Статья 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека. (ч.1).

продолжение

5. ТАНТРИЧЕСКАЯ «КАРТА» ЧЕЛОВЕКА

Чтобы «выстроить» тантрическую «карту» человека, можно взять за основу (как один из вариантов) принцип изображения Васту-Пуруша-Мандалы. Таким образом, тантрическая «карта» человека может представлять собой квадрат (или прямоугольник), разделенный на несколько квадратов (санскр. пада), грани которых образуют своеобразную сетку.

 

5.1. СЕТКА «КАРТЫ» ЧЕЛОВЕКА

Согласно выше приведенной информации, Васту-Пуруша-Мандала может содержать разное количество квадратов: 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81… до 1024. Какое количество квадратов может иметь тантрическая «карта» человека? Попробуем определиться сначала по вертикали и потом по горизонтали.

 

ПО ВЕРТИКАЛИ

Как сказано в статье 3.2.6. ««Вертикальная» многомерность человека», поскольку сегодня уже признается семь Уровней в Мироздании и семь уровней в человеке, то семеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая выражает принцип совершенства, полноты и завершенности, может быть не только примером иерархичности или «вертикальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.

В Тантрической Традиции идея «иерархичности» и идея «семеричности», как примеры «вертикальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Чакра-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция чакр человека), Таттва-Видья (менее известная тантрическая концепция принципов человека) и Пинда-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция тел человека), исследование которых, бесспорно, может дать «ключ» ко многим тайнам Мироздания и Человека.

Таким образом, согласно Тантрической концепции чакр человека (Чакра-Видья) по вертикали можно «расположить» семь основных чакр человека и плюс еще одну восьмую, «дополнительную» чакру (см. статью 1.6. «Нужна ли нам Российская Тантрология (ч.1)» п.6. Тайна восьмого лотоса.)

Тантрическая Традиция Славянская Традиция
8. БАЙНДАВА ЧАКРА
7. Сахасрара-Чакра
6. Аджна-Чакра
5. Вишуддхи-Чакра
4. анахата-Чакра
3. Манипура-Чакра
2. Свадхистхана-Чакра
1. Муладхара-Чакра
8. СВЕТОЧ
7. Родник
6. Чело
5. Устье
4. Ярло
3. Живот
2. Зарод
1. Исток

Согласно Тантрической концепции 36-ти принципов человека (Таттва-Видья) по вертикали можно «расположить» семь групп по пять таттв и плюс еще одну исходную, первую таттву:

8. ШИВА-ТАТТВА (1)
7. Панча-Парарахасья — шакти (2), садашива (3), ишвара (4), шуддха-видья (5), майя (6)
6. Панча-Канчука – нияти (7), каала (8), рага (9), видья (10), калаа (11)
5. Антахкарана и Прадхана — пуруша (12), пракрити (13), буддхи (14), ахамкара (15), манас (16)
4. Панча-Джнянендрия — шротра (17), твак (18), чакшу (19), расана (20), гхрана (21)
3. Панча-Кармендрия — вак (22), пани (23), пада (24), пайю (25), упастха (26)
2. Панча-Танматра — шабда (27), спарша (28), рупа (29), раса (30), гандха (31)
1. Панча-Махабхута — акаша (32), вайю (33), агни (34), апас (35), притхви (36)

Согласно Тантрической концепции тел человека (Пинда-Видья) по вертикали можно «расположить» семь тел человека и еще одно, в рамках которого они формируются:

8. МАХА-САКАРА-ПИНДА*
7. Ананда-Пинда
6. Раса-Пинда
5. Дхарма-Пинда
4. Буддхи-Пинда
3. Манас-Пинда
2. Прана-Пинда
1. Джада-Пинда
8. ВСЕОХВАТЫВАЮЩИЙ ЛОТОС**
7. 30.000-лепестковый Лотос
6. 10.000-лепестковый Лотос
5. 1.000-лепестковый Лотос
4. 100-лепестковый Лотос
3. 64-лепестковый Лотос
2. 16-лепестковый Лотос
1. 5-лепестковый лотос

(*) «Из «тела» Шивы под действием Шакти постепенно исходит совершенное «космическое тело» — маха-сакара-пинда («Сиддха-сиддханта-паддхати» I.31), или Универсум с гармоничным сочетанием пяти первичных элементов. В нем формируются семь иерархических порядков сущего, семь «миров»: ананда (мир блаженства), раса (мир красоты), дхарма (мир нравственности), буддхи (мир высшего ума), манас (мир ума), прана (мир жизненных сил) и джада (мир плотной материи) [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]. Вместе с идеальным миром Шивы эта семерка образует восемь нисходящих уровней Реальности, символически репрезентированных в образах божеств (Шива, Бхайрава, Шрикантха, Садашива, Ишвара, Рудра, Вишну, Брахма)».

(Пахомов С.В. Антропология Тантры: психосоматические аспекты.
// Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока.

Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103)

(**) «(3.1) Деви сказала: О, Великий Владыка, Я хочу узнать о Куле, о Своей собственной природе, и о природе сознания. Будь милостив, О Шанкара Натха!
(3.2-3) Бхайрава сказал: Слушай внимательно о свойствах Кулы. Там где есть разум, есть и чувства, а так же объекты чувств и тело — это воплощенное существование, пропитанное своей собственной Шакти и пятью элементами.
(3.4) Сказано, что при внутренней медитации приходит ясное понимание Пинды. Все возникает из букв (алфавита), сущность которых — Пустота. Пинда состоит из Видья-Мантры и ее сияние дарует наслаждение и освобождение.
(3.5-10) О, Возлюбленная! В Пинде находятся 5-лепистковая чакра, 16-лепестковая, 64-лепестковая, поистине прекрасный 100-лепестковый лотос, чудесный 1000-лепестковый лотос и над ними настоящий бриллиант 10.000.000-лепестковый лотос. Над 10.000.000-лепестковым лотосом, есть 30.000.000-лепестковый лотос, околоплодник которого подобен пламени. Над всем этим пребывает всеохватывающий, неизменный, неделимый, независимый, непоколебимый Лотос — безупречный и всепронизывающий. По его воле начинается творение и растворение. Все живое и неживое растворяется в этом Линге».

(«Каула-джняна-нирнайя». Школа Йоги Матсьендранатха. Изд. «Просветление». 2005г.)

Таким образом, у нас есть следующие «названия» 8-ми иерархических уровней в человеке:

8. БАЙНДАВА-ЧАКРА
7. Сахасрара-Чакра
6. Аджна-Чакра
5. Вишуддхи-Чакра
4. Анахата-Чакра
3. Манипура-Чакра
2. Свадхистхана-Чакра
1. Муладхара-Чакра
8. ШИВА-ТАТТВА
7. Панча-Парарахасья
6. Панча-Канчука
5. Антахкарана и Прадхана
4. Панча-Джнянендрия
3. Панча-Кармендрия
2. Панча-Танматра
1. Панча-Махабхута
8. МАХА-САКАРА-ПИНДА
7. Ананда-Пинда
6. Буддхи-Пинда
5. Раса-Пинда
4. Дхарма-Пинда
3. Прана-Пинда
2. Манас-Пинда
1. Джада-Пинда

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

Как сказано в статье 3.2.7. ««Горизонтальная» многомерность человека», поскольку сегодня уже признается пять состояний, стихий, элементов, принципов в Мироздании и пять чувств, состояний сознания, аспектов личности, планов бытия в человеке, и поскольку число 5 традиционно выступает символом человека, а пентаграмма — как образ человека и живой реальности, то пятеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая присутствует во всем и выражает общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия, может быть не только примером многоплановости или «горизонтальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.

В Тантрической Традиции идея «многоплановости» и идея «пятеричности», как примеры «горизонтальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Панча-Маха-Бхута-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция пяти элементов человека), Панча-Майя-Коша-Видья (менее известная тантрическая концепция пяти покровов (Майи) человека) и Панча-Шарира-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция пяти тел человека), исследование которых, бесспорно, может дать «ключ» ко многим тайнам Мироздания и Человека.

