Статья 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека. (ч.2).

продолжение

6-Й УРОВЕНЬ

(Аджна-Чакра — Панча-Канчука — Буддхи-Пинда)

АДЖНА-ЧАКРА

Название Аджна-Чакры происходит от двух слов — «а» (возможность начала, расширения, продвижения) и «джна» (знать, замечать, узнавать, понимать, воспринимать, осознавать, быть осведомленным, и др.) и может означать «тот, кто все знает», «все знающий», отсюда такие значения слова «аджна» как «власть», «неограниченная власть». Согласно П.П.Медведеву (см. Медведев П.П. Справочник по грамматике классического санскрита. 2007г.):

«Приставки существительных. 9. Приставка «А долгое». а) с прилагательными и некоторыми существительными придаёт слову значение уменьшительности, б) с наречиями придаёт действию значение ограниченности, предела во времени и пространстве, в) с существительными обозначает возможность продвижения, начала или направленности «сюда». Примеры: Аджна, Атитхъям, Ананда, Ашрама)».

И вот что пишет Константин Военец, эксперт, ведущий раздела «Санскрит» на Индия.Ру (см. К.Военец. Ашрам — значение слова «ашрам» на Санскрите»):

«В целом слово «шрама» (shrama) имеет следующую семантическую протяженность: усталость, утомление, истощение, изнеможение, усилие, труд и т.д. Слово «шрама» относится к корню «шрам» (shram) — уставать, становиться уставшим, утомленным; прилагать усилие. Префикс «aa» (поскольку речь идет о слове «аашрама» (это основа которая и является словарной формой) — не совсем отрицание. Краткое «а» (перед гласными) — как раз оно имеет привативное или негативное значение. Но префикс «аа», то есть долгое «а» в данном случае в составе глагольной словоформы придает противоположное значение: например, корень «daa» — давать, слово «aadaa» — брать, получать. Таким образом, при определенном приближении его можно трактовать и как отрицание.
По мнению некоторых лингвистов, есть определенные основания утверждать, что на некотором этапе своего существования праиндоевропейский язык имел черты эргативного строя (об этом свидетельствуют некоторые данные, например повсеместное совпадение именительного и винительного в среднем роде, общеиндоевропейское окончание ?s также предстает в некоторых исследованиях как окончание древнего эргативного падежа, императив в виде чистой основы, что вообще свойственно современным эргативным языкам, а также гипотетически реконструируемая глагольная система, имевшая по словам некоторых авторов две главные оппозиции: с одной стороны аориста презенту как выражавших действие через противопоставление недлительному длительному, с другой они противопоставлялись как динамические ( то есть имевшие семантику действия) статическому перфекту, выражавшему состояние. Все это говорит в пользу возможной лишь только бинарной системы глаголов состояния и действия, т.е. в пользу эргативности. В контексте последней часто глаголы согласуются не с подлежащим в эргативном падеже, а с прямым дополнением в абсолютивном (чистая основа), то есть глагол предстает в виде некого атрибута объекта действия. Конечно, в таком ракурсе глаголы состояния оказываются наиболее актуальными, и наиболее древними».

В литературе, сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «аджна»:
— свет
— огонь
— центр
— опора
— приказ
— власть
— милость
— команда
— указание
— всезнание
— постулат
— повеление
— управление
— разрешение
— руководство
— командный центр
— наделение энергией
— неограниченная власть

Обратим внимание на то, что в одних системах эту чакру называют Центром «необычных» возможностей, способностей, знаний, интуиции, высшей мудрости, или Центром духовного возрождения, развития и самореализации, в других «Центром Мысли», «Центром Управления», Центром Воли, «Гуру-Чакрой», или «Оком Души», «Центром Свидетельствования», «Высшим Домом». Христианские мистики называют ее «Свидетелем», «Наблюдателем», буддийские мистики — «Вниманием». Великие Учителя называли ее «Лотосом Света». Потому что именно здесь Знание и Опыт, Индивидуальность и Личность Человеа, подобно Свету, распространяются во «все стороны», проникая за пределы индивидуального, персонального, именно здесь с них снимаются все ограничения по времени, месту/пространству, возможностям, форме и сути. Именно через «аджну» Богиня Шакти наделяет человека «адхикарой» («полномочиями»). Это слово имеет значение годности или готовности, способности («квалификации») человека выполнить определенную задачу или функцию, или свое предназначение.

«Аджна-Чакра имеет названия: «всеобщее знание» (а — все, джна — знание; аджна — букв. власть; команда, приказ; огонь, свет; центр, опора), «авторитетное разрешение», «командный или наблюдательный центр», «наделенная энергией бесконечная сила», «центр Истины». Именно здесь обнаруживается Свет — Свет Души, Свет Знания, Свет Мудрости, Свет Мира, Свет Запредельности… магический, волшебный свет, открытый мистикам и влюбленным. Именно здесь приходит Откровение, Озарение, Просветление».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ПАНЧА-КАНЧУКА

«7-11 — Канчуки. Пять эманаций Майи именуются канчуками. Это слово происходит от корня «кандж» — покрывать. Здесь оно обозначает сокращение силой Майи пяти универсальных форм сознания, а именно: чит — ананда — иччха — джняна — крийя. Эти пять форм универсальной Силы отражены в пяти предыдущих таттвах, а именно: Шива, Шакти, Садашива, Ишвара и Шуддха-Видья, образующих универсальный опыт вечного существования, вездесущности, завершенности, всезнания и всемогущества. Когда эти пять универсальных состояний ограничиваются Майей, пять канчук возникают. Это Калаа, Видья, Рага, Каала и Нияти… Калаа — причина ограниченной деятельности индивидуальной души; Видья — причина ограниченного знания; Рага — причина любви к отдельным объектам; Каала — причина временного порядка — прошлого, настоящего, будущего; Нияти — причина ограничения, связанного с пространством и временем».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

БУДДХИ-ПИНДА

Санскритское слово «буддхи» (от корня «будх» — пробуждаться, бодрствовать, воспринимать, замечать, понимать, познавать) означает (букв.) разумность, мудрость, проницательность, осознанность, понимание (осознание) чувственного опыта (т.е. его оценка, анализ и синтез), «духовное» сознание (способность преодолевать ограничения индивидуального познания и опыта), «пробужденное (неограниченное)» сознание (способность взаимодействовать с Высшим Миром) и др. Буддхи — одна из основных категорий древнеиндийской философии, эквивалентная мыслительной, интеллектуальной способности, определяющей возможность распознавания, различения, понимания, анализа и постижения, осознания любой вещи, любого явления в их нераздельной целостности, и единстве материальных и духовных аспектов их существования и проявления. Считается одной из высших способностей человеческой природы.

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), буддхи-пинда является пятым нисходящим уровнем Реальности (в данной Версии № 36 — третьим (!)) и означает ««мир высшего ума» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]».

