Статья 3.13.8. Тайна термина «видья». (ч.2).

«Видья имеет отношение к тому аспекту Женского Принципа, с которым могут ассоциироваться намеки древних текстов на женщину как на «гуру», на «посвящающую женщину», или «Мать Ваджры» или «матрицу трансцендентного знания»» (см. Юлиус Эвола. Йога могущества. Ж. «Милый Ангел». №2 2000г.).
Изначально сама Богиня Шакти есть Видья (Особое Знание, Высшая Мудрость), или точнее, Видья-Дхари — Держатель, Хранитель Изначальной Истины, Изначального Состояния, Богиня-Мать, принявшая в себя не только Знание, но и Опыт, потому что Она — Маха-Деви (Великая Богиня), Шри-Деви (Хранительница Высшего Опыта), Шри-Видья (Учитель Высочайшего Осознавания).
«В Традиции Тантры взгляд на наш мир с точки зрения того, что существует Великая Запредельная Богиня Шри, называется Шри-Видья. Человек, осознающий смысл Шри-Видьи — это человек, познавший все тайны Вселенной. Последнее, что он ощущает перед тем, как раствориться в величайшем состоянии самадхи — это ощущение открытости мира… Это взгляд на мир при помощи концепции Шри-Видьи (Видья — от слова видение, то есть видение мира через осознавание существования Богини Шри Деви»)… Шри-Видья является сердцем всех тантрических текстов…» (см. «Ананда-Лахари» с комментариями мастера Школы Йоги Традиции Анандасвами В.В.Запорожцева).

* * *

(продолжение)

 3. ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ РАЗНЫХ ФОРМ ВИДЬЯ

 МАНТРА-ВИДЬЯ

«Мы не можем здесь распространяться об очень сложной теории звука (шабда) и об его различных модальностях (пара или непроявленное, пашьянти или мадхьяма, обе принадлежащие к тонкому порядку и, наконец, вайкрийя, то есть артикулированное слово), теории, на которой покоится вся наука мантры — Мантра-Видья».

(Рене Генон. Кундалини-Йога. / Пер. Т.Б.Любимовой. // Ориентиры. Сборник. 2001г.)

«Вибрация может быть определена в классических понятиях как спанда или спандана, в других случаях как спхота. Согласно учениям древней Индии о священном звуке (Мантра-Видья) Вселенная находится в состоянии постоянного колебания (спанда). Звук, особенно часто повторяющийся, влияет на сознание. Именно поэтому в учении Тантризма как индийского, так и буддийского чтение мантр, ритуальная речь, пение стали действенными средствами духовного преображения».

(Путь спонтанного действия из недеяния: Йога игры. Лила-Йога Марга.)

««Наука о ритме» играет чрезвычайно важную роль в большинстве методов инициатической реализации. Эта наука обычно включает Мантра-Видью, которая соответствует здесь «звуковому» аспекту. С другой стороны, поскольку «светоносный» аспект проявляется, в частности, в нади «тонкой формы» (сукшма-шарира), нетрудно увидеть связь всего этого с двойной природой — светоносной (джиотирмайи) и звуковой (шабдамайи или мантрамайи), которую Индуистская Традиция приписывает Кундалини — космической силе; последняя, пребывая, в частности, в человеческом существе, действует в нем как «витальная сила»».

(Рене Генон. Заметки об инициации. 2003г.)

«Слово мантра произошло от первых слогов двух слов Ман и Траяте. Мантра даёт четыре вида плодов: Дхарма, Артха, Кама, Мокша. Освобождает от любого загрязнения и любого греха, даёт удовольствие в этом мире и во всех высших мирах и дарует конечное освобождение. Мантра-Видья — самая безопасная духовная наука. Весь мир — это мантра (вибрация). И эта мантра есть Ом (АОУМ). Все мантры вышли из мантры Ом, и все мантры, в конечном итоге, растворяются в Ом. Всё в этом мире есть вибрация. Энергия — суть вибрации. В этом мире нет ничего кроме сознания и энергии. Подобно тому как все слова состоят из букв, так и все вещи в этом мире состоят из биджа-мантр».

(Мантра-Видья.)

«Глава 4. Мантра. В индийских Шастрах, вероятно, нет темы более важной, чем Мантра. Это столь важная часть Тантра-Шастры, что ее даже называют Мантра-Шастрой. Обычно слово «мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т.п. Хорошо ли обоснована Мантра-Шастра или нет — но, в любом случае, это отнюдь не абсурд, как полагают некоторые. Согласно индийскому учению, мысль (как и ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти. Поэтому она так же реальна, как и всякий другой материальный объект. Мантра — это Сила (Мантра-Шакти), которая передается независимо от того, кто её употребляет. Мантра — это сила; Сила в форме звука. Корень «ман» означает «думать». Творческая сила мысли теперь получает все большее признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция и защита становятся все более и более известными. Это учение очень древнее в Индии, за ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики до сих пор держатся в тайне. Поэтому на Западе все еще не известна особая форма Науки о Мысли — Мантра-Видья».

(Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. (пер. А.Ригина). М. Грамма. 1994г.)

«Кундалини-Йога. Природа Кундалини описывается одновременно и как световая (джьотирмайя) и звуковая (шабдамайя или мантрамайя); известно, что «световость» рассматривается собственно как тонкое состояние, а с другой стороны известна первенствующая роль звука в космогоническом процессе; многое можно было бы здесь также сказать с той же космогонической точки зрения о тесной связи, существующей между звуком и светом. Мы не можем здесь распространяться об очень сложной теории звука (шабда) и об его различных модальностях (пара, или непроявленное, пашьянти или мадхьяма, обе принадлежащие к тонкому порядку и, наконец, вайкрийя, т.е. артикулированное слово), теории, на которой покоится вся Наука Мантры (Мантра-Видья); но отметим, что тем самым объясняется не только присутствие биджа-мантр стихий внутри «лотосов» (чакр), но также и присутствие букв на их лепестках. На самом деле, должно быть ясно, что здесь речь не идет о буквах в качестве их письменного начертания, ни даже об артикулированных звуках, воспринимаемых ухом; но эти буквы рассматриваются как биджа-мантры или «природные имена» всякой деятельности (крийя) в связи с таттвой соответствующего центра или как бы выражения в грубом звуке (вайкаришабда) тонких звуков, производимых силами, конституирующими эти деятельности».

(Рене Генон. Размышления об Индуизме. / Пер. с фр. Т.Б.Любимовой. М. Олита. 2003г.)

 

МАРМА-ВИДЬЯ

«Государственный институт Аюрведической медицины при Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И.Мечникова объявляет набор слушателей на краткосрочный курс обучения: «Аюрведическая Марма-Видья». Марма-Видья — динамичная и мощная методика АЮРВЕДЫ! «Марма-терапия» — важный терапевтический принцип Аюрведы, способный оказывать воздействие на целый спектр расстройств. Способствует улучшению общего состояния здоровья и повышению долголетия!».

(Мастер-класс «Аюрведическая Марма-Видья».)

