Статья 3.2.2. Индивидуальность и личность человека. (ч.2).

«Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других…» (см. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. М. 1997г.). «Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой» (см. Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность. Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям). «Развитие индивидуальности личности (формирование социально активной личности через управление развитием индивидуальности) и самореализация личности (развитие индивидуальности) способствуют разрешению актуальных проблем социализации подрастающего поколения» (см. Шабанова Е.В. Формирование социально активной личности подростка). «В каждом человеке необходимо формировать индивидуальность, а не только и не столько личность и личностные качества. Для этого необходимо развести эти понятия: личность и индивидуальность… Сформированность личностных качеств зависит от степени развития индивидуальных… Чтобы воспитывать личность, необходимо развивать индивидуальные качества…» (см. (Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калиниград. 2000г.).
«Говорить о европейских концепциях личности и ее развития с точки зрения Тантры — значит заниматься бесконечным и кропотливым разъяснением ошибок, неточностей, тонких нюансов и различий. Гораздо легче дать некоторую упрощенную модель-схему, «отметив» на ней для примера те участки, которые, хотя бы приближенно, описываются той или иной теорией или школой… И если мы не на словах, а на деле стремимся к полноценному и полномасштабному развитию человека, нам не стоит тратить время на изобретение велосипедов, а следует глубоко и серьезно изучить методы Йоги и Тантры и научиться применять их на практике. Без этих методов самый лучший педагог находится в положении лекаря, вынужденного врачевать по телефону…. Ни Тантра, ни Йога, как и настоящая наука, не вещают истину в конечной инстанции. Они просто описывают доступную им картину мира, одним из элементов которой является Человек» (см. Глибицкий М.М. Тантра и проблема развития личности. Харьков. 1993г.).

* * *

(продолжение)

«Тантра — высшие разделы Йоги, изучающие наиболее сложные и тонкие аспекты действительности и способы взаимодействия с ними.
История восхождения к личности европейской (точнее — западной) психологической науки напоминает известную притчу о слепых мудрецах и слоне. Когда гордыня, а когда — культурные традиции не позволяют нашим мудрецам-ученым признать бесспорное лидерство Востока во всем, что касается понимания природы человеческого Я. Вслепую, плутая в сумерках механистической, физикалистской картины мира, мы лишь в последнее время приближаемся к первым ступеням лестницы, по которой много веков назад прошли первые Учители. Теперь на нее должны вступить все.
Говорить о европейских концепциях личности и ее развития с точки зрения Тантры — значит заниматься бесконечным и кропотливым разъяснением ошибок, неточностей, тонких нюансов и различий. Гораздо легче дать некоторую упрощенную модель-схему, «отметив» на ней для примера те участки, которые, хотя бы приближенно, описываются той или иной теорией или школой. «Точную» модель дать невозможно, так как, во-первых, это связано с недостаточностью нашей парадигмы, а во-вторых — с принципиальным несоответствием между механически-фиксированной природой текста и динамически-переменной сущностью описываемого объекта. Поэтому наиболее глубокие восточные тексты представляют собой образно-метафорические, принципиально неоднозначные, многосмысловые ссылки на внутренний чувственно-экстрасенсорный опыт. И эти ссылки в действительности описывают не конкретную цель-объект, а лишь являются своего рода «дорожными указателями» к ней.
Очень хорошо пример тантрического обучения описан в книге Добсанг Рампы «Третий глаз»: когда у ученика появилась возможность видеть тонкие поля, учитель просто садился рядом и комментировал ему, что означает тот или иной рисунок в ауре человека. Никакие тексты не могут заменить этот простой и эффективный путь получения точного знания. Но когда человек хорошо понимает то, что видит, ему легко «заглянуть» за текст и воспринять Реальность, увиденную другим. Исчезает необходимость в рассуждениях о духовности и истине, ибо и то, и другое воспринимается непосредственно.
Однако вернемся к европейским теориям личности, ее развития и образования. Чтобы понять, как эти теории соотносятся с восточными, нам нужно проанализировать, какие аспекты личности описывают те и другие. С точки зрение Востока человек — это микрокосм, то есть несет в своей структуре все качества Макрокосма — Вселенной, которые появлялись и проявлялись, развивались в процессе ее эволюции. Конкретно, нас интересуют слои, или уровни проявления, часто упоминаемые в оккультной литературе: эфирный, астральный и т.п. С нашей точки зрения, далеко не всегда эти термины употребляются правильно. Поэтому, чтобы избежать неоднозначности и, с другой стороны, зафиксировать смысл, вкладываемый нами в соответствующий термин, мы приводим схему соотношения между уровнями проявления. В основу разграничения здесь положен принцип кардинального качества: каждый уровень является некоторым бесконечным (по отношению к человеку) пространством, в котором присутствует «в чистом виде» определенное качество, отсутствующее во всех «более высоких» уровнях и присутствующее во всех «более низких».

