Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.11).

продолжение

«Каждая духовная традиция, связанная с процессом возрождения, имеет свою собственную модель. Большинство из них являются описаниями, подчеркивающими субъективный аспект опыта, считая объективные признаки случайными, либо вообще их игнорируя. Таким образом, эти объяснения, будучи сами по себе вполне обоснованными, не могут оказать никакой помощи при объективном сравнении различных традиций. Когда речь заходит о психологической интерпретации, большинство этих моделей оказываются практически не имеющими отношения к делу.
Исключением является модель Кундалини в Йоге. В ней Кундалини понимается как «энергия», которая обычно пребывает «спящей» в основании позвоночника. Когда эта энергия «пробуждается», она медленно поднимается вверх по каналу в позвоночнике к макушке головы. Это может означать начало процесса просветления.
При своем подъеме Кундалини заставляет центральную нервную систему избавляться от стресса. Очаги стресса обычно вызывают боль во время медитации. Когда Кундалини сталкивается с этими очагами стресса, или «блоками», она начинает действовать «по собственной воле», включаясь в самоуправляемый и самоограничивающий процесс распространения по всей психофизиологической системе с целью устранения этих блоков.
Коль скоро блок устранен, Кундалини свободно протекает через это место и продолжает свое восхождение до тех пор, пока не столкнется с новой областью стресса. Кроме того, в этом путешествии энергия Кундалини рассеивается, так что она может действовать сразу на нескольких уровнях, устраняя несколько различных блоков. Когда ее движение завершено, энергия снова собирается воедино и сосредоточивается на макушке головы.
Различие между этим конечным и исходным состояниями не просто в том, что Кундалини сосредоточивается в другом месте, а в том, что за это время она прошла через каждую часть организма, устраняя блоки и пробуждая сознание. Таким образом, в целом действие Кундалини можно рассматривать как процесс очищения, или уравновешивания.
Электрический ток порождает свет, когда проходит через тонкую вольфрамовую нить в лампе, но не тогда, когда проходит по толстому медному проводу, потому что нить оказывает ему заметное сопротивление, а провод — нет. Точно так же и Кундалини вызывает наибольшие ощущения, когда входит в те области ума и тела, которые «засорены» или «заблокированы». Но «теплота», порождаемая «трением» Кундалини при прохождении через эти области «сопротивления», вскоре «пережигает» блок, и тогда ощущение прекращается.
Аналогичным образом сильный поток воды, проходя через толстостенный резиновый шланг, заставит этот шланг извиваться, в то время как прохождение того же потока через пожарный рукав будет едва заметным. Так же и течение Кундалини через загрязненные «каналы» в теле или уме вызывает движение в этих областях до тех пор, пока загрязнения не будут «смыты», и каналы не «расширятся» (термины «канал», «расширение», «блоки» и т.п. следует понимать метафорически. Они могут не относиться к действительным физическим структурам, аспектам и процессам, а быть всего лишь удобными аналогиями для понимания этой модели действия Кундалини. Реальный процесс, несомненно, является более тонким и сложным).
Спонтанные телодвижения, перемещающиеся телесные ощущения и другие феномены, выявленные нами в ходе кросскультурного исследования и в собственной практике, можно легко интерпретировать как проявления действия Кундалини. К тому же Ицхак Бентов недавно предложил физиологическую модель Кундалини, которая объясняет многие из наших наблюдений. Позже мы оценим его исследование с точки зрения наших собственных результатов. Ввиду объективной ориентации его модели Кундалини, ее универсальной применимости и возможности ее физиологической интерпретации мы будем принимать ее за основу в дальнейшем обсуждении.
Однако существуют различия между нашими наблюдениями и классической концепцией Кундалини. Самое заметное из них состоит в том, что, согласно нашим наблюдениям и сообщениям некоторых традиций, энергия или ощущение поднимается от ступней по ногам, спине и позвоночнику к голове, но затем спускается вниз по лицу и через горло, завершая свое движение в брюшном отделе. Это полностью согласуется с предсказаниями модели Бентова, но несколько расходится с сообщениями Муктананды, Гопи Кришны и классических текстов Йоги.
Поэтому мы предлагаем термин физио-Кундалини для тех физиологических и психологических аспектов пробуждения Кундалини, которые могут быть объяснены чисто физиологическим механизмом. Мы будем говорить о процессе физио-Кундалини, о цикле физио-Кундалини, о механизме физио-Кундалини и о комплексе физио-Кундалини. Модель Бентова описывает подобные физиологические изменения, которые не требуют никаких сверхъестественных сил… <…>.
Теперь у нас есть две модели Кундалини: классическое описание Йоги и физиологическая модель Бентова, а также наши собственные клинические наблюдения. Те аспекты этого процесса, которые могли бы иметь чисто физиологическую основу, ту, что предлагает Бентов, или какую-то другую, мы назвали физио-Кундалини. В эту категорию попадает большая часть наших клинических наблюдений, и мы недавно занимались проверкой того, в какой мере они могут быть объяснены моделью Бентова. Но процесс физио-Кундалини отличается от классического йогического описания в некоторых существенных моментах… <…>.
Мы должны сознавать, что описания Йоги являются не только догматическими, но также и очень тонкими. Западные ученые утверждают, что действительное местоположение чувственного восприятия — сенсорные области коры головного мозга, хотя само ощущение ощущается как находящееся на периферии. Точно так же йоги могли иметь в виду, что ощущения, «блоки» и «раскрытия» (как, например, «раскрытие горла»), которые ощущаются в разных частях тела, некоторым тонким образом представлены в чакрах, расположенных вдоль позвоночника… <…>.
Мы предполагаем, что полное пробуждение Кундалини включает в себя более обширный комплекс, в котором процесс физио-Кундалини является лишь одной из частей. Пока еще слишком рано пытаться точно определить их взаимосвязь, за исключением, быть может, того, что механизм физио-Кундалини представляет собой отдельный процесс, который может активизироваться в контексте полного пробуждения Кундалини.
Вопросы диагностики. Результаты наших наблюдений указывают на явное различие между психозом и комплексом физио-Кундалини и дают несколько критериев, которые позволяют отличать эти состояния друг от друга. В некоторых случаях мы видели, что состояния, похожие на шизофрению, могут быть результатом того, что переживание Кундалини встречает негативную реакцию, которая выражается или в социальном давлении, или в сопротивлении самого индивида, придерживающегося прежних убеждений… <…>.
Рекомендации и обсуждение. Наши результаты поддерживают ту точку зрения, что сила Кундалини является позитивной и созидательной. Все наблюдавшиеся нами пациенты, по их собственному представлению, достигли успеха. Они сообщают, что легче справляются со стрессом и получают большее удовлетворение от отношений с другими людьми, чем когда-либо раньше. Классические случаи указывают, что результатом завершения полного процесса пробуждения Кундалини могут быть особые способности и глубокое внутреннее умиротворение. Но на начальных стадиях стресс самого переживания в сочетании с негативным отношением к нему со стороны самого человека, вовлеченного в этот процесс, или окружающих его людей, может быть подавляющим и стать причиной тяжелого расстройства.
Опыт подсказывает правильный подход к таким ситуациям, сочетающий в себе понимание, силу и мягкую поддержку. Спонтанные трансы, которые беспокоили одного из наших пациентов, прекращались, когда мы убеждали его входить в состояние транса по собственной воле. Признавая различие между «психотическим» и «психически активным», мы передавали ему отношение к трансам как к чему-то ценному и значимому. Поскольку мы, таким образом, принимали это состояние, пациент также был способен его принять.
Сами трансовые состояния перестали им «управлять», как только он прекратил сопротивляться им и стоящим за ними силам. Точно так же у еще одной пациентки были сильные головные боли, но они прекратились, как только она оставила попытки контролировать процесс и просто «отдалась ему». Иными словами, болезненные ощущения были результатом не самого процесса, а ее сопротивления ему. Мы подозреваем, что это справедливо в отношении всех негативных эффектов процесса физио-Кундалини.
