Статья 3.2.6. «Вертикальная» многомерность человека.

продолжение

4. ТАНТРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ «ВЕРТИКАЛЬНОЙ» МНОГОМЕРНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Таким образом, поскольку иерархия является важнейшим организационным принципом любой сложной системы, то под «вертикальной» многомерностью можно подразумевать иерархический, многоуровневый принцип структурной организации, или, другими словами, иерархичность. Поскольку сегодня уже признается семь Уровней в Мироздании и семь уровней в человеке, то семеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая выражает принцип совершенства, полноты и завершенности, может быть не только примером иерархичности или «вертикальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.

В Тантрической Традиции идея «иерархичности» и идея «семеричности», как примеры «вертикальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Чакра-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция чакр человека), Таттва-Видья (малоизвестная тантрическая концепция принципов человека) и Пинда-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция тел человека), исследование которых, бесспорно, может стать «ключом» ко многим тайнам Мироздания и Человека. Несомненно, в Тантрической Традиции присутствуют еще концепции, в которых отражена идея «вертикальной» многомерности, о некоторых из них будет рассказано в будущих публикациях сайта, но это уже предмет будущих исследований такого раздела Российской Тантрологии, как Концептология (Тантры).

 

4.1. ЧАКРА — ВИДЬЯ

Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) дает следующие значения для слова «чакра»: «колесо», «круг солнца», «круговорот года»; «метательный диск» (любимое оружие Вишну-Кришны), «круг». Согласно Википедии, ««Чакра» — многозначный термин, большинство значений которого связано с санскритским словом «cakram». Слово «чакра» имеет следующие значения. В индийской ведийской мифологии и ритуале «чакра» — колесо, являющееся в разных обрядах символом солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы этот символ связан со временем и годом. В послеведийскую эпоху «чакра» — огненный диск, оружие и постоянный атрибут индуистского бога Вишну; особый вид метательного оружия. Помимо этого, в Буддизме «чакра» — символ учения Будды, так называемое «Колесо Закона», именуемое также Дхармачакра, или Дхаммачакка (пали). В индийской психофизиологии слово «чакра» обозначает так называемые «центры психической энергии в духовном теле человека».

Буквальное значение санскритского слова «чакра» — «колесо». Это слово , как и его эквиваленты на других языках, часто используется в переносном, отвлеченном или символическом смысле: например, «колесо судьбы», «колесо жизни и смерти», «колесо Закона». Также слово «чакра» может иметь и такие значения, как «вращающееся колесо», «вихрь», «водоворот». Существуют и другие значения слова «чакра», например (см. Санскрит. Значения слов. Сайт «wedabase.net»):
— cycle – цикл, круг, круговорот, круговой процесс, такт
— circle – круг, окружность, сфера, область, круговорот, цикл
— whirlpool — водоворот
— encirclement – окружение, окружность
— sphere – сфера, круг
— disc – диск, круг
— the circle of influence круг воздействия, влияния
— orbit — орбита
— wheel – колесо, кружение, круг, оборот
— the wheel (the cycle of birth and death in this material world) — колесо рождения и смерти в этом материальном мире
— the whole circle – полный оборот
— disc weapon — метательное оружие

В данном случае речь идет о Тантрической концепции чакр человека (Чакра-Видья»), о которой будет подготовлена отдельная статья (см. Рубрика 3. Разделы Тантрологии. п.3.3. Концептология (Тантры).), где, в частности, будут приведены значения и толкования термина и понятия «чакра» по отношению к чакрам человека. А сейчас лишь несколько цитат для ознакомления с темой.

«Большинство людей думает, что знания о чакрах пришли к нам из Индии. Ведь, как правило, для обозначения чакр используют их названия на санскрите: 1 — муладхара, 2 — свадистан, 3 — набхи, 4 — анахата, 5 — вишудхи, 6 — агия и 7 — сахасрара. Однако на самом деле в древности чакры были хорошо известны в большинстве развитых культур мира: Египте, Мексике, Греции, Китае… Например, в Египте чакры назывались так: 1 — сефехт, 2 — тех, 3 — аб, 4 — хепер, 5 — секхем, 6 — мер, 7 — их. А в культуре древних славян чакры назывались так: 1 — зарод, 2 — живот, 3 — яро, 4 — сердце, 5 — горло, 6 — чело, 7 – родник». 

(Энергетика в природе и сущности человека. Часть 3. 08.12.11г. Сайт «Бэкмология».)

«О чакрах написано много, первоисточники в основном на Санскрите или на индийских диалектах. Первые переводы представили Е.П.Блаватская, Ч.Ледбитер. Чакра в переводе с Санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В Йоге чакры представляются, как вихри психической (космической, жизненной) энергии — праны или ци (в китайской системе). В представлениях Тантры, Йоги чакры — энергетические узлы, в виде вращающейся конусообразной энергетической воронки, которые выходят в обе стороны и располагаются вдоль позвоночника, а также вверх и вниз. Наиболее распространена схема в виде системы из семи чакр, хотя Тантра описывает ещё несколько дополнительных чакр». 

(Диагностика чакр. Ж. «Эзотерра». 2008г.)

«Чакры — региональные управляющие центры. Разум чакр осознает особую роль области сознания в регулировании своей жизнедеятельности. С целью оптимизации условий своего существования Разум чакр, используя транспортно-информационные каналы, создает обратный поток Разума от чакр в центры авторегулирования жизненных функций организма. В этих центрах возникает количественный перевес Разума данной чакры, и идеология Разума центра смещается в сторону удовлетворения потребностей жизнедеятельности соответствующего органа, управляемого чакрой. Разум центра авторегулирования формирует в области сознания Разум, являющийся носителем идеологии соответствующей чакры, который воздействует на ДНКрч и формирует реакцию РЧ, реализующую идеологию чакры. Идеология чакр имеет приоритетом оптимизацию жизнедеятельности конкретных органов тела человека. Идеологию чакр можно назвать идеологией организма». 

(Лемякин Б.А. Высшие знания. Волгоград. 1998г.)

«Глава 3. Энергия, тело и Я с точки зрения Йоги. Чакры. Чакры — это, наверное, наиболее известные на Западе элементы теории тонкого тела, так как много авторов, интересующихся Йогой, тибетским Буддизмом, Теософией и парапсихологическими исследованиями, предоставили разнообразные описания чакр и комментарии к ним. Хотя семь стадий самадхи упоминаются уже в классических йогических сутрах, развитие концепции чакр, вероятно, началось только с возникновением тантрических практик. Некоторые из интерпретаторов восточной литературы проводят аналогию между прохождением Кундалини через шесть основных чакр и слиянием ее с седьмой и семью стадиями самадхи, а также описывают состояния, следующие за достижением каждой стадии. Другие же не уделяют чакрам особого внимания и считают, что основные методики и дисциплины Йоги могут трансформировать энергию чакр, так что когда Кундалини пробуждается, они не играют большой роли в процессе, а просто способствуют духовному открытию». 

