Статья 3.2.4. Тождество Микрокосма и Макрокосма.

 продолжение

6. ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА МИКРОКОСМА И МАКРОКОСМА В ТАНТРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

«Глава 1. Что такое Тантра? Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование Макрокосма посредством изучения Микрокосма».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Глава 1. Тантра: время и люди. То, что имеет место быть в теле человеке, есть и везде, того же, чего в нем нет, нет и нигде. Микрокосм на своем уровне в точности отражает Макрокосм».

(Ю.Холин, С.Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Феникс. 2004г.)

«Подобно тому, как Микрокосм (тело человека) и Макрокосм (Вселенная) имеют семь главных центров — чакр, так же и естественная общекосмическая Традиция, Истинная Вечная Религия (Сатья Санатана Дхарма), т.е. Тантра, имеет свои «чакры» и соответствующие им формы Единой Религии. Такими формами являются семь ачар…».

(Шрипада Садашивачарья. Семь форм (ачар) Тантрической Традиции.)

«Во всем есть все остальное, что существует где-либо. Нет ничего во Вселенной, чего бы не было в человеческом теле, и не обязательно поднимать взор к небесам, чтобы найти Господа. Он есть внутри, знаемый как Антарйамин — внутренний правитель или Антаратма — внутреннее «Я». Где бы во Вселенной не существовали ум и материя, в той же форме они существуют и в человеческом теле. Об этом в «Вишвасара-Тантре» сказано так: «Что есть здесь, то есть везде, а чего нет здесь, того нет нигде». 6

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

«Тантра (Индуизм). Происхождение Тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой Богини-Матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной верой всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. За основу принимается представление о тождестве Микрокосма и Макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, Тантра разделяется на «правую» и «левую»».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Человек — это Микрокосм (кшудра-брахманда). Все существующее во внешней вселенной, существует и в нем. Внутри него все таттвы и миры, а также высшая Шива-Шакти. В нем есть семь верхних регионов, или лок. Этим регионам — бхух, бхувах, свах, тапа, гана, маха и сатья локам — соответствуют шесть центров: пять в позвоночнике, шестой в нижнем мозговом центре, и седьмой в верхнем мозге, или Сатья-локе, обители высшей Шива-Шакти. Шесть центров таковы: муладхара, или опорный центр, свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна чакры, или лотосы. Седьмой регион за чакрами — это верхний мозг, высший центр проявления сознания в теле, и потому обитель верховной Шива-Шакти». 

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита. Энига+. 2001г.)

«Необходимо помнить о фундаментальном принципе Тантра-Шастры, гласящем, что человек — это микрокосм (кшудра-брахманда). Все то, что вечно существует во внешней вселенной, существует и в нем. Все Таттвы и миры находятся внутри него; это же относится и к верховным Шиве-Шакти. Тело человека может быть разделено на две основные части, а именно на голову и туловище с одной стороны и ноги — с другой. Центр тела человека находится между этими двумя частями, у основания позвоночника, примерно там, где начинаются ноги. Поддерживает туловище и все тело спинной хребет. Он является осью тела, в точности так же, как Гора Меру является осью Земли. Поэтому позвоночник человека называют Меру-Данда (Меру — ось, посох)». 

(С.Шанкаранарайан. Шри Чакра. Очерки по индусскому мистицизму.)

«Тантра (ткацкий станок, нить, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, система, теория, доктрина, научное открытие) — мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание. Термин «тантра» состоит из двух слов: корень «тан» означает распространять, расширять, развивать; корень «тра» — спасение, расширение, освобождение. Основной целью Тантры является трансформация индивидуального, ограниченного сознания в Божественное сознание, практическое осуществление единения человеческого существа с Абсолютом, как на духовных уровнях (Атман-Параматман), так и на физическом Пинда-Брахманда. В задачи Тантры входит интеграция макрокосма и микрокосма. Тантра является практической стороной Йоги, невозможно представить Йогу без Тантры, как и Тантру без Йоги». 

(Тантра. Традиция Натхов.)

«Лекция 7. Ваджраяна (Тантрический Буддизм). Особенно следует остановиться на сексуальной символике Тантр, которая настолько очевидна, что даже стала ассоциироваться у западного обывателя с самим словом «Тантризм». Отнюдь не удивительно, что работающие с подсознанием тантрические йогины специальное внимание уделили сексуальности (либидо) как основе самой энергетики организма, который рассматривался как микрокосм — точная гомоморфная копия Универсума. Кроме того, Ваджраяна рассматривала блаженство, наслаждение (сукха, бхога) как важнейший атрибут природы Будды и даже провозгласили тезис о тождестве пустоты и блаженства. В некоторых Тантрах вводится понятие Тела Великого Блаженства (махасукха кая), которое рассматривается как единая сущность всех трех Тел Будды». 

(Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб. 2000г.)

