Статья 3.2.7. «Горизонтальная» многомерность человека.

продолжение

2.3. МНОГОПЛАНОВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

«Когда мы говорим о многоплановости личности, то следует иметь в виду наличие у нее не только сознательных и неосознанных мотивов и переживаний, но и разных категорий самих мотивов: есть система непосредственных побуждений, связанных с органическими потребностями субъекта, с его интересами (т.е. с потребностями столь же непосредственными, но не органического порядка — духовными, интеллектуальными), с привычками, нравственными установками. Вместе с тем есть система опосредованных побуждений, возникающая с осознанием ситуации, в связи с решениями, принятыми субъектом, его целями, задачами, намерениями и стремлениями. Наконец, существуют побуждения, вытекающие из особенностей личности человека — из его опыта, качеств личности, структуры его характера.
Все это создает очень сложную картину взаимосвязанных, борющихся и поддерживающих друг друга потребностных тенденций, из соотношения которых на данный момент и рождается человеческий поступок. Это замечательно показано у Достоевского, например, в «Преступлении и наказании»…
Можно было бы продолжить этот анализ, но и того, что сказано, достаточно, чтобы показать сложную систему постоянно взаимодействующих и борющихся (и потому противоречивых) мотивационных тенденций, показать зависимость поступков от того, какие именно мотивационные тенденции берут верх над остальными в данный конкретный момент и, наконец, показать то, что вся констелляция этих тенденций постоянно меняется в процессе поведения человека вследствие изменяющейся ситуации. Ситуация же меняется как в силу новых возникающих обстоятельств, так и в силу поступков субъекта, которые совершившись, разряжают определенные потребностные тенденции и тем самым перестраивают все их соотношения…». 

(Божович Л.И. Многоплановость личности.
Ж. «Культурно-историческая психология. № 4. 2008г.)

«Большинство людей воспринимают мир физических форм как единственно существующий, но кроме него есть и множество других миров. Эти миры называются тонкими планами. И с некоторыми из них человек постоянно бессознательно взаимодействует. Бессознательно, конечно, только до определённого порога в развитии, после которого практикующий начинает воспринимать соответствующий план более полно. Для примера, даже нашим эмоциям соответствует определённый план Бытия. Наша вселенная насквозь пронизана множеством миров. Если говорить точнее, то частот — любая материя вибрирует на определённой частоте. И любой объект реален для всего, имеющего ту же частоту, но не видим для существ других частот. В каждом из миров у человека есть соответствующее тело, позволяющее функционировать на тонком плане и получать информацию с него.
Поскольку частоты довольно плавно переходят друг в друга, классификации тонких планов различаются. Наиболее распространённая классификация имеет соответствия с базовыми частотами основных чакр. Ниже приведены названия тонких миров, их соответствия чакрам и телам человека.
1. Физический План. План физических форм и материй. Имеет высокую плотность. Чакра — Муладхара. Тело – Физическое.
2. Эфирный План. Более тонок, чем физический. Чакра — Свадхистхана. Тело — Эфирное.
3. Витальный План. Это план связи с природой. По сути — это природный план. Чакра — Манипура. Тело — Витальное.
4. Астральный План. План эмоций, желаний. Чакра — Анахата. Тело — Астральное (Эмоциональное).
5. Ментальный План. План мышления и намерений. Чакра — Вишудха. Тело — Ментальное.
6. Кармический (Каузальный) План. Здесь находится наша карма. Чакра — Аджна. Тело — Кармическое (Каузальное, Причинное).
7. Буддхический (Будхиальный) План. План Высшей Интуиции, совести, вдохновения, сострадания и мудрости. Здесь расположено Высшее Духовное Сознание. Это план бесконечного света и осознанности. Здесь заканчивается Иллюзия, Майя, и начинается Реальность. Чакра — Сахасрара. Тело — Буддхическое (Будхиальное, Интуитивное).
Классификация тонких планов весьма условна. Как уже говорилось, частоты плавно переходят друг в друга, поэтому какие спектры как называть и сколько их всего выделять — это личное дело каждого. Какой-либо одной жёсткой классификации просто не существует, хотя бы потому, что есть немало духовных течений, ставших уже классическими, которые выделяют тонкие миры по-разному». 

(Тонкие миры — иные планы Бытия. Проект
«Последний мир». Эзотерический интернет-ресурс.)

«Дополнение 2. О здоровье. 1. Многоплановость строения человека. В этой части Дополнения внимание будет уделено материалу, благодаря которому увидим полноту строения человека. Это позволит четче выявить основы, без которых невозможно понимание «здорового образа жизни».
Осознавая всю сложность данной темы, мы понимаем, что состояние здоровья человека всегда зависит от его мировоззрения, сложенного воспитанием и кармой. И так как это очень щепетильная тема, то даже еще две тысячи лет назад один античный мудрец советовал врачу: «Если к Вам пришел человек и просит об исцелении, спросите прежде, чем назначать лечение, готов ли он измениться». Ибо если человек не изменит своего отношения к факторам, вызвавшим заболевание, лечение принесет лишь частичную пользу — временное облегчение, но страдания от этого не прекратятся.
Поэтому для того, чтобы уметь адекватно воспринимать и решать проблемы, встающие на нашем пути, необходимо знать причины, их порождающие. Зная основы, каждый из нас может преодолеть страдания, устремляясь к Прекрасному осознанно. Иначе наше поведение будет похоже на бессознательные хаотические движения, дающие лишь иллюзию кратковременного счастья и массу «незаслуженных» страданий (как думают многие) в виде «призовой игры».
Итак, постараемся рассмотреть весь материал в упрощенной и доступной пониманию форме. Данный текст предназначен, конечно, в большей степени для читателей, ищущих смысл жизни, стремящихся к осознанию внутреннего мира человека, а также к возможности избавления от страданий, что становится реальным только при очищении сознания от предрассудков и расширении его, благодаря изучению опытного знания и личным усилиям, направленным на постижение Истины.
Как известно, человек состоит из духа, души и физического тела. Но что же кроется за этими понятиями? При этом будем помнить, что приведенные в тексте подразделения человеческой сущности даются для лучшего понимания предмета и многообразия функций организма. На самом же деле не существует четких границ между некоторыми составляющими тонкого тела человека, но наблюдается взаимопроникновение и «разрежение субстанции». Так, например, известно, что отдельные школы философии индусов рассматривают человека как состоящего из 4-х, 5-и или 6-и аспектов, при этом не искажая сути вопроса. Более подробное рассмотрение человеческой природы обнаруживает 7-ричное строение, учитывающее синтезирующее начало — дух, который пронзает все принципы и остается единственной неизменной реальностью.
С позиции эзотерических Учений Востока человек состоит из семи аспектов: Атмана (Духа), Буддхи (божественной Монады), Высшего и Низшего Манаса (сознания), Камы (животных инстинктов), Линга-Шариры (эфирного тела), проводника Дживы (т.е. Праны) и физического тела.
Как это деление соотносится с христианским пониманием сущности человека? Очень просто, если объединить вечные, нетленные принципы Атман, Буддхи и Высший Манас, получим верховный божественный принцип, называемый Духом. При объединении Низшего Манаса (интеллекта), Камы и Линга-Шариры получим Душу, изменчивую и подверженную страстному искушению, которую все подвижники, вступая на Путь, стремились подчинить Духовному началу, подвергаясь различным испытаниям судьбы. А уж физическое тело, подверженное болезням и тлению, во всех религиях таковым и остается.
Если же обратимся к буддизму, то увидим, что там физическое тело называют «тенью», ибо оно так же кратковременно появляется на сцене этого мира, как и любая тень, в сравнении с вечной жизнью Настоящего человека, т.е. нашего Высшего Я (того, что в Христианстве называется Духом)». 

(Кэте Бахлер. Земное излучение. 2007. Ника-Центр.)

Таким образом, в отношении человека в разных учениях, школах, традициях можно встретить разное количество и разные названия «планов» человеческого бытия или, в другой интерпретации, «тел» человека, например, в алфавитном порядке:

 — астральный план
— атмический план
— буддхиальный план
— буддхический план
— витальный план
— духовный план
— кармический план
— каузальный план
— космический план
— логоический план
— монадический план
— ментальный план
— нирванический план
— причинный план
— физический план
— эфирный план
— план нирваны
— план блаженства
 — астральное тело
— атмическое тело
— буддхическое тело
— виталическое тело
— деваканическое тело
— духовное тело
— кармическое тело
— каузальное тело
— кетерное тело
— космическое тело
— ментальное тело
— мутабельное тело
— небесное тело
— нирваническое тело
— праническое тело
— энергетическое тело
— причинное тело
— самадхическое тело
— стабильно-трансцендентное тело
— стихийно-статическое тело
— тоническое тело
— физическое тело
— эмоциональное тело
— эфирное тело

Такое обилие «планов» человеческого бытия или, в другой интерпретации, «тел» человека, возможно, вызвано тем, что на протяжении всей истории познания Человека и Мира разные учения, школы, традиции по-своему трактовали и классифицировали «строение» Человека и Мира. Однако в этом изобилии можно обнаружить первоначальную, исходную, общую для всех классификацию «строения» Человека и Мира.

Согласно Д.В.Реут (см. Реут Д.В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. Материалы международной научно-практической конференции «Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика — 99» [Москва, 1-2 декабря 1999г.]. С.241-243.), «многоаспектность и многоплановость самого феномена культуры предполагает и разные пути его исследования. Одним из них является рассмотрение культуры как совокупности знаков, в качестве которых выступают материальные предметы, явления, события». Практически то же самое можно сказать и о феномене человека. Поэтому Д.В.Реут и пишет (см. там же): «известны пятеричные, двенадцатиричные, 64-ричные и другие базисы описания человека». Возможно, существуют «базисы описания человека» и другого порядка, но, есть определенный смысл обратить внимание на «пятеричный базис описания человека».

 

3. ПЯТИРИЧНОСТЬ КАК «ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ» МНОГОМЕРНОСТЬ

Существует, по крайней мере, еще один пример «горизонтальной» многомерности, который вполне соответствует принципу многоплановости — это принцип пятеричности. Поскольку сегодня уже признается пять состояний, стихий, элементов, принципов в Мироздании и пять чувств, состояний сознания, аспектов личности, планов бытия в человеке, и поскольку число 5 традиционно выступает символом человека, а пентаграмма — как образ человека и живой реальности, то пятеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая присутствует во всем и выражает общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия, может быть не только примером многоплановости или «горизонтальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.

 

3.1. ПОНЯТИЕ ПЯТЕРИЧНОСТИ

«Знаменитая пятеричность Фихтевского «Наукоучения 1805 года» связана с постановкой проблемы, каким образом может полагаться объект при осуществлении актов мышления, когда само это объектное полагание, объективация не является своеобразным бельмом, закрывающим доступ к полагаемому объекту мышления».

(Громыко Ю.В. Что такое мышление: теория мышления, что может быть её предметом.
Доклад на Конгрессе по мышлению памяти Н.Г.Алексеева 24-25 марта 2005г.)

«Принцип жизни (учение о пяти «первоэлементах») на Востоке утверждался учением о «пяти переходах»: дерево–огонь–земля–металл–вода и символизировался пятиконечной звездой. В Индии 5 долей единого называются таттвами.
Принцип пятеричности, в частности, проявлен в том, что организмы живых существ обладают симметрией пятого порядка: пять пальцев рук и ног, пять ног морской звезды, пять щупальцев у вируса, пять органах восприятия (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние). В книге «Бытие» принцип жизни описан как «ПЯТЫЙ день творения Мира»: «И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; …И был вечер, и было утро: день ПЯТЫЙ» (Бытие 1:14,23)». 

(Татаров Н.М. Книга за семью печатями. 2011г.)

«Святая Истина. Будда идет в Бенарес и начинает учить Святой Истине о срединном пути и о страде (страдании): «Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведет духовный образ жизни. Какие же это крайности? Одна — жизнь среди сладострастия, похотей, наслаждений: это низко, неблагородно, недуховно, недостойно, ничтожно. Другая — жизнь среди самоистязания: это грустно, недостойно, ничтожно.
Вот, монахи, святая истина о страде: рождение — страда, старость — страда, болезнь — страда, смерть — страда, быть в союзе с нелюбимым — страда, быть в разлуке с любимым — страда, не достигнуть желаемого — страда; одним словом — все пятиричное (чувственное) стремление к земному — страда». 

(Сборник восточных притч. Буддийский притчи.)

«99-ый год — Друидесса (Жрица Леса) — год, когда Мать-Природа начинает восстанавливать свои права, уничтожая все искусственные природные формы. Год землетрясений, ураганов, смерчей, цунами, наводнений, а также засухи, песчаных, степных бурь, которые происходят в тех местах, где человек нарушает природное равновесие и теряет связь с Природой. В этот год рождаются волхвы — духовные гармонизаторы, для которых пятеричность — слияние Тела, Души, Духа, Совести и Природы есть неотъемлемая форма жизни. Они не могут существовать оторвано от Природы, от труда на земле, в свободное время они трудятся, выращивая растения. Про них говорят, что им важен не результат от содеянного, а сам процесс творения и созидания». 

(Жив Атма. Звёзды и Земли. Урок 9. Сущность годов
Круголета, Священные Растения на Круголете. 28.07.2011г.)

«В свете концепции пятеричности, производящей девятиричный Крест Творения и семнадцатиричную Свастику Совершенства, следует обратить внимание на активное участие семнадцатиричности в сакральной иконографии, в-частности, проявляющейся через детали архитектуры храмов, равно как и собственно их устройство. Любопытным примером семнадцатиричности является так называемая Готическая Роза нордического образца. Например, Готическая Роза, установленная на северной оконечности находящегося в Париже собора Нашей Леди. Представляя по способу устройства так называемую мандалу, Готическая Роза в данном случае репрезентирует секретное послание о тайной связи пятеричности, семеричности и шестнадацатиричности». 

(Java Shodashi. Свастика как атрибут Церкви. 21.05.2008г.)

«Универсaльным символическим знaчением облaдaет только пятеркa… Неодушевленнaя природa стремится избегaть пятеричности. Не бывaет пятигрaнных кристaллов. Дaже додекaэдр, прaвильный многогрaнник с двенaдцaтью пятиугольными грaнями, в природе никогдa не встречaется… Гипотетические «первичные состaвные элементы» мaтериaльной вселенной не могут появляться в комбинaциях по пять. Вселеннaя, построеннaя из тaких совокупностей, рaспaлaсь бы в прaх зa неуловимую долю секунды… Живые существa проявляют пятеричность. Морскaя звездa. Многие цветы. Пaльцы человеческих конечностей. Пять — это очень мощное число, очень вaжное для Мaгии, что видно по обширному применению пентaкля и пентaгрaммы во многих облaстях тaумaтургии». 

(Гаррет Рэндал. Неразбериха с вайдой. АСТ. 1996г.)

«Процесс познания мира. Три состояния сознания. Ведическая натурфилософия подробно описывает первоначальные элементы и их взаимодействие как тот строительный материал, из которого проявляются объекты феноменального мира: «Чхандогья-Упанишада» обращает внимание в основном на Огонь, Воду и Землю, а «Тайтирия-Упанишада» добавляет Воздух и Эфир. Эти пять элементов являются чистыми и независимыми только в своем тонком виде, в то время как на эмпирическом уровне они смешаны в разных пропорциях. Каждый грубый элемент содержит в себе также и долю всех остальных элементов. Например, грубый элемент Земли содержит половину чистой Земли, а вторая половина состоит из частей остальных чистых элементов. Процесс взаимодействия элементов называется «Панчи-каранам» — пятеричность. Именно для состояния бодрствования характерен опыт познания грубых элементов и их модификаций». 

(Индуизм. Философские системы Индуизма. 09.01.2010г.)

«Теперь очевидно, что хотя карта гармоники есть лишь определенный прием, она очень ценна и полезна, так как позволяет отделить пятеричность от всех остальных компонентов и изучать ее как таковую. Благодаря ее использованию можно, не перегружаясь, подняться на уровень более высокой сложности. Научившись понимать природу пятеричности, можно понять по карте Н5, как пятеричность проявляется в личности данного человека. Но никогда не следует забывать, что карта гармоники есть только прием, лишь способ представления информации, реально содержащейся в самой радикальной карте. Я убеждена, что радикальная карта важнее любой карты гармоники, но карты гармоник дают неоценимые дополнительные возможности для анализа. Если в личности клиента силен принцип пятеричности, мы никак не обнаружим это без карты Н5, а без этого можно не заметить существенную часть его личности. Конечно, личность человека настолько сложна и разнообразна, что полное понимание ее недостижимо. Но карты гармоник могут дать ключи для понимания важных сторон личности клиента и помогут в консультировании». 

(Т.Харламомва. Астрология это серьезно. Что такое гармоники? 03.11.10г.)

«Поздняя древнекитайская философия. Нумерология, точнее — учение о символах и числах (сян шу чжи сюэ) развивалась с III в. до н.э. по III в. н.э. Нумерологи (как в Европе ранее пифагорейцы) считали, что операции с числами позволяют постичь тайны бытия. Исходит это учение из равенства 2 + 3 = 5, причем 2 трактуется как единство Инь и Ян, 3 — как соединение земли, неба и человека, 5 — как число первоэлементов (у-син).
По завершении осевой эпохи происходит философское оформление примитивных воззрений, сложившихся еще в недрах мифологии. Так, во II в. до н.э. оформляется Инь Ян цзя. Тогда же Дун Чжун шу развивал принцип у-син и пытался на основе пятеричности установить соответствия между всеми объектами и явлениями природы, свойствами и поступками человека…
Характерны представления о вечной борьбе темного и светлого начал (Инь и Ян), распространенные у других народов древности. К традиционным идеям китайского сознания относятся также принцип недеяния — у-вэй (отказ от попыток существенно преобразовать действительность), и принцип пятеричности элементов — у-син. Пятеричность китайцы усматривали даже в числе сторон света, выделяя середину». 

(Философия древнего Китая. ч.2. 21.01.12г.)

«Бодрствование, сон со сновидениями и прочие (состояния) известны мудрым как пятеричность, отличные каждые по отдельности друг от друга. 25-26.
В них (пребывает) триада: Внутренняя Сущность, Шакти и сакала (совокупность субъектов). Это состояние бодрствования имеет пятьдесят подразделений. 27.
В состоянии глубокого сна и сна со сновидениями постигаются два субъекта (сакала). Мантра и прочее, ее покровитель, Ишана и варга (порядок таттв) именуется турийей. 28.
Шакти и Шамбху постигаются в состоянии превосходящем турийю (турийАтИта), о Прекраноликая! 29.
Этот Иша, Шакти и Шамбху именуются пятью состояниями (сознания) как и ранее они подразделяются семерично, на мантру, Ишану и Шакти. 32.
Шива известен как Пятеричность, о Прекрасноликая! Сама Шакти , со своим владыкой, Шакти и Шамбху пребывает в пятеричности. 33.
В триаде постигается Шива, Воля и Шакти. Покровительствуя слева и справа пятеричная, но неделимая Воля от нивритти (кала) (осознавание грубой материи) пребывает в Себе. Так постигаемая Реальность именуется пятеричностью. 33-35.
Целостность (сознания), превосходящая форму, является турией. Великую целостность, которая есть состояние, превосходящее турийю, желают (обрести существа). 38.
Все эти пять сущностей, проявляющие раздробленность (сознания), также подразделяются. 39.». 

(«Малини-Виджайоттара-Тантра». / Пер. с санскр. О.Н.Ерченкова.)

«Пентаграмма — это символ вечной жизни, живой реальности. Во все времена пентаграмма была также символом возрожденного Нового Человека и его непрекращающегося развития, символом раскрытия Божественного Плана. Человек, реализовавший пентаграмму в маленьком мире своего Микрокосмоса, вступает на путь Преображения, преодолевающего смерть.
Пентаграмма — это пятиконечная звезда, воссиявшая над рождественской пещерой нового сознания. Древний знак пентаграммы является ровесником человека, этот знак — символ Света, традиционный знак, дарованный человеку Богом. Человек может обнаружить пентаграмму в себе, если он решительно отвернется от призывного слепящего света земных звезд и обратит свой взор вовнутрь. В этом случае благородная пятиконечная звезда образует связь с его руками, ногами и головой. В мире часто злоупотребляли знаком пентаграммы. Однако, находясь на своем месте, то есть в храмах и местах молитвы, этот знак указывает на формирование совершенного человека.
Гностик, освобождающий в себе Свет, является пентаграммой. Бог находится не вне его, а в нем. Каждый день гностик осуществляет пятеричное освящение своего существования в аспектах веры, работы, частной жизни, сознания и сообщества…
Во все времена пентаграмма была символом возрожденного Человека, нового Человека. Но она была также и символом Вселенной и ее вечного становления, при котором реализуется Божественный План. Однако символ лишь тогда приобретает смысл, когда он осуществляется в жизни. Только когда человек осуществляет пентаграмму в своем Микрокосмосе, в своем маленьком мире, он преодолевает смерть. Тогда он вступает на Путь трансфигурации». 

(Пентаграмма. Ж «Пентаграмма». Школа LRC. 29.01.2009г.)

«Лекция 3. Символизм Чисел. (1907г.). Пять есть число зла. Это станет ясно нам, если мы снова рассмотрим человеческие существа». В своем развитии люди стали четверичными существами и следовательно существами сотворенного мира. Здесь на Земле, однако, был добавлен пятый элемент их существа, Само-Дух. Если бы они остались четверичными существами, они постоянно направлялись бы Богами, конечно к Добру, но они никогда не развили бы свою независимость. Они стали свободными через дар своего зародышного пятого члена, но также из-за этого они получили способность творить зло. Никакое существо не может творить зло, если оно не достигло пятеричности. Везде, где мы встречаемся со злом, таким, которое может фактически антагонистично воздействовать на наше собственное существо, пятеричность находится в действии. Это есть везде, включая и внешний мир, но люди не осознают это, а наш современный материалистический взгляд на мир не обладает концепцией того факта, что мир может быть рассматриваем таким образом. Фактически оправдано говорить о зле только там, где проявляется пятеричность. Когда, однажды, медицина будет использовать это, она будет способна благотворно воздействовать на течение болезни. Частью лечения было бы изучить болезнь в ее развитии на первый и пятый день после ее начала, в отдельные дни в пятый час после полуночи, и опять в течение пятой недели. Таким образом, это есть число пять, которое определяет, когда врач может вмешаться наилучшим образом. До этого, то, что он может сделать не более, чем позволить Природе течь своим путем, но затем он может вмешаться, помогая или вредя, потому что то, что может справедливо быть названо Добром или Злом, течет затем в мир Реальности. Это возможно во многих областях показать, что число пять имеет значение для внешних событий». 

(Штайнер Рудольф. Оккультные знаки и символы. Курс лекций. 1907г.)

 

3.2. ТАЙНА ЧИСЛА 5

«В России число пять и пятиконечная звезда, служащая его графическим выражением, еще с древних времен, задолго до кремлевских звезд, играли важную роль. Иногда пятерка рассматривалась на Руси как символическое обозначение брака, а также как число единения человека со Всевышним. О сакральном значении пятерки говорят и русские летописи, что хорошо показал исследователь числовой символики древнерусской культуры В.М.Кириллин. Почитание пятерки опиралось в Русской Традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки. В.М.Кириллин утверждает, что пятерка «воспринималась в средние века как знак мистического соединения земной церкви со Спасителем, евхаристического пресуществления всех христиан в жизнь вечну. Исследователь приводит свидетельства рельефного присутствия пятерки в евангельских текстах: «Евангельская легенда о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, и притчи о пяти мудрых и пяти неразумных девах и арабе, умножившем данные ему пять талантов на другие пять; ритуал благословения пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор; храмы о пяти главах и иконостасы в пять рядов». 

(Числа в русской духовной традиции. сайт «Психология жизни».)

«Пятерка — Символ человека. Символ проницаемости и жизнеспособности. Пентаграмма также символ здоровья, победы духовного над материальным. Пифагорейцы различали пять правильных геометрических тел: тетраэдр, куб, октаэдр, додэкаэдр, икосаэдр. Эти многоугольники могут быть вписаны в сферу, совершеннейшую из всех сотворенных форм. В Китае пять добродетелей: человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие. В Индуизме — четыре направления и центр, в которых располагаются боги: в центре Шива, восседающий на троне, Вишну — на севере. Брахма — на юге. Ишвара — на востоке, Махадева — на западе. В Буддизме пять эзотерических будд — дхьяни, или татхагатов. Пять мистических будд — центральный образ Буддизма Махаяны. Пять раз в день совершается молитвенное правило у мусульман и зороастрийцев.
Число пять — это эталон описания наиболее важных характеристик Макрокосма и Микрокосма. Известно пятикратное деление мира, существуют 5 элементов мироздания, 5 классов животных, 5 органов чувств у человека, 5 внутренних органов, 5 страстей. Пять — число осознания; человек обретает опыт жизни посредством пяти чувств. С числом 5 человек стремится смотреть за пределы мира, отправляться в странствия и духовно прогрессировать». 

(Астрологический и эзотерический смысл пятерки. 05.12.2008г.)

«Карта Пятой гармоники представляет соединение формы и материи, и в этом смысле — искусство. Создание объектов искусства, безусловно, сродни изобретательству — созданию искусственных вещей, в природе не существующих. Отметим, что этот процесс осуществляется умом, так как именно ум способен субъективно вобрать в себя идею формального принципа и идею материи и объединить их. Число пять также связано с энергией, потому что для придания материи определенной формы необходимо приложить к ней энергию. Пятая гармоника существенно связана с идеей делания, размещения, строительства, конструирования, структурирования, формообразования. Она имеет дело с созданием порядка из хаоса, с соединением формальной связью того, что обычно разъединено. Таким образом, это первая гармоника, в которой человек проявляет свою власть над миром. Пятая гармоника также связана со структурированием себя, собственного поведения. Видимо, это ближе к ее коренному значению, и создание объектов или произведений искусства — лишь экстернализация того, что начинается как внутренний процесс. Карта Н5 — ключ к таким типам порядка и стиля, которые человек стремится наложить на свою жизнь и повседневное поведение. Наиболее важным ключевым словом здесь представляется «стиль»». 

(Д.Хемблин. «Карты гармоник. Понимание и использование принципа
гармоник в астрологических интерпретациях. / Пер.с англ. А.Вольпяна. М. ЦАИ. 1994г.)

«Число 5 является как бы полем действия всей жизни. Она олицетворяет глубокий жизненный опыт. Число 5 — самое креативное число в духовной Нумерологии. Пятёрка так же, как и единица, создаёт новое. Но если число 1 порождает новое из Порядка, то число 5 — из Хаоса. Пятёрка с языка чисел переводится как «творчество хаоса». Единица с языка чисел переводится как «творчество порядка». Насколько значимы эти числа в Нумерологии, можно судить по тому, что само бытие Вселенной есть творческое сочетание Порядка и Хаоса. При толковании числа 5 очень важно понимать, что человек — это маленькая копия Вселенной. Если мы имеем в виду просто Творчество как таковое (безотносительно хаоса и порядка), то имеет смысл говорить только о числе 5. А единицу можем оставить в покое.
Смысл числа 5. В духовной Нумерологии часто возникает ощущение, что любое число имеет несколько отдельных «смыслов». Но данное ощущение обманчиво, суть чисел всегда одна и та же. Просто каждая цифра проявляет себя по-разному на разных уровнях человеческого Бытия и Сознания (человек существует одновременно на одиннадцати уровнях Бытия и Сознания). Один и тот же смысл числа, наблюдаемый под разными углами, всякий раз может представляться нам чем-то иным. Но это всё тот же единый и единственный смысл. Вот и число 5 имеет один-единственный смысл в духовной нумерологии, как любое другое число.
Суть пятёрки — Творчество, и больше ничего. Однако, наблюдаемое под разными углами, творчество может быть крупной войной между двумя великими державами (война — это творчество истории). А может пятёрка оказаться и банальными «муками творчества» некого безвестного поэта, вдохновлённого придуманной им и уже заранее оплаканной любовью». 

(Иосиф Лазарев. Язык чисел. Число 5. 18.12.2011г.)

«Число 5 — символ человека, микрокосма, связано с символикой руки. Важный символ мироздания в китайской, японской, кельтской и других традициях. Связано с любовью, здоровьем, чувственностью, медитацией, анализом, критикой, силой, взаимозависимостью, органическим ростом и сердцем. Пифагорейство — число пять, (как и семь) было священным, соединяющим в себе тройку (знак неба) и двойку (знак земли) являлось числом, на котором основаны законы природы и искусства. В античном мире было также связано с богиней любви и охоты Афродитой (Венерой). Ассоциации с любовью (сексом), возможно, основаны на том, что пять — сумма чисел мужского (три) и женского (два) начал. Другим источником этой трактовки могла быть Месопотамская Традиция, по которой пятиконечная звезда — эмблема богини Иштар, персонификации Венеры, вечерней и утренней звезды. Иштар была богиней как любви, так и войны — пятиконечная звезда до сих пор служит военным знаком различия. В Индии пятиконечная звезда была эмблемой Шивы, которого также иногда изображали с пятью лицами. Пять — японская буддийская эмблема Совершенства. В Китае число пять считали символом Центра Мира, а также пять чувств, пять металлов, пять основных вкусов. В Исламской Традиции пять — благотворный и защитный символ, в основе их религии лежат пять столпов: вера, молитва, паломничество, пост, милосердие. В Иудаизме число пять — символ силы; в Алхимии — знак квинтэссенции, пятой сущности».
Число 5, по всей вероятности, рассматривалось большинством древних цивилизаций как замечательный пример понятия «несколько». Если человек хочет сказать «несколько», но требуется указать точное количество, на язык так и просится «пяток» — и не слишком мало, и не слишком много. Число 5 стало символом приблизительности. Другое частое значение числа 5 связано с представлением о пентаграмме как образе человека. Помимо внешнего подобия, здесь имеет смысл упомянуть о пяти чувствах человека, о пяти пальцах на каждой руке и ноге.
Пятиконечная звезда, как и пентаграмма, означает целостную индивидуальность, вдохновение свыше и духовное воспитание, если она повернута вершиной вверх; если же вершина обращена вниз, то это символ колдовства и черной магии». 

