Статья 3.2.8. Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека. (ч.1).

Определенное сочетание своеобразных смысловых кодов-понятий, которые в Тантрической Традиции имеют названия: Бхута, Чакра, Коша, Пинда, Шарира, Таттва, и сведение их в определенную «схему» под названием «Тантрическая Карта Человека» может стать волшебным ключом не только к соответствующим разделам Тантрической Антропологии и соответствующим разделам Тантрической Сотериологии, но и к феномену Человека в целом, поскольку подобная «карта» человека в определенной степени может не только раскрыть уникальные представления Тантры о человеке, о его многомерности (как вертикальной, так и горизонтальной), о его основных онтологических феноменах и их взаимоотношениях на всех уровнях и планах Бытия, но и выявить те скрытые связи этих феноменов со всеми уровнями и формами сознания, которые указывают на существование определенной, скрытой, эзотерической структуры природы человека, сущности человека, индивидуальности человека и личности человека, и которые говорят о единстве, целостности физической, физиологической, психологической, сознательной и духовной сфер всего человеческого существа, всей жизни и деятельности человека.

* * *

1. ЭПИГРАФ

Всё, что видим мы, — видимость только одна.
.    Далеко от поверхности мира до дна.
.    Полагай несущественным явное в мире.
.    Ибо тайная сущность вещей — не видна.

                             Омар Хайям. (пер. К.Д.Бальмонта)

Мы цель созданья, смысл его отменный,
.    Взор божества и сущность зрячих глаз.
.    Окружность мира — перстень драгоценный,
.    А мы в том перстне — вправленный алмаз.

                             Омар Хайям. (пер. К.Д.Бальмонта)

«Однако мало найдётся книг, в которых истина была бы раскрыта так, как в четырёх строчках, написанных Омаром Хайямом. Как возможно, чтобы в нескольких строчках вместилось больше смысла, чем в большом количестве книг? И как понять весь смысл этих нескольких строк?». (Е.Тарасов. 2012г.).

Омар Хайям — Гиясаддин Абу-ль-Фатх Ома?р ибн Ибрахим аль-Хайя?м Нишапури — (1048-1131) – персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Современники обращались к нему — «Величайший из мудрых!», так же «Мудрейший из великих!». В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI в. В алгебре Омар Хайям построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. Но во всем мире Омар Хайям знаменит своими четверостишиями — «рубаи» — мудрыми, полными юмора, лукавства и дерзости. Долгое время Омар Хайм был забыт, но его творчество стало известно европейцам в новое время благодаря переводам Э.Фицджеральда. Рубаи Омара Хайяма переводились на русский язык многими поэтами.

Эти рубаи Омара Хайяма можно рассматривать как эпиграф к данной статье, поскольку в данной статье пойдет речь об эзотерической «карте» человека, которую можно выстроить, опираясь на тантрические концепции.

 

2. ЧТО ТАКОЕ «КАРТА» ЧЕЛОВЕКА?

Само слово «карта» может означать (букв.): план, чертеж, изображение, графическая модель, графическое описание, своеобразное изображение и пр. Но сегодня слово «карта» получило широкое распространение в самых разных областях человеческой деятельности: астрологические карты, карты аттестации рабочего места, банковские карты, больничные карты, генетическая карта человека, географические карты, игральные карты, карты интернет-сайтов, карты клиентов, карты памяти, подарочные карты, карты раскроя и т.д.

В рамках данной статьи бегло обратим внимание на несколько карт, которые имеют отношение к человеку:
— Карта Биоритмическая
— Карта Желаний
— Карта Личная
— Карта Мышления
— Карта Натальная
— Карта Сокровищ
— Карта Судьбы
— Рейв-Карта

 

КАРТА БИОРИТМИЧЕСКАЯ

«Программа «Биоритмическая Карта Человека» демонстрирует колебания энергии и степень активизации систем и функций организма человека в результате этих колебаний. Показатель можно рассчитать на весь период жизни проверяющего. В программе представлены два вида карт.
1. Четыре карты макро циклов показывают затухание начального импульса в сторону увеличения временного интервала:
1. карта макро циклов — 1 день (24 часа)*14 = 14 дней
2. карта макро циклов — 14 дней*14 = 196 дней
3. карта макро циклов — 196 дней *14 = 2744 дня
4. карта макро циклов — 2744 дня * 7 = 19208 дней
2. Четыре карты микро циклов отслеживают затухание ритмического ряда в сторону уменьшения временного интервала:
1. карта микро циклов — 1 день (86400 сек.)\14 = 6141,428 сек.
2 карта микро циклов — 6141,428 сек \14 = 440,816 сек.
3 карта микро циклов — 440,816 сек.\14 = 31,486 сек.
4. карта микро циклов — 31,486 сек.\ 7 = 4,5 сек.
В данной программе можно настроить параметры под свои данные и получить результат. Данная карта поможет вам обезопасить себя от некоторых неблагоприятных явлений».

(Программа «Биоритмическая карта человека». интернет-реклама.)

 

КАРТА ЖЕЛАНИЙ

«Карта Желаний, ее еще называют Коллаж Желаний — это отражение ваших желаний и целей. Отражение того, чего вы хотите добиться в жизни. Того, что вы хотите иметь в жизни, любимого человека, хорошую работу, квартиру, машину, путешествия и т.д. Для создания фен-шуй-коллажа выберите изображения вещей которые наиболее соответствуют вашим желаниям, вещей которые вы желали бы иметь у себя. Можно подобрать эти изображения в журналах. Далее выбранные изображения приклеиваются на лист бумаги или картона в соответствии со схемой Ба-гуа, схемой 5 элементов. В наше время уже все наверно смотрели фильм «5 элементов», это и есть элементы Ба-гуа.
Итак, элементы Ба-гуа — Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Это непрерывный цикл, движущийся по кругу.
Выбранные только важные изображения, те, которые вам больше нравятся и наиболее ярко обозначают ваше желание. Наклейте изображения, как было сказано выше, на лист бумаги или картона. Можно даже взять для этого ватман. Располагайте изображения в соответствии со схемой. По завершении произнесите заверение, например «Все это у меня есть». В наше время, в век компьютеров можно не тратить время на поиск и вырезание из журналов изображений, а сделать все это на компьютере в виде заставки на мониторе. Можно даже сделать две карты желаний и менять их, делая заставки поочередно.
Сделать это несложно, даже если вы не продвинутый пользователь компьютера».