«Человеческое тело рассматривается в Тантризме как Микрокосм, совершенно изоморфный Макрокосму, а, следовательно, в нем присутствуют и Шива и Шакти. Считается, что вечный дух Шивы, Атман, локализуется в голове, точнее в макушечной части черепа. Шакти отождествляется с энергией, которая «спит» в основании позвоночника человека и подобна змее, свернутой в спираль трех с половиной колец. Эта «змеиная сила», называемая Кундалини («свернувшаяся в кольца»), является, по выражению Д.Голмена, «гигантским резервуаром духовной энергии», расположенным в основании позвоночника (Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. От Каббалы до трансмедитации. К. София. 1993г.). Утверждается полная имманентность Шивы-Пуруши и Атмана, локализованного в верхней чакре. Считается, что достичь ее можно путем воссоединения Шивы и Шакти, которое достигается подъемом Кундалини в высшую чакру (сахасрара), когда индивидуальный дух осознает и переживает свою тождественность абсолютному духу Шивы». 

(Жиртуева Н.С. Тантризм в контексте теории мистического опыта
просветления. // Вопросы духовной культуры. Ж. «Философские науки».)

«Урок 13. Тема 6. Тантра. Магия. Магия происходит в сфере материальной вселенной (Майи). Все, что случается в окружающем нас мире, будь то рождение ребенка, рост дерева, полет птицы или процесс пищеварения, в действительности является магией. Что может быть более магическим, чем невероятные явления, происходящие вокруг нас каждую секунду в течение каждого дня?
Основная предпосылка магии состоит в том, что Макрокосм отражается в Микрокосме, хотя в действительности их взаимоотношение гораздо глубже. Поэтому магические методы могут вызывать изменения во внешнем мире, в феноменальной вселенной и в самом отдельном человеке. Микрокосм — это врата к Макрокосму. Внутренние действия ведут к пониманию внешнего. Понимание Майи ведет к овладению ею.
Большинство людей либо крайне скептически относятся к магии, либо считают ее чем-то сверхъестественным. Но на деле это не более чем расширение естественных способностей человека за рамки понимания и опыта большинства людей. Магическая сила реальна…, столь же реальна, как все существующее. Но она лежит за пределами обычного опыта. Сила магии проистекает из утверждения «Вишвасара-Тантры», которое гласит: «Что здесь, то и везде; Чего нет здесь, нет нигде». Она следует из утверждения Гермеса Трисмегиста из Древнего Египта, который говорил: «То, что внизу, есть образ того, что вверху; А то, что вверху, есть образ того, что внизу для целей магии или чуда».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«Тантрическая Традиция фокусирует свое внимание на личностном аспекте духовности: психической структуре, ментальных механизмах, структуре сознания и внутренних мотивациях. Ведическая Традиция, напротив, свое основное внимание выносит во внешнее пространство, наполненное противоречивыми силами, которые, тем не менее, хотя и с трудом, но все же могут быть укрощены.
Ранняя Тантрическая Традиция не продолжала подконтрольное индивидууму пространство далее Микрокосма. Но несколько позже, под влиянием ведических представлений, Тантра стала исследовать «мир вокруг». Эти исследования заметно расширились, когда стало очевидным, что Микрокосм, в сущности, есть полноценная модель Макрокосма. В действительности оказалось, что Микрокосм индивида вмещает всю Вселенную. Когда мы обнаруживаем сходные идеи в Упанишадах, на поздней стадии развития ведической литературы, то влияние тантрической идеологии здесь становится очевидным. При этом характерной чертой тантрического мировосприятия, как видно из знакомства с такими средневековыми трактатами, как «Тантра-лока» и «Шарада-тилака-Тантар», «Мригендра-Агама», является заимствование некоторых представлений из ведической философии, хотя основное ядро тантрической идеологии автономно восходит к доведическим временам…
Что же касается непосредственно символизма шестиконечной звезды, то в простейшем толковании она олицетворяет как Макрокосм, так и Микрокосм, слитые воедино». 

(Звезда Давида и Тантра. 2006г.)

«Тантрическая Традиция придает телу исключительно важное значение, так как все процессы, протекающие во вселенной, протекают и в теле каждого. Тело — это одна из самых совершенных янтр. Согласно тантрическому (а также древневедическому) мировоззрению, тело человека представляет собой Микрокосм, средоточие реализации желаемого (ишта) и той цели, которая должна быть достигнута (садхья) через постоянно прилагаемые усилия (садхану). В частности, садхана состоит в пробуждении скрытой силы собственного «Я» (атма-шакти) и ведет к Самореализации. Благодаря присутствию в теле этой силы собственного «Я» (проявляющейся в Микрокосме человеческого тела как энергия Кундалини), поддерживается само существование человека. В свою очередь, Кундалини Микрокосма неотделима от своего макрокосмического аспекта — от Маха-Кундалини, некой «всеобщей Кундалини» или единой Космической Энергии, Шакти, почитаемой тантристами как Богиня-Мать. Но самая глубинная сущность человеческой души — это мужской принцип неизменного Космического Сознания, Шивы, который является Душой всех индивидуальных душ и поэтому почитается как Бог-Отец. Тело человека представляет собой вместилище двух этих принципов — активной, динамической Шакти (Энергии) и статичного, пассивно-созерцательного Шивы (Сознания). Цель тантрической духовной практики (садханы) состоит в том, чтобы привести в своем теле-микрокосме эти два принципа в состояние идеального равновесия (самарасья), сделать Двоих Одним Целым. И телесно ориентированные техники, и практики садханы (часто связанные с использованием сексуальной энергии) играют в достижении этой цели очень важную роль».

(Шрипада Садашивачарья. Сексуальная жизнь в Тантрической
Традиции и ее отличие от практики «неотантри». 2004г.)

* * *

N 36. 01.07.13г.