Статья 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека. (ч.2).

«С чисто позитивистской точки зрения человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях Универсума наука действительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности» (Шарден П.Т. де. Феномен человека. М. 1987г.). Поскольку в человеке концентрируется все, что мы познаем, постольку неминуемо придем к науке о человеке: постижение человека является ключом к раскрытию тайн природы. <…> Современные научные дисциплины в своем багаже имеют множество разноречивых данных и концепций, требующих философской рефлексии о природе, предназначении и смысле жизни человека и т.д. Неудивительно, что в современной западной и восточной философской мысли существует множество концепций человека — позитивные, натуралистические, иррационалистические, экзистенциалистские, теологические, психоаналитические и другие. Во всяком случае, несомненно, что философский анализ необходимо сочетать не только с данными всех научных дисциплин, но и с традициями русской и мировой культуры, ибо в них скрыт колоссальный потенциал знаний о природе человека, до сих пор еще не осмысленный по-настоящему…» (см. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. Монография. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета. 1993г.).
Так же можно утверждать, что колоссальный потенциал знаний о феномене человека, до сих пор еще не осмысленный по-настоящему, скрыт и в Тантрической Традиции, подтверждением чему может служить Тантрическая Карта Человека. Но только будущие исследования такого раздела Российской Тантрологии как Антропология (Тантры) смогут подтвердить (или опровергнуть) правильность и обоснованность именно такого порядка перечисления «смысловых кодов-понятий», на основе которого выстроена данная версия («Версия N 36») Тантрической Карты Человека.

* * *

(продолжение)

«Воображение важнее, чем знание. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». «Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой». (А.Энштейн).

(What Life Means to Einstein. «Saturday Evening Post». 26.10.1929г.)

«Энштейн прав, воображение — это, собственно, работа мозга, это, в том числе, мышление, а знания — это только заполненная память, и если не хватает воображения, то прогресса не будет, поскольку любые знания — это уже прошлое, а воображение — первый шаг в будущее».

(Мыслитель. Ответы на Мail.Ru)

 

6. КОММЕНТАРИЙ К ТАНТРИЧЕСКОЙ «КАРТЕ» ЧЕЛОВЕКА

Как было сказано в первой части настоящей статьи, данная версия Тантрической Карты Человека может быть представлена как одна из многих версий возможной систематизации тантрических знаний и концепций о человеке, поскольку могут быть выстроены и другие варианты Тантрической Карты Человека, хотя бы потому, что существуют различные варианты «перечисления» «смысловых кодов-понятий» (например, порядок развертывания 36 таттв), на основе которых выстроена Тантрическая Карта Человека. Поэтому эта версия Тантрической Карты Человека обозначена как «Версия N 36».
Только будущие исследования такого раздела Российской Тантрологии как Антропология (Тантры) смогут подтвердить (или опровергнуть) правильность и обоснованность именно такого порядка «перечисления» «смысловых кодов-понятий», который представлен в данной версии Тантрической Карты Человека.

3.2.8 шива шакти мандала Поскольку в Тантрической Карте Человека присутствуют такие своеобразные смысловые коды-понятия, которые в Тантрической Традиции носят названия: Бхута, Чакра, Коша, Пинда, Шарира, Таттва, которые сами по себе имеют множество значений и толкований, следовало бы, в первую очередь, обратить внимание на эти значения и толкования, более того, обратить внимание хотя бы на основные характеристики этих тантрических «понятий».
Конечно, сама Тантрическая Карта Человека, как и сами смысловые коды-понятия, и особенно 36 таттв в качестве «принципов» человека и «принципов» его жизнедеятельности и опыта, и особенно как «ступени» эволюции человека и «ступени Мироздания», требуют серьезных исследований, поскольку все эти концепции и понятия предназначены для того, чтобы сделать человека, его сознание, его опыт, его жизнь совершеннее, осознаннее. Это не просто термины, за ними стоят принципы, целая система, через которую человек способен познать и осознать себя как Микрокосмос, а через себя и весь Макрокосмос.
А пока мы сможем лишь обратить внимание на некоторые важные соответствия в данной версии Тантрической Карты Человека и коснуться значений и толкований названий «элементов» каждого уровня и плана и возможного отражения в этих названиях их основных характеристик.

 

6.1. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ

1-Й УРОВЕНЬ

(Муладхара-Чакра — Панча-Махабхута — Джада-Пинда)

МУЛАДХАРА-ЧАКРА

Название Муладхара-Чакры происходит от двух слов — «мула» (корень, основа, причина, источник и др.) и «адхара» (опора, основа, фундамент, поддержка, поддерживающий и др.) и может иметь следующие значения и толкования:
— корень
— основание
— опора жизни
— корень жизни
— крепление корня
— коренная (чакра)
— основание сосуда
— корневая поддержка
— основной фундамент
— опора существования
— фундамент всего существования
— центр, поддерживающий корень Творения
— первооснова индивидуального человеческого бытия

Обратим внимание на то, что в одних системах эту чакру называют «Основой Жизни», «Коренным Основанием», «Центром Опоры», в других — «Базовой Чакрой», «Центром Становления», «Чакрой Движения», «Чакрой Удовольствий», но, прежде всего, Муладхара-Чакра — это основа, опора жизни и опыта человека, фундамент и начало личности человека.

«Муладхара-Чакра имеет названия: «поддерживающий корень» (мула — корень; основа, основание, адхара — опора, фундамент, дхара — держащий, несущий; поддерживающий, помогающий), «фундаментальная опора», «незыблемая основа», «основной поток» (дхара — «поток»), «основа жизни», «жизненный фундамент». Эта чакра как «корень» поддерживает человека во всей его целостности. Здесь корень жизни, первооснова бытия, основа развития — физического и духовного».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ПАНЧА-МАХАБХУТА

«Западные ученые признают эфир и движение. Восточные наставники говорят об акаше и пране. И те, и другие имеют дело с жизненностью, которая пронизывает все формы и является причиной их связности, чувствительности и существования. Следующий отрывок из «Кена-Упанишады» подтверждает это: «Непроявлен, бесформен единый даритель света — Великое Могущество; из него появился звукотворящий эфир (Акаша); последний же породил осязаниетворящий эфир. Из осязаниетворящего эфира — светотворящий эфир, из него — вкусотворящий эфир; последний дал рождение запахотворящему эфиру. Таковы пять эфиров, и у них есть пять составляющих».

(Алиса Бейли. Душа и ее механизм. От интеллекта к интуиции. М. Амрита. 2007г.)