(Ксения Осипова. Что такое Карта Желаний? Как ее сделать?)

 

КАРТА ЛИЧНАЯ

«Личная Карта человека рассчитывается с помощью метода Ба-Цзы. Данный метод изучает тело человека, энергетическую наполненность его органов, энергетическую сущность человека. В переводе с китайского Ба-Цзы означает следующее: «Ба» — число 8, «Цзы» — знак, иероглиф. Система восьми знаков — четыре небесных ствола и четыре земные ветви — описывают энергетические характеристики человека. При этом учитываются год, месяц, день, час рождения и место рождения (широта и долгота).
Самая главная характеристика человека – ствол дня или личный знак. Он показывает, что получил человек от Неба. Личный знак — это сокровенная суть человека, его характер. Все остальные знаки дополняют его. Если провести аналогию с хозяином дома, проводящим у себя вечеринку, то его личный знак — это хозяин, а все остальные знаки — гости на этой вечеринке. С каждым из них он вступает в какие-то взаимоотношения: дружеские, любовные, меркантильные или конфликтные. В итоге вся эта вечеринка и есть карта человека, с которой ему приходится жить. Небесные стволы показывают внутренний мир человека. Земные ветви — то, как он проявляет себя в жизни. Есть ещё пятый столп в карте человека — Дом жизни. Он обобщает характеристики всех предыдущих четырех столпов. На основании анализа взаимодействия этих стволов и ветвей относительно самого главного — Личного знака — можно определить пять самых главных направлений в жизни человека, его характерные черты, потребности и желания. 1. Собственная стихия человека; 2. Стихия творчества, обучения; 3. Стихия работы и денег; 4. Стихия социума; 5. Стихия поддержки».

(Личная карта человека. Академия Фен-Шуй (СПб).)

 

КАРТА МЫШЛЕНИЯ

«Что такое Карта Мышления? Существует много разных техник, как групповых, так и индивидуальных, помогающих дизайнеру развить и сформулировать оригинальную творческую идею. Одна из наиболее эффективных и популярных сегодня техник, называется «Картой памяти», или «Картой мышления» (mind map). Эта простая техника широко используется дизайнерами с 70-х годов. В чем её суть, и как какое отношение она имеет к графическому дизайну?
Как вы думаете, что самое сложное в работе дизайнера? На мой взгляд, самая трудная часть любого творческого процесса — формирование оригинальной идеи. Именно поэтому, многие из тех, кто называет себя дизайнерами — по сути дела, всего лишь подражатели. Или исполнители.
Карта Мышления — это схематическое изображение наших мыслей, напоминающее запутанную сеть из идей, слов-ассоциаций, названий и изображений, которая «прорастает» из одной центральной идеи или слова.
Дизайнер использует карту мышления на подготовительном этапе работы над проектом. С её помощью он придумывает и развивает основную креативную идею работы или концепцию. Такая техника очень удобна и проста. Она отличный помощник дизайнера. Карта мышления помогает креативщику не только высвободить свой творческий потенциал, но и установить контакт с заказчиком. Рисуя карту мышления, вам надо уяснить следующие нехитрые принципы:
— все происходит от мысли,
— каждая ваша мысль — это слово,
— каждая ваша идея — это мысль,
— каждое ваше слово — потенциальная идея,
— каждое изображение — потенциальная идея,
— каждая мысль — потенциальная идея,
— хорошие идеи прибывают, когда уходят плохие мысли,
— чтобы уловить свежую мысль, перестаньте слишком напряженно думать,
— терпение даёт время для развития идей,
— банальные мысли порождают банальные идеи,
— расслабьтесь — и ваши мысли потекут легко и свободно.
— мысли исчезают, а идеи остаются.
Когда я пытаюсь придумать идеи или выработать стратегию, я рисую карту мышления. Эта карта дает мне полный простор для ассоциаций. Она здорово помогает задавать себе необходимые вопросы и раскрыть связи между абсолютно несвязанными идеями. В центре я пишу главную задачу. Затем рисую вокруг ближайшие ассоциации, связанные с главной задачей. После этого я прокладываю себе «тропинки» из центра листа к его краям — от одной идее к другой. Обдумывая свой творческий проект, не записывайте идеи простым списком. Списки порождает левое полушарие нашего мозга, которая отвечает за организованное аналитическое мышление. Нам в нашей работе необходимо, наоборот, задействовать правое, »творческое» полушарие. Поэтому, рисуйте «карту мышления»!».

(Боб. 20.06.2009г. Блог «Креативчик».)

 

КАРТА НАТАЛЬНАЯ

«Опишем здесь, чем является Натальная Карта человека. Астрология описывает наш потенциал, а не нашу судьбу. Это не механизм, а скорее органическая система, которая растет по мере того, как мы знакомимся с ее символикой и начинаем понимать ее язык. Астрология связана с моделями, по которым мы строим нашу жизнь; это одна из возможных интерпретаций нашей собственной реальности. Астрология помогает нам лучше узнать себя и окружающих, наделяя нас особой силой. В натальной астрологии схему Натальной Карты определяют дата, время и место рождения человека. Сочетание этих трех составляющих создает индивидуальную Натальную Карту каждого человека, располагая планеты в определенных знаках и домах нашего гороскопа.
Натальная Карта человека — это своего рода голограмма с закодированной информацией, которую можно использовать для самоанализа. Из астрологии можно извлечь практическую пользу».

(Ю.Воронина. Натальная карта человека.)

