Статья 3.2.7. «Горизонтальная» многомерность человека.

продолжение

4. ТАНТРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ «ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ» МНОГОМЕРНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Таким образом, поскольку «планы Бытия» являются важнейшим организационным признаком любой сложной совокупности, организации, системы, явления, то под «горизонтальной» многомерностью можно подразумевать многоаспектный, многоплановый принцип структурной организации, или, другими словами, многоплановость. Поскольку сегодня уже признается пять состояний, стихий, элементов, принципов в Мироздании и пять чувств, состояний сознания, аспектов личности, планов бытия в человеке, и поскольку число 5 традиционно выступает символом человека, а пентаграмма — как образ человека и живой реальности, то пятиричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая присутствует во всем и выражает общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия, может быть не только примером многоплановости или «горизонтальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.
В Тантрической Традиции идея «многоплановости» и идея «пятеричности», как примеры «горизонтальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Панча-Маха-Бхута-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция пяти принципов человека), Панча-Майя-Коша-Видья (менее известная тантрическая концепция пяти покровов (Майи) человека) и Панча-Шарира-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция пяти тел человека), исследование которых, бесспорно, может дать «ключ» ко многим тайнам Мироздания и Человека.
Несомненно, в Тантрической Традиции присутствуют еще концепции, в которых отражена идея «горизонтальной» многомерности, о некоторых из них будет рассказано в будущих публикациях сайта, но это уже предмет будущих исследований такого раздела Российской Тантрологии, как Концептология (Тантры).

 

4.1. ПАНЧА-МАХА-БХУТА-ВИДЬЯ

Чтобы объяснить процесс космической и человеческой эволюции, Тантра «постулирует» 36 таттв. Т.е. процесс Творения в Тантрической Традиции описывается через 36 таттв. Как считается, это наиболее полный анализ Мироздания по сравнению с другими системами религиозной, философской и научной мысли. Согласно Тантрической концепции таттв (Таттва-Видья), так называемая «Единая Реальность» проявляет себя в 36 таттвах проявленного (феноменального) Мира, и в каждом из этих проявлений сохраняются полнота и совершенство Высшего. В древнем тантрическом тексте «Шива-Свародайя», почитающемся как откровение Бога Шивы (см. Свами Шиваприянанда. Секреты тантрического дыхания. М. Старклайт. 2009г.) сказано:

«4. Вселенная произошла из Таттвы; она проявляется посредством таттв, в таттвах она исчезает, с помощью таттв познается природа Вселенной».

Среди 36 таттв мы находим Пять Великих Таттв — Панча-Маха-Бхута — знание о которых в Тантрической Традициий выделяется в отдельную концепцию — Панча-Маха-Бхута-Видья.
В Тантрической Традиции считается, что Микрокосм неотделим от Макрокосма. Поэтому закон космического Проявления и Растворения заложен и в каждом индивидууме. Традиция Тантры утверждает, что эти пять великих таттв составляют фундаментальную основу человека и непрерывно воздействуют на самого человека.

Санскритский термин «таттва» предполагает более 30 переводов, значений и смысловых оттенков слова. Само слово «таттва» образовано из двух слогов — «тат» («это») и «тва» («-вость») и буквально означает «таковость», «сущность», «истина» или «реальность», что может быть понято, как «сущность, которая вызывает чувство существования». В индийских писаниях «таттва» также известна как «бхута». «Бхута» — еще один санскритский термин, который имеет широкий круг смысловых оттенков, но частично совпадает по своему значению с термином «таттва», и поэтому два слова употребляются в качестве синонимов.
Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) дает следующие значения для слова «бхута»:

«Bhuta (от глаг. Bhu — быть) — сущность, суть. Санкхья насчитывает 5 бхутов, элементов, из которых строится мир: акаша (пространство), вайю — ветер, агни — огонь, апас — вода и бхуми — земля. Эти элементы проистекают один из другого в перечисленном порядке при развитии мира, при пралае они растворяются один в другом в обратном порядке. Также — существо, вещество, дух стихии, элементаль, стихия; сущность, суть».

«Бхуты (санскр. bh?ta — элемент) — в индийских философских системах элементы, стихии, составляющие материальную основу космоса. Традиционный список бхут включает пять «великих элементов» (махабхут) в порядке, соответствующем последовательности их космогенеза: акаша (эфир, пространство) — носитель звука, коррелирующий с органом слуха, ветер, коррелирующий с осязанием, огонь — с зрением, вода — с вкусом и земля — с обонянием. В Санкхье бхуты, считающиеся «грубыми» материальными элементами, берут свое начало в соответствующих «тонких элементах» (танматры). Их генезис определяется следующей схемой: каждый последующий элемент, «наследуя» качества предыдущих, прибавляет к ним свое специфическое качество.
В Вайшешике перечисляются бхуты в противоположном порядке, по принципу «от грубого к тонкому»: земля, вода, огонь, ветер и акаша, хотя схема распределения основных чувственных качеств остается той же».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред.
В.С.Степина. Ин-т философии РАН. М. Мысль. 2000-2001гг.)

В сети Интернет можно найти разные значения и толкования словосочетания «маха-бхута», например:
— стихии
— таттвы
— элементы
— сущности
— состояния
— первоэлементы
— пepвичные элeмeнты
— элементарные качества
— фундаментальные блоки
— универсальные элементы
— материальные элементы
— грубые элементы природы
— основные главные элементы
— фундаментальные свойства
— формы ощущаемой материи
— основополагающие факторы
— «действующие силы» в мире и человеке

Обратим внимание на то, что термин «бхута» может означать как «грубый элемент/принцип», так и «тонкий элемент/принцип). Эти «грубые» и «тонкие» принципы Традиция Тантры использует в качестве инструментов как для физического, так и для духовного развития человека.

«Взаимодействие первоэлементов происходит посредством стихий. Все во Вселенной определяется их сочетанием и взаимодействием. Человек во Вселенной — всего небольшой объект, подчиняющийся ее законам и занимающий определенное место в этой структуре. В этом плане: Воздух помогает переместиться и реорганизоваться. Земля — утвердиться и упрочиться. Огонь — вознестись и трансформироваться. Вода дает возможность возрастать». 

(Теория о Пяти Перво-Элементах — пяти правящих миром стихиях. Сайт a-u-m.ru.)

«Сейчас наука доказала, что в человеке не просто присутствуют пять элементов, а он создан из них, они действуют в нас, выполняя определенную работу. Доктор философии и медицины Нирмала Шривастава пишет: «Мы сотворены из пяти первоэлементов! Они находятся во всех животных, во всем и в каждом. Но только в человеке их отражение таково, что они работают в нем особым образом. Каждый элемент наделяет человека определенными качествами».

(Вода известная и непознанная. 17.09.2012г. Газета «Лотос» Сахаджа-Йоги.)

«Все во Вселенной состоит из 5 основных или главных элементов. Это Воздух — Вайю, Земля — Притви или Дхуми, Вода — Джала, Огонь — Агни и Эфир (пространство, небо) — Акаша. Все вместе эти 5 элементов называют в Индии Панча-Махабхута. Иными словами, грубая материя существует в пяти формах или состояниях — твердом, жидком, огненном, газообразном и эфирном. Каждый из этих элементов имеет свой характер, свойства, каждый ассоциируется с определенным направлением и формой, цветом, вкусом, запахом». 