Атман Исчезновение качеств
Буддхи Сознание
Карма Действие
Ментал Анализ
Астрал Эмоции. Высшее эго (самоопределенность)
Тантра
Психика Низшее эго (самонаправленность)
Радость от проявления индивидуального Я
Витал Чувственные наслаждения
Удовольствие от существования, тяга к коллективному существованию
Гуманитарные науки
Эфир Трансформация тонких энергий в физические и наоборот.
Взаимодействие с квантовомеханическими процессами (связь с материей)
Антропософия
Физика Корпускулярно-волновой дуализм Оккультизм
Йога
Субкорпускулярный слой Появление качеств

Табл. 1. Условное деление тонкого мира на уровни проявления и их кардинальные качества, и проявление его в «более низких» слоях. 2. Примерная картина соотношения между различными уровнями проявления мира и взаимодействующими с ними науками и некоторыми мировоззренческими системами.

Другими словами, попадая в соответствующее пространство-уровень, мы будем воспринимать всю Вселенную как сумму проявлений данного качества (например, в кармическом слое — как сумму действий и процессов, и ничего более).
Надо учесть, что спектр качеств, так же как и электромагнитный спектр, практически бесконечен, и пространства, отмеченные в табл.1, взяты нами потому, что существует довольно давняя традиция их разграничения (хотя, быть может, и не столь строгого, как предлагаемое нами), в рамках которой даются точные и интуитивно ясные определения кардинальных качеств большинства уровней.
Следует отметить, что примерно за последние 10 тысяч лет в пространстве вокруг Земли произошло сильное смешивание энергий от эфира до астрала, что связано с изменениями биосферы под действием человечества. Поэтому, по отношению к Земле и людям мы можем говорить о плотном эфирно-астральном (астральном, витальном) теле, в противоположность тонкому астральному телу (слою), которое в некоторых источниках именуется астральным, а в некоторых — ментальным.
Чтобы сопоставить теперь восточные и западные теории личности, нам нужно «развернуть» каждый уровень по оси «тяжесть-тонкость». Речь здесь идет о следующем. Каждый слой, как уже упоминалось, отображает всю Вселенную. То есть в его вибрациях «учтены» вибрации как «вышележащих», так и «нижележащих» слоев, поскольку каждый из них является тансформатором-передатчиком энергии «сверху-вниз» и наоборот. Однако каждый слой мы можем представить в виде некоторой «шкалы серого», на темном конце которой наиболее тяжелые (т.е. грубые, плотные, но сильные) вибрации данного слоя, а на другом — наиболее тонкие (легкие, подвижные, сложные, а потому — малоамплитудные). Напомним, что каждому участку такой шкалы соответствует свое бесконечное пространство, охватывающее всю Вселенную.
При этом оказывается, что, например, в эфирном слое присутствуют вибрации, по тонкости соответствующие буддхическим, но процент их настолько мал, что они никак не «чувствуются». Обратите внимание, что энергия вибраций нигде не равна нулю, хотя в масштабе рисунка это отразить нельзя.
Тогда мы можем отобразить разные слои в виде ряда перекрывающихся отрезков, длина которых соответствует диапазону «наиболее проявленных» вибраций данного слоя. И вот теперь мы достаточно просто можем сопоставить разные науки, изучающие природу и человека (табл. 1).
Как видно, «традиционные» европейские науки «освоили» в настоящее время лишь узкий участок ментальных вибраций, «компенсируя» это весьма существенной проработкой физического уровня. «Разрыв» между точными и естественными науками «заполняют» (причем весьма неоднородно, фрагментарно) гуманитарные, которых сама природа изучаемых слоев буквально несет в объятия оккультных наук и Йоги. Этим же объясняется успех антропософии, которая, по сути, является частичным и упрощенным эзотерическим знанием, адаптированным для практических нужд западной жизни. В нашей системе образования это соответствует примерно второму-четвертому классам начальной школы.
Таким образом, мы видим, что европейская система наук мозаична и ограничена в своей основе и в том, что не касается физического мира, пользуется методами, просто неадекватными изучаемым процессам. Восточные науки лишены этих недостатков, но их язык слишком далек от прямолинейного европейского мышления. Правда, в последнее время с появлением и развитием синергетики и новых идей в квантовой механике, мы постепенно начинаем создавать представления, которые помогут разработать язык перевода с «восточного» на «западный».
Как же можно представить путь духовного развития личности в свете восточной науки? В принципе, мы можем определить идеально духовно-развитую личность как такую, у которой все процессы полностью согласованы (находятся в резонансе) с вибрациями Абсолюта. При этом, в зависимости от того, к какой форме Абсолюта осуществляется движение — к бесконечно большой (по отношению к человеку), то есть к Космическому Абсолюту или к бесконечно малой (душе) — можно выделить два основных типа духовного развития, которые различаются лишь до определенного этапа. Поскольку обе формы выводят на один и тот же слой, то и конечный результат будет один и тот же. На сегодняшний день эти пути представлены различными формами Йоги и Тантры. Мы здесь ничего не говорим о разного рода религиозных техниках, поскольку нас интересуют способы и приемы закономерного, планомерного духовного движения «вверх», пользуясь которыми человек мог бы сознательно и гармонично вписываться в окружающий его реальный мир. Религии же, прежде всего, стремятся вписать человека в некоторые частные картины мира, не пересекающиеся друг с другом. И лишь те, кто вжился в эти картины настолько, что в какой-то момент смог увидеть Реальность, стоящую за ними, Реальность, пусть и окрашенную культурными или религиозными традициями, смогут более-менее успешно двигаться к вершинам духа. Сами же религиозные предписания направлены скорее на ограничение и подавление негативных качеств личности, чем на стимулирование человека к сознательному сотрудничеству с Богом, Аллахом, Иеговой или другими ипостасями Единого.
Говоря о западных представлениях о развитии личности мы, по сути, говорим о христианских или полухристианских представлениях, поскольку именно эта религия определила облик западного мира. В принципе, одна религиозно-культурная традиция отличается от другой лишь характерным энергетическим рисунком центров, соответствующим «идеальному» состоянию ее носителя. Несколько особняком здесь стоит Буддизм, который скорее является социализированной формой Йоги, чем религией.
Чтобы более подробно проанализировать направленность современных методов развития личности на Западе, нам следует вспомнить о психоэнергетических центрах человека (чакрах). В табл. 2 приведены классические 7 главных чакр и их основные психофизические функции. Как показывает практика, чакровый анализ психики очень удобен, поскольку позволяет быстро и эффективно «просмотреть» основные качества личности.

