Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кндалини и Кундалини-Йога. (ч.10).

«Тантры учат различным методам пробуждения и направления энергии Кундалини. До тех пор пока Кундалини остается спящей, индивидуальная душа (джива) ограничена и истинное знание не пробуждается» (см. Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. АиФ-Принт. 2000г. 285 стр.).
«Кундалини не является собственностью Йоги или Тантры. Сила Кундалини присутствует в каждом человеке. Древние йогины и тантрики знали природу этой силы, ее мощь и необычные возможности. Они разработали специальные техники и приемы, ведущие к пробуждению Кундалини… Кундалини является женским аспектом божественной силы. Это не физическая энергия, которую нужно насильно будить, а энергия Духа Святого, которой нужно поклоняться. Многие учителя считают, что попытки манипулировать Кундалини силовыми методами опасны и говорят о пренебрежительном отношении к божеству. Когда йоги говорят о «пробуждении Кундалини», то имеют в виду подготовку своего сознания, физического и энергетического тела к этому уникальному для каждого человека переживанию. Для подготовленного искателя Кундалини дает мощный толчок к трансформации личности» (см. Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г. 232 стр.).
«Кундалини-Йога фактически принадлежит к Тантрической Садхане, которая дает детальное описание этой Змеиной Силы и Чакр… Божественная Мать — активный аспект Абсолютного Существования-Знания-Блаженства — пребывает в теле мужчин и женщин в форме Кундалини и вся Тантрическая Садхана предназначена для Её пробуждения и соединения с Господом Сада-Шивой в Сахасраре, как подробно было описано в начале. Для этого в Тантрической Садхане используются такие методы, как Джапа имени Матери, молитва и различные ритуалы…» (см. Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер., прим., ред. А.Очаповского. Уфа. 2002г. Сайт www.yogaways.info.).

* * *

5. КУНДАЛИНИ-ЙОГА.

(продолжение)

 5.3. ГДЕ ХРАНИТСЯ КУНДАЛИНИ: В МУЛАДХАРА-ЧАКРЕ, КУНДЕ ИЛИ КАНДЕ?

Возможно, следует обратить внимание на то, что в информации о Кундалини часто указываются разные места ее «обитания», например, «основание позвоночника», «косточка сакрум», «Муладхара-Чакра», «кунда», «канда» и др. Иногда из информации трудно понять, где же все-таки «хранится» Кундалини и как это «место» называется. Согласно некоторым авторам (напр. Л.И.Тетерникову), «в некоторых древних источниках Кундалини вообще не привязывается к какому-то определенному месту тела».

«По представлению Тантры в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца — kanda или, по другим вариантам, kunda, что также значит «горшок», «сосуд» или, по толкованию Свами Сатьянанды, «таинственнейшее место». Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические токи (нади). Некоторые школы Йоги Индии производят слово Кундалини не от kundali — «кольцевая», «свернутая кольцами», а от kunda. Но в переводимых здесь текстах применяются оба слова и оба исходных образа Кундалини, ибо свернутая змеей сила или энергия дремлет до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Что такое Кундалини? Кундалини в переводе с Санскрита означает «витки». Кундалини — это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, т.е. «союз» с Всепроникающей энергией Божественной Любви. Кундалини является нашей духовной Матерью, Она знает все о нас и наших проблемах, и, являясь очень сострадательной энергией, очищает наши чакры и заботится о них. Пробуждение Кундалини называют «вторым рождением».
Когда эта энергия не пробуждена, Она в свернутом состоянии находится в треугольной косточке в основании позвоночника (кость «сакрум»). В этом состоянии ничто не может угрожать Ей, потому что Ее охраняет энергия первой чакры — Муладхара-Чакры.
Некоторые неверно полагают, что Кундалини пребывает в первой чакре. Это ошибочно, Кундалини находится немного выше (область выше Муладхары-Чакры также называют «муладхар»)».

(Кундалини. 24.04.2011. Форум сайта «Эзотерическая копилка. www.lovestorysite.ucoz.ru.)

«Бинду, который является центром возникновения ума, представляет начальную и конечную форму (рупа) индивидуализации. Согласно «Вишвасара-Тантре», «форму (рупа) следует знать как Бинду. Превосходящее форму (рупа-атита) — Ниранджана». В индийских (хинду) Тантрах Шива описывается как Ниранджана (незагрязнённый). Это — имя Шивы, которое означает чистое, вечно неизменное Сознание, пребывающее в полной пустоте. В «Самаячара-Тантре» говорится: «Внутри Йони (треугольника) находится Шунья, внутри Шуньи — Ниранджана. Это следует знать как обитель Кулы (местопребывание Шакти Кундалини) и семя (биджа) всех бидж (однослоговых мантр)».
В теле каждого существа Шакти (Шабда-Брахман) проявляет себя в форме Кундали (или Кундалини), высшей энергии Сознания. Местонахождение Кула-Кундалини и её внутренняя природа — Пустота, сияющая внутри треугольника Йони. «Внутри треугольника, в Пустоте (шунье), сияющей как миллионы лун, пребывает Высшее Божество (пара-дэвата) — Кундали, имеющая форму десяти миллионов молний». («Гаятри-Тантра 3.46). «Внутри треугольника — Шунья, имеющая форму бинду, которая есть Высшая Кундалини». («Каливиласа-Тантра 22.37). «Она (Кундали) сияет как миллионы лун, внутри неё — Шунья (м.р.), который есть Садашива. Во вместилище Шуньи пребывает Кали, дарующая освобождение». («Камадхену-Тантра», патала 3)».

(Ольшевский А.П. Понятие пустоты (шуньяты) как объект
тантрической садханы в индийской (хинду) религиозной традиции. Сайт www.nevadelta.ru.)

«Теория чакр. Муладхара. Основные пути движения потоков энергии направлены у человека вдоль позвоночника, где самый верхний позвонок является положительным полюсом, а самый нижний отрицательным. В основании позвоночника находится в потенциальном состоянии первичная энергия — Кундалини. Место её обитания — чакра Муладхара. Пробуждаясь под воздействием Раджической Энергии, генерируемой чакрой Аджна и поднимаясь вверх по внутрипозвоночному каналу — нади Сушумне, она стимулирует работу вышележащих чакр и связанных с ними нервных сплетений и эндокринных желез. Питая их Праной, она вызывает к жизни способности и качества, ранее неизвестные человеку, и по мере овладения каждой новой чакрой, поднимает его на более высокую степень сознания. Кундалини символически изображается змеёй, свернутой в три с половиной витка, с головой, поднятой вверх. Канда (энерготело) — основа всех нади — находится в промежности. Основные три нади совпадают с нервными путями: Сушумна-нади — со спинномозговым каналом. Слева и справа от позвоночника идут нади Ида и Пингала — они совпадают с двумя околопозвоночными ветвями симпатической нервной системы. Ида и Пингала, поднимаясь поочередно слева направо и справа налево, окружают чакры (не пересекая их) и, пройдя через шею и затылок, образуют узел трех нади в пространстве между бровями, а затем направляются в ноздри. Ида, начинающаяся справа, выходит к левой ноздре. Пингала, начинающаяся слева — к правой ноздре. Пингала — проводник положительно заряженной, горячей Праны (солнечное дыхание ХА). Ида — проводник отрицательно заряженной, холодной Праны (лунное дыхание ТХА)».

(Марк Абрамович. Йога. Комментарий к «Йога-Сутре»
Патанджали. Сайт www.markabramovich.com.)