В литературе, сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «буддхи»:
— ум
— дух
— воля
— душа
— разум
— наитие
— сознание
— рассудок
— суждение
— интуиция
— интеллект
— духовность
— понимание
— различение
— восприятие
— мыслящий ум
— размышление
— пробуждение
— сверхсознание
— разумная воля
— высший разум
— понятливость
— распознавание
— духовная душа
— сознание вообще
— высшее сознание
— психика-сознание
— творческий разум
— духовная мудрость
— психический принцип
— интеллектуальный ум
— способность к анализу
— дисциплинированный ум
— определительное начало
— ментальный опыт личности
— интеллектуально-волевое начало
— часть мозга, которая реагирует
— то, что даёт оценку идеям и мыслям
— определительная способность разума
— духовная познавательная способность
— думающий ум с его силой знания и воли
— индивидуальный орган духовного прозрения
— психологический аспект космического разума
— способность к абстрактному и стратегическому мышлению
— различающий (разделяющий) принцип ума и воли одновременно
— одновременно космический и индивидуальный орган духовного прозрения
— разумно-волевое начало в комплексе, ответственном за ментальные функции

Как отмечают некоторые исследователи, распространенный перевод слова «буддхи» как «интеллект» (от лат. intellectus — различение, понимание, познание, т.е. универсальная психическая способность) может вводить в заблуждение. Слово «буддхи» обозначает не активную способность человека различать истинное от ложного, понимать, что хорошо, что плохо, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем (как это принято считать в Западной Традиции), а создание принципов «вкушения» опыта. Буддхи — это принцип, благодаря которому происходит восприятие, различение, оценка, анализ, понимание «одновременно» и «независимо» от чувств, желаний, привычек, установок в интересах получения и накопления знания, опыта, достижения совершенства. Буддхи — это то, благодаря чему возможно постижение Высшего Знания и Высшего Опыта, достижение Совершенства и Просветления. Это «состояние», благодаря которому человек способен постичь и достичь Высшее и Запредельное, но в силу своей ограниченности, ограничен в своих возможностях.
Если человек относится к своему телу как «Храму Бога», то он получает самого лучшего посредника, самый лучший инструмент в познании Высшей Истины. Истина есть личное переживание и ни одна книга, ни одно священное писание не способны передать ее полностью. Человек должен стремиться к личному опыту, просветлению не в мыслях, словах и концепциях, а переживая «это» лично, становясь «этим» лично, снимая личные ограничения и границы. Полученное знание, подкрепленное личным опытом и достигнутым состоянием позволяют человеку наслаждаться истинным блаженством даже здесь в этом казалось бы грубом мире.

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 6-му Уровню Тантрической Карты Человека (Аджна-Чакра — Панча-Канчука — Буддхи-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы ограниченности жизнедеятельности», которое может означать ограничение определенных возможностей чего-либо, и, в первую очередь, сознания, познания, опыта и личности человека, и которое распространяется на шестую пятерку «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Шестая пятерка «ступеней», которые продолжают «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеет название на Санскрите Панча-Канчука — Пять Покровов, Пять Покровов Майи — пять проявлений Майи — Волшебной Силы Богини Шакти. Это таттвы «ограниченности» (санскр. канчука (букв.) — узы, ограничение, оболочка, скорлупа, обертка, покрывало, кольчуга и др.) создающие «ограниченность», т.е. особый тип относительности Жизни и Бытия, Познания и Опыта.
Шестая пятерка таттв — это: Калаа-Таттва — проявление принципа «способности» (ограничение в деятельности), Видья-Таттва — проявление принципа «знания» (ограничение в познании и опыте), Рага-Таттва — проявление принципа «избирательности» (ограничение в заинтересованности и полноте), Каала-Таттва — проявление принципа «времени» (ограничение во времени), Нияти-Таттва — проявление принципа «пространства» (ограничение в пространстве).
Способность, Знание, Избирательность, Время, Пространство — эти пять принципов, пять «покрывал-ограничений», пять феноменов Майи делают Познание и Опыт доступным для измерения (слово «майя» происходит от «ма» — «измерять»), т.е. обусловленным, ограниченным. Поэтому Высший Опыт и Блаженство сокрыты для человека. И только преодоление покровов Майи, снятие личных ограничений позволяет человеку приобщиться к Высшей Силе, Высшему Опыту, Высшему Блаженству.
Тому, кто продолжает путешествие по «ступеням» Мироздания, открываются все «двери», все «врата», все тайны и возможности Опыта. Волшебством человек ограничен, через волшебство он освобождается. Только сама Богиня Шакти может снять покровы, наложенные Ее волшебной силой, Майей, которая не только скрывает, но и проявляет ее Могущество и Красоту. Любого, кто почитает Ее, Она вознаграждает новым зрением, особым видением, особым состоянием, особыми возможностями».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

 

7-Й УРОВЕНЬ

(Сахасрара-Чакра — Панча-Парарахасья — Ананда-Пинда)

САХАСРАРА-ЧАКРА

Название Сахасрара-Чакры происходит от двух слов — «сахасра» (тысяча) и «ра» (круг, диск; свет; сияющий; раскрытие сути; помогающий, дарующий, осуществляющий; гармония; осуществление). В литературе и сети Интернет можно встретить следующие значения и толкования:
— тысяча
— одна тысяча
— тысяча лепестков
— тысячелепестковая
— центр тысячи энергий
— цветок лотоса с тысячей лепестков

Обратим внимание на то, что в одних системах эту чакру называют «Венечной Чакрой», или «Верховной Чакрой», «Коронной Чакрой», «Чакрой Неба», «Центром Колокола», в других — «Брахма-Чакрой», «Шунъя-Чакрой» («пустотная») или «Нираламбапури-Чакрой» («Обитель без опор»), «Шри-Чакрой» («Высшая чакра»), «Шивастханой» («Обитель Шивы»). Сахасрара-Чакру также называют «колесом с тысячью спиц», «тысячелепестковым лотосом» (сахасрадала-падма). Но, прежде всего, Сахасрара-Чакра считается самым высшим психическим центром, центром высшего осознания, высшей духовности, святости. Это высший центр тела человека, Корона, Золотой Нимб, Аура святых. Это божественный уровень. Здесь человек способен познавать суть вещей и приобретать Высшее Знание и Высший Опыт.
Опыт Сахасрара-Чакры называют разными именами: в Буддизме — нирвана, в Суфизме — бакуа, в Христианстве — рай; в Каббале — айн соф, в Индуизме — турийя, нирвикальпа-самадхи, кайвалья. Это только слова, которые призваны показать, что эта чакра «запредельная», она за пределами описания, за пределами всех определений, за пределами опыта. Полное понимание Сахасрара-Чакры не передается словами, это можно лишь квалифицировать как «Божья Милость», «Божья Благодать» или «Безграничное Счастье», или «Неописуемое Блаженство».

