Статья 3.2.6. «Вертикальная» многомерность человека.

продолжение

2.4. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА

«Иерархическая структура диспозиций личности. Основой концепции В.А.Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций человека, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной действительности. Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующим образом.
В основу механизма образования диспозиций в теории В.А.Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок. Таким образом, диспозиции возникают при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Для этого вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций…
Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Т.е. основная функция диспозиционной системы — психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций «ответственен» за регуляцию определенного уровня поведения…
Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой «фоновые уровни» (в терминологии Н.А.Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуации». 

(Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Аспект Пресс, 2001г.)

«Глава 10. Иерархическая модель индивидуальности человека. В этой главе, целиком посвященной центральной теме дифференциальной психологии — структуре и механиз¬мам функционирования человеческой Индивидуальности, сам термин — «Индивидуальность» — будет писаться с заглавной буквы. Это небольшое добавление указывает на угол зрения, под которым необходимо рассматривать из¬ложенные ниже материалы. Для обозначения специфики отдельных подструктур Индивидуальности используется понятие «фактор», а не «уровень», так как в этом случае, кроме указания на автономность данной подсистемы в общей иерархии, отмечается ее координирующее начало в организации взаимодействия как собственных (внутрен¬них), так и внешних (принадлежащих другим подсисте¬мам) свойств…
Иерархическая организация конституционального фактора экспериментально подтверждалась многими ис¬следованиями и в наиболее общем виде включает в себя следующие симптомокомплексы:
— хромосомный
— соматотипический
— биохимический
— физиологический
— нейродинамический
Первые два компонента В.М.Русаков (1979) относит к морфологическим, а следующие три — к функциональ¬ным компонентам конституции, определяя последнюю как «функциональное единство всех физических и физиоло¬гических свойств человеческой индивидуальности». Конституциональный класс свойств, таким образом, включает в себя все признаки, названные Б.Г.Ананьевым (1968) «индивидуально-типическими»: телосложение и биохимическая индивидуальность, нейродинамические свойства мозга, особенности симметрии-асимметрии фун¬кционирования парных рецепторов и эффекторов. Все эти свойства «являются первичными и существуют на всех уровнях, определяя динамику психофизиологических функций (сен¬сорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и струк¬туру органических потребностей» (Ананьев 1996, с.218)…
10.6. Механизмы формирования и развития Индивидуальности. Функционирование Индивидуальности как саморазви¬вающейся системы обеспечивается действием механизмов, опосредующих взаимосвязь характеристик различных пси¬хологических образований: темперамента—интеллекта, характера-способностей и тд. Специфика развития субъек¬та проявляется на разных уровнях организации индивиду¬альности — от биохимического до межличностного; в раз¬личных точках сопряжения человека со средой, фиксирую¬щих способы выполнения моторных операций и отдельных действий, типы принятия решений, выбор стратегии поведения в неопределенной ситуации (то есть тип пред¬почтения), уровень реагирования на эмоциональные сти¬мулы, тип снятия конфликта в момент фрустрации или воздействия стрессовых факторов, степень восприимчиво¬сти к ортогональным моделям образа жизни (организация жизнедеятельности в целом). Сам же феномен целостнос¬ти Индивидуальности определяется, как мы увидим ниже, взаимодействием четырех базовых принципов:
— дифференцированность
— иерархичность
— координированность
— интегрированность.
10.7. Системный анализ иерархии индивидуальных различий. Наличие иерархических предпочтений. Некоторые харак¬теристики в системе индивидуальности имеют более высокий приоритет, что в некоторой степени, отражает иерархически организованную структуру всей психики. В изучении уровней расположе¬ния индивидуальных характеристик в иерархической струк¬туре существенно исследование корреляций тех факторов, которые имеют «схожее звучание» в различных теориях (как, например, интроверсия, избегание, низкий уровень активации или поиска ощущений)…
В качестве перспективы в разработке иерархических моделей, используемых при исследовании Индивидуаль¬ности человека, можно наметить следующие задачи:
1) упорядочить накопленные экспериментальные и теоретические данные в соответствии с изучаемыми уров¬нями индивидуальной организации человека;
2) обозначить зоны наибольшего и наименьшего влияния тех или иных индивидуальных подсистем на различ¬ные формы человеческой активности;
3) выявить специфику проявления универсальных закономерностей (информационного и энергообмена, про¬цесса дифференциации и регулятивных процессов и др.) в различных подсистемах;
4) исследовать динамику взаимодействия наиболее устойчивых (инвариантных) интра- и интериндивидуальных симптомокомплексов». 

(Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении
европейских, российских и американских традиций. М. Смысл. 1999г.)

