Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.2).

продолжение

«Глава 4. Кундалини-Йога: возвращение к корням. Что такое Кундалини-Йога, и как она может помочь Западу? Почему Ваш метод пробуждения Кундалини хаотический, в отличие от традиционных методов контроля? Сущее — это энергия, многообразные формы движения энергии. Что касается существования человека, то эта энергия имеет форму Кундалини. Кундалини — это сфокусированная энергия человеческого тела и души.
Энергия может быть проявленной и непроявленной. Она может оставаться в семени или проявить себя в форме. Каждая энергия находится либо в зародыше, либо в проявленной форме. Кундалини — это весь ваш потенциал, все ваши возможности. Но это семя; это потенциал. Пути пробуждения Кундалини — это пути осуществления ваших потенциальных возможностей. Итак, во-первых, Кундалини не есть нечто исключительное. Это всего лишь человеческая энергия. Но обычно функционирует только часть ее, очень малая часть. И даже эта небольшая действующая часть не функционирует гармонично, она в конфликте. Отсюда несчастья и страдания. Если ваша энергия функционирует гармонично, вы испытываете блаженство, но если она в конфликте с самой собой, вы несчастны. Все страдания означают, что ваша энергия в конфликте; состояние радости и блаженства означает, что ваша энергия гармонична.
Почему же вся эта энергия является только потенциальной? Она не нужна в повседневной жизни — она не востребована. Функционирует только та часть, которая была спровоцирована. Наша повседневная жизнь не предъявляет к ней больших требований, поэтому проявляется только очень малая часть. И даже эта небольшая, проявленная часть негармонична, потому что ваша повседневная жизнь не составляет единое целое…<…>.
А если вы не в гармонии, то ваша энергия направится против вас самих. Энергии необходимо движение, а движение всегда происходит от непроявленного к проявленному, от семени к дереву, от тьмы к свету. Это движение возможно только тогда, когда нет подавления. Иначе движение, гармония разрушаются, и ваша энергия превращается в вашего врага. А вы сами — в толпу. Тогда вы не едины; вы разделены на множество частей, вас много.
Вот такова ситуация, что касается людей. Но так быть не должно. Это причина несчастья, страдания и отсутствия красоты. Красота и блаженство могут прийти только тогда, когда ваша жизненная энергия в движении, в легком и расслабленном движении — без подавлений, без ограничений; единая, не фрагментарная, не в конфликте с собой, но единая и органичная. Когда ваша энергия приходит в такое гармоническое единство, это и называется Кундалини. Кундалини — это просто технический термин для обозначения вашей энергии, когда она в единстве, в движении, в гармонии, без конфликтов, когда она сотрудничает органически взаимно дополняясь. Там и тогда происходит трансформация — нечто уникальное и неизведанное.
Когда энергии в конфликте, вам хочется освободить их. Вам легко только тогда, когда конфликтующие энергии освобождены и выброшены. Но когда вы выбрасываете их, ваша жизненная энергия, ваша жизненность падает. Движение вниз это движение наружу, а движение вверх это движение внутрь. Чем больше ваши энергии поднимаются, тем глубже они идут внутрь; чем ниже они опускаются, тем больше они выбрасываются наружу. Выбрасывая свои конфликтующие энергии наружу, вы испытываете облегчение, но это подобно выбрасыванию по кусочкам своей жизни. Это самоубийственно. Пока наша жизненная энергия не становится единой и гармоничной и не начинает течь внутрь, мы просто совершаем самоубийство.
Выбрасывая энергию, вы чувствуете облегчение, но это облегчение кратковременное, потому что вы являетесь постоянным источником энергии. Она снова аккумулируется, и вам снова приходится избавляться от нее. То, что обыкновенно считается удовольствием, есть не что иное, как выброс конфликтующих энергий. Удовольствие означает, что вы освободились от бремени. Это всегда негативное, а не позитивное явление. Блаженство же всегда позитивно, оно приходит только тогда, когда ваши энергии осуществляются.
Когда ваши энергии не выбрасываются наружу, а расцветают внутри, когда вы с ними заодно и не противоречите друг другу, тогда возможно движение вовнутрь. Это движение бесконечно. Оно все углубляется и углубляется, и чем глубже оно становится, тем больше в нем блаженства экстаза.
Энергия имеет две возможности. Первая — выброс энергий, освобождение от того, что стало бременем, что вы не в состоянии использовать творчески. Это состояние ума направленное против Кундалини, антикундалини. Обычное состояние людей — антикундалини. Энергия движется от центра к периферии, потому что в этом направлении движетесь вы. Кундалини же означает как раз противоположное: все силы и энергии движутся от периферии к центру. Движение вовнутрь, центростремительное движение, дает блаженство, в то время как движение наружу приносит как радость, так и страдания. Будут моменты радости и постоянные страдания. Радость будет приходить в те немногие промежутки, когда вы живете надеждами и ожиданиями. Но постоянным результатом будет всегда страдание.
Энергия постоянно создается и выбрасывается. Если человек достаточно умен и восприимчив, он почувствует все нелепость и бессмысленность этого. Тогда он почувствует бесцельность жизни. Разве вы лишь инструмент для создания и выброса энергии? Где же здесь смысл? К чему вообще жить? Только для того, чтобы быть инструментом создания энергии и избавления от нее? Поэтому, чем восприимчивее человек, тем острее чувствует он бессмысленность той жизни, которую мы знаем.
Кундалини означает перемену этой нелепой ситуации в осмысленную. Искусство Кундалини — одно из самых тонких искусств. Естественные науки тоже занимаются энергией, но физической, а не психической. Йога занимается психической энергией. Это наука метафизики, наука запредельного.
Так же как и материальная энергия, которой занимается наука, эта психическая энергия может быть созидающей и разрушающей. Если ее не использовать, она становится деструктивной; будучи использованной, она творит. Но ее тоже можно использовать нетворчески. Чтобы сделать ее творческой, нужно, прежде всего, понять, что осуществлять следует не просто часть своего потенциала. Если осуществляется только часть, а остальная, большая часть ваших потенциальных возможностей остается неосуществленной, такая ситуация не может быть творческой.
Осуществленным должно быть все, весь потенциал должен получить развитие. Есть методы осуществления вашего потенциала, пробуждения его. Он спит, свернувшись, как змея. Вот почему его называют Кундалини: змеиная сила, спящая змея. Вы видели когда-нибудь спящую змею? Она похожа на нее. Она свернута; она совершенно неподвижна. Но змея может подняться прямо на хвосте. Она стоит благодаря своей энергии. Вот почему был использован символ змеи. Ваша энергия тоже свернута и спит. Но она может выпрямиться; она может пробудиться и осуществить весь свой потенциал. И тогда вы преобразитесь.
Согласно Кундалини-Йоге, вы только частично живы. Та часть вашей энергии, которая стала действующей, и есть ваша жизнь. Остальная часть спит, как если бы ее вообще и не было. Но ее можно пробудить. Есть много методов, с помощью которых Кундалини-Йога пытается превратить потенциал в действительность. Например, пранаяма (контроль дыхания) один из методов воздействия на спящую энергию. Это воздействие возможно через дыхание, потому что дыхание это мост между вашей жизненной энергией — праной, вашим первоначальным источником жизненности, и вашим действительным существованием. Это мост между потенциальным и действительным.
Как только вы меняете свою систему дыхания, сразу же изменяется вся ваша энергетическая система. Во сне у вас одно дыхание, при бодрствовании — другое. Когда вы сердитесь, вате дыхание отличается от того, когда вы влюблены; а когда вы испытываете половое возбуждение, у вас снова иное дыхание. В каждом состоянии психики присутствует свое особое качество жизненной силы и происходит изменение дыхания.
