Статья 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека. (ч.1).

продолжение

Обратим внимание, что подобная «схема» тантрической «карты» человека прекрасно раскрывает следующее важное положение Учения Тантры: «чем больше внутреннее и восходящее движение Шакти, тем больше осознание, познание или милость (ануграха) Божественного» (Свами Сатьянанда Сарасвати), тем больше Личность Человека становится совершенным «образом Божиим и стяжает Его подобие» (В.Лосский). «Цель Тантрической Практики — обратить вспять нисходящее и внешнее движение Шакти и возвратиться по восходящему и внутреннему пути к высшему осознанию. Это обращение направления эволюции и возвращение к источнику есть воссоединение Шакти и Шивы» (Свами Сатьянанда Сарасвати). Данное положение Учения Тантры прекрасно выражено в тантрическом термине «СВАХА», который обычно выступает как мистическая мантра СВАХА, «защищающая тело и наделяющая удачей» (см. статью 3.13.7. Тайна термина «сваха»»).

СВАХА — это мантра Великой Богини в облике Шакти, Богини Энергии, Силы и Могущества. Это особая, отдельная мантра «внутреннего огня». Это мантра Шакти, но также и мантра Шивы, очаровывающая все три Мира. Она одновременно взывает к Божественному Началу (Шиве), с тем, чтобы оно снизошло на человека, и возносит навстречу ему Божественный Огонь (Шакти), заключенный в человеке, чтобы в высшей чакре человека они встретились и соединились в Мистической Йоге. Это очень сильнодействующая мантра, она наделяет человека божественной энергией, силой, жизнестойкостью, обеспечивая его божественной милостью, благословением и защитой, а при определенных обстоятельствах мистическими силами и божественным могуществом.

Таким образом, термин «СВАХА» может символизировать то Счастье и Блаженство, которые испытывает человек, когда он осознает присутствие Божественного как вокруг себя так и внутри себя. СВАХА — это подлинная основа Мира, окружающего человека. СВАХА — это основа всего, что человек испытывает и чем наслаждается в этом Мире. СВАХА — это основа и начало самого человека, это суть его личности.

Таким образом, тантрическая «карта» человека «открывает» Космос для тех, кто знает Путь, и Хаос для тех, кто его теряет. Сегодня все еще существует очень много вещей, которые нам непонятны. И если мы что-то не понимаем, что-то не знаем, в чем-то сомневаемся, как тогда можно выбрать Путь? Как понять, что это наш Путь? Почему и как следует идти по этому Пути? Для этого всегда существовала Астрология и астрологические гороскопы и т.д. Но в данном случае на помощь человеку может прийти тантрическая «карта» человека.

Тантрическую «карту» человека можно представить как схему пересечения горизонтальных линий (уровни бытия) с вертикальными (планы бытия). А как известно, «действия», совершаемые прямо в точке пересечения таких линий, обладают великой силой воздействия на множество «версий» реальности, поскольку здесь сливаются «реальности», образуя точку силы, и каждая такая точка выступает символом особого качества энергии. Поэтому тантрическую «карту» человека можно рассматривать как карту, в которой зафиксирована предельная сложность поля бытия, которая наполнена многими аспектами символического значения, но которая предстает в крайней простоте, — прямоугольник в клеточку. На самом деле эти клеточки наполнены глубоким смыслом, и еще тантрическими символами, которые способны воздействовать на сознание человека, обращаясь к глубоким слоям подсознания и бессознательного, к областям, которые с готовностью откликаются на символы и распознают их, в то время как сознание не всегда их различает.
Да, каждый человек может использовать свой ум по-разному. Если человек стремится понять взаимосвязь и взаимодействие между космическими законами и силами, если он ищет Знание, которое помогло бы ему использовать эти законы и силы, чтобы воздействовать на обширное поле бытия и играть в нем свою роль, если он ищет «порталы» в другие измерения Реальности, ему стоит обратить внимание на Учение Тантры и на тантрическую «карту» человека. При этом обратим внимание на то, что тантрическая «карта» человека способна выполнять и «воспитательную» роль, поскольку может выступать как напоминание о том, что поступать следует внимательно, мудро, осознанно, соблюдая необходимое равновесие во всем. Еще тантрическая «карта» человека способна поддерживать и развивать сознание, «заставляя» человека двигаться к осознанию, поскольку подсказывает и напоминает ему на каждом «шагу», что именно он играет на этом поле бытия и именно он способен разгадать трудную головоломку в хитросплетениях Реальности.

Обратим внимание на еще одну особенность тантрической «карты» человека. Как можно видеть, каждый «план» бытия представлен на каждом «уровне» бытия и каждый «уровень» бытия представлен на каждом «плане» бытия и для всех этих «аспектов» характерно наличие ярко выраженной иерархии. Каждый последующий «аспект» выше и лучше предыдущего. Эта иерархия может быть либо относительно статичной, как определенный уровень развития или застоя, либо динамичной, как определенный процесс развития, совершенствования. Но, так или иначе, она не случайна, а необходима, и оказывается внутренним стержнем, который объединяет это «схему» в единое целое, более того, этот принцип приобретает важнейшее, существенное значение, когда речь заходит о Сотериологии Тантры, т.е. путях и методах развития, совершенствования человека. Согласно Учению Тантры, процесс восхождения к Высшему Знанию, Высшему Опыту, Высшей Мудрости, Высшему Осознанию происходит по «принципу спирали», в котором присутствует не только «принцип иерархии», но и «принцип двунаправленности».
Как известно, еще Платон утверждал, что вся Вселенная и человек устроены согласно «Золотой Спирали». Последние открытия ученых подтверждают, что наша Вселенная — спиральна, т.е. принцип ее строения — спиральный. Ученые обратили внимание на кольцеобразный, а в пространстве торообразный характер распространения энергий. Даже время движется по спирали. И даже ДНК человека имеет форму спирали. Более того, спираль — важнейшее звено эволюции человека. Принцип или Закон Спирали универсален. Он охватывает и подчиняет себе все стороны жизни человека.

«Спираль с древнейших времен — символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне Микрокосмоса. (Источник: Трессидер Дж. Словарь символов)».

(Энциклопедия знаков и символов.)

«Предисловие. I. Фундаментальность теории циклов. …История есть эволюция общества. Законы истории — суть законы эволюции. История движется, как заведено с известных пор говорить, по эволюционной спирали. Метафора эволюционной спирали, однажды войдя в научный оборот, стала очень широким и универсальным научным понятием, которое вряд ли нуждается в пересмотре и отлично оправдывает себя, в частности, в исторической науке. Вообще спираль эволюции жизни на нашей планете есть лестница эволюционных ступеней…». 

