Статья 3.2.7. «Горизонтальная» многомерность человека.

«Абрис онтологии предполагает характеристику сущего в разных качествах (в разных системах отношений): как бытия, как сущности, как субстанции, как природы, как мира, как действительности и т.д. Многоплановость этой системы категорий связана с многоплановостью отношений внутри бытия» (см. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. Питер. 2003г.).
Поскольку «планы Бытия» являются важнейшим организационным признаком любой сложной совокупности, организации, системы, явления, то под «горизонтальной» многомерностью можно подразумевать многоаспектный, многоплановый принцип структурной организации, или, другими словами, многоплановость.
Поскольку сегодня уже признается пять состояний, стихий, элементов, принципов в Мироздании и пять чувств, состояний сознания, аспектов личности, планов бытия в человеке, и поскольку число 5 традиционно выступает символом человека, а пентаграмма — как образ человека и живой реальности, то пятеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая присутствует во всем и выражает общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия, может быть не только примером многоплановости или «горизонтальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.
В Тантрической Традиции идея «многоплановости» и идея «пятеричности», как примеры «горизонтальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Панча-Маха-Бхута-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция пяти элементов), Панча-Майя-Коша-Видья (менее известная тантрическая концепция пяти покровов Майи) и Панча-Шарира-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция пяти тел), исследование которых, бесспорно, может дать «ключ» ко многим тайнам Мироздания и Человека.

* * *

1. ЧТО ТАКОЕ «ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ» МНОГОМЕРНОСТЬ?

Настоящая статья продолжает тему многомерности человека, которой посвящена статья 3.2.5. «Многомерность человека», в которой, в частности, написано, что отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых этот способ проявляется. Человек в своем единстве одновременно присутствует на всех онтологических уровнях и планах Бытия. Специфика данной проблемы состоит в том, что она принадлежит к числу «вечных» и «комплексных». Поэтому так важно обратить внимание на Учение Тантры, в котором присутствует множество оригинальных, уникальных, парадоксальных, глубоких концепций, в основу которых положен принцип многомерности мира и человека. Более того, в Учении Тантры мир и человек представлены как в «вертикальной» так и в «горизонтальной» многомерности, которая представлена совокупностью «основных» феноменов (фундаментальных аспектов) человеческого бытия и мира, выражающих собой и обеспечивающих целостность и единство человека и мира.

В 1957г. издательство Академии Наук СССР выпустило в свет книгу С.Л.Рубинштейна «Бытие и сознание» (см. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений мате¬риального мира. М. 1957г., Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. Питер. 2003г.). С.Л.Рубинштейн (1889-1960) — выдающийся российский психолог и философ, открывший принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. Автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического. На основе своей целостной концепции С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т.д. Автор оригинальной интерпретации психологии как научной дисциплины, на основе положений которой был построен деятельностный подход в психологии, безальтернативно нормативный для всей последовавшей советской психологии вплоть до середины 1970х. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946), положивший начало крупной научной философско-психологической школы.

«Часть 1. От автора. Наша книга «Бытие и сознание» поставила и, затронув попутно целый ряд вопросов, в какой-то мере, надеюсь, разрешила или продвинула разрешение одной основной проблемы — о природе психического и его месте во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Проблема бытия и сознания, обозначенная в заглавии книги, в целом не была там охвачена.
Мало того: основной результат нашего исследования проблемы психического в «Бытии и сознании» показал, что самая постановка вопроса, заключенная в заглавии нашей книги, не может быть окончательной. В самом деле, наш важнейший тезис заключается в том, что идея, образ, а значит, и вообще сознание, мышление не могут быть приняты в качестве самостоятельного члена основного гносеологического отношения. За отношением идеи, образа и вещи, сознания или познания и бытия стоит другое отношение — человека, в познавательной деятельности которого только и возникает образ, идея, и бытия, которое он познает.
Основная, центральная проблема философии обычно встает перед человеком как проблема бытия и сознания, бытия и мышления в широком смысле слова, т.е. бытия и познания. Это в известном смысле закономерно и в определенном отношении необходимо. Но эта проблема бытия и сознания — при правильной ее постановке — все же необходимо преобразуется в другую, за ней стоящую. Само со¬знание существует лишь как процесс и результат осознания мира человеком. За проблемой бытия и сознания раскрывается проблема бытия, сущего и человека, его познающего и осознающего. Таким образом, центральная проблема, которая перед нами встает, — это проблема бытия, сущего и места в нем человека…
Реально мы всегда имеем два взаимосвязанных отношения — человек и бытие, человек и другой человек (другие люди). Эти два отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. И именно в этой их взаимосвязи и взаимообусловленности мы и будем их рассматривать: только беря их в этой взаимосвязи, можно правильно подойти к пониманию и гносеологического отношения человека к бытию и морального его отношения к другому человеку. Этим не упраздняется, не снимается вопрос об отношении образа, идеи к вещи, а значит, и проблема сознания (вообще психического) и бытия, но за этой первой проблемой закономерно, необходимо встает другая, как исходная и более фундаментальная — о месте уже не психического, не сознания только как такового во взаимосвязи явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни. Этой проблеме всех проблем и посвящена настоящая книга…
Глава 2. Бытие, существование, становление. Существование и сущность. Существование выступает как состояние и как акт, как процесс и как действование — самопричинение, как восстановление и сохранение себя в статусе существования. При этом обнаруживается единство, с одной стороны, существования как акта, процесса, действования и, с другой — причинения как восстановления, со¬хранения своего существования. Отсюда существовать — это действовать и подвергаться воздействиям, взаимодействовать, быть действительным, т.е. действенным, участвовать в бесконечном процессе взаимодействия как процессе самоопределения сущих, взаимного определения одного сущего другим. Это бесконечный процесс, совершающийся, как всякий процесс, в пространстве и времени как форме существования (сосуществования и последовательного существования) разных сущих.
При таком подходе необходимо выделяются различные сферы взаимодействия и разные способы существования. В этом смысле существовать — значит жить на том уровне, который отвечает данному уровню существующего, данному способу существования.
Специфика человеческого существования заключается в мере самоопределения и определения другим. (В специфическом характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания). Это последнее положение противоположно идее М.Хайдеггера о существовании вне себя, выходе за свои пределы («в мир») как специфическом способе существования человека, который он противопоставляет способу существования всего остального сущего. На самом деле вводимая М.Хайдеггером характеристика специфики человеческого существования не выражает этой специфики. Существовать — значит переходить в другое, включать в себя другое (противоречивость сущего, не только хайдеггеровское), быть не толь¬ко вне себя, но и перед собой. Данность сущего в другом (представленность, отраженность) и другого в этом — это характеристика существования не только чело¬века, это общая характеристика всего сущего… Существовать — это значит длиться и преходить, изменяться и пребывать. «Жизнь» — это уходящая вглубь, в бесконечность способность находиться в процессе изменения, становления, дления — пребывания в изменении. Итак, существование — это участие в процессе «жизни». Жить — значит изменяться и пребывать, действовать и страдать, сохраняться и изменяться. И в этом едином диалектическом процессе выделяются две стороны его: существование как процесс изменения, становления, действия, взаимодействия и существование как способ бытия вещей, явлений, процессов и их пребывания. Встает вопрос о динамике этого единого процесса, о его закономерностях.
Природа и материя. Абрис онтологии предполагает характеристику сущего в разных качествах (в разных системах отношений): как бытия, как сущности, как субстанции, как природы, как мира, как действительности и т.д. Многоплановость этой системы категорий связана с многоплановостью отношений внутри бытия. Эта многоплановость связана с появлением новых пластов в ходе развития, становления, изменения бытия. Появление новых пластов в ходе развития приводит к тому, что и все предыдущие выступают в новом качестве. Отсюда упоминавшееся положение о соотношении высших и низших, более общих и более специальных законов аналогично соотношению высших и низших категорий, соответствующих категориям разных уровней сущего. Таким образом, предметом анализа в этом разделе является категориальный анализ бытия, который отражает разные уровни, развитие, становление самого бытия».

(Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. Питер. 2003г.,
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей
взаимосвязи явлений материального мира. М. Изд-во АН СССР. 1957г.)

Вот что пишет Л.В.Суворова (см. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Клин. 2002г.), литератор и педагог, член Союза писателей России, бакалавр богословия:

«Глава: Христианская наука о человеке. Духовное основание развития личности. 1. Христианская антропология: предмет исследования — НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. 2. Состав человека. Терминологическое и контекстное понимание священных текстов. 3. Тело: материя и форма. 4. Душа: бессмертное «чувствилище». 5. Дух: «чувство словества».
Среди многочисленных теорий личности, претендующих на целостное понимание и чувствование человека, христианская антропология занимает особое место. Для России ее понимание человека не только традиционно, но и органично, оно соответствует нашему культурному архетипу, особенностям русского менталитета и всему строю нашего общественного бытия.
Как же понимается человек в христианстве? Что нам говорит об этом Евангелие? Даже если внимательно читать, мы не найдем там точных определений, что такое человек, но мы явственно чувствуем, что все Евангелие есть вдохновенный призыв к НОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Иисус Христос явил нам его во всей полноте. И здесь уместно было бы вспомнить часто цитируемые слова святителя Афанасия Александрийского: «Если вы хотите увидеть настоящего человека, поднимите глаза к небу, там вы найдете Человека Христа». Новый род людей «пошел» от Спасителя мира, апостол Павел так и говорит: Мы Его и род (Деян. 17, 28). Вот этот-то новый род и является предметом изучения христианской антропологии.
Итак, христианская антропология — наука опытная, она говорит о НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ не на основе теоретических и экспериментальных положений, а на основе личных свидетельств, на основе личного опыта подвижников Церкви, в духовных откровениях постигших глубинные тайны человеческого существа.
Антропология, как никакая другая область знания, опирается на непосредственный, личный духовный опыт. Мы не можем говорить о человеке отстраненно, так же, как не можем не ощущать и хоть в какой-то мере не осознавать самих себя. Мало того, ощущение непосредственно предшествует осмыслению, то есть человек прежде ощущает себя, а потом уже может о себе говорить. Не существует антропологии до опыта, хотим мы или нет, но в этой области каждый, если он честен в своих словах, невольно является идеологом самого себя.
Апостол Павел опытом своим понял, что такое НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, и опираясь на это непреложное знание, знание-ощущение, знание-опыт, он начинает свидетельствовать, каков же состав нового человека, сам став этим человеком.
Обратимся к его 1-му посланию к Фессалоникийцам (Солунянам), гл. 5, ст. 16-23. Обратим внимание на последний стих. Здесь у апостола Павла в живой речи рождается определение состава человека. Целый Человек — это Дух, Душа и Тело. Это троическое деление человека на три священные составляющие было принято многими святыми Отцами и учителями Церкви. Такой взгляд получил в христианской антропологии название трихотомии (то есть трехсоставный).
Древнее, религиозное употребление слова — это употребление контекстное. Это особенно хорошо вид¬но в древних языках. Поэтому в самом начале каждое прочтение носило характер личного духовно¬го действия, в котором нужно было сохранять целостность всего высказывания, а не расшифровывать отдельные слова. Из этой древней традиции отношения к слову не как к термину, а как к историко-символическому образу, ключу, открывающему врата истины, и следует нам исходить. Возьмем, к примеру, хорошо известное Евангельское выражение: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25). Как видим, под душой здесь понимается не духовная часть человека, как у апостола Павла в послании к Солунянам, а сама жизнь, как и в последующей цитате: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
Ветхозаветный человек ощущал себя и осознавал себя, как таинственное сопряжение души и тела, как соитие высокого и низкого. Новозаветный человек — это человек духовный. По¬этому когда в Евангелии или творениях Отцов Церкви говорится о душе и теле, то, как правило, имеется в виду не состав человека, а два мира: духовный и материальный, два пути, две возможности, два устремления жизни человека: возможность жизни духовной и жизни телесной. Они составляют пару к онтологическим началам мира: небу и земле, к нравственным: добру и злу и пр. Когда же апостол Павел говорит о составе человека, то тут возникает уже четкое троическое деление…
Итак, дух человеческий — как престол Божий, душа — как внутренний человек, бессмертная нематериальная часть, которая здесь приобретает свое истинное, вечное содержание, и тело — как священный ковчег, который хранит тайну жизни и являет состояния души и духа. По словам святого Григория Нисского: «Человеку дана сила для уподобления Богу. Нам допущено быть работниками, деятелями в уподоблении Богу. Отсюда по образу — это мое разумное бытие, а по подобию — это моя возможность стать христианином». Мы можем себя соотнести с Богочеловеком Иисусом Христом, то есть мы можем стремиться быть подобными Ему. Вся Святоотеческая Традиция содержит точное такое указание: следуйте за Христом. Но Григорий Нисский здесь поднимается до Троичной антропологии, он говорит, что человек подобен Пресвятой Троице.
То есть человек одновременно един, но вместе с тем и троичен, дух в человеке является как бы главенствующим, то есть изначально все организующим, способным все просветить и оживить. Примечательно, что в Великом каноне Андрея Критского рефреном звучат следующие стихи: «Троица в единице, и единица в Троице». Видимо, это определение и можно принять за интегрированный образ состава человека, как его понимает христианская антропология».