(Основные концепции Васту. Принцип Пяти Элемнтов.)

«Весь мир состоит из Пяти Великих Элементов. Это Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. Эти Великие Элементы не есть элементы в том смысле, как ими являются водород или гелий, это скорее состояния вещества. Элемент Земли доминирует в том, что твёрдо во вселенной, Элемент Воды — в том, что жидко, а Элемент Воздуха — в газах. Элемент Эфира — это пространство, где происходят явления, а элемент Огня — это сила, которая превращает твёрдое в жидкое, жидкое в газ, и наоборот. Всё в проявленной вселенной, включая человеческие существа, состоит из этих Пяти Элементов». 

(Роберт Э. Свобода. Агхора II. Кундалини. Саттва. 2003г.)

«По сути дела, то, что выглядит как материя, на самом деле является энергией или силой. Теперь можно сгруппировать всё это и организовать так, чтобы наша точка зрения о вселенной могла быть ясной и полной. Это было сделано древними мудрецами, которые дали нам Санкхью и философию Йоги. Они начали с пяти первоэлементов, которые они назвали Панча-Бхутами: Притхиви, Апас, Теджас, Вайю и Акаша (земля, вода, огонь, ветер (воздух) и эфир). Всё творение в конкретных формах состоит из комбинаций в различных пропорциях этих пяти элементов». 

(Мифология Таро: Шива и Шакти. интернет-форум «Иной Мир».)

«Махабхуты (великие первоэлементы или элементарные сущности) символизируют пять уровней плотности любой субстанции во Вселенной: материи, энергии и сознания. Например, для материи они таковы: твердое (элемент земли), жидкое (элемент воды), газообразное (элемент воздуха), лучистое (элемент огня) и эфирное (элемент пространства). Так как все создано творящей Божественной энергией Шакти и состоит из нее, то все сущее является ее различными формами; пять элементов являются чистыми модификациями Шакти. В сознании человека, его эмоциях и теле также проявлены эти пять элементов». 

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной, человека и природу любви.)

«Махабхута — пять материальных стихий, элементов, или состояний материи. Наши «химические элементы» не совпадают с ними, но представляют собой составленные из них формы. Стихии — Пять великих материальных элементов или состояний материи, махабхуты: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Но те элементы, которые известны нам, являются по грубому и видимому миру, не являются чистыми состояниями этих пяти стихий, но их комбинациями, панчикаранами, которые описываются следующим образом:
Грубая земля состоит из 50% чистой земли и 12.5% каждого из остальных четырех элементов. Грубая вода состоит из 50% чистой воды и 12.5% каждого из остальных четырех элементов. Грубый огонь состоит из 50% чистого огня и 12.5% каждого из остальных четырех элементов. Грубый воздух состоит из 50% чистого воздуха и 12.5% каждого из остальных четырех элементов. Грубый эфир состоит из 50% чистого эфира и 12.5% каждого из остальных четырех элементов».

(Э.Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г.)

«Тантра оговаривает, что вся материя образована комбинацией пяти таттв или бхут, т.е. элементов. «Шива-Свародайя» объясняет это: «Творение происходит благодаря пяти таттвам и ими оно поддерживается». В «Тантра-раджа-Тантре» Шакти спрашивает Шиву: «Где существуют все таттвы, в теле или вне его?» Шива отвечает, что таттвы проникают все тело и ум. Все мысли и действия человека находятся под влиянием этих таттв… Наука астрологии подтвердила, что четыре из этих элементов оказывают значительное влияние на нашу личность, ум, эмоции и судьбу, но она не учла самый тонкий и важный элемент, т.е. эфир, который отвечает за духовный опыт. Но наука Тантры и Йоги, обстоятельно изучившая этот предмет, ясно утверждает, что эти пять таттв составляют и непрерывно воздействуют на человека.
Тантрические тексты излагают целую науку таттв, согласно которой практикующий ее может не только предвидеть будущее, но и контролировать результаты своих действий на протяжении дня. Конечно, это не должно быть целью, ради которой мы стремимся обрести это знание. Это просто указывает на тесную связь между таттвами и всей структурой вашей жизни. Благодаря «таттва-джняне» или знанию элементов возможно даже изменить собственную судьбу». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). Харьков. Алока. 2001г.)

«Согласно фундаментальной Тантрической концепции Бхута-Шуддхи, физическая Вселенная — это сочетание пяти великих элементов: Земли, Воды, Воздуха, Огня и Эфира, эквивалентных соответственно плотному, жидкому и газообразному состояниям материи, теплу (которое способствует переходу материи из одного состояния в другое) и пространству, в котором происходит вся эта деятельность. Для достижения гармонии необходимо обеспечить гармонизацию этих пяти элементов. Тантрический ритуал Панчамакара (Пять М) и представляет собой быстрый и мощный способ осуществления этого…
Хотя пять элементов и являются существенной частью любой тантрической садханы, работать только с ними было бы слишком механистичным подходом, и мастера, сведущие в Тантре, выступают также за использование метода персонификации. Вместо того, чтобы стремиться к полному искоренению своих эмоций, как это делают практикующие Йогу, тантристы усиливают их и полностью переносят на божество, персонифицированную космическую силу. Таким образом, все природные наклонности подвижника оказываются просто исчерпанными в союзе «преданный — божество», и при этом нет подавления каких-либо желаний, которые позже могли бы вырваться наружу и нарушить гармонию». 

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. К. София. 1998г.)

«Пять элементов вселенной. …С возрастанием действия статической силы появляется форма Эфирного фактора, первый фактор, при котором существуют слабые колебания звука… Дальнейшее действие статической силы создает Воздушный фактор, или атомы. В то время как пространство несет в себе качество звука (космического звука, т.е. космических волн, радиоволн и т.п.), воздушный фактор характеризуется и звуком и восприятием. Этот фактор — первое проявление возможности «потрогать» атом. С возрастанием активности все большее число атомов (водорода) образуют водородные облака и т.п. Когда огромные массы этих облаков подходят ближе друг к другу, возникает огромная центростремительная гравитационная сила, которая вызывает слияние облаков, и при этом выделяется колоссальная энергия, которая дает жизнь новому явлению свету. Люминесцентный фактор — это первое проявление света, которое имеет качество зрелища вдобавок к качеству звука и осязания… Жидкостный фактор имеет качество вкуса, так же, как и предыдущие три. При максимальной активности статического принципа жидкость превращается в твердый фактор. Твердый фактор обладает качеством запаха так же, как и другие. Такова теория создания пяти основополагающих факторов материального мира, выработанная Тантрой. Твердый фактор самое грубое проявление статической силы читты». 

(Кирилл Иванович. Йога. Путь Тантры. Библиотека Высшей Школы Серой Магии.)