«Мне бы хотелось рассказать вам о древней системе знаний Марма-Видье. Марма-Видья относится к одному из восьми главных разделов Аюрведической медицины и включает в себя марма-массаж. Марма-массаж — это воздействие пальцами и ладонями на биологически активные зоны, являющиеся проекциями жизненно важных центров физического, эфирного и тонкого тел человека. Иглоукалывание, гирудотерапия, пчёлоужаливание, дхара-карма (воздействие тонкого потока непрерывно стекающего лечебного масла, молока, отвара тех или иных растений на биологически активные зоны тела), шалья-чикитса — энергохирургия, более известная как филиппинская хирургия. Всё вышеперечисленное относится к понятию марма-терапии».

(Марма-массаж.)

«В середине 80-х гг. я соприкоснулся с традиционной Китайской и Тибетской медициной. Изучая точечный массаж, иглоукалывание, фитотерапию и гомеопатию, я узнал, что истоками этих древних знаний являются учения Дравидийской и Арийской медицины, объединенной мудрецом Дханвантари в науку Аюрведы. И хотя с 16 лет я интересовался философией Вед, Пуран и Упанишад, но ясного представления об Аюрведической медицине не имел. Спустя многие годы я познакомился с удивительной личностью по имени Говинда Ачарья. Он принадлежал к традиции Сушрута Муни и был настоящим мастером Марма-Видьи (одного из важнейших разделов Аюрведы).
Эта наука обычно не передается западным людям, поэтому в большинстве центров, созданных вне Индии практикуется только Панча-карма (очистительная терапия). Это связано с тем, что некоторые разделы Марма-Видьи могут с одной стороны использованы во зло людям (например, энергетически пролонгированный удар в сурья-марму может вызвать остановку сердца на несколько минут и даже часов), а с другой стороны, если врач, практикующий марма-терапию, станет нарушать правила этой науки или обязательства, данные своему учителю (например, начнет вновь есть мясо), он нанесет вред не только своим пациентам, но и своему учителю).
В течение многих лет, вплоть до его ухода из этого мира, Говинда Ачарья по своей милости давал мне наставления и передавал некоторые секреты марма-терапии. Он объяснил, что существует 144 ключа к этому знанию. Он раскрыл мне только 72 из них и разрешил со временем поделиться 36 ключами с теми врачами, которые серьезно захотят научиться Марма-Видьи. Если кто-нибудь из них достигнет совершенства первой ступени, с ними можно будет поделиться следующими 36 ключами. Только при этом условии лично я сам смогу подняться на третью ступень 108-ми ключей.
Марма-Видья относится к одному из восьми главных разделов Аюрведической медицины, включая в себя марма-массаж (воздействие пальцами и ладонями на биологически активные зоны, являющиеся проекциями жизненно важных центров физического, эфирного и «тонкого» тела человека), бхедан-карму (иглоукалывание), гирудотерапию, дхара-карму (воздействие тонким потоком непрерывно вытекающего лечебного масла, молока или отвара тех или иных растений на биологически активные зоны тела), пчелоужаление и шалья чикитсу (энергохирургию — более известную в наши дни, как филиппинскую хирургию).
Секреты Марма-Видьи впервые были изложены в 72 шастрах (ведических канонах), написанных на пальмовых листах и в глубокой тайне передаваемых на протяжении многих поколений от наставника к ученикам, достигшим совершенства в этой науки. Согласно преданию, это знание было передано Агастьей Муни восемнадцати его самым доверенным ученикам, каждый из которых написал по четыре шастры, что и составило 72 трактата. До нашего времени дошло всего 40 этих бесценных рукописей, они находятся в процессе перевода на современные языки.
В одном из своих канонов Агастья Муни предупреждает: «Это (знание о мармах) не было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить и, восхваляя вас, пытаться завладеть им, но не допускайте этого. Наблюдайте и готовьте ученика 12 лет и лишь потом можете раскрыть ему это учение». В другом трактате мудрец, указывая на качества врача, предупреждает: «Только практикуя пять ступеней (йоги кантам) в шести атарам (главных центрах «тонкого» тела) Вы получаете ясное понимание 108 марм». Очевидно, что Агастьяр подчеркивает высокую духовную подготовку и праведность личности, достойной получения этой особо эзотерической науки. В настоящее время большая часть древнедравидийских (тамильских) текстов остается не расшифрованной, поэтому в популярной литературе на тему Марма-Видьи существует немало спекуляций».

(Ветров И.И. Основы Марма-Видьи. Ж. «Аюрведа — наука жизни».)

 

МАХА-ВИДЬЯ

«Маха-Видья — Великое Знание, метафизическое знание как свойство (сила) личности».

(Ведотерика. Словарь.)

««Йога-Чудамани-Упанишада» говорит, что Пранаяма — это возвышенное знание (Маха-Видья). Это — царский путь к процветанию, свободе и благословению».

(Б.К.С.Айенгар Пранаяма. Искусство дыхания. София. 1995г.)

«Богиня Шакти проявляется Богу Шиве в десяти формах как Даша-Маха-Видья, т.е. Кали, Багалямукхи, Чиннамастак, Бхуванешвари, Матанги, Шодаси, Думавати, Трипурасундари, Тара и Бхайрави».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г.)

«Текст. 5.206. «О, Великая Богиня! Это Знание Шивы — величайшее знание (Маха-Видья), оно должно всегда храниться в тайне». 5.207. «Хатха-Йога плодотворна, пока хранится в тайне. Открытая, она утрачивает свою силу»».

(В.Запорожцев. Комментарии к тексту «Шива-Самхита».)

«Маха-Видья (великое ведение) — знание о тождестве своего «я» с абсолютным, полученное в личном переживании (в Веданте). Вообще — метафизическое знание как свойство личности, в отличие от многих частных (не «великих») умений и навыков».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Существует четыре (помимо многих других) названия различных видов эзотерического знания или наук, которые даны даже в экзотерических Пуранах. Это — 1. Яджня-Видья. 2. Маха-Видья, «великое знание», магия каббалистов и тантрического культа, часто колдовство наихудшего сорта. 3. Гухья-Видья. 4. Атма-Видья».

(Блаватская Е.П. Оккультизм в сопоставлении
с оккультными искусствами. Ж. «Люцифер». № 9 май 1988г.)

««Трипура-Рахасья» раскрывает тайное внутреннее значение поклонения богине Трипура, олицетворяющую Божественную Триаду (Брахму, Вишну и Шиву) и Господа Даттатрею и принявшую форму Даша-Маха-Видья (форму десяти богинь, олицетворяющих десять форм знаний). Эти сакральные знания отражают полный спектр духовного поиска человека и его достижений посредством веры, преданности, знания, исследования, милости Учителя и Бога, посредством реализации основной энергии, присутствующей в человеке в форме Абсолютного Трансцендентного Сознания».

(Трипура-Рахасья. Духовные и священные писания.)