«Предисловие к русскому изданию. Генон постоянно обращался к символам мирового центра, привлекая все новые материалы для углубления его значения и подтверждения мысли, что все изошло оттуда и все туда возвращается. Особенно подробно говорится о нем в одной из самых блестящих работ Генона — «Царь мира» (1927), где затронута тема традиционного первозданного центра, первоначально располагавшегося на полюсе и в символическом смысле всегда остающегося «полярным», поскольку все остальные средоточия духовности — это всего лишь его ответвления или филиалы. Именно там, на «Полярной горе», именуемой у разных народов по-разному — то горой Меру, то Монсальватом, то «Белым островом», — праотцы человеческие, получив откровение свыше, стали первыми хранителями Первозданной Традиции. «Мировая ось», символизируемая также «мировым древом» или камнем «омфалосом», «пересекает» все области Космоса, соединяя преисподнюю, землю и небо; она, в свою очередь, находится посреди «священной земли», называемой каждым народом по-разному, но наделяемой сходными признаками. Вершина космической горы, где расположен храм, дворец или город, достигает Неба. Это самое высокое место на земле, и его никогда не заливали воды потопа. Потоп, в свою очередь, символизирует воды первичного хаоса, а Полярная звезда — «точку», где проходит «мировая ось». «Центр» приобретает также значение «зародыша»: отсюда Бог начал создавать мир, расширяясь во всех направлениях. Следовательно, для человеческого существа возвращение с «периферии» к «центру» равнозначно обретению первозданного состояния.
Впоследствии — по мере неуклонного и все нарастающего процесса материализации космоса, помрачения и забвения традиционных истин — этот центр начал отождествляться не с горой, а с подземным святилищем, которому в человеческом теле соответствует внутренняя энергия, олицетворяемая в Каббалистической Традиции «ядрышком бессмертия», «косточкой луз», а в Индуистской Традиции — «змеей Кундалини». Это подземное святилище, которое Генон, вслед за Сент-Ив д’Альвейдром и Фердинандом Оссендовским, именует Агартхой («Царь мира»), располагается где-то в Центральной Азии; именно оттуда две тысячи лет назад пришли поклониться Младенцу Христу цари-волхвы, таинственные владыки древнего святилища, и их приход знаменовал духовную преемственность и мистическую связь между «допотопными» традициями и христианством.
Рене Генон. Символика Креста. Глава VII. «Луз» или обитель бессмертия. Считается, что луз расположен в нижней части позвоночного столба; такая локализация могла бы показаться довольно странной, если бы вопрос не прояснился параллелью с некой силой, которая в Индусской Традиции называется Кундалини и соответствует той форме Шакти, которая имманентна человеческому существу. Кундалини — это внутренняя энергия, изображаемая в виде змеи, свернувшейся клубком в том месте «тонкой» человеческой телесности, которое соответствует нижней части позвоночника; по крайней мере, так обстоит дело с обычными людьми. В ходе занятий Хатха-Йогой или иными дисциплинами подобного рода, это змея пробуждается, расправляет свои кольца и ползет вверх сквозь систему «колес» (чакра) или «лотосов» (комола), сопоставимых с различными нервными сплетениями, стремясь достичь области «третьего глаза», т.е. фронтального ока Шивы. Эта стадия соответствует возврату в «первозданное состояние», когда человек вновь обретает «чувство вечности», и тем самым достигает «потенциального бессмертия». Вплоть до этой фазы мы все еще пребываем в человеческом состоянии, но когда Кундалини окончательно достигает венца головы, можно уже говорить о подлинном переходе к высшим состояниям бытия. Подчеркнем напоследок, что локализация частицы луз в нижней части организма соответствует состоянию отдельного «падшего человека», тогда как для всей совокупности земного человечества она равнозначна перемещению высшего духовного центра в «подземный мир»».

(Рене Генон. Символика креста. / Пер. Т.М.Фадеевой,
Ю.Н.Стефанова. М. Прогресс-Традиция. 2008г. 704 стр.)

«Глава VII. «Луз» или обитель бессмертия. Но вернемся к европейскому слову «луз», внимательней рассмотрев различные его значения. В самом распространенном смысле оно значит «миндальная косточка» (а также «миндальное дерево»), или «ядрышко»; а ведь ядро — это по сути своей нечто внутреннее и потаенное, полностью скрытое, откуда недалеко до идеи «недосягаемости», «неуязвимости» [Вот почему миндальное дерево считается символом Девы Марии], которая присутствует и в имени Агартхи. Тем же словом луз обозначается некая неразрушимая телесная частица, символически представляемая в виде очень твердой косточки, в которой пребывает душа после смерти до самого воскрешения. Как ядрышко содержит в себе семя, а кость — костный мозг, так частица луз служит вместилищем потенциальных элементов, необходимых для воскрешения человеческого существа; воскрешение это свершается под воздействием «небесной росы», возвращающей к жизни иссохшие кости, на что ясно указывают слова апостола Павла: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе» [I послание к коринфянам, 15, 42-3. В этих словах содержится прямая отсылка на известный закон аналогии: «То, что внизу, подобно тому, что наверху, но в обратном смысле». ( Генон ссылается на анонимный алхимический текст «Изумрудная скрижаль» — прим. перев.)]. Здесь, как и всегда, «слава» соотносится с Шехиной, т.е. с отсветом высшего мира, к которому, как мы видели выше, «небеснаяроса» имеет самое непосредственное отношение. Будучи нетленным [По-санскритски слово «акшара» значит «неразделимый», а также «неразрушаемый», «нетленный»; так называется каждый отдельный слог, первоэлемент и «зародыш» языка, но чаще всего это обозначение прилагается к моносиллабе «Ом», которая содержит в себе все три Веды], Луз в человеческом существе играет роль «ядрышка бессмертия», подобно тому, как местность, обозначаемая тем же словом, является «обителью бессмертия»: и там, и здесь пресекается власть «Ангела смерти». Луз — это в некотором роде зародыш бессмертного существа [В несколько иной форме понятие о «зародыше бессмертного существа» встречается и в других традициях, в частности, в Даосизме. Аналог этого «зародыша» в макрокосмическом плане — «Мировое яйцо», содержащее в себе начатки будущего цикла], его можно сравнить с куколкой, откуда появляется бабочка [Символика психеи в Древней Греции во многом основана именно на этом сходстве], причем сравнение это точнейшим образом передает роль частицы луз при воскрешении.
Считается, что луз расположен в нижней части позвоночного столба; такая локализация могла бы показаться довольно странной, если бы вопрос не прояснился параллелью с некой силой, которая в Индусской Традиции называется Кундалини [Слово «кундали» (в женском роде — кундалини) обозначает нечто, свернувшееся в кольцо или спираль; эта форма символизирует эмбриональное, «неразвитое» состояние] и соответствует той форме Шакти, которая имманентна человеческому существу [В этом смысле обиталищем Шакти может также считаться полость сердца; мы уже говорили о соответствии между индусской Шакти и еврейской Шехиной]. Кундалини — это внутренная энергия, изображаемая в виде змеи, свернувшейся клубком в том месте «тонкой» человеческой телесности, которое соответствует нижней части позвоночника; по крайней мере, так обстоит дело с обычными людьми. В ходе занятий Хатха-Йогой или иными дисциплинами подобного рода, это змея пробуждается, расправляет свои кольца и ползет вверх сквозь систему «колес» (чакра) или «лотосов» (комола), сопоставимых с различными нервными сплетениями, стремясь достичь области «третьего глаза», т.е. фронтального ока Шивы. Эта стадия соответствует возврату в «первозданное состояние», когда человек вновь обретает «чувство вечности», и тем самым достигает «потенциального бессмертия». Вплоть до этой фазы мы все еще пребываем в человеческом состоянии, но когда Кундалини окончательно достигает венца головы [Это Брахма-рандхра, или отверстие Брахмы, точка соприкосновения Сушумны, или «коронарной артерии» с «солнечным лучом»], можно уже говорить о подлинном переходе к высшим состояниям бытия».

