Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.3).

«Кундалини — ключ к духовному перерождению. Кундалини — тайный источник всех эзотерических и оккультных доктрин, ключ к нераскрытым тайнам мироздания. Здесь черпают силы философия, искусство и наука; здесь первоисточник всех религий — прошлых, настоящих и будущих» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-бандха. Ключ к мастерству. / Пер. Я.Терского. М. Янус. 2000г. 144 стр.)
«Предисловие. (Гин Кьеффер. 10 июля 1996г.). …Очевидно, каждый, кто знаком с концепцией Кундалини, согласится, что Кундалини раньше или позже станет объектом интенсивных научных исследований… В своем предисловии к книге Гопи Кришны «Путь к самопознанию» профессор Спигелберг писал: «В свете обстоятельных свидетельств становится ясно, что сферу всех переживаний, связанных с Кундалини, невозможно отнести ни к чисто биологической, ни к чисто психологической концепции… Весь словарь Кундалини-Йоги не имеет отношения ни к тем фактам, которые на Западе считаются психологическими феноменами, ни к чему-либо из сферы внутренних ощущений тела, столь детально описанных в йогических текстах…». Идея о том, что просветление имеет под собой биологическую основу, получает все большее признание по мере того, как ученые открывают новые возможности мозга и сознания» (см Гопи Кришна. Кундалини: Эволюционная энергия в человеке. С психологическими комментариями Джеймса Хиллмана. / Пер. с англ. А.Ригина. К. Ника-Центр, М. Старклайт. 2004г. 216 стр.).
«В заключение скажу, что освоение Кундалини обществом в будущем станет в один ряд с великими завоеваниями культуры и науки. Причиной пробуждения, появления синдрома Кундалини у современного человечества, заострившего на себя внимание многих исследователей прошлого и настоящего, является глубокий духовный мировоззренческий кризис современного XXI века. И устранить его можно только через достижение глубинной интеграции человеческого Я» (см. М.Садов. Феномен Кундалини. Сайт www.xstyles.ru.).

* * *

 2. ЧТО ИЗВЕСТНО О КУНДАЛИНИ?

(продолжение)

 2.4. ИЗУЧЕНИЕ КУНДАЛИНИ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ.

Прежде чем познакомиться с информацией, которая касается изучения Кундалини на Востоке и Западе, обратим особое внимание на одно уникальное издание на русском языке. В 1997г. и второй раз в 2002г. вышла книга Свами Сатьянанды Сарасвати о Кундалини и Кундалини-Йоге (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. К. Консент, Ника-Центр. 1997г. 320 стр., Профит-Стайл. 2002г. 320 стр. Об авторе и его книгах см. статью 3.1.8. «Tantric Studies (Тантрические Исследования) (ч.3)»). «Кундалини-Тантра» издавалась на английском языке 6 раз: 1984г., 1996г. (Bihar School of Yoga (Индия)), 2001г., 2002г., 2012г., 2013г. (Yoga Publications Trust (Индия)).

3.1.8. Сарасвати книга 7      3.1.8. Сарасвати книга 8      3.1.8. Сарасвати книга 9      3.1.8. Сарасвати книга 10      3.1.8. Сарасвати книга 11

«Аннотация. За последние несколько десятилетий Йога помогла миллионам людей лучше понять самих себя. Согласно Йоге, человек это не только ум, но также и тело. Йога была разработана таким образом, чтобы она могла помочь человеку совершить процесс эволюции личности во всех возможных направлениях. Кундалини-Йога является частью Тантрической Традиции. Даже если вы, возможно, уже знакомы с Йогой, также необходимо знать кое-что и о Тантре. Согласно Тантре и Йоге, в физическом теле человека присутствует потенциальная сила. Это не физиологическая и не трансцендентная, а динамическая потенциальная сила в физическом теле, и она называется Кундалини. Эта Кундалини является величайшим открытием Тантры и Йоги. Ученые начали изучать ее. В эту книгу также включена информация о последних научных исследованиях Кундалини».

(Swami Satyananda Saraswati. Kundalini-Tantra. Yoga Publications Trust. India.)

3.1.8. Сарасвати книга 12

«Аннотация. Йога и Тантра — практические науки о человеке. Если Тантра содержит философские, теоретические обоснования, то Йога — методику, с помощью которой можно опытным путем воплотить эту философию в жизнь и достичь Высшего Знания. Таким образом, Тантрическая Йога является живой философией, а не бесплодным умствованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов. С помощью такого сплава теории с практикой мы можем осуществить свое подлинное предназначение: осознать Великое Единство и жить в нем, освободившись от всех оков добровольного рабства.
Эта книга знакомит читателя с подлинными и эффективными тантрическими психотехниками и физиологическими методами, пригодными для различных людей и условий, а также с анализом возможных препятствий и способами их устранения. Кроме того, в ней содержится практическая информация о том, каким должны быть сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как половая жизнь способна приблизить людей к духовному возрождению, а не отдалять от него.
Книга предназначена для всех, интересующихся культурой Востока, психофизическим самооздоровлением и нравственным самосовершенствованием».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Фундаментальное пособие.
/ Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. К. Консент, Ника-Центр. 1997г. 320 стр.)

«Аннотация. Фундаментальное пособие по танрической философии и йоге. Тантра несёт в себе теоретические основы постижения Высшего знания, йога же – это комплекс практических действий, позволяющих его достичь. В этой книге приводятся действительные практики, физические и психологические основы Учения. Большое внимание в книге уделяется сексуальному аспекту совершенствования».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Профит-Стайл. 2002г. 320 стр.)

«Содержание (выборочно): КУНДАЛИНИ. Пробуждение Кундалини. Что такое Кундалини. Физиология Кундалини. Кундалини и мозг. Методы пробуждения. Прежде, чем пробуждать Кундалини. Диета для пробуждающих Кундалини. Опасности и предостережения. Кундалини и безумие. Четыре ступени пробуждения. Нисхождение Кундалини. Опыт пробуждения. Путь Крийя-Йоги. Вама-Марга и пробуждение Кундалини. ЧАКРЫ… ПРАКТИКА КУНДАЛИНИ-ЙОГИ… ИСЛЛЕДОВАНИЕ КУНДАЛИНИ. Исследование Кундалини. Кундалини — факт, а не вымысел. Определение нади. Контроль за функциями нади и мозга. Доказательство существования нади. Нейрофизиология чакр. Чакры существуют реально. К тайнам внутреннего космоса. Очевидное смыкание культур.