«Магия по Е.П.Блаватской. «Магия — это вторая из четырех видий, являясь великой Маха-Видьей тантрических писаний. Нужно, чтобы на нее упал свет четвертой Видьи (Атма-Видьи), чтобы она стала белой магией» (Т.Д. т.I. с. 192). Черная магия определяется Е.П.Блаватской. следующим образом:
а. Черная магия использует астральный свет с целью обмана и обольщения, тогда как белый маг пользуется им ради информации и с целью помощи эволюции. (Т.Д. т.I. с. 274).
б. Черная магия работает с противоположными полюсами. Белый маг ищет точки равновесия или баланса и синтеза. (Т.Д. т.I. с. 448).
в. Черная магия имеет своим символом перевернутую пятиконечную звезду. Белая магия использует тот же символ с вершиной, направленной вверх.
г. Черная магия — это Маха-Видья без света Атма-Видьи. Белая магия это Маха-Видья, озарённая Атма-Видьей. (Т.Д. т.I. с. 592).
д. Черная магия управляется луной. Белая магия управляется солнцем.
е. Черная и белая магия возникли после великого раскола, начавшегося в четвертой коренной расе. (Т.Д. т. II. с. 221, 445, 520).
ё. Черная магия основана на деградации секса и творческой функции. Белая магия основана на трансмутации творческой способности в высшую творческую мысль, при этом внутренний огонь минует органы воспроизведения, проходя в горло, центр творческого звука.
ж. Черная магия имеет дело с силами инволюции. Белая магия работает с силами эволюции.
з. Черная магия связана с формой, с материей. Белая магия связана с жизнью внутри формы, с Духом.
Черная магия — это Маха-Видья без света Атма-Видьи. Белая магия это Маха-Видья, озарённая Атма-Видьей. (Т.Д. т.I. с. 592.)».

(Алиса А.Бейли. Трактат о космическом огне.)

«Различные образы, которые мы встречаем в Тантре, есть символические представления разнообразных проявлений энергии и сознания. Следует не просто понять, что означает один конкретный образ, а осознать, что на самом деле представляют все эти образы вместе. В моменты постижения мыслители и садхаки прошлого встречали различные проявления Шакти. В Тантре описывается 10 главных проявлений Шакти, известных как 10 Маха-Видья; «Маха» значит «великий», «высший»; «Видья» значит «знание».
Первый образ, первая Маха-Видья — это Кали. Кали — это энергия Каала. Каала значит Бог смерти, Бог времени, Бог проявления измерения. Шакти есть энергия, и Кали есть энергия Каала. Каала также значит состояние сознания, которое определено только законами времени, но не космоса. Вопреки определению, Каала — это пассивная сила, в то время как Кали активная сила. Каала есть аспект Шивы, Кали есть аспект Шакти. Она главная богиня в Тантре. Она единственная, кто должна быть пройдена первой, и только потом, когда вы пройдете через Кали-Маха-Видья, вы сможете достичь познания силы и мудрости других Маха-Видья. В «Деви-Бхагавата-Пуране» существует история. «Деви-Бхагавата-Пурана» — древний текст, который говорит о битве между демонами и Шакти. Кали была единственной Шакти, которая сражалась в этой битве. В мифологии и духовных писаниях может быть заключено много значений, но Кали есть пожиратель всего, и в этом ее проявление. На поле сражения, когда люди умирают, сила Кали активна, поскольку поглощает жизненную силу. История описывает, как однажды для победы над негативными силами на планете Кали стала неустрашимой воительницей и, увлекшись, устремилась к полному разрушению. Как сумели остановить эту неконтролируемую силу, которая пожирала все? Шива, учитель Кали, начал практиковать Йога-Нидру на её пути. Как только Кали наступила на тело Шивы, она пришла в себя. «Что я делаю? У меня есть мощь только над временем, но не над всем созданием. За всем творением следит другое высшее существо». У всех в мире есть определенные роли, и с этого момента Кали прекратила свое ужасное разрушение. Так, образ Шивы, лежащего под стопами Кали, иллюстрирует тот момент, когда сила времени и жизни становится стабильной и спокойной, когда эта сила нужна для того, чтобы подняться на высший уровень сознания. Если вы посмотрите на это с точки зрения Йоги, вы это поймете, это Шакти, представленная как Кундалини-Шакти в Муладхаре, живущая сама по себе, отдельно от Шивы, пребывающего в Сахасраре».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Изначальная энергия
человека, или Кундалини-Шакти. М. Старклайт. 2004г.)

«Существует четыре типа Тантрического Знания. Первый вид Тантрического Знания — это богиня Кали, которая олицетворяет мудрость Тантры, как таковую, Маха-Видья. Маха-Видья — это знание во всем его величии, это знание Тантрического поведения. Второй вид знания — это богиня Тара, которая является Сиддха-Видья. Сиддха-Видья — это знание, которое дарует способность или которое нацелено на раскрытие способности или умения. Третий вид знания — это богиня Трипура-Сундари, она является Шри-Видьей или конечным знанием, которое охватывает все три мира. Шри-Видья — это совершенное знание в своей высшей гармонии, им можно только наслаждаться, любоваться…
Любая богиня может даровать четыре типа знания, однако, каждой богине присуще свое особое знание Абсолютного Сознания. Кали — это богиня всей Тантрической Мудрости, Маха-Видья, которая соединяется с нашей жизнью. Тара — это богиня ума, познания, она дарует знание сиддхи, знания для развития практических умений. Тара — это принцип, который применяется в астральном мире, главный принцип это — медитация, осознанность. Трипура-Сундари дарует высочайшую мудрость синтеза всех знаний, синтеза знаний трех миров в гармонии виденья. Трипура-Сундари является проявлением Шуддха-Видьи , чистого знания, трансцендентного воззрения, но это воззрение является наивысшим, объединяющим Сиддха-Видью и Маха-Видью. Трипура-Сундари — это мудрость, которая применяется в физическом мире, главный принцип гармония.
Четыре богини представляют собой энергии Сиддха-Видья, и четыре богини представляют собой проявление энергий Шуддха-Видья. Чиннамаста, Дхумавати, Матанги и Камала являются проявлениями Шуддха-Видья, а Бхуванешвари, Бхайрави, Багаламукхи и Тара являются проявлениями Сиддха-Видьи. Сиддха-Видья означает, что поклонение этим богиням, познание их энергии и сознания даруют сиддхи. Шуддха-Видья означает, что поклонение богиням дарует трансцендентное знание, восприятие иных миров. Маха-Видья означает реализованность знания на практике. Шри-Видья означает способность применять сиддхи, трансцендентное знание и мудрость деятельности одновременно…
Обрести знание Тантры можно, лишь постигнув сущность какой-то богини в полной мере. К примеру, традиция 84 махасиддхов, которые практиковали буддийскую и индийскую Тантру, связана с тем, что изначальное посвящение в поток Тантры давали Дакини или же одна из 10-ти Маха-Видий. Маха-Ввидья — это мудрость, которая позволяет применять знания во всех случаях жизни, это универсальное знание. Каждая Маха-Видья раскрывается сначала как практика поклонения, потом как мудрость, потом как светимость и потом как сиддхи…
Каждую Маха-Видью можно связать с какой-то чакрой, как ее центром. Те Маха-Видьи, которые нарисованы на лотосах, для них чакры имеют особое значение. Чакры обычно понимаются, как огненные колеса, но огонь чакр имеет водную природу. Вся Тантра построена на понятии системы чакр, изучение чакр — это весь путь Тантры, он растягивается на всю жизнь. Маха-Видьи распологаются на древе 10 чакр — сверху вниз по порядку. Но каждая Маха-Видья, как правило, отражает энергию двух чакр. Единое колесо всех чакр и формируют структуру понимания Тантрического Космоса…
В переводе с Санскрита «Махавидья» означает «Маха» — великое, «Видья» — знание. Великое знание, персонифицированное как десять женских божеств. Маха-Видья — это причинное сущностное тело богини, душа мира, неуничтожимая духовная форма, находящаяся в неразрывном единстве с Шивой. Десять Маха-Видий — это различные формы высшей трансцендентной реальности Шакти (энергии). Десять Маха-Видий — это десять форм, в которых богиня приносит просветление посредством освобождающего знания. Они воплощают в себе целостное знание Вселенной. Богини являются воплощением циклов жизни, сущностью всех уровней жизни. Они вдохновляют и шокируют, расцветают и увядают одновременно.
Маха-Видьи — это вселенские процессы, великие энергии, делающие этот мир проявленным, регулирующие каждое движение, дыхание каждого атома. Считается, что благодаря Матери ученик получает плод четырех целей человеческой жизни: Дхармы, Ардхи, Камы и Мокши. Она — Бытие, Сознание, Счастье или Блаженство — Сат-Чит-Ананда. Богиня ведет ученика к пониманию и осознанию своей истинной природы и освобождению от пут материального мира».