Таким образом, согласно Тантрической концепции пяти элементов человека (Панча-Маха-Бхута-Видья), по горизонтали можно «расположить» пять великих элементов:
1. Притхви-Таттва — элемент «Земля»
2. Апас-Таттва — элемент «Вода»
3. Агни-Таттва — элемент «Огонь»
4. Вайю-Таттва – элемент «Воздух»
5. Акаша-Таттва — элемент «Акаша»

Согласно Тантрической концепции пяти покровов человека (Панча-Майя-Коша-Видья), по горизонтали можно «расположить» пять покровов Майи:
1. Анна-Майя-Коша
2. Прана-Майя-Коша
3. Мано-Майя-Коша
4. Виджняна-Майя-Коша
5. Ананда-Майя-Коша

Согласно Тантрической концепции пяти тел человека (Панча-Шарира-Видья), по горизонтали можно «расположить» пять тел человека:
1. Стхула-Шарира
2. Сукшма-Шарира
3. Карана-Шарира
4. Линга-Шарира
5. Авьякта-Шарира

Кроме приведенных вариантов в Традиции Тантры существует еще несколько примеров «пятеричности», например:

«Вчера Я говорил вам о пяти основных понятиях, касающихся сферы божественного: Нама, Рупа и Сат, Чит, Ананда. Среди них имя и форма имеют отношение только к аспекту тела и к миру, ибо там, где царит Бог, отпадает необходимость в имени и форме».

(Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване.
Курс лекций по индийской культуре и духовности. 1974г.)

«Девятая ахника. …Сварупа и Сакала, Пралашакала, Виджнанакала, Мантра Иша, Махешаварга, Шива — так в пятнадцати различиях пять состояний. Сварупа, Виджнанакала Шакти, Виджнанакала — так в одиннадцати различиях; Сварупа, Мантры Иши Махеши, Шива — так в девяти различиях; Сварупа, Мантреши, Махеша, Шакти, Шива — так семь различений; Сварупа, Махеша Шакти, Махеша, Шакти, Шива — так пять различий; Сварупа, Крийа Шакти, Джнана Шакти, Иччха Шакти, Шива — итак три различия. В сущности Шивы в не отдельности совершенной (проявляющиеся) Иччха, Джняна, Крийя, Блаженства и Сознания. (Их) стяжавшие сокровища йоги называют пятеричностью». 

(Абхинавагупта. Тантра-Сара (Сущность Тантры). Монастырь Академия Йоги «Собрание тайн».)

«В одной из тантрических традиций — Сиддха-Йога-Сампрадайе (или Натха-Сампрадайя, Натха-Видья, Сиддха-Сиддханта и др.) говорится, что «индивидуальное» тело человека (вьясти-пинда) не ограничивается лишь физическим телом (анда-пинда или гарбха-пинда), оно включает 5 состояний сознания (джаграт, свапна, сушупти, турийя, турийятитта) и 5 «оболочек» (коша). В этой Традиции также подчеркивается, что в теле человека (вьясти-пинда) отражается и содержится весь Космос, Макромир (маха-сакара-пинда), называемый Брахмаанда (космическое яйцо) или просто Анда (яйцо). Космос, Макромир — это тело проявленной Вселенной, космическое тело Шивы (пара-пинда или самасти-пинда), оно заключает в себе все остальные тела (вьясти-пинда), тела всех богов и, самое главное, самого изначального Абсолюта, благодаря которому все они находятся в состоянии полного, идеального и самого совершенного равновесия, известного как Самарасъя». 

(Махант Аведьянатх. Введение в Натха-Йогу. Шива-Таттва. М. Ритамбхара. 2006г.)

«Шакти и Шамбху постигаются в состоянии превосходящем турийю (турийАтИта), о Прекрасноликая! (29).
Этот Иша, Шакти и Шамбху именуются пятью состояниями (сознания) как и ранее они подразделяются семерично, на мантру, Ишану и Шакти. (32).
Шива известен как Пятеричность, о Прекрасноликая! Сама Шакти, со своим владыкой, Шакти и Шамбху пребывает в пятеричности. (33).
В триаде постигается Шива, Воля и Шакти. Покровительствуя слева и справа пятеричная, но неделимая Воля от нивритти (кала) (осознавание грубой материи) пребывает в Себе. Так постигаемая Реальность именуется пятеричностью. (33-35).
Целостность (сознания), превосходящая форму, является турийей. Великую целостность, которая есть состояние, превосходящее турийю, желают (обрести существа). (38)». 12

(«Малини-Виджайоттара-Тантра». / Пер. с санскр. О.Н.Ерченкова.)

«Тантризм исходит из постулата о том, что из Божественного не может произойти нечто нереальное. Майя потому не менее реальна, чем Шакти и Шива. Майя трактуется здесь как модус, форма вечной Парашакти, т.е. она рассматривается как Майя-Шакти. Сама Шакти наделена несколькими функциями, которые могут в каком-то смысле истолковываться как отдельные шакти, имеющие, однако, абсолютное значение, обладающие неограниченностью во времени и пространстве. Обычно их три (Иччха — Воля, Джняна — Знание, Крийя — Действие), иногда к ним добавляются (надстраиваются) еще две: Читта — Сознание и Ананда — Блаженство. Эти пять модусов Шакти (или модусов-шакти) существуют извечно, вне зависимости от процессов, протекающих с мирозданием. Точнее, они генерируют эти процессы, однако не напрямую, а опосредованно, через Майю. Таким образом, модусы Шакти пребывают в «чистом» (пара) качестве, не будучи омрачены эмпиризмом. Не так в случае с Майей. С вышеназванными модусами ее роднит пребывание в глубинах Шивы-Шакти». 

(Пахомов С.В. Понятие майи и проблема истинной идентификации
в Тантризме. // Путь Востока. Материалы III Молодежной
научной конференции. Выпуск 4. СПб. 2000г. С. 28-33)

«Глоссарий. Кала (с долгим вторым «а», калаа) — часть, сегмент; искусство или мастерство. 1. Культурные искусства. 2. Пятеричное подразделение Космоса, основанное на 36 таттвах и объясняемое в шиваитских Агамах. Пять кала — сфер или измерений сознания — это: 1) шантьятита-кала (сфера за пределами мира (покоя)), крайне утонченный уровень шуддха-майи, на котором сверхсознательное расширяется в бесконечное внутреннее пространство, область Бога Шивы и богов; 2) шанти-кала, (сфера мира (покоя)), уровень в шуддха-майе, на котором формы производятся из внутренних звуков и цветов и обитают великие девы и риши, находящиеся вне циклов реинкарнации; 3) видья-кала (сфера знания), уровень шуддхашуддха-майи, подсверхсознательного осознания форм в их полноте в последовательных состояниях проявления и взаимосвязанных сил актинодических энергий; 4) пратиштха-кала (сфера отдыха, покоя), уровень в ашуддха-майе, интеллекта и инстинкта; 5) нивритти-кала (сфера погибели, разрушения, возвращения), уровень в ашуддха-майе, уровень физического и около физического существования, сознательного, подсознательного и подподсознательного ума». 

