Статья 3.13.8. Тайна термина «видья». (ч.1).

продолжение

АПАРА-ВИДЬЯ

«Апара-Видья (апара — другой; родственный, нижерасположенный) — Знание Вед, или низкое знание; умственное знание».

(Шри Свами Шивананда. Словарь Йоги и Веданты.)

«V. Глоссарий. Апара-Видья (а — отриц. приставка, пара — через, апара — безграничный, не имеющий противоположного берега) — безграничное знание».

(Рамеш Садашива Балсекар. Знаки на Пути от Нисаргадатты Махараджа. М. Ганга. 2000г.)

«Низший уровень осознания (усиление чувственных удовольствий) называется Апара-Видья; духовный уровень осознания (развитие любви к Богу) называется Пара-Видья».

(Свами Сухотра. За пределами Матрицы.)

«Апара-Видья — опыт и знания на уровне чувств. Апара-Видья имеет дело с объектами в пределах человеческих чувств и законами, управляющими их ростом, с тем, как они могут быть покорены и поставлены на службу для блага человечества».

(Источник неизвестен)

«Апара-Видья (эмпирическое или концептуальное знание) может быть преобразована Пара-Видьей (высшим знанием или опытом), что происходит одновременно. У Абхинавагупты есть подобное определение как Пара-Видьи, так и Апара-Видьи».

(Натха-Сампрадайя — Йога Натхов.)

«Есть два вида знания: Апара-Видья — пополняемые интеллектуальные знания (чтение, письмо, ремесло, наука и др.) и Пара-Видья — это знание нельзя получить. Оно передается, как исключительная энергия, где появляется просветление сознания. Это интуиция или вдохновение, внутреннее знание. Оно находится за пределами восприятия».

(Освобождающая энергия мантр.)

«В ведической культуре различается два вида знания: Пара-Видья, т.е. непосредственная наука о Боге, и Апара-Видья (которую составляют джнана-канда и карма-канда). К Апара-Видье относятся логика, грамматика, астрология, медицина, военное искусство, искусства танца, музыки и так далее. К Пара-Видье относится наука о трансцендентном, не связанном с материальными наслаждениями знанием». 

(Ямуна Джая Д.Д. 5 уровней сознания. 5 уровней восприятия. 5 уровней ведического знания.)

«В Индии на протяжении веков сложилось необычайное архитектурное разнообразие. В древних индийских текстах описаны две формы знания: Пара-Видья, или метафизическое знание, и Апара-Видья, или физические науки. Обе эти ветви знания были тесно взаимосвязаны, и принципы архитектуры определялись мифическим символизмом, а их практическое применение — религиозными ритуалами».

(Индийская архитектура.)

«Апара-Видья (знание о материальном) — это знание о материальном мире как об энергии Бога. Такое знание тоже освобождает. Даже Аюрведа, Астрология и Санскрит могут даровать человеку освобождение, если будут напоминать ему о Боге. Как освобождает Апара-Видья (знание о материальном)? Изучая ее, человек понимает свою несовместимость с материальным миром, свою духовную сущность. Когда он ее понимает, наступает время Пара-Видьи, позитивного духовного знания». 

(«Ишавасья-Упанишада». Видья-Авидья.)

«Существуют две Видьи, которые должны быть познаны. Это — высшая (пара) и низшая (апара). Апара-Видья — воплощение четырех Вед и их шести дополнений (анг). Они не имеют отношения к природе Атмана. Пара-Видья же именуется мокша-шастрой. Она содержит ту высшую философию Абсолютной Истины, которая недоступна для понимания, безлична, ниргуна, ниракара, не имеющая ушей, глаз, рук и ног, вечная, всеприсутствующая, непреходящая, она может быть познана разумными и решительными мудрецами». 

(«Рудра-Упанишада». Древнеиндийский текст. Пер. с англ. А.Гросс. 1998г.)

«Говоря о шести праманах, признаваемых в Адвайте и обсуждаемых Дхармараджей, следует указать, что область их применения ограничена. У каждой из шести праман есть своя сфера действия. Они не противоречат друг другу. Они «истинны» только в феноменальном мире и не могут подтвердить окончательную или высшую истину. Есть две формы знания: Пара-Видья, т.е. высшее знание, и Апара-Видья, т.е. низшее. Первое из них — это знание абсолютного: оно самодостаточно. Оно обретается мгновенно, непосредственно, интуитивно. Второе — это знание эмпирического мира «имён и форм», где применяются праманы (источники, условия, средства познания)». 

(Учения великих учителей. Дхармараджа Адхварин.)

«С древнейших времен мудрецы признают два типа знания: Апара-Видья (научное постижение вещей преходящих) и Пара-Видья (духовное раскрытие вечной истины), и между ними нет противоречия. Образование должно быть построено на соотношении научных фактов с духовными прозрениями. Логические построения, описывающие внешний мир, и интуитивное восприятие, схватывающее суть бытия, в совокупности позволяют познать границы человеческого существования и выйти за его пределы. Наука влияет на общество косвенным образом, через технологии производства, а духовность воздействует на души людей напрямую, но она должна пронизывать также и саму науку».

(Мария Николаева. Йога в Варанаси.)

«В плане духовного образования царит полная темнота и невежество. Люди не знают, что такое духовность вообще. Упанишады говорят о двух видьях, двух типах знания: пара и апара. Апара-Видья относится к формальным академическим или мирским знаниям, которые помогают зарабатывать на жизнь. Она дает эмпирические знания математики, физики, астрологии, химии, биологии и других материальных наук. Другая видья, или знание, называется Пара-Видья. Это трансцендентальное знание о творце и его творении. Это духовное знание, с помощью которого человек может объединиться со своим непреходящим бессмертным Я, атмой, конечным принципом всего космоса. Есть две формы знания, однако сейчас они не внедрены в систему образования нигде в мире».

(Сатсанг 8. Казахстанская Академия Йоги 1997г.)

«Веданта. Шанкара говорит о двух объектах пoзнания: наш мир и Брахман. Мир познается посредством авидьи. Это такая форма чувственного и логического познания, которая дает относительную эмпирическую истину (Апара-Видья). Авидья не раскрывает субстанциальной основы вещей; в этом смысле она есть неведение, незнание, или «неистинное знание». Подобно тому, говорит Шанкара, как из-за нашей зрительной ошибки мы принимаем веревку за змею, так Брахмана из-за неведения (авидьи) принимают за мир. Авидья — «низшая мудрость» — противостоит видье — «высшей мудрости», которая непосредственно познает субстанцию (Брахмана) и дает человеку абсолютную истину (Пара-Видья). Авидья исчезает, когда наступает видья. Как скрывается в пустоте змея, когда мы принимаем веревку за змею, так скрывается в пустоте мир, принимающий форму видимости, когда мы познаем Брахмана». 

(Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М. Изд. МГУ. 1967г.)

«Дашаратха призвал к себе Сумантру — благороднейшего из всех министров — и поручил ему взять на себя ответственность за приобщение принцев к Пара-Видье — духовному знанию, ведущему к Освобождению. Он сказал, что как бы ни был силен человек в мирских познаниях (Апара-Видья), только Пара-Видья способна наделить его силой и стойкостью на праведном пути Дхармы. Высокая моральная культура должна быть привита именно сейчас, когда они еще не вышли из нежного возраста. Будущие успехи и поражения зависят от опыта и впечатлений, полученных на заре юности. В ранние годы закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. Поэтому царь велел Сумантре: «Ты объедешь вместе с принцами все царство и позаботишься о том, чтобы они познакомились не только с обычаями и жизнью простого народа, но и приобщились к нашим великим Святыням. Поведай им историю храмов, открой сокровенные тайны наших Святилищ, расскажи им жития мудрецов и святых, основавших и хранивших их, и дай им вволю напиться из чистых божественных источников, чьими струями омыты Святые места. Я чувствую, что это полезно и необходимо моим сыновьям. Они растут и вскоре окажутся во власти чувственных желаний и устремлений. До того, как они падут жертвой телесных нужд и дурных наклонностей, им нужно испытать благоговейный трепет перед Божественным, укрепить любовь и веру в Бога, пронизывающего Вселенную. Это единственный способ спасти их высокую человеческую природу от натиска животных страстей. Это необходимо им и как будущим правителям царства. Посоветуйся с Гуру и другими наставниками и без промедления начинай подготовку к путешествию…». 

(Р.Расавахини. Сказание о Господе Раме, поведанное Шри Сатья Саи Бабой.)

«Апара-Видья — Ведический способ познания духа и материи, который включает в себя логику, грамматику, астрологию, медицину, социологию, воинские искусства, музыку, танцы и т.д. (в отличие от Пара-Видьи, науки о Боге). Апара-Видью Вед составляют карма-канда и гьяна-канда.
Вечная душа не может по-настоящему освободиться от материальных пут, пока она не преодолеет полностью все желания ума и тела. Ведическая этика открывает две перспективы: одна исходит из Пара-Видьи (трансцендентного знания), а вторая из Апара-Видьи (знания, относящегося к материальному миру).
Самое важное в «Бхагавад-Гите» — это то, что Кришна учил Арджуну исполнять свой долг таким же образом, как Господь исполняет Свой долг. Арджуна должен был подняться над этикой Апара-Видьи, которая диктуется желаниями, обусловленными грубой и тонкой материей. Этика зиждется на Пара-Видье, и такой трансцендентный долг не затмевается ложным эго. Он относится к Лиле — акту необусловленной свободы воли чистого духа. Лила свободна от моральной двусмысленности, ибо она абсолютна. Долг, основанный на Апара-Видье, есть тень этики Лилы. Апара-Видья сдерживает материальные желания с помощью моральных, религиозных и правовых ограничений, но не истребляет их.
Хотя Господь и его преданные трансцендентны к этике Апара-Видьи, они не относятся к ней, как к бесполезной выдумке. Мораль, религия и законы Апара-Видьи опираются на ягью, а ягья приносит очищение. Таким образом, следуя этике Вед, хотя бы чисто внешне, люди очищаются. За жертвоприношениями Апара-Видьи стоит как источник очищения Сам Кришна, носитель высшей чистоты». 

(Свами Сухотра. Тень и Реальность. М. Философская книга. 2012г.)

«Гл. 8. Адвайта-Веданта Шанкары. XXIII. Высшая мудрость и низшее познание. Пара-видья — это абсолютная истина. Ее содержание составляет единство Атмана и его единственной реальности. Если мы попытаемся с помощью логических средств описать первичную реальность, то мы по необходимости должны будем пользоваться мифологией и символикой. Веды дают нам наивысшее логическое приближение к истине. Эмпирическая истина, или Апара-Видья не является абсолютно неправильной. Это истина, которая рассматривается с точки зрения эмпирического сознания (Ср. Дойссен: «При строгом рассмотрении выясняется, что Апара-Видья представляет собой не что иное, как метафизику в эмпирической одежде, то есть видью, какой она кажется нам с точки зрения авидьи или внутренне присущего нам реализма»).
Мир в пространстве, времени и причинных отношениях не имеет границ, а эти границы зависят от степени нашего понимания. Это обусловливается ограниченностью нашего знания, и в той степени, в какой это знание ограниченно, понимание его объектов абстрактно. Высшие, монистические, и низшие, плюралистические, теории не могут быть истинными в одном и том же смысле. Шанкара разрубает гордиев узел, утверждая, что плюралистическая точка зрения представляет собой деградирование высшей, монистической точки зрения.
Низшее познание не иллюзорно, не обманчиво — оно лишь относительно. Если Шанкара трактовал бы это иначе, то подробная разработка им вопросов низшего познания и та страстность, с какой он занимается низшим познанием, выглядели бы нелепостью. Шанкара считает, что низшее познание может привести нас к высшей мудрости. «Эта допускаемая авидьей точка зрения священных книг относительно творения имеет своей высшей целью учение, что Брахман представляет собой истинное «я». Этого не следует забывать». 

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957гг.)

 

АСТРА-ВИДЬЯ

«Астра-Видья — высшее магическое искусство с использованием совершенных сил (сиддхи)».

(Источник неизвестен.)