(Бонни Гринвелл. Энергии трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. 1996г.)

«Урок 19. Тема 1. Чакры (Часть 1). Символы чакр. Чакры были известны просветленным и психически одаренным людям во всех частях света и на протяжении всей истории. Они не являются исключительным достоянием какой то одной системы, поскольку составляют фундаментальную характеристику человеческого существа. Восприимчивые люди в так называемых первобытных племенах и сообществах знали чакры на собственном опыте. Они настраивались на чакры, когда достигали гармонии с более тонкими аспектами своего пранического тела. Им не было нужды описывать или символизировать чакры, ибо система уже существовала в их собственном существе.
С началом развития более сложных сообществ одновременно возникали упорядоченные системы для раскрытия потенциала ума и повышения уровня сознания. Чакры символически изображали в соответствии с общепринятыми правилами языка, искусства и традиции. Их изображали по разному, хотя всегда имея в виду один и тот же аспект человеческого существа. Из за этого разнообразия символов многие люди считают чакры просто выдуманным понятием и плодом воображения. Но при этом совершенно упускают из виду, что опыт чакр невозможно передать конкретными словами или схемами. Слова и символы лишь указывают на существование чакр. Вы должны переживать этот опыт сами; вы сами должны пробуждать потенциал своего ума. Никто не может пережить это за вас. Вам могут рассказывать о чакрах, но любое описание будет полностью неадекватным.
Символика чакр в Тантре и Йоге. Использование чакр в качестве средства достижения духовного пробуждения широко признается большинством индийских религиозных направлений и школ расширения сознания. Оно особенно распространено в Тантре, Йоге и Буддизме.
Для символического изображения чакр могут использоваться различные методы. Мы не собираемся описывать все эти системы, поскольку для этого потребовалось бы очень много времени и места. Кроме того, у вас бы, скорее всего, случился умственный ступор от обилия фактов и цифр, которые, как правило, больше запутывают, чем проясняют дело». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«1. История вопроса вкратце. В ходе становления себя как сознательного существа человек изучал и учился использовать окружающие его силы. Причем параллельно с изучением внешнего мира, внешней среды, изначально велось также изучение внутреннего мира, внутренней среды, — в частности, изучение так называемой «схемы тела», то есть собственного тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого «тонким телом» (в отличие от «грубого», физического тела, доступного пяти обращенным вовне органам чувств).
Результаты глубоких интроспективных исследований «схемы тела», изустно передававшиеся от учителя к ученику, были наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского Тантризма. Результаты эти сводились вкратце к следующему.
В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд «центров» или Чакр — средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что Кундалини творит и поддерживает как мир, так и тело, и что она освобождает йогинов и связывает невежд. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу.
Однако возвестившие нам о системе «центров» тантрические тексты отражают лишь конечный ИТОГ многовековых интроспективных исследований «схемы тела», а именно, — конкретную методику «освобождения от мира феноменов». Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини; многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий более практического значения для дела Освобождения. Йогам более нет нужды исследовать Чакры: они пользуются ими, подобно тому как мы пользуемся различными бытовыми приборами, зачастую не имея ни малейшего представления об их устройстве — нам достаточно знать, для чего они предназначены и как действуют.
Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках Теософской Традиции, которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о человеке, накопленных к концу XIX в. европейской наукой и оккультизмом. Не имея возможности полноценно воспользоваться методиками подъема Кундалини, тезисно изложенными в тантрических текстах, теософы, как истинные европейцы, задались вопросом: что такое Чакры? Они занялись именно исследованием Чакр.
Теософы сделали в этом направлении три важные открытия. Во-первых, они обнаружили, что Чакры активны не только в процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте. Во-вторых, они обнаружили, что в повседневном опыте Чакры переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют тантрические тексты. В-третьих, они обнаружили связь между функцией Чакр и психофизиологическим тонусом организма (так называемой «энергетикой»), определив их как «центры поглощения космической эфирной энергии».
Тем самым теософы значительно расширили наши представления о Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского теоретического мышления несет на себе печать своего времени и с точки зрения современного развития научных знаний о человеке совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям внутреннего опыта статус «экстрасенсорных откровений», экспериментальное подтверждение которых принципиально возможно лишь в случае предварительного принятия их на веру, Теософская Традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном направлении.
Основным «родимым пятном», доставшимся исследователям в наследство от Теософской Традиции, служит повсеместно распространенное вульгарное представление о Чакрах как о неких пространственно локализованных образованиях («центрах»), в той или иной форме объективно присутствующих в человеческом теле — «грубом» или «тонком».
Авторитетом Теософской Традиции обусловлена и своеобразная «методологическая летаргия», в результате которой большинство исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций отдельных центров, то есть элементов системы Чакр, попросту постулируют существо этой системы как нечто само собой разумеющееся (например, «Чакры — это органы эфирного тела», или «Чакры — это энергетические центры»), — по всей видимости, совершенно не отдавая себе отчета в том, что занимаются анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией, анализом «того, не знаю чего»…». 

(В.Данченко. (№20). Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела. / Авт. редакция. 20.09.98г.)