«Принципы материальности. 32-36. Пять грубых элементов. …Имеется опыт распространения чего-то во всех направлениях, по широкому простору пространства, которое называется эфирностью. Оно не имеет движений и функций какого-либо вида. Аналогично, из различий, возникающих в прикосновении-как-таковом, появляется воздушность, из цвета-как-такового — оформленность, из вкуса-как-такового — жидкостность, из запаха-как-такового — принцип стабильности и твердости. Они вместе называются пятью грубыми элементами, состоящими из: (32) акаша, (33) вайю, (34) агни, (35) ап, (36) притхиви таттв. Они являются компонентами физического мира, как он в действительности воспринимается. Грубые элементы — это низшие границы проявления Парамашивы. Эти таттвы образуют всю физическую вселенную — во всех ее возможных изменениях и комбинациях».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

ДЖАДА-ПИНДА

На Санскрите слово «джада» может означать:
— глупый
— мирской
— инертный
— пассивный
— материальный
— бессознательный
— неживая материя
— нейтральная материя
— «оцепеневшая» энергия
— наблюдаемый (т.е. видимый со стороны)

В текстах слово «джада» обычно идет в паре с каким-нибудь другим словом, например, в тексте «Пракрита-раса-шата-душини» («Сто предостережений против чувств этого мира»):
— джада-аша — материальные, мирские желания
— джада-буддхи — ум, ориентированный на мирское, материалистическое умонастроение
— джада-бхава — мирские чувства
— джада-бхога — мирские удовольствия
— джада-васту — материальные объекты
— джада-вьявадхана — материалистические представления
— джада-гуна — обладать качеством материального мира
— джада-катха — мирская (не духовная) беседа, разговор
— джада-лила — мирские развлечения
— джада-нама-рупа — обладать природой материи, материальной природой
— джада-раса — мирские радости и удовольствия, мирские чувства
— джада-рати — плотские влечения
— джада-рупа — материальная форма
— джада-саттва — мирское бытие
— джада-тулья — на мирской манер
— джада-шраддха — атеизм

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), джада-пинда является восьмым нисходящим уровнем Реальности и означает ««мир плотной материи» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]», «физический уровень, который также называется пракрити-пинда».

Слово «пракрити» (от пра — первичный, крити — творить, создавать) может иметь разные значения и толкования:
— ум
— тело
— причина
— природа
— творение
— творящая
— интеллект
— создающая
— проявленная
— врожденная
— сотворенная
— претворенная
— первоматерия
— производящая
— природная сила
— объективный мир
— «первое творение»
— материальный мир
— «начало» всех вещей
— производящее начало
— изначальная природа
— врожденная природа
— материальная основа
— проявленное творение
— исходное начало бытия
— проявляющийся аспект
— женский аспект Бытия
— эпитет Богини-Матери
— первоначальная субстанция
— первопричина мира объектов
— настоящая природа чего либо
— видимая форма Богини Шакти
— первопричина материального мира
— исполняющая или действующая сила
— первоначальная субстанция природы
— источник формы всех живых существ
— индивидуальная конституция человека
— проявленный, материальный аспект Вселенной
— одна из двух высших безначальных реальностей
— одна из двух фундаментальных основ идеи о Вселенной
— один из двух первоначальных аспектов Единого Божества
— природа, природа вообще, природа, как активная созидательная сила, душа природы
— материя, первичная материя, вечная материя, космическая материя (в собирательном смысле)
— материальная природа, лежащая в основе проявленного мира, воспринимаемого через чувства и др.

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 1-му Уровню Тантрической Карты Человека (Муладхара-Чакра — Панча-Махабхута — Джада-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы материальности», которое может означать материальные, природные, физические условия чего-либо и, в первую очередь, формирования опыта и личности человека, и которое распространяется на первые пять «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Первые пять «ступеней», которые открывают «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеют название на Санскрите Панча-Махабхута — Пять Великих Элементов. Это таттвы «материальности», происходящие от Пяти Танматр (тонких элементов). Это материальный мир во всех его возможных вариантах. Это физический уровень тела, физический план индивидуального «я», это «физическое» проявление сознания, зарождение опыта и личности человека.
Первые пять таттв — это: Притхви-Таттва — проявление принципа «земли», Апас-Таттва — проявление принципа «воды», Агни-Таттва — проявление принципа «огня», Вайю-Таттва — проявление принципа «воздуха», Акаша-Таттва — проявление принципа «пространства». Первая таттва происходит от четырех предыдущих таттв, она самая плотная из всех, вторая от трех, третья от двух, четвертая от одной. Пятая таттва — наитончайшая, самая тонкая из пяти.
Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство — эти пять «принципов» образуют основу Макромира и Микромира, это потенциал могущества и силы, возможности развития жизни и опыта. Каждый из них имеет свои качества, свойства, особенности, ассоциируется с определенным направлением и формой, цветом, вкусом и запахом. Земля обладает пятью качествами, у воды их четыре, у огня их три, у воздуха их два, пространству присуще только одно качество.
Тот, кто начинает путешествие по «ступеням» Мироздания, обретает благословение Богини Шакти, ибо Она есть Жизнь, Свет и Любовь этого Мира. Она — Та, кто ведет, Она — Та, кто хранит, Она — Та, которая спасает, потому что Она — Мать Мира. Она оберегает и лелеет этот Мир, Она — Благодетельница всего Мира. Для блага Мира Она принимает различные формы. Тому, кто поднимается по Ее ступеням, Она дает свое благословение и дарит мистические качества, совершенства и опыт».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

 

2-й УРОВЕНЬ

(Свадхистхана-Чакра — Панча-Танматра — Манас-Пинда)

СВАДХИСТХАНА-ЧАКРА

Название Свадхистхана-Чакры происходит от двух слов — «свадхи» (услада, сладость, приятный, собственный (от сва — свой, адхи — первичный) и др.) и «стхана» (основание, платформа, (священное) место, место обитания, обитель, обиталище, жилище, место жительства и др.) и может иметь следующие значения и толкования:
— услада
— сладость
— обитель я
— своя обитель
— обитель самости
— пребывание в себе
— собственное жилье
— собственное жилище
— собственное обиталище
— обитель жизненной силы
— собственное место обитания
— находиться в собственном доме
— источник жизненного дуновения
— собственное место жительства
— находиться в собственном месте и др.

Обратим внимание на то, что в одних системах ее называют «Обителью «Я»», «Обителью (жизненной) Силы», «Центром Накопления», «Центром Силы», в других «Центром (сексуальной) Энергии», «Сексуальной Чакрой», «Чувственно-эмоциональным Центром», но, прежде всего, Свадхистхана-Чакра — это основа, опора жизненного «дыхания» человека, основа индивидуального человеческого бытия, индивидуальные возможности для развития опыта, личности и жизни человека, потому что именно здесь Жизнь осознается как Опыт.

«Свадхистхана-Чакра имеет названия: «собственное место» (сва — я; сам, свое; собственный, адхистхана — основание, положение, место обитания, жилище), или «собственная обитель человека». Эта чакра обеспечивает чувственное осознание физического тела и мира через собственное «я». Отношения с внешним миром наполняются чувственностью. Это может быть выражено не только как удовольствие, но и как опыт, как расширение сознания, ведущее к осознанию».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ПАНЧА-ТАНМАТРА

«27-31. Танматры (тонкие элементы). Тонкие элементы восприятия носят весьма общий характер; другими словами, они являются только общими ментальными концепциями (27) звука как такового, отличного от частных форм звука, т.е. звуков различной высоты и тона; (28) прикосновения как такового, отличного от его различных форм, таких, как холод, тепло, жар, твердость и мягкость; (29) цвета как такового, отличного от частных оттенков цвета, таких, как красный, зеленый и голубой; (30) вкуса как такового, отличного от частных видов вкуса, таких, как сладкий, горький и соленый; и (31) запаха как такового, отличного от частных типов запаха, таких, как аромат или зловоние».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

МАНАС-ПИНДА

На Санскрите слово «манас» (от корня «ман» — думать, размышлять) может означать (букв.) процесс мышления; процесс понимания; способность думать абстрактно или философствовать; ментальность; ментальную способность, превращающую человека в разумное и нравственное существо; «чувственное» сознание — способность поддержания связи с органами чувств (через запах, вкус, зрение, осязание и слух) и активности в бодрствующем состоянии); «обусловленное» сознание — способность взаимодействия с окружающим миром; психическую способность, определяющую специфический, индивидуальный способ восприятия, познания, мышления, размышления и действий человека.