«В Тантре и Йоге есть учение о пяти бхутах, или стихиях. Ваше первое тело состоит из еды, то есть из земли, и первой стихией является Земля. Но помните, речь тут идет не об этой земле под ногами. Такое название стихии символично и просто обозначает материю. Все материальное, грубое — это Земля. Если говорить о вас, то это ваше тело, если говорить об окружающем мире, то это тело всего сущего. Звезды состоят из Земли. Все сущее состоит из Земли. Первая скорлупка — земляная. Пять бхут — это пять великих стихий: Земля, Огонь, Вода, Воздух, Эфир. Земля соответствует первому, пищевому телу (анна-майя-коша). Огонь соответствует второму телу, телу энергии, биоплазмы, ци (прана-майя-коша), оно обладает качествами Огня. Третья стихия — Вода, она соответствует ментальному телу (мано-майя-коша), ему присущи качества Воды. Прислушайтесь к разуму, он постоянно движется подобно потоку — он все течет и течет, как река. Четвертая стихия — Воздух. Она почти невидима. Увидеть вы ее не увидите, но она существует, и вы можете ее ощутить. Воздух соответствует интуитивному телу (виджняна-майя-коша). А дальше идет акаша, эфир. Вам его даже не ощутить, он еще тоньше воздуха. Вы можете в него лишь верить, — верить, что он есть. Это чистое пространство. И это блаженство. Таким образом, это пять бхут, или великих стихий соответствуют пяти кошам, вашим телам». 

(Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. София. 2001г.)

«Последний аспект, который нам следует в подробностях рассмотреть — это шарира, то есть физическое тело. Оно — не более и не менее чем чудо эволюции, немыслимо сложный инструмент, предлагающий человеку бесконечное разнообразие возможностей в этой жизни. Аюрведа уделяет меньше внимания природе сугубо материальных элементов тела и утверждает, что гораздо полезнее знать принципы, управляющие жизнедеятельностью. Процессы внутри человеческого тела и где бы то ни было во Вселенной объединены едиными динамическими закономерностями. Концептуальная модель, которую Аюрведа предлагает для осмысления законов природы, называется панчамахабхута, или теория пяти основных (великих) элементов. В аюрведическом первоисточнике «Чарака-Самхита» говорится: «Чтобы стать врачом, необходимо овладеть совершенным пониманием элементов».
Основной постулат панчамахабхуты состоит в том, что все в физически проявленном мире состоит из пяти фундаментальных блоков, которые мы будем называть «элементы». На Западе большинство людей знают только четыре из них — землю, воздух, огонь и воду. Тем не менее, Аюрведа постулирует существование еще одного, пятого, элемента. Таким элементом является пространство, или эфир. Этот «дополнительный» элемент считается основополагающим из всех пяти элементов. Элементы, или бхуты, считаются наиболее фундаментальными свойствами проявленного мира.
Универсальные организующие принципы Природы в Аюрведе обозначают термином «махабхуты», или «космические элементы»…
Современной науке недостает глубокого понимания природы, поэтому ей не удается проследить связь между процессами в природе и процессами внутри человеческого тела во всей полноте. Напротив, за несколько тысяч лет своей истории Аюрведа пришла к бесспорному выводу, что взаимодействиями элементов в природе и в теле человека управляют одни и те же законы.
Концепция пяти универсальных элементов дает нам емкую структуру для понимания законов природы, действующих во Вселенной и в том числе в организме человека. Практическое применение этого знания проливает свет на ментальные и физиологические механизмы. Оно позволяет практику Аюрведы проводить тщательную и точную диагностику, пользуясь при этом своими органами чувств и не прибегая к дорогим и/или инвазивным методам исследования». 

(Панчамахабхута: теория пяти элементов. сайт AyurVeda.)

«Пять элементов образуются путем постепенных превращений энергии и входят в основную восьмерицу Пракрити (изначальной природы), а также служат основными составными материалами всей феноменальной действительности. Помимо того, они образуют и физическую реальность, и психологические реакции человека, то есть становятся побудительными причинами и откликами на такие побуждения… Чакры представляют собой лишь место действия элементов, но подлинными действующими лицами являются сами элементы. Йогические тексты утверждают, что настоящее познание себя невозможно без превращения в таттва-титу (того, кто превзошел элементы). Кроме того, человек должен стать таттва-дарши, созерцателем элементов, так как любые физиологические и психологические изменения вызываются взаимопревращениями гун (саттвы, раджаса и тамаса) и таттв (акаши, воздуха, огня, воды и земли). Свара-Йога предлагает практический ключ к наблюдению разнообразных проявлений таттв. Система наблюдения таттв позволяет человеку стать таттва-джняни (знатоком элементов). Феноменальный мир и порождается таттвами, и исчезает в них, когда переходит к своему тонкому аспекту. Тип таттвы, указывающий на то, какой элемент доминирует в теле человека в каждый текущий миг, можно определить, сделав выдох на зеркало или кусочек стекла: каждому элементу соответствует особая форма запотевшего пятна. Вкус таттвы ощущается во рту.
Тантра использует таттвы в качестве инструментов духовного развития, а также как средства понимания собственных желаний, потребностей и психологического состояния. В своей грубой форме таттвы смешиваются друг с другом, образуя, таким образом, феноменальный мир. Пребывая в тонкой форме, они становятся питанием для внутренних органов. Земля питает физическое тело: мышцы, кости и волосы. Вода обеспечивает пищу для телесных жидкостей, таких, как кровь и лимфа. Огонь питает пламя пищеварения — оджас. Воздух становится источником питания для праны, системы кровообращения, эндокринных желез, нервов и кожи. Акаша питает уши, половое семя и мозг. Настроения (расы) зачастую вызывают нарушения химических процессов в организме (если человек долгое время остается в одной из девяти классических рас и дольше обычного дышит одной ноздрей). Это нарушает циклический порядок таттв, и тогда начинает доминировать соответствующая текущему настроению таттва — к примеру, гнев вызывает усиление элемента огня. Подобные нарушения возмущают равновесие трех телесные жидкостей: ветра, слизи и желчи. Три телесных жидкости представляют собой особые формы элементов: земля и вода в сочетании порождают слизь, огонь представляет собой желчь, а воздух — ветер…». 

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Глава 2. Пять элементов и творение вселенной. Вибрации, порождая вселенную, разделяются на пять фундаментальных энергий, именуемых элементами. Элементы представляют грубую материю в пяти состояниях: твердом, жидком, лучистом, газообразном, волновом. Это пять уровней плотности любого вещества во вселенной, включая физическое тело. Согласно учению Тантры, материя вселенной состоит из комбинаций пяти элементов. «Вселенная произошла из таттвы; она проявляется посредством таттв, в таттвах она исчезает, с помощью таттв познается природа вселенной». («Шива-Свародайя». 4).
4. Учение об элементах (таттва-видья). Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству. «Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух — в основании пупа, земля — в области бедер, вода — в ногах, эфир — во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы — таковы пять свойств земли, как изложено в божественной науке. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна — это пять свойств воды, как изложено божественной наукой. Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость — пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела — это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм — это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы». («Шива-Свародайя». 156, 192-196). «Влияние земли обеспечивает успех на длительный срок, вода дарит кратковременные и преходящие плоды, воздух очень редко наделяет удачей, а в огне даже профессионал все утратит. Земля имеет пять частей, вода — четыре, огонь — три, воздух — две, эфир — одну. Таково непреходящее знание о пропорциях элементов». («Шива Свародайя». 197-199)…
Влияние элементов природы. Вся жизнь человека является способом функционирования пяти элементов. Любое действие, производимое человеком — это комбинация пяти элементов и проявление состояний различных качеств пяти элементов. Упражняя тело асанами, человек очищает элемент земли, занимаясь медитацией на пространство, йогин усиливает элемент пространства, обучаясь гармоничному поведению и взаимоотношениям с другими, йогин развивает элемент воды.
В течение жизни различные элементы начинают развиваться, но если внешние факторы не способствуют этому, они остаются «спящими». Если йогин живет в таких обстоятельствах, где одни элементы стимулируются социальными рамками, климатом, образом жизни, а другие угнетаются, то элементы могут стать разбалансированными. Дисгармония элементов может быть временной, когда она выравнивается при изменении обстановки, в случае же длительного пребывания в неуравновешенном состоянии элементов, она может длиться всю жизнь. Неправильная практика медитации может вызвать дисбаланс элемента ветра, сильная грубая физическая работа может усилить элемент земли в ущерб элементам воздуха и огня, когда уставший человек больше не может заниматься творчеством, ясно и активно мыслить, его осознанность притупляется.
Дисбаланс элементов проявляется на уровне физического тела, на уровне энергии и на уровне сознания. На уровне физического тела дисбаланс проявляется в виде заболеваний. На уровне энергии дисбаланс элементов проявляется как утомляемость, нечистые сновидения. На уровне сознания он проявляется как депрессия, душевное расстройство, повышенная возбудимость. Лучший способ приведения элементов в равновесие — открыть естественное состояние и укорениться в нем». 

