Статья 3.13.8. Тайна термина «видья». (ч.2).

продолжение

САРВА-ВИДЬЯ

«Сарва-Видья — знание о каждом из аспектов Шакти».

(Гуру Шиваисса. Школа Шакти. 2005г.)

«Сарва-Видья — знание множества аспектов Божества»

(источник неизвестен)

«Махатмья (в букв. переводе — «особое величие», ср. Махатма — «великая душа») — это одновременно и повествование о чьём-либо величии, и указание на величие самого этого повествования. Одним из таких повествований является «Величие Сатурна» — «Шани-Махатмья». Среди множества махатмий есть посвящённые определённым лунным месяцам, определённым лунным дням и каждому дню недели. При этом все махатмьи — и стихотворные и прозаические — предназначены для устного повествования. Их могут исполнять и профессиональные рассказчики (киртанкары, нередко сопровождающие своё выступление музыкальными рефренами), и обычные жрецы, и приверженцы какого-либо культа. Такие предания, как «Величие Сатурна», представляют собой «ритуал в сказке и сказку в ритуале» (Ramanujan 1986. с.54)…
…Сарвананда был ещё ребёнком и ничего не знал о садханах, но он исполнился такой любви к Таре, что сказал Ей: «Ма, Ты была так добра ко мне, показав мне свою форму, но я хочу увидеть Тебя во всех Твоих формах, во всех Твоих проявлениях, ибо я хочу узнать Тебя полностью и любить должным образом». Тара опять улыбнулась ему и согласилась. Сарвананда не имел никакого представления о значении Сарва-Видьи, но, попросив о всех формах Ма, он получил как раз Сарва-Видью». (Справка. Пурнананда стал учеником Сарвананды, а позже сам стал великим учёным и пандитом. Именно он вдохновил покойного сэра Джона Вудроффа, члена калькуттского Верховного Суда, на написание работ о Кундалини, предназначенных для западного читателя, под псевдонимом Артур Авалон».

(Роберт Свобода. Величие Сатурна. Целительный миф. / Пер. с англ., 2-е изд. М. Саттва. 2003г.)

 

ТАНТРА-ВИДЬЯ

«Словарь. Тантра — обычно тропа Йоги с поклонением богам и богиням. Видья — знание».

(Свами Джойтирананда. Введение в техники медитаций.)

«Шива говорит Даттатрейе «Тантра-Видья (тантрическое знание), великая тайна (маха-гухья), труднодостижимая даже для богов, сказанная перед тобой, о Дэва, есть венец (широмани: драгоценный камень, украшающий голову) всех знаний, более тайная, чем сама тайна, великая тайна, тайная-тайная». («Даттатрея-Тантра» 1.13-16)».

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. журнал «Садхана» №1 1998г.)

«Тантра — путь к интеграции сознания через преображение. Тантра — доктрина, практики, инструмент расширения сознания. На Санскрите «тантра» буквально означает «ткацкий станок». В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Янь. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утока» в производстве ткани.
Корень «тан» означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. «Тра» означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. Тантра также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей.
В более широком толковании Тантра означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний.
Одно из значений слова «тантра» — «расширять». Поэтому Тантру можно определить как текст, который расширяет понимание практикующего до состояния подлинной мудрости. Все последователи тантрического воззрения утверждают, что полное освобождение возможно только при условии озарения человека светом истинной мудрости (видья). Обретаемая мудрость обладает освобождающей силой, способной укрепить последователя Тантры в состоянии «неразрывности» ограниченного и бесконечного планов бытия».

(Тантра и интегральный подход в психологии.
Публикация по материалам Д.Беляева и Л.тетерникова.)

«Наука духовности возникла из врожденного желания людей постичь таинство творения. Люди начали искать тайные причины, лежащие в основе как ужасных, так и прекрасных аспектов природы. Они смотрели вокруг себя, на реки и ручьи, на далекие горные хребты, на вспышки света; они слушали гром, они слушали рев свирепых животных — и они начали проникать в глубину этих таинств. Эти попытки достичь скрытой истины всего сущего, известны как Тантра. В силу того, что эти попытки делались в разные времена, в разных местах, и разными группами людей, мы находим некоторые различия в методологии среди разных школ Тантры.
В Тантре попытка достичь контроля над материей или над другими внешними силами называется Авидья-Садханой, а практика, ведущая к самореализации называется Видья-Садханой. Та ветвь Тантры, которая не является ни Видья-Садханой, ни Авидья-Садханой, называется Упавидья-Садханой. Хороший вклад в благополучие человечества делает лишь Видья-Садхана; две другие практики — простая трата времени
Чтобы стать едиными с Брахмой, люди должны практиковать Видья-Тантру, а не Авидья-Тантру. Различие между двумя садханами в том, что практикующие Видья-Тантру направляют свою энергию к Параматме, тогда как практикующие Авидья-Тантру используют полученную энергию для достижения мирских благ. Посредством Видья-Тантры человек «связывает» [получает] Параматму, в то время как посредством Авидья-Тантры человек связывает [достигает превосходства над] живых существ.
Видья-Тантра является подходом позитивных идей к миру, тогда как Авидья-Тантра — подходом негативных идей. Авидья-Тантра неизменно ведет человека к огрублению, и, в конечном счете, к уничтожению; тогда как Видья-Тантра ведет человека от грубого к тонкому, и наполняет жизнь, разум и душу человека — фактически все существование — бурной радостью, возвышает людей в мире духовности, пробуждая в них хорошие мысли.

(Тантра. Виды Тантры. Видья-Тантра (по материалам книги Шри Шри Анандамурти
«Беседы о Тантре». т.2 и Дады Дхармаведананды «Кто боится тантрического гуру?»).)

 

ТАТТВА-ВИДЬЯ

«Глава 4. Учение об элементах (Таттва-Видья). Местопребывание элементов в теле человека. Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству. «Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух — в основании пупа, земля — в области бедер, вода — в ногах, эфир — во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы — таковы пять свойств земли, как изложено божественной наукой. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна — это пять свойств воды, как изложено божественной наукой. Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость — пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела — это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм — это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы» («Шива-Свародайя» 156,192-196)». 

(Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги. Шакти-Янтра.)