Сахасрара-чакра Связь с Космосом, ассоциативно-интегративное и системное мышление, понимание, мудрость ума.
Аджна-чакра Воля, аналитико-дескриптивное, логико-атомарное мышление, знание.
Вишуддхи-чакра Творчество через образование новых форм, жизненаполнение, сексуальное обаяние, коммуникация (взаимовосприятие), речь.
Анахата-чакра Духовная любовь, интуитивная мудрость взаимопонимание.
Манипура-чакра Сила творчества, энергия действия, активность, силовая стабилизация процессов.
Свадхистхана-чакра Сексуальность, творчество через проявление внутренних свойств материи и через наполнение тонких форм, тяга к себе подобным, удовольствие от взаимодействия с материальным миром, стремление к  традициям и интуитивно-нерассуждающему образу действий, тяга к следованию за лидером.
Муладхара-Чакра Чувственные наслаждения, психическая и энергетическая устойчивость, «инерционная» стабилизация процессов, связь с Землей, мудрость действия.

Табл. 2. Некоторые психоэнергетические центры и их основные психические и энергетические функции. 

Судя по текстам школы вальфдорфской педагогики, она ориентируется, прежде всего, на развитие качеств Вишуддхи и Анахаты, т.е. усиление жизнерадостности, формообразовательного творчества, коммуникативности, доброжелательности, духовной любви. По сути, такой акцент в воспитании является своеобразной компенсацией перекоса в сторону аджна-манипурической активности, характерного для западного делового мира.
Однако четыре центра — не семь, и то, что воспитывается в школе и приобретается «по жизни», далеко не всегда находится в резонансе с вибрациями Абсолюта. Мы уже не говорим о том, что психоэнергетическая структура человека насчитывает многие десятки центров и каналов, каждый из которых, так или иначе, проявляется в портрете личности.
И если мы не на словах, а на деле стремимся к полноценному и полномасштабному развитию человека, нам не стоит тратить время на изобретение велосипедов, а следует глубоко и серьезно изучить методы Йоги и Тантры и научиться применять их на практике. Без этих методов самый лучший педагог находится в положении лекаря, вынужденного врачевать по телефону.
Как, например, может педагог развивать ребенка с активизированной Сахасрарой, если у него самого этот центр закрыт или плохо функционирует? Ведь при общении людей происходит взаимообмен энергиями, и взрослый, который, как правило, сильнее, почти наверняка «закроет» центр у своего подопечного, даже не желая причинить ему какой-либо вред.
Как можно развивать позитивные качества данной конкретной личности, заложенные в ней на момент рождения, если мы и не подозреваем, в чем они могли бы заключаться?
Как оптимально подобрать пару учитель-ученик? Ведь, в конечном счете, это приведет к анализу структуры центров, которые мы не видим, и т.д., и т.п.
Одновременно с «родительским» ребенок, начиная примерно с года, испытывает активное энергетическое воздействие окружающей среды, вклад которой составляет от 30-40 до 50% его психического состояния. Вы можете ничего не говорить сыну, играющему в вашей комнате, но сама атмосфера добра, радости или злобы и раздражения зафиксируется его центрами и структурами и именно она, а не ваши слова, определит в дальнейшем его характер.
Поэтому при воспитании детей неизмеримо важнее сильные и чистые, хорошие поля преподавателей, чем их формально-профессиональная подготовка. Само детское учреждение должно быть храмом, попадая в который ребенок просто насыщался бы мощными духовными вибрациями, исходящими от людей и предметов, а игры и занятия лишь помогали бы ему в этом.
Примерно с 3-6 лет у ребенка начинает проявляться «зодиакальная» структура центров, связанная с моментом рождения. На этом этапе важно успеть «скомпенсировать» негативные качества (например, излишнюю жестокость, агрессивность или эмоциональность), так подбирая окружающую среду (включая и людей!) и воздействие на ребенка, чтобы гармонизировать его психоэнергетическую структуру.
В принципе, после переходного возраста, т.е. примерно в 14-16 лет, ребенок является вполне самостоятельной взрослой личностью. В это время надо помочь ему осознать себя как индивидуальное, самостоятельное действующее начало и окончательно приучить нести полную ответственность за свои поступки на всех уровнях проявления. Дальнейшее развитие личности связано либо с саморазвитием, либо с обучением специальным духовным техникам под руководством опытных учителей. Как показывает практика, для выхода человека на уровень устойчивого саморазвития даже при очень хорошей исходной энергетической структуре требуется примерно 3.5-5 лет.
Итак, мы изложили свое понимание соотношения между восточной и западной концепциями развития личности. Ни Тантра, ни Йога, как и настоящая наука, не вещают истину в конечной инстанции. Они просто описывают доступную им картину мира, одним из элементов которой является Человек».