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), манас-пинда является шестым нисходящим уровнем Реальности (в данной Версии № 36 — седьмым (!)) и означает ««мир ума» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]».

В литературе, сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «манас»:
— ум
— разум
— высший ум
— конечный ум
— сознание ума
— сфера желаний
— абстрактный ум
— повелитель чувств
— процесс мышления
— космический разум
— индивидуальный ум
— подсознательный ум
— божественный разум
— «необработанный» ум
— орган действия разума
— внутренний инструмент
— собственный, присущий ум
— мыслительная способность
— первичный аспект мышления
— низший, или инстинктивный ум
— чувственный или ощущающий ум
— недисциплинированный, эмпирический ум
— мысленная область человеческого сознания
— мыслительный орган (мозг) и его деятельность
— эмпирическая ментальность, чуждая духовной дисциплине
— ментальная способность, участвующая в понимании собственных эмоций и др.

Как отмечают некоторые специалисты, широко распространенный перевод слова «манас» как «ум» может вводить в заблуждение. На самом деле слово «манас» обозначает не активную познавательную способность (т.е. «ум» в понятии Западной Традиции), а определенную структуру, иерархию принципов думания, мышления, размышления. Это инстинктивно-интеллектуальный уровень обыденных чувств, мыслей, желаний, эмоций, для которого характерны все земные переживания. Согласно Учению Йоги, манас отличается двойственностью и неустойчивостью (читта-вритти букв. «течение мыслей в сознании»), поэтому его «стабилизация» является одной из главных задач в Йоге.

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что ко 2-му Уровню Тантрической Карты Человека (Свадхистхана-Чакра — Панча-Танматра — Манас-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы индивидуального существования», которое может означать индивидуальные, личные, своеобразные условия чего-либо и, в первую очередь, формирования опыта и личности человека, и которое распространяется на вторые пять «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Вторые пять «ступеней», которые продолжают «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеют название на Санскрите Панча-Танматра — Пять Тонких Элементов. Это таттвы «индивидуального существования» (танматра — «только Это», «очерчивание Того», «предписание»). Реальность проявляет себя в многообразии и игре материальных и духовных феноменов и не утрачивает своего Единства ни в материальном мире, ни в индивидуальном сознании и существовании.
Вторые пять таттв — это: Гандха-Таттва — проявление принципа «запаха» — тонкой сущности Притхви-Таттвы, Раса-Таттва — проявление принципа «вкуса», тонкой сущности Апас-Таттвы, Рупа-Таттва — проявление принципа «цвета-формы», тонкой сущности Агни-Таттвы, Спарша-Таттва — проявление принципа «касания-прикосновения», тонкой сущности Вайю-Таттвы, Шабда-Таттва — проявление принципа «звука» — тонкой сущности Акаша-Таттвы.
Запах, Вкус, Цвет/Форма, Касание/Прикосновение, Звук — эти пять тонких принципов выступают как посредники между Объективным и Субъективным, являются основой восприятия Единства-в-Различии и отражают единство, гармонию, красоту и богатство Великого Творения Богини Шакти в каждом мгновении и в любой точке пространства. Это потенциал развития и эволюции индивидуального существования, бесконечное разнообразие Жизни и Опыта, Орнамент, Узор Бытия.
Тому, кто продолжает путешествие по «ступеням» Мироздания, Богиня Шакти открывает Себя через Откровение и нисходит Благодатью, ибо Она — подательница Высшего Блага своим детям. Сознание того, кто поднимается по ее ступеням, достигает иного уровня — состояния причастности к Самой Силе и Мощи, ко Всему, что было, есть и будет, к Тому, где Все есть и Все может быть. Именно такое постижение Реальности и может стать истинным Познанием и Осознанием».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

 

3-Й УРОВЕНЬ

(Манипура-Чакра — Панча-Кармендрийя — Прана-Пинда)

МАНИПУРА-ЧАКРА

Название Манипура-Чакры происходит от двух слов «мани» (самоцвет, драгоценность, сокровище и др.) и «пура» (город; полный, наполненный и др.) и может иметь следующие значения и толкования:
— алмазное место
— город сокровищ
— город самоцветов
— драгоценные камни
— драгоценный город
— жемчужный город
— сияющий бриллиант
— драгоценность пупка
— город драгоценностей
— драгоценная жемчужина
— изобилие драгоценностей
— блистающая драгоценность
— город из драгоценных камней
— обладающий природой сияния
— наполненный драгоценными камнями и др.

Обратим внимание на то, что в одних системах эту чакру называют «Центром Здоровья», «Центром Эмоций», «Центром Личности», в других «Волевой Чакрой», «Чакрой Огня», «Чакрой Личной Силы», «Чакрой Самовыражения», но, прежде всего, это чакра развития, становления, формирования опыта и личности человека, потому что именно здесь аккумулируется и осознается Опыт взаимодействия с Миром.

«Манипура-Чакра имеет названия: «полная драгоценностей», (мани — сокровище, драгоценность, самоцвет; пура — наполненный, пур — город), или «город сокровищ», «город драгоценностей», «город самоцветов», «город из драгоценных камней», «драгоценный город». Эта чакра сверкает блеском несметных сокровищ, если осуществляется принцип гармоничных отношений («энергообмена») с Миром согласно древней мудрости — «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.).

ПАНЧА-КАРМЕНДРИЙЯ

«22-26. Пять сил действия. 22. сила говорения, или орган речи (вак); 23. сила хватания и манипулирования руками (пани); 24. сила передвижения, или движущий орган (пада); 25. сила извержения, или выделительный орган (пайю); 26. сила расслабления и сексуального удовлетворения, или производительный орган (пастха)… Здесь следует вспомнить, что Парамашива ограничивает себя и становится воспринимающими органами чувств и их объектами при преобладании Его силы знания. Он ограничивает себя и становится органами действия и их функциями при преобладании Его силы действия».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

ПРАНА-ПИНДА

Санскритское слово «прана» происходит от двух слов — «пра» (до, перед, впереди; первая часть; первичный; первостепенный, впереди стоящий; быть живым и др.) и «ана» (дыхание; движение; вибрация; жизнь и др. от корня «ан» — дышать, двигаться, вибрировать, жить, оживлять, вкладывать силу, энергию) и может означать:
— дух
— душа
— одушевление
— быть живым
— пра-движение
— жизненная сила
— впереди дыхания
— жизненное дыхание
— первичная вибрация
— первая часть энергии
— единое жизненное дыхание
— то, что вы¬тягивает или вбирает
— наи¬первейшая жизненная энергия
— энергия, которой обусловлено всякое движение

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), прана-пинда является седьмым нисходящим уровнем Реальности (в данной Версии № 36 — шестым (!)) и означает ««мир жизненных сил» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]».