«Реальное Учение Истины по своей природе является полным, всеохватным и включающим в себя все возможные подходы к постижению единой Реальности и потому не сводится к какому-либо одному конкретному ограниченному «-изму» как порождению человеческого ума. Напротив, тантрическая Таттва-Видья, согласно утверждению восьмой сутры «Пратьябхиджня-хридаям», включает в себя все возможные «-измы», точки зрения или «положения, на которые опираются все воззрения» (тад-бхумиках сарва-даршана стхитайах). Таким образом, любые отдельные учения или взгляды (даршаны) представляют собой лишь разные роли, которые играет Одна и Та же Сознательная Сила как Маха-Видья (Великое Знание). «Она — то Знание, которое спасает» (са Видйа йа вимуктайе), — неоднократно говорится в разных Тантрах. Тантрическому Знанию о спасающей Истине (Таттва-Видье) невозможно дать определения лучше, чем это сделал Сам Господь Шива в «Куларнава-Тантре» (1.110): «Одни желают недвойственности (адвайты), другие — двойственности (двайты). И те, и другие не знают Моей Истинной Сути (Таттвы), превосходящей собой и двойственность, и недвойственность»». 

(Основа Тантра-Йоги.)

«Вот что о Тантре говорят люди сведущие: 1. Тантра в широком метафизическом значении этого термина — это вечно существующая Сатья Санатана-Дхарма (Истинный Вечный Закон) — универсальная сакральная Традиция без начала и конца. Тантра — это сердцевина и суть всех религиозных традиций и систем, она распространяет истинное Знание Реальности (Таттва-Видья) через раскрытие законов существования человека (микрокосма) и Вселенной (макрокосма). Тантризм несет своим адептам бхукти (наслаждение жизнью) и мукти (освобождение) — полноту того и другого. Тантра раскрывает нам Реальность в ее «таковости» и этим спасает от страданий.
2. Тантра в более узком религиоведческом понимании — это сакральная традиция, основанная на Тантрах (агамах и нигамах) — особом классе богооткровенных священных текстов. В индуистской Тантре культ Шакти занимает одно из центральных мест (наряду с культом Шивы). Индуистская Тантра обладает развитой философией и широким спектром ритуальных, йогических и медитативных практик. В индуистской Тантре сохраняется непрерванная традиция почитания Богини-Матери, идущая от древнейшего универсального культа Богини». 

(Мудрость. Восточная философия. интернет-форум.)

«Шакти проявляет себя как Махамайя (Великая Иллюзия). Согласно «Шактананда-тарангини» (гл. 1), «эта Махамайя имеет два вида: Видья (знание) и Авидья (неведение). Та Махамайя, которая является причиной освобождения, есть Видья. Та Махамайя, которая является причиной зависимости от сансары (сансара-бандха-хету-бхута), есть Авидья». Таким образом, Шакти сначала познаётся как абсолютная Иллюзия (брахма-майя), а затем как абсолютная Реальность (брахман). Как Великая Иллюзия она пробуждает устремлённость к познанию и привлекает к истинной природе реальности, в которой она обнаруживает свою изначальную природу. Поэтому высшая природа (пара-пракрити) иллюзии означает знание Реальности — Таттва-Видья или Брахма-Видья, а постижение истинной природы Реальности — Таттва-Джняна.
«До тех пор существует грех и добродетель, до тех пор существует развитие страстного влечения, до тех пор возникают (понятия) «ты» (твам), «я» (ахам) и «это» (иям), о Любимая, пока не возникает, о Чанди, Видья, уничтожающая неведение. Видья, уничтожающая неведение (авидья-нашини), разрушающая Авидью, есть Махавидья-Тарини (Спасающая; эпитет Тары), которая есть Видья, противодействующая неведению. Поэтому, о Прекрасноликая, породив (в себе) знание на этой земле, он (ученик, садхака) достигает освобождения (мокша) в состоянии нирваны — это истина, о Трипурасундари!». («Мундамала-Тантра» 10. 21-24)». 

(Ольшевский А.П. Концептуальные обоснования достижения
освобождения в индийских садхана-шастрах.)

«Тантризм — это, прежде всего, Шактизм. А Шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали. Писания Индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции «Тантры левой руки» Кали — основной и центральный объект поклонения.
Традиция почитания Шакти в аспекте Кали как одной Изначальной Богини, из Которой невозможно исключить какие бы то ни было проявления бытия: все отдельные вспышки сливаются в единое устойчивое Сияние Образа Великой Матери, неотделимой от Своего Божественного Супруга, т.е. Парама-Шивы (Абсолюта), восходит к североиндийской (кашмирской) системе Тантры, известной как Трика-Каула (другие названия: Кула, Каула, Кали-Крама, Крама, Рахасья-Каула, Ануттара-Каула, Ануттара-Трика-Кула-Крама, Трика-Шасана или просто Трика).
Система Трика, составляющая главную теоретическую основу учения Рахасья-Каула-Сампрадайи (Рахасья-Сампрадайи), среди прочих школ Каулачары (Кулачары) выделяется своей особо тщательно разработанной и упорядоченной системой тантрической философии и практики, одновременно включая в себя при этом основные теоретические и практические достижения всех эзотерических школ Тантры. Это позволяет последователям Рахасья-Сампрадайи успешно опираться на общее духовное наследие всего Тантризма.
Учение Трики нельзя свести ни к безусловному монизму (адвайте) в духе учения последователей Шанкары — ведантистов-майявади, ни к явному дуализму (двайте) в духе учений большинства вишнуитов или христиан. Вместе с тем, это самое эзотерическое из всех тантрических учений не может быть сведено и к некоему компромиссу адвайты и двайты — понятию «единства в многообразии» (вишишта-адвайте и близким ей философиям — например, ачинтья-бхеда-абхеде бенгальских чайтанья-вайшнавов и современных неокришнаитов). Реальное Учение Истины по своей природе является полным, всеохватным и включающим в себя все возможные подходы к постижению единой Реальности и потому не сводится к какому-либо одному конкретному ограниченному «-изму» как порождению человеческого ума. Напротив, тантрическая Тантра-Видья, согласно утверждению восьмой сутры «Пратьябхиджня-Хридаям», включает в себя все возможные «-измы», точки зрения или «положения, на которые опираются все воззрения». Таким образом, любые отдельные учения или взгляды (даршаны) представляют собой лишь разные роли, которые играет Одна и Та же Сознательная Сила как Маха-Видья (Великое Знание). «Она — то Знание, которое спасает» (са Видйа йа вимуктайе), — неоднократно говорится в разных Тантрах. Тантрическому Знанию о спасающей Истине (Таттва-Видье) невозможно дать определения лучше, чем это сделал Сам Господь Шива в «Куларнава-Тантре» (1.110): «Одни желают недвойственности (адвайты), другие — двойственности (двайты). И те, и другие не знают Моей Истинной Сути (Таттвы), превосходящей собой и двойственность, и недвойственность». Как спасающее Великое Знание (Маха-Видья) Кали проявляет Себя в качестве Десяти Великих Форм Знания (Даша Маха-Видья)». 

