Статья 3.13.8. Тайна термина «видья». (ч.1).

«На Западе термин «видья» по большей части связан с концепциями и догадками, на Востоке термин «видья» больше связан с Истиной и Тотальностью (Всеобщностью)… Термин «видья» получен из корня «вид» путём добавления «йя». «Йя» означает «то», а «вид» означает «свет». Итак, Видья — это «то, что даёт свет». Это является основным значением этого слова… Видья дарует внутреннее просветление…» (см. Шри Сатья Саи Баба. Видья-Вахини. Поток просветляющего духовного знания. / Пер. В.В.Вернигора. 1999г.).
«В Упанишадах первоначальные ведические понятия заменены на привычную антиномию «Видья — Авидья». Эта замена привела к определенному переосмыслению значения терминов: поскольку суть Знания сводится к обретению Истины, а изначальная Истина заключается в Единстве — в Веде неоднократно упоминается «Та Истина», «То Единство» — Видья, Знание в высшем духовном смысле…» (см. Пандит М.П. Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо).

* * *

1. ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «ВИДЬЯ»

В марте 1981г. Шри Сатья Саи Баба подготовил для журнала «Санатана саратхи» (который с 1958г. издается ежемесячно в Путтапарти, Индия) серию «Видья-Вахини» («Поток просветляющего духовного знания»), в 19-ти главах которой подробно объяснил, что такое истинное образование, в чём состоит его цель и в чём заключается лучший метод обучения, а также обязанности учителя и ученика. ««Видья-Вахини» — это наиболее полное толкование Шри Сатья Саи Бабой подхода к образованию, целостному образованию, направленному на то, чтобы сделать жизнь осмысленной», — говорит профессор Сараф, второй проректор Университета Свами, в своей книге «Бхагаван Шри Сатья Саи Баба — вечный учитель». Далее он утверждает: «Видья-Вахини» даёт нам многогранную философскую и концептуальную базу, охватывающую весь спектр образования от ребёнка до взрослого, разъясняя методы достижения цели».

Вот что пишет Шри Сатья Саи Баба (см. Шри Сатья Саи Баба. Видья-Вахини. Поток просветляющего духовного знания. / Пер. В.В.Вернигора. 1999г.):