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Введение. Вашему вниманию предлагается перевод одиннадцатой главы «Кирана-Агамы», одной из двадцати восьми Шайва-Агам, относящейся к категории «Рудра-Бхеда», представляющей в философском плане компромисс между дуализмом и недуализмом…
В первой главе прославляется Шива как Высшый Бог и Высший Брахман. Во второй главе излагается учение о Майе, как неотъемлемой энергии Шивы, Его Шакти, закабаляющей и одновременно спасающей. Третья глава обсуждает сущность кармы и источник ее возникновения. Четвертая глава рассматривает природу Господа, Пати. Пятая объясняет природу Шакти. Шестая глава говорит о необходимости посвящения и его сущности. Седьмая глава посвящена описанию и сущности мантры. Восьмая глава описывает структуру миров. Девятая глава описывает высшую Реальность, Шива-Таттву. Десятая глава повествует о происхождении Тантр. Одиннадцатая глава описывает матрику как проявление Джняна-Шакти Шивы и основу любого знания и речи. Двенадцатая глава объясняет происхождение и предназначение янтры.
Раздел агам, именуемый джняна-пада, представляет собой теоретическое знание и метафизику, это «твердая пища» прежде всего пища для ума и души. В данной, одиннадцатой главе ничего не говорится о том, какие мантры следует произносить или как обрести какие-либо сиддхи, а сообщается Знание о Самом Знании, о матрике (санскритском алфавите) являющейся «тайной матерью» Речи и, в конечном счете, всего мироздания. Шива творит мир мыслью и словом, и прямым выражением этого является матрика. Четвертая сутра «Шива-Сутры» гласит: «Она, эта матрика, пребывает в основании всякого знания, того знания, которое закабаляет в ложном представлении о природе нашего «Я», но она также есть «то знание, которое спасает». В этой главе говорится о тесной связи матрики с Джняна-Шакти и со слогом ОМ.
Глава одиннадцатая «Происхождение Матрики». Гаруда сказал: Мне не ясно, как единое Знание становится разделенным, поведай, Махадева, о том, откуда происходит корень всякого Знания. /1/.
Шива сказал: Высшее Знание, в котором пребывает слог ОМ, является сущностью единой нады. Оно есть луч, семя речи в горле великой Души. /2/.
В Шрути оно именуется высшим Брахманом, обителью неделимого слога. (В начале) пребывая в непроявленной форме, оно вновь проявляется, поделенным на части в форме Речи. /3./
Обладая девятью частями, вместе с шестнадцатью гласными, оно звучит в пятидесяти слогах, пребывая в пяти частях. /4/.
Оставшиеся две части по четыре слога пребывают в образе Множества. Такова постигаемая Варна-Шакти, поделенная на пятьдесят сущностей. /5/
(Примечание. Девять частей — это девять рядов букв санскритского алфавита (включая гласные), коих в общей сложности насчитывается пятьдесят. Пять частей — это пять рядов согласных (спарша), начиная со слога КА, в каждом из которых насчитывается также по пять букв (варн). Две части по четыре слога — полугласные (ЙА, РА, ЛА, ВА) и шипящие (ЩА, ША, СА, ХА)).
Oна есть Мать — матрика, пребывающая в различных образах санкхья и джняна (йоги), пребывающая в логике, поэзии, предании, проникая во все, Она пребывает повсюду. /6/.
Единое Знание Шивы пребывает в многообразии и в различных именах. Высшее Сущее (Знание) Рудры разделяется в многообразии, как стебель лотоса. /7/.
Благодаря этому разделению (единое) Знание именуется разделенным, хотя в действительности этого (разделения) не существует. Проза, стихи, и прочее, что поется в соответствии с местом, биджа, пинда, калА, кута мантра, происходящие из Шакти, (во всем этом) состоящем из речи, пребывает Шакти, Владычица Речи. /8-9/.
(Примечание: биджа, пинда, калА, кута мантры — разновидности односложных мантр, получаемые путем комбинации различных слогов и фонем матрики).
Та, которая есть Постигаемая Матрика, есть высшая Обитель всех мантр. О разделении Знания поведано Мной тебе. /10/».

(«Кирана-Агама». / Пер. с санскрита О.Н.Ерченкова.)

«Последний аспект, который нам следует в подробностях рассмотреть — это шарира, то есть физическое тело. Оно — не более и не менее чем чудо эволюции, немыслимо сложный инструмент, предлагающий человеку бесконечное разнообразие возможностей в этой жизни. Аюрведа уделяет меньше внимания природе сугубо материальных элементов тела и утверждает, что гораздо полезнее знать принципы, управляющие жизнедеятельностью. Процессы внутри человеческого тела и где бы то ни было во Вселенной объединены едиными динамическими закономерностями. Концептуальная модель, которую Аюрведа предлагает для осмысления законов природы, называется панчамахабхута, или теория пяти основных (великих) элементов. В аюрведическом первоисточнике «Чарака-Самхита» говорится: «Чтобы стать врачом, необходимо овладеть совершенным пониманием элементов».
Основной постулат панчамахабхуты состоит в том, что все в физически проявленном мире состоит из пяти фундаментальных блоков, которые мы будем называть «элементы». На Западе большинство людей знают только четыре из них — землю, воздух, огонь и воду. Тем не менее, Аюрведа постулирует существование еще одного, пятого, элемента. Таким элементом является пространство, или эфир. Этот «дополнительный» элемент считается основополагающим из всех пяти элементов. Элементы, или бхуты, считаются наиболее фундаментальными свойствами проявленного мира.
Универсальные организующие принципы Природы в Аюрведе обозначают термином «махабхуты», или «космические элементы». Махабхуты — это эссенция или внутренняя мудрость, которая присутствует внутри каждой бхуты, или каждого элемента, и позволяет этой бхуте проявлять свойственные только ей качества и характеристики. В отличие от бхут у махабхут нет размеров и «выраженности», не бывает физических состояний или каких-либо других физических свойств. В процессе мироздания, по мере его развертывания из вселенского Разума, махабхуты предшествовали бхутам. Они более фундаментальны и всесторонни.
Понять, каким образом элементы играют роль базовых строительных «кубиков» мироздания, без понимания соответствующих организующих принципов (махабхут) невозможно. Именно эти принципы задают функциональные свойства бхут, предопределяя таким образом практическую значимость теории пяти элементов при изучении тела.
Современной науке недостает глубокого понимания природы, поэтому ей не удается проследить связь между процессами в природе и процессами внутри человеческого тела во всей полноте. Напротив, за несколько тысяч лет своей истории аюрведа пришла к бесспорному выводу, что взаимодействиями элементов в природе и в теле человека управляют одни и те же законы. Наши тела строятся из пищи, которую мы едим, из воды, которую мы пьем, и из воздуха, которым дышим. Все это — суть различные сочетания пяти элементов. Следовательно, может ли быть наша физическая сущность чем-то иным, кроме как сочетанием элементов? Конечно, нет! Мы — порождение природы и ее неотъемлемая часть». 

(Панчамахабхута: теория пяти элементов. сайт AyurVeda.)

«Во втором параграфе ««Великие элементы» в Ваджраяне» рассматриваются особенности представления системы «великих элементов» в текстах класса Тантр, что имеет большое значение для выяснения роли символики «великих элементов» в буддийской культуре, поскольку северный Буддизм, распространенный в Тибете, Монголии и Бурятии, по преимуществу Буддизм тантрический, или Буддизм Ваджраяны. Главной целью буддийского учения является познание самого себя, собственной природы и обретение совершенства. Считается, что природой каждого живого существа является природа Будды, поэтому каждое живое существо может совершенствоваться до состояния Будды.
Тантрические методы представляют собой конкретные созерцательные тексты, в которых в символической форме дана медитативная схема, по которой должна идти мысль адепта для обретения совершенного знания собственной природы (природы Будды). Язык Тантр — это язык символов, передающий сложный смысл буддийского представления о человеке и о мире, то есть о микро- и макрокосме и их взаимоотношениях. Тантры представляют собой зашифрованные схемы, указывающие на структуру природы Будды, с которой созерцающий устанавливает связь; они направлены на непосредственное переживание и постижение пустоты собственного «я» Все тантрические методы содержат неизменные компоненты пять семейств Татхагат, или пять генезисов Дхьянибудд (Пять Мудростей). Подробные методы содержат эту информацию эксплицитно, а краткие методы – имплицитно. В подробных текстах мужские антропоморфные символы — это Пять Мудростей, символизирующих пять определенных априорных способностей психики, а женские антропоморфные образы (Пять Матерей) символизируют то, как эти структуры психики эмоционально ощущаются, они же ассоциируются с пятью «великими элементами»…
Схема тантрической мандалы, где основой развертки являются пять мужских персонажей (Пять Мудростей) и пять женских персонажей (Пять Матерей), является матрицей многих тантрических методов, идея которой проводится разными способами. Это своеобразный лейтмотив тантрического созерцания, потому что эта символика пронизывает собою всю динамику методов тантрического созерцания. Тантрийская трактовка системы «великих элементов» подтверждает вывод О.О.Розенберга об обусловленности рупа-скандхи «великими элементами». При этом Тантра выявляет связь системы «великих элементов» со всеми уровнями сознания… Поэтому можно утверждать, что Тантра дает более глубокий взгляд на проблему «великих элементов»… <…>.
Изображения мандал являются самым известным примером закодированного знания буддийской картины мира. Понимание этого языка и расшифровка послания доступна тем, кто обладает адекватными знаниями буддийского учения — его философии и принципов тантрийской практики. Тантрические тексты представляют собою смысловые коды, а изображения мандал — коды графические, где пятеричный цветовой код, являющийся индексом пяти семейств Татхагат, соотносится с пятью «великими элементами».
Диссертант полагает, что семантика знаков пяти элементов содержит информацию об универсальных процессах и отношениях высочайшей степени обобщения, действующих на всех уровнях Реальности, выявляя единство сфер физики, физиологии, психологии через три уровня смысла — буквального, словесного и истинного. Символика системы «великих элементов» дает возможность восстановить функциональные связи между разными уровнями Реальности.
Для изучения системы «великих элементов» тибетская буддийская культура представляет уникальный по своей полноте и последовательности материал благодаря тому, что в Тибете получила развитие самая эзотерическая часть Махаяны — Ваджраяна, тантрические методы которой представляются уникальными с точки зрения необычайно высокого развития знаний о внутреннем мире человека, его психологии.
Единство и последовательность терминологии в тибетской литературе, соотносящейся с разными уровнями Реальности, позволяет восстановить логические связи между реализацией «великих элементов» на разных ее уровнях и представить общую основополагающую модель миропонимания тибетской буддийской культуры».