(Ведическая Философия. История десяти махавидий.)

«Индийская Тантра-Йога основана на почитании 10-ти Махавидий. Махавидья — это Богиня, которая олицетворяет особую мудрость и является символом энергетических процессов, которые происходят в теле и в эмоциях тантриста. Без почитания Махавидий невозможно достичь Освобождения. Махавидьи — это 10 обликов Божественной Кали. Каждая богиня олицетворяет тантрическое знание, видью, и лишь благодаря духовной практике видья, знание, превращается в Маха-Видью, мудрость.
Махавидьи открываются не всем, а только тем, кто постиг состояние Шакти, жены Шивы. Шакти — это жертвенность, терпение и усилие в духовной практике. Шакти — это чистая Бхакти, способность отбросить свое эго. Шакти — это единое сердце, оно обладает мудростью.
Существует 4 типа Тантрического знания. Первый вид Тантрического знания — это богиня Кали, которая олицетворяет мудрость Тантры, как таковую, махавидья — это знание во всем его величии, это знание Тантрического поведения. Второй вид знания — это богиня Тара, которая является Сиддха-Видья. Сиддха-Видья — это знание, которое дарует способность или которое нацелено на раскрытие способности или умения. Третий вид знания — это богиня Трипура-Сундари, она является Шри-Видьей или конечным знанием, которое охватывает все 3 мира. Шри-Видья — это совершенное знание в своей высшей гармонии, им можно только наслаждаться, любоваться.
Любая богиня может даровать 4 типа знания, однако, каждой богине присуще свое особое знание Абсолютного сознания. Кали — это богиня всей тантрической мудрости, Маха-Видья, которая соединяется с нашей жизнью. Тара — это богиня ума, познания, она дарует знание сиддхи, знания для развития практических умений. Трипура-Сундари дарует высочайшую мудрость синтеза всех знаний, синтеза знаний 3 миров в гармонии виденья. Трипура-Сундари является проявлением Шуддха-Видьи, чистого знания, трансцендентного воззрения, но это воззрение является наивысшим, объединяющим Сиддха-Видью и Маха-Видью. Трипура-Сундари — это мудрость, которая применяется в физическом мире, главный принцип — гармония. Тара — это принцип, который применяется в астральном мире, главный принцип — медитация, осознанность.
Четыре богини представляют собой энергии Сиддха-Видьи, проявление энергий Шуддха-Видьи. Чиннамаста, Дхумавати, Матанги и Камала являются проявлениями Шуддха-Видьи, а Бхуванешвари, Бхайрави, Багаламукхи и Тара являются проявлениями Сиддха-Видьи. Сиддха-Видья означает, что поклонение этим богиням, познание их энергии и сознания даруют сиддхи. Шуддха-Видья означает, что поклонение богиням дарует трансцендентное знание, восприятие иных миров. Маха-Видья означает реализованность знания на практике. Шри-Видья означает способность применять сиддхи, трансцендентное знание и мудрость деятельности одновременно.
Для каждой из 10-ти Махавидий существует свой образ Шивы. Такой Шива называется Бхайравой, он является мужским двойником женской богини. Бхайравой Кали есть Махакала — Шива, познающий время. Бхайравой Тары является Акшобья — Шива, познающий природу ума и пространства. Бхайравой Шодаши или Трипура-Сундари является Камешвара — Шива, познающий господство над своими желаниями и над материей. Бхайравой Бхуванешвари является Трайямбака — Шива, имеющий 3-й глаз и познающий иллюзию в 3 мирах. Бхайравой Чиннамасты является Кабандха — Шива, познающий безумие. Бхайравой Трипура-Бхайрави является Кала-Бхайрава или Дакшинамурти — Шива, познающий время.
Кали — это знание о своем теле в его первоначальном виде, она является Ади-Шакти, изначальной силой. Знание Кали находится в самой природе человека, это его инстинкты. Однако в отличие от неконтролируемых инстинктов личности Кали — это энергия, которая наполнена сознанием. Знание Кали находится в самом теле, оно ощущается и его ни с чем не спутать. Кали дарует мудрость пробужденной энергии Кундалини.
Тара означает знание о природе ума, которое переносит человека через океан относительного бытия сансары. Знание Тары избавляет от страха перед бушующими водами будущего, ее называют Бхайя-Тарини. Тара — это богиня, которая олицетворяет само по себе знание. Она является Шакти Двиптья, ее облик напоминает облик Кали, Ади-Шакти, но она другая. Тара является звуком, ее знание — это звук в энергетических каналах, нади, это объективное знание. Тара как махавидья — это способность выразить знание через речь, она дарует знания о том, как что делается в Тантре. Тара — это знание правой Тантры, это сильный уклон на медитацию, к ней относится Буддийская Тантра, которая, главным образом, работает с умом.
Трипура-Сундари — это знание о природе сердца. Это знание учит красоте, гармонии и высшему блаженству. Трипура-Сундари пребывает в Сома-Чакре, преобразуя желание, каму, в высшее блаженство нектара. Она является Трипура-Шакти, силой, которая пребывает в 5-ти мирах. Кали пребывает в физическом мире. Тара пребывает в эфирном и в астральном мирах, а Трипура-Сундари — во всех трех. Она дарует видение, трансцендентное знание через видение блаженства, красоты и любви. Видение Трипура-Сундари — это Шри-янтра или Шри-Чакра, это знание о 36 таттвах и высшей осознанности.
Бхуванешвари — это знание о феноменах, о явлениях, а также о том, как ими управлять, как создавать и разрушать виртуальную реальность. Бхуванешвари является Пара-Шакти, она — сила, которая формирует проявления богов для иных существ, она дарует знание о том, как рождается мир. Бхуванешвари дарует знания об иллюзии, о проявлении Майи и о том, как Майя властвует над нами. Она дарует сиддхи управления иллюзиями, своими и других людей. Устройство миров Вселенной, все концепции о чакрах, все описания на самом деле ничего не значат, пока вы не обретете истинного внутреннего видения. Если Кали — это переживание рождения Вселенной, то Бхуванешвари — это видение ее развития.
Чиннамаста — это знание о том, как останавливать мысли, как становиться безумным. Эта богиня дарует знания танца Шивы — тандава. Этот танец является танцем разрушения наших негативных энергий, это танец вселения в нас различных духов, когда нами управляет дух, а не наша голова. Чиннамасту называют Прачанда-Чанди, то есть яростная и свирепая, она дает силу проявления нашей ярости и свирепости. Чиннамаста разрушает феноменальный мир Бхуванешвари, и вводит его в пралайю. Эта богиня дарует способность прямого видения, ее сиддхи — это управление праной 3-х каналов Иды, Пингалы и Сушумны или же невежеством, гневом и привязанностью.
Дхумавати — это знание об искаженной природе вещей, когда Шива не соединяется с Шакти. Это знание о тотальном одиночестве, покинутости и отчаянии. Дхумавати — это Видхья, вдова, она не имеет супруга и ее Шива — это труп, шава. Она является Пуруша-Шунья, чистым духом пустоты, отсутствия. Она дает знание, что такое старость, старуха-колдунья, ее называют Джейястхой, старейшей, Кутилой, скрюченной и Калахаспадой, вздорной.
Багаламукхи — это знание о могуществе, о сиддхи. Ее называют еще Валга, способная сдерживать и усмирять. Эта богиня дарует знание трансформации, перехода одного качества в другое, это знание алхимии и кельтской магии. Она дарует различные типы сиддхи. Она устраняет противодействующую силу, она дарует знание смелости, независимости и непобедимости.
Матанги — это знание о речи и об искусстве пения, музыки и литературы. Ее речь обладает сильными чарами, она дарует красноречие, беглость речи, знание и понимание многих языков, также языков птиц и зверей, она дает ораторские способности. Она способна творить, слышать и передавать музыку. Матанги — это тантрическое выражение богини Сарасвати, также как Бхайрави — это тантрическое выражение Дурги. Звуковая энергия Матанги соединяет спектр звуков от Муладхары до Сахасрары. Матанги посвящает в магию музыки, мантр, заклинаний и в понимание тантрических текстов.
Камала — это знание о высшем блаженстве, гармонии, благополучии и о том, как быть богатым. Она дает знание о том, как использовать наслаждения на благо йогической практике. Камала — это тантрическая энергия Лакшми, она есть также Шри, лучезарная и великолепная, пребывающая в каждом. Она дает знание о феноменальном мире, но не о его зарождении, а о его расцвете, Камала дарует счастье, но она уводит йогина в Майю.
Обрести знание Тантры можно, лишь постигнув сущность какой-то богини в полной мере. К примеру, традиция 84 махасиддхов, которые практиковали буддийскую и индийскую Тантру, связана с тем, что изначальное посвящение в поток Тантры давали Дакини или же одна из 10-ти Махавидий. Маха-Видья — это мудрость, которая позволяет применять знания во всех случаях жизни, это универсальное знание. Каждая Махавидья раскрывается сначала как практика поклонения, потом как мудрость, потом как светимость и потом как сиддхи.
Каждую Махавидью можно связать с какой-то чакрой, как ее центром. Те Махавидьи, которые нарисованы на лотосах, для них чакры имеют особое значение. Чакры обычно понимаются, как огненные колеса, но огонь чакр имеет водную природу. Вся Тантра построена на понятии системы чакр, изучение чакр — это весь путь Тантры, он растягивается на всю жизнь. Махавидьи распологаются на древе 10 чакр — сверху вниз по порядку. То есть Кали это Сахасрара, а Камала это Муладхара. Но каждая Махавидья, как правило, отражает энергию двух чакр. Единое колесо всех чакр и формируют структуру понимания Тантрического космоса.
Каждая богиня имеет свою садхану, свою духовную практику для ее постижения, поэтому можно сказать, что Тантра имеет 10 дорог внутри одного тантрического пути. Тот, кто идет путем Тантры, должен будет пройти все 10 дорог, иначе он не обретет полного тантрического знания. Обретая знание в Тантре, вы также обретаете богиню в своем тонком теле, это знание символично и в то же время оно живое, поскольку эти богини существуют на самом деле в высших мирах. Однако следует помнить, что тантрическое знание и практика Тантры нераздельны. Без постижения 10-ти Махавидий невозможно перейти к практике Махамудры или Аннутара-Тантра-Йоги, поскольку Махавидьи закладывают базовые механизмы осознавания недвойственности…».

