Статья 3.2.5. Многомерность человека.

В последнее время ученые все больше говорят о «многомерности» человека и мира, в котором мы живем. Возможно, факт существования множества систем религиозного, философского, научного, и особенно антропологического знания, говорит именно об этом феномене. «Многомерность» человека стала метафорой даже в научных системах Антропологии. Многие специалисты считают, что будущая эволюция человека будет развиваться именно в сторону раскрытия «многомерности» человека.
В Учении Тантры присутствует множество оригинальных, уникальных, парадоксальных, глубоких концепций, в основу которых положен принцип многомерности мира и человека. Более того, в Учении Тантры мир и человек представлены как в «вертикальной» так и в «горизонтальной» многомерности, которая представлена совокупностью «основных» феноменов (фундаментальных аспектов) человеческого бытия и мира, выражающих собой и обеспечивающих целостность и единство человека и мира.
Говоря о многомерности человека и мира, мы можем говорить о многомерности жизни, бытия человека, многомерности познания человеком себя и мира, многомерности традиций, культуры и т.д. Также можем говорить о многомерности тела человека, его энергетики, сознания, психики и т.д. Но можем ли мы говорить о многомерности природы и тем более многомерности сущности человека и мира.

* * *

1. ЧТО ТАКОЕ МНОГОМЕРНОСТЬ?

В качестве введения в тему обратим внимание на несколько может быть совершенно разных цитат, но, бесспорно, имеющих, по крайней мере, одну общую тему — феномен человека.

«Многомерность великой мантры. Значение и эффективность мантры состоят в ее многомерности, ее способности быть верной не только для одного, но и для всех уровней Реальности, где она будет раскрывать новое значение, пока, пройдя неоднократно через различные стадии опыта, мы не будем в состоянии постичь всю полноту мантрического опыта… Потому что у всего живого и во всех сферах творческой активности целое больше, чем сумма его частей. Смысл отдельной части может помочь нам в понимании целого при осознании нами их органического родства. Органические связи настолько важны, что совершенно невозможно и недостаточно, изучив досконально некие отдельные части, связать их затем воедино — мы должны видеть целостность сразу и во всех направлениях внутреннего опыта».

Так было написано в книге ламы Анагарика Говинды «Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры «Ом Мани Падме Хум» (Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г. 472 стр.).
И вот что пишет Ли Кэрролл в предисловии к книге «Эволюция сознания» (см. Пегги Феникс Дабро, Дэвид П. Лапьер. Элегантное обретение силы. Эволюция сознания. 2008г. 165 стр.):

«Дорогой читатель, трудно предположить, что привело твои глаза на эту страницу. Возможно, ты хотел найти больше сведений об этой книге перед тем, как ее купить. Возможно, ты просто читаешь предисловия? (Многие этого не делают.) Как бы то ни было, я хочу предложить фразу для размышления прежде, чем ты отложишь эту книгу: Если ты думаешь, что знаешь о целительстве, балансировке тела и энергетической работе, или, возможно, не веришь ни во что из этого, все обстоит совсем, совсем, совсем иначе!
Сегодня новая эра — время, когда физики заново открывают Реальность. Астрономы заявляют: большая часть энергии Вселенной где-то «спрятана» (они называют ее темной энергией, потому что ее нельзя увидеть; в своих работах они не знают, где она находится). Время, каким мы его знаем, начинает исследоваться как нечто, чего, возможно, не существует; и наука сейчас принимает Теорию Струн — элегантную сложную математическую модель, требующую, чтобы вся материя была межпространственной. Это научное подтверждение того, что большая часть нашей Реальности находится Там, но невидима. Все больше и больше ранее «странное и необычное» становится многими областями научного исследования. Сейчас наиболее подходящее время для возникновения новой науки — исследование ранее скрытой универсальной энергии и способности людей напрямую получать к ней доступ».

Вот что пишет в своей книге М.И.Беляев (см. Беляев М.И.Милогия. 2000г.), автор и основоположник Милогии — фундаментальной науки III тысячелетия (по словам автора):

«Здесь нам хотелось бы позаимствовать научные взгляды знаменитого физика, который разработал уникальную картину Вселенной и структуру динамики человека внутри нее. Уильям Тиллер, доктор наук, профессор колледжа Эмерит Стенфордского Университета (Кафедра технологии материалов) «построил» мост между физикой и метафизикой. В книге «Наука и преобразование человека: тонкая энергия, намерение и сознание» профессор Тиллер выходит за рамки классического мышления в науке. В качестве подлинного источника нового понимания, он использует свои многолетние исследования и опыт изучения тонкой энергии и необычных явлений. В книгу включены научные находки, теория и модель, благодаря которой мы можем начать понимать многомерную природу своей сущности. Взгляды Тиллера базируются на прочном научном мышлении!».

Вот что пишет доктор философских наук, С.Р.Аблеев (см. Аблеев С.Р. Структура природной реальности: бытие, сознание, иллюзия. // Материалы девятой международной междисциплинарной научной конференции «Этика и Наука Будущего». Парадигма знаний и образование. М. Дельфис. 2011г.):

«Концепция многомерности Универсума является одним из фундаментальных оснований всей философской картины мироздания Антропокосмизма (система взглядов, мировоззрение, признающее гармоничность единства и равноценность человека и Космоса. — ред.). Она может рассматриваться в трёх взаимосвязанных между собой плоскостях. В онтологической плоскости, предполагающей существование каскада уровней природной Реальности. В космологической плоскости, предполагающей структурный космогенез и глобальную онтологическую эволюцию многомерного Универсума. И в антропологической плоскости, предполагающей многомерность человеческой природы и человеческого сознания».

Вот что пишет доктор философских наук, профессор Кафедры философии и социологии филиала Казанского федерального университета в г.Елабуга, А.Г.Сабиров (см. Сабиров А.Г. Многомерность человека в современной философской антропологии. // Многомерность и целостность человека в философии, науке и религии: материалы Международной научно-образовательной конференции. / Под ред. Э.А.Тайсиной. Казань. Казанский университет. 2012г. 404 cтр.):

«В настоящее время понимание человека как биосоциального существа не позволяет в полной мере отразить тотальную целостность и многомерность его природы и сущности, в которой биологическое и социальное, телесное и духовное, типичное и индивидуальное взаимосвязаны и взаимообусловлены (см. об этом подробнее Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону. РГУ. 1994г. 254 стр.)».