(Шрипада Садашивачарья. Кали: великая богиня — мать.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. 1995-1996гг.)

 

ТРАИ-ВИДЬЯ

«Автор «Артха-Шастры» (Каутилья) употребляет для философии даже специальный термин — «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-логическое знание») в отличие от религиозного учения, обозначаемого понятием «трайи-видья» («тройственная мудрость», «знание трех», т.е. — трех ведических текстов — Ригведы, Самаведы и Яджурведы)».

(Характеристика основных школ древнеиндийской философии. Реферат.)

 

ХАТХА-ВИДЬЯ

«Первоначально Хатха-Йога предназначалась для достижения определённого уровня чистоты физического и энергетического тела, что давало возможность создать базу для дальнейшего духовного развития в Раджа-Йоге (Йоге сознания) и обретения трансцендентального Знания и Мудрости. Поэтому Хатха-Йогу именовали в древности чаще как Хатха-Видья, т.е. высшее учение или высшее видение, обретаемое через достижение равновесия жизненных энергий и сознания, приводившее к раскрытию и постижению природы ума. В действительности Хатха-Йога относилась мастерами и мудрецами древности к классу учений Тантры, так как она применяла практики контроля над жизненной энергией, системой каналов, чакр и манипуляции с бинду (фокусом сознания)». 

(Хатха-Йога.)

«Глава 6. Практика (Йога: Лайя-Крама). Слово «хатха» состоит из слогов «ха» и «тха», которые обозначают Солнце и Луну, Прану и Апану. В «Шат-Чакра-Нирупана» сказано, что Прана, пребывающая в сердце, гонит Апану, пребывающую в Муладхаре, а Апана гонит Прану, так же как охотничий сокол, привязанный шнурком, снова притягивается назад, когда он пытается улететь прочь. Благодаря своему несходству обе они предупреждают уход друг друга из тела. Но когда они находятся в согласии, они покидают тело. Соединение обеих в Сушумне и есть Йога, а процесс, которым это достигается — это Пранаяма. Поэтому Хатха-Йога или Хатха-Видья — Наука о принципах жизни, если употреблять это слово, и о различных формах жизненных Вайю, на которые Прана разделена. Прана в индивидуальном теле — это часть вселенского дыхания, или «Великого дыхания». Поэтому сначала предпринимаются попытки гармонизировать индивидуальное дыхание, известное как Пинда или Вьясти Прана, с космическим или коллективным дыханием, Брахманда, или Самасти Праной. Этим достигается сила и здоровье. Регулировка гармонизированного дыхания помогает регулировке и успокоению ума, а затем и концентрации его». 

(Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. / Пер. А.Ригина. М. Грамма. 1994г.)

«Лайя-Йога. Сущность Учения Лайя-Йоги и практики — заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-Йога — это Путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. Цель и смысл духовной практики — открыть пробуждённое состояние нашего ума, которое проявляется как Бесконечный Свет. В Йоге это именуется реализацией Брахмана и Освобождением, которое дарует неописуемую свободу и счастье человеческому существу.
«Следуй светящейся нити, протянутой через срединный мир» (Риг Веда, Х.53.5). И она выведет тебя. Ведь если следовать за нитью, если терпеливо восходить и восходить с помощью хорошо известных методов Йоги, то попадаешь в великие царства, очень освежающие человека, в пространство покоя и света, во внезапность спонтанного знания, в океан свободы, где попадаешь в глубокую прозрачность, где улыбается такая древняя нежность, а иногда попадаешь в высочайшие бездны, где все растворяется как в вечной любви. Там ничего не нужно «знать»: все попросту ЕСТЬ. И это все, что есть. И все охвачено и утешено навсегда.
Считается, что первоначально Лайя-Йога не отделялась в самостоятельные учения от других видов Йоги, а была их единым основанием, завершающей кульминацией, высшей ступенью и входила в так называемые «Хатха-Видья» — бесчисленные учения об Освобождении через растворение путём управления внутренними энергиями тела. Эти знания были общими для традиций натхов, каулов, канпхатов и др.». 

(А.Герасимов. Тело Света. М. Современное слово. 2003г.)

«Введение. Публикуя перевод авторитетного труда по Йоге, необходимо отметить, что из всех работ, посвящённым эзотерическим знаниям, которые позволено иметь миру в этот тёмный цикл Кали-Юга, «Хатха-Йога-Прадипика» представляет, возможно, уникальную попытку согласования систем Раджа-Йоги и Хатха-Йоги. Укрывая истину за каждым предложением, настоящий труд, с одной стороны, даёт возможность тем, кто искренне изучает Йога-Видью, ознакомиться с сокровищницей эзотерических знаний, но, с другой стороны, прячет за очаровывающим взор ярким занавесом ядовитую змею, готовую внезапно ужалить того, кто ступил на запретный путь Йоги, не отрёкшись от мирских привязанностей. Лишь чистые и бескорыстные смогут достичь такой проницательности и силы, чтобы испить капли бессмертия из того состава, в котором автор так прекрасно соединил две системы Йоги.
Слово Йога означает единение Дживатмы и Параматмы. Наука, указывающая путь приобретения этого эзотерического знания, называется Йога-Шастра. Поскольку это знание непосредственно ведёт к слиянию Дживатмы и Параматмы, оно считается священным и передаётся его хранителями с большими предосторожностями: лишь те, кто прошёл самые тяжкие испытания, признаются достойными получить это Священное Знание. Строгие правила и предписания ученичества и методы их соблюдения приводятся в «Шива-Самхите». В соответствии с Шастрами, нет знания более важного, чем Йога, а Веды называют её Видья. Господь Шива описывает её в «Шива-Самхите»: «Изучая все Шастры и постоянно медитируя на них, я пришёл к заключению, что нет Шастры более достойной изучения, чем Йога».

(Свами Сватмарама. Хатха-Йога-Прадипика. / Пер. с англ. Минск. 1996г.)

 

ЧАКРА-ВИДЬЯ

«Мы — часть этой бесконечной Вселенной, и соответственно в нас, как в частичке, отражено Целое. Всё в нашем теле-уме-эмоциях взаимосвязано с Природой, Космосом, Богом. Будем ли мы счастливы, радостны и гармоничны в нашей жизни — во многом зависит от того, насколько чисты, сильны и гармоничны пять элементов нашего тела. Мы будем продолжать знакомство с самими собой — не только с точки зрения физического тела (асаны), но и с точки зрения энергетики (Чакра-Видья, Пранаяма) и сознания (медитация)». 