(Рене Генон. Царь Мира. Журнал «Вопросы философии». №3 1993г. с.97-133)

 

В МУЛАДХАРА-ЧАКРЕ?

«По воззрениям индусов организм человека многомерен. Тело — его материальная часть. Но у человека есть и другие тела, находящиеся в иных пространственных мерностях, более тонких, чем физический план. К ним относятся, в частности, чакры. Чакра Муладхара, расположенная в нижней части таза, является тем «резервуаром», в котором накапливается и хранится неприкосновенный запас человеческой энергии — Кундалини».

(А.Лапин. Встреча с Кундалини. Интервью для газеты
«На грани невозможного». 2001г. Сайт www.ru-tantra.livejournal.com.)

«В физическом теле местам расположения чакр соответствует расположение крупных нервных, кровеносных и лимфатических узлов, а относительно Кундалини — его энергетическое расположение соответствует внутренней стороне 3-4 позвонка копчика, а продвижение энергии разбуженного Кундалини — это «нервно-мышечно-сухожильный каркас» внутренней стороны позвоночника. Предположительно, расположение Аджны в физическом теле — это место между шишковидной железой и гипофизом. По моим наблюдениям и наблюдениям многих моих знакомых, кому удалось-таки научиться управлять собственными энергиями — по ощущениям при активации чакр и Кундалини, движение энергий вполне соответствует выше описанному».

(Чакры — энергетические центры. Сайт www.sovety-sirina.narod.ru.)

«Сила Кундалини — это энергия всех наших прошлых «карм», нашего жизненного опыта. Невозможно сказать конкретно, что Кундалини располагается в том, или ином месте, но условно Муладхара-Чакра является ее источником, т.к. именно через эту чакру Кундалини начинает проявляться. Поднимаясь выше, по центральному энергетическому каналу (вдоль позвоночника), Кундалини преодолевает три энергетических узла в тонких телах, раскрывает вышестоящие чакры, расправляет и распрямляет энергетические каналы, подпитывая энергией, включает ранее не доступные нашему сознанию области восприятия.
Йоги приписывают деятельности Кундалини все проявления нашей человеческой реальности, а раскрытые чакры интерпретируются как проявление ее бесконечного потенциала. В сущности то, как и чем мы себя ощущаем, является самой силой Кундалини, непрерывно проявляющей и воссоздающей саму себя через разные энергетические центры».

(И.Саторин. Чакры человека и сила Кундалини. 2007г.
Опубликовано 12.04.2009г. на сайте www.progressman.ru.)

«Аннотация. Наше тело — это сложная, высокоорганизованная система, состоящая из различных энергетических потоков. Эти потоки представляют собой разновидности единой, фундаментальной энергии — Праны. Их отзвук можно обнаружить и в физическом мире, но основная их среда — энергетические системы на праническом уровне.
Кундалини не является частью физического тела, — хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни даже астральному телу. Кундалини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность — место, которое йоги называют «Муладхарой». Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека… Мы замыкаем или напрягаем определенные мышцы на физическом уровне, а на умственном и праническом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-Бандха. Ключ к мастерству.
/ Пер. Я.Терского. М. Янус. 2000г. 144 стр.)

«Где она находится? Т. Лобсанг Рампа, автор книги «Мудрость древних»: «В восточной системе образов Кундалини представляется в виде змеи, которая свернулась кольцами у основания позвоночника… Люди часто спрашивают, в чём смысл слов о том, что Кундалини находится «у основания позвоночника». В действительности источник Кундалини находится посредине между органами воспроизведения и выделения».
Женщина и мужчина — это не просто масса протоплазмы, плоть, держащаяся на костном скелете. Человек есть или может быть чем-то гораздо большим. Здесь, на этой Земле, все мы всего лишь марионетки нашей Высшей Сущности, нашего Высшего Я, которое, пребывая в астрале, приобретает опыт с помощью нашей живой плоти.
Физиологи, расчленяя человеческое тело, всё сводят к массе плоти и костей. Но всё это суть предметы материальные. Они не открыли, да и не пытались открыть вещи более сокровенные, то, что индусы, китайцы и тибетцы знали за многие века до зарождения Христианства. Позвоночник является чрезвычайно важной частью организма. В нём заключён спинной мозг, без которого человек становится совершенно неподвижным и бесполезным существом. Но значение позвоночника гораздо серьёзнее. В самом центре спинного мозга находится ствол, уходящий в иное измерение. Это и есть ствол, по которому путешествует — в случае пробуждения — сила, известная под именем Кундалини. В основании позвоночника находится 1-я чакра, которую на Санскрите именуют Муладхара-Чакрой. На Востоке её называют Огнём Змея. По словам адептов, именно здесь гнездится сама жизнь — Кундалини».

(Руслан Вавренюк (писатель и криптоисторик).
Кундалини. Сайт www.ruslan-vavrenyuk.narod.ru.)

«Где живет Кундалини. «Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (полового органа), на четыре пальца в ширину расположена область, подобная луковице. Внутри нее есть йони, с лицом, повернутым назад. Это пространство — корень. Там обитает богиня Кундалини. Она обнимает все нади и имеет три с половиной оборота. Держа хвост в своем собственном рту, она покоится в отверстии Сушумны. Она спит там подобно змее и светится своим собственным светом. Это — богиня речи, и она называется «семенем» (биджа). Знай эту Кундалини, полную энергии и подобную пламенеющему золоту, обладающую силой (шакти) Вишну. Это — мать саттвы, раджаса и тамаса. Там расположено семя любви (кама-биджа), прекрасное как цветок бандхука. Его слог — Клим. Оно сверкает, как отполированное золото, и считается йогинами вечным. Сушумна охватывает также и его. Прекрасное семя покоится здесь, ярко сияя, подобно осенней луне, в блеске миллиона солнц и в холоде миллиона лун.
Богиня Трипура-Бхайрави владеет этими тремя — огнем, солнцем и луной. Она, изначальная Сила, называется также биджа. Она наделена силами движения и чувства и циркулирует по телу. Она тонка и имеет вид пламени. Иногда она поднимается, а иногда опускается. Такова изначальная Сила, покоящаяся в йони и называемая сваямбху-лингам, «саморожденной» (не сотворенной никем).
Все это называется адхар-падма (поддерживающий лотос), и его четыре лепестка обозначены буквами Ван, Шан, Щан, Сан. Неподалеку от сваямбху-лингама расположена золотая область Кула. Ее владыка — Двиранда, а богиня — Дакини. В центре лотоса — йони, где обитает Кундалини. Здесь циркулирует яркая энергия кама-биджа (семя любви)».

(Основа Кундалини-Йоги. Общие понятия. Сайт www.layayoga.ru.)