«Об этой книге. Баба разъяснил, что слово Видья, использованное в этой книге Вахини (Поток Мысли), означает «то» (йя), что «просветляет» (вид). Именно этот смысл выдвинут на первый план в таких выражениях, как «Атма-Видья», «Брахма-Видья» и т.д., и даже в названии Видьягири, данного университетскому городку Прашанти Нилаям, который включает в себя помимо прочих учебных заведений Институт Высшего Знания. Баба знакомит нас со сравнительно менее благотворным низшим образованием, которое имеет дело с теориями, выводами, концепциями, догадками и построениями. Высшее Знание ускоряет и расширяет универсальное побуждение узнать и стать Истиной, Благостью и Красотой, Сатьям, Шивам, Сундарам. Баба пришёл как Человек среди людей, с возложенной на самого себя миссией исправить ошибки, совершённые человечеством из-за фанатичной слепой погони за низшим знанием. Человеческая раса должна плыть в своём путешествии, не качаясь из стороны в сторону; такая слепая погоня за низшим знанием является крайне опасной и ведёт к гибели судна; низшее знание погружает его в бездонную яму. Единственным средством от этого является Видья. (Прашанти Нилаям. 14 января 1984г. Н.Кастури).
Глава I. …Ведическая литература, сгруппированная в эти четыре собрания — каждое под своим собственным названием — имеет еще четыре ответвления — Мантры, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Мантрические тексты также называются Самхиты (собрания); там сгруппированы вместе все священные формулы. Тексты, которые описывают средства и методы их использования и те блага, которые достигаются благодаря их правильному повторению, известны как Брахманы. Слово «брахма» имеет много значений. В выражении «брахманы» оно означает «мантра». Брахманы имеют дело главным образом с церемониальными и другими сходными внешними действиями. Араньяки же, наоборот, имеют дело с внутренними значениями и внутренними дисциплинами, такими как отстранение от чувств и избавление от привязанностей. Упанишады пытаются путём философского анализа согласовать и гармонизировать два пути. Они формируют заключительную ступень Ведических учений, называемую Веданта. Упанишады даже могут рассматриваться как сущность ведических учений. Они представляют собой всё самое лучшее (сливки) из всех ведических писаний. Когда Веды усваиваются в процессе изучения, это напоминает возникновение масла при пахтании молока.
Все формы ведической литературы, упомянутые до сих пор, формируют наиболее древний предмет знания — Видью. Слово «Упа-ни-шад» состоит из корня «шад» и двух слогов — префиксов «упа» и «ни». «Шад» означает «сидеть». Оно имеет также и другое значение — «разрушение». «Ни» означает «устойчивый», «дисциплинированный». «Упа» означает «возле». Ученик должен сидеть возле Гуру (ачарьи) или наставника, дисциплинированно и неотрывно внимая то, что ему сообщается. Только тогда он может изучить весь объём знания и приобрести способности к различению (проницательности)…
Видья, или Образовательный Процесс, учит тому, что Космос — это проявление игры Господа, и ничего более. Упанишады провозглашают эту Истину таким образом: «Исааваасьям идам джагат». Этот мир — это местопребывание Господа. Следовательно, никому не позволительно развивать собственнические чувства или даже проявлять следы эгоизма. Избавьтесь от чувства привязанности; ощущайте Присутствие Господа всюду. Приветствуйте Ананду, которую Господь, являющийся Воплощением Ананды, дарует вам, и испытывайте её с благодарностью, не ограничивая себя желаниями. Таково послание Риши, мудрецов и провидцев…
Глава II. Видья — это свет, необходимый для уничтожения внутренней тьмы. Видья дарует внутреннее просветление. Видья — это подлинная Пурушотхама-Йога, Йога Высшего Человека, охарактеризованного в Гите, знание Всевышнего, Высшее Знание, Видья. Эта Йога не может быть куплена за деньги или получена от друзей, она не может быть приобретена в какой-либо организации или компании. Она должна быть усвоена и добыта индивидуально каждым для себя, через устойчивую веру и пылкую преданность…
Глава V. Философия означает любовь к знанию. Знание — это несметное сокровище. Образование — это неустанные поиски знания, невзирая на трудности. Эти поиски обусловлены пониманием ценности знания. Видья стремится исследовать то, что скрыто за формами, которые приняты вещами, и явлениями, видимость которых они создают, и обнаружить ту самую действительность, которая одна может объяснить их. Истина должна быть известна и пережита; Истину необходимо узреть; это — функция Видьи.
Видья — это лучезарное сияние, пронизывающее всё живое. На Западе Видья по большей части связана с концепциями и догадками; на Востоке Видья больше связана с Истиной и Тотальностью (Всеобщностью). Искомый Видьей Принцип находится за пределами области чувств. Человек — триединое соединение тела, ума и духа (Атмы). Как следствие этого, он имеет три составляющих своей природы: (1) низкую, животную природу, (2) человеческую природу, наполненную мирскими знаниями и опытом, и (3) подлинную природу человека, а именно, божественную Атмическую природу. Знание об этой третьей природе и утверждение себя в ней — это и есть Видья…
Глава VIII. Видья должна подчёркивать, что во имя Севы или Служения никому не должен наноситься никакой вред, боль или печаль. Исполнение Севы не должно быть запятнано таким негативным аспектом, как отношение к ней как к выполняемой для собственного удовлетворения. Она должна совершаться как существенно необходимая часть самого процесса жизни. Это — истинная сердцевина и реальная сущность Видьи. Как кирпич и строительный раствор необходимы строящемуся дому, так и деятельность Севы нуждается в Видье, которая может усилить наше решение очистить наши мысли, слова и дела, для того чтобы исполнять наши обязанности. Видья такого рода — это ключевой момент для обеспечения прогресса страны…
Глава X. Мир сегодня нуждается не в новом порядке, образовании, системе, обществе или религии. Средство заключается в умах и сердцах, наполненных святостью. Святость должна пустить корни и расти в умах и сердцах молодежи и детей повсюду. Те, кто обладают качествами доброты и благочестия, должны приложить усилия для продвижения этой задачи в качестве единой великой Садханы, которую они должны предпринять.
Успех в этой задаче может быть достигнут только через Брахма-Видью. Но сегодня у человека имеется глубокая вера только в приобретения и накопления. Он не может отказываться и проявлять отречённость. У него нет никакой веры в Истину. Его привлекает ложь; он считает Истину препятствием. Люди, как попугаи, непрерывно произносят слова «Истина», «Ненасилие», «Праведность» и «Любовь». Они заявляют, что нет религии выше Истины. Но во всём этом удивляет то, что единственная вещь, которой не желает обладать человек — Истина!..
Глава XII. Термин «Видья» получен из корня «Вид» путём добавления «йя» (ya). «Йя» (Ya) означает «то», а «Вид» означает «Свет». Итак, Видья — это «то, что даёт свет». Это является основным значением этого слова. Поэтому очевидно, что только Брахма-Видья заслуживает называться Видьей. Древними мудрецами Знание рассматривалось как Свет, а Невежество как Тьма. Так же, как свет и тьма не могут сосуществовать в одном и том же месте в одно и то же время, так и Видья и Авидья не могут находиться вместе. Итак, каждый, кто идёт по пути прогресса, должен очистить своё сознание и озарить свою сущность с помощью Брахма-Видьи.
Гита в главе о Вибхути-Йоге сообщает нам: «Я», — заявляет Господь, — «Адхьяатма Видья (Брахма-Видья) среди всех видов Видьи!» («Адхьяатма Видья Видьяанаам»). Все остальные Видьи или системы знания подобны рекам; Адхьяатма-Видья подобна океану. Так же, как все реки находят своё завершение в слиянии с океаном, так и все Видьи, в конечном счёте, соединяются в океане Адхьяатма-Видьи. Но это ещё не всё. Когда реки встречаются и соединяются с океаном, они теряют свои отдельные названия и формы и принимают имя и форму самого океана. Точно так же, различные Видьи, относящиеся к внешнему материальному миру, теряют свои индивидуальные названия и формы, когда они достигают слияния с обширным Океаном Брахма-Видьи…
Глава XIII. Основная Истина Творения — это Единство в Многообразии. Это было понято индусами… Уникальные черты Бхаратийской религии формируют её твердую основу. Они столь же широки, как небо, и столь же вечны, как Природа. Определённые вероисповедания и культы могут существовать как часть религии, подобно отдельным ветвям дерева. Нельзя осуждать их как неправильные. И ни одна ветвь не должна бороться или конкурировать с другой. Если это случится, то дерево будет разрушено, и всё пойдёт прахом. Когда вероисповедания вовлекаются в конкурентное соперничество, то религия рушится, и разрушается мир. «Екам сат; випраах бахудхаа вадантхи» (Только Единое Существует; мудрый описывает его многими способами)…
Каждый из нас может иметь различные идеи по поводу природы и характерных черт, форм и признаков Бога. Один человек может полагать, что Бог имеет качества и форму людей. Другой может верить в Бога, не имеющего человеческой формы и признаков, но всё же проявляющегося в воплощениях. Третий может верить в Бога как в совершенно бесформенного. Каждый из них может находить утверждения в Ведах в поддержку своей позиции. Ибо каждый имеет веру в Бога, то есть в таинственную Силу (Шакти), которая является источником и поддержкой всего, в Силу, которая включает в себя всё. Такова истина, провозглашённая и тщательно разработанная в Ведах…».

Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) дает следующие значения для слова «видья»: «знание; наука; учение, особенно ведическое, разделяющееся на три части; название криницы».