(источник неизвестен)

«Древняя ведическая наука самоосознания, развития и духовного роста личности, Чакра-Видья, обучает, что каждый человек проходит семь циклов развития от неосознанности до духовного самосознания -7 периодов по 7 лет с момента рождения и до 49 лет. Осознанное использование опыта жизни и правильное выстраивание настроений приводит человека к более высокому уровню взаимоотношений друг с другом, с материальной природой и духовной реальностью — процветанию, удаче и в конечном итоге обретению истинной Любви». 

(Д.Минибаев. Семинар «Семь ступеней развития» (Чакра-Видья).)

«Чакра-Видья — это древняя ведическая наука самоосознания, развития и духовного роста личности. Чакра — психофизический центр (состояние жизни). Видья — ясное понимание (умение действовать). Одна из наиболее характерных черт ведической системы — это методы получения знаний. Жизнь совершенно невозможно проанализировать и исследовать посредством органов чувств, даже если в нашем пользовании находятся самые изощренные технические средства. По этой причине, кроме объективных методов, ведическая наука использует также субъективные, или интуитивные. Ведическая наука отводит равную роль субъективным, нематериальным сторонам жизни и сторонам объективным, материальным, тем, которые мы можем воспринимать с помощью физических чувств. Согласно Ведам, нематериальные компоненты нашей жизни — сознание, разум, мысли и эмоции оживляют и направляют ее более плотные проявления». 

(Семинар по Йоге «Чакра-Видья». Веллнес клуб «Manhattan M».)

«Это уникальный диагностический метод, который позволяет увидеть биоэнергетическое свечение человека и выявить заболевания на ранней стадии течения болез¬ни, иногда задолго до появления клинических симптомов. Болезнь выявляется на той стадии, когда она проявляется только в виде энергетического дефекта, и мор¬фологические изменения в органах еще могут отсутствовать (согласно канонам восточной медицины).
В процессе диагностики регистрируется биологическое свечение пальцев рук в коронном разряде тока высокой частоты. Методика анализа получаемых снимков базируется на синтезе древнекитайской системы знаний о человеке, ее знаменитых энергоинформационных меридианах и еще более древнем аюрведическом (индийс¬ком) учении Сома-Радж и Чакра-Видьи, бывших долгое время закрытыми для евро¬пейцев. В настоящее время метод находит широкое применение в медицине, психологии, спорте, фундаментальных и прикладных исследованиях». 

(Антоненко Т.Д. Диагностика по методу Кирлиан.)

«Аваков С.В. — руководитель российского отделения Института прикладных духовных технологий, ведущий тренер Высшей школы практической психологии, ученик основателя Института прикладных духовных технологий, Джона Фэйворса, член ЮНЕСКО, профессиональный коуч-консультант по личностному развитию с 12-летним стажем; выпускник факультетов филологии и философии Кубанского государственного университета.
В ходе тренинга вы постигаете ценнейшие уроки Школы Жизни:
1 урок — наука здоровой жизни
2 урок — наука здоровых привязанностей
3 урок — наука успешной деятельности
4 урок — наука сердечных взаимоотношений
5 урок — наука раскрытия творческой энергии
6 урок — наука самосознания
7 урок — наука безусловной Любви
В результате тренинга вы:
— познакомитесь с древним восточным знанием о циклах развития человека (Чакра-Видья);
— узнаете об устройстве тонкого тела человека и 7 психо-энергетических центрах (чакрах);
— осознаете, как связаны развитие личности и возрастные кризисы с функционированием 7 психических центров в тонком теле;
— научитесь преодолевать кризисы на разных этапах жизни;
— овладеете искусством привлекать в свою жизнь энергию изобилия и планировать свой успех;
— улучшите взаимоотношения с окружающими, поняв их возрастные потребности;
— получите практические рекомендации по самореализации в физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной сферах жизни;
— приобретете навыки осознанной жизни.
В основу тренинга легли древние санскритские трактаты «Чакра-Видья» и «Йога-Сутра», а также книги известного психотерапевта, консультанта мировых лидеров, Джона Фэйворса». 

(Аваков С.В. Тренинг «Школа Жизни». интернет-сайт.)

 

ШРИ-ВИДЬЯ

«Шри-Видья — священное, божественное знание».

(Словарь санскритских терминов. Организация Шри Сатья Саи Бабы.)

«Тантра утверждает, что знание Богини — Шри-Видья — является тем знанием, которое имеет великое значение и которое ведет к освобождению».

(Что такое Шри-Видья. Форум «Шри-Видья»)

«В «Шри-Видья-Ратна-Сутре» Гаудапада утверждает единство Брахмы и Шакти. Шакти является Сущностью и Силой Брахмы, и известна как «не имеющая имени», или Шри-Видья».

(Шри-Видья.)

«Словарь. «Саундарья-Лахари» («Волна красоты») — высший трактат о науке Тантры. Эта книга в форме символической поэзии высшего порядка написана Шанкарачарьей, основателем школы Адвайты. Книга содержит все ключи к звуку, цвету, числу, форме и тем разделам астробиологии и астрологии, которые открывают истинные тайны солнечно-лунной активности и её соотношение с умом и поведением существ. Эта ветвь мудрости называется Шри-Видья, или мудрость Матери».

(Кришнамачарья Э. Духовная психология. Амрита-Русь. 2005г.)

«Шри-Видья — путь, связанный с доскональным пониманием микрокосма и макрокосма, является высшим из путей, практикуемым очень немногими достаточно подготовленными для этого людьми. Это практический путь, который, однако, требует выработки твердой философской платформы, прежде чем вступать на него. Практика, основанная лишь на информации, почерпнутой из книг, может быть очень расточительной по времени, равно как и опасной. На этом духовном пути ученику необходим компетентный учитель, и, кроме того, он должен тщательно изучить принципы Тантры и других философских систем, прежде чем приниматься за столь рискованное дело. Этому крайне редкому пути следуют очень немногие достигшие высокой степени совершенства мудрецы» (Свами Рама)».

(Октагон. Экзотерический словарь смыслов Школы Русской Йоги.)