(Глибицкий М.М. Тантра и проблема развития личности. Харьков. 1993г.)

Предисловие. М.М.Глибицкий в своих лекциях о воспитании отмечает, что «главное в воспитании — это не слова. Главное не то, что вы говорите, а то, что ощущаете в этот момент. То, что вы показываете на уровне состояний. Потому что ребенок воспринимает именно это. Взрослый тоже воспринимает, не даром мы говорим: «Он говорит, но я ему не верю» — потому что мы чувствуем, что человек что-то хочет скрыть от нас. Ребенок это все гораздо яснее и тоньше чувствует».

(Глибицкий М.М. Эзотерическая картина мира. Харьков. 1994г.).

 

4. РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

«Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность — это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано — уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…
Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению — и есть проявление индивидуальности! Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» — не что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.
У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека — быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.
Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат — полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются — мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос — ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми — застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?
Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них — способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» или «я – мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим — зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
Поэтому говоря своему чаду в очередной раз «нельзя», задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя».

(Развитие индивидуальности. 08.01.2009г.)

«Акме и развитие индивидуальности человека. Акмеология, как активно развивающаяся наука, решает сложнейший вопрос современного человекознания, а именно феноменологию, становление и закономерности развития взрослого человека. Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослости ввел Н.А.Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с трудами Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания» 1969) и продолжено А.А.Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина» М. 1993). Ананьев, Бодалев, Деркач, Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека.
Возникнув, как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности).
Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики — сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики — все качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.
Под акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.
Достижение акме — это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеология с самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов.
Все зрелости человека: физическая, психическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности связаны между собой, но человек не достигает всех вершин одновременно. Более того, скорости достижения акме в разных областях жизнедеятельности могут сильно отличаться. Комплексное изучение развития человека позволяет проанализировать корреляции индивидных, личностных и субъектных характеристик взрослого человека и особенностей его формирования в детстве и юности. Важной задачей акмеологии является нахождение единичного, особенного и общего в индивидном, личностном и субъектном развитии человека при достижении им микро (промежуточных) и макро (значительных) акме, а также выявление единичного, общего и частного в процессе достижения мастерства в разных областях профессиональной деятельности.
Акмеологическое изучение человека подразумевает не только анализ его достижений в профессии, а прежде всего изучение высшего этапа зрелости человека — постижение смысла своего существования. С точки зрения акмеологии психологические понятия субъект и индивидуальность получают новое смысловое наполнение. Субъект на высшей стадии своего развития выступает не просто как активный деятель, но как человек, способный взять ответственность за свою жизнь. Индивидуальность же определяется не только как неповторимое своеобразие психики человека, но как своеобразное триединство индивида, личности и субъекта деятельности.
В современной акмеологии вводится целостная характеристика индивидуальных свойств человека — интегральная индивидуальность. Это больше, чем совокупность особых качеств личности, а «особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека» (см. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности, с.10). В интегральной индивидуальности выделяются различные аспекты: биохимический, индивидуально-психический (темперамент, особенности личности), социально-психологический (роль в социуме).
Вторым феноменом процесса развития индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации человека к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Развитие этих двух феноменов взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль опосредует взаимодействие индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Проблема индивидуального стиля — это не проблема одного индивида, а задача интеграции различных индивидуальных стилей в одном рабочем пространстве, т.к. индивидуальный стиль — это, прежде всего, стиль профессиональной деятельности.
В контексте развития индивидуальности стоит особо остановиться на понятии аутопсихологической компетентности. Прежде всего, аутопсихологическая компетентность — это полное и глубокое знание себя как личности, своего темперамента, особенностей мышления, своеобразия характера, выносливости в пиковых нагрузках, т.е. знание всех своих сильных и слабых сторон, чтобы уметь адекватно компенсировать уязвимые стороны своей личности и всемерно развить внутренний психологический потенциал, формируя эффективные стратегии своего развития.
Аутопсихологическая компетентность — это готовность и способность личности к подобным изменениям, закрепление соответствующих навыков саморегуляции и гармонизации своего состояния, умение держать фокус на значимой поставленной цели, создавать благоприятную атмосферу для своей деятельности, активируя самые лучшие и сильные черты своей личности, являясь своеобразным тренером самому себе. Это становится возможным при надлежащем уровне собственной осознанности, сформированной воле и значительного опыта саморазвития и самосовершенствования. Как объект такой акмеологической преобразующей деятельности может выступать часть личности, воспринимаемая как наличие внутренней проблемы, препятствующей дальнейшему личностному росту.
Индивидуальность человека является интегральным феноменом, проявляющимся на разных стадиях личностного развития. У человека при этом формируется интегральная индивидуальность, как своеобразный характер связи между всеми свойствами человека и индивидуальный стиль, как способ адаптации к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Индивидуальный стиль способствует эффективному продвижению человека к вершинам личностного и профессионального развития.
Творческое саморазвитие личности определяется акмеологической деятельностью в интрапсихическом пространстве. Результатом этой деятельности является аутопсихологическая компетентность — одно из главных психических условий активизации личностного потенциала, обеспечивающее развитие «акме» человека в контексте его индивидуальности». 