«1. Богочеловеческая проблема. Библейская идея «образа и подобия» выражает прежде всего существенное сходство между человеком и Богом. Человек есть «малый бог», микротеос, ибо сказано: «вы боги и сыны Всевышнего все». Идея богоподобия, конечно, существенна для христианской антропологии и для всякой религиозной антропологии, но она столь же существенна и для всякой безрелигиозной антропологии. Это может показаться весьма неожиданным и странным, и, однако, это так.
«Образ и подобие», как существенное сходство между человеком и Богом, есть аксиома, никогда не подвергавшаяся сомнению ни в религиозном, ни в безрелигиозном (атеистическом) сознании. Н.Гартман совершенно справедливо указывает, что человек, как духовная личность, приписывает себе все атрибуты Божества: ум, свободу, сознание ценностей, предвидение и провидение. С этим одинаково согласится как теолог, так и атеистический философ: Фейербах или Маркс. Вопрос только в том: Бог ли создал человека по своему образу и подобию, или человек создал Бога по своему образу и подобию…
С точки зрения святоотеческой антропологии человек есть «икона Божества», в этом разгадка его таинственной сущности. Но понять ее смысл можно только в том случае, если мы развернем всю иерархическую структуру ступеней бытия, в которую человек вплетен и которую он несет и воспроизводит в себе. В этом смысле Отцы Церкви называют человека микрокосмом, малым миром, содержащим в себе элементы и структуру большого мира, но несущим в себе еще и кое-что другое, выходящее за пределы всего природного и космического.
Человек плюрален, то есть его нельзя свести к одному элементу, к одной субстанции. Материализм так же ложен, как и спиритуализм. Нельзя понять человека также как сочетание двух рядом стоящих субстанций, мыслящей и протяженной, как это делает Декарт. Человек состоит из трех, иерархически восходящих ступеней: тела, души и духа. Душа по достоинству выше тела, и она «одушевляет» тело; дух выше тела и души, и он «одухотворяет» тело и душу. Такова концепция Ап. Павла, и она является точкой отправления святоотеческой антропологии. Брукнер считает ее точкой зрения естественного здравого смысла, который ближе к истине, чем разного рода научный монизм. И это верно, но лишь в том смысле, что в этом трехчленном делении в стяженной форме дана вся сложная иерархическая структура человеческого существа. Чтобы ее развернуть во всей полноте, необходимо привлечь всю современную науку о человеке: биологию, психологию, философию. Отцы Церкви всегда стояли на высоте науки своего времени; этот метод они завещали и нам: и мы должны стоять на высоте науки своего времени.
6. Иерархическая структура человека. «Тело» объемлет не одну, а две ступени бытия: оно содержит в себе физико-химические процессы и, с другой стороны, процессы органической жизни. В свете современных психологических открытий «душа» потеряла свою простоту: она не исчерпывается сознанием, как и «дух» не тождествен с сознанием. Существует бессознательно-психическое, но и оно имеет две ступени: коллективно-бессознательное и индивидуально-бессознательное. Сознательная душа тоже имеет две ступени: животная душа и духовная (сознательный дух). Наконец, сознательный дух тоже не является вершиной человеческого существа. Есть еще сверхсознание, «глубинное» сверхсознательное Я. «Я сам», или самость.
Таким образом, в существе человека мы находим семь онтологических ступеней (ступеней бытия):
1) Он есть физико-химическая энергия.
2) Он есть энергия «живая», «биос», живая клетка.
3) Он есть психическая энергия, которая в своей скрытой глубине образует коллективно-бессознательное, как общую почву, на которой вырастает и развивается индивидуальная душа.
4) Он есть лично-бессознательное, которое покоится на фундаменте коллективно-бессознательного.
5) Он есть сознание, сознательная душа; и прежде всего не-духовная, животная душа, которая определяется как эгоцентрическая установка сознания. Это душа, руководящаяся «интересами», как расчетом удовольствия и неудовольствия, воспринимающая и оценивающая все лишь в соответствии к витальному центру сознания.
6) Человек есть, наконец, духовное сознание, дух, духовная личность, и в этом своем качестве он есть строитель и носитель культуры. Отличие от недуховного, животного сознания состоит в том, что здесь эгоцентрическая установка покидается. Субъективное восприятие и оценка заменяются объективными. Для духа существует не то только, что для витального сознания «полезно» и приятно, но то, что само по себе, то есть «объективно», ценно и истинно. Эта ступень духовного сознания у греческих, а вслед за ними и у латинских Отцов Церкви строго различается от недуховной, животной души, как логическая (словесная) от не-логической («бессловесной»), как способность воспринимать и высказывать разумное слово и его объективный смысл. Когда Апостол говорит: «духовный судит обо всем», он разумеет прежде всего эту способность к всеохватывающему объективному суждению, которая присуща духу.
7) Духовное сознание, сознательное Я, «мыслящее Я», Духовная личность, как творец культуры, — не есть, однако, последнее, высшее и глубочайшее в существе человека. Об этой последней глубине трудно что-либо сказать, кроме того, что это — я сам, человек «в себе», самость. Самость есть последняя и высшая седьмая мистическая ступень в существе человека. Для науки, для рационального мышления она недостижима и недоказуема, и потому не схватывается психологией. Самость метафизична и метапсихична, во всех смыслах есть некоторое «мета», последний трансцензус. Только Откровение и мистическая интуиция указывают на эту предельную глубину.
Иерархическая структура человека показывает нам, что он несет в себе все ступени космического бытия: он есть «мертвая материя», живая материя, одушевленный организм, животное сознание. Космические элементы и земная животно-растительная жизнь содержатся в нем, проницают его и стоят с ними во взаимодействии. Человек предполагает и содержит в себе все «дни творения» и всю ту космическую иерархию бытия, которая в них развертывается. В этом смысле он микрокосмос, малый мир, связанный с большим миром. Но он еще нечто большее: микротеос, «малый бог», связанный с Великим Богом. Когда закончено сотворение природы и человека, начинается творчество, исходящее от самого человека, в силу того, что он есть духовная личность и свобода. Это и делает его «богоподобным». Шестая и седьмая ступень в существе человека поднимает его над природой и ставит его на вершину иерархии. И все же вершина иерархии еще не достигнута. Человек чувствует нечто высшее над собою, ради чего он «сублимирует», во имя чего он действует и приносит жертвы, во имя чего он жертвует даже собою. Сам человек есть «жертвенник неведомому Богу», и этот жертвенник он находит в глубине своей самости, как последнее слово «самопознания», как последнюю мудрость вечных Афин. Неведомый Бог изводит его из бездны и возводит к себе.
Итак, человек не начало и не конец бытия — вот что ему очевидно; не альфа и не омега, не первоисточник и не прообраз — он лишь отображение. Вот почему он не завершает иерархию и не обосновывает ее; он не есть «само священное начало», хотя и стоит к нему всего ближе в космической иерархии. Уже это одно, эта нераздельная связь и близость ставит проблему «богоподобия». Ее нельзя рассматривать вне иерархической структуры человека, вне космической иерархии.
7. Свет сознания и мощь свободы. Иерархическая структура человека есть узел всех проблем его бытия и его назначения. Мы оставляем в стороне всю сложность этих проблем и касаемся здесь только проблемы «образа и подобия». В чем заключается образ Божий в человеке? Не в теле, конечно, а в душе, и не в животной душе, а в разумной: ум, логос, дух -вот что богоподобно в человеке. Таково с самого начала общее убеждение Церкви, такова в исходном пункте доктрина восточных и западных учителей Церкви. Ум есть нечто прекрасное, в нем мы имеем то, что существует по образу Творца (Василий Великий). Бог есть ум, и человек есть ум, только потому Бог и мог соединиться с человеком, как с тем, что ему наиболее сродно. «В обоих царствует естество ума». Бог есть умный свет, светильник ума, а человеческий ум озаряется от первообраза Света (Григорий Богослов), Образ Божий заключается в уме, в духе, в том, что отличается от природы и возвышается над природой (Григорий Нисский). Это обожествление Логоса, ума есть то, что восточные Отцы вынесли из Афин, сохранили в Византии и передали западному богословию; больше того, всей западной науке и культуре.
С другой стороны, богоподобие человека заключается в его свободе. Со всей силой и неумолимой последовательностью это утверждает Макарий Египетский: никакие природные существа не свободны — ни солнце, ни луна, ни земля, ни животные; но Бог свободен и человек свободен: «потому ты сотворен по образу и подобию Божию, что Бог самовластен и делает, что хочет. Он захочет, Он в силу своей власти пошлет праведных в геенну и грешников в Свое царство. Но этого он не одобряет и не избирает, ибо Господь справедлив. Также и ты самовластен, но неустойчив по природе, а потому, если захочешь, можешь погибнуть, можешь богохульствовать, отравлять и убивать, и никто тебе не помешает в этом. Но, с другой стороны, если кто захочет, то может подчиниться Богу, вступить на путь праведности и властвовать над похотями». Богоподобную сущность свободы в человеке выдвигает и Григорий Нисский. Она состоит в несвязанности природной силой, в способности из самого себя, из своей сущности решать и избирать. Вне свободы нет и ума, ибо нет дара различения и суждения.
Сводя оба момента духовности воедино, Иоанн Дамаскин определяет образ Божий в человеке как ум и свободу. Образ Божий лежит, следовательно, не просто «в душе», он лежит в духе. Он лежит в двух высших ступенях человеческого существа. Человек есть духовная личность, самосознание, Я: и в этом он подобен Богу. Духовная личность есть свет сознания и мощь свободы. И этот «свет» и эта «свобода» не вещи и не субстанции и не свойства объектов, — это мой свет и моя свобода; больше того — это я сам. И когда человек говорит: «я существую» — он подобен именно в этом Богу, который говорит: «Аз есмь сущий». Понять, что такое я сам, — значит понять свое богоподобие».
Православная философия культуры, философия творчества базируется на идее богоподобия: если Бог есть Творец, то и человек есть творец, «поэт» культуры. Но человек творит не абсолютно, не изначально, не из ничего, он лишь «формирует» из низших элементов, возводя к высшему и воплощая то, что ему «дано свыше». Если Бог воплощается, то и человек воплощается, ибо каждое сказанное слово (логос) есть воплощение смысла, и вся культура, с ее техникой, с ее науками и искусствами, есть воплощенный дух, воплощенная мудрость человека, существующая «по образу и подобию» божественного Логоса.
9. Богоподобие человека – всеобъемлюще. Итак, спросим себя еще раз: что же именно в человеке достойно называться образом и подобием Божиим, «иконой» Божества? В чем лежит его человеческое достоинство? Ответ будет такой: духовная личность обладает этим достоинством, это она «драгоценна перед Богом» как Его образ и подобие. Все великие Отцы Церкви приходят к этому результату, но не все с одинаковой глубиной раскрывают аксиологическое богатство (ценности), заложенное в личности, в самости.
Сказать, что богоподобная личность человека есть просто душа, как это говорит Тертуллиан, значит почти ничего не сказать; сказать, что эта личность есть «разумное животное», как говорит вслед за Аристотелем Фома Аквинат, значит говорить общие места. Сказать, что богоподобная личность есть ум, свобода, творчество, власть над низшими силами природы — значит схватить нечто существенное в личности, но отнюдь не исчерпать ее богатства, не постигнуть ее тайну. В смысле этого последнего постижения Григорий Нисский, пожалуй, возвышается над всеми. Образ Божий в личности получает у него широчайшее, прямо всеобъемлющее значение. Так, прежде всего личность способна любить и в этом ее богоподобие, ибо Бог есть любовь и человек есть любовь. Где нет любви, там искажены все черты образа Божия. Далее, личность стремится к бессмертию, и в этом есть богоподобие, ибо бессмертие человека связано с вечностью Божией. Но всего этого мало: «образом Божиим в человеке должно быть признано все, что отображает божественные совершенства, то есть вся совокупность благ, вложенная в человеческое естество». Сродство с Богом состоит в том, что человек «украшен и жизнью, и логосом, и мудростью, и всеми прекрасными и божественными ценностями». И все это богатство личности, — говорит Григорий Нисский. — книга Бытия выражает в одном многообъемлющем слове: сотворен по образу Божию. Вот почему богоподобие всеобъемлюще и не заключается в какой-либо одной черте. Не следует удивляться тому, что образ Божий в человеке, по мере того, как мы всматриваемся в него, вырастает до беспредельности и потому как бы теряет определенность. Ведь его прообразом является само Божество, само Абсолютное во всей своей беспредельности, во всей неисчерпаемости своих потенций. И личность богоподобна именно в этом: она есть единство (монада), объемлющее «целый мир, полный бесконечности» (Лейбниц). Личность неопределима посредством системы понятий. Последняя тайна личности в них не выражается. Единственное средство ответить на вопрос, что такое личность, это сказать: личность — это Я сам. Но понять, что такое «я сам», — это значит понять свою непонятность. Не так-то легко почувствовать, что существует последняя тайна личности; и особенно трудно ее найти в «самом себе». Нас сбивают такие термины, как «самопознание» и «самосознание». Кажется, что познание и сознание являются субъектом, который делает меня самого своим объектом. Но именно это невозможно. Мое познание и мое сознание принадлежат мне, но я сам не принадлежу им, это мои «принадлежности», мои орудия, мои функции, которыми сам я далеко не исчерпываюсь. Отождествление меня самого с моим «самосознанием» и «самопознанием» совершенно уничтожено в современной психологии. Кроме моего сознания существует еще мое бессознательное, кроме моего познания существует еще моя непознаваемость. «Я сам» возвышаюсь над всеми этими противоположностями, трансцендирую их и потому являюсь сверхсознанием. Если «сам Я» вечно ускользаю от всякого опознания и осознания, то в этом заключается мое преимущество, а не мой недостаток: есть во мне нечто превышающее всякое познание, и этот переизбыток тайны составляет своеобразное величие неприступности. «Бог в свете живет неприступном», но и человек в глубине самого себя открывает «свет неприступный». В этом состоит последний и высший мистический момент его богоподобия. Бог трансцендентен, и сам я — трансцендентен; Бог сокровенен, и сам я сокровенен; существует сокрытый Бог, и существует сокрытый человек. Существует негативная теология, указывающая на последнюю тайну Божества; должна существовать и негативная антропология, указующая на тайну самого человека. Это высший мистический момент богоподобия. Здесь-то и лежит подобие в непостижимости: «наша духовная природа, существующая по образу Творца, ускользает от постижения и в этом имеет полное сходство с тем, что лежит выше нас; в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной» (Григорий Нисский)». 

(Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Что такое я сам? М. Грааль. 2002г.)

 

3. СЕМЕРИЧНОСТЬ КАК «ВЕРТИКАЛЬНАЯ» МНОГОМЕРНОСТЬ

Существует, по крайней мере, еще один пример «вертикальной» многомерности, который вполне соответствует принципу иерархичности — это принцип семеричности. Поскольку сегодня уже признается семь Уровней в Мироздании и семь уровней в человеке, то семеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая выражает принцип совершенства, полноты и завершенности, может быть не только примером иерархичности или «вертикальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.

 

3.1. ПОНЯТИЕ СЕМЕРИЧНОСТИ

«Семеричность — некий порядок составления (композиции) семи элементов. В конечном счете, семеричность основана на семи направлениях пространства: два противоположных направления для каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении. Три во многих культурах является числом, относящимся к небу (Небесам) (так как это число образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), число четыре ассоциируется с Землей (четыре стороны света). Следовательно, семь – это число, выражающее сумму Небес и Земли (как двенадцать — выражение умножения их качеств). В религии семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три теологических добродетели) плюс четыре основных греха. Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается как символ трансформации и взаимодействия всех иерархически организованных порядков в целом. Отсюда семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь планетарных сфер, семь планет и прочее. Человек как микрокосм, отражающий макрокосм, состоит из семи сфер по прототипу семи небесных сфер». 

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«В школе Пифагора занимались изучением семеричности. Ее суть состоит в том, что «семь» как магическое число определяет многие взаимосвязи в мире. Сам Пифагор написал трактат «Магическая семерка». Этот трактат в оригинале, к сожалению, не сохранился, но можно утверждать, что первые четыре раздела геометрии Евклида представляют собой пересказ этого трактата. Итак, все в мире подчинено семеричности: 7 чудес Света; 7 мудрецов; 7 звезд в ковше Большой медведицы и столько же в Малой медведице; 7 нот; 7 идеальных тел в стереометрии (это тела, грани которых образованы правильными фигурами: тетраэдр, куб, пентаэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр); 7 лет составляет цикл жизни человека: 7 лет длится детство, 7 лет — отрочество, 7 лет — юность, 7 лет — молодость и т.д.; согласно современным исследованиям социопсихологов, человек одновременно может удержать в поле своего внимания 7 предметов.
Чем объяснить такое влияние и роль числа 7? Существует несколько версий на этот счет:
I. Семерка — след Лунного календаря в науке и жизни. Луна делает полный оборот за 28 суток, 7 суток – это четверть луны, неделя.
II. Версия самого Пифагора: мы живем в трехмерном пространстве (континууме), где положение тела однозначно определяется семью точками. Данная система очень похожа на систему координат Декарта.
III. Современная версия (автор Ю.П.Урманцев), основанная на комбинаторике: в комбинаторике максимально возможны 7 способов преобразования, на этом ее возможности исчерпываются». 

(Учение о числах. Пифагор. Сайт об аспирантуре и для аспирантов.)