«Астра-Видья — Наука о небесном оружии. Индийские предания сообщают, что первым ее получил великий мудрец древности Аурва…
Астра-Видья — миф или реальность? В древнейших на Земле Ведических философских трактатах, которым более 5000 лет, рассказывается об уникальной Арийской культуре, существовавшей миллионы лет на нашей планете, об еe удивительных научных достижениях, о знаниях ариев в области законов строения материи и пространства… Там описываются целые космические войны между ариями и асурами, происходившими в космическом пространстве, в которых применялось оружие стихий, основанное на стихиях и элементах материальной природы — оружии земли, воды, огня, воздуха и эфира.
Лирическое отступление, где говорится об Астра-Видье. Что такое «Астра-Видья»? Воспользуемся определением, которое приводит известный советский востоковед и филолог В.И.Кальянов (под руководством которого осуществлен перевод нескольких томов Махабхараты, изданных в серии «Литературные памятники»): «Наряду с военной наукой (Дханурведа) в Индии с давних пор существовала особая наука владения оружием (астравидья). Эта наука об оружии (астра) считалась сверхъестественным искусством. По свидетельству различных источников санскритской письменности, наука владения оружием — астравидья — постигалась длительным ее изучением и упорным трудом… постигший же эту науку считался обладателем сверхъестественных сил (…). Но то, что в эпосе в мифологизированной форме представлялось сверхъестественным, на самом деле свидетельствует о той исключительной роли науки, равно как и искусства владения оружием, что всегда было залогом успеха любого дела. Это одна из отличительных черт всей индийской культуры»…
В комментариях к «Махабхарате» академик АН Туркменской ССР Б.М.Смирнов говорил: «Нельзя не изумляться высочайшей нравственной чуткости народа, уже десятки веков назад сумевшего не только поставить нравственную задачу о дозволительности применения «абсолютного оружия», но и разрешить ее»».

(РаВики. Энциклопедия Ведического мировозрения.)

 

АТМА-ВИДЬЯ

«101. Что такое «Атма-Видья»? Атма-Видья — это знание или Видья об Атмане или Абсолютной Реальности. Только когда индивидуум осознает свое «Я» (Сущность) как свою реальность, только тогда он сможет стать свободным и абсолютным. Также это называется Брахма-Видья».

(Гирлянда 142-х вопросов по Индуизму.)

«Какова подлинная основа самопостижения? В основе лежит Атма-Видья (наука о Себе). Атма-Видья — самая сложная из наук, и в то же время самая простая, так как «Я» изначально очевидно даже для самого недалекого человека и не нуждается в постижении. Однако, несмотря на то, что «Я» столь очевидно, оно, тем не менее, скрыто. В этом повинно ложное отождествление «Я» с телом и т.п. Как возникает отождествление? Благодаря мыслям. Ими окрашивается свет истинного «Я». Если их устранить, «Я» будет светить своим светом. Как устранить мысли? Нужно понять их основу. Все они связаны с мыслью «я», то есть с эго. Устрани эту мысль и все остальные исчезнут. Как устранить эту мысль? Если найден ее источник, она больше не возникнет». 

(Вопросы саморазвития человека. Междисциплинарный теоретико-
методологический сборник. / Под. ред. В.Данченко. вып. 2. Киев. 1990г.)

«Знание собственного глубинного «Я» (Атма-Видья) снизойдет на вас через Атма-Йогу. Великие мудрецы придавали особое значение самопреданию Господу и уверяли в том, что Господь в Своей безграничной милости спасет вас, поднимет вас и приведет к Себе. Он явит вам Себя. Это Атма-Йога. Атма-Йога — это самооткровение.
Атман нельзя познать ни развитием острого интеллекта, способного вращаться в запутанных аргументах и жонглировать логикой, ни обращением к сотням текстов, ни всякого рода аскезами; вы можете познать его только через самоотдачу. Упанишады утверждают, что Атман являет себя тому, кого Он сам выбирает. Ваша работа состоит в том, чтобы становиться достойным Его выбора и ждать.
В вас действуют две силы. Одна — это чистое «Я», божественный элемент внутри вас. В этом высшем «Я» пребывают божественные качества, такие, как чистота, праведность, вселенская любовь, бескорыстие, милосердие и прочие. Другая сила — это низшее «я», загрязненный ум, в котором вы находите элементы дурных склонностей — вожделения, жадности, гнева, зависти и других пороков.
Высшее «Я» — ваш друг, наставник и философ, оно руководит вами с помощью проникновенного негромкого голоса сознания. В Гите Господь ясно показывает, что, пока человек не растворил свою личность в Его вселенской природе, Его нельзя осознать. Вот почему Он утверждает: «Все существа пребывают во Мне, но Я — не в них!». В этом великая истина. Вы должны глубоко размышлять над этими словами Господа. Господь пребывает в вашем сердце, это так, но Он пребывает там как «Я» всего. Он не ограничен чьим-то сердцем, он не есть «Я» какого-то одного человека. Он — «Я». Это Он акцентирует снова и снова». 

(Игорь Федотов. Атма-Йога.)

«Существует четыре (помимо многих других) названия различных видов Эзотерического Знания или Наук, которые приведены даже в экзотерических Пуранах. Это: 1) Яджня-Видья, знание тайных сил, пробуждаемых в Природе посредством определённых религиозных ритуалов и обрядов; 2) Maxa-Видья, «великое знание», магия каббалистов и тантрического культа, часто колдовство наихудшего порядка; 3) Гухья-Видья, знание мистических сил, заключённых в Звуке (Эфир), следовательно — в мантрах (распевные молитвы или заклинания), и зависящих от ритма и мелодии, другими словами — магическое действо, основанное на знании Сил Природы и их взаимодействия; 4) Атма-Видья, термин, переводимый востоковедами просто как «Знание души», истинная Мудрость, но означающий гораздо большее.
Атма-Видья — единственный вид оккультизма, к которому должен стремиться каждый теософ, кто восхищается Светом на Пути и мечтает стать мудрым и бескорыстным. Всё прочее суть ветви «оккультных наук», т.е. наук, основанных на знании конечной сущности всех вещей в царствах Природы — минералов, растений и животных, — следовательно, вещей, относящихся к царству материальной природы, хотя бы сущность эта и была невидима и ускользала до сих пор от взора науки. Алхимия, астрология, оккультная физиология, хиромантия — все они имеются в природе, и точные науки — видимо, так называемые «точные», поскольку в нашем веке парадоксальных философий они оказались чем-то обратным, — открыли для себя уже не один из секретов вышеназванных наук. Но ясновидение, символом которого в Индии служит «Глаз Шивы» и которое в Японии зовётся «Безграничным Видением», не есть гипнотизм, незаконное дитя месмеризма, и не достигается с помощью этих наук. Всеми прочими науками можно овладеть и достичь результатов — хороших, плохих или ни таких и ни других, но Атма-Видья не придаёт этому никакого значения. Она охватывает их все и может даже, временами, воспользоваться ими, но делает это только в благотворных целях, очистив их от шлака и позаботившись исключить любое своекорыстное побуждение». 

(Блаватская Е.П. Оккультизм против оккультных наук. Ж. «Люцифер». Май. 1888г.)