(М.Белокурова. Акме и развитие индивидуальности человека. 2007г.)

«Предисловие. Данная книга посвящена педагогическим проблемам развития индивидуальности человека, как взрослого, так и ребенка. Какова основная идея пособия? Основной, системообразующей категорией традиционной педагогики является категория личности. А главным принципом — всестороннее ее развитие. При этом под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт — тех, которые ожидает от нее общество. Задачей же воспитания является навязывание, привитие молодому поколению этих самых черт. Насколько результативно такое воспитание, показал недавний его опыт — что осталось от «убеждений» и т.п., когда были сняты идеологические ограничения? Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность.
Чтобы преодолеть данный пробел в педагогике, необходимо уделить должное внимание проблемам формирования индивидуальности человека, ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных.
К настоящему времени, считают философы (Н.С.Розов и др.), уже можно назвать общепризнанной идею определенного баланса между главными составляющими образовательного отношения — источниками обоснования образования. Сохраняется линия традиционалистского, классического направления (ориентация на мир образцов — Культуру), линия социально-нормативного, социально-прагматического, идеологического направления (ориентация на Общество) и линия либерального, экзистенциального, индивидуально-прагматического направления (ориентация на Индивида). Каждая линия, выдерживая и отстаивая свою доминанту, уже не может не признавать значимость оснований других линий. Наряду с указанными линиями, многими учеными осознается необходимость других основополагающих элементов — это стремление человека к максимальному выживанию всего человечества, забота об экологии человека, об экологической среде обитания человеческой цивилизации.
Индивидуальность есть та грань человека, которая отличает его от животного и социального мира, это понятие отражает систему сфер человеческого сознания, субъективный его мир. Под развитием индивидуальности человека авторы понимают развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек.
Наше исследование показало, что в новых условиях принцип индивидуализма получает новое осмысление. Он означает аксиологическую направленность на индивидуальное развитие человека, ребенка в частности, как на цель и на общечеловеческие ценности как основные координаты современного образования.
Новейший аксиологический подход заключается в отказе от противопоставления индивидуализма коллективизму. Индивид, принимая ценность собственной независимости и свободы, должен признавать и ценность самого сообщества, в котором живет. Ему необходимо соединить принципы индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив своего существования в социуме.
1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой? 1. Для того чтобы человек как индивидуальность прогрессировал, он должен овладевать психологической культурой. Для этого нужно передавать такую культуру все новым и новым поколениям. Актуализация потребности каждого человека в психолого-педагогических знаниях обусловливает выделение области науки — педагогики индивидуальности как науки о развитии и саморазвитии (формировании) психических качеств человека на всех возрастных этапах его развития. Возникновение педагогики индивидуальности обязано потребностям общества и каждого человека.
2. Педагогика индивидуальности имеет свой предмет: формирование и развитие индивидуальности человека как особая функция общества. Предметом педагогики индивидуальности является исследование сущности развития и формирования индивидуальности человека и определение на этой основе процесса его социализации как специально организованного педагогического процесса.
3. Педагогика индивидуальности имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся социализация, развитие, формирование, индивидуальность, личность.
8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности. Как известно, характер человека определяется процессом развития его «Оно» (организма), «Я» (индивидуальности) и «Сверх-Я» (личности) и их взаимодействиями. Э.Эриксон поясняет: когда мы хотим — это «Оно», когда мы должны — это «Сверх-Я», а мертвая точка — это «Я». При этом переход от «Оно» к «Сверх-Я» подобен колебанию маятника с центром равновесия в точке «Я». Это состояние человека характеризуется его индивидуальностью, оно является условием развития и «Оно» и «Сверх-Я». Поэтому каждый человек уникален в силу своей индивидуальности. Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» (индивидуальность) использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и «подавляющей силой совести».
Таким образом, человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга: это — биологический процесс организации органических систем, составляющих тело (сома); психический процесс, организующий индивидуальный опыт посредством эго-синтеза (психика); общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей (этос).
