Статья 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека. (ч.2).

продолжение

6.2. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ

Прежде чем рассматривать «вертикальные» соответствия по каждому плану, еще раз вспомним значения и толкования таких слов, как «майя-коша» и «шарира» (см. статью 3.2.7. ««Горизонтальная» многомерность человека»). В литературе и сети Интернет можно найти следующие значения и толкования слова «коша»:
— мир
— слой
— тело
— план
— семя
— сосуд
— сумка
— бочка
— кокон
— пласт
— завеса
— форма
— ножны
— покров
— футляр
— уровень
— одеяние
— обшивка
— скорлупа
— оболочка
— измерение
— шкатулка
— коллекция
— покрытие
— проводник
— сокровище
— вместилище
— сокровищница
— уровень энергии
— стратификация
— футляр (для хранения чего-либо)
— (ср. русск. кожа, кошель, кошелек, кокошник и др).

Таким образом «майя-коша» — это «оболочка живого существа, а суффикс «майя» означает полноту качества» (см. Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.). «Майя-коша» «указывает на специфическую сферу бытия, а майя — из чего слагается это бытие» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Ника-Центр. 1997г.). В Тантрической Традиции панча-майя-коша — это пять изначальных, основных, базовых, фундаментальных «планов» существования человека или пять «измерений» в пределах человеческого существования, через которые проявляются пять изначальных, основных, базовых, фундаментальных «элементов» человека как в «грубом», так и «тонком» своих аспектах. Поэтому Свами Сатьянанда Сарасвати и говорит: «Различные уровни существования, на которых проявляются пять таттв или махабхут (элементов), известны как «коши»» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). Харьков. Алока. 2001г.). Поэтому Ошо и говорит: «эти пять бхут, или великих стихий соответствуют пяти кошам, вашим телам…» (см. Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. София. 2001г.). Согласно Учению Тантры, эти «планы», «измерения», «тела», «начала» человека имеют природу взаимопроникающих форм энергии (пять форм Шакти), от тончайшей до самой плотной, которые проникают друг в друга и взаимодействуют друг с другом, являясь различными проявлениями, выражениями, аспектами, стратификациями единого существования.

Согласно примечанию Е.Ф.Писаревой к переводу на русский язык лекций Брамана Чаттерджи, прочитанных им в Брюсселе в 1898г. (см. Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Предисловие и перевод с 3-его французского издания. Е.П. Дозволено цензурою. С.-Петербург. 17 августа 1905г. Калуга. Типография Губернской Земской Управы. 1905г.), «в современной западной литературе, занимающейся этими вопросами, различные начала человека носят название или «проводников», или «тел». На Востоке они имеют два названия: «КОША» (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к физическому миру, и «ШАРИРА» (тело), когда они способны к самостоятельной деятельности в видимом и невидимом (авьякта) мире». Т.е. речь идет о пяти началах, планах бытия человека, которые имеют в одном случае название «коша», а в другом случае «шарира».

В литературе и сети Интернет можно найти следующие значения и толкования слова «шарира:
— тело
— корпус
— скорлупа
— оболочка
— проводник
— тело души
— тело материальное или нематериальное и др.

В разных словарях указываются следующие синонимы слова «шарира»: адхара, деха, коша, кайя (кая), упадхи и др. Слово «адхара» может иметь разные значения и толкования (например, словом «адхара» называют лепестки чакр):
— основа
— повозка
— субстрат
— основание
— поддержка
— «опора разума»
— основа личности
— «опора» для внимания
— резервуар (напр. праны)
— транспортное средство
— жизненно важная часть
— «место» трансформации праны
— сосуд (нечто, содержащее в себе что-либо)
— то, в чем содержится тело; сознание; ум; жизнь.
— «опора» для достижения определенных состояний
— «место», через которое трансформируется энергия
— «опора» (то, что служит опорой для сознания и средством для практики) и др.
— «Адхара — Опора. Основание. Сосуд. Органы восприятия. Опора разума. Тело. Термин широко применяется как в прямом, так и в переносном смысле. В значении «тело» он имеет много синонимов (деха, коша, кайя, шарира и др.» (см. Популярный словарь по Буддизму).

Слово «деха» может иметь следующие значения и толкования:
— «Деха — Тело. Особа. Согласно Индийской Традиции, человек имеет плотное, грубое тело (стхула-деха), называемое физическим, и несколько тонких тел (сукшма-деха). Одна из моделей тела строится по принципу «русской матрешки», все тела в которой находятся одно в другом и называются оболочками (коша). В другой модели все тела занимают одно пространство и пронизывают друг друга, что напоминает бочку, наполненную камнями, песком, водой и пузырьками воздуха. Обе модели очень приближенны и поверхностны. По вопросу о количестве тел и их функциям существуют разногласия, но общепризнано, что все люди имеют несколько тел-аспектов». (Популярный словарь по Буддизму).

Слово «кайя» может иметь следующие значения и толкования:
— «Кайя — Тело. Множество. Аспект. Нечто протяженное, обладающее совокупностью признаков, дающих основание для представления о наличии целостности, единства. Как синоним выступает термин «поле» (кшетра). Космический Будда имеет, согласно различным учениям, от трех до десяти тел, тел-аспектов, аспектов-состояний, полей». (Популярный словарь по Буддизму).

Слово «упадхи» может иметь следующие значения и толкования:
— основа
— шаблон
— проводник
— передатчик или носитель чего-то
— тело, как отличительная особенность
— тело как сфера жизни или состояние бытия

Таким образом, тантрические «смысловые коды-понятия» «майя-коша» и «шарира» могут говорить не только о многомерности и сложности структуры человеческого существа, но и о потенциале и уникальных возможностях человека в его взаимодействии с внутренним и внешним миром.
«Майя-коша» и «шарира» — это то, что говорит о тождественности и единстве всех людей, Мужчины и Женщины, Человека и Космоса. Однако это и то, что определяет «непохожесть», «различие» Мужчины и Женщины, уникальность и своеобразие, индивидуальность и личность каждого человека, единство и многообразие познания и мудрости, опыта и мастерства людей.
В Западной Традиции «майя-коша» и «шарира» определяются как «мир», «план», «тело», «аспект», «принцип», в Учении Тантры — как «покров Майи» и «тело Человека». Но в любом случае, это то, что говорит о тонкой природе Человека и базовых понятиях и феноменах человеческого бытия.

«Шри Шанкарачарья в своём великолепном труде «Саундарья-Лахари» показал, что на плане блаженства (ананда-майя-коша) человек есть дух. На плане мудрости (виджняна-майя-коша) — он чертёж (план) вселенной. На ментальном плане (мано-майя-коша) он — движение, на жизненном (прана-майя-коша) — жизнь, а на физическом (анна-майя-коша) он — красота и совершенство. Наконец, он Творение в миниатюре на всех планах. Творение Космоса следует тому же порядку. Утверждение о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, имеет глубокое значение».

(источник неизвестен)

«Можно выделить несколько моделей тантрического понимания телесности. Согласно первой из них, иератической, тело воспринимается как некое сакральное вместилище, или как своего рода «голографическая ячейка», в которой целиком отображаются и уровни Вселенной, и весь пантеон божеств и духов. Вторая охватывает специфические особенности физического и других, более тонких уровней тела; ее можно назвать полиморфной, потому что здесь представлено описание разных типов тел (в пределах одного и того же индивида), соединенных, тем не менее, прочными узами. Третью же модель понимания телесности мы условно именуем энергийной, потому что она описывает тонкие «энерго-структуры» и процессы тела, невидимые на физическом уровне и постигающиеся только в процессе йогической практики. По существу, каждая из моделей предлагает отдельный язык описания телесности в рамках единого микро-макрокосмического метаязыка».

(Пахомова С.В. Антропология Тантры: психосоматические аспекты.
// Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам
Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103.)