При помощи пранаямы систематически пробуждается эта потенциальная энергия внутри вас. То же самое можно сделать с помощью асан — йогических поз, потому что ваше тело в каждой своей точке связано с источником энергии. И каждая поза соответствующим образом воздействует на источник энергии. Поза, которую использовал Будда, называется падмасана, поза лотоса. Это одна из поз, в которой требуется минимум энергии. Если сидеть в ней прямо, все так сбалансировано, что вы становитесь едины с Землей. Исчезает сила земного притяжения. А если ваши кисти рук и ступни располагаются таким образом, что создается замкнутый круг, по нему потечет жизненное электричество. Поза Будды — замкнутая поза. Энергия циркулирует в ней, она не выбрасывается наружу…
Нужно работать с двух концов. Для тела есть Хатха-Йога: асаны, пранаяма и тому подобное; а для ума есть Раджа-Йога и другие Йоги, которые в основном занимаются вашими умственными отношениями. Тело и ум — это одна энергия.
Йога полезна, но это только одна сторона. Другая сторона — это то, что Будда называл «сознаванием». Практикуйте Йогу, чтобы тело гармонично сотрудничало с вашими внутренними движениями, и одновременно практикуйте сознавание. Дверью к уму является дыхание. На мгновение прекратите дышать, и ваши мысли тут же остановятся. Когда останавливается дыхание, останавливается процесс мышления. Если ваше мышление хаотично, то и дыхание ваше тоже будет хаотичным. Дыхание немедленно отражает ваш процесс мышления. Будда говорит об Анапанасати-Йоге — Йоге сознавания вдоха и выдоха. Он говорит: «Начинайте с этого». И это правильное начало. Нужно начинать с дыхания, а не с процесса мышления. Когда вы сумеете прочувствовать тонкое движение дыхания, вы сможете ощутить и тонкое движение мысли.
Сознавание процесса мышления изменит качество ума; асаны и пранаяма изменят качество тела. Тогда приходит момент, когда ваши ум и тело — одно, безо всяких противоречий. Когда они синхронизируются, вы уже ни тело, ни ум. Впервые вы познаете себя как «я». Вы превосходите их. Это случается только при отсутствии конфликта. В тот гармоничный момент, когда тело и ум одно, без противоречий, вы превосходите их. Вы более ни то, ни другое. По сути, вы ничто: ни-что. Вы просто сознание, сознавание. Не сознавание чего-то, а просто сознавание. Это состояние сознания, чистого сознавания, без сознавания чего-то конкретного, и есть момент взрыва. Ваше потенциальное становится действительным. Вы взрываетесь в новую реальность — в высшее. К этому устремлены все религии».

(Ошо. Психология эзотерического. / Пер. Московского центра ОШО. 1992г. 384 стр.)
(Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. Беседы о Дзэн. АСТ. 1992г. 380 стр.)

«Глава 1. Кундалини: пробуждение к радикальной духовности. …Обычно первая вспышка Кундалини ощущается как движение энергии вверх от основания позвоночника, где, согласно эзотерической литературе, эта энергия дремлет, свернувшись кольцом, с самого рождения человека. Она может бить словно гейзер, может медленно ползти вверх по спирали, как змея, или течь равномерным потоком вверх по позвоночнику и вытекать через макушку. Тело вибрирует или наполняется ощущениями присутствия энергии и (если повезет) экстаза. Нервная система может быть переполнена интенсивным теплом, звуками или светом. Затем может возникнуть ощущение, что энергия постепенно уходит. Или же она может задержаться, сделав из данного мужчины или женщины совершенно нового человека…<…>.
Глава 2. Все цвета радуги: переживания, связанные с Кундалини. Комментарии к «симптомам». …Согласно священным ведическим книгам, энергия Кундалини — это фундаментальная сила созидания и первичное сознание вселенной. Свами Вишну Тиртха четко описывает ее в классической книге о Кундалини «Деватма Шакти (Кундалини): Божественная Сила».
Ведические философы рассматривают все созидание на физическом и метафизическом плане как игру разных сил, которые все являются различными формами одной универсальной космической энергии или Силой (Шакти), которая является проявлением всепроникающего и всесильного Брахмана. Это явление можно сравнить с образованием туманов, облаков, молнии, грома, града, снега и тому подобного из вездесущего пара. За каждым проявлением космической силы следует соответствующее растворение, завершающее один цикл. Беспредельная космическая Сила пребывает в динамическом состоянии на протяжении процесса творения, а завершив определенный объект, сворачивается при помощи своих беспредельных возможностей в статическую остаточную форму в каком-то базовом центре созданного ею объекта. В этой остаточной форме она известна как Кундалини-Шакти или Свернувшаяся Сила, которая, разворачиваясь после пробуждения к действию, начинает следовать по своему пути обратно к своему родительскому источнику, как, например, электрическая энергия.
В динамическом процессе созидания человеческой жизни, согласно Ведам, жизненная сила проходит через особый процесс созидания трех тел: причинного (вмещающего блаженство и сознание), тонкого (содержащего потенциалы ума, эго, энергии, эмоций и чувств) и грубого (материального, или физического тела). После того как эта сила сформировала тип личности, интеллекта и физиологии, остаточная энергия сворачивается в точке у основания позвоночника, которую индийцы называют Муладхарой. Когда Кундалини пробуждается, свернувшаяся энергия поднимается, словно змея, вверх по позвоночнику, преобразуя природу шести чакр на своем пути, и в конце выходит через макушку (Сахасрару, обычно определяемую как седьмая чакра*). Это вызывает божественное познание, или просветление. (*По словам Бабы Хари Даса (из личной беседы), в действительности существует также 50 других чакр, или воронок энергии, но упомянутые выше шесть или семь наиболее часто упоминаются в восточных священных книгах и являются наиболее важными в отношении движения Кундалини).
Кундалини — это сила с огромнейшим потенциалом, она открывает духовную жизнь и ранее дремлющую способность космического сознавания и экстатических состояний, но иногда и становится причиной больших сдвигов в физиологической системе. Некоторые описывают движение этой энергии как постепенное течение ее вверх по позвоночнику, во время которого она пробуждает особые способности, знания и стадии самадхи по мере того, как полностью наполняется жизнью каждая чакра. По-видимому, до пробуждения Кундалини чакры в общем поддерживают равновесие и распределение энергии в человеке. Когда количество энергии в них увеличивается, чакры подвергаются значительным изменениям, а когда психика отвечает на эти импульсы, может возникнуть ряд изменений личности, паранормальных способностей и состояний типа «просветления».
Движение Кундалини поддерживается и укрепляется занятиями духовными практиками (особенно медитацией), здоровым образом жизни, уважением и посвящением божественному, физическими упражнениями и определенными видами массажа тела. Часть йогов считают, что энергия не может снова впасть в состояние покоя, раз пробудившись; другие советуют ежедневно поощрять ее путем выполнения духовных практик, пока не исполнит свое предназначение окончательно и бесповоротно после прохождения через шестую или седьмую чакры.
Свами Муктананда подчеркивал, что Кундалини в теле всегда активно действует, поддерживая статус-кво организма и энергетический баланс, и что только «внутренний» аспект ее пробуждения вызывает настоящее начало духовного путешествия. Он писал: «Точно так, как через посредство созидательного ее аспекта мы исследуем внешний мир, через благодаря активизацию ее внутреннего аспекта можем ощущать внутренний, духовный мир, что ведет к постижению нашего тождества внутренним Я и к пониманию Бога».