«Лекция № 20. Чакры и центры высшего сознания. 1. Человек и Космос. Подобно тому, как Космосу для проявления всей своей сложной жизни при осуществлении многообразных задач эволюции необходимы многочисленные органы, энергии и центры, точно также и человеческий организм для успешного включения в ритм эволюции всеобщей жизни нуждается в необходимых для этого органах и центрах, чтобы с их помощью принимать из Космоса необходимые энергии и, в соответствии со своей жизненной задачей, излучать в пространство свойственные ему энергии. Человек является накопителем и преобразователем космических энергий. В силу этого жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью Космоса. Имеющаяся на каждой планете жизнь находится в прямой зависимости от уровня космического развития и сознания её жителей.
Уже античные мудрецы называли человека микрокосмосом, или малой Вселенной, а Макрокосмос называли «Адамом Кадмоном», т.е. большим человеком. Основополагающей является идея, что во Вселенной все содержится во всем. Этот основной закон особенно четко осуществлен в человеке, так как Дух и Материя соединились в нем в единое целое. Весь Макрокосмос отражается в «человеке – микрокосмосе» в соответствии с основным законом: как наверху, так и внизу.
«Центры Космоса равны центрам человека. Человек несет в себе все проявления Космоса. Значительны те явления функций Космоса в человеке. Когда он отражает в себе все космические функции, он измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе» (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ. I. §200).
2. Значение чакр, или центров высшего сознания. Чакры, или центры высшего сознания, не были известны Западной Психологии и Теологии до тех пор, пока Запад, благодаря Йоге, не познакомился с более глубокой и основательной психологией Востока. Это происходило и происходит, прежде всего, благодаря контактам западных ученых, которые во время своих путешествий по Востоку могли убедиться в выдающихся психических способностях отдельных йогов, а также благодаря распространению на Западе Агни-Йоги. В силу этого проблема центров высшего сознания начинает постепенно привлекать внимание западных психологов. Оккультная наука Запада была также очень мало знакома с этим вопросом.
Информация о чакрах была до сих пор столь скудной, и остается таковой сегодня в силу того, что духовно малоразвитое человечество все равно не знает, как использовать эти сведения. Оно, в лучшем случае, попыталось бы достичь активизации чакр недозволенными приемами, с помощью наркотиков или механическим путем посредством концентрации дыхания на определенных центрах, или другими средствами, чтобы благодаря этому приобрести такие высшие психические способности, как ясновидение, яснослышание и т.п. Что такими приемами наносится огромный вред, должно быть ясно даже непосвященному в эти вопросы человеку. Попытки некоторых людей искусственными средствами привести чакры в действие и состояние напряжения привели уже к тяжелейшим психическим и физическим расстройствам. Поэтому к раскрытию и развитию центров нужно подходить с величайшей серьезностью и осторожностью и обязательно воспользоваться советом опытного Гуру или Учителя, однако, лучше всего дождаться естественного развития чакр, которое автоматически совершается при возрастающем самосовершенствовании.
Йогической науке известны сорок девять чакр, или центров высшего сознания, из которых до сих пор описаны только семь основных центров. В Агни-Йоге впервые упомянуто около 20 чакр, а также другие второстепенные центры. На Востоке центры известны под различными наименованиями. Однажды приведенные в действие, чакры совершают вращательное движение и потому их называют ещё «огненными колесами».
Чакры имеют, кроме того, сходство с лотосом , вследствие чего их, согласно индийской философии, называют ещё « лепестками лотоса». Это очень меткое название является символом истинного значения и сущности центров. И как цветки лотоса пробиваются из вязкого грунта через менее плотную материю — воду, чтобы в полном великолепии расцвести навстречу Свету, так и духовные центры устремляются через физическое и эфирное тело навстречу Миру Огненному. Истинные ясновидящие способны видеть и воспринимать их как распустившиеся цветки лотоса с определенным числом лепестков с углублением посередине. Находясь в движении, они кажутся вращающимися огненными колесами.
Каждый раскрытый центр имеет определенную окраску. Эта окраска зависит от исполняемой в человеческом организме функции. Раскрытые центры высвечиваются всеми цветами радуги и, так как их вращение создает великолепную игру красок, их называют ещё «малыми солнцами».
Задача открытых центров состоит в том, чтобы воспринимать из космического пространства высокие вибрации и тончайшие энергии, что возможно также в астральном состоянии и вне физического тела. Космические вибрации и тончайшие энергии передаются готовым к восприятию физическим органам. Через раскрытие центров развиваются, прежде всего, чувствознание и утонченность. «…центры утверждаются как носители энергий, нужных для сношений с дальними мирами…» (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ. I. §305).
3. Семь основных чакр. Семь основных чакр, о которых сообщает современная оккультная наука, по терминологии Санскрита следующие: 1. Сахасрара 2. Аджна 3. Вишудха 4. Анахата 5. Манипура 6. Свадхистана 7. Муладхара. Все лотосы находятся в эфирном теле, они имеют также соответствия в астральном и ментальном теле и обладают всеми необходимыми проводниками и каналами для передачи воспринятых ими впечатлений физическим органам. Таким образом, в совокупности они образуют замкнутую систему из тонкоматериальных нервных центров и каналов.
6. Значение открытия центров. Из того малого, что до сих пор было сказано о центрах, можно уже по достоинству оценить значение открытия центров. Каждый открытый центр — это большое сокровище и, притом, не только для самого человека, но и для всего человечества. Лишь с открытием центров начинается истинное бессмертие человека. Каждый открытый центр является великой творческой мощью, которая подключает человека к Космической Жизни и к Творческой Силе Космоса. Поэтому информация о центрах может лишь очень скупо и с величайшей осторожностью передаваться людям.
«…центры человека поняты весьма относительно. Самые названия их менялись на разных языках в течение тысячелетий. Одни могут называть «чашу» — Небесная Ось, но от этого не изменяется её назначение. Другие говорят о воздействии Матери Мира (энергия Кундалини называется индусами силою или шакти Матери Мира, но шакти, уже в существе своем, содержит великое значение всеначальной энергии). Кроме того, забывают о коллективном действии центров, которое всегда индивидуально… Относительность суждения особенно ярко выражается в суждении о тонких энергиях. Невозможно установить одно число лепестков лотосов. Кроме, того, каждый лепесток будет отличаться от другого. Не будем ограничивать многообразность строения мира. Самые неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но будем очень осторожны с обобщением…» (ПИСЬМА ЕЛЕНЫ РЕРИХ. Т. II. от 2.9.1937г.)». 

(Леобранд. Письма о Живой Этике. Введение в Агни Йогу. 2008г.)

 

4.2. ТАТТВА — ВИДЬЯ

Чтобы объяснить процесс космической и человеческой эволюции, Тантра «постулирует» 36 таттв. Т.е. процесс Творения в Тантрической Традиции описывается через 36 таттв. Как считается, это наиболее полный анализ Мироздания, по сравнению с другими системами религиозной, философской и научной мысли. Согласно Тантрической концепции таттв (Таттва-Видья), так называемая «Единая Реальность» проявляет себя в 36 таттвах проявленного (феноменального) Мира, и в каждом из этих проявлений сохраняются полнота и совершенство Высшего. В древнем тантрическом тексте «Шива-Свародайя», почитающемся как откровение Бога Шивы (см. Свами Шиваприянанда. Секреты тантрического дыхания. М. Старклайт. 2009г.), сказано:

«4. Вселенная произошла из Таттвы; она проявляется посредством таттв, в таттвах она исчезает, с помощью таттв познается природа Вселенной».

В Тантрической Традиции считается, что Микрокосм неотделим от Макрокосма. Поэтому закон космического Проявления и Растворения заложен и в каждом индивидууме. Поэтому, согласно Тантрической Традиции, человек состоит из 36 таттв (принципов). Эти 36 таттв тесно связаны с конкретными чакрами человека и охватывают весь спектр человеческого существования и опыта. Таким образом, Тантра использует таттвы и чакры в качестве средства понимания человеком природы и сущности себя самого и Мира. Более того, Тантра использует таттвы и чакры как инструменты для духовного развития человека и его освобождения.

Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) дает следующие значения для слова «таттва»:

««Отношение», истинное отношение», истинная природа вещей», «правда», «действительность», пять элементов», «основа ткани», «суть», истинное соотношение», «сущность». «Таттва» — это то, что натянуто (tan — натягивать), технически в производстве ткани — это основа, дающая возможность утоку образовывать форму ткани. В Веданте и позднейших философских спекуляциях традиционное индийское слово «таттва» разбивалось на два: Tat Tvam — Это Ты, чем выражается тождественность мира, лишь иллюзорно представляющегося множественным».