(А.Николаев. Исторические циклы. Введение в теорию.)

«Наука уже доказала, что алгоритм спирали лежит в самом фундаменте мироздания, что спираль — это единый код единого мира, заложенный матерью-природой в основу всего живого. …Согласно новейшим исследованиям, последней природной стихией, лежащей в основе мироздания и уже используемой на практике, являются так называемые торсионные (скрученные) поля, позволяющие мгновенное распространение информации. Торсионные поля построены по принципу все той же скрученной спирали, строения ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), которая также состоит из двух нитей и закручена в спираль». 

(Что символизирует спираль в культурах разных народов?)

«Диалектический материализм учит, что развитие (движение) материи во времени и пространстве происходит по спирали. Эта закономерность развития по спирали, с точки зрения методологии, является общей закономерностью, присущей всем явлениям окружающей действительности и является краеугольным камнем эволюции материи…
В соответствии с гипотезой о принципиальной обратимости всех протекающих материальных процессов (не является исключением и «обратимость времени»), на некотором этапе эволюции материи мы можем получить картину обратного развитая материи и общая «философская» картина эволюции материи может быть представлена как чередование восходящей и нисходящей спирали». 

(Гармония двойной спирали.)

«Спираль и смерч имеют одну и ту же символику, особенно когда выступают как символы энергии в природе. Спирали, или вихри, ассоциируются с прядением и тканием паутины жизни и завесы Богини-Матери, распорядительницы судеб и ткачихи завесы иллюзий. Спираль имеет, кроме того, ту же символику, что и лабиринт. В метафизическом плане она символизирует реалии существования, различные модальности Бытия…
Двойная спираль означает увеличение и уменьшение силы Солнца и Луны, а также изменяющиеся ритмы эволюции и инволюции, жизни и смерти и т.п. Она может означать две полусферы, два полюса, день и ночь, все ритмы природы, инь и янь, шива-шакти, проявление и непроявление, а также последовательность циклов. Является типичным символом андрогина и связана с символизмом двунаправленного действия, а также с solve et coagula в алхимии». 

(Питер Грейф. Спираль. 24.02.2006г.)

«Принцип развития в философии. Как любое фундаментальное понятие, термин «развитие» имеет достаточно емкое семантическое пространство и включает как объективные, общефилософские смыслы, так и субъективные, личностные. Начало научно-логической системе значений понятия «развитие» положила диалектика Гераклита. Образ потока, как вечно текущего, изменяющегося, движущегося сущего, стал центром его философского учения о текучести вещей. Вечное и постоянное изменение передано метафорой реки, в которую нельзя войти дважды…
В глубокой древности был известен образ спирали — метафоры диалектического развития. Принцип диалектического развития остается до настоящего времени одним из центральных мировоззренческих и методологических оснований в естественных и социальных науках». 

(Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости.)

«Глава II. СИЛЫ. п.2. Змеиный огонь. …Студенты-химики хорошо знакомы с Периодической Таблицей, открытой русским химиком Менделеевым во второй половине прошлого столетия. В ней все известные химические элементы расположены в порядке возрастания атомного веса, начиная с самого легкого — водорода, имеющего атомный вес 1, и кончая самым тяжелым из известных ныне элементов — ураном, атомный вес которого 238,5. Наши исследования показали, что атомный вес химического элемента точно пропорционален числу первичных атомов в нём. Эти числа, а также форма и состав каждого элемента описаны в «Оккультной Химии».
В большинстве случаев формы, обнаруженные нами при изучении химических элементов при помощи эфирного зрения, доказывают, также как и Периодическая Таблица, что развитие химических элементов шло циклически: они располагаются не по прямой линии, а по восходящей спирали…». 

(Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 2004г. 304 стр., 2005г. 272 стр.)

«Идея спирального развития далеко не нова в истории философской мысли. Более того, в 1977г. в Институте философии АН СССР обсуждалась концепция именно сходящейся спирали развития, которая «отражает самую существенную сторону процесса развития — возрастание уровня организации, связанное с уменьшением неопределённости по мере накопления информации», и, в целом, «отображает целенаправленность процессов развития, конкретизируя их как движение к негэнтропийной устойчивости, к определенной детерминации» (Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. ВЛАДОС. 1994г.)…
Поток опыта от витка к витку задает направленность всей живой системе, создавая индивидуальность деятельного Мастера. Таким образом, рост степени генерализации ведет к интеграции всех функциональных единиц системы. Высшая точка развития человека характеризуется наивысшей степенью интегрированности всех его психических ресурсов и их жизненных проявлений.
Функционально-динамическая модель сходящейся спирали развития психики человека по принципу активности может, на наш взгляд, открыть самые широкие перспективы развития научной мысли в психологии. И, прежде всего, в направлении интеграции теоретических подходов» (статья «Функционально-динамическая модель развития психики человека по принципу активности» была опубликована в 11-м выпуске «Вестника интегративной психологии»)». 

(Герви Й.П. Вопросы эволюции. Лекция 7. Москва. 02.12.1998г.)