(Сатгуру Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги. Шакти-Янтра.)

 

4.2. ПАНЧА-МАЙЯ-КОША-ВИДЬЯ

Санскритский термин «майя» имеет множество значений, но в Тантрической Традиции Майя — это имя самой Богини Шакти. Майя — это волшебная, мистическая сила Богини Шакти. Майя — это «многообразие» феноменального (проявленного) Мира. Майя — это восприятие Мира как непостижимого «узора», который много говорит такого, что не может быть сказано другим способом. Узор Майи преодолевается «подлинным познанием». Когда человек понимает узор, тогда ему многое открывается, потому что Майя — это все, что можно ощутить, понять, осмыслить, постичь, измерить. Майя делает Опыт доступным для измерения (считается, что слово «майя» происходит от «ма» — «измерять»). Поэтому принцип Майи — это не только принцип сокрытия, но и принцип «посвящения». Майя — это волшебная сила Богини Шакти, которая не только скрывает, но и проявляет Ее Красоту и Могущество.
Сегодня в сети Интернет можно встретить множество как буквальных значений так и разных толкований слова «майя», например:
— марящая
— искусница
— фокусница
— скрывающая
— ограничивающая
— обуславливающая
— мастерица обмана
— скрывающая тайну
— устраивающая марева
— устраивающая обманы
— порождающая двойственность, разделение, противоположности
а также:
— сила
— чары
— мощь
— магия
— обман
— марево
— мираж
— энергия
— иллюзия
— ловушка
— вид’ение
— природа
— полнота
— материя
— изобилие
— смешение
— путаница
— видимость
— кажущееся
— богатство
— очарование
— сила Знания
— волшебство
— основа мира
— игра энергии
— то, чего нет
— заблуждение
— нереальность
— заблуждение
— чудесная сила
— ложное знание
— волшебная сила
— принимаемое за
— энергия иллюзии
— иллюзорный мир
— считающееся за
— способ познания
— иллюзорная сила
— мировая иллюзия
— энергия творения
— магическая энергия
— мастерство обмана
— космическая энергия
— проявление мира форм
— божественная иллюзия
— магическая энергия Бога
— сверхъестественная сила
— материнская энергия Бога
— непостижимая энергия Бога
— начало/источник этого мира
— необыкновенные способности
— магическая созидательная сила
— Космическая Сила, делающая возможным феноменальное существование и его восприятие

Конечно, не все эти значения и толкования слова «майя» применимы к словосочетанию «майя-коша». Что может означать словосочетание «майя-коша», можно только догадываться, или можно «выстраивать» различные комбинации значений, поскольку слово «коша» также имеет множество буквальных и смысловых значений и толкований, например:
— мир
— слой
— тело
— план
— сумка
— пласт
— завеса
— форма
— ножны
— покров
— футляр
— одеяние
— скорлупа
— оболочка
— измерение
— покрытие
— проводник
— вместилище
— уровень энергии
— стратификация
— футляр (для хранения чего-либо)

«Коша (букв. оболочка, слой, вместилище) — одна из пяти оболочек, через которые душа действует одновременно на различных планах бытия».

(«Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»)
/ Пер. с санскр., пред. и комм. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.)

«Свара-Йога установила, что человек состоит из пяти оболочек (панча-майя-коша). Термин «коша» указывает на специфическую сферу бытия, а майя — из чего слагается это бытие».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Ника-Центр. 1997г.)

«Коша — Ножны. Оболочка. Бочка. Тело. В Упанишадах говорится о пяти оболочках (коша) живого существа. В центре пребывает душа (Атман). Вокруг последовательно расположены плотное физическое тело, называемое оболочкой из пищи (аннамайя-коша), тело из праны (пранамайя-коша), тело разума (маномайя-коша), содержащее низший разум (читта), высший разум (манас) и эмоции (кама), чувства. Виджнянамайя-коша — тонкое тело непросветленного сознания (виджняна), способного к познанию. Оно связано с высочайшим разумом (буддхи), который называют «ножны мудрости». Анандамайя-коша — тело блаженства, самое тонкое тело, состоящее из радости. Оно формируется в процессе медитативной практики при общении с Богом и слиянии с ним. Суффикс «майя» означает полноту качества. С этим телом связывают кармический механизм, с ним отождествляют причинное тело (карана-шарира) и самость (аханкара). Синонимы: адхара, кайя, шарира». 

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

В Тантрической Традиции панча-майя-коша — это пять изначальных, основных, базовых, фундаментальных «планов» существования человека или пять «измерений» в пределах человеческого существования, через которые проявляются пять изначальных, основных, базовых, фундаментальных «элементов» человека как в «грубом», так и «тонком» своих аспектах. Поэтому Ошо и говорит: «эти пять бхут, или великих стихий соответствуют пяти кошам, вашим телам…» (см. Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. София. 2001г.). Согласно Традиции Тантры, эти «планы», «измерения», «тела», «начала» человека имеют природу взаимопроникающих форм энергии (пять форм Шакти), от тончайшей до самой плотной, которые проникают друг в друга и взаимодействуют друг с другом, являясь различными проявлениями, выражениями, аспектами, стратификациями единого существования.

«1. Прана. Пять Кош. Согласно Йоге, считается, что человеческие существа имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют панча-коша, или пять оболочек: аннамайя-коша (тело пищи), пранамайя-коша (праническое тело), маномайя-коша (ментальное тело), виджнянамайя-коша (астральное или психическое тело), и анандамайя-коша (тело блаженства)». 

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма.
Прана-Видья. Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г.)

«Глава 10. Таттвы и коши. Различные уровни существования, на которых проявляются пять таттв или махабхут, известны в Йоге как «коши». Коша буквально означает «футляр» или «покрытие» и в этом контексте относится к различным слоям, покрывающим внутреннюю сущность человека, которая есть дух или чистое сознание. Как известно, человек окутан пятью такими кошами. Каждая из них по своей вибрации тоньше предыдущей и относится к определенному уровню сознания и опыта». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). Харьков. Алока. 2001г.)

«Патанджали (автор «Йога-Сутры») делит человека на пять семян, пять тел. Он утверждает, что у вас не одно тело, а пять — пять слоев. Первое тело называется анна-майя-коша, то есть тело пищи, тело земли. Второе тело Патанджали называет прана-майя-коша — энергетическое, электрическое тело. Оно состоит из электрических полей (как раз с ними работает акупунктура). Это второе тело тоньше первого. Далее идет третье, ментальное тело, — мано-майя-коша. Третье больше, тоньше и выше второго. Следующее, интуитивное тело, или виджняна-майя-коша, больше и выше, чем мано-майя-коша. Оно очень велико. В нем уже нет разума, оно выходит за его пределы. Это тело очень-очень тонкое, оно несет интуитивное постижение, то есть способность заглянуть прямо в природу вещей, даже и не пытаясь думать о них. Пятое тело — ананда-майя-коша — это тело блаженства. Вот оно простирается действительно далеко. Состоит оно из чистого блаженства. Здесь преодолены пределы даже интуиции.
Но помните: эти пять — лишь семена. Ваша реальность за их границами. Это просто окутывающие вас оболочки-семена. Первое из них очень грубое. Вы почти заперты в этом теле. Второе побольше, третье еще больше, четвертое еще, и пятое очень большое, — но все это лишь семена. Все они ограничены. Если вы сбрасываете все эти семенные оболочки и остаетесь в своей реальности обнаженным, то вы бесконечны. Именно об этом и говорит Йога: вы Бог — «Ахам Брахм Асми». Вы — сам Брахма. Теперь вы — сама высшая реальность, все преграды пали».

(Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. София. 2001г.)

«Йоги насчитывают пять кош, или окутывающих оболочек, которые скрывают духовный поток при его спуске вниз; они изобрели и сформулировали способы и средства устранить их. Эти коши, или оболочки, вкратце можно описать так: 1. Вигьян-маи-кош; 2. Мано-маи-кош; 3. Пран-маи-кош; 4. Анна-маи-кош; 5. Однако, первая и главная из этих кош, или оболочек – Ананд-маи-кош (Блаженство), почти интегральная часть самой души. Она — самая тонкая из оболочек, подобно тонкому покрову над зажженным канделябром. Ее можно ощутить немного, когда после глубокого сна без сновидений (сушупти) при пробуждении сохраняется смутная мысль об Ананде, или Блаженстве, которое было пережито в этом совершенно спокойном состоянии отдыха.
Таковы пять кош, или Хиджаб (завес или одеяний), как их называют мусульмане, и они окутывают душу, одна в другой. Цель или задача всех Йог — постепенно высвобождать душу из этих оболочек, одна за другой, пока она, наконец, не освободится от них всех и не вернется к своему исходному, первоначально великолепному состоянию самосветимости (сваям джиоти), которая не меньше, чем у нескольких солнц, вместе взятых. Это — стадия Ахам Брахм Асми или «Я есть Брахма»; когда она достигается кем-либо, он не только чувствует свое единство с Богом, но и действительно приветствует Бога словами «Аям Атма Брахма» — «О, Боже! Я — из той же сущности, что и Ты». Большинство систем Йоги считает это венцом всех духовных усилий. Это, фактически, самая высокая и последняя стадия самореализации (самопознания), но это еще полпути в духовном путешествии; стадия, не имеющая большого значения, ибо именно отсюда редкая душа начинает движение к наиболее желанной цели полной реализации Бога, поскольку именно Кхуд Шанси (Самопознание) постепенно ведет к Кхуда Шанси (познанию Бога)».

(Кирпал Сингх. Венец Жизни. Исследование по Йоге. Дели. 1980г.)

«АТМАН. …Некоторые философы обращались к проблеме, обозначенной в «Тайттирия-Упанишаде», разрабатывали стратификацию уровней Атмана. Один из пилигримов брахманистской ориентации Поттхапада задал Будде вопрос — идентично ли сознание Атману? Когда же Будда спросил его, что он, в свою очередь, понимает под Атманом, тот изложил ему учение о трех уровнях Атмана. Первый — тонкое материальное образование (аннамайя), составленное из четырех стихий (земля, вода, ветер, огонь) и питающееся пищей, т.е. тело. Второй — ментальное образование (маномайя), также наделенное определенными «органами» и способностями. Третий — бесформенное и «состоящее из одного только сознания» (саннамайя).
Критика Буддой учения об Атмане учитывала степень подготовленности собеседника к отрицанию Атмана. Так, Поттхападе он показал, что ни на одном из намеченных им уровней Атман не может совпасть с сознанием (поскольку факт сознания для всех самоочевиден, то из этого следует, что от идеи Атмана можно отказаться). В диалоге с другим странником, Саччакой, Будда вынуждает его признать, что ни один из пяти логически возможных уровней Атмана, соответствующих срезам телесности, ощущений, представлений, волевых установок и сознания (то, на что индивид уже в раннем Буддизме делится без остатка по простейшей классификации дхарм — мгновенных, точечных элементов бытия), не может соответствовать понятию Атмана, поскольку, во-первых, индивид не имеет возможности влиять на них (следовательно, они не относятся к его Я, для которого, таким образом, не остается места) и, во-вторых, каждый из них может быть охарактеризован как то, что непостоянно и несчастно, а все таковое не есть Атман.
Согласно преданиям, первым учителем Будды был санкхьяик и йогин Арада Калама, который учил о медитативном «обособлении» Атмана от всех элементов телесно-ментального состава индивида и диспозиций его сознания, которым он «внеположен». По Ашвагхоше (I-II вв.), Будда ушел от него, обосновав свое решение тем, что Атман, «очищенный» от ощущений, воли и сознания, является фикцией, а также потому, что вера в Атмана обусловливает привязанность человека ко всему «своему», не позволяет избавиться от эгоцентризма и является, следовательно, основным препятствием для «освобождения». 

(Универсальная, научно-популярная энциклопедия «Кругосвет».)

«…Другими словами, мы сталкиваемся здесь с параллелизмом телесных, психических и духовных функций. Этот параллелизм хорошо виден в учении о пяти оболочках (коша) человеческого сознания, которые, уплотняясь, кристаллизуются вокруг внутреннего центра нашего существа. Согласно буддийской психологии, этот центр представляет собой иррациональную точку отношений, в которой сходятся все наши внутренние энергии, но сама она лишена качеств и находится за рамками всяких определений. Наиболее плотная и самая наружная оболочка — это тело человека, построенное за счет питания (анна-майя-коша). Следующая — это эфемерная, относящаяся к тонкой материи оболочка (прана-майя-коша), состоящая из праны, поддерживаемая и питаемая дыханием и пронизывающая все тело человека. Можно назвать его также праническим, или эфирным телом. Следующая, еще более тонкая оболочка — наше тело мысли (манно-майя-коша), наша «личность», образованная активной мыслью. Четвертая оболочка есть тело нашего потенциального сознания (виджняна-майя-коша), простирающаяся далеко за пределы активности нашей мысли, охватывающая всю целостность наших духовных способностей. Последняя и самая тонкая оболочка, пронизывающая все предыдущие, — это тело высшего универсального сознания, питаемое и поддерживаемое возвышенной радостью (ананда-майя-коша). Она переживается только в состоянии медитации (дхьяна). Она соответствует в терминологии Махаяны «Телу Вдохновения» или «Телу Блаженства» (Самбхогакайя).
Все эти оболочки не разделяются как слои, кристаллизующиеся вокруг твердого ядра, а скорее имеют природу взаимопроникающих форм энергии, от тончайшего «всепроникающего» лучезарного сознания до самых плотных форм «материализованного сознания», которое кажется нам нашим видимым физическим телом. Таким образом, грубая оболочка пронизывается и поддерживается более тонкими оболочками. Как материальное тело создается путем питания, пронизывается и поддерживается жизненными силами праны, так и активное сознание тела мысли пронизывает тело праны и определяет формы проявления тела. В свою очередь, мысль, дыхание и тело пронизаны и приводятся в движение еще более глубоким сознанием прошлого опыта, в котором хранится бесконечный материал, из которого получили свою субстанцию наши мысли и воображение. Лучше назвать его нашим подсознанием, или глубинным сознанием. Но в высшем состоянии медитации все эти сознательные и подсознательные, тонкоматериальные, жизненные и физические функции охватываются пламенем вдохновения и духовной радости (ананда) и преобразуются в нем, пока не появится универсальная природа сознания. Это та основа, на которой покоится Йога Внутреннего Огня» (тиб. тум-мо)». 

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма. Беловодье. 2005г.)

«Йогическое тело. Йогическая физиология — это не физиология физического тела, но физиология психического или тонкого тела, таких измерений нашего существа, которых не видят наши физические глаза. Она добавляет новые измерения к утверждению: «биология — это судьба». Йогическая физиология составляет карту психической биологии, которую мы разрабатываем при достижении цели трансцендентного осознавания. Это те знания о тонком энергетическом каркасе тела, которые дают возможность каждой женщине понять роль ее физического тела, как орудия в эволюции сознания.
Панча-коша. Эзотерическая физиология, разработанная йогами, подчеркивает существование пяти измерений в пределах человеческого тела. Они известны как панча-коша — покровы Атмана. «Коша» на Санскрите означает «покров». Если вы наденете перчатку на руку, это будет покров. Йогическое видение обнаруживает пять таких покровов, закрывающих Атман — искру безграничного сознания, которая является причиной и сердцевиной нашего существования. Двигаясь от Атмана, от невидимого — к видимому, от тонкого — к плотному, эти покровы таковы: Анандамайя, Виджнанамайя, Маномайя, Пранамайя и Аннамайя. В этом контексте «майя» означает «составлена из», и, как говорят, эти покровы или измерения нашего тела составлены из блаженства, интуиции, интеллекта, энергии и пищи. Анандамайя коша — это измерение чистого блаженства. Виджнанамайя коша — это покров высшего знания, которое дает почувствовать себя в сверкании интуиции, в искре одаренности. Маномайя коша — это сфера ума, содержащая в себе интеллект, память, понимание и рассудок. Пранамайя коша составлена из Праны — жизненной энергии, которая активизирует тело и мотивирует ум. Аннамайя коша — физическое тело. Оно называется так из-за его зависимости от «анна» — хлеба или плотной пищи.
Все эти покровы или измерения бытия проникают друг в друга и взаимодействуют. Они являются различными выражениями одного сияющего сознания. Они совсем не изолированы друг от друга, за исключением того, что наше осознавание ограничено более плотным измерением, вследствие чего создается искусственное разделение между «естественным» и «сверхъестественным» восприятием и способностями. Вся наша садхана (практика) направлена на развитие осознания всех пяти этих покровов или слоев и великолепного Атмана за ними. Различия между этими измерениями являются стадиями процесса очищения, утончения и расширения. Ибо все они в действительности состоят из одной и той же субстанции. Каждый покров состоит из энергии, вибрирующей с определенной частотой. В физическом покрове энергия вибрирует медленнее всего. Когда мы движемся через коши, вибрации становятся быстрее и чище, пока она снова не растворится в чистом сознании. Ибо энергия — это динамическая форма сознания, а сознание — потенциальная форма энергии. По этой причине каждый уровень существования имеет свои характеристики качества восприятия, чувства, мысли и осознавания. Вибрации энергии, Праны являются отражением чистоты, ясности и расширения сознания». 

(Свами Муктананда. Нава-Йогини-Тантра. Минск. Ведантамала. 2006г.)

 

4.3. ПАНЧА-ШАРИРА-ВИДЬЯ

«Примечания. Прич. 2. В современной западной литературе, занимающейся этими вопросами, различные начала человека носят название или «проводников», или «тел»: эфирное, астральное, ментальное тело. На Востоке они имеют два названия: «КОША» (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к физическому миру, и «ШАРИРА» (тело), когда они способны к самостоятельной деятельности в видимом и невидимом (авьякта) мире».

Данное утверждение можно найти в примечаниях переводчика к изданным в России лекциям Брамана Чаттерджи, прочитанных им в Брюсселе в 1898г. (см. Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Предисловие и перевод с 3-его французского издания. Е.П. Дозволено цензурою. С.-Петербург. 17 августа 1905г. Калуга. Типография Губернской Земской Управы. 1905г.). Переводчиком этих лекций стала Елена Федоровна Писарева (1853-1926), философ и переводчик, один из руководителей и главных теоретиков Русской Теософии (Российское Теософское Общество в России создано в 1908г.), которая подписывала свои работы обычно двумя буквами — «Е.П.». До 1917г. Е.Ф.Писарева перевела на русский язык и опубликовала львиную долю теософских изданий в России за этот период, в том числе и такие классические трактаты по духовной практике и главным теоретическим основам эзотеризма, как «Голос Безмолвия» и «Свет на Пути».

Таким образом, нам следует обратить серьезное внимание на примечание, сделанное Е.Ф.Писаревой к лекциям Брамана Чаттерджи: «На Востоке они имеют два названия: «КОША» (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к физическому миру, и «ШАРИРА» (тело), когда они способны к самостоятельной деятельности в видимом и невидимом (авьякта) мире». Т.е. речь идет о пяти началах, планах бытия человека, которые имеют в одном случае название «коша», а в другом случае «шарира».
В разных словарях указываются следующие синонимы термина «шарира»: адхара, деха, коша, кайя (кая), упадхи и др.

«Шарира. Человек обладает тремя телами (шарира) — физическим, грубым, или плотным (стхула); тонким (сукшма) и каузальным, или причинным (карана). Эти три тела подразделяются на пять проводников, или ножен (коша). См. также тело, деха, упадхи».

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г.)
(Большой словарь Санскрита и эзотерики.)
(Энциклопедия эзотерики.)

«Шарира (санскр. тело, скорлупа), оболочка, или тело души; подразделяется на три части: 1. Стхула-шарира — грубое, или физическое тело; анна-майя-коша; 2. Сукшма-шарира – тонкое тело; линга-шарира; тело, которое включает в себя прана-майя-кошу, мано-майя-кошу и виджняна-майя-кошу; 3. Карана-шарира – причинное тело, тело духовной природы, ананда-майя-коша». 