Такое разделение объясняет некоторые противоречия в литературе о Кундалини. Большинство йогов определяют настоящее движение Кундалини как пробуждение сознания, или Я, сопровождаемое «знанием», которое отличается от интеллектуального знания о жизни, знанием, которое само по себе вызывает трансформацию. Хотя Кундалини может работать в теле и даже порождать движения тела и психические нарушения из-за интенсивной деятельности пранической энергии, пока не возникнет сдвиг в сознании, человек не полностью активизирует этот «внутренний» аспект духовного пробуждения. И наоборот, из-за того, что именно этот внутренний аспект является главным в духовном движении, Юнг признавал процесс в первую очередь психическим изменением, не сумев распознать огромные физиологические последствия этого переворота.
Книга «Йога Света», перевод древней «Хатха-Йога-Прадипики», так трактует определение Кундалини, данное на Санскрите: Говорят, что скрытая сила с большим зарядом спит, свернувшись в три с половиной раза, как змея в пенном океане молока, в самом нижнем центре (чакре Муладхаре) у подножия «древа жизни», позвоночного столба. Эту силу-змею, Кундалини, не может полно описать даже тот, кому удалось пробудить ее. Когда она просыпается, она поражает тело, как электрический шок, и дрожащий и потрясенный человек понимает, что с ним произошло необычайное событие. Это только начало. Все тело дрожит. Кажется, что распахнулась дверь, через которую из какого-то неведомого мира ринулся поток света, света несравненной яркости. Много времени проходит, и дрожащее тело снова становится спокойным, но вспышка света, пронесшаяся через позвоночник к макушке, не забывается. Однако эта вспышка не сама Кундалини, это просто знак ее пробуждения. Сама Кундалини не устремляется мгновенно вверх, но позже поднимется медленно, проходя через станции (чакры), каждая из которых порождает новое и мощное состояние. [Rieker (1971) The yoga of light: The classic esoteric handbook of Kundalini Yoga. Clearlake. CA. The Dawn Horse. p. 49]…<…>.
Глава 9. После пробуждения: пастырское служение на Западе. Эта книга — как гобелен, сотканный из нитей множества учений, отражающий драмы и глубочайшие озарения людей, жизнь которых прошла в медитации и которые имели возможность сверхчувственного опыта. Я стремилась охватить самые важные особенности, почти все, что мне удалось обнаружить за шесть лет исследований. И все же это лишь фундамент, отдельные разбросанные искорки, ибо тайна Кундалини позволяет перебросить мост между наукой и мистицизмом, древней историей и современным опытом, поставив вопросы о том, что есть человеческое и что есть божественное. Мы используем ограниченные конструктивные возможности левого полушария мозга для объяснения сфер, недоступных его познанию. Я сознаю, что лево-полушарное измерение моего ума склонно к упрощениям, предлагая простые ответы с тем, чтобы пролить хоть какой-то свет на столь загадочный и неопределенный процесс, как пробуждение Кундалини. Моя правополушарная часть, напротив, предпочла бы воздвигнуть некий величественный монумент, предоставив каждому интуитивно уловить в нем то, что не может быть выражено только лишь словом…
Сравнение Кундалини и гениальности поднимает ряд вопросов перед теми, кто изучает эти явления. Можно ли «создать» гения, следуя духовным практикам? Все ли, кто проявляет гениальность, испытали пробуждение Кундалини? Способствуют ли подобные вещи развитию сознания своей исключительности и могут ли явиться причиной нездоровых тенденций эго? Гопи Кришна чувствовал, что будущее планеты зависит от способности ученых понять эту основополагающую энергию и применить ее таким образом, чтобы способствовать расширению сознания, творческих способностей и талантов, которые могут быть направлены на решение социальных и экологических проблем.
Это действительно может быть эволюционным направлением этого процесса, но если говорить об эго, то предвидение великих свершений в результате духовного пробуждения несет определенный риск. Подобные усилия могут сохранить навсегда дуалистические интеллектуальные разногласия, так часто поощряемые рационалистическим умом. В результате духовное пробуждение становится достижением, честолюбивым стремлением и серьезной ответственностью. Преимуществом такой точки зрения может явиться то, что оно привлечет людей сильной воли, целью которых являются духовные поиски, но мне приходилось наблюдать, как борьба разума эго за совершенство, достоинство и превосходство может значительно задержать духовный прогресс: традиционно искатели духовного пути скромно и смиренно ожидают развития, отказавшись от эго. Многие святые, достигшие просветления, пришли к своей цели через ревностное служение и глубокую любовь к Богу, отстранив свой ум от мирских достижений.
Я предпочитаю относиться к пробуждению Кундалини не как к достижению, а как к раскрытию, развитию духа, ума и тела, углубляющему понимание и признательность за чудо существования… Я полагаю, оно способствует расширению развития правого полушария головного мозга, приводя к возникновению новых каналов и структур, позволяющих проявиться повышенным творческим способностям, проницательности, непосредственности и способности интуитивного понимания. Кроме того, оно позволяет сознанию подключаться к сферам тонкого и причинного тела и выйти за их границы. Кульминационный момент пробуждения Кундалини подталкивает сознание к расширению до космического масштаба и устойчивому блаженству. Известно, что подобное раскрытие существовало всегда и всегда было доступно человеку, по крайней мере на протяжении того исторического периода, о котором имеются какие-то сведения. Ко всему этому следует относиться с большим уважением, чтобы способствовать его развитию одновременно с достижениями левого полушария, что даст возможность индивидууму достигнуть большей целостности…
Кундалини — это чистая энергия жизненной силы, часть бесконечного сознания, создающая все формы и распространяющаяся за пределы нашей ментальной концепции времени и пространства. Независимо от того, было пробуждение случайным или преднамеренным, оно обладает потенциалом, чтобы соединить нас непосредственно с богатым опытом и мудростью, если мы готовы им открыться. Первоначальное переживание сатори или самадхи как раз и является таким открытием, мощным всплеском видения или погружения в блаженство, или осознания, которое, безусловно, может изменить все ваше отношение к жизни, поведение, способность любить. Но это лишь слабое проникновение в то, что нам доступно. Оказывается, что существует бесконечная возможность развития и самовыражения в духовной жизни, точно так же, как существует бесконечное число стилей жизни, характеров и типов личностей, которые должны проявиться на нашей планете за миллионы лет, отведенные человеческому роду.
Кундалини ассоциируется, главным образом, с одухотворением тела и разума, развитием способности человека переживать и удерживать бесконечность. Это развитие происходит медленно, как медленны все эволюционные изменения. Часто болезненно как физически, так и психологически, если этот процесс включает одновременно разрушение блоков с целью развития и отказ от прежних представлений о себе, убеждений и привязанностей. Именно это символизируется разрушительной ипостасью индийской богини Кали — освобождение и отказ от той личности, какой мы себя знаем. Боль от этого усиливается в том случае, когда человек, отвергнутый или дезориентированный своими близкими, неправильно истолковывает свое переживание. Трудно успешно управлять процессом своего преобразования, не встретив понимания и без готовности вверить свое сердце и разум высшему источнику, и именно здесь требуется гуру, который играет роль штурмана…
Пробуждение Кундалини — это осознание этой энергии, которая может быть использована для оздоровления, трансформации, побуждения к действию и включения верхних уровней сознания. Полностью оживив свою духовность, мы будем знать, как поддерживать происшедшее изменение и развивать в себе те жизненные качества, которые вместе с силами природы помогут сохранить планету для будущих поколений. Мы еще не знаем, что можно сделать, и пока только пытаемся представить себе более здоровую и разумную планету, населенную мудрыми и любящими людьми, испытывающими естественный экстаз внутреннего бытия. Такие изменения вряд ли могут возникнуть как результат следования великому учителю, многие из которых нам уже известны. Они появятся тогда, когда множество людей проявит желание вывернуть свое эго наизнанку и глубже погрузиться в имеющую более прочные корни сердцевину своего Я для того, чтобы активизировать основополагающие ценности человеческого существования. Это и есть рассчитанный на долгий срок потенциал, который несет такое пробуждение, независимо от того, произошло оно в результате длительных дисциплинированных усилий или спонтанно. Они учат нас пониманию возможностей, присущих трансформирующим изменениям, которое необходимо нам для перехода на следующую ступень планетарного развития.