«Космос семеричен, и всякое творение проходит семеричный цикл развития и имеет семь состояний. Мы говорили уже о том, что человек имеет семь тел. Но и каждая планета тоже имеет семь тел, семь Глобусов. Физическое тело — видимое и шесть тонких тел — невидимы. Также как в человеке мы не видим его тонкие тела, но они существуют, так и тонкие тела планет, звезд мы не видим. Развитие жизни на них происходит в течение семи циклов — семи Кругов. Земля должна пройти эволюционный путь в течение семи Кругов. В течение первых трех Кругов она формирует свою твердую оболочку, которая окончательно затвердевает и уравновешивается в четвертом Круге. В течение последних трех Кругов она постепенно вернется к своему первоначальному состоянию, то есть станет более духовной.
Все творение имеет свое тонкое состояние, и эволюция происходит от тонкого к плотному, а затем опять к более тонкому, духовному уже на более высоком уровне. Мы находимся сейчас в Четвертом Круге Жизни, который является срединной точкой, поворотной в семеричной эволюции Планеты. В этом Круге начинают свою эволюцию человеческие Расы. Основываясь на Космических Законах Циклов, можно сказать, что в каждой Коренной Расе развивается семь подрас, субрас. В каждой субрасе развивается семь семейств, дающих развитие разным народностям. Мы с вами сейчас находимся в Четвертом Круге Жизни, в Пятой Коренной Расе, которая называется Арийской и в пятой подрасе — тевтонской. Первая подраса Пятой Коренной расы — индусская, вторая — кавказские или семитские народности, третья — иранская, четвертая — кельтская…
В заключение, хочу сказать, что более подробно с этой темой можно ознакомиться в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской и в книге Валентины Полян «Открыт твой путь человек»». 

(Семеричность Космоса и эволюция человечества. 29.08.2010г.)

«Практическая нумерология: семеричность в основании Гармонии. В своём основополагающем труде «Секретная Доктрина» Е.П.Блаватская указывает, что «Вселенная управляется простыми, универсальными законами». В эзотерических доктринах признается, что в основе законов Природы лежит семеричность исчисления, в котором 4-й и 7-й члены числового ряда играют особо важную роль. Все в Природе, от строения атомов до строения Вселенной, вполне адекватно описывается с помощью семеричного кода. Таким образом, число 7 играет весьма выдающуюся роль. Свое начало семерка берет как четвертая часть лунного круга, который образуется из 28 дней лунного месяца (28:4=7).
Итак, формула 28=4х7, где 28 — количество дней в лунном месяце, 4 — количество недель, 7 — количество дней в неделе, является основанием для числового моделирования всего сущего. Число 28 является символом жизни. Заметим, что именно в 28-м стихе 72-й Суры Корана указывается, что Бог (Аллах) «объединяет все, что у них, и исчислил всякую вещь счетом».
Нумерология достаточно убедительно показывает также, что есть точное согласование алфавита и натурального ряда чисел по формуле 28 = 4 х 7.
Другим важным числом в нумерологии является 147. Код 147, являясь основополагающей константой, отвечает принципам симметрии. Действительно, в ряду чисел от нуля до семи 1 и 7 являются крайними, а 4 – средней точкой семеричного ряда: 1 2 3 4 5 6 7.
Нумерология утверждает также, что существует тесная связь между словом и числом. В этом плане наиболее характерным является число 7. Достаточно вспомнить о 7 днях сотворения мира, 7 ангелах, 7 цветах радуги, 7 нотах, 7 печатях, 7 светильниках, 7 церквях, 7 чудесах света, 7 правящих планетах, 7 рядах в таблице Менделеева и т.п.
Под числом 7 древние философы подразумевали некий высший принцип Бытия. Отсюда верно то, что числовое значение символов, олицетворяющих этот Высший принцип, таких как Святой Дух, Иисус, должно соответствовать семерке. Действительно, нумерологический пересчет порядковых номеров букв, составляющих эти символы в современном русском алфавите, показывает, что такое соответствие есть. Можно проверить на семеричность основные алфавиты. Это делается по правилу нумерологического сложения числа букв алфавита и числа цифр в каждом языке. Только у современного русского алфавита такая сумма образует магическую цифру 7. Заметим, что русский алфавит образован на основе славянской письменности, которая была создана византийскими учеными на основе глубокого постижения Библии и других священных первоисточников.
Заметим также, что число 7, универсальный закон 28 = 4х7 и константа 147, играют основную роль в теогонии, астрологии, астрономии. Примеров можно привести достаточно много.
Нумерологический анализ числовых последовательностей, например в эзотерической Каббале, позволяет глубоко проникать в духовную природу явлений. На протяжении веков из поколения в поколение происходила передача знаний и нумерологических ключей. Идеи нумерологии столь глубоко проникли в культуру, что уже в наше время широкое распространение получили цифровые методы кодирования звуков и изображений. Как оказалось, именно цифровые коды позволяют наиболее точно и полно осуществлять передачу информации. Наконец, заметим, что компьютер, который является вершиной достижения современной мировой цивилизации, представляет собой лишь частичную реализацию средневековых нумерологических идей. Дальнейшее развитие информационных технологий всякий раз будет приносить нам подтверждение древних истин, что слова и цифры особенно созвучны сознанию, которое роднит нас с Богом». 

(Г.Сергеев, А.Трунев. Динамический Гороскоп.)

«Идею семеричности космической души Теософия переносит на весь состав человека, верная своему универсальному принципу семеричности: мировых циклов, рас, субстанциальных принципов, иерархических начал и сознаний. Теософия предлагает, как некое откровение для Европы, свое учение о семеричном составе человека, основанное на не совсем точной интерпретации антропологии Индуизма. Человек состоит из семи основных мировых принципов, которые располагаются в следующем порядке частей человеческого существа:
— физическое тело — Стула-Бхута
— эфирное тело (эфирный двойник) — Джива
— астральное тело (астральный двойник) — Линга-Шарира
— ментальное тело — Кама-Манас, Кама-Рупа
— индивидуальная (человеческая душа) — Манас
— духовная (божественная) душа — Будхи
— чистый дух, Я, Эго — Атман
Таким образом, эмпирический человек есть не что иное, как совокупность шести оболочек. Освобождаясь от своих оболочек, Атман теряет свое, нажитое с таким трудом в тысячах своих воплощений, сознание, и погружается вновь в бессознательность Божества-Брамана. Но с каждой новой Манвантарой начинается новая игра Брахмана с материей и т.д. до бесконечности. Сизифов труд, бочки Данаид и муки Тантала — поэтическая передача на эллинской почве этого основного догмата «древней мудрости».
Манас соответствует триадической душе, а Будхи — духу человека. Они представляют собою диаду принципов, состоят из ума и воли, по Ведам и Упанишадам. Но ум и воля не разграничиваются в Индуизме и часто смешиваются, получается так, что душа и дух монадичины. В Индуизме нет знания триадичности души и духа, и нет учения об индивидуальной душе, отделенной от Мировой Души. Вивекананда говорит: «Нет никакой индивидуальности, кроме Бесконечного». Индивидуальность есть иллюзия, Майя, и в человеке — это самость, незнание, ведущее к эгоизму. Более древнее учение признает индивидуальность в виде отдельного начала (Ахамкара), куда входит Манас в виде ядра. По древнему учению душа-манас и дух-будхи находятся в сердце, а по Тантрической Йоге они имеют свои центры в голове. В Индуизме нет строгого разграничения души и духа.
Говорится о свободе духа, и почему-то его влечет к материи и он связывается с материей, порабощается ею. Дух якобы не имеет самосознания и получает его при соединении с душой-манасом, но оказывается и манас не имеет сознания и все зависит от индивидуационного принципа ахамкара, вся деятельность которого есть иллюзия, Майя. Таким образом, сознание, эта главная цель воплощения духа, эта спасительная сила, оказывается иллюзией, и потому от него не остается и следа, и отсюда — дурная бесконечность Индуизма. На этом путанном знании, которое завершается обманом, иллюзией, и само есть иллюзия, гордый своею духовностью теософ строит свое спасение, «джнанам-мокша». Вся монументальная «Тайная Доктрина» Блаватской написана под знаком этой идеалистическо-материалистической, иллюзионно-нигилистической путаницы бытия-небытия. Теософская «мудрость» пытается сделать из человека подобие не Божественной Триады, а семеричной божественной Доксы, составляющей семеричную основу Макро- и Микрокосма. Теософия пытается затушевать божественный, теистический, триадический облик человека и выдвинуть космический облик человека, обнаруживая свою основную тенденцию психизма и в мистической теории и в мистической практике.
Космическая Семерица представлена в космической душе человека и в человеческом теле, составляя семеричность психосомы человека, семерицу низших душевных вспомогательных сил и функций и семерицу человеческих психосоматических конституций. Сущность и природа души и духа остаются в Теософии неизвестными, поэтому и подлинная духовность для Теософии недоступна.
Учение о семеричности человека и психизм — один из образцов энантной «мудрости» Теософии. Другой образец — антропоцентризм, с исчезновением идеи трансцендентного Божества, но с сохранением идеи трансцендентности Семерицы. В сущности эта трансцендентность Космической Семерицы лежит в основе всякого политеизма, древнего и нового, и в своих религиозных устремлениях Теософия не поднимается выше политеизма. Это засвидетельствовала обновительница Теософии и Индуизма Блаватская, откровенно заявившая на страницах «Тайной Доктрины», что только планетные духи, или планетные логосы, Дхиан-Чоханы, достойны поклонения, как единственные инструкторы человечества». 