«Сахасрара-Чакра носит название «тысячелепестковая». И хотя название «сахасрара» буквально означает «одна тысяча», оно подразумевает, что размеры и значение этой чакры огромны, фактически, беспредельны. Древние тексты описывают чакру как лотос с бесконечным числом лепестков, который имеет бесконечный размер и подобен огромному сияющему куполу, размещенному над человеком. Именно здесь личная и всеобщая Жизнь воспринимается как Универсальный Опыт в тысяче оттенков».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ПАНЧА-ПАРАРАХАСЬЯ

«1-5. Шуддха таттвы, чистое творение. 2. Шакти-Таттва (от «шак» — быть способным) есть объект (идам) в дуальном взаимоотношении универсального проявления. Она есть причина всех движений и изменений, наблюдаемых в проявленной Вселенной. Шакти-Таттва является ананда-аспектом универсального состояния Сат-Чит-Ананда.
3. Садашива-Таттва (от «сада» — всегда, «шива» — блаженный) представляет собой первый шаг в универсальном проявлении… Проявляется как неясное и неразумное желание, неопределенная и несформулированная идея, которая не осмыслена. Соответствует силе вселенского желания, технически именуемой Иччха-Шакти (сила воли сознания).
4. Ишвара-Таттва («ишвара» — господь) ответственна за то состояние, когда субъект осознает объект. Здесь объект возникает в своем законченном виде, и божественная слава его бытия осознается. Соответствует силе универсального знания, технически именуемой Джняна-Шакти (знание сознания).
5. Шуддха-видья-Таттва (таттва чистого знания) …[ответственна за] состояние полного осознавания без акцентирования субъекта и объекта. Эта таттва соответствует силе действия, технически именуемой Крийя-Шакти, действие сознания.
«6-12. Шуддха-ашуддха (чистые-нечистые) таттвы. 6. Майя-Таттва. Слово «майя» означает «иллюзию». Здесь оно употребляется для обозначения скрывающей, затемняющей силы природы, которая создает чувство разделения. Как таковая, она делает Универсальное Сознание, которое есть Единство, воспринимаемым как духовность и множественность. Категория «Майя» вводится для обозначения проявления формы из бесформенности, ограниченного из безграничного… В Кашмирском Шиваизме «майя» понимается не как отдельная реальность, но как грубая сила сознания и обозначается как Майя-Шакти. Майя определяется как ограничивающий принцип, который сокращает универсальную силу сознания и порождает состояния ограниченного опыта».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

Обратим внимание на очень важный и существенный момент. Когда речь идет о развертывании 36 таттв от Шива-Таттвы (1) до Притхви-Таттвы (36), речь идет о процессе разъединения, разграничения, наложения ограничений и индивидуализации, о сокращении Силы, а также о движении от Духовного к Материальному. Когда же речь идет о восхождении человека по «ступеням» Мироздания от Притхви-Таттвы (1) до Шива-Таттвы (36), речь идет о движении от Материального к Духовному, о возрастании Силы, о процессе деиндивидуализации человека, снятии с его индивидуальности и личности всех «наложенных» ограничений, объединении и воссоединении человека с Шакти и Шивой (как в индивидуальном так и космическом аспектах), что технически именуется как Самарасья, а число 36, нумерологически замыкающее седьмой уровень жизненных проявлений и являющееся числом зеркального отражения, этому подтверждение (см. статью 1.2 «Эмблема Российской Тантрологии», п.3.4. 36-лепестковый лотос эмблемы и число 36).

АНАНДА-ПИНДА

Одни исследователи считают, что Ананда — это «первичное» состояние души (а не способность), другие считают, что Ананда — это природа души, третьи считают, что Ананда — это сущность души человека. Мистики считают, что Ананда — это самое величайшее и самое глубокое состояние экстаза, которое человек когда-либо может испытывать, когда он входит в контакт с Высшим и Запредельным… В Упанишадах можно встретить много высказываний, где слово «ананда» употребляется как синоним конечной Реальности.

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), ананда-пинда является вторым нисходящим уровнем Реальности и означает ««мир блаженства» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]».

В литературе, сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «ананда»:
— экстаз
— любовь
— отрада
— счастье
— восторг
— радость
— блаженство
— наслаждение
— вечное счастье
— духовный экстаз
— чистое наслаждение
— духовное наслаждение
— высочайшее наслаждение
— состояние вечного счастья
— божественное блаженство
— восторг самосуществования
— истинное духовное наслаждение
— сущностный принцип блаженства
— абсолютное духовное блаженство
— блаженство освобожденной души
— состояние божественного блаженства
— состояние «освобожденности» в положительном смысле
— самоблаженство (как природа трансцендентного существования)
— вечное, беспричинное, непревзойдённое блаженство, истинная природа Атмы
— измененное состояние сознания, характеризующееся ощущением высшего блаженства и счастья и др.

«Вечное, исполненное блаженства, естественное состояние человека задушено его невежественной жизнью. Игра ума навязывает мысль о том, что Блаженство (Ананда) — во внешних предметах и происшествиях, тогда как фактически это Блаженство находится внутри человека».

(Шри Рамана Махарши. Весть Истины и Прямой Путь к Себе.
/ Сост. и пер. с англ. О.М.Могилевера; Под ред. Н.Сутары. Л. 1991г.)

«Ананда — в переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав личностную ипостась Бога — Бхагавана. Говорится, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, которая рассматривается как вместилище всех наслаждений, он достигает трансцендентного блаженства…».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Ананда (блаженство, радость) — в Индуизме и Йоге характеристика чистого сознания, которое есть первичная Реальность, субстанция всего сущего, именуемая Брахман. Понятие Ананды также используется для обозначения блаженства, испытываемого в анандамайякоше, когда сознание йога достигает этого уровня совершенства».

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Ананда — Блаженство. Восторг и Экстаз. Ощущение ценности момента, которое хочется продлить до бесконечности. Большое значение блаженству придается в тантрических практиках. В Буддизме адепту рекомендуется не останавливаться на стадии переживания блаженства, а продолжать путь к более высоким уровням сознания. Виды блаженства различаются по интенсивности и другим признакам, известным учителям и наставникам». 

(Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по Буддизму
и близким к нему учениям. М. Хроникер. 2003г.)

«Ананда означает блаженство, любовь и дружелюбную природу Вселенной. Когда вы испытываете Высшую Энергию Творения (САТ) и становитесь единым целым со всем Существованием, или вы контактируете с аспектом Чистого Сознания (ЧИТ), вы входите в состояние Божественного Блаженства или вечного счастья — АНАНДА. Это первичная характеристика Вселенной, самая величайшее и самое глубокое состояние экстаза, которое вы когда-либо можете испытывать, когда вы входите в контакт с Высшим Сознанием». 

(Муло-Мантра. интернет-сайт «Йога-студия».)

«Том I. Глава четвертая. Философия Упанишад. Пророки Упанишад пытаются привести нас к этой центральной Реальности, которая является безграничным существованием (сат), абсолютной истиной (чит) и чистым наслаждением (ананда)… Ананда и Брахман могут относиться друг с другу как целое и часть. Мы имеем много высказываний в тех же Упанишадах, где слово «ананда» употребляется как синоним конечной Реальности. Ананда не может быть концом эволюции, если не будет также и ее началом. Ананда — начало и конец мира, в одинаковой степени причина и следствие, корень и росток Вселенной. («Айтарейя-Араньяка». II. 1.8.1)». 

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957гг.)

«Если в дуалистических системах утверждается, что источник наслаждения лежит за пределами самого человека, то в интегрально-монистических учениях источником наслаждения является сама природа души. Блаженство (Ананда) есть не что-то привносимое в человеческую душу извне, оно образует вместе с Бытием и Сознанием (Сат-Чит-Ананда) ее сущность. Эта единая сущность формирует все эмпирическое существо человека, дабы выразиться в феноменальной множественности. Блаженство вечно и самосуще, хотя и не всегда проявлено в плане эмпирического функционирования психики. Внешние объекты есть не более чем поводы, по которым оно проявляется, трансформируясь в чувственные и эстетические удовольствия. Связанность с этими объектами есть причина ограничения наслаждения во времени и пространстве и затемнения ее изначальной сущности. И те, и другие удовольствия есть превращенные формы одного наслаждения. Через эти формы можно прийти к его изначальной сущности — и, следовательно, к сущности души». 