Обратим внимание на то, что слово/термин «видья» в Индийской Традиции, и особенно в Тантрической Традиции, может использоваться не только по отношению к знанию, или точнее, по отношению к особым формам знания, но также широко используется в названиях и именах, например, это слово может означать:
— название школы
— название мантры
— название таттвы
— имя Богини Шакти
— имя женских божеств
— особый статус женщины

Более того, очень часто термин «видья» используется для обозначения конкретной отрасли «восточного» знания, или определенного учения, например, Хатха-Йога или другие формы Йоги часто обозначаются словосочетанием «Йога-Видья», Пранаяма — словосочетанием «Прана-Видья», а разные формы Тантры — словосочетанием «Тантра-Видья», а совокупность эзотерических знаний — словосочетанием «Гупта-Видья» (см. статью 2.14. «Гупта-Видья» как предмет Российской Тантрологии»). Однако, термин «видья» не обозначает «знание» как таковое, для этого понятия в Санскрите используется другой термин — «джняна». Термины «видья» и «джняна» часто выступают как синонимы, но они не равнозначны.

«Видья — Духовная Наука; знание».

(Словарь Библиотеки гуманитарной и технической литературы.)

«Словарь. Видья — мудрость; знание; наука, «знание мудрости».

(Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. Лондон. 1890г. М. Рипол-Классик. 1998г.)

 «Видья — знание (Брахмана); процесс медитации или поклонения».

(Свами Шивананда. Словарь Йоги и Веданты.)

«Знание высшего принципа известно как Видья (знание, мудрость, осознавание)».

(Шри Сатья Саи Баба. Видья-Вахини. Поток просветляющего
духовного знания. / Пер. В.В.Вернигора. 1999г. Глава I.)

«Видья — знание или наука, особенно знание духовной истины и не-мирской реальности».

(«Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги. / Пер. и комм.
Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

«Видья — знание в наивысшем духовном смысле; знание единства; непосредственное видение истинного».

(Глоссарий санскритских и восточных терминов.)

«Видья — знание в наивысшем духовном смысле (знание Брахмана); знание Единства; непосредственное видение истинного; наука, учение».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги.)

«Мантры делятся на мужские солнечные и женские лунные. Еще бывают нейтральные. Их можно распознать по окончаниям. Женские мантры называются Видья».

(Мантры: исцеляющая сила звука.)

«В Санскрите есть слово, обозначающее истинное знание. Это слово — «видья». Любое знание, не являющееся истинным, но вредоносным, уводящим во тьму, называется «авидья»».

(Аватар Калки. Книга Жизни. 2003г.)

«Видья (веденье) — обозначает совокупное знание (наук, Вед и пр.), ведущее к истинному Высшему Знанию, т.е. знанию Атмана; иногда (редко) выступает как синоним Знания (Джняна)».

(Краткий словарь имен и терминов.)

«Видья — знание; в шактийских культах означает Богиню, олицетворяющую великое, чистое, трансцендентное знание, благодаря которому обретается духовное освобождение».

(Натха-Сампрадайя. Словарь Йоги.)

«Глоссарий. Ригпа (тиб. rig pa; санскр. Видья) — букв. «осознавание» или «знание». В учениях Дзогчена ригпа означает осознавание истины, врожденное осознавание, истинную природу человека».

(Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская Йога Сна и Сновидений.
/ Пер. Т.Науменко, Ф.Маликовой. СПб. 1999г., Уддияна. 2002г.)

«Глава 1. Введение в Кашмирский Шиваизм. Слово «видья» происходит от корня «вид» — «знать». Это сила, которая ограничивает универсальное состояние всезнания, следовательно, она является причиной ограниченного знания».

(Свами Муктананда. Введение в философию Кашмирского Шиваизма.)

«Видья — Знание, ведение, магия, наука. Знание как результат интуитивного постижения (абхисамайя). В состоянии видьи постигается истинность или ложность чего-либо. Термин образует двоицу, парную оппозицию с термином «авидья» (неведение)».

(Энциклопедия современной эзотерики.)

«Видья — то же, что знание в традиционной трактовке культуры и науки Запада. В Индуизме и Буддизме — особое состояние духа, достигаемое посредством Бхакти, медитации и т.п. Символ Видьи — безукоризненно чистое зеркало Мира».

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Глоссарий. Видья — женские божества, символизирующие плод накопления собрания мудрости (джняна-самбхара). Персонифицируют познающую мудрость Будд, Бхагаванов, противостоящую органическому неведению и другим аффектам сознания».

(Ванчугов В.В. Буддизм. 2003г.)

«Проявляясь в аспекте милости, Речь (Шакти) выступает как Видья — мистическое знание и мантра, сообщаемая при посвящении. Мантра — вербальная форма невербального знания, она пробуждает человека к осознанию пульсации высшей Реальности (спанда)».

(Тантра. Статьи и переводы.)

«Видья (санскр. ведение, знание) — внерациональное, мистическое и магическое знание, т.е. ведовство: знание, обретаемое методами Йоги и/или Тантр; сверхрациональная интуиция, рассеивающая авидью и являющаяся непосредственной причиной духовного избавления, мокши. Синоним — джняна»».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«Шакти проявляет себя как Маха-Майя (Великая Иллюзия). Согласно «Шактананда-тарангини» (гл. 1), «эта Маха-Майя имеет два вида: Видья (знание) и Авидья (неведение). Та Маха-Майя, которая является причиной освобождения, есть Видья. Та Маха-Майя, которая является причиной зависимости от сансары (сансара-бандха-хету-бхута), есть Авидья».

(Ольшевский А.П. Концептуальные обоснования достижения
освобождения в индийских садхана-шастрах.)

«Видья (букв. ведение) — вне-рациональное знание, понимаемое в разных контекстах как компетенция в умениях и искусствах; мистическое и магическое знание, т.е. «ведовство»; мистическое знание, обретаемое методами Йоги и/или Тантры; сверхрациональная интуиция, рассеивающая авидью и являющаяся непосредственной причиной духовного избавления, мокши». 

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Шастра (от корня «учить; повелевать» с инструментальным суффиксом, т.е. как бы «законодательство [в сфере знаний]») — отрасли специальных теоретических знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от «искусств и умений» (кала, видья) освоение шастр требует, прежде всего, интеллектуальных усилий и памяти».

(Индуизм. Словарь.)

«111. Видья — сс. Знание. Ведение. Магия. Наука. Знание как результат интуитивного постижения (абхисамайя). В состоянии видьи постигается истинность или ложность чего-либо. Термин образует двоицу, парную оппозицию с термином «авидья» (неведение). Апара-Видья — повседневное, мирское знание. Пара-Видья — высшее трансцендентное знание, проникающее в суть вещей. Синоним термина Видья — Джняна». 

