистов.
М. Лаборатория «Сарасвати». 2003г. 366 стр.)

«Жизненная и сексуальная энергия. В каждом культурном слое она называется по-своему. Бушмены Южной Африки называют ее «нум» — духовной энергией, китайские мудрецы называют ее «ци» — жизненной энергией, в Индии она известна как «Кундалини» — творческая, жизненная энергия.
Кундалини-Йога, объединяющая различные методы пробуждения и развития Кундалини, относится к древнейшим тайным учениям Индии. Она учит, как пробудить покоящуюся в области таза каждого человека энергию с помощью медитации и физических упражнений. Западная наука долгое время воспринимала эту идею скептически или вовсе отклоняла ее. Идея Кундалини весьма часто вытеснялась в область религиозных фантазий на основе аргумента: «То, что нельзя измерить, не существует; то, что нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, имеет мало перспектив на научное признание».
Эта точка зрения изменилась самым реши¬тельным образом с открытием РСЕ-эффекта. Многие ученые и врачи имели возможность присутствовать во время опытов в лаборатории нашего института и контролировать методику их проведения. Они также пришли к убеждению: Кундалини, эта творческая, жизненная и сексуальная энергия, не только может быть измерена, но и каждый человек способен активно управлять ею.
Среди всех книг, автором которых я являюсь, эта книга далась мне с наибольшим трудом и в то же время доставила самую большую радость. В период работы в стенах Института биокибернетики и исследований в области обратной связи я опубликовал до нее шесть книг. Темы моих исследований и книг, написанных на основании полученных результатов, были различны: техника обратной связи в биокибернетике, гипноз, тренинг мыслительной деятельности, тренинг, направленный на развитие черт харизматической личности, сексуальность.
При написании этих книг я имел ясное представление о содержании каждой из них и четкий план работы. Несколько тяжелее обстояло дело в последнем случае. По мере ошеломляющего открытия PC-энергии я неожиданно нашел ответ на многие открытые вопросы. Лавиной обрушились на меня разнообразные идеи. Новые варианты интерпретации и перспективы тренинга раскрылись передо мной, я был очарован. Другой мир предстал моему воображению. Внезапно открылся путь активизировать пока не используемые возможности головного мозга, повысить качество жизни, сохранить молодость и жизненную энергию. Этой книгой я предлагаю вам совершить вместе со мной первые шаги по этому пути».
Сексуальную энергию можно измерить. В 1993г. мы начали новую серию исследований, целью которых было изучение сексуальности человека и прежде всего оргазма. Решающее значение для начала этой работы сыграло то, что многие люди, прошедшие у нас тренинг по развитию способности концентрации, совершенно неожиданно для себя достигли в то же время и значительного улучшения своих сексуальных ощущений. Начался поиск объяснения этого эффекта. Специальная литература мало что давала, поскольку большинство исследований ограничивается изучением функций половых органов. По нашему же мнению, объяснение этому феномену следовало искать в работе нервной системы и прежде всего головного мозга. Особый интерес при этом представляли электрические процессы в мозге до и во время оргазма…<…>.
Теперь мне стало понятно, что за эффект я смог установить. Можно сказать, что это была зарядка головного мозга энергией, рожденной напряжением PC-мышцы. Никому еще не удавалось доказать существование этого эффекта, основываясь на результатах измерений. Мне стало предельно ясно, что этот эффект может использоваться в терапии сексуальных расстройств. Человек, имеющий проблемы с оргазмом, получает возможность направить с помощью сокращений PC-мышцы необходимую энергию в головной мозг, обеспечивая тем самым возможность наступления оргазма. Я понял, что эта энергия, названная мной PC-энергией (РСЕ), есть то, что на Востоке понимали как жизненную, сексуальную энергию. Это индийская энергия Кундалини, китайская «ци»-энергия, японская «ки»-энергия, это жизненная сила, которая в различных культурах рассматривалась как источник всего возвышенного.
Итак, Йога и другие учения Востока были правы: существует энергия, источник которой находится в основании таза, энергия, которая поднимается по спинному мозгу и концентрируется в головном мозге, причем преимущественно в его правом полушарии.
Что такое Кундалини? Лабораторные исследования эффекта Кундалини проводятся в разных странах. В Бангалорском университете (Индия) осуществляется проект по изучению Кундалини, поддерживаемый правительством страны. Прославленный Институт биохимии Макса Планка уже провел исследование Кундалини с позиций биохимии. Интерес к Кундалини сегодня повсеместен. Особенно стараются напасть на след эффекта Кундалини американские исследователи…<…>.
Все люди, способные создать нечто неординарное, отличаются высоким уровнем энергии Кундалини. Мы пришли к этому выводу в процессе наших исследований по теме «Харизма», результаты которых подробно описаны в книге «Харизма-тренинг». Все подвергнутые испытаниям харизматические личности продемонстрировали высокий энергетический уровень мозга, особенно его правого полушария. Их мозг добывал, так сказать, больше энергии, чем мозг среднего человека. Поле мозга харизматической личности имеет исключительно высокую напряженность, что обусловлено постоянным перетеканием жизненной (сексуальной) энергии. Весьма часто оказывалось, что энергичные люди отличались также и своей сексуальной активностью.
Секс позволяет сбрасывать избыток энергии Кундалини, освобождая во время оргазма головной мозг от этого избытка, принося тем самым покой и удовлетворение. Однако, не в сексе и не в оргазме высшее предназначение жизненной (сексуальной) энергии, а в активизации дремлющих областей мозга, в достижении иных форм сознания.
Все известные до сих пор упражнения, направленные на пробуждение Кундалини, относятся к медитационным (заимствованным преимущественно из Йоги) методам. Все эти упражнения занимают много времени, требуют настойчивости, и пройдут годы, прежде чем появятся первые признаки энергии Кундалини. Это может произойти также в виде неожиданного выплеска, подобного прорыву плотины, резкого и, прежде всего, неуправляемого и потому опасного. Альтернативой этому является наш тренинг…<…>.
Переключаемые энергетические уровни мозга. Наш мозг устроен таким образом, что некоторые клетки его активизируются только при достижении определенной напряженности поля мозга, пробуждая те или иные способности. Это значит, что существуют энергетические уровни мозга и имеется возможность перехода (переключения) с одного уровня на другой.
Активизация определенного энергетического уровня влечет за собой активизацию всех лежащих ниже уровней. Большее количество энергии означает повышенную активность мозга и, следовательно, пробуждение новых способностей…<…>.
В связи с этим возникает вопрос: почему природа создала мозг в виде столь сложного комплекса, возможности которого мы не используем даже в малой степени? Известно, что природа весьма экономна и ненужные структуры исключает (вспомним только, как быстро теряют силы мускулы загипсованной конечности). Многие области мозга могут работать только в случае, если им предоставляется больше энергии, чем ее существует в нормальном состоянии. Не подготовлен ли наш мозг к некоему скачку в его эволюции, и, возможно, именно РС-тренинг сделает возможным этот скачок?
Для этого необходимо в достаточной степени снабжать мозг энергией, поскольку только систематическое, выполняемое, по крайней мере, два раза в день заполнение клеток мозга энергией позволяет активизировать их на длительный период. Используя компьютерную терминологию, можно сказать, что клетки мозга инициализируются. Короткие энергетические всплески не способны надолго активизировать дремлющие клетки мозга. Энергии, возникающей при оргазме, недостаточно, чтобы обеспечить длительную активность не включенных в работу мозговых структур, поскольку подъем энергии в этом случае очень непродолжителен, и она вскоре рассеивается.
Конечно, секс может ускорить процесс, по¬скольку он усиливает PC-мышцу. Но только РС-тренинг активизирует и направляет энергию таким образом, что это приводит к надежной продолжительной зарядке мозга
PC-тренинг обеспечивает постоянно возрастающий энергетический поток, благодаря которому возникает протекающий соразмерно процесс активизации все более высоких уровней мозга. Не все уровни будут активизированы, но будет запущен естественный процесс вашего совершенствования, и вы сможете управлять этим эволюционным процессом». 