Санскритский термин «таттва» предполагает более 30 переводов, значений и смысловых оттенков слова. Буквальный же перевод слова — «таковость» — имеет отношение к тому, что означает подлинное, истинное состояние чего-либо, что может быть понято как «то, что вызывает существование», что соответствует его подлинной сути как единому Бытию. Слово «таттва» образовано из двух слогов — «тат» («это») и «тва» («-вость») и буквально означает «таковость», «сущность», «истина» или «реальность», что может быть понято, как «сущность, которая вызывает чувство существования». Таттва также известна в индийских писаниях как «бхута». «Бхута» — еще один санскритский термин, который имеет широкий круг смысловых оттенков, но частично совпадает по своему значению с термином «таттва», и поэтому два слова употребляются в качестве синонимов.
В сети Интернет можно найти разные значения и толкования слова, термина, понятия «таттва», например:
— суть
— основа
— истина
— энергия
— стадия
— импульс
— принцип
— элемент
— атрибут
— качество
— сущность
— мн. начала
— состояние
— категория
— реальность
— первопричина
— вид движения
— стихия (элемент)
— категория бытия
— принцип в Природе
— действительность
— первичный импульс
— первичный принцип
— великое первоначало
— ступень мироздания
— то, что существует
— мн. скрытые истины
— первичная субстанция
— проявление реальности
— существенный принцип
— существенный элемент
— первичное подразделение
— категория существования
— фундаментальный фактор
— нечто, присущее чему-либо
— фундаментальный принцип
— составная часть мироздания
— определенная форма колебания
— подлинное состояние чего-либо
— фундаментальный космический принцип
— мн. кирпичи (из которых строится вселенная)
— все то, о чем можно что-то сказать, описать
— род сущего, признаваемый в той или иной онтологии
— сила, которая лежит в основе конкретного проявления
— первооснова или сущность, из которой происходит каждая стадия
— свойство, проявляющееся всегда в определенном виде, и ни в каком ином
— элемент классификации всего диапазона феноменального существования
— нечто, что может быть хорошо определено, то есть различимо в сложном потоке бытия

О Тантрической концепции 36 принципов человека (Таттва-Видья) будет подготовлена отдельная статья (см. Рубрика 3. Разделы Тантрологии. п.3.3. Концептология (Тантры).). А сейчас лишь несколько цитат для ознакомления с темой.

«Процесс проявления — это последовательное разделение единства Шивы и Шакти, бытия и становления. Эти различные формы проявления, принимаемые Сознанием, разделяются на тридцать шесть таттв или категорий».

(Свами Муктананда. Философия древних Вед. Тантра и Шиваизм.)

«Парасамвит, пять Шакти, 36 таттв и три степени Самореализации. Теперь вкратце о вселенских манифестациях Парасамвита и об устройстве мироздания. Мы можем условно разделить Реальность на 36 таттв, на 36 иерархических уровней существования, 36 принципов, или 36 элементов — от наибожественного и трансцендентного до грубо материального».

(Адинатх Бхайрав. Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы
Узора Великой Бездны. Приложение № 13 к журналу «Апокриф». Январь 2011г.)

«Необходимо ли тому, кто стремится к Освобождению, исследовать природу категорий (таттв)? Как человек, желающий выбросить мусор, не нуждается в анализе его содержимого, так и тот, кто хочет познать Самость, не имеет надобности в подсчете числа категорий и исследовании их свойств; единственное, что он должен сделать, — это отвергнуть все категории, скрывающие Самость. Мир следует рассматривать как сновидение». 

(Шри Рамана Махарши. Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л. 1991г.)

«Иногда возникает вопрос о том, что поскольку Кашмирский Шиваизм признает существование 36 таттв (реальностей или категорий), он должен быть плюралистической системой. Признание такого большого количества таттв кажется идущим вразрез с монизмом Кашмирского Шиваизма. Этот вопрос очевидно наивен, ибо так называемые таттвы — это не независимые реальности. Все они — проявление одной и той же Реальности, Шивы-Сознания, являющейся единством Шивы-Шакти. Единственная реальность, Шива-Шакти (или динамичное Сознание), простирается или проявляется в форме мира, и этот процесс становления множеством описывается тридцатью шестью иерархичными и последовательными шагами или стадиями». 

(Камалакар Мишра. Кашмирский Шайвизм. Центральная философия Тантризма.)

«§ 3. Онтологическая манифестация Шакти. 36 таттв. Под онтологией С.В.Пахомов предложил понимать процесс становления или эволюцию мира, но, автор данной работы (см. Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. СПб. 2001г. – ред.) считает, что правильней было бы назвать это становление эманацией. Этот процесс перехода из непроявленного в проявленное в текстах имеет несколько названий: «манифестация» Абсолюта (вьяпти), космическая «игра» абсолютного (лила), «самоограничение» Бога (тиродхана, самкоча). Существует как минимум два варианта, которые можно обнаружить в текстах, этого процесса. Во-первых, собственно онтологический, где из Абсолюта происходит истечение сущностей, каждая из которых порождает следующую. Во-вторых, имеет место развитие посредством разворачивания Божественной Речи (Паравак).
Первый вариант космогонии заимствован из Санкхьи, где говориться о таттвах, или категориях существования. Санкхья говорит о 25 таттвах, в Тантре же речь идет о 36. «Вселенная произошла из Таттвы; она проявляется посредством таттв, она исчезает в таттвах; с помощью таттв познается природа Вселенной» — так гласит «Шива-Свародайя». Таттвы отражают процесс проявления эмпирического мира из Абсолюта». 

(Жаринов С.А. Парадоксальный гимн женственности.
Метафизика женственности в «Пятой Веде». Ж. «Милый Ангел» 2000г. № 2.)

«Глава 1. Кармические проблемы в жизни современного человека. Одной из древнейших и величайших мандал в индийской Тантрической Традиции является Шри-Янтра. Она одновременно задает как картографию тонкоматериальных и «плотных» слоев нашей вселенной, так и определяет ее отражение в тонком теле человека, в его чакрах. В то же время она является и мандалой времени, задающей законы эволюции и инволюции нашей вселенной. Медитация на ней позволяет практику проникнуть в ткань прошлого и будущего.
Шри-Янтра существует в двух основных формах, связанных с двумя фазами циклического времени. Первая соответствует фазе развития, созидания, самоорганизации, в ней центральный треугольник обращен вершиной вверх, т.е. доминирует мужская энергия. Вторая как бы перевернута на 180 градусов, центральный треугольник направлен вниз, что соответствует доминированию женской энергии. Это янтра фазы нарастания хаоса, разрушения, Кали-юги, в которой наш мир находится сейчас.
Согласно философии Тантры космическая эволюция происходит по стадиям, в ходе которых разворачивается 36 базовых космических принципов — таттв, определяющих законы функционирования нашей вселенной. При этом развитие начинается от наиболее «тонких», информационных аспектов Реальности и лишь в самом конце завершается образованием «плотного», материального мира. Еще одной особенностью, непривычной для европейского мышления, является возникновение частей (всего разнообразия существ и неживых объектов) из некого целого, где изначально все слито воедино». 