В каждом человеке необходимо формировать индивидуальность, а не только и не столько личность и личностные качества. Для этого необходимо развести эти понятия: личность и индивидуальность. В последние годы в педагогике все больше укрепляется мнение о целях педагогической деятельности, связанных прежде всего с раскрытием сущностных сфер человека и его социальным становлением. При этом цели деятельности не унифицированы, а рассматриваются применительно к каждому человеку, являющемуся как объектом, так и субъектом педагогических воздействий, то есть решение педагогических задач, прежде всего, опирается на индивидуальные качества воспитуемого. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И.Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Как показано выше, индивидуальность определяется основными ее сферами. Для педагогической конкретизации общих представлений о личности и индивидуальности необходимо рассмотреть ряд вопросов: как происходит развитие индивидуальности и воспитание личности, каковы критерии сформировавшихся индивидуальности и личности?
Развитие индивидуальности, как уже отмечалось, происходит на основе гармоничного развития всех ее сфер. И критерием ее развития является степень сформированности интеллектуальной, мотивационной и др. сфер.
Развитие личности зависит не только от внешних условий, но и от внутренних. Сформированность личностных качеств зависит от степени развития индивидуальных. Л.И. Божович выделила два основных критерия сформировавшейся личности. Первый критерий: человека можно считать личностью, если его мотивационная сфера настолько развита, что он способен управлять собственными непосредственными побуждениями: преодолевать свои желания ради чего-то другого, сдерживать свои потребности, проявлять интерес к явлениям социальной жизни. При этом должны быть развиты социально значимые мотивы, то есть побуждения, заданные обществом. Второй критерий: человека можно считать личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением.
Названные критерии связывают воспитание личности с развитием индивидуальности, но при этом развитие индивидуальности должно происходить в общении с другими людьми, так как личности (отношения) формируются в процессе их интеракции друг с другом.
Если у человека есть два указанных признака, то в таких случаях говорят, что субъект способен к сознательному опосредованному поведению. Как видим, личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть развитие и личности, и индивидуальности, не противопоставляя их. При этом личностные качества формируются на основе развития сфер индивидуальности. Следовательно, чтобы воспитывать личность, необходимо развивать индивидуальные качества. Но далее в наших рассуждениях возникает вопрос, который поставит любой учитель: «Что же конкретно следует развивать в индивидуальности?» Ответить на него намного сложнее. Очевидно, что развивать можно только то, что уже дано в той или иной мере и в отношении чего имеются определенные предпосылки к развитию (существуют природные задатки). Таким образом, необходимо ответить и на вопросы: что дано человеку от природы? в какой мере это данное развивается? как лучше развивать то, что дано? Иными словами, необходимо ответить на вопросы: что развивать в человеке, и как в процессе этого развития должна проявляться его индивидуальность? Уместно поставить и еще один вопрос: а все ли надо развивать? Очевидно, в индивидуальности необходимо развивать все данные природой и перечисленные выше сферы. Но кроме них человек обладает и рядом или врожденных или приобретенных качеств. Например, известно, что агрессивность является врожденным качеством. Необходимо ли развивать агрессивность у человека? На этот вопрос нет однозначного ответа. Таким образом, возможны ситуации, когда данное от природы свойство следует развивать только в определенной мере и для определенных видов деятельности. Но при этом на смену требованиям развития встает требование ограничения и даже подавления тех качеств, которые социально неприемлемы.
Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе — предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе — личности. Эти две задачи необходимо решать в единстве. Достоевский говорил: выгоднее всего всегда и везде поступать нравственно. А это значит утверждать нравственные нормы и по отношению к себе, и по отношению к семье, и по отношению к коллективу, и по отношению к государству». 

(Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики
индивидуальности. Учебное пособие. Калиниград. 2000г.)

 

5. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

«Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А.В.Петровскому, в качестве предпосылки и результата развитие личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.
В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности (адаптация, индивидуализация, интеграция).
Ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится. Так закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности, в которой происходит социальное развитие личности». 

(Психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского М.Г.Ярошевского. 1998г).