(Пупышева Н.В.. Система «великих элементов»
в буддийской культуре. Диссертация. Кемерово. 2008г.)

Также, возможно, следует обратить внимание на один интересный и важный момент. В Традиции Тантры Шакти представлена как в «вертикальной» так и в «горизонтальной» многомерности:

«Понятие Майи было перенесено в Тантру из Веданты и подверглось перетолкованию: Майя в Тантризме — не сила иллюзии, она вполне реальна и обладает аспектом вечности, сохраняясь даже в период пралаи. Акцент ставится скорее на ее характере ограничения (самкоча) абсолютного бытия: Майя как бы обволакивает Абсолют различными перегородками и сетями, «одурманивает» его, и в итоге порождает время как ограничение вечности, пространство как ограничение бесконечности, и т.п. Майя представляет собой модус Шакти, и эта Шакти творит мир путем ограничений…
Кроме того, Шакти в Тантризме также тождественна Пракрити, понятие которой она заимствовала из дуализма ранней Санкхьи. Если Майя намекает на вертикальное соотнесение ценностного порядка (это тождество, которое говорит о «наслоении» одного элемента на другой), то Пракрити, скорее, указывает на «горизонтальное» тождество. От Пракрити не избавляются так, как от Майи. Если Майя творит, то Пракрити — это то, из чего творится нечто. Пракрити является материальным субстратом творения, несмотря на то, что сама она по сути своей остается непроявленной, авьякта. Из непроявленной Пракрити через триаду гун, понятие, которых также заимствовано из Санкхьи, исходит проявленное; в этом случае нет акцента на ограничение, скорее подчеркивается само порождение. Тем самым Пракрити, в отличие от Майи, является пассивным началом, имеющим дополнение в лице второго элемента пары — Пуруши. Часто в тантрических текстах Пуруша тождественен Шиве, подобно тому, как Пракрити идентифицируется с Шакти».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. Ж. «Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149)

Таким образом, согласно выше приведенной информации, можно выделить следующие названия 5-ти «планов Бытия» в человеке:

элемент «земля» элемент «вода» элемент «огонь» элемент «воздух» элемент «акаша»
анна-майя-коша прана-майя-коша мано-майя-коша виджняна-майя-коша ананда-майя-коша
стхула-шарира сукшма-шарира карана-шарира линга-шарира авьякта-шарира
джаграт свапна сушупти турийя турийятита
нивритти-кала
(физический мир)
пратиштха-кала
(мир инстинктов)
видья-кала
(мир познания)
шанти-кала
(мир покоя)
шантьятита-кала
(мир запредельного)
Иччха-Шакти
(воля)
Джняна-Шакти
(знание)
Крийя-Шакти
(действие)
Читта-Шакти
(сознание)
Ананда-Шакти
(блаженство)
Рупа*
(форма)
Нама*
(имя)
Сат
(бытие)
Чит
(сознание)
Ананда
(блаженство)

*Рупа — телесная, материальная индивидуальность человека
*Нама — тонкая, сущностная индивидуальность человека

 

5.2. ПРИНЦИП «ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ» В «КАРТЕ» ЧЕЛОВЕКА

Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно составить предварительный «эскиз» тантрической «карты» человека, который может выглядеть следующим образом:

3.2.8 карта человека эскиз 1В данном «эскизе» перечислены названия основных тантрических концепций и их основных «понятий», на базе которых будет составлена тантрическая «карта» человека. В данном случае названия 36 таттв (и названия 7 групп по 5 таттв) не указаны, а указаны лишь порядковые номера 36 таттв, согласно их «развертыванию». Еще раз обратим внимание на процесс «развертывания», «проявления» 36 таттв, согласно Учению Тантры (см. статью 3.2.6. ««Вертикальная» многомерность человека». п. 4.2. Таттва-Видья):

«Когда Парама-Шива «раскрывает себя», проявляя божественную свободу, — в этот же момент возникает целое творение, начиная с Шива-Таттвы [1] и по нисходящей до Притхви-Таттвы [36]… Пошаговое развитие проявления Мироздания, которое мы будем прослеживать здесь, является только логическим описанием этого процесса. Так как известно, что в течение периода, когда человек эволюционирует и развивается к своей Высочайшей Цели, т.е. к реализации Шиватвы, через свою садхану, он пересекает определенные уровни, проходит через определенные стадии, которые в действительности являются различными уровнями Творения, через которые он должен пройти в течение процесса своей эволюции, т.е. восхождения…
Согласно системе Трика, таттва не просто означает категорию или составную часть Мироздания; она означает нечто большее. Говоря онтологически, таттва является развернутой формой Шакти, поскольку само Мироздание считается развертыванием Шакти. Проявление всего творения, состоящего из различных уровней, каждый из которых представлен таттвой, происходит, когда Шакти развертывается и, таким образом, раскрывает Мироздание… Различные таттвы Творения, таким образом, символизируют различные шаги развертывания Шакти, от духовного вниз к материальному». 

(Метафизика школы Трика.)

«§ 3. Онтологическая манифестация Шакти. 36 таттв. Под онтологией С.В.Пахомов предложил понимать процесс становления или эволюцию Мира, но, автор данной работы считает, что правильней было бы назвать это становление эманацией. Этот процесс перехода из непроявленного в проявленное в текстах имеет несколько названий: «манифестация» Абсолюта (вьяпти), космическая «игра» абсолютного (лила), «самоограничение» Бога (тиродхана, самкоча). Существует как минимум два варианта, которые можно обнаружить в текстах, этого процесса. Во-первых, собственно онтологический, где из Абсолюта происходит истечение сущностей, каждая из которых порождает следующую. Во-вторых, имеет место развитие посредством разворачивания Божественной Речи (Паравак)… Таттвы отражают процесс проявления эмпирического мира из Абсолюта…
Таким образом, описывая процесс истечения Мира, вплоть до грубых элементов, из высшего Божества, Тантра постулирует тотальную сакральность, ибо Универсум предстает как тело Шивы-Шакти. Известный средневековый тантрик, представитель Кашмирского Шиваизма, Кшемараджа в «Пратьябхиджняхридайе» (в комментарии к третьей сутре) освещает именно эту идею: «…именно в этом великом Парамашиве, [одновременно] и трансцендентном, и имманентном вселенной, наделенном высшим блаженством, состоящем из световой массы, проявляется, не отделяясь [от Него], «все» [в мире], начиная [от таттвы] Шива и заканчивая [таттвой] земля»».

(Жаринов С.А. Парадоксальный гимн женственности.
Метафизика женственности в «Пятой Веде». Ж. «Милый Ангел» 2000г. № 2.)