(История десяти махавидий.)

 

ПАРА-ВИДЬЯ

«Пара-Видья — наивысшее знание; прямое знание Брахмана».

(Золотой город. Форум. Монастырь-академия Йоги. Собрание тайн.)

«Пара-Видья — высшее знание, наука о реализации истины или наука о потустороннем».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«Понятие «философия» в Санскрите выражается несколькими синонимами: Пара-Видья (высшее знание, метафизика), Брахма-Видья (знание великого первоначала)».

(Пара-Видья — Наука о познании Я и познании Бога.)

«Сарасвати является супругой Брахмы и покровительницей Знания. Слово «сарасвати» имеет два значения: божество Апара-Видьи (мирского знания) и божество Пара-Видьи (духовного знания)».

(Сарасвати.)

«Пара-Видья — Знание Запредельного или Наука Души, которое находится за пределами чувств, разума и интеллекта; совершенное знание, независимое от чувств и являющееся действием самой души».

(Словарь восточных терминов.)

«Пара-Видья самая древняя, самая естественная и самая совершенная наука». Единственная Истинная Религия — Пара-Видья, Знание Запредельного. Знание Бога — это внутренняя наука души, известная как Пара-Видья».

(Кирпал Сингх. Духовность что это такое? 1990г.)

«Хотя известно, что только Пара-Видья (духовное просветление) может дать нам мокшу (освобождение), не следует пренебрегать знанием мирских наук и искусств (Апара-Видья). Как говорится в «Ишавасъя-Упанишаде» (11): «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук, и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные».

(Подарок Богини Сарасвати. 2010г.)

«Поиск истинного Я, хотя оно полно тайн, с его несказанными возможностями и огромными духовными сокровищами внутри (о которых святые поют в восторженных выражениях), теперь привлекает внимание искателя. Это чисто субъективное дело, оно лежит за пределами рассуждения и воображения. Это — «Мудрость Запредельного» (Пара-Видья), и она может быть пережита душой в ее чистой наготе, освобожденной ото всех окутывающих покровов».

(Сант Кирпал Сингх. Духовность. Что это такое?)

«Часть I. История философии. Индийская предфилософия. В Упанишадах религиозно-мифологическое миропонимание теряет свои господствующие позиции. В отдельных местах уже говорится о существовании самостоятельных видов знания (наук — видья), в числе которых упоминаются хронология, логика, этимология, грамматика, астрономия, военная наука, наука чисел. В особую область знания складывается и философия. Правда, самостоятельного термина для нее еще нет».

(История философии (конспект лекций). / Авт. Н.И.Шашков, Л.Д.Ерохина,
А.П.Шендерецка, В.А.Жучкова, Н.А.Царева Н.А., / Ред. А.А.Ильин.)

«Существуют две Видьи, которые должны быть познаны. Это — высшая (пара) и низшая (апара). Апара-Видья — воплощение четырех Вед и их шести дополнений (анг). Они не имеют отношения к природе Атмана. Пара-Видья же именуется Мокша-Шастрой. Она содержит ту высшую философию Абсолютной Истины, которая недоступна для понимания, безлична, (ниргуна, ниракара), не имеющая ушей, глаз, рук и ног, вечная, всеприсутствующая, непреходящая, она может быть познана разумными и решительными мудрецами».

(Рудра-Упанишада. Древнеиндийский текст. Пер. с англ. А.Гросс. 1998г.)