Анализ чакр с психофозической точки зрения. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Предисловие. А.Сидерский. Киев. 1997г. Подобно тому, как выход в свет работ мастера Мантэка Чиа открыл совершенно новый этап в истории литературного изложения даосских методов психофизического тренинга, появление книг Свами Сатьянанды Сарасвати и других представителей Бихарской Школы Йоги знаменует собой принципиально новый подход к изложению психоэнергетических основ йогических практик, в частности техник Крийя-Йоги и Хатха-Йоги. Не секрет, что, пожалуй, ни одно из эзотерических учений не толковалось столь противоречиво и не понималось столь превратно, как Тантра-Йога, и в особенности — Кундалини-Тантра. Те же из доступных западному читателю современных работ, в которых само по себе Тантрическое Учение трактовалось вполне корректно (например, ставшая классикой известная работа Артура Авалона «Змеиная Сила»), были написаны весьма сложным для понимания языком, изобиловали труднопереводимыми специальными терминами и, что самое главное, не имели под собой почти никакой практической основы. В результате философия Тантра-Йоги оставалась на Западе чисто умозрительной абстракцией, а теоретические изыски в сфере методов пробуждения мистической Силы Кундалини — уделом «досужих умствователей» и «абстрактных психофилософов». Практика же была в значительной степени отдана на откуп профанам. В то время как без полноценной практики говорить о сколько-нибудь адекватном понимании йогических учений бессмысленно. В результате Тантра-Йогу на Западе считали всем, чем угодно — от экзотического восточного метода лечебной физической культуры до сексуальных игрищ одурманенных наркотиками эзотеризированных извращенцев… Чем угодно, но только не тем, чем она в действительности является — технологией интегрального тренинга (технология интегрального тренинга — полноценный самодостаточный метод всестороннего развития человеческого существа на всех планах бытия, целью практики которого являются расширение диапазона восприятия и следующее из него в качестве результата накопление упорядоченного осознания (см. А.Сидерский «Третье открытие Силы», «Йога Восьми Кругов» и др. работы)), за тысячелетия своего развития выверенной до тончайших нюансов. Технологией целостной и самодостаточной, имеющей свою предельно точную и тщательно отработанную психоэнергетическую практику…<…>.
Широкий резонанс, который вызвали книги Карлоса Кастанеды и его последователей, а также работы Мастера Чиа и госпожи Мэниван Чиа, как раз и обусловлен тем, что они именно таким образом освещают соответственно индейские и даосские эзотерические доктрины, предлагая читателю вполне «рабочие» практики, до последнего времени бывшие тайной за семью печатями. И это же делает исключительно своевременной книгу Свами Сатьянанды Сарасвати «Кундалини-Тантра» — ведь она связывает воедино философию и психоэнергетическую практику Кундалини-Йоги, раскрывая многие «технологические» секреты, еще совсем недавно предназначавшиеся исключительно для изустной передачи непосредственно от учителя немногим избранным ученикам.
Кроме того, дополнительную ценность данному изданию «Кундалини-Тантры» придает то, что русский перевод всех разделов, описывающих практические методы, был тщательно отредактирован Андреем Лаппой — основателем и директором Йога-Центра в Киеве и одним из наиболее опытных учителей Йоги в странах СНГ, имеющим большой опыт практики Кундалини-Йоги и преподавания тантрических методов интегрального тренинга».
Предисловие. А.Лаппа. Киев. 1997г. Книга Свами Сатьянанды Сарасвати «Кундалини-Тантра» относится к категории фундаментальных методических пособий по классическим психоэнергетическим практикам. В ней подробно описаны все практические средства, необходимые для правильного понимания и использования в современных условиях богатейшего опыта древней традиции Кундалини-Йоги, а также приведен полный набор соответствующих базовых определений и технологических схем. Автор является современным хранителем традиции линии Шри Рамакришны и Свами Шивананды, и за всем, что он пишет, стоит реальное знание.
Многие современные ученые, развивающие, казалось бы, различные направления в науке, все чаще сталкиваются с проблемами, для разрешения которых требуются знания и опыт, тем или иным образом связанные с проявлениями Кундалини. Кроме того, сам процесс творческого развития прямо зависит от феноменов Кундалини, ибо в «спящей Кундалини» содержится резервный эвристический потенциал осознания человека. Именно поэтому в последние десятилетия так возрос интерес к Тантрической Традиции, и все более значительные силы направляются сейчас на научное исследование психоэнергетики человека. В своей работе Свами Сатьянанда проводит параллели между результатами современных исследований в области психологии, физиологии, физики и проявлениями Кундалини-Шакти. Эта информация может представить особый интерес для читателя с «западным» складом мышления.
Не секрет, что значительная часть всех наших действий обусловлена существующими взаимосвязями. Как правило, мы не вполне осознаем все те кармические «узлы-ловушки», в которых оказываемся с течением жизни, и поэтому не прилагаем необходимых усилий для освобождения от них. Имея более чем десятилетний опыт профессионального преподавания Йоги, я могу отметить, что именно от этого в большинстве случаев зависят проблемы, возникающие в ходе практики Кундалини-Йоги.
Существует большая разница между тем, к чему человек в действительности стремится, и тем, к чему он проявляет поверхностный интерес (до того, как достигает просветления). То, к чему стремятся, опирается на уже сформированное настоящее, уходящее корнями в глубины состояния сознания. При этом в поисках возможных путей реализации действительного стремления поверхностный интерес может быть проявлен к самым разным вещам, порой прямо противоположным.