(Герхард Эггетсбергер. Сексуальная энергия.
Ключ к здоровью и процветанию. СПб. Весь. 2000г.)

«Аннотация. В статье приводятся результаты первых исследований реактивности вегетативной нервной системы в практике «подъема Кундалини» при воздействии мантрами.
Статья. В настоящей работе изложены результаты экспериментов авторов в области этномедицины: инструментально зафиксированы изменения интегральных показателей кровообращения и реактивности вегетативной нервной системы человека, возникающие вследствие выполнения одной из малоизученных в рамках современной науки практик — практики так называемого «подъема Кундалини» применением мантр. Доказано, что зафиксированные изменения являются неслучайными.
Изложим противоречивую ситуацию, имеющуюся в настоящее время в одной из сфер современной этномедицины. С одной стороны мы располагаем историческими трактатами по этномедицине, например, трактатами [1],[2],[3], в которых в том числе описаны и практики так называемого «подъема Кундалини». В тех же трактатах утверждается, что применением «подъема Кундалини» можно вылечить любые болезни человека, а также осуществить значительное омоложение его физического тела. Мы располагаем также переводами исторических трактатов по Йоге, в которых также затронуты вопросы этномедицинского характера. Например, трактатов [4],[5] и др. Нам известны документальные работы, например [8], содержащие фотографии древне-тибетских и древне-индийских схем, предназначенных для изучения различных этномедицинских практик, изложенных в работах [1],[2],[4],[5]. Кроме того, мы располагаем работами, содержащими описание отдельных современных научных трактовок теории и практики этномедицины и Йоги. Например, работами [6],[7] и др. Нам известны совместные работы [11],[12],[13] физиологов и математиков, в которых выполнено исследование влияния отдельных практик Кундалини-Йоги на изменение реактивности вегетативной нервной системы человека и изменение гормонального состава крови. С другой стороны, в рамках современной науки не только не известно, что именно понималось авторами трактатов под термином «Кундалини», но и неизвестны никакие физиологические и анатомические понятия, являющиеся смысловым эквивалентом «подъема Кундалини». Однако, в исторических трактатах по Йоге имеются описания отдельных физиологических реакций человека, сопровождающих «подъем Кундалини». Описания этих реакций во многом совпадают с описанием некоторых рефлекторных реакций человека, хорошо изученных в современной физиологии. Например, пилоэрекции.
Целью настоящей работы является изучение изменения значений интегрального показателя реактивности вегетативной нервной системы — индекса Кердо в процессе «подъема Кундалини», вызванного применением мантр… <…>.
Через 1-2 дня после эксперимента все испытуемые прошли первичный медицинский осмотр, выполненный врачом-терапевтом. Никаких отрицательных последствий для здоровья испытуемых врачом не было обнаружено. В таблице 1 помещены численные значения средних арифметических характеристик кровообращения испытуемых до эксперимента, во время эксперимента и после эксперимента…<…>.
Напомним цель исследования: мы хотим выяснить, происходит ли изменение реактивности вегетативной нервной системы человека в процессе «подъема Кундалини» под воздействием мантр. С этой целью вычислим значения точечных оценок средних арифметических x и значения оценок среднеквадратических отклонений индекса Кердо до опыта, во время опыта и после опыта…<…>.
В нашем случае для надежности g=0.99, t=3.71. Выполнив вычисления находим доверительные интервалы: (-0.18,-0.02), (0.35,0.4). Найденные доверительные интервалы не пересекаются. Гипотеза принимается. Выполнив методом доверительных интервалов проверку гипотезы, находим, что с надежностью g=0.99 искомые доверительные интервалы: (0.35,0.4), (0.06,-0.14). Интервалы не пересекаются. Следовательно, гипотеза принимается. Сформулируем найденный результат: с надежностью 0.99 доказано, что при воздействии на испытуемых мантрами значение вегетативного индекса значительно возрастает: в среднем с -0.1 до +0.38. После прекращения воздействия на испытуемых мантрами значение индекса Кердо падает в среднем с +0.38 до -0.04.
Выполним термодинамическую трактовку найденного результата. Известно, что положительные значения индекса Кердо со¬ответствуют преобладанию в организме активности симпатической нервной системы, реализующей функции энергорасхода в организме. Отрицательные значения индекса Кердо соответствуют преобладанию в организме активности парасимпатической нерв¬ной системы, реализующей функции энергонакопления в организме и его восстановления. В современной термодинамике хорошо известны дифференциальные уравнения и их решения, описывающие энергетический баланс динамических систем.
Остановимся на дифференциальном уравнении, описывающем изученный нами случай динамики энергетического баланса системы. В нашем случае доказано, что вследствие воздействия мантры, как возмущающего равновесие системы фактора, система переходит в режим повышения энергорасхода. После прекращения влияния возмущающего фактора — мантры, система постепенно снижает интенсивность энергорасхода и возвращается в околоисходное, возможно, относительно стационарное состояние…<…>.
Изложим краткую сводку результатов работы.
1. С надежностью 0.99 доказана гипотеза о том, что выполнение практики мантр, предназначенной для «подъема Кундалини», вызывает значительное изменение значения индекса Кердо.
2. Доказано, что воздействие мантр на испытуемых вызывает у испытуемых значительное повышение реактивности вегетативной нервной системы.
3. Доказано, что воздействие на испытуемых мантрами с целью «подъема Кундалини» в границах выполненных экспериментов с одной стороны, значительно сдвигает реактивность вегетативной нервной системы в сторону симпатической активности в процессе практики мантр, с другой стороны, после прекращения эксперимента характеристики вегетативной нервной системы ассимптотически устойчиво возвращаются к прежним (доэкспериментальным) значениям.
По мнению авторов, значительный интерес представляет по¬иск этномедицинских процедур, позволяющих достигнуть высоких отрицательных значений индекса Кердо, т.к. смещение значений индекса Кердо в отрицательную полуплоскость косвенно свидетельствуют о повышении восстановительных и регенеративных свойств организма.
Литература.
1. Чжуд-ши. Канон тибетской медицины. / Пер. с тиб. предисл., примеч., указатели Д.Б.Дашинва. М. Восточная литература РАН. 2001г. 766 стр.
2. Упанишады Йоги и Тантры. / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынов. М. Алетейя. 1999г. 256 стр.
3. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII в. «Голубой берилл». / Пер. с тиб. и сост. Т.А.Асеева, Д.Б.Дашиев и др. Научный ред. Ю.М.Парфиконович. М. Галарт. 1994г. 592 стр.
4. Классическая Йога («Йога-Сутра» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). / Пер с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. М. Наука. 1992г. 260 стр.
5. A.Avalon. The Serpent Рower. Ganesh and so. Madras. India 1958.
6. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. «Вайдурья-онбо». Трактат индо-тибетской медицины. Новосибирск. Наука. 1984г. 118 стр.
7. Эберт Д. Физиологические аспекты Йоги. / Пер. с нем. Р.С.Минвалеева. СПб. Веди. 1993г. 144 стр.
8. P.Rawson. TANTRA. The Indian cult of ecstasy. Thames and Hudson Ltd. London. 1973.
9. Заболевания вегетативной нервной системы. Руководство для врачей. // А.М.Вейн, Т.Г.Вознесенская, В.Л.Голубев и др. / Под ред. А.М.Вейна. М. Медицина. 1991г. 624 стр.
10. Горт В. Дифференциальные уравнения. / Пер. с нем. Под ред. Р.О.Кузьмина. М.,Л. Государственное технико-теоретическое издательство. 1933г. 480 стр.
11. Минвалеев Р.С., Кирьянова В.В., Иванов А.И. Бхуджангасана изменяет уровень стероидных гормонов. // Адаптивная физическая культура. №2(10) 2002г. С.22-25.
12. Минвалеев Р.С., Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Гарудасана. //Адаптивная физическая культура. №2(14) 2003г. С.28-29.
13. Минвалеев Р.С., Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Ваджроли-мудра. // Адаптивная физическая культура. №3(15) 2003г. С.9-10». 