Это вовсе не означает, что все те, у кого проснулась энергия Кундалини, сразу обрели мудрость. Всеобщая энергия всегда была нейтральной, и она всегда может быть использована в более высоких или более низких целях теми, у кого не хватило твердости до конца пройти предлагавшийся им процесс очищения. В человеческом сознании всегда существуют силы, которые искушают нас, вселяя стремление к власти, жадность, зависть, леность и все семь смертных грехов. Эти «грехи» — все наши слабости, наши тени, держащие нас в невежестве, потому что мы не сможем дойти до конца этого пути, пока не направим на них все свое внимание. И каждый совершает падение, еще и еще раз. На этой стадии было бы благоразумным попытаться с сочувствием и любовью осознать, кто мы есть, в чем наша слабость, что мы способны усилить…
Чем больше я открываюсь и приобретаю способность наблюдать истинное состояние планеты, глубину боли, которая для большинства людей является нормой, и сознавать прогнозы на будущее, тем меньше меня удивляет увеличение количества тех, кто «пробудился» и проходит через тяжелые испытания, в значительной степени напоминающие древние инициации, которые изменяют их сознание. Пожалуй, все мы нуждаемся в таком опыте, и получить нам его необходимо как можно скорее. Или, быть может, Земля засевается для кого-то еще, кто придет в отдаленном будущем, и мы лишь существа, потребовавшиеся для эксперимента и изучения духовных процессов в данный момент времени. Какова бы ни была цель, мы не должны позволить психологии, философии, науке или религии игнорировать или отвергать эти процессы. Нам необходимо добиваться терпимости, уважения, понимания и поддержки тех, кто первым ступил на эти неисследованные территории. Мы вместе проходим обучение и делим одну общую судьбу, рука об руку пробираясь через лабиринты энергетических полей, которые в конечном счете приведут нас к священному источнику и назначению человеческой души».

(Б.Гринвелл. Энергии трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г.)

«Введение. Сегодня, когда информация превратилась в коммерческий продукт, кажется, что все мыслимые тайны стали доступны любому, располагающему средствами на покупку книги или кассеты. Тем не менее, из того, что тайные учения сегодня можно легко купить, отнюдь не следует, что их можно столь же легко постичь. Хотя слова можно покупать и продавать, живую мудрость, находящуюся в сфере опыта, а не слов, по-прежнему приходится зарабатывать тяжким трудом.
Среди тех древних таинств, что ныне предлагаются на продажу, есть и учение Кундалини — корень, из которого произрастают все духовные практики. Однако большинство авторов, которые пытались познакомить мир с этим живым учением, источником всех познаний, лишь порождают мёртвые слова. Как заметил Генрих Циммер: «О самых лучших вещах рассказать невозможно; вторые же по значению вещи понимаются неверно».
Карл Юнг, в течение нескольких десятилетий читавший курс лекций по Кундалини, объясняет, почему так происходит: Путь Йоги и философия Йоги всегда имели тайный характер, но это объясняется отнюдь не тем, что их держат в тайне. Поскольку, если вы храните что-то в секрете, то это уже «секрет Полишинеля»: вы знаете об этом, другие знают об этом, и секрета уже нет. Настоящие секреты становятся таковыми потому, что их никто не понимает. О них даже невозможно говорить, и опыт Кундалини-Йоги обладает именно такой природой.
Тенденция к сохранению секретности — всего лишь естественное следствие того, что опыт имеет такую исключительную природу, что её лучше не обсуждать, поскольку вы подвергнете себя опасности величайшего непонимания и неверного толкования (Jung, стр. 20). Опыт Кундалини-Йоги весьма специфичен, поскольку Кундалини — источник всех наших переживаний. Кундалини — это та, постоянно пребывающая в нас энергия, которая, самоидентифицируясь с нашими мнениями и чертами характера, сращивает и сохраняет нашу идентичность. По словам Юнга, …согласно Тантрическому Учению, существует некое побуждение к порождению личности, чего-то центрированного и отделённого от других существ. Это то, что в Западной Философской Традиции можно было бы описать как побуждение, или инстинкт, к индивидуации. Инстинкт индивидуации повсеместно присутствует в жизни, поскольку на Земле нет жизни, которая не была бы индивидуальна. Индивидуация имеет место лишь в том случае, если вы её осознаёте, но индивидуальность присутствует всегда, начиная с момента вашего появления на свет (Jung, стр. 2).
Так как побуждение к индивидуации направлено главным образом в сторону ублажения собственной ограниченной, временной индивидуальной самости, его называют Ахамкарой, или эго. Это та сила, которая позволяет вам без сомнений принимать мир таким, каким он является на поверхности. Та же сила называется Кундалини, когда Она отрешается от мирского и обращается к духовному, неизменному и вечному. Когда пробуждается Кундалини, уже невозможно продолжать верить в то, что внешняя реальность — это единственная реальность. Ахамкара делает вас тем, чем вы являетесь; Кундалини превращает вас в то, чем вы станете.
Кундалини до сих пор остаётся тайной, потому что, как замечает Юнг, её нельзя понять, её можно лишь ощутить. Процесс духовной эволюции не может быть объективизирован, отчуждён от субъекта, который развивается, поскольку Кундалини одновременно функционирует и как описывающее сознание, и как объект описания, и как его описание. Поскольку человеческий язык предназначен для субъектов и объектов, то описания Кундалини, как правило, склоняются либо к объективному комментированию опыта, что делает его безжизненным, либо к описанию грубого субъективного опыта как такового, который обычно искажён психическими дисбалансами субъекта, его стрессами и фантазиями.
Среди авторов, внёсших наиболее значительный вклад в литературу о Кундалини, следует отметить сэра Джона Вудроффа (Артура Авалона), англичанина, который был посвящён в Тантру, исполняя обязанности судьи в Индии, и Гопи Кришну, пандита из Кашмира, который претерпел ужасные мучения, когда его Кундалини пробудилась прежде, чем он узнал, как с Ней обращаться. И хотя ни тот, ни другой не смогли безупречно передать суть непостижимых тайн Кундалини вследствие необходимости пользоваться словами, в некоторых вдохновенных пассажах можно встретить мгновенные проблески Кундалини, подобно тому, как разряд молнии пробивается сквозь угрюмые небеса.