(А.Арапов. Арийские мистерии Богини-Матери на Востоке и Западе. 2008г.)

«Ананда («счастье», «блаженство») — в индийской философии состояние «освобожденности» в положительном смысле, противопоставляемая пониманию высшей цели в «отрицательных» терминах (например, апаварга). Дискуссии относительно характера того высшего блага, которое может быть достигнуто в результате духовной практики, велись в Индии еще в шраманскую эпоху (середина I тыс. до н.э.), и тем, кто отрицал возможность того, чтобы это достижение сопровождалось положительными эмоциональными состояниями, противостояли те, кто не сомневался в достижении этого не только после смерти, но и в течение жизни…
Согласно Шанкаре, «Атман блаженства» — наиболее сокровенный ввиду того, что блаженство является результатом и познания и действия, которые предпринимаются ради него. Сурешвара же в комментарии к комментарию Шанкары различает два уровня Ананды: тот, о котором идет речь в Упанишадах, и Брахман, который есть Ананда в своей сущности. Второй, абсолютный, уровень Ананды пронизывает все слои, включая и «слой наслаждения», являющийся компонентом эмпирического Я, в состав которого входит принимающий положительные эмоциональные состояния интеллект-буддхи. Ананда обнаруживается также в обычной человеческой радости, вызываемой обычными, мирскими событиями, — рождение ребенка, обладание желанным объектом и т.п.». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 7-му Уровню Тантрической Карты Человека (Сахасрара-Чакра — Панча-Пара-Рахасья — Ананда-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы приобщения (посвящения) к тайному и сокровенному», которое может означать неотделимость чего-либо от всеобщего и, в первую очередь, возможность трансформации опыта и личности человека в новое состояние, в котором нет каких-либо ограничений (канчука), и которое распространяется на последние пять «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Седьмая пятерка «ступеней», которые завершают «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеет название на Санскрите Панча-Пара-Рахасья — Пять Мистерий, Пять Высших Тайн, Пять Великих Тайн Великой Богини Шакти. Это таттвы «посвященности» (рахасья — сокровенное; мистическое; тайна тайн; сокровенная сущность (знания); таинство, недоступное для непосвященных), уровень Высшего Опыта, Высшего Знания, Высшего Осознания, Сознания Единства (Самарасья).
Седьмая пятерка таттв — это: Майя-Таттва, проявление принципа «сокрытия/посвящения», тонкой сущности Майя-Шакти, Шуддха-Видья-Таттва — принципа «чистого знания», тонкой сущности Джняна-Шакти, Ишвара-Таттва — принципа «чистого действия», тонкой сущности Крийя-Шакти, Садашива-Таттва — принципа «чистого волеизъявления», тонкой сущности Иччха-Шакти, Шакти-Таттва — принципа «чистого блаженства», тонкой сущности Ананда-Шакти.
Сокрытие/Посвящение, Знание, Действие, Желание/Воля, Блаженство — через каждый из этих пяти тонких принципов переживается Высшая и Глубочайшая Божественная Природа Истинной Реальности, если они — чистые, искренние, творящие, созидательные, прямые, божественные, как сама Богиня Шакти. Все они — Рахасья, т.е. то, что передается только через Учителя по милости самой Божественной Силы, Богини Шакти — хранительницы тайн (Рахасья-Дхари).
Тому, кто продолжает путешествие по «ступеням» Мироздания, Богиня Шакти открывает всю красоту и совершенство Божественного Опыта, посвящая его во все таинства уникального многообразного Единства-Целостности (Шива-Шакти), название которому — ЖИЗНЬ, чьи многочисленные формы, проявления и аспекты сливаются в единое устойчивое Сияние Образа Великой Матери, Изначальной Богини (Ади-Шакти), неотделимой от своего божественного Супруга — Парама-Шивы».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

 

8-Й УРОВЕНЬ

(Байндава-Чакра — Шива-Таттва — Маха-Сакара-Пинда)

БАЙНДАВА-ЧАКРА

Название «Байндава-Чакры происходит от слова «бинду» — (букв.) капля; точка; ноль; код (с помощью которого расшифровывается все); фокусная точка (в центре Шри-Чакры); знак (анусвара) в Санскрите; пустота; пространство и др. Бинду — это безразмерный центр, точка, не поддающаяся измерению.
Слово «бинду» происходит от «бинд» — расщеплять, разделять, делить, дробить. Таким образом, Бинду — это точка, где Единство/Целостность впервые делится, порождая двойственность и мир множества форм. Бинду — это место, точка, где соединяются имманентное и трансцендентное, конечное с бесконечным.
Байндава-Чакра «обнаруживается» в самом центре Сахасрара-Чакры. Это «Точка Перехода (Расширения)» (букв. Тан-Тра), которая действует в обоих направлениях, она доступна и богам и человеку. Поэтому она называется Байндава.

Обратим внимание на то, что Байндава-Чакра в разных школах, системах и традициях именуется по-разному: Акаша-Чакра, Аштаара-Чакра, Бинду-Чакра, Камакала-Чакра, Камешвара-Чакра, Лалана-Чакра, Нирвана-чакра, Парабрахма-Чакра, Сома-Чакра, Хридайя-Чакра, Шри-Чакра (Высшая Чакра), Уддияна-питха (привлекающая (весь) мир), Джаландхара-питха, Чит-Кала, Чандра-Камала, Шива-стхана (Обитель Шивы), Бинду-Висарга, Ашта-дала-падма (восьми-лепестковый лотос), Чандра-Лока (Мир Нектара, некая сияющая область в Сахасраре), Кама-Бинду, Чакра Абсолюта, Чакра Белой Луны, Чакра Закона, Чакра Высшего Знания и Высшего Опыта, Тайная Чакра. Также можно встретить и такие названия: Лунный Центр, Сфера Света, Обитель Всевышнего, Небесная Обитель, Тайное место Шивы и Шакти, Лоно Космоса, Несуществующий Цветок Всесуществования, Внутренний Лотос, Божественное духовное сердце, Священная Мандала Кайласа, Мандала Шамбалы, Лотос Шамбалы, Мандала Космоса. Но, прежде всего, Байндава-Чакра — это место пребывания Камешвары и Камешвари, Счастливой Пары, полной совершенства и взаимной гармонии. В этой Чакре сам Господь Шива сливается в космическом единстве с Божественной Шакти. От Их слияния изливается Божественный Нектар, Амрита, одухотворяя и преображая Человека и Космос.
Будучи тайной чакрой, Байндава-Чакра имеет скудные и различные описания в разных текстах. Но, определенно можно сказать лишь одно, что эта Чакра представляет собой… «место», «пространство», «мир» Высшего Опыты, Высшего Знания, Высшего Осознавания, Высшего Божественного Блаженства. Это Высший Духовный Мир. Байндава-Чакра — это чакра самой Абсолютной и Совершенной Любви, она есть «Верхняя Жемчужина» на шнуре Бытия.
При «эволюции» (развертывании аспектов Шакти) Байндава-Чакра именуется как Шакти-Чакра, при «инволюции» (движении Человека к Источнику) она именуется как Вахни-Чакра. Такое название чакры происходит от слова «вахни», которое означает (букв.) «посыльный», «перевозчик», «конвейер» (например санскр. «вахана» означает «средство передвижения», «средство доставки»). Слово «вахни» происходит от санскритского корня «вах» — (букв.) нести, вести (вверх), возвышать, восседать, ехать на чем-либо). Поэтому Вахни-Чакра — это «та, которая ведет», «та, которая доставляет», «та, которая «поднимает»», «та, которая «возвышает»», которая как посредник, как проводник, помогает Человеку совершать переход, поднимаясь вверх из одного состояния в другое, которая ведет Человека к непосредственному восприятию Высшего, Божественного. Так, например, треугольник с вершиной, обращенной вверх, указывающий на поднимающееся из глубины вверх и направленное к чему-то одному стремление, имеющее под собой широкую основу, в Тантре именуется как «Вахни-Кона» («Язык Пламени»). В Ведической Традиции одно из имен бога огня — Вахни, поскольку огонь можно сравнить с идеальным гонцом, посланником, он воспринимается как передатчик или проводник.