«Где спит Кундалини? Те, кто практикуют Йогу, знакомы с характеристикой чакр и их назначением. Мы не будем подробно останавливаться на этом. Остановимся только на характеристике чакр, где предположительно и находится Кундалини. Это Муладхара и Свадхистхана. Большинство последователей Йоги теоретически знают, что Кундалини находится в Муладхаре. Муладхара — это корневая нижняя чакра. Санскритское слово «мула» означает «корень». «Адхара» означает «опора» или «основа».
Муладхара. Муладхара отвечает за то, насколько прочно человек стоит на земле. Здесь находится наша основная жизненная сила. Без энергии Муладхары невозможна жизнедеятельность человека и продолжение рода. Чакра графически представлена как квадрат в круге с четырьмя лотосовыми лепестками красного цвета по периферии. Квадрат желтого цвета символизирует элемент Земли. В центре квадрата находится треугольник, направленный вершиной вниз. Это символ женского аспекта божества. В треугольнике находится изображение дремлющей Кундалини-Шакти в виде змеи, свернувшейся вокруг Лингама в три с половиной оборота.
Символика трех с половиной оборотов означает следующее: три оборота это символ трех гун или качеств души — тамас, раджас и сатва. Одновременно это символ прошлого, настоящего и будущего и символ трех состояний сознания — бодрствование, сон и сон без сновидений. Половина оборота означает состояние трансцендентности, где нет ни бодрствования, ни сна, ни сна без сновидений, ни гун.
Лингам — это символ созидающей сексуальной энергии, которая лежит в основе развития индивида и творения Универсума. Змея олицетворяет мудрость. Между прочим, образ змеи встречается во многих древних мистических культурах. Скрытая, до поры до времени дремлющая мощная мистическая сила, также известна под разными именами. Кундалини может изображаться в различных видах, но сама суть Кундалини, т.е. Шакти или Силы бесформенна и безгранична. Когда эта сила заполняет какую-нибудь форму, то она и обретает эту форму. Естественно, что когда Кундалини поднимается по срединному каналу позвоночника, по Сушумне, то она и принимает вид вытянутого эллипсоида, световой молнии или змеи.
У мужчин Муладхара расположена в нижней точке промежности, в районе основания Лингама или предстательной железы. У женщин — на уровне яичников, на задней стенке шейки матки. Энергия чакры красного цвета и связана с репродуктивной функцией физического тела.
«Пробуждение Муладхары означает не столько усиление полового влечения, а сколько пробуждение энергии влечения к духовной жизни. Энергия пробужденной Муладхары открывает другие чакры и зажигает огонь сверхсознания. Медитирующие на Муладхару развивают жизненную силу, избавляются от болезней, становятся выносливыми и решительными. В спящей Муладхаре находятся не только священная Кундалини-Шакти, но и весь груз нашей кармы, страсть и порок. Пробуждение Муладхары высвобождает Кундалини и сжигает следы отягощающей кармы. Без энергии Муладхары была бы невозможной любая наша деятельность. Вся наша жизнь, наши поступки, слова, мысли являются трансформированной сексуальной энергией, энергии Муладхары. Когда Кундалини просыпается и проявляет себя в сердечном центре, она превращается в любовь. Если эту энергию не удается трансформировать, если она подавляется и «замерзает» в Маладхаре, то возникает комплекс вины и неполноценности, развиваются неврозы, а иногда и шизофрения, развивается агрессивность и жестокость, калечатся жизни людей» — пишет Свами Сатьянанда Сарасвати в книге «Кундалини-Тантра».
Свадхистхана. Свадхистхана-Чакра расположена непосредственно над Муладхарой. Свадхистхана в переводе с санскрита означает «собственное жилище, место жительства». На этом основании некоторые считают, что возможно когда-то местопребыванием Кундалини была Свадхистхана. Даже говорят о том, почему Кундалини опустилась из Свадхистханы в Муладхару на постоянное жительство. Произошло это, якобы, из-за деградации людей в наш железный, бездуховный век Кали-юги. На самом деле Муладхара и Свадхистхана настолько близки друг к другу, что на энергетическом уровне они, безусловно, взаимно проникают друг в друга. Тем более что обе чакры имеют отношение к энергии воспроизведения рода.
Когда просыпается Кундалини, то у одних это происходит внизу живота, у других в районе промежности. Т.е. происходит это там, где расположены воспроизводящие органы. Никто никогда не локализовал место взрыва Кундалини с точностью до сантиметра. А в традиционном описании местоположения энергетических центров Свадхистхана находится всего на два сантиметра выше Муладхары. Невозможно дать точные размеры этих центров. Можно говорить только о смещении их эпицентров относительно друг от друга.
Свадхистхана-Чакра ответственна за воспроизводящую и выделительную функции. К выделительным функциям относятся не столько то, что выходит из мочевого пузыря и кишечника. Здесь имеются в виду оргазмические выделения, как мужчин, так и женщин. Поэтому она имеет второе название — «Сексуальный центр». Свадхистхана соотносится с энергией элемента Воды.
Основной изобразительный символ чакры — оранжево-красный круг с шестью лепестками лотоса. В центре круга графическое изображение ее мантры-ВАМ. Фигурки богинь иногда помещаются внутри символа мантры, а иногда — над ним. Свадхистхана является энергетически центром бессознательной жизни человека. Здесь вся сфера инстинктивного и глубины бессознательного.
Иногда говорят, что прохождение Кундалини через Свадхистхану это как прохождение человека через чистилище. Некоторые даже считают, что Сатана и индусская Мара — это те силы или энергии, которые сидят в Свадхистхане. Но далеко не все, кто имел опыт Кундалини, описывают трудности ее прохождения через Свадхистхану. У многих вообще этой проблемы нет. Эта проблема у тех, кто ее знает, кто постоянно думает о ней. Кого это беспокоит. Куда как чаще барьер для восхождения Кундалини сидит в голове, в нашем сознании, а не в Свадхистхане. Очень часто Кундалини просыпается и разворачивает свои кольца настолько быстро, что человек не успевает даже отследить, как энергия проходит через Свадхистхану и все остальные чакры.
Проснувшаяся Кундалини может вытеснить из Свадхистханы все негативное бессознательное. Это может быть властность, страх, гнев, ревность, не обузданное сексуальное желание, вялость и сонливость».
Сексуальная энергия. Сексуальная энергия находится не только в Свадхистхане. Она присутствует повсюду, во всем теле. На самом высоком уровне она проявляется как Самадхи, на эмоциональном как любовь, на уровне физического тела сексуальным наслаждением. В тоже время, сексуальная энергия, не трансформированная в высшие формы, может служить источником невежества, агрессии и насилия.
В некоторых древних источниках, Кундалини вообще не привязывается к какому-то определенному месту тела. Если проанализировать самоотчеты признанных авторитетов — мастеров Йоги и подъем Кундалини у совершенно не знакомых с йоговской концепцией людей, то Кундалини можно с одинаковым успехом поместить как в основание позвоночника, так и в большой палец правой ноги или головной мозг. На рисунке 5.6, взятого из книги Аджита Мукерджи и Мадху Кхуна «Путь Тантры» (изд. Географического общества, 1977, Нью-Йорк), приведена схема тока энергии и энергетических центров эфирного тела человека. На нем отчетливо изображены энергетические каналы, уходящие в большие пальцы ног. Каналы Ида и Пингала и здесь выходят из Муладхары. Но идут они как вверх, к Сахасраре, так и вниз к большим пальцам ног. Если вы возьмете современную схему точек акупунктуры на стопах ног, то увидите, что кончики больших пальцев представляют головной мозг, более конкретно — центр сверхчувственного восприятия и необычных психических способностей. То есть это центр «сиддх», которые и проявляются в результате подъема Кундалини».