Если мы говорим о «вертикальной» или «горизонтальной» многомерности, то понятие многомерности от этого не меняется. Но что конкретно подразумевается под многомерностью (см. статью 3.2.5. Многомерность человека), если речь идет о «горизонтальной» многомерности чего-либо, или, например, человека? Возможно, речь может идти о наличии множества «отличающихся друг от друга», но при этом накладывающихся, взаимопроникающих, взаимовлияющих:
— сфер
— планов
— смыслов
— аспектов
— состояний
— восприятий
— явленностей
— проявленностей
— состояний бытия
— сфер взаимодействия
— способов существования
— базисов восприятия и описания

При этом предполагается, что каждый из этих «планов» обладает собственной мерой возможностей и свойств и особым законом (системой законов), с помощью которого раскрывается онтологическая природа этого плана. Поскольку наука сегодня уже признает и подтверждает, что человек представляет собой многомерное существо, эта многомерность не только открывает перед человеком весь мир и скрытые в мире возможности, но и самого человека делает открытым для всего мира. Поэтому человек изначально и потенциально обладает многомерными способностями и ресурсными возможностями. Это означает, что раскрытие многомерных способностей и возможностей человека возможно лишь при многомерном развертывании самого человека. Т.е. речь идет о «многоаспектном», «многоплановом» подходе, при котором соблюдается так называемая многоплановость, т.е. соблюдается «многоплановый порядок» или «законопорядок многопланового построения» (т.е. сочетание (объединение) множества планов (аспектов) с соблюдением соответствующих законов разделения и выделения конкретных аспектов). Сегодня в сети Интернет можно встретить разные варианты словосочетания со словом «многоплановость» (согласно словарю русских синонимов, частота употребления слова «многоплановость» составляет 4 раза на ? 300 млн. слов), например:
— многоплановость книги
— многоплановость любви
— многоплановость стиля
— многоплановость знания
— многоплановость музыки
— многоплановость памяти
— многоплановость текста
— многоплановость анализа
— многоплановость решения
— многоплановость понятия
— многоплановость сознания
— многоплановость действия
— многоплановость личности
— многоплановость культуры
— многоплановость проблемы
— многоплановость поведения
— многоплановость мышления
— многоплановость искусства
— многоплановость композиции
— многоплановость восприятия
— многоплановость творчества
— многоплановость постижения
— многоплановость происходящего
— многоплановость сюжета (романа)
— многоплановость взаимоотношений
— многоплановость выбора вариантов
— многоплановость строения человека
— многоплановость эволюции сознания
— многоплановость процесса развития
— многоплановость сущности человека
— многоплановость научных интересов
— многоплановость влияния (воздействия)
— многоплановость структуры личности человека
— многоплановость феномена (напр. информации, культуры)

Таким образом, поскольку различные планы/аспекты являются неотъемлемым организационным признаком любой сложной совокупности, организации, системы, или явления, то под «горизонтальной» многомерностью, скорее всего, можно подразумевать многоплановый многоаспектный признак структурной организации, или, другими словами, многоплановость.

 

2. МНОГОПЛАНОВОСТЬ КАК «ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ» МНОГОМЕРНОСТЬ

2.1. ПОНЯТИЕ «ПЛАНОВ БЫТИЯ»

«Примечания перев. Прим.7. Название «план» — чисто условное и это следует иметь в виду, так как иначе оно может ввести в заблуждение. «Планы вселенной» следует понимать как различные виды всемирной материи, которые служат основой для разнообразных проявлений Единой Энергии. Следующее сравнение поможет выяснить понятие. Электрический ток, который мы знаем не по существу, а по его действиям, производит самые разнообразные явления, смотря по среде, в которой он действует. Проходя через тонкую проволоку, он проявится как свет или тепло; проходя через окисленный раствор, он действует как химическая сила и разлагает воду; проходя вокруг железного прута, он его намагничивает. Также и Единая Сила, такая же неуловимая для нас, как электрический ток, действуя на физическом плане, производит физические явления: веса, света, электричества, органической жизни и т.д.; действуя на астральном плане — явления психические: ощущения, чувства и т.д., на ментальном плане — явления умственные, на плане Буддхи — духовные (как любовь, блаженство); на плане Нирвана Она выражается состоянием чистой Сущности, единения со всем сущим. Момент эволюции, к которому принадлежим мы, не дает нам проникнуть далее, т.е. план Нирваны — это граница, которая существует внутри нас, а не во вселенной. Но и Нирвана — говорится о людях обыкновенных — для нашего восприятия то же, что Солнце для слепого. Вот почему люди Запада думают, и имеют призрачное основание к тому, что Нирвана равносильна полному уничтожению». 

(Брахман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии.
Лекции, читанные в Брюсселе в 1898г. Калуга. 1905г.)

«Наша солнечная система состоит из материальных, физических объектов и нематериальных, тонких, невидимых глазу человека, сфер (планов). Число 7 (семь) является тем пропорциональным числом, в соответствии с которым создано все в этом мире, это число БОГА. Если вести отчет от плотного тела нашей планеты Земля, то она является первым, физическим планом, который в себя включает плотные, жидкие и газообразные видимые вещества и, пока еще не признанные ортодоксальной наукой, четыре эфирных слоя вокруг плотной Земли. Эфир является тем универсальным веществом — материей, которое заполняет все пространство, и который является проводником необходимых для жизни энергий и сил.
План (сфера) — это область, наполненная разной по плотности материей. То есть сфера — это область духовной материи разной плотности…
Следующий за физическим планом находится менее плотный астральный (эмоциональный) план, иллюзий и наваждений… Астральный план имеет так же семь своих подразделений, соответственно разной плотности. Этот мир имеет очень схожий вид с физическим миром…
Следующий за астральным планом — ментальный (мысленный, умственный) план. Это сфера сознания, которая создается мыслью… Самая высшая часть ментальной сферы называется в некоторой литературе Девачан, что в переводе означает страна богов, светящаяся страна.
Следующая за ментальной находится духовная, будхическая сфера — интуиции, прозрения, мудрости. Это сфера, где присутствует истинное «Я» (ЭГО) человека очищенное от ментальной, астральной и физической материи.
За будхической, духовной сферой находится нирваническая или атмическая. Атма — высший аспект заложенный в личное «Я» человека, его сердцевина. Условно можно себе представить, что это океан чистого Света из которого для каждого отдельного человека протягивается луч, который облекается в тонкую оболочку из будхической материи и далее, становясь более плотным, облекается в ментальную оболочку и далее идет в астральную среду». 