«Сахасрара-Чакра имеет много особенностей, характерных только для нее, но самая важная, удивительная и прекрасная особенность заключается в том, что в самом центре Тысячелепесткового Лотоса находится еще один «дополнительный», «восьмой», самый великолепный и драгоценный среди других, восьмилепестковый лотос, излучающий яркий лунный свет. Здесь отдыхает Она, та, которая выше всех Таттв, соединенная со своим Господом. Этот Лотос имеет название на Санскрите Байндава-Чакра.
Название Байндава-Чакры происходит от «байндава» — «то, что находится в самом центре», «состояние (или место), в котором энергия (или нечто) находится в наивысочайшей собранности, потенциальности» (от бинду — точка). Слово «байндава» также относится к тому, что в Тантрической Традиции имеет отношение к тантpическому Браку Божественной Пары Шивы и Шакти и обозначено как Пара — Высшее, Верховное, Запредельное, Сверх-.

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ШИВА-ТАТТВА

«Глава 4. Процесс универсального проявления, эволюция и инволюция. Слова «эволюция» и «инволюция» должны быть надлежаще поняты в соответствии с их контекстом, дабы избежать ошибок. Общее понимание их буквального значения здесь не вполне применимо, т.к. оба они являются относительными терминами. Вопрос в том, что подвергается эволюции или инволюции. Здесь эти термины употребляются в отношении проявления Вселенной. Уже было сказано, что Вселенная развивается потому, что в этом процессе Сознание раскрывает себя и развивается от одной стадии манифестации к другой. Однако с точки зрения Чистого Сознания оно становится все более и более ограниченным. В других словах, эволюция Вселенной — это не что иное, как инволюция или сокращение Чит, или Сознания.
1-5. Шуддха (чистые) таттвы. 1. Шива-Таттва. Первая манифестация в процессе космической эволюции называется Шива-Таттва. Сознание в этом случае технически именуется Чит, статический аспект Сознания в проявленном мире. В действительности, не существует английского эквивалента для термина «чит». Только изучение и рефлексия откроют его полное значение… Это статический центр или опора всех вещей; это субстрат всех изменений, как дно реки или рисунок картины. Оно никогда не видимо; оно может быть познаваемо только через его следствия. Шива-Таттва есть чит-аспект универсального состояния Сат-Чит-Ананда».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

«Тридцать шестая таттва, самая последняя «ступень», которая венчает «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеет название на Санскрите Шива-Таттва — абсолютный уровень, состояние, форма чистого единства, Абхеда (единство, тождественность, неразличимость, неразделенность, неотделимость), истинное состояние мира, основа всего, Абсолютное Бытие, не имеющее пределов и преград. В этом аспекте Высшее известно как Шива, чистое Сознание, чистое «Я».
Шива-Таттва — это первая манифестация в процессе космической эволюции, первоначальная пульсация, Пратхама-Спанда (пратхама — начальный, первичный, новолуние, первый лунный день, первая тантрическая пара; спанда — вибрация, двойное (вовне и внутрь) движение, взаимодействие), первое творческое движение Невыразимого, начальное созидательное движение, которое вызывает к проявлению и становлению всю цепочку причин и следствий в миропроявлении.
Шива-Таттва — мистики знают ее как первое проявление Реальности, Единство Шивы и Шакти, предполагающее Их взаимодействие (спанда) в состоянии абсолютной недвойственности (парама-адвайта). Шива и Шакти — два имени, два нераздельных принципа, две категории, разъясняющие трансцендентность и имманентность Абсолютного Бытия, сущность которого есть Спанда — постоянно восходящая и нисходящая духовная вибрация, наполненная блаженством.
Шива и Шакти — счастливая, прекрасная, божественная, Высшая Тантрическая Пара, слитая в нерасторжимом Единстве (Самарасья) пребывания в Своей Собственной Природе Бытия, Сознания и Блаженства (Сат-Чит-Ананда). Она выражает сущность Единой Реальности, универсальное состояние Абсолютного Бытия (Сат-Чит-Ананда), в котором Шива-Таттва представляет чит-аспект — полное осознание и реализацию высшей полноты Жизни, Познания, Опыта и Блаженства.
Термин «чит» образован необычным способом: в роли существительного выступает глагольный корень (букв. мыслить, сознавать), лишенный каких-либо именных суффиксов. В Древнеиндийской Традиции слово «чит» означало чистое сознание; знание в высшем смысле; смысл; самораскрытие; изначальное естественное духовное состояние, качественно тождественное божественному. В Западной Традиции не существует адекватного эквивалента для термина «чит».
Сказано мудрыми: «Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем. Мы не в состоянии постичь, каким образом можно объяснить и выразить Его. Оно никогда не видимо; Оно может быть познаваемо только через Его следствия. Поистине, Оно находится за пределами известного, и пребывает за пределами неизвестного». Сам же Шива, хранитель всех тайн, Отец Вселенной, в «Шива-Самхите» говорот: «Mиp — этo oтpaжeниe пoнятий, категорий мышления».
Шива-Таттва — это таттва Благости, Божьей Благодати (шива — (букв.) благой; блаженный; благоприятный; благосклонный; благословенный; благотворный; дарующий благо, благодать; дружественный; милосердный; милостивый; милый; приносящий счастье; целебный; щедрый). Как Шива, Всепроникающая Душа, которая во всем и пребывает всюду, так и Милость Его вездесуща. Шива благословляет все и всех, даже тех, кто не знают Истины и не поклоняются Ему.
Обычно Шива недоступен и допускает к себе лишь Шакти, свою возлюбленную, и любимых своих детей. Он проводит время в медитации на вершине пирамиды Вселенной, охраняя и защищая всю Вселенную от разрушительного воздействия Первичного Хаоса. Но тем, кто поклоняется его возлюбленной, Шакти, и Ему, Шиве, Он является золотым восьмилепестковым Лотосом, своим Символом, излучая яркий сияющий свет и рассеивая мрак, открывает врата Космоса и тайны Мироздания».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

МАХА-САКАРА-ПИНДА

Санскритское слово «сакара» может означать: «форма» (ниракара — бесформенное), «обладать формой» (ниракара — лишенное каких-либо формы), «проявленное» (ниракара — непроявленное), «проявленная форма» (сакара-рупа); «звук «са»» (проявление Богини Шакти) и др.