Даже остановившись на чем-то и перейдя к конкретным действиям, рано или поздно приходится отказаться от результатов и наработанных достижений, убедившись в их несовершенстве. Новые искания-скитания и чувство неудовлетворенности будут возвращаться вновь и вновь до тех пор, пока не будет осознана причина. А она всегда коренится в состоянии сознания. Практическая ценность книги «Кундалини-Тантра» заключается в том, что в ней предлагаются методы прямого влияния на причину, позволяющие практикующему целенаправленно изменять состояние собственного сознания.
Человек «западного» типа способен целенаправленно воздействовать на «периферию», например, видоизменять объекты окружающей природы или совершенствовать свою физическую форму. Но то, что затрагивает его «внутреннюю» природу, чаще всего наталкивается на сопротивление. Человек стремится избавиться от влияющего фактора. И происходит это отнюдь не из-за того, что его «внутренняя» природа «девственна». С самого начала жизни человек бессознательно подвергается «психоэнергетическому кодированию», поэтому ни о какой «незатронутости» не может быть и речи. Просто в культурах «западного» типа принято руководствоваться вполне определенными критериями, например, отдавать предпочтение тому, что легче, комфортнее, «лучше» и т.п. Человек обеспечивает себе условия для возникновения определенных внутренних ощущений, изменяя внешнюю природу, но не замечает разложения Духа вследствие потери надобности использовать Силу Воли. Вместо того, чтобы с ее помощью изменить себя сообразно внешним условиям, он предъявляет недопустимо жесткие требования к окружающей природе, насильно трансформируя ее и предпочитая прощать себе многовековую остановку в эволюции собственного сознания…<…>.
Последствия искусственных трансформаций «внешней» природы превратились в бескомпромиссную обратную Силу в виде экологических, политических и социальных проблем урбанизированных зон планеты. Эта Сила бросила вызов самой жизни людей Запада, указав им на необходимость самопостижения и «внутреннего» преобразования, хотя бы с целью адаптации к видоизмененным ими же окружающим условиям…
Судьба подарила мне возможность увидеть и «обратную сторону медали». Значительную часть своей жизни я прожил в Монголии и Китае, много путешествовал по Дальнему Востоку, Бурятии, Сибирскому Алтаю, Узбекистану, Таджикистану, Индии, Ладакху (Индийскому Тибету) и Непалу.
По моим наблюдениям, если как-то и возможно охарактеризовать общую тенденцию, преобладающую в культурах Востока, то, прежде всего, она заключается в том, что основные исследования на Востоке происходили в сфере «внутренней» природы человека и в искусствах как средствах выражения «внутреннего» через «внешнее». При этом «внешняя» природа на Востоке (в отличие от Запада) не эксплуатировалась в большей мере, чем это требовалось для реализации «внутреннего» творческого потенциала. Если Запад использует вешнюю технологическую мощь для обретения господства над Миром, то на Востоке достигают того же, опираясь на мощь знаний внутренних технологий (культивируя Богов на любой вкус)…<…>.
Сегодня все больше людей осознают действительную причину сложившейся ситуации и руководствуются Третьей Силой — действительно созидающей и уравновешивающей «внешнее» и «внутреннее» в Единое, в котором невозможно сделать ни одного несознательного движения перед лицом мгновенно реагирующего Бесконечного.
Пусть книга «Кундалини-Тантра», привезенная мною из Ришикеша — древнего духовного поселения в предгорьях Гималаев — поможет восторжествовать Единому».
Предисловие. (Свами Сатьянанда Сарасвати). В последнее время мне приходится часто путешествовать по свету и пропагандировать Йогу, потому что я убежден, что именно Йога способна изменить к лучшему человеческую природу. Поначалу я сталкивался с известными предрассудками, что Йога — это черная магия и мистика, но подобные предубеждения, впрочем, легко понять, если вспомнить, что общественное мнение формировалось материалистическим мироощущением, которое внушило человеку, что материя первична в эволюции природы. Материалисты не принимали Йогу всерьез до тех пор, пока ученые не извлекли из своих исследований природы материи истину: не материя первична в эволюции природы… Отсюда логически вытекала аксиома, что за объектами, которые воспринимаются материальными чувствами и за умом, который зависит от чувств, должна стоять некая таинственная сила и внутреннее восприятие.
Что же означает это внутреннее восприятие? — Более глубокий, сокровенный уровень сознания. По существу, наши внешние восприятия зависят от нашего внутреннего восприятия. Когда все вокруг кажется безнадежным — это наше внутреннее состояние, а когда все прекрасно — это также наше внутреннее состояние. Йога помогает не только разобраться в психологических джунглях наших состояний, но и кардинально улучшить их качество, так как принимает человека таким, как он есть, с его телом, чувствами, умом и поступками, постепенно, шаг за шагом облагораживая всю природу человека. Нельзя рассматривать человека отдельно от его тела, чувств и ума, ибо человек — все это вместе взятое и еще кое-что. Наука Йоги структурирована таким образом, что может завершить процесс эволюции личности по всевозможным направлениям. Вот почему у нее так много ответвлений: Хатха-Йога, Карма-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога, Гьяна-Йога, Кундалини-Йога и т.д. Следовательно, интегральная Йога, объединяющая все остальные, может усовершенствовать характерные особенности головы, сердца и рук. Следует, однако, помнить, что Йога не заканчивается с развитием личности. Один уровень сознания зависит от состояния тела, другой — от чувств, третий — от ума, но есть и другая, более скрытая часть личности, которая развивается с умом и эмоциями другого рода. Для этого необходим особый процесс, процесс Кундалини-Йоги.