 

КАРТА СОКРОВИЩ

«Карта Сокровищ — это очень эффективная техника, объединяющая в себе не только методы систем исполнения желаний, но и возможности различных энергетических и информационных систем. В результате она использует энергии и возможности окружающего Мира. Визуально Карта Сокровищ чаще всего выглядит как квадрат, разделенный на 9 одинаковых по размеру квадратов строго определенного цвета. Реже встречаются варианты исполнения в виде восьмиугольника или прямоугольника. Далее мы всегда будем рассматривать именно квадратную Карту Сокровищ. Эти девять разноцветных квадратов представляют собой скелет Карты. Девять квадратов — это принципиальная особенность Карты. Откуда взялись эти 9 квадратов, да еще почему-то определенных цветов? В основе этого разделения лежит техника Ба Гуа — «Восьми жизненных устремлений»… После того, как квадраты раскрашены в нужные цвета, они становятся не просто квадратами, а полноценными частями волшебной Карты Сокровищ, поэтому с этого момента мы уважительно называем их Секторами, с большой буквы!

3.2.8 карта сокровищКарта Сокровищ в общем случае создается только на год. Правильно созданная Карта Сокровищ является, по нашему глубокому убеждению, самым эффективным инструментом осуществления мечты, который только может оказаться в руках у обычного человека — не волшебника. Можете нам поверить, мы знаем, о чем говорим, ведь это область нашего профессионального интереса и исследований.
Тысячелетиями человечество пыталось познать секреты Мира, научиться использовать его помощь себе во благо. Разумеется, такие знания всегда были тайными и передавались только от посвященного к посвященному. Но в последние два-три десятилетия произошло массовое открытие некоторой части этих сведений всему человечеству. Вы это сами видите по огромному количеству литературы, заполонившей книжные прилавки. В результате людям стали доступны достаточно несложные методы получения помощи и поддержки от Мира. Это аффирмации, визуализации, коллажи мечты и т.д. Большинство из них работает по принципу «подробно расскажи Миру, чего ты хочешь». Вы представляете, изображаете или проговариваете свое желание — эта информация воспринимается Миром — он помогает в осуществлении желания (если посчитает нужным помочь). Отметим, что это весьма действенные методы».

(Что такое Карта Сокровищ и как она выглядит?)

 

КАРТА СУДЬБЫ

«Карта Судьбы — это уникальная энергетическая карта, составленная с целью анализа, прогнозирования и корректировки судьбы Человека. Составление и анализ карты — достаточно сложная наука, в основе которой лежит достаточно большой пласт знаний, применяемых в древней метафизике. Сочетание и взаимодействие небесных и земных энергий, зафиксированное в момент рождения, наделяет каждого человека личным энергетическим кодом или планом, который определяет его жизнь. Расчет производится на основании космологической системы, позволяющей определить и проанализировать судьбу того или иного человека, где в качестве начальной точки отсчета жизненных событий используется момент его рождения. Карта указывает на возможности в жизни и предупреждают об опасностях. Распорядится этой информацией правильно — зависит от воли, характера и осведомленности человека. Если человек действует в соответствии с тем, что ему указывает Карта, он может прожить более счастливую и удачную жизнь.
Карта включает в себя Матрицу Карты — час, день, месяц и год рождения человека, выраженная в энергиях элементов и соответствующих им жизненных категориям, с пояснениями.
Анализ Карты и Периодов Удачи раскрывают человеку индивидуальные, заключенные в нем небесные и земные энергии, сочетание которых определяет его характер и судьбу. В зависимости от желания человек может использовать эти энергии для достижения своих целей (Богатства, Известности, Любви, Образования и т.д.) в определенный период времени и тогда судьба предоставит ему эти возможности. С другой стороны, определение неблагоприятных энергий и методов их преодоления может уберечь человека от опасных периодов жизни и необдуманных поступков».

(Что такое Карта Судьбы Человека?)

 

РЕЙВ-КАРТА

«Рэйв-Карта человека или Бодиграф — это биохимическая или биоэнергетическая карта тела человека. Это схема циркуляции энергии в его теле, изображённая графически.
Бодиграф состоит из трёх разных компонентов — центров, каналов и ворот.
Human Desing — дизайн человеческого тела. Дизайн человеческого тела — это наука, в которой объединены такие современные науки, как: квантовая физика, биохимия, генетика и эзотерические системы: Астрология, Чакры, Книга Перемен и Каббала.
Дизайн человека является частью общего Знания об устройстве мира, называемого Дизайном Форм. В системе Human Desing существует Рейв-Карта (Бодиграф) — это и есть энергетическая схема нашего тела. Базовая матрица человека складывается из девяти центров, или Чакр, соединенных между собой энергетическими каналами. Канал входит в Центр через Ворота, их в человеческом теле 64. Все ворота имеют свое имя, место в одном из центров и соответствуют одному из наших качеств. Эту информацию можно получить с помощью «Книги Перемен» (И-Цзин).

3.2.8 рейв картаБодиграф или Рейв-Карта — это схема оборота нашей энергии. Уникальность каждого человека определяется наполнением его энергетической матрицы. Место сосредоточения энергии в нашей биоэнергетической системе иначе называется Чакрами. Каждая из Чакр отвечает за определенную функцию в нашем теле и прямо связана с определенным органом.
Самые сильные и самые слабые места нашего тела можно узнать с помощью Рейв-Карты.
Все девять центров связаны между собой каналами, служащими для преобразования энергии. Каналы объединяют центры в единую энергетическую систему — систему оборота энергии в нашем теле. Соединения различных энергий двух центров образуют третий вид энергии. Всего их 36 и каждый имеет свое имя и определенные свойства».

(В.Крючков. Рейв-Карта человека: Бодиграф или Дизайн человека.)

* * *

Согласно Большому Энциклопедическому Словарю, КАРТА — в латышской мифологии одна из трех богинь судьбы, определяющих жизненный путь человека.

Поскольку речь пойдет об эзотерической и тантрической Карте Человека в рамках Антропологии (Тантры), то в предполагаемой «карте» человека должны быть отражены, в первую очередь, принципы «вертикальной» и «горизонтальной» многомерности человека. Также в данной «карте» должны найти отражение принципы (идеи и информация), изложенные в статьях:
— 3.2.1. Природа и сущность человека (ч.1, ч.2)
— 3.2.2. Индивидуальность и личность человека (ч.1, ч.2)
— 3.2.3. Человек как манифестация Атмана
— 3.2.4. Тождество Микрокосма и Макрокосма
— 3.2.5. Многомерность человека
— 3.2.6. «Вертикальная» многомерность человека»
— 3.2.7. «Горизонтальная» многомерность человека.