Упомянутые описания хороши тем, что информация в них не изымается из контекста. Кундалини может быть понята исключительно в контексте индийской культуры. К сожалению, начиная ещё со времён ранних теософов, большинство западных толкователей Кундалини, вводя в свои психологические системы понятия, которые они считают тантрическими, без колебания присваивают им значения, которые часто значительно отличаются от их изначального смысла. Юнг тоже заимствовал понятия из Кундалини-Йоги, включая и саму Концепцию Кундалини, которую он называл анимой, и поэтому он сам частично повинен в сложившейся ситуации. Но, по крайней мере, он был более искренен, чем большинство исказителей Кундалини: Надлежит быть весьма искушённым в психологии, для того чтобы придать этим материям форму, пригодную для усвоения западным умом. И если мы, приспосабливая их к западной ментальности, не будем основательно трудиться и отваживаться на многочисленные ошибки, мы просто отравимся. Это объясняется тем, что эти символы наделены потрясающей цепкостью. Они неким образом захватывают наше бессознательное и цепляются к нам. Однако это тела, чуждые нашей системе — corpus alienum, — и они замедляют естественный рост и развитие нашей собственной психологии. Это как бы побочный рост, или своего рода отравление. Поэтому нужно приложить воистину героические усилия, с тем чтобы усвоить эти вещи, восстать против этих символов, лишая их влияния. Возможно, вы не совсем понимаете то, о чём я говорю, но примите мои слова как гипотезу, хотя это больше чем гипотеза. Это истина. Я слишком часто наблюдал, насколько опасным может быть их влияние (Jung, стр. 9)… <…>.
Духовное пробуждение навсегда изменяет индивидуальный способ восприятия мира, поскольку после того, как острота кризиса смягчается, человек обнаруживает, что уже не может вернуться к некогда удобной душевной успокоенности. Пробужденная и высвобожденная Кундалини уже не поддаётся «усыплению»; джинн не вернётся в бутылку. «Пробудившись, посвящённый живёт во власти Кундалини», — говорит пандит Гопи Кришна, который пережил несколько кризисов, входе которых стремительность и безудержная мощь высвобождаемой силы ужасали его. Эта сила, ставшая причиной его ужаса, когда он столкнулся с ней, не имея поддержки наставника, может измучить и обессилить любого, кто пробуждает Кундалини без необходимого руководства… <…>.
Учёные в Индии тысячелетиями работали над совершенствованием практических методов духовного развития, которые, будучи должным образом реализованы, подготавливают последователя и направляют его в процессе индивидуации, позволяя избежать мучений. Каждый из этих методов пробуждает эволюционную силу, присущую каждому человеку, однако эта сила проявляется как Кундалини лишь в одной-единственной системе: Тантрической Традиции. Каждый, кто желает понять Кундалини именно как Кундалини, должен обратиться к Тантре. Как бы на протяжении веков ни злословили индийские ортодоксы и пуритане, Тантра — отнюдь не религия, потворствующая чувственности и призывающая к незамедлительному утолению своих страстей. Хороший тантрист верит в истину, реальность и силу фактов, первейший из которых состоит в том, что все мы — часть проявленной Вселенной, и поэтому подчиняемся её законам до тех пор, пока не разовьем способности осознавать себя в другом контексте. Тантрист стремится к тому, чтобы стать Сва-Тантрой («действующим самопроизвольно»), освободиться от всех ограничений, включая, в частности, ограничения своей личности.
Тантра — не тот предмет, который можно изучить в школе, равно как и тантрические тексты — не самоучители, поскольку Тантра не есть книжное знание. Это живая мудрость, которую следует получать непосредственно от опытного практика. Чтобы следовать тантрическому пути и пробудить Кундалини, не подвергаясь опасности, необходим хороший наставник, гуру, который уже следует пути и знает все его ловушки. И лучше не иметь гуру вообще, нежели следовать за беспомощным или невежественным гуру… <…>.
На протяжении веков в Индии возникали и исчезали философские системы, однако духовные ростки, дающие им жизнь, продолжали наливаться соками. Приливы и отливы Индийской Духовной Традиции, в частности Тантры, всегда происходили в пространстве между двумя противоположными берегами теории и практики. Теория беспрестанно регулирует практику, а практика неумолимо видоизменяет теорию. По мере того как теологи громоздят и узаконивают горы догм, иконоборцы разрушают их посредством собственных толкований.
Сегодняшние ортодоксы — это вчерашние еретики. Современная Индия наводнена отдельными персонами и сектами, которые пытаются узаконить свой уникальный вариант философии, космологии и способа ассимиляции своей системы в основную ветвь «Ведической Традиции» или «Кашмирского Шиваизма», тогда как другие индивиды и секты (часто, как это ни парадоксально, те же самые) уходят от таких унифицированных определений, называя их удобными фикциями, которые ограничивают и уводят в сторону.
Утверждая, что современный мир (время, место, люди) изменился настолько, что уже невозможно точно воспроизвести или возродить древние пути, они заявляют, что в системе надо возрождать не внешнюю форму, но то пламя, которое даёт ей жизнь… <…>.
По мере того как общество распадается и жизнь делается всё менее осмысленной, люди либо впадают в отчаяние, либо возвращаются к своим корням. Мы, на Западе, годами отсекали себя от своих корней и теперь практически лишены их. Мы медленно умираем от духовного голода.
Некоторые западные люди пытаются жить без корней, используя гидропонику или окунаясь в мечты о будущем. Другие пробуют возродить прошлое через «движение настоящих мужчин», Поклонение Богине, афроцентризм и пр. Есть и те, кто ищет корни в таких всё ещё живых культурах, как индийская, индейская, тибетская или китайская, как будто нацепив их маски, они как-то смогут ассимилироваться с этими путями. Тем не менее, мы столь поверхностны, что немногим из нас дано погрузиться в эти культуры и припасть к их корням. Как правило, мы, как и опасался Юнг, отравляем себя.
(Мой учитель) Вималананда верил в спасительную миссию духовных движений не больше, чем в благотворность социальных программ, политической активности или строгой нравственности, поскольку все эти решения поверхностны. Они изменяют нашу одежду, но не внутреннюю сущность. Он верил, что действительные перемены придут лишь через тех, кто достаточно смел для того, чтобы пересмотреть все свои представления о реальности и изменить те из них, которые потребуется изменить. Многочисленные недоразумения по поводу духовности, пропитывающие наш современный мир, делают его учения о Кундалини особенно ценными для каждого, кто пытается следовать духовным путём. Незадолго до своей кончины Вималананда завещал мне довести его размышления до тех, кто желает слушать.
За этим крылось две цели: с одной стороны, упорядочить моё собственное знание, усовершенствовать моё понимание и побудить меня к творчеству, а с другой — обучить других. Он также хотел, чтобы нечто значимое напоминало мне о нём, и когда мне хочется снова побыть рядом с ним, мне требуется лишь открыть книгу.
Подобно другим великим учителям, Вималананда умел парадоксальным образом выходить на верный путь. Он обладал удивительной способностью передавать свои знания окружающим в тот момент, когда они этого меньше всего ожидали. Он делал это, используя необычную точку зрения, смешивая теорию с анекдотом или позволяя анекдоту пояснять теорию. Его изысканность и остроумие вносили в его игру с миром элемент виртуозности. Часто за этим скрывалась исключительная проницательность. Он никогда не стеснялся в выражениях и временами казался высокомерным, резким, капризным, самоуверенным, претенциозным и склонным к стереотипам, тогда как в другие моменты его слова были наполнены мягкостью, состраданием, любовью, преданностью, дальновидностью и вниманием к деталям. В своих мнениях и часто эксцентричных взглядах он был тверди непреклонен, что вызывало в окружающих как страх, так и уважение. Диапазон его репутации включал такие определения, как гений, чудак, мудрец и Бог. Кем бы он ни был, Вималананда всегда был настоящим. Он всегда сохранял верность себе и своему видению реальности и побуждал тех, кто не выносит жара, покинуть его кухню… <…>.