В литературе, сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «прана»:
— сила
— ветер
— жизнь
— воздух
— энергия
— дыхание
— склонность
— сила жизни
— дыхание жизни
— жизненный дух
— одическая сила
— дыхание бытия
— витальная сила
— тонкая энергия
— потоки энергии
— жизненный ток
— жизненная сила
— жизненное начало
— жизненный воздух
— витальная энергия
— жизненная энергия
— актиническая сила
— жизнеспособность
— жизненный элемент
— жизненный принцип
— космическая энергия
— жизненная сущность
— актинодическая сила
— жизне-сила Вселенной
— сила жизненного ветра
— лучистая энергия солнца
— ионизирующие излучения
— всемирное начало энергии
— жизненный воздух (ветер)
— движение тонкой энергии
— единая жизненная энергия
— творческая энергия жизни
— универсальная движущая сила
— движение жизненного воздуха
— жизненная энергетическая сила
— тонкая жизненная энергия (сила)
— единая, фундаментальная энергия
— естественный радиоактивный фон
— божественный жизненный принцип
— универсальный принцип энергии и силы
— основополагающая энергия всей жизни
— потенциальная сила (в первичном виде)
— тонкая форма энергии всех живых существ
— сила, которая является причиной жизнедеятельности
— внутренняя первопричина всякой жизни, всякой деятельности
— циркуляционные вихри энергоинформационного возбуждения структурных фрагментов среды

Как отмечают некоторые специалисты, широко распространенный перевод слова «прана» как «энергия» может вводить в заблуждение. На самом деле слово «прана» обозначает не жизненный воздух, или тонкую энергию (как это принято считать в Западной Традиции), а определенный внутренний, первичный принцип жизнеспособности, жизнедеятельности, жизненной силы, который связывает вместе тело, энергию и сознание человека посредством мышления. Прана — это жизненный принцип, универсальный принцип «энергии и силы» в мире феноменов. Это основ, опора всякой деятельности, любой функции, любой способности, любого феномена. Это внутренняя первопричина, первоэнергия, первосила (посредством которой все в мире происходит и меняется), обозначающая то «запредельное», что стоит «за» явлениями и феноменами и составляет их опору и основу.

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 3-му Уровню Тантрической Карты Человека (Манипура-Чакра — Панча-Кармендрийя — Прана-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы индивидуальной силы», которое может означать индивидуальную, собственную, личную силу, мощь, энергию чего-либо и, в первую очередь, своеобразие сознания, познания, опыта и личности человека, и которое распространяется на третью пятерку «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Третья пятерка «ступеней», которые продолжают «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеет название на Санскрите Панча-Кармендрийя — Пять Сил Действия. Это таттвы «действия» (карма — действие, индрийя — «действующий посредник», кармендрия — «владыка действия», «сила, дающая жизнь»), «посредники» между физическими и сознательными аспектами индивидуального «я». Это уровень личной силы, энергии развития сознания, опыта и личности человека.
Третья пятерка таттв — это: Упастха-Таттва — проявление принципа «воспроизведения», сила созидания, Пайю-Таттва — проявление принципа «удаления», сила выделения, Пада-Таттва — проявление принципа «движения», сила перемещения, Пани-Таттва — проявление принципа «манипулирования», сила взаимодействия. Вак-Таттва — проявление принципа «выражения», сила звучания, — «внешние посредники» развития сознания, опыта и личности человека.
Воспроизведение, Удаление, Движение, Манипулирование, Выражение — эти пять принципов имеют и физический (материальный, физиологический) и тонкий (духовный) аспекты. Это возможности, энергия, мощь, сила развития личности человека. Это пять «внешних» (по отношению к сознанию) инструментов тела, пять действующих посредников, пять божественных свойств для накопления и пять божественных «ворот» для самовыражения индивидуального сознания и опыта.
Тому, кто продолжает путешествие по «ступеням» Мироздания, Богиня Шакти дарит Свое вдохновение, наполняя его тело, энергию и сознание мощью и силой, ибо Шакти-Деви всегда присутствует во всем сущем как Сила, Знание и Благодать. Богиня Шакти знает весь Мир, но никто не знает Ее. Кто может постичь Шакти? Она пребывает в Тайне, ибо сокрыта от глаз непосвященных. На разных ступенях и уровнях Она проявлена по-разному, а посему и пути Ее познания и постижения разные».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

 

4-Й УРОВЕНЬ

(Анахата-Чакра — Панча-Джнянендрийя — Дхарма-Пинда)

АНАХАТА-ЧАКРА

Название Анахата-Чакры происходит от двух слов — «ан» (не) и «ахат» (удар), или «ана» (нет) и «ахата» (ударять) и подразумевает «звук, вибрацию, рождение которых не обязано удару, или соприкосновению одного с другим объектов». Таким образом, в отличие от слова «ахата» (слышимый, физический звук), слово «анахата» может означать «скрытый, непостижимый звук», или «неприкосновенный божественный звук», то есть То, что проявилось, но было и осталось «Высшим», «Божественным».

Слово «анахата» может иметь следующие значения и толкования:
— чистый
— Дом Духа
— неударный
— нерушимый
— безударный
— неуязвимый
— бесконечный
— нетронутый
— непобедимый
— несломленный
— неистощимый
— незатронутый
— непораженный
— неограниченный
— неразбиваемый
— не вибрирующий
— непревзойденный
— неповрежденный
— нетронутый звук
— неприкосновенный
— неиспытавший удара
— неповергаемый ударом
— то, что нельзя уязвить
— неподверженный удару
— вечно звучащий барабан
— то, чему нельзя причинить боль

Обратим внимание на то, что в одних системах эту чакру называют Святой Чакрой, Чакрой Любви, Духовности, Мудрости, Человечности. «Центром Света и Любви», или «Центром Единства (Единения)», в других «Точкой Равновесия», «Точкой Совершенства Мира», «Центром Мистического Звука», но, прежде всего, это «Чакра Сердца», «Лотос Сердца», «Храм Любви». Сердце означает само Ядро, Сердцевину Бытия, Центр, без которого нет ничего. Человек способен осязать, ощущать, чувствовать, видеть, слышать. Но за тем, что он осязает, ощущает, чувствует, видит, слышит, есть другая Реальность, и ее можно почувствовать только сердцем. Иного средства нет. Согласно свидетельству Мудрецов, Анахата-Чакра есть «Центр Духовного Опыта», здесь обитает «чувственный» Опыт. Человек — единственное живое существо, способное не только испытывать, но и культивировать Любовь. Вибрация Любви является сущностью духовной природы человека. Именно в Любви находится корень человеческой сущности. Человек пришел на Землю, чтобы проявить эту Любовь, этот божественный Свет, Свет Сознания через опыт земной любви. Этот опыт, наполненный осознанностью, открывает врата Внутреннего Храма, в котором все благословение, благоухание, красота и блаженство Мира. Поэтому и называют Анахата-Чакру Храмом Любви, во внутреннем пространстве которого пребывает Целостность Человека.