Внешнее восприятие — не предел. Кундалини-Йога — часть Тантрической Традиции. Если вы уже знакомы с Йогой, вам необходимо познакомиться также и с Тантрой… Тантра учит, что диапазон наших восприятий можно значительно расширить: существует доступное всем чувственное восприятие объектов, есть восприятие природы времени и пространства, но возможно также восприятие вне времени и пространства. Последний опыт очевиден, если ум выходит за пределы границ, которые он сам себе поставил, и в этом случае энергия высвобождается из нашего же плена… Сотни лет люди рассказывают о необычайных переживаниях, которые они называют различными именами: нирвана, мокша, спасение и т.д. Йоги то же самое состояние сознания называют самадхи. Однако после этих состояний наступают следующие состояния, — ничто не заканчивается, все продолжается. Тантра и Йога давно утверждают, что в каждом из нас есть некая потенциальная сила, которая называется Кундалини. Современная наука в настоящее время уже вплотную подошла к изучению природы Кундалини. Знакомясь с этими «открытиями», читатель может понять, что ученые открывают новое как давно забытое старое…
Универсальный результат. …В далеком прошлом в Индии культивировалась трансцендентная культура, которая планомерно развивала сверхъестественные силы человека, но в настоящее время даже в индийское миросозерцание просочился материализм. Сегодня чтобы пробудить в человеке Кундалини, мало заниматься только Йогой – необходимо реорганизовать всю социальную структуру общества, терпеливо разъясняя миллионам людей цель их существования. Вся жизнь человека должна быть заново переориентирована… Увы, роскошь, комфорт, алкоголь, наркотики и пр. достижения цивилизации лишь порабощают его и спасти не могут… Если раньше насчитывалось лишь несколько человек, достигших освобождения от любых форм рабства, то теперь их миллионы… Это произошло не потому, что им внушили чувство свободы, а потому, что они разумно практиковали Тантру и Йогу, которые пробудили Кундалини, вследствие чего процесс духовной метаморфозы сдвинулся с мертвой точки и стали обновляться не только отдельные фрагменты физического тела, но и природа ума в целом. Быть может, еще сегодня людям трудно многое понять, но скоро, очень скоро, они всё поймут. И тогда они узнают, что за материей, за умом, существует Вечная Энергия, которую следует научиться направлять по верному Пути…
Постепенность, сознательность, систематичность. …Подобно тому, как ядерная энергия была обнаружена во внешней материальной природе, великая энергия Кундалини была найдена во внутренней биоприроде. Эта энергия трансформации духовных состояний проявляет себя также и в этом теле, в его нервной системе. Мы должны быть практичными и можем это осознать. Данная книга — итог систематического и практического поиска путей пробуждения Кундалини, которые начинаются с развития возможностей тела и нервной системы при помощи проверенных и эффективных психотехник и физиологических методов, пригодных для различных людей и условий. Вы познакомитесь с подлинными йогическими и тантрическими методами, которые сопровождаются анализом возможных испытаний, с которыми вы можете столкнуться. Надеемся, что эта книга убедит вас в том, что Тантра и Йога являются и практичными, и трансцендентными для вашего блага.
Часть I. Кундалини. Глава 2. Что такое Кундалини? Кундалини — это подлинное сознание человечества, некая потенциальная сила, дремлющая у основания позвоночника. У мужчин она локализована в промежности между анусом и пенисом, а у женщин — в шейке матки. Эта локализация и называется обителью Кундалини, или Муладхара-Чакрой, которая является действительной физической структурой, небольшой железой. Ее можно даже сжать, но этим ее не разбудишь. Чтобы ее пробудить, необходимо практиковать асаны, Пранаяму, Крийя-Йогу и медитацию. Затем следует накопившуюся Прану переместить в Муладхару, которая разбудит Кундалини и вынудит ее подняться сквозь центральный нервный канал Сушумна-нади, пронизывая все чакры и последовательно пробуждая соответствующие дремлющие участки мозга, которые распускаются подобно цветкам лотоса. Однако пробуждение Кундалини в Муладхаре — это одно, а пробуждение ее в Сахасраре — это совсем другое: как только расцветает многолепестковый лотос Сахасрары, пробуждается высшее сознание, или сверхсознание, которое является автономным, ибо знание, извлекаемое из него — независимо, в то время как обычное сознание зависит от информации, которую ум получает от органов чувств.
Биография Кундалини. На протяжении всей истории человечества человек был свидетелем необъяснимых явлений: кто-то мог отгадывать мысли других, иные сочиняли вдохновенные стихи или музыку, третьи могли без устали сражаться сутками на поле боя, в то время как другие не в силах были подняться с постели. Размышляя над всеми этими явлениями, человек приходил к выводу, что каждым из нас движет некая энергия. Вначале человек называл эту энергию богами, богинями, ангелами и божествами. Впоследствии он открыл Прану и стал называть эту энергию Прана-Шакти. Тантрическая наука называет ее Кундалини.
Наряды Кундалини. На Санскрите «кундал» означает «кольцо», и потому Кундалини описывается как «то, что свернулось кольцом». Иными словами, Кундалини — это Шакти, дремлющее состояние энергии, свернувшейся в кольцо, но когда она пробуждается, ее можно называть Деви, Кали, Дургой, Сарасвати, Лакшми или как-то иначе в соответствии с проявлением, которое она демонстрирует.
В Христианской Традиции упоминаются «путь посвящения» и «лестница к небесам». Здесь имеется в виду все то же восхождение Кундалини через Сушумна-нади. Любопытно, что восхождение Кундалини и последующее нисхождение духовной благодати символизируется у христиан крестом: по существу, христиане осеняют крестом Аджну, Анахату и Вишуддхи чакры, потому что Аджна является центром восходящего сознания, а Анахата — центром нисходящей благодати. Любые явления духовной жизни, как бы вы их ни называли, — самадхи или нирваной, мокшей или вероисповеданием, йогой или кайвальей — являются нарядами Кундалини.
Кундалини, Кали и Дурга. В тантрических текстах Кундалини описывается как первобытная сила. С точки зрения современной психологии ее можно назвать сферой бессознательного в человеке. Индийская мифология изображает Кундалини в образе Кали, а в философии Шайвизма (или Шиваизма) Кундалини отождествляется с шивалингамом, т.е. с камнем овальной формы, вокруг которого обвилась змея. Однако обычно Кундалини изображают в виде спящей змеи, свернувшейся в три с половиной оборота. Это, конечно, не означает, что змея живет в Муладхаре, в Сахасраре или в какой-нибудь другой чакре, а скорее всего указывает на то, что змея всегда олицетворяла мудрость. Образ змеи вы найдете во всех древних мистических культах мира: змеи опоясывают, например, талию, шею и руки Господа Шивы; Кали также обвита змеями, и Господь Вишну вечно покоится на гигантской кобре, — змеиная сила всюду указывает на присутствие мистических сил в человеке.