(Кундалини. Эссе из книги Л.Тетерникова «Тантра — искусство любить».
Школа Л.Тетерникова «Искусство любить». Сайт www.teternikov.ru.)

 

В КУНДЕ?

«Тема 2. Чакры. Определение Кундалини. …Кунда, означающее «яма, впадина» или «глубокое место», показывает, что Кундалини пребывает в глубине, в Муладхара-Чакре».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

«Слово «кунда» означает внутреннее, потаенное место, впадину. Это слово ассоциируется с впадиной, в которой покоится мозг человека в форме свернувшейся спящей змеи. Отсюда и произошло слово «кундалини». У мужчин Кундалини располагается в промежности, между анусом и половым органом. У женщин она расположена в районе шейки матки».

(Шоди Каримов (Куддус аль Бухорий). «Хочешь ли ты улучшить
свою жизнь, или как стать Мастером Жизни». Сайт www.litcey.ru.)

«Кундалини — это дремлющая в человеческом организме сила, находящаяся у основания позвоночного столба. Слово «кундал» на санскрите означает «виток, кольцо», поэтому «кундалини» переводится, как «свернувшаяся кольцами». С другой стороны, слово «кунда» означает полость или яму. В этом смысле под «кундой» может подразумеваться полость черепа, где находится мозг. И действительно, человеческий мозг по своему внешнему виду напоминает свернувшуюся кольцами змею».

(Маршалл Говиндан М.А. Бабаджи и традиция Крийя-Йоги 18-ти сиддхов.)
(Lina. Кундалини. Форум сайта «Эзотерическая копилка».
24.05.2011г. www.lovestorysite.ucoz.ru.)

«Глава 5. Герметическая медицина: концептуальное обоснование. …В пищевой чакре «Манипуре» накапливается Самана. Последняя трансформируется в половой чакре в Апану. И.Исаев выделяет орган для работы с околофизиологическим уровнем нематериальных энергий — кунду, находящийся в области поясницы и имеющий конусовидную форму. В кунде Вьяна, при ее избытке, трансформируется в энергию более высокого эмоционального качества (Апану). В зависимости от потребностей организма преобразование энергии может идти и с обратным знаком. Апана уже в корневой чакре Манипуре трансформируется в Удану. Удана — энергия для трансформации в высшие психические силы в чакрах Анахате (сердечной), Вишудхе (горловой) и двух головных (Аджне и Сахасраре)».

(Медицина: история, концепции, парадигмы.
Российская Академия Естествознания. Сайт www.rae.ru.)

«Глава 3. Мантры: звуковые инструменты. п. Хома: поклонение огню. Кунда. Хома проводится во вместилище, которое называется кунда. Кунда изготавливается в соответствии с размерами разводимого огня. Если предполагается использовать крупные бревна, кунда должна быть большой. Если поклонение огню будет проводиться в малых масштабах, можно устроить небольшой очаг. Чаще всего кунда представляет собой перевернутую пирамиду, сужающуюся внизу и расширяющуюся вверху. Нижняя часть является квадратом, сторона которого составляет примерно двенадцать пальцев того, кто проводит кому (под «пальцем» понимается ширина пальца). Сторона верхней части должна в полтора раза превышать длину нижней, то есть составляет восемнадцать пальцев. Глубина кунды должна совпадать с длиной стороны верхней части. Самый простой способ устроить кунду. вырыть в земле яму в форме перевернутой пирамиды в пропорциях, указанных на схеме».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. К. Гелиос. София. 2001г.)

«Кундалини — спящая змея. …Место, где хранится жизненная сила, похоже на кунду, бассейн поблизости от сексуального центра; вот почему эта энергия известна как Кундалини — кунда, или водоем. Другая причина названия Кундалини — то, что эта энергия похожа на змею, которая свернулась в кольцо и спит. Если вы видели спящую змею, вы знаете, как она лежит, свернувшись в кольцо и положив сверху голову. Но если вы потревожите спящую змею, она проснется, развернется и поднимет голову. Эта энергия называется Кундалини еще и потому, что этот бассейн жизненной силы, или семени жизни, расположен точно на уровне сексуального центра, и именно отсюда жизнь распространяется во всех направлениях…
В действительности, только тогда, когда мы вложили в медитацию всю нашу энергию, возникает необходимость в том, чтобы запасная энергия, лежащая в резервуаре, проснулась и пришла нам на помощь. Только тогда жизненная сила начинает подниматься, не раньше. До этого она спит в кунде, в бассейне. Пока хотя бы малая часть нашей собственной энергии остается неиспользованной, нам приходится зависеть от нее. Резервные силы используются только тогда, когда у нас больше не остается энергии. Лишь тогда требуется жизненная сила. Этот центр активизируется только тогда, когда мы все поставили на карту. Лишь тогда становится необходимым почерпнуть энергию из резервуара, из центра — лишь в том случае».

(Ошо. Мистический опыт. Т.1-2. М. Нирвана. 1999г. 351 стр.)

«Часть Шестая. Анатомия нематериального тела. 6.1. Базовая энергоструктура. Прана-вьяна. Нематериальный орган «кунда». Кунда — это своеобразный трансформатор и перепускной клапан на границе между физиологическими и эмоциональными энергиями многомерного организма. Если въяны в магистральных энергоканалах много и ее хватает на обеспечение всех физиологических нужд материального тела, то избытки энергии околофизиологического уровня собираются в кунде, трансформируются в энергию более высокого эмоционального качества и вливаются в канал эмоциональных энергий чун-мо между чакрами Свадхистаной и Муладхарой. Кунда стоит у узла слияния в один поток психической силы двух источников энергообеспечения организма. В этом месте объединяются потоки жизненной силы, поставляемые базовой энергоструктурой, это поток «прана — въяна» и жизненной силы получаемой из пищи, это поток «самана — апана». Кунда — это нематериальный энергоорган, где сливаются потоки двух источников жизненной энергии человеческого тела. Непосредственно для реализации целей религиозно-духовной, мистической практики кунда не имеет особого значения. Древняя Йога — это, прежде всего, методика достижения подвижником высших уровней Божественного мироздания — Атмана, Брахмана. Кунда, в отличие от чакр, орган для работы с околофизиологическим уровнем нематериальных энергий, не имеющий к высшим околобожественным энергиям сознания прямого отношения. Большинство источников сохранили лишь общее понимание наличия центра, куда сходятся (или от которого расходятся) энергетические магистрали околофизиологических энергий, но локализация самого центра была забыта и эта роль была передана то пупку, то сердцу. В «Араньяка-Парве» в разделе «Беседы Маркандеи» встречаем явное описание кунды, но сильно искаженное: «Все праны тела сходятся в центре пупка. От сердца поперек, вверх и вниз отходят десять каналов: побуждаемые пранами они разносят соки пищи» (27-28). Развернутые описания кунды появляются лишь в средневековых Упанишадах Тантры и Йоги Шиваистской Традиции. В кунде сливаются потоки из двух источников энергии. В кунду входят вьяна и апана, причем вьяна трансформируется и приобретает здесь качества присущие апане, эта энергия становится апаной и ее поток здесь становится значительно мощнее. Механизм поднятия энергии уданы из Муладхары к чакрам, отвечающим за высокие интеллектуальные и морально-этические качества человека есть, облеченный в иные термины поздней Шиваистско-тантрической Традиции, механизм поднятия «змеинной силы» Кундалини из корневой чакры. Похожие рекомендации встречаются в древних даосских книгах «Десять трактатов» и «Речи о высшем Дао-пути Поднебесной», где рекомендуется «вводить ци в позвоночник» и «направлять ци в голову и питать ею мозг». Это уже элемент важнейшей техники даосской «внутренней алхимии» — прародительницы современного Цигуна, — вращение энергий по «малому циклу Неба» или «микрокосмической орбите». В кунде происходят трансформации околофизиологических энергий вьяны, вырабатываемой базовой энергосистемой в энергию психоэмоционального уровня апану, и слияние в единый поток этих двух энергетических потоков. Этот процесс может происходить и наоборот — трансформация апаны во вьяну, в зависимости от конкретных потребностей организма в данный момент». 