«Анахата-Чакра имеет названия: «неразбиваемая», «не подвергавшаяся удару» (ана — нет, ахата — ударять, анахата букв. — небитый, неударный, неиспытавший удара), или «несказаный звук», «невыбитый звук» (т.е. не является результатом удара или «столкновения», «соударения» определённых вещей), «неслышимая», «нетронутая», «непревзойденная» (анахат — безмолвная вибрация, космическая вибрация вселенной, пульс вселенной и человека, который можно прочувствовать)».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

ПАНЧА-ДЖНЯНЕНДРИЙЯ

«17-21. Пять чувств восприятия. 17. сила слышания, или чувство слуха (шротра); 18. сила ощущения через прикосновения, или тактильное чувство (твак); 19. сила видения, или чувство зрения (чакшу); 20. сила вкуса, или чувство вкуса (джихва); 21. сила обоняния, или обонятельное чувство (гхрана). Это не физические органы слуха, ощущения через прикосновение, зрения, вкуса и обоняния, но способности, которые действуют через эти физические органы. Джняна-индрии — это силы восприятия… Здесь следует вспомнить, что Парамашива ограничивает себя и становится воспринимающими органами чувств и их объектами при преобладании Его силы знания».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

ДХАРМА-ПИНДА

Хотя Концепция Дхармы является ключевой, базовой в Индийской Культуре, к настоящему времени единого ее толкования не существует. «Дхарма» — достаточно многозначный термин, более того, он широко используется для выражения самых разнообразных понятий как в Восточной, так и в Западной Культуре.
На Санскрите слово «дхарма» (от глагола «дхар» — держать, сохранять, поддерживать, укреплять, исполнять) означает (букв.) — «то, что поддерживает в целости»; ведущий принцип; сакральный порядок; порядок существования; то, что является установленным и прочным; предназначение; сущность; характер; характеристика; качество.
Дхарма-Пинда — это уровень сути, сущности, качества, характеристики, духовной основы Человека, Бытия и Мира. Дхарма-Пинда — это то, что поддерживает Человека, Бытие и Мир в целости, что сохраняет их структурную целостность, без чего он не могли бы существовать как Единое Целое.

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), дхарма-пинда является четвертым нисходящим уровнем Реальности (в данной Версии № 36 — пятым (!)) и означает ««мир нравственности» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]».

Слово «дхарма» имеет множество значений и толкований как в Восточной так и в Западной Традиции (см. статью 3.13.5. «Этимологический анализ термина «свадхарма»), вот лишь некоторые из них:
— вера
— долг
— благо
— добро
— закон
— опора
— норма
— идеал
— норма
— основа
— мораль
— истина
— условие
— религия
— порядок
— защита
— правило
— принцип
— защита
— характер
— доблесть
— гармония
— сущность
— реальность
— поддержка
— законы Бога
— благочестие
— основа мира
— обязанность
— добродетель
— праведность
— образ жизни
— обязанности
— закон бытия
— вечный закон
— достоинство
— путь человека
— мирской закон
— Высший Закон
— Бог (Абсолют)
— твердая опора
— высшая правда
— правила жизни
— мерило истины
— предназначение
— справедливость
— всеобщий закон
— моральный долг
— священный долг
— нравственность
— Высшая Правда
— Высшая Истина
— этика поведения
— правильный путь
— моральный закон
— природа человека
— то, что держит
— ведущий принцип
— Вселенский Закон
— Священный Закон
— истинно реальное
— путь праведности
— религиозный идеал
— правила поведения
— основа мироздания
— нравственный долг
— высшая реальность
— путь праведных дел
— сакральный порядок
— закон образа жизни
— моральное качество
— порядок мироздания
— божественный закон
— Космическая Истина
— истинная реальность
— духовная основа мира
— обязанности человека
— то, что ведет к благу
— кодекс законов бытия
— должный образ жизни
— мирская религиозность
— то, что поддерживает
— закон или порядок богов
— предписанное поведение
— вечный этический закон
— вечный моральный закон
— основной принцип бытия
— моральный правопорядок
— религиозное предписание
— основополагающий закон
— то, на чем все держится
— объективный закон жизни
— внутренний принцип религии
— мерило истины, добродетели
— то, на чем держится космос
— правильный и праведный путь
— основа, поддерживающая мир
— морально-нравственный закон
— онтологическое начало бытия
— предписанный порядок поведения
— единственная высшая реальность
— закон, правящий всем мирозданием
— явление, имеющее высшую реальность
— то, на чем держится мир и общество
— определенные религиозные предписания
— высший закон праведности, справедливости
— выражение истинной природы всех существ
— нравственный и общественный долг человека
— внутренняя присущая живому существу природа
— некий Природный Закон, воспринимаемый человеком в форме того или иного духовного предписания, исполнение которого способствует сохранению и поддержанию гармонии в Мире и др.

Как отмечают некоторые специалисты, широко распространенный перевод слова «дхарма» как «истина», «порядок», «закон», «долг» и др. может ввести в заблуждение. На самом деле слово «дхарма» обозначает не определенный порядок, выраженный через физические, психические, духовные, иные законы, которыми поддерживается Вселенная (как это принято считать в Западной Традиции), а присутствие принципов истинности, чистоты и цельности любого проявления Бытия. Дхарма — это то, благодаря чему все существует, держится «в целости и сохранности». Дхарма эквивалентна внутренней способности, выражающей суть, характер, неотъемлемое качество, свойство любой вещи, любого явления, феномена, любой формы жизни, иметь специфический, индивидуальный способ существования, но при этом поддерживать и сохранять общую целостность всего Бытия.

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 4-му Уровню Тантрической Карты Человека (Анахата-Чакра — Панча-Джнянендрийя — Дхарма-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы индивидуального чувствования, восприятия», которое может означать индивидуальную внутреннюю основу чего-либо, и, в первую очередь, духовную основу сознания, познания, опыта и личности человека, и которое распространяется на четвертую пятерку «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Четвертая пятерка «ступеней», которые составляют середину «Великого Пути Познания Богини Шакти», имеет название на Санскрите Панча-Джнянендрийя — Пять Сил Восприятия. Это таттвы «восприятия» (джняна — познавание, ясность, чистое знание; индрийя — «корень», «то, что питает сознание», джнянендрийя — «владыка знания», «сила восприятия»), благодаря им возможны «внутренние», духовные переживания, внутренний духовный опыт, опыт Откровения, Озарения, Просветления.
Четвертая пятерка таттв — это: Гхрана-Таттва — проявление принципа «обоняния», Расана-Таттва — проявление принципа «ощущения вкуса»; Чакшу-Таттва — проявление принципа «видения»; Твак-Таттва — проявление принципа «осязания»; Шротра-Тттва — проявление принципа «слышания»; «внутренние посредники» развития сознания, опыта и личности человека, приближающие человека к пониманию собственной природы и природы Мира, к постижению Великого Творения Шакти.
Обоняние, Ощущение Вкуса, Видение, Осязание, Слышание — это отражение единой Жизни Бытия во всей ее целостности и полноте, в которой все проявления единой Шакти — материальные и духовные, темные и светлые, — все представлены как Единство в многообразии. Кто почитает Шакти и все ее формы и проявления, тот, несомненно, Ее познает и к Ней приближается. Человеку следует вверить себя Шакти, и тогда Она откроет ему высшие планы существования.
Панча-Джнянендрийя — это Духовная Основа, Центр Бытия, здесь приходят Духовная Сила и Откровение, через них Истина, содержащие хотя и очень тонкое, немыслимое и непроизносимое, но все же «послание»; которое может и должно быть «прочитано», «расшифровано», «понято» Человеком, чтобы подняться на высшие уровни и ступени и постигнуть Высшую Реальность, ибо здесь Врата, которые охраняет Шакти, ведь за ними — высочайшие возможности и высочайший опыт».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

 

5-Й УРОВЕНЬ

(Вишуддхи-Чакра – Антахкарана и Прадхана — Раса-Пинда)

ВИШУДДХИ-ЧАКРА

Название Вишуддхи-Чакры происходит от двух слов — «ви» (приставка, усиливающая качество слова, «очень») и «шуддхи» (очищение; чистая; безпримесная; безупречная; непорочная; невинная и др. (от «шуддх» — очищаться, проясняться; освобождаться от долгов)) и подразумевает особый тип очищения, преображения, чистоты, безупречности (от санскр. «виша» загрязнение, скверна, яд; пена, растение (от «виш» — брызгать, течь; всепроникать), и «шуддхи» — очищение) как в физическом так и в духовном аспектах. Согласно П.П.Медведеву (см. Медведев П.П. Справочник по грамматике классического санскрита. 2007г.): «Приставки существительных. 18. Приставка «Ви». Придает существительному усиливающее значение или служит отрицанием (в разные стороны, к уничтожению)».