 

1-Й ПЛАН

(Элемент «Земля» — Анна-Майя-Коша — Стхула-Шарира)

ЭЛЕМЕНТ «ЗЕМЛЯ»

В системе Панча-Маха-Бхута (пять великих элементов) первый элемент имеет название «притхви» (др. притхиви, бхуми (быть, существовать; земля людей), дхуми, дхра, дхарти, дхритхри, кшима) — название земли и ее сути, и выступает основанием (массой, опорой), в данном случае, человека и его жизни. Элемент «Земля» — это основание, на котором в человеке существуют другие элементы — «Вода», «Огонь», «Воздух» и «Пространство». Элемент «Земля» — это сущность плотного состояния (материи), он лежит в основе построения всех плотных тканей тела человека (принцип структуры). Слово «притхви» может иметь следующие значения и толкования:
— земля
— широкая
— женское начало
— та, которая содержит в себе все

«Первый элемент Панча-Маха-Бхута — это Притхви («Земля») — символ единства и гармонии жизни, материнства, защиты детей. Здесь преобладает Майя-Шакти — имеющая два аспекта (сокрывающий, майя, и открывающий, видья) проявления Богини Шакти, Матери Мира, Матери человечества, создавшей этот прекрасный Мир для развития человека, дающей силы любому, кто обратится к ней с почтением и любовью. Элемент «Земля» преобладает в Муладхара-Чакре и Анна-Майя-Коше».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

АННА-МАЙЯ-КОША

Название Анна-Майя-Коши происходит от слова «анна», которое означает (букв.) «зерно» или «пища» в самом широком смысле этого слова, которая включает в себя всё, что человек вбирает внутрь себя с помощью органов чувств. «Анна» — это «питание, поддерживающее весь феноменальный мир». Если учесть, что слово «майя» (букв. «магическое творение», «полный», «состоящий из» и др.) может также означать «мудрость», «феноменальное сознание», «всестороннее и действующее (креативное) знание», то Анна-Майя-Коша как бы «состоит» из того, что человек вбирает внутрь с помощью физического и духовного питания и чувств из внешнего окружения и общения, взаимодействия с феноменальным миром и представляет собой сокровищницу, в которой хранится опыт и мудрость в сфере физического, мирского, тонко-материального, чувственного планов Жизни и Бытия.
Таким образом, Анна-Майя-Коша, первый покров Майи, считается материальным, физическим аспектом, планом существования человека, название которому — «физическое» тело человека. Разные традиции давали разные названия телу человека. Древнеиндийская Традиция обозначила его как «вишвадхара» или «вишвадхарини» («поддерживающий все вселенную», или «то, что поддерживает вселенную») где «вишва» — букв. мир, вселенная, или сила, управляющая состоянием бодрствования, сознавания. Как утверждает Шри Сатья Саи Баба, «Веды дали этому грубому телу название «вишваду», поскольку оно связано с чувствами восприятия и действия. Так как это тело вовлечено в различные внешние действия, оно также известно как «вьяавахаарика»…», что часто переводят как «материальная природа человека», или «материальная, относительная точка зрения».
В Западной Традиции, а также в эзотерической литературе, в разных традициях, школах и системах, сети Интернет можно встретить множество устоявшихся вариантов названия тела человека, примерно одинакового значения: оболочка пищи; оболочка из пищи; оболочка, сделанная из пищи; оболочка, сотворенная пищей; оболочка, образуемая пищей; оболочка питания; оболочка еды; оболочка материи; пищевая оболочка; материальная оболочка; физическая оболочка; самая грубая оболочка; внешняя оболочка; внешняя грубо-материальная оболочка; тело пищи; тело, сделанное из пищи; тело, построенное за счет питания, тело земли; пищевое тело; плотно-материальное тело; анатомическое, физическое, плотное, грубое тело; покров пищи; внешний покров; внешнее покрытие; первое и самое грубое покрытие; внешний слой; пятый слой разума; слой, формируемый пищей; проводник, состоящий из питательных веществ; видоизмененная пища; материализованное сознание.

«Первый покров Майи имеет название на Санскрите Анна-Майя-Коша — Покров Пищи. Это физический план индивидуального существования и развития человека, физическое «пространство» человека, мир форм и размеров, систем и функций, физических явлений и ощущений. Это План «Тела» — полнота и совершенство физического проявления тонкой природы человека, физические возможности и способности человека для определенных форм взаимоотношений с Миром.
Название Анна-Майя-Коши происходит от санскр. слова «анна» — букв. пища, питание, продукты питания (т.е. не толко еда, но и «духовная пища», др. «чувственные феномены»). Анна-Майя-Коша — это «тело» человека, построенное за счет «пиши», «питания». Все, что человек «употребляет в пишу», становится его телом. Отсюда формула Тантры — «чистая пища — чистое тело». Взаимодействуя с более «тонкими» планами Познания и Опыта, Жизни и Бытия, Анна-Майя-Коша обеспечивает основу целостности Человека».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

СТХУЛА-ШАРИРА

«Стхула-шарира» может означать «плотное», «физическое» тело, поскольку слово «стхула» может иметь следующие значения и толкования:
— грубый
— видимый
— плотный
— осязаемый
— физический
— материальный
— анатомический
— грубый принцип
— экзотерический
— дифференцированная и обусловленная материя («Теософский Словарь»)

* * *

Таким образом, согласно Версии N36, 1-й План в Тантрической Карте Человека составляют: элемент «земля» (притхви-бхута); «физическое» тело (анна-майя-коша), «плотное» тело (стхула-шарира), принцип «земли» (притхви-таттва), принцип «запаха» (гандха-таттва), принцип «воспроизведения» (упастха-таттва), принцип «обоняния» (гхрана-таттва), принцип «ума» (манас-таттва), принцип «способности» (калаа-таттва), принцип «сокрытия/посвящения» (майя-таттва). Это план проявления Майя-Шакти.

 

2-Й ПЛАН

(Элемент «Вода» — Прана-Майя-Коша — Сукшма-Шарира)

ЭЛЕМЕНТ «ВОДА»

В системе Панча-Маха-Бхута (пять великих элементов) второй элемент имеет название «апас» (др. амбу, ап, апо, вари, джала, салила, тойя, удака) — название воды и ее сути (от «ап» — «проникать») и выступает основанием (поддержкой, обеспечением), в данном случае, человека и его жизни. Элемент «Вода» — это сущность жидкого состояния (материи), он лежит в основе всех жидкостей в теле человека (принцип текучести и взаимодействия). Слово «апас» может иметь следующие значения и толкования:
— вода
— поток
— воды (а пас)
— всепроникающий

«Второй элемент Панча-Маха-Бхута — это Апас («Вода») — символ источника жизни, символ очищения и возрождения. Здесь преобладает Джняна-Шакти — имеющая два аспекта (неведение, заблуждение, авидья, и знание, мудрость, видья) проявления Богини Шакти, Матери Мира, Матери человечества, создавшей этот прекрасный Мир для развития человека, дающей силы любому, кто обратится к ней с почтением и любовью. Элемент «Вода» преобладает в Свадхистхана-Чакре и Прана-Майя-Коше».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ПРАНА-МАЙЯ-КОША