(Иванов А.И., Терешкин С.Н. Этномедицина: мантры как система управления
«подъемом Кундалини». // Этнолингвокультурология: проблемы и решения.
Сборник научных трудов. Под ред. Г.С.Скороспелкиной.
СПб. САГА. Наука. 2004г. с. 216-223. Сайт www.tereshkin.ru.)

«В работе изложен новый подход, позволяющий решить задачу аналитического описания медико-биологических концепций древней индо-тибетской этномедицины. В рамках задач теории управления, поставленных в книге В.И.Зубова «Лекции по теории управления» (М. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука». 1975г.) и задач теории управления человеческим организмом, найдена математическая модель оптимизации синтеза динамических систем управления, идентифицируемых в индо-тибетской протонаучной традиции, как Кундалини-Шакти. Найдена конструктивная модель, применение результатов которой позволяет выполнить количественную оценку пропорций лекарственных растений, необходимых для лечения заболеваний разных систем организма.
В книгах: Упанишады Йоги и Тантры. / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. М. Алетейя. 1999г. 256 стр., Авалон А. Змеиная сила. Т.1 / Пер. с англ. А.Ригина. М. Грамма. 1994г. 256 стр., Rawson F. Tantra. The Indian cult of ecstasy. London. Thames and Hudson ltd. 1973. 128 p. опубликовано содержание исторических источников, излагающих концептуально-структурную модель Кундалини-Шакти. В книге Д.Эберта «Физиологические аспекты Йоги» (Пер. с нем. Р.С.Минвалеева. СПб. Веди. 1993г. 144 стр.) изложена современная физиологическая трактовка избранных методов Йоги, как традиционной системы оздоровления. В настоящее время известно большое количество опубликованных отечественных и зарубежных авторских концепций, выполненных в виде популярных заявлений. В рамках настоящей работы содержание публикаций, составленных из авторских заявлений, а не из исторических источников не рассматривается.
Из упомянутых выше книг известно, что геометрической интерпретацией Кундалини-Шакти, находящейся в состоянии покоя в области Муладхара-Чакры, является закрученная в 3.5 оборота спираль. Следовательно, в полярных координатах такая спираль есть геометрическое место точек конца радиус-вектора переменной длины, вращающегося относительно закрепленного в полюсе начала радиус-вектора. Известно, что во времена написания исторических трактатов по Кундалини-Йоге известен был только один из видов спиралей — спираль Архимеда. В полярных координатах спираль Архимеда записывается аналитическим выражением ?=a? (1), где ? — длина радиус-вектора, ? — полярный угол, a=const. Из этих книг известно, что Кундалини-Шакти обычно находится под Муладхара-Чакрой в спящем состоянии, свернувшись описанной спиралью.
Известно также, что в результате некоторых выполненных человеком процедур, которые в современной интерпретации можно отнести к этномедицинским, Кундалини просыпается, входит в Муладхару и по Сушумна-нади поднимается вплоть до Сахасрара-Чакры. Из этих книг также известно, что подъем Кундалини до Сахасрары обеспечивает практикующему полное омоложение тела и избавление от всех болезней. Например, в книге Чжуд-Ши [Чжуд-Ши. Канон тибетской медицины. / Пер. с тиб., предисл., примеч., указ. Д.Б.Дашиева. М. Восточная литература РАН. 2001г. с. 542] по этому поводу сказано: «… спасут от девяти болезней, прерывающих жизнь, уничтожат признаки наступающей старости, вернут телу юность шестнадцатилетнего, ловкость тигра, силу буйвола, яркость павлина, … жизнь сделают долгой, как у солнца и луны».
В «Йога-Таттва-Упанишаде» читаем: «… у продвигающегося в упражнении дальше прибывает большая сила, коей бродящий по земле может стать чудесно способным побеждать (существа), бродящие по земле: тигры, лоси, слоны, буйволы или львы могут быть умерщвлены тем йогином одним ударом руки. Йогин может быть обликом — словно бы Бог Любви, и покорные тому облику женщины соития с ним возжелают».
Известно, что анатомически Муладхара-Чакра соответствует области тела от нижней части копчика до верхнего края лобковой кости. Сахасрара-Чакра — коре головного мозга. Обозначим через L — расстояние от нижней части копчика до макушки головы. Тогда величина L будет соответствовать длине Кундалини, поднявшейся от Муладхары до Сахасрары. Известно, что если гладкая кривая задана уравнением (1) в полярных координатах ? и ? то длину кривой L можно вычислить, воспользовавшись формулой (2):