Симптомы, которые порождает этот процесс, со временем исчезают сами по себе. Так как это, в сущности, «очищающий» и уравновешивающий процесс — а каждый человек имеет конечное количество таких «загрязнений», которые удаляет Кундалини, — процесс оказывается самоограничивающим. Поэтому наблюдаемые расстройства являются не патологическими, но скорее терапевтическими, обусловливая устранение потенциально патологических элементов. Сила Кундалини спонтанно возникает из глубины ума и явно направляет сама себя. Так что напряженность и неуравновешенность являются результатом не самого процесса, а сознательного или бессознательного вмешательства в него. Помочь человеку понять и принять то, что с ним происходит, — быть может, лучшее из того, что мы можем сделать.
Обычно процесс, будучи предоставлен сам себе, находит собственный, естественный темп и равновесие. Но если он уже стал слишком быстрым и острым, наш опыт подсказывает, что для его смягчения можно порекомендовать такие меры, как употребление более тяжелой пищи, временное прекращение занятий медитацией и энергичная физическая активность.
Люди, у которых процесс физио-Кундалини активизируется легче всего и у которых он чаще всего оказывается острым и беспокойным, — это те, кто обладает особенно восприимчивой нервной системой, природные экстрасенсы. У многих из наших пациентов пробуждению предшествовал некоторый опыт экстрасенсорных феноменов. Природные экстрасенсы нередко находят переживание физио-Кундалини столь интенсивным, что избегают регулярных занятий классической медитацией, которая обычно способствует процессу Кундалини; они либо вовсе воздерживаются от медитации, либо практикуют какие-то ее формы своего собственного изобретения. Но многие из их тревог, по-видимому, вызваны непониманием и незнанием процесса физио-Кундалини. И нам, вместо того чтобы усиливать их страхи, следует дать им знание и уверенность, что позволит процессу развиваться в максимально комфортном и естественном для них темпе.
Многого можно было бы достичь, изменив отношение к процессу Кундалини сначала среди переживающих его людей, а в конечном счете и в обществе в целом. Это пошло бы на пользу не только этим людям, но и всем нам, кто нуждается в образцах для собственного духовного поиска. Некоторые другие культуры являются более продвинутыми, чем наша, в отношении понимания позитивной ценности духовно или психически развитых людей.
Так, на острове Бали состояние транса у детей выполняет важную приспособительную функцию. В некоторых частях Африки транс, который нужен для пробуждения Кундалини, является социально и религиозно необходимым явлением.
В Южной Африке у одного из племен, живущих в пустыне Калахари, состояние, которое западная психиатрия, вероятнее всего, назвала бы «острой шизофренией», является необходимой предпосылкой для посвящения в колдуны.
Необходимо сказать здесь о многих творческих людях, которые в настоящее время страдают из-за тех ошибок, которые мы, как профессиональные психиатры, допустили в прошлом. И мы обязаны приложить все усилия, чтобы исправить эти ошибки. В настоящее время в нашем обществе такие харизматические и странно ведущие себя люди, как шаманы, впадающие в транс медиумы и «масты» («опьяненные Богом»), вполне могут оказаться в ситуации принудительной госпитализации.
Возможно, сейчас есть много людей, находящихся в подобной ситуации, которых можно было бы отыскать и освободить, найдя им более позитивное применение в нашем обществе. Проблема состоит в том, чтобы распознать их среди других пациентов наших психиатрических учреждений. С этой точки зрения полезным образцом для изучения является работа Мехера Бабы с «мастами». Если правда, что «рыбак рыбака видит издалека», то люди, уже пережившие на собственном опыте процесс физио-Кундалини, могли бы найти себе особое и неоценимое применение в качестве помощников в такого рода проекте.
Многие из тех, кто подвергается этому процессу, временами чувствуют себя совершенно безумными. Если они ведут себя хорошо и сохраняют молчание, им удается избежать того, что их назовут шизофрениками, госпитализируют или будут лечить успокаивающими препаратами. Тем не менее, их изолированность и чувство отделенности от других людей может причинять им много страданий. Мы должны донести до таких людей, до их семей и до всего общества информацию, чтобы помочь им осознать свою ситуацию как благословение, а не проклятие.
Конечно, мы не должны больше подвергать людей, которые, возможно, находятся в разгаре этого процесса возрождения, лекарственной или шоковой терапии — подходам, находящимся на противоположном полюсе по отношению к творческому саморазвитию.
Эти люди, хотя они и сбиты с толку, запуганы и дезориентированы, уже подвергаются изнутри терапии, которая далеко превосходит любое лечение из тех, которые мы пока что умеем применять извне».

(Ли Санелла. Кундалини: классический и клинический подходы.
// Станислав и Кристина Гроф. Духовный кризис.
Когда преобразование личности становится кризисом. М. 2000г.)

«Глава 1. Кундалини: пробуждение к радикальной духовности. Случается, что люди, молясь, медитируя или напряженно обращаясь внутрь себя в поисках Бога, в конечном счете, испытывают то, что в древних индийских священных книгах называется Сат-Чит-Ананда. Сат — это бытие, субстанция, или сущность всех вещей; Чит — это космический разум или знание, проникающее все вещи, безличное сознание. Ананда — это блаженство экстаза. Индийские пандиты полагают, что указанные три качества составляют сущностную природу всего сущего. Непосредственное восприятие этой природы становится возможным после восхождения энергии Кундалини, дремлющей в каждом из нас. Пробуждаясь, эта мощная изначальная сила устремляется к своей цели через тело и психику, и, как считают восточные мистики, способна преобразовать человека на клеточном уровне… <…>.
Обычно первая вспышка Кундалини ощущается как движение энергии вверх от основания позвоночника, где, согласно эзотерической литературе, эта энергия дремлет, свернувшись кольцом, с самого рождения человека. Она может бить словно гейзер, может медленно ползти вверх по спирали, как змея, или течь равномерным потоком вверх по позвоночнику и вытекать через макушку. Тело вибрирует или наполняется ощущениями присутствия энергии и (если повезет) экстаза. Нервная система может быть переполнена интенсивным теплом, звуками или светом. Затем может возникнуть ощущение, что энергия постепенно уходит. Или же она может задержаться, сделав из данного мужчины или женщины совершенно нового человека… <…>.
Интенсивность этого движения в некоторых священных йогических книгах описывается как стремительный бег небесной богини Шакти, которая, освободившись, мчится вверх по телу, чтобы воссоединиться со своим возлюбленным Шивой, ожидающим ее всеобщим сознанием. Эта требовательная богиня, созидающая и поддерживающая жизнь человека, начинает борьбу за освобождение человеческого сознания от поглощающих его забот повседневности, и благодаря ей же появляются разнообразные психические и физиологические явления, возникают экстатические состояния и мучительное неприятие себя, появляется потребность в переориентации собственной жизни… <…>.
Почти во всех культурах опыт соприкосновения с Кундалини веками скрывался как тайная эзотерическая истина. Существуют сотни разнообразных переживаний, связанных, по-видимому, с пранической энергией и Кундалини, а также множество культурных и духовных практик, достойных изучения с тем, чтобы установить универсальность этого процесса. Но именно восточные йоги наиболее тщательно и добросовестно описали этот опыт и создали учения, с ним связанные. Их священные книги содержат ясно сформулированные пути, связанные с достижением духовности, и сообщают о величайшем разнообразии соответствующих состояний… <…>.