Название Прана-Майя-Коши происходит от слова «прана», которое означает (букв.) «жизнь», «жизненный воздух/поток», «жизненное дыхание», «тонкая жизненная энергия», или «энергия» в широком смысле этого слова, которая включает в себя все, что человек вбирает внутрь себя через питание, дыхание, мысли, сознание. Прана — это «энергия, поддерживающая весь феноменальный мир». Если учесть, что слово «майя» (букв. «магическое творение», «полный», «состоящий из» и др.) может также означать «мудрость», «феноменальное сознание», «всестороннее и действующее (креативное) знание», то Прана-Майя-Коша как бы «состоит» из того, что человек вбирает внутрь (например, какую «жизнь», какую «энергию», какую «информацию», какие «эмоции» и др.) через питание, дыхание, мышление, сознание и чувства (ощущения, переживания) из внешнего окружения и общения, взаимодействия с феноменальным миром, и представляет собой сокровищницу, в которой хранится опыт и мудрость в сфере мирского, чувственного энергетического и тонкоэнергетического планов Жизни и Бытия.
Таким образом, Прана-Майя-Коша, второй покров Майи, считается жизненным, тонко-энергетическим аспектом, планом существования человека, название которому — «тонко-энергетическое» тело человека, тело «жизненной энергии». Разные традиции давали разные названия жизненной энергии человека. Древнеиндийская Традиция обозначила ее как «вьяна-вайю» («вездесущий ветер»), или «прана-вайю» («ветер, поддерживающий жизнь»), или «прана» («абсолютная энергия», «тонкая энергия») — защитная сила физического тела человека, присутствующая внутри тела и вне его, связывающая воедино различные органы, системы и участки тела. В Полинезии она называлась мана («чудотворная сила»). В Китае она называлась ци («жизненная сила»), в Японии — ки («жизнетворная сущность»), шаманы Древней Скандинавии называли ее мейгин («внутренняя сила»), а в Древней Руси — жи (жизненность), или жива («сама жизнь»). Каждое из этих определений отражает аспект одной и той же первичной жизни, первичной силы человека.
В Западной Традиции, а также в эзотерической литературе, в разных традициях, школах и системах, сети Интернет можно встретить множество устоявшихся вариантов названия «тонко-энергетического» тела человека, примерно одинакового значения: оболочка праны; оболочка тонкой материи, оболочка тонкой энергии; оболочка жизни; оболочка жизненной энергии; оболочка жизненного ветра/воздуха; оболочка животворного воздуха; оболочка жизненного воздуха; оболочка, сотворенная жизненным дыханием; жизненная оболочка; физиологическая оболочка; витальная/эфирная оболочка; тело жизни; тело жизненной силы; энергетическое тело; биоэнергетическое тело; биоплазменное тело; витальное тело; жизненное тело; жизненно-энергетическое тело; праническое тело; электрическое тело; энергетическое тело; эфирное тело; покров дыхания; покров жизни.

«Второй покров Майи имеет название на Санскрите Прана-Майя-Коша — Покров Праны. Это жизненный план индивидуального существования и развития человека, жизненное «пространство» человека, мир количества и качества разнонаправленных энергий, явлений и ощущений. Это План «Энергии» — полнота и совершенство жизненного проявления тонкой природы человека, жизненные возможности и способности человека для определенных форм взаимоотношений с Миром.
Название Прана-Майя-Коши происходит от санскр. слова «прана» — букв. жизнь, жизненная сила, жизненный ток, жизненная энергия, жизненный принцип. Прана-Майя-Коша — это «тело» человека, построенное за счет «жизненного принципа». Как человек живет, используя свою жизнь, таким его тело и становится. Отсюда формула Тантры — «чистая жизнь — чистая (жизненная) энергия. Прана-Майя-Коша обеспечивает жизнь целостности Человека на всех планах Познания и Опыта, Жизни и Бытия».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

СУКШМА-ШАРИРА

«Сукшма-шарира» является своеобразной матрицей плотного физического тела, название которой может означать «тонкое», «физиологическое» тело, поскольку слово «сукшма» может иметь следующие значения и толкования:
— тонкий
— субтильный
— физиологический
— тонко-энергетический
— сноподобное, призрачное тело («Теософский Словарь»)

* * *

Таким образом, согласно Версии N36, 2-й План в Тантрической Карте Человека составляют: элемент «вода» (апас-бхута); «тонкоэнергетическое» тело (прана-майя-коша), «тонкое» тело (сукшма-шарира), принцип «воды» (апас-таттва), принцип «вкуса» (раса-таттва), принцип «удаления» (пайю-таттва), принцип «ощущения вкуса» (расана-таттва), принцип «эго» (ахамкара-таттва), принципа «знания» (видья-таттва), принцип «чистого знания» (шуддха-видья-таттва). Это план проявления Джняна-Шакти.

 

3-Й ПЛАН

(Элемент «Огонь» — Мано-Майя-Коша — Карана-Шарира)

ЭЛЕМЕНТ «ОГОНЬ»

В системе Панча-Маха-Бхута (пять великих элементов) третий элемент имеет название «агни» (др. теджас (точить, заострять), вахни) — название огня и его сути (от «аг» — «обладать силой», «действовать», «приводить в движение») и выступает основанием всех процессов изменения, трансформации, преобразования, в данном случае, человека и его жизни. Элемент «Огонь» — это сущность переходного состояния и трансформации (материи), он лежит в основе всех процессов в организме человека (принцип преобразования). Слово «агни» может иметь следующие значения и толкования:
— свет
— огонь
— число
— золото
— преобразующая сила (или воля)

«Третий элемент Панча-Маха-Бхута — это Агни («Огонь») — символ домашнего очага, движения, благодати. Здесь преобладает Крийя-Шакти — имеющая два аспекта («движение» разрушения, авидья, и созидания, видья) проявления Богини Шакти, Матери Мира, Матери человечества, создавшей этот прекрасный Мир для развития человека, дающей силы любому, кто обратится к ней с почтением и любовью». Элемент «Огонь» преобладает в Манипура-Чакре и Мано-Майя-Коше».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

МАНО-МАЙЯ-КОША

Название Мано-Майя-Коши происходит от слова «мано» (от санскр. корня «ман» — (букв.) сознавать; мыслить, думать, мнить, полагать, рассуждать, воображать и др.), которое означает (букв.) «мысли», «мышление», «сознание», «психика» в широком смысле этого слова, которая включает в себя все, что человек воспринял, собрал, приобрел, осознал, создал, родил, вообразил, придумал и выразил, отразил… (по общему определению «психика» — это особая форма отражения субъектом любой реальности). Слово «мано» может означать «мыслящий», «думающий», «сознающий» с оттенком творчества, созидания, «первичный аспект мышления», включающий формирование мыслей, идей, памяти и пр. Если учесть, что слово «майя» (букв. «магическое творение», «полный», «состоящий из» и др.) может также означать «мудрость», «феноменальное сознание», «всестороннее и действующее (креативное) знание», то Мано-Майя-Коша как бы «состоит» из того, что человек вбирает внутрь себя через чувства (ощущения, переживания), мышление, сознавание, воображение, размышление из внешнего окружения и общения, взаимодействия с феноменальным миром, и представляет собой сокровищницу, в которой хранится опыт и мудрость в сфере мирского, чувственного, инстинктивно-интеллектуального, сознательно-психологического планов Жизни и Бытия.
Таким образом, Мано-Майя-Коша, третий покров Майи, считается сознательным, психическим аспектом, планом существования человека, название которому — «сознательно-психологическое» тело человека. Разные традиции давали разные названия сознательной, сознавательной, психической способности человека. Древнеиндийская Традиция обозначила ее как «манас» (букв. (чувственный) ум, мышление, психика, разум, «поверхностное» сознание), отсюда др.-инд. «ману» — человек; или др.-греч. «мания» — безумие, страсть, восторженность; полинез. «мана» — волшебная сила»; др.-русск. (по В.Далю) «мана» — приманка, прикормка, привада, чем приманивают; сласть, соблазн, искушение, что прельщает; наваждение, обман чувств, отуманивание рассудка, ложное обманчивое явление.
Согласно Тантре, осознанность есть главный ключ, который открывает все двери. Именно осознанность открывает другие измерения существования. Только тогда, когда человек просыпается и освобождается от дремоты и суеты привычной жизни, когда в нем начинает гореть Огонь Самосознания и в его лучах проступают тайные знаки его истинной сути, только тогда начинается его истинная, настоящая полная Жизнь.
В Западной Традиции, а также в эзотерической литературе, в разных традициях, школах и системах, сети Интернет можно встретить множество устоявшихся вариантов названия «сознательно-психологического» тела человека, примерно одинакового значения: оболочка ума; оболочка ума и мысли; оболочка разума; оболочка психики; оболочка, сотворенная сознанием; оболочка, образованная активной мыслью; оболочка, состоящая из эмоций и разума; оболочка, состоящая из ума и мысли; умственная оболочка; ментальная оболочка; психологическая оболочка состоящая из эмоций и разума; инстинктивно-интеллектуальная оболочка; тело индивидуального разума; тело сознания; тело души; тело личности; тело мысли; тело мыслей и эмоций; тело, образованное активной мыслью; эмоциональное тело; астральное тело; рассудочное тело; ментальное тело; мысленное тело; психический слой; слой ума; покров ума; иллюзорный сосуд ума; покров души.

