Статья 3.2.2. Индивидуальность и личность человека. (ч.1).

«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств», «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему», «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность», — так писал С.Л.Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» (1-e изд. 1940г.), который считается классическим трудом, одним из наиболее значительных достижений российской психологической науки, в котором вопросу индивидуальности уделяется всего несколько строк, а вопросам личности — целых две главы из двадцати.
«В словарях слова «индивидуальность» и «личность» — синонимы. В сущности же они противоположны. Слова «личность» и «индивидуальность» — это не синонимы. Individuus (лат.) — нераздвоенный, нерасщепленный, равномерный; persona (лат.) — маска, личина; житейская роль, положение. Личность (персона) — это фальшь, притворство, претензия, фасад; индивидуальность — ваша истина, ваша истинная суть. Индивидуальность — ваша сущность. Вы приходите с ней, вы рождаетесь с ней. Личность заимствована. Она придана вам обществом. Она подобна одежде, тонкой одежде. Когда исчезает ваша личность, отпадает ваша персона — появляется ваша индивидуальность, ваше индивидуальное». (см. Ошо. Личность и индивидуальность. Журнал «Эзотера» 09.2007г.; Ошо. Дар Атиши для путешествующих внутрь 2008г.; Ошо. О личности. Книга эго. / Пер. Н.Гончаровой. 2010г.).
«Нет человечества как такового, есть только индивидуальные личности. Каждое человеческое существо должно реализовать свою индивидуальность и ответственность за это» (см. Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. / Пер. А.Солдатова. 2004г.).

* * *

«Индивидуальность и личность не одно и то же — это две стороны человека…» — так было написано на сайте «Интересная Психология» в публикации «Соотношение понятий «индивидуальность» и «личность».
«Каждый человек — личность и индивидуальность. Каждый человек уникален. И к каждому требуется уникальный подход. А Тантра — это своего рода самосовершенствующийся конструктор, который найдет тропинку к каждому человеку, предлагая подходящие для него техники» — так было написано в статье «Что такое Тантра» на сайте Школы Йоги авадхутов.
«Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела и укреплению врождённой индивидуальности человека, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия. Цель Тантры — замена ограниченной индивидуальности неограниченной вечной личностью» — так написал Р.Свобода в своей книге Агхора. По левую руку Бога. (К. София. 1998г.).

Известный американский психолог Г.Олпорт (1897-1967) в 1937г. насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Р.С.Немов (р. 1941г), известный советский и российский психолог, доктор наук, профессор, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, насчитывает около 50 теорий личности и делит их на психодинамические, социодинамические, интеракционистские, экспериментальные и неэкспериментальные. (см. Слотина Т.В. Психология личности. Учебное пособие. СПб. Питер.2008г.)
«В современной науке насчитывается, пожалуй, более сотни различных определений понятия «личность», и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инструментарию» (см. Социология и психология труда. Учебное пособие. Ч. 1. / Под ред. П.А.Златина. 3-е изд. М. 2008г.).
Однако, сегодня считается, что в современной философии, социологии и социальной психологии существует более 50 определений индивидуальности и более 70 определений личности. Это говорит о том, что единства взглядов на сущность понятий «индивидуальность» (человека) и «личность» (человека) до сих пор нет, хотя в настоящее время проблема изучения индивидуальности и личности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.