«Баба разъяснил, что слово Видья, использованное в этой книге Вахини (Поток Мысли), означает «то», что «просветляет». Именно этот смысл выдвинут на первый план в таких выражениях, как Атма-Видья, Брахма-Видья и т.д. Когда-то Кришна сказал Арджуне: «Адхяатма Видья Видьяанаам» — «Среди всех разновидностей Видьи, Я — Атма-Видья», т.е. учение об Атмической Истине. Мир может быть спасён от самоубийства только благодаря этой Видье. Поиск Истины и Всеобщности, Единства и Чистоты — это средства… (Нараян Кастури. 1984г.).
Видья, Высшая Мудрость, пытается описать человеку «характеристики» Атмы. Когда кто-то приобретает Высшую Мудрость, или наивысший уровень Видья, тогда исчезают различия между противоположностями. Мистики и мудрецы достигали этого состояния Высшего Единства. Темноту можно устранить только с помощью света. Видья — это свет, необходимый для уничтожения внутренней тьмы. Видья дарует внутреннее просветление. Видья — это подлинная Йога Высшего Человека, охарактеризованного в Гите, Высшее Знание. Эта Йога не может быть куплена за деньги или получена от друзей, она не может быть приобретена. Она должна быть усвоена и добыта индивидуально каждым для себя, через опыт.
Истина должна быть известна и пережита, истину необходимо узреть, это — функция Видьи. Видья — это лучезарное сияние, пронизывающее всё живое. На Западе Видья по большей части связана с концепциями и догадками; на Востоке Видья больше связана с Истиной и Тотальностью (Всеобщностью).
Человек — триединое соединение тела, ума и духа (Атмы). Как следствие этого, он имеет три составляющих своей природы: (1) низкую, животную природу, (2) человеческую природу, наполненную мирскими знаниями и опытом, и (3) подлинную природу человека, а именно, божественную Атмическую природу. Знание об этой третьей природе и утверждение себя в ней — это и есть Видья. Атма — это искра Божественного. Её скрытое существование может быть узнано с помощью исследования. Бог — ЕДИН. Человек может познать Универсальный Абсолют (Брахман), если он овладеет наукой духовного продвижения (Атма-Видьей).
Атма-Видья — это духовное образование. Вера в то, что Атма является собственной Реальностью — это и есть настоящая Видья. Мир сегодня нуждается не в новом порядке, образовании, системе, обществе или религии. Средство заключается в умах и сердцах, наполненных святостью. Святость должна пустить корни и расти в умах и сердцах молодежи и детей повсюду. Те, кто обладают качествами доброты и благочестия, должны приложить усилия для продвижения этой задачи в качестве единой великой Садханы, которую они должны предпринять. Успех в этой задаче может быть достигнут только через Атма-Видью. Но сегодня у человека имеется глубокая вера только в приобретения и накопления. У него нет никакой веры в Истину. Его привлекает ложь; он считает Истину препятствием. Люди, как попугаи, непрерывно произносят слова «истина», «праведность», «любовь»… Они заявляют, что нет религии выше Истины. Но во всём этом удивляет то, что единственная вещь, которой не желает обладать человек — это Истина!
Человек жаждет узнать все вещи; но он не жаждет узнать Истину. Прежде всего, он не выказывает даже наименьшего желания узнать Истину о себе самом. Он не обращает своего внимания на этот вопрос. Даже если это случается, то только для оправдания его собственных страхов и предрассудков. Поэтому необходимо изучать Атма-Видью, процесс, с помощью которого познаётся собственная Атмическая Реальность. Изучая её и живя ею, становится возможным утолить свою собственную жажду и помочь утолить жажду всего человечества. Человек должен добиться многих целей за время своей жизни. Наивысшая и наиболее ценная из них — это завоевание Милости Бога, Любви Бога. Любовь Бога наделит его большой мудростью, в которой он нуждается для достижения Внутренней Умиротворённости. Каждый должен приложить усилия для постижения истинной природы Божественности.
Счастье бывает трёх видов. Первая разновидность счастья — Тамасическая (тамас — инертность). Человек находит удовлетворение в сне, лености и ошибках, и получает от этого счастье. Это притупляет интеллект от начала до конца. Такая личность игнорирует путь, ведущий к постижению Атмы; она не обращает никакого внимания на путь в течение всей своей жизни.
Другая разновидность счастья — Раджасическая (раджас — активность), связана с воздействием внешних объектов на чувства восприятия человека, Это чувственное удовольствие, т.е. сила, понимание, интеллект и энтузиазм человека направлены на достижение четырёх целей человеческого существования, известных как Дхарма (праведность), Артха (богатство), Кама (праведное желание) и Мокша (освобождение), отчего возникает удовольствие, ошибочно воспринимаемое как нектар блаженства. Однако, со временем, это удовольствие ослабевает, а иногда превращается в мучительный и неприятный яд.
Третья разновидность счастья — Сатвическая (существование). Вначале это счастье похоже на яд, но позже превращается в нектар. Это счастье достигается через понимание Атмы. Этот успех может быть достигнут только тогда, когда человек прошёл через многочисленные испытания и самоотречения. То блаженство, которое он получает в конечном счёте — это самая чистая, самая высокая разновидность счастья. Как итог всей Садханы, человек достигает совершенной уравновешенности сознания (нирвикальпа-самадхи), и блаженство (ананда), наполняющее его, неописуемо.
Основная Истина Творения — это Единство в Многообразии. Вера в Бога — это вера в Атму. Эта вера ведёт и охраняет человека. Человеку следует иметь веру в Бога, то есть в таинственную Силу (Шакти), которая является источником и поддержкой всего, в Силу, которая включает в себя всё. Такова истина, провозглашённая и тщательно разработанная в индийских священных писаниях. С дыханием этой веры человек становится Божественным (Шивам), таким же, как Сам Шива. Вера в «Я» — это проявление Принципа Шивы в человеке; эта вера может обеспечить человека всеми формами силы и приводит его в наполненное и завершённое состояние. Потому что Атма по самой своей природе является самодостаточной и полной. Чтобы осознать это состояние, не нужна никакая другая Садхана.
Всё имеет скрытую в нём энергию — она есть в листке бумаги, она есть в полоске ткани. Когда скрытая энергия истощается, тогда наступает смерть; когда энергия наполняется, происходит рождение. Сат-Чит-Ананда — это энергия. Мы (Сат) являемся (чит) блаженством (ананда). Энергия — это всё. Эта энергия получена от Бога. Это — сама основа человека. Истина заключается в том, что за всем и в основе всего стоит Божественное. Человек должен знать или высшую Истину о Том Едином, который стоит за всем Становлением, или, по крайней мере, знать практическую Истину Любви и Поклонения. Эти два момента являются пределами — отправной точкой и целью, о которых образование постоянно должно помнить». 