«Святые являются учеными духовного мира и Мастерами Пара-Видьи — Знания Запредельного, т.е. знания того, что лежит за пределами разума и интеллекта и может быть узнано и понято только через чувство восприятия. Это Знание является предметом сверхсенсорного восприятия (ESP), как оно называется современными психологами и парапсихологами, которые, как рассказывает нам доктор Дж.Д. Райн в своей книге «Разум и новый мир», обнаружили в своих исследованиях, что в человеке существует нечто действующее, что выходит за пределы законов материи».

(Куарлес Франсис. Богочеловек.)

«Поиск того, кто придает словам форму и наделяет их силой, приводит нас к Пара-Видье, к трансцендентному знанию. Изучение вьякараны (санскритской грамматики), нирукты (этимологии сансритских слов) и маномайи (уровня ума) относится к Апара-Видье, Науке об уме и материи, изложенной в шастрах. Предметом изучения Пара-Видьи является только Верховная личность Бога. Но постижение Пара-Видьи не подразумевает отсутствие слов. Это знание передается не с помощью «звука тишины» или «хлопка одной ладони». Оно передается с помощью слов, имеющих силу проявлять Того, Кто наделяет слова смыслом».

(Свами Сухотра. За пределами Матрицы.)

«…однако такое освобождение не опирается в Индуизме на какое-либо спасительное божественное событие, затрагивающее человека как личность. Напротив, там, где достигается освобождение, оно означает преодоление всех различений с другими сущими, — различений, коренящихся именно в личностном бытии человека. «Особенное существование» должно быть преодолено посредством нового целостного видения (видья), в котором он сможет отбросить заблуждения самости относительно самой себя. Такое видение снимает покровы со всего, что внешнему взгляду на людей и отношения между людьми представлялось самостью личности».

(Х.Бюркле. Человек в поисках Бога. Проблема
нехристианских религий. М. Россия. 2001г.)

«В «Шри-Видья-Ратна-Сутре» Гаудапада утверждает единство Брахмы и Шакти. Шакти является Сущностью и Силой Брахмы, и известна как «не имеющая имени», или Шри-Видья. Шакти едина, но проявляется, как Видья, Шьяма и Шамбхави, связанные, соответственно, с Брахмой, Вишну и Шивой, а также с тремя Пурушами — Парамашивой, Садашивой и Рудрой. Видья (Пара-Видья) также известна, как Трипура-Сундари, Раджраджешвари, Шодаши и Камешвари. Она является Ануттарой и находится в Бинду Шри-Чакры. Две другие таттвы, Шьяма и Шамбхави, соответствуют Пурва и Уттара Видьям, которые происходят от Пара-Видьи, или Маха-Видьи, как и все многообразие таттв. Таким образом, Шакти едина, но ее проявления бесконечны».

(Традиция Шри-Видьи.)

«Введение. Поскольку Бог Один, то путь к Богу тоже может быть лишь один. Истинная религия, или путь возврата к Богу, создан Самим Богом, и следовательно он наиболее древний так же как и наиболее естественный, в котором нет выдумки и искусственности. В своей практической части эта система нуждается в руководстве Мастера, хорошо разбирающегося в теории и практике Пара-Видьи, Науки о Высшем, как ее называют, ибо она находится за пределами понимания разума и чувств. Там, где мирские философии кончаются, начинается истинная религия. Тексты священных писаний дают нам, в лучшем случае, какое-то описание Пути, насколько он может быть выражен в несовершенных словах, но они не могут ни привести нас к Пути, ни вести нас по этому Пути».

(Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж. Венец жизни. Исследования по Йоге.)

«Самопознание есть высшее познание: Веданта делает всё возможное, чтобы помочь человеку открыть свое реальное Я. Познание Я (Атма-Видья, или Атма-Джняна) рассматривается как наивысшее познание (Пара-Видья); всякое другое познание и изучение считается по отношению к нему низшим (Апара-Видья). Метод самопознания осуществляется через йогический контроль над низшим я (т.е. телесным сознанием), над его глубоко укоренившимися интересами и импульсами посредством изучения Веданты под руководством просветлённого Учителя/Гуру, размышления и естественного сосредоточения-медитации (шравана, манана, нидидхьясана) до тех пор, пока силы прошлых привычек и мыслей (т.е. санскар и васан) полностью не преодолеются твердой верой в изучаемую Истину. Это трудный путь, в который может пуститься только тот, кто настолько силен и мудр, что ради добродетели (шрея) может отвергнуть приятное (прея)».

(С.Чаттерджи и Д.Датта. Философия Адвайта-Веданты.)

«Том II. Гл. 8. Адвайта-Веданта Шанкары. XXIII. Высшая Мудрость и низшее познание. Пара-Видья — это абсолютная истина. Ее содержание составляет единство Атмана и его единственной реальности. Если мы попытаемся с помощью логических средств описать первичную реальность, то мы по необходимости должны будем пользоваться мифологией и символикой. Веды дают нам наивысшее логическое приближение к истине. Эмпирическая истина, или Апара-Видья, не является абсолютно неправильной. Это истина, которая рассматривается с точки зрения эмпирического сознания. Мир в пространстве, времени и причинных отношениях не имеет границ, а эти границы зависят от степени нашего понимания. Это обусловливается ограниченностью нашего знания, и в той степени, в какой это знание ограниченно, понимание его объектов абстрактно. Высшие, монистические, и низшие, плюралистические, теории не могут быть истинными в одном и том же смысле».

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957гг.)

«Философия Веданты стоит на том, что человеческая душа и Абсолютное Существо, или Брахман, едины по своей внутренней Сущности. Основной принцип философии Веданты заключается в том, что в действительности не существует и не может существовать ничего, кроме Брахмана, что Брахман есть ВСЕ…
Незнание (создающее разделение между индивидуальной душой и Брахманом) может быть побеждено только истинным Знанием. И это Знание, или Пара-Видья, дается Ведантой, которая показывает, что все наше обычное знание есть просто результат невежества или незнания, что оно неверно, обманчиво и бренно или, как мы можем это выразить, феноменально, относительно и условно. Истинное Знание или полное проникновение не может быть достигнуто путем чувственного восприятия (пратьякши) — или путем умозаключений (ануманы). Согласно ведантистам, только одно Шрути, или божественное Откровение, может дать истинное Знание и удалить незнание, свойственное человеческой природе».

(Успенский П.Д. Древняя Индия. Философия Веданты.
По книге М.Мюллера «Теософия или психологическая религия».)

«Совершенство является целью человеческой жизни на Земле. А заключается оно в саморазвитии или эволюции индивидуального духа путем преодоления ограничений, наложенных на него телом, разумом и интеллектом, и ознакомления с сокрытыми в глубинах великого океана подсознания тайнами — еще неизвестными и неисследованными. Это задача исключительно трудна, но разрешима при условии, что индивидууму посчастливится войти в контакт с Совершенным Мастером, хорошо осведомленным в науке и искусстве Пара-Видьи, науке о Божественных мирах, лежащих за пределами чувств, помогающих нам справиться только в мире Апра-Видьи, или мире эмпирическом, мире наблюдений и экспериментов.
Процесс самопознания, при котором душа освобождается от мощного лабиринта разума и материи, начинается с обращения внимания внутрь. Внимание есть внешнее проявление души в объективном мире. Процесс самопознания есть искусство изъятия внимания из мира чувств (внешнего мира) и введения его в мир внутренний, за пределы физических чувств, что и называется термином Пара-Видья. Истинная жизнь или Реальность есть нечто, познаваемое только в определенном состоянии, наступающем при сознательном отступлении внимания от физического тела и концентрации его в «Едином Оке». Жизнь есть «активное Начало, как бы далеко оно ни отстояло от восприятии, чувств и наблюдений».