В литературе и сети Интернет можно найти следующие значения и толкования слова «вишуддхи»:
— чистая
— очистка
— чистота
— очищать
— очищение
— очищенная
— непорочная
— безупречная
— с чистотой
— очищающая
— особо чистая
— преображение
— центр чистоты
— полная чистота
— особая чистота
— полная чистоты
— глубокое очищение
— кристально чистая
— полностью очищенная
— чистое (непорочное) место и др.

Обратим внимание на то, что в одних системах эту чакру называют «Чакрой интуиции», «Чакрой внутреннего голоса», «Чакрой проявления индивидуальности, личности», «Чакрой высшей духовной активности», в других — «Центром очищения, великой чистоты и высшего познания», «Центром душевности, красоты и совершенства человека», «Центром наслаждения и переживаний», «Центром образного мышления и сновидений», или «Центром сна» в теле человека. Как указывается в Тантре, большинство поучений Богини Шакти открываются человеку через сон. Через этот центр происходит понимание сновидений, проникновение в тайны писаний и символов. Здесь проявляется способность вникать в тайные знания, древнюю мудрость и постигать их смысл. Здесь приходит осознание мира как собственного дома. Здесь синтез и анализ Опыта. Именно через эту Чакру Жизнь, Бытие, Мир рассматриваются как тождественные и как источники опыта, ведущего к духовной реализации.

«Вишуддхи-Чакра имеет названия: «совершенно чистая», «очистительная» (вишуддхи букв. — полная чистота), «совершенная чистота», «безупречность», «дверь к освобождению», «ворота великого освобождения», «инструмент усиления музыки сфер», «центр нектара». Именно здесь собирается Благодать, чтобы затем разлиться Блаженством по всему человеку. Именно здесь человек начинает чувствовать и осознавать магию и тайну Высшего Блаженства».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

АНТАХКАРАНА И ПРАДХАНА

«Антахкарана (антар — внутренний; карана — орган чувства, «внутренний чувственный орган») — термин в индийской философии, имеющий различные значения в каждой философской школе. Шанкара переводит это слово, как «понимание»; другие — как «внутренний инструмент, душа, образованная мыслящим принципом и эгоизмом».
В Веданте термином «антахкарана» («внутренний инструмент») обозначают весь разум в целом, расположенного между «Я» (Атма) и его внешним инструментом, телом. Антахкарана состоит из четырех подразделений:
1. Читта — часть разума, которая погружена во внешний мир, она накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.
2. Манас — то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них.
3. Ахамкара — то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности идеи, так и все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной «персональности».
4. Буддхи — то, что дает оценку идеям, мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Прадхана — Причина. Основание. Согласно учению Санкхьи, сама прадхана причины не имеет. Она вечна, ее действия спонтанны… Она независима, единична, не имеет частей, неразумна, неодушевленна. Присутствие духа (Пуруша) побуждает ее к действию и к творению через гуны и материю (Пракрити)».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«12. Пуруша. …Пуруша также называется «ану», что буквально означает «атом», «точка», по причине своего ограниченного состояния. Пуруша — это вечный аспект индивидуального существования, индивидуальной души…
13. Пракрити. Если пуруша — это субъективное проявление…, пракрити — это объективное проявление. Пуруша — это «переживающий», пракрити — это «переживаемое»…
Таттвы ментальных операций. 14-16. Буддхи, ахамкара и манас. …Буддхи, ахамкара и манас — инструменты психических операций… Буддхи — безличное и сверхличное состояние сознания ограниченной индивидуальности… Ахамкара — идентификация человеком себя как отдельной личности… Ум — это то, что создает образы из чувственных данных. Он является тем же самым, что и манас, поскольку манас — это фактор, который приходит в действие немедленно после того, как чувственные данные получены…».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

РАСА-ПИНДА

На Санскрите слово «раса» может означать (букв.) свойство; качество; суть; сущность; эссенция; эликсир; сок; поток; циркуляция; состояние; чувство; вкус; эмоция; действие; определенный характер деятельности, и ощущение или чувство, преобладающее в ней; жизненность; жизненная сила; погружение в космический поток; всеобщность. Слово «раса» имеет прямое отношение к таким «субстанциям», как энергия, сила, мощь. Однако, этими значениями слово «раса» не ограничивается, оно выходит далеко за их пределы и имеет множество других значений. Например, раса (или «вкус», как это принято считать) — это ключ к пониманию аюрведического питания. Зная свойства того или иного вкуса (напр. сладкий, горький и др.), можно выявить лечебные свойства пищи для определенной конституции человека, поскольку разным вкусам присущи разные эффекты. Вкусом принято называть вкусовые ощущения, а то, как они отражаются на всем организме человека, в Аюрведе называется «раса». Аюрведа утверждает, что вкус чего-либо не является чем-то случайным, а является показателем его качеств. В Аюрведе слово «раса» также имеет несколько значений, которые помогают понять то значение, которое придает вкусу Аюрведа. Например, слово «раса» означает «сущность» и как вкус указывает на сущность растения и становится, таким образом, главным критерием в осознании его качеств.

«Слово «раса» означает также «сок», и как вкус того или иного растения, отражает свойства сока, который придает этому растению силу. Раса обуславливает чувственное восприятие, через которое воспринимается сила и красота растения, и как вкус или чувство вкуса тождественно слову «индрийя». Вкус непосредственно воздействует на психику человека, пробуждает чувства, сознание. Таким образом, вкус запускает в движение собственную расу человека, или его «жизненную жидкость».
Слово «раса» также означает «чувствовать»; «испытывать чувство» (подъема, восторга, экстаза, восхищения, блаженства); «давать высокую оценку», «танцевать» и даже «артистичность» или «музыкальная нота». Причем все эти значения отражаются в сакральной силе вкуса. Все вещи, все явления, сама жизнь — все обладает своим вкусом. И все это называется одним словом — «раса». Жить и познавать, любить и ненавидеть, бороться и страдать, побеждать и наслаждаться — все это возможно благодаря расе. Человек способен наслаждаться формой, цветом, вкусом, звуком, знаками, символами, мыслями, тайнами, открытиями, познанием, опытом, существованием, жизнью, миром и пр., потому что все имеет свой вкус, свою расу. Однако, в материальном мире всякий плод, после того как из него извлекли экстракт, лимон выжали, манго съели, обсосали косточку и шкурку выбросили, утрачивает свои качества и лишается своего реального вкуса. Поэтому в материальном мире раса — это первичное ощущение вкуса. Истинный же вкус, имеющий постоянный характер и исцеляющую силу, находится в духовном мире. Именно это поддерживает завидное постоянство духовно развитой личности. Кто испробовал истинный вкус, не желает ничего другого. В данном случае слово «раса» тождественно слову «амрита» (букв. амброзия, эликсир молодости, здоровья), которое обозначает напиток богов, природа которого до сих пор не определена».