(Файдыш Е.А. Карма и психотравмы. М. Алмин. 1995г.)

«Процесс инволюции не является временным процессом, он мгновенен, так что в момент, когда Парама-Шива «раскрывает себя», проявляя божественную свободу, — в этот же момент возникает целое творение, начиная с Шива-Таттвы и по нисходящей до Притхви-Таттвы, и в момент, когда он «закрывает себя» (нимишати), целое творение снова поглощается в него в один момент, так сказать. Пошаговое развитие проявления мироздания, которое мы будем прослеживать здесь, является только логическим описанием этого процесса. Так как известно, что в течение периода, когда человек эволюционирует и развивается к своей Высочайшей Цели, т.е. к реализации Шива-Таттвы, через свою садхану (практику), он пересекает определенные уровни, проходит через определенные стадии, которые в действительности являются различными уровнями творения, через которые он должен пройти в течение процесса своей эволюции, т.е. восхождения.
Эти уровни творения, представляемые различными таттвами, должны быть там с самого начала, то есть, когда мироздание впервые возникло. Термин «таттва», буквально означающий «таковость», означает, главным образом, фундаментальные факторы, или составляющие, которые строят творение. Однако, согласно системе Трика, таттва не просто означает категорию или составную часть мироздания; она означает нечто большее. Говоря онтологически, таттва является развернутой формой Шакти, поскольку само мироздание считается развертыванием Шакти. Проявление всего творения, состоящего из различных уровней, каждый из которых представлен таттвой, происходит, когда Шакти развертывается и, таким образом, раскрывает мироздание, пребывающее поглощенным и идентичным с ней самой до проявления. Различные таттвы творения, таким образом, символизируют различные шаги развертывания Шакти, от духовного вниз к материальному». 

(Метафизика школы Трика.)

«Урок 13. Двери Восприятия. Тема 6. Тантра. Пути павритти и нивритти. С научной точки зрения эволюция определяется как процесс, в котором более совершенные формы жизни (носители сознания) растут и развиваются из менее совершенных. То есть, более развитые формы возникают из низших форм, грубое порождает тонкое. Такова научная теория эволюции. В Тантре и индийской мысли в целом совершенно иное представление об эволюции. Тантра считает усложнение форм жизни (то есть, научную эволюцию) всего лишь образцом проявленного мира. Это — чертеж, проект, а не источник жизни, какой мы ее знаем. Подлинный смысл эволюции, о котором индийские мудрецы писали за тысячи лет до Дарвина, — это процесс возникновения или развития Шакти из Шивы, эволюции материального из нематериального. То есть, в более глубоком смысле, всякая и каждая форма жизни представляет собой не результат развертывания предшествующих форм жизни — каждая форма жизни развилась из фундаментального источника бытия, именуемого Сознанием. Не тонкое развивается из грубого (научная эволюция), а грубое развивается из тонкого (духовная эволюция). Возьмите, например, кинофильм. В нём есть сюжет, который развертывается с начала до конца: это можно сравнить с научной эволюцией. Каждая сцена связана со следующей, но, в то же время, сюжет фильма не является источником картин. Источник картин находится в другом месте, а именно, на кинопленке. Кинопленку, хотя и очень приблизительно, можно сравнить с Сознанием. Тантра и другие индийские системы считают эволюцией проекцию фильма с кинопленки на экран, а не развитие самого сюжета.
Эта эволюция (в тантрическом смысле), или проявление материального мира, включая жизнь, идет в двух направлениях — вовне и внутрь. Во внешнем направлении (именуемом павритти) Шакти спускается вниз и порождает мир форм. Во внутреннем направлении (именуемом нивритти) она движется в противоположную сторону от грубого к более тонкому. Чем дальше Шакти движется вовне и вниз, тем глубже завеса неведения. Чем больше внутреннее и восходящее движение Шакти, тем больше осознание, познание или милость (ануграха) божественного.
Точная параллель этой концепции существует в Даосизме. Там Шакти — это Дэ, которое подразделяется на Инь {нивритти) и Ян (павритти). Инь представляет тенденцию возвращения к источнику, отстранения, сосредоточения и слияния с субстратом Сознания. Ян — это расширение, действие и сотворение всего сущего. Имеются два ритма — Ян, или действие и развертывание развивающегося потенциала; и Инь — отступление и возвращение к центру.
Цель тантрической практики — обращать вспять нисходящее и внешнее движение Шакти и возвращаться по восходящему и внутреннему пути к высшему осознанию. Это обращение направления эволюции и возвращение к источнику — воссоединение Шакти и Шивы». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

Поскольку 36 таттв тесно связаны с конкретными чакрами человека, то они прекрасно соответствуют принципу иерархичности и принципу семеричности, составляя 7 групп по 5 таттв и отдельно — Шива-Таттва (см. статью 3.2.8. «Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека»). Конечно, Реальность сама по себе одна, ее не 36; 36 таттв — это всего лишь способ описания процесса Проявления (Сотворения) и Растворения, который включает в себя последовательность, предполагающую 36 этапов, или ступеней, или состояний, проявлений, категорий, принципов, истин… Реальность, представленная через 36 таттв, — это не сама Реальность, а понимание Реальности человеком. Чтобы осознать Реальность и скрытую в проявленной форме ее тонкую сущность, 36 таттв следует сделать не просто объектом мыслей и знаний, но и предметом практики и опыта. Согласно Тантре, Истину невозможно познать ни интеллектуально, ни доказать философскими рассуждениями. Только практика и опыт могут привести к ее пониманию. Для Тантры познание есть опыт, и другого познания не существует. Поэтому пока человек не будет двигаться в измерениях, поднимаясь по ступеням Мироздания, ответа и знания не будет. Но если человек поднимается по ступеням Мироздания, передвигаясь в измерениях, он обретает не только опыт и знания, он достигает состояния самоосознания (самадхи), и что самое ценное, он достигает состояния осознавания (виджняна). Для этого и существует тантрическая практика (садхана), для этого и явлены Тантры, для этого Шакти и задает вопросы Шиве…

 

4.3. ПИНДА — ВИДЬЯ

«С точки зрения космогонического процесса оказывается возможным рассматривать весь спектр Реальности сквозь призму телесности. Тело в этом смысле предстает не столько как некая ограниченная форма, сколько как способ организации (и самоорганизации) Бытия. Человеческая телесность становится частью «общетелесного» целого».