«Я обнаружил, что Шри-Видья и Маха-Видья представляют собой духовные практики, известные крайне малому кругу людей в Индии. Меня заинтересовало изучение этой науки; и тому немногому, что я на сегодня имею, я обязан ей. В этой науке тело рассматривается как храм, а его внутренний обитатель, Атман, как Бог. Человек подобен Вселенной в миниатюре, и через понимание этого факта можно прийти к пониманию всей Вселенной и, в конце концов, к реализации абсолютного единства. После изучения многочисленных священных текстов и исследования различных путей мой учитель, в конечном итоге, посоветовал мне выбрать для практики путь Шри-Видьи. На этом пути огонь Кундалини, рассматриваемый как Божественная Мать, пробуждают при помощи йогических практик из его изначального состояния и поднимают к высшим чакрам. Чакры — это колеса жизни, которые формируют наше духовное тело и связывают воедино поток сознания».

(Свами Рама. Жизнь среди гималайских йогов. М. ЧП Михайлова. 2002г.)

«Введение. В традиции Тантры взгляд на наш мир с точки зрения того, что существует Великая Запредельная Богиня Шри, называется Шри-Видья. Человек, осознающий смысл Шри-Видьи — это человек, познавший все тайны Вселенной. Последнее, что он ощущает перед тем, как раствориться в величайшем состоянии самадхи — это ощущение открытости мира. Это взгляд на мир при помощи концепции Шри-Видьи (Видья — от слова видение, т.е. видение мира через осознавание существования Богини Шри)…
Весь этот мир существует лишь для того, чтобы мы расширили своё видение и, наконец, увидели прекрасную Богиню, и, наконец, избавились от неведения. Знание Шри-Видьи составляет саму нашу суть. Но, из-за наличия в нас неведения, мы не можем адекватно воспринимать приходящее к нам учение. Если бы мы могли видеть мир таким, какой он есть, если бы мы были как дети, то тогда это учение беспрепятственно вошло бы в нас и открыло нам все тайны мироздания. Наша жизнь достаточно продолжительна для того, чтобы реализовать свой духовный, творческий потенциал, и, если мы интересуемся духовными знаниями, то они приходят к нам различными путями»…
Основная концепция Йоги Шри-Вильи в том, что весь этот мир придуман только лишь для одной цели — чтобы Вы познали Высшее, запредельно красивое, Свободу, Радость. Если человек понимает, в чём смысл этого мира, то он очень быстро проходит все ступени своей эволюции».

(«Ананда-Лахари» с комментариями мастера Школы
Йоги Традиции Анандасвами В.В.Запорожцева.)

«Глава 19. Шри-Видья. Шри-Видья является великой Мантрой Трипурасундари или Бхуванешвари или Маха-Майи. Она также называется Панчадаши или Панчадашакшари, так как она состоит из 15 букв. В своей развитой форме она состоит из 16 букв и назвыается Шодашакшари. Ученик должен получить посвящение этой Мантре непосредственно от Гуру и не должен начинать читать наизусть эту Мантру сам или выполнять её Джапу по своему усмотрению. Это очень могущественная Мантра. Поэтому крайне необходимо, чтобы она была получена непосредственно от Гуру, который обладает Сиддхами этой Мантры.
Общее правило заключается в том, что эта Мантра (Шри-Видья) должна повторяться после того, как человек пройдёт через определённые стадии самоочищения с помощью других Мантр. Вначале следует выполнять Пурашчарану Ганеша-Мантры. Затем должны быть выполнены Пурашчараны Гаятри-Мантры, Маха Мритьюнджая-Мантры и Дурга-Мантры (ведической или тантрической). После этого для Джапы могут быть взяты Панчадашакшари и Шодашакшари.
Шри-Видья не должна повторяться теми, кто с этим хорошо не знаком. Только те, кто очень хорошо знает Санскрит и кто непосредственно посвящён от Гуру (обладающего Мантра-Сиддхами), могут приступить к Джапе Шри-Видьи. Остальные не должны касаться этой Мантры и могут выполнять только Джапу своих собственных Ишта-Мантр, которые легко произнести и запомнить.
Шри-Чакра или Шри-Янтра является Янтрой Лалиты или Трипурасундари, Дэваты Шри-Видьи. Каждый(ая) Дэвата имеет собственную Янтру. Лалита является высшим аспектом Шакти Брахмана».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник. Старклайт. 2002г.)

««Ананда-Лахари» имеет дело с Кундалини-Йогой, чакрами и другими тантрическими темами. Это очень важная работа по Тантра-Шастре. Она содержит суть Шри-Видьи в сжатой форме. Поэтому она содержит большое количество комментариев…
«Ананда-Лахари» является тантрическим текстом, который имеет дело с поклонением Высшему Существу в его женском аспекте Шакти или силы, или творческой энергии, известной как Шри-Видья. Практика Шри-Видьи принята многими людьми в южной Индии, особенно в Малабаре…
«Ананда-Лахари» содержит прекрасные поэмы, составляющие сутры или гимны, восхваляющие Дэви или богиню, Трипурасундари. Строфы представляют высочайший взлёт или воображение, замечательное поклонение пылу, изысканное прикосновение поэтической фантазии и проникновенный взгляд на тайны Агам и Тантр. Строфы содержат различные Мантры или мистические формулы вместе с Янтрами или диаграммами для поклонения Дэви и для достижения различных Сиддх или сил…
Поклонение Дэви в форме Шри-Видьи бывает двух видов: внутреннее для продвинутых учеников и внешнее для менее развитых учеников. Во внутренней форме поклонения нет ни ритуалов, ни церемоний. Высшее Существо в аспекте Шивы соединено с Шакти, и ему поклоняются в различных центрах энергии человеческого тела, или чакрах, или лотосах. Те, кто совершает внутренний способ поклонения, верят в идентичность Шивы и Шакти, в пробуждение Кундалини и её подъём вверх через различные чакры к сахасраре или тысячелепестковому лотосу с помощью поклонения, Джапы, Мантры. Во внешней форме поклонения поклоняются Шри-Чакре. Янтра начертана на золотой или иной металлической пластинке. Мантры повторяются с выполнением определённых жестов, поз, колебаний света или Арати и распространяя ладан или различные виды пищи (Прасад)».

(Пространство Любви. интернет-форум.)