(И.Исаев. Энергопрактики Йоги и Цигуна.
Секреты суммы технологий. Сайт www.igorisaev.ru.)

 

В КАНДЕ?

«Словарь. Канда — психический центр Муладхары».

(Б.Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г.)
(Подборка самых популярных терминов эзотерики. Сайт www.prosvetlenie.org.)
(Словарь эзотерических терминов. Сайт www.way-s.ru.)
(Словарь. Твоя Йога. Сайт www.youryoga.org.)

«Кундалини пребывает в Муладхаре, в состоянии сна, свернувшись вокруг самой себя в крестцовой косточке».

(Муладхара-Чакра. Сайт www.sacrum.ru.)

«Словарь. Канда — букв. «раздел, глава»; также «луковица», или нечто похожее на луковицу, например, сплетение нади, где дыхание или Прану под названием Апана можно побудить двигаться вверх, а не вниз».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. А.Журавлева,
И.Левушкина. М. Саттва. 2000г. 336 стр.)

«Словарь. Канда — луковица, узел. Канда имеет круглую форму, ее диаметр около 10 см, и расположена она примерно на 30 см выше заднего прохода, возле пупка, там, где соединяются три главных нади (Сушумна, Ида и Пингала). Она покрыта как бы мягкой белой тканью».

(Электронная библиотека по Йоге. Сайт www.yogalib.ru.)

«Кундалини спит над тем, что называется Канда или Канда-Йони, которая имеет 4 пальца в длину и в ширину и покрыта «нежной белой оболочкой», подобной птичьему яйцу. Обычно ее описывают как имеющую размеры в два пальца (Ангули) и расположенную выше ануса и на два пальца ниже половых органов (Медхра). Из Канды исходит 72000 Нади, которые здесь соединяются».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.)

«Необходимо понять, что есть энергия Кундалини. Ее известное проявление — это сексуальная энергия. Также — это творческая энергия. Шевеление этой энергии проявляется при качании на качелях, доставляя радость детям. Наличие этой энергии определяет наше самочувствие, усталость или бодрость, а также развитие физического тела, поскольку из канды (где находится Кундалини), энергия в первую очередь направляется в Муладхара-Чакру, которая в свою очередь разворачивается в более плотные слои материи и отвечает за самочувствие физического тела».

(В.Васильев. Кундалини — огненное крешение
(пробуждение и опасности). Сайт www.a-u-m.ru.)

«Приложение III. Кундалини и неспецифическая активирующая система (НАС). «Кундалини дремлет над Кандой, освобождая йогинов и связывая невежд. Тот, кто знает это, знает Йогу» (Хатха-Йога Прадипика, 3.107). Крестцовая область (канда) традиционно объявляется обиталищем Кундалини по той причине, что именно отсюда, с крестцового отдела спинного мозга начинается процесс сознательного «свертывания» функции нисходящей НАС, последовательного «обесточивания» вышележащих «сегментов» тела (Чакр). Но для того, чтобы управлять, нужно сознавать. Поэтому все тантрические тексты указывают, что Кундалини, эту «цепь бриллиантовых огней» следует ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ именно здесь». 

(№ 20. Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела. 1982-1983гг. Cайт www.psylib.org.ua.)

«В основании позвоночника в канде находится спящая электромагнитная сила, которую мистики называют Кундaлини, — это шар космической энергии, 10 см в диаметре… Поскольку канда и Кундалини не обладают плотными физическими субстанциями, современная наука не может их обнаружить. Кундалини — это место хранения и накопления всех созидательных энергий в физическом теле человека. Чаще всего она представляет статическую энергию, огромную дремлющую атомную энергию… В канде она свертывается в кольцо в корневой чакре… Кундалини в канде для ментального тела — то же самое, что Третий Глаз для физического тела. Когда он пробуждается и направлен в область мозга, тогда сознательное мышление согласуется с силовым полем подсознания и все тело человека наполнено светом…».

(П.Рогальская. Три постоянных атома. Кундалини.
Журнал «Чайка» № 8(48) 2003г. Сайт www.chayka.org.)

«Словарь. Канда — корень, узел, луковица, яйцевидный центр нервов. Канда расположена между анусом и началом полового органа. По форме она напоминает яйцо и покрыта оболочками. Находится сразу над Муладхара-Чакрой. Все нади тела начинаются в Канде. Это соединение, где Сушумна связана с Муладхара-Чакрой. В некоторых Упанишадах написано, что Канда на 9 пальцев выше половых органов, т.е. расположена возле пупка. Канда — центр астрального тела, откуда начинаются все йогические нади, тонкие каналы, несущие Сукшма-Прану (жизненную энергию) к различным частям тела. Соответственно этому центру, человек имеет «конский хвост» в грубом физическом теле. Спинной мозг, простирающийся от головного мозга, заканчивается в позвоночном столбе, разделяясь на тонкую нить. Перед окончанием он даёт множество волокон, объединённых в пучок нервов. Этот пучок нервов в грубом теле называется «конским хвостом». Астральным центром «конского хвоста» является Канда».

(Международная федерация Йоги Патанджали. Сайт www.yogatoday.ru.)

«Канда расположена между анусом и началом полового органа. По форме она напоминает яйцо и покрыта оболочками. Находится сразу над Муладхара-Чакрой. Все Нади тела начинаются в Канде. Это соединение, где Сушумна связана с Муладхара-Чакрой. 4 лепестка Муладхара-Чакры находятся по сторонам Канды, а соединение, называемое Грантхи-Стхана, испытывает очень сильное влияние Майи. В некоторых Упанишадах написано, что Канда на 9 пальцев выше половых органов.
Канда — центр астрального тела, откуда начинаются йогические Нади, тонкие каналы, несущие Сукшма-Прану (жизненную энергию) к различным частям тела. Соответственно этому центру, вы имеете «конский хвост» в грубом физическом теле. Спинной мозг, простирающийся от головного мозга, заканчивается в позвоночном столбе, разделяясь на тонкую, подобно шёлковой, нить. Перед окончанием он даёт множество волокон, объединённых в пучок нервов. Этот пучок нервов в грубом теле называется «конский хвост». Астральным центром «конского хвоста» является Канда».

(Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер. А.П.Очаповского.
Уфа. 2002г. Сайт www.yogaways.info.).