Данное утверждение можно найти в статье С.В.Пахомова «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». (см. Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103). Вот что пишет С.В.Пахомов:

«В Индуистском Тантризме монистический принцип [монистическая концепция Бытия] означает не статичное внутри-себя-присутствие единой идеальной сущности (как, например, в Адвайта-Веданте), а ее динамическое континуальное развертывание в виде эманирующих друг из друга «слоев», которые становятся все более плотными и в то же время дробными по мере удаления от сакрального центра. Это развертывание совпадает с проявлением и развитием Мироздания.
Начало творения-исхождения Универсума есть начало излучения Шивой слоев, имеющих одновременно и гносеологический, и онтологический характер. Эти слои отличаются друг от друга степенью слитости субъективного и объективного аспектов сознания: чем выше, полнее эта слитость, тем ближе слой к Высшей Реальности. Абсолютная же слитость существует только в Боге.
Неплохой иллюстрацией сказанного может служить трактат «Сиддха-сиддханта-паддхати» (ССП), приписываемый Горакхнатху (X в.). Здесь описывается порядок постепенного исхождения слоев Мироздания из чистой божественной сущности. Автор этого трактата выделяет несколько иерархических уровней, которые он называет «пинда» (термин «пинда» означает некое организованное целое, живое единство многих частей. В нем целое существует в каждой части. См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 92). Духовное тело Шивы именуется пара-пинда (ССП I. 15), т.е. «высшая целостность». Это высшая индивидуальность (пара-пуруша) во всей своей славе и великолепии. Неотъемлема от него его божественная сила — Шакти. Из «тела» Шивы под действием Шакти постепенно исходит совершенное «космическое тело» — маха-сакара-пинда (ССП I. 31), или Универсум с гармоничным сочетанием пяти первичных элементов. В нем формируются семь иерархических порядков сущего, семь «миров»: ананда (мир блаженства), раса (мир красоты), дхарма (мир нравственности), буддхи (мир высшего ума), манас (мир ума), прана (мир жизненных сил) и джада (мир плотной материи) [См. Banerjea A.K. Philosophy of Gorakhnath, with Goraksha-Vacana-Sangraha. Delhi, 1988. p. 115 f.]. Вместе с идеальным миром Шивы эта семерка образует восемь нисходящих уровней Реальности, символически репрезентированных в образах божеств (Шива, Бхайрава, Шрикантха, Садашива, Ишвара, Рудра, Вишну, Брахма).
Наиболее сильной диверсификация субъективного и объективного аспектов становится на физическом уровне, который также называется пракрити-пинда. Характерная особенность этого уровня — союз мужского и женского начал (ССП I. 38). Все индивидуальные тела (в обычном смысле этого слова), которые появляются именно на этом уровне, возникают в результате соединения обоих этих начал. Каждое отдельное тело — частная манифестация пракрити-пинды».

Вот что пишет Махант Аведьянатх в своей книге «Введение в Натха-Йогу» (см. Махант Аведьянатх. Введение в Натха-Йогу. Шива-Таттва. М. Ритамбхара. 2006г.):

«В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакхнатх описывает высшее космическое тело Шивы как Пара-Пинду, которую также называют Адья и Анади-Пинда, и которая проявляется как Маха-Сакара-Пинда. «Пинда» часто переводится с Санскрита как «тело» или «ядро», «шар» — то, что имеет форму, хотя в то же время, гладкая поверхность шара символизирует отсутствие формы. В другом тексте «Горакша-вачана-санграхе» Горакхнатх утверждает, что все пинда проявились из бинду, т.е. они тождественны точке, возникшей в единстве Шивы и Шакти. Соответственно, этот трансцендентный бинду выступает совокупностью совершенств Ниргуна-Брахмана и Сагуна-Брахмана, а, в определенном смысле, эта вечная форма выше трансцендентной и имманентной Реальности. Живое существо служит промежуточной таттвой между материей и Высшим Духом, поэтому существо, воплощенное и способное осознавать Абсолют в себе, по учению Натхов, наиболее совершенно. Полностью развитый психофизиологический организм человека выступает кульминацией естественного развития в космическом теле Шивы, которое находится в человеческом теле (Вьясти-Пинда). Последнее отчетливо отражает все космическое тело (Самасти-Пинда, Брахманда) и самосознание пребывающей в теле индивидуальной души, которая способна наслаждаться целой Вселенной внутри него, пройдя через соответствующий процесс самодисциплины. Микрокосм — воплощение Макрокосма, который доступен постижению в целом. Когда подобное постижение осуществляется, только тогда можно признать, что достигнуто истинное знание тела (пинда-самбитти). Замечательной особенностью философии и религии Горакхнатха следует считать его утверждение, что не только индивидуальная душа должна рассматриваться как тождественная Высшему Духу, но также и индивидуальное тело — как тождественное космическому телу Духа. Когда сознание йога поднимается на наивысший уровень духовного опыта, оно озаряется совершенным знанием Самарасьи — духовного единства всех существ в природе Высшего Духа. Тогда йог превосходит различие между материей (джада) и духом (чит), телом (деха, пинда) и душой (атма, пада), конечным (санта) и бесконечным (ананта), временным (анитья) и вечным (нитья), изменением (паринами) и постоянством (апаринами), множеством (вахурва) и единством (екатва), дуальностью (двайта) и недуальностью (адвайта). Он видит Дух в материи, Душу в теле, Безграничное в конечном, Вечное Постоянство во всем временном и изменяющемся относительном множестве».

Санскритское слово «пинда» может иметь следующие (букв.) значения — индивидуальный; сферический; эмбрион; клетка; шарик; ядро; каркас; тело; физическое тело; округлая масса; клубок; ком; куча; глыба; кусок; отдельность; (малая) часть целого; индивидуум; микромир; микрокосм.
Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) дает следующие значения для слова «пинда»: «шар», «медовые кл?цки, приносимые в жертву усопшим», «галушка, в частности из риса, как ежедневное приношение предкам», «название самих предков». Пиндада — «Дающая галушки» — женское имя».
Этимологический словарь русского языка М.Фасмера (см. М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. 1987г. 861 стр.), который принадлежит к числу самых авторитетных этимологических словарей нашего времени, дает следующее значение слова «пинда» — «нежный слой древесины непосредственно под корой дерева». На карельском языке (олонецкий диалект) слово «пинда» означает «поверхность». Эзотерический словарь (интернет-сайт «Саморазвитие») дает следующие значения слова «пинд» — «физическая часть Вселенной; физическое тело; самый низший и наименее духовный из уровней Вселенной».
В «Брихат-Парашара-Хора-Шастре», самом древнем и авторитетном трактате по астрологии, один из методов расчета долголетия человека обозначен как Пинда-Айу (где «айу» — букв. долголетие, продолжительность жизни).
В древнем тексте «Сиддханта-шикхамани» («Вершина духовного постижения») в части «Джагадгуру-ренука-гита» в главе 3 сказано:

«Воплощенный, чье самосознание чисто благодаря благодеяниям, совершенным во многих рождениях, и очищено от сети греха, именуется словом «пинда» (18). В дживе с чистым самосознанием, приносящим плод чистой кармы, по милости Шивы, рождается могущественная чистая преданность. [Душа,] воплощенная в последнее тело, именуется «пинда» (22). Благодаря различению души и тела, она именуется знающей пинду (23)».