Энергия преображения в разных культурах. Существует множество доказательств, что концепция духовного пробуждения присуща не только философии Йоги, но что это процесс, известный во многих культурах тем, кто занимается мистическими или оккультными практиками. Такие занятия дают людям возможность наладить связь с энергией, светом и высшим сознанием с целью привести в действие то, что в общем можно обозначить как энергии трансформации. Ссылки на подобные процессы можно найти в мистических эзотерических учениях и практиках многих культур: ассирийской, египетской, кельтской, греческой, даосской, тибетской, еврейской, культуре американских индейцев, культуре Аляски, Австралии и африканском шаманизме, а также в гностицизме, суфизме и христианском мистицизме. Теософы, франкмасоны, розенкрейцеры и алхимики также, по имеющимся сведениям, владели тайными приемами пробуждения энергии… <…>.
Имеющие более научную ориентацию, алхимики вели поиск тайны жизни и преобразующего вещества, которое могло бы превратить неблагородные металлы в золото. Нет сомнения, что они искали Кундалини, жизненную силу, которая могла бы преобразовать обычные параметры воплощения человека на земле, швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что они «проецировали на материальную и химическую трансформацию всю гамму глубокого подсознания». Европейский алхимик Парацельс говорил о «свете природы» и заявлял, что этот свет был причиной восприимчивости медиумов и возникновения снов-предсказаний. Такой свет дает человеку возможность «отыскивать сверхъестественное». Этот свет был описан как «сверкающие искры», приходящие из души мира, и как «семена грядущего мира», разбросанные по всему великому космосу.
И все же Кундалини не является физическим качеством, которое можно обнаружить научными методами. Она не размещается в физическом теле: так, как обычно это представляют, вот почему западная медицина не смогла признать ее существование. В действительности же это часть тонкого тела, менее заметной энергетической системы… <…>.
Теософия — система метафизических учений, которая привлекла тысячи людей на рубеже столетий, — использовала и развила далее тибетские и йогические методики и детально разработала обширную философию, связанную с тонким телом и семью лучами энергии и исцеления. Сторонники Теософии в значительной мере содействовали публикации и популяризации восточных книг и учений на Западе; и хотя их описание тонкого тела немного отличается от йогической теории, из-за чего они часто подвергаются критике восточных ученых, много их учений и сейчас широко изучаются и практикуются… <…>.
Кундалини и западная психотерапия. …Существует бесконечное множество случаев непроизвольного пробуждения Кундалини, которые остаются незамеченными или переходят в психические болезни, потому что люди не понимают, что происходит, и не могут получить должного совета. Кроме психоза у многих людей пробуждение Кундалини также перерастает в невроз и другие психические расстройства. Они ведут неуравновешенную жизнь, не переступая границу, за которой находятся неизлечимые душевные болезни. Есть и другие, которым, проходя через процесс пробуждения, удается сохранять нормальное течение жизни. Существуют древние йогические практики дыхания и сосредоточения, предназначенные для раскрытия этой энергии. Один из наиболее распространенных методов — это дыхательная терапия. Тантрическая Йога учит — выполняется ли дыхание через левую или правую ноздрю или через обе одновременно, скорость дыхания и т.д., — все это имеет значительное влияние на здоровье, длительность жизни, настроение, результат выполняемой деятельности и состояние сознания человека. Существует целая наука по диагностике как физических, так и психологических состояний, которая основывается на наблюдении за способом дыхания, и считается, что искусство управления своим дыханием (Пранаяма) ведет к приобретению искусства управления своей жизнью. Благодаря Пранаяме в конце концов человек достигает в высшей степени спокойного и безмятежного состояния, которому сопутствуют видения света, чувство любви и сопричастности.
Сейчас ясно, что на Западе наступило время не только почитать и ценить эту мудрость, но также и экспериментировать и исследовать становление новой парадигмы с тем, чтобы освоить духовное осознание и вдохнуть новую жизнь в больное общество. Я предполагаю, что те, кто проходит через этот процесс сейчас, в конечном итоге создадут новую модель, возносящую мудрость Востока и соединяющую ее с экспериментальным и творческим аспектами Запада, чтобы обеспечить фундамент для будущего широкого распространения духовного опыта. У меня возникает ощущение, что мы являемся предвестниками развития духовного сознания, как это ни парадоксально, — ведь на самом деле новым этот опыт никак назвать нельзя, ибо в действительности он является самым древним документально зафиксированным опытом человечества… <…>.
Глава 2. Все цвета радуги: переживания, связанные с Кундалини. Переживания, которые человек испытывает за месяцы и годы работы с Кундалини, связаны с физиологической, эмоциональной и духовной сторонами его натуры и оказывают глубоко преобразующее влияние на его жизнь. Они затрагивают все чувства и дарят людям яркие эпизоды, которые могут быть либо болезненными, либо смешными, либо экстатическими. Каждый отдельный человек переживает процесс пробуждения по-своему, непредсказуемо и с разной длительностью и интенсивностью. Для некоторых людей симптомы пробуждения проявляются в первую очередь ночью, когда защитные барьеры ослаблены и психика пребывает в расслабленном состоянии. Другие могут мучиться болезненными физическими расстройствами, которые не поддаются постановке диагноза, и симптомами, которые необъяснимым образом перемещаются из одного органа тела в другой. Некоторые сообщают об эмоциональном подъеме и волнах ощущений, подобных оргазму. Состояния и процессы, наблюдаемые при пробуждении Кундалини, можно разделить на семь категорий, которые будут описаны далее в этой главе… <…>.
Праническая активность, или крийи: интенсивные непроизвольные движения тела, дрожь, вибрация, резкие движения и ощущение электрического тока, покалывания и быстрых течений энергии, наполняющей тело. Термин «крийя» в Йоге иногда определяют как «способность принимать любую форму».
Физиологические проблемы: могут включать пробуждение скрытых ранее заболеваний или псевдозаболеваний, мнимые сердечные заболевания, желудочно-кишечные расстройства, нарушения в нервной системе, проблемы с аппетитом и боли в различных частях тела, особенно вдоль позвоночника и в голове, а также другие нарушения, которые обычно трудно диагностировать и лечить.
Явления, связанные с Йогой: могут непроизвольно возникать йогические позы (асаны) или положения рук этой же традиции (мудры), которые человек никогда ранее не видел. В уме могут появляться символические образы, раздаваться песнопения, слова на санскрите, слоги и разные другие особые звуки, обычно описываемые в традиционной литературе по Йоге.
Психологические и эмоциональные сдвиги: возможно усиление любых неразрешенных психологических тенденций и вопросов, страх смерти или душевной болезни, перепады настроения и всепоглощающие волны беспокойства, гнева, вины или подавленности, равно как и глубокого сострадания, бескорыстной любви и повышенной чувствительности к настроению других.
Внечувственные восприятия: это могут быть зрительные (огни, символы, образы различных существ, эпизоды из прошлых воплощений, видения), слуховые (голоса, музыка или отдельные фразы) или обонятельные явления (например, запах сандалового дерева, духов или ладана)
Парапсихологические феномены: ясновидение, необычные совпадения, целительские способности и психокинез — наиболее часто сообщаемые оккультные явления.
Самадхи или сатори: погружение сознания в мистические состояния единства, покоя, света или энергии; менее интенсивные состояния транса; спокойствие, радость и волны блаженства, возникающие во время или после медитации или спонтанно в другое время.
Йог Баба Хари Дас говорил, что Кундалини — это поднимающееся сознание Я и что все проявления энергии или движений — всего лишь косвенное влияние движений пранической энергии в том, кто не овладел мастерством управления разными видами этой энергии посредством надлежащих методов пранаямы, диеты и воздержанности в жизни. Другие йоги также соотносят необычную праническую активность с недостаточной очищенностью. Мадхусудандасджи однажды написал, что существует два вида крий — один для очищения, а другой — для проявления радости.