(Шри Сатья Саи Баба. Видья Вахини. Поток
просветляющего духовного знания. / Пер. В.В.Вернигора. 1999г.)

 

БРАХМА-ВИДЬЯ

«В Упанишадах четко описана традиция получения Брахма-Видьи через приближение к Гуру».

(Свами Йогешварананда Сарасвати. Наука Души.)

«Философия — это масло, сбитое из молока знания. Брахма-Видья — это Видья, познав которую, мы познаем все и в том числе изначальную Реальность».

(Числовые представления о целостности.)

«Брахма-Видья — познание Абсолюта; верховная мудрость; высшее знание. Брахма-Джняна — опыт и знание Брахмы, чистого сознания. Бpахма-Джняна — Знание Бpахмана».

(Шри Рамана Махарши. Весть истины и прямой путь к себе. Л. 1991г.)

«Понятие «философия» в Санскрите выражается несколькими синонимами: Пара-Видья (высшее знание, метафизика), Брахма-Видья (знание великого первоначала), Джнана (знание), Анвикшики (исследование), Даршана (воззрение), Мата (теория), Самая (учение)».

(Религия: Энциклопедия. / Сост. и общ. ред.
А.А.Грицанов, Г.В.Синило. Мн. Книжный Дом. 2007г.)

«Существует два типа науки: эмпирическая и трансцендентальная. Эмпирическая наука, Апара-Видья, это знания материальных, мирских аспектов. Трансцендентальная наука, Пара-Видья, есть наука о Боге, Брахма-Видья, знания о Боге. Это величайшая наука, и она единственная является трансцендентальной. Все остальные науки эмпирические».

(Сатсанг 13. Казахстанская Академия Йоги. 1997г.)

«Если обpатиться дальше за пpеделы хpистианской эpы, встpетишься с теми же самыми взглядами под дpугим именем: это будет уже не гpеческая Теософия, а санскpитская Бpахма-Видья; но ведь Брахма — значит Бог, а Видья — мудpость, так что мы опять сталкиваемся с названием «Божественная Мудpость». Ее называли еще и по дpугому — Паpа-Видья — Веpховная Мысль». 

(А.Безант. Что такое Теософия?)

«Веданта сама по себе не школа, а система интерпретаций Вед, Упанишад и Мимансы; это описательный термин и означает буквально «конец Веды», то есть конец знания или познавания (Видьи); а по-другому — конец Брахма-Джняны, или «знания о Божестве». Слово «Веды» произошло от корня вид, «знать», или «понимать». Веды также называются Брахма-Видья, что значит «понимание», или «мудрость, касающаяся Брамы»; Брахма-Видья в переводе и означает «теософия»».

(Блаватская Е.П. Нео-Буддизм. Ответ Е.П.Блаватской на критику
В.С.Соловьевым книги «Ключ к Теософии». 1890г.)

«Термин «оккультизм», который часто употребляют по отношению к «эзотерическим» учениям, имеет двойной смысл. Это или тайное знание, т.е. знание, хранимое в тайне, или же знание, содержащее тайну, т.е. знание секретов, скрытых природой от человечества. Такое определение представляет собой определение «божественной мудрости», или, пользуясь словами александрийских философов III в., «мудрости богов», «теософии» в самом широком смысле слова; это «Брахма-Видья» индийской философии».

(Успенский П.Д. Эзотеризм и современная мысль. 1912-1929гг.)

«Вопрос: Является ли Теософия религией?
Ответ: Сама по себе Теософия религией не является, однако она есть истина, лежащая в основе всех религий, скрытый источник, из которого все они произошли. Это то же самое, что гностицизм у христиан, Брахма-Видья у индусов и Суфизм у мусульман. Слово «теософия» состоит из двух греческих слов — теос, «Бог», и софия, «мудрость» — и означает «Божественная Мудрость», без помощи которой человек не способен узнать наиболее глубокие и вечные проблемы бытия». 

(Паври П.Т. Теософия в вопросах и ответах. М. Амрита-Русь. 2004г.)

«Вопрос: Какая разница, например, в употреблении дэнда и рудракши раджа-йогом и хатха-йогом?..
Ответ: Это может быть объяснено лишь тому, кто обладает правильным воззрением на разницу между этими двумя родами йогизма и на природные свойства названных предметов. Хатха-Йога — позднейший и в сравнении с Раджа-Йогой современный компромисс мистицизма; это результат веков неряшливого обращения с философией, победа внешней формы и обрядности над духом учения; а затем и постепенное вырождение Брахма-Видьи, божественной премудрости. Утратив, вследствие личного честолюбия и земных страстей, способность к объединению с Брахмой, то есть, с абсолютной природой, большая часть браминов, отчужденная от окончательного верховного посвящения, трудностей коего она не могла преодолеть, заменила Раджа-Йогу Хатха-Йогой». 

(Блаватская Е.П. Письма из пещер и дебрей Индостана. М. Эзо-Классика. 2008г.)

«Имя Шри Бхагавана Даттатреи всё ещё практически неизвестно за пределами Индии. Ещё более печален тот факт, что, хотя Ему поклоняются миллионы индуистов, Его считают скорее доброжелательным божеством, чем Учителем наивысшей сущности индуистской мысли. Такие писания, как «Трипура-Рахасья», «Авадхута-Гита», «Дживанмукта-Гита», «Йога-Рахасья» и «Йога-Шастра», автором которых и нескольких других считается аватар Даттатрея, являются одними из древнейших текстов Индуизма и в то же время ярко раскрывают учение Брахма-Видьи. Достаточно сказать, что в Индии «Авадхута-Гита» общепризнанно считается самым адвайтичным трудом из всех когда-либо написанных писаний Адвайта-Веданты. «Трипура-Рахасья» производит на читателя неизгладимое впечатление ясностью изложения запредельных духовных и глубинных философских понятий, относящихся к тонким взаимосвязям человека и его высшего Я — Бога, а также излагаемыми с практической точки зрения описаниями кармы, гун и прочих относящихся к самореализации фундаментальных концепций; фактически это руководство по самореализации.
Образ жизни и поведение древних риши были чем-то таким, что находится за пределами слов и объяснений и при этом самодостаточно. Брахма-Видья была бессмысленной, если теория не применялась на практике. Академическое и теоретическое знание было полезно для достижения самореализации, но само по себе оно не позволяло достичь цели. Физические и психические методики и аскезы рассматривались как жизненно важные и необходимые для освобождения. Свобода тела — необходимая предпосылка для освобождения ума. Свобода ума — необходимая предпосылка для освобождения души». 