Индия — это воистину загадочная страна, и здесь действительно случаются странные вещи. Многие люди, знающие Вималананду, переживали множество странных вещей, находясь рядом с ним. Большинство из них приписывали эти происшествия его присутствию, тогда как сам он приписывал их Великой Богине: «Я говорю так, как если бы я сам делал эти вещи, но фактически делать что-то — это выходит за пределы моих возможностей. Только Ма может это делать, всё это делает Она. В этом состоит основа моей убеждённости в моих способностях. Есть ли у меня какие-то возможности? Ха! Все — от Ма». Вималананда был мастером, художником сознания, и важно здесь то, что его переживания были в высшей степени реальными, и что они могут быть реальными и подлинными для каждого, кто допускает возможность, что они таковы и есть. Каждый раз, когда я перечитываю какой-то эпизод из его жизни, он вдруг снова становится для меня реальным, независимо от того, когда он произошёл, и опять Вималананда живёт для меня.
Эксперименты Вималананды убедили его (как и современных физиков — их собственные эксперименты) в том, что на самом деле невозможно говорить об объективной реальности, не принимая во внимание субъективного наблюдателя, «познающего», чьи наблюдения неизбежно изменяют исследуемую реальность. Этот сдвиг в восприятии, позволяющий агхори осознать, что познающий, познаваемое и процесс познания — это единое целое и одна Реальность, наделяет их способностью воспринимать таинственные явления независимо от того, очевидны они для других или нет.
Поскольку человеческому сознанию требуются объекты, в этой книге о Кундалини говорится так, как если бы её можно было считать изолированной от индивида, в котором она пребывает. Кундалини нельзя воплотить, но, пока Она не пробуждена в индивиде, Она существует для него как понятие и, таким образом, Она может быть относительно воплощена. По мере того как Она пробуждается, относительное воплощение постепенно преобразуется в относительное развоплощение. Когда Кундалини пробудилась полностью, человек в полной мере входит в субъективное сознание, и все описания теряют смысл…
Эта книга главным образом касается подхода Вималананды к частным вопросам Тантры, как это было заявлено в предисловии к Агхоре I. В ней три персонажа: учитель (Вималананда), ученик (я) и учение. По большей части она написана в форме диалога, или скорее триалога, поскольку учение тоже обладает своим собственным голосом. Живая мудрость не может быть ограничена словами, но некоторые ситуации могут дать о ней некоторое представление, подобно тому, как на плохо различимом ландшафте вас может направить указующий перст. Как сказал Христос: «Имеющий уши да слышит». Тот, кто «слышит» внутреннюю значимость слов Вималананды, сможет «увидеть» и их сокровенный смысл… <…>.
Хотя я познакомился с идеей Кундалини ещё до того, как встретил Вималананду, Она стала для меня реальной только после того, как я стал прослеживать её затейливую стезю, проходящую через его жизнь. Так как его задача состояла в том, чтобы отвратить мой ум от идеи быстрых достижений, он никогда не сажал меня перед собой и не говорил: «Вот в чём на самом деле состоит суть Кундалини». Вместо этого он время от времени снабжал меня малыми порциями информации, побуждая тщательно осмысливать и эффективно усваивать каждый кусочек. Он любил повторять: «Никогда не торопись: начинай с глотка и заканчивай бутылкой». Обстоятельный разговор, воспроизводимый ниже, не явился результатом одной беседы; здесь собраны вместе различные фрагменты, с тем, чтобы дать цельное представление о его подходе к Кундалини-Йоге». 

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.)

«При рассмотрении сверхчувственного организма человека, как он показан в индийской Йоге и, прежде всего, в Хатха-Йоге, надо различать его четыре главные элемента.
1. Элементарный (эфирный) позвоночник или «Гора Меру», как его называют индусы. Он имеет отношение к силе «я» и к силе воли человека, иначе говоря, к тому, что человек ощущает в своей душе как мужское начало. В индийском отделении Мюнхенского этнографического музея находится свиток с изображением сверхчувственного организма человека, найденный в Кашмире, датировка его неизвестна. Это изображение составлено полностью в духе древнего познания Хатха-Йоги и в своих частностях оно представляет большой интерес. Там, в нижней части этого свитка находится изображение элементарного позвоночника из 21 позвонка, похожее на те изображения физического позвоночника, которые даются в анатомических атласах, но только там число позвонков больше… <…>.
В мюнхенском цикле лекций (1913г.) «Порог духовного мира» Р.Ш. в конце третьей лекции указал на то, что слишком тесная связь цветков лотоса с элементарным позвоночником представляет опасность для высшего развития человека: Люцифер и Ариман захватывают цветки лотоса и приковывают их к элементарному позвоночнику. Вследствие этого человек, стремящийся к способности высшего познания, без того, чтобы сначала усвоить себе моральные импульсы, оказывается окованным своим эгоизмом. Это является опасностью для человека нынешнего времени, но для дохристианских времен, для дохристианской Индии, когда и где надо было добиваться, прежде всего, укрепления человеческого «я», достижение тесной связи цветков лотоса с элементарным позвоночником было, по-видимому, еще нормальным шагом на пути развития человека. Установка на эту тесную связь, по-видимому, является характерной для индийского пути оккультного развития.
Однако, тут необходимо обратить особенное внимание на то, что внутри индийской Йоги имели место различные воззрения и тенденции. Нам нередко встречались такие изображения, на которых цветки лотоса показаны несвязанными с элементарным позвоночником.
2. Жизненные токи. Индус говорит об оккультных артериях (нади), в которых циркулируют жизненные токи. Их число очень велико; называют даже до 72 000. Однако, среди них выделяются 3 главных, играющих решающую роль при упражнениях Йоги: Ида, синеватой окраски, слева, Пингала, красноватой окраски, справа, и Сушумна, посередине туловища, причем движение жизненного тока в Сушумне начинается только в результате упражнении Йоги. Здесь заслуживает внимания то, что при известных экспериментах Райхенбаха то излучение человеческого организма, которое лицезрели сенситивные люди, принимавшие участие в этих экспериментах, было синеватым, когда оно исходило из левой половины тела наблюдаемого человека, и красноватым, когда оно исходило из правой его половины. Тайна различия правой и левой сторон человеческого организма находит свое выражение в учении Хатха-Йоги. Согласно этому учению Ида и Пингала многократно перекрещиваются между собой, таким образом, что их токи, вместе со средним током Сушумны, образуют фигуру, подобную жезлу Меркурия. Действительно, жезл Меркурия есть также символ индийской Йоги. По существу говоря, учение об Иде, Пингале и Сушумне в конечном счете заключает в себе тайну Люцифера, Аримана и Христа… <…>.
Сама Сушумна, опять таки, троякого строения: внутри нее проходит более тонкая артерия Ваджра, а внутри этой — еще более тонкая артерия Читрини.
3. Цветки лотоса. Являются органами собственно оккультного познания. Они, за некоторыми исключениями и с некоторыми ограничениями, тесно связаны с «элементарным позвоночником». Индийская Йога дает другое их описание, чем то, которое мы находим в книге Р.Ш. «Как достигнуть познания высших миров».
Согласно учению индийской Йоги, наряду с шестью главными цветками лотоса, есть еще другие цветки лотоса, а также и промежуточные промежные органы. Но что касается шести главных цветков лотоса индийской Йоги, то они суть те же самые, которые приведены в книге Р.Ш. «Как достигнуть познания высших миров», а также в его «Тайноведении». Также и тот распорядок этих шести главных цветков лотоса, который дается в учении индийской Йоги, согласуется с антропософским учением о трех системах человеческого организма…<…>.