«Настройка на активизацию и активную работу энергетического центра КАНДА-ЙОНИ. Канда. «Ниже пупка и выше мужского органа находится канда-йони, по форме подобная яйцу птицы. Там начало семидесяти двух тысяч нади». Канда («корень») располагается над основанием промежности, перед анусом. Ее высота — с длину ладони (около 20 см), ее ширина — четыре пальца. Она белая и мягкая, будто обернута куском материи. В физическом теле увидеть ее нельзя, духовным же зрением она видится сразу над Муладхарой, там, где соединяются Сушумна и Муладхара, в виде яйца, корня или клубня растения с корешками. Канда — это изначальный источник, из которого выходят все каналы (нади) тела. Это место называют грантхистхана, т.е. «основание всех узлов». Лепестки Муладхара-Чакры выходят из краев основания канды.
Если мы рассмотрим позвоночник, то на уровне нижней части спины спинной мозг сужается, продолжаясь в виде длинных шелковистых нитей, нервных окончаний («конский хвост» — кауда эквина). Эти нити, тонкие волокна нисходят от основания этого «хвоста» и продолжаются до основания позвоночного столба. Считается, что они соответствуют канде в физическом теле.
«Кундалини-Шакти обвита восемь раз вокруг канды. Для йогина — это дар к Освобождению, и рабская зависимость для непосвященного». «Пранава, гуданала, налини, сарпини, ванковали, кшая, саури и кундали — таковы восемь витков Кундалини».
Сеть каналов. «Тогда Шандилья так вопрошал Атхарвана: «Как очищаются каналы (нади)? Сколько их? Как они возникают? Какие жизненные ветры (вайю) находятся в них? Где они находятся? Каковы их функции? Пожалуйста, поведай мне все, что следует знать о теле».
В ответ Атхарван отвечал: «Длина этого тела — девяносто шесть пальцев. Прана простирается на двенадцать пальцев за пределы тела. Тот, кто занимаясь Йогой укорачивает свою Прану внутри своего тела, делая ее равной или не меньшей огню в нем, становится величайшим из йогов. У людей область огня, которая имеет форму треугольника и сияет как жидкое золото, расположена в середине тела. У животных с четырьмя ногами эта область (огонь) имеет форму четырехугольника. У птиц она имеет форму шара. В области этого жизненного центра находится очищающее благотворное тонкое пламя. На два пальца выше ануса и на два пальца ниже полового органа находится центр тела у мужчин. У животных с четырьмя ногами он находится в середине сердца. У птиц он находится в середине тела.
В девяти пальцах выше центра тела расположена овальная форма, занимающая четыре пальца в длину и ширину. В ее середине — пупок. В нем расположена чакра с двенадцатью лучами. В середине чакры странствует сознание существа, направляемое своими хорошими и плохими деяниями. Как паук движется в разных направлениях внутри паутины из тонких нитей, так и Прана перемещается здесь. В этом теле сознание перемещается на Пране.
Кундалини обитает в середине пупка и над ним. Кундалини-Шакти имеет форму восьми пракрити (материй), и она свернута восемь раз. Движение ветров (жизненных энергий) проверяет должным образом пищу и напитки повсюду вокруг скандхи. Она закрывает своей головой отверстие брахмарандхры и благодаря Йоге пробуждается как огонь. Тогда она сияет как безграничное величие и мудрость в пространстве сердца.
Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия — ида, пингала, сушумна, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари. Из них Сушумна считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от Сушумны находится Ида, а справа — Пингала. («Шандилья-Упанишада» (1.15))».

(Канда-Йони. 23.04.2009г. Одесский центр Рейки. Сайт www.reiki-svet.ucoz.ru.)

«Глава II. Кундалини-Йога и теория. Когда имеется сплетение нескольких нервов, артерий и вен, то обычно используется термин «плексус». Подобным образом имеются соответствующие нервные центры, или плексусы Жизненной Энергии в Сушумне. Они известны как Падмы (Лотосы), или Чакры. Известны детальные их описания. Все Нади исходят из Канды. Это место соединения Сушумны Нади и Муладхара-Чакры…
Канда (крестец). Этот центр расположен между анусом и половыми органами. Он имеет вид яйца, покрытого чешуйками, и находится как раз над Муладхара-Чакрой. Все Нади тела берут из него начало. Он находится в точке связи Сушумны и Муладхара- Чакры. 4 лепестка Муладхара-Чакры находятся по краям Канды и это соединение называется Грантхи-Стхан (точка Стхан, в которой влияние Майи особенно велико). В некоторых Упанишадах написано, что этот центр расположен на 12 пальцев выше гениталий (ширина пальца считается равной 0.75 дюйма).
Канда — это центр астрального тела, из которого тонкие канаты Йога-Нади выносят и несут Сукшма-Прану (Жизненную Энергию) к различным частям тела. В физическом теле есть соответствующий Канде центр. Спинной мозг разветвляется на тонкие нити, а затем — на многочисленные нервные окончания. В астральном теле этому разветвлению соответствует Канда…
Сушумна-Нади. Сушумна расположена в центре спинного мозга; она начинается в Канде, примерно на уровне пупка и соединяется с Брахма-Чакрой, или Тысячелепестковым Лотосом. Она идет из Муладхара-Чакры (относящейся ко второму позвонку копчиковой части) до Брахмарандхры (полости в головном мозге). Сушумна погружена в центральную часть спинномозгового канала и имеет тонкие секции…
Муладхара-Чакра. Муладхара расположена в основании позвоночного столба. Эта Чакра лежит между половыми органами и анусом, как раз под Кандой, где соединяются Ида, Пингала и Сушумна. Точное расположение — на два пальца выше ануса и на два пальца ниже половых органов. Имеет 4 пальца в ширину. Её еще называют Адхара (поддерживающей) Чакрой, так как остальные Чакры опираются на нее. Из этой Чакры излучают 4 важнейшие Нади, которые проявляются в виде лепестков лотоса…
Мистическая Кундалини. «О Дэви! Ты — Разум, Небо, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Более нет ничего. Все что существует, все это твои превращения. Ты становишься освященной, живой Богиней, чтобы выявить Свою волю — собственную блистательную Сущность в виде Мира». Кундалини, Сила Змеи, или Мистический Огонь, Изначальная Энергия, или Шакти, которая лежит, свернувшись, или спит в Муладхаре — центре тела. Она называется змеиной, или кольцевой, благодаря своей форме. Это электрическое пламя, Духовная, Великая Древняя Сила, которой подчиняется вся органическая и неорганическая материи. Кундалини — Космическая Сила, проявленная в индивидуальных телах. Это не материальная сила, подобная электричеству или магнетизму. Это Духовный Потенциал, Шакти, или Космическая Сила.
Она не имеет форм в том же смысле, как не имеют ее Стхула-Буддхи и разум в изначальном состоянии. Исходя из этих форм, можно получить понятие о виде Кундалини. Прана, Ахамкара, Буддхи, Индрии, Разум, Пять Первоэлементов и нервы — все это продукты Кундалини. Свернувшаяся спираль, символизирующая скрытую Психическую Энергию, называемую Кундалини, спящая Божественная Шакти лежит в основе всего Бытия. Вы можете увидеть в Муладхаре Сваямбху-Лингу. Вершина Линги расположена там, где Сушумна прилегает к Канде. Мистическая Кундалини лежит лицом вниз в устье Сушумна-Нади на вершине Сваямбху-Линги. Она делает три с половиной оборота вокруг Лингама. Пробуждаясь, она производит свистящий звук, подобный звуку, издаваемому змеей, когда ее бьют палкой, и проходит к другим Чакрам через Брахма-Нади, называемую также Читра-Нади. Последняя расположена внутри Сушумны. Иногда Кундалини называют также Бхуджангини — змеиная сила. Три витка представляют три Гуны Пракрити: Саттву, Раджас и Тамас, а полвитка — это Викритти, видоизменение Пракрити. Кундалини — Богиня речи, любимая и восхваляемая всеми. Она Сама, когда пробуждена йогом, добывает для него знания. Это Она — Та, Которая делает Мукти и Джняну для Себя Самой. Ее также называют Сарасвати, так как Она имеет вид Шабда-Брахмана. Она — источник Знания и Блаженства. Она Сама есть Чистое Знание. Она Брахма, Она Прана-Шакти, Верховная Сила, Мать Праны, Агни, Бинду и Нади. Благодаря этой Шакти существует мир. Возникновение, существование и растворение — в Ней. Только Ею, Шакти, держится мир. Это из Нее, из Шакти, из тонкой Праны делаются Нади. В тот момент, когда вы произносите Пранаву «Ом», вы отчетливо чувствуете, как вибрации начинаются в Муладхаре. Благодаря вибрации этой нади функционируют все части тела. Она поддерживает душу через тонкую Прану, имеющую связи с тонкими нади и Чакрами. Тонкие нади имеют связи с разумом. Разум связывает все тело. Разум есть в каждой клетке тела. Прана — это рабочая сила тела. Она динамична. Статическая Шакти при помощи Пранаямы и других упражнений Йоги становится динамической. Это — два аспекта Кундалини, именуемых «спящая» и «пробужденная» Кундалини».