«Число семь интересно именно своей универсальностью, так как принципу семеричности следуют все формы и все вещи того мира, в котором живет человек…
Каждую проблему можно решать именно с числовой стороны, беря за основание семерку. Семеричен состав человека. Семеричны периоды его жизни, причем каждый из них определенно отличается от другого. Если разделить жизнь на отрезки по семи лет в каждом, то можно усмотреть, как спираль человеческого существования состоит из витков явно выраженного порядка, по семи лет в каждом. Эти периоды необходимо принимать во внимание при анализе путей восхождения духа. Чем круче спираль семилетнего подъема, тем быстрее восхождение…
Плоская спираль означает застой и перестает быть восходящей. От каждой точки спирали можно протянуть прямую линию вверх, к точке аналогичной на следующем витке. Это означает, что явление повторится по аналогии с предшествующим, но на плоскости высшей, то есть что возможна трансмутация данного явления по направлению заложенного в нем устремления. Но надо, чтобы устремление было, то есть, чтобы было то, что следует трансмутировать. Если нет ничего, то и перерождать нечего. Из ненависти можно создать любовь, то есть ненависть трансмутировать в высшее чувство, но из ничего ничто не творится…
Предел человеческих возможностей ограничен сознанием, то есть высотой и широтой и вместимостью понимания от данного момента. Отрицатели ничего не поймут и не овладеют ничем, но неотрицающие и вместившие поистине наследуют Землю и все ее сокровища и все сокровища Космоса со всеми беспредельными возможностями развития духа и утверждения власти его над материей со всеми ее открытыми и скрытыми свойствами. Принятие в сознание возможности приближает к овладению ею. Никогда не полетели бы люди, если бы не допустили, что это возможно. Те, кто прорывает в пространстве каналы возможностей будущих достижений, могут по праву быть названы пионерами мысли, ведущими, первооткрывателями…
Если упрекнут в повторении или в том, что записи говорят об одном и том же, не удивляйтесь и не огорчайтесь. Они, говорящие так, не понимают спирального построения записей, они не понимают, что спираль, восходя, повторяет виток за витком, но на уровне высшем; они не осознали всякое продвижение спирально. Ведь и день сегодняшний похож на день вчерашний и многие прошедшие дни, то же утро, и вечер, и полдень. Но спирали времени дней и ночей не будет отрицать никто, ибо нет двух дней одинаковых, как нет двух лиц человеческих, одинаковых совершенно. Каждый новый оборот спирали несет в себе новые элементы, дополняющие и слагающие предшествовавший. Сознание нарастает медленно. Следуя ритму спирали, каждый может обогатить им свое собственное сознание. Критику же спирального построения записей предоставим невеждам, ибо сами они не в состоянии построить спирали своей…
Даже смена времен года спиральна во времени, ибо в природе ничто не повторяется, но все устремляется в будущее. И очень важно, чтобы в этом движении не идти вниз. На примерах вырождения рас, народов, родов и семейств можно судить о результатах нисходящего или инволюционного движения. Так же может инволюцировать и дух. По спирали жизни можно судить о том, восходящей или нисходящей будет спираль. Каждый дух имеет свою спираль. При очень внимательном анализе собственной жизни каждый может усмотреть характер ее движения и знать безошибочно, восходящее оно или нисходящее. На каком бы витке нисходящей спирали ни находился дух, он может всегда изменить направление кверху и сделать спираль восходящей. За примерами не надо ходить далеко. Много дает их история…
В спиралях Света вибрируют явления Высшего Мира. Построение Вселенной спирально. В спирали несется Земля в пространстве к далекой звезде. Думаем ли о том, что если бы движение всей солнечной системы, а в частности, Земли, не было бы спиральным, то орбита Земли каждый раз проходила бы по той же самой трассе, вызывая повторность явлений. Принцип эволюции тоже построен спирально. Пока сознание движется по кругу и движение замкнуто им, прогресс невозможен. В результате застой. Но как только движение сознания становится спиральным, круг разомкнут, и каждый оборот спирали дает новые накопления и обозначает подъем.
Явления, происходящие в каждом витке спирали, аналогичны явлениям предшествующего и стоящего ниже витка, но не тождественны. В этом залог продвижения. В спирали времени повторяются весна, лето, осень и зима, но каждая новая весна уже иная, чем та, что предшествовала ей. Так же различны в спиральном движении ночи и дни. Благодаря принципу спирали ничто в природе не повторяется, хотя много внешне кажущихся схожими явлений. Надо понять и спиральность испытаний восходящего сознания. Может показаться, что они все те же, но характер их с каждым оборотом спирали видоизменяется. Обратите внимание на слова «восходящее сознание», ибо есть и другая спираль, по которой можно спуститься…
В Великой Спирали будущего можно прозревать великое назначение человечества и безграничные возможности его достижений. В осознании Закона Спирали заложена сила, дающая мощный импульс к восхождению духа. Каждое достижение, даже самое малое, ручательством служит достижений больших. Нет границ росту могущества духа. Нет ни одного зернышка Света, которое в спирали времени не могло бы вырасти в сияющие громады…
Возвращается ветер на круги своя, но уже на следующем, высшем, обороте спирали. Явление не тождественно, но аналогично. Зная закон, можно судить о будущем. По данному явлению можно судить о его противоположности, по следствиям Великой Битвы — о поле Светлого Града, по неустройству в мире — о грядущей Эпохе Матери Мира.
Все явления подчинены Закону Спирали. Спиральна и жизнь человека. Спиральна жизнь атома. Спиральна и жизнь нашей планеты. Все движения в Космосе тоже спиральны. Спирально ходят в пространстве волны явлений, чтобы вернуться вновь на новом витке.
Спиральны мысли и чувства человека, ибо, волнам подобно, в нем возникают и оставляют его, чтобы вновь появиться на новом обороте спирали времени. Ведь время тоже спирально, ибо никогда не повторяет себя, хотя и «возвращается ветер на круги своя». Это уже новые круги, аналогичные прежним, но не те же самые. Сходство ветров спирально, несмотря на их аналогию, тождества не являют. Эволюция сущего тоже спиральна».

(В.Стадольник. По спирали развитие. (Из Посланий Учителя Света). 2009г.)

Таким образом, предварительный «эскиз» тантрической «карты» человека с учетом принципа «спирального развития» человека может выглядеть следующим образом, где этот принцип может быть представлен:

3.2.8 карта человека эскиз 2  3.2.8 принцип спирали 3  3.2.8 карта человека эскиз 3

 

5.3. ИЗОБРАЖЕНИЕ И НАЗВАНИЕ «КАРТЫ» ЧЕЛОВЕКА

По всей видимости, в тантрическую «карту» человека, возможно, следует поместить «символическое» изображение по аналогии с Васту-Пуруша-Мандалой. Поскольку речь идет о «карте» человека, то, скорее всего, это должно быть изображение человека. Но поскольку это еще и тантрическая «карта» человека, то, конечно, хотелось бы, чтобы изображение на «карте» человека выражало мировоззрение Тантры, или, хотя бы позицию Тантры по отношению к человеку, а если повезет, то и тантрическую концепцию развития человека.
Для сужения поиска желаемого изображения еще раз обратим внимание на цель Тантры, или, точнее, на цель тантрической практики.
Как известно, высшая цель Тантры — это обрести целостность в самом себе, познать в себе и мужское и женское начала и снова вернуть себе свою божественность, богоравность. В 2001г. в сети Интернет появилось электронное издание книги В.М.Кандыбы о сверхвозможностях человека, которую автор написал в 2000г. (см. Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. Киев. 2001г.). В этой книге находим интересное высказывание:

«Конечная цель посвященного, практикующего Тантру, — объединить в своем теле два противоположных начала — Шиву и Шакти».