«Вообще, осмысление божественной и космических сфер Бытия в сексуальных терминах весьма распространенное явление во многих древних и т.н. политеистических религиях. Однако если говорить о теологически и философски разработанных доктринах, то мы осмелимся предположить, что Тантра и Каббала представляют собой наиболее полноценные метафизики пола. Именно в них половой символизм имеет чуть ли не доминирующее положение…
Философские школы индуистской Тантры на фоне иных развитых метафизик, таких как Адвайта-Веданта и Санкхья, предложили совершенно оригинальное истолкование Абсолютного Бытия. Если Шанкара, обосновывая свою монистическую систему, утверждал бытие лишь единого неизменного Абсолютного Принципа (Брахман), а Санкхья, помимо подобного принципа (Пуруша), признавала онтологию динамичного инобытия (Пракрити), тем самым декларируя наличие дуалистической модели с двумя несводимыми друг к другу принципами, то Тантра преодолела два эти антитезиса. Она, с одной стороны, говорит о единстве Абсолютного Бытия, а с другой — указывает на наличие в нем двух аспектов — неименного и изменяющегося. Тантризм не сводит Бытие к понятию статичности, включая в его структуру принцип динамики, и тем самым онтологизирует становление, утверждая динамическую онтологию и теологию. Это, в свою очередь, дает возможность признать реальность Мира, но при этом избежать дуалистических концепций. Кроме того, мир приобретает, при таком подходе, сущностную связь с Высшим Бытием, или Богом…
Тантра говорит о достаточно сложной структуре Бытия, состоящей из 36 таттв, категорий существования или элементов Бытия. Эти таттвы представляют собой различные уровни, или аспекты Бытия, начиная с трансцендентных (первые 11 таттв) и заканчивая самыми грубыми, материальными. Что важно, так это то, что таттвы, в сущности, тождественны Высшему Божеству, или Парабрахману. Выдающийся средневековый представитель Кашмирского Шиваизма Кшемараджа в «Пратьябхиджняхридайе» освещает эту идею так: «…именно в этом великом Парамашиве, [одновременно] и трансцендентном, и имманентном вселенной, наделенном высшим блаженством, состоящем из световой массы, проявляется, не отделяясь [от Него], «все» [в мире], начиная [от таттвы] Шива и заканчивая [таттвой] земля» (Кшемараджа. Пратьябхиджняхридайя (Сущность Узнавания). / Пер. с санскрита, предисловие и комментарии С.В.Пахомова. Ж. «Восток». 2001г. №3. С. 102-112). Это дает нам возможность соотнести таттвы, если последние мы будем рассматривать одновременно в контексте эссенциалистского и имманентистского подходов, т.е. считать их не отделенными от сущности Бога и в то же время имманентными миру. Учитывая же, что таттвы в Тантре представляют собой ступени дифференциации и огрубления динамического, женского аспекта Божества, т.е. Шакти, их можно отождествить с нею. Они составляют как бы тело Шакти или ее структуру…». 

(Жаринов С.А. Онтология дихотомии «мужское-женское»
в Каббале и индуистском Тантризме. Доклад на Международной
научной конференции «Against Post-Modern World». 28.11.2011г.)

«Урок 13. Двери Восприятия. Тема 6. Тантра. Пути павритти и нивритти. С научной точки зрения эволюция определяется как процесс, в котором более совершенные формы жизни (носители сознания) растут и развиваются из менее совершенных. То есть, более развитые формы возникают из низших форм, грубое порождает тонкое. Такова научная теория эволюции. В Тантре и в индийской мысли в целом совершенно иное представление об эволюции. Тантра считает усложнение форм жизни (то есть, научную эволюцию) всего лишь образцом проявленного мира. Это — чертеж, проект, а не источник жизни, какой мы ее знаем. Подлинный смысл эволюции, о котором индийские мудрецы писали за тысячи лет до Дарвина, — это процесс возникновения или развития Шакти из Шивы, эволюции материального из нематериального. То есть, в более глубоком смысле, всякая и каждая форма жизни представляет собой не результат развертывания предшествующих форм жизни — каждая форма жизни развилась из фундаментального источника Бытия, именуемого Сознанием. Не тонкое развивается из грубого (научная эволюция), а грубое развивается из тонкого (духовная эволюция). Возьмите, например, кинофильм. В нём есть сюжет, который развертывается с начала до конца: это можно сравнить с научной эволюцией. Каждая сцена связана со следующей, но в то же время сюжет фильма не является источником картины. Источник картины находится в другом месте, а именно, на кинопленке. Кинопленку, хотя и очень приблизительно, можно сравнить с Сознанием. Тантра и другие индийские системы считают эволюцией проекцию фильма с кинопленки на экран, а не развитие самого сюжета.
Эта эволюция (в тантрическом смысле), или проявление материального мира, включая жизнь, идет в двух направлениях — вовне и внутрь. Во внешнем направлении (именуемом павритти) Шакти спускается вниз и порождает мир форм. Во внутреннем направлении (именуемом нивритти) она движется в противоположную сторону от грубого к более тонкому. Чем дальше Шакти движется вовне и вниз, тем глубже завеса неведения. Чем больше внутреннее и восходящее движение Шакти, тем больше осознание, познание или милость (ануграха) Божественного. Точная параллель этой концепции существует и в Даосизме…
Цель тантрической практики — обратить вспять нисходящее и внешнее движение Шакти и возвратиться по восходящему и внутреннему пути к высшему осознанию. Это обращение направления эволюции и возвращение к источнику есть воссоединение Шакти и Шивы.
Тантра подразделяет людей на две основные группы: 1. Тех, кто следует пути павритти, пути обращенности вовне, пути мира — деятельности и чувственного удовольствия. 2. Тех, кто следует пути нивритти, пути возвращения к источнику и познания своей подлинной сущности…
Путь к просветлению состоит в том, чтобы, прежде всего, следовать пути павритти — полностью удовлетворять и исчерпывать заинтересованность в мирском. Таким образом, человек естественно переходит к пути нивритти. Для этого не требуется никакого принуждения или усилия — все происходит само собой. Именно путь нивритти в конечном итоге приводит к опыту бесконечного…
Практики Тантры призваны плавно вести человека по обоим путям к высшему опыту. Тантра рекомендует те практики, которые наиболее подходят для типа личности и этапа развития отдельного человека. Она ясно отдает себе отчет в том, что нет смысла силой навязывать путь интроспекции тем, кто к нему не готов или совершенно не склонен к нему.
Таковы глубина понимания и широта Тантры. Ее цель — вести к просветлению каждого, но естественным образом, который не умножает комплексы и не приносит больше вреда, чем пользы». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«II. Основное содержание диссертации. Глава I. «Алхимия как предмет философского исследования» посвящена рассмотрению места и роли, смысла и функций алхимии в культуре, описанию происхождения, распространения, развития алхимии, дано определение алхимии, представлены различные методы её исследования, определён и обоснован собственный подход…
В третьем параграфе — « Антропологические особенности азиатской алхимии» продолжается развитие идеи о взаимосвязи алхимических ветвей в разных регионах мира, раскрываются особенности азиатской алхимии. В работе обращается внимание на то, что в основании теоретической базы каждого алхимического направления лежат ведущие национальные философские доктрины. Однако в этих учениях также присутствуют те идеи и принципы, которые являются герметическими по существу. Идентичными являются цели и задачи, стоящие перед человеком и в европейской, и в азиатской алхимии. Реализация этих задач происходит через разные методы и уровни практик, но при этом в них сохраняется основная символика Великого Делания. Все эти моменты свидетельствуют об определенной алхимической составляющей идей в развитии культуры и Запада и Востока. Для доказательства этого тезиса рассмотрены основные философские идеи Даосизма и Тантризма, выявляющие особенности китайской и индийской алхимии…
Развитие индийской алхимии наиболее ярко происходило в русле Тантризма. Космогония Тантры представляет собой процесс Творения, состоящий из двух фаз — «нисходящей» (праврити) и «восходящей» (ниврити). Символически его можно изобразить в виде энергий и форм, последовательно возникающих вокруг Истока. Исток символизирует непроявленный Абсолют, или изначальное Единство Абсолюта и его энергий в непроявленном состоянии. Адепты Тантры обозначают Исток как Чит («сознательное» или «сознание»), Сантанья («то, что сознательно»), Парасамвит («высшее знание») или Хридайя («сердце»). Все энергии, эманации и формы возникают на разных стадиях проявления. По мере удаления от Истока энергии и субстанции становятся все более плотными и материальными.
Согласно учению Тантры, в современном мире человек может приобрести знание для достижения сверхчеловеческого уровня и победы над смертью. В соответствии с этими философскими идеями, цель адепта Тантры — осознание Истока всего сущего и слияние с ним, т.е. возврат к состоянию изначального единства. Это высшее состояние единения Бытия и Могущества символически представляется актом соития Шивы и Шакти в собственном существе на всех планах Реальности. Основным в этом процессе является человеческое тело с его внутренней системой чувств, ощущений, переживаний. Когда чувства тонут в этом состоянии слияния с Истоком, то возникает другое состояние – состояние абсолютной недвойственности. Это состояние пробужденности.
Стадии алхимической работы в Тантризме напоминают стадии европейской алхимии. Так первоначальная задача состоит в активизации энергетических центров и первичных элементов (таттв). Это положение можно сравнить с поисками европейской первоматерии. Первичные элементы те же, что и везде — вода, огонь, воздух, земля. Эти элементы соотносятся с пятью энергетическими центрами в теле человека, с пятью субстанциями (зерно, рыба, мясо, вино, соитие) и с пятью дыханиями. Чтобы впитать и трансформировать скрытые в человеке силы, адепт использует связь лотосов с пятью элементами, субстанциями и дыханиями.
Таким образом, в основе Тантризма лежит не путь чистой отрешенности (как в первоначальном Буддизме и во множестве йогических учений), а путь познания, пробуждения и овладения секретными энергиями, скрытыми в теле. Помимо этого соответствующие ритуалы нацелены на сакрализацию природных функций, связанных с питанием и сексом. В каждом случае осуществление духовной самореализации предполагает неустанный труд над самим собой, который также как и в европейской алхимии можно назвать Великим Деланием». 