««хакаро ниргаме проктах сакарена правешанам хакарах шиварупена сакарах шактиручьяте» («Шива Свародайя»). Перевод: «движение воздуха вовне при выдохе производит «хакара» (звук «ха»), а его движение внутрь при вдохе производит «сакара» (звук «са»). Хакара представляет проявление Господа Шивы, а Сакара соответствует Шакти (Богине Парвати)». 

(Рохини. Хамса-Йога или Садхана Сохам: Эликсир самореализации.
Часть 2. Мастерская самосознания «Атмавиль». 09.01.2010г.)

«Шестью «изменениями» (викара) природы (пракрити) могут быть шесть тел (пинда), упоминаемых во вступительной главе «Сиддха-сиддханта-паддхати», считающегося одним из самых древних текстов Натхизма (представляет собой сочинение из шести глав). Шесть тел — это «трансцендентное» (пара), «безначальное» (анади), «исконное» (ади), «наделенное великой формой» (маха-сакара), «природное» (пракрити) и «утробное» гарбха) тело. Последнее из упомянутых является физическим телом, а предшествующие тела оказываются все более тонкими». 7

(Г.Ферштайн. Энциклопедия Йоги. Гранд-Фаир. 2003г.)

«Когда вы очищаете тело, каналы, то ваше восприятие подходит к сушупти и вы воспринимаете состояние трансцендентного света, их всего пять. Первое — это видение пракрити-пинды или вьясти-пинды в виде плотного света, эта сфера называется тапо-мандала. Потом из сушупти вы переходите к турье, воспринимаете теджа-мандалу, это маха-сакара-пинда, она описана в ССП в виде восьми Шива-мурти. На этом этапе вы видите махабхуты, великие космические первоэлементы, а так же получаете опыт пяти акаш и далее переходите в джьоти-мандалу. Джьоти-мандала — это уровень адья-пинды, и вы её видите, переходя из турьи в турьятиту (уровень мокши). Следующие два уровня описаны в таких текстах как «Акулавира-Тантра», «Сиддха-сиддханта-паддхати», это уровень ещё двух мандал: парамджьоти-мандала и апарампараджьоти-мандала. Этих уровней достигли такие бессмертные сиддхи как Матсьендранатх и Горакшанатх. Об этих уровнях сложно что-либо сказать, они обретаются и понимаются только через непосредственный опыт». 

(Натха-Видья. Теория и практика традиционной Йоги. 29.02.2010г.)

«17. Метафизические основы Йоги. …Кундалини-Шакти последовательно преобразуется в безграничное пространственно-временное космическое тело Шивы (Маха-Сакара-Пинда) путем постепенного саморазворачивания, саморазделения и самовосполнения (Шакти-чакра-крамена). Данный процесс оказывается постепенным нисхождением Божественного Сверхсознания в царство относительности, времени и пространства. Трансцендентное Единое становится Душой и Богом ограниченных и изменяющихся форм, рожденных его собственной Шакти. Из Кундалини-Шакти развивается Маха-Акаша, из Маха-Акаши развивается Маха-Вайю, а далее Маха-Теджас, Маха-Шалила, Маха-Притхви. Так Кундалини-Шакти, в которой разнообразие существует только в неразличимой идеальной форме, или в возможности, порождает пять дополнительных Маха-Бхута, или элементов материального мира…
Пара-Пинда, которую также называют Адья- и Анади-Пинда, проявляется как Маха-Сакара-Пинда. Множество, которое появляется из одной Маха-Шакти в едином огромном космическом теле, создано той же самой Шакти. Шива, самосияющий дух Шакти на всех стадиях ее саморазворачивания, теперь предстает как Душа и Бог, Просветитель, Хранитель и Властитель космического тела. Из космического тела и внутри него развиваются бесчисленные виды ограниченных изменчивых индивидуальных тел, которые состоят из тех же самых элементов, созданы той же самой Шакти, вызваны к жизни и озарены той же самой Душой. Их называют Вьясти-Пинда, индивидуальные тела…». 

(Махант Аведьянатх. Введение в Натха-Йогу. Шива-Таттва.
/ Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатх, Йоги Виратинатх. 2006г.)

««Тело» Шивы есть душа по отношению к исходящей из него последовательными волнами Вселенной. Иными словами, Универсум — космическое тело Шивы, более плотное и менее совершенное, чем «тело» Шивы. Как о пребывании души в теле можно заключить на основании жизненных функций тела, так и присутствие Шивы-души в мире-теле выводится посредством наблюдения за движением отдельных тел [Dyczkowski M. The Doctrine of Vibration. An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism. Delhi, etc, 1989. p. 140]. Неплохой иллюстрацией сказанного может служить трактат «Сиддха-сиддханта-паддхати», приписываемый Горакхнатху. Здесь описывается порядок постепенного исхождения слоев Мироздания из чистой божественной сущности. Автор этого трактата выделяет несколько иерархических уровней, которые он называет пинда [Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 92. «Термин «пинда» означает некое организованное целое, живое единство многих частей. В нем целое существует в каждой части» (см. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 92).]. Духовное тело Шивы именуется пара-пинда (ССП I. 15), т.е. «высшая целостность». Это высшая индивидуальность (пара-пуруша) во всей своей славе и великолепии. Неотъемлема от него его божественная сила-Шакти. Из «тела» Шивы под действием Шакти постепенно исходит совершенное «космическое тело» — маха-сакара-пинда (ССП I. 31), или Универсум с гармоничным сочетанием пяти первичных элементов. В нем формируются семь иерархических порядков сущего, семь «миров»: ананда (мир блаженства), раса (мир красоты), дхарма (мир нравственности), буддхи (мир высшего ума), манас (мир ума), прана (мир жизненных сил) и джада (мир плотной материи) [Banerjea A. K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]. Вместе с идеальным миром Шивы эта семерка образует восемь нисходящих уровней реальности». 

(Пахомов С.В. Антропология Тантры: психосоматические аспекты.
// Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам
Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103)