Гопи Кришна много писал о физиологических проблемах, связанных с Кундалини, и говорил: «Когда мы допускаем, что в мозгу происходит постоянный биологический процесс, направленный на создание расширенного состояния сознания… легко увидеть, что проявление высшего состояния сознания с абсолютной ясностью и точностью не может произойти сразу же. Как и другие процессы роста, оно должно сопровождаться взлетами и падениями, противоречиями и искажениями, и станет более плавным и устойчивым с течением времени». Он называл подходы к высшему сознанию, которые не учитывали биологические аспекты запредельного опыта, «незрелыми и нереалистичными» и утверждал: «Вряд ли сегодня существует понимание того, что для надличных проявлений сознания совершенно необходимо активное участие мозга и тела… Резонно допустить, что любое глубокое изменение психологического состояния будет сопровождаться изменениями в человеческом организме и также тонкими или даже вполне различимыми изменениями в мозге и нервной системе».
Отношения с Кундалини — это, в значительной степени, отношения с «чем-то другим» в себе, демонстрирующим нередко нечто такое, что исходит преднамеренно только от него. У того, кто вовлечен в процесс пробуждения, есть несколько возможностей: изучать Йогу и понять, что с ним происходит, принять все без особых тревог с верою, что несознательный импульс имеет определенную ценность, или с желанием поиграть в эту игру, если это только игра; или сопротивляться и злиться по поводу вторжения в его жизнь неизвестных сил. В последнем случае он, скорее всего, встретится с самыми большими трудностями — страхом, паникой, напряжением и другими разрушительными эмоциями.
Еще одной загадкой процесса пробуждения Кундалини служат слова на санскрите или звуки, которые издает человек, и случайные соприкосновения с внутренней музыкой или звуком. Довольно неудобно говорить, когда не направляешь сознательно свою речь, а тем более — когда она звучит на иностранном языке. Поскольку санскрит считается языком сотворения Вселенной — словами, которыми был сотворен мир (помните: «И слово было Бог…»?), он действительно должен быть глубоко укорененной первичной структурой коллективного бессознательного. Такие звуки приходят, возможно, чтобы открыть нас, успокоить, создать внутри нас новые формы, воссоединить нас с тем первичным материалом, который лежит между нами и нашими истоками. Иногда человек, который начинает воспроизводить эти звуки, находится на очень примитивных уровнях глубокого бессознательного, а иногда — на высших уровнях сверхсознательного. Возможно, звуки эти представляют собой подлинные истоки человеческой речи,
Йогическая и Тантрическая Традиции учат, что определенные звуки способствуют пробуждению определенных чакр и что звук Ом, или Аум, — это звук-основа Вселенной, содержащий в себе все. Аум представляет три состояния сознания — бодрствующее, сновидное состояние и состояние сна без сновидений. Санскритские песнопения и мантры основываются на определенных тонах и формах звука, которые производят особые результаты. Определенные мантры, обычно длинные и сложные, могут, как считают, действительно создавать формы или какие-либо результаты в материальном мире, если их прочитать нужное количество раз (иногда доходящее до миллионов), с должным благоговением и надлежащим дыханием. Полагают, что именно таким образом осуществляются многие волшебные проявления йогических сил. Как и наука о дыхании, наука о звуке и вибрации составляет краеугольный камень эзотерических практик Йоги.
Кроме слышания звуков, спонтанного повторения мантр или произнесения слогов, соответствующих определенным чакрам, во время пробуждения Кундалини человеку могут являться отдельные йогические образы и символы. Йоги соотносили с каждой чакрой определенные виды лотосов, цвета, огни, богов и богинь, символы и животных, и об этих же образах сообщалось медитирующими, а также лицами, практикующими работу с телом, дыхательные упражнения, использующими трансовые состояния, психоделические препараты и другие средства изменения сознания. Мне не известно ни об одном исследовании, которое проводилось бы с целью соотнесения открытия определенных чакр с возникновением этих образов у жителей Запада, но эти два явления так часто упоминаются в восточной литературе как сопутствующие друг другу, что мы должны предположить, что этот процесс там часто наблюдается у занимающихся практиками духовного развития. Анандамайи Ма, которая не занималась ранее Йогой, спонтанно получала эти образы и факты, связанные со всеми чакрами в точно таком порядке, который записан в древних эзотерических текстах, хотя никогда ранее не интересовалась ими и не знала об их существовании. Брух Джой свидетельствует, что многое из его познаний о чакрах пришло к нему подобным же непроизвольным образом задолго до того, как он узнал что-то о восточной философии и теории тонкого энергетического тела. Он писал, что был в полном изумлении, когда однажды нашел книгу, в которой было описано то, что он открывал самостоятельно.
Не каждый пробуждающий Кундалини будет сталкиваться с подобными йогическими явлениями, а некоторые люди получат их и не будут знать, что это такое, возможно, даже не соотнося их с процессом пробуждения. Наблюдение за ними породило во мне предположение, что наука и мудрость Йоги не были созданы умами древних риши и учителей, но скорее были «переданы» нам в процессе их собственного восхождения к сверхсознанию, и поэтому Йога — это произведение не индусов, но самой Кундалини, предлагающей людям средства для того, чтобы разобраться с эго-структурами своей психики… <…>.
В йогической литературе мало изложений материала о цветах и символах, настолько подробных и точных, как у Ауробиндо, хотя классические священные книги Йоги и христианства изобилуют упоминаниями о световых символах и образах в описаниях экстатических состояний. Ральф Мецнер, написавший книгу «Открытость внутреннему свету», обнаружил, что такие описания настолько обильны в литературе, что сказал: «Основная черта процесса просветления заключается, по-видимому, в том, что человек ощущает, чувствует и знает, что его тело, сердце и ум наполняются, обычно «свыше», внутренним светом духовной природы. Во многих случаях просветления тела нисходящий свыше свет — это буквальное, непосредственное восприятие; и в некоторых методиках световой йоги, как замечено, световая энергия проводится в тело сверху».
Таким образом, видимо, широкий диапазон световых явлений возникает на всех стадиях духовной практики, и они могут быть важными индикаторами как внутренних движений, так и контактов с внешними источниками, которые поддерживают и содействуют выполнению психического аспекта изменений. Однако уму так легко обмануться на каждом шагу процесса духовного развития, порождая при этом надменность и создавая оправдания ухода от действительно сложных задач духовной эволюции. Поэтому самое мудрое — это принять световые проявления без какой-либо к ним привязанности и продолжать занятия духовными практиками, не ожидая повторения таких проявлений и не полагая свет (и блаженство, которое часто его сопровождает) конечным пунктом путешествия. Понимание, которое составляет глубокое внутреннее знание (как противоположность идее или мысли) и подлинный сдвиг сознания вместе с установлением внутреннего покоя — более надежные признаки того, что древние называли «просветлением». Озарение, в конечном счете, должно быть озарением всего ума и тела. Оно может произойти в теле, которое испускает свет, на некоторых стадиях может сопровождаться словами световых существ или возникнуть вместе с слиянием со светом, но сами по себе световые явления еще не «оно самое», подобно тому как сексуальное слияние — это еще не полное знание об истинной природе каждой грани возлюбленного.
Несомненно, существует широкий диапазон «симптомов» и явлений, связанных с пробуждением Кундалини, и, к счастью, проходить через все из них необязательно. Но иногда трудно определить процесс пробуждения Кундалини, потому что многие из этих «симптомов» не являются характерными исключительно для этого процесса. Многие люди демонстрировали улучшение психических, интеллектуальных или творческих способностей и без процесса духовного пробуждения, и еще больше показывали любой или все физические и ментальные симптомы, такие, как волны жара, дрожь, нарушения в режиме питания и возникновение световых явлений или видений. Такие состояния могут возникнуть у любого человека из-за стресса, психической или физической болезни, как реакция на медитацию или вследствие других ситуаций, возникающих в обыденной жизни; поэтому их трудно соотнести именно с пробуждением Кундалини.