(Датттатрея. сайт «Духовные и священные писания».)

«Ритуалы и мистерии в сравнении. Происхождение всех религий в мире можно проследить к внутренней тяге человека узнать что-то о мироздании. Религиозный инстинкт рождается с человеком, и деятельность всего мироздания сохраняется на бессознательных уровнях человека в виде умонастроения. У человеческого ума есть множество слоёв, в которых скрыта память природы и воспоминания об эволюции человека на протяжении многих стадий, и когда бы атмосфера ни оказалась подходящей, эти воспоминания стимулируются, собираясь в упорядоченную память. По этой причине люди столь многих рас и веков независимо пришли к религиозным идеям. Достаточно любопытно, что основная суть этих идей демонстрирует общность. Это общее достояние людей свойственно сверхчеловеческой душе, которая путём постепенного раскрытия всегда передаёт его как формулу мудрости. В свете этой мудрости деятельность человека постепенно подвергается упорядочиванию, а результатом этого становится орден подготовленных душ, которые потом почитались в легендах, как первые наставники человечества, и которым поклонялись. Мудрость, переданная такими людьми своим последователям, содержит некоторые аллегории, беседы и драматические представления. Сделано это было по причине абстрактной природы предмета и необходимости передачи его через устную традицию, при которой передавалось некоторое количество магнетического заряда, созданного тренированной волей, и душевной силы передававших его людей. Позже весь курс этих знаний был оформлен в ритуалистические формулы, в которые сначала посвящали в лесах и пещерах. Эта мудрость включала в себя великолепие солнца и луны, света и тьмы, жизни и смерти, а также те явления, которые составляют сокровища, наполняющие пространство под «пологом небес». Термины Брахма-Видья, мистерии, Каббала и т.п. означают то же самое, то есть устную передачу от человека к человеку. Основным объектом изучения и наставления был сам человек. Человек обнаружил, что его роль в мироздании имеет значение, и концепция роли, которую он играет среди других живых существ, дала идею драмы или мистерии, в которой человек формулировал всю известную ему мудрость. Через некоторое время наступил этап просветлённых людей, посвящавших других в тайны и мистерии жизни. Сформировались разные тайные культы, и людей, допущенных в школы этих культов, обучали готовить свой ум к расширению в тайны мироздания. Среди старейших из этих культов мы находим Ведическую и Египетскую Традиции; это самые ранние представители, известные человечеству. Египетский храмовый ритуал посвящения, несомненно, самый старейший, из которого развились все последующие культы. Ледбитер и некоторые другие авторы книг о ритуалах прослеживают происхождение египетского ритуала к ритуалам индийских последователей Ману.
Ритуалы Египта, как и ритуалы древней Индии, начинаются с шагов посвящения, охватывающих период предварительной подготовки кандидата. После начального периода очищения следует мистическая передача некоторых тайн мироздания, происходящая в молчании. «Из уст в ухо шёпотом» передаются предварительные учения, нужные для подготовки, а высшие тайны передаются с замкнутыми устами, через молчание. В ведических ритуалах выполняющий роль Брахмы также всегда молча управляет другими участниками ритуала, проводя все действия силой своей мысли. Передача тайн включала жесты, позиции, рукопожатия и ментальные слова (пароли). В индийской традиции они называются мудрами. Как актёр жестами и действиями производит нужный эффект на ум публики, так и наставник передаёт то, что требуется, личности посвящаемого ученика. Когда некоторыми эффектными сценами человек поднимается на свой эмоциональный уровень, оказывается, что он автоматически производит некоторые жесты; и эти жесты, как актёр, имитирует ритуалист, чтобы вызывать эмоции упорядоченно — так их можно профильтровать и вспомнить в спокойном состоянии. После этого процесса очищения главное содержание мистерий всякого народа составляет представление явления рождения ребёнка (человеческой души) от отца (родительского источника или божественной природы) через мать (это роль природы в творении). Затем следует драма эволюции вселенных, а за ней — мистерия смерти и воскресения (возрождения). Все мистерии Египта были на ту же тему». 

(Кришнамачарья Э.К. Трактат о ритуалах.)

 

БХУТА-ВИДЬЯ

«Бхута-Видья — психология, психиатрия, экзорцистика, демонология, исцеление одержимых (Аюрведа)».

(Бхутавидья – аюрведическая демонология. Интернет-форум по Аюрведе.)

 

ВАЙРАГЬЯ-ВИДЬЯ

«Вайрагья-Видья — «образование в вопросах отречения», знание, позволяющее развить безразличие к материальному миру, строгий отказ от удовольствий, отречение от материальных наслаждений, с помощью которого человек поднимается над уровнем материального бытия и посвящает себя служению Господу».

(источник неизвестен)

 

ВАСТУ-ВИДЬЯ

«Васту — наука о том, как организовать пространство, в котором вы живете. Васту тесно связана с Ведической Астрологией, используя знания этих наук можно эффективно управлять течением своей жизни. Васту-Видья — практика работы с организацией жизненного пространства».

(Васту-Видья.)

«Васту-Видья, как отдельная научная концепция, сформировалась к концу VI в. на базе двух ведических концепций: концепция Пуруши (души) и концепция Пракрити (природы или материи), нашедших логическое разъяснение и описанных в двух текстах: «Манасара» (X в.) и «Майямата» (XI в.) и именно эти две книги служат основой учения».

(Мандала Васту-Пуруша.)

««Васту-Видья-Шастра» — санскритский трактат, приписываемый Манджушри, посвящен исключительно буддийской монастырской архитектуре и иконографии. Единственная рукопись этого уникального текста была найдена на Шри-Ланке во второй половине ХХ в. Данный труд, безусловно, принадлежит традиции Махаяны — «Великой колесницы», — и место его нахождения не означает его оторванности от индийской культуры — напротив, исследователи склоняются к тому мнению, что он был создан именно в Южной Индии. Однако тот факт, что в нем излагаются принципы буддийской, а не индуистской архитектуры, делает подачу материала чрезвычайно оригинальной».

(Николаева М.В. Врикша-Аюрведа, или «наука о жизни среди
деревьев», как раздел древнеиндийской Васту-Шастры.)