3.3.1 формула 2где ? и ? — значения полярного угла в крайних точках дуги, ?’- производная длины полярного радиус-вектора по полярному углу.
В нашем случае значение полярного угла ? меняется от 0 до 7?, так как, согласно указанным источникам, «Кундалини спит, свернувшись в спираль в 3.5 витка». Подставив значения угла в правую часть равенства (2) и выполнив интегрирование, находим, что L = 243.947 |a| (3), где a — персонифицированная константа, зависящая от геометрических характеристик физического тела исследуемого индивидуума.
Из аналитического выражения (3) следует, что отношение L/|a| есть величина безразмерная. Найденный результат — уравнение (3) можно использовать при решении задач индо-тибетской этномедицины. А именно: выполнив измерение расстояния L от основания копчика — места нахождения спящей Кундалини до макушки головы — конечной точки возможного подъема Кундалини у конкретного пациента, можно вычислить значение индивидуальной константы a.
В исторических источниках, опубликованных в указанных книгах сообщается, что подъем Кундалини происходит от положения «спящей, подобно змее, свернувшейся в спираль в области Муладхары» до «вытянувшейся подобно палке и поднявшейся до сахасрары». Вычислим работу A, затрачиваемую на подъем Кундалини. Интегрируя правую часть выражения (1) с учетом того, что подынтегральная функция задана в полярных координатах и того, что в нашем случае функция ??L2 находим, что (4):

3.3.1 формула 4

где значение стоящей в правой части равенства (4) неотрицательной константы a известно, как решение уравнения (3).
Из аналитического выражения (1) следует, что при изменении значений аргумента ? от 0 до 7? спираль Архимеда имеет 8 точек пересечения с полярной осью. Вычислим количества работы Aj, необходимые для распрямления спирали на интервалах значений аргумента [0,?],…,[6?,7?]. Очевидно, что количества работы Aj можно найти, воспользовавшись формулой (5):

3.3.1 формула 5где j=0,1,…..,6. Выполнив вычисления находим, что A1=?3a2/6, A2=7?3a2/6, A3=19?3a2/6, A4=37?3a2/6, A5=61?3a2/6, A6=91?3a2/6, A7=127?3a2/6, т.е. отношение количеств работы, необходимой для подъема Кундалини от чакры к чакре можно записать, как A1:A2:A3:A4:A5:A6:A7=1:7:19:37:61:91:127 (6).

Найденный результат, записанный равенством (6) количественно подтверждает утверждение исторических источников о том, что количество работы, необходимое для подъема Кундалини от чакры к чакре возрастает. Из выражения (5) следует, что если количество работы, необходимой для «пробуждения» Кундалини (в кавычках дана терминология, принятая в исторических источниках — авт.) и «ввода ее в Муладхару» считать равным единице, то на преодоление интервала Муладхара — Свадхистхана требуется в 7 раз большее количество работы. На «подъем Кундалини» от Свадхистханы до Манипуры — в 19 раз большее количество работы и т.д.
Вычислим общее количество работы (7):

3.3.1 формула 7

Найденный результат — требующаяся для подъема Кундалини работа от чакры к чакре увеличивается на одну и ту же величину, а также найденное отношение количеств необходимой работы (6), по мнению авторов позволяет обозначить новую задачу исследования. А именно: в рамках задач, изложенных в книге В.И.Зубова «Математическая проблема квантования» [Саранск. Изд. Саратовского университета. Саранский филиал. 1989г. 56 стр.] задачу о макроквантовой природе биологических процессов.
В целях иллюстрации возможностей применения результатов найденной математической модели, в рамках решения прикладных задач этномедицины, приведем конкретный пример.
Известно и изложено в источниках, что Муладхара, Свадхистхана и Манипура чакры порождают управляющие функции половой, выделительной, пищеварительной и других функций организма. Кроме того, к тому же множеству управляющих функции принадлежат функции управления отдельными частями вегето-гормональной регуляции. Из тех же источников известно, что Анахата-Чакра порождает множество управляющих функций, выполняющих регуляцию процессов дыхания и нереспираторных функций легких. Пусть из книги «Чжуд-Ши» известно, что некое лекарственное растение Z оказывает положительное воздействие на работу систем управления организмом, подчиняющихся управляющим функциям из множества функций, принадлежащих чакрам от Муладхары до Анахаты включительно. Применением найденной математической модели требуется оценить отношение количеств растения Z, необходимого для решения задачи нормализации работы мочеполовой функции к количеству того же растения Z, необходимого для нормализации работы функций легких.
Замечание 1. Будем считать, что необходимые для решения изложенной задачи проводники известны.
Решение. Из источников известно, что мочеполовой функцией управляют Муладхара и Свадхистхана чакры. Респираторной и нереспираторной функциями легких – Анахата-Чакра. Вычислим количество работы C1, необходимое для подъема Кундалини-Шакти до Свадхистхана-Чакры и количество работы C2, необходимое для подъема Кундалини-Шакти до Анахата-Чакры. Вычислив отношение C2/C1 находим, что C2/C1=8. Т.е. для нормализации функционирования и мочеполовой и легочной системы требуется в 8 раз больше растения Z, чем для нормализации функционирования только мочеполовой системы.
Замечание 2. В рамках изложенного примера вероятность неправильной или неполной диагностики не учтена.
Приведем сводку найденных результатов.
1. Найдена математическая модель, применение результатов которой позволяет выполнять количественную оценку предложенных в исторических источниках концептуально-структурных моделей динамических систем управления физиологическими процессами человеческого организма.
2. Найдено решение задачи вычисления индивидуальной константы макроквантования работы, необходимой для применения методов синтеза динамических систем управления, идентифицированных в исторических источниках, как системы Кундалини-Шакти.
3. Найдена модель, результаты которой применимы в решении задач оптимального использования растений в этномедицине». 