В 2001г. харьковское издательство «Алока» выпустило книгу Свами Сатьянанда Сарасвати (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.), в которой говорится:

«Глава 1. Тантра — источник методов расширения ума. Цель Тантры. Ум, который мы используем в повседневной жизни для восприятия и познания, обычно действует через чувства. Но, если мы можем сосредоточить чувства на самих себе и обратить ум внутрь, они проявятся во внутреннем познании и расширенном уме. Таким образом, материя отделяется и освобождает энергию или принцип «шакти», которая затем объединяется с «шивой» или сознанием.
Подобно тому, как река вливается в океан, лишаясь своих ограничений, так ограниченный ум развивается в космический или безграничный ум и становится получателем и передатчиком Истины. При этом происходит взрыв энергии, и изначальное сознание освобождается от материи. Это можно уподобить переживанию Кундалини, и это всегда было целью Тантры.
Другие философии устремлены к той же цели, хотя пути могут отличаться. В философии Веданты существует концепция Брахмана или неделимой, однородной, всеобъемлющей Реальности или сознания. Слово «брахман» происходит от корня «брихан», что означает расширяться, и поэтому может быть понят, как расширяющееся сознание. Это есть брахмическое сознание, присутствующее в каждом из нас и ответственное за Высшее Знание. Оно существует как одно или целое, к соединению с которым мы постоянно стремимся.
В Тантре эта концепция интерпретируется как Шива или необусловленное сознание, которое пребывает в каждом из нас как молчаливый свидетель. Будь это Брахман Веданты или Пуруша философии Санкхья или Шива Тантры, это по существу та же самая идея. Однако, различие между Тантрой и большинством других философий заключается в том, что они накладывают много ограничений на жизнь ищущего и требуют строгого соблюдения правил, тогда как Тантра представляет простор для развития каждого индивидуума, невзирая на его уровень развития. Тантра говорит, что будь вы сенсуалистом или спиритуалистом, атеистом или теистом, сильным или слабым, богатым или бедным, существует ваш путь, который вы должны обнаружить.
Это является целью Тантры, а не оккультный секс, не черная магия, не приобретение сиддх (психических сил), не безнравственный образ жизни. Последние никогда не были целью Тантры. Кто-то может ложно интерпретировать Тантру таким образом, но это уже другой вопрос. И не стоит доверять анализу Тантры тех, кому не удалось достичь осознания Единства».

В 2005г. издательство К.Кравчука выпустило 2-й том трехтомника Свами Сатьянанда Сарасвати о техниках Тантры (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.), в котором читаем:

«Тантра нацелена на расширение опыта ежедневной жизни, радости и жизни до полноты, как средство к более высокому осознанию… Система Шивы и Шакти, система Тантры ведет к более высокому осознанию, знанию и блаженству… Опыт совершенного единства и союза неизменного и изменяемого, растворения дуальности, является целью Тантры, а также Йоги. Не существует, в конце концов, различия между Шивой и Шакти, но это не понимается исключением в состояниях более высокого осознания. Но это понимание трансформирует жизнь в источник чуда и радости… Целью Тантры является вновь ступить, в известном смысле, на путь проявления так, чтобы Шакти являлась средством вновь соединить индивидуум с Шивой, и узнать верховный опыт, самадхи, нирвану или как хотите это назовите. Тантра нацелена привести вас на путь, ведущий обратно к союзу Шивы и Шакти, союз индивидуального существа (джива) с параматманом».

Как известно, с глубокой древности существует легенда о том, что человек изначально был целостным двуполым существом и своим величием был равен Богам. Но поскольку он не имел высшего сознания, его могущество было опасно, и Боги разделили его на две половинки: мужчину и женщину. И с тех пор вместо стремления к богоравности, половинки стали стремиться друг к другу, чтобы снова обрести целостность.
Слияние мужского и женского начал с древности носит сакральный смысл. Оно воспевается в суфийской поэзии, отражается в даосском символизме Инь-Ян, тибетских иконах Калачакры, в строении Шри-Янтры… Считается, что процесс разделения целого на половинки и их воссоединение отражен и в тантрической формуле «Ом Мани Падме Хум», где ОМ — это Бог или Абсолют, Мани — мужская ипостась, Падме — женская, а Хум — их творческое соединение.

Вот что пишет Андрей Герасимов (см. А.Герасимов. Тело Света. М. Современное слово. 2003г.):

«Аннотация. В основе книги лежит идея о существовании Единого Всечеловека, идея изначально присущая всем великим духовным традициям, начиная Индуизмом и заканчивая Христианством и Мусульманством. Идея эта особенно актуальна сейчас, когда мир стоит на пороге глобализации, когда речь идет не об исчезновении индивидуальных признаков национальных культур, а о содружестве и объединении всех народов. Эта книга о Единой Мировой Душе, которую мы все составляем. Войну можно остановить, если мы поймем то, что написано в этой книге, что есть только одна жизнь… Для самого широкого круга читателей.
Тантра. Согласно взглядам Тантры, вся Вселенная состоит из непроявленной и проявленной частей или проявленной и непроявленной энергий. Подобно тому, как апостол Павел говорит: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18), подобно этому тантрист воссоединяет соответствующие (проявленные) элементы своего тела, энергии и сознания с Изначальным (непроявленным) Источником Божественного, тем самым очищая их. При этом с самого начала непроявленная часть Вселенной отождествляется с океаном вечного бесконечного Высшего Божественного Сознания, называемого Шивой; что же касается проявленной части Вселенной, то считается, что она создана и поддерживается вечной бесконечной Божественной энергией, или Силой, называемой Шакти. Об этом можно сказать так, что Шива — это статический (неподвижный) аспект Бога, Его Сознание, а Шакти — динамический (активный) аспект, Его творящая, исполнительная Сила. При этом Шива имеет силу созидать только в соединении с Шакти, и, более того, Шива без Шакти становится подобным покинутому сознанием телу. Может быть и другая интерпретация этих двух аспектов: Шива — это Замысел, а Шакти — его Реализация. Шива находится в непрерывном соединении с Шакти. «Всюду пребывает Божественная Форма, всюду Шакти-Шива» («Тирумандирам». 2722)».

««Единение — это высшее состояние, как на небе, так и на земле». («Тарабхактирахасья-дипика» 6.19)».

(Арджуна Ананданатха. Таинство «пяти М». сайт «Орден Восточных Тамплиеров».)

«Шива говорит Богине: «когда я соединен с Шакти, я — Шива, исполняющий все желания». («Гуптасадхана-Тантра» 2)».

(Ольшевский А.П. Традиция тантрического Шактизма. «Панчама-Веда». 1994г.)

«В «Камика-Агаме» утверждается: «Знай, что вся эта вселенная, с движимым и недвижимым, является Реальностью Шива-Шакти».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

«Соединение Шивы и Шакти описывается как истинная Йога. Отсюда, по словам Тантр, возникает та радость, которая известна как Высшее Блаженство».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г.)