Поэтому, прежде чем выстраивать предполагаемую Карту Человека в соответствии с Тантрическими концепциями, обратим внимание на уже существующие «карты» в Древнеиндийской и Тантрической Традициях.

 

3. МАНДАЛА КАК «КАРТА» КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА

Как известно, мандала — это схематическое, символическое изображение, или геометрический знак, или символ сложной структуры, которая интерпретируется как «модель вселенной», или «карта космоса», поэтому традиционно мандала воспринимается как магическая и даже мистическая диаграмма. Одно из буквальных значений слова «мандала» — «круг», поэтому традиционно мандалу изображают в виде круга — символа Космоса и Природы. Но также мандалу часто изображают и в виде квадрата — символа Земли и Мира, созданного человеком. Поэтому мандала в виде квадрата, как замкнутая много-угольная фигура, может интерпретироваться как «карта человека».
В литературе, в словарях и энциклопедиях, в сети Интернет можно найти самые разные значения и толкования слова «мандала»:
— мир
— шар
— круг
— план
— диск
— округ
— схема
— центр
— сфера
— колесо
— кольцо
— страна
— орбита
— область
— собрание
— общество
— измерение
— платформа
— территория
— совокупность
— пространство
— ритуальная диаграмма
— геометрическая диаграмма и др.

«Мандала — круг; мистическая диаграмма. 1) Название глав Ригведы. 2) Круговая диаграмма без начала и конца — что указывает на высшее, низшее и другие возможности, — на которые медитируют. Рисунок и соответствующие ему слова, используемые в медитации для входа в изображенные сферы».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Мандала (санскр. манда — суть, сущность, центр + ла (суффикс, указывающий на завершённость, полное обладание) = всесущее) — 1) холст или доска с изображёнными на них символическими священными письменами Буддизма. 2) символическое изображение мироздания, аналогичное по функциям христианской иконе. 3) место у дерева Бодхи, где Сиддхартха (Будда) достиг просветления, т.е. территория со всевозможными совершенствами. 4) место в центре кайдана; алтарь буддийского храма». 

(Большой толковый словарь В.Чернышова. 2001г.)

«Мандала — круглый; что-то круглое; орбита небесного тела, круг влияния состояния, царя или другого могущественного существа; раздел или книга Ригведы; тантрические диаграммы, обычно круглые, которые, как говорят, обладают мистической силой или могут порождать ее. С.Г.Юнг употребляет это слово в последнем значении, исходя в основном из Тибетского Тантризма, и применяет в единственном значении, ограничивая его применение современным (психоаналитическим) пониманием, преобладающим на Западе и весьма распространенным». 

(Словарь восточных терминов. 2000г.)

«Мандала — сложное сакральное явление в Буддизме, имеющее несколько уровней значения. В древнеиндийской литературе слово «мандала» означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, вид земли, одна из частей Ригведы и т.д. Все эти слова в Санскрите, кроме вида земли, являются существительными мужского рода. В Буддийской Традиции термин «мандала» приобрел дополнительный ряд значений: 1) магическая диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) философская концепция буддийской Вселенной, или «карта» космоса; 3) иерархическая лестница, на которой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений». 

(Ермушкина Н.Н. Культура Индии: Методические указания. Ухта. УГТУ. 2005г.)

«Мандала (санскр. круг, диск, сфера) — сакрализованный графический символ сложной структуры, основная магическая диаграмма, широко используемая в буддийском и индуистском Тантризме как наглядное пособие для созерцательной практики. Постижение широты Вселенной и достижение ее духовной глубины совпадают в мандале, порождая становление самого субъекта «мандалического созерцания» в качестве центра мира, аккумулирующего его сакральную энергию посредством слияния с центрообразующим божеством. Мандала представляет собой внешний круг, в который вписан квадрат, включающий в себя второй круг — внутренний. Квадрат ориентирован по сторонам света. В середине каждой из сторон располагаются врата, продолжающиеся за его пределами, а в центре внутреннего круга изображается основной сакральный символ». 

(Универсальная, научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»)

«Мандала. Есть основания предполагать, что первоначальная конфигурация мандалы была прямоугольной. Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца), отраженные в описании алтарей, позволяли мыслить ее с «четырьмя углами». В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы. Первая, более древняя, называлась мандука, и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадрата. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы, 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе). На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине I тыс. до н.э.». 

(Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет».)

«Мандала (санскр. колесо, кольцо, орбита, шар, округ, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, одна из 10 частей Ригведы, возлияние, жертва, вид земли, вид растения и т.д., что в целом сводимо к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживает тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале)) — это попытка изобразить Высшую Реальность — Духовную Цельность, которая превосходит чувственный мир. На Санскрите «мандала» означает букв. «круг», и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она символизирует стремление к духовному центру, ментальное и физическое, что отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы. Это символическая диаграмма, обычно представляющая собой ограниченный квадратом круг с центральным символом в центре, который может быть также рисунком. Отображает способ существования и систему, на которой основывается медитативная визуализация. Мандала — это также imago mundi, ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция. Качественно мандала олицетворяет дух, количественно — бытие. Это также символ вселенского духа и ритуальная диаграмматическая форма Пуруши. Кроме того, мандала символизирует центр силы, область, огражденную от вражеских влияний. Центр мандалы — это Солнце или Небесная Дверь, и символизирует вход на Небеса. Индуистский храм строится по форме мандалы, что символизирует разные уровни вселенной, каждый из которых имеет свои ворота, или двери, к четырем кардинальным точкам… (В.Н.Топоров)». 

(Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. 1980г.)