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«Шарира — Корпус. Тело. В Джайнизме шарира означает тело души (джива). Согласно Индуизу, у человека есть плотное тело, называемое физическим, или грубым (стхула-шарира), и тонкое тело (сукшма-шарира), которое представлено несколькими телами-оболочками (коша), телами-аспектами. Линга-шарира, знаковое кармическое тело, сохраняется после кремации плотного тела и называется мигрирующим телом (ативахика-шарира), эфирным двойником человека, оно считается носителем кармы. Синонимы термина «шарира»: адхара, деха, коша, кайя (кая) и др.».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Шарира (санскр. ?arira — тело) — в индийской мысли тело, материальное или нематериальное. С древних времен индийцы рассматривали тело человека как Микрокосм, повторяющий в миниатюре вселенную, образуемую пятью элементами (см. бхуты). Его кости сделаны из земли, жизненные дыхания — из ветра, флегма и другие гуморы — из воды, жар — из огня, сердце, желудок и ушные раковины заполнены акашей (эфир, пространство).
В Санкхья-Йоге различаются три вида тел: «грубое» (стхула-шарира), «тонкое» (сукшма-шapupa или линга-шарира) и «каузальное» (карана-шарира). Грубое тело, образуемое пятью элементами, человек получает при рождении и теряет при смерти…
В ведантийской схеме пяти оболочек (коша) Атмана грубое тело соответствует телу из пищи (анна-майя). Тонкое тело состоит из восемнадцати элементов (буддхи, аханкара, манас, десять индрий и пять танматр). Оно коррелирует с тремя «оболочками» Атмана — жизненных дыханий (прана), манаса и сознания (виджняна). Существование «каузального тела» выводится из опыта сна без сновидений (сушупти); коррелирует с состоянием блаженства Атмана, в котором сознание возвращается к своим истокам… (В.Г.Лысенко)». 

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред.
В.С.Степина. Ин-т философии РАН. М. Мысль. 2000-2001гг.)

Обратим внимание на то, что традиционно говорится о трех шарирах: Стхула-Шарира; Сукшма-Шарира (или Линга-Шарира) и Карана-Шарира. Согласно Свами Йогешваринанде Сарасвати — Стхула-Шарира; Сукшма-Шарира и Карана-Шарира (или Линга-Шарира, или Авьякта-Шарира). Вот что пишет весьма известный и очень уважаемый гималайский йогин, Свами Йогешваринанда Сарасвати (см. Свами Йогешваринанда Сарасвати. Наука Души.):

«Триединство тела и пяти оболочек. Местонахождение сознания, Атмана (души) — это тело, оно уподобляется дворцу, замку. В этом дворце есть три части — физическое, астральное и каузальное тела. Физическое, или грубое тело — это основные ворота для приближения к душе — нам придется войти именно через них. Это физическое тело состоит из пяти материальных элементов и создано действиями в прошлом. Оно состоит из двух частей — более грубая называется Аннамая-Коша (оболочка еды), другая — Пранамая-Коша (оболочка жизненного ветра). Вместе они выполняют грубые функции для Дживатмана, владельца этого дворца. Но у этого физического тела нет собственной силы для служения душе. Сила, или энергия приходит из другого тела, которое расположено в физическом теле. Это — Сукшма-Шарира (тонкое или астральное тело). Это астральное тело свободно от вен, артерий, нервов, плоти и костей. Оно состоит из сверхтонкого вещества, подобного пару, оно даже свободно от конечностей и заполняет собой все физическое тело. Астральное тело руководит физическим, другими словами, только астральное тело побуждает физическое тело к действию и обеспечивает эти действия энергией. Но в этом побуждении смешаны два типа энергии — знание и действие, и из этого смешения двух форм энергии возникает сила, известная как жизнь. Именно благодаря этой жизни физическое тело может действовать и исполнять свои функции.
Астральное тело состоит из двух частей: Маномайя-Коша (оболочка ума), часть с преобладанием действия и Виджнамайя-Коша (оболочка интеллекта), часть, в которой преобладает знание. Удивительно то, что жизненная сила не приводит астральное тело в движение — существует еще одно тело, которое наполняет астральное тело и наполняет его жизнью. Это — Карана-Шарира, каузальное тело (также известное как Линга-Шарира и Авьякта-Шарира). Каузальное тело гораздо тоньше, чем астральное. Хотя оно и наполняет жизнью астральное тело, его источник жизненной силы находится в другом месте — Анандамайя-Коша (оболочка Благословения). Это похоже на скопление света, хотя и нейтральное (неподвижное). Оно также не обладает способностью генерировать жизненную силу. Таким образом, эти три части замка души полностью неподвижны, при сравнении с сознанием Дживатмана. Мы ясно видем это в повседневной жизни. Когда живущее и действующее тело внезапно становится бездвижным и безжизненным, мы можем сказать в общем смысле, что Дживатман, душа вышла из этого тела. Это прямо доказывает, что совокупность пяти оболчек обладает сознанием только в соединении с Дживатманом…
Метод, который нужен для того, чтобы войти в этот замок и обрести знания о сознающем духе (душе), закрытом бессознательной материей, известен под названием Атма-Виджан, наука о душе или само-освобождении. Эта книга дает детальное описание этой науки. В этом самом замке (тела) также присутствует Ишвара, Владыка, управляющий всей вселенной. Это — опыт всех святых и мудрецов.
Согласно Упанишадам, и Дживатман (индивидуальное «я»), который тонок и миниатюрен, и Ишвара (высшая самость), величайший из всех, оба пребывают в «пещере» сердца. Из этих высказываний Упанишад очевидно, что (1) Дживатман — миниатюрен, (2) Брахман, или Бог велик. Затем вы можете для себя решить, какой путь верен. В «Катха-Упанишаде» учитель Яма заявляет: «И Дживатман, и Паратман столь тонки, что их невозможно увидеть обычным зрением; они спрятаны в самом потаенном уголке сердца и нет у них ни начала ни конца». Как красиво представил великий учитель Истину всего в нескольких словах! И он стал описывать результат видения Дживатмана и Паратмана: Для того, кто понимает божественность, познаваемую посредством Йоги, освобождается от пар противоположностей, таких как восторг и огорчение, желание и антипатия и т.д.
Таковы сокровища, спрятанные в сундуке — сердце, находящемся в замке — теле».

В сети Интернет можно встретить разные словосочетания со слом «шарира», и только у Свами Йогешваринанды Сарасвати мы встречаем словосочетание «авьякта-шарира», например:
— атма-шарира
— брахма-шарира
— бхава-шарира
— манас-шарира
— махакарана-шарира
— нирвана-шарира
— рачана-шарира
— стхула-шарира
— сукшма-шарира

«Авьякта — Непроявленный. Неявное. Неопределенный. То, что не воспринимается органами чувств, т.е. находится за пределами эмпирического мира. Трансцендентное. Термин встречается в Упанишадах. Согласно учению Санкхьи, мир проявленный (вьякта), включая его материальный (Пракрити) и духовный (Пуруша) аспекты, порождается непроявленным, который вечен, един, вездесущ и непостижим. Являясь причиной, он сам причины не имеет. Приблизиться к нему можно через духовную практику. В учении Веданты тонкое кармическое, каузальное, или причинное тело человека относится к категории непроявленного (авьякта), которое может существовать без проявленного, предшествовать ему или пребывать параллельно с ним. Считается, что вещи могут совершать переход из состояния непроявленного в проявленное и наоборот. Термин «авьякта» образует словосочетания типа «авьякта-шабда» (непроявленный звук). Синонимичен термину «авьякта» термин «авиджняпти» (непроявленное, неосознаваемое, неинформативное). В некоторых позициях как синоним выступает «авьякрита». 