(Иванов А.И. (СПбГУ), Терешкин С.Н. (РГПУ им. А.И.Герцена).
Математическое моделирование концепций этномедицины.
Задача Кундалини-Шакти. // Североведческие исследования.
Научно-методический ежегодник. Материалы Герценовских чтений.
Вып. 2. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 2004г. с. 35-39. Сайт www.tereshkin.ru.)

«Статья является продолжением исследования реактивности вегетативной нервной системы в практике «Подъема Кундалини».
Найдены новые решения задачи интерпретации протонаучных понятий древней Восточной этномедицины в рамках современных естественнонаучных парадигм. Выполнено развитие результатов предыдущих работ (1. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Этномедицина: мантры как система управления «подъемом Кундалини». // Этнолингвокультурология: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Под ред. Г.С.Скороспелкиной. СПб. САГА. Наука. 2004г. с. 216-223; 2. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Математическое моделирование концепций этномедицины. Задача Кундалини-Шакти. // Североведческие исследования. Научно-методический ежегодник. Материалы Герценовских чтений. Вып. 2. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2004. с. 35-39).
На основе формальной аксиоматики, в рамках которой значения первоначальных терминов не предполагаются адекватными, найдена удовлетворяющая требованиям независимости и непротиворечивости интерпретация, применение результатов которой позволяет решать задачи, сформированные в протонаучных понятиях методами и средствами современного естествознания. А именно: найдена математическая модель неопределяемой функции человеческого организма, именуемой в этномедицине как Кундалини-Шакти.
Для экспериментальной проверки найденной математической модели использована традиционная технология «пробуждения Кундалини-Шакти» с помощью особых звуковых колебаний, именуемых мантрами. Всего обследовано 12 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, у которых была выполнена стандартная регистрация артериального давления и пульсометрия до воздействия мантрами, во время и после. Воздействие мантрами производил один из авторов — С.Н.Терёшкин. Статистически значимо зарегистрировано новое явление: уменьшение амплитуды пульсовой волны до нерегистрируемого приборами порога в процессе отдельных практик Кундалини-Шакти.
Содержание работы примыкает к кругу задач, успешное решение которых найдено в рамках современной физиологии и медицины. (3. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Нереспираторные функции легких в этномедицинских традициях. / Петербургская весна культуры. Третий международный форум. 20-23 мая 2004г. Сборник докладов. СПб. 2004. С.17-24; 4. Минвалеев Р.С., Ноздрачев А.Д., Кирьянова В.В., Иванов А.И. Постуральные влияния на уровень гормонов у здоровых людей. Сообщение 1: Поза «кобры» и стероидные гормоны. // Физиология человека. 2004г. т. 30 №4. с.88-92).
Комментарий: Впервые нами зафиксировано явление прекращения регистрации пульса прибором. Перепроверка пульса на запястье опытным врачом также подтвердила его отсутствие. Мы не могли об этом сказать на конференции, чтобы не вызвать праведный гнев врачей — такого не может быть!!! Однако с точки зрения исследования индекса Кердо — замедление пульса вплоть до его остановки на некоторое время (10-30 секунд) свидетельствует о мощной активизации парасимпатики, то есть восстановительных процессов в организме. Становится понятным, почему после практики «Подъема Кундалини» субъективно чувствуется энергетический подъем, прилив сил и бодрости. При написании первой статьи — «Мантры как система управления подъемом Кундалини» факты отсутствия пульса мы не учитывали, считая их ошибкой прибора. Поэтому нами не были учтены данные, свидетельствующие об активизации парасимпатики. Хотя все участники эксперимента субъективно отмечали состояние энергетического подъема после практики «подъема Кундалини»».

(Иванов А.И. (СПбГУ), Терешкин С.Н. (РГПУ им. А.И.Герцена).
Развитие модели Кундалини-Шакти. Сборник тезисов
IV Международного Конгресса «Слабые и сверхслабые поля
и излучения в биологии и медицине». СПб. 03-07 июля 2006г. Сайт www.tereshkin.ru.)