(Семеричность человека. 2006г.)

«Универсальность числа 7, его всеобщий характер подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах. Так В.Н.Топоров пишет: ««Магическое число 7» (по словам Дж.Миллера) характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев-братьев (ср. «Семь братьев», «Семь Симеонов» и сестёр и т.п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти. В некоторых культурно-языковых традициях существует семеричная система счисления и/или число 7 выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально все, что исчисляется в мифопоэтическом космосе».
По свидетельству Блаватской о сакральном значении числа 7 знали задолго до Библии, где эта тема получила дальнейшее развитие — еще Гесиод применял высказывание «седьмой есть священный день», Основательница Теософского Общества дала свой подробный список тех областей бытия, где число 7 проявляет свою священную природу: «Употребление числа семь никогда не было ограничено одной народностью. Это достаточно свидетельствуют семь ваз в Храме Солнца около развалин Бабиана в Верхнем Египте; семь огней, на протяжении веков, постоянно горящих перед алтарем Митры; семь священных храмов арабов; семь полуостровов, семь островов; семь морей; семь гор и рек Индии и Зохара; еврейские Сефироты или Духов; семь созвездий, упомянутых Гезиодом и Гомером; и все нескончаемые семеричности, которые встречаются востоковедами в каждом открытом ими манускрипте».
Блаватская следующим образом видит сущность семёрки: «Рассматриваемое как совокупность, состоящая из 6 и 1, или Шестеричности и Единства, число 7 было невидимым центром, Духом всего, ибо не существует шестиугольного тела без седьмого свойства, которое составляет центральную точку, как например, кристаллы и снежинки в так называемой «неодушевленной» природе. Кроме того, число семь, говорят они, имеет все совершенства единицы — числа чисел. Ибо, как абсолютное единство не связано и неделимо, следовательно, не имеет и числа, и ни одно число не может воспроизвести его, так же точно и число семь, ни одна единица, заключающаяся внутри Декады, не может породить или воспроизвести его. И именно четыре дает арифметическое деление между единицей и семью, ибо оно превосходит первую тем же числом [три], так же как оно само превышается семью, ибо четыре на столько же чисел превышает единицу, на сколько семь превышает четыре».
Как всегда ёмкую и полную характеристику числа со всеми его атрибутами дает X.Э. Керлот: «СЕМЬ символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т.е. шести существующим измерениям плюс центр), семиконечной звезде, примирению квадрата с треугольником посредством наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем вписывания одного в другой. Это число образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для богов, соответствующих им; а также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. Оно также соответствует кресту с его тремя измерениями, и в заключение, это символ страдания».
Практически все авторы (Генон, Блаватская, Э.Леви), писавшие о числе 7, указывают на его связь с процессом проявления. Об этом же говорит Мэнли Холл: «Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и результатом является сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней — это направления: север: запад, юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и материя. В середине всего стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: «Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний».
Семерку считали девственным числом, поскольку, как писал древнеармянский философ Давид Анахт, в отличие от других чисел «семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом». Потому семёрка представляет собой сокровенный центр шестиугольника или шестиконечной звезды, который как бы не касается ни одного из шести углов, поскольку принадлежит иному пространству и иной реальности. Именно по этой причине такой центр является средоточием мистической силы. Оккультисты утверждают, что «седьмой ключ есть иероглиф священной семеричности, царской власти, жречества (Посвященного), восторжествования и истинного достижения путем борьбы. Это магическая власть во всей её силе, истинное «Святое Царство».
Керлот описывает также не только число, но и сам принцип семеричности, лежащий в основании числа семь: «Это есть некий порядок составления (композиции) семи элементов. В конечном счете семеричность основана на семи направлениях пространства: два противоположных направления для каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении. «Три» во многих культурах является числом, относящимся к небу (небесам) (т. к. это число образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), и число четыре ассоциируется, с землей (по причине четырёх сторон двух горизонтальных направлений, сравнимых с основными пунктами. Следовательно, семь — это число, выражающее сумму небес и земли (как двенадцать есть выражение умножения их качеств). В религии семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три теологических добродетели) плюс четыре основных добродетели, а также в семеричности основных грехов. В традиционной теории символов семеричность рассматривается как производная или аналогичная духовным принципам семи планет или древним мифологическим божеством. На небесах «семь» приобретает особый смысловой оттенок в образовании созвездия Плеяд — дочерей Атласа (шесть из которых видимы, а одна невидима). Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается как символ трансформации и взаимодействия всех иерархически организованных порядков в целом. Отсюда семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь планетарных сфер и семь планет»…». 

(С.Ключников. Священная наука чисел. Символика,
нумерология, психология. Беловодье. 2007г.)