«Раиса Ивановна, что, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует бурятскую культуру?
— Корни бурятской культуры — в Буддизме, в философии Буддизма. Многие бурятские традиции пришли из Тибета, Китая, Монголии. Но каждый народ в течение многих веков сам творит свою школу, выстраивает свою особенность. И бурятское искусство тоже, безусловно, имеет свою специфику. Самая интересная и неизведанная часть бурятской культуры — это шаманизм. Одни его называют древней религией, другие — древней культурой, вернее, ее остатками. Шаманы — очень специфичные люди, умеющие видеть прошлое, будущее и настоящее. Они одновременно и лекари, и актеры, и режиссеры. Я в свою очередь все же склоняюсь к тому, что это древняя культура. Причем сохранившаяся не только в Сибири, но еще и в Мексике, и в Перу — там, где раньше жили племена ацтеков и майя. Шаманизм как явление — чистейшая эзотерика. Мы сейчас тоже понимаем, что нужно жить в согласии с природой, что она живая, а мы являемся ее частью. У шаманов нет храмов. Они поклоняются самой высокой горе или целебному источнику. Они часть огня, часть воды, часть леса… Это избранные, особые люди, их дар часто передается по наследству.
Кстати, шаманы представляют большой интерес для институтов, занимающихся проблемой человека. Существует много интересных работ, опубликованных учеными, например «Числовая мандала человека». (Мандала — четырехугольный или круглый символ мироздания, изготовляемый шаманом; матрица — Ред.) Там предлагаются математические формулы, с помощью которых можно рассчитать свою числовую мандалу, то есть сильные и слабые стороны личности, информацию о предыдущих поколениях предков, их карме и т.д. Подобные знания являются частью так называемой математики культуры, но эта наука еще не разработана, к ней только-только начинают подступать». 

(Раиса Пшеничникова. Инь и Янь человека будущего. Ж. «Блики». №4 2004г.)

«Мандала. Само слово «мандала» отмечено уже в Ригведе во многих значениях (ср. колесо, кольцо, орбита, шар, округ, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, одна из 10 частей Ригведы, возлияние, жертва, вид земли, вид растения и т.д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве Буддизм усвоил понятие мандалы и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного Буддизма (Махаяна, Ваджраяна, Тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков н.э. (впрочем, немецкий востоковед 3.Хуммель полагает, что мандала возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах Буддизма слово «мандала» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском Буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой — со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. мандалу в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции — «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвоприношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение — «круг», «диск» и т.п.).
Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т.д. Этот основной вариант мандалы существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре мандалы, или некоторыми местными вариантами символики. Изображения мандал, как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.
Наиболее универсальна интерпретация мандалы как «модели вселенной», «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в Буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой.
Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.
К.Г.Юнг подчёркивал универсальный характер мандалы как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макрокосм и микрокосм и указывающий на то, что идея мандалы и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т.е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении». 

(Мандала. Ж. «Дом Солнца». 2000г.)

Обратим внимание на некоторые особенности мандалы. Мандала — это геометрическая диаграмма с огромными потенциальными возможностями духовной реализации. Ее главная характеристика — симметрия. Сотворенный мир, который является совершенным изделием совершенного Творения, лучше всего может быть представлен именно симметричной мандалой. Мандала может представлять собой квадрат как основу существования и символ жилища, потому что, согласно Васту (см. ниже), энергии вселенной лучше всего сбалансированы именно в квадратной форме. Качественно мандала олицетворяет «дух», количественно — «бытие». Структура, в основе которой лежит Мандала, является отражением космических законов.
Считается, что в психологическом отношении мандала — это символическое выражение центра, сущности, источника энергии. Не случайно К.Г.Юнг называл центральным пунктом в психике человека мотив мандалы. Он был первым, кто познакомил западных исследователей с идеей мандалы. По мнению К.Г.Юнга, мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, с которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Сам же мотив мандалы есть символ, затрагивающий самые общие и самые глубинные части сущности человека. Поэтому в мандале присутствует не просто тайна, но и мистика, поскольку через постижение своей внутренней сущности возможно постижение тайны Бытия, Мира, Космоса, Вселенной.
Считается, что мандала — прекрасный помощник для человека, занятого поиском источника силы внутри себя. По своей природе энергии, образующие человека, имеют свойство рассеиваться и распространяться, ограничивая тем самым огромные возможности роста человека. Человек должен сконцентрировать себя, понять свои противоположности и достигнуть своего центра с тем, чтобы открыть эти силы, скрытые внутри.

Таким образом, при выстраивании предполагаемой Карты Человека за основу может быть взят принцип прямоугольной мандалы, которая может служить «основанием» и «домом» для «размещения» основных принципов человека в соответствии с Тантрическими концепциями.

 

4. ЧТО ТАКОЕ ВАСТУ-ПУРУША-МАНДАЛА?

В конце XX в. западный мир открыл для себя Фэн-Шуй (букв. Ветер-Вода) — китайскую науку по «организации» жизненного пространства с гармоничным распределением потоков жизненной энергии. По иронии судьбы получилось так, что о Фэн-Шуй теперь знает весь мир, но мало кто знает, что существует древнеиндийский аналог Фэн-Шуй, до недавнего времени почти неизвестный за пределами Индии, хотя не менее древний и не менее распространенный в Индии. Хотя и в самой Индии в последнее время Фэн-Шуй стал чрезвычайно популярен. Книжные магазины завалены книгами по Фэн-Шуй почти так же, как в России, и многие индийцы, предавая забвению собственные традиции, пытаются освоить новые для них «экзотические» способы обитания в домах. Тем не менее, в Индии Васту сейчас переживает настоящий ренессанс, даже индийское правительство старается осуществлять жилищную застройку в соответствии с принципами Васту. Индийский аналог Фэн-Шуй известен под разными названиями: Васту-Шастра, Васту-Шилпа, Васту-Джняна, Васту-Видья, Васту-Тантра, или просто Васту. Например, существует такой трактат как «Васту-Видья-Шастра» — санскритский текст, приписываемый Манджушри. Он посвящен исключительно буддийской монастырской архитектуре и иконографии. Единственная рукопись этого уникального текста была найдена на Шри-Ланке во второй половине ХХ в.