««[Кундалини] создает вселенную из Своего собственного бытия, и именно Она Сама становится этой вселенной. Она становится всеми элементами мироздания и входит во все разнообразные формы, которые мы видим вокруг. Она становится солнцем, луной, звездами и огнем, чтобы освещать космос, который Она создает. Она становится праной, жизненной силой, чтобы поддерживать жизнь во всех тварях, включая людей и птиц; именно Она становится водой, чтобы утолять нашу жажду. Чтобы насыщать наш голод, Она становится пищей. Все, что мы видим и чего не видим; все, что существует, от земли и до небес… это не что иное, как Кундалини. Это та высшая энергия, которая движет и оживляет всех тварей, от слона до крошечного муравья. Она входит в каждую и всякую тварь и вещь, которые Она создает, но никогда не теряет Своей самотождественности или Своей незапятнанной чистоты». (Свами Муктананда. Кундалини: тайна жизни).
Об авторе. Пандит Гопи Кришна из Кашмира сделал информацию о Кундалини доступной для широкой западной аудитории в общей и достаточно популярной форме. Ли Санелла, врач и исследователь из Калифорнии, первым сумел привлечь к процессу пробуждения Кундалини внимание медицинских кругов и продемонстрировать его значение для клинической практики. Он собрал значительное количество данных, свидетельствующих о том, что у многих американских пациентов проявляется синдром, который соответствует описаниям пробуждения Кундалини и знаменует собой совершенно определенный психологический процесс.
Не будучи научными и представляя, в сущности, точку зрения, принятую на Востоке, книги Гопи Кришны произвели впечатление только на некоторых наиболее широко мыслящих исследователей, которые решили подвергнуть эти идеи основательной научной проверке. Работа Санеллы сыграла очень важную роль в демонстрации, как широкой публике, так и профессиональной аудитории на Западе, что феномен Кундалини действительно проник в нашу культуру и заслуживает серьезного внимания.
Санелла — психиатр и офтальмолог, являющийся, кроме того, знатоком холистической медицины. Он имеет также широкие теоретические и практические познания в различных духовных системах. У него диплом Йельского университета, где он в молодости, будучи студентом, участвовал в научных исследованиях, результаты которых были опубликованы в «Журнале биологии и медицины Йельского университета» («Yale Journal of Biology and Medicine»). Он прошел ординатуру, как в психиатрии, так и в офтальмологии, и проводил научные исследования в этих областях. В течение двух лет он участвовал в качестве приглашенного экзаменатора в работе Американской офтальмологической комиссии, занимающейся сертификацией врачей-офтальмологов. В течение своей активной медицинской практики Санелла занимал многие преподавательские посты, а со времени выхода в отставку продолжает участвовать в клинической работе. В настоящее время он следует духовному пути, основанному на учениях мастера Да Фри Джона.
На протяжении многих лет Санелла проводил клинические исследования в области целительства, различных аспектов необычных состояний сознания и телесных энергий. Его первая книга «Опыт пробуждения Кундалини: психоз или трансцендирование» показывает, что широкое разнообразие эмоциональных и физических расстройств, которые традиционная наука считает медицинскими проблемами и диагностирует как психические или даже соматические заболевания, в действительности представляют собой проявления психологической и духовной трансформации, имеющей все признаки пробуждения Кундалини.
Санелла также продемонстрировал, что аналогичные феномены были известны и во многих других культурах, от высокоразвитых культур Востока до американских индейцев и бушменов племени кунг из пустыни Калахари. «Клиника Кундалини», которую он основал, предназначена для предоставления консультаций и руководства клиентам, которые оказались вовлеченными в этот процесс. Поскольку пробуждение Кундалини становится одной из наиболее часто встречающихся форм духовного кризиса, работа Санеллы является важным вкладом в наше понимание кризисов трансформации.
Ли Санелла. Кундалини: классический и клинический подходы. Каждая духовная традиция, связанная с процессом возрождения, имеет свою собственную модель. Большинство из них являются описаниями, подчеркивающими субъективный аспект опыта, считая объективные признаки случайными либо вообще их игнорируя. Таким образом, эти объяснения, будучи сами по себе вполне обоснованными, не могут оказать никакой помощи при объективном сравнении различных традиций. Когда речь заходит о психологической интерпретации, большинство этих моделей оказываются практически не имеющими отношения к делу.
Исключением является модель Кундалини в Йоге. В ней Кундалини понимается как «энергия», которая обычно пребывает «спящей» в основании позвоночника. Когда эта энергия «пробуждается», она медленно поднимается вверх по каналу в позвоночнике к макушке головы. Это может означать начало процесса просветления.
При своем подъеме Кундалини заставляет центральную нервную систему избавляться от стресса. Очаги стресса обычно вызывают боль во время медитации. Когда Кундалини сталкивается с этими очагами стресса, или «блоками», она начинает действовать «по собственной воле», включаясь в самоуправляемый и самоограничивающий процесс распространения по всей психофизиологической системе с целью устранения этих блоков.
Коль скоро блок устранен, Кундалини свободно протекает через это место и продолжает свое восхождение до тех пор, пока не столкнется с новой областью стресса. Кроме того, в этом путешествии энергия Кундалини рассеивается, так что она может действовать сразу на нескольких уровнях, устраняя несколько различных блоков. Когда ее движение завершено, энергия снова собирается воедино и сосредоточивается на макушке головы.
Различие между этим конечным и исходным состояниями не просто в том, что Кундалини сосредоточивается в другом месте, а в том, что за это время она прошла через каждую часть организма, устраняя блоки и пробуждая сознание. Таким образом, в целом действие Кундалини можно рассматривать как процесс очищения, или уравновешивания. <…>.
Ицхак Бентов недавно предложил физиологическую модель Кундалини, которая объясняет многие из наших наблюдений. Позже мы оценим его исследование с точки зрения наших собственных результатов. Ввиду объективной ориентации его модели Кундалини, ее универсальной применимости и возможности ее физиологической интерпретации мы будем принимать ее за основу в дальнейшем обсуждении.
Однако существуют различия между нашими наблюдениями и классической концепцией Кундалини. Самое заметное из них состоит в том, что, согласно нашим наблюдениям и сообщениям некоторых традиций, энергия или ощущение поднимается от ступней по ногам, спине и позвоночнику к голове, но затем спускается вниз по лицу и через горло, завершая свое движение в брюшном отделе. Это полностью согласуется с предсказаниями модели Бентова, но несколько расходится с сообщениями Муктананды, Гопи Кришны и классических текстов Йоги.
Поэтому мы предлагаем термин физио-Кундалини для тех физиологических и психологических аспектов пробуждения Кундалини, которые могут быть объяснены чисто физиологическим механизмом. Мы будем говорить о процессе физио-Кундалини, о цикле физио-Кундалини, о механизме физио-Кундалини и о комплексе физио-Кундалини. Модель Бентова описывает подобные физиологические изменения, которые не требуют никаких сверхъестественных сил… <…>.
Когда энергия сталкивается с сопротивлением, затем преодолевает его и очищает систему от этого блока, мы будем говорить, что место, где находился этот блок, становится «открытым». «Открытие горла» — один из типичных примеров. Это дает нам терминологию, связанную с концепцией Кундалини, подходящую для уровня наших наблюдений и допускающую физиологическую интерпретацию. В то же время это позволяет нам сохранить в полной неприкосновенности классический смысл Кундалини, не связывая себя верой в то, что эта мифическая концепция точно соответствует чему-то объективно реальному.
Теперь у нас есть две модели Кундалини: классическое описание Йоги и физиологическая модель Бентова, а также наши собственные клинические наблюдения. Те аспекты этого процесса, которые могли бы иметь чисто физиологическую основу, ту, что предлагает Бентов, или какую-то другую, мы назвали физио-Кундалини. В эту категорию попадает большая часть наших клинических наблюдений, и мы недавно занимались проверкой того, в какой мере они могут быть объяснены моделью Бентова. Но процесс физио-Кундалини отличается от классического йогического описания в некоторых существенных моментах.
Наиболее важным из них является маршрут, по которому «энергия» Кундалини, или телесное ощущение, движется при своем прохождении через систему. С классической точки зрения энергия «пробуждается» в основании позвоночника, движется прямо вверх по каналу позвоночного столба и завершает свое путешествие, достигая макушки головы. Однако утверждают, что вдоль этого пути расположены несколько «чакр», или центров психической энергии, через которые Кундалини должна пройти, чтобы достичь своей цели. Эти чакры содержат «загрязнения», которые Кундалини должна устранить, прежде чем она сможет продолжить свой путь вверх.
С другой стороны, в обычной клинической картине ощущение энергии перемещается вверх по ногам и спине к макушке, а потом вниз по лицу через горло к конечной точке в области живота. Как соотносятся эти два описания?…<…>.
Рекомендации и обсуждение. Наши результаты поддерживают ту точку зрения, что сила Кундалини является позитивной и созидательной. Все наблюдавшиеся нами пациенты, по их собственному представлению, достигли успеха. Они сообщают, что легче справляются со стрессом и получают большее удовлетворение от отношений с другими людьми, чем когда-либо раньше. Классические случаи указывают, что результатом завершения полного процесса пробуждения Кундалини могут быть особые способности и глубокое внутреннее умиротворение. Но на начальных стадиях стресс самого переживания в сочетании с негативным отношением к нему со стороны самого человека, вовлеченного в этот процесс, или окружающих его людей может быть подавляющим и стать причиной тяжелого расстройства». 