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога.
/ Пер. В.Жикаренцева. СПб. Культ-информ-пресс. 1993г. 184 стр.)

«Думаю, все авторы книг по Йоге, которые массово продаются, или учителя по Йоге на Западе особо не распространяются на подобные темы, не описывают подробно все механизмы. Основная причина в том, что механизмы связаны с религиозной мистической символикой, которая сложнее входит в коммерческие рамки, по сравнению с продажей техник для людей с простыми потребностями. Так же дело обстоит и с кандой. Сначала надо понять, что она собой представляет на самом деле. Вы, наверное, читали в книгах о том, что в ней соединены все каналы (нади), т.е. три основных: Ида, Пингала и Сушумна, и другие, которые связаны также с лепестками чакр. Эти лепестки — кундалы (кольца Кундалини). Обычно в Традиции Кубджика этот треугольник изображают как тот, внутри которого гармонично расставлены еще 49 треугольников. Таким образом, в канде находятся все основные нади. Ида и Пингала расположены вдоль позвоночника, когда они движутся вниз, то соприкасаются с двумя верхними углами, потом сползают вниз, внутрь треугольника, в нижний угол.
В этом углу концентрируются два тока, солнечный и лунный, соединяясь с огненным, который направлен вверх и связан с Сушумной. Весь треугольник символизирует собой йони (женский половой орган), считается, что она является раскрывающейся Шакти, из которой происходит все творение. Обычно эту канду изображают со сваямбху-лингамом внутри: сваямбху — означает самопроявленный, т.е. знак Шивы, который проявился из пустоты сознания, из Брахмана посредством авьякта-пракрити (непроявленной творящей природы), ее также называют мула-пракрити (коренная), потому что она — основа всех проявлений. Очевидно, именно поэтому чакру называют Муладхара. Свадхистхана означает «своя обитель, место нахождения», она — место, где физически соединяется лингам и йони. Вся символика тонкой энергетической структуры является отображением принципов Каула-Тантризма. Вероятно, такой символикой было проще передать значение процессов, происходящих в энергетической структуре человеческого тела.
Все каналы (нади) в неактивном состоянии направлены вниз, а в активном — вверх. Такое явление происходит практически во всех основных йогических мудрах, наиболее интересно оно отражается в випарита-карани (перевернутая мудра), а вся Хатха-Йога или любая другая Йога у Натхов часто определяется как ульта-садхана (обратный процесс). В випарита-карани, на уровне тела, вы способны реально ощутить обратный процесс, при котором лепестки чакр постепенно обращаются вверх. Эти лепестки — символ йони, которая раскрывается при возбуждении. Лингамы на уровне трех грантх олицетворяют собой мужской половой орган в состоянии эрекции. Вся эта символика, разумеется, для многих выхолощенных йогических школ может быть непонятна еще и потому, что при полноценном объяснении данной символики нужно касаться ряда интимных тем, а это означает, что надо знать не только сами техники, но и их внутреннее значение. Нужно понимать Тантризм на адекватном уровне.
Итак, вернемся к канде: ее также связывают с треугольником Кама-Кала, где «кама» означает волю или намерение, а «кала» — означает творение, раскрытие Абсолюта, и это раскрытие происходит посредством Шакти (творящей силы Абсолюта). Считается, что три угла треугольника есть раскрывающаяся бинду, в трех аспектах: солнечном, лунном и огненном. Поэтому три грантхи — это раскрывающаяся йони, где все каналы в чакрах поделены: гласные на уровне Вишуддхи и Аджны — это лунные каналы, согласные на уровне Анахаты и Манипуры — солнечные, а на уровне Свадхистханы и Муладхары — огненные. Внутри этих структур находятся три лингама (знака Шивы). Эти три силы, по сути, являются проявлением одной, основная из них находится в Муладхаре.
Обычно Кундалини изображают как змею, согнутую в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама, которая кусает свой хвост. Эта «сгорбленность» Кундалини неслучайна, потому что она собой символизирует возвращение обратно, в свою истинную природу. Поэтому Кундалини — также символ нивритти, возвращения к своему изначальному источнику возникновения, она — унмани (трансцендентное сознание), или Парасамвит. Эта Богиня содержит в себе все и является «скрытой», что также связано с ее скрученным состоянием. Это состояние — символ интеграции всей человеческой энергетической структуры и сознания.
Считается, что все тело в себе содержит Вселенную, на более доступном уровне его изображают как тело Индии, которое также имеет форму треугольника, подобную йони. Как в Индии находятся разные места силы (шакти-питха), так и в теле человека, согласно Традиции Тантрической Йоги, представлены эти питхи. Когда Кундалини начинает «пробуждаться», «раскрываться», она путешествует по этим питхам, в них находятся ее различные проявления (йогини), у каждой из которых есть свой Бхайрава. После такого финального «обхода», благодаря Кундалини мы достигаем целостности всего своего существа, где все становится связанным, замкнутым в состоянии блаженного союза.
Натхи под этим подразумевают контроль тела, это тело становится «вашим», так как пронизано вашим высшим сознанием. Но как это связано с Праной и Апаной, вдохом и выдохом, и почему при вдохе и выдохе происходит накопление Праны, а не потеря, например? Потеря, конечно, может быть, и йогические тексты вполне конкретно говорят о том, что правильная пранаяма ведет к раскрытию сиддх и достижению мокши, а неправильная может убить практикующего. Именно так и есть — на самом деле в текстах нет случайных фраз, тем более, когда они часто повторяются. Три угла Кама-Калы или канды, как я уже сказал, имеют связь с тремя грантхами, а те связаны с вдохами и выдохами. Три грантхи — это развернутый вид канды, а канда удерживает всю сеть каналов. В зависимости от разных текстов существует разное описание того, где находится канда или грантхи, но это уже не столь актуально, когда вы разобрались в самом принципе. Грантхи связаны с Праной, и хотя Прана, по сути, одна, она имеет разные аспекты, мы не можем контролировать Прану без опоры на какие-то конкретные практики».

(Канда. 17.06.2010г. Сайт www.nathas.org.ua.)

* * *