(Рогова Н.В. Антропологический смысл алхимии. Диссертация. Ростов-на Дону. 2004г.)

«Об авторе. Файдыш Евгений Александрович — кандидат биологических наук, академик МАЭН, президент Фонда трансперсональной психологии Европейской ассоциации трансперсональной психологии (EUROTAS).
Глава 1. Кармические проблемы в жизни современного человека. Счастье и страдание, смысл жизни и злой рок все это переплетено столь тесно, что невозможно остановиться на одном, не затронув другого. Если мы спрашиваем себя, почему судьба человека складывается так, а не иначе, какие силы управляют ею, мы рано или поздно приходим к вопросу: откуда мы появились в этом мире, что находится за порогом жизни и смерти. Это вечные вопросы волновали человечество с глубокой древности, и попытки ответить на них привели к появлению целого мировоззрения, лежащего в основе мировых религий, древних философских систем, откровений великих мыслителей и святых.
Это мировоззрение иногда называют Сокровенной Мудростью или Вечной Философией и в самом общем виде оно выглядит следующим образом. Вселенная, в которой мы живем, многомерна и помимо физического вещественного уровня содержит множество измерений являющихся вместилищем нашего духа и иных сущностей. Соответственно мир материи является наиболее грубой и несовершенной сферой Вселенной. Более того, материальность обладает сильнейшей способностью навевать иллюзии, вызывать у духа, попавшего в эту среду Бытия, забвение собственной природы, утрату присущих ему возможностей.
Будучи по своей природе, прежде всего, духовным существом, человек, попавший в темницу материи, начинает идентифицировать себя только со своим телом, с его желаниями и страстями, пытаясь обрести счастье в погоне за удовольствиями. На самом же деле, с точки зрения. Сокровенной Мудрости, причина наших страданий в искажении, сужении нашего сознания, ограничении тех беспредельных возможностей, которыми изначально обладал наш дух. Именно поэтому и материальное изобилие и неизмеримо возросшая материальная мощь человечества оставляют нас неудовлетворенными, одержимыми насилием, и просто уставшими от своего существования. Сколь часто люди, достигшие всех материальных благ которых, желали, оказываются во власти тоски, неудовлетворенности, причиняя страдания и себе и окружающим.
В чем же причина нашего воплощения в мир материи? Сокровенная Мудрость чаще всего используют три метафоры: «изгнание», «опьянение», «сон». Все они говорят о некоем изначальном «падении» когда человеческое снизошло от сверхчеловеческого, божественного и незапятнанного. Наше пребывание на земле в сфере материи рассматриваются как важная, но очень рискованная миссия, направленная на просветление темного, подвластного смерти физического мира, создание качественного нового вида телесной оболочки, подвластной духу, — тела света. Именно с ним связывается воцарение Божественного царства на Земле…
В любом случае одной из основных начальник задач нашего пребывания на Земле является преодоление забвения, восхождение к Божественному Источнику и одновременно «укрощение» нашего тела, подчинение телесных страстей и желаний нашему высшему «Я». Именно это устраняет основной источник страдания, позволяет обрести целостность и силу, пробудить наши глубинные резервы. Понятно, что и первое, и второе очень непростые задачи, лежащие в основе большинства мистических и религиозных практик, а их решение очень сложный и подчас мучительный процесс. Его успех во многом зависит от понимания природы многомерной Реальности, механизмов нисхождение духа в материю и его связей с телесной оболочкой. Поэтому рассмотрим вначале основные космогонические принципы древних традиции, на примере Индийской Тантры и Даосизма, представления которых оказались удивительно близки новейшим открытиям современного естествознания.
Согласно философии Тантры, космическая эволюция происходит по стадиям, в ходе которых разворачивается 36 базовых космических принципов — таттв, определяющих законы функционирования нашей Вселенной. При этом развитие начинается от наиболее «тонких», информационных аспектов Реальности и лишь в самом конце завершается образованием «плотного», материального мира…
В Индийской Традиции существует специальная медитативная диаграмма — Шри-Янтра, где закодирован весь этот процесс космической эволюции. Причем эволюции соответствует движение из центра к периферии, а инволюции — от периферии к центру. Эта же Шри-Янтра описывает и индивидуальное развитие человека, т.к. с тантрической точки зрения Макрокосмос (вселенная) и Микрокосмос (человек) полностью подобны. В этом случае различные слои Шри-Янтры, расположенные по радиусам, соответствуют разным чакрам. Центральная точка (бинду) соответствует Сахасрара-Чакре, а квадрат, обрамляющий Шри-Янтру — Муладхара-Чакре.
Итак, процесс эволюции Вселенной, приводящий к возникновению индивидуальных «я» и физических тел, начинается из точки, где все слито воедино (центр Шри-Янтры). Она соответствует высшему недифференцированному состоянию Космоса, где полностью отсутствует дуализм. В этой фазе есть лишь одно Высшее Я — Парама Шива. Он слит воедино со своим женским аспектом Шакти — потенциальной энергией творения…
Очень важно подчеркнуть, что это не чертеж, не план создания макро и микро — космоса, а именно его зародыш, который, прорастая, приводит к формированию Вселенной. Т.е. тут нет Творца, который по плану, подобно инженеру, создал атомы и молекулы, планеты и галактики. Этот же принцип вырастания является и центральной идеей Даосизма.
В современной физике эта идея была переоткрыта сравнительно недавно и формулируется как принцип самоорганизации. Открытия, сделанные в термодинамике неравновесных систем, синергетике и других областях современной науки, полностью подтвердили, что для естественных процессов начиная от элементарных частиц и до социальных систем характерны именно механизмы самоорганизации, «вырастания»…
Принцип Парама-Шивы присутствует везде, он абсолютно не проявлен, поэтому его отождествляют с Пустотой (Шунья). Интересно, что открытия современной физики элементарных частиц показали, что физический Вакуум (Пустота) не является пустотой в обывательском смысле этого слова, т.е. отсутствием чего бы то ни было. Наоборот, в нем скрыты громадные запасы вещества и энергии, но в скрытой латентной форме.
Слияние с принципом Парама-Шива, находящемся в Центре Шри-Янтры, является целью духовной практики в самых различных религиях и мистических традициях. Это не только Индийская и Тибетская Тантра, Даосизм, но и Христианская Духовная Алхимия (слияние с Божественным Андрогином), Мистическая Традиция Кельтов и множество других. При этом практик сначала повторяет путь инволюции, двигаясь от периферии к центру, а затем, войдя в центральную точку (Маха-Бинду), обретя в ней внутреннюю гармонию и единство, соприкоснувшись с Божественным Источником творчества, проходит путь эволюции, воссоздавая себя вновь».

(Файдыш Е.А. Карма и психотравмы. М. Алмин. 1995г.)