В странах Скандинавии, Европы, Латинской Америки, Средней Азии и других мировых цивилизациях понятие змеиной силы запечатлено в различных монументах и памятниках древнего искусства. Таким образом, Кундалини под разными именами была широко известна всему миру, и хотя мы можем изображать ее в том или ином виде, сама суть Кундалини, т.е. Шакти, бесформенна и безгранична. Однако, когда эта сила заполняет какую-либо форму, то кажется, что и она обретает форму. Такое явление красочно описано Брахмачари Свами Вьясадевой в книге «Наука души»…
Наше предназначение — разбудить Кундалини! Кундалини может пробудить каждый — святой и поэт, художник и воин. Здесь нет потерь, так как проснувшаяся Кундалини облагораживает всю природу человека — от воли к творчеству до видения Бога, форсируя формирование незаурядной личности.
Кундалини — это сущность всех возможных энергий, которые проявляются по-разному в зависимости от того, какую чакру они пронизывают. От грубых инстинктов — к сверхсознанию: таков диапазон самовыражения Кундалини. Один использует эту энергию для продолжения рода, другой (например, Эйнштейн) — для создания теории относительности, третий сочиняет божественную музыку. Энергия везде одна и та же, но формы различны. Любая наша деятельность проявляет эту энергию, которая по логике развития стремится к своему высшему проявлению. Вот почему не следует забывать, что все наши чувственные удовольствия, которым мы предаемся, являются лишь симптомами нашего истинного предназначения — разбудить Кундалини…
Кундалини — энергия или нервы? Природу Кундалини исследуют многие. Одна йогическая школа полагает, что Кундалини — поток пранической энергии, пульсирующей по таинственному пути (Сушумне), связанному с позвоночной осью, что это — часть общего потока Праны внутри пранического тела и что не существует ее анатомического аналога.
Другая йогическая школа определяет Кундалини как поток нервных связей между волокнами в сети автономных сплетений, что эта нервная связь пульсирует в спинном мозге, пытаясь пробиться в головной мозг. Хотя эти школы по-разному описывают свои впечатления от продвижения Кундалини, они все же согласны с тем, что Кундалини — это некий психофизиологический феномен, сконцентрированный в спинном мозге, внутри которого существует важнейшая цереброспинальная жидкость, чутко реагирующая на пробуждение Кундалини в Муладхаре. Пока мы не можем определить, что происходит с этой жидкостью (об этом еще спорят ученые), но одно несомненно: когда цереброспинальная жидкость поднимается по позвоночному столбу — меняются фазы сознания, что в эволюционном отношении весьма немаловажно…
Всемирно известный ученый Ицхак Бентов выдвинул теорию о том, что Кундалини — следствие вращения нервных импульсов вокруг коры головного мозга в процессе медитации. Он утверждал, что работа сердца, легких и мозговой жидкости вызывает ритмические колебания, которые в свою очередь стимулируют нервные энергетические потоки.
Откройте врата космического сознания. Различные точки зрения на природу Кундалини не затемняют, однако, очевидного: Кундалини способна развить самые полезные качества человека, поднять его на более высокий уровень совершенства и органично связать с Космосом. Все великие чудеса прошлого, настоящего и будущего исходили и придут из врат космического сознания, золотого яйца (хираньягарбхи). Этот дремлющий центр бессознателен, потому что мы не осознаем его. Та сила откровения, которая проснулась у риши, Ньютона или Эйнштейна, есть в каждом из нас, но пока она спит… И все же пробуждение этой необычайной силы — не конечная цель человеческого бытия, так как вслед за этим необходимо опустить Кундалини вниз, к уровню обычного сознания. В этом заключается контроль над высшим пробужденным сознанием.
Сегодня человек овладел искусством материальных исследований, изучая энергию Пракрити и открывая законы Природы. Настало время овладеть искусством Кундалини-Йоги и приступить к духовным исследованиям.
Глава 9. Кундалини и безумие. Трагическое заблуждение. Мистики всех веков подвергались гонениям за свои переживания, которые были не похожи па переживания обычных людей, но с точки зрения мудрецов являлись экстатическими. Сократ был отравлен, потому что вел себя нестандартно. Христос был распят на кресте, потому что его учение было превратно понято. Суфийский святой Аль-Халладж был замучен заживо: с него сняли кожу за то, что он всегда бесстрашно говорил правду. Жанна д’Арк и колдуны Салема были сожжены на кострах, как и многие другие. Эти люди были казнены за свое мироощущение и внутреннюю работу слугами массового сознания. Так духовная наука ушла в подполье и стала называться эзотерической, тайной наукой. С тех пор прошло немало времени, и нам говорят, что мы живем в цивилизованном обществе… Однако войны и нищета все еще существуют, как и многие «сумасшедшие», которые могли бы стать образцом для подражания и цветом нации. А между тем их по-прежнему запирают на замок, пока они не станут «лучше»… Но где черта между гениальностью и помешательством? Как отличить безумие от экстаза? Какая сила заставляет нас преследовать этих несчастных? Быть может, наша ограниченность, которая пытается всем доказать, что за пределами наших чувств нет ничего существенного? Или страх, вынуждающий нас устранять этих незаурядных людей из социальной жизни, чтобы они не изобличили нашу заурядность? Многие сумасшедшие на Западе были бы восприняты Востоком как святые. Совершенно очевидно, что мы давно нуждаемся в науке, которая наконец поможет отличить деградацию сокрушенного ума от ума вознесенного и светлого.
