Статья 3.13.7. Тайна термина «сваха».

продолжение

4. ТАЙНА ИМЕНИ БОГИНИ «СВАХА»

Существует текст — «Лалита-сахасранама», который является частью «Брахманда-Пураны» (одной из 18-ти Великих (Маха) Пуран) и считается священным индуистским текстом (входит в число трёх важнейших текстов Шактизма). Этот текст посвящён одной из популярнейших ипостасей Богини Шакти — Лалите. Имя Лалита можно перевести с Санскрита как «Та, которая играет» или «Играющая». Поэтому название текста — «Лалита-Сахасранама» — переводится как «Тысячеимённое восхваление Играющей [Богини]»), поскольку в нем перечислена тысяча священных имен Богини Лалиты. В этом тексте под № 535 значится имя СВАХА. Р.Рамачандра (P.R.Ramachander) переводит это имя на английский язык как «She who is personification of Swaha (the manthra chanted during fire sacrifice) — Та, которая персонифицирует собой [возглас] СВАХА (мантру, произносимую во время огненного жертвоприношения)».

Вот что пишет А.М.Стапанов в Большом словаре эзотерических терминов (Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии):

«CВАРОГ — мужская половина, ипостась Рода. Бог неба, небесного огня, отец Даждьбога, Сварожича (бога земного огня) и других. Сварог завершает творение материальной Вселенной и отвечает за деятельность планет высшей системы, Сварлоку. Древние славяне считали его своим прародителем, называли дедом Вселенной. Все остальные боги были его частными ипостасями, то есть детьми, а славяне — его внуками. Имел много имен: Исварог, Сваро, Стрибог, Род, Святовид, Прадо, или Прадедо, Прадядо, Пращур, Щур и так далее. Имя Сварог очевидно происходит от одного из имен Шивы — Ишвара (Ишвара — Ишварог — Исварог). В ряде индуистских сект все боги и том числе их верховная триада — Брахма, Вишну и Шива — рассматриваются лишь как ипостаси Ишвары.
Cогласно представлениям древних славян, Сварог сотворил этот мир путем створаживания, сгущения материи. Поэтому творог, или «створожина», был для них образом и символом Творения Мира. Себя они считали Стварью, то есть Творением Стварога. Поэтому сладкая творожная пасха, обязательный атрибут христианского праздника пасхи в форме четырехгранной пирамиды, является символом Сотворенного Мира и скрытым почитанием Верховного Божества славян».

Вот что пишет А.В.Горшков (см. Горшков А.В. Об отождествлении физического Солнца с Ладо, Рода со Сварогом, Ма-Коши с Матерью-Свах среди верховных божеств древнеславянского пантеона):

«Представляется необходимым высказать уже опубликованную автором гипотезу о происхождении имени «Сварог» божества неба, огня, металлургии и кузнечного дела, законов семьи и общества, карателя (молнией) нарушителей законов от санскритского слова «свах» («сварх», «сварга», «верхнее пространство», «небо с облаками»; санскр . «свар-» = рус. «сверх-, верх-»; санскр . «варга, ваджра» = «молния, металургическая печь», слав. «варганка, варганить») и второго, но славянского, корня «рог, рогд, род», что даёт в итоге «небесный бог прародитель», что совпадает с функциями в древнеславянском пантеоне как Сварога, так и Рода. Сопоставляя имена Сварог, Свярд, Святовит, Световид и т.п., можно предположить их тождественность, корень «свят» имеет смысл «высший, чистый, светлый, нерушимый» и т.п.
Таким образом, можно предположить, что непонятное первоначально нам имя «Сварог» появилось либо как прародитель одновременно имени «Род, Рогд» и его эпитета «свет, свят», либо объединилось из санскритского «Свах» и египетско-протоиндийско-протославянского «Ра, Рог, Гор» (невольные ассоциации с именем «старого богатыря» по имени Святогор). Определённее сказать пока что не представляется возможным. Но попробуем.
Попытаемся опереться на известную цитату «… Матерь Сва [варианты: мати сва, свухъ, Сива, Савушка и т.п.] бьёт крылами …». Если уверовать в достоверность первоисточника, то получается, что его автор считал прародительницей славян (или людей вообще, или Вселенной вообще) существо женского пола с именем собственным Сва, либо с эпитетом «Свах», или именем нарицательным «Сва» (невольные ассоциации с существительным индейцев Северной Америки «скво» = «жена», антропологически близких к древнейшему населению Сибири и Урала). Это точно аналогично выведенному выше факту прямого отношения Ма к небу («Свах») и к гипотезе о крылатости Ма-коши. Это наводит на мысль о тождественности Ма-коши (Ма-дивы, Ма-теи) и Матери-Сва и о ещё более близком её родстве со Сварогом (Свах-Рогдом). Если Сва и Свах является эпитетом (Сва-Рог = небесный бог-прародитель), то ни матриархальное, ни патриархальное божество не обязаны быть потомками друг друга и, по-видимому, божественные супруги. Если же была в древности традиция давать потомку имя с включением в него как части имени хотя бы одного из родителей (например, матери), то Сва-Рог (Род) — бог-потомок Матери-Сва. А может быть и так, что Свах и Род — божественные предки, а Сварог мыслился мифотворцами как их потомок: этим можно объяснить (намного позднее) разделение функций Рода и Сварога. Однако не стоит опираться на не считаемый пока что вполне достоверным первоисточник».