«Третий покров Майи имеет название на Санскрите Мано-Майя-Коша — Покров Мышления. Это сознательный (мысленно осознаваемый) план индивидуального существования и развития человека, психологическое «пространство» человека, мир символов, образов и смыслов. Это План «Сознания» — полнота и совершенство психического проявления тонкой природы человека, ментальные возможности и способности человека для определенных форм взаимоотношений с Миром.
Название Мано-Майя-Коши происходит от санскр. корня «ман» — букв. мыслить, думать, сознавать, представлять, рассуждать, медитировать. Мано-Майя-Коша — это «тело» человека, построенное за счет «мышления», «сознавания». Как человек мыслит, сознает, используя свою психику, таким его тело и становится. Отсюда формула Тантры — «чистое мышление — чистое сознание». Мано-Майя-Коша обеспечивает индивидуальность целостности Человека на всех планах Познания и Опыта, Жизни и Бытия».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

КАРАНА-ШАРИРА

«Карана-шарира» является своеобразной матрицей как плотного, физического тела, так и тонкого, тонко-энергетического тела, ее название может означать «внутреннее», «каузальное» тело, поскольку слово «карана» может иметь следующие значения и толкования:
— причинный
— каузальный
— глубоко-внутренний
— тело причинности, имеет двоякое значение: экзотерически это есть Авидья, невежество…, эзотерически — Каранопадхи, Буддхи, Высший «Манас», или Духовная Душа. («Теософский Словарь»)

* * *

Таким образом, согласно Версии N36, 3-й План в Тантрической Карте Человека составляют: элемент «огонь» (агни-бхута); «сознательно-психологическое» тело (мано-майя-коша), «каузальное» тело (карана-шарира), принцип «огня» (агни-таттва), принцип «цвета/формы» (рупа-таттва), принцип «движения» (пада-таттва), принцип «видения» (чакшу-таттва), принцип «интеллекта» (буддхи-таттва), принцип «избирательности» (рага-таттва), принцип «чистого действия» (ишвара-таттва). Это план проявления Крийя-Шакти.

 

4-Й ПЛАН

(Элемент «Воздух» — Виджняна-Майя-Коша — Линга-Шарира)

ЭЛЕМЕНТ «ВОЗДУХ»

В системе Панча-Маха-Бхута (пять великих элементов) четвертый элемент имеет название «вайю» (др. вата (воздух), павана (ветер)) — название воздуха и его сути (от «ва» — «движение», «ветер») и выступает основой жизнедеятельности, в данном случае, человека и осуществления всех процессов в его жизни. Элемент «Воздух» — это сущность газообразного состояния (материи), он лежит в основе всех процессов жизнедеятельности в организме человека (принцип движения). Слово «вайю» может иметь следующие значения и толкования:
— ветер
— воздух
— дыхание
— движение
— дыхание жизни
— телесный воздух
— жизненный ветер
— принцип движения
— основная жизненная сила
— то, что имеет природу ветра
— то, что находится в газообразной форме

«Четвертый элемент Панча-Маха-Бхута — это Вайю («Воздух») — символ свободы, для которой не существует преград и ограничений. Здесь преобладает Крийя-Шакти — имеющая два аспекта (ограничивающий, майя, и снимающий ограничения, видья) проявления Богини Шакти, Матери Мира, Матери человечества, создавшей этот прекрасный Мир для развития человека, дающей силы любому, кто обратится к ней с почтением и любовью. Элемент «Воздух» преобладает в Анахата-Чакре и Виджняна-Майя-Коше».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ВИДЖНЯНА-МАЙЯ-КОША

Название Виджняна-Майя-Коши происходит от слова «виджняна» (от санскр. слова «джняна» — букв. знание (от «джня» — «знать»), «интуитивное познание» и приставки «ви», усиливающей значение слова), которое означает (букв.) «сверхсознание», «сознавание»; «различающее знание/сознание»; «знание о многом и разном», «интуиция», или «духовная мудрость», или «мудрость» в самом широком смысле этого слова, которая включает в себя всё, что человек имеет внутри себя (инстинкты, интуиция и др.) и все, что человек сохранил в себе через восприятие (чувства), познание, понимание и осознание. «Виджняна» может означать «целостность духовного богатства человека». Если учесть, что слово «майя» (букв. «магическое творение», «полный», «состоящий из» и др.) может также означать «мудрость», «феноменальное сознание», «всестороннее и действующее (креативное) знание», то Виджняна-Майя-Коша как бы «состоит» из того, что человек хранит, испытывает, чувствует «изнутри» и обретает «снаружи», из внешнего окружения и общения, взаимодействия с феноменальным миром и представляет собой сокровищницу, в которой хранится все «человеческое» богатство в сфере мирского, физического, чувственного, тонкоматериального, энергетического, тонко-энергетического, сознательного, психического, духовного планов Жизни и Бытия в эзотерическом (внутреннем) единстве (самарасья) всех его составляющих частей.
Таким образом, Виджняна-Майя-Коша, четвертый покров Майи, считается интуитивным, эзотерическим, мистическим, духовным аспектом, планом существования человека, название которому — «духовное» тело человека. Разные традиции давали разные названия «духовности» человека. Древнеиндийская Традиция обозначила его как «свабхава» (букв. истинная природа; настоящая природа, врожденная природа; изначальная природа, сущностная природа, своя природа, собственная природа, собственное становление, собственное бытие) от «бхава» — (букв.) жизнь, суть; сущность; естество; изначальная форма становления; принцип самостановления; пребывание; бытие; правда бытия (см. статью 3.13.6. «Тайна термина «свабхава»»). Этот термин разные традиции, школы и учителя переводили и переводят по-разному: инстинкт; интуиция; подсознательная память; натура; внутренне присущая природа; конечная природа; духовная природа; интеллектуальное состояние; интуитивное и неосознанное стремление к духовной жизни; принцип бытия индивидуального становления; сущностный характер; духовный темперамент; основной закон собственной природы; чистое качество Духа и др. Шрила Прабхупада переводит этот термин как «интуиция», «природа», «природный инстинкт» и связывает его с интуитивной психологией живого существа, оставляющей тонкий отпечаток на прошлой, настоящей и будущей его жизни. В Аюрведе термин «свабхава» означает то изначальное, собственное, уникальное положение каждого человека перед Богом, которое является высшим аспектом физического и духовного здоровья человека.
В Западной Традиции, а также в интернете, эзотерической литературе, в разных традициях, школах и системах можно встретить множество устоявшихся вариантов названия этого «внутреннего, эзотерического, духовного пространства» человека, примерно одинакового значения: интуитивный разум; оболочка знания; оболочка интеллекта со способностью познания; оболочка интуиции; оболочка мыслительного аппарата; оболочка мудрости; оболочка познания; оболочка разума; оболочка сознания; оболочка сверхсознания; оболочка интеллекта со способностью познания; интеллектуальная оболочка; сознательно-интуитивная оболочка; тело знания; тело сознания; тело потенциального сознания; тело сверхсознания; тело, связанное с пониманием, интуицией, творчеством; актинодическое причинное тело; интуитивное тело; духовное тело; ментальное тело; сверхмысленное тело; супраментальное тело; интуитивный разум; принцип высшего сознания; потенциал интеллекта и эго; покров мудрости.