Духовность Запада и Востока. На Западе наука духовного опыта была утрачена вследствие искоренения инакомыслящих и инакочувствующих. Многих людей с пробужденными Кундалини заточали в психбольницы и подавляли при помощи электрошока, наркотических средств и пр. Вот почему в последние 200 лет на Западе было так мало гениев — большинство из них находилось в больницах…
Духовное пробуждение или сумасшествие? Хотя процесс духовного пробуждения обычно происходит без экстремальных событий, все же телесная зашлакованность может спровоцировать некоторые симптомы, имитирующие клинические случаи. Здесь особенно важно провести внимательное диагностирование. Легко определить, что безумный человек не имеет постоянного и сознательного потока переживаний. Его внимание, как правило, рассеяно, внешне он дезорганизован, а внутренне слеп. Человек с возрожденной психикой, напротив, обладает последовательным и постоянным потоком внимания, принимает трезвые решения, здраво рассуждает. Гуру может безошибочно определить, где безумие, а где — просветленность. Если мозг имеет органическое нарушение, его следует лечить, но если он проявляет духовные симптомы, его обладателю дается духовное посвящение и предлагается определенная практика, продвигающая дальше по пути совершенствования… В настоящее время современная наука научилась отличать психический фактор от духовного, как еще раньше она научилась отличать психическое от физического. Как бы то ни было, но пробуждение Кундалини нельзя отождествлять с ненормальным психическим поведением…
Почему нисходят Шива и Шакти? Трудно понять, почему Шива и Шакти нисходят на грубый план после экстаза Единения. Какой смысл в созидании и последующем разрушении созданного? Зачем покидать сознание, если суждено вновь вернуться в него? К чему столько беспокойств с пробуждением Кундалиии в Сахасраре с Шивой, если приходится затем опуститься в Муладхару? Вечная тайна хранит молчание… Можно еще понять Шакти, которая решила вернуться назад, в Муладхару, — ведь она и раньше не раз возвращалась в нее. Но почему Сам Шива вернулся с ней? Видимо, когда Шакти собралась уходить, Шива сказал ей: «Подожди Меня, Я пойду с Тобой».
Трансцендентное новоселье. После самадхи сознание человека качественно меняется: он все так же занимается повседневной деятельностью, но не вовлекается в нее всем существом — скорее он относится к ней философски и, так сказать, созерцательно. Отныне он не страдает и не радуется, как прежде, он — играет, хотя все совершает добросовестно. Человеком движет не вожделение, а само высшее сознание, пробудившее прежде молчавший мозг. И хотя такая личность очень проста и доступна, народ с почтением называет ее Учителем (Гуру).
Осознание подлинной Реальности. Шива и Шакти поселяются на грубом плане Бытия, в мире двойственных отношений. Это означает, что человек, испытавший данную трансформацию сознания, способен сочетать в себе понимание органичного Единства всего и двусмысленность сложного многообразия — ту драму жизни, в которой игра и трагедия переплелись неразрывно… Возможно, именно тут надо искать причину того, почему так упорно все святые и махатмы твердят о милосердии, сострадании и любви. Поэтому мы не должны удивляться, когда слышим и видим, как такой человек спокойно обсуждает тривиальности жизни, обладая при этом высшим сознанием.
Глава 10. Сахасрара и Самадхи. Раджа-Йога, Кундалини и Самадхи. В «Йога-Сутре» Патанджали вы не встретите слова «кундалини», потому что не все святые, риши или учителя называли Кундалини именно этим словом, особенно если принять во внимание, что слово «кундалини» является термином Тантры, которая во времена Патанджали, жившего 2600 лет назад, была изрядно дискредитирована в Индии. Священнослужители в те времена эксплуатировали доверчивых людей и присваивали себе их дары. Поэтому Тантра и тантрическая терминология были запрещены, но, чтобы сохранить живое учение, был пущен в обиход другой язык, иные термины. В Раджа-Йоге Патанджали акцентируется термин «самадхи», т.е. понятие, символизирующее состояние сверхсознания.
Известно, что человек в своем развитии проходит последовательно три стадии самосознания: чувственную, рациональную и сверхсознательную (иррациональную). Когда происходит осознание формы, звука, вкуса, запаха, осязания, человек находится на чувственной стадии сознания. Осознание человеком природы времени, пространства и объектов является ментальной стадией. Сверхсознание, однако, неправильно классифицировать как одномоментное. Подобное состояние охватывает весьма широкий диапазон и представляет дифференцированный процесс, в котором можно выделить три стадии: савикальпа-самадхи, которая в свою очередь расчленяется на витарку, вичару, ананду и асмиту; асампрагьята (самадхи без осознания); нирвикальпа-самадхи, или самадхи, неколеблемое ничем….
Нирвикальпа-самадхи у Патанджали соответствует Сахасраре Тантры. Разница лишь в том, что Раджа-Йога Патанджали по методу выражения является более интеллектуальной и гармонирует с философией, а Тантра — более эмоциональна и образна, но как та, так и другая система говорит об одном и том же. Учение Будды также не является исключением в этом смысле…
Часть IV. Исследование Кундалини. (Раздел составлен д-ром Свами Шанкардеванандой Сарасвати). Глава 1. Исследование Кундалини. Вступление. Этот раздел составлен на основе научной информации, собранной со всех концов света и проанализированной в Исследовательском Координационном Центре в Мангере (Бихар. Индия). Уже несколько лет мы наблюдаем за тем, как постепенно сближаются мировосприятия йогов, святых и мудрецов с точкой зрения официальной современной пауки. Наша цель — найти соответствия и согласовать их, чтобы показать:
1. Наука Йоги и современные научные представления не противоречат друг другу.
2. Как Наука так и Йога дают нам более полное представление о сложной природе человека.
3. Какие научные сведения могут быть использованы с позиции йогической психофизиологии.
Необходимо, однако, напомнить исследователям, что их подстерегает коварная ловушка, если приступать к проблеме исследования Йоги без понимания сущности Йоги. Это напоминает притчу о том, как шесть слепых мудрецов ощупывают различные части тела слона, пытаясь определить его целостную форму по фрагментам.
Йогическое обучение требует многих лет под руководством опытного учителя, прежде чем сформируются предпосылка постижения основных принципов Йоги, их практическое воплощение и психофизическая защита.