Артур Авалон в своей работе «Змеиная Сила» (см. Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. / Пер. А.Ригина. М. Грамма. 1994г.) пишет:

«Как уже установлено, в телесном аспекте (Адхйатма) Карана-Бинду (Пара-Бинду) находится в Муладхаре и известен как Шакти-Пинда или Кундалини. Кундалини — это название Шабда-Брахмана в человеческом теле».

Обратим также внимание на два примечания Рене Генона (1886-1951), выдающегося французского мыслителя, знатока восточных культур, эзотерических и мистических учений, одного из немногих европейцев, получивших реальное посвящение и проникших в эзотерические восточные учения и знания, ведущие человека к реализации, к своей работе «Человек и его осуществление согласно Веданте» (1925):

«Эмбриональное состояние, которое для каждого индивидуального существа соответствует тому, что есть Брахманда в порядке космическом, на Cанскрите именуется «пинда». И основополагающая аналогия «микрокосма» и «макрокосма», рассматриваемых в этом аспекте, выражена такой вот формулой: Jatha pinda tatha Brahmanda — «Каков индивидуальный эмбрион, таково и Мировое Яйцо»; — именно этот тонкий прототип, а не телесный эмбрион, на Санскрите, как мы уже указывали ранее, обозначается словом «пинда»».

Свами Нострадамус Вирато в своей статье «Тантрический секс. Духовный путь Экстаза» (1998г.) пишет:

«Тантра утверждает, что «Царство Бога внутри Вас». На Санскрите это звучит так — «Пинде Со Брахаманде» — «Физическое тело — храм Бога и тело — это отображение всего Космоса».

В Древнеиндийской Традиции звук известен как нада (невоспринимаемый звук) и шабда (воспринимаемый звук). Нада есть творящая сила Высшего Сознания. Он существует в каждом индивидуальном сознании и повсюду в Космосе. Индивидуальный нада носит название пинда, а космический нада носит название пара. Односложные мантры также называются пинда.
В ведении к «Каула-джняна-нирнайе» (см. Кауладжнянанирнайя. / Ред. текста и введение П.С.Багчи. Пер. на англ. М.Мэги. Пер. на русск. А.Самсонова. М. Фолиум. 2005г.) говорится:

«Бинду — это потенциальная энергия Маха-Линги (Шивы) — причина творения и сохранения мира. В нем пребывают все формы энергий в неподвижном состоянии. Как сказано, Бинду и Нада — это единая Шакти. Еще бинду описывается как нектар (амрита), устраняющий старость и болезни: «Все очищается лучами высшего Бинду, Он обладает Камакалой и навсегда останавливает распад тела». Этот нектар, обладающий Камакалой, является источником вечной жизни. «Это высшее состояние Сахаджи, чистое как бриллиант, сияющее подобно разноцветным звездам в небе, причина творения и растворения, пребывающая за пределами даже Кулы и Акулы».
Обычно Бинду объясняется как творческий импульс Пара-Шивы, пребывающего в неразделимом союзе с Пара-Шакти. Из Бинду возникает изначальный звук — Нада, который дает начало всему Мирозданию. В «Камакалавиласа-Тантре» Пуньянанды, он описывается как Маха-Бинду, который возникает в сфере сознания в тот момент, когда скопление лучей Парама-Шивы спроецированы наружу (вовне), в своей первой спонтанной вибрации (вимарша). В этот момент в Парама-Шиве возникает само-осознание (ахамкара), и Бинду является символом этого осознания. Кала является неотъемлемой энергией этого Бинду, и за счет своей притягательной силы она названа Камакала. Бинду является троичным, он содержит в себе источник: мата, маннам и мейам, т.е. субъект, объект и действие (познающего, процесс познания и объект познания). Камакала, состоящая из этой троичной энергии Бинду, названа Трипурасундари.
Бинду — это также сущность звука, из него возникают: мантра, варна и пада, т.е. мистическая формула, буквы и слоги. В «Каула-джняна-нирнайе», как и в других Тантрах, говорится о том, что мантры и буквы играют очень важную роль, а так же рассматривается их мистический источник. Матрика-варны или буквы, которые олицетворяют звуки, упоминаются в нескольких местах этого текста. Также рассматривается процесс возникновения звука и говорится о его четырех состояниях: стхана, дхьяна, варна и лакша. Стхана это — пинда, дхьяна — это пада, варна — это форма (рупа) и лакша — это бесформенность. Обычно эти термины используются для объяснения происхождения музыки: «Нада — это душа музыки. Нада выражает себя как варна — буквы; пада или слоги возникают из варны; из пады возникает вак — речь и через нее происходит общение. Таким образом, весь мир зависит от Нады. Звук Нада, зарождается в пинде, он бывает двух видов, ударным и безударным» («Сангита-ратна-кара»).
Пинда — это местопребывание изначального звука — Нады или Шабда-Брахмана, она расположена в теле, ниже пупка и в тантрических текстах называется Муладхара. Когда звук Нада приводится в действие, он начинает развиваться от менее выраженного к более выраженному (переходит из тонкого состояния в грубое), проявляются буквы, слоги и речь. Подобным образом происходит пробуждение мантры, определенной формулы, выражающей мистическую энергию».

В самом тексте «Каула-джняна-нирнайя» (см. Кауладжнянанирнайя. / Ред. текста и введение П.С.Багчи. Пер. на англ. М.Мэги. Пер. на русск. А.Самсонова. М. Фолиум. 2005г.) сказано:

«(3.1) Деви сказала: О, Великий Владыка, Я хочу узнать о Куле, о Своей собственной природе, и о природе сознания. Будь милостив, О Шанкара Натха!
(3.2-3) Бхайрава сказал: Слушай внимательно о свойствах Кулы. Там где есть разум, есть и чувства, а так же объекты чувств и тело — это воплощенное существование, пропитанное своей собственной Шакти и пятью элементами.
(3.4) Сказано, что при внутренней медитации приходит ясное понимание Пинды. Все возникает из букв (алфавита), сущность которых — Пустота. Пинда состоит из Видья-Мантры и ее сияние дарует наслаждение и освобождение.
(3.5-10) О, Возлюбленная! В Пинде находятся 5-лепистковая чакра, 16-лепестковая, 64-лепестковая, поистине прекрасный 100-лепестковый лотос, чудесный 1000-лепестковый лотос и над ними настоящий бриллиант 10.000.000-лепестковый лотос. Над 10.000.000-лепестковым лотосом, есть 30.000.000-лепестковый лотос, околоплодник которого подобен пламени. Над всем этим пребывает всеохватывающий, неизменный, неделимый, независимый, непоколебимый Лотос — безупречный и всепронизывающий. По его воле начинается творение и растворение. Все живое и неживое растворяется в этом Линге».