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. М. Хроникер. 2003г.)

«Само слово «веда» означает священное знание. «Вид», «вед» — знать, ведать. «Вид-ма» — мы знаем (ср. укр. «вiдомо» — известно, очевидно; видимо!). «Видье» — знание. В современном русском языке есть множество слов с ведическими корнями «вид» и «вед» — ведать, видимо, видим; исповедь, поведать, изведать, уведомить, уведомление, осведомиться… «Авидья» — незнание, невежество, иллюзия, как противоположность «Видье» знанию (рус. «яз. видишь! — в значении знаешь. «видимо, это так!» — говорим мы, когда знаем что-то)». 

(Ведический Санскрит Ригведы. 14.06.11г.)

«7. Самость [этой] точки (бинду) есть солнце, образованное соединением и слиянием этих двух. Эти семена-точки (бинду) — соединения огня и луны — образуют одновременно «цель желания (кама)» и «радость сближения (кала)».
8. Теперь здесь дается истинное Знание (Видья) Великой Богини [в форме Камакалы], выявленное в порядке [расположения] Ее кругов [из которых образуется Шри-Янтра]. Тот, кто обретает [это знание], становится самореализованным, достигшим единства с Самой Великой Трипурасундари». 

(«Камакалавиласа-Тантра». / Пер. Шрипады Садашивачарьи.)

«Сколько бы ни проходило времени, какие бы процессы ни происходили в жизни народов, но живая-как-сама-жизнь связь между европейскими Славянскими языками и Ведическим Санскритом не стирается, не портится, и не гибнет Признать эту тесную связь между Санскритом и Славянскими языками не так уж трудно. Факты, как говорится, налицо. Параллели (т.е. прямые родственные связи) между такими словами, как «джняна» и «знание», «видья» и «ведение», «двара» и «дверь», «швета» и «свет», «джива» и «живой» и т.д. и т.п. — очевидны и неоспоримы». 

(Сходство русского языка и Санскрита. 17.09.2012г.)

«Видья (санскр., знание) — индусский и буддийский термин, которым именуют истинное знание Абсолютной Реальности, достигаемое с помощью различных мистических упражнений: поклонения Божеству (Бхакти), медитации, визуализации, выполнения асан, пранаямы и пратьяхары и т.д. В отличие от обычного знания, Видья не является совокупностью какой-либо информации; Видья — это особое состояние духа, преодолевшего все земные ограничения и освободившегося от всех иллюзий. Символ Видьи — чистое зеркало, отражающее Реальность такой, как она есть на самом деле». 

(Мистическая энциклопедия.)

««Гухья-Самаджа-Тантра», описывая различные церемонии, связанные с посвящением, упоминает праджнябхишеку, или посвящение адепта Праджней или Шакти. Наставник берет за руку Шакти, прекрасную женщину, и, вкладывая её в руку ученика, говорит, что поскольку достижение состояния Будды невозможно другими методами, эту Видью следует принять и никогда в жизни не покидать. Видья были женщины из плоти и крови, которых впоследствии обожествляли. «Самоха-Тантра» приводит список Видья, которым в то время поклонялись в различных частях Индии. Некоторые из этих Видья — хорошо известные буддистские и брахманистские богини». 

(Бхаттачарья Н.Н. Период Экспансии Шакта.
Отрывок из книги Н.Н.Бхаттачарьи «История религии Шакта».)

«Тибетская биоэнергетика. Мантра и янтра. Мантра — это санскритский термин, обозначающий слово или группу слов, несущих определенную звуковую вибрацию и энергию. Определенные священные санскритские слова обладают огромной энергией, и пение этих священных слов в предписанной манере освобождает эту энергию. Мантры подразделяются на солнечные (саурья) и лунные (саумья), они могут быть мужского рода, женского и среднего (нейтральные). Солнечные мантры — мужские, а лунные — женские. Мужские и женские мантры оканчиваются по-разному. Так, например, хум, пхат — мужские окончания, а тхам или сваха — женские. Женские мантры известны как Видья». 

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г.)

«4. Учение о Речи. Тогда как чистый свет сознания (пракаша) есть молчание и пустота, сила осознания (вимарша) — это энергия сакральной речи, мантры или Кундалини. В виде алфавита (матрика) представлены все аспекты творческой Силы Сознания. 51 буква санскритского алфавита — тело Кундалини, оно образует «колеса сознания», чакры. Проявляясь в аспекте милости, Речь (Шакти) выступает как Видья — мистическое знание и мантра, сообщаемая при посвящении. Мантра — вербальная форма невербального знания, она пробуждает человека к осознанию пульсации высшей Реальности (спанда). В своей сущности мантра тождественна Атману (истинному Я), принципу Гуру и Божеству». 

(Тантризм. Статьи и переводы. сайт «Тантра-Йога».)

«Знание Высшего Принципа известно как Видья, Знание, Мудрость, Осознавание. Многие провидцы через разнообразные переживания этого уникального Осознавания воспринимали внутренним взором своим просветлённых сердец эту величественную тайну, лежащую в основе чарующей красоты Космоса; сострадание к человечеству побудило их передать это видение с помощью человеческого языка, чтобы пробудить врожденную жажду души погрузиться в это Блаженство. Видья является причиной этого побуждения в сердцах провидцев. Видья, или Образовательный Процесс, учит тому, что Космос — это проявление игры Господа, и ничего более. Упанишады провозглашают эту Истину таким образом: «Этот Мир — это местопребывание Господа».

(Шри Сатья Саи Баба. Видья Вахини. Поток
просветляющего духовного знания. / Пер. В.В.Вернигора. 1999г.)

«Радостная весть первая. Благая Тарини сказала:
1. «Я — Богиня, единённая с Тобою (с Парашивой, «Тат»), Твоя Сущность, самосияющий высший Свет, высшая Любовь, форма блаженства соединения.
2. И Я — Тьма, Пустота, лишённая качеств, Свидетель всего, великое Растворение, Парашакти, Сущность всего, что существует;
3. Единая и Благая, Чистая, Дарующая вечное блаженство, Любящая всё и высшая Возлюбленная, Великая Мать, Страстная;
4. Освобождающее Знание (Видья), подобное молнии, Сияние, рассеивающее тьму; легкодостижимая через чувство бхакти (бхакти-бхаву), Чья Природа — Самарасья». 