«В Индии Горакшанатх и другие известные йоги почитаются натхами как реализовавшие кайя-сиддхи и достигшие бессмертия. Именно Горакшанатх развил индийскую Хатха-Йогу, известную как Кайя-Садхана и Пинда-Садхана . Он также известен как великий тантрик и чудотворец, о нем существует немало легенд. Практики Натхов включают внутреннюю алхимию, ведущую к бессмертию. На протяжении многих веков Натхи передавали свои знания по цепи ученической преемственности, благодаря чему Традиция сохранилась до наших дней; на протяжении всего этого времени различные духовные системы Индии заимствовали методы Йоги Натхов. Поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником Хатха-Йоги…
Абсолютная Реальность в понимании Натха-йогинов. Шива и Шакти. Абсолютная Реальность описана этой системой как чистое, совершенное и абсолютное Существование (Сат), чистое, совершенное и абсолютное Сознание (Чит), и также как чистое, совершенное и абсолютное Блаженство (Ананда). Эта Окончательная Реальность и Абсолютная Истина часто упоминается Натхами как Шива, или Пара-Самвит. Он — чистый и совершенный Сат-Чид-Ананда, Абсолютный Источник всех порядков существований, сознания и опытов во Вселенной.
Абсолютная Реальность имеет как трансцендентный, так и динамический аспект. Это выражается в союзе Шива-Шакти, где Шива — это принцип сознания и покоя, Шакти — принцип энергии, активности и саморасширения. Шива есть единое вечное безграничное неизменное Бытие, он пребывает вне времени и пространства, а Шакти есть постоянно движущаяся и действующая сила, непрерывно проявляющаяся во времени и пространстве. Таким образом, йогическая школа считает, что Абсолютная Реальность — это Шива с бесконечной Шакти, пребывающей в Нем и неотличной от Него, — Трансцендентный Дух с Необыкновенной Силой для феноменального самопроявления. Йоги признают оба аспекта как истинные, в отличие от некоторых религиозно-философских школ, которые считают Шакти иллюзорной. Натхи утверждают, что видимое противоречие между Шивой и Шакти, единством и множеством, постоянством и переменчивостью, покоем и действием, чистым сознанием и осознанием различных состояний и процессов, в действительности не соответствует истине. Статичный и динамичный аспекты Реальности предстают как неделимое живое целое. Соответственно, йоги принимают Абсолютную Истину, реализованную на высших стадиях духовного опыта, как состояние двайта-адвайта-бибарджита, которое выше дуализма (двайта) и недуализма (адвайта) и любых иных «измов»…
Постепенное развертывание Шакти. Внутри самосознания духовной Личности Шивы Его Шакти распространяет Себя как отдельная Психическая Сила, характеризуемая процессами знания, чувства и желания. На данном этапе ее называют Кундалини-Шакти, и теперь она переполнена творческим побуждением к рождению мира множественности. Вселенная, представляющая собой космическое тело Шивы (Пара-Пинда), идеально присутствует в Кундалини-Шакти…
Великими маха-йогами древности описаны процессы, приводящие к появлению космического тела Шивы. Следует отметить, что эти стадии не заключаются во временную последовательность, они постоянны и существуют вне времени…
Кундалини-Шакти последовательно преобразуется в безграничное пространственно-временное космическое тело Шивы путем постепенного саморазворачивания, саморазделения и самовосполнения. Данный процесс оказывается постепенным нисхождением Божественного Сверхсознания в царство относительности, времени и пространства. Из Кундалини-Шакти развивается Маха-Акаша (Великий Эфир), из Маха-Акаши развивается Маха-Вайю (Великий Воздух), а далее Маха-Теджас (Великий Огонь), Маха-Шалила (Великая Вода), Маха-Притхви (Великая Земля). Так Кундалини-Шакти порождает пять дополнительных Маха-Бхут, или Великих Элементов материального мира.
Каждый элемент имеет свои особые качества или свойства (пять основных), и вследствие всевозможных комбинаций элементов и их качеств мы можем наблюдать бесчисленные виды ограниченных изменчивых индивидуальных тел, развивающихся из космического тела Шивы и внутри него. Эти тела называют Вьясти-Пинда, они находятся на различных стадиях развития. Все они появляются и исчезают, живут и умирают, движутся и отдыхают, существуют и переходят в космическое тело, созданное Шакти. Во всех существах присутствуют проявления Шивы и его Шакти, их называют индивидуальными душами (джива-атма) — это сознательные самопроявления Шивы в индивидуальных психофизических телах, где они служат духовными центрами жизни, разума и силы.
Тождество индивидуального тела и космического тела Шивы. Замечательной особенностью философии и учения Горакшанатха является его утверждение, что не только индивидуальная душа должна рассматриваться как тождественная Высшему Духу, но также и индивидуальное тело — как тождественное космическому телу Духа. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакхнатх описывает высшее космическое тело Шивы как Пара-Пинду. «Пинда» часто переводится с санскрита как «тело» или «ядро, шар» — то, что имеет форму, хотя в тоже время, гладкая поверхность шара символизирует отсутствие формы. В другом тексте «Горакша-вачана-санграхе» Горакхнатх утверждает, что все пинда проявились из бинду (точки), возникшей в единстве Шивы и Шакти, и тождественны ей. Эта трансцендентная бинду заключает в себе как Ниргуна-Брахмана (непроявленный, безличный, лишенный каких-либо качеств Абсолют), так и Сагуна-Брахмана (Высший Абсолют, обладающий качествами, проявленный во всем многообразии). В каком-то смысле, эта вечная форма выше трансцендентной и имманентной реальности. Таким образом, живое существо служит промежуточной таттвой (сущностью) между материей и Высшем Духом, поэтому существо, воплощенное и способное осознавать Абсолют в себе, по учению Натхов, наиболее совершенно. Это есть базовый идеологический принцип, на основе которого строится вся садхана Натхов и Сиддхов, связанная с совершенным телом — дивья-деха.
Итак, согласно этой концепции, Натха-йогины представляют психофизический организм (Вьясти-Пинда) как индивидуальную копию целостной космической системы (Самасти-Пинда, Брахманда). Они размышляют о взаимном подобии мироустройства и строения индивидуального тела. Йоги считают, что путем познания и совершенного овладения собственным психофизическим организмом можно прийти к истинному знанию устройства Вселенной. Например, в «Сиддха-Сиддханта-Паддхати» упоминаются различные миры (разнообразные порядки существований и опытов) в космическом теле Шивы-Шакти, и описывается, как все эти миры могут быть испытаны Йогом внутри индивидуального тела».

(Традиция Йоги Натхов. 06.09.2011г.)

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 8-му Уровню Тантрической Карты Человека (Байндава-Чакра — Шива-Таттва — Маха-Сакара-Пинда) применимо такое словосочетание как «принцип осознания и реализации высшей полноты Жизни, Познания, Опыта и Блаженства», которое может означать, что именно здесь Человек достигает высшего и в то же время изначального, истинного божественного состояния живого существа, которое в Учении Тантры именуется как Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство или Существование-Осознание-Блаженство) и является абсолютной основой универсальной потенциальности Человека и Мира (см. статью 2.10. «Тантра как древнее индийское Учение»). Поэтому этот «фундаментальный» уровень называется «сферой всех возможностей». Его кодовое слово — простота (естественность), ключевое состояние сознания — состояние простого осознавания — естественное состояние обычного спокойствия. Эта «простота» и есть ключ ко всем потенциальным возможностям.
Согласно Учению Тантры, нет строгого разграничения или различения между мирской и духовной жизнью. И этот Мир, и эта Реальность существуют для того, чтобы их переживать. Именно поэтому и наслаждение и просветление приходят посредством опыта. Именно поэтому возможно через наслаждение и познание подняться к Высшему Миру и достичь освобождения.
Согласно Учению Тантры, методом достижения высшего, изначального, божественного состояния является наслаждение (ананда) Миром в любви к Богине Шакти. «Надлежит молиться Богине в наслаждении», «Постижение природы Богини означает постижение Высшего и полную Самореализацию», «Без постижения природы Шакти Нирвана не достигается» — сказано в «Нируттара-Тантра». «Через наслаждение достигается Счастье, через наслаждение обретается Свобода (мокша) — посему надлежит всецело предаться наслаждению», сказано в «Йони-Тантре». Почему через наслаждение? Потому что через наслаждение раскрывается Благобытие, нетварное Блаженство (Ананда). «Блаженство — это образ Абсолюта, проявленный в теле», сказано в «Куларнава-Тантре» (5.80а), «Наслаждение становится Йогой», сказано в «Каулавали-нирнайе» (10.131), которая может стать и высшим наслаждением, и глубочайшим познанием, и «космическим» опытом (санскр. бхавана (bh?van?) — (букв.) «непосредственный духовный опыт», «опыт разнообразных сверхъестественных способностей», «высший мистический опыт» или интенсивное творческое воображение, которое испытывает человек, осознавая свое тождество с Шивой).
Согласно Шри Сатье Саи Бабе (см. Послание 4 октября 1996г. см. Азбука Сатьи. Часть 2. Харьков. 2012г.), «все уровни сознания по-своему прекрасны, но Сверхсознание — это ценнейшая награда, дарующая Высшее Блаженство. В этом состоянии человек не только отождествляет себя со своим истинным «Я», но видит Божественное всегда, везде и во всем», потому что Высшее Блаженство приходит не в следствие исполнения нравственных канонов, а в следствии познания по милости Богини Шакти неразрывного единства Бытия, мистического единства Шивы и Шакти, тождества Человека и Шивы, тождества Человека и Шакти, сущности человека как единства Шивы и Шакти, в результате чего и приходят настоящие нравственные принципы и Высшее блаженство.