В одной из тантрических традиций — Сиддха-Йога-Сампрадайе (или Натха-Сампрадайя, Натха-Видья, Сиддха-Сиддханта и др.) говорится, что «индивидуальное» тело человека (вьясти-пинда) не ограничивается лишь физическим телом (анда-пинда или гарбха-пинда), оно включает 5 состояний сознания (джаграт, свапна, сушупти, турийя, турийятитта) и 5 «оболочек» (коша). В этой Традиции также подчеркивается, что в теле человека (вьясти-пинда) отражается и содержится весь Космос, Макромир (маха-сакара-пинда), называемый Брахмаанда (космическое яйцо) или просто Анда (яйцо). Космос, Макромир — это тело проявленной Вселенной, космическое тело Шивы (пара-пинда или самасти-пинда), оно заключает в себе все остальные тела (вьясти-пинда), тела всех богов и, самое главное, самого изначального Абсолюта, благодаря которому все они находятся в состоянии полного, идеального и самого совершенного равновесия, известного как Самарасъя.

Обратим внимание на следующую терминологию Тантры: Акула, или Шива — это непроявленный, бесформенный, безымянный, не имеющий качеств Абсолют, трансцендентный духовный свет (пракаша). Кула, или Шакти — это проявленная, многообразная во всех отношениях Реальность, с формами и именами, отражение трансцендентного духовного света (вимарша). Шакти всегда есть отражение Шивы. Эта модель Вселенной напоминает герметический принцип «всё во всём» или же теорию голографической Вселенной, утверждающей, что каждая точка Вселенной способна отражать всю Вселенную и любую иную точку в пространственно-временном плане. Поэтому, согласно Тантре, все «объекты» мира имеют одну «родственную» связь, а всё проявленное Мироздание носит название Кула (род, семья). Поэтому Тантра утверждает, что это высшее трансцендентное тело Шивы (адья-пинда) на самом деле есть союз (ямала) Шивы и Шакти. С одной стороны, оно включает в себя всё, что существует в Куле и Акуле (маха-сакара-пинда), а с другой, оно находится вне всех этих метафизических категорий (пара-пинда). Пара-пинда определяется как двайта-адвайта-вилакшана, или двайта-адвайта-вибарджита (то, что находится вне двойственности (Кулы) и не-двойственности (Акулы), где вилакшана — букв. «запредельный всему», «абсолютно отличающийся»; а вибарджита — букв. «то, что вне»), или Самарасья («Единая Жизнь») — Единое Бытие, наполненное совершенным равновесием. Термин «самарасья» часто переводят как «единовкусие», «единство всех вкусов», поскольку исходят от «раса» — букв. «вкус», но слово «раса» также обозначает «эликсир» (т.е. жидкость, дающая жизнь, здоровье и долголетие), «жизнь», «бытие» — особое качество Богини Шакти. В действительности, Самарасья — это не только состояние полного, идеального и самого совершенного равновесия. Это еще и самая интенсивная форма земного блаженства, представляющая собой проявление на мирском плане Высшего Блаженства, Блаженства Любви, Высшего Состояния. Самарасья — это таинство неразрывного единства Шивы и Шакти на всех уровнях Бытия, это самый сокровенный принцип и высшая тайна всего Бытия, это глубинная сущность самого Существования.

Таким образом, в Тантрической концепции тел человека (Пинда-Видья) говорится о семи «телах» человека. В «Каула-джняна-нирнайе» (см. выше) говорится о семи лотосах:
1. 30.000 лепестковый лотос
2. 10.000 лепестковый лотос
3. 1000 лепестковый лотос
4. 100 лепестковый лотос
5. 64 лепестковый лотос
6. 16 лепестковый лотос
7. 5 лепестковый лотос
Согласно С.В.Пахомову (см. С.В.Пахомов. Антропология Тантры: психосоматические аспекты) индивидуальное тело человека состоит из семи «тел», «миров», «иерархических порядков сущего»:
1. Ананда-Пинда (мир блаженства)
2. Раса-Пинда (мир красоты)
3. Дхарма-Пинда (мир нравственности)
4. Буддхи-Пинда (мир высшего ума)
5. Манас-Пинда (мир ума)
6. Прана-Пинда (мир жизненных сил)
7. Джада-Пинда (мир плотной материи),
где под терминами «пинда», «тело», «мир» подразумевается «некое организованное целое, живое единство многих частей, которое существует в каждой своей части». Эти тела человека, Согласно Тантрической Традиции, должны находиться в состоянии полного совершенства и равновесия, и неразрывного единства, известного как Самарасъя.

Возможно, поэтому и говорится о Семи Печатях, Семи Ключах, Семи Церквях, Семи Столпах Мудрости, Семи Небесах, Семи Кругах Ада, Семи Тайнах и т.д., поскольку число 7 — одно из самых удивительных чисел в истории всех цивилизаций и народов. Оно запечатлено в символике и эзотерике, в преданиях и легендах как Востока, так и Запада. Каким его только не считают: и счастливым, и магическим, и духовным, и божественным, и священным, и сакральным, и мистическим и таинственным. Чтобы привести примеры того, что объемлет собой число 7, можно написать целые тома. Например, данные инженерной психологии подтверждают, что число 7 есть некий максимум запоминания человеком сигналов-символов. Семь — это «пропускная способность» нервной системы человека, определяющая объем человеческой памяти. Более того, наиболее прочные и работоспособные группы, коллективы состоят из трех или семи человек, связанных одной задачей.
Но нигде число 7 не играло столь значимую роль как в Древней Индии. Стоит лишь вспомнить о семи мудрецах, семи священных деревьях, семи священных горах, семи пустынях, семи священных городах, семи священных островах, семи священных морях, о семи мирах и так далее, чтобы убедиться в обоснованности данного утверждения. Семь тонов музыкальной гаммы впервые упоминаются в Индийской Традиции. Число 7 — это не просто священное число в Индийской Традиции. Оно имеет особое значение в Древнеиндийской Эзотерической Традиции, индуистской мистике, где выступает символом гармонии и здоровья. Число 7 — это Порядок, Организация, Синтез, Целостность, Полнота, Завершенность, Могущество.
В Индуизме считается, что Мировая Гора имеет семь граней, а солнце — семь лучей. Седьмой луч — символ центра, могущество Бога. В Буддизме семь — число подъема, восхождения к высшему, обретения центра. Семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства.
Когда-то пифагорейцы учили, что число 7 является волшебным и обладает особой магической силой. Это очень мудрое число. Это также космическое число. Оно означает и тайну и благо. У пифагорейцев число семь считалось религиозным и совершенным. Оно называлось Telesphoros, ибо благодаря ему всё во Вселенной и у человечества приводится к своей завершенности — к своей кульминации. Пифагорейцы рассматривали число 7 как образ и модель божественного устройства и гармонии в природе и человеке. Поэтому пифагорейцы считали число 7 достойным поклонения.
Поэтому и говорится, что «число семь рассматривается как символ трансформации и взаимодействия всех иерархически организованных порядков в целом» (Керлот). Символизируя собой совершенство Макрокосма, соединенного с Микрокосмосом, семёрка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность…» (см. С.Ключников. Священная наука чисел. Символика, нумерология, психология. Беловодье. 2007г.).

* * *

N 36. 01.09.13г.