«В разных источниках эту науку называют по-разному: Васту-Шастра, Васту-Шилпа, Васту-Видья, Ваасту и просто Васту. Санскритское слово «васту» означает место, участок. Слово «ваасту» означает дом, комната, жилище. Слова шастра, видья и шилпа означают науку, знание. В последнее время в обиходе чаще используются названия Васту или Васту-Шастра.
Есть и такое объяснение разницы в названиях: Земля является первичной материей, или Васту. Жизненные силы, содержащиеся в Земле, также являются Васту и все объекты на Земле, содержащие эту жизненную энергию по традиции тоже называются Васту. Все — и деревья и здания считаются живыми и являются частью экосистемы. Все материальное или Васту расположено на поверхности земли в определенном пространстве, и эта поверхность и ограниченное пространство называются Ваасту. Таким образом, Ваасту — это жизненное пространство, в частности пространство жилища или ограниченной территории вокруг него. Проще говоря, саму форму называют Васту, а пространство как внутри этой формы, так и снаружи нее называют Ваасту. «Вас» означает «быть» или «жить».
Таким образом, Васту — это древняя индийская наука, описывающая правила строительства и внутренней планировки жилых и административных зданий так, чтобы эти здания и квартиры находились в гармонии с непосредственно окружающей их природой». 

(Что такое Васту.)

«О восточных философиях и религиях уже написано, переведено и издано достаточно много книг. Сейчас нам надо активнее знакомиться с практической, технологической стороной этих философий. И тут, опять-таки, имеется некоторый перекос. Если восточная медицина и методы психофизического совершенствования (Йога, Цигун, боевые искусства) исследуются на Западе уже давно, то восточными «технологиями макрокосмоса» мы только начали интересоваться.
В последние годы западный мир открыл для себя китайскую науку фэн-шуй, которая занимается проблемами распределения энергий в пространстве-времени планеты Земля и отдельных географических точек. Пространственный аспект системы фэн-шуй — это правила строительства и обустройства зданий и целых городов, а временной аспект — это так называемая «китайская астрология», исследующая закономерности астрономических и климатических явлений.
Почему-то так получилось, что об индийском аналоге фэн-шуй до недавнего времени почти никто за пределами Индии не слышал. А ведь наука Васту имеет не менее древнюю историю и не менее широко распространена в стране Вед, чем фэн-шуй в стране «И-Цзина».
Индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: Васту-Шастра, Васту-Джняна, Васту-Видья, или просто Васту. Санскритское слово «васту» означает «место», «дом, жилище» или «комната». Шастра — это «наука», а также «трактат», видья и джняна — «знание». Таким образом, Васту — это наука о домах. Васту, как и фэн-шуй, основывается на астрологии — в данном случае на ведической астрологии. Васту основана на гармонии мироздания, которая выражается в лунном, солнечном и временном воздействии на сознание и физиологию человека. По этой причине эта наука тесным образом связана с ведической Астрологией и Аюрведой. Однако Васту строится на несколько других принципах, чем его китайский аналог». 

(Основы Васту. Индийский аналог фэн-шуй. К. София. 2004г.)

 

ГУПТА-ВИДЬЯ

(См. статью 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии)

 

ГУХЬЯ-ВИДЬЯ

«Гупта(Гухья)-Видья — в своём основном и высшем смысле означает Эзотерическое Знание, Тайную Науку».

(Теогенезис. Третья часть древних станц Дзиан. Ж. «Дельфис». 2002г.)

«Словарь. Гупта-Видья — то же, что и Гухья-Видья — эзотерическая или сокровенная наука, знание. Гухья-Видья — сокровенное знание мистических мантр».

(Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. Лондон. 1890г. М. Рипол-Классик. 1998г., 2005г.)

«Майя или Пракрити состоит из Видьи и Авидьи. Видья есть та энергия, которая ведет к Богу. Она проявляет себя истинным различием реального от ложного (вивека), отсутствием привязанности (вайрагья), верой в Бога и любовью к нему (бхакти, према). Духовное знание (Гухья-Видья) проявляется в двух аспектах: Бхакти и в том, чем способна Бхакти одарить индивидуума. Авидья, наоборот, ведет ко всему земному. Эта энергия выражает себя в различных страстях, в желании богатства, почестей, в гордости, в работе из-за личных интересов, в эгоизме» (Рамакришна)». 

(Кабир. Грантхавали (Собрание). / Пер. Н.Б.Гафуровой. М. Наука. 1992г.)

«Хладини-шакти представляет энергию наслаждения, с помощью которой Кришна наслаждается любовными отношениями со своими вечными спутниками. Кришна (ананда-чинмайя-раса) — источник вечного наслаждения. Если кто-то ищет счастья, то на самом деле он ищет Кришну. Без Кришны любые попытки обрести счастье обречены на провал. Каждое живое существо связано с Кришной вечными любовными отношениями, которые являются индивидуальными и сокровенными. Не восстановив их, невозможно обрести вечное бытие, истинное знание и настоящее счастье. Кришна наслаждается посредством хладини-шакти, и все его спутники в духовном мире наслаждаются вместе с Ним. Осознание этого относится к предмету самого сокровенного знания, которое называется Гухья-Видья. Гухья-Видья — это духовное знание, которое проявляется в двух аспектах: бхакти и в том, чем способна бхакти одарить индивидуума». 

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

«Глава 1. Введение в мир высшей реальности. Хладини в сварупа-шакти, представляет потенцию наслаждения, с помощью которой Кришна наслаждается любовными отношениями со своими вечными спутниками. Кришна (ананда-чин-майя-раса) — источник вечного наслаждения. Если кто-то ищет счастья, то разумно заявить, что на самом деле он ищет Кришну. Без Кришны любые попытки обрести хотя бы мельчайшую крупицу расы (наслаждения или счастья) обречены на провал. Каждое живое существо, без исключения, связано с Кришной своими вечными любовными отношениями. Говоря «своими» мы подчеркиваем индивидуальность, интимность, сокровенность этих отношений. Не восстановив их, невозможно обрести вечное бытие, истинное понимание и настоящее счастье. Поиск этих вещей может продолжаться вечно, если из-за влияния иллюзорной энергии он осуществляется в неверном направлении. Кришна наслаждается своей хладини-шакти, и каждый, кто в кругу Его друзей, кто питает к Нему родительские чувства или чувства супружеской любви, — все, вплоть до мельчайшего насекомого или травинки в Его царстве Голоке Вриндавана, наслаждается вместе с Ним. Осознание этого относится к предмету самого сокровенного знания, которое называется Гухья-Видья. Гухья-Видья — это трансцендентальное знание, которое проявляется в двух аспектах: Бхакти и в том, что способно одарить нас Бхакти». 

(Мурали Мохан Прабху. Психоанализ непостижимого.)

 

ЙОГА-ВИДЬЯ

«Йога-Видья — знание о Йоге».