«Шесть матерей-богинь. Благодатная роль Великой Матери действует на нас с отражениями, достигающими Земли, в виде лунных фаз. Наука о Матери-Богине и её роли в мироздании называется Шри-Видья, или Наука Любви. Она даёт практический ключ к тому, как нам вести себя в этом мире во всех областях нашей деятельности. Это осознанность, в которую мы вырастаем, превосходя все наши ограничения. Осознание Матери-Богини, будучи правильно установлено, приведёт нас к высшему переживанию света в общественном, этическом, мирском и духовном аспектах. Так что давайте познакомимся с названиями этих великих способностей, семи шакти. Способность, действующая в Муладхаре, именуется Дакини, в Свадхистхане — Лакини, в Манипуре — Ракини, в Анахате — Какини, а в Вишудхи — Шакини. Способность в Аджня-Чакре именуется Хакини. Поскольку учёным ничего не известно об этом, и они объясняли это в ошибочных терминах, то люди, к несчастью, стали понимать их как имена демонов. Однако это божественные воплощения в нас Матери-Богини. Так что это матери, а не демоны. С этим мы должны быть осторожны.
В высшем трактате по Шри-Видье, Тантре «Лалита-Сахасранама» (Тысяча имён Матери), мы находим имена этих шести матерей. В седьмой чакре она именуется Шри или Шакти. Она едина с Богом и не может быть выявлена отдельно от него. Она называется Матерью, поглощённой в Отце, или Отцом, поглощённым в Матери, Отцом и Матерью как единством. Каждому из этих имён в «Лалита-Сахасранама» посвящена отдельная шлока. Каждая такая шлока содержит краткие, но полные объяснения об этих способностях, как и что делать. Там содержатся практические ключи, которым нужно следовать. Например, для действия на одну из них, чтобы её стимулировать, предписывается диета исключительно из пальмового сахара и риса. Некоторые ошибочно поняли это так, что из сахара и риса нужно делать приношения этой богине. Чтобы росло осознание этих матерей-богинь, следует использовать все пять объектов пяти чувств. Одно из отличий этого метода от других духовных практик состоит в том, что в других методах при практике запрещаются какие-либо из объектов чувств. Но здесь (в Тантре) иной метод — он состоит в лучшем, правильном и научном использовании предметов чувств для получения милости Великой Матери».

(Кришнамачарья Э. Оккультная анатомия. Амрита-Русь. 2005г.)

 

ШУДДХА-ВИДЬЯ

«Шуддха-Видья — особая практика «чистого видения» в Лайя-Йоге». В Лайя-Йоге есть особый способ изменения кармического видения с помощью практики, называемой «чистое видение» (шуддха-видья). Чистое видение означает, что мы реально на практике пытаемся применить понимание недвойственности и привнести его в каждое мгновение своей жизни.
Божественное зрение (чистое видение) — это важное качество, о котором говорится в Тантре. Чистое видение означает, что все видится таким, как оно есть на самом деле. Это не обычное заблуждающееся видение, когда мы считаем землю просто твердой почвой, а воду — просто водой, ветер — ветром и т.д. В действительности, пять внешних элементов Вселенной — это пять божеств, пять элементов тела — это пять чистых мудростей и т.д. Существуют бесчисленные способы восприятия Вселенной и себя в ней. Видение зависит от того, какие ментальные отпечатки созданы в потоке нашего сознания. В абсолютном смысле Вселенная не существует, это игра энергии Пустоты, которая каждым интерпретируется в соответствии с его отношением (бхавой).
Чистое видение не означает, что мы порождаем некое искусственное отношение к событиям или вещам. Здесь нет ничего искусственного или надуманного, скорее, это более очищенный способ восприятия, как если бы у нас были очки, но внезапно мы обрели хорошее зрение. Если человек гениальный музыкант, то распознать его качества может только другой гениальный музыкант. Если его поместить в среду простолюдинов, они могут думать о нем как о каком-то совершенном глупце или чудаке. Если его поместить среди людей, у которых очень грубые, низменные материальные желания, скорее всего, он будет вызывать осуждение. Так происходит потому, что та среда, в которой он находится, не обладает ясностью распознать его гениальные качества. Чистое видение — это когда мы начинаем распознавать гениальные качества в проявлении каждой вещи или каждого живого существа. Внезапно мы понимаем, что за любыми проявлениями стоят тончайшие виды энергий, эти энергии абсолютны и чисты. Нечист только наш теперешний способ восприятия, но когда мы становимся истинными йогинами, все в нашем восприятии видится как чистота.
Для истинного йогина все, как внутри, так и снаружи, обладает совершенной чистотой: тело, речь, мысли, качества и ситуации. В восприятии йогина нет нечистой даже пылинки. Это зовут «великим равенством сансары и нирваны» или «единым вкусом». Когда осуществлено единство с Источником внутри, внезапно и внешняя Вселенная также видится единой с абсолютным Источником. Это подобно прибытию на остров из золота, где нет ничего нечистого, даже пылинки грязи. Когда вы прозреваете абсолютность за каждым моментом Бытия, тогда вы находитесь в чистом видении. Хотя другим, может, так и не кажется, но, когда омрачения и кармические отпечатки йогина очищены полностью, все вокруг, в его собственном видении, видится как чистое.
Мирское восприятие явлений называется «нечистым видением». Всякий раз, когда проявляется наше нечистое видение, это в нас работают старые отпечатки, это наш мирской ум по-прежнему пытается судить со старых позиций, это бесполезное занятие, когда мы стали йогинами. Когда мы воспринимаем что-либо своим мирским способом, это означает всего лишь одно: на данный момент нашу неспособность уловить, что же происходит в истинном смысле.
Нечистое видение – это заблуждающееся восприятие, присущее живым существам. Тот, у кого есть только чистое видение, будет видеть гору или дом как божественный дворец. В божественном дворце нет обычного ощущения земли, воды, огня и ветра, все видится как чудо, сияние радужного света, большие и малые бинду, и это чудесно.
Поскольку наше видение мира определяется нашим кармическим видением, а кармическое видение зависит от прошлых кармических отпечатков, то, упражняясь в чистом видении, мы быстро освобождаемся от груза собственных кармических отпечатков и проникаем в иную область сознания, которая ранее была нам недоступна — в область чистых божественных миров, где нет омрачений, а вместо клеш и отвлекающих мыслей есть непрерывная погруженность в созерцание источника. Чистое видение подобно прибытию на остров из золота, на котором, как не ищи, не найти чего-либо нечистого, грязи и т.д. Это состояние особого настроя, когда все видится божественным, совершенным, мистическим, когда каждая гора — Кайласа, каждый лес — Вриндаван, каждый монах — будда, каждая женщина — богиня. При этом мы не пытаемся творить чистое видение искусственно — это противоречило бы принципам естественного состояния. Чистое видение проявляется само как ясность в результате углубления практики созерцания и поддержания чистоты самайя».

(Сатгуру Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги. Т.1. Вселенная мулрости.)

 

ЯДЖНЯ-ВИДЬЯ

«Яджня-Видья — знание оккультных сил, пробуждаемых посредством определенных ритуалов и обрядов».

(Блаватская Е.П. Оккультизм в сопоставлении с оккультными искусствами.)