Таким образом, если мы говорим об «эволюции», «развертывании», «проявлении», «становлении» Мира, Космоса, то нумерация 36 таттв идет от Шива-Таттвы (1-й таттвы) до Притхви-Таттвы (36-й таттвы). Но, если мы говорим о «карте» Человека, а не Космоса, о развитии, проявлении, становлении, т.е. «эволюции» Человека, а не Космоса, то в тантрической «карте» человека нумерация 36 таттв должна идти в «обратном» (!) порядке, т.е. в прямом порядке для человека от Притхви-Таттвы (1) до Шива-Таттвы (36), поскольку человек должен «подняться по ступеням Мироздания» от «Земли» до «Космоса», чтобы «возвратиться по восходящему и внутреннему пути к высшему осознанию…», что является одной из самых главных целей человека в его «эволюции», в его познании, деятельности, приобретении опыта, развитии сознания и в жизни вообще.
Еще раз обратим внимание на тот момент, что, согласно Тантрической Традиции, человек «состоит» из 36 таттв (принципов), которые тесно связаны с конкретными чакрами человека и охватывают весь спектр человеческого существования и опыта, что позволяет использовать таттвы и чакры в качестве средства понимания человеком природы и сущности себя самого и Мира в целом. Более того, Тантра использует таттвы и чакры как инструменты для духовного, эволюционного развития человека.
Это относится к тому, что сегодня уже достаточно хорошо известно. Но ведь есть и то, что сегодня пока мало или даже практически не известно — это «невидимая», «сокрытая», «тайная», «эзотерическая» связь между теми «элементами» человеческого существа, которые в Тантрической Традиции носят названия: Бхута, Чакра, Коша, Пинда, Шарира, Таттва и которые являются своеобразными магическими «ключами» в Тантрической Практике (Садхана).
Сегодня хорошо известно о таких «особых ключах» Тантрической Практики как Янтра и Мантра, судя по тому особому значению, которое придается им в Тантрической Традиции. Специалисты говорят, что определенное сочетание Янтры и Мантры является волшебным ключом к соответствующим разделам Тантрической Магии, но это знание хранится в тайне.
Таким же образом, определенное сочетание таких «элементов» человеческого существа, которые в Тантрической Традиции носят названия: Бхута, Чакра, Коша, Пинда, Шарира, Таттва, может стать волшебным ключом не только к соответствующим разделам Тантрической Антропологии и соответствующим разделам Тантрической Сотериологии, но и к феномену Человека в целом.
Обратим внимание на тот факт, что Тантры говорят о теле человека как о его личной Янтре, о звуках его дыхания как о его личной Мантре, о сущности человека как о его личной Форме (Сварупа), о природе человека как о его личном Становлении (Свабхава), об индивидуальности человека как о его личном Признаке (Свалакшана), о жизни человека как о его личной Дхарме (Свадхарма), о его Пути как о личной Тантре (Сватантра), о его развитии как о его личном Движении (Свастика*).

*Считается, что санскритское слово «свастика» происходит от двух санскритских корней: «су» — «добро», «благо» и «асти» — «жизнь, существование», и может означать «благо», «благополучие», «благосостояние», «процветание». Санскритское восклицание «свасти!» («благо!») и по сей день звучит во многих повседневных ритуалах Индуизма, особенно в ритуалах, обозначающих начало чего-либо (например, таких как рождение или свадьба), обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ Свасти!»). В Индийской и Тибетской Традициях Свастикой часто обозначаются чакры человека.

Анализируя слово «свастика», Густав Дюмутье (см. Dumoutier Gustave. Les Chants Et Les Traditions Populaires Des Annamites. (French Edition). Paris. 1890; Nobel Press. 2011) раскладывал его на три слога: su-auti-ka. «Su» — корень, обозначающий «добро», «благо», превосходную степень или «suridas» — «преуспеяние». «Auti» — форма 3-его лица ед. числа в изъявительном наклонении настоящего времени от глагола «as» — «быть». «Ka» — субстантивный суффикс (связанный, соотносящийся по значению с существительным, имеющий значение имени существительного). «Санскритское название suastika, — писал М.Мюллер Г.Шлиману, — приближается к греческому «возможно», «можно», «позволено»».

В любом случае следует обратить внимание на то, что понятие «Свастика» отражает главный вид движения в Мироздании — вращательное с его производной — поступательным, и способно символизировать философские категории. Поскольку понятие «свастика» подразумевает движение и совершенство, соответствующие закону, то оно, естественно, может символизировать благословение, доброе предзнаменование и т.д.
Некоторые специалисты считают, что Знак Свастики олицетворяет соединение мужского и женского начал, принципов: динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец.
Другие специалисты считают, что Знак Свастики предполагает идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Поэтому принято считать, что знак Свастики олицетворяет нравственную характеристику: движение по Солнцу — добро, против Солнца — зло…

Вот что пишет Р.Багдасаров (см. Р.Багдасаров. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. М. Белые Альвы. 2001г.)

«Существует большая неопределённость между обозначением и смыслом право- и левосторонней Свастики даже в одной Индии, не говоря о других регионах планеты. Тем более не следует переносить противоположность между двумя видами знака в сферу этики. Именно этим грешат сочинения псевдооккультных авторов, уже более века рассуждающих о «пагубном» и «благотворном» направлениях Свастики. Зло приносит якобы та, которую М.Мюллер называл suavastika, а добро suastika. Характерно, что приняв гипотезу о кардинальном различии двух типов Свастики, подобные авторы путают правое и левое направления. Мюллеровскую suavastika называют «свастикой», a suastika «суавастикой» или «совасти-кайей».
Большинство учёных (первым из которых был Р.Ф.Грэг) давно, правда, сомневаются, что право- и левосторонние виды Свастики следует именовать по-разному. «Санскритское слово «свастика» есть единственное, применяемое во всех случаях для обозначения этого символа, подытожил эти сомнения Рене Генон, термин же «саувастика», которым иногда стремятся обозначить одну из таких форм с тем, чтобы отличить её от другой (и последняя в этом случае одна выступала бы как подлинная свастика) в действительности есть лишь прилагательное, производное от «свастики» и обозначающее то, что относится к этому символу или его значениям» [Генон Р. Символы священной науки. М. 1997г. С. 95.]. Основные традиции человечества (Индуизм, Буддизм, Христианство, Ислам и др.) содержат как право-, так и левостороннюю Свастику, которые оцениваются не по шкале «добро-зло», а как две стороны единого процесса. Так, «разрушение» не есть для восточной метафизики «зло» в дуалистическом понимании, а только обратная сторона созидания и т.д.
Другой крайностью (проявляющейся уже не в псевдомистической, а в академической среде) является полное игнорирование различия между направлением движения Свастики, из-за чего теряется смысл целого ряда традиционных композиций.
Солярное истолкование Свастики возобладало. Граф Гобле д’Альвьелла и другие доказали родственность брахманических ритуалов Индии, сопровождающихся круговыми, вращательными движениями участников, аналогичным обрядам кельтов. Индуистский культ стал рассматриваться большинством специалистов как основа для интерпретации символа. Спектр гипотез, впрочем, и по сей день остаётся широким. Полагают, что Свастика это: текущая вода (J.B. Waring), воздух или божество воздуха (R.P.Greg), пламя или возгорание (Emile Burnouf), молния (W.Schwartz), женский пол (George Birdwood), соединение двух полов (J.Hoffman), монограмма среднеиндийского языка пали (Gal Cunningham), объединение 4-х каст Индии (Fred. Pincott), «аргонавт» или осьминог (ср. греч. «многоногий»; см. у Frederic Houssage), летящие журавли (Karl von der Steinen), первоначальное божество индоевропейцев (М.de Zmigrodzki) и, наконец, согласное с большинством, Солнце в круговом движении (Max Miiller, Ludwig Muller, Percy Gardner, Edw.B. Thomas, Henri Gaidoz, Goblet d’Alviella) [Goblet D’aluiella E.F., comte. Croyances, rites, institutions. P., 1911. T.I. p. 75]. В стремлении дать знаку исчерпывающее объяснение возникали целые школы. Писали о том, что Свастика отображает собой Луну, годовое вращение созвездия Большой Медведицы, страны света, вечность, 7 божеств Индии (среди них Агни, Индру, Вишну и Ганешу).
Большинство толкований можно разделить на две половины: одни специалисты обращают внимание на концы знака и связанную с ними цикличность (так, иногда Свастику отождествляют со сменой сезонов и земледелием), другие концентрируют внимание на центре, усматривая в нём первопринцип (д-р Колли Марч один из первых предположил, что Свастика обозначает вращение вокруг небесной оси) [491; 548, р. 13; 163, с. 454]. Эти точки зрения взаимно дополняют друг друга».