Однако когда многие из упомянутых явлений возникают одновременно у человека, ранее не демонстрировавшего признаков серьезного психического заболевания или физического нарушения, когда эти явления усугубляются значительными движениями энергии, подобными описанным в традиции Йоги определениям пробуждения Кундалини, и когда эти явления можно отнести к категориям, указанным выше, есть большая доля вероятности того, что происходит именно процесс пробуждения Кундалини, особенно если существуют случаи самадхи или расширения духовного сознавания. Так как эту энергию нельзя пока механически измерить и она в основном неизвестна западной науке, ей нельзя дать научное определение и характеристику. Но пока не будет проведено больше изучений вероятных субъектов процесса пробуждения Кундалини, на Западе не будет достаточной базы данных для понимания этого феномена».
Глава 3. Энергия, тело и Я с точки зрения Йоги. Чакры. Вклад теории тонкого тела. Йогическая и тантрическая литература представляет солидный фундамент для дальнейшего изучения природы пранической энергии и ее распределения по телу, мощного влияния дыхательных методик на организм и потенциальное воздействие пробуждения Кундалини. Она демонстрирует важные связи между телом, умом и универсальным сознанием, которые намного превосходят модели западной медицины, призванные объяснять процесс пробуждения Кундалини. Она показывает соотношение между различными энергетическими центрами и эмоциональными проблемами и указывает на ценность ментальной дисциплины и на отношение психического здоровья к деятельности поднимающейся Кундалини. Она описывает Кундалини и как стабилизирующую силу в нормальной физиологической системе, и как трансформирующую силу для тех, кто должным образом подготовлен. Она предоставила основу для развития нескольких методик лечения, которые работают непосредственно с тонким телом и распределением праны через нади. Все эти факторы помогают врачам интерпретировать симптомы пробуждения Кундалини… <…>.
Глава 1. Кундалини: пробуждение к радикальной духовности. Синтез восточного и западного радикального духовного опыта. Эта книга представляет собой попытку синтезировать восточные концепции духовного развития и тонкой физиологии с новым опытом и условиями, возникающими сейчас на Западе. Схожие черты духовного пробуждения в обеих культурах очевидны, если изучить отрывки классической и современной йогической литературы, биографии и автобиографии представителей восточной и западной культур и рассказы жителей Запада об их личном опыте встреч с Кундалини. Эти источники, как призма, отражают множество граней такого опыта и позволяют нам наблюдать духовные, физические, эмоциональные и поведенческие изменения, связанные с ним. Из рассказов мы можем почерпнуть информацию о том, какими методами может человек вызвать этот процесс, как реагировать на него, а также предположить теоретически, какую наиболее полезную поддержку можно оказать для развития этого процесса… <…> .
Я представляю свои наблюдения в качестве новой парадигмы, которая использует восточные и западные подходы к описанию надличного Я, а также новые модели постижения и осмысления духовного сознания в обеих культурах. Учения Востока богаты пониманием сверхсознательных элементов человеческой психики. Западные теологи и психотерапевты должны ослабить свою жесткую приверженность западным взглядам и принять возможность того, что глубинная мудрость по вопросам духовности существовала за тысячи лет до Христа. Возможно, что древние намного больше заботились о путях раскрытия истинного Я человека, чем большинство нынешних интеллектуалов, ученых и даже священнослужителей, которые, начиная со времен крестовых походов, стремились достичь искусства управления Вселенной иными методами. К счастью, некоторые мистики решили сохранить эту мудрость до тех времен, когда появится достаточное количество людей, желающих снова ввести ее в культуру.
Сейчас ясно, что на Западе наступило время не только почитать и ценить эту мудрость, но также и экспериментировать и исследовать становление новой парадигмы с тем, чтобы освоить духовное сознавание и вдохнуть новую жизнь в больное общество. Я предполагаю, что те, кто проходит через этот процесс сейчас, в конечном итоге создадут новую модель, возносящую мудрость Востока и соединяющую ее с экспериментальным и творческим аспектами Запада, чтобы обеспечить фундамент для будущего широкого распространения духовного опыта. У меня возникает ощущение, что мы являемся предвестниками развития духовного сознания, как это ни парадоксально, — ведь на самом деле новым этот опыт никак назвать нельзя, ибо в действительности он является самым древним документально зафиксированным опытом человечества».

(Бонни Гринвелл. Энергии трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. 1996г.)

«Аннотация. Кундалини — это то чудо, о котором мечтали все люди во все времена. Это та энергия, которая способна раскрыть божественную сущность каждого из нас. Жизнь любого человека — это эволюция, это постепенный процесс раскрытия заложенной в каждом из нас божественной энергии Кундалини. Чем больше раскрывается Кундалини, тем больше мы приближаемся к заветной цели нашего существования — обретению истинной свободы и истинной любви. Молитвы и медитации, епитимьи и аскезы, практики Йоги и Цигун, различные пути самопознания — все это лишь различные попытки высвобождения Кундалини. Даже болезни и травмы могут стать причиной раскрытия Кундалини. Иисус Христос, Будда, Магомет, а также выдающиеся святые, религиозные деятели и герои всех времен и народов, целители, мистики и йоги, великие воины, гении в искусстве и науке, талантливые ученые, поэты, художники, музыканты и спортсмены — все это люди, у которых в той или иной степени высвободилась энергия Кундалини.
Эта работа по Кундалини, несомненно, является одной из самых лучших работ, когда-либо написанных и изданных европейскими авторами. В данной книге автор умело, талантливо и последовательно раскрывает все сокровенные тайны в понимании и реализации процесса раскрытия Кундалини. Эта книга — самое лучшее на сегодняшний день пособие для тех, кто пытается высвободить скрытую в нем изумительную энергию Кундалини. Данная работа ценна именно тем, что ее автор в своей жизни сам пережил уникальный процесс высвобождения Кундалини.
Женевьева Льюис Полсон (Genevieve Lewis Paulson) — автор и ведущая семинаров, одна из самых ярких, лучших в мире специалистов в области биоэнергетики, выдающаяся целитель-экстрасенс, мистик, автор множества уникальных книг в области чакр, кундалини, энергетических практик и современной духовности. Ее книги «Кундалини и Чакры», «Энергетические медитации», «Новая Духовность», «Реинкарнация» переведены на 30 языков мира, они стали абсолютными бестселлерами как во всем мире так и в России.
Свет понимания. Когда существует угроза здравому смыслу. Вы устали читать о чужом опыте с Кундалини и чакрами? Или вам надоело интеллектуальное жонглирование шарлатанов, которые толкуют о различных концепциях, нимало не заботясь о том, что уже действительно происходит в вашей энергосистеме? На самом деле, если вы чувствуете, что ваша энергосистема работает не на полную мощность, это всего лишь значит, что вы воспользовались только частью имеющейся в вашем распоряжении энергии Кундалини.
Это наше право, данное нам с рождением, — эволюционировать, развиваться и приобретать сверхъестественные способности. Обычные жизненные проблемы могут с самого начала разбалансировать или блокировать поток энергии Кундалини. У каждого есть Кундалини, также как у каждого есть сексуальные импульсы. В современную эпоху космических достижений отрицание необходимости изучения Кундалини равносильно отрицанию необходимости элементарного сексуального образования тинэйджеров. Чем больше мы знаем, тем больше у нас выбора. Если вы имели спонтанный опыт сильного высвобождения энергии, но не знали, куда направить эту силу; или если ваша Кундалини дремлет, подобно медведю в зимней спячке, но вот-вот пробудится в жажде испить знание из Родника нового осознания личности, — то данная книга поможет вам удовлетворить этот необычный, новый аппетит, который разгорается всякий раз, когда в процессе жизни «взрываются» различные энергетические центры вашего тела.
По мере того, как энергии Эпохи Водолея усиливаются, неописуемо мощное спонтанное высвобождение энергии Кундалини захватывает все большее количество людей, вызывая у них страх и ужас. Во многих случаях люди совершенно не понимают, что с ними происходит, и, неправильно реагируя на симптомы заболевания, лишь ухудшают и без того казалось бы безвыходную ситуацию.