Вот что сказано в одной из публикаций о ведических божествах (см. Индийские Боги. Пантеон Богов.):

«Агни — старший сын Брахмы. Его супруга — Сваха, и он имеет трех сыновей, Павак, Паваман и Шучи. Свадха — его другая жена. И обе его жены получают свою долю в огненном жертвоприношении в подношении Предкам. Агни в Веде неизменно предстает в двойственном аспекте силы и света. Он есть божественная сила, созидающая миры, сила, всегда действующая с совершенным знанием, ибо он джатаведа, знающий все рождения — ему известны все проявления или явления, доступны все формы и действия божественной мудрости. Более того, в текстах настойчиво повторяется, что боги отвели Агни место бессмертного в смертных, божественной силы в человеке, энергии исполнения, через которую они могут вершить в нем свой труд. Именно этот труд и символизируется жертвоприношением. Следовательно, с психологической точки зрения мы можем принять Агни в качестве божественной воли, совершенно направляемой божественной Мудростью, по сути единой с ней, являющейся активной или действенной силой Сознания — Истины.
Агни так же — язык Верховной личности в образе вселенского Пуруши, который пробует и поглощает все возможные элементы материи. Это метод познания посредством отождествления и поглощения. Супругой же Агни упоминается Сва — принцип отождествления. Важным элементом ведического ритуала является мантра с которой подносится приношение огню — «Сваха!», что означает одновременно и просьбу принять, и самоотдачу себя (Сва), своей сущности».

В словаре имен персонажей «Деви-Махатмьи» (см. «Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»). / Пер. с санскр., пред. и комм. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.) читаем:

«Сваха (svAhA) — имя Богини, в котором отразилась пураническая персонификация ведийского ритуального возгласа «сваха», произносимого во время жертвоприношений богам. Отождествление Богини со Свахой мы находим в «Деви-Махатмье».
Некоторые исследователи считают, что магическое заклинание «Сваха!», издаваемое при бросании жертвенной пищи в огонь, неотделимо от имени Сваха — имени жены ведийского Бога огня, Агни. Более чем вероятно, что именно отсюда возникли и русские слова «сваха», «сватья», «свадьба». Как известно, сам ритуал жертвоприношения как бы символизирует «сватовство» приносимой жертвы к алтарю, а на более глубоком уровне — сватовство человеческой души к божеству (что подтверждают строки из «Махавайрочана-Сутры», где говорится о том, что Буддой было разъяснено, что слова «нама» и «сваха» обозначают знаки или состояние пребывающих в самадхи йогинов). При успешном выполнении жертвоприношения как бы происходит символическая свадьба, что и провозглашается словом «сваха». Поэтому и говорится, что в ведические времена любовь венчала Богиня Сваха. На Санскрите «сва», «свах» — небо, небеса, отсюда и понятие о том, что браки свершаются на небесах. Свадьба — это небесный брак, отсюда сваха (се-ва-ха) — «сказано людей соединяет Бог».

Вот что пишет В.Данилов (см. Данилов В., Черкасова Н. Арийская империя. Гибель и возрождение. М. Воля России. 1999г.):

«В этом Вселенском процессе роль Богини огня заключается в том, чтобы Подружек, уходящих в Мир Беспредельный, пересекающих круг Шишумары, свести с Самим Всевышним Пастушком. Поэтому в народе до сих пор известно слово «сваха»».

Вот что пишет С.В.Жарникова (см. Жарникова С.В. Золотая Нить. Вологда. Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. 2003г. 221 стр.), канд. истор. наук, искус¬ствовед и этнограф, более двух десятилетий отдавшая изучению традиционной на¬родной культуры Русского Севера:

«Известная переводчица гимнов Ригведы, древнейшей части Вед, на русский язык, Т.Я.Елизаренкова пишет: «По глубочайшему убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западно-европейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, чем в западных языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индоиранской».
И действительно, давайте сравним слова этих, столь, казалось бы, далеких сегодня друг от друга языков: русского и языка священных тек¬стов Древней Индии, Санскрита. Сравним, к примеру, имена богов Вед и славянской древности. Бог огня — Агни, еще его зовут Кравьяд (т.е. поедающий сырую плоть), Яма — бог смерти, яга — жертва на Сан¬скрите (и вспомним нашу Бабу-Ягу). Имя славянского Стрибога состо¬ит из двух частей — «стри» — простираться (Санскрит) и «бхага» — ми¬лостивец (Санскрит); имя Неба — Сварог — от санскритского слова «сварга», что и значит — небо (отсюда и славянское наименование сол¬нца — Сварожич, т.е. сын неба — Сварога). И наконец, русская «сва¬ха» — женщина, соединяющая женихов и невест, создающая новые се¬мьи и зажигающая новые «семейные очаги», и жена ведического бога огня («Агни») — Сваха. Огромное количество схождений дает нам и обыденная лексика».

Согласно Толковому словарю Д.Н.Ушакова (1935-1940): «Сваха — мастерица женить, знает, как повести дело!». Согласно Этимологическому словарю Фасмера (см. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка. М. Прогресс. 1964-1973гг.): «Сваха, укр. сва?ха, болг. сва?ха, польск. swaha — «посаженная мать, старшая родственница жениха и невесты».

 

5. ТАЙНА ТАНТРИЧЕСКОЙ МАНТРЫ «СВАХА»

«UchchhiShTachANDAli mAM pAtu trailokyasya vasha~NkarI | shive svAhA sharIraM me sarvasaubhAgyadAyinI ||9|| — Уччхишта Чандали да защитит меня, Очаровывающая три мира, (мантра) Шиве «СВАХА», наделяющая всей удачей, да защитит мое тело».

 (Сумукхи-Кавача. Из «Рудра-Ямала-Тантры». / Пер. с санскр. О.Н.Ерченкова.)