«Данный раздел содержит в сжатой форме основные достижения современной психологической науки. Может быть полезен педагогам для подготовки к лекциям, студентам — для подготовки к экзаменам, в т.ч. — госэкзаменам. А также всем тем, кому интересны наиболее распространенные в психологии классификации, определения, подходы.
Развитие личности. Основные тезисы. Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация — разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности — это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей — это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности — источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.
Идея опосредованности всех общественных отношений личности деятельностью принадлежит А.Н.Леонтьеву. Однако центром личности являются не столько сами по себе «узлы» многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятельностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности социальные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства.
На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.
В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей». 

(Психология в тезисах. сайт «А.Я.Психология». Azps.ru)

«Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию, безусловно, остается монография Л.И.Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте», вышедшая 15 лет назад. В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке. Отдавая должное трудам советских психологов, характеризующим условия и процесс развития различных сторон и качеств личности ребенка, Л.И. Божович приходила к неутешительному выводу: «Однако личность ребенка как некоторое единое целое (выше она справедливо критиковала смешение личности с индивидуальными особенностями человека. — А.П.), ребенок, как субъект психической деятельности, оказывается до сих пор еще очень мало изученным. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в советской психологии до сих пор нет достаточно разработанной, единой концепции личности и ее формирования. Понятие личности, хотя и постоянно употребляется, но недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще» (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968г. 464 с.).
Справедливо отмеченный Л.И.Божович факт, что «понятие личности… часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще», послужил, очевидно, одной из причин того, что понятие «развитие личности» и понятие «развитие психики» (или, что то же самое, «развитие психики личности», «психическое развитие личности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадении и вообще соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» в онтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в психологической литературе даже не был поставлен. Многие психологи (в их числе и автор настоящей статьи в ряде книг, написанных им или выходивших под его редакцией) использовали эти понятия как синонимы в одном и том же контексте, не учитывая, что за подстановкой одного понятия вместо другого скрываются изменения его значения и смысла.
Отсутствие общепринятой психологической концепции личности и в самом деле не могло не сказаться на разработке теории развития личности — богатство эмпирических исследований в возрастной психологии само по себе не могло обеспечить интегрирование представлений о личности как некотором едином целом, «как системном и социальном качестве» индивида. В настоящее время нет необходимости доказывать неидентичность понятий «личность индивида» и «психика индивида», но при попытке описать процесс развития личности его, как правило, подменяют процессом «психического развития» или, во всяком случае, не различают их. В результате формирование личности растворяется в общем потоке психического развития ребенка как индивида. Очевидное несовпадение, нетождественность понятий «индивид» и «личность», как и понятий «психическое развитие» и «развитие личности», при всем их единстве, подсказывает необходимость выделения особого процесса формирования личности как социального, системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений, сущность которого составляет, по К.Марксу, не абстракт, присущий отдельному индивиду, а совокупность всех общественных отношений. Личность выступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих с ним людей и в себе самом «как другом». Межличностные отношения как характеристики личности субъекта этих отношений, а также «вклады», которые он осуществляет в жизнедеятельность других людей, в их личностные смыслы, обеспечивая свою личностную представленность в них и тем самым и в себе самом, выступают в единстве с иерархией мотивационно-смысловых образований и симптомо-комплексами индивидуальности человека.
В своем единстве эти «ипостаси» человека в системе общественных отношений характеризуют его как личность. Отсюда очевидно, что психика как форма активного отражения объективной реальности субъектом выступает как необходимая сторона существования личности, являющейся субъектом общественных отношений, как важнейшая ее интраиндивидная характеристика, но очевидна несводимость развития личности индивида к развитию его психики, точно так же, как личности индивида к психике индивида.
Процесс развития личности, таким образом, не может быть сведен к суммации развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них. Еще менее того у нас могут быть основания выдвигать один из этих компонентов, а именно познавательную сферу, в качестве совокупности эмпирических референтов развития личности (когнитивистская ориентация в понимании сущности и характера развития личности явно преобладала).
Чем располагает социальная психология для построения концепции развития личности в онтогенезе? Во-первых, следует обратиться к стратометрической концепции групп и коллективов, которая, вводя принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности, позволяет дифференцировать группы по уровню их развития, принимая во внимание прежде всего степень опосредствования и его просоциальный или асоциальный характер (диффузная группа, просоциальная ассоциация, коллектив, асоциальная ассоциация, корпорация). Экспериментально показано, что закономерности, выявленные на одном уровне развития группы, не действуют или имеют обратное действие на другом уровне развития. Развитие группы выступает в свете этих теоретических представлений как фактор развития личности в группе.
Во-вторых, источником наших дальнейших теоретических предпосылок служит концепция персонализации индивида. В соответствии с ней индивид характеризуется потребностью быть личностью, т. е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей («постулат максимизации»), осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью, т. е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью. Возможность реализации указанной потребности, степень выраженности и осознанности которой индивидуально вариативна, при наличии соответствующих способностей создает группа высшего уровня развития — коллектив, где персонализации каждого — условие персонализации всех.
В этой связи может быть выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. (А.В.Петровский (1924-2006) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор-консультант университета РАО. Москва)». 

(Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций
социальной психологии // «Вопросы психологии». 1984г. № 4 C. 15-30)

«Глава II. Индивидуальное развитие личности. § 1. Социальная единица и уникальная личность. Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
В соответствии со своей социально-психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.
Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты»’, «Я» и «Мы», «Мы» и «Они» и т.д. Развитие личности идет также через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции.
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе потребность в развитии. В этой связи уместно вспомнить положение К.Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Жизнедеятельность человека сознательная, он — сознательное существо. Типология сознания зависит от этапа исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности.
Необходимым условием развития сознания является свободная воля человека. Свободный индивид по-настоящему самоактуализируется, становится личностью, когда может следовать своим ценностным ориентациям и даже противопоставить себя роду. Более того, человек только в обществе может обособляться. Но выработать в себе эту способность можно только через развитие внутри рода, через присвоение духовной культуры, складывающейся на протяжении всей истории развития человечества. Противопоставление личности роду есть, по существу, утверждение более глубинных связей индивида с родом. Личность, следовательно, является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих родовых сил — способности сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или должен) обособляться от других индивидов и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений.
Личность всегда представлена в конкретном историческом бытии и находится с ним в противоречивом диалектическом единстве. Человек — родовое существо. Однако личность является не только продуктом, но и субъектом общественных отношений. С.Л.Рубинштейн пришел к принципиальному выводу о том, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. С.Л.Рубинштейн видел необходимость изучения человека как части природы, способной рефлексировать, осознавать себя родовым существом. С.Л.Рубинштейн совершенно правомерно исходил из положения о том, что непосредственное общение предполагает отношение к другому человеку как «наличному живому роду», в индивидуальной форме несущему в себе «бесконечную потенцию рода», и в то же время уникальному, единственному. Поэтому отношения любви выступают одновременно и как родовые, и как исключительно индивидуальные. Отношения любви есть развертывание человеком своей человеческой сущности и утверждение другого в его исключительности и человечности. Следовательно, истинная личность в своей самоактуальности должна стремиться быть достойной самой себя. Отсюда и необходимость утверждения «бытия человека как бытия все более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к миру, другим людям и самому себе», — так представляет смысл и суть бытия личности С.Л.Рубинштейн.
В отличие от концепций, разъединяющих индивида и общество, противопоставляющих их друг другу, наша позиция состоит в том, что социальные условия жизни людей — единственно возможные условия развития человеческой личности и ее человеческого бытия.
Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других.
Человек — субъект, живущий во времени; человеческая история -продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории. Исследование разных культур дает науке о человеке знание о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование прошлого — истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищения будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу.
Личность традиционно рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обусловленный конкретно-историческими условиями жизни общества. В то же время личность индивидуальна. Поэтому личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определение несет в себе следующее понимание: 1) личность — это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2) личность — это индивидуальное в нас (индивидуальное бытие общественных отношений). Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок.
Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем; мировоззрение — это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.
Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентации. Личность создает ценностные ориентации, которые складываются у человека в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей. Однако в индивидуальном всегда просматривается общее для человеческого рода. Это общее определяется закономерно возникающими в любых общественных отношениях людей ценностными ориентациями, формирующими костяк структуры самосознания личности.
Обособление как механизм развития и бытия личности. В онтогенезе личности овладение обособлением как способностью выделиться из общего, осознать личностью свою собственную нерасторжимую целостность и индивидуальность ведет к формированию механизмов социального поведения, развития и бытия личности.
Обособление — прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание.
Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению как социальной холодности.
В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом. Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать «внешнее через внутреннее». Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. И хотя каждый индивид присваивает структуру самосознания через идентификационные механизмы, обособление определяет индивидуальное развитие каждого звена этой структуры.
Развитие личности через механизм идентификации-обособления — сложный противоречивый процесс. Сама природа человека двойственна. Мы идентифицируемся с животным, растением, игрушкой, но мы же, обособляясь (отчуждаясь), в силу объективных требований бытия человека убиваем животное, срываем растение, перестаем одухотворять игрушку. Идентификация-обособление для каждого человека имеет разное значение, у каждого — разное содержание переживания в зависимости от того, с кем строятся отношения. С близкими людьми мы идентифицируемся иначе, чем с чужими, но обособляемся, отчуждаемся от своих иначе, чем от чужих. В разные моменты жизни мы то «теплее», то «холоднее».
Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение. Но человеку несвойственно жить в этих крайних состояниях. Ни один барометр не измерит степени человеческих идентификаций и обособлении. Это постоянно действующий механизм, работающий на бессознательном и сознательном уровнях. Идентификация-обособление может функционировать в зависимости от социальных ожиданий и вопреки им. В одних случаях этот механизм поднимает человека до вершин человечности, в других — опускает до самых темных глубин человеческой низости». 

(Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. М. 1997г.)

* * *