(«Шри Тара-бхакти-рахасья-дипика». (Прояснение тайн
спасительной Любви, Деви-Бхакти). / Пер. /Арджуны Тарадаса.)

«Самые ранние философские построения или прозрения Индуизма, содержатся ещё в древней Ригведе. Под философскими построениями имеется в виду термин таттва-видья-шастра — дисциплина познания действительности, которая всегда рассматривается как образ жизни, и неотделима от повседневных действий человека, а не просто плод умозрительности. Видья — Знание, полученное не умствованием, а непосредственным Виденьем-Прозрением мудрецов, посредством личного духовного опыта. Традиционно выделяют шесть таких Видий, которые именуют как «Воззрение» — Даршана (от корня «дриш» — видеть, зреть). Каждая из Даршан — это не просто плод ясного мышления, но также результат провидчески-интуитивных процессов в состоянии Видения, и каждая представляет собой особый Взгляд на одну и ту же Истину». 

(Санкхья-Даршана.)

«Гимны Вед не были придуманы людьми. Их восприняли, или «узрели», как воплощения Реальности вдохновенные Провидцы — риши (букв. «провидцы»). Эта универсальная Реальность — неопределённая и неограниченная «основополагающая действительность», из которой вытекают все другие реальности. Это источник всех знаний и потенциал всего возможного. Ведические гимны представляют собой вдохновенные выражения этой Абсолютной Реальности, как её «узрели» риши; на их благодатной почве произросли все индийские видьи (формы живой мудрости, в том числе Аюрведа и Джьотиш). Каждая видья — это своего рода богиня, муза, которая требует терпеливого и неустанного поклонения от своих учеников, пока между ними и нею не установятся личные отношения, обоюдная связь, в которой один принадлежит другому. И тогда поднимается завеса тайны, и к ученику приходит понимание. Пока муза не овладеет вами всецело, вы не овладеете мудростью». 

(Роберт Свобода. Величие Сатурна. / Пер. Н.Тандон. 2003г.)

«8. «Теперь здесь дается истинное Знание (Видья) Великой Богини [в форме Камакалы], выявленное в порядке [расположения] Ее кругов [, из которых образуется Шри-Янтра]. Тот, кто обретает [это знание], становится самореализованным, достигшим единства с Самой Великой Трипурасундари».
11. Так же как двум бинду присуща неотличность одного от другого, так же и Видья [имевшаяся в виду выше и представленная пятнадцатислоговой тайной мантрой] и Богиня, что осознает ее, — неотличны [друг от друга].
14. … Она, это тройственное Тело, есть божественная Видья, четвертая питха, [или трансцендентное состояние Сознания], а также источник всех [различных] проявлений.
18. Она, божественная Видья, обладает природой трех бинду и состоит из чередований гласных и согласных [звуков] — как из их общего единства, так и из их различающихся форм. Она — Само «Я» круга тридцати шести таттв, а также превосходит Собой их все.
19. Это Она — Та бесконечно тонкая Богиня Трипурасундари, Которую мы стремимся постичь. Благородные [садхаки] подтверждают своим непосредственным опытом вечную неразделенность как Самого Знания (Видья), так и того, что познаваемо (Ведья).
53. Он (т.е. Митрадева) — Сама Она, явившая Знание (Видья) учителям, которые являются «семенами трех юг»; и Владыками трех бидж и от которых основаны три ордена [учителей]. Таково наставление учителей». 

(«Камикалавиласа-Тантра». // Д.Ворон. Тантризм:
понятие, сущность, основные термины. Челябинск. 2005г.)

«Видья. Знание. Под знанием и стремлением к знанию мы подразумеваем в Йоге концентрацию сознания, которая ведет к живой реализации и постоянному ощущению присутствия ЕДИНОГО в себе и во всем, что нас окружает. [20:75]
Под знанием мы подразумеваем в Йоге не МЫСЛЬ или ИДЕЮ о вещах духовного характера, но внутреннее ОСОЗНАНИЕ на уровне психического существа и духовное озарение свыше. [24:1113]
Знание не есть систематизированные и обобщенные результаты ментальных рассуждений и поисков, непреходящие построения выводов и мнений на основе высшей вероятности, но чистая, самосущая и светоносная ИСТИНА. [20:12]
В человеке есть две родственные силы: Знание и Мудрость. Знание представляет собой частицу истины, которую в искаженном виде ощупью находит разум. Мудрость — это божественное видение в духе. [17:79]
Знание и Неведение (видья и авидья). Весь проявленный мир не выходит за пределы двух состояний: Видьи и Авидьи, сознания единства и двойственного сознания. [12:105]
Определение различия между Знанием и Невдением содержится в гимнах Риг-Веды, где под знанием подразумевается сознание Истины, Правды, и все то, что относится к Истине и Правде. Под неведением подразумевается отсутствие сознания, Истины и Правды, препятствующее проявлению Истины и создающее ложные и враждебные Правде силы. …
В Упанишадах первоначальные ведические понятия заменены на привычную антиномию «Видья — Авидья». Эта замена привела к определенному переосмыслению значения терминов: поскольку суть Знания сводится к обретению Истины, а изначальная Истина заключается в Единстве — в Веде неоднократно упоминается «Та Истина», «То Единство» — Видья, Знание в высшем духовном смысле стало означать исключительно знание Единого, и Авидья, Неведение, в свою очередь, — исключительно знание на уровне двойственного восприятия, на котором построен наш мир, оторванный от объединяющего сознания Единой Реальности. В результате были практически утрачены присущие Ведам богатство содержания, сложные ассоциативные сравнения, многообразные тонкие оттенки значений идей и образов, которые ушли из более позднего невыразительного и метафизического языка, потерявшего свою гибкость и глубину психологической выразительности. Появившиеся позже явно преувеличенные идеи об изначальной иллюзии, об абсолютной обособленности Духа по отношению к настоящей истине, о состоянии сознания, которое может быть приравнено к иллюзии или галлюцинации, никак не соответствовали первоначальной ведантической концепции Неведения. [18:489,490]». 