Для тех, кто не был знаком с Кундалини и чакрами, эта книга просто благословение. В ней даны подробные указания о том, как готовиться к высвобождению энергии Кундалини и как проводить предварительное очищение энергосистемы. Поскольку высвобождение Кундалини иногда происходит очень бурно и человеку бывает трудно справляться со своими повседневными обязанностями, автор предлагает методы, позволяющие смягчать или держать под контролем высвобождение Кундалини.
Человек, находящийся в процессе своей внутренней личностной эволюции, внезапно оказался на перекрёстках современных «квантовых переходов». Ему необходимо руководство для смягчения эволюционных пере¬ходов из одних состояний бытия в другие. Знание и понимание Кундалини облегчает этот процесс как для тела, так и для ума и духа.
Предисловие. (Женевьева Льюис Полсон. Мельбурн. Арканзас). Когда я впервые испытала мощь Кундалини, я даже не знала, что означает это слово «кундалини». Понимание пришло вскоре после того, как это произошло со мной. Через звуковой контакт (яснослышание) я получила помощь в форме прямого руководства от Существ, которые вели меня по различным этапам моего жизненного пути. Значительная часть информации, содержащейся в этой книге, пришла ко мне непосредственно от этих Существ.
Когда я осознала, что происходит, я начала сумасшедшие поиски литературы, которая могла бы подтвердить полученную мной информацию! В шестидесятые годы такую информацию было очень трудно найти, и я радовалась всему, что мне удавалось добыть. Другое подтверждение сообщённой мне информации пришло через мою работу со студентами. Это был нелегкий путь (самый тяжелый этап занял семь лет); он был интересным, иногда болезненным, а иногда поучительным, но всегда непростым. Я пришла из традиционной церковной среды и даже одно время служила администратором конгрегации «700-плюс». Поэтому моё обращение к этим новым концепциям казалось странным. Позже мое понимание Христианства углубилось благодаря тому, что я узнала. Кундалини, определённо, является основой для религиозных систем и верований.
Кундалини еще не стало обиходным понятием, но всё большее число людей не только получают информацию о ней, но и приобретают в этом отношении реальный опыт.
Эти «импровизированные опыты» Кундалини не должны стать поводом для того, чтобы отказываться от своих повседневных обязанностей и дел. Я надеюсь, что эта книга поможет вам не только укрепиться в своей жизни, но и вызовет благоприятные перемены в вашей внутренней эволюции… <…>.
Я надеюсь, что данная книга хоть как-то освободит вас от ваших беспокойств, ответит на вопросы и смягчит одиночество, которое вы, может быть, испытываете. Я бы ни на что не променяла это «путешествие», которое я испытала, и в котором все еще нахожусь. Пусть оно вам также принесёт то благо, которое получила я.
Глава 1. Кундалини: энергия эволюции. Введение. … В Упанишадах это выражено следующим образом: «Пребывая в этом самом теле, мы каким-то образом осознали Брахмана [Эволюция, Абсолют, Творец, Хранитель и Разрушитель вселенной]; если бы это не произошло, мы должны были бы остаться в невежестве и подвергнуться великому разрушению. Те, кто знают Брахмана, становятся бессмертными, в то время как другие переживают одни лишь невзгоды» [IV. Iv. 14. Перевод с Санскр. Свами Никхилананды].
В Новом Завете Иисус отвечал: «Разве не написано в вашем собственном законе: «Я сказал: Вы — боги»? Вы — те, кого называют богами, кому было открыто слово Бога, а Писание нельзя игнорировать» [Иоанн. 10:34-35. Новая Английская Библия]* (*«Вот мое слово: Богами вы можете быть, все — сыновья всевышнего Бога…» [Псалом 82:6]).
Мы обнаруживаем, что призваны выйти за пределы нашей человеческой природы к более высоким реальностям. Энергия Кундалини толкает нас к этой цели просветления — к осознанию Высшего Света и Бога.
Красно-оранжевая Кундалини восходит по позвоночнику и смешивается с божественной энергией (союз Шакти и Шакты). Цвета становятся золотыми или, иногда, серебристыми.
В Тибетской Йоге и в других тайных доктринах сказано: «Посредством Шакти-Йоги [энергетического тренинга] Тантрический Йог достигает закалки тела и ума и затем переходит к колоссальной задаче пробуждения дремлющих в нем и присущих ему изначально божественных сил, персонифицированных в образе спящей Богини Кундалини…. Затем из мистического соединения Шакты [на макушке головы] и Шакти рождается Просветление, и Йог достигает высшего назначения.» (Из издания В.Й.Эванс-Вэнца)… <…>.
Речь идёт не только об использовании того, что мы уже имеем, но и о пробуждении значительно большего количества энергии, которая хранится в резервуаре Кундалини, расположенном у основания по¬звоночника. Кундалини — это естественная сила, присущая всем нам. Это не религия, хотя ее и используют в некоторых религиозных системах, и сам процесс высвобождения Кундалини может усиливать и развивать личные религиозные убеждения каждого.
В древневосточной литературе имеется огромное количество информации о Кундалини. Этого не скажешь о западной литературе, хотя и здесь появляется все больше и больше работ. Так как в Эпоху Водо¬лея интерес быстро растет и привлекает мощные энергии, способствующие спонтанному высвобождению Кундалини, самые разные люди всех возрастов и уровней развития, так или иначе, испытывают на себе воздействие Кундалини, независимо от своих культурных, философских или религиозных корней. Не так-то много информации имеется в распоряжении у людей, которые вообще ничего не слышали о Кундалини, но хотели бы понять причины своих физических, ментальных и эмоциональных страданий и срывов. Не хватает также информации о том, как помо¬гать тем, у кого спонтанное высвобождение излишнего количества энергии Кундалини происходит без должной подготовки их энергосистемы, и которые поэтому испытывают проблемы на всех уровнях жизни (это подобно тому, как если бы прибор, рассчитанный на 110 вольт, подключили к розетке 220 вольт).
Одной из причин недостатка информации об энергии Кундалини является то, что многие люди, владеющие знанием о её мощной потенции, опасаются пагубных последствий её воздействия. Они считают, что нельзя заниматься практиками и упражнениями по высво-бождению Кундалини, потому что эта ужасающая сила может стать разрушительной. Подобная позиция ничем не отличается от позиции тех, кто говорит, что если не просвещать детей в области секса, то никаких проблем у них и не возникнет.
Другая причина недостатка информации о Кундалини заключается в том, что многие люди относятся к Кундалини как к одной из причуд движения «Нью Эйдж». Ничто не может быть дальше от истины, чем это утверждение. Кундалини можно считать старейшей из известных наук. В прошлые века люди поднимали энергию Кундалини под руководством учителей в условиях строгой секретности, храня уроки как эзотерическое знание. Мы же вступили в эпоху, когда эзотерическое (внутреннее) становится экзотерическим (внешним).
Когда люди, чья Кундалини высвобождалась без их сознательного участия, рассказывали другим о своем состоянии, их обычно принимали за сумасшедших или больных; иногда они даже сами к себе так относились. Процесс высвобождения Кундалини иногда может вызвать смущение и страх — о чувстве радости и ощущении подъема в таком случае и речи быть не может.
Из писаний христианских мистиков следует, что они имели опыт высвобождения Кундалини, но относились к нему как к страданию. Они воспринимали этот процесс как один из путей, который может привести их к воссоединению с Богом.
Опыт мистика Гопи Кришны служит примером действия этой эволюционной энергии. Высвобождение его собственной Кундалини произошло вследствие практики медитации, которую он предпринял без предварительной формальной подготовки. (См. Гопи Кришна. Кундалини). У него ушли годы на то, чтобы проработать и понять то, что с ним произошло. Его опыт и его труды серьезно помогли тем, кто также не прошёл предварительной подготовки… <…>.