(Ли Санелла. Кундалини: классический и клинический подходы.
// Духовный кризис. / Под ред. Станислава Грофа и Кристины Гроф.
/ Пер. А.С.Ригина под ред. В.В.Майкова. М. Класс. Изд-во Трансперсонального
института. 2000г. Терминологическая правка В.Данченко. К. PSYLIB. 2006г.)

«Глава VI. Божественный секс. В Йоге путь к длительному блаженству называется Кундалини, хотя сторонний наблюдатель может сделать и другие выводы. Это слово стоит наверху в моем списке самых многозначных и сбивающих с толку йоговских терминов. Оно обозначает и довольно распространенное направление Йоги, и одно из самых мистических переживаний этой практики (которое и является целью в Кундалини-Йоге). Йоги с опытом рассказывали мне, что пробуждение Кундалини случается у одного процента всех практикующих и даже меньше. Однако интересующихся гораздо больше. В публичных дискуссиях, посвященных этому феномену, его сравнивают с самыми разными приятными ощущениями — познания, силы, мистических переживаний, близости, восторга, приключения, опасности, экстаза и т.д.
Происхождение этого блаженного состояния описывается с применением множества эвфемизмов. Мой университетский словарик неплохо передает фундаментальный смысл, но избегает любых намеков на сексуальную подоплеку: «В Йогической Традиции — духовная энергия, спящая у основания позвоночника до тех пор, пока практикующий не пробудит ее и не направит вверх к мозгу, что и приводит к просветлению». В переводе с санскрита «кундалини» означает «свернутый кольцом», или «та, что свернута кольцом», как змея. Змея — классическое изображение Кундалини. Она спит у основания позвоночника, а когда раскручивается — то есть пробуждается и продвигается вверх по позвоночнику, — это знаменует начало просветления.
Подобный символизм может показаться странным. Но змея испокон веков была символом перерождения из-за своей способности сбрасывать кожу. В повседневной жизни Индии змеи пользуются почетом; им часто поклоняются, как богам и богиням. Поэтому неудивительно, что Кундалини традиционно изображают в виде змеи, учитывая культурные истоки этого феномена. Поднимающаяся змея означает новое начало. Разумеется, у тех, кто читал Библию, змея вызывает совсем другие ассоциации. Так что стоит ли удивляться, что в последние годы некоторые христианские деятели набросились на Кундалини, называя ее орудием дьявола.
Изображение Змеи, свернутой в кольцо, объясняется, по крайней мере отчасти, возникающими при пробуждении Кундалини ощущениями. Рамакришна говорил о том, что иногда чувствует мистический поток, поднимающийся вверх по позвоночнику, «как змея», и двигающийся при этом «зигзагообразно».
Говорят, что пробуждение Кундалини также сопровождается интенсивными ощущениями; прохождение энергии по телу описывают как сильное жжение. В своем трактате о Йоге историк-религиовед Элиаде цитировал древние тексты, в которых Кундалини описывалась как «великий огонь» и «пылающий огонь». Этимология слова «кундалини» подкрепляет этот образ: санскритский корень «кунд» означает «подогревать» или «жечь».
Авторы трактатов по Тантре утверждают, что мистический огонь имеет божественное происхождение и женскую природу; его называют спящей Богиней, которую стремится пробудить йог, достигший совершенства в практике. Среди ее имен — Шакти и Ишвари; это Богиня Абсолютной Реальности. Космическая женская стихия продвигается вверх по позвоночнику к макушке головы и там объединяется с мужской энергией, Шивой; их союз и приводит к состоянию всепроникающего блаженства.
Физические основы пробуждения Кундалини описаны в древних трактатах довольно туманно. Современные описания не лучше. В этих книгах Кундалини определяется как мистическая энергия, улучшенный поток праны, жизненная энергия, стимулирующая духовный рост, живительная сила, управляющая развитием человека. Йогани, американский тантрист, пишущий под псевдонимом и нередко ссылающийся на современную науку, отвергает эти определения, считая их всего лишь рекламными фразами. Точка зрения Йогани отражена в названии одной из глав его книги, вышедшей в 2004г.: «Кундалини — кодовое обозначение секса». Он называет мистический опыт «цветущим оргазмом, который, подобно бутону с бесконечным числом лепестков, раскрывается и наполняет собой все тело».
Главными исследователями Кундалини в научном мире оказались не сексологи и биологи, а психологи и психиатры. Таких ученых было довольно мало, и, как правило, они занимались необычными методами терапии. Кроме того, им так и не удалось прийти к согласию по поводу того, является ли такая энергетическая встряска полезной или она пагубна для организма, норма это или патология. Как правило, эксперты придерживаются противоположных точек зрения на этот вопрос.
Примечательно, что одним из первых — если не первым — исследователей Кундалини был сам Карл Юнг (1875-1961), швейцарский психиатр. Он столкнулся со случаем пробуждения Кундалини еще на заре своей карьеры и глубоко заинтересовался этим феноменом. В 1918г. к нему на прием пришла женщина, у которой наблюдались симптомы в виде волн интенсивных физических ощущений, поднимавшихся от промежности к матке, мочевому пузырю и далее до самой макушки головы.
Юнг пришел в растерянность, зато сама пациентка была в восторге. «Все идет прекрасно! — прокомментировала она их психоаналитические сеансы. — Неважно, что вы не понимаете мои сны. У меня всегда самые безумные симптомы, но есть кое-что, что происходит во мне постоянно». К своему изумлению, Юнг понял, что состояние физического и психического хаоса его пациентка считала приятным.
Впоследствии Юнг прочел немало лекций по Кундалини, а в 1932г. провел в Цюрихе четыре беседы о психологии этого явления. Он поддерживал научные исследования феномена, однако предостерегал людей от практики. Одно из самых суровых предупреждений датируется 1938г. — два десятилетия прошло с тех пор, как он лечил пациентку с симптомами пробуждения Кундалини. Юнг назвал этот опыт «намеренно спровоцированным психозом, который у отдельных лиц с неустойчивой психикой может легко вызвать реальный психоз». Психоз — один из самых мрачных терминов в психиатрии. Это болезненное расстройство психики, характеризующееся неадекватным восприятием реальности и сопровождающееся бредом, галлюцинациями, резкими перепадами настроения. Кундалини, заключил Юнг, «наносит удар по самым основам человеческого существования и способно высвободить такой поток страданий, о каком ни один разумный человек и не помышлял».