«Многомерность природы и сущности человека раскрывается через всю систему научного знания, которая отражает круги его бытия…» — так было сказано в публикации под названием «Проблема многомерности человека: философский анализ» (Э.В.Хмелевская. г.Одесса. 2008г.).

«Многомерная сущность человека отражает в себе многомерную природу бытия» — так считает профессор Ф.Г.Ялалов, основоположник нового научного направления «Этнодидактика», автор 9 монографий, 7 учебных пособий по педагогике, концепциям современного естествознания, имеющий более 200 научных, научно-методических публикаций (см. Ялалов Ф.Г. Многомерные педагогические компетенции).

«При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью» — так написано в Новой философской энциклопедии в статье о личности (под. ред. В.С.Степина. М. Мысль. 2001г.).

Если «многомерность личности признается ее сущностью», можем ли мы говорить, что многомерность человека может быть признана его сущностью? Ведь, согласно Ф.Г.Ялалову, «многомерная сущность человека отражает в себе многомерную природу Бытия». Согласно М.И.Беляеву, благодаря новому взгляду на Реальность, мы сможем начать понимать «многомерную природу своей сущности». Согласно С.Р.Аблееву, концепция многомерности Универсума предполагает «многомерность природы человека». Согласно А.Г.Сабирову, сегодняшнее понимание человека не позволяет в полной мере отразить «многомерность его природы и сущности». Хотя, согласно Э.В.Хмелевской, «многомерность природы и сущности человека» раскрывается через всю систему научного знания… Несмотря на то, что в последнее время ученые все больше и больше говорят о «многомерности» человека и мира, в котором мы живем, все же до сих пор остаются вопросы: что такое многомерность и как ее воспринимать по отношению к миру и человеку, и как понятие «многомерность» соотносится с такими понятиями, как «природа» и «сущность» человека и мира.

Вот что пишет С.В.Пахомов в статье «Антропология Тантры» (см. Пахомов С.В. «Антропология Тантры: психосоматические аспекты». // Сборник: Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103):

«Большинство индийских религиозно-философских учений холистичны по своему характеру. Под холистичностью подразумеваются неразрывные связи между индивидуальными формами и всеобщими, макрокосмическими принципами. Благодаря таким связям индивидуальное интегрировано во всеобщее, неотъемлемо от него и получает свой смысл именно через него; с другой стороны, всеобщее выражается в индивидуальном, причем не только в совокупности индивидуалий, но и в каждой из них по отдельности. С наибольшей очевидностью и полнотой всеобщее выражается в человеческих существах, высшей целью которых считается практическая реализация единства с ним.
Одно из холистических учений представляет собой Индуистская Тантра, или Тантризм. Как и следует ожидать, индуистская Тантрическая Традиция (или, если быть точным, целый спектр разных тантрических традиций) уделяет огромное внимание антропологической проблематике… <…>.
В индуистском Тантризме (как, собственно, и в Индуизме вообще) только человек благодаря своей особой психофизической структуре способен к деятельности, приносящей плоды, а, следовательно, может сравнительно свободно перемещаться по уровням бытийной лестницы… <…>.
Идея тесной взаимосвязи микрокосмического (индивидуально-телесного) и макрокосмического (или трансцендентного) уровней фигурирует в индийских учениях с древнейших времен. Индийская культура смогла не только сохранить эту архаичную идею, но и наполнить ее новым содержанием…<…>.
В индуистском Тантризме монистический принцип [монистическая концепция Бытия] означает не статичное внутри-себя-присутствие единой идеальной сущности (как, например, в Адвайта-Веданте), а ее динамическое континуальное развертывание в виде эманирующих друг из друга «слоев», которые становятся все более плотными и в то же время дробными по мере удаления от сакрального центра. Это развертывание совпадает с проявлением и развитием Мироздания… <…>.
Начало творения-исхождения Универсума есть начало излучения Шивой слоев, имеющих одновременно и гносеологический, и онтологический характер. Эти слои отличаются друг от друга степенью слитости субъективного и объективного аспектов сознания: чем выше, полнее эта слитость, тем ближе слой к Высшей Реальности. Абсолютная же слитость существует только в Боге».

Согласно Учению Тантры, обычному человеку с «мирскими» привязаностями и «загрязнённым» восприятием Мира очень сложно понять, что означает выражение Тантры: «Всё есть Шива, всё есть Бог», «Все есть Шакти, все есть эта Вселенная». Согласно Учению Тантры, все что может быть перечислено, как и то, что не может быть перечислено, «создано» Богиней Шакти. И всё это многообразие является одновременно великой силой Иллюзии, Заблуждения (Маха-Майя) и великой силой Осознания, Знания (Маха-Видъя), поскольку проявляет как волшебную, так и божественную природу Богини Шакти. Отсюда так много в мире культур, традиций, религий, воззрений, и так много представлений и суждений о том, что такое Человек, Бытие, Мир, Вселенная, Бог, Абсолют.
Согласно Учению Тантры, не только душа человека тождественна Шиве, не только сознание человека тождественно сознанию Шивы, но и тело человека также тождественно телу Шивы. Также верно и другое: тело человека есть «план» проявления Шакти, сознание человека есть «план» проявления Шакти, душа человека есть «план» проявления Шакти. Весь Мир является проявлением Шакти и «отражением» Шивы. Не только мир, но и человек есть Шива-Шакти, как и Шива-Шакти-Йога, как и Шива-Шакти-Самайя, как и Шива-Шакти-Самарасья, как и Шива-Шакти-Ямала (санскр. единение, единство, мистический брак и др.).
Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется. Человек в своем единстве одновременно присутствует на всех онтологических уровнях и планах бытия. Специфика данной проблемы состоит в том, что она принадлежит к числу «вечных» и «комплексных».
Поэтому так важно сегодня обратить внимание на Учение Тантры, в котором присутствует множество оригинальных, уникальных, парадоксальных, глубоких концепций, в основу которых положен принцип многомерности мира и человека. Более того, в Учении Тантры мир и человек представлены как в «вертикальной» так и в «горизонтальной» многомерности, которая представлена совокупностью «основных» феноменов (фундаментальных аспектов) человеческого бытия и мира, выражающих собой и обеспечивающих целостность и единство человека и мира.

Сегодня в научной, околонаучной, научно-популярной, эзотерической и др. литературе и интернет-публикациях можно встретить самые разные словосочетания со словами «многомерность», многомерный», например:
— многомерность мира
— многомерность жизни
— многомерность Знания
— многомерность времени
— многомерность человека
— многомерность сознания
— многомерность мироздания
— многомерность природы мира
— многомерность пространства
— многомерность бытия человека
— многомерность учений и систем
— многомерность психики человека
— многомерность природы человека
— многомерность личности человека
и
— многомерный анализ
— многомерный подход
— многомерные процессы
— многомерная медицина
— многомерное мышление
— многомерное понимание
— многомерные технологии
— многомерная методология

Поэтому, прежде чем говорить о многомерности человека, познакомимся поближе с таким понятием как «многомерность».

«Многомерность — свойство пространства (времени, человека) быть более многогранными и иметь дополнительные пласты свойств, которые нам неизвестны. Поскольку мы способны воспринимать только привычное нам количество измерений пространства и времени, понятие «многомерность» носит скорее теоретический характер. Чтобы воспринимать более многомерные структуры, в человеке должны проявиться более глубокие и тонкие аспекты сознания и чувствования, т.е. человек должен измениться».

(Многомерность. интернет-сайт «Живое Знание»)

«Понять нам многомерность очень сложно, но знать, представлять и принять необходимо. Необходимо, прежде всего, потому, что невозможно продвигаться в нашем саморазвитии не представляя, и не принимая то, чем мы на самом деле являемся. Нужно помнить, что многомерна наша планета, многомерно всё находящееся и произрастающее на Земле. Многомерна каждая травинка… Что же даёт нам понятие многомерности, какие преимущества могут быть для тех, кто это принял. Я не говорю — понял, понять нам его даже в таком упрощенном варианте, сложно. Принять же, как данность нам вполне под силу. Подобное принятие могут позволить нам практики, связанные с возможностью перехода на другие временные линии, а так же объединение навыков вспоминания состояний и различных временных отрезков этой жизни». 

(В.Тетерин. Мы многомерные сущности. 25.11.12г.)

«Мистики всех времён примерно одинаково видели величественную картину того, как устроена, живёт и развивается Вселенная. Согласно их открытиям, Вселенная многомерна. Кроме всем хорошо знакомого материального мира существует множество других миров, непохожих на этот. Они называются пространственными мерностями, пространствами или планами. Пространственные мерности различаются по степени своей «плотности». Так, есть более «плотные» миры, а есть более «тонкие». Миры существуют в пределах одного и того же объёма и как бы вложены друг в друга. При этом различные планы обычно слабо взаимодействуют между собой. Наиболее «плотным» является материальный план, наиболее «тонким» — высшая пространственная мерность, называемая также Божественным планом. Каждая пространственная мерность наполнена, «населена» так называемыми энергиями (не путать со значением слова «энергия» в физике), принадлежащими данному плану мироздания. Энергии непрерывно движутся, взаимодействуют друг с другом и видоизменяются. Всё, что происходит в многочисленных мирах, в том числе в нашем, обусловлено движениями этих энергий». 

(Эволюция сознания в многомерной Вселенной.)

«Многомерность пространства. Пространство вселенной реально многомерно. Подобно тому, как солнечный свет сосуществует с чистой водой в одном и том же пространстве, свободно проходя сквозь воду и при этом мало взаимодействуя с ней, подобно тому, как радиоволны разных диапазонов свободно существуют в глубине пространства вне и внутри наших тел, — подобно этому везде в многомерной глубине внутри и вне любых твердых, жидких или газообразных объектов находятся другие миры.
Шкала многомерности — это особая шкала состояний энергий, различающихся как принципиальные диапазоны. Вектор внимания при изучении этой шкалы должен быть направлен не вверх, вниз или в какую-то ещё сторону, а вглубь. Слои многомерного пространства (по-гречески они называются эонами, на санскрите — локами) отличаются один от другого по степени их тонкости грубости…
«Есть только Всё, Единое, Цельное, Многомерное, Всё» — это не только одна из важнейших высших медитаций, но и несомненная истина, обрисовывающая Абсолют в макромасштабе. Но мы, люди, — являемся ли мы неотъемлемыми частями Абсолюта? Ответ таков: и да, и нет.
В том-то и дело, что мы, возникшие, как души, в состоянии отдельности, — должны в итоге своего развития придти к неотдельности, «не-дуальности» с Ним в Его «базовом» слое-эоне. И утверждения некоторых мыслителей о нашей якобы изначальной тождественности Ему и даже об отсутствии у нас свободы воли — это всего лишь хорошие медитативные установки, призывающие нас к Слиянию с Ним.
Но в реальности свобода воли является как раз тем механизмом, который обеспечивает естественную «сортировку» нас по этическому критерию: соблюдаем или нет мы данные Им для нас правила жизни, стремимся или нет мы к Слиянию с Ним в Любви? В зависимости от таких наших решений и строятся наши судьбы».

(В.Антонов. Экология человека в многомерном пространстве. СПб. 2000г.)

«Что такое пространственные и временные координаты? Явных из них четыре: три пространственных и одна временная. Возможны ли дополнительные, не известные нам, скрытые пространственные и временные размерности в нашем мире? Физики утверждают, что да. В 1921г. в журнале «Sitzungsberichte der Berliner Akademie» появилась статья Теодора Калуцы под названием «К проблеме единства физики» (статья была рекомендована А.Эйнштейном). В ней исследователь предложил дополнить четыре измерения пространства-времени пятым пространственным измерением. Введение пятого измерения позволяло описать все известные в то время фундаментальные измерения (гравитационное и электромагнитное) через пространственные категории.
Несколько лет спустя, шведский физик Оскар Клейн расширил эту теорию, рассмотрев другие многомерные варианты Мироздания и проверив их совместимость с уже известными фундаментальными физическими законами. В современной физике теорией Калуцы-Клейна называют любую квантовую теорию, пытающуюся объединить фундаментальные взаимодействия в пространстве-времени, имеющем более четырех измерений. В настоящее время существует большое количество теорий, рассматривающих наш Мир как 5-ти, 6-ти и даже 12-ти мерный, причем дополнительные координаты могут оказаться как пространственными, так и временными.
Однако существует ряд сильных аргументов «против» многомерья. Прежде всего, оно не наблюдаемо. И сколько бы теорий физики не изобретали, в нашем мире не обнаружено ни одного факта, подтверждающего теорию многомерья. Более того, оказалось, что в случае наличия в окружающем нас мире дополнительных измерений, некоторые существующие природные явления были бы невозможны (в частности существование планет, звезд, атомов и молекул).
Естественно, многомерные теории учитывали ограничения, накладываемые реальностью. Существует несколько способов сгладить противоречие между жесткими требованиями нашего мира и мечтой о многомерных реальностях…
Первоначально отображение многомерной структуры вселенной шло в мифах. Представления о том, что наша вселенная состоит из нескольких миров, сообщающихся или почти не сообщающихся, достаточно распространено в мифологии разных народов. Представление о многомерности строения внутреннего мира человека встречается в египетской мифологии. Человек отображал многомерность нашего мира и скрытые пространственно-подобные измерения с незапамятных времен. Но вопрос, как проникнуть в высшие измерения пространства нашей Вселенной, пока остается из породы вечных. Ответы на него, конечно же, существуют, просто не совсем понятно, как ими воспользоваться». 

(Т.Н.Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности.)

«Человечество подошло к моменту, когда одним из основных вопросов диалектики стал вопрос о состоянии личностного развития, до которого способен привести тот или иной мировоззренческий стандарт. И правда, так или иначе, при изучении и осмыслении всевозможных процессов в Мироздании приходится сталкиваться с личностными барьерами, накопленными на прежних этапах своей эволюции. Задавая вектор можно создавать великих спортсменов, учёных, деятелей искусства. Можно ли вывести неизменный вектор, с помощью которого каждый житель планеты смог бы воплотить в себе все качества всех вышеназванных представителей общества наиболее приближённого к идеальному?
Теории часто пишутся при взятых за основу предельно обобщённых понятиях, дабы проще было изучать объективную реальность, вращаясь вокруг философского базиса. Однако, как быть, если, выявляя объективность многомерности Мироздания, выходишь за рамки мира как плотноматериального, так и тонкоматериального, открывая нечто Неповторимое?
Сама теория, описывающая процессы, должна будет быть динамична, скорость изменения объективной реальности в плотноматериальном мире требует пересмотра всех векторов, оставляя позади множество из них, в каждый так или иначе значимый период времени. Способны ли деятели духовного и интеллектуального фронта на нечто подобное сегодня?
Многомерность Мироздания имеет достаточно сложную структуру и человеческое сознание способно охватывать ряд его составляющих. Предел охватываемых явлений обусловлен степенью развития человека. Развитие протекает спиралеобразно, не по строго вертикальной оси, а с небольшим угловым отклонением от вертикали. Таким образом каждый виток имеет как восходящий так и нисходящий период развития, но с каждым следующим циклом виток будет находится на несколько более высоком уровне относительно предыдущего. Сознание, таким образом, имеет возможность ступенчатого накопления космической энергии.
В достаточной степени для развития необходимо Осознание, движущееся по нарастающей, явлений Мироздания. Знания о явлениях недостаточно. Любое знание рождает лишь стереотипы, над которыми необходимо, по возможности, наиболее вознестись. Осознавая, а равно достаточно целостно моделируя их и устремляя сознание, мы приближаемся к тем возможностям, которыми пользуются при достижении целей. Каждый процесс имеет свой частотный диапазон колебания, устремляя сознание к наиболее целостному осознанию процессов, мы тем самым входим в резонанс с данными процессами и энергетически сливаемся с ними. Чем шире представление об измерениях Бытия, тем ближе мы к уровням, с помощью которых накапливаются сверхспособности. Для целостного представления необходимо выйти из материалистических иллюзий и планомерно выводить внимание на более тонкие составляющие нашей объективной реальности». 

(Р.Подгайский. Многомерность Мироздания. 04.06.2012г.)

«Как мы с Вами уже договорились, мы — существа многомерные. Наши действия, в том числе, образы, мысли, слова — связаны не только с трёхмерным Миром, но и с другими планами сознания. Но мы привыкли обращать внимание только на процессы взаимодействия в трёхмерном Мире. Ну что же — это наше право. Мы воспринимаем Реальность в её трёхмерном проявлении (проекции). Но всё равно, хотим мы этого или нет — многомерные процессы идут. Следствия наших действий не ограничиваются Миром Физическим. А последствия, связанные с комплексными многомерными процессами, в которые мы постоянно вовлечены, можно называть, например, Кармой.
Сегодня нам доступны многие мощные и эффективные инструменты — различные развивающие учения, системы и практики, которые позволяют всем желающим научиться воспринимать и понимать процессы, связанные с более широким диапазоном нашей деятельности. Более того — мы можем использовать их в целях гармонизации Реальности, оздоровления — своего и других.
Молитвы, ритуалы, заговоры, формулы…, это наборы средств, позволяющие человеку, даже не выходя из ограничений привычного физического восприятия, управлять многоплановыми процессами. Эти, давно «откатанные» приёмы, подключают человека к многомерности, к неизвестным, не воспринимаемым силам, а ограниченное трёхмерное физическое восприятие создаёт трёхмерный срез «управления», проекции технологий и процессов на наше привычное восприятие Реальности.
Используя технологии развивающих (духовных) учений, мы облегчаем задачу нашей душе (многомерному существу — нашей истинной индивидуальности), реализовать поставленную цель. Одновременно с этим решается другая, не менее важная задача — наше продвижение в развитии сознания. Мы, в процессе освоения и применения этих методик, расширяем диапазон нашего мировосприятия.
Применение развивающих технологий в качестве управляющего средства гармонизации реальности, ускоряет индивидуальный эволюционный процесс, ведущий к осознанию многомерности нашего существования. Мы всё равно к этому когда-нибудь придём, но активная практика — средство более быстрое, удобное и интересное.
Любой человек, но в большей степени тот, кто владеет специальными методами, может связать материальный предмет (или образ, созданный воображением) с определёнными силами, энергиями и информацией многомерного Мира, настроив, «зарядив» его на выполнение каких-то управляющих процессов. При этом, к данному объекту «присоединяются» целевым образом, нужные многомерные структуры (силы), придавая ему требуемые свойства. Люди имеют такую возможность только потому, что сами являются многомерными существами и могут совершать действия не только в физическом Мире.
Единство многомерности. Многомерность… Проекции и их взаимосвязь… Единство на более высоких уровнях мерности… Осознание многомерности… Осознание единства!!! — Это, наверное, и есть наша задача развития на данном отрезке нашего эволюционного пути. А осознав единство, можно научиться им пользоваться — применять методы многомерности».

(Многомерность учений и систем. Единство
многомерности. Инструмент, который всегда с нами.)

«Введение. Одним из самых сложных понятий является понятие сознания. Этимологически мы рассматривали его как «совместное знание». То есть знание с кем-то. Последнее время нарастает стремление включить сознание в физическую картину мира, что в свою очередь свидетельствует о том, что «физическая и психическая реальности имеют неразрывную взаимосвязь и являются лишь частными случаями еще мало осмысленной в своей многомерной сложности интегральной космической Реальности»/. Мы полностью согласны с мнением С.Р.Аблеева о том, что «Современная наука (физика, психология, информатика) явно дрейфуют в сторону формирующейся новой — трансперсональной парадигмы. Главный теоретический постулат этой парадигмы нам представляется следующим образом: сознание есть один из фундаментальных аспектов физической реальности, существующий в том или ином онтологическом виде до возникновения человека и получающий на человеческой ступени эволюции качественно новый уровень развития». Именно такая формулировка полностью согласуется и с религиозной, и эзотерической, и уже сейчас и научной точкой зрения. Мы разделяем позицию взгляда на сознание (см. Эволюция Сознания в Многомерной Вселенной. Ж. Делфис.): «Мистики всех времён примерно одинаково видели величественную картину того, как устроена, живёт и развивается Вселенная. Согласно их открытиям, Вселенная многомерна. Кроме материального мира существует множество других миров, непохожих на этот. Они называются пространственными мерностями, пространствами или планами. Пространственные мерности различаются по степени своей «плотности». Так, есть более «плотные» миры, а есть более «тонкие».
Миры существуют в пределах одного и того же объёма и как бы вложены друг в друга. При этом различные планы обычно слабо взаимодействуют между собой. Наиболее «плотным» является материальный план, наиболее «тонким» — высшая пространственная мерность, называемая также Божественным планом.
Каждая пространственная мерность наполнена, «населена» так называемыми энергиями (не путать со значением слова «энергия» в физике), принадлежащими данному плану мироздания. Энергии непрерывно движутся, взаимодействуют друг с другом и видоизменяются. Всё, что происходит в многочисленных мирах, в том числе в нашем, обусловлено движениями этих энергий.
В данной статье выдвинем гипотезу совмещения современной физической картины мира и эзотерической доктрины в приложении к феномену сознания. Пусть это будет посильным вкладом в решение задачи, высказанной Агни Йоге: «Наступило время, когда древние символы знания должны превратиться в научные формулы».
В современной физике идея многомерности пространства уже никого не удивляет и воспринимается в качестве эффективного теоретического конструкта, позволяющего объяснять свойства микрочастиц и принципы физических взаимодействий. Важнейшую роль эта идея играет, в частности, в теории Великого объединения (ТВО) и теории суперструн (ТС). Основы геометрической парадигмы в физике ХХ в., как известно, были заложены Альбертом Эйнштейном. Он полагал возможным построить единую теорию физических полей, в которой все силы природы являлись бы проявлением единой силы, связанной с геометрическими свойствами пространства-времени.
Таким образом, современная физика не просто допускает идею многомерности пространства, но фактически базируется на ней в фундаментальных теориях микрочастиц и Великого объединения. Эта идея позволила эффективно преодолеть сложные теоретические затруднения и теперь приобретает статус серьёзного постулата.
Мы полностью разделяем позицию Сократа: «Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество»». 

(Джура С.Г. Многомерность сознания. Доклад на
Международной научной конференции «Живая Этика и
Культура. СПбГУ культуры и искусств. 10-11 февраля 2012г.)

«Предисловие. Теория Многомерности является базовой основой Эльфинизма — новой идеологии Новой Эры. Только на базе ТМ оказалось возможным свести воедино бесчисленное множество противоречивых фактов и создать всеобъемлющее и цельное мировоззрение, не имеющее аналогов в истории мировой философской мысли.
Что такое Теория Многомерности. Идея о множественности миров не нова. Более того, можно смело утверждать, что уже с рождения каждый человек с готовностью принимает мысль о том, что помимо зримого мира, возможно, существуют и другие миры, где действуют совсем другие законы. Все люди видят сны. Когда сны бывают такими яркими, что их можно спутать с реальностью, не может не возникнуть мысль: «Где же все это происходит?» Ясно, что не здесь, не в этом мире. Как тут не вспомнить многочисленные примеры из сказок и эпосов едва ли не всех народов мира, где главный герой является «с небес», или действие сюжета происходит не на Земле, а в других мирах. Также, идея множественности миров является основой мировоззрения многочисленных мистиков и метафизиков. Тема параллельных миров всегда была очень популярна в фантастической литературе.
Для того, чтобы было легче понять онтологическую уникальность и новизну Теории Многомерности, можно применить следующее вольное сравнение. Появление ТМ можно сопоставить с появлением теории о множественности миров Дж. Бруно, навсегда разрушившей детский миф о Земле, как о центре всего мироздания. ТМ разрушило не менее детский миф о том, что то пространство и время, в которых мы с вами живем, являются единственными реально возможными пространством и временем. И речь здесь идет не о сказках и не о мертвых математических моделях или о сухих философских схемах, а о мирах, наполненных жизнью не менее, чем наш мир. Пространство, которое мы ощущаем своими чувствами, и время, которое мы воспринимаем своим сознанием, не являются ни главными, ни единственными пространством и временем.
Можно утверждать, что Теория Многомерности доводит Теорию относительности Эйнштейна до совершенства точно так же, как когда-то Дж.Бруно довел теорию Н.Коперника до логического конца. Теорию Многомерности можно справедливо назвать Универсальной Теорией Относительности. Как Теория относительности Эйнштейна стала основой современной физики, так и ТМ стала основой Эльфинизма, новой идеологии новой Эры.
Если говорить о конкретных источниках, то Теория Многомерности является развитием идей Д.Андреева, П.Успенского и нескольких других уважаемых авторов.
«Новая модель вселенной» П.Успенского. П.Успенский писал свою «Новую модель вселенной» в начале XX в. Это была смелая попытка совместить два совершенно разных направления человеческой мысли — академическую науку и ту огромную область человеческого знания, которая отвергается этой наукой. Нельзя сказать, что попытка была неудачной — до сих пор эту книгу издают и читают. Однако серьезные ученые ее не заметили. Действительно, что нового может сказать дилетант уважаемым ученым мужам? Но высокомерие и снобизм, как известно, не лучшие советчики для подлинных искателей истины, т.к. всегда есть опасность за деревьями не заметить леса. Свежий взгляд, пусть даже со стороны, может дать новые, объективные и вполне жизнеспособные идеи. Более того, в своей ограниченности специалисты забывают, что в начале любого нового дела всегда стоит дилетант. Профессионалы появляются потом. И по-другому быть не может.
Само слово «многомерность» взято из геометрии, но, как верно отмечал П.Успенский, ни математикой, ни физикой понятие многомерности полностью не исчерпывается. Оно намного шире, и оно еще ждет своих исследователей». 

(Теория Многомерности.)

«Аннотация. Введено понятие многомерного вложенного пространства. Обоснована трёхмерность физического мира и десятимерность пространства реальной Вселенной. Сформулированы принципы организации многомерного пространства. Предложены условно-графические схемы компонентов многомерного пространства. Показано место и роль Высшего разума в общей схеме многомерного мира.
Статья. В науке известно много попыток понять и объяснить многомерное пространство. Как правило, все они сводятся к конструированию различных математических абстракций, которые в итоге оказываются весьма далёкими от реальности.
Суть проблемы кроется в том, что все попытки математического представления многомерного пространства опираются на трёхмерные фундаментальные постулаты математики в виде «непрерывности», «безразмерной точки-ничто» и «бесконечности», что автоматически обрекает подобные попытки на неудачу.
Поскольку целью статьи является обоснование реальной многомерности пространства, для достижения поставленной цели потребовался отказ от трёхмерных математических абстракций в пользу многомерных базовых постулатов: «дискретности», «многомерной точки-атома» и «конечности» «реального мира».
Иногда вместо таких понятий, как «физический мир», «проявленный мир», ошибочно употребляется термин материальный мир. Чаще всего это происходит от желания противопоставить понятия «духа» и «материи». Однако такой подход в корне неверен, поскольку все миры – и проявленный, и непроявленный — материальны (!), но различаются размерами атомов образующей их материи.
Непроявленный мир — это мир, «лежащий» за гранью микромира. Он почти недоступен наблюдению и изучению современными техническими средствами. Это тонкоматериальный многомерный мир, точнее, совокупность миров высших измерений. При этом из принципа подобия известно, что структура планов бытия Вселенной аналогична структуре тел человека. В науке для обозначения непроявленного мира используются близкие термины «тёмная материя» и «тёмная энергия». По последним научным данным на их долю в совокупности приходится 96% массы Вселенной.
В настоящее время непроявленный мир известен через такие свои феномены, как сны, астральные выходы, одержание, привидения, телепатия, пророчества, озарения, ясновидение, яснослышание и т.п. К этому же миру принадлежат и другие тонкоматериальные проявления, как-то: память, совесть, воля, интуиция, мысли и чувства.
Непроявленный мир является центральным понятием и предметом изучения всех без исключения религий, оккультных доктрин и эзотерических учений. Однако, будучи непризнанным официальной наукой, непроявленный мир до сих пор не удостоился даже статуса научной гипотезы.
Следует также отметить, что ряд трудностей в осознании многомерного пространства обусловлен необходимостью переосмысления привычных понятий и терминов, в частности, таких понятий, как «пространство» и «размерность пространства»…
5. Краткие итоги. 1. Предложенная модель многомерного мира подтверждает справедливость практически всех основных положений религиозных доктрин.
2. Взгляд на Мироздание с позиций его многомерного понимания позволяет легко объяснить все факты, квалифицируемые трёхмерной наукой как чудеса и шарлатанство.
3. Введённое понятие «пространственной среды» должно прекратить, наконец, псевдонаучные спекуляции на тему распространения электромагнитных колебаний в отсутствии среды.
4. Новое миропонимание даёт ответ на многие другие проблемы физики, в частности, позволяет продолжить частотную шкалу вибраций за пределы гамма-кванта и объяснить, почему скорость мысли (6-ти мерной сущности) не сопоставима со скоростью не только 4-х мерного фотона, но даже со скоростью астрального (5-ти мерного) света.
5. В целом многомерная модель вложенных пространств значительно превосходит по своим потенциальным возможностям все известные науке многомерные модели пространства». 

(А.В.Кудрявцев. Пространственная многомерность реального мира.)

«С древнейших времен эзотерики и философы разных народов, традиций и эпох говорили о том, что, помимо чувственно воспринимаемого людьми вещественного мира, существует некий «тонкий мир», не доступный обычному восприятию. Этот мир называли по-разному: мир духов, мир идей, Дао и т.д. Считалось, что процессы, происходящие на этом уровне реальности, определяют порядок вещей и событий, происходящих в чувственно воспринимаемом мире. Человек также обладает частицей, относящейся к тонкому миру (душой, астральным двойником и т.д.), поэтому, чем более сложным и многогранным представлялся тонкий мир, тем более многогранной считалась незримая часть человека. Например, согласно древнеегипетским воззрениям, духовная составляющая человека имела девять частей, каждая из которых выполняла особую функцию.
В более поздней Эзотерической Традиции было принято следующее структурное деление: физическое тело человека является наиболее грубым проявлением его сущности. Также человек обладает эфирным телом, которое является абстрактным выражением жизненной энергии человека, астральным, которое отображает сферу эмоций и такие атрибуты человека как астральный двойник, душа, ментальным, отображающим сферу разума. Упоминаются также духовное, каузальное и т.д. тела, но их описание сводится к таким неопределенным понятиям как святость, карма, абсолютная причинность и т.п.
Однако здесь не следует забывать о том, что какой бы точной и «совершенной» не была бы наша картина мира, реальность всегда многогранней и глубже, поэтому любое мироописание является всего лишь одной из возможностей мироописания вообще. Также необходимо помнить о том, что познание не должно ограничиваться аналитическим уровнем (т.е. познанием на уровне частного), оно должно следовать дальше и проходить этап синтеза. Этот этап должен сопровождаться осознанием того, что выделяемые нами составляющие являются только абстракциями, существующими лишь в нашем восприятии, сам же мир целостен и един. Гармоничное совмещение этих этапов познания и позволяет воссоздать многомерную картину Реальности.
Итак, многомерие — это принцип структурирования информации, благодаря которому многообразие различных вариантов описания Реальности может быть объединено в целостную органичную систему, отражающую разнообразие мира, с одной стороны, и его целостность — с другой.
Определившись с тем, что такое многомерие, можно перейти к рассмотрению человека в рамках данного принципа. Какие же уровни рассмотрения человека следует выделить, для того чтобы получить целостный образ, позволяющий рассмотреть причинно — следственные связи, сообразуясь с принципом необходимости и достаточности? Прежде всего, следующие: физический, психоэнергетический (для координации с традицией его можно назвать астральным), ментальный, энергоинформационный.
Если сравнивать философию и менталитет Востока и Запада, мы увидим, что на Западе основное внимание уделяется физическому и ментальному уровням человека, а на Востоке — психоэнергетическому и энергоинформационному. Поэтому для западной культуры характерен, прежде всего, эмпиризм и рационализм, а для восточной — созерцательность и мистицизм.
Итак, мы рассмотрели многомерную структуру человека на основе анализа ее основных составляющих частей, но картина будет неполной, если мы не определим функционирование на всех этих уровнях в контексте целостной системы. Как же человеку следует действовать, какой организации энергоинформационного обмена следует придерживаться, чтобы сохранять достаточную степень безопасности, с одной стороны, и обладать достаточной степенью самовыражения, достаточно полно взаимодействовать с миром — с другой?
Общее состояние энергоинформационного потенциала человека, определяется качеством воспринимаемого мира и, следовательно, степенью свободы и ответственности, позволяющей влиять на возможности собственного мировосприятия. (Здесь следует иметь в виду, что под термином «энергоинформационный потенциал» не подразумеваются такие понятия как «биоэнергетика» или «жизненная сила», хотя они и могут быть составными частями общего понятия.) Этот потенциал пополняется или истощается в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Рост энергоинформационного потенциала человека выражается в расширении восприятия, т.е. в развитии способности объединять те или иные явления и события, происходящие в окружающем мире и собственной жизни, в единую многомерную картину, а также в повышении возможности осознано влиять на поле событий». 

(А.Петин. Многомерная структура человека.)

«Вполне возможно, что лет через десять название публикации «Философия многомерного человека» сможет вызвать у специалиста только улыбку, потому многомерность человека и мира станет для всех совершенно очевидным фактом. Сегодня же мы находимся в такой удивительной ситуации, когда с огромной скоростью происходят глобальные мировоззренческие изменения. И в складывающихся условиях очень важно удерживаться «на волне», а для этого необходимо суметь сфокусировать взгляд на том, что поможет быстрее перейти в некоторое особое состояние, с которого начнется этап принципиально нового развития человека. При этом достаточно естественно задать вопрос: что это за объекты, на которых желательно концентрировать внимание?
Перед тем, как искать ответ на поставленный вопрос, следует заметить, что весьма характерной чертой современности являются попытки не просто поиска именования переживаемого этапа культурного развития, следующего за классическим, неклассическим, постнеклассическим, а обнаружение существующих парадигмальных трендов. Эти тренды пытаются зафиксировать путем именования новой становящейся парадигмы. В результате возникают такие названия, как коммуникативная парадигма (В.И.Аршинов), сетевая парадигма (М.Кастельс), парадигма антропологического размыкания (С.С.Хоружий).
Важно особо обратить внимание на то, что фундаментом той или иной парадигмы являются ключевые термины, вокруг которых развертывается парадигмальная конструкция. Выявление подобных ключевых терминов для современной культурной ситуации, поиск их взаимосвязей, взаимозависимостей, на наш взгляд, во многом может способствовать прояснению происходящих парадигмальных изменений. Именно эти объекты (термины) и призваны стать центрами исследовательского внимания…
Если теперь перейти от методологических обобщений к реалиям современной культурной ситуации, то в качестве ключевого термина становящейся парадигмы можно предложить к рассмотрению термин «многомерность», а в качестве ближайшего терминологического окружения рассматривать синергию, что же касается терминологического фона, то к нему достаточно естественно отнести термины «глобализация», «глокализация», «сеть», «коммуникация» и, возможно, ряд других.
Исследовательские ситуации плюральности и многомерности. Плюральный и многомерный объекты исследования. Вероятно, в жизни любого исследователя периодически возникают достаточно интересные ситуации, суть которых состоит в том, что в ходе тех или иных размышлений актуализируются вопросы, долгое время не получающие ответа. Постепенно подобные вопросы передвигаются на периферию общего исследовательского поля, создавая постоянно действующее подсознательное напряжение. В какой-то момент подобным вопросом для автора стал вопрос о роли термина «синергия» в широко развернувшемся в последней четверти ХХ в. синергетическом движении. Помнятся даже дни настойчивого вчитывания во фрагменты текстов П.Флоренского о синергии и, как оказалось, тщетные попытки найти у корифеев синергетического движения хоть какие-либо следы этимологических прояснений ключевого термина синергетики. К схожим выводам приходит и С.С.Хоружий. В частности, он отмечает: «Сам Герман Хакен обычно характеризует предметную сферу синергетики крайне общими формулами, как то «наука о кооперации», «теория взаимодействия», «изучение общих законов в системах, состоящих из отдельных частей», феномены «совместной активности, совместной энергии» и т.п. …В орбиту синергетики обычно включают теорию диссипативных структур, теорию самоорганизации, теорию детерминистского хаоса, теорию фракталов и даже теорию сложности» И при этом никаких следов серьезных этимологических исследований самого термина «синергия» не проводится.
В настоящее время актуализировалась новая, достаточно близкая исследовательская проблема. В первых упоминаниях о многомерности, которые принадлежали российскому исследователю В.Л.Алтухову, размышления о многомерности осуществлялись с помощью термина «ипостась», совершенно очевидно уводящего в сторону восточной патристики. Тем самым практически одновременно в современном философском и научном дискурсах ключевые позиции заняли термины, являвшиеся средоточием патристических дебатов Отцов Восточной церкви: «синергия» и «ипостась».
Первые опыты и методологические находки освоения многомерности следует искать именно в исследовательских шельфах восточной и западной патристики. От ситуаций плюральности и многомерности достаточно естественно перейти к введению представлений о многомерных и плюральных объектах.
Чтобы пояснить целесообразность подобных достаточно тонких методологических различений необходимо отметить следующее. К примеру, плюральная гносеологическая ситуация может вести к формированию плюрального объекта исследования в том случае, если исследователем освоен междисциплинарный методологический инструментарий. Однако отмеченная ситуация может иметь и другой разворот. Неосвоенность междисциплинарной методологии может способствовать тому, что первоначально схватываемая множественность так и не превращается в плюральный гносеологический объект, а вновь распадается на некоторые «отдельности», частные образования. Гносеологические усилия исследователя оказываются недостаточными для того, чтобы сформировать плюральный объект исследования. Аналогичные размышления могут быть представлены и по поводу многомерного объекта: многомерная исследовательская ситуация может быть зафиксирована, но многомерный гносеологический акт оперирования многомерным объектом так и не состояться по причине многомерной методологической некомпетентности. Именно по этой причине задача развития многомерной методологии становится особенно актуальной. И для ее решения особую важность обретают осмысления складывающихся парадигмальных установок, ключевых парадигмальных терминов.
Представления о многомерности в контексте идеи антропологического размыкания. Размышления С.С.Хоружего осуществляются исключительно в контексте прояснения идеи антропологического размыкания, понимаемой как открытость человека божественному и получение преображения в результате этого «размыкания». В акте размыкания имеет место сопряжение двух онтологических уровней — человеческого и божественного. На наш взгляд, идея антропологического размыкания может быть весьма эффективно интегрирована с идеей многомерности.
Широкое обращение во многих современных работах к обсуждению многомерности, к сожалению, пока не дало ни одного более или менее ясного определения того, что же следует понимать под многомерностью. Чаще всего термин «многомерность» используется при обсуждении плюральных ситуаций, что приводит к еще большему запутыванию. Поэтому возникает необходимость формулировки пусть даже самых предварительных определений многомерности. На наш взгляд, под многомерностью следует понимать способность гносеологического субъекта одновременно осознанно воспринимать как минимум два различных онтологических уровня. Каждый из этих уровней обладает собственной мерой или особым законом, системой законов, с помощью которого раскрывается онтологическая природа данного уровня. Каждый из онтологических уровней имеет свою меру, свои законы, свои сути. Сопричастие человека в его гносеологических актах тем или иным онтологическим уровням дает ему возможность не только постижения законов различных иерархических уровней, но и самопреображения, достигаемого в этих постижениях.
Многомерное уровневое различение становится возможным только на определенном этапе развития человека как гносеологического субъекта. При этом важно заметить, что сам факт существования религий с их особой ролью в развертывании культур свидетельствует о том, что многомерность, понимаемая как факт принятия существования хотя бы двух онтологических уровней — человеческого и божественного, является способом осознания мира, имманентно присущим человеку. Разделение мира на человеческое и божественное является первым и фундаментальным прецедентом многомерного различения. И потому сегодня, при обращении к многомерности на новом уровне развертывания гносеологических возможностей человечества, весь бесценный опыт теологических освоений оказывается особо востребованным.
Сегодня человек начинает осознавать свою многомерность. И именно поэтому именование «многомерный человек» становится абсолютно правомерным. И если еще пять, десять лет тому назад человечество понимало, что выходит на принципиально новый уровень актуализирующейся сложности, которую даже предлагали и предлагают иначе именовать — complexity, сложностность, сверхсложность, то сегодня вскрывается уже иное понимание: разобраться во всей развертывающейся сверхсложности фактически невозможно без понимания многомерности и освоения многомерной методологии.
Кратко обобщая сказанное, можно сформулировать следующие выводы. 1. Современное человечество переживает этап проявления новой парадигмы. Эта парадигма обнаруживает себя в первую очередь ключевыми терминами. На наш взгляд, в качестве подобных терминов целесообразно рассматривать термины многомерность, синергия. К терминологическому фону тяготеют глобализация, глокализация, свехсложность, сеть, коммуникация и др.
2. В самом первом приближении многомерность можно понимать как способность гносеологического субъекта к одновременному удержанию в сознании с целью последующего освоения как минимум двух принципиально различных онтологических уровней, каждый из которых обладает собственной мерой, особыми законами уровневого развертывания.
3. Гносеологическая многомерность является следствием онтологической уровневости, иерархичности. Однако, несмотря на то, что представления об онтологической уровневости существуют с момента первых осознанных попыток осмысления человеком мира, многомерность как способность человеком сознательного уровневого различения и переживания в ходе этих процессов самотрансформаций является вновь открывающимся феноменом.
4. Раскрытие человеческих способностей к многомерному различению многие века формировалось под воздействием первого фундаментального многомерного опыта, а именно взаимодействия человека с Богом. Развитие человеческой мысли в результате теологических, христологических погружений фактически подготавливало к возможности многомерных восприятий.
5. В освоении многомерности фундаментальную роль следует отвести представлениям о синергии, энергии. В акте синергии осуществляется факт сопричастия онтологических уровней. Если воспользоваться терминологией, предложенной С.С.Хоружим, то можно говорить об акте антропологического или уровневого размыкания. Человек выходит за пределы частично освоенного онтологического уровня, осуществляя соединение с онтологическим уровнем принципиально другой природы.
6. Многомерное уровневое развертывание человека способствует раскрытию его многомерных возможностей путем освоения законов новых мерностей».

(Богатая Л.Н. Философия многомерного человека. // Многомерность и
целостность человека в философии, науке и религии: материалы
Международной научно-образовательной конференции.
/ Под ред. Э.А.Тайсиной. Казань. Казанский университет. 2012г.)

* * *