 

3.2. ТАЙНА ЧИСЛА 7

«В Тайной Доктрине Востока говорится, что с числом СЕМЬ связана сокровеннейшая из тайн. СЕМЬ — это основное число природы, человека и вообще бытия. Это основное число проявленного Космоса. Все древние народы знали об особой значимости именно этого числа, и народная мудрость запечатлела это знание во многих пословицах и поговорках. Например, «семеро одного не ждут», «у семи нянек дитя без глазу», «семеро с ложкой — один с сошкой», «на семь бед — один ответ», «семь раз отмерь — один отрежь». Также известны изречения: «семь тайн», «семь замков у тайны», «на семи ветрах» и т.д. Мы знаем, что есть «семь смертных грехов», «семь кругов у ада», «семь дней в неделе», «семь цветов у радуги», и т.д. и т.п. Теперь мы также знаем, что такое «семьЯ» — это и есть человек, живущий на Земле в мире физической материи в плотном физическом теле. Число СЕМЬ — это ключ ко многим тайнам Мироздания, и именно поэтому оно довольно часто встречается в Священных Писаниях.
Уже ни для кого не секрет, что каждые семь лет человеческий организм полностью обновляет свои клетки. Такое обновление присуще не только физическому телу, но и тонким телам человека. Новое семилетие обычно начинает свой старт с накоплений, достигнутых нашим организмом к концу предшествующего. Чем чище мы мыслим и живем и к тому же духовно развиваемся, тем качественнее совершенствуем свою низшую природу. Но если в новое семилетие мы не продвинемся в своих высоконравственных мыслях, желаниях и делах, то значительно будем отставать от устремленных к духовности сверстников».

(Тайна числа 7. По книге Л.П.Дмитриевой «Тайная Доктрина
Елены Блаватской» в некоторых понятиях и символах».)

«Число СЕМЬ и символ СЕМИЛУЧЕВОЙ ЗВЕЗДЫ универсальны для различных культур. С древних времен число семь считается проявлением космических Порядка и Организации. Это солнечное число изображалось на древних памятниках в виде короны с семью зубцами. Почти на всех найденных древних артефактах присутствуют или семилучевая звезда, или семь звезд, или семь крестов, или семь бюстов, или семь пылающих жертвенников, или семь ножей, воткнутых в землю, или семь деревьев. Согласно «Священному Писанию», семерка, правящая Временем и Пространством, является совершенным числом и является символом изобилия и божественной целостности во всех религиях мира: месопотамской и шумерской, иудейской и греческой, персидской и арабской, христианской и китайской, индуистской.
В Древнем Египте насчитывалось семь богов света и семь тьмы. Это число очищения, покаяния. Так же семь было священным числом бога Осириса (символ бессмертия),
а богиня знаний, письма, счета и хронологии Сешат изображалась в виде женщины в шкуре пантеры с СЕМИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДОЙ в полумесяце на голове.
В Исламе существуют семь небес, семь земель, семь адов, семь райских врат, семь пророков, которых суфиеты уподобляют семи тонким телам и семи цветам. В Мекке паломник должен семь раз обойти вокруг Каабы и семикратно преодолеть расстояние между горами Кафа и Марания.
В Индуизме семерка считается целым числом, получаемым при сложении трех божественных начал и трех начал Вселенной и добавлении к ним седьмого начала единения, начала Сознания Истины. «Мировая Гора имеет семь граней, а солнце — семь лучей. Седьмой луч — символ центра, могущество Бога». Это число играет важную роль в ведической системе, где существуют семь наслаждений, семь огней Агни, семь лучей, семь рек, семь коров, или кормящих матерей.
В Откровении святого Иоанна говорится о семи свечниках, а в «Ветхом Завете» семерка упоминается 77 раз.
В античной Греции семерка считалась святой цифрой, атрибутом солнечных богов — Аполлона-Феба, Гелиоса, Афины; у Гелиоса было семь сыновей и семь дочерей; Фивы имели семь ворот, которые защищали от нападения врагов семь героев… Согласно учению пифагорейцев, семерка являлась символом сотворения Вселенной, пространства: подтверждалось суммой 3 (Мир) и 4 (Божество).
Среди оккультистов семерка называлась «мистической». Число семь с давних времен считалось своеобразным амулетом, одинаково сильным в добром и в недобром, талисманом, приносящим здоровье.
Число семь было основным в Месопотамии, где и небеса и землю делили на семь зон и изображали Древо Жизни с семью ветвями. В Библии семь дней творения, в течение которых Бог создал мир, сопровождались и другими событиями, тесно связанными с этим числом. В Иудейской Традиции существует семь религиозных праздников, семь обрядов очищения и семилетний цикл исчисления человеческой жизни.
Вообще, куда бы мы не направляли свое внимание, везде встречаемся с этим удивительным и загадочным числом семь». 

((Путешествие в древний мир. сайт «Семь лучей»)

«Число 7 (Гептада). Тройственный символизм семёрки и её графическое изображение. Эзотерический символизм семёрки состоит в том, что она представляет собой законченный циклический процесс или явление, при котором троичная сущность всегда облекается в четверичную материальную форму. Все проявленное мироздание пронизано семеричными структурами. В своем божественном аспекте семёрка, как коренное среди «числ предвечных», олицетворяет собой идею полноты проявленного цикла с его единством идеальных (троичность) и материальных (четверичность) качеств. Она выражает идею господства духа над формой. В своем природном аспекте данное число будет означать семеричную полноту проявлений. В своем человеческом аспекте семёрка выражает идею победы высшей триады над четверкой низших тел, рождающих в человеке ощущение отдельности. В своем графическом изображении семёрка представляет собой семилучевую звезду или пантакль, нижняя часть которого имеет квадратичную форму, а верхняя — треугольную.
Атрибуты и сущность семёрки. Символизируя собой совершенство Макрокосма, соединенного с Микрокосмосом, семёрка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность.

Мэнли Холл пишет о пифагорейском восприятии семёрки следующее: «Пифагорейцы называли гептаду (число 7) достойной поклонения. Она считалась числом религии, потому что человек управляется семью небесными духами, которым человек делает приношения. Она часто называется числом жизни, потому что полагали, что рожденный через семь месяцев после зачатия человек живет, но те, кто рождается через восемь месяцев, часто умирают. Один автор называет её Девой без Матери, Минервой, потому что она родилась из головы Отца, монады. Ключевыми словами к гептаде являются «удача», «случай», «опека», «управление», «правительство», «суждение», «сновидения», «голоса», «звуки» и то, что ведет вещи к их концу. Божества, чьи атрибуты были выражены гептадой, — это Осирис, Марс, Клио (одна из Муз)».
Универсальность числа 7, его всеобщий характер подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах.
Агни-Йога также говорит о семеричности довольно много, утверждая, что это главный принцип числового символизма». 

(С.Ключников. Священная наука чисел. Символика,
нумерология, психология. Беловодье. 2007г.)

 