О целостной природе человека. Универсальным преимуществом Йоги, быть может, является ее удивительная способность предложить нам целостную картину подлинной природы человека, не расчлененного на отдельные разделы знания, порой противоречащие друг другу. Йогическое знание о человеке плодотворно и весьма перспективно: Йога учит, что все сущее пронизано единой жизненной силой, которую, однако, не могут обнаружить самые изощренные приборы, способные тем не менее измерить энергетический потенциал различных форм энергий, которые проявляют себя в физической сфере, в природе нервной системы, в химических и внутриклеточных процессах. Хотя сущность этой универсальной энергии до сих пор научно не определена, она вновь и вновь проявляется в самом существе жизни, в дыхании, в мышлении, в бесчисленных формах Бытия.
Благодаря йогической садхане мы можем прочувствовать эту энергию, которая является прародительницей материи и называется Праной, или Кундалини. Йогический метод обнаружения тонкой энергии убеждает, что Прана несомненно более реальна, чем материя и вся вселенная… Этот метод воздействует па сознание, изменяет угол зрения, а следовательно, саму перспективу восприятия, значительно расширяя духовные горизонты индивидуальной сущности, которая является квинтэссенцией вечности, знания и блаженства (Сат-Чит-Ананда).
Сам факт существования такого опыта в корне изменяет направление наших усилий и саму цель. Мы начинаем понимать, что смысл нашего бытия не может ограничиваться только чувственным удовлетворением, что за ним скрывается более высокая и великая цель. Об этой конечной цели Йоги всегда надо помнить, когда мы изучаем ее. Йога, конечно, поможет нам расслабиться, оздоровиться, улучшить ментальное состояние, повысить физиологический комфорт, углубить память, сделать нас более общительными и веселыми, но хотя все эти вещи важны сами по себе, они все-таки не являются конечной целью Йоги, а скорее побочными эффектами наших стремлений к более высокому сознанию и постижению подлинной истины Бытия, именно эти побочные эффекты и являются, по существу, ловушками, самообольщением, так как отвлекают нас от движения к основной цели. Йогический процесс общего развития тела, ума и духа (Ида, Пингала и Сушумна) — это тщательно отслеженный путь продвижения к главному, путь, усеянный побочными эффектами…
Йога — это не наука о здоровье, и она не озабочена только поисками устранения негативных процессов… И все-таки мы должны помнить о том, что все наши достижения бесполезны, если мы в конечном счете не преобразовали свое сознание. Йога постоянно рекомендует нам высвободить энергию ума, чтобы достигнуть более полного и всеобъемлющего бытия. Накопленная научная информация подтверждает, что есть немало фактов трансформации ментальной энергии в физическую, что объем знания и природа сознания не зависят от тела, но скорее наоборот. Современная физика, исследующая природу энергий, подтверждает эту мысль.
Цель исследования. В этом разделе больше внимания уделяется проблеме исследования природы энергии, чем самого сознания. Предполагается, что сознание всегда существует; йоги утверждают, что физическая энергия имеет еще и психическое измерение, что отражается в описаниях Праны, максимальным выражением которой является Кундалини.
Слушая рассказы о йогах и снятых, или изучая Священные Писания, мы невольно восхищаемся их современным и актуальным звучанием. Каким образом эти существа смогли проникнуть в сокровенную суть вещей без тщательных исследований и приборов? По всей вероятности, они владели мистическим опытом, который лежит по ту сторону познания и превосходит способности обычного человека, не знакомого с йогической практикой.
Свами Сатьянанда Сарасвати — один из тех, кто достиг трансцендентальных высот и вернулся к нам, чтобы рассказать о природе Кундалини с научных позиций. Свами часто разъяснял нам феномен Кундалини, и в действительности именно он впервые систематизировал основы Кундалини-Йоги и изложил их в сжатой, четкой и популярной форме в данной книге. Именно от него мы узнали, что правая ноздря связана с левым полушарием мозга, а левая — с правым. Это обстоятельство было научно подтверждено лишь сравнительно недавно, в 1983г., в американском Солк Институте (см. гл. 4). Исследуя собственный мистический опыт, Свами пришел к выводу, что резервы человеческого мозга используются не в полной мере, и мощный энергетический потенциал остается невостребованным. Он ощутил возможности мозга изнутри, сам в себе. Чтобы наш генератор, мозг, заработал в своем режиме, говорил Свами, необходимо пробудить Кундалини.
Свами часто обращается к научной информации, чтобы использовать привычную и доступную для многих терминологию для разъяснения необходимости работы с Кундалини. Многие из этих исследований являются новаторскими. Несомненно, что в будущем появятся более совершенные приборы и методы, сейчас же мы стоим на пороге серьезных исследований йогической практики.
К счастью, Наука и Йога постепенно сближаются, и эта благотворная тенденция должна в будущем преобразить все общество, но уже в настоящее время проблема Кундалини занимает весьма внушительное место в проблематике мировой науки, когда все большее и большее количество людей вовлекается в йогическую практику пробуждения Кундалини. Данная книга (и этот раздел, в частности) может помочь всем тем, кто искренне стремится исследовать природу необычайного явления Кундалини, этой подлинной реальности нашего бытия…
Глава 8. К тайнам внутреннего космоса. Мы живем на берегах грандиозной Вселенной. Она изумляет нас, внушает благоговейные чувства, и всякий раз, когда нам удается проникнуть еще глубже в ее тайны, мы восхищаемся великими открытиями. Достижения человека в ракетостроении, электронике, ядерной физике расширяют наш внешний кругозор, но кругозор внутренний по-прежнему нам неведом… Наша внутренняя Вселенная, еще более необъятная, чем внешняя, игнорируется нами, а между тем именно ей мы обязаны всем нашим открытиям. Если реальны открытия, разумно ли сомневаться в источнике этих открытий?
С тех пор как Запад узнал о Кундалини, природой этого необычного явления заинтересовались как ученые, так и люди, пытавшиеся логически осмыслить этот феномен, который в будущем может стать своеобразной ракетой, нацеленной на внутреннюю звездную Вселенную. В отличие от внешней, она находится вне времени и пространства — в той духовной сфере, где спит великая тайна нашей души. Лишь сорвав завесу с этой тайны, ученые смогут наконец понять смысл многих внешних тайн.