Таким образом, представленная в тантрической «карте» человека «совокупность» таких «элементов» человеческого существа, как Бхута, Чакра, Коша, Пинда, Шарира, Таттва, которые представляют собой своеобразные смысловые коды-понятия, может стать своеобразной «матрицей», эзотерической «схемой», которая в определенной мере может не только раскрыть уникальные представления Тантры о человеке, о его многомерности, о его основных онтологических феноменах и их взаимоотношениях на всех уровнях Реальности и планах Бытия, но и выявить те скрытые связи этих феноменов со всеми уровнями и формами сознания, которые указывают на существование определенной, скрытой, эзотерической структуры природы человека, сущности человека, индивидуальности человека и личности человека, и которые говорят о единстве, целостности физической, физиологической, психологической, сознательной и духовной сфер всего человеческого существа, всей жизни и деятельности человека.
Более того, данная «схема» позволяет понять и осознать не только всю ценность, важность и значение необычайно глубоких знаний в Традиции Тантры о феномене человека, о внутреннем мире человека, о его психологии, сознании и пр., но и их назначение, поскольку позволяет составить определенное представление о таких важных категориях, как:
1. личное тело человека — Янтра (личный инструмент)
2. личное «дыхание» человека — Мантра (личная молитва)
3. личная природа человека — Свабхава (личное становление)
4. личная индивидуальность человека — Свалакшана (личный признак)
5. личная жизнь человека — Свадхарма (личная дхарма)
7. личный путь человека — Сватантра (личная тантра)
8. личное развитие человека — Свастика (личное движение)
которые, в принципе, формируют структуру личности человека, т.е. то, что является самым дорогим, самым ценным в человеке, что делает его «им самим», всегда единственным, несравнимым, бесподобным, неповторимым и в то же время настоящим, естественным, подлинным, истинным (см. статью 3.2.1. «Индивидуальность и личность человека (ч.1,2)»).

«Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему».

(Вейнвальд Н.И. Психология личности. М. 1987г.)

«Личность — способ бытия человека. Личность в узком смысле — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления».

(Личность в психологии. Энциклопедия практической психологии.)

«Человек — это ведь всегда! — целое. И организм, и личность одновременно. Особенно, если под личностью понимать фундаментальную командную, управляющую часть психики и организма в целом…» (О.И.Мотков)».

(Организм и личность. Энциклопедия практической психологии.)

«Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н.Леонтьев).
Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л.Рубинштейн).
Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. (Б.Д.Парыгин)…».

(Психология в тезисах. сайт «А.Я.Психология». Azps.ru)

«Природа и развитие личности. Что делает человека личностью? Как человек становится личностью? Что обеспечивает рост и развитие личности?
Структура личности — основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности — то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность. Основные характеристики личности — какие? А если проще: как понять, каков этот человек на самом деле?
Жизненный путь, здоровье и уровень личности — это когда-то рост и развитие, когда-то горизонтальное движение по жизни: по течению или против него, а когда-то проблемы и деградация. У каждого свои этапы развития личности и у каждого свой уровень.
Личность можно расти, можно личность развивать, иногда важнее всего личностью просто быть. Личность иногда нужно лечить, на личность можно влиять и личность можно форматировать. Для всего этого есть разные средства и формы: для себя — самостоятельное самосовершенствование, использование методов самоорганизации, личностные тренинги, для других — воспитание, перевоспитание, психотерапия, управление. Личность характеризуют те или иные черты, взгляды, ценности, позиции, привычные роли».

(Личность. Энциклопедия практической психологии.)

Вполне возможно, что подобная «схема» тантрической «карты» человека позволит не только достичь понимания сущностных свойств человека и так называемых базовых оснований личности, воплощающих эти сущностные свойства и определяющих многообразие физических, физиологических, психологических, сознательных, духовных особенностей человека и его функционирования в разных сферах жизни и деятельности, но и «грамотно» подойти к вопросам развития, формирования личности человека.

«Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела и укреплению врождённой индивидуальности человека, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия. Цель Тантры — замена ограниченной индивидуальности неограниченной вечной личностью».

(Р.Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. (К. София. 1998г.)

«При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности: 1) как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя; 2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с другими людьми; 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.
Выделение многомерности как исходной характеристики личности позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытия ее различных измерений, а не как историю заблуждений или ошибок. На разных этапах человеческой мысли делались попытки найти ответы на вопросы о месте человека в мире, о его происхождении, предназначении, достоинстве, о смысле его существования, о его роли в истории, его уникальности и типичности и на вопрос о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора.
Именно многомерность феномена личности послужила основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере изучают философия, социальные и естественные науки. Индивид, личность и индивидуальность — разные характеристики изучения человека, которые определяются в биогенетическом, социологическом и персонологическом подходах. Конечно, существуют принципиальные различия между исследовательской установкой, ориентирующей на понимание развития личности, и практической установкой, направленной на формирование или коррекцию личности конкретных индивидов.
Многомерность понятия «личность» обусловила драматическую борьбу разных, зачастую полярных ориентации (в т.ч. материалистической и идеалистической), в ходе которой разные мыслители, как правило, выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности либо оказывались на периферии знания, либо не замечались или отрицались».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. ИФ РАН. / Под ред. В.С.Степина. М. Мысль. 2001г.)

Данная «схема» тантрической «карты» человека прекрасно подтверждает, показывает, раскрывает и объясняет тот удивительный и загадочный, необъяснимый и мистический факт, что все люди одинаковы и уникальны одновременно! Эта «универсальность» Тантрического Знания и есть непреходящая ценность Тантры, поскольку это Тантрическое Знание позволяет каждому человеку, соприкоснувшись с его глубиной, чистотой и удивительной простотой, найти для себя Высшую Значимость, Значимость того, что мы — «образы подобия и проявления Божественного».

«Глава VI. Образ и подобие. Таким образом, люди обладают единой общей природой во многих человеческих личностях. Это различие природы и личности в человеке не менее трудно уловимо, чем аналогичное различие единой природы и трех Лиц в Боге. Прежде всего, следует дать себе отчет в том, что мы не знаем личности, ипостаси человеческой в истинном ее выражении, свободном от всякой примеси. То, что мы обычно называем «личности», «личное», обозначает скорее индивиды, индивидуальное. Мы привыкли считать эти два выражения — личность и индивид — почти что синонимами; мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично. В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, «охарактеризовать» какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, «черты характера», которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно «личными», так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что является для нас самым дорогим в человеке, то, что делает его «им самим» — неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной». Человек, определяемый своей природой, действующей в силу своих природных свойств, в силу своего «характера» — наименее «личен». Он утверждает себя как индивид, как собственник собственной своей природы, которую он противополагает природам других как свое «я», — и это и есть смешение личности и природы. Это свойственное падшему человечеству смешение обозначается в аскетической литературе Восточной Церкви особым термином, или, по-русски, «самость», причем истинный смысл этого термина слово «эгоизм» не передает.
Мы испытываем известное затруднение в восприятии христологического догмата, который рассматривает волю как функцию природы; нам легче представить себе личность, которая хочет, самоутверждается и заставляет признавать себя в силу своей воли. Однако понятие личности предполагает свободу по отношению к природе, личность — свободна от своей природы, она своей природой не определяется. Человеческая ипостась может самоосуществляться только в отказе от собственной воли, от того, что нас определяет и порабощает естественной необходимостью. Индивидуальное, самоутверждающееся, в котором личность смешивается с природой и теряет свою истинную свободу, должно быть сокрушено. В этом — основной принцип аскезы: свободный отказ от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы, чтобы вновь обрести истинную свободу — свободу личности, которая есть образ Божий, свойственный каждому человеку. Поэтому преподобный Нил Синайский и говорит, что совершенный монах «всякого человека почитает как бы Богом после Бога». Личность «другого» предстанет образом Божиим тому, кто сумеет отрешиться от своей индивидуальной ограниченности, чтобы вновь обрести общую природу и тем самым «реализовать» собственную свою личность.
Итак, то, что соответствует в нас образу Божию, не есть часть нашей природы, а наша личность, которая заключает в себе природу. Природа есть содержание личности, личность есть существование природы. Личность, утверждающая себя как индивид и заключающая себя в пределах своей частной природы, не может в полноте себя осуществлять — она оскудевает. Но отказываясь от своего содержимого, свободно отдавая его, переставая существовать для себя самой, личность полностью выражает себя в единой природе всех. Отказываясь от своей частной собственности, она бесконечно раскрывается и обогащается всем тем, что принадлежит всем. Личность становится совершенным образом Божиим и стяжает Его подобие, которое есть совершенство природы, общей всем людям. Различение между личностями и природой воспроизводит в человечестве строй Божественной жизни, выраженный троичным догматом. Это — основа всякой христианской антропологии, всякой евангельской морали».

(В.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991г.)

* * *