3.3. СЕМЬ ПРИНЦИПОВ (СЕМЕРИЧНОСТЬ) МИРА И ЧЕЛОВЕКА

«Семь принципов космоса и человека. Философия «Храма Человечества» является философией Древней Религии Мудрости — источника, откуда берут начало все истинные религиозные системы; к сожалению, со временем человечество извращает их. Эта философия основывается на универсальности всей жизни и на семеричности Материи, Силы и Сознания. Без знания семи принципов очень трудно обрести хотя бы подобие правильного понимания явления жизни, а также взаимосвязи Материи и Духа.
В некотором смысле, как Космос, так и человек могут быть названы синтетическим проявлением семи принципов. Эти семь принципов жизни проявляются на четырех планах или в четырех состояниях сознания — духовном, манасическом, астральном и физическом. Различные философские школы придерживаются разной нумерации принципов — от седьмого к первому, от первого к пятому, от первого к седьмому. Мы будем использовать последнюю. На Санскрите эти принципы называются:
1. Атма — чистый дух, Абсолют в проявлении.
2. Буддхи — духовная душа, проводник.
3. Манас — космический разум, сознание тождественности. Мыслитель.
4. Кама (Кама-Манас, Кама-Рупа) — интеллект и форма. Мыслитель в действии.
5. Прана — жизненный принцип.
6. Линга-Шарира — эфирный двойник, низшее астральное тело.
7. Стхула-Шарира — физическое тело.
Мы рассматриваем принципы как отдельные тела и исследуем их взаимосвязи, но нельзя уподоблять их независимым друг от друга частям геометрической конструкции. Мы можем постичь глубочайшую духовную истину жизни, если будем наблюдать мир проявленной Природы, опираясь на интуицию и закон аналогии. Поищем, к примеру, семь принципов в самых обыкновенных предметах вокруг нас. Возьмем дерево или растение. Мы увидим семь главных частей: корень, ствол, ветви, листья, цветок, плод и семя. От семени цикл повторяется снова. Корень — первый принцип, он соответствует Атме, которая является корнем всего и проникает все. Ствол соответствует второму принципу, или Буддхи, первой эманации корня, и является универсальным. Все восходящие и нисходящие жизненные потоки проходят через него, что отвечает принципу Буддхи. Третий принцип, Манас, или высший ум, представлен ветвями, непосредственной эманацией ствола. В третьем принципе появляется первая дифференциация. Духовное Я, Три (Атма-Буддхи-Манас), готово материализоваться, или упасть в Четыре, являющееся планом материи. Четвертый принцип, Кама, двоичен, ему соответствует лист дерева или растения. Его первому аспекту, Кама-Манасу, ли низшему уму, соответствует зеленый цвет, а второму, Кама-Рупе, или телу желаний и страстей, — красный. Лист с этими двумя одушевляющими принципами подобен личности, которая расцветает на Древе Жизни и опадает, когда приходит срок. Мириады личностей расцветают на Великом Древе и опадают со временем, принося нечто свое Древу Жизни. Каждая обогащает Божественный Ствол Бытия своей жизнью. Пятый принцип, или Прана, является жизненным принципом и проникает все остальные. Это аспект Атмы, сущность которой находится в корне, но проявляется как Прана во всем Дереве. Принцип Кама, листья, помогает образованию шестого принципа, астрального тела, которое стремится выразить прекрасным ароматным цветком великолепие внутренней жизни. По мере того как шестой принцип, астральное тело, развивается или уплотняется, появляется седьмой, физическое тело, или плод. Этот плод содержит семя, являющееся вратами, через которые Атма вновь вовлекает СЕБЯ в мир материи и проявляется как семь принципов.
Вышеизложенное дает иллюстрацию семеричности на примере дерева. Но следует помнить, что деревья и растения имеют также свои определенные принципы, от астрального тела до Атмы, существующие на внутренних планах, пока что недоступных пяти чувствам человека». 

(Учение Храма. Книга 2. Минск. Лотоц. 2001г.)