(Пандит М.П. Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо.)

«2. Секретный ритуал. Оргии. Сексуальная инициатическая магия. Помимо «рати», «шакти», «мудра» и «лата», женщины, используемые в тантрических сексуальных практиках, называются «видья». Это слово обозначает знание, мудрость, взятые не в абстрактном и интеллектуальном смысле, а в качестве пробуждающей и преображающей силы. Это имеет отношение к тому аспекту женского начала, с которым могут ассоциироваться намеки некоторых текстов на женщину как «гуру», на «посвящающую женщину», или «мать ваджры» или «матрицу трансцендентного знания». Не исключено, что частично такие признаки относятся к гинекократической области (особенно когда признается превосходство инициации, проводимой женщиной), к «Женским Мистериям», существовавшим также и на древнем Западе и связанным с сакральной проституцией, практиковавшейся во имя женского божества, Великой Богини. Здесь мужчина участвует в сфере сакрального только посредством женщины и совокупления с ней. Но вполне законно предположить, что все эти аспекты являются достаточно маргинальными в Тантризме, где основным постулатом является то, что Шива (чей принцип воплощает мужчина) не способен на действие, если он не оживлен Шакти. Понятая в таких терминах, «йогини», партнерша «вира», наделяется силой «освобождения сущности «Я»». Уже о Дурге в гимне «Вишвасара-Тантры» говорится, что она является «освободительницей «буддхи» («буддхи» здесь обозначает трансцендентный интеллект). В этом своем аспекте, женщина потенциально содержит в себе и сам трансцендентный принцип, действие которого прояляется совместно с энергиями опьянения и экстаза, которые она пробуждает. Так, в буддистских Тантрах, в которых «праджна» имеет такое же значение, как и «видья», присутствуют не очень ортодоксальные описания будд, которые достигают озарения благодаря совокуплению с молодой женщиной, и при этом на метафизическом уровне в качестве наивысшего состояния рассматривается состояние «махасукха-кайя», которое находится за пределом простой нирваны. В этом состоянии Будда «обнят» Шакти, Тарой: неотделимый от нее, благодаря экстазу и созидательной потенции, источником которых она является, только в этом состоянии будда поистине является буддой. Сходным образом в Ваджраяне на оперативном сексуальном плане реализуется принцип Махаяны, гласящий, что духовное совершенство требует объединения (символически — «полового слияния») «праджны» и «упайи», то есть «озаряющего знания» (рассматриваемого как женский атрибут — «праджна») и оперирующей силы (рассматриваемой как атрибут мужской – «упайя»). Здесь снова следует соотнести символ с реальностью: женщина воплощает в себе «праджну», мужчина «упайю», а половой акт называется «ваджрападмасамскара» («самскара» = магическое действие, таинство или операция.
Примечание 66. «Видья» — дословно знание, мудpость. «Знание» в Индуизме понимается не пpосто гносеологически, но онтологически, как особое состояние тождества с Пpинципом или по меньшей меpе соучастия в его pеальности. «Видья», как и интеллект, влечет за собой немедленное изменение самого внутpеннего качества того, кто ими обладает, в отличие от pассудочного, дискуpсивного знания, доступного обычному пpофаническому человеку, котоpое никак не меняет его сущностного онтологического статуса. (М.А.)». 

(Юлиус Эвола. Йога Могущества. Журнал «Милый Ангел». №2 2000г.)

 

2. ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «АВИДЬЯ»

Чтобы лучше понять значение термина «видья», рассмотрим другой термин, который часто идет с ним в паре — термин «авидья». Короткое «а» перед словом обычно придает слову значение противоположности или отрицания.

«Ави?дья — в индийской философии невежество, незнание, склонность к заблуждению, противоположность видье, знанию, иллюзия, которая порождается чувственным восприятием. Синонимы: аджняна, випарьяя».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

7«Авидья (санскр., букв. неведение) — термин древнеиндийской философской системы Веданта, обозначающий такую форму чувств, и логического познания явлений, которая дает относительную, эмпирическую истину (Апара-Видья). Авидья – «низшая мудрость», противостоит Видье — «высшей мудрости», которая непосредственно познает субстанцию и дает человеку абсолютную истину (Пара-Видья). Авидья, согласно Веданте, не раскрывает истинной природы вещей; в этом смысле она есть «незнание». Авидья исчезает, когда наступает Видья. (В.Бродов)».

(Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф.В.Константинова. М. СЭ. 1960-1970гг.)

«Авидья — понятие индийской религии и философии. Одно из центральных понятий в Буддизме, означающее: 1) незнание как безначальную силу жизни, обрекающую существа страдать и перерождаться в самсаре; 2) отсутствие непосредственного интуитивного видения подлинной реальности; 3) хаос нашего сознания, препятствующий видеть высшую духовную цель Пути освобождения, заставляющий принимать недействительное за действительное, невечное за вечное, пустоту самосущего за сущее Я; 4) незнание 4-х благородных истин, неумение применять их в Пути». 

(Энциклопедический словарь. 2009г.)

«Авидья — невежество, синоним — заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т.к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость Реальности, негативные стороны эгоцентризма и т.д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа, которые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого происхождения, или «колеса жизни» (бхавачакра). Оно — одно из червоточин бытия и причина дурных наклонностей, в Буддизме особо выделяются три источника зла: невежество, жадность, ненависть, которые создают плохую карму. (В.И.Kopнев)». 

(Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь.2009г.)

«Авидья — метафизическое неведение, считающееся во всех (кроме сугубо эмоционально-теистических) направлениях традиционной мысли первопричиной изменчивого и тягостного бытия индивидуума в сансаре. Конкретизация Авидьи разнится в даршанах. Так, в Ньяе это неведение философских топиков этой системы, в Санкхье и Йоге — незнание существенной неслиянности духа и материи (Атмана-Пуруши и Пракрити), в Веданте — непостижение тождества себя с Абсолютом (Брахманом). Преодоление Авидьи также мыслится по-разному: с помощью дискурсивной мысли; йогой (т.е. преображением психики); интеллектуальной метафизической интуицией. (А.Парибок)». 

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Авидья (санскр. неведение) — в индийских мировоззренческих текстах незнание, означающее отсутствие не информированности, но знания экзистенциальной значимости, т.е. знания индивидом своей истинной, аутентичной природы. Авидья, однако, не есть просто отсутствие этого знания, но замещение его знанием ложным, в котором эта аутентичная природа деформируется. Прежде всего, Авидья означает ложную самоидентификацию, при которой индивид отождествляет себя с телом и чувственно-действенно-ментальным механизмом и соответствующими этому отождествлению эмоциональными переживаниями, и потому Авидья характеризуется как корень других основных аффектов — желания и неприязни». 

(Философия. Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«Авидья (санскр., букв. отсутствие знания) — одно из основных понятий древнеиндийской философии (как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных школах), означающее исходное внутреннее затемнение сознания, неведение и невежество, которое вынуждает считать реальным и подлинным то, что таковым не является. С помощью Авидьи, как и Майи, — соответственно субъективного и объективного аспекта незнания — объясняется «двоемирие», т.е. наличие наряду с подлинным трансцендентным миром (мир Брахмана — целостный, единый и бесконечный) иллюзорного и неподлинного эмпирического мира (раздробленного на части, множественного и конечного); в частности, Авидья порождает ложное чувство «Я», становящееся стержнем индивида и носителем кармы. Разрывая связи с высшими ценностями действительной жизни, Авидья вынуждает человека цепляться за неподлинные ценности неподлинного мира. Разные философские школы по-разному трактовали объём понятия Авидья и соотношение его с другими понятиями — вплоть до практического отождествления Авидьи с Майей и Пракрити». 

(Философский энциклопедический словарь. Гл. ред.:
Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. СЭ. 1983г.)

«Aвидья (санскр. незнание, неведение) — в индийской философии отсутствие «достижения» индивидом своей подлинной природы и, соответственно, целей своего существования. Авидья является источником реинкарнаций (сансара) и состояния страдания (духкха). Сансара, как и авидья, безначальна, но их безначальности разного порядка: авидья — необходимое и достаточное условие сансары как реализации «закона кармы», сансара — неизбежная материализация авидьи в сериях перевоплощений, которые оцениваются однозначно как страдание.
Представление незнании как источнике всего неподлинного и потому «страдательного» бытия всех живых существ, является общеиндийским (сама идея восходит по крайней мере к «средним» Упанишадам)…
Наиболее обстоятельно концепция авидьи разрабатывалась в Адвайта-Веданте. О Незнании уже много пишет ранний адвайтист Гаудапада (VII в.), предшественник Шанкары, у которого оно уже практически равнозначно мировой Иллюзии-Майе. В Адвайта-Веданте современников Шанкары рассматривается двойственная природа авидьи; с одной стороны, она осуществляет сокрытие истинного положения вещей (аварана), с другой — проецирование ложного (викшепа), которое есть не простая негация истинного, но его замещение неподлинным содержанием…
Другой синоним авидьи в текстах Шанкары — «ложное познание» (митхьяджняна), что отличает позицию Шанкары от концепций авидьи у ряда других адвайтистов: для него авидья тождественна «ложному познанию» — для них она является причиной последнего. В целом, однако, у Шанкары авидья еще не является космической силой (шакти), оставаясь преимущественно аффектом сознания, правда, в отличие от авидьи в Йоге и других брахманистских системах, она уже имеет универсальные измерения». 

(Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»)

«Авидья (санкср. букв. отсутствие знания, неведение) — в индийской философии понятие, обозначающее незнание, составляющее причину, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омраченность сознания, которая препятствует постижению сущности бытия. В Упанишадах Авидья противопоставлена Атману в оппозиции «незнание-знание», «неполное, искаженное знание — абсолютное знание, раскрывающееся в освобождении». При этом предполагается, что Авидья представляет собой знание множественное, тогда как высшее знание (Видья), тождественное Атману, выступает единой и цельной реальностью, в которой более не различаются субъект, объект и сам акт постижения. Раздробленная Авидья как бы отражает Многообразие вселенной и соответствует ему; поскольку с прекращением Авидьи становится недействительным весь эмпирический мир, она часто рассматривается также как онтологическая основа или вместилище этого мира, равно как и относящихся к нему конкретных психических свойств живых существ. В этом смысле Авидья может выступать и как определенная сфера существования, исчезающая после достижения освобождения (мокша); эта сфера подчинена действию кармы и включает все объекты, определяющие собой деятельный и познавательный опыт человека, в т.ч. и сами тексты откровения — Шрути («Мундака-Упанишада» I.2.9-10). В Упанишадах встречается также более частное противопоставление Авидьи как «знания обрядов» «Видье» как медитации на определенных богов («Иша-Упаиишада» 9-11); при этом подчеркивается, что оба эти способа, практикуемые порознь, не ведут к освобождению, т.е. они должны непременно сочетаться друг с другом. Здесь Авидья сведена по существу к ряду предварительных условий, которые предшествуют более глубокому усвоению ведического откровения.
Понятие Авидьи играет значительную роль в индийских религиозно-философских системах, где оно берется по преимуществу в своем гносеологическом аспекте и трактуется как неумение отличить вечную и подлинную Реальность от временного и неподлинного. (H.В.Исаева)». 