В истории российской психологии можно обнаружить несколько попыток создания комплексной дисциплины, основным ядром которой выступают такие понятия, как «индивидуальность» и «личность» человека. Первая из них относится к середине XIX в. и связана с творчеством известного русского ученого А.И.Галича. В своей фундаментальной работе «Картина человека» (1834г.) он поставил вопрос о необходимости создания самостоятельной науки, отличной от физиологии и от психологии, названной им человековедением или человекоучением. Объектом ее изучения, согласно А.И.Галичу, должна стать человеческая индивидуальность в целостности ее «духовного характера» и «телесного бытия».
Следующий шаг в этом направлении был сделан А.Ф.Лазурским, основоположником отечественной индивидуальной (в современной терминологии — дифференциальной) психологии. В 1904 г. им была опубликована программа исследования личности, которая легла в основу его учения о характерах. При этом личность человека понималась как сложное, «организованное единство» двух сторон психической организации человека — эндо- и экзопсихики. Менее известны исследования А.Гайворонского, который в 1927г. предложил модель построения «общей науки о личности», названной им «индивидуалогией». Согласно его мнению, «в науке о личности» должны концентрироваться «самые многообразные области изучения, начиная с естественнонаучных дисциплин, и кончая дисциплинами социологическими и философскими». Следует упомянуть и о концепции «синтетического человекознания», разработанной известным советским психологом Б.Г.Ананьевым. В рамках этой области знания он предлагал объединить достижения всех наук о человеке — как индивиде, личности, индивидуальности и субъекте деятельности.
Таким образом, за всеми этими попытками просматривается стремление исследователей обосновать многоаспектность индивидуального бытия человека, потребность, по словам Б.Ф.Ломова, «создания цельной картины, объединения накапливаемых данных о человеке», вплоть до формирования «некоторой единой (одной) науки о человеке».
До конца XIX в. основной пласт отечественных психологических работ представляет собой переводную литературу, и только в последние десятилетия XIX в. в России начинают появляться первые отечественные труды по психологии. П.Д.Боборыкин в предисловии к работе Д.Г.Льюиса «Изучение психологии. Ее предмет, область и метод» (1880г.) писал, что первой отечественной работой по психологии можно считать диссертацию М.М.Троицкого «О немецкой философии в текущем столетии». В этой работе он сравнивал методологию английской и немецкой науки. По его мнению, именно английские ассоцианисты стали первыми изучать психическую жизнь с помощью объективных методов, тем самым сделав психологию позитивной наукой. Анализируя методологические основания английской и немецкой наук, М.М.Троицкий подготавливал почву для возникновения позитивной психологии в России. (см. История изучения индивидуальности в отечественной психологии. Web-гид по психологии).
М.М.Троицкий (1835-1899) — русский психолог и философ-позитивист, сын дьякона сельской церкви в Калужской губернии; окончил курс в Киевской духовной академии; был профессором философии последовательно в Казани, Варшаве и Москве (Московский университет с 1875г), инициатор создания московского психологического общества. Цель общества — соединить психологические труды с целью общих разработок. В своих работах он обращал внимание на ключевой для психологии вопрос о выборе метода исследования, при этом подчеркивал необходимость создания позитивной психологии и нового объективного способа изучения жизни. Весьма важной заслугой М.М.Троицкого перед русской философией было основание им в 1885г. «Психологического общества» в Москве и организация издания журнала «Вопросы философии и психологии».

 

1. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?

«Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку».

(Психологический словарь. / Сост. И.М.Кондаков. 2000г.)

«Индивидуальность — 1. Совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого. 2. Личность, существо, как обладатель, носитель индивидуальных особенностей, свойств».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.)

«Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности». 

(Краткий психологический словарь. / Ред. Л.А.Карпенко,
А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998г.)

«Индивидуальность — 1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности — анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2. Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку». 

(Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. М. АСТ. Харвест. 1998г.)

«Индивидуальность — в самом широком смысле отличительная особенность какого-либо существа или предмета, свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть; в более тесном смысле термин относится к одним одушевленным существам, а в теснейшем — только к единичным людям. Индивидуальность есть нечто положительное и неисчерпываемое никакими отвлеченными определениями. Разум может указывать только на значение этой стороны бытия в общем ходе космического и исторического процесса. Всякое развитие есть выделение индивидуальных образований из первоначальной слитности и безразличия. Новейшая наука (особенно со времен Канта и Лапласа) все более и более стремится представить историю мира, как процесса такого развития или постепенной индивидуализации бытия. В истории человечества индивидуальность становится сознательною и самосознательною. (Вл.С.)». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Индивидуа?льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений: — индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека), — иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами». 

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

«Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея индивидуальности в античной философии была связана, прежде всего, с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, акцентирование индивидуальности отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становятся исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В философии XVII в. понятие индивидуальности получает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной индивидуальности используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания Романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.п.). 

(Новая философская энциклопедия в 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.
(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,
П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. Советская энциклопедия. 1983г.)

«Индивидуальность — 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный «этос» (Ethos — нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика). В соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. Императив). Исторически «великая индивидуальность» отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с другой стороны, устойчивую и ясную структуру. 