«Введение. Психология (в ее современном состоянии) — это наука о душе. Это наука о том, что полностью отрицается наукой. Материалистическая, биологическая, физиологическая, бихевиоральная (поведенческая), когнитивная и некоторые другие, производные от них ответвления школ психологии — это мертворожденные теории, которые пытаются изучать следствия, презрительно игнорируя причины, их производящие. Психология, изучающая человеческое сознание с точки зрения материализма — это духовный и научный коллапс, так как изучать то, чему нет даже определения и что познается только методом от обратного, то есть, к примеру, сознание — это не мышление, но если его нет, то нет и мышления — это профанация предмета изучения как такового. Без признания того, что сознание — это слияние, сплав двух энергий — энергии жизни и энергии ума — в человеческом механизме (не теле!); без признания того, что ум — это не тупая физиологическая работа клеток головного мозга, а гораздо более совершенная энергия, генерируемая Душой и заставляющая эти самые клетки работать; без признания того, что энергия жизни или жизненная энергия — это не сказка, а реальная субстанция, оживотворяющая человеческое тело и дающая ему возможность реализовать свои замыслы и планы того, что он наметил еще до своего рождения; без признания и до тех пор, пока наука будет отрицать великий закон перевоплощения, который подчинен еще более великому закону Кармы — психология как наука будет находиться на задворках всех наук, а люди, не понимая причин своих страданий — кипеть в адских котлах своих страстей и желаний, подливая с садо-мазохистским удовольствием все больше и чаще масла в огонь своего невежества.
«Психология» буквально означает «слово души». И о Душе, и о Слове мы будем говорить отдельно. Но если термин «душа» еще более-менее осознается и гипотетически хоть как-то принимается большинством (не гласно и с оговорками), то о «слове» необходимо сказать уже сейчас. Психолог как целитель души работает исключительно с энергией слова. Каждая произнесенная им фраза — это либо излечение, либо падение в еще большие глубины проблемы. «Слово» — это всегда сочетание Звуков. Каждый произнесенный Звук создает определенную вибрацию, которая имеет свою частоту, высоту, скорость и ритм. От того, какими именно качествами обладает звук, зависит его цвет и свойства. От свойств и от цвета будет зависеть творящая сила (воздействие), которую, в конечном итоге, и создает Звук.
В Евангелии от Иоанна читаем: «Вначале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть…». Как только определенные Звуки получили Божественный импульс, который заставил Их прийти в движение и начать проявляться в материи (которая, как и все в этом мире, семерична, а потому имеет совершенно различные свойства на разных Планах Бытия), началось Сотворение Мира. Каждый, первично дифференцированный Звук, создал свое, присущее только ему следствие в материи, поэтому Семь Первоначально созданных Звуков еще называют Лучами, приводящими в действие те силы, которые должны работать в унисон с ними. Силы и Энергии (в религиозных источниках они именуются как духи, божественные сущности и субстанции), создаваемые определенным Звуком или Лучом, а также их производные, спускаясь по мере дифференциации, во все более плотные слои Пространства, постепенно начинают разделять создающуюся Реальность на Планы, где Акаша становится Высшим астральным Миром, а Эфир — низшим. Отсюда: всегда нужно помнить, читая сокровенные тексты, что Звук, как Божественное Начало, никогда не равен звуку земному; Звук — это Творческий Потенциал, звук — зеркальное отражение и проявление Высшего в низшем.
«Личность» в трактовке современной психологии, также как и термин «сознание», не имеет конкретной, принятой всеми психологическими школами, формулировки. Каждая трактует по-своему, у каждой есть на этот вопрос свой взгляд. И каждая по-своему права. Казалось бы, что проще — синтезировать все накопленные знания и трансмутировать их через единый алхимический преобразователь — Ее Величество Душу, изучением которой и должна, по логике, заниматься «наука о душе». Однако именно этот, единственно реальный элемент в человеческой природе и психике упрямо игнорируется «мэтрами от науки». Парадокс. К счастью, прогрессивная человеческая мысль, питаемая также, кстати, Лучами, не может долго находиться в заточении и поэтому начинает искать выход. Те психологи, те ученые, которые действительно хотят разобраться в вопросах, поставленных в самом названии науки, начинают обращаться к философии, религии, к другим, современным и древним наукам; в процессе анализа и синтеза полученных знаний, у них начинают вырисовываться новые взгляды на природу человека, на его место в мире, на его отношения к Миру. Первым таким современным мыслителем в области психологии, сделавшим гигантский шаг в этом направлении, стал Карл Густав Юнг, который открыто заявил — Бог есть, поэтому природа человека божественна, а Душа — «от природы христианка», но ее нужно разбудить, говорим мы, ее необходимо завоевать как «землю обетованную», но первоначально — хотя бы признать ее «де факто», иначе неизбежны хождения по заколдованному кругу по типу «пойди туда, не знаю куда, овладей тем, не знаю чем». Юнг в своих исследованиях, особенно в последние десятилетия, открыто использовал знания, полученные при изучении восточной и западной философии, и также открыто отказался от ортодоксальности психоанализа. Поэтому, беря за основу в своей работе такие Древние Источники как Библия, Веды, Упанишады, Махабхарата, а также «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской, Учение «Агни-Йоги», уникальнейшие исследования и работы Елены Ивановны Рерих, труды Вивекананды, Учение «Храма Человечества», некоторые работы А.Бейли, Элифаса Леви и т.д., мы будем опираться и на творческую деятельность родоначальника трансперсональной психологии — Карла Густава Юнга, выдержками из работ которого, в подтверждение всему изложенному, мы и завершим данную работу.
Упоминания о семи эонах и о семи эманациях, о жизни и природе семи «Духов перед Престолом Божиим», которые можно найти в трудах Платона и многих Посвященных, все упоминающиеся «Семь»: «Семь Строителей», «Семь Источников Жизни», «Семь Риши» и т.д. — все это есть синонимы все тем же Семи Лучам или Первозвукам, которые влияют не только на нашу планету, но и на все планеты, принадлежащие Солнечной системе, а также на каждого отдельно взятого человека, определяя его характер, темперамент, качества личности, его мировосприятие, его жизненный статус на данном отрезке жизни. Нет «табулы расы» при рождении ребенка, нет взаимосвязи между генами, наследственностью и типом темперамента, становлением характера и всего остального, что за этим следует, как бы этого не хотелось материалистично-атеистично настроенным ученым. ВСЁ ЭТО он уже ИМЕЕТ, когда рождается, и ВСЁ ЭТО зависит только от того, что он накопил в своих прошлых жизнях. Только и всего. Только этим объясняется, что хилый и болезненный «очкарик» имеет силу воли, нестандартное прогрессивное мышление и выдержку для отстаивания своих взглядов, которыми обладают далеко не все высокообразованные и продвинутые взрослые; только этим объясняется то, что у «нормальных» родителей рождаются дети-инвалиды, причем как физические, так и нравственные. Только этим объясняются и так называемые наследственные заболевания, которые являются всего лишь следствием того, через какие кармически определенные болезни должен пройти человек, чтобы искупить через физические страдания путем духовного переосмысления (увы, это пока единственно действенный способ) свои моральные издержки. Только этим можно объяснить и тот факт, что иногда у родителей-алкоголиков рождаются абсолютно здоровые дети — ребенок в утробе матери развивается по уже заранее заложенной программе, изменить которую современная медицина не сможет еще очень долго. И об этом мы тоже будем говорить. Но начинать надо с основных понятий. Начинать надо с того, что человек семиричен по своей природе, что, обладая семью энергетическими телами, шесть из которых видимы не всем, он несет в себе еще и Семь Принципов, которые являются его уровнями сознания и частично соответствуют его семи телам. Когда человек сумеет овладеть и подчинить себе природу Семи Принципов — он станет Человеком. Он найдет Себя в себе. Поэтому и начнем мы именно с этой темы.
Часть I. Глава 1. Семь Принципов человека. Чтобы вникнуть в данную тему, необходимо вспомнить или признать, что человек обладает одним — физическим, материальным — телом и еще шестью — невидимыми для физического глаза — тонкими, но не менее материальными, телами. О том, что эти тела реально существуют и функционируют в своем режиме, знали в далекой древности и знают сейчас, экспериментально доказав это с помощью современной физики: достаточно внимательно изучить работы директора Центра физики вакуума академика РАЕН Г.И.Шипова, ознакомиться с работами выдающихся русских ученых-психофизиков, занимающихся научной парапсихологией, таких как А.П.Дубров, А.Г.Ли, В.Н.Пушкин, Л.Л.Васильев; также можно ознакомиться с энергоинформационными теориями и теориями сознания И.М.Когана, А.Е.Акимова, Г.И.Шипова, а можно просто почитать об исследованиях энергоинформационных взаимодействий О.И.Коекиной, Б.А.Родионова, В.П.Казначеева, И.В.Родштата, А.Ф.Охатрина и очень многих других. Об этих работах много и подробно написано в современной литературе, поэтому не имеет смысла пересказывать их еще раз. Гораздо интереснее остановиться на тех фактах и сведениях, которые принесли нам далекие архаические времена, когда у людей не было современных технических средств, но они обладали огромными духовными способностями и знаниями, и имели свободный доступ к Свиткам Акаши — Космической Первопамяти, Матрице, хранящей в себе все, что когда-либо было, есть и будет в нашей Вселенной.
Древняя Религия Мудрости — Источник, откуда произошли все Знания и все истинные религиозные системы, учат, что все явления жизни, происходящие когда-либо на Земле, основываются на универсальности всей жизни и на семеричности Материи, Силы и Сознания. Поэтому, изучая человеческую природу без знания и понимания Семи Принципов, которые есть уровни сознания, а также без понимания взаимосвязи Материи, Духа и Сил, влияющих на эту взаимосвязь, проникнуть в сущность Бытия, также как и в сущность истинной психе человека, невозможно. Хочется обратить внимание на то, что Принципы, или состояния сознания, не тождественны семеричному строению тел человека, хотя и не отделимы от него. В этом вопросе очень часто происходит путаница, ведущая к неясности и искажению материала. Скомпонованные в Высшую Триаду и низшую Четверицу состояния, или уровни сознания, то есть те Семь Принципов, с которыми вы сейчас ознакомитесь, являются тем, что в психологии принято называть «Высшим Я» или Эго и «низшим я», или эго. Первые четыре принципа являются тем, что называют инстинктом, «животной душой». Высшая Триада — это Божественное Начало, это та Искра, которая одухотворяет человека и приводит его в единение с Богом или Самим Собой. Высшая Триада в человеке — это Христос, который находится в латентном состоянии у каждого из нас в нашей Душе, а низшая Четверица — это крест Христа, на котором Его распинают ежесекундно наши животные, неукротимые страсти. Соединительным мостом между «Высшим» и «низшим» является Пятый Принцип, который носит название «Манас» и который должен либо поднять уровень вибраций четвертого принципа настолько, чтобы человек осознал свою божественную природу, укротив свои животные инстинкты, либо, подчинившись своей инстинктивной природе, спуститься до уровня примитивного существования.
Елена Петровна Блаватская дает следующую схему построения Семи жизненных Принципов или сущностей человека:
1. Тело — Стхула-Шарира
2. Жизнь — Прана
3. Астральное тело — Линга-Шарира
4. Животная душа – Кама-Рупа
5. Человеческая душа — Кама-Манас; Манас
6. Духовная душа — Буддхи
7. Дух — Атма
Эта схема немного разнится от той, которую дают Елена Ивановна Рерих, и Учение «Храма Человечества», где второй и третий принципы меняются местами, но разница, на наш взгляд, здесь не принципиальная и на усвоение и понимание материала повлиять не может. Пятый Принцип, как уже говорилось, в зависимости от тяготения либо к животной душе, низшей четверице, либо Высшей Триаде делится на Кама-Манас и Манас, Разум.
Каждая сущность, или Принцип (уровень сознания), неотделимы друг от друга, сохраняя при этом свою независимость и свое воздействие на жизнь данного человека. Элементы физического тела находятся на материальном плане, все остальные — на тонкоэнергетическом уровне, не доступном нашим пяти органам чувств».

(Лилия и Сергей Райченко. Истоки сокровенной психологии. Донецк. 2008г.)

* * *