Вот что написано в издании, посвященном Васту (см. А.Р.Хари. Основы Васту. Индийский аналог фэн-шуй. К. София. 1999г., 2004г.):

«О восточных философиях и религиях уже написано, переведено и издано достаточно много книг. Сейчас нам надо активнее знакомиться с практической, технологической стороной этих философий. И тут, опять-таки, имеется некоторый перекос. Если восточная медицина и методы психо-физического совершенствования (Аюрведа, Йога, Цигун, боевые искусства) исследуются на Западе уже давно, то восточными «технологиями макрокосмоса» мы только начали интересоваться.
В последние годы западный мир открыл для себя китайскую науку фэн-шуй, которая занимается проблемами распределения энергий в пространстве-времени планеты Земля и отдельных географических точек. Пространственный аспект системы фэн-шуй — это правила строительства и обустройства зданий и целых городов, а временной аспект — это так называемая «китайская астрология», исследующая закономерности астрономических и климатических явлений.
Почему-то так получилось, что об индийском аналоге фэн-шуй до недавнего времени почти никто за пределами Индии не слышал. А ведь наука Васту имеет не менее древнюю историю и не менее широко распространена в стране Вед, чем фэн-шуй в стране «И-Цзина». Индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: Васту-Шастра, Васту-Джняна, Васту-Видья, или просто Васту. Санскритское слово «васту» означает «место», «дом, жилище» или «комната». Шастра — это «наука», а также «трактат», видья и джняна — «знание». Таким образом, Васту — это наука о домах. Васту, как и фэн-шуй, основывается на астрологии — в данном случае на ведической астрологии. Васту основана на гармонии мироздания, которая выражается в лунном, солнечном и временном воздействии на сознание и физиологию человека. По этой причине эта наука тесным образом связана с ведической Астрологией и Аюрведой. Однако Васту строится на несколько других принципах, чем его китайский аналог».

Вот что пишет Долма Джангкху (см. Долма Джангкху. Экодизайн в Индийской Традиции. Введение. Васту и Фэн-Шуй):

«Достаточно привести всего несколько примеров: в Фэн-Шуй две двери не должны располагаться напротив друг друга, а в Васту это требуется; в Фэн-Шуй избегают острых углов, а в Васту считается неблагоприятным, если угол участка оказывается скругленным; в Фэн-Шуй южное направление предпочтительно, а в Васту оно связано с богом смерти и т.д.».

Таким образом, индийская Васту-Шастра — это древняя индийская наука, описывающая основные принципы и правила строительства и внутренней планировки жилых помещений, зданий, территорий, пространств, чтобы «мир», созданный человеком, находился в гармонии с окружающим миром, природой, средой.
Наиболее детально тонкости архитектурного искусства представлены в Пуранах и Агамах, многие из которых содержат целые разделы, посвященные классификации зданий и элементов конструкций. В «Калика-Агаме» выделяются уже 20 типов зданий, которые упоминаются также в других Пуранах и Самхитах, где подробно объясняется как правильно выбрать участок, проверить почву, составить план и рассчитать пропорции строения.
Во многих Тантрах и Агамах приводится множество полезных сведений по архитектуре. Это в первую очередь «Кирана-Тантра» («Кирана-Агама»), «Хайяширша-Тантра», «Камика-Агама», «Супрабхеда-Агама», «Вайкханса-Агама» и «Амсумадбхеда-Агама», также «Манасара», «Самарангана-Сутрадхара», «Майямата».
«Манасара» — это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в Пуранах и Агамах, а также в таких специализированных текстах, как «Брихат-Самхита» и «Майямата». Этот трактат и есть «Васту-Шастра» в узком смысле — «Трактат о жилище». Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии. Трактат назван по имени автора трактата, о котором мало что известно; кроме того, манасара — это название цеха мастеров, занимавшихся измерениями (санскр. мана-сара). Профессор П.К.Ачарья, переведший «Манасару» на английский язык, считает, что она написана за несколько столетий до н.э.
В «Майямате», приписываемой божественному архитектору Майе, тоже глубоко и всесторонне излагаются вопросы архитектуры, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и храмов. Помимо выбора мест для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения дверей, ворот и флигелей. В «Майямате» есть рекомендации по выбору места для колодца. В этом тексте рекомендуется располагать колодцы на севере, северо-востоке либо востоке участка.
Согласно Васту-Шастре, Земля является первичной материей, или Васту. Жизненные силы, содержащиеся в Земле, также являются Васту, и все объекты на Земле, содержащие эту жизненную энергию, по традиции тоже называются Васту. Все — и земля, и то, что растет на земле, и то, что стоит на земле, деревья и здания считаются живыми и являются частью экосистемы. Все материальное (Васту), имеющее форму, расположено на поверхности земли в определенном пространстве, и эта поверхность и это ограниченное пространство называются Ваасту. Таким образом, Ваасту — это жизненное пространство. То, что имеет форму, называется Васту, а пространство, которое находится как внутри этой формы, так и снаружи нее, называется Ваасту (от санскр. корня «вас» — «быть» или «жить»).
В литературе, в словарях и энциклопедиях, в сети Интернет можно найти следующие значения и толкования слова «васту»:
— дом
— место
— участок
— жилище
— комната
— вместилище
— пространство
— материальная энергия
— телесное существование и др.

Вот что пишет В.Н.Луговенко, доктор физико-математических наук, профессор (см. Луговенко В.Н. Дыхание Земли и растения. сайт. «Биоэнергетика».):