(Философский энциклопедический словарь. 2010г.)

«Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие индивидуальности используется в психологии при описании 2 явлений:
1. При анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте индивидуальность противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) могут быть проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.
2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность – индивидуальность. В этом случае индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б.Г.Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глубиной» личности. Целостность индивидуальности в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.
Специфическим способом исследования индивидуальности является идиографический подход, предложенный В.Штерном и подробно разработанный американским психологом Гордоном Оллпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения индивидуальности ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение индивидуальности как уникального целого.
В отечественной психологии проблемы индивидуальности разрабатывались в исследованиях Ананьева и В.С.Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития)». 

(Большой психологический словарь. / Под ред.
Б.Г.Мещерякова, акад. В.П.Зинченко. М. Прайм-Еврознак. 2003г.)

«Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея индивидуальности возникает в античной философии, прежде всего, в связи с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида (греч. ?tomos, как и лат. individuum — неделимый), — как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определённой «формой» и «положением», т.е. выступающих как индивидуальность. После древнеримского философа Сенеки за индивидуальностью утверждается обозначение отдельного существа, которое не может быть далее разделено, не утрачивая своей специфики. В средневековой схоластике понятие индивидуальности ограничивается человеческой личностью. Начиная с эпохи Возрождения акцентирование индивидуальности отдельного человека в противопоставлении традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой различных концепций новоевропейского индивидуализма. В философии XVII в. понятие индивидуальности получает наиболее полное развитие у немецкого философа Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной индивидуальности используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания Романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам Философии Жизни.
В настоящее время в различных науках и в философии понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии (физиология, зоология, этология, генетика) индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.
В психологии проблема индивидуальности ставится, прежде всего, в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний, действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и др. особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего «Я». В этом плане вопрос об индивидуальности встаёт в психологии прежде всего в связи с анализом темперамента и характера человека, поиском оснований для выделения типов людей (их классификаций — в характерологии, физиогномике, графологии и т.п.) и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуальных различий, в связи с чем индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку.
В социальной психологии индивидуальное обычно противопоставляется коллективному (групповому). Индивидуальность рассматривается как основная структура, определяющая целостность и своеобразие отдельного человека. Процесс индивидуализации, т.е. осознания и культивирования человеком своей индивидуальности, рассматривается как вторичный по отношению к социализации — приобщению человека к миру культуры. Индивидуализация представляет собой рефлексивное обособление человеком своего «Я» от исполняемых им ролей социальных, которые в процессе интериоризации становятся достоянием внутреннего мира человека. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. См. также личность. (И.Н.Семенов)». 

(Большая Советская Энциклопедия. В 30 т.
М. Советская энциклопедия. 1969-1978гг.)

«Данный раздел содержит в сжатой форме основные достижения современной психологической науки. Может быть полезен педагогам для подготовки к лекциям, студентам — для подготовки к экзаменам, в т.ч. — госэкзаменам. А также всем тем, кому интересны наиболее распространенные в психологии классификации, определения, подходы.
Проблемы психологии индивидуальности. Основные тезисы: Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Б.Г.Ананьева: он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность. Ананьев связывает понятие индивидуальности с исследованием индивидуального уникального существа, самобытности личности (но! до сих пор понятие индивидуальности не получило однозначного истолкования).
Понятие индивидуальности: Первое понимание по признаку «различия» (уникальности, неповторимости, отличия от других и т.д.). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако, лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом. (Но! в рамках этого подхода не ставится вопрос о существовании устойчивых индивидуально-психологических различиях, т.е. о закономерной связи между индивидуально-психологическими особенностями).
Б.Г.Ананьев — индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно является также и свойством любой части этого целого.
В.С.Мерлин — основываясь на системном подходе автор определяет интегральную индивидуальность, как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет 3 уровня: систему индивидных свойств организма (биохимичеческие, общесоматические, нейродинамические свойства); систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности); систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).
В.М.Русалов — индивидуальность человека — система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. Две совокупности свойств: биологические и психологические (биологическая система человека характеризуется иерархическим строением, к высшему уровню которого принадлежат структурные и функциональные свойства НС, играющие наиболее важную роль в формировании формальных свойств). Индивидуальная психика включает традиционные психологические образования, являющиеся интегральными системными качествами: темперамент, интеллект, характер; причем в двух последних образованиях выделяется формальный аспект, связанный с биологическими компонентами, и содержательный аспект, выступающих через предметно-смысловые психологические структуры. Формальные свойства разбиваются на 2 класса: формально-динамические (силовые и энергетические) и формально-программные (стратегия поведения).
Общее у этих подходов: центральный момент — наличие связей между индивидуальными особенностями. В отличие от них, Ананьев — категория возрастного развития человека как субъекта деятельности «метасистемная концепция», когда человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействие с другими явлениями.
Таким образом, можно выделить 3 направления в изучении человеческой индивидуальности: теории биологической индивидуальности (Ананьев и Русалов); интегральной индивидуальности (Ананьев и Мерлин); и социальной индивидуальности (Абульханова-Славская, Резвицкий). Эти подходы можно разбить на 3 группы: феноменологические (признаки различия); структурные (интегральные), основанные на категории развития».

(Психология в тезисах. сайт «А.Я.Психология». Azps.ru)

«У каждого из нас есть особенности — то, что нас отличает друг от друга, и чем больше и ярче человек отличается от всех других, тем в большей степени говорят о его индивидуальности. Если человек похож на всех окружающих — о его индивидуальности не говорят. Если выделяется, какой-то он особенный — говорят о его индивидуальности. К зачаткам индивидуальности относят все то, что имеет отношение к биологической основе жизни человека — к генетике, строению нервной системы и набору инстинктов. Индивидуальность личности появляется не сразу, начинается все с вещей гораздо более простых — с индивидуальности биологической или социальной особи, с наших физических или социальных особенностей.
Ярко рыжий низкий коротконогий мужчина отличается от высокой длинноногой яркой блондинки, но оба они отличаются от всех шатенов и шатенок среднего роста. Это близко к индивидуальности, это похоже на индивидуальность, иногда это даже называют индивидуальностью, но точнее это называть только особенностями. Если вы приведете своего ребенка в спортивную секцию, тренер обязательно обратит внимание на его физические данные, на его особенности: для баскетбола нужен рост, для борьбы — сила, но эти физические особенности, даже ярко выраженные, еще не сама индивидуальность. Там, где еще нет личности, где есть только биология — есть только особенности биологической особи, зачатки индивидуальности, но о самой индивидуальности, об индивидуальности личности говорить рано.
У нас могут быть и социальные особенности, ярко выделяющие нас из массы других. Привычка говорить громко или особенный акцент в речи, привычка смело врать или без спроса пользоваться чужими вещами — такие социальные особенности привлекают внимание, но называть их индивидуальностью также не вполне правильно, это только особенности социальной особи. В этих примерах есть привычки, но нет внутреннего стержня личности. Индивидуальность — это скорее позитивные особенности конкретного человека. Развитая индивидуальность — яркие позитивные особенности человека, выделяющие его как личность из массы всех остальных. Если индивидуальность воспринимается с восхищением, она формулируется как уникальность.
Индивидуальность может быть поведенческая и психологическая, как личная, так и групповая. Вы, как член некоторой группировки, можете обладать совершенно уникальными индивидуальными чертами, не свойственным тем, кто в вашей группировке не состоит.
Индивидуальность сама по себе — ни хорошо, ни плохо, но большинство людей хотят быть индивидуальностями, так же как и понять, какие черты и особенности составляют индивидуальность людей рядом с нами. Там, где все живут по шаблонам и как все, человек особенный, сохранивший свою индивидуальность, воспринимается окружающими весьма неоднозначно: или как избранный, или как белая ворона.
Индивидуальность создается некоторой рекламной работой самого человека, который или скрывает свои особенности, или их подчеркивает. Нужно научиться иметь яркую индивидуальность, там и где она нужна, и уметь прятать ее в карман и не высовывать, где она не требуется. Существует идиографический подход — поиск и описание индивидуально-психологических особенностей человека, по наличию которых он отличается от остальных людей.
Индивидуальность и личность. Если понятие «личность» трактовать в самом широком понимании, как перечень всех ее отличительных от других особей свойств, то личность то же самое, что индивидуальность. При других трактовках эти понятия различаются. Личность — не просто особенности, делающие человека непохожим на других, а самые главные и стабильные его особенности, внутренний стержень человека. То, что переносит эти особенности изо дня в день, из ситуации в ситуацию. Если личность может осознанно выбирать свой путь и свою индивидуальность, индивидуальность становится уже чертой личности, а не просто чертой особи». 

(Индивидуальность. Энциклопедия практической психологии.)

«Индивидуальность — в большинстве психологических трудов индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности. Такое определение оставляет без ответа ряд важных вопросов. Всякая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Следует ли относить к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности человека? Как оценить черту, выступающую предметом сходства для одних людей и различием для других?
На?научном, а не на житейском уровне понятие индивидуальности требует более глубокого содержательного анализа, который и был осуществлен рядом отечественных психологов. Так, В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности. Согласно этой теории, индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации — от биохимического до социального. Мерлиным выделяются три иерархических уровня. Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические (телесные) и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности. Высший уровень занимают социально-психологические свойства, составляющими которых выступают социальные роли данного человека в малых (например, семья) и больших (например, народ) группах.
Такое представление снимает вопрос о том, с какого возраста человек выступает как индивидуальность. В момент рождения индивидуальность человека ограничивается только свойствами его организма. По мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и охватывает все более высокие уровни. Зрелый человек занимает определенное общественное положение, и в его поведении представлена вся иерархия его индивидуальности, что, однако, не означает ее неизменности. При выполнении новых ролей, приобретении нового опыта и индивидуальность претерпевает изменения.
Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека обладают одинаковыми наборами свойств (что само по себе крайне маловероятно), то они все равно будут различаться своим мироощущением и поведением, поскольку связи между свойствами будут разные.
Следует отметить, что не все психологи разделяют такое широкое понимание индивидуальности. Так, А.Г.Асмолов относит индивидуальность к уровню свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — утверждает он. Этим подчеркивается, что индивидуальность отвечает за решение вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, личностной позицией человека. При решении этих вопросов закономерно возникновение конфликтов — как внутренних (внутриличностных — например, конфликт противоборствующих мотивов и побуждений), так и внешних (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы и формируется индивидуальность, а результаты борьбы определяют ее стойкость и масштаб.
Как же соотнести понятия «личность» и «индивидуальность»? Их можно графически представить как два круга, наложенных друг на друга таким образом, что, не совпадая полностью, они имеют общую площадь пересечения. Данная площадь и отражает те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся часть круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. Оставшуюся часть круга индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, эти понятия равновелики, но совпадают по содержанию лишь отчасти. 

(Популярная психологическая энциклопедия. / Сост. С.С.Степанов. М. Эксмо. 2005г.)

«Метафизика человеческого «я». Чтобы основательно разобраться в учении Веданты о человеческом существовании, важно с самого начала определить так ясно, как это вообще возможно, фундаментальное различие между «Самостью», которая представляет собой принцип этого существования, и индивидуальным «Я». Едва ли необходимо объяснять, что использование термина «Самость» с нашей стороны не предполагает никакого сходства с его использованием в определенных учениях, где под прикрытием восточной терминологии, чаще всего неверно понятой, излагаются чисто западные концепции, причем совершенно фантастические; мы имеем в виду здесь не только Теософию, но также и некоторые псевдовосточные школы, полностью искажающие Веданту под предлогом сделать ее понятной европейцам. Само злоупотребление, вполне возможное по отношению к слову «Самость», еще, по нашему мнению, не предоставляет достаточных оснований для того, чтобы совсем отказаться от его использования, исключая, конечно же, те случаи, когда его можно заменить другим словом, также хорошо подходящим для выражения того же самого значения; кроме того, слишком строгая определенность на этот счет могла бы, без сомнения, вообще привести к отказу от употребления очень многих терминов, особенно потому, что едва ли вообще найдется среди таких терминов хотя бы один, который не был бы в той или иной мере уже искажен тем или иным философом. Единственное, от чего мы намерены отказаться, так это от терминов, специально изобретенных для обозначения таких концепций, которые не имеют ничего общего с тем, что мы здесь излагаем: это, например, термины, обозначающие различного рода философские системы; это также и термины, входящие в словарь оккультистов и «неоспиритуалистов»; что же касается терминов, выводимых ими из более древних учений, к которым они обычно апеллируют, ничего при этом в них не понимая, то мы в таких терминах не испытываем никакой нужды, хотя и пытаемся восстановить их истинное значение.
Вместо «Самости» и «Я» мы можем использовать также термины «Личность» и «Индивидуальность» с одной, тем не менее, оговоркой, что «Самость», как мы еще объясним позже, может обозначать нечто превосходящее Личность. Теософы, которые, путаясь в терминах, кажется, получают от этого даже некоторое удовольствие, вкладывают в понятия личности и индивидуальности значения, полностью противоположные их истинному смыслу; первое понятие они отождествляют с «я», а второе с «Самостью». Раньше же, наоборот, даже на Западе — в том случае, когда проводилось хоть какое-то различие между этими двумя понятиями, — Личность всегда рассматривалась как нечто превосходящее индивидуальность, и именно поэтому мы говорим, что такое отношение между ними является нормальным и что есть все основания к нему вернуться. Схоласты, например, в своей философии не упускают из виду это различие, хотя, кажется, и не улавливают в полной мере его метафизического смысла, поскольку не делают самых важных выводов, которые из этого различия должны следовать; это случается более чем часто, и даже в тех вопросах, где они демонстрируют удивительное сходство с определенными сторонами восточных доктрин. В любом случае то, что на языке метафизики называют Личностью, не имеет ничего общего с «человеческой личностью» современных философов, с понятием, которое на самом деле не означает ничего, кроме индивидуальности; только индивидуальность может иметь определение «человеческая», определение, которое непосредственно не применяется к Личности. Вообще говоря, даже пытаясь пойти дальше расхожих представлений большинства, европейцы ошибаются, когда определяют Личность как высший компонент индивидуальности или как ее простое продолжение: при таких условиях все, что относится к чисто метафизическому уровню, остается за пределами их понимания. Так, например, иногда человеческое существо разделяют на то, что называют «Самостью» и «Я», но оба этих термина понимают все же таким образом, что они в равной мере входят в содержание понятия индивидуальности и, следовательно, в равной мере оказываются предметом изучения в психологии, которая совершенно не способна расширить свою компетенцию настолько, чтобы включить туда и понятие Личности».

(Р.Генон. Традиция и метафизика.)

«Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.
Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.
Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.
Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.
Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации». 

(Индивидуальность человека. Характеристика индивидуальности человека.)

«Введение. В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии. Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
— интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности;
— применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
— соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
Социальная практика в настоящее время ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования. Решение многих прикладных психологических задач требует знания особенностей индивидуальности, надежной диагностики и оценки её свойств как целостной системы — в конечном счете, именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т.д.
Глава 2. Анализ проблемы изучения индивидуальности в психологии. 2.1 Понятие индивидуальности в психологии. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта — это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции — патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как считают психиатры: нет акцентуации (выделение одной гипертрофированной черты в человеческом характере) — нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения — это определение линии потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию, и понимаю окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество, и как отсутствие адаптации.
Вторая традиция — понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком. Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт, и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.
Третья традиция — понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид — субъект деятельности — личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня.
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.
2.2 Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности. Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них — номотетический — ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй — идиографический — предполагает изучение конкретного человека. Исследование общих закономерностей и их вариаций является главной задачей традиционных экспериментальных исследований и представляет собой так называемый номотетический подход, название которого происходит от греческого слова «номос», означающего «закон» («номо-тетео» — устанавливать законы). Другим подходом или, вернее, другой традицией исследования индивидуальности является идиографический анализ, цель которого состоит в описании особенностей конкретного человека (греческое слово «идиос», от которого происходит название этого подхода, означает «своеобразное», «принадлежащее кому-то», а слово «идиографический» — «описывающий своеобразие, особенности»). Однако вплоть до сегодняшнего дня право идиографического подхода как научного метода познания не является общепризнанным, а соотношение номотетического и идиографического подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие.
Для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта). Конечно, такой подход к человеческой индивидуальности не является исключением, так как, по справедливому замечанию В.М.Бехтерева, «мир строится в форме замкнутых систем, представляя собой особые индивидуальности. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы… Гармония частей есть основа индивидуальности».
Подход с этой стороны к явлениям человеческой индивидуальности представляется весьма перспективным. Именно в этих явлениях как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» — ядро человеческой личности». 

(Индивидуальность человека.)

«С психологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.
Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, которая обусловливает ее собственное «лицо». Но сама по себе неповторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна своеобразию личности.
Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. Он писал, что отдельные души, конечно же, отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует, поэтому придавать чрезмерно большого значения. Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.
Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. По словам Л.Фейербаха, индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь. Иными словами, именно такие понятия как целостность, единство, неделимость, самобытность, авторство, укорененность в мире, собственный способ жизни и др. — входят в сущностное определение человеческой индивидуальности.
Б.Г.Ананьев полагал, что индивидуальность возможно раскрыть через интеграцию всех свойств человека как индивида, как субъекта деятельности и как личности. Аналогичной позиции придерживается и философ И.И.Резвицкий, понимая целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. По его словам, индивидуальность включает в себя: общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды. Эти черты и свойства, взятые в их внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.
С формальной точки зрения, высказанные положения может быть и не вызовут особых возражений, однако пока не выявлен и не утвержден сам принцип интеграции многообразия свойств индивидуальности, задающий самобытную «самость» человека, его способности быть самим собой, выступать самостоятельным существом, все суждения такого рода остаются предельно абстрактными.
Индивидуальность человека состоит в том, что это отдельный, самобытный мир, относительно независимый, суверенный, самостоятельный. Благодаря индивидуальности, человек обособляется, конвергирует в особую «точку бытия», творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской, личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род (единственный в своем роде). Индивидуальность — это авторство собственной жизни: в миропонимании, в способах деятельности, в социальном поведении.
В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он фактически не участвовал — за историю. Уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность — это человек как распорядитель своих сущностных сил, как автор своей собственной жизни во всей ее полноте. Индивидуальность есть неповторимое выражение родовой сущности человека.
Как это не покажется парадоксальным, но в психологии используется понятие «тип индивидуальности». Но индивидуальность по определению, по самому существу своему в принципе не типологизируема. Потенциально — сколько людей, столько индивидуальностей. «Тип индивидуальности», поэтому, — лишь количественная совокупность своеобразных черт и свойств субъективной реальности, но не ее целостный образ, не специфический уровень бытия человека.
Индивидуальность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, это прорыв за границы собственной самости — выход на границы вечного, вселенского, универсального и одновременно вход в уникальную подлинность самого себя.
Сформулируем главное — понятие индивидуальности относится к духовным измерениям человеческой реальности, а не к наличным психологическим ее особенностям.
Различение в составе человеческого существа трех реалий — тела, души, духа — принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точка зрения на «собственно человеческое в человеке» по преимуществу настаивает на необходимости и возможности целостного виденья человеческой природы — в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Не так обстоит дело в современной психологии. Долгое время психологическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизменное строение. В разное время в разных психологических школах при изучении психического делался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе взятое. Но всегда психическое рассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.
Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явления, возникающие, так сказать, на стыках «души» и «тела»; появились и стали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.
Надо сказать, что и в западной психологии — при всей ее, казалось бы, идеологической раскрепощенности — духовная реальность как реальность человеческая также исключалась из научного рассмотрения, за исключением, может быть специального анализа ценностных ориентаций индивида в социуме. И хотя существовала традиция относить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так и не было построено. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по «ведомству» идеалистической философии, религии, художественного творчества и т.п.
Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (и мировое, и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное — строить новый взгляд, «стереоскопическое» виденье человеческой реальности в ее субъективной проекции.
Тайна человека как личности и индивидуальности окончательно раскрывается в его универсальности. Ибо вселенское и бесконечное с максимальной адекватностью получает свое выражение в точке — с ее единственностью и абсолютным своеобразием; как и наоборот: лишь то, что может быть признано истинно личным «бытием-для-себя», может воспринять и выразить бесконечное.
Сущность всеединства как духа, пишет С.Л.Франк, как реальности самооценного и самозначимого бытия обретает последнюю определенность лишь в конкретной индивидуальности. Подлинно конкретная всеобщность совпадает с подлинной конкретностью индивидуального, подлинная общая правда совпадает с Жизнью». (В.И.Слободчиков, директор института развития дошкольного образования, доктор психологических наук.)». 

(Слободчиков В.И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека.)

* * *