(Сант Кирпал Сингх. Секрет Смерти. СПб. Весь. 2005г.)

«Однажды, когда царевичам шел двенадцатый год, Дашаратха призвал к себе Сумантру — благороднейшего из всех министров — и поручил ему взять на себя ответственность за приобщение мальчиков к Пара-Видье — духовному знанию, ведущему к Освобождению. Он сказал, что как бы ни был силен человек в мирских познаниях (Апара-Видья), только Праа-Видья способна наделить его силой и стойкостью на праведном пути Дхармы. Высокая моральная культура должна быть привита именно сейчас, когда они еще не вышли из нежного возраста. Будущие успехи и поражения зависят от опыта и впечатлений, полученных на заре юности. В ранние годы закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. Поэтому царь велел Сумантре: «Ты объедешь вместе с принцами все царство и позаботишься о том, чтобы они познакомились не только с обычаями и жизнью простого народа, но и приобщились к нашим великим Святыням. Поведай им историю храмов, открой сокровенные тайны наших Святилищ, расскажи им жития мудрецов и святых, основавших и хранивших их, и дай им вволю напиться из чистых божественных источников, чьими струями омыты Святые места. Я чувствую, что это полезно и необходимо моим сыновьям. Они растут и вскоре окажутся во власти чувственных желаний и устремлений. До того, как они падут жертвой телесных нужд и дурных наклонностей, им нужно испытать благоговейный трепет перед Божественным, укрепить любовь и веру в Бога, пронизывающего Вселенную. Это единственный способ спасти их высокую человеческую природу от натиска животных страстей. Это необходимо им и как будущим правителям царства. Посоветуйся с Гуру и другими наставниками и без промедления начинай подготовку к путешествию».

(Шри Саи Сатья Баба. Рамакатха Расавахини (Сказание о Раме).)

 

ПРАНА-ВИДЬЯ

«Прана-Видья включает в себя пранаяму, концентрацию и медитацию».

(Трай-Йога.)

«Цель йогических практик. Цель всех йогических и других духовных практик — высвобождение великой космической силы, или Кундалини-Шакти, которая «лежит, свернувшись в 3,5 оборота», в Муладхара-Чакре. Процесс пробуждения этой силы, или Праны, описан в традиционных текстах как «Полёт птицы, поднимающейся от Земли к Небесам, на привязи из золотой нити». Земля — это Муладхара-Чакра, небеса — Аджна-Чакра, птица — Маха-Прана, а золотая нить — канал Сушумна, проходящий вдоль позвоночника. Управляя Праной, запасая и расширяя её в теле, можно пробудить спящую Прана-Шакти. В этом и заключается основная цель йогических наук Пранаямы (увеличение количества Праны в теле) и Прана-Видьи (познание Праны)».

(Йога. 22 вида Йоги. Йога Белой Тантры.)

«Накопление Праны является важнейшим моментом в практике Шакти-Янтры. До тех пор, пока Праны недостаточно, наше осознавание не будет пребывать в единстве со Всевышним «Я». Только с накоплением достаточного количества Праны возможно достичь Освобождения. Поэтому подлинный Мастер всегда ищет способы, как увеличить количество потребляемой им Праны с тем, чтобы, пестуя ее, заставить циркулировать по каналам.
В течение многих тысяч лет сиддхи и риши медитировали, тщательно изучая различные способы достижения Освобождения. Некоторые из них практиковали тайные учения Расаяны и Кайя-Кальпы — внешние практики, позволяющие достичь «бессмертия» с помощью различных алхимических составов и растительных препаратов из минералов, растений, драгоценных камней. Позже в процессе своих поисков и экспериментов, сиддхи обнаружили, что во внешнем мире есть большое количество источников энергии, которые можно использовать для достижения «бессмертия» тела. Если узнать, по каким законам действует эта Прана и как ее накапливать, то можно восполнить в своем теле недостающий уровень энергии.
Учение Прана-Видья говорит, что существует несколько главных источников энергии (Праны):
— вселенская энергия (Маха-Прана) — это космическая прана как таковая, которая находится в пространстве, в окружающих элементах и во всех живых существах,
— прана земли — относится к энергии красной бинду, ее природа — лунная, влажная,
— прана солнца — относится к энергии белой бинду, ее природа — горячая,
— прана воздуха — это прана, находящаяся в воздухе, которым мы дышим, ее можно накапливать с помощью занятий пранаямой или дыханием телом».

(Сатгуру Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги. Том. 2.)

«ГЛАВА XXII. ПРАНА-ВИДЬЯ. Прана-Видья — это наука о Пране. Йогический метод исцеления и контролирования психической энергии получил большое распространение во всем мире и известен под различными названиями. Прана-Видья широко использует удджайи-пранаяму и кхечари при любом положении тела, но главным условием является прямой позвоночник.
Существуют две стадии распределения энергии, каждая из которых имеет множество вариаций. Первая стадия, восходящая, обеспечивает поступление энергии к Аджна-Чакре, которая является энергетическим хранилищем. Прана может прибывать из Манипуры или снаружи тела сквозь кожный покров. Но откуда бы Прана ни поступала, она всегда нагнетается только во время вдоха.
Вторая стадия, нисходящая, открывает энергетическое хранилище Аджна-Чакры, из которой начинает струиться энергия, распределяясь как по всему телу, так и направляясь к больным частям тела или даже к другому человеку. Но и в этой стадии, однако, Прана всегда начинает истекать из Аджны к месту назначения также при вдохе.
В отношении распределения энергии после вдоха эти две ста¬дии сходятся, и, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга. И хотя перемещение от одной стадии к другой происходит незаметно, чередование различий между ними должно нами четко осознаваться.
Прана-Видья использует духовный канал Пингала, как это описано в Главе IV «Психические основы йогической физиологии». Это означает, что для духовной цели никогда не следует использовать противоположный канал Ида, т.к. это может привести к вредным последствиям. Тайный метод йогического душевного исцеления посредством «наложения рук» может также быть использован для исцеления больной или плохо функционирующей части тела при помощи направления Праны непосредственно от Аджна-Чакры, как это описано в соответствующих практических рекомендациях.
Исцеляя больного, необходимо направить Прану из Аджна-Чакры непосредственно в правую руку, которая при этом должна лежать на больной части тела. Для более эффективного исцеления необходимо, чтобы больной прочувствовал, как Прана истекает из руки и согревает больную часть тела».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические медитации. Амрита. 2001г.)

«Введение. Прана-Видья. Цель Прана-Видьи состоит именно в сознательном манипулировании праной. Хотя Прана-Видья упоминается в Упанишадах как одна из медитативных практик (видья), в действи¬тельности она восходит к Тантрам. Это одна из практик Тантры и Кундалини-Йоги, поскольку она связана с пробуждением энергии. Тантра представляет собой науку или систему, сосредоточивающуюся на том, что называется аспектом Шакти — энергетическим началом. В Тантре считается, что для расшире¬ния сознания необходимо сначала пробудить эту энергию, чтобы осветить Шиву (сознание).
С помощью практик Прана-Видьи можно увеличивать количество Праны в теле и уме, чтобы поддерживать опыт сознания. Это чрезвычайно важно. Прана-Видья занимает среди техник Йоги совершенно особое место, поскольку она непосредственно имеет дело с той энергией, которая может быть тесно связана или обручена с более высокими полетами сознания.
Прана-Видья включает в себя расширение, сокращение, локализацию и визуализацию пранического сознания. Полезное действие Прана-Видьи ощущается на трех уровнях: физическом, психологическом и духовном. Оно становится за¬метно не ранее, чем достигается полное владение течением праны. В ином случае переживаемый опыт будет просто фанта¬зией. Прана-Видья создает расширение сознания с точки зрения достижения ясности ума, развития большего осознания и способности справляться с ситуациями. Она дает более совершенный контроль над колебаниями эмоций и большую рациональность. Достигается состояние дхараны, которое позднее, когда пробуждаются праны, переходит в состояние дхьяны. Вы учитесь использовать подсознательный и бессознательный ум. Таким образом, Прана-Видья связана с пробуждением всей личности, и ведет к своей конечной цели — самореализации!
Эта техника не только открывает нашему осознанию огромные запасы энер¬гии, заключенные в человеческом теле, но и учит нас сознательно манипулировать праной для улучшения нашего собственного здоровья и здоровья других людей.
1. Прана. Праническое целительство. Прана-Видья — йогическая техника пранического целительства — представляет собой форму терапии, которая совершенно не зависит от каких-либо материальных средств и может одинаково хорошо действовать как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Ее эффективность подтверждают и ученые, и непрофессионалы, вне зависимости от их религиозных убеждений. Более того, с ее помощью можно лечить не только людей, но и животных».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г.)

РАДЖА-ВИДЬЯ

«Раджа-Видья — осознание своей истинной сущности, и деятельность в соответствии с таким пониманием. Самое высшее, Царское Знание, постигаемое на собственном опыте».

(Раджа-Йога.Царская Наука. 2007г.)

«Освобождение не существует как истина, но что истинно, так это треугольник дхармы, включающий труд, вознаграждение и удобства, позволяющие продолжать работу на безличном уровне. Работа на безличном уровне называется жертвой (яджня), что вовсе не подразумевает жертвоприношения животных. Животное существование человека нужно поднять в бытие света души. В «Бхагавад-Гите» говорится о яджне и объясняется, как природа работает безлично. Желающий вести жизнь йога должен наблюдать работу времён года, кругооборот воды, прорастание семян и работу Господа в качестве семенной природы во всём, вновь и вновь прорастающего, дабы поддержать. Вот и всё о науке о социально-экономическом треугольнике, о котором я намереваюсь написать отдельную книгу. Это кульминация йогической жизни и цель практики Йоги. В конце концов, Йога находит своё осуществление в индивидуумах, сознающих синтез озарения самадхи и самьямы в процессе управления государством, страной или нацией. Вот к чему ведёт нас «Бхагавад-Гита» под именем «царственной Йоги» (Раджа-Видьи или Раджа-Йоги), или Йоги, ставшей государственным культом, и в этом — секрет успеха многих правителей седой древности, и я думаю, что теперь вам это ясно».

(Э.Кришнамачарья. Уроки по Йоге Патанджали. Лекции
в Институте Планетарного Синтеза в Женеве в октябре 1981г.)

 

РАСА-ВИДЬЯ

«Раса — сущность (наслаждения, блаженства); вода; ртуть; вкус; сладкий; ощущение; пищевой — млечный сок; Брахман. Видья — знание (Брахмана); процесс медитации или поклонения».

(Свами Шивананда. Словарь Йоги и Веданты.)

«Мир явлений возникает благодаря силе Майи, из которой возникают ограничения пространства (нияти), времени (кала), интереса (раса), познания (видья) и силы (кала). Через силу майи бесконечный опыт проявляет себя во множестве ограниченных опытов».

(Система Пратьябхиджня.)

«…после этого слиться с бесконечным гораздо легче». — «Помогает ли этому Раса-Видья», которую я изучал в Аюрведе?». — «Конечно! В этом и состоит предназначение Раса-Видьи».
Словарь. Раса-Видья (раса — аромат, эмоция, видья — знание) — букв. «знание аромата». Тантрическая Алхимия».

(Роберт Свобода. Агхора II. Кундалини. М. Саттва. 2000г.)

«Как правило, западные интеллектуалы говорят и пишут о Тантре весьма неэмоционально и как-то «по-технарски». С точки зрения индуистской тантрической Раса-Видьи (Науки о расах, или эстетико-духовных проявлениях различных чувств), это говорит об отсутствии в них бхакти-бхавы. Для индуистского же тантрика почитаемое им Божество — нечто неизмеримо большее, чем объект интеллектуальных дискуссий, а садхана — не просто «практики и техники»».

(Ачарья Садашивананданатха Каулавадхута.
Типичные ошибки в западном восприятии Тантры.)

«По мере практики, при концентрации на Муладхара-Чакре и объединении ума с созерцательным присутствием в Муладхара-Чакре, йогин открывает Муладхара-Чакру как пространство элемента Земли. Благодаря самьяме, он открывает безграничное пространство желтого цвета, присущее элементу земли, в своем теле. Когда йогин выполняет самадхи на пространстве Муладхара-Чакры, он переживает обширный желто-золотой свет, исходящий из района копчика — бесконечное пространство Мудрости Равенства (эка-раса-видья). Великая Равностная Мудрость дает один вкус всем переживаниям. Созерцание обретает подлинную устойчивость».

(Шат-Чакра-Йога.)

«Таланты, профессии. Венера представляет заложенные таланты: Лакшми, Сачи, Радха и все гармоничные божества представлены Венерой. Способность к детальной или деликатной работе, путешествия, рисование, знания искусства любви, хороший сон, удовольствия в постели, красивые спальни… Венера может действовать в разных своих сферах и указывает на: 1) способность к детальной работе, как курирующая 2-ой дом, который отвечает за глаза. Это именно глаза, что позволяют видеть нам свет и указывают нам путь. Таким образом, знания Астрологии представляют собой глаза, показывающие нам тропу; 2) знания «Кама-Сутры» / Раса-Видьи, относятся к 7-му (курируется Венерой) дому; 3) путешествия и сон, отвечает 12-й дом (так же Венера имеет отношение)».

(Ведическая Астрология.)

«Четыре основы осознанности — созерцание (осознавание) тела, чувств, мыслей и объектов сознания. Это древняя ведическая практика, взятая Буддой за основу. Согласно учению Вед личность (душа) человека состоит из пяти первоэлементов — земля, вода, огонь, воздух и пространство. Элемент земли — это физическое тело человека, вода, огонь, воздух — тонкие тела (чувства, мысли и объекты сознания). Пространство — это сознание (ум) человека. Созерцание гармонизирует и очищает первоэлементы т.е. личность человека. Очищенные первоэлементы преобразуются в пять мудростей:
— земля — мудрость единого вкуса (сома-раса-видья),
— вода — зерцалоподобная мудрость способность отражать все вещи такими, как они есть (пратьябимба-видья),
— огонь — всеразличающая мудрость (вивека-видья),
— воздух — всесовершающая мудрость,
— пространство — всеохватывающая мудрость».

(интернет-форум «Буддизм».)

* * *