(Устройство Мира. Планы Бытия. Параллельные миры. 13.05.09г.)

«Планы Бытия. Рассмотрение основных моделей магического восприятия было бы неполным без освещения концепции планов Бытия. Данная модель косвенным образом уже была затронута при рассмотрении вопросов взаимодействия Микрокосма и Макрокосма, учения об измерениях, а также концепции чакр. Речь идет о разделении уровней восприятия по планам: физическому, эфирному, астральному, ментальному, каузальному, бодхическому, атманическому и т.п.
Сама по себе планарная концепция, имея корни в восточной магической системе, сформировалась в результате осмысления восточного духовного опыта цивилизацией Запада, для которой характерен ахолистический подход, стремление к разбиению единых явлений и процессов на стадии и составляющие. Только в недавнее время наметилось изменение принципов мировосприятия от иерархического разделения к холизму. Тем не менее, планарная концепция бытия продолжает существовать и пока является достаточно эффективной моделью.
Основу концепции планов Бытия составляет представление о том, что видимый мир представляет собой проявление, проекцию более тонких энергетических уровней. Эти уровни различаются по так называемой «частоте вибрации» от более низких частот (физический уровень) до высокочастотных (высшие планы Бытия). О стыковке других моделей восприятия с концепцией планов мы поговорим чуть позднее, а сейчас остановимся на описании наиболее важных моментов данной теории.
Итак, планы Бытия организованы по принципу «частотной иерархии», при этом берется за основу представление о том, что более высокие «частоты» соотносятся с более низкими по принципу проекции. Этот принцип является ключевым для понимания планарной концепции. Если взять, например, объект физического мира (трехмерное пространство) и осветив его получить тень на листе бумаги, то мы получим проекцию трехмерного объекта в двухмерном пространстве. Данный способ работает в пространствах любой мерности — нужно просто добавлять или отнимать одно из измерений.
Теперь, если вернуться к представлению о вселенной (вернее, вселенных), как о едином энергетическом поле, неоднородном по своему характеру, то задача представления принципа проекции немного усложняется. Мы уже знаем, что форма воспринимаемой (фиксируемой) энергии напрямую определяется способом ее восприятия, тем, через какие фильтры прогоняет сознание входящие данные.
Сознание, настроенное на частотное восприятие мира, будет рассматривать свойства энергии (в том числе и наборы параметров, придающие стихийность) как определенные диапазоны «звучания», диапазоны колебания волн. При этом субъективно на подсознательном уровне будет срабатывать ассоциативная привязка, что чем меньше параметров фиксируется, тем более «грубой» будет энергия, тем ниже будет частота «звучания». Разумеется, параметры энергии (измерения, стихии) никуда не исчезают, но умозрительно выделяются наиболее явные из их бесконечного диапазона, они то и формируют частотный фильтр сознания.
Далее выработанный шаблон накладывается на явления окружающей среды и предпринимается попытка выделения групп феноменов. Сходные классификационные группы объединяются в некие пространства, соответствующие «частоте вибрации», — планы бытия. Именно поэтому планарную концепцию в рассматриваемом варианте можно назвать «частотной».
Как видим, частотная модель очень тесно переплетается с представлениями об измерениях. Действительно, теория измерений очень хорошо накладывается на планарную теорию, поскольку в основе классификации лежат, по сути, одни и те же явления, рассматриваемые с разных сторон: концепция измерений рассматривает количественно-качественную характеристику энергетического поля (с акцентом на количество), а частотная теория — плотность качественных характеристик энергетического поля.
Какие же выделяют планы бытия? Различные источники и школы выделяют различное количество планов в зависимости от степени абстрагирования и критериев классификации. Мы остановимся на некой усредненной концепции, осмысленной автором после анализа ряда источников, и выделим следующие планы бытия: физический план; эфирный план; астральный план; ментальный план; каузальный план; надкаузальные планы. Как видим, данное разделение имеет некоторую логическую и методическую незавершенность, что было сделано специально по двум причинам: во-первых, выделение планов от физического до каузального достаточно традиционно и используется в большинстве источников, а надкаузальные планы изучены мало и информация о них достаточно противоречива; во-вторых, открытая классификационная система дает возможность каждому найти и сформировать собственную концепцию, которая стала бы эффективным инструментом магической работы…
Разумеется, приведенная планарная концепция является одной из многих. В конце концов, каждый практик со временем вырабатывает свое восприятие данной теории, структурируя собственный опыт и соотнося его с совершенствуемой моделью. Следует помнить, что планарная (частотная) концепция, как и любая модель, — это лишь инструмент настройки и корректировки восприятия, но не самоцель. Не стоит совершать ошибку, пытаясь притянуть за уши какой-то феномен к концепции, в которую он просто не вписывается…
Аналогия между человеком и вселенной, или между Микрокосмом и Макрокосмом проявляется прежде всего в том, что как в первом, так и в последнем, можно различать семь начал. Это так называемые «семь начал человека» и семь космических сфер, которые находятся в соответствии друг с другом».

(Акерон. Магия. Теоретические основы. Методическое пособие для начинающих. 2011г.)

«В соответствии с герметическим принципом Вибрации, который гласит: «Ничто не покоится, все движется и вибрирует, все находится в движении», от элементарных частиц до миров и галактик — все находится в состоянии вибрации. Это также справедливо и по отношению к различным планам энергии и силы, которые являются ничем иным, как различными степенями колебания, это также справедливо и в духовных планах…
Энергия в различных формах — это основа жизни всего сущего. В сущности, все, что нас окружает в видимом или невидимом мире, есть энергия, разница лишь в том, в каком состоянии плотности (которое зависит от частоты вибрации) она находится. Можно сказать, что материя — это уплотненная энергия, а дух — энергия высочайшей частоты вибрации. Энергия — универсальная субстанция, пронизывающая весь мир, и формы этой энергии определяются частотой вибрации. Все что нас окружает — электричество, свет, дома, вода, вещи, мысли, эмоции и т.д. — все есть энергия, только проявленная в различных качествах.
Психика человека тоже есть энергия, и энергия эта управляет человеческим организмом и самим человеком, она насыщает каждую клеточку организма, как солнечное излучение насыщает пространство. Однако существуют разные уровни энергетической организации. Есть более грубые «вещественные» формы энергии, и эта градация наблюдается в человеческом организме, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, независимо от того, осознает ли это сам человек или нет.
Здесь мы подошли ко второму принципу: Принципу Соответствия или принципу Аналогии. Этот принцип заключает в себе ту истину, что существует гармония, согласие, соответствие между многими планами — Проявлениями Жизни и Бытия. Эта истина справедлива вследствие того, что все, что включает Мироздание, происходит из одного источника, и аналогичные законы и принципы, и характеристики применимы к различным элементам и сочетаниям элементов энергии, хотя каждый элемент по своему проявляется в своей плоскости.
Для удобства размышления и изучения Эзотерическая Философия полагает, что Мироздание условно можно разделить на семь классов явлений, известных под названием Планов Бытия. Эти деления более или менее искусственны и произвольны, так как в действительности, все эти деления есть не что иное, как восходящие ступени лестницы жизни, нижней точкой которой является простейшая недифференцированная материя, а
высшей — Дух. Более того, различные планы незаметно переходят из одного в другой, так что четкого разграничения и разделения между высшими проявлениями одного нижележащего по частотной шкале плана и низшими проявлениями вышележащего провести невозможно. Иными словами, семь планов Бытия можно считать семью уровнями — проявлениями жизни на разных ступенях частотной и соответственно эволюционной лестницы.
Часто возникает вопрос о значении слова «план Бытия», который обычно ставится таким образом: является ли план местом, включающим измерения, или просто положением или состоянием? Нет, ни местом, ни обычным измерением пространства. Его можно
рассматривать как состояние или положение, но не в шкале положения измеряемых предметов. В этом заключается некоторый парадокс.
Но давайте исследуем понятие измерение. Обычные измерения пространства — долгота, широта, высота, или длина, ширина, высота, плотность или окружность (округлость и толщина). Но существует другое измерение — и это измерение называется «Четвертым измерением», мерилом, используемым при определении уровней или планов. Это Четвертое измерение, как вы уже догадались, можно назвать измерением Вибраций, ибо все вибрирует, вибрирует не только с различной скоростью движения, но и в различных направлениях и различным способом.
Степени скорости или частоты вибрации определяют уровни измерения по шкале вибраций — иными словами, уровни Четвертого измерения. А эти уровни формируют то, что оккультисты называют планами. Так что, хотя план и не место, и даже не состояние или положение, все же он обладает качествами, присущими и тому и другому.
Итак, планы Бытия — различные уровни частотной организации. Наиболее доступным для восприятия и изучения нам представляется самый плотный и грубый план бытия: Физический план или мир плотный по состоянию материи. И хотя он кажется наиболее реальным, т.к. его можно пощупать, следует иметь в виду, что это всего лишь слепок, отражение события, проекция, матрица которой находится в значительно более высоких слоях. И максимальная «реалистичность» физического плана определяется только фиксацией воспринимающего сознания на частоте вибраций, соответствующей грубой материи.
«Истинное Я» человека, проецируясь вниз по частотной шкале, окружается оболочками жизни из материи определенной частоты, формируя так называемые «тела» или оболочки, хотя точнее их назвать энергоинформационными структурами, которые взаимно проникают и пронизывают друг друга, не разделяясь между собой.
Соответственно частотным планам Мироздания таких тел у человека тоже семь, названных соответственно названиям планов. Тела не разделены между собой пространственно, и так как они взаимопроникающи, то вибрации, возникающие на духовных планах, сразу же оказывают влияние на все тела сразу и на каждое в отдельности, проявляясь через соответствующие вибрации. Итогом может быть или непосредственный переход вибраций на физический организм сразу (например, болезнь, причина которой лежит на кармическом уровне), или опосредованное проявление через чувства, желания, мысли, действия.
Итак, человек — это макрокосм в миниатюре, состоящий из семи различных полевых структур — тел. Все эти тела взаимопроникают друг в друга наподобие матрешек, и атмическое тело — наиболее тонкая часть, которая имеет поистине Божественную природу».

(Макрокосм и Микрокосм. Планы Бытия и тела человека.
Школа Духовной Трансформации «АЛЕФ».)

«Глава 3. Планы бытия. Одна из основных мыслей философии йогов, которую обыкновенный разум Запада лишь с трудом постигает и усваивает, касается «планов» Бытия. Эти затруднения особенно выступают при стараниях западных учеников постичь учение йогов о «той стороне». Средний западный учитель религии настаивает на понятии о «небе» как о месте, существующем где-то в пространстве, содержащем дивные строения из драгоценных камней и улицы, мощеные золотом. Даже те, которые уже отказались от столь детских воззрений, не могут привыкнуть к мысли, что их небо представляет из себя состояние, а не место. Западный разум с трудом воспринимает отвлеченное понятие и естественно переходит к прежнему понятию о небе в пространстве.
Восточный разум, наоборот, легко воспринимает мысль о нескольких «планах»» существования. Веками привитое понятие для них столь же просто и ясно, как понятие о месте. Мы встречали ученых Запада, которые с улыбкой сознавали, что для них понятие о «плане» тождественно с понятием о плоской поверхности или о слое каких-нибудь материальных веществ. Но подобное понятие весьма далеко от истины. План — это состояние, а отнюдь не место, и ученик должен привыкнуть, исключать мысль о месте из понятия о плане.
План есть условие или состояние деятельности в вечной энергии Духа, в которой живет и движется Космос. В любой точке пространства могут быть многочисленные планы действий. Пользуясь примером мира существенного, возьмем вибрацию звука: воздух может быть насыщен многими звуками музыкальной гаммы. Каждый звук получается лишь от вибрации некоторой степени в воздухе. Все звуки занимают одинаковое положение в пространстве и все же не сталкиваются. Существует физическая аксиома, что два каких-либо вещественных тела не могут занимать то же место в одно и то же время. Но тысячи этих вибрирующих звуков могут занять то же пространство в одно и то же время. Это доступно каждому слушателю оркестрального исполнения музыкального творения. Многочисленные инструменты играют в одно и то же время, воздух насыщен бессчетными вибрациями, и все же, при желании, можно отличить всякий отдельный инструмент и даже отдельные тона. Ни один звук не пропадает, хотя вся масса звуков передается нам лишь через маленькое пространство нашей барабанной перепонки. Это довольно грубый пример, но он может способствовать формированию правильных понятий.
Другой пример, на сей раз высшего рода, может дать вибрация света. Как известно, свет является следствием вибрации эфирных волн при их контакте с физическим веществом. Каждый цвет занимает свое место в вибрационной гамме. Каждый доходящий до нас луч солнца состоит из многочисленных цветов — цветов спектра, которые можно отделить при помощи известных призматических инструментов. Все эти цвета можно найти в любом месте, куда достигает солнечный луч. Они там собраны вместе, но могут быть отделены и отличены один от другого. Кроме того, за царством света, доступного человеческому глазу, существует много цветов, которых мы не можем видеть из-за их слишком высокой или слишком низкой для нас вибрации. Эти невидимые цвета мы можем обнаружить лишь при помощи инструментов. Может быть, эта различная оценка вибраций цветов поможет вам понять внепространственность планов существования.
Еще другой пример может дать электричество, служащее новым доказательством различных степеней и условий энергии, занимающих то же пространство в одно и то же время. На усовершенствованных телеграфных приборах мы видим», что многие сообщения передаются в разные направления по одной и той же проволоке, причем ни одно с другим не смешивается. Так же воздух может быть насыщен тысячами беспроволочных телеграфных посланий, не сталкивающихся одно с другим. Различные вибрации проникают друг через друга, не замечая и не чувствуя присутствия остальных. Постижимо даже существование дюжины миров, занимающих одно и то же пространство, при условии, что тональность каждого из них основана на совершенно иной вибрационной вещественней гамме, причем один мир ничуть не мешал бы другому, и живые существа на каждом даже не подозревали бы о существовании таковых в остальных мирах. Научные писатели занимались сочинением причудливых рассказов о серии таких миров и, сами того не зная, правильно изображали метафизическую истину.
Но, — могут нам возразить, — разве философия йогов учит, что эти планы бытия представляют из себя лишь различные образы вещественных вибраций? Вовсе нет. Учение показывает, что каждый план представляет различную степень вибрационной энергии, но не вещества. Вещество, даже наилучшее, представляет из себя лишь очень низкий образ вибрационной энергии. Существует много видов веществ наивысшего качества, о которых заурядный ученый не имеет представления. А за планом веществ возвышается план сверхвещественной энергии, что даже не снится мудрецам физической науки. И все же, примера ради, можно вообразить себе, что каждый такой план проявляется в той же точке пространства в одно и то же время. Итак, вы видите, что понятие о планах не имеет ничего общего с понятием о пространстве…
В этой книге мы не станем обсуждать общий вопрос о бесчисленных планах существования, проявляющихся во вселенной. Цель нашей книги — описать планы астрального мира. Мы увидим, что существует много планов и сверхпланов бытия на великом астральном плане жизни — более известном под названием «астральный мир», в отличие от физического мира, находящегося под ним в вибрационной гамме. Каждый план и подплан (субплан) имеет свои особые свойства и феномены, и все же они все обладают одинаковыми общими законами, правилами и достоинствами.
Перед переходом к обсуждению астрального плана хотелось бы еще раз утвердить в вашем уме правильное понятие о плане. Говоря о «повышении» с низшего плана на высший или о «спуске» с высшего плана на более низкий мы не подразумеваем подъем или спуск по ступеням или по слоям. Даже общепринятый символизм о восхождении из глуби на поверхность океана в данном случае неправилен. Наилучшим примером перехода с плана на план может послужить увеличение или уменьшение вибраций, проявляющихся в звуковых, световых и электрических волнах. При натягивании струны скрипки можно повысить степень вибрации и тона. Так же, при нагревании железного бруска цвет его постепенно изменяется из бледно-красного в нежно-фиолетовый или белый. В отношении электричества можно, по желанию, увеличить или уменьшить ток. Еще более вещественным примером может служить твердейший минерал, который может быть превращен в невидимый пар при помощи нагревания. Все эти проявления так же действительны на высших «планах», как и на низших. При желании, можно представить себе переход с высшего плана на низший или с низшего на более высокий, как изменения в вибрационной энергии, составляющей все. Это самое подходящее сравнение. Нет слов для выражения высших феноменов. Все объяснения в пределах низших планов грубы, несовершенны и неудовлетворительны. Но даже эти грубые примеры могут помочь разуму постичь значение предметов, превышающих способности понимания заурядного разума и не подлежащих выражению обычными словами». 

(Йог Рамачарака. Жизнь за пределами жизни и смерти. М. Энеаграмма. 2004г.)

 

2.2. МНОГОПЛАНОВОСТЬ МИРА, БЫТИЯ И ЧЕЛОВЕКА

«Квантовая теория — научный шедевр, но физики до сих пор не уверены, как ее можно использовать. Столетие — это оказывается не так много. Ровно сто лет назад в Брюсселе (Бельгия) состоялась первая всемирная конференция физиков. Главный вопрос, стоявший перед физиками на ней, может быть сформулирован следующим образом: что делать с этой странной новой квантовой теорией, и будет ли возможно когда-нибудь согласовать ее с нашим повседневным опытом, включив ее в единственное последовательное описание мира. Этот вопрос стоит перед физиками и сегодня. Квантовые частицы, вроде атомов, молекул имеют странную способность находиться в двух местах сразу, вращаться по часовой стрелке и против часовой стрелки одновременно, или мгновенно влиять друг на друга, когда их разделяет половина вселенной. Любая вещь состоит из этих атомов и молекул, но ей недоступно то, что доступно квантовым частицам. «Почему? В каком месте квантовая механика прекращает свое действие?» — спрашивает Харви Браун, доктор философии Оксфордовского Университета.
Ответ на этот вопрос должен все-таки появиться, но каждый, кто ищет ответ на него, ищет в нем свои резоны. Эти поиски, например, породили совершенно новую область науки — квантовую информатику, привлекшую к себе пристальное внимание высокотехнологичной промышленности и правительств. Ответ на этот вопрос дает нам новый взгляд на проблему построения окончательной физической теории и ответ на этот вопрос мог бы даже помочь понять, как возникла наша Вселенная. В свое время эти поиски стимулировал один квантовый циник — Альберт Эйнштейн, создавший «мягкую подушку, убаюкавшую физиков». К сожалению, в квантовой теории, которую он так и не принял, Эйнштейн оказался бессилен. Ни один эксперимент не подтвердил его предсказаний. Но сейчас мы полностью уверены, что квантовая теория хорошо описывает Вселенную на микроскопическом уровне. Но вопрос, все-таки, остается, а что это все означает.
Физики пробуют ответить на этот вопрос, привлекая «интерпретации», философские предположения, полностью согласующиеся с экспериментом. Но и тут возникает вопрос, а какая из них справедлива. «Существует целый зоопарк интерпретаций» — говорит Влатко Ведрал, делящий свое время между Оксфордским Университетом и Центром Квантовых Технологий (Сингапур). «Нет ни одной теории в науке, которая имела бы столько способов интерпретации эксперимента. Как так? И будет ли когда-нибудь сделан выбор между интерпретациями?».
Возьмем, например, Копенгагенскую интерпретацию, введенную датским физиком Нильсом Бором. Согласно этой интерпретации, говорить о месте нахождения электрона внутри атома бессмысленно, пока не проведены измерения. Только когда мы провзаимодействуем с электроном, наблюдая его с помощью «классического прибора», мы будем знать все его характеристики и тем самым сделаем его частью реальности.
Существует и «многомировая интерпретация», в которой квантовая неопределенность объясняется существованием частицы в бесчисленных параллельных Вселенных. Или можно было бы предпочесть интерпретацию де Бройля — Бома, в которой квантовая теория полагается неполной. Согласно которой у нас отсутствует информация о некоторых скрытых свойствах частиц, зная которые мы полностью избавились бы от неопределенности.
Существует много интерпретаций по типу интерпретации Жирарди — Римини — Вебера, в которых существуют частицы, путешествующие назад во времени. Эти интерпретации были вызваны к жизни гравитационной моделью краха Вселенной Роджера Пенроуза. Словом, за прошедшие 100 лет квантовый зоопарк стал переполненным и шумным местом. Но из всего этого толкания и суматохи есть только несколько интерпретаций, которые имеют значение для большинства физиков.
Самая популярная из всех — Копенгагенская интерпретация Бора. Ее популярность связана, в основном, с тем, что физики не хотят обременять себя философией. Вопросы вроде «а что представляет собой процесс измерения и почему он может вызывать изменения в ткани реальности» могут просто игнорироваться в пользу простого получения нужного ответа из квантовой теории. Поэтому становится понятным такая популярность Копенгагенской интерпретации, которую иногда называют интерпретация «молчи и вычисляй». «Учитывая, что большинство физиков только хотят произвести вычисления и затем применить полученные результаты, они устраняются от этих проблем» — говорит Ведрал.
Однако этот подход имеет и отрицательные черты. Во-первых, в рамках этой интерпретации вы ничего не можете говорить о фундаментальной природе реальности. Этот вопрос потребует поиска ситуаций, в которых квантовая теория терпит неудачу, а где она преуспевает (New Scientist 26 June 2010 p.34). «Если когда-нибудь появится новая теория, я не думаю, что это произойдет в рамках физики твердого тела, в той области, где работает большинство физиков» — говорит Ведрал. Во-вторых, работа в рамках одной интерпретации так же означает, что вряд ли появятся новые применения квантовой теории. Множество взглядов, с точки зрения которых мы можем постигать квантовую механику, может быть катализатором для появления новых идей. «Если вы решаете какую-то проблему, то должны быть в состоянии мыслить и в рамках различных интерпретаций» — говорит Ведрал.
Как нигде, это утверждение становится очевидным в области квантовой информации. «Эта область знаний даже и не возникла, если бы люди не размышляли об основах квантовой физики» — говорит Антон Зейлингер, Венский Университет (Австрия). В основе этой области знаний лежит явление запутанности, когда информация о свойствах ряда квантовых частиц становится разделенной между всеми ними. Результат состоит в том, что Эйнштейн замечательно назвал «похожим на привидение воздействием на расстоянии», а именно, измерение свойств одной частицы мгновенно затронет других, запутанных с ней, партнеров, независимо от того, насколько далеко друг от друга они находятся.
Сначала, определенная уравнениями квантовой физики, запутанность казалась такой сверхъестественной идеей, что ирландский физик Джон Белл сформулировал мысленный эксперимент, пытаясь показать, что ничего подобного в реальном мире существовать не может. Со временем стало возможным провести этот эксперимент, и он показал, что Белл был неправ. Этот эксперимент много сказал физикам о тонкостях квантового измерения. Этот эксперимент также заложил основы квантовой вычислительной техники, когда единственное измерение могло бы дать ответ на тысячи, а возможно и миллионы вычислений, сделанных параллельно другими квантовыми частицами. Этот эксперимент также заложил основы квантовой криптографии, которая защищает информацию, используя саму природу квантового измерения. Понятно, что обе эти технологии привлекли к себе внимание правительств и промышленности, желающими обладать самыми современными технологиями и не допустить их попадания в неправильные руки.
Однако физиков больше интересует, что эти явления говорят нам о природе реальности. Результаты квантовых информационных экспериментов говорят нам о том, что информация содержится в квантовой неопределенности, в самом корне реальности. Сторонники Копенгагенской интерпретации, представителем которых является Зейлингер, видят квантовые системы, как носители информации и измерения, произведенные классическими приборами, есть не что иное, как способ регистрации изменения в информационном содержании системы. «Измерение обновляет информацию» — говорит Зейлингер. Восприятие информации, как фундаментальной компоненты реальности, побудил некоторых исследователей предположить, что сама Вселенная является огромным квантовым компьютером.
Однако на фоне всех успехов, достигнутых в рамках Копенгагенской интерпретации, есть большое количество физиков, которые хотели бы увидеть и другую сторону этих явлений. В значительной степени такое стремление возникает постольку, поскольку точка зрения Копенгагенской интерпретации походит на искусственное разделение между микроскопическими квантовыми системами и классическим аппаратом, или наблюдателями, которые выполняют эти измерения.
Ведрал, например, исследовал роль квантовой механики в различных биологических процессах, в истоках которых лежит понятие кванта. Таких, как фотосинтез и биологические системы, реагирующие на радиацию (New Scientist 27 November 2010 p. 42). «Мы обнаруживаем, что все больше систем может быть описано квантовомеханическими методами. И я не думаю, что существует четкая граница между квантовым и классическим подходами» — говорит он. Обращение к системам, имеющим размеры в масштабах Вселенной, также предоставило критикам Копенгагенской интерпретации дополнительные аргументы. Если процесс измерения фундаментален для формирования реальности, которую мы наблюдаем, тогда что выполнило измерения, которые привели содержание Вселенной к бытию? «Что бы все это имело смысл, мы должны были бы иметь наблюдателя, находящегося вне системы, но вне Вселенной ничего нет, по определению» — говорит Браун. Именно поэтому, говорит он, космологи более склонны к интерпретации, созданной в конце пятидесятых годов физиком Хью Эвереттом (Princeton University). Его многомировая интерпретация квантовой механики говорит, что реальность совершенно не обязана быть привязанной к процессу измерения. Эта интерпретация утверждает, что все вероятные конфигурации квантовой системы реализуются каждая в своей собственной Вселенной. Дэвид Дойч, Оксфордский Университет, физик и создатель проекта первого квантового компьютера, говорит, что теперь он может мыслить об операциях компьютера только в терминах этих множественных вселенных. Для него имеет смысл только эта интерпретация.
Однако и интерпретация Эверетта подвергается критике. Тим Модлин (Rutgers University in New Jersey) приветствует попытку Эверетта лишить процесс измерения статуса процесса, определяющего реальность. Но в то же самое время он не убежден, что многомировая концепция удовлетворительно отвечает на вопрос, почему некоторые квантовые состояния более вероятны, чем другие. Если квантовая теория говорит, что некий результат измерений в 10 раз более вероятен, чем другие результаты, многократно проведенные измерения неизбежно подтверждают это утверждение. Согласно Модлину, множество миров показывают, что все возможные результаты измерений в итоге будут наблюдаться, но эта концепция не объясняет, почему наблюдатель чаще всего видит именно наиболее вероятный результат. Он утверждает, что именно этот момент является довольно сложной проблемой, связанной с этой интерпретацией.
Дойч утверждает, что эта проблема была разрешена примерно в прошлом году. «Путь, по которому шел Эверетт, говоря о вероятностях, был далеко как не совершенным, но за эти годы теоретики несколько пересмотрели многомировую интерпретацию и продвинулись гораздо дальше. Эта проблема решена» — говорит он. (Ответ на это возражение Дэвида Дойча, да и на другие вопросы, затронутые в этой статье, был дан в 2000г. российским ученым, физиком и математиком М.Б.Менским, предложившим новую Расширенную интерпретацию Эверетта, — прим. переводчика). Нужно признать, что это возражение Дойча является весьма убедительным и ответить на него довольно сложно. Очевидное обобщение многомировой картины мира, это понимание того, что существуют многократные копии Вас и что Элвис еще выступает в Лас-Вегасе в какой-то другой Вселенной. Найдется очень мало людей, которые могут принять и поверить в эту идею. Браун рассчитывает, что единственным выходом из этой проблемы будет привыкание к ней. «Существует широкое неприятие и нежелание поверить в большое разнообразие непосредственно Вас и других людей» — говорит он — «Но это вопрос только привыкания». Дойч рассчитывает, что это случится, когда технологии начнут использовать и более странные стороны квантовой картины. Как только заработают квантовые компьютеры, выполняющие одни и те же вычисления находясь в разных государствах, мы начнем воспринимать эти миры, как физическую реальность. «Будет очень трудно утверждать, что это просто такая манера общения» — говорит Дойч.
Он и Браун утверждают, что многомировая интерпретация уже получает поддержку среди космологов. Аргументы в ее пользу начинают поступать из теории струн, космологии, наблюдательной астрономии. Эти факты вынудили некоторых космологов утверждать, что мы живем в одной из многих Вселенных. В прошлом году Энтони Агюрр, (Калифорнийский Университет, Санта Круз), Макс Тегмарк (Массачусетский Технологический Институт), и Дэвид Лэйзера (Гарвардский Университет), выдвинули модель, которая связывает воедино космологию и многомировую концепцию Эверетта (New Scientist 28 August 2010 p.6).
Но многомировая интерпретация является не единственной квантовомеханической интерпретацией, привлекающей внимание космологов. Ведрал утверждает, что любая из квантовомеханических интерпретаций может привести к весьма неожиданным результатам, если речь пойдет о состоянии ранней Вселенной. «Мы застряли в ситуации, когда мы просто не сможем экспериментально сделать выбор между Эвереттом и де Бройлем – Бомом», признает Браун. Но при этом он добавляет, что это не есть причина для пессимизма. «Я думаю, что эти интерпретации были существенным прогрессом. Множество людей утверждает, что вследствие нехватки эксперимента, мы не сможем выбрать какую-либо интерпретацию, но определенно можно говорить, что некоторые интерпретации все-таки намного ближе к действительности».
Пока Браун, Дойч и Зейлингер отказываются оставить их любимые квантовомеханические интерпретации. Зейлингер счастлив, что квантовая теория не дает никаких оснований, для объявления ее неправильной. Ведрал полностью соглашается с этим утверждением. Хоть он и относит себя к «клубу многих миров», он говорит, что выбор интерпретации, которой вы хотите придерживаться, на самом деле, является делом вкуса. «В большинстве случаев Вы никогда не сможете экспериментально различить интерпретации, а посему должны только следовать за своими инстинктами».
Мысль о том, что физики блуждают вокруг квантового зоопарка, выбирая из него любимую игрушку, кажется не вполне научной, но пока это не принесло науке никакого вреда. Квантовая теория преобразовала мир, дав ему, например, транзистор и лазер, а на самом деле не только их. Наличие большого количества различных интерпретаций стимулирует генерацию новых физических идей и заставляет по-разному смотреть на эксперимент. Будущее покажет, какие представления о квантовой природе приведут нас к новой области в физике. «И это было бы действительно захватывающе» — говорит Ведрал». 

(Майкл Брукс (научный консультант ж. «New Scientist»).
Квантовая действительность: многоплановость жизни. 31.01.2011г.)

* * *