«Яджня — Божественное Откровение в форме писания. Это откровение в сути своей невербально, поэтому оно именуется «тайным знанием» (Яджня-Видья). Это непосредственное сообщение».

(Тантра. Статьи и переводы.)

«Аюрведа — наука о жизни и о том, как прожить ее, сохранив здоровье. В основном это именно наука о здоровье, а не наука о болезнях и их лечении. Согласно индийской легенде — около 50 тысяч лет назад несколько мыслителей собрались в лесу, чтобы выяснить причину болезни и смерти. Они пришли к программе утверждающей ценность жизни по принципам добродетели, а причину болезни видели в наших собственных недостатках, а сопровождающие ее страдания объясняли как очистительный процесс. Медицина была определена ими как средство исправления после неправильной жизни, искупление. Из своего собственного образа жизни они смогли развить науку жизни, назвав ее Аюрведой. В их медицину входили лекарства растительного, животного и минерального происхождения. Они развили свою собственную литературу, включавшую в себя Тантру, Йогу, науку о здоровье Аюрведу, медицину и астрологию. Все это было частями единого пути жизни, именуемого «Яджня-Видья». Более 5 тысяч лет назад в Индии Аюрведа была сделана государственным культом и стала официальной медициной».

(Йога. Аюрведа.)

* * *

Конечно, здесь были представлены не все формы Видья. Например, Роберт Свобода упоминает о существовании тайного священного знания — Сандживани-Видья, с помощью которой можно воскрешать мёртвых… (см. (Роберт Свобода. Величие Сатурна. / Пер. Н.Тандон. 2003г.). Шри Сатья Саи Баба говорит об определенной ступени осознания (видья), которое он называет Аманаска-Видья. В сети Интернет также можно встретить и такие формы Видья, как:
— Адхибхута-Видья — учение о физическом или материальном мире;
— Адхидайва-Видья — …
— Акаша-Видья — тайное знание об управлении пространством;
— Анвикшаки-Видья — просветляющее знание, с помощью которого человек способен различать вечное и преходящее;
— Аштанга-Видья — практическое знание восьми Путей Йоги;
— Вартха-Видья — знание о земледелии и других производящих материальные ценности ремеслах;
— Вивека-Видья — различающая мудрость элемента Огня;
— Гандхарва-Видья — музыкотерапия, особый метод звуковых вибраций, гармонизирующих внутреннее и внешнее пространство человека;
— Данданитхи-Видья — знания, правила и наставления о жизни и поведении в обществе;
— Панчагни-Видья — учение о пяти жизненных силах (огнях);
— Пратибимба-Видья — тайная мудрость «великого зеркала» элемента Воды;
— Самарасья-Видья — всесвершающая мудрость элемента Воздуха;
— Тарака-Видья — мирские знания, алхимия;
— Шакта-Видья — традиция тантрического Шактизма;
— Шарира-Виавачхеда-Видья — анатомия (Аюрведа);
— Экараса-Видья — пустотная мудрость равенства элемента Земли.
И др.

Возможно, сегодня уже никто не сможет точно сказать, сколько же всего существует «традиционных», устоявшихся словосочетаний со словом «видья».

««Наука о продолжительности жизни деревьев» (древнеиндийская «дендрология», врикша-аюрведа, расширяющая список 14 традиционных индийских источников знания, «Видья-Стхан») не содержит в себе никакого сакрума, но лишь позитивные знания».

(Эдгар Лейтан. «Брахмо или Брахман»: к слову о принципах
перевода и интерпретации санскритских научных текстов. 11.09.11г.)

«Среди 64 видья (здесь — парадигма знания, метод интерпретации и постижения истины, речь идет о 64 видах наук, существовавших по представлению Индуизма, прим. пер.) только Йога-Видья дает видимый эффект и никакая другая».

(Шри Т. Кришнамачарья. Сущность Йоги. Первая часть.
/ Пер. с англ. 2011г. Школа Аштанга-Йоги «Йога Макаранда».)

В Традиции Тантры существует такое понятие как Даша-Маха-Видья — десять обликов Божественной Матери, которые символизируют десять различных аспектов, или измерений Духовного Знания. Маха-Видья — это богини, которые обладают своей собственной мудростью и именами. Каждая богиня олицетворяет определенное знание, т.е. каждой богине присуще свое особое Знание (Видья) и лишь благодаря духовной практике (садхане) Видья (как Знание) превращается в Маха-Видью — Мудрость. Маха-Видья открывается не всем, а только тем, кто получил «благословение» от самой Богини Шакти. Каждая Маха-Видья раскрывается сначала как практика поклонения, потом как знание, потом как мудрость, потом как осознанность и потом как сиддхи. Поэтому Маха-Видья есть Сиддхи-Видья. Как пишет Р.Свобода (см. Роберт Свобода. Величие Сатурна. М. Саттва. 2001г.), «каждая Видья — это своего рода Богиня, Муза, которая требует терпеливого и неустанного поклонения от своих учеников, пока между ними и Нею не установятся личные отношения, обоюдная связь, в которой один принадлежит другому. И тогда поднимается завеса тайны, и к ученику приходит понимание. Пока Муза не овладеет вами всецело, вы не овладеете Мудростью».

«Нируттара-Тантра», ссылаясь на другие Тантры и писания, приводит список из восемнадцати Маха-Видья. «Рудра-ямала-Тантра» (77.70-72) перечисляет двадцать две Маха-Видья. В «Нарада-Панчаратре» говориться, что их существует 7 (!) миллионов.

Скорее всего, можно не сомневаться, чем удивляться, если существует перечень из шестидесяти четырех Маха-Видья. Об этом говорят очень многие факты, но, к сожалению, не сами Тантры и другие писания. В «Шри-Лалита-Сахасранама-Стотре» (Восхваление тысячью именами Шри-Лалиты — Божественной Матери) говорится: «Шестьдесятью четыремя «подходами» имущая, шестьдесят четыре искусства образующая /и ими преисполненная». «Из шестьдесят четырех Лучезарных Йогинь свитой почитаемая, Она — величайшая Сила, благодаря которой реализуемо все».

В Традиции Тантры говорится о 64-х Науках, 64-х ветвях Знания, 64-х Тантрах (См. Статью 2.13. Традиция 64 как предмет Российской Тантрологии). Возможно, эта тема относится к области сокрытых знаний, а может быть утерянных знаний, а посему данная информация пока нам не доступна.