«Глава VI. Философия Шакти-Йоги. Шакти можно определить как то, благодаря чему мы живем и существуем во Вселенной. В мирской жизни Мать заботится обо всех нуждах своего ребенка. Так же все, что требуется для активного существования самой жизни в этом мире, равно как и необходимая для этого энергия, зависит от Шакти, Вселенской Матери. Без милости Матери никто не может освободить себя от деспотии ментального сознания и материи, — оковы Майи чересчур прочны. Но если вы почитаете Ее как Великую Мать, вы можете с легкостью выйти за пределы Пракрити благодаря Ее высочайшей благодати и благословению. Она удалит все препятствия на вашем пути и благополучно приведет вас в безграничные владения вечного блаженства, и Она освободит вас. Когда Она довольна и благословляет вас, лишь тогда можете вы освободиться от уз грозной сансары.
Познание Шакти ведет к спасению. «Шактиджнянам вина деви нирванам найва джаяте» — (Ишвара сказал:) «О Деви, без познания Шакти нельзя достигнуть освобождения»…
Деви — это Шакти Господа Шивы. Она — Джада-Шакти и Чит-Шакти. Она — Иччха-Шакти, Крийя-Шакти и Джняна-Шакти. Она — Майя-Шакти. Шакти — это Пракрити, Майя, Маха-Майя, Шри-Видья. Шакти — это сам Брахман. Она — Лалита, Кундалини, Раджешвари, Трипурасундари, Сати и Парвати. Сати проявила себя Господу Шиве в десяти формах, десяти Маха-Видъя. Это — Кали, Багаламукхи, Чхиннамаста, Бхуванешвари, Матанги, Шодаши, Дхумавати, Трипурасундари, Тара и Бхайрави…
Тело есть Шакти. Нужды тела — Ее нужды. Когда человек наслаждается, это Шакти наслаждается через него. Ей принадлежат его глаза, уши, руки и ноги. Она видит его глазами, слышит его ушами. Тело, ум, прана, чувство «я», интеллект, все органы и все процессы суть Ее проявления…».

(Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г.)

«Именно здесь, в самой сердцевине Восьмого Лотоса заключена Высшая Тайна Бытия, самый высший, самый совершенный союз, высшее единство Пара-Шивы и Пара-Шакти — четвертая великая Йога (космическая) — Пара-Йога, которую Традиция обозначила формулой Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Именно здесь Великая Богиня, Владычица Мира, Сияющая Светом Вечности, очаровывающая и услаждающая Шиву, сидит на Ложе Шивы, улыбаясь в Великом Блаженстве.
Поэтому Шакти зовется Байндавасана — Та, Кто восседает в центре Шри-Чакры. Здесь Ее ложе и Ее сверкающий Замок Чинтамани. В «Саундарья-Лохари» сказано: «Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе и благословенны те немногие, созерцающие Тебя, Волну Осознавания и Блаженста, чья обитель — то ложе, на котором пребывает Пара-Шива в обители Чинтамани на недоступном Острове Сокровищ (Мани-Двипа) в центре Океана Нектара (Судха-Синдху)».
Такое прекрасное описание Восьмого Лотоса говорит о том, что здесь обитают великая Тайна и духовное Величие. Ложе Шивы — Шивакара (букв. «в объятиях Шивы»; «на коленях у Шивы», «сам Шива в качестве ложа») — прекрасный и глубокий символ внутренней мудрости, естественной чистоты, невинности, прямого осознавания и трансцендентального блаженства, олицетворяющих благо. Поэтому такой Шива зовется Шамбху (Шамбхава), а Богиня Шакти зовется Шамбхави.
Имя Шамбху многозначно: (букв.) милостивый; сущность которого Благо; дающий благословение и учение, дарующий счастье; дарующий процветание. Шамбху — это (букв.) божественное свечение; естественное состояние открытости, пробужденного внутреннего осознавания, глубокого успокоения, делающее ум устойчивым; общения на уровне третьего глаза. Шамбху — это (букв.) «Тот, кто рожден Покоем»; «Повелитель Мира»; «Пара-Гуру»; «Повелитель Йоги».
Если Шива есть Шамбхава, то Шакти есть Шамбхави. Имя Шамбхави также означает (букв.) Естественная; Благотворная, Пребывающая в Сознании и Блаженстве. Шамбхави — это (букв.) энергия Шамбху в космическом аспекте; сила, дарующая покой и благоденствие. Мудрыми сказано: «Когда сохраняется видение Внешнего и Внутреннего Знака, независимо от того, открыты глаза или закрыты — это истинная шамбхави». Шамбхави — это (букв.) «Повелительница Тантры».
Также сказано мудрыми: «Бесчисленны имена Великой Богини. Должно быть известно, что Она — Создательница, Мать Вед; Высшее Знание, бывшее перед Ведами; Единое, Совершенное Знание, которое охватывает все три Мира, являющееся корнем Дерева Бытия; Устранительница всех несчастий; Дарующая освобождение для стремящихся к освобождению; Исполняющая желания стремящихся к плодам дел». Поэтому здесь же Богиня Шакти зовется Шри-Видья.
Имя Шри-Видья многозначно: (букв.) Не имеющая имени; Великая Запредельная Богиня; Знающая мантру Великого Блага; Обучающая осознаванию Запредельного; Единая с Отцом Великая Богиня-Мать. Шри-Видья — это Знание в своей высшей гармонии, дарующее наслаждение; это применение Знания, Осознавания и Мудрости одновременно. Поэтому в своем великолепном сверкающем замке Чинтамани Она — Шри-Видья, где «Шри» и «Видья» сверкают самыми яркими своими аспектами.
Восьмой восьмилепестковый Лотос — это символ космической гармонии, мистического бракосочетания, эволюции и инволюции, полноты и целостности космического проявления. Это символ сущности Бытия, символ начала, возрождения, полного физического и духовного обновления. Это символ «новой жизни», когда Любовь, Знание, Опыт и Сострадание Мужчины и Женщины, соединяясь, образуют состояние неразрывного единства, состояние единого осознавания (Самарасья)».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

* * *