«Четвертый покров Майи имеет название на Санскрите Виджняна-Майя-Коша — Покров Мудрости. Это особый, внутренний, эзотерический план индивидуального существования и развития человека, мир духовных феноменов и явлений, духовное «пространство» человека. Это План «Духовности» — полнота и совершенство эзотерического, духовного проявления тонкой природы человека, особые духовные возможности и способности человека для определенных форм взаимоотношений с Миром.
Название Виджняна-Майя-Коши происходит от санскр. слова «виджняна» — букв. мудрость, осознание (от «ви-джна» — знать, различать, распознавать, воспринимать, понимать, осознавать и др.). Виджняна-Майя-Коша — это «тело» человека, построенное за счет «мудрости», «осознавания». Все, что человек «осознает», становится его особой мистической силой. Отсюда формула Тантры — «больше осознания — больше мудрости, духовности и силы» на всех планах Познания и Опыта, Жизни и Бытия».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ЛИНГА-ШАРИРА

«Линга-шарира» может означать «тончайшее», «знаковое» тело, поскольку слово «линга» может иметь следующие значения и толкования:
— знак
— образ
— форма
— символ
— признак
— глубоко-индивидуальный
— эфирный прообраз тела («Теософский Словарь»)

* * *

Таким образом, согласно Версии N36, 4-й План в Тантрической Карте Человека составляют: элемент «воздух» (вайю-бхута), «духовное» тело (виджняна-майя-коша), «тончайшее» тело (линга-шарира), принцип «воздуха» (вайю-таттва), принцип «прикосновения» (спарша-таттва), принцип «манипулирования» (пани-таттва), принцип «осязания» (твак-таттва), принцип «материи» (пракрити-таттва), принцип «времени» (каала-таттва), принцип «чистого волеизъявления» (садашива-таттва). Это план проявления Иччха-Шакти.

 

5-Й ПЛАН

(Элемент «Акаша» — Ананда-Майя-Коша — Авьякта-Шарира)

ЭЛЕМЕНТ «АКАША»

В системе Панча-Маха-Бхута (пять великих элементов) пятый элемент имеет название «акаша» (др. набха (небо, небосклон, воздушное пространство)) — название пространства и его сути («а» — возможность начала, расширения, продвижения и «каш» — виднеться, казаться, показываться, сиять, блестеть; ясно видеть и др., «каша» — свет, мир, густота и др.) и выступает основой, возможностью проявления других четырех элементов, в данном случае, в человеке и в его жизни. Элемент «Акаша» — это сущность тонкого (невещественного) состояния (материи), он лежит в основе пространственной структуры организма и тела человека (принцип пространства) и совместно с четыремя элементами определяет структуру и свойства, качества, как всякого вещества, так и каждого человека, оказывая влияние на все, находящееся в этой структуре. На санскрите пространство обозначается тем же словом, что и небо, «акаша», что в буквальном переводе означает «чистый и сияющий». Слово «акаша» может иметь следующие значения и толкования:
— небо
— эфир
— вакуум
— ноосфера
— видимость
— пространство
— хранилище Неба
— изначальная субстанция
— сущность пространства
— первоначальное состояние
— особый вид пространства
— виртуальное пространство
— то, что обеспечивает пространство

«Пятый элемент Панча-Маха-Бхута — это Акаша («Пространство») — символ особого внутреннего состояния. Здесь преобладает Ананда-Шакти — имеющая два аспекта (наслаждение и освобождение) проявления Богини Шакти, Матери Мира, Матери человечества, создавшей этот прекрасный Мир для развития человека, дающей силы любому, кто обратится к ней с почтением и любовью. Элемент «Акаша» преобладает в Вишуддхи-Чакре и Ананда-Майя-Коше».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

АНАНДА-МАЙЯ-КОША

Название Ананда-Майя-Коши происходит от слова «ананда» («а» — возможность начала, расширения, продвижения и «нанда» — радость, счастье, комфорт, блаженство, защита и др.), которое означает (букв.) «отрада», «восторг», «радость», «наслаждение», «духовный экстаз», «счастье», «восторг самосуществования», «самоблаженство» (как природа трансцендентного существования), или «блаженство» в самом широком смысле этого слова, которое подразумевает то «особое состояние», которое охватывает человека всегда, когда он воспринимает, ощущает, понимает и осознает присутствие божественного во всем, что он воспринял, собрал, приобрел, осознал, создал, родил, вообразил, придумал и выразил, отразил… Потому что «ананда» — это чистое, истинное, естественное состояние блаженства, которое является результатом и познания и действия. Потому что «ананда» — это самое величайшее и самое глубокое состояние блаженства, которое человек когда-либо может испытывать, когда он прикасается к Высшему и Запредельному. Если учесть, что слово «майя» (букв. «магическое творение», «полный», «состоящий из» и др.) может также означать «мудрость», «феноменальное сознание», «всестороннее и действующее (креативное) знание», то Ананда-Майя-Коша как бы «состоит» из того, что человек воспринимает, ощущает, понимает и осознает как «божественное» как из «внутреннего общения», так и «внешнего общения» с Миром (именно здесь, на этом плане человеком максимально ощущается природа божественного), и представляет собой сокровищницу, в которой хранится все «божественное» богатство в сфере мирского, физического, чувственного, тонкоматериального, энергетического, тонко-энергетического, сознательного, психического, духовного, трансцендентно-божественного планов Жизни и Бытия в эзотерическом (внутреннем) единстве (самарасья) всех его составляющих частей.
Таким образом, Ананда-Майя-Коша, пятый покров Майи, считается трансцендентно-божественным аспектом, планом существования человека, название которому — «трансцендентно-божественное» тело человека. Разные традиции давали разные названия «трансцендентности» человека (букв. «то, что переступает, превосходит, выходит за пределы»; «то, что не может быть воспринято в чувственном (эмпирическом) опыте, но о существовании чего можно знать умозрительно»; неявность, непостижимость, непознаваемость, недоступность; неосознаваемость, запредельность и др.). Тантрическая Традиция обозначила «трансцендентность» человека как «сватантра» или «абсолютное блаженство» (см. статью 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»»). Согласно Учению Тантры, блаженство содержится в самой природе вещей. Блаженство — природа не только этого феноменального Мира, но и Высшего, Запредельного Мира. Блаженство есть природа души человека, и вместе с бытием (сат) и сознанием (чит) составляет ее суть. Таким образом, сущность человека, сущность его личности имеет три составляющие — существование, сознание и блаженство — Сат-Чит-Ананда, где Сат — существование, бытие (Шакти), Чит — сознание (Шива), Ананда — блаженство (Человек). Во всей полноте принцип Сат-Чит-Ананда проявляется только в духовном мире. Именно поэтому возможно через духовное наслаждение, познание и действие войти в Высший Мир, получив Божественное Благословение и Высшее Блаженство. Человек есть воплощение принципа Сат-Чит-Ананда, воплощение вечной Истины. Это истинное, подлинное богатство, сокровище человека. Но Сат-Чит-Ананда — всего лишь формула, только то, что может быть выражено словами, выражение того, что от природы невыразимо. Это — наибольшее, что может быть сказано, и наименьшее из того, что может быть пережито.
В Западной Традиции, а также в эзотерической литературе, в разных традициях, школах и системах, сети Интернет можно встретить множество устоявшихся вариантов названия «трансцендентно-божественного» тела человека, примерно одинакового значения: оболочка благословения; оболочка блаженства, оболочка удовольствия; оболочка переживаемого опыта; оболочка причины; духовное тело; каузальное тело; нирваническое тело; причинное тело; тело блаженства; тело высшего универсального сознания; тело нирваны; покров радости; покров счастья.