(Энергетика трав: вкус (раса) как энергетическая единица. 02.05.12г.)

«Раса — основополагающая категория индийской эстетики; особого рода эмоциональное переживание, которое испытывает наделенный восприимчивым сердцем слушатель поэзии или театральный зритель. Концепция Расы была детально разработана уже в эпоху «Натья-Шастры» («Наука театра», компендиум, сформировавшийся к II-III вв.). Основной целью создателя театрального представления (а позднее и автора поэтического текста) было не столько развитие действия или сюжета, сколько поэтапное усиление чувства и создание определенного эмоционального образа (состояния). Данной цели служили все выразительные средства, которые рассматривались как своего рода основа, «тело» драмы, полностью подчиненные «душе», или расе. В «Натья-Шастре» подробно описаны приемы воссоздания расы, предстающей как естественный результат взаимодействия различных элементов спектакля. Их соединение способствовало возникновению особых душевных состояний (бхава), непосредственно ответственных за формирование расы.
В «Натья-Шастре» есть толкования самого названия расы, проводимого на основе сравнения с наслаждением знатока от умело приготовленной пищи. Примечательно, что прямо значение расы как «вкуса» в «Натья-Шастре» нигде не объясняется. Ее сущность не раскрывается в точных определениях, а устанавливается по интуитивно найденным аналогиям. Утверждается, что подобно тому, как вкус возникает из совокупности различных специй, трав и приправ, так возникает раса из сочетания различных бхав. Бхавы являлись как бы естественным и непосредственным результатом воспроизведения жизни на сцене (и в этом смысле они значительно ближе современному представлению об эстетическом воздействии), а совпадающие с ними расы возникали как следствие перехода бхав в иное качество, как явление надличностного мира, скорее не иллюзорное и внушаемое, а мистическое и вкушаемое. Другая аналогия: подобно тому, как вкус пищи нельзя установить никак иначе, как только попробовав ее, так и расу невозможно воспринимать на слух или визуально, а лишь специфическим образом — в процессе вкушения. Каким же образом в реальности достигалось это театральное вкушение? Этот вопрос волновал и создателя «Натья-Шастры», поскольку он непосредственно задал его в тексте трактата. Однако вопрос остался без ответа, поскольку подлинная сущность расы практически невыразима и постигаема интуитивно, по типу озарения или догадки. Раса возникает как совершенно новое качество, представляющее собой нечто иное, отличное от того, что ее породило. Строго говоря, расу нельзя было создать, ее можно было лишь вызвать, предугадать ее появление, верно сочетая разнообразные бхавы, точно так же как гурман предугадывает и создает вкус пищи, добавляя в нее те или иные специи. Именно поэтому попытка уточнить, как появляется раса, приводит в «Натья-Шастре» лишь к установлению еще одной аналогии — сравнению с царем и окружающей его свитой, призванной в первую очередь продемонстрировать чрезвычайно высокий статус расы.
Возможно, именно древность данной категории определила малое внимание к ней со стороны теоретиков VII-VIII вв. (т.н. школы аланкариков), рассматривавших расу весьма узко и считавших ее одним из признаков тех или иных поэтических фигур. Подлинное возрождение расы было связано с именем крупнейшего теоретика Кашмирского Шиваизма, величайшего философа Индии, мистика и автора работ по эстетике, — Абхинавагупты, написавшего комментарий на «Натья-Шастру» и предложившего собственное толкование расы, во многом подменившее изначальную концепцию трактата. (Я.Р.Лидова)».

(Новая Философская Энциклопедия. В 4-х т. ИФ РАН. / Под ред. В.С.Степина. М. Мысль. 2001г.)

В эстетической концепции Абхинавагупты раса понималась как особое переживание, которое формируется в процессе восприятия произведения искусства и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения и, прежде всего, к чувствам действующих в нем героев. В своем трактате «Абхинавабхарати» Абхинавагупта связывает расу с состоянием всеобщности, благодаря которому уничтожаются характеристики времени, места и т.п., сопутствующие обычным чувствам, и слушатель (или читатель) испытывает чистое, истинное наслаждение, тождественное истинному блаженству. Суть расы заключается в универсализации взаимоотношений объекта и субъекта, который обращается к познанию, в преодолении ограниченности обычных чувств. Если учесть, что Абхинавагупта был величайшим теоретиком Тантры, его понимание расы может быть перенесено с эстетического плана на космический план, где художественным произведением искусства может быть Мироздание, Космос, а его героями являются Шива, Шакти и Человек. Такое утверждение не лишено основания, оно основывается на Концепции Трики, разработанной Абхинавагуптой.
Согласно Тантре, чувство вкуса у обычного человека представляет собой в основном одну из разновидностей чувственного восприятия. Однако, на уровне Сахасрара-Чакры оно превращается в чувство вкуса в эстетическом смысле, когда говорится о тонком, хорошем, чистом вкусе. Человек, достигающий этого уровня, проникает в мир идей, образов, знаков, символов и смыслов. Это дает ему чистое знание и непосредственное «вкушение» сущности эмоциональных переживаний. Здесь раса — это милость, благодать, блаженство, красота, любовь, духовность, вдохновение, сущность бытия, сила, связывающая воедино все творение. В данном случае слово «раса» тождественно слову «бхава», так как бхава является основой расы, поскольку вкус, который является сущностью расы, находится в бхаве в скрытом состоянии.
Бхава — многозначный термин в школах Индуизма и Буддизма. В Санскрите существует два слова — бхава (с кратким «а») и бхаава (с долгим «а» в первом слоге). Первое означает рождение, происхождение, становление, существование, пребывание, жизнь, бытие — от корня «бху» — быть, становиться. Второе означает состояние, природа, смысл, чувство, эмоция, характер. Бхава как устойчивое, статическое состояние вещи, явления и «становление», «существование», как динамический процесс, являются по сути взаимозаменяемыми. Поэтому Бхава — одно из основных имён-эпитетов Шивы, которое часто переводится как «Сущий».
В древнеиндийской философии «бхава» — категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда такие его значения, как «реальность», «истина», «жизнь», «мир», «состояние бытия». В «Натья-Шастре» бхава впервые упоминается как психическое состояние и означает интеллектуально-эмоциональное состояние человека, отсюда такие его значения, как «внутреннее чувство», «эмоция», «умственная склонность», «состояние», «действие», «умственное отношение». В «Натья-Шастре» бхава имеет статус основополагающего понятия Эстетической Концепции Расы. В «Нирукте» («Этимология») Яски (V в. до н.э.) противопоставляются «бхава» и «саттва» как значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает «процесс», «некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние», «становление», «бытие в ходе его реализации», а второе выражает «совершенное бытие», «сущее», «законченную вещь».
В Тантре сказано, что Кула есть так же «раса» или «бхава». Кула — очень широкое понятие. На Санскрите слово «кула» может иметь несколько значений — букв. род; семья, семья Богов и Богинь; проявленное мироздание; имманентная реальность; жизнь; мир; форма; тело; многообразие; полнота.
От слова «раса» происходит название одного из разделов Аюрведы — Расаяна-Тантра (гериатрия, наука омоложения организма и сохранения, поддержания молодости). Расаяна — термин, которым также обозначена Тантрическая Алхимия. На Санскрите слово «расаяна» означает — букв. «искусство поддержания, увеличение расы, жизненного потока»; поддержание циркуляции жизненного потока в тканях организма»; «искусство улучшения, усовершенствования»; искусство приготовления чего-либо ценного; «метод просветления»; «то, что дает здоровье, разум и долголетие»; «то, что проникает в сущность бытия и дарует новую жизнь».
От слова «раса» образован один из важнейших терминов в Тантре — «самарасья», что на Санскрите означает (букв.): сопричастность трансцендентному; высшее состояние; самореализация, духовная реализация; божественное осознавание; слияние, духовное единство; неразрывное единство; состояние единства; состояние тождественности; парадоксальное, невыразимое переживание единства; блаженство единого вкуса; интенсивная форма физического блаженства, представляющая собой проявление на мирском плане высшего блаженства; блаженство соединения; состояние идеального равновесия; равновесие и гармония между всеми проявлениями мира; абсолютное совершенство Божественной Реальности. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» сказано: «Йогин постигает состояние Самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьясти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём».