Последние изыскания нейрофизиологов, изучавших природу медитации, приблизили возможное объяснение феномена Кундалини как синтеза физического и психического аспектов. Благодаря такому пониманию природы Кундалини, становится понятно, каким образом медитация высвобождает энергию из недр нервной системы, обнажая скрытые способности и ускоряя нашу эволюцию на физическом уровне и на уровне сознания. Трансформированное сознание значительно расширяет наши возможности и позволяет воспринимать Вселенную из новой, более глубокой перспективы, созерцать объекты со всех сторон, переоценивая заново и жизнь, и себя.
Синдром физио-Кундалини. В процессе медитации и пробуждения Кундалини в человеческом теле происходят определенные изменения. Исследователь Ицхак Бентов разработал оригинальный метод измерения этих состояний. В своей книге «Колебания бешеного маятника» он дает подлинно йогическое понимание сознания и материи как единственное корректное толкование существа Кундалини с точки зрения физики. Бентов как бы моделирует Кундалини в физиологических терминах…
Бентов предлагает научную и уникальную модель медитации, надеясь, что в дальнейшем она будет развита и дополнена учеными и психотерапевтами. Так расширяется и углубляется наука о человеке среди врачей и ученых, работающих над физическими основами духовного знания…
Исследование Кундалини в лабораторных условиях. Такое необычайное явление как Кундалини весьма трудно, почти невозможно, исследовать в лабораторных условиях либо потому, что действительно продвинутые не любят распространяться, а тем более афишировать свой мистический опыт, либо потому, что окружающая лабораторная обстановка не располагает к откровенности, не говоря уже о том, что приборы не являются абсолютно совершенным критерием. И все же имеющиеся результаты исследований свидетельствуют о тенденции поддержать модель Бентова, объясняющую природу Кундалини.
Собранный научный материал был тщательно проанализирован, в результате чего выявилась органичная связь между активизацией нервной системы, синхронизацией биотоков мозга и экстатическим состоянием. Наблюдения за поведением пробужденной Шакти показали, что ее движения вполне согласуются с йогической теорией о том, что Шакти начинает свое восхождение в Муладхара-Ччакре, постепенно продвигаясь к Аджна- Чакре и воздействует на глубинное, животное подсознание, подпитывая энергией замкнутый контур, лимбическую систему мозга; затем, подбираясь к таламусу, стимулирует все зоны церебральной коры, что в конечном счете обнажает ранее скрытые и невостребованные возможности, закодированные до поры до времени в различных зонах мозга. Весь мозг начинает пульсировать как единое целое, и энергетический ливень обрушивается на Аджна-Чакру…
Понятно, что Шакти проявляет себя через нади, чакры и мозг, если мы действительно прогрессируем в медитации. Вспышка возникает лишь после того, как мы достигаем порога, необходимого для достаточного возбуждения. Когда это происходит, освобожденная энергия воздействует па прежде дремавшие центры мозга, формируя трансцендентальное сознание, которое перемещает человека на качественно более высокий энергетический уровень. Шакти пробуждается подобно воспрянувшей пружине. Развивается внутреннее чувство частоты и силы, укореняясь все больше в наше бытие, пока не произойдет окончательное пробуждение Кундалини.
Глава 9. Очевидное смыкание культур. Итак, Кундалини — явление трансцендентальное, вне времени и пространства, и мы не можем в абсолютной мере понять масштабы мощи переживаемого мистического опыта. Однако мы можем видеть, как эта мощь воздействует на нашу жизнь, как-она влияет и формирует сознание и культуру народа в целом. Как йоги, так и многие серьезные исследователи уверены, например, в том, что в основе мистического опыта Христа, Будды, Кришны, Рамы и многих других духовных пастырей человечества, лежит именно пробужденная Кундалини.
В то время как одни ученые изучают природу этого явления, его структуру, формы воздействия и прочее, другие ученые рассматривают Кундалини с точки зрения социальной и антропологической. Поскольку природа Кундалини универсальна, она проявляется повсюду, в каждой культуре и во все времена. Джон Уайт писал: «Хотя слово «кундалини» йогического происхождения, аналогичное явление под разными названиями всегда воплощалось во всех религиях мира, духовных путях, оккультных традициях как показатель божественности. Само слово «кундалини» может не упоминаться на разу, но смысл описываемого явления совершенно идентичен природе Кундалини»…
Заключение. Вышеперечисленные примеры со всей очевидностью доказывают, что пробуждение Кундалини возможно всюду, независимо от места, времени и народа. Разница заключается лишь в том, что у некоторых народов, например, у индусов, природа Кундалини изучена и описана подробно и основательно. Благодаря йогическому наследию культура Индии созрела и сохранилась до наших дней, и мы сегодня можем познакомиться с ее возвышенной философией, запечатленной в таких бессмертных творениях, как «Бхагавад-Гита», «Йога-Васиштха», «Хатха-Йога-Прадипика», Упанишады, Веданта. Тысячелетия мистического опыта мужчин и женщин нашей планеты вошли в духовную сокровищницу некогда существовавшей высокой духовной культуры. Сохранились многочисленные свидетельства медитативных переживаний, известно несметное количество психотехник и методов, которые способны возродить наше былое духовное могущество. Пожалуй, лишь одна страна в мире, Индия, сохраняла так бережно духовные традиции и донесла их до наших дней во всем их великолепии и разнообразии.
Свами Вивекананда подводит итог всем явлениям, в основе которых лежит душа самосовершенствования — вечная сила Кундалини: «Длительная медитация конденсирует огромную энергию, которая просачивается в Сушумну и взрывается в чакрах с такой силой, которая несопоставима с аффектами чувственных восприятий. Где бы и как бы ни возникла сверхъестественная сила или то, что мы называем гениальностью, эта сила всегда проникает в Сушумну».
Таким образом, природа, воздействующая на судьбу отдельного индивидуума и целого общества, едина и универсальна, хотя формулируется везде по-разному. Йоги называют эту природу пробуждением Шакти, или Кундалини, и разработали обширную, сложную, систематическую и конструктивную науку, которая возрождает универсальную силу, дремлющую в каждом из нас и способную изменить к лучшему нашу культуру».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Фундаментальное пособие.
/ Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. К. Консент, Ника-Центр. 1997г. 320 стр.)

* * *