«Пятый покров Майи имеет название на Санскрите Ананда-Майя-Коша — Покров Блаженства. Это «божественный» план индивидуального существования и развития человека, «трансцендентное пространство» человека, мир блаженства, радости и счастья. Это План «Блаженства» — полнота и совершенство божественного проявления тонкой природы человека, трансцендентные возможности и способности человека для определенных форм взаимоотношений с Миром.
Название Ананда-Майя-Коши происходит от санскр. слова «ананда» — букв. (полное, истинное, чистое…) наслаждение, блаженство, радость, счастье. Ананда-Майя-Коша — это «тело» человека, построенное за счет осознания Трансцендентности, Божественности, Тождественности и Единства Микрокосма и Макрокосма. Отсюда формула Тантры — «Высшая Реальность и Человек есть Сат-Чит-Ананда» — Божественное Совершенство на всех планах Познания и Опыта, Жизни и Бытия».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

АВЬЯКТА-ШАРИРА

«Авьякта-шарира» может означать «неявное», «неосознаваемое», «трансцендентное» тело, поскольку слово «авьякта» может иметь следующие значения и толкования:
— неявный
— невидимый
— непроявленный
— неопределенный
— неосознаваемый
— трансцендентный
— то, что не воспринимается
— нераскрытая причина («Теософский Словарь»)

* * *

Таким образом, согласно Версии N36, 5-й План в Тантрической Карте Человека составляют: элемент «акаша» (акаша-бхута), «трансцендентно-божественное» тело (ананда-майя-коша), «трансцендентное» тело (авьякта-шарира), принцип «пространства» (акаша-таттва), принцип «звука» (шабда-таттва), принцип «выражения» (вак-таттва), принцип «слышания» (шротра-таттва), принцип «духа» (пуруша-таттва), принцип «пространства» (нияти-таттва), принцип «чистого блаженства» (шакти-таттва). Это план проявления Ананда-Шакти.

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения обратим внимание на монографию Ю.Г.Волкова и В.С.Поликарпова (см. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета. 1993г. 192 стр.), в которой, в частности, говорится:

«Введение. В условиях глобального кризиса конца XX в. — кризиса машинной цивилизации человечества особую значимость приобретает одна из вечных фундаментальных проблем — проблема при¬роды человека или проблема «сущности человека» на языке классической философии. Известно, что понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступает стержнем развития многообразия культур человечества. Данная проблема просматривается в древнеегипетской и тибетской «Книгах мертвых», в трудах мыслителей античной Греции, средневековой Европы, Нового времени, вплоть до произведений Канта. Необходимо подчеркнуть, что именно в христианской мысли сложилось весьма специфическое понимание природы человека, которое определило новый путь развития Западной Культуры. К глобальному кризису нашей эпохи имеет отношение тот факт, что в недрах христианской мысли, ориентированной на овладение внешним миром посредством его логизации, родилось представление о возможности манипулировать и природой самого человека. А это значит, прежде всего, то, что необходимо свести сознание человека к чему-то весьма простому, которое можно логически осмыслить. Так, во фрейдизме со¬знание сводилось к инстинктам, в бихевиоризме — к поведению, в нейропсихологии — к формам взаимодействия нейронных сетей, в когнитивной (познавательной) психологии — к компьютероподобным логическим операциям и пр. К тому же создание искусственного интеллекта, равного или превосходящего интеллект человека, создает иллюзию того, что человек как бы овладел самим собой. Однако сознание человека принципиально невозможно редуцировать к чему-то более простому, поддающемуся осмыслению в рамках аристотелевской, формальной логики. Ведь сознание имеет дело со смыслами, которые не подвластны принципам логики, способной раскрывать лишь определённые связи в знаковых системах, но не схватывающей творческую природу человеческого сознания. Необходимо учитывать тот момент, что сознание отнюдь не сводится только к конструкциям формальной логики, да и логики вообще, в него входит и алогичная, иррациональная сфера бессознательного, в которой и происходит порождение новых смыслов. В этом плане представляют определенный интерес работы советского ученого В.В.Налимова, где излагается весьма последовательно понимание природы человека на основе вероятностного подхода к миру и разворачивания архитектоники личности как смысловой структуры, что предполагает признание самостоятельности существования смыслов (см. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М. 1989г.). В этом подходе смысл жизни связывается со смыслом Вселенной, что имеет прямое отношение к теме нашего исследования. И хотя человеческая природа трактовалась и трактуется ныне по-разному в трудах различных мыслителей и ученых, однако общим в них является то, что именно в силу существования этой «природы» или «сущности» человек представляет собой человека…
В данной монографии на основе научной методологии с при¬влечением широкого круга данных ряда естественных и гуманитарных дисциплин, а также истории мировой культуры дается комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором соединены в одно целое космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная сторона индивида (такое целое иногда обозначают термином «индивидуализация» или «интеграция»). Это значит, что человек рассматривается со всеми его конкретными характеристиками как биофизический феномен со специфическим пси¬хическим, социальным и культурным миром, как существо, чьи корни уходят в глубины Космоса. Иными словами, человек обладает интегральной природой — он представляет собой «космобиопсихосоциальное единство» (см. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке. М. 1990г. С.90-91), целостное космопланетарное явление, причем личность в связи с обществом выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы
Глава Первая. Космос и Человек. § 3. Человек в структуре Вселенной. …В книге Тейяра де Шардена «Феномен человека» дается своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования, который сводится к следующему. Человек как «ось и вершина эволюции» ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности присуще всей материи, т.е. человек есть сложный, развернувшийся «Микрокосм», содержащий в себе все потенции Космоса. Это значит, что жизнь и человек, неразрывно связаны с космическими процессами усложнения материи. Земная жизнь представляет собой качественно новое проявление этой всеобщей тенденции…
Для нас существенно то, что здесь Тейяр де Шарден обращает внимание на тот парадоксальный факт, что человек до сих пор не нашел подобающего ему места в структуре мира, которую представляет себе современная наука. Более того, существует наука о Вселенной — космология — без рассмотрения человека, а имеющиеся науки о человеке находятся на обочине естествознания; нет космологии, которая включала бы в себя и человеческое существование. «С чисто позитивистской точки зрения человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях Универсума наука действительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не со-ответствует действительности» (см. Шарден П.Т. де. Феномен человека. М. 1987г.). Поскольку в человеке концентрируется все, что мы познаем, постольку неминуемо придем к науке о человеке: постижение человека является ключом к раскрытию тайн природы».
Значимость философских размышлений Тейяра де Шардена состоит в том, что он очерчивает Вселенную, в которую специфически человеческие свойства вводятся в качестве нового измерения мира, что он убеждает других в важности такого типа видения мира, где человеку возвращается соответствующее ему место в структуре Все-ленной. И самое интересное заключается в удивительном совпадении популярности его философского антропоцентризма и возрождении определенных ипостасей антропоцентризма в физике. Картина Вселенной, в которой человек практически не существует, является для нас страшно нечеловеческой и не может нас удовлетворить. Факт редукции человека к некой аномалии или случайности в истории эволюции Вселенной противоречит самым глубинным чувствам человека. Тейяр де Шарден уловил эту человеческую потребность и подготовил своими размышлениями психологическую почву для формулировки антропного космологического принципа. Именно последний дает возможность целостного видения мира и человека как его существенного элемента…
Такая интерпретация антропного принципа импонирует советскому ученому В.В.Налимову, который расширяет его звучание путем включения в него идеи об изначальном существовании смыслов. Эти смыслы лежат в основе мироздания и предуготовлены для своего раскрытия через человека: «Глобальный эволюционизм, задающий… как развитие биосферы, так и ноосферы, оказался возможным потому, что на Земле и в Космосе в целом реализовались совершенно уникальные внешние условия, а в глубинах Мироздания оказались заложенными потенциальные возможности семантической Природы, которые в этих условиях могли раскрываться через многообразие живых текстов (человек и является одним из таких текстов. — В.П.). Человек стал выступать перед нами в удивительном единстве со всем Мирозданием. В неотделимости от него. Именно в этом хочется видеть смысл антропного принципа» (см. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М. 1989г. С. 230). Здесь смыслы являются самостоятельной реальностью и проявляются неизменно через материю при помощи геометрии Мира. Фактически В.В.Налимов возрождает, хотя и в несколько модифицированной форме, концепцию Платона об извечном существовании «идей», отблеском которых и служит материальный мир. Такой подход предполагает, что «идея» или «смысл» выступает в качестве кода, содержащего всю информацию об эволюции Космоса, о возникновении жизни и человека…
Глава Четвертая. Человек в мире Культуры. § 2. Человек — центр развития форм Культуры. …Свой вклад в исследование природы человека, ее рациональной и иррациональной сторон, вносят и современные научные дисциплины (социология, антропология, психофизиология, лингвистика, этнография, психология и др.), и разные философские школы и направления XX в. В настоящее время уже нет разногласий в среде исследователей в отношении природы научной и философской деятельности — цель состоит не в открытии законов Мироздания, существующих самостоятельно, а построение некоторых конструктивных принципов решения значимых для человека проблем. Такими являются мир «абсурда» человеческой экзистенции, усиление социальной патологии, глобальные проблемы современности, рост преступности, национализма и фундаментализма, религиозного и политического фанатизма, экстремизма, терроризма и пр.
Современные научные дисциплины (биология, психология, история, этнография, культурология, космическая медицина и пр.) в своем багаже имеют множество разноречивых данных и концепций, требующих философской рефлексии о природе, предназначении и смысле жизни человека, о развитии неклассического гуманизма и т.д. Неудивительно, что в современной западной и восточной философской мысли существует множество концепций человека — позитивные, натуралистические, иррационалистические, экзистенциалистские, теологические, психоаналитические и другие. Во всяком случае, несомненно, что философский анализ необходимо сочетать не только с данными всех научных дисциплин, но и с традициями русской и мировой культуры, ибо в них скрыт колоссальный потенциал знаний о природе человека, до сих пор еще не осмысленный по-настоящему…
§ 3. Человек перед лицом космизации культуры. …Во всяком случае, идея восточной мудрости о том, что мир органически взаимосвязан с человеком, начинает входить в современную науку…
Глава Пятая. Внутренний космос человека. § 1. Природа сознания человека. …Уилберговская модель человека исходит из общей для иноведческой традиции тибетского Буддизма доктрины о том, что в основе бытия лежит Брахман-Атман-Я, Ум или Чистое Сознание. Эта доктрина используется и в Йога-психологии С.Рамы, согласно которой высшее сознание (самадхи) достигается посредством йогических упражнений. Исходя из традиции Раджа-Йоги Патанджали и психологии Веданты, а также из критического анализа психологии К.Юнга, он развивает концепцию «структуры ума» как учения об оболочках (телах) и шести центрах сознания (чакрах), описанных в основной восточной парадигме личности — Йога Кундалини (здесь Кундалини — «поднимающаяся змея», которая символизирует психическую энергию, проходящую по позвонку через психические центры, называемые чакры). Здесь верхняя чакра — высшее состояние сознания; волевая чакра — место интуитивного познания; горловая чакра — воспитание и творчество; сердечная чакра — эмоции и эмпатия; солнечное сплетение — власть и подчинение; генитальная чакра — чувствительность и сексуальность; корневая чакра — страх и паранойя…
§ 4. Психика человека и Космос. В конце XX в. все больший интерес не только у специалистов, но и всех людей вызывает ряд психофизических феноменов, а именно: восприятие прошлых событий, недоступных обычному восприятию, например, индивид вспоминает события, произошедшие задолго до его рождения; ясновидение в пространстве, предсказание, прорицание событий и пр. Различного рода исследования таких психофизических феноменов доставляют все больше данных, свидетельствующих о том, что внутренний космос человека своими корнями и связями уходит в глубины Космоса. Эти данные в силу своей многозначности служат поистине неисчерпаемым источником для выдвижения разнообразных гипотез, идей и концепций взаимосвязи «Микрокосма» с «Макрокосмом», которые прекрасно вписываются в нашу книгу, посвященную интегральной природе человеческого существования. Теперь рассмотрим весьма кратко спектр гипотез и концепций, выдвинутых в рамках неформальной науки и находящих постепенное признание представителями официальной науки…».