Таким образом, Маха-Видья вместе образуют комплекс Духовного Знания (Маха-Видья, если их 10) и комплекс Высшего Знания (Шри-Видья, если их 64). Вместе они формируют «структуру понимания» Человека и Космоса, потому что «все они одно» — так подчеркивается в священных текстах Тантры. Они произошли от одной Богини Шакти (ведь Богиню Шакти зовут и Маха-Деви и Шри-Видья); они — разные грани, аспекты или ипостаси этой Богини. Они также – аспекты, состояния сознания и осознанности человека. В «Маркандейя-Пуране» говорится: «Все Видъи (аспекты Знания) являют собой различные облики Божественной Матери».

Обратим внимание на то, что не только все Видьи (аспекты Знания) являют собой Богиню Шакти, но изначально сама Богиня Шакти есть Видья (особое знание, высшая мудрость), или точнее, Видья-Дхари. Как пишет Р.Свобода (см. Роберт Свобода. Величие Сатурна. / Пер. Н.Тандон. 2003г.), «само это Знание и есть Видья, то есть Шакти…».

«Видья — Богиня, олицетворяющая великое трансцендентное знание, благодаря которому обретается духовное освобождение».

(Словарь. Сайт «Традиция Натхов».)

«Видья имеет отношение к тому аспекту Женского Принципа, с которым могут ассоциироваться намеки древних текстов на женщину как на «гуру», на «посвящающую женщину», или «Мать Ваджры» или «матрицу трансцендентного знания».

(Юлиус Эвола. Йога могущества. Ж. «Милый Ангел». №2 2000г.)

«Шакти проявляет себя как Маха-Майя (Великая Иллюзия). Эта Маха-Майя имеет два вида: Видья (знание) и Авидья (неведение). Та Маха=Майя, которая является причиной освобождения, есть Видья. Маха-Майя, которая является причиной зависимости от сансары, есть Авидья».

(«Шактананда-тарангини».)

Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) дает следующие значения для слова «видья-дхара» — «держащий знание, обладатель знания; часто как собственное имя уч?ного человека; обладатель ведовства (ведун); волхв; особые духи — чародеи из свиты Шивы, живущие с ним в Гималаях хранящие тайну магии».

«Видьядхары (санскр. несущие знание) — в Индуизме мифологические существа, спутники Индры или Куберы; обладают знанием магических обрядов».

(Большой Энциклопедический словарь. 2000г.)

«Видьядхары — полубоги, спутники Индры или Куберы, известные своей красотой, изменением облика по желанию, свободными контактами с людьми и способностью перемещаться по воздуху в любом направлении. (С.Невелова)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь.
/ Ред.М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика. 1996г.)

«Санскритский термин Видьядхара (тиб. rig-‘dzin) означает того, кто владеет, или является держателем (‘dzin-pa, санскр. dhara) знания (rig-pa, санскр. vidyd) Изначального Состояния. В более широком контексте индийской религиозной культуры, общем как для буддистов, так и для индуистов, термин «видьядхара» означает того, кто владеет эзотерическим знанием».

(Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен. М. Номос. 2007г.)

«Видьядхары (ед. ч. «держатель знания») — в индуистской мифологии класс полубогов. Видьядхары — добрые духи воздуха, живущие между землёй и небом в качестве спутников Индры, либо обитающие в северных горах, где они вместе с киннарами и якшами принадлежат к окружению Куберы. Обладая совершенным знанием магических обрядов, видьядхары способны менять по желанию свой облик. Мужчины-видьядхары славятся мудростью, женщины — красотой; и те, и другие часто вступают в браки со смертными. В индийском эпосе упомянуты несколько царей видьядхаров, и среди них медведь Джамбават, один из помощников Рамы». 

(Мифы народов мира. / Ред. С.А.Токарев. М. СЭ. 1991г.)

«Видьядха?ры (санскр. «держатель знания») – в индийской мифологии класс дэвов (богов). Видьядхары являются добрыми духами воздуха. Место их обитания — это область между небом и землёй, либо северные горы, где они вместе с гухьяками составляют свиту Куберы. Также они населяют горы Краунча и Читракуту, лес Кхандава. Видьядхары в совершенстве владеют искусством магии и проведения магических обрядов. Они могут изменить свою внешность по желанию и имеют способность летать. Они наслаждаются музыкой и громким смехом. Их часто описывают с гирляндами цветов, как символами победы, и мечами, символами знания (видья), поражающего незнание (авидья). В древности и средневековье видьядхары часто изображались летящими к своему главному богу, нередко в виде полулюдей-полуптиц. Бывают как мужского, так и женского пола. Первые известны мудростью, вторые красотой. В Итихасах упомянуты трое царей видьядхаров. Это Чакрадхарман, Випрачитти и мудрый медведь Джамбават, помощник самого Рамы». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Видьядхара (санскр. держатель видения, знания) — учитель, совершенный практик Тантры, который обрел реализацию и находится на одной из четырех ступеней тантрийского пути Маха-Йоги. Видьядхары обладают семью качествами Просветления:
— пребывают в сосредоточении, самадхи
— владеют пятью сверхъестественными силами
— действуют во благо живых существ
— лишены зависти
— переживают безграничное высшее блаженство
— живут дольше, чем обычные люди
— пребывают не в физическом, а в «умопостигаемом теле»
В контексте учения школ Ньингма и Дзогчен четыре уровня реализации Видьядхары таковы:
— полностью зрелый видьядхара
— видьядхара долгой жизни
— видьядхара Махамудры
— видьядхара спонтанного совершенства
Как утверждал Лонгченпа: «Полностью зрелый видьядхара находится на пути накопления и соединения, которые известны как стадия вдохновляющего поведения»; Видьядхара долгой жизни достиг пути видения; Видьядхара Махамудры находится на пути медитации; Видьядхара спонтанного совершенства — на пути без обучения».

(Блистательное величие: Воспоминания йогина Дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче. М. 2007г.)
(Андросов В.П. Индо-тибетский Буддизм. Энциклопедический словарь. М. 2011г.)

Т.е. Богиня Шакти как Видья-Дхари (где приставка «дхари» происходит от санскритского глагольного корня «дхри» — держать, хранить, сохранять, поддерживать, крепко удерживать, нести и др., и может означать особое (измененное) состояние сознания) является не только обладательницей и примером Высшего Знания и Божественной Мудрости, но и их Хранителем, Держателем Изначальной Истины, Изначального Состояния, Богиней-Матерью, взявшей, принявшей в себя не только Знание, но и Опыт, более того, она является Великим Духовным Учителем, который ведет каждого, кто Ее почитает, к Свету, Просветлению и Высочайшему Осознаванию — Высшему Блаженству (Ананда).

 * * *

N 36. 01.10.13г.