(Словарь Йоги.)

«Асаны — отличительная особенность Йоги. Они переносят из физического плана в духовный. Это начало, а также основание Йога-Видьи, Науки Йоги».

(Гита Айенгар. Йога. Жемчужина для женщин. Феникс. 2006г.)

«Йога-Видья — это кодифицированная система, которая определила восемь ступеней самореализации. Это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи».

(Б.К.С.Айенгар Пранаяма. Искусство дыхания. София. 1995г.)

«Сейчас Йога — это не просто Йога, а Агни-Йога, Раджа-Йога, Видья-Йога, Хатха-Йога, Йога Любви, Тантра-Йога, Йога вдвоем, Йога Шивананды, Буддийская Йога, и еще много всего прочего прямо или косвенно связанного со словом Йога».

(интернет-форум «Йога».)

«Среди 64 видья (здесь — парадигма знания, метод интерпретации и постижения истины, речь идет о 64 видах наук, существовавших по представлению Индуизма, прим. пер.) только Йога-Видья дает видимый эффект и никакая другая».

(Шри Т. Кришнамачарья. Сущность Йоги. Первая часть.
/ Пер. с англ. 2011г. Школа Аштанга-Йоги «Йога Макаранда».)

«Йога-Видья или Наука Йоги, имеет двойной аспект: физический и духовный. В первом смысле имеется в виду йогическая система физической культуры, помогающая гармонично развивать различные составные части человеческого тела. Духовный аспект Йоги имеет целью благополучие духа, или души, истинного жизненного принципа в человеке».

(Йога-Видья и Йога-Садхана: Путь Йоги в теории и практике.)

«Классическая Йога, Йога-Видья или Таттва-Йога, так в древности называли знание, с помощью которого объясняли и постигали окружающий мир и место человека в этом мире. Откуда рождается такое разнообразие форм, и по каким законам это разнообразие создается, как устроено человеческое тело, как устроен человеческий разум, как функционирует, как им пользоваться для своего блага и блага окружающих. Будь то Йога аскетов — Хатха-Йога, будь то Йога царей — Раджа-Йога, Йога воинов — Юддха-Йога, Йога браминов — Мантра-Йога, все эти ветви Йоги имеют разную историю становления, разные технические приемы. У них есть одно общее — источник, откуда они черпают свои знания и идеи. Изучение этого источника, этого фундамента и есть Классическая Йога». 

(Классическая Йога. Йога-клуб.)

«В свою очередь, Йога-Видья, или Наука Йоги, имеет двойной аспект: физический и духовный. В первом смысле имеется в виду йогическая система физической культуры, помогающая гармонично развивать различные составные части человеческого тела. Но мы здесь имеем дело с духовным аспектом Йоги, который имеет целью благополучие духа, или души, истинного жизненного принципа в человеке, пренебрегаемого и игнорируемого в настоящее время. Термин ЙОГА в этом контексте должен строго ограничиваться одной из систем философской мысли, берущей начало из Вед и имеющей единственную цель — возвращения души (посредством духовной дисциплины), затерявшейся теперь в деятельности разума и материи, с которыми она отождествила себя за многие тысячелетия долгой и постоянной связи. Короче говоря, Йога означает технику переориентации и реинтеграции духа в человеке, потерянного материка его истинного «Я»». 

(Сант Кирпал Сингх. Венец Жизни.)

«С точки зрения истинного оккультизма, возвышенная преданность подлинного адепта — отнюдь не плод отталкивающего аскетизма заурядного индийского факира, этого йога лесных дебрей, чья грязь возрастает вместе со святостью, этого фанатика, вонзающего себе в тело железные крючья или держащего руку поднятой вверх, пока она не отсохнет. Отрывочное знакомство с некоторыми чисто внешними фактами индийского оккультизма часто приводит к недоразумениям на этот счет. Йога-Видья — вот индийское название оккультной науки. Исследуя практику заблудших энтузиастов, культивирующих некоторые низшие отрасли этой науки при помощи одних лишь физических упражнений, легко усвоить множество вещей, которые и знать-то совсем не стоит. Строго говоря, такое физическое совершенствование называется Хатха-Йогой, а более возвышенная разновидность, которая достигается дисциплиною ума и ведет к подлинным высотам оккультизма, носит название Раджа-Йоги». 

(Синнет А. Оккультный Мир.)

 

КАЛА-ВИДЬЯ

«Наука о Времени (Кала-Видья). Время — это изначальная сила, правящая вселенной. Все сущее рождается во времени. Само мироздание есть время; сотворение и разрушение вселенной присутствуют в настоящем в каждый данный момент времени. Законы времени организуют все сущее. Следовательно, благоговейный трепет перед временем — это вовсе не предрассудок. Время — это среда, в которой мы живем. Ритм времени — дни и времена, года, месяцы и годы — основа всех наших действий.
Время — великий Бог, правящий Космосом. Великое Время, Махакала, есть Великий Бог Махадева, Шива как трансцендентный Владыка сущего. Сила времени, Махакали, — его супруга, Великая Богиня Маха-Шакти, верховная Власть. Время — это Божественное дыхание, творящее, поддерживающее и разрушающее жизнь и форму вселенной. Время — это танец великого Бога, исполненный красоты и ужаса Великой Богини.
Все боги суть, прежде всего, олицетворения времени. Главные боги времени — Солнце, Луна и планеты: это они управляют движением времени в Солнечной системе. С точки зрения современной науки, время — это не какой-то пустой континуум, служащий внешним обрамлением событий. Оно представляет собой силовое поле, зависящее от силы тяготения находящихся в нем объектов, главными из которых — для нас, людей, живущих на Земле, — являются Солнце и планеты. Планеты обладают мощными магнитными полями. Планеты — это светящиеся узлы обширной энергосети, сотканной из тонких силовых линий и связующей всю Солнечную систему в единый организм. И, несмотря на то, что планеты кажутся очень далекими от нас, их энергетические поля достигают Земли и влияют на структуры земной жизни, в том числе и на наши с вами тела и души.
Согласно древним провидцам, время имеет свой ритм и не может быть представлено в виде однородной прямой. Время — это река жизни, течение которой подчиняется музыке сфер. Оно порождает план материальных проявлений, объективирующийся в виде пространства. Время порождает, поддерживает и разрушает все вещи, которые суть лишь волны в его потоке, захлестывающем вечность».

(Д.Фроули. Астрология провидцев. Саттва. 2003г.)

* * *

N 36. 01.10.13г.

продолжение см. в статье 3.13.8. Тайна термина «видья» (ч.2).