(Энциклопедия символики и геральдики.)

«…Человек является вместе с тем и «пятиугольным», «пентагональным» человеком, потому что пять — число, полное потаенных соответствий. Пентада представляет собою сущность, которая символизирует как совершенство мистическое, так и совершенство эстетическое. Пять — это круговое число, которое при умножении на себя постоянно возвращается само к себе (5х5 = 25; 25х5 = 125; 125х5 = 625 и т.д.). Пятью сущностями обладают окружающие нас вещи, пять основных климатических поясов, пять видов живых существ (птицы, рыбы, растения, животные, люди). Пентада — это строительная матрица Бога, и мы находим ее и в главах Священного Писания (Пятикнижие, пять ран на теле Христовом). Еще легче мы обнаруживаем ее в человеческой фигуре — она вписывается в круг, центром которого является пупок, а периметр, состоящий из прямых линий, которые соединяют разнородные конечности, образует именно пятиугольник. Можно вспомнить и построения Виллара д’Оннекура, и известный рисунок Леонардо да Винчи — Витрувианский человек. Мистика Хильдегарды Бингенской, ее концепция музицирующей души основывается на символике пропорций и на таинственном обаянии пентады.
Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает идею «совершенного человека» с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта — Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По определению Шмакова «каждая отдельная монада — луч эмалированный Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной». В природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом — Духом, находящемся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой замкнутый и бесконечный Микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага, находящегося в центре четырех стихий и управляющего как внешними, так и внутренними природными силами.
Сущность пятерки и ее назначение вытекает из ее происхождения, которое эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом четного и нечетного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, Микрокосмос по своей сути всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое пятеркой, стремится вырваться из грубоматериальной тюрьмы воплощенного существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира.
Полное описание принципа пятеричности, лежащего в основе числа пять: Традиционно число пять символизирует грехопадение человека, но, будучи приложенным к земному порядку вещей, оно означает здоровье и любовь. Эзотерическое учение рассматривает это не как следствие, а как причину наличия пяти конечностей на руках и ногах человека. Соединение числа пять с телом человека, присущее романскому периоду, распространено по всему миру, от Англии до Дальнего Востока. Агриппа Неттеслеймский описал образ человека с распростертыми руками и ногами, соответствующий пентаграмме. На числе пять основано много талисманов и амулетов — не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок». 

(Число 5. Пентада. 03.05.06г.)

«Число 5 (Пентада). Тройственный символизм пятерки и ее графическое изображение. Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает идею «совершенного человека» с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта -Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По определению Шмакова «каждая отдельная монада — луч, эмалированный Божеством, — является определенным аспектом Божества и Вселенной». В природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом — Духом, находящемся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой замкнутый и бесконечный микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага, находящегося в центре четырех стихий и управляющего как внешними, так и внутренними природными силами.
Графическим изображением пятерки является пентаграмма — пятиконечная звезда, выступающая либо в прямом, либо в обратном, то есть перевернутом положении. Различные тайные школы и ордена вписывали в пентаграмму фигуру человека или козла. Если пентаграмма прямая, тогда голова помещается в высшую точку, а расставленные руки и ноги — по другим углам фигуры. Если же пентаграмма обратная, или перевернутая, тогда фигурой, которую в нее вписывают темные ордена и школы, является фигура козла, символизирующего собой дьявола, отца лжи, носителя зла. И прямая, и обратная пентаграмма применялись в оккультной практике: прямая пентаграмма — в белых традициях и орденах для защиты от темных сил, ударов, проклятий, энвольтаций, обратная пентаграмма — в черных ложах и центрах для нанесения ударов, вызывания разрушительных сил, ослабления или даже смерти противника.
Атрибуты и сущность пятерки. Сущность пятерки и ее назначение вытекает из ее происхождения, которое эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом четного и нечетного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос по своей сути всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое пятеркой, стремится вырваться из грубоматериальной тюрьмы воплощенного существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира. Мэнли Холл дает следующее описание характеристик пентады:
«У греков пентаграмма была священным символом света, здоровья и жизнеспособности. Она также символизирует пятый элемент, эфир, потому что он свободен от влияния четырех нижних элементов. Она называется равновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части. Пентада есть символ Природы, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращается к себе, точно также, как зерна пшеницы, рождающиеся в форме семени, проходят через Природный процесс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста. Другие числа, будучи умножены сами на себя, дают другие числа, но только 5 и 6 возвращают при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении».
Пятерка, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей низшей, смертной, природой для достижения состояния бессмертия. Пятый элемент — Дух или Высшая Воля — подобно мечу поражает низшую материю души, потому в Алхимии, по свидетельству Густова Мэринка, подобная практика называлась «переплавлением трупа в меч». Об этом пишет и Мэнли Холл: «Для философов было привычно скрывать элемент земли под символом дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады, символа победы духовной природы над материальной».
Сущность пятерки становится понятной при рассмотрении тех чисел, которые в разных комбинациях составляют число 5. Так 1+4 представляет собой уже рассмотренный выше символ торжества Духа над материей. Сокровенная библейская традиция все виды материи, в том числе и тончайшую субстанцию души в ее райском состоянии, отождествлять с числом 4 — отсюда символ четырех рек, вытекающих из Эдемского Сада, движение которых находилось во власти Херувима Иезикииля, способного вращать четыре элемента подобно колесу. В том случае, если перед нами другая комбинация цифр 4+1=5, то значит Дух побежден воздействием природных сил. Если представить пятерку как результат сложения тройки и двойки, то речь может идти о совершенном или стремящемся к совершенству человеке. Если же 5=2+3, тогда данная комбинация символизирует собой черного мага. Именно об этом случае говорит Е.П.Блаватская: «Число Пять было составлено из Двоичности и Троичности, и из них именно Двоичность внесла беспорядок и смятение во все, что имело совершенную форму». «Тайная Доктрина» содержит глубокую обобщенную характеристику мистического смысла пятерки, в которой разные традиции видели различные аспекты: то пятичленного человека, то принцип индивидуального самосознания личности (Манас), то «всемирную квинтэссенцию, жизненный флюид или жизнь» (Рагон, Агриппа, Мебиус):
«Оно [число 5] символизирует одновременно Дух Вечной Жизни и дух жизни и земной любви — в человеческом комплексе; и оно включает божественную и адскую магию, и общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия. Таким образом, пять мистических слов или гласных, произнесенных Брамою при «творении», которые в дальнейшем стали Пантадаша (некоторые Ведические гимны, приписанные этому Богу), являются в своей творческой и магической потенциальности белою стороною пяти черных, Тантрических Макара, или же пяти М. Макара, созвездие, является как бы бессмысленным и нелепым словом, тем не менее, даже помимо его анаграмматического значения в сочетании с термином Кумара, числовое значение его первого слога и его Эзотерического разрешения в число пять имеет весьма большое и оккультное значение в тайнах Природы».
Х.Э.Керлот дает числу 5 аналогичную характеристику: «ПЯТЬ символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю. Это число включает в себя четыре оконечности тела плюс голова, которая их контролирует, а также четыре стороны света вместе с центром. Hieros gamos (священный брак) обозначался числом пять, т.к. он представлял собой союз принципа неба (три) с принципом Великой матери (два). Геометрически пять является пентаграммой или пятиконечной звездой. Оно соответствует пятиугольной симметрии, общей характеристике органической природы, золотому сечению (как замечено пифагорейцами) и пяти чувствам, представляющим пять «форм» материи».
Пятерка, занимавшая также видное место в библейском символизме, индивидуализирует принцип движения, искания, динамического равновесия, активности. Полное описание принципа пятеричности, лежащего в основе числа пять, дает Х.Э.Керлот: «Традиционно число пять символизирует грехопадение человека, но, будучи приложенным к земному порядку вещей, оно означает здоровье и любовь. Эзотерическое учение рассматривает это не как следствие, а как причину наличия пяти конечностей на руках и ногах человека. Соединение числа пять с телом человека, присущее романскому периоду, распространено по всему миру, от Англии до Дальнего Востока. Агриппа Неттеслеймский описал образ человека с распростертыми руками и ногами, соответствующий пентаграмме. На числе пять основано много талисманов и амулетов — не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность. Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом пятеричности: существует пять религиозных обязанностей, пять ключей к тайному знанию, пять главных молитв и пять раз повторяемая священная клятва. У китайцев пять является самым важным из чисел. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок». 

(Ключников С.Ю. Священная наука чисел. Символика,
нумерология, психология. Беловодье. 2007г.)

 

3.3. ПЯТЬ АСПЕКТОВ (ПЯТЕРИЧНОСТЬ) МИРА, БЫТИЯ И ЧЕЛОВЕКА

В отношении данной темы представляет большой интерес «комментарий» В.В.Жикаренцева к «Печати Соломона» (см. Печать премудрого царя Соломона. Школа мира В.В.Жикаренцева.), российского писателя (р. 1953г.), психолога, автора более 20 книг, посвященных жизни, человеку, психологии, поиску себя, взаимоотношениям мужчины и женщины и др.

Справка. В Румянцевском фонде Государственной Библиотеки России под номером 348 значится старый русский рукописный сборник XVII в., в котором говорится о Печати царя Соломона. Однако лист рукописи с эскизом этой печати отсутствует. Об отсутствии листа сообщает рукописная пометка в описании фонда. Тем не менее, этот эскиз печати, по-видимому, произвел в свое время настолько глубокое впечатление на известного историка А.Востокова, что он воспроизвел ее в своем описании рукописей Румянцевского фонда.

3.2.7. печать соломона

«Печать премудрого царя Соломона приведена на рис. 2 (взято из [16]. т.2]). Что странного вы видите в ней? Странно то, что Соломон считается еврейским царём, а печать полностью русская. Где вы видели, чтобы заклятия, заговоры, печати, которыми запечатывают, например, джинов или любые другие Силы, переводили на другой язык, и они сохраняли бы при этом свою силу? Но в данном случае печать Соломона переведена на русский, и она явно рабочая… Значит, она изначально наша, русская?
Я исходил из того, что раз печать выглядит рабочей, значит, она изначально была создана на русском языке и расшифровывать её нужно, используя русский язык и древнерусскую кириллицу. Вы можете возразить, что, дескать, надпись-то на ней сделана на латинском языке: «Сатор арепо тенет опера ротас». Вот кстати ещё одна несуразица: печать вроде еврейская, содержание вроде латинское, а буквы и другие слова русские. Интересно, есть ли эта печать на латинском языке или на иврите? Я не слышал.
«Если это латинское выражение, то как оно переводится?» — спросите вы. А никак. Это только с виду латинские слова, на самом деле в них нет смысла, следовательно, на русский язык они никак не переводятся. Правда, есть их натянутый перевод, который выдаётся за настоящий, что-то вроде: «Сеятель Арепо содержит колёса со старанием». Хотите убедиться сами в том, что этот перевод бессмысленный, возьмите латинско-русский словарь и попробуйте найти эти слова в словаре. Их НЕТ ТАМ. Следовательно, перед нами полностью русский текст, который хочет нам что-то сказать. Раз этот текст наш и раз он не имеет смысла, значит, смысл, имеет общее строение печати и сами буквы: их названия в кириллице и числовые значения. Тайна печати заключена в её внешнем виде и в деталях, в буквах и их взаимодействии друг с другом и в управлении разными частями печати в нужном порядке с помощью определённых ключей. Прочитаем печать, используя русский язык.
Чтение печати. Прежде всего, переведём предложение, которое сопровождает печать: «Святым Духом всякая тварь обновляется, паки текущи на первое». Оно означает: «Святым Духом всякая живая тварь обновляется, когда снова возвращается к началу». То есть в печати заложены знания, как человек может возвратиться к началу. Познавая, как возвратиться к началу, он, само собой разумеется, познаёт мироустройство и законы, по которым наш мир живёт и развивается. Все эти знания заложены в печати премудрого царя Соломона. Без них к началу не вернуться.
Теперь о самой печати. Я буду употреблять слово «печать» пока только к той её части, где написаны слова «сатор арепо тенет опера ротас». Это квадрат 5Х5. Обратите внимание на то, что эти слова читаются вперёд и назад одинаково. Более того, если читать это предложение внутри печати, то оно читается не только вперёд и назад, но и вверх и вниз, и змейкой вперёд, змейкой назад. Оно — КРУГОВОЕ, то есть формирует круг. Наш мир тоже круглый (я не имею ввиду земной шар, эта форма лишь отражает круг высшего порядка, который его сформировал). Получается, что печать 5Х5 описывает именно мир, в котором мы с вами живём, его строение и законы, которые поддерживают его существование.
Центр круга древнерусская буква N. В древнерусской кириллице у неё название «Наш», а числовое значение — 50 или 5, если убрать ноль. Что означает N и «Наш» вы узнаете из книги, которая скоро выйдет. Сама печать тоже имеет пятеричное строение, то есть в ней пять клеток. Почему пять? Потому что строение человека пятеричное, и цикл пять (Сила Пятёрки) переводит любую вещь в противоположное состояние. Например, пять переводит материю в дух, и наоборот. Дух, воплощается на земле в человеческом теле, имеющем пятеричное строение. Все млекопитающие на земле имеют пятеричное строение, следовательно, материально проявленный мир имеет пятеричное строение. Проходя через материю (через пятерку), познавая добро и зло, человек превращается в Любовь и возвращается домой. Цель жизни на земле — превратиться в Любовь. Так пятёрка переводит из одной противоположности в другую. Что же касается цифры 50=5Х10, то она означает полное завершение такого перехода.
Обратите внимание на то, что вдоль диагоналей печать полностью зеркально противоположная. Если идти вдоль сторон, она имеет внутри волны, которые со всех четырёх сторон сходятся к середине, к N. Эти волны зеркально противоположные. О чём это говорит? О двойственном строении нашего мира. Это и есть настоящая двойственность, настоящее противоположение, когда полюса противополагаются, именно переворачиваясь. Точно такое противоположение можно увидеть на русских иконах, например, на иконе «Святые Борис и Глеб», причём Глеб на всех ранних иконах изображён как женщина, что и должно быть, когда речь идёт о двойственном строении мира. Икона «Святые Борис и Глеб» рассказывает именно о двоичном строении мира. Обратите внимание на цвет их одежды.
А теперь мы перейдём к чтению букв в печати. Буквы, которые используются в тексте: А, Е, N, О, П, Р, С, Т — Аз, Есть, Наш, Он, Покой, Рцы, Слово, Твердо и их можно разделить на гласные и согласные. Обратите внимание, что согласные буквы — это центральные буквы нашего алфавита. П, Р, С, Т — центральные буквы алфавита, а буква N/Наш=50/5 стоит в середине. То есть печать учит ещё и тому, как находиться в Золотой середине.
А теперь начинайте читать печать вдоль, поперёк и по диагонали, получается очень сильная мантра или заговор, заклинание: Рцы Покой Наш, Слово Рцы Наше, Твердо Есть Наше; и наоборот: Наше Есть Твердо, Наше Рцы Слово, Наш Покой Рцы; а теперь вперемежку: это уж вы сами. Можете попробовать другие способы чтения, другие сочетания. Все эти заговоры очень сильные, почувствуйте сами.
И обратите внимание, что буквы, которые включены в печать сами по себе тоже составляют сильный заговор: Аз Есть, Наш Он Покой, Рцы Слово Твердо. И ещё обратите внимание на то, что, читая буквы в печати по спирали к центру, получается очень сильное, оберегающее заклинание: Рцы Твердо Слово Твердо Рцы Твердо Слово Твердо Покой Рцы Покой Рцы Наш. Это полная спираль, но можно использовать её внешнюю и внутреннюю части по отдельности. То есть чтение букв в печати даёт несколько мантр/заговоров, дающих силу и оберегающих.
А если прочитать только гласные буквы, то получим известное высказывание суфиев и индуистов: Аз Есть Он. Например, один из известных суфийских мистиков, живший в средние века сказал как-то: «В этом халате нет никого кроме Аллаха!» Поскольку христиане и мусульмане в средние века были единой религией и молились в одних и тех же храмах (по крайней мере такое положение дел было на Руси и в Турции), то высказывание «Я Есть Он», смело можно считать нашим тоже, нашим не по материальной принадлежности, а по духу.
Далее. Видите крест в середине печати из согласных букв: ТЕНЕТ, без огласовок ТНТ? Тенета — рус. сети — тнт — танатос — др.греч. смерть — речь здесь идёт о смерти «я». Человек, рождаясь, попадает в сети материи, у него возникает я. Далее он начинает познавать добро и зло. Когда он познал их, его я умирает, и человек становится дваждырождённым.
Далее перейдём к цифрам. Что означают цифра 1 и 5? Думаю, 1 — это Бог, а 5 – это материальная душа, ведь строение человека и его конечностей пятеричное, и сама материя пятеричная. Ребёнок имеет пять конечностей, а висит на пуповине — единое. Единое питает не только двойственный и тройственный миры, но и пятеричный, как видите. А видите, как буква N — Наш, окружена пятёрками? Поскольку N означает я человека, его душу, то смысл здесь прозрачен: душа переходит в дух пятёрками. У человека четыре конечности и на каждой по пять пальцев, итого получается: 5 +5+5+5=20. N окружённое 5-ками означает, что душа преображается трудом: руками и ногами человеческими.
Видите, как цифры в печати формируют крест? А сам крест состоит из цифровых линий. Эти линии показывают как циклы (Силы) 1, 5, 7 переходят друг в друга. А центром их является человек — 5/50, то есть они сходятся в нём. Человек является центром преображения и себя и окружающего мира. Из всего вышесказанного следует, что печать с гласными буквами и соответствующим им цифрами целиком относиться к материальному миру и описывает Силы, которые в нём действуют.
Соответственно, печать, которая содержит в себе согласные буквы и соответствующие им цифры, относиться к миру души и духа, то есть к непроявленному, Божественному, так сказать, миру».

* * *

«Нужно остерегаться общей ошибки, в которую впадают слишком многие, даже теософы. Не думайте, что из-за того, что человек назван семеричным, затем пятеричным и триадой, он состоит из семи, пяти или трех сущностей; или, как хорошо выразился один теософический писатель, из семи оболочек, которые можно снимать, подобно шкуркам луковицы. «Принципы», как уже говорилось, являются просто видами или состояниями сознания. Существует только один настоящий человек, страдающий в течение цикла жизни». 

(Блаватская Е.П. Ключ к Теософии.)

«Тело состоит из пяти элементов, — поэтому оно называется пятеричным по своей природе… Почему говорится: «(Тело) пятерично по своей природе?». Эти пять элементов: Земля, Вода, Огонь, Ветер и Эфир. В этом теле все, что твердо/жестко, — то сделано из Земли, (все, что жидко,) — из Воды, что горячо — из Огня, что подвижно — из Воздуха, а что пространственно — из Эфира. Функция Земли — поддержка, Воды — связывать (и способствовать усвоению пищи и т.д.). Огонь должен способствовать видению/зрению, Воздух — перемещению/движению, Эфир должен давать пространство жизненным силам». 

(«Гарбха-Упанишада». Кришна-Яджурведа.)

«Существует ряд учений о строении тонких тел: семиричное (например, в Буддийской Традиции), пятеричное (его отзвук представлен в творчестве Д. Андреева) и троичное (деление на тело, душу и дух в Христианстве). Каждое из них по-своему право, и они не противоречат друг другу, под разными углами зрения рассматривая один и тот же предмет. Но независимо от того, какую точку зрения разделяет читатель, всегда следует помнить, что через все тонкоматериальные тела человека проходит нить эйцехоре, и трансформация этой нити является одной из главнейших задач нашего пребывания в материальных мирах». 

(Абецедариус. Трансфизика Вселенной и Шаданакара. 2012г.)

«Символ 3.2.7 символ пятиричности. Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятеричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня — Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) — в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной — Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, — примерно так можно уточнить прочтение этого символа». 

(А.Дендеберя, Н.Бедич. Мифология в орнаменте.)

«Позднесредневековые магические трактаты говорят о четырех стихиях: воде, земле, огне и воздухе. Однако в более ранней Сакральной Традиции стихий было больше — пять. Пятая стихия — трансцендентный Дух, Рок — оказалась забытой по разным причинам. Рок не проявлен и непознаваем, но он — Центр, объединяющий все вокруг себя. Согласно европейским сказаниям, священный замок Грааля имеет четыре башни, посвященные четырем элементам и ориентированные по сторонам света, и центральный алтарь, где и покоится сам Святой Грааль. В славянских рунах также прослеживается эта пятеричная схема мироустройства. От основы Рок происходят фундаментальные понятия и определения традиционной славянской культуры. Урок — смысл существования, определяемый Роком, Пророк — человек провидящий, осознающий Рок. Отрок — тот, кто еще не прошел посвящения, не причастился Року, не осознал своего Урока…». 

(Руны Пяти Сил.)

«Желтый цвет, равно как и сам Хуан-ди, стал символом Китая и одновременно понятия «середины». Например, Китай всегда понимался как срединное государство (чжунго), Хуан-ди же считался «правителем центра» или «восседающим в центре». В общем, это не удивительно, поскольку такие представления были созданы внутри самого народа Хуан-ди, который, как и любой народ, видел себя «в центре», в то время как на окраинах жили варвары и люди «не срединных государств». В любом случае, понятия желтого цвета и центра оказались тесно переплетены внутри символики самого Хуан-ди. Более того, сама «центральность» желтой символики позволила ассоциировать Хуан-ди с землей как центральным элементом традиционной пятеричной схемы взаимодействия стихий (металл, дерево, вода, огонь, земля). Земля, нередко обозначаемая желтым цветом, занимает центральное место в пятеричной схеме Ло-шу — одном из вариантов расположения гексаграмм, легшем в основу «Канона Перемен» («И-Цзин»)». 

(«Укрощение Драконов». Духовные поиски и сакральный экстаз.)

«Первая плотная фигура, по Пифагору, — четырехугольник. Человеческая и божественная троичность, заключенная в монаде (душе человека как части Мировой Души), образует священную Тетраду. Поясним это на примере пирамиды. Пирамида стоит на четырехугольном основании, имея своими боковыми сторонами треугольники, соединяющиеся в одной вершине. Пифагор учил, что троичность или треугольник как первая из геометрических фигур представляет собой принцип образования физического тела, тогда как душа есть число, которое движется само по себе с помощью монады и, следовательно, содержит число 4. Вообще Пифагор считал, что первые четыре числа содержат основы всего, т.к., складывая и перемножая их, можно получить все остальные числа, описывающие общую совокупность разнообразных сторон Бытия. Человек же являет собой семеричность, когда он добродетелен (сумма 3 и 4), и пятеричность в обратном случае (сумма 3 и 2), т.к. «двоичность» внесла беспорядок и смятение во все, что имеет совершенную форму. Число пять символизирует одновременно дух вечной жизни в своем контексте нечетности и троичности и дух жизни и земной любви — в человеческом комплексе (пять членов физического человека в виде пятиконечной звезды)». 

(В.Инюшин. Европейская философия есть следствие
«неправильной» интерпретации пифагореизма. 25.04.2008г.)

«Аннотация. При всём разнообразии мифов и концепций о творении можно найти и выделить общие черты в сокровенных преданиях многих народов. Это принцип триединства и его «разветвление» — последующая дифференциация Единого в процессе проявления Вселенной, что в Традиции Запада приобрело наглядный образ «древа сефирот». Автору настоящей статьи — культурологу Антонине Валерьевне ДОБРЯКОВОЙ удалось графически отобразить и предложить свою трактовку сложных вопросов формирования числовых аспектов в эзотерических схемах творения, что позволяет разрешить ряд противоречий, возникших в результате недостаточной полноты источников, дошедших до нас.
Добрякова А.В. Триада и творение. Тайны, версии, легенды. Графологический и семантический анализ схем, отображающих процессы творения в различных эзотерических традициях, привёл автора настоящей статьи к формированию двух базовых схем-матриц, по смыслу тесно связанных между собой. Они завершают построение целой серии «знаковых» матриц. Первая матрица (круглая) символизирует действие стихии эфира на ментальном плане, как бы демонстрируя божественный замысел. Вторая (полукруглая) схематизирует разворачивание, воплощение этого замысла в стихиях физического плана, в циклических особенностях привычного нам материального мира, в том числе в синтетическом образе человека, объединяющего в себе все стихии. Обе матрицы используют два принципа при построении: они несут в своей структуре пятеричность и шестеричность». 

(Добрякова А.В. Триада и творение. Культурно-просветительский ж. «Делфис». № 1(17) 1999г.)

«Часть 11. Отдел X. Крест и декада Пифагора. Пифагорейцы учили связи и отношению между Богами и числами с помощью науки, называемой Arithmomantia. Душа есть число, говорили они, которое движется само по себе и содержит число 4; духовный и физический человек есть число 3, ибо Троичность представляла для них не только поверхность, но также принцип образования физического тела. Таким образом, животные являют лишь Троичность, и только человек представляет собою семеричность, когда он добродетелен, и пятеричность в обратном случае, ибо Число Пять было составлено из Двоичности и Троичности, и из них именно Двоичность внесла беспорядок и смятение во все, что имело совершенную форму. Совершенный человек, говорили они, был Четверичностью и Троичностью, или же состоял из четырех материальных и трех нематериальных элементов; и эти три Духа или Элемента мы также находим в Пяти, когда оно употреблено в значении Микрокосма. Последний есть совокупность Двоичности, непосредственно относящейся к плотной Материи, и трех Духов. Потому, как говорит Рагон: «Эта остроумная цифра есть слияние двух греческих придыханий (,?) помещенных над гласными, которые должны или не должны быть произнесены с придыханием. Первый знак (?) называется «сильный» или высший «spiritus», Дух Божий, вдыхаемый (spiratus) и выдыхаемый человеком. Второй знак (’), низший, есть слабый «spiritus», изображающий второстепенного духа… совокупность этого заключает в себе всего человека. Это есть всемирная квинтэссенция, жизненный флюид или жизнь».
Более мистическое значение числа Пять дано в превосходной статье Т. Субба Роу в «Пять Лет Теософии», в статье, озаглавленной «Двенадцать Знаков Зодиака», где он приводит несколько правил, которые могут помочь исследователю найти «глубокое значение древней санскритской номенклатуры в старых арийских мифах и аллегориях»». 

(Блаватская. Е.П. Тайная Доктрина. Т.2.)

«Вритти — главная классификация. Сутра 5: Типовые проявления ума пяти видов; они болезненны или не болезненны. Vrittayah pa?chatayyah klis?ta?klis?ta?h. Vrittayah — проявления ума; pa?chatayyah — пяти типов; klis?ta? — болезненный, буквально тяжелый, трудный; aklis?ta?h — не болезненный.
Вся эта сутра составлена из четырех слов. Слово «вритти» вам уже известно, тем не менее оно все еще нуждается в дальнейшем пояснении. Далее, начиная с данной сутры, следует детальное объяснение [понятия] «вритти». Сутра говорит, что вритти ума пятиричны, т.е. пяти видов. Пять видов — это пять типовых проявлений, которые бывают болезненны, либо не болезненны. Это означает, что всего типовых проявлений ума десять: пять из них болезненны и пять — не болезненны…
Таким же образом ум имеет или принимает пять главных типовых видоизменений или проявлений. Каковы же эти пять вритти? Мы обсудим это в следующих сутрах, но перед тем, как перейти к этой теме, пожалуйста, поймите очень отчетливо, что Патанджали подразумевает под словом «всё». Это проявления ума в различных сферах жизни. Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизменений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Когда вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти, горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявление называется «вритти».
В соответствии с системой Йоги каждый вид знания, каждый вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума. В Йоге даже состояние сна считается одной из обусловленностей ума. Это ментальное состояние, ментальная обусловленность. Подобным образом сомнение, иллюзия, ошибочное мнение, такое как ошибочное принятие веревки за змею, — это все ментальные обусловленности, вритти.
В санскритских текстах и, в частности, в текстах Йоги и Веданты слово «вритти» встречается сплошь и рядом. Но понятие это такое неоднозначное, что иногда философы и мыслители оказываются не в состоянии объяснить его надлежащим образом. В XVII в. был великий ученый, которого звали Гаудападачарья. Он был гуру у гуру великого Шанкарачарьи. Он написал подробный комментарий на маленькую упанишаду, называемую «Мандукья-Упанишада». В своем комментарии великий ученый писал: «Мир в целом представляется ничем иным, как формой ментальных видоизменений высшего сознания».
Весь космос, не только Земля, но и космос в целом может быть нереальным; он может быть просто выражением вашего ментального мышления, ментального мышления высшего существа, космической силы мышления. Поэтому, когда мы используем термин «ментальное видоизменение», мы имеем в виду различные типовые проявления или персонификации ума, различные стадии, сферы или измерения личности.
В театральной постановке один и тот же человек может выходить на сцену как нищий, король, разбойник, санньясин, мужчина или женщина и т.д. Таким же образом в человеке есть простая материя, называемая сознанием, которая появляется, чтобы проявиться в форме бодрствования, сновидения, глубокого сна, мышления, влечения и отвращения. Это одно сознание, которое мы видим играющим разные роли, и это различные вритти». 

(Ю.Ульянов. Комментарии к «Йога-Сутре» Патанджали. 05.02.13г.)

* * *