Пожалуй, так же можно утверждать, что колоссальный потенциал знаний о феномене человека, до сих пор еще не осмысленный по-настоящему, скрыт и в Тантрической Традиции, подтверждением чему может служить рассмотренная выше Тантрическая Карта Человека.
Человек является величайшим чудом и загадкой на Земле. Его тело, энергия и сознание скрывают тайны, которые он стремится разгадать в течение тысячелетий. Многие великие умы, школы и традиции пытались разгадать эти тайны, но не многим удалось проникнуть в эти глубины и «представить» эти тайны «интегративно» (от слова «интегративный (подход)» — объединительный; взаимообусловленный; основанный на взаимосвязанном формировании; восстанавливающий естественную целостность; формирующий целостное видение и т.д. (от лат. integratio — «соединение»)).
В Тантрической Карте Человека своеобразные смысловые коды-понятия, которые в Тантрической Традиции имеют названия: Бхута, Чакра, Коша, Пинда, Шарира, Таттва и выступают своеобразными символами, образами, категориями, аспектами Человека, его Жизни и Бытия, сведены в определенную «схему», «совокупность», «закономерность», «единство», что позволяет в определенной степени по-настоящему осмыслить уникальные представления и знания Тантры о человеке, о его многомерности (как вертикальной, так и горизонтальной), о его основных онтологических феноменах и их взаимоотношениях на всех уровнях и планах Бытия. Более того, эта «схема» позволяет выявить те скрытые связи этих феноменов со всеми уровнями и формами сознания и опыта, которые указывают на существование определенной, скрытой, эзотерической структуры природы человека, сущности человека, индивидуальности человека и личности человека, и которые говорят о единстве, целостности физической, физиологической, психологической, сознательной, духовной и трансцендентной (божественной) сфер всего человеческого существа, всей жизни и деятельности человека.
Эти смысловые коды-понятия — всего лишь понятия, всего лишь «семена», ограниченные собственными смыслами и собственными возможностями. Истинная реальность Человека находится за их границами и пределами. Если Человек стремится к познанию, развитию, совершенствованию, осознанию, тогда он — бесконечен. Именно об этом и говорит Тантра, согласно которой Человек есть «воплощение» Высшей Реальности. Поэтому эти смысловые коды-понятия, выражающие физические, физиологические, энергетические, психологические, сознательные, умственные, интеллектуальные, духовные, трансцендентные и др. аспекты, принципы всего человеческого существа, всей жизни и деятельности Человека, могут стать «ступенями» и «знаками» на пути развития и формирования личности Человека.
Поэтому Ошо и говорит (см. Ошо. Автобиография духовно неправильного мистика. К. София, М. Гелиос. 2001г.):

«Человек имеет безграничные возможности, он может быть самым низким, он может быть самым высоким. У него целая лестница, которую он может пройти от первой ступеньки до последней… Просветление — вот то единственное, в чем все равны, на что все в равной мере способны. И оно не зависит от того, что ты делаешь и кому молишься, веришь ты в Бога или нет. Все зависит только от умения ощутить его вкус — и тогда ты вдруг понимаешь, что можешь, что все получится».