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

* * *

Если обратиться к словарям и сети Интернет, можно найти следующие значения и толкования термина «видья»:
— наука
— магия
— знание
— ведение
— изучение
— познание
— мудрость
— осознание
— осознавание
— постижение
— верное знание
— высшее знание
— духовное знание
— наука о Высшем
— истинное знание
— знание Единства
— знание мудрости
— женские мантры
— высшая мудрость
— знание (Брахмана)
— мистическое знание
— настоящее обучение
— осознавание истины
— священная Мудрость
— восточная мудрость
— божественная наука
— Божественное Знание
— восточная духовность
— особое состояние духа
— знание духовной истины
— врожденное осознавание
— трансцендентное знание
— медитативная практика
— знание высшего принципа
— действенное образование
— знание истинной природы
— эзотерическое объяснение
— образовательный процесс
— знание Высшей Реальности
— знание волшебства и магии
— истинная природа человека
— знание Эзотерической Науки
— сверхрациональная интуиция
— знание не-мирской реальности
— знание мудрости запредельного
— видение мира через осознавание
— знание высшей недвойственности
— процесс медитации или поклонения
— другое слово для обозначения мантр
— непосредственное видение истинного
— знание в наивысшем духовном смысле
— непосредственное видение истинного
— самостоятельные виды знания, «науки»
— знание, проявившееся из опыта озарения
— знание об истинной природе Реальности
— знание, ведущее к постижению Абсолюта
— истинное знание Абсолютной Реальности
— эзотерические знания индийской философии
— знание, обретаемое методами Йоги и Тантры
— внерациональное, мистическое, магическое знание
— целостное видение, которое снимает покровы со всего
— означает устную передачу знания от учителя к ученику
— совокупное знание, ведущее к истинному Высшему Знанию
— знание, полученное посредством личного духовного опыта
— мистическое знание и мантра, сообщаемая при посвящении
— знание как результат интуитивного постижения (абхисамайя)
— принцип, ограничивающий сознание на уровне знания (джняна-шакти)
— знание, полученное не умствованием, а непосредственным Виденьем-Прозрением
— отстроенное практичное и абстрактное Знание, сцепленное на комплексе символов и образов
— женские божества, символизирующие плод накопления собрания мудрости (джняна-самбхара)
— знание, мудрость, взятые не в абстрактном и интеллектуальном смысле, а в качестве пробуждающей и преображающей силы

 

3. ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ РАЗНЫХ ФОРМ ВИДЬЯ

В Индийской Традиции присутствуют разные словосочетания со словом «видья», означает ли это, что это лишь формы Единого Знания, или термин «видья» придает этой форме знания истинный или высший аспект, например, «истинное знание природы» предмета в данной области?

«1. Монахи ордена «владык» («натхи»). Факультет Кундалини-Йоги, факультет Йоги пяти элементов, факультет Нада-Йоги. Монахи этого ордена следуют аутентичной Традиции Йога-Натхов и делают упор на практику работы с энергией Кундалини, овладением ветрами и каналами (Хатха-Йога, Кундалини-Йога, Прана-Видья, Шатчакра-Йога) и полное освобождение через достижение самадхи и сверхъестественных сил (сиддхи). Большое внимание Натхи уделяют тайным учениям о покорении пяти элементов (Панча-Таттва-Видья), об овладением временем (Кала-Видья), пространством (Акаша-Видья) и различными видами энергий, существующими во вселенной». 

(«Собрание тайн». Вселенская община Лайя-Йоги. Дивья-Лока. 2012г.)
(Положение о Монашеском Ордене в Монастыре-Академии Йоги «Собрание тайн».)

«Глава 6. Качества элементов. В Йоге учение об элементах называется Таттва-Видья… Совершенство элемента огня проявляется как Вивека-Видья — различающая мудрость, подобная бесконечному пространству красного цвета, дающая возможность улавливать, различать… Йог открывает в своем теле пять пространств, присущих первоэлементам. Эти пять пространств выражают пять видов мудростей, которые йогин открывает: пустотная мудрость равенства элемента земли (экараса-видья), всеотражающая мудрость элемента воды (пратибимба-видья), различающая мудрость элемента огня (вивека-видья), всесвершающая мудрость элемента ветра, объединяющая мудрость элемента пространства (самараса-видья)». 

(Садгуру Свами Вишну Дев. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги. Шакти-Янтра.)

«Агни-Видья — эзотерическая наука об огне.
Вартха-Видья — знание о земледелии и других производящих.
Дахара-Видья — духовная наука, которая ведет к реализации чистого сознания.
Прана-Видья — наука о пране, жизненной силе.
Чандра-Видья — лунная наука; наука мистической луны; она известна также под именем Сома-Видья. Первая ссылка на эту науку обнаружена в X книге Ригведы и позже детально исследована в Упанишадах и тантрических текстах.
Шри-Видья — Высшая среди всех духовных наук; кульминация философской, метафизической и духовной мудрости древних провидцев. Согласно этому учению, все, что существует в макромире, существует и в микромире. Именно в этой системе Йоги можно найти глубокое обсуждение янтр, мантр, чакр и Кундалини-Шакти». 

(Словарь Библиотеки гуманитарной и технической литературы.)

«Только некоторые из доктрин были разоблачены в их широких очертаниях, тогда как подробности были постоянно умалчиваемы, и все усилия, направленные для извлечения дальнейших сведений о них, с самого начала систематически устранялись. Это было вполне естественно. Из четырех Видья, из семи отраслей Знания, упомянутых в Пуранах — именно; Яджна-Видья, выполнение религиозных обрядов для получения некоторых результатов; Маха-Видья, великое (магическое) знание, выродившееся в Тантрические Культы; Гухья-Видья, наука Мантр и их истинный ритм или напев мистических вызываний и т.д., Атма-Видья или истинная духовная и божественная Мудрость — лишь последняя может пролить конечный и абсолютный свет на учения трех, ранее названных. Без помощи Атма-Видья остальные три остаются не более, нежели поверхностными науками, геометрическими величинами, имеющими длину и ширину, но лишенными глубины». 

(Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х томах. М. АСТ. Сталкер. 2005г.)

«Видья — истинное знание. В Четвёртой Расе четыре Видьи, четыре Благородных Истины и четыре базовых элемента составили полную сумму этого Знания:
1. Яджна-Видья — церемониальная магия, исполнение религиозных обрядов для вызывания определенных результатов. Она связана со звуком и, следовательно, с эфиром пространства, или с Акашей. Яджна — это невидимое божество, наполняющее пространство.
2. Маха-Видья — великое магическое знание, которое выродилось в тантрический культ. Связано с аспектом материи. Основа чёрной магии, имеет дело с формой.
3. Гухья-Видья — наука мантрамов. Тайное знание мистических мантрамов. Оккультное могущество Звука, Слова.
4. Атма-Видья — Истинная Духовная Мудрость.
Четыре Благородных Истины были провозглашены для нас в речах Будды». 

(Алиса А. Бейли. «Свет Души» («Йога-Сутра» Патанджали). Rex Publisher. 1997г.)

* * *