На рассматриваемом мюнхенском свитке между шестилепестковым [Свадхастхана] и десятилепестковым [Манипура ] цветками лотоса находится промежуточный орган, иначе нарисованный, чем все остальные цветки лотоса. Этот орган носит индийское название «Кундалини-Чакрам». «Чакрам» дословно значит «колесо» и часто употребляется вместо выражения «цветок лотоса». По-видимому, местоположение этого органа показано несколько иным, чем оно дано в книге Р.Ш. «Как достигнуть…», где он обозначен как тот центр в эфирном теле, откуда исходят излучения, разветвляющиеся к различным цветкам лотоса астрального тела. Следует обратить внимание на то, что в индийских изображениях цветки лотоса, находящиеся ниже «Кундалини-Чакрама», даются прикрепленными, как и этот чакрам, к вертикальной трубке, означающей «элементарный позвоночник». Выше же Кундалини-Чакрама и вплоть до двенадцатилепесткового цветка лотоса сверхчувственные органы показаны располагающимися более свободно по спирали, как бы независимо от «элементарного позвоночника». А еще выше — сверхчувственные органы снова расположены по спирали.
Выше двухлепесткового цветка лотоса изображены сверхчувственные органы, относящиеся к миру человеческого мозга.
Согласно индийским воззрениям над верхом черепа находится тысячелепестковый цветок лотоса (Сахасрара), неупоминаемый Р.Ш. очевидно потому, что согласно учению Йоги там находится реальное соединение Шивы и Шакти (Кундалини) и йог, достигший этого, обретает освобождение… <…>
Между тысячелепестковым цветком лотоса и двухлепестковым на мюнхенском свитке даны символические изображения, касающиеся тайны развития «я». Тут мы видим образ «Древа Жизни», вновь обретаемый йогом, а под ним — фигуру лебедя (его индийское название «хамсо» является обращением индийского выражения «сохам», что значит «я есмь» и лунную ладью с фигурой человека в ней.
Ниже дано изображение крылатого «грифи», являющегося образом двадцатилепесткового цветка лотоса индийской Йоги. Однако, мы не имеем здесь возможности входить в более детальные рассмотрения этих «промежуточных» сверхчувственных органов… <…>.
4. Четвертый, самый важный элемент «сверхчувственного организма», над развитием которого работали индийские йоги, это — Кундалини (или Кундали). Это есть собственно активный фактор и, вместе с тем, главная тайна индийской Йоги, можно сказать, «загадка сфинкса» индийской Йоги. Кундалини окутан покровом загадочности и таинственности, как и все «Вечноженственное». «Кундалини» в дословном переводе означает «извивающийся», «змея»; отсюда это индийское слово переводят как «сила змеи» или «пламя змеи».
Р.Ш. в первых изданиях своей книги «Как достигнуть…» еще говорил о «пламени Кундалини» и о «свете Кундалини»; в позднейших же изданиях он говорил лишь о «высшем жизненном элементе», о «духовной способности восприятия», а однажды о «духовном световом органе».
Тут мы, наконец, встречаемся с той «заколдованной», которая в индийской Йоге и в ее «Химической Свадьбе» («Ха-тха») играет ничуть не меньшую роль, чем «царская дочь» в народных сказках. Также и «зеленая змея» в сказке Гете ведет нас в этом направлении. В англо-индийской теософской литературе тема Кундалини-Шакти трактуется с важничаньем и напускной таинственностью, что производит почти отталкивающее впечатление. Антропософское учение об эфирных силах позволяет нам вопросить этот сфинкс Кундалини об его загадке и найти точный ответ. Для этого необходимо к обретенным нами теоретическим познаниям присоединить еще и опыт медитации, и тогда человек может достичь той степени ясного постижения этой тайны, которую допустит иметь его карма.
Поскольку мы высказали отрицательное суждение об англо-индийской Теософии, пусть будет приведено здесь в гораздо более положительном смысле одно высказывание, взятое из книги Е.П.Блаватской «Изида без покрывала»: «Эфир — Небесная Дева, Духовная Мать всякой существующей формы и всякого существа, из лона которой по «оплодотворении» Божественным Духом вызываются к существованию материя и жизнь, сила и действие, электричество, магнетизм, тепло, свет и химическая активность, которые еще столь мало знают сегодня, что свежие факты непрестанно расширяют кругозор нашей науки.
Это место интересно не только тем, что эфирное названо Небесной Девой и Матерью всех процессов, происходящих в материальном мире, но и также тем, что после упоминания об электричестве, проявления которого принадлежат царству подприроды, названы «магнетизм, тепло, свет и химическая активность» — этими терминами Е.П.Б. обозначает те четыре вида эфира, которые различает современная духовная наука: жизненный эфир, световой эфир, тепловой эфир и химический эфир. Антропософское учение об эфирах позволяет подойти к теоретическому решению логической тайны Кундалини-Шакти или «Космической Матери».
В смысле египетских мистерий за эфирными явлениями находится правящая ими мировая сила, Божественная Изида, — Космическая Мать и Дева; она открывается в эфире неподвижных звезд и планет, а потом еще в земных стихиях, в эфире растительного мира. Многозначительно то, что в «Катхака-Упанишаде» взамен Шакти (Кундалини) выступает образ Божественной Матери Адити, соответствующей древнеегипетской Изиде, и что там сказано о связи с нею Праны. Адити, иначе говоря, макрокосмическая сторона существа Изиды, фигурирует в этой Упанишаде в микрокосмическом смысле, в його-техническом смысле, как Шакти. Под Шакти индус понимает ту «женскую первичную силу», которая через посредство эфирных сил осуществляет проявление божественно-духовного в физическом мире.
В этом смысле каждое божество подвластно Шакти. Уже «Песнь Творения» Ригведы гласит об этой женской силе изначально божественного, именуя ее Свадха.
В Хатха-Йоге Шакти есть микрокосмическое откровение женской первичной силы Космоса, ее откровение в физическом и эфирном телах человека. Благодаря упражнениям йоги Шакти достигает в человеке соединения с Шивой, т.е. божественной силой «Вечномужественного», что открывается в «Полюсе Сознания» человека. В индийской мистерии Йоги Шива и Шакти суть то же самое, что и Озирис и Изида древнеегипетских мистерий. Древний египтянин также прозревал в Изиде как макрокосмическое, так и микрокосмическое откровение эфирных сил. Их микрокосмическое откровение в человеке и есть то, что играет практическую роль в индийской Йоге.
В Индии Шакти всегда представляют себе как откровение женского начала мира. Вспомним, что «Шакти» употребляется также и как просто женское имя. Также как «Ишвари», т.е. «Владычица», как называется она в документах Йоги. Все те — бесчисленные имена, которые в Индии даны супруге Шивы (который и сам есть «Бог с тысячью имен»), как то: Дурга, Парвати, Гаури и т.д. — все они имеют отношение к той самой первичной женской силе, которая в Йоге носит название Кундалини. Ее лицезреют не только в образе «змеи», но также и в виде юной женской фигуры пленительной красоты. Она появляется также и как печальная (или даже истязающая себя) молодая вдова, живущая между Гангой и Джамной (иначе говоря, между Идой и Пингалой); она является также погруженной в глубокий сон, из которого может восстать только будучи насильственно пробужденной. Поскольку эта сила в человеке спит, постольку человек оказывается обладателем бодрствующего сознания в отношении повседневного земного существования; когда же она пробуждается, тогда человек впадает в сонное состояние в отношении земной повседневности, но зато обретает бодрствующее сознание в отношении высшего сверхчувственного мира.