Вот что пишет Миранда Шо (см. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г. 368 стр.):

«Аннотация. Буддийская Тантра известна на Западе главным образом как сексуальные практики, выполняя которые партнеры стремятся преобразовать эротическую страсть в высшее духовное состояние и тем самым обрести просветление. Среди исследователей Буддизма укоренилось мнение, что все плоды таких практик предназначаются только мужчинам, женщинам же отводится роль вспомогательная и подчиненная. Миранда Шо, профессор Ричмондского университета (Великобритания), доказывает совершенно противоположное, приводя многочисленные примеры, свидетельствующие о том, что именно женщины, занимая в Тантре ключевое положение, были основательницами и носительницами этой древней Традиции. Своеобразие этой книги заключается в необычном подходе автора, который предлагает взглянуть на мир глазами свободной и полной чувства собственного достоинства женщины.
Об авторе. Миранда Шо (Miranda Shaw) — родилась в маленьком городке штата Огайо, в семье методистов. Шо впервые заинтересовалась восточными религиями в возрасте четырнадцати лет, когда друг семьи показал ей копию «Бхагавад-Гиты». Изучение восточных культур привело ее в Гарвардский университет. В процессе написания докторской диссертации она отправилась в странствие, изучая тантрический Буддизм. Кульминацией этих исследований явилась написанная в 1994г. книга «Страстное Просветление Женщины в тантрическом Буддизме», которая была расценена как новаторский вклад в изучение истории Тантры.
Миранда Шо. Я утверждаю, что буддийская Тантра предлагает модель не эксплуатации, а взаимодополняемости и обоюдности. Тантрические тексты не предлагают узаконить угнетение женщин или использование их в сексуальном плане, а, наоборот, побуждают видеть в женщине опору, источник духовной силы. В них проявляется высокая оценка, уважение к женщинам, о чем пойдет речь в последующих главах, а также выказывается подлинное стремление обрести и выразить надлежащее почтение к религиозно продвинутым, обладающим духовными силами женщинам. Западные ученые принимали это стремление за доказательство того, что методы Тантры, эксплуатируя женщин, служат освобождению одних лишь мужчин. Данная же книга выдвигает иное толкование.
В тех интерпретациях, которые приводились выше, категории, свойственные западной культуре, были возведены в абсолют и применены к тантрическому контексту без выяснения, созвучна традиция Тантры этим соображениям или же предлагает в корне иное понимание возможностей раскрепощающих отношений между мужчинами и женщинами. Нет никакой очевидной нужды прибегать к этноцентрической евро-американской схеме толкования, потому что Традиция буддийской Тантры высказывается по поводу отношений мужчины и женщины весьма ясно. Данное исследование продемонстрирует, что буддийская Тантра предоставляет четкое понимание женского и мужского начал, а также идеальных, преобразуемых в духовные, взаимоотношений, которые могут быть достигнуты между ними. Авторы классических текстов Йогини-Тантр обсуждают эти ключевые вопросы достаточно подробно.
Кроме того, представители Традиции Тантры создали глубокие произведения, где точно описывали воплощение, которое понимается не как «душа» в «теле», а как многоуровневый континуум ум-тело, обладающий телесностью, чувствительностью, способностью познавать и духовностью, уровни которого тонко переплетены и интерактивны. Это невещественное «я» видится не как нечто ограниченное или как статично сущее, но как вместилище энергий, сокровенных ветров и пламени, растворения, плавления и течений, могущих производить поразительные преображения в воплощенном переживании и устанавливать мост между человеком и божеством. Именно в свете этой модели динамичного, проницаемого, не ограниченного косными рамками «я», следует толковать парадигму буддийской Тантры. Герберт Гюнтер, наряду с другими западными учеными, поместил присущее Тантре духовное партнерство в контекст буддийской метафизики, и данная книга продолжает анализ в том же ключе».

Таким образом, данная «схема» (Версия N36) Тантрической Карты Человека может стать подтверждением не только Тантрической концепции единства и взаимосвязи Микрокосма и Макрокосма, но и Тантрической концепции единства и взаимосвязи Женского и Мужского Начал (Шива-Шакти).
Согласно Учению Тантры, тело, энергия и сознание Человека несут на себе эзотерическую, мистическую топологию, т.е. каждый их аспект, каждый их уровень и каждый их план «нагружены» еще особым, духовным, мистическим аспектом, смыслом. Великая Богиня Шакти, как ласковая Мать, всегда заботится о своих детях, пока они не обретут самостоятельность (т.е. освобождение). Ее обязанность — воспитывать и обучать своих детей и делать их самостоятельными. Через свои многочисленные проявления, ипостаси и образы, аспекты, символы и буквы Богиня Шакти показывает Человеку весь этот Мир, раскрывая его тайны и поднимая сознание Человека все выше и выше, и ведет Человека к Освобождению — Постижению и Осознанию во всей полноте величия и единства Человека, Мира и Высшей Реальности.
Согласно Учению Тантры этот путь и это состояние достижимы каждым человеком. Более того, они могут быть достигнуты через …истинное наслаждение, т.е. блаженство (санскр. ананда). Само по себе блаженство и у мирских, и у святых людей одно и то же, однако его сила, качество и формы различаются соответственно уровню развития человека — они являются результатом и познания и действий, которые предпринимались человеком ради этого.

«Как и во многих других религиях, в Тантре мы должны научиться распознавать, что в текстах Тантры обусловлено местными, историческими и культурными факторами, а что имеет общую ценность. Последнее мы можем без колебания включить в наше мировоззрение. Как уже говорилось, наслаждение, бхога (bhoga), — сущность Тантры; и этот вид наслаждения может быть только непосредственным производным от желания особого рода. Тантрическое желание и наслаждение, таким образом, могут быть определены как преобразование сырого сырого чувственного материала».

 (Philip Rawson. The Art of Tantra. London. 1978)

В 2011г. в сети Интернет появилась новая книга С.Колеши «Тантра длиною в жизнь» (см. Сергей Колеша. Дуальность в согласованном единстве. Тантра длиною в жизнь. интернет-сайт автора «Дуэтика»). Сергей Колеша — практикующий целитель, психолог, специалист интегративной медицины, автор уникальной системы Дистанционной Диагностики. Создав свой метод диагностирования, он вышел не только за рамки традиционной медицины, соединив ее в гармоничное целое с системами Востока и славянской народной медициной, но и устранил барьер расстояния и местонахождения. Дуэтика — философско-этическое учение Сергея Колеши о достижении Единства и Гармонии через зеркальное отражение и сонастраивание дуальностей в их высшем, духовном смысле. Все категории Дуэтики являются авторскими методами. Вот что пишет автор:

«Вся наша жизнь есть не что иное, как неосознанное или сознательное стремление к Любви, проявляющейся как поиск Счастья и его Источника. Тантра — это Источник Счастья, высшее наслаждение в Любви, превращение Дуальности в согласованное Единство.
Часть 1. Тантрические открытия. Ведическая природа Тантры. II. …<…> Так вот, исходя из вышесказанного, для меня Тантра предстаёт как Танец Разумного Творца или Т/А/Н/Е/Ц — Творение Агни, несущее естественную целостность разумному Творцу. И пусть слово «танец» не вводит читателя в образное представление внешнего действия, напоминающего суфийскую тануру или динамический танец Кундалини, популяризованный Ошо. Тантра — это Солнечный Танец или внутренний танец (движение) Солнечного Ангела или Души посредством управляющего вибрационно пульсирующего Луча Любви-Мудрости. Данный Луч задействует две Жизненные Нити — Нить энергии Земли, символически представленной Змеем Кундалини (Мудрость Геи) и Нить Космического Луча Любви, соединяя свои спиральные голографические переплетения в Чаше Духовного Сердца. И происходит это воссоединение различными способами, индивидуальными в каждом конкретном случае, но имеющими общие механизмы осуществления.
И в этом многообразии и есть ценность Тантры, ибо её универсальность позволяет каждому человеку, соприкоснувшемуся с её глубиной, чистотой и удивительной простотой, найти для себя Высшую Значимость. Значимость того, что мы — образы подобия и проявления Божественной Энергии Любви, естественно открывающие для себя ее нежные и радостные объятия, когда видим в другом человеке Бога или Богиню, зрим качества совершенного Человека, Духа, Души и принимаем их с величайшим почитанием (последовательным и неторопливым чтением души другого человека) и благо/говением (приготовлением к таинству Любви, несущему Благо другому человеку)».

 * * *

N 36. 01.12.13г.