«Мы, земляне, стремительно вступаем в новую эпоху, эпоху Водолея, которая должна быть отмечена, по предсказаниям древних астрологов, быстрым освоением человеком других миров, иных представлений о природе, пробуждением «седьмого» чувства (чувства биополя). И одним из главных достижений нового человека этой новой эпохи, по-видимому, должно стать осознание того, что вся окружающая его природа живая: и камни и деревья, и Земля, и сам Космос с его живительной энергией, Д.X.Лоренс отметил, что «Космос — это огромное живое тело, частью которого мы являемся. Солнце — большое сердце, пульсации которого проходят по нашим мельчайшим сосудам. Луна — большой нервный центр, обрекающий нас на вечный трепет. Кто знает, как властвует над нами Сатурн или Венера? Жизненная энергия струится в нас все время». Эта энергия присуща всем окружающим нас объектам.
Прабхат Поддар — индийский архитектор — в 1991г. опубликовал статью «Необыкновенные энергии внутри и вокруг нас», в которой сделал попытку передать знания древних. Он писал: «Древнейшие мировые культуры, такие как китайская, японская и индийская, значительное внимание уделяли тонким, трудно улавливаемым воздействиям естественного и искусственного окружения на организм человека на основе использования способностей (редко встречаемых и потому воспринимаемых как божественные) людей воспринимать и понимать эти воздействия. Такая область знания древних известна как Геомансия. В последние годы оформившаяся за рубежом как самостоятельная ветвь современной науки Геобиология обнаруживает свидетельства внушительных знаний и мастерства древних геомансистов»...
Понимание взаимосвязи различных точек энергетических полей с энергетическими осями нашего тела и десятью направлениями в пространстве является первейшим фактором гармонизирования нас с окружающей средой, которую создают возведенные нами сооружения. Возможно, наш мир поэтому и прекрасен, что все окружающее нас пространство — Космос, Земля и ее обитатели — живые и находятся в жизненно необходимой взаимосвязи, которую мы и называем гармонией. Гармония мира на нашей планете, видимо, во многом определяется наличием тонкой космоземной энергии и биополей минерального, растительного, животного царств, человека и Земли».

Как известно в основе индуистских храмов лежит квадратная мандала — Васту-Пуруша-Мандала — это их фундаментальная форма. «Строительная» мандала представляет собой квадрат в плане, ориентированный по сторонам света. Васту-Пуруша-Мандала» — это «диаграмма местопребывания Пуруши», или «план Космоса», воплощенный на земле в виде Храма. Форма любого индуистского храма, его смысл и значение определяются этим планом-космограммой. Знание Васту-Пуруша-Мандалы — это снование всей индуистской архитектуры. Васту-Пуруша-Мандала — это лишь символический план, а не реальный план реального храма. Поэтому, архитектор (стхапати), который строил храм, должен был обладать, кроме архитектурных знаний, знаниями всей философско-религиозной традиции, воплощенной в символике мандалы. Многие великие храмы и дворцы Индии являются шедеврами Васту-Шастры и свидетельствуют об эффективности этой древней архитектурной науки.

В литературе, в словарях и энциклопедиях, в сети Интернет можно найти следующие значения и толкования слова «пуруша»:
— дух
— муж
— душа
— слуга
— герой
— человек
— мужчина
— жизненный принцип
— космический человек
— универсальный физический принцип

«Пуруша — это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало, наполнение и суть всего (см. гимн в его честь в «Ригведе» X. 90)».

(Мандала. Ж. «Дом Солнца». 2000г.)

«Пуруша — это универсальный физический принцип, который сам по себе не производит действий, а только делает жизненной, оживляет природу — Пракрити».

(Мандала Васту Пуруша и Магический квадрат трех качеств.)

«Пуруша (санскр. мужчина, гражданин, человек; душа, дух) — термин индийской философии, претерпевший сложную эволюцию и имеющий различное значение в разных школах. В Ведах Пуруша означал человека вообще. Однако в ряде гимнов Ригведы (например, X. 90) Пуруша символизировал Бытие вцелом. В эпосе Махабхарата и позднейших философских текстах Пуруша трактуется обычно уже как душа, дух и по своему смыслу совпадает с понятиями Атман и Брахман». 

(Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф.В.Константинова. М. СЭ. 1960-1970гг.)

«Термин «пуруша», как известно, соотносится с человеком и отно¬сится к Универсальному Человеку. Это универсальное Я, самость, антропоморфная форма духовного постоянства в пределах бытия. Пу¬руша в результате жертвоприношения пребывает в мандале. Он — первичное единство, фрагментированное и многократное. Отдельные части проявления — части его расчлененного тела. Пуруша — это тело Бога, воплощенного в земле и разделенного в пределах бесчис¬ленных форм».

(Васту-Пуруша-Мандала. Школа Ведической Культуры.)

«Пуруша (санскр. человек, мужчина) — понятие древнеиндийской мысли, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. Уже в «Ригведе» (X. 90) первочеловек Пуруша, из частей тела которого образуется Вселенная, характеризуется многочисленностью, или многосоставностью. Пуруша предстаёт тем самым как образ перехода от единой целостности к множественной расчленённости, нейтрализующий противопоставление единого и многого; он становится важным элементом универсальной классификации и вступает в длинные ряды отождествлений. В Упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий всё живое (в этом аспекте иногда отождествляется с Атманом)».

(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред.
Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. СЭ. 1983г.)

3.2.8 васту пуруша мандала 1  3.2.8 васту пуруша мандала 2  3.2.8 васту пуруша мандала 3

«Васту-Пуруша-Мандала выражает квинтэссенцию индуистской философии, перекликаясь с геометрическим выражением идеи отношения Божественного и человеческого. Человеку, каждому божеству и каждой силе во Вселенной отводится определенное место».

(Васту-Пуруша-Мандала. Школа Ведической Культуры.)

«Как известно, Васту-Пуруша-Мандала является своеобразной «матрицей», на которой сооружается здание или воздвигается какое-либо сооружение. 1. Васту означает материальная энергию. 2. Пуруша означает наслаждающийся, то есть живое существо, которое контролирует данную энергию. 3. Мандала означает структурную решетку, в которой сосредоточены космические энергии с ее законами».

(Васту-Пуруша-Мандала. Сайт Васту-Шастра.)