Итак, Кундалини, подобно Изиде, есть носитель высшего познания в человеке. Ее зачарованное состояние сна в людях, ведущих обыкновенную жизнь, есть первопричина всяческой духовной неосведомленности и неуверенности, есть первопричина всяческой человеческой ослепленности и помраченности, есть первопричина всех влечений, вожделений и страстей. Тогда она выступает как «змея» в том существе, которое приняло ее в себя при «грехопадении человечества»; так, благодаря постижению Йоги, библейская тайна Евы и Змеи предстает в новом глубоком свете. Будучи пробужденная неправильным образом, а в особенности тогда, когда это сделано такими методами, которые пренебрегают предварительным, истинными моральным очищением человека (необходимость чего особенно акцентирует индийская Йога), Кундалини становится пагубной и грозной силой для такого человека. Но, будучи пробужденная правильными методами, она становится силой; приносящей человеку свет и благо, как это показано в образе «зеленой змеи» в сказке Гете, и в образах «другой Марии» в драмах-мистериях Р.Ш.
Описанные вздымания Кундалини в человеческом организме, как это дано в документах индийской Йоги, очень напоминают образ из Библии – «Воздвижение Змеи» Моисеем в пустыне, о чем напоминает Иисус Христос в беседе с Никодимом (Ев. от Иоанна 3,14): «Как Моисей вознес Змею, так надлежит возвысить Сына Человеческого, чтобы все те, которые верят в него, не утратили, но обрели жизнь вечную».
Все это проливает Христов свет на тайну Йоги. Тут надо вспомнить и слова из пролога Ев. от Иоанна («И жизнь стала светом человеков»), и многое из Ев. от Луки, в особенности сказанное о «свете тела» (гл. II, 34-36). Недаром Р.Ш. показал, как много общего с обновленным и пронизанным Христовым импульсом Индуизмом содержится как раз в Ев. от Луки.
Разрешение загадки Кундалини станет еще конкретнее, если мы, в свете современной духовной науки рассмотрим сущность Кундалини-Шакти совместно с выше разобранной индийской схемой цветков лотоса.
Как мы видели, шесть основных цветков лотоса подразделяются на три пары, и в этом находит свое выражение трехчленное строение человеческого организма. Далее, в его системах обнаруживаются космические закономерности, особенно если мы обратим внимание на те три космические сферы, которые знает индийская Йога под наименованием Огня (Агни), Солнца (Сурджи) и Луны (Чандра). В этих трех серверах открывается Божественная Троица (как косвенно и в трех системах человеческого организма): в сфере Огня, которому принадлежат два нижних цветка лотоса, владычествует Рудра-Шива, Господь Бог физического мира; в солнечной сфере, которой принадлежат цветки лотоса, расположенные у сердца и у «солнечного сплетения», владычествует Вишну, Бог Сын; в лунной сфере, которой принадлежат оба верхних цветка лотоса, т.е. в сфере сознания человека, владычествует Брахман, Бог Дух Святой. В этой троице сфер (Огонь, Солнце, Луна), которой в некотором смысле соответствует розенкрейцерское учение о различении «серы», «ртути» (Меркурия) и «соли», мы имеем ни что иное, как выражение трех великих ступеней развития Вселенной. А именно, древнего Сатурна, древнего Солнца и древней Луны (в терминах современной духовной науки); Сатурн ведь есть откровение первичного огня, т.е. теплового эфира и т.д.
Так мы приходим к той точке зрения, которая позволяет нам в свете антропософского учения о четырех видах эфира понять своеобразность трех систем человеческого организма и связанных с ним основных трех пар цветков лотоса…<…>.
Поскольку в женском организме жизненный эфир фактически находится в менее связанной форме, чем в мужском организме, постольку женское начало становится в некотором смысле его символом. Как раз, поэтому сила, действующая в эфире высшего вида, представляется как женское начало мира; Изида в древнеегипетских мистериях, Кундалини-Шакти в Йоге.
Кундалини покоится в глубине человеческого организма, у его жизненного полюса, где находятся два нижних цветка лотоса: она покоится, подобно заколдованной спящей царевне там, где в человеческом организме находится сфера теплового эфира, та сфера, которая также в индийской Йоге называется сферой Огня. Там Кундалини проявляется, как Огонь, как жгучее пламя (вспомним, что Р.Ш. сначала также пользовался выражением «пламя, огонь Кундалини», которое он потом заменил выражением «сила духовного восприятия»). Там, в нижней системе человеческого организма, огонь Кундалини есть сила, но сила — латентная, спящая у людей. Та сила, которая превращает потенциальную энергию Кундалини в динамическую, есть для индийского йога дыхание, Прана. Отсюда — важность дыхательных упражнений в Йоге. В индийской Йоге сила Кундалини пробуждается в направлении снизу вверх, исходя из нижней системы человеческого организма, связанной с силами «Древа Жизни». Самый нижний четырехлепестковый цветок лотоса (Муладхара) есть та область, где пребывает погруженная в сон «печальная вдова», и вместе с тем, «Владычица» индийского йога; она спит там, оставаясь «зачарованной для глупца, но высвобождаемая мудрым», как гласит формулировка индийской Йоги.
Вслед за этим начинают последовательно раскрываться в направлении снизу-вверх и остальные цветки лотоса. Индийский йог называет область четырехлепесткового цветка лотоса, где спит Кундалини, также «Брахмадвара» («Врата Брахмана»), а если взойти к собственно коренному значению слова «Брахман», то это выражение можно перевести еще так; «Сокровенные Врата». Сказанное проливает новый свет на образ «Сокровенных врат с четырехлистником» в фантасмагории Стриндберга, а так же на ту роль, которую играет в сказках четырех лепестковый листок клевера.
Когда Кундалини затем вступает в ритмическую систему человека, в его солнечную область, и приводит к раскрытию находящиеся там цветки лотоса, то она проявляется в этой сфере как жизнь звуков, тонов. Поэтому тот цветок лотоса, который находится в области сердца, носит в индийской Йоге название «Анахата», что значит: звук, возникающий без какой-либо внешней причины, т.е. звук, возникающий в душе человека как голос безмолвия, как «музыка сфер».
Если в нижней системе человеческого организма Кундалини обнаруживает себя как огонь, а в средней — как звук (тон), то в верхней системе, в лунной сфере, в голове человека она выступает как свет. По Г.Ваксмуту головная система человеческого организма есть область связанного жизненного эфира, есть полюс «холодного пламени», которое светит, но не греет. Как раз здесь происходит (в терминах индийской Йоги) соединение Шивы и Шакти, иначе говоря (в смысле антропософского учения об эфирных силах) происходит соединение всех четырех видов эфира. Главной действующей силой, собственно магической силой, вызываемой упражнениями индийской Йоги, является сила звукового эфира. С этим тесно связано значение дыхательных упражнений (Пранаямы) в индийской Йоге. Однако, при этом всегда надо иметь в виду то, что для индуса Пранаяма вовсе не является просто внешним упражнением в дыхании, но прежде всего обучением жизни в ритмически-музыкальной стихии мира, к переживанию гармонии космических сфер…<…>.
Совсем исключительный интерес представляет тот факт, приведенный в книге Артура Авалона «Могущество Змеи» (новое издание на английском языке), что также и в Индии существует такое направление Йоги, последователи которого начинают свой путь оккультного развития не с нижнего четырех лепесткового цветка лотоса, а с верхнего двухлепесткового цветка лотоса — с того, к которому относятся Христовы слова «Я есмь врата». Это направление индийской Йоги носит название Гайатри-Садхана, ибо у йогов этого направления самым главным мантрамом является «Гайатри».

(Г.Бекг. Сверхчувственный организм в индийской Йоге
(«Цветки лотоса», «Кундалини») в свете познания эфирных
формообразующих сил. Библиотека духовной науки. Сайт www.bdn-steiner.ru.)

*Дополнительную информацию о понимании Кундалини на Востоке и Западе см. в ч.7 настоящей статьи.

 * * *

N 36. 01.03.14г.

продолжение см. в Cтатье 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.7, ч.8, ч.9, ч.10, ч.11).