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Авьякта — букв. «непроявленное». Происходит от глагольного корня, означающего «помечать», «украшать». «Вьяндж» означает проявлять или обнаруживать скрытое. «Вьякта», таким образом, означает внешне проявленное. Во внешнем проявлении Природы ее явления разворачиваются перед нами, и поэтому мы их видим. Мы не смогли бы видеть эти явления, если бы они проявлялись перед нами все вместе и одновременно, неразделимыми и едиными, так как в каждый отдельный момент мы способны иметь дело только с небольшой частью окружающего мира. В этом заключается секрет жизни, ибо мы учимся жить именно посредством ограничения самой жизни, обретаем власть существования именно путем сужения полноты бытия и достигаем знания именно благодаря устанавливаемым рамкам процессов и областей познания — и наши сознание, мышление, любовь и воля развиваются, только раздвигая эти пределы ограничения. Принципом Раджа-Йоги и Джняна-Йоги является то, что, в конце концов, мы окажемся способными жить подлинно свободной жизнью непроявленного, неограниченного существования, вне двух величайших преград субъекта и объекта». 

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги — К: София, 1996.)

В качестве заключения, обратим внимание на интересный факт. Соотнесенность планов, или кош, или тел человека может быть представлена в модели «матрешки». Многие изображения системы тел человека построены по принципу матрешки.

   3.2.7 тела человека 1      3.2.7 тела человека 2      3.2.7 матрешка 2      3.2.7 матрешка 1

«Коши располагаются одна поверх другой, причем внутри находится наиболее плотная, а снаружи — наиболее тонкая. Для того, кто способен видеть все пять оболочек, человек выглядит как светящееся яйцо с многослойной полупрозрачной скорлупой».

(Мистическая энциклопедия.)
(Энциклопедия магических терминов.)

Согласно А.В.Трехлебову (см. Трехлебов А.В. «Кощуны финиста»), «Матрешка — своеобразное олицетворение тел и оболочек человека: Жива, Причинное, Жарье, Навье, Явье (Плотье), Клубье, Колобье, Дивье, Светье». (Ср. Исток, Зарод, Живот, Ярло, Устье, Чело, Светоч (Родник), РА). Вполне возможно, что слово «матрешка» происходит от санскр. «матри» (букв. мать), согласно Энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза-И.А.Ефрона (СПб. 1890г.1907) — «в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Некоторые специалисты полагают, что основным принципом построения Мироздания является принцип матрешки. Например, согласно Н.А.Носову (см. Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов), «Принцип матрешки — возможность свертывания и развертывания виртуальных и константных реальностей друг в друга».

Вот что пишет И.Сергеев (см. И.Сергеев. Матрешка — богиня Смерти? 05.09.12г.):

«Разъемные женские фигурки были в России всегда, и даже ранее, во времена древних славян. И еще раньше — во времена древних ариев, Аркаима. Собственно Матрешка была всегда, только в те далекие времена (по одной из версий) имя ее было — Макошь, богиня судьбы и одна из главных богинь арийского пантеона — Мать Сыра Земля. [или Мать СВА, см. ст. 3.11.4. «Тайна термина Сватантра», — ред.]. Однако, каково бы ни было ее древнее имя, очевидна параллель Матрешки с древнеарийским, а затем и древнерусским мифом о смертях Кощеевых. Слово «кощей» мы находим и в индо-арийской Адвайт-Веданте. Согласно «Тайттирийя-Упанишаде», кощеи, или коши — это оболочки иллюзорного мира, скрывающие истинное Я (Атман). Сняв последовательно эти оболочки, можно достичь подлинного Я — Атмана. Это смерть иллюзий, смерть кощеева. В славянской, или славяно-арийской, интерпретации: Смерть Кощеева находится на острове Буяне (гора Меру), на дубе (мировое дерево). Далее пять оболочек: на дереве сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. В игле смерть Кощеева. Сняв последовательно оболочки и ломая иглу, достигаем смерти Кощеевой — конца иллюзии, всего временного, иллюзорного.
Еще вопрос: сколько фигурок вкладывалось одна в одну? Матрешка могла содержать три фигурки, что соответствовало женской троице славяно-ариев: Леля, Жива, Мара. Тогда это символ Прави, или мира богов. Есть и два других классических варианта — пять и семь… Число пять соответствует Адвайта-Веданте, или Кощею. Тогда это символ смерти, иллюзорного мира. Число семь соответствует полному количеству жизненных тел человека. В Кудалини-Йоге — семь чакр, семь энергий. Тогда это символ жизни.
Таким образом, Матрешка оказывается собирательным образом. Матрешка из трех фигурок — символ Божественности (Правь). Матрешка из пяти фигурок — символ Смерти (Навь). Матрешка из семи фигурок — символ Жизни (Явь)».

На самом деле даже в Священных Писаниях и Христианства, и Индуизма и др. традиций, число 5 употреблено в значении благодати или милости. Оно указывает на гармонию и предполагает единство. Пять — это число Жизни. Оно также рассматривается и как число Великого Поиска. Во всех своих характеристиках число 5 изменчиво, непостоянно, подвижно, поскольку оно отражает принцип активности. динамического равновесия, движения, искания, поиска. Число 5 заключает в себе союз нечетного, или мужского, числа 3 и четного, или женского, числа 2. Как известно, число 3 символизирует Высшее Совершенство, а число 5 — Поиск, который, в конечном итоге, приводит к этому Совершенству. В обыденной жизни с числом пять связано понятие риска, которое реализуется через накопление опыта. Таким образом, число 5 означает Знание (3+1+1=5), является символом жизнеспособности, проницательности и понимания сути.
Число 5 — это центр всего, это принцип одухотворения природы и космоса, это символ искры Абсолюта. Число 5 передает целостную индивидуальность. Подобно кругу, число 5 символизирует Целое. Это число настолько же счастливое, насколько и непредсказуемое. Это священное число во многих традициях.
Каждое число связывает в весьма логичные цепочки (где число цепочек равно значению числа) многие факторы, явления, аспекты, уровни и планы Бытия, образуя своеобразные 5-ричные, 7-ричные, 12-ричные, 16-ричные, 64-ричные и др. «матрицы», с которыми было бы очень интересно и полезно поработать всем специалистам, от психолога и философа до изобретателя, и исследовать, проанализировать, попрогнозировать, пофантазировать и т.д. Бесспорно, это даст неожиданные результаты. Это подтверждают примеры новейших технологий в разных областях знания, но это уже отдельная тема.
Целью Магии, Науки, Религии, Философии, Духовности, Эзотерики, Йоги, Мистического Опыта и пр. является достижение Полного Осознания, для того, чтобы овладеть всеми возможностями Мира и Бытия, или хотя бы доступными человеческому существу. Уникальная эзотерическая «карта» человека, которая может быть составлена на основе Семеричности и Пятеричности, представленных в Учении Тантры, может стать превосходным предметом для подобных размышлений (см. статью 3.2.8. «Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека»).

* * *

N 36. 01.09.13г.