Тон аналитических исследований кардинально изменился в 1970-е годы, когда Соединенные Штаты захлестнула волна паломничества индийских гуру и многие практикующие и духовные искатели испытали пробуждение Кундалини на себе. Одна из ранних и самых оптимистичных оценок этого опыта принадлежит Ли Санелле (1916-2010). Этот психиатр из Сан-Франциско, выпускник Медицинской школы Йельского университета, стал ведущим первых семинаров в Институте Эсален — культовой школе движения за реализацию человеческого потенциала, изучавшей наркотики и секс, религию и философию.
Для Санеллы вопрос заключался в том, к чему приводит эта энергетическая встряска — к гениальности или безумию, либо же к непонятной смеси того и другого. В 1976г. он выпустил книгу под названием «Кундалини: психоз или просветление?», в которой описывался опыт 13 человек, переживших пробуждение Кундалини. Среди них были актриса, психолог, библиотекарь, профессор, писатель, двое художников, две домохозяйки, целитель, секретарша, психиатр и ученый. Рассказы были анонимными.
Санелла заявил, что, согласно его исследованиям, поднятие Кундалини ни для кого не послужило сигналом спрыгнуть со скалы; напротив, оно стало «процессом перерождения, столь же естественным, как рождение физическое. Оно кажется патологией лишь потому, что его симптомы рассматриваются безотносительно к конечному результату, которым является просветленный человек».
Будучи человеком науки, Санелла упомянул Юнга, который к тому времени превратился в героя контркультуры из-за своего увлечения восточными мистическими течениями. Однако Санелла смягчил тон предупреждений Юнга. Лишь в одном месте он упомянул, что, по мнению психиатра, пробуждение Кундалини может спровоцировать безумие. Изложенные в книге Санеллы истории, проходили по одному и тому же сценарию: первоначальные трудности, за которыми следовало улучшение. Заканчивался рассказ о пробуждении неизменно на счастливой ноте — люди, о которых шла речь, испытывали чувство глубокого личностного обновления. Однако есть свидетельства того, что Санелла значительно приукрасил эти истории. К примеру, его рассказ о преподобном Джоне Скаддере, целителе из Иллинойса, обладающем паранормальными способностями, совсем не похож на воспоминания самого Скаддера.
Тот описал, как его тело наполнилось жаром, светом и энергией. Кровь словно закипела. Внутренние органы как будто загорелись. В голове пульсировали волны энергии. Сердце билось так отчаянно, что испуганные друзья Скаддера слышали стук в его груди, и в церкви позднее в тот день объявили, что у него был сердечный приступ. Он не мог спать. Недели проходили в агонии, он опасался за свою жизнь и разум, так как обрел способность читать мысли и предвидеть будущее. Затем внезапно кошмар кончился, и Скаддер испытал новое для него чувство глубокого очищения.
Впоследствии он всех и каждого предостерегал избегать подобного опыта любой ценой. «Меня заставили поверить, что пробуждение Кундалини — великий и восхитительный оккультный опыт, — вспоминал он позднее. — То, через что мне пришлось пройти, было сущим адом. Если ад существует, он не может быть хуже того, что я пережил».
К началу 1980-х годов стараниями гуру и школ, агрессивно пропагандирующих свою практику, в районе Сан-Франциско появились сотни «кундалинщиков» — так называют практикующих дисциплину внутреннего огня. Одному только Санелле пришлось столкнуться с более чем тысячей случаев пробуждения Кундалини; он помог основать службу психологической помощи — Кризисную клинику Кундалини. Сеть центров помощи переживающим духовный кризис (Spiritual Emergency Network, позднее переименованная в Spiritual Emergence Network — более позитивное название [Ранее название службы в приблизительном переводе звучало как «скорая помощь испытывающим духовный кризис», после смены названия — что-то вроде «помощи людям, выходящим на новый уровень духовности»]) не проводила психологические консультации, однако здесь работала горячая линия. С 1986г. по 1987г. сотрудники службы ответили более чем на 500 звонков. Согласно статистике, больше всего звонков поступало от женщин в возрасте около 40 лет, и спрашивали они о Кундалини.
Сегодня сотни веб-сайтов по всему миру пестрят сведениями о пробуждении Кундалини, и большинство превозносят интенсивный опыт как верный путь к духовному просветлению. Другие рассказывают об ужасах, необъяснимых болезнях и жизненных кризисах, об обращении к врачам в полном отчаянии, при этом медики не представляют, что происходит, и понятия не имеют, какое лечение прописать. Встречаются и рассказы о сердечных приступах и даже смертельных исходах.
Но все же предостережение Юнга вспоминается нечасто, в то время как изображение Кундалини в популярной литературе привлекает широкую аудиторию. Элизабет Гилберт, автор эскапистского бестселлера «Есть, молиться, любить», рисует заманчивую картину собственных переживаний в индийском ашраме. «Мне вдруг открылись все механизмы работы вселенной, — с восторгом сообщает она в своей книге. — Я покинула пределы тела, пределы этой комнаты, нашей планеты и шагнула сквозь время». Вернувшись на землю, писательница обнаружила, что опыт пробуждения Кундалини разгорячил ее, «как моряка после трехдневной отлучки».
Некоторые предприимчивые люди ухватились за неприкрытый эротизм дисциплины, используя его для получения прибыли и проделав большой путь от йогического аскетизма к коммерческой показухе. Товары, предлагаемые ими, не имеют отношения к поднятию Кундалини, они пробуждают более приземленные страсти, мало связанные с мистикой или целительством посредством сексуальной энергии. Неудивительно, что тенденция зародилась именно в Калифорнии, мире наркотиков и секса, и Калифорния же стала центром экспериментов в этой области.
Первопроходцами стали основатели Университета Мора. Это процветающее заведение, учрежденное в 1977г. и располагающееся на засушливых холмах Сан-Франциско, выдавало докторские степени по таким предметам, как «чувственность». При университете не было библиотеки и научного комплекса, только общежитие, при этом обучение на докторскую степень стоило около 50 тысяч долларов. Если сотни студентов университета чему и научились, так это умению продлевать оргазм. Выпускники сообщали об одном эксперименте, в ходе которого участница испытывала оргазм в течение 11 часов. В конце концов, штат Калифорния, испытывая растущее давление со стороны федерального правительства, требующего прикрыть «дипломные фабрики», лишил университет аккредитации. Но слухи успели разнестись. И главными распространителями стали выпускники Университета Мора, написавшие пособия по сексологии». 

(Уильям Броуд. Научная Йога. Демистификация. М. Рипол-Классик. 2013г. 416 стр.)