«3. Знание и Сила: Праджня против Шакти. «Соединенный с Шакти преисполнится силы, — говорится в «Кулачудамани-Тантре». — «Из единства Шивы и Шакти сотворен мир»».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
Эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г.)

Таким образом, следующее изображение как нельзя лучше подходит для того, чтобы стать «изображением» эзотерической тантрической «карты» человека.

3.2.8 шива шакти 1  3.2.8 шива шакти 3

Обратим внимание на некоторые важные моменты, отраженные в этом изображении. Это, в первую очередь, символизм андрогинности, во вторых, это символика Ардханаришвары, в третьих, это опыт Мистической Йоги.

1. Символизм андрогинности.

«Андрогинизм (от греч. andros — мужчина, gin — женщина) — понятие философии пола, а также этики пола и семьи, которое отображает глубинную экзистенциальную, этическую и эстетическую гармонию мужского и женского начал. Понятие «андрогинизм» идет от Платона. Для Платона андрогинизм — это состояние целостности, которая дает человеку богоподобные возможности; потеря андрогинизма есть потеря богоподобия. Данное понимание андрогинизма становится архетипическим для европейской культуры. Его можно встретить в мистико-философских воззрениях гностиков, Я.Беме. Понятие «андрогинизм» широко используется в русской персоналистической философии. В.Соловьев выходит на проблему андрогинизма, рассматривая идею «Вечной Женственности». Н.Бердяев определяет андрогинизм как духовно-творческое единение мужского и женского…». 

(Н.Хамитов, С.Крылова, С.Минева. Этика и Эстетика.
Словарь ключевых терминов. М. КНТ. 2009г.)

«Единство противоположностей и мистерия целостности — все то, что Николай Кузанский назвал coincidentia oppositorum, — по его мнению, эта формула является наиболее безупречным определением Бога. Известно, что одним из источников вдохновения Николая Кузанского был Дионисий Псевдо-Ареопагит. Последний утверждал, что единство противоположностей в Боге есть тайна тайн…
Но из всех романтиков самое большое значение андрогину придавал Франц фон Баадер. Он утверждал, что андрогин существовал в начале творения и появится вновь в конце времен. Основным источником, вдохновлявшим Баадера, были сочинения Якоба Беме. Оттуда он заимствовал идею первого падения Адама, утратившего во сне свою небесную составляющую, которая была отделена от него. Однако благодаря Христу человек вновь станет, подобно ангелам, андрогином. «Цель брака как таинства, — писал Баадер, — восстановление небесного или ангельского образа человека, каковым ему должно быть, помочь мужчине и женщине воссоединить внутри себя завершенный и исполненный полноты человеческий образ, который зовется божественным или изначальным образом» (Цит. по антологии: Benz Ernst. Adam. Der Mythus des Urmenschen, Munchen, 1955. P. 221)». 

(Мирча Элиаде. Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности.
/ Пер. А.Нестерова // Ж. «Литературное обозрение» № 3/4 1994г. С. 40-44)

«Глава VIII. Творчество и пол. Достаточно ли ясна таинственная связь любви с андрогинизмом? В связи этой раскрывается окончательный смысл любви. Андрогинизм и есть окончательное соединение мужского и женского в высшем богоподобном бытии, окончательное преодоление распада и раздора, восстановление образа и подобия Божьего в человеке. Любовь есть возврат человеку утерянной девы — Софии. В андрогинизме разгадка той тайны, что в Абсолютном Человеке — Христе не было видимой нам жизни пола, так как в лике Его не было распадения, рождающего нашу земную жизнь пола. Через любовь отчужденная женская природа воссоединяется с природой мужской, восстанавливается целостный образ человека. И в любви воссоединение это всегда связано с лицом человека, с единственностью и неповторимостью лица. Поэтому любовь есть путь восхождения падшего человека к богоподобию. <…> Каждая клетка человеческого существа андрогинична, несет в себе отблеск природы божественной. И соединение мужского и женского должно быть глубинным, не поверхностным. Окончательная тайна бытия андрогинического никогда не будет вполне разгадана в пределах этого мира. Но опыт любви эротической приобщает к этой тайне. Связь любви эротической с андрогинизмом и есть связь ее с личностью. Ибо, поистине, всякая личность — андрогинична. Андрогинизм есть восстановленная целость пола в богоподобном бытии личности. В любви должна открыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека». 

(Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Имка-Пресс. 1985г.;
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия любви. Сборник. Ч. 2. М. 1990г.)

*Н.А.Бердяев (1874-1948) — русский религиозный и политический философ, писатель, публицист, один из представителей и основоположников экзистенциализма в России; представитель и потомок старинного дворянского рода.

2. Символика Ардханаришвары

«Ардханари или Ардханаришвара — андрогинное индуистское божество, объединённая форма бога Шивы и богини, его супруги Парвати (также известной под именами Деви, Шакти, Ума и др.). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах…
Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий Вселенной (Пуруша и Пракрити) и показывает, как женская ипостась Бога — Шакти — неотделима от мужской ипостаси Бога — Шивы. Единение этих двух ипостасей провозглашается корнем всего мироздания. Согласно другой трактовке, Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Ардханаришвара — божество-андрогин, сочетает в себе мужские и женские качества и олицетворяет единство противоположностей. Ардханаришвара — это Шива в образе андрогина, правая половина туловища своя собственная, левая — как у Парвати. В этом символе выражена идея, что все сущее является продуктом объединения мужского и женского принципов, и только в этом единстве возможно творение. Подобное понимание существует также в Греческой, Китайской и Персидской религиозных Традициях…
Правая половина символа имеет атрибуты Шивы, левая — женские украшения. Справа — грудь мужчины, слева — женская грудь. Если в правой руке трезубец, в левой должен быть цветок… Тонкая ткань одежды справа должна доходить до середины бедра, слева — до щиколотки. Таково краткое описание Шивы-Ардханари». 

(Ардханаришвара. Символы Индуизма.)

«11. Шива как Ардха-Наришвара. Внутренние отношения между трансцендентным и динамическим аспектами Абсолютного Духа, то есть между Шивой и его Шакти, иконографически представлены в разных формах. Одна из таких форм — это Ардха-Наришвара, единая великолепная Личность, у которой одна половина тела мужская, а другая — женская, представляющие Пурушу и Пракрити, Бога и Богиню. Этот образ наиболее точно передает символ Линга-Йони. Эта божественная фигура ясно показывает, что Высший Дух выступает во Вселенной как мужчина и женщина, Отец и Мать, действующая и материальная причины, будучи трансцендентным и проявленным в космической системе. Оба аспекта находятся в вечных объятиях друг с другом, раскрывая всю природу Реальности… Этот образ проявлен как Мужчина и Женщина, Трансцендентное и Динамическое, олицетворяя их непрерывное общение друг с другом и продолжающийся процесс творения, хотя они пребывают в состоянии глубокой медитации и совершенного самадхи, абсолютно поглощенные своей нераздельной, блаженной и трансцендентной природой…
Ардха-Наришвара прекрасно отображает духовный характер не только всей космической системы, но также всякого живого создания, каждого существа во Вселенной. Всякий просвещенный йог понимает, что любая проявленная сущность наделена аспектами Шивы и Шакти — постоянством и переменчивостью, трансцендентностью и динамичностью, способностью наслаждаться и доставлять наслаждение, познать отцовство и материнство…
Ардха-Наришвара — вечная божественная супружеская пара Шивы и Умы. Шива есть Маха-Йогешвара, Маха-Дева, он всегда опьянен блаженством своей трансцендентной Самости, безразличен ко всем действиям космического порядка, окружен теми, кто ищет его прибежища без каких-либо заслуг. Ума есть Маха-Йогини, Маха-Тапасвини, она вечно находится в абсолютной самоотдаче Шиве, непрерывно служа ему с верой, любовью и преданностью. Эта супружеская пара — идеальная семья с духовной точки зрения. Они суть Божественные Родители проявленного мира. Отец всегда выглядит самозабвенным, ибо поглощен блаженной медитацией над своей трансцендентной Самостью. Те, кто не проник в благословенное состояние его сознания, способны в невежестве предположить, что он находится под влиянием сильнодействующих наркотиков. Он не воспринимает себя как владельца каких-либо богатств, власти или собственности, подобно идеальному саньяси и йогу. Так просветленные святые описывают Отца Вселенной.
Мать, всем сердцем поглощенная размышлениями о Шиве, порождает все виды «детей» — всевозможные формы богатства, красоты, торжества и гордости. Она всемогуща и всеведующа, будучи Маха-Йогини и Маха-Саньясини, способной любить и проявлять милосердие, но не привязанной ко всему порожденному ею. Она производит и ухаживает, поддерживает и разрушает с равным восторгом, играючи. Она все делает для своего Божественного Супруга, как преданный слуга своего господина, который даже не обращает внимания на ее работу — творение, поддержание и разрушение. Ее работа заключается в управлении многообразием мира. Она воспроизводит совершенное присутствие царства закона повсюду. Весь Космос — игра для нее. Мир можно назвать ее грезой. Итак, весь проявленный мир рассматривается как игра или греза, рожденная вечным союзом Маха-Йогешвары и Маха-Йогешвари, которые внутренне поглощены наслаждением трансцендентным блаженством в своем духовном единстве. Божественные Родители предстают взору всех домохозяев как Высший Идеал активной домашней и социальной жизни». 

(Махант Аведьянатх. Введение в Натха-Йогу. Шива-Таттва.
/ Пер. с англ. Матсьендранатха, Вирати Натхини (М.Николаевой).)

3. Опыт Мистической Йоги.

В мистической литературе часто упоминается, что совершенный человек — это «андрогин», гармонично соединивший в себе мужской и женский принципы.

Вот что пишет Ж.М.Славинский, сербский психолог и духовный учитель (см. Живорад Славинский. Возвращение к Единству. Принципы и практика духовной технологии. / Пер. О.Матвеева. М. 2008г.):

«Обретение личной целостности сегодня становится не только задачей психотерапевтической работы, но и продвижением на пути духовного роста. Символы единства всегда присутствовали в различных религиозных практиках для передачи и выражения единства противоположного. Единство противоположностей часто проявляется в религиозных символах. Кажущиеся противоположными символы образуют динамически единый символ — из одного символа выходят два, а по истечении некоторого времени два символа сливаются в Единый Символ. В этом динамизме заключается воплощенная во всех людях вечная игра созидания. Если прочесть эти символы, можно убедиться, что вечная игра созидания является главным посланием всех религий…
Мирче Элиаде, выдающийся исследователь мистицизма, принимает идею слияния противоположностей как символ нейтрализации двух фундаментальных принципов Космоса — Мужчины и Женщины в Божественном Единстве. Он указывает на существование этого символа в религиях древних Египта, Китая и Индии, а также в европейской алхимии. В самом начале противоположности представлены в форме, потенциальной для проявления, а в конце они достигают конечного примирения и интеграции. В эсхатологическом видении конечного спасения индивид объединяется с целым, в котором больше нет полярных отличий. Такой результат в алхимии называют «мистическим браком».

Вот что говорит Ошо (см. Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. София. 2001г.):

«15. Тантра и мир чакр. Не умиротворяйте себя, не успокаивайте, не говорите себе, что все в порядке. Это не так. Вся ваша жизнь — кошмар. Вы на нее только взгляните! В ней нет поэзии, нет песни, нет танца, нет любви и молитвы. Нет праздника. Радость? — это лишь слово из словаря. Блаженство? — да, что-то вы об этом слышали, но ничего о нем не знаете. Бог? — в храмах, в церквях. Да, люди об этом говорят, но те, кто говорят, не знают. И те, кто слушают, не знают. Все прекрасное кажется незначительным, а все незначительное кажется очень, очень важным.
Человек непрестанно копит деньги и полагает, что при этом занимается чем-то очень важным. Человеческая глупость бесконечна, осознайте это, она может разрушить всю вашу жизнь. Она из века в век разрушала миллионы и миллионы жизней. Обретите осознание — это единственное средство от глупости.
Прежде чем мы сегодня перейдем к сутрам Сарахи, нужно немного разобраться в тантрической карте внутреннего сознания. Первое, Тантра говорит, что ни один мужчина не является лишь мужчиной и ни одна женщина — лишь женщиной, каждый мужчина — одновременно и мужчина и женщина и, соответственно, каждая женщина — и женщина и мужчина. В Адаме есть Ева, в Еве есть Адам. На самом деле никто не является просто Адамом или просто Евой… мы — Адам-Евы. Это одно из величайших прозрений в истории. Это одно из величайших открытий в мире, ибо понимание этого позволяет вам двигаться внутрь себя. Иначе это невозможно».

Вот что пишет Свами Сатьянанда Сарасвати (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.):

«Книга II. Урок 13. Тема 6. Тантра. Существует верховный опыт, где Шива и Шакти больше не существуют как разделенные сущности. Некоторые называют это Брахман, другие называют это «не это, не это», чтобы показать, что это невыразимо. Другие говорят, что это является человеком без секунды. Это является состоянием нирваны, самадхи, совершенным единством, и так много других слов. Это является стадией, когда Шива сливается так тесно с Шакти, что они становятся одним. Они охватывают друг друга так плотно, что они прекращают быть разделенными. Это восхищенное божественное объятие, где самоидентификация и разделение исчезают. В этом значение многих священных текстов об олицетворенных мужчине и женщине, Шиве и Шакти в Индии».

Вот что пишет Артур Авалон (см. Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. / Пер. А.Ригина. М. Грамма. 1994г.):

«Майя-Тантра» говорит: «Кто изучил Йогу, тот знает, что это — единство Дживатмы и Параматмы (в Самадхи)». Другие говорят, что это идентичность Атмы и Шивы. Последователи Агам говорят, что Йога — это знание Шакти. Иные говорят что Йога — это познание Парама-Пуруши, а последователи Пракрити-вады говорят, что познание единства Шивы и Шакти и есть Йога («Шат-Чакра-Нирупана», шл. 57)».

Как известно, слово «йога» имеет множество значений, например,
— союз
— связь
— слияние
— единение
— единство
— гармония
— сцепление
— общность
— скрепление
— равновесие
— соединение
— сопряжение
— объединение
— воссоединение и др.

и может означать:
— Связь с Богом
— союз с самим собой
— Гармония и Единство
— единение индивидуума с высшей Реальностью
— внутренняя жизнь созвучная с окружающим миром
— единство функционирования всего человеческого существа
— достижение гармонии и единства физического, ментального и духовного состояний
— единство сакрального и мирского, материального и духовного, внешнего и внутреннего, души и тела
— и др.

Существует Евангелие от Фомы, которое не признано официальной церковью, и принадлежит к Апокрифам. О времени написания Евангелия от Фомы нет единого мнения. Одни исследователи считают его раннехристианским текстом, предшествующим каноническим Евангелиям, другие — гностическим сочинением середины II в. н.э. Некоторые исследователи считают, что Евангелие от Фомы, возможно, единственное Евангелие, в котором присутствует само учение Христа.

«Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.
1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы — младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и рУки вместо рукИ, и нОги вместо ногИ, образ вместо образов, — тогда вы войдете в [царствие].
29. Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то — тьма.
79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.
110. Иисус сказал: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека, и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится…».

Таким образом, у нас есть схема тантрической «карты» человека и есть изображение для этой «карты». Соединив их, мы получаем эзотерическую тантрическую «карту» человека, в которой «принцип спирали» не изображен, но подразумевается, как и подразумевается многое другое, например величие и могущество Шивы, величие и красота Шакти, единство, целостность, совершенство и божественность Человека. В этой «карте» очень многое подразумевается, поскольку в основу «карты» положены важные эзотерические знания, о которых много не говорится, многое из которых даже не упоминается, но которые незримо присутствуют в Тантрическом Знании (Тантра-Видья) и которые могут стать мистическим опытом каждого, кто различит знаки Своего Пути в Тантрической Карте Человека.
Эффективность и значение этой Тантрической Карты Человека заключается в ее многомерности и универсальности, в ее способности быть верной для каждого человека не только на одном, но и на всех уровнях и планах бытия, где она способна раскрывать все новые и новые аспекты, пока человек, пройдя «неоднократно» через различные аспекты опыта, поднявшись по «ступеням Мироздания», не будет в состоянии постичь всю полноту, красоту, неповторимость и блаженство мистического опыта.

3.2.8 шива шакти мандалаОбратим внимание на то, что Тантрическая Карта Человека в определенной степени соответствует принципам Васту-Пуруша-Мандалы, а посему может быть названа как «Шива-Шакти-Мандала».

 

5.4. ВЕРСИЯ N 36 «КАРТЫ» ЧЕЛОВЕКА

Версия Тантрической Карты Человека, о которой идет речь в настоящей статье, может быть представлена как одна из многих версий возможной систематизации тантрических знаний и концепций о человеке, поскольку могут быть выстроены и другие варианты Тантрической Карты Человека, хотя бы потому, что существуют различные варианты «перечисления» «смысловых кодов-понятий» (например, порядок развертывания 36 таттв), на основе которых выстроена Тантрическая Карта Человека. Поэтому данная версия Тантрической Карты Человека может быть обозначена как «Версия N 36».
В частности, обратим внимание на несколько «источников», в которых приводится «перечисление» 36 таттв. При этом также обратим внимание на то, что группы по 5 таттв перечисляются в прямом порядке, а сами 5 таттв в этих группах иногда перечисляются в обратном (!) порядке, но во всех вариантах перечисление первых 6-ти таттв идентично.
Например, С.А.Жаринов в работах: «Парадоксальный гимн женственности. Метафизика женственности в «Пятой Веде»» (Философский портал «Арктогея». 29.05.2009г.); «Онтология дихотомии «мужское-женское» в Каббале и индуистском Тантризме» (доклад на Международной конференции «Against Post-Modern World». 15-16 октября 2011г. Москва) упоминает концепцию 36 таттв, при этом ссылается на Свами Муктананду и работу С.В.Пахомова: Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая (Сущность Узнавания). / Пер. с санскр., пред. и комм. С.В.Пахомова. (Ж. «Восток». 2001г. №3. С. 102-112), в которой в традиционном порядке перечисляются только первые 11 таттв.

1. Джон Хьюз, Свами Лакшманджу. Самореализация в Кашмирском Шиваизме. Ганга. 2004г. 184 стр., М. К.Кравчук. 2004г. 160 стр. В данном «источнике» представлена лекция Свами Лакшманджу « Вхождение в Высшую Реальность [Объяснение 36 таттв по «Параправешике» Кшемараджи]». Этот  «источник» будет обозначен в таблице под № 1.

2. Кшемараджа. Разъяснение «Шива-Сутры». Параправешика. / Пер. с санскр. и прим. О.Н.Ерченкова. М. Ганга. 2012г. 320 стр. Приложение 3. Краткое описание 36 таттв Кашмирского Шиваизма. Этот «источник» будет обозначен в таблице под № 2.

3. Денисова М.С., Денисов Ю.В. Абхинавагупта. «Парамартха-сара» («Сердцевина высшей истины»). 2010г. Институт Философии РАН. Поэтому 3-й «источник» будет обозначен именем «Абхинавагупта». Под № 3.

4. Камалакар Мишра. Кашмирский Шайвизм. Центральная философия Тантризма. (10.08.2010г. Сайт Лотоса). Под № 4.