Резюме. Кундалини имеет своё собственное «чувство пути», по которому она должна двигаться. Она естественным образом поднимается вверх по позвоночнику и выходит наружу через макушку головы; по мере продвижения по этому пути, она пробуждает новое понимание, новые способности и трансцендентные состояния. Подобно тому, как в растении имеются импульсы, которые побуждают его стремиться к свету, Кундалини побуждает нас стремиться к просветлению. Кундалини устраняет любые энергетические блоки на своем пути, вызывая тем самым перечисленные выше симптомы. Она делает своё дело. Мы можем содействовать этому процессу или мешать ему. Полностью развитая личность обретёт особенные паранормальные способности, великое духовное осознание и заслуженно будет считаться гениальной или подобной Богу. Каждому из нас рано или поздно придется иметь дело с Кундалини, и чем более информированными и подготовленными мы будем, тем более замечательный опыт мы приобретем.
Глава 2. Непроизвольное высвобождение энергии Кундалини. Процесс Высвобождения. Энергия Кундалини лежит свернутая кольцами у основания позвоночника. При высвобождении она движется, пульсирует и раскручивается подобно волнам или пламени. Раскрученная часть ищет выхода и направляется, как правило, вверх по позвоночнику и выходит через макушку головы, которая иногда называется коронной чакрой. Чакра в переводе с Санскрита означает «колесо» и имеет отношение к различным энергетическим вихрям в форме воронки на нашем эфирном теле.
Иногда энергия закручивается вверх вокруг позвоночника, достигая той же коронной чакры. В процессе естественной эволюции человека, на протяжении его жизни высвобождается определенное количество слоев или волн Кундалини, и это происходит индивидуально, в зависимости от эволюционного роста и готовности человека. Движение волны Кундалини настолько незаметно, что большинство людей не замечают этого, хотя непосредственно перед высвобождением они могут чувствовать жар (движение энергии) в области копчика. Более чувствительные люди почувствуют подъём энергии по позвоночнику. Они могут ощутить боль или давление, когда энергия наталкивается на блоки; боль может также появиться, когда структура энергии нарушена.
У Кундалини имеется много слоев, ожидающих своего высвобождения. Процесс напоминает очищение лука от шелухи слой за слоем. Человек может высвободить то или иное количество слоев на протяжении жизни. Люди, знающие о силе Кундалини, могут попытаться высвободить больше слоев энергии, ускорив, таким образом, свою эво¬люцию. В крайних случаях может быть высвобождено текучее пламя или чрезмерный жар.
Кундалини, которую иногда называют Шакти (божественная искра жизни и силы), начинает своё восхождение от основания копчика, где она пребывает. Когда она поднимается по позвоночному столбу до макушки головы и выше, она сливается с духовной энергией вселенной. Смесь этих энергий, нисходя затем вниз, омывает тело, проходя через всю энергосистему и способствуя очищению и улучшению состояния клеток. Если поток Кундалини блокирован на своём пути вверх из-за нарушений в структуре энергии или вследствие недостаточной подготовки тела, он может через несколько дней отступить и затем опять начать медленное, болезненное восхождение, очищая всё на своем пути. Этот процесс может оказаться опустошающим и даже вызвать физическое, эмоциональное или ментальное страдание.
Человек, который высвободил большое количество энергетических слоев за один раз, на несколько дней или даже недель может погрузиться в прекрасное состояние. Такая личность может получить дополнительную физическую силу, удивительное новое понимание, чувство блаженства и трансцендентного сознания или ощущение действительно достигнутого продвижения и просветления. Он или она могут даже почувствовать некоторую духовную гордость. Однако у большинства людей это состояние проходит, и Кундалини начинает свой очистительный процесс, а человек удивляется, почему вдруг стало так тяжело и куда делось то прекрасное состояние. Описанный выше процесс представляет собой обычный пример высвобождения Кундалини; это не так, что человек просто сам всё испортил… <…>.
Глава 17. Дух святой и Кунлалини. До недавних пор западным культурам было немного известно о Кундалини. На Западе многие думают, что эта концепция является частью только восточных религий, но эта энергия универсальна и всегда действует в человеческих существах, имеют ли они полное знание о процессе или нет. Христианские мистики описывали в своих трудах опыт, который очень напоминает эффекты Кундалини. Они относили эти проявления к действию Духа святого, и, по сути, это верно, так как Дух святой на самом деле может высвободить энергию Кундалини.
Имеется много различий между энергией Кундалини и энергией Духа святого. Кундалини — это эволюционная энергия, и она является земной. Все люди имеют какое-то движение энергии Кундалини, ведущее к развитию ментального знания и силы. Энергия Духа святого, с другой стороны, это божественная энергия Бога, ведущая к развитию любви и мудрости. Конечная цель процесса Кундалини — просветление, а конечная цель христиан — быть единым с Богом или быть наполненным Богом и/или Христом; как бы мы её ни называли — это одна и та же цель.
Некоторые люди отдают предпочтение пути веры и преданности, другие выбирают путь знания и практики. Мы могли бы так выразить это различие: Кундалини относится к уму Бога, а Дух святой имеет отношение к сердцу Бога.
Самым интересным результатом продвижения на высокие стадии на любом пути является то, что независимо от пути, на высших ступенях роста все начинают развиваться единообразно, сходным образом. Человек, который был сосредоточен на ментальном пути, начнёт развивать главным образом любовь и мудрость через достижение единства или цельности, практикуя сострадание; в то время как человек, преданный любви и мудрости, будет больше совершенствовать знание и силу через развитие понимания и осуществление контроля над процессом. Все мы призваны, в конечном итоге, развить оба аспекта.
Многие представители восточных религий занимались поисками просветления или Бога главным образом посредством осознания могущества Кундалини, того, как она работает, как поднимать её и что она значит для человеческой эволюции. Имеется много информации об этом, хотя она и скрыта в языковых символах. Йоги, достигшие высоких ступеней в подъёме и развитии своей Кундалини, обретают большие паранормальные способности, известные как «сиддхи». Они умеют изменять энергии и использовать их для осуществления определённых целей. Христианские мистики, с другой стороны, возможно, не очень много знали о самом процессе, однако через работу Духа святого достигли просветления. Эти мистики были способны проявлять паранормальные подвиги, называемые «чудесами». Вера в Бога заменяла понимание того, как происходят эти чудеса. Как йоги, так и мистики много страдали и терпели ради своих целей, проявляя самоотверженность и готовность идти до конца.
Современные искатели пробуют различные пути, в том числе христианский и буддистский, пути розенкрейцеров, суффиев и древних египтян. Вам нет надобности отказываться от своих фундаментальных убеждений. На самом деле, изучение других религий иногда помогает лучше понять нашу собственную веру.
Принимая во внимание то, что традиционные религии должны идти в ногу с углубляющимися духовными интересами человечества, следует признать, что настало время обновления для этих систем. У людей возрастает жадный интерес к мистическим процессам и к по¬знанию Божественных Тайн, который современные программы наших церквей не могут удовлетворить полностью. Часто для человека, который горит желанием почувствовать любовь и присутствие Бога в своей жизни, всевозможные правила, регуляции и устаревшие подходы представляются тягостными и никчёмными. Желание быть духовным и одновременно человечным — осознать свой дух и свою че-ловеческую потенцию — является движущим мотивом для подобного смешения путей.
Настало время, когда современные искатели должны рассматривать свои собственные потребности развития сразу в двух аспектах: духовном и человеческом. Им нужно найти общую основу, позволяющую прийти к пониманию процесса развития и к конечному просветлению. Необходимо усовершенствовать существующий словарь. Мистический язык любого пути содержит такой глубокий символизм, что полностью понять его могут только те, кто имел сходный опыт. Новый лексикон приносит новое понимание, которое помогает нам обнаружить относительность старых истин… <…>.
Глава 18. Кунлалини в будущем. Ценности. Одной из величайших ценностей союза энергии Кундалини и духовных энергий — Шакти и Шивы, женского и мужского начал — является углублённое осознание Космоса. Это вырывает человека из узкого, индивидуалистического образа жизни, так распространённого сегодня. Человек, очищенный процессом Кундалини и духовными энергиями, имеет гораздо меньше желания жить сложно, и он естественно стремится вернуться к более простой жизни. В результате он обретает богатство личной и внутренней жизни и меньшую зависи¬мость от материальных и социальных структур. Подобные люди становятся более заинтересованными в укреплении других, то есть в том, чтобы делиться своей силой, а не поглощать её у других.
В прошлом наиболее просветлённые люди были склонны уходить из мира; житейские игры уже не имели для них никакого смысла. Однако энергии Эпохи Водолея помогли просветлённым личностям принять более активное участие в руководстве человеческой расой через правительство, образование, целительство и другие прогрессивно ориентированные сферы деятельности. В духовных сферах всё так же будет иметь место потребность в водительстве просветлённых, поскольку спасение человечества зависит от внесения духовного и космического сознания во все области жизни. С обретением людьми космического понимания жизни и равновесия не пришлось бы беспокоиться о загрязнения атмосферы, воды и земли, о разрушительной активности вообще.
Потребность в соответствующем образовании. Пробуждение Кундалини не является какой-то «диковинкой». Это не назовёшь ни модной причудой, ни чем-то, во что «ударяются» лишь чудаки в изолированных, уединённых центрах. Это должно исследоваться и изучаться всеми, чтобы наилучшее использование и пробуждение энергии Кундалини стало понятным и доступным для каждого. Необходимо, чтобы люди познакомились с этой силой. Также необходимо, чтобы некоторые были обучены Кундалини-терапии; в этом уже есть потребность. Подавляющая часть современного консультирования занимается проблемой, а не причиной. Неправильное течение энергии является источником многих эмоциональных и ментальных проблем. Отсюда — невротическое или психопатическое поведение. Когда люди обучены развивать более жизнеспособные энергетические структуры и потоки, они могут избежать ловушек эмоциональных и ментальных конфликтов.
Дети теперь получают в школах физическое образование; проверки здоровья стали обязательными, и во многих случаях предоставляются консультации, если появляется такая необходимость. Однако работа с Кундалини имеет, главным образом, отношение к всестороннему жизненному обучению и образованию. Специалисты, умеющие установить, где у человека имеются блоки или скопления энергии, могут выявить потенциальных преступников, потенциальных сексуальных извращенцев и тех, кому свойственно нездоровое отношение к жизни, и на ранней стадии таким детям может быть предложено лечение.
Обследование состояния энергии Кундалини может также выявить среди детей потенциальных гениев или тех, которые кажутся отсталыми, но в действительности просто заторможены блокированными энергиями. Периодические тесты или проверки могут определить, использует ли ребёнок свою энергию наилучшим образом, с точки зрения её направления и течения.
В этом отношении Кундалини-диагностика и терапия имеют необозримые возможности для оказания помощи нашим детям в росте и развитии. Возможности кажутся огромными. Методы можно было бы развивать, и людей можно было бы обучать пользоваться ими. Возможно, Кундалини-терапия впервые могла бы стать доступной в частных школах или в частной практике. Многие преступники, которые, казалось бы, при других обстоятельствах могли быть нормально адаптированными в обществе людьми, заявили, что они не знают, почему они сделали то, что сделали. Энергия, сконцентрированная или блокированная в течение длительного времени, имеет тенденцию «взрываться», подобно тому, как взорвалась бы скороварка, если бы у нее не было бы отдушины. Когда эта энергия выходит из-под контроля, она может завладеть человеком или усилить любого рода чувство и мысль и, возможно, даже стать причиной временного безумия. Есть люди, чьи долговременные ментальные проблемы были вызваны неправильным течением Кундалини, люди, которые могли бы быть излечены с помощью Кундалини-терапии квалифицированными специалистами.
Уход или причастность. В Индии и в других странах было принято, что люди, заинтересованные в развитии Кундалини, оставляли повседневную семейную жизнь, друзей и работу и уходили в ашрам или храм. Они уходили от жизни, какой они знали её, и начинали новую жизнь там, где атмосфера способствовала их духовному развитию, где были люди, руководствовавшиеся аналогичными целями. Но в Эпоху Водолея всё очень изменилось в этой стране. Только немногие могут позволить себе роскошь уединяться для занятий всякий раз, как только появляется внутренняя потребность в этом. Те, кто чувствует необходимость уединиться, могут не захотеть, чтобы их семьи испытывали лишения из-за их ухода. Настал такой период в истории человечества, когда людям следует в большинстве случаев продолжать свою повседневную жизнь в качестве членов общества и при этом трудиться над своим внутренним ростом. Во многих отношениях это значительно труднее; в каких-то случаях это гораздо более эффективно, так как рост и развитие затем становятся частью всей жизни. Тем не менее, будут и такие, кто сумеет отделиться от общества и работать исключительно над своим ростом. Вернуться назад им будет не так-то легко; они мо¬гут оказаться в состоянии полного разрыва с обществом, каким они его знали.
Откроется больше центров и уединённых мест, где можно будет осуществлять краткосрочную Кундалини-терапию и образование. Это будет частью нашей новой области роста — той области, которая стала очень важным аспектом нашей культуры.
Независимо от того, как вы решаете работать со своей энергией Кундалини, вы должны всегда помнить, что ответственность за неё остаётся за вами. Вы не можете перенести ответственность на гуру или лидера. Учиться у других — это мудро, но глупо отказываться от ответственности за себя.
Мы не одни. Хотя наибольшее благо от работы Кундалини, которая рассматривалась в этой книге, имеет отношение к индивидуумам, получателями блага являются не только индивидуумы. Общество и мир получают пользу от развития каждого индивидуума, независимо от того, насколько оно значительно. Когда один человек растёт, растут и другие; когда один блокирует рост, так же тормозятся и другие. Если добавить мусор в ведро воды, то получится грязь. То же самое происходит и с негативностью: чем больше негативности привносится в жизнь (неважно, из какого источника), тем более загрязнённой она становится. Но чем больше имеет место в мире просветление, тем яснее становится восприятие каждого из нас и тем больше усиливается наше собственное просветление.
Никто не одинок в развитии. И мир не одинок. То, что происходит на этой земле, становится источником энергии, которая в раз¬личных проявлениях распространяется в космос. Люди говорят о мире, но на самом деле не понимают, что это значит. Это не только отсутствие войн и разногласий. Это — что ближе к истине — значит позволить космическому потоку, исходящему от Творца, протекать через каждого, создавая всеобщую гармонию и радость. Вполне возможно сохранять внутренний, душевный мир даже во время войн, разногласий и других жизненных трагедий. Чем больше внутреннего покоя испытывают люди, тем более гармонично они могут разрешать споры. Внутренний покой — это один из даров союза энергий.
Заключение. Высвобождение энергии Кундалини не может больше игнорироваться. У большинства людей она, так или иначе, приводится в движение Энергиями Эпохи Водолея, что побуждает их начать поиски духовного аспекта жизни, а также — в более широком масштабе — порождает всеобщую тенденцию к «целостному» восприятию жизни. Чем больше будет каждый понимать эту колоссальную силу энергии Кундалини и её воздействие на индивидуум, а также на общую жизнь планеты, тем легче и быстрее мы получим от неё всевозможные блага».

(Женевьева Льюис Полсон. Кундалини и чакры.
Практическое руководство. СПб. Будущее земли. 2003г., 2004г. 248 стр.)

* * *

N 36. 01.04.14г.