Согласно С.В.Пахомову (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103), раса-пинда является третьим нисходящим уровнем Реальности (в данной Версии № 36 — четвертым (!)) и означает ««мир красоты» [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]».

В литературе, сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «раса»:
— сок
— вкус
— суть
— поток
— эмоция
— чувство
— эликсир
— аромат
— эссенция
— свойство
— действие
— качество
— сущность
— состояние
— циркуляция
— настроение
— всеобщность
— жизненность
— принцип вкуса
— жизненная сила
— вкусовое качество
— эстетическое чувство
— реальное переживание
— психоэнергетическое состояние
— погружение в космический поток
— мистический эмоциональный опыт
— определенный характер деятельности
— сохранение, восстановление и преобразование (энергии)
— любовные переживания как совершенное выражение и воплощение эстетического опыта
— психоэнергетическая доминанта, качественно связанная с активностью той или иной чакры
— определенный вид взаимоотношений человека с Космосом и определенное состояние блаженства, которое человек испытывает при этом

«Силы человека. Атман — Божественная сила в человеке. Силы человека ограничены его знаниями и опытом и сам он — всего лишь пинда (часть), тогда как Космос — Анда (целое), сила, наполняющая собой Вселенную. Внешняя оболочка — анда, а внутренняя раса, или вещество, — это пинда. Они взаимозависимы».

(Шри Сатья Саи Баба. Здоровье физическое, ментальное и духовное. 2007г.)

«Раса — символ взаимоотношений, выражение связи Космоса и Человека как Целого и Его частей. Раса — это позитивное состояние блаженства. Вкус постоянной радости является характерной чертой состояния божественного экстаза, это называется Раса. Раса — это сущность чувства. «Сам Бог — это Раса. Достигая эту сущность, человек становится блаженным» — так утверждают Упанишады. Раса является просто блаженной силой Бога.
Раса — это высшее состояние эмоции в сердце. Божественная Раса разрывает оболочку невежества и заставляет Атмана обнаружить себя. Она отражает вечную природу Реальности. Таким образом, это Самореализация или Божественное сознание».

(Источник неизвестен.)

«Часть IV. Бхава (отношение). Бхава — это отношение, которое выражает особое взаимоотношение с Богом. Расы (вкусы) являются различными видами чувства Бхакти-Бхава. Они являются состоянием экстаза, который преданный испытывает на высоте своей преданности Богу. Раса не является состоянием отрицательной, негативной пустоты, наоборот, это позитивное состояние блаженства и веселья. Вкус постоянной радости является характерной чертой состояния божественного экстаза — это называется Раса, или Вкус. Это — сущность чувства. «Сам Бог — это Раса. Достигая эту сущность, человек становится блаженным». Так утверждают Упанишады. Это основная мысль Бхакты об Абсолюте.
Раса — это высшее состояние эмоции в сердце. Божественная Раса разрывает оболочку невежества и заставляет душу, Атмана, обнаружить себя. «Шримад-Бхагавата» имеет дело с Расой в наиболее совершенном виде. Вся книга является воплощением Расы. Она описывает как человек может достичь совершенства, культивируя Расы Бхакти (вкусы Бхакти).
Бхава — это умственное состояние или чувство. Божественная Раса является Бхавой, которая, в свою очередь, является чистой, беспримесной, лишённой Раджаса и Тамаса. Она успокаивает, делает ум добрым и наполняет его чистотой. Это чистое состояние Саттвы вмещает в себя сущность Души или Бога. Она отражает вечную природу Реальности. Таким образом, это Самореализация или Божественное сознание.
Когда Бхава глубоко укореняется в уме, это называется постоянным расположением духа. Это — основа Расы, поскольку вкус, который является сущностью Расы, находится здесь в скрытом состоянии. Раса является просто блаженной силой Бога.
Существует пять видов Расы, или вкуса в Бхакти-Йоге: Шанта, Прити, Сакхья, Ватсалья и Прията, или Мадхура. Из этих Рас развивается Садхана: Садхана Шанта-Бхавы, Дасья-Бхавы, Сакхья-Бхавы, Ватсалья-Бхавы и Мадхура-Бхавы. Итак, вы видите, что преданность является методом Самореализации, а не просто игрой эмоций и чувств».

(Свами Шивананда. Бхакти-Йога. / А.Очаповский. Уфа. 2001г.)

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что к 5-му Уровню Тантрической Карты Человека (Вишуддхи-Чакра — Антахкарана и Прадхана — Раса-Пинда) применимо такое словосочетание как «принципы персональной индивидуальности», которое может означать не просто индивидуальное, а персональное проявление чего-либо, и, в первую очередь, сознания, познания, опыта и личности человека, и которое распространяется на пятую пятерку «ступеней» познания и восхождения человека к высшему осознанию.

«Пятая пятерка «ступеней», которые продолжают «Великий Путь Познания Богини Шакти», имеет раздельное название на Санскрите, первые три Антахкарана — Принципы Внутренней Основы, последние две Прадхана — Принципы Внутренней Причины. Это таттвы «индивидуальности», «персональности», «проявленности» (антахкарана — «внутренний инструмент»; «то, что действуем между»; прадхана — главное, важнейшее, основание, корень (всего), причина).
Пятая пятерка таттв — это: Манас-Таттва — проявление принципа «ума» (персональные мышление и чувства), Ахамкара-Таттва — проявление принципа «эго» (персональные желания и опыт), Буддхи-Таттва — проявление принципа «интеллекта» (персональные анализ и принятие решений). Пракрити-Таттва — проявление принципа «материи», (первичная природа, субъективное проявление), Пуруша-Таттва — проявление принципа «духа» (индивидуальное существование, субъектное проявление).
«Ум», «Эго», «Интеллект», «Материя», «Дух» — эти пять тонких принципов являются основой и причиной той удивительной и неповторимой множественности, которая присуща Великому Творению Шакти. Это Творение осуществляется, проявляется и познается через таттвы. Осуществление, проявление и познание есть паринама («букв. изменение») — одна из тайн Богини Шакти. Эти же принципы являются возможностью «пробуждения», «возвращения» и «погружения» человека во «всеобщность».
Тому, кто продолжает путешествие по «ступеням» Мироздания, Богиня Шакти открывает тайны устройства Жизни, Бытия и Мира, приобщая его к Силе, связывающей воедино все это Творение. Это трансформация (паринама), переход в «другое состояние». Это — божественная тайна, самое божественное из того, что дано человеку знать, видеть и переживать, что отмечено высшим вдохновением, высшим блаженством, высшей благодатью и высшей милостью Той, Кто превосходит все».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

* * *