5. Свами Муктананда. Философия Древних Вед. Тантра и Шиваизм; Свами Муктананда. Введение в философию Кашмирского Шиваизма. (04.10.2010г. Сайт «Буддизм»). Под № 5.

6. Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г.; Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. Под № 6.

7. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Совре¬менный катехизис Индуизма. СПб. 1993г., София. 1997г. Под № 7.

8. Шрипада Садашивачарья. «Шива-Сутра». Философия Трика. Ачары и Упайи, Нисхождение «Шива-Сутры»; Философская основа «Шива-Сутры»; «Шива-Сутра» и недуалистистическое учение тантрического Шиваизма; «Шива-Сутра». Обзорная лекция. Под № 8.

9. Гуру Йоги Матсьендранатх. Таттва. Значения термина Таттва. Сайт «Традиция Натхов». Под № 9.

10. Бхайравананда Авадхута. Трикасамарасья Каула — стратегия и тактика Тропы Узора Великой Бездны. Мн. Издатель В.П.Ильин. 2003г. Под № 10.

11. Вира-Шиваизм. Творение мира через 36 элементов (таттв). (Из комментариев Свами М.Шивакумара к «Шри-Сиддханта-Шикхамани». / Пер. Ю.Кравченко (Гаури). 02.11.2010г.). Под № 11.

12. 36 таттв. Википедия. Свободная Энциклопедия (англ. версия). Под № 12.

N 36 1. 2. 3. 4. 5. 6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
нияти
каала
рага
видья
калаа
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
расана
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
агни
апас
притхви
калаа
видья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
джихва
гхрана
вак
пани
пада
папу
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
вахни
салила
бхуми
калаа
видья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
джихва
гхрана
вак
пани
пада
папу
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
агни
апас
притхиви
видья
калаа
рага
нияти
каала
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
расана
гхрана
вак
пани
пада
упастха
пайю
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
набха
павана
теджас
салила
притхиви
видья
калаа
рага
нияти
каала
пуруша
пракрити
манас
буддхи
ахамкара
шротра
твак
чакшу
расана
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
джала
притхви
калаа
видья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
джихва
гхрана
вак
пани
пада
пайю
пастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
агни
ап
притхиви
рага
видья
калаа
нияти
каала
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
джихва
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
агни
апас
притхви
N 36 7. 8. 9. 10. 11. 12.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
нияти
каала
рага
видья
калаа
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
расана
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
агни
апас
притхви
калаа
нияти
калаа
видья
рага
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
расана
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
апас
притхиви
калаа
видья
рага
нияти
каала
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
раса
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
апас
притхиви
калаа
видья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
ахамкара
манас
буддхи
шротра
твак
нетра
джихва
гхрана
пайю
упастха
пада
пани
вак
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
джала
притхви
калаа
авидья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
ахамкара
буддхи
манас
шротра
твак
нетра
джихва
гхрана
пайю
пани
пада
упастха
вак
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
джала
притхви
калаа
авидья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
нетра
джихва
гхрана
вак
пани
пада
пайю
упастха
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
джала
притхиви
калаа
видья
рага
каала
нияти
пуруша
пракрити
буддхи
ахамкара
манас
шротра
твак
чакшу
расана
гхрана
вак
пани
пада
упастха
пайю
шабда
спарша
рупа
раса
гандха
акаша
вайю
теджас
джала
притхви

Обратим внимание на то, что Рене Генон дает совершенно другой порядок перечисления 22-26 таттв (см. Рене Генон. Кундалини-Йога. / Пер. Т.Б.Любимовой. // Ориентиры. Сборник. 2001г.):
22 — вач
23 — упастха
24 — пайю
25 — пани
26 — пада

«Каждый бхута с танматра, соответствующим ему, и способности восприятия и действия, которые из него следуют, рассасывается в том, что ему непосредственно предшествует согласно порядку произведения таким образом, что порядок растворения следующий: 1-е, земля (притхви) с обонятельным качеством (гандха), чувством обоняния (гхрана) и способность передвижения (пада); 2-е, вода (ап) с вкусовым качеством (раса), чувство вкуса (расана) и способность хватания (пани); 3-е, огонь (тайджаса) с качеством видимости (рупа), чувство зрения (чакчус) и способность выделения (пайю); 4-е, воздух (вайю) с качеством тактильности (спарша), чувство прикосновения и способность порождения (упастха); 5-е, эфир (акаша) с качеством звучания (шабда), чувство слуха (шротра) и способность речи (вач); и наконец, на последней стадии все растворяется во «внутреннем чувстве» (манас), все индивидуальное проявление оказывается, таким образом, сведенным к своему первому термину и как бы концентрированным в одной точке, по ту сторону от которой существо переходит в другую сферу. Таковы, следовательно, шесть подготовительных степеней, которые должны последовательно пересекаться тем, кто следует этим путем «растворения», постепенно преодолевая, таким образом, различные ограничительные условия индивидуальности, прежде чем достичь сверх-индивидуального состояния, в котором может быть реализовано в Чистом Сознании (Чит), тотальном и абстрактном, действительное единство с высшим «Я» (Само, Параматма), единство, из которого непосредственно следует «Освобождение» (Мокша).
Чтобы лучше понять, что из этого следует, важно никогда не терять из виду понятие конструктивной аналогии между «Макрокосмом» и «Микрокосмом», в силу которого все то, что находится во Вселенной, также находится некоторым образом и в человеке, что «Вишвасара-Тантра» выражает в следующих словах: «То, что есть здесь, есть там; того, чего нет здесь, нет нигде» (Yad ihasti tad anyatra, yan nehastri na tat kwachit). Надо добавить, что ввиду существующего между всеми состояниями существования соответствия, каждое из них некоторым образом содержит в себе как бы отражение всех других, что позволяет «располагать», например, в области грубого проявления, будь то его рассмотрение в космическом масштабе или в масштабе человеческого тела, «регионы», соответствующие различным модальностям тонкого проявления, и даже со всей иерархией «миров», которые представляют собой столько же различных степеней вселенского существования.
Значит, легко понять, что в человеческом существе есть «центры», соответствующие каждой группе таттв, перечисленных нами, и что эти центры, хотя и принадлежащие по существу к тонкой форме (сукшма-шарира), в некотором смысле могут быть «локализованы» в телесной или грубой форме (стхула-шарира), или, лучше сказать, по отношению к ее различным частям эти «локализации» в реальности есть не что иное, как способ выражения соответствий, о которых мы только что говорили, соответствий, которые к тому же вполне реально предполагают специальную связь между конкретным тонким центром и конкретной определенной частью телесного организма».

 * * *

N 36. 01.11.13г.

продолжение см. в статье 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека (ч.2).