«Васту-Пуруша-Мандала. Мандала Васту-Пуруша представляет собой квадрат как символ жилища и основу существования, потому что, по Васту, энергии Вселенной лучше всего сбалансированы в квадратной форме. Мандала — это форма, и Васту-Пуруша-Мандала — это форма личности Васту-Пуруши, которая присутствует как в каждом отдельном доме, так и в больших городах вцелом. Его тело расположено головой на северо-восток, а ноги в характерной позе лотоса — на юго-запад. Считается, что Васту-Пуруша имеет уязвимые точки на теле, такие, как «сердце», «голова» и т.д. Они называются «марма стханы». Эсли это учитывается, то Васту-Пуруша вознаграждает успехом и процветанием тех, кто обустраивает свое жилище, помня и почитая его». 9

(Васту. Пространство Йоги. 2011)

«Кроме мифологического, встречается научное объяснение Васту-Пуруши. Васту — общий термин для грубой и тонкой субстанции, поэтому все проявления энергии и материи называются «васту». Важнее всего то, что в пространстве, воздухе, воде, огне и земле присутствует первичная энергия, без которой все остальные формы не могли бы существовать. Вибрации этой энергии, пронизывающие все остальные стихии, и составляют Васту-Пурушу. Все мы суть васту, и энергия, сущая в нас, есть Васту-Пуруша, или воплощенная энергия. И наоборот, само васту есть живой организм, а Васту-Пуруша-Мандала способствует поддержанию «здоровья» здания как динамически развивающейся структуры.
Васту-Пуруша-Мандала представляет собой вписанную в квадрат фигуру лежащего человека, лицо и живот которого касаются земли. Его голова расположена в северо-восточном углу, а ноги — в юго-западном. Соответственно, на диагонали квадрата расположены все семь чакр, которые связаны с определенными внутренними органами и соотносятся с конкретными цветами и элементами. В зависимости от чакры располагаются и помещения в доме: так, комната для совершения ритуалов связана с Вишуддхой, а столовая — с Манипурой. Под их влияние попадают и комнатные растения…». 

(Мария Николаева. Врикша-Аюрведа, или «наука о жизни среди деревьев»,
как раздел древнеиндийской Васту-Шастры. Древние трактаты по Васту.)

Васту-Пуруша-Мандала — это фактически квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Вообще, индийцам свойственно изображать черте¬жи мироздания в виде квадрата; примером этого могут служить астрономические и астрологические карты. Квадратный гороскоп с двенадцатью меньшими квадратами для каждого знака Зодиака, распо¬ложенными вокруг центральной квадратной области, известен под названием Раси-Чакра. Причем, слово «чакра» означает «колесо».
Самая распространенная композиция Васту-Пуруша-Мандалы состоит из 64 (8×8) квадратов — «пада» (для материальных энергий) или из 81 (9×9) квадратов — «пада» (для тонких энергий). Другие, более сложные композиции, могут быть разработаны с помощью гномической прогрессии — 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81… до 1024 квадратов. Индийская Традиция определяет 32 типа Васту-Пуруша-Мандалы.

3.2.8 васту пуруша мандала 4«Васту — мост между человеком и природой. Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Эти элементы присутствуют на планете Земля, поэтому наша планета поддерживает жизнь и законы природы, опираясь на мистерию первоэлементов. Если строить дома на земле, учитывая их отношения с элементами мироздания, люди будут жить в гармонии с окружающим миром».

(Васту-Пуруша-Мандала. Школа Ведической Культуры.)

«Основные концепции Васту. Принцип пяти элементов. Согласно Васту, все во Вселенной состоит из пяти основных элементов: земли (притхви или дхуми), воды (джала), огня (агни), воздуха (вайю) и эфира (акаши). Все вместе они называются панча-махабхута. Каждый из этих элементов имеет свои свойства, ассоциируется с определенным направлением, формой, цветом, вкусом и запахом. Тело человека тоже включает все пять элементов, которым соответствуют пять чувств.
Эти основные элементы и их энергии существуют внутри нас и снаружи, они постоянно влияют на нашу жизнь, которая во многом зависит от их количественного и качественного соотношения как в нашем теле, так и в нашем окружении. Согласно Васту, дом должен быть построен в соответствии с принципом пяти элементов, т.е. все они должны быть представлены в доме. Если они правильно взаимодействуют, то жители здоровы и их дела идут успешно». 

(Долма Джангкху. Экодизайн в Индийской Традиции.
/ Пер. М.Николаевой, Ю.Тарасовой. 2-е изд. СПб. 2009г.)

«Васту рассматривает дом как синтез пяти основных материальных элементов — земли, огня, воды, воздуха и эфира. Они присутствуют как в теле человека, так и в пространстве. Чтобы привести в гармонию все пять элементов, нужно знать характер и функции каждого из них.

 нос  язык  глаза  кожа  уши
 запах  вкус  зрение  осязание  звук
 земля  вода  огонь  воздух  пространство

се первоэлементы характеризуются определен¬ными атрибутами (гуна), которые воспринимаются соответствующими органами чувств. Так, с огнем связаны свет и рецепторы в глазах. С воздухом свя¬заны ощущение и рецепторы на коже. С землей свя¬заны запах и рецепторы в носу. С пространством связаны звук и рецепторы в ушах. В этом проявляет¬ся нераздельность макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека)». 

(Васту. Пространство Йоги. 2011г.)

«Основные принципы Васту можно выразить следующим образом — это гармония пяти элементов, цветов, энергий, человека с Природой. Соединение — самый главный и важный принцип в Васту. Это слово трудно понимается в теоретическом аспекте и еще труднее реализуется в практическом аспекте жизни. Это самый значимый ключ к Васту, но один из самых главных ключей, позволяющих иметь это соединение — ни медитация, ни знание, ни понимание, ни осознание, ни средство. Этот ключ — есть принцип гармонии. Это самый важный аспект соединения. Поняв его в ключе Васту, можно устроить гармонию любой стороны жизни: индивидуальную, семейную, общественную, природную, космическую.
Мир образован сочетанием пяти элементов; вся природа, каждый человек, всякое существование состоит из этих элементов: эфир — воздух — огонь — вода — земля. Все, что присутствует в этом мире, состоит из этих пяти элементов. Существует очень много вещей, которые нам непонятны. Но, если мы хорошо знаем, из чего мы созданы, как взаимодействуют между собой элементы, как изменяется их соотношение — мы знаем изменение всего. Как в реальности действуют эти элементы. Для гармоничного существования эти пять элементов должны соединяться в определенном соотношении». 

(Шри Виджай Ананд. Васту-Тантра устроения совершенного жилища жизни. Лекция.)

* * *