Как известно, в Тантре выделяются четыре главные мантры Великой Богини (Шакти-Деви) — Хрим, Шрим, Крим и Сваха. Все четыре мантры могут произноситься раздельно или одновременно вместе с ОМ.

ХРИМ — это основная мантра Великой Богини. Она «содержит» в себе все созидательные и целительные силы Великой Богини. Она пробуждает человека на душевном, сердечном плане и соединяет его с Божественной Силой Любви.

ШРИМ — это мантра Великой Богини в облике Лакшми, Богини Красоты и Божественной Милости. Она воздействует на душевном, сердечном плане и наделяет человека Верой и Устойчивостью. Это мантра Красоты и Блаженства, обладающая исключительно приятными «лунными» свойствами.

КРИМ — это мантра Великой Богини в облике Кали, Богини Энергии и Трансформации. Она дарует человеку все духовные качества и силы, поскольку обладает особой силой воздействия на все чакры человека, работу которых она может как стимулировать, так и трансформировать.

СВАХА — это мантра Великой Богини в облике Шакти, Богини Энергии, Силы и Могущества. Это особая, отдельная мантра «внутреннего огня». Это мантра Шакти, но также и мантра Шивы, очаровывающая все три Мира. Она одновременно взывает к Божественному Началу (Шиве), с тем, чтобы оно снизошло на человека, и возносит навстречу ему Божественный Огонь (Шакти), заключенный в человеке, чтобы в высшей чакре человека они встретились и соединились в мистической Йоге. Это очень сильнодействующая мантра, она наделяет человека божественной энергией, силой, жизнестойкостью, обеспечивая его божественной милостью, благословением и защитой, а при определенных обстоятельствах мистическими силами и божественным могуществом.

Вот что пишет Артур Авалон (см. Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Ключ к полному пониманию всей тантрической литературы. Старклайт. 2002г. 158 стр.):

«Мантры подразделяются на солнечные (саура) и лунные (саумъя), мужские, женские и нейтральные. Солнечные мантры — мужские, а лунные — женские. Мужские и нейтральные называются мантрами. Женская мантра известна как видъя. Нейтральные мантры, такие как пуранические (пураника), оканчивающиеся на «намах», даются при недостатке силы и жизненности у других людей. Мужские и женские мантры оканчиваются по-разному. Так, например, Хум и Пхат — мужские окончания, а Тхам или Сваха — женские».

В «Шри-Калика-Става-Упанишаде» («Упанишада восхваления Шри-Калики»), сочинённой Шри Гуптаватарой Бабаджи (пер. Арджуны Тарадасы) сказано:

«[Боги возносят молитву Деви:] Ты Изначальная Высшая Шакти, форма всех Шакти! Твоей силой мы [становимся] способны творить, поддерживать и разрушать! Твои формы бесконечны, [они имеют] различные варны (цвета) и образы. Кто может это описать, даже приложив [для этого] все усилия? [далее зашифрованно описывается мантра Калики: Шива говорит Деви:] ХРИМ, ШРИМ. Услышь, Прекрасная, третью [биджу — это] КРИМ, дарующую садхакам счастье. После этих трёх бидж — обращение «Парамешвари!» и СВАХА — это сказана десяти-слоговая мантра, о Благая! [Эту мантру], начинающуюся с трёх бидж или эти три биджи отдельно — всегда повторяй, это Богиня, суть всех Видий! Если опустить три начальные биджи из десяти слоговой мантры, то [получится] семи-слоговая.
ХРИМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ ХРИМ ШРИМ КРИМ СВАХА — известна как Шодаши [шестнадцати-слоговая], сокрытая во всех Тантрах. Всевозможные мантры, поведанные в различных Тантрах — все они Твои мантры; Ты — Изначальная. Для всех этих мантр — лишь одна садхана. О Деви, без Пути Кулы шакти-мантра не приносит успеха!».

В «Шри-Кали-Виласа-Тантре», одной из важнейших Тантр, сказано:

«Патала 1. Богиня сказала: О, Бог Богов! Великий Господь! Спаситель из океана сансары! Об одном Тебя вопрошаю, о, Наделенный великой долей, будь милостив, поведай Тантру, в эту эпоху подходящую во всех отношениях и для Джамбу-Двипы и для Бхараты. Изреки мне милостиво [ради всеобщего блага].
Шри Садйоджата сказал: Верно вопрошаешь, о, Почитаемая богами, Счастливая, Дорогая, словно жизнь! Поведаю Тебе сейчас то, что было сказано во всех Тантрах. [Путь] Тантры [предназначен] для всех, о, Возлюбленная, так считается. Выслушай, вызывающая любовный трепет, о пути четырех варн в Кали-югу. Об этом чистом пути четырех варн сказано как о дающем все совершенства…
Шудра не должен посвящаться в мантру, содержащую в себе пранаву ОМ, или мантру СВАХА. От произнесения СВАХА, как и пранавы, падает шудра. Произносить же их сможет лишь одна варна из всех — дваждырожденные. Шудра не должен посвящаться в мантру, содержащую СВАХА и пранаву. Тот, кто к этому миру привязан, является падшим, нет в том сомнения.
Патала 15. Богиня сказала: Как же может шудра повторять мантру, содержащую пранаву и СВАХА? Шри Дэва сказал: В Тантрах говорится, что для шудр пранава и СВАХА запрещены.
Патала 27. Выслушай о благоприятном слове СВАХА, дающем все сиддхи, в Ишваре Шивы обитающая, Лотосоокая, Раудри, обитающая среди сиддхи, Лунная, Кали, обитающая в сиддхи, Тонкая, с глазами, как лепестки лотоса. Так тебе описана СВАХА — путь, дающий чатурваргу».

Мантра СВАХА часто произносится в конце дхарани (особые мантры, развернутые формулы. См. статью 1.5. «Что может стать девизом Российской Тантрологии (ч.1)», п. 4. Что такое дхарани?), где она может означать «создание фундамента», осуществление благословения или преданности. В Тантрах говорится, что жизненная сила, заключенная в мантре «СВАХА», способна «умилостивить богов», «даровать их милость», «ниспослать Благо (Благословение)», и «перенести» энергию преданности за все пределы, за пределы пределов, за пределы пределов Запредельного… Поэтому мантра СВАХА считается не просто магической, она является мистической «формулой», одной из ключевых «формул», которая способна не только выразить саму Истинную Реальность, но и то, что может произойти в этой Истинной Реальности. Поэтому она объявляется «тайным образом», «мистическим символом», «мистической формулой», «тайным ключом», «волшебным средством» в Тантрической Традиции.

В «Махавайрочана-Сутре» («Махавайрочана-Тантра») говорится о том, что Буддой было разъяснено, что слова «НАМАХ» и «СВАХА» обозначают знаки или состояние пребывающих в самадхи йогинов (о некоторых значениях слова «самадхи» см. статью 1.5. «Что может стать девизом Российской Тантрологии (ч.2)». п. 7.10. Самайя как высшее состояние единства). «Махавайрочана-Сутра» («Сутра Великого Вайрочаны о становлении Буддой», «Сутра Великого Солнца») — один из важнейших текстов Буддийского Тантризма (Ваджраяна), где предлагается практический путь к обретению Просветления. Этот трактат расценивается как исключительно серьезный тантрический текст, даже считается, что простое обладание им приближает к Просветлению.

 

6. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «СВАХА»

Если обратиться к словарям, посмотреть интернет, а также обратить внимание на другие санскритские слова, имеющие в своем составе слог «сва» (см. статью 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»»), то можно обнаружить следующие значения и толкования слога «СВА»:
— эго
— сам
— свой
— свод
— суть
— Небо
— Свет
— само-
— благо
— в себе
— добро
— сущий
— Олимп
— вечное
— сияние
— основа
— Небеса
— добрый
— Всесила
— счастье
— Всемощь
— небесный
— святость
— мудрость
— сущность
— солнечный
— весь, все, вся
— в самом себе
— собственный
— всеохватный
— просветление
— благословение
— небесная Сила
— священный слог
— собственное «Я»
— олицетворяющий
— свое истинное «Я»
— свой, собственный
— погруженный в «я»
— «я», душа, дух, атма
— полностью предаться
— истинный, внутренний
— сам, сущий, явь, навь, правь
— воплощение творческой Силы
— обозначает единство Вселенной
— означает выход из Тьмы на Свет
— полностью преданный (Высшему)
— представляет потенцию Господа
— придает оттенок умиротворения
— древнее слово, означающее Небеса
— Божественная Матерь всего сущего
— означает проявление Света, Истины
— преобразованная сущность (Ра в слове Сва-Ра)
— указывает на того, кто знает внутреннее «Я»
— букв. совокупное Я. т.е. Космос, Небо, верхний, горний Мир
— обозначает принадлежность к Небесам и Абсолюту (Брахману)
— в единстве с обладающим Верховной Властью и Силой (Шакти)
— означает самый высший уровень человеческого сознания на уровне души

««Сва» — «эго», «сущность», сама молитва читается примерно, как: «Да будешь Ты Самим Собою»».

(Вьяс Хьюстон М.А. Санскрит. Сакральная модель языка. / Пер. Р.Смирнова.)

О значениях слога «ХА» можно узнать, во-первых, из немногочисленных «определений» данного слога, например:

««Ха» (санскр. ha) — магический слог, употребляемый в священных формулах; он представляет силу Акаша-Шакти. Действенность его заключается в ударении на выдохе и созданном звуке».

(Д.Мид. Теософский словарь.)

«ХА — 1. Магический слог, употребляемый в священных формулах; он представляет силу акаши Шакти. Действенность его зависит от ударения на выдохе и от качества произведенного звука. 2. Треугольник, острие которого направлено вверх. Это ток восходящей Праны, именуемый Пингала, солнечный ток. Мужское начало».

(Стапанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии)

««ХА» — это последняя буква в алфавите Санскрита. После того, как все систематические шаблоны движения языка и губ произвели в совершенном порядке все другие буквы алфавита, последний звук — это «ХА». Это так же согласный звук, который произносится только на силе дыхания, и единственный согласный в непосредственной близости к «А»». 

(Вьяс Хьюстон М.А. Санскрит. Сакральная модель языка. / Пер. Р.Смирнова.)

«В «Мантра-Шастре» знак «Хa» представляет Акашу, и вы обнаружите, что этот слог входит в большинство священных формул, предназначенных для того, чтобы создавать феноменальные результаты. Но сам по себе он не представляет никакую Шакти. Если вам угодно, то вы можете называть Шакти атрибутом Акаши. Я не понимаю того, что в отношении природы этого принципа может в действительности существовать какая-либо разница в мнениях между буддистами и брахманическими философами».

(Блаватская Е.П. Арийско-архатские эзотерические учения
о семеричном принципе в человеке. (Текст письма Т.Субба Роу,
к которому прилагаются примечания и приложения
Е.П.Блаватской. «Теософист». том 3, N 4. Январь 1882 г., стр. 93-99)

«Каждая буква Санскритского Алфавита соотносится с тем или иным типом энергии и считается его звуковой манифестацией. Так, звук «а» символизирует чит (сознание), «а» долгий — ананда (блаженство), «и» — иччха (волю), «и» долгий – ишана (владычество), «у» — унмеша (силу знания) и т.д. Гласные звуки собирательно называются «биджа» (семена) и соотносятся с Шивой, изначальным мужским принципом бытия, лежащим в основе всего проявленного: внешнего формирования, развития языка (алфавита) и раскрытия сознания, тогда как согласные именуются «йони» (лоно), и отождествляются с Шакти, или женским принципом».

(Санскрит. Обзорный очерк. Сайт «Кали-юга сегодня».)

«Сутра 20. Комментарий. …И Высший Господь полон потока блаженства, — из-за того, что Его сущность — сила самоестественности, из-за того, что Он абсолютно совершенен, из-за того, что Он лишен всех желаний, и из-за того, что Он пребывает в состоянии бесконечной джагадананды, в которую погрузил весь мир, состоящий из обозначающего и обозначаемого, [погрузил] посредством Силы Рефлексии, [направленной на] совокупность не относящихся к царству Майи фонем от А до Кша. И поэтому вся эта громадная Вселенная, начиная от буквы А, природу которой составляет непревзойденная akula, и заканчивая буквой Ха, обозначающей развертывание Шакти (буква Кша обозначает форму прекращения этого развертывания) — вся она покоится в Непревзойденном в форме бинду, который означает недифференцированное сознание».

(Кшемараджа. «Пратьябхиджняхридайя» — «Сущность Узнавания».
/ Пер. с санскр., предисл. и комм. С.В.Пахомова. Ж. «Восток». 2001г. № 3. С 102-112)

«Одно из значений гирлянды голов, которую носит Кали, состоит в том, что каждая голова является символическим изображением одной из букв Санскритского Алфавита. Таким образом, вся гирлянда, состоящая из 50-ти голов, представляет собой нить алфавита «языка богов» (Санскрит именуется дэва-бхаша, что означает «язык богов». Также и шрифт Санскрита называется божественным — дзванагари), состоящего из такого же количества слогов. Такой символизм важен в связи с наукой Мантра-Йоги, тщательно разработанной в Тантрической Традиции. Гирлянда (мала) голов подобна четкам (джапа-мала), так как на каждой бусине четок определенного типа содержится своя биджа-мантра, образованная из того или иного слога алфавита. Гирлянда голов представляет собой весь Санскритский Алфавит, слоги которого, в свою очередь, содержат в себе силу всех богов и символизируют самих богов. (Так первый согласный слог алфавита «Ка» означает прежде всего Саму Кали, а слог «Ха» — Хара или Шиву). 50 слогов алфавита и, соответственно, 50 голов представляют собой проявленное состояние изначального Звука (шабда), из которого происходит творение всей Вселенной. Кали носит эту гирлянду на своем теле, и это показывает, что проявленное творение возвращено в свое изначальное состояние Единства».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

Во-вторых, о значениях слога «ХА» можно узнать, например, из интерпретации такого санскритского термина как «хатха». Этим термином обозначают одну из разновидностей Йоги — Хатха-Йогу. Считается, что термин «хатха» имеет символический аспект и несет глубокий философский смысл. Термин «ха-тха» — это символ единства «противоположных» начал. В мире противоположные начала существуют во всем. Их единство и гармония создают равновесие, необходимое как для самого человека, так и для всего миропорядка.

«ХАТХА-ЙОГА. Хатха в Хатха-Йоге имеет популярное значение — здоровье; но это значение просто вторичного порядка. В комментарии к «Хатха-Йога-Прадипике» Брахмананда так объясняет значение слова «хатха»: «Слог ХА означает Солнце (Свара); слог ТХА, говорят, означает Луну (Свара). Благодаря соединению Сурья-Чандра (Солнце-Луна), Хатха-Йога понимается». Согласно этому авторитету, Хатха в соединении с Йогой означает Солнце-Свара (или солнечное дыхание), которое относится к дыханию йогическим способом через правую (или солнечную) ноздрю, плюс Луна-Свара (или лунное дыхание), которое относится к дыханию йогическим способом через левую (или лунную) ноздрю. Принимая слово «йога» в значении «соединять», Хатха-Йога, таким образом, означает «соединять вместе солнечное дыхание и лунное дыхание» или «соединять: Ха-Сурья-Солнце и Тха-Чандра-Луну».

(Эванс Вентц В.И. Тибетская Йога и тайные доктрины. В 2-х т. Киев. 1993г.)

«Слово «Хатха» составлено из двух слогов: «Ха» и «Тха». «Ха» символизирует Луну, а «Тха» — Солнце. Слово «йога» можно также перевести как «единство». В результате получается «единство лунного и солнечного», гармония двух начал — восприимчивости и активности, минуса (-) и плюса (+).
Забавно, что у нас эти названия-слоги часто путают и переставляют местами. Дело в том, что на Западе обычно говорят «Солнце и Луна», «мужское и женское». На Востоке же, в более жарком климате, Луне придают особое значение, поэтому здесь принято наоборот: «Луна и Солнце», «женское и мужское», Инь и Ян, Ида и Пингала-нади. Именно в таком же порядке идут слоги «Ха» и «Тха». Можно ли это проверить?
Конечно. Заглянем в текст «Хатха-Йога-Прадипика» с комментариями Свами Муктибодхананды, под руководством Свами Сатьянанды Сарасвати. Вот Шлока 1 (6-й абзац): «Ха — означает Луна, а Тха – Солнце». Также и у Т.К.В.Дешикачара в книге «Сердце Йоги» написано (с.170): «Это два слога, из которых составлено слово «Хатха». Ха представляет канал «Ида» и прохладную энергию Луны (Чандры), а Тха представляет канал «Пингала» и горячую энергию Солнца (Сурьи)».
Кроме того, посмотрим, как пишутся слоги в Санскрите (шрифтом деванагари): слог «Ха» напоминает серп Луны, а «Тха» — это круг, напоминающий Солнце)».

(В.Карпинский. Как переводится название «хатха-йога»?)

«Слово «хатха» состоит из двух слогов — Ха и Тха. Слог Ха означает «луна», а слог Тха — «солнце». Следовательно, Хатха-Йога направлена на достижение гармонии между солнечным и лунным аспектами нашего существа. Луна подразумевает Ида-нади, которую нередко называют Чандра-нади (чандра — луна). Солнце представляет Пингала-нади, часто называемую Сурья-нади (Сурья — солнце). Хатха-Йога имеет непосредственное отношение ко всему, что мы обсуждали в данной теме, — равновесию между Идой и Пингалой. Вспомните, что Ида и Пингала имеют много уровней смысла, как мы попытались показать в предыдущих разделах. Хатха-Йога занимается уравновешиванием симпатической и парасимпатической нервных систем. Она направлена на уравновешивание потоков в психических сферах Бытия; на уравновешивание психологических тенденций интроверсии и экстраверсии. В высочайшем смысле, она имеет своей целью уравновешивание и согласование внутреннего понимания с внешними выражениями и взаимоотношениями и бездействия с действием. Хатха-Йога занимается равновесием на всех этих различных уровнях Бытия, что делает ее возвышенным путем практики, имеющим гораздо более глубокий смысл, чем ему обычно приписывают».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«Тема настоящего текста предполагает, что речь пойдет о смысловом пространстве современной Йоги, точнее Хатха-Йоги. А оно совсем даже не очевидно и не однозначно. Мало того что категория смысла сама по себе загадочна и с трудом поддается словесному выражению или, как сейчас говорят, артикуляции, так еще и сама Йога и ее тексты, даже лучшие тексты, оказываются наполнены противоречивыми и даже взаимоисключающими смыслами. Так что главным символом новой Йоги стала бессмыслица. И в чем же она состоит?
А во всем, начиная с самой вершины, с самоназвания предмета наших интересов. Как же трактуется и понимается термин «хахта-йога» современными мастерами? Для определенности ограничимся мнениями авторов лишь самых заслуженных книг. И это действительно хорошие и даже лучшие книги по Йоге, которые стоит и читать, и перечитывать постоянно. Они вполне достойны носить титул шастр современной Хатха-Йоги.
Бессмыслица возникает уже из объяснений первого слова — «хатха», т.к. объяснения авторов взаимоисключающие. Примерно половина мастеров считают, что слово «хатха» состоит из двух санскритских слогов ha — солнце, горячий поток и tha — луна, холодный поток. В эту группу входят, например, Б.К.С.Айенгар, К.Паттабхи Джойс, Э.Вуд, Йоги Гупта и др.
В другую половину входят авторы, придерживающиеся противоположной точки зрения. Для них слово «хатха» состоит из двух санскритских слогов ha — луна, холодный поток и tha — солнце, горячий поток. С этой стороны оказались Т.К.В. Дешикачар, А. ван Лисбет, Свами Сатьянанда Сарасвати и др. Как видим, с обеих сторон классики жанра современной Хатха-Йоги. И на этот удивительный факт почему-то никто до сих пор не обратил никакого внимания и никак не прокомментировал его, по крайней мере, мне об этом ничего не известно».
Показательно, что авторы обеих сторон ссылаются на один и тот же Санскрит и берут в свидетели своих толкований одни и те же первоисточники: «Прадипику» Натхи Сватмарамы, «Гхеранда-Самхиту» и т.д. Такое впечатление, что они знают разный Санскрит и читали разные первоисточники.
Несмотря на убежденность авторов в своей правоте и отсутствие даже тени сомнения в тоне их высказываний, сама мысль о том, что их утверждения осознанны, должна быть решительно отвергнута. Ведь если предположить, что альтернативные интерпретации термина «хатха-йога» даны сознательно, то вся ситуация в современной Хатха-Йоге оказалась бы намеренной индийской мистификацией. Если авторы действуют сознательно, то они сознательно, по сговору, вешают нам лапшу на уши. Я в это не верю и, следовательно, полностью отвергаю вслед за намеренной мистификацией и осознанность авторов. Но сам факт бессмыслицы этим не отменяется и не находит своего объяснения. А вместе с ним йогическая реальность приобретает некоторый комедийный аспект. Не правда ли забавно, что хатха-йоги, даже самые-самые, путаются в том, что означает то, чем они занимаются и чему учат других?!
Может быть, установить истину нам поможет академический санскритско-русский словарь В.А.Кочергиной? Но нет, словарь ничего не знает о йогической интерпретации букв ha и tha в качестве солнца и луны в каком-либо порядке. Для словаря они только 47 и 26 буквы алфавита деванагари. И все.
Может быть сам Натха Сватмарама в своем тексте объяснил происхождение слова хатха? Но тоже нет. В оригинальном тексте «Прадипики», воспроизведенном в книге Свами Сатьянанды Сарасвати, термин «хатха» никак не объясняется, но употребляется по меньшей мере в трех вариантах: самостоятельно, как отдельное слово (шлоки 1.3 и 1.10), в словосочетании хатха-видья (шлоки 1.2 и 1.4) и, наконец, в варианте термина хатха-йога (шлоки 1.1 и 1.12). Какими бы близкими нам сейчас не казались эти три разных слова, но сам Сватмарама различал их смыслы, и их смысловые оттенки были для него важны и понятны без лишних объяснений. Видимо, термины «хатха» во всех своих вариантах вошли в обиход задолго до Сватмарамы, которому они казались сами собой разумеющимися как и всем его читателям-современникам. Увы, мы не его современники, и смысл слова «хатха» для наc, почему-то, скрыт. Почему? Я не нашел в тексте Натхи Сватмарамы указаний на связь термина «хатха» со словами солнце и луна. Он нигде не объясняет его происхождение, что и послужило, как предполагаю, источником бессмыслицы, с фактом которой теперь придется как-то обходиться всем нам: и любителям, и профессиональным йога-тичерам».

(Хандогин В.А.Улыбка Натхов или Хатха-Йога
после Шивы (YOГА №14). Йога-журнал 19.12.11г.)

Таким образом «ха-тха» — это гармония между солнечным и лунным, активным и пассивным, положительным и отрицательным, светлым и темным и др. аспектами, качествами, принципами нашей жизни, всего Бытия. Поэтому Хатха-Йогу в древности именовали как Хатха-Видья, т.е. высшее знание, высшее учение о равновесии или высшее видение, мудрость, обретаемые через достижение равновесия жизненных энергий, которое приводит к постижению и пониманию природы мира. На самом деле Хатха-Йогу мудрецы древности относили к классу учений Тантры, так как в ней применялись практики контроля жизненных энергией на основе концепции каналов и чакр (Чакра-Видья).
Таким образом, согласно традиционному толкованию, слоги ХА и ТХА в обозначении Хатха-Йоги могут иметь следующие значения:

ХА ТХА
Шива
Солнце
День
Пингала
Солнечное Дыхание
Вдох
Прана (вайю)
Ментальная Сила
Статический аспект
Треугольник вершиной вверх
Шакти
Луна
Ночь
Ида
Лунное Дыхание
Выдох
Апана (вайю)
Жизненная Сила
Динамический Аспект
Треугольник вершиной вниз

Еще один санскритский «термин» может дать нам представление о значении слога «ХА», это «ахам». Вот что пишет А.П.Ольшевский (см. Ольшевский А.П. Понятие пустоты (шуньяты) как объект тантрической садханы в индийской (хинду) религиозной традиции»:

«В высшем значении каждое индивидуальное «я» (ахам) есть сам Брахман (ошибочно отождествляемый с упадхи), имеющий природу единства Шивы и Шакти. Согласно тантрической этимологии, слово «ахам» означает единство Сознания и Энергии или Шивы и Шакти. Слог «А» означает Шиву, «Ха» означает Шакти, «М» — единство обоих. «Слоги «А» и « Ха » (представляющие первую и последнюю буквы санскритского алфавита) — это Шива и Шакти, имеющие формы Пустоты (шунья-акара), соединённые друг с другом в форме сияния духовной вибрации, которое в Упанишадах называется Высшим Брахманом» (Варивасья-рахасья, шлока 69). «Поэтому «Высший Атман (Параматман) есть Пустота (шунья)». (Джнянасанкалини-тантра, шлока 33). Пустота сознания означает его наполненность только собой (чин-матрата). Поэтому пустота Атмана означает только отсутствие в нём внутреннего разделения».

Обратим внимание на тот факт, что A и ХА действительно являются соответственно первой и последней буквами Санскритского Алфавита. Вот что пишет Равви Шанкар (см. Шри Шри Рави Шанкар. Ценность пения баджан на Санскрите. лекция):

«Наше слово «сестра» произошло от санскритского корня «сваса», которое означает «сестра». Возьмем английское слово «crow» — ворона. На Санскрите это просто «ка, ка». Корень английского «go» — идти — это «га». «Га» означает «идти», «шагать». Корень, образующий английское слово «self» — сам, на Санскрите «сва». Вы видите, что во всех языках встречаются корни слов, происходящие от Санскрита. Что означает «санскрит»? «То, что сведено в таблицу, собрано, составлено, приведено в порядок». Первая буква Санскритского Алфавита «А», а последняя буква «Ха». Когда вы смеетесь, звук, который вы издаете: «Ахахахахаха». Таким образом, в смехе содержится весь алфавит. Лучший звук — это смех».

Вот что пишет Е.Шишков о буквах и звуках Санскрита (см. Е.Шишков. Буквы и звуки Санскрита):

«В Санскрите даже звуки слова «Я» выбраны сознательно: А-ХА-М: звук «А» — это первозданный звук и первая буква Санскритского Алфавита. Его можно услышать при вдохе со слегка открытым ртом и при выдыхании, что требует минимальных усилий. Этот звук естественно возникает в горле перед произнесением любого звука. «Ха» — это последняя буква Санскритского Алфавита, и этот звук наступает после того, как совершенным образом сотворены все систематические образцы звуков благодаря движению языка и губ. И это единственный звук, образуемый только благодаря силе дыхания, и единственный звук, очень близко находящийся к «А». Последний звук «М» — это последний звук, образуемый в полости рта, так как образуется путем смыкания (закрывания) губ — «ворот» в полость рта. Йога утверждает, что в течение всей своей жизни мы, вдыхая, произносим «А» и, выдыхая, произносим «ХА», а звук «М» — это пауза, наступающая после этого».

Вот что пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.):

«БИНДУ (капля, точка) — в Тантризме концентрированная форма высшей, космической энергии. Это метафизическая идеальная «точка», которая находится за пределами времени и пространства, источник жизни. В Бинду соединены в одно целое Шива и Шакти. Графически Бинду изображается в виде точки над священным слогом ОМ, символизирующей соединение божественной пары. В Бинду содержатся в непроявленном виде все буквы Санскритского Алфавита, от А до Ха (последняя буква), поэтому Бинду еще называется «ахам», т.е. «я», где А соотносится с Шивой, Ха — с Шакти, а М — с их соединением».

Вот что пишет Мадху Хана (см. Мадху Хана. Янтра — тантрический символ мирового единства. Киев. 1992г.):

«Согласно Тантрам, первая санскритская буква «А» символизирует Шиву. При артикуляции «А» может вмешиваться придыхательный элемент, и тогда можно слышать звук «Ха». Буква, обозначающая звук Ха, символизирует Шакти (супругу Шивы) и является последней буквой Санскритского Алфавита. Сочетание двух букв «А» и «Ха» представляет как бы весь Санскритский Алфавит от начала и до конца и символизирует целостность творения в его тонком аспекте — аспекте звука».

Вот что говорит Рамана Махарши (см. Шри Рамана Махарши. Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Сост. и пер. с англ. О.М.Могилевера. / Под ред. Н.Сутары. Л. 1991г.):

«Часть первая. Весть Истины. Евангелие Махариши. Книга II. VI. АХАМ И АХАМ-ВРИТТИ. Махарши: Слово «Ахам» само по себе наводит на размышления. Две буквы этого слова, а именно А и ХА являются соответственно первой и последней буквами Санскритского Алфавита. Содержание, выражаемое этим словом, таково, что оно заключает в себе все. Каким образом? Потому что Ахам означает само существование».

Как известно все 50 букв Санскритского Алфавита размещены на 50 лепестках 6-ти основных чакр человека. Каждая буква Санскритского Алфавита соотносится с тем или иным типом энергии и считается его звуковой манифестацией. Каждая буква – это определенная вибрация, а каждой звуковой вибрации соответствует свой цвет (спектр) и свой образ. Гласные звуки Санскрита называются «биджа» (семена) и соотносятся с Шивой, изначальным мужским принципом Бытия, лежащим в основе всего проявленного. Согласные звуки Санскрита именуются «йони» (источник, лоно) и отождествляются с Шакти, изначальным женским принципом, являющимся силой проявления. Согласно Традиции, произнесение согласного звука отдельно от гласного невозможно. Этот факт является выражением того, что мужской и женский принципы существуют вместе, Шива без Шакти не может творить, Шакти без Шивы не может существовать.

«Результатом союза Шивы и Шакти является проявление Вселенной. Звуки алфавита также имеют двойное начало, и смешение этих двух начал выражается в языке. «Джнянарнава-Тантра» недвусмысленно утверждает, что 16 гласных звуков санскритского языка являются формой Шакти, а буквы, начиная с «Ка» и заканчивая «Кша» являются формой Шивы. Согласные звуки не могут быть произнесены сами по себе, без сочетания с гласными звуками. Гласные звуки — формы Шакти, они дают силу, энергию и власть согласным звукам — формам Шивы; в противном случае эти буквы были бы просто мертвы (шава), их невозможно было бы произнести.
В Тантре присутствует особая Мантра Богини-Матери. Эта Мантра, великая Шри-Видья, обычно именуется Мантрой из пятнадцати слогов, Панчадаши. Кроме того, Панчадаши-Мантра не только заключает в себе Богиню-Мать Камешвари, но и указывает на объединенную форму обоих — Камешвары и Камешвари. В Мантре встречаются три буквы «Ка» и две буквы «Ха», про которые говорится, что они являются частью Шивы, в то время как прочие буквы принадлежат Шакти».

(Тантра. Шри-Чакра и Мантра. интернет-сайт «Дом Солнца». 2008г.)

Аджна-Чакра, 6-я основная чакра человека традиционно изображается с 2-мя лепестками, на правом лепестке начертана буква ХА (Солнце), или биджа-мантра ХАМ (Шива), а на левом — буква КША (согласный звук), в оккультном толковании представляющий знак Луны (ТХА), или биджа-мантра КШАМ (Шакти).

«Буква Ха обозначает развертывание Шакти, буква Кша обозначает форму прекращения этого развертывания».

(«Пратьябхиджняхридая» («Сущность Узнавания»). / Пер. с санскр. и комм. С.В.Пахомова.)

«Буква КША, в сущности, является комбинацией «Ка» и «Са», символизирует нераздельный союз Шивы и Шакти, источник всех букв. Эта последняя буква выражает окончательное развертывание буквенного разнообразия, подчеркивает абсолютную явленность «лингвистической вселенной»».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. Ж. «Религиоведение». 2004г. №1.)

* * *

Таким образом, можно говорить о том, что слог «ХА» может иметь следующие значения и толкования:
— Шива
— Солнце
— ведь, же
— горячий поток
— ментальная сила
— мистический слог
— солнечное дыхание
— положительная сила
— треугольник вершиной вверх
— пространство Сознания (Шива)
— переход за пределы, в пределы Запредельного
— развертывание, проявление Запредельного, Непроявленного
и
— Шакти
— Акаша-Шакти
— Мать Вселенной
— источник происхождения всего (йони)

Таким образом, если представить термин «СВАХА» союзом, единством двух слогов («СВА+ХА»), то можно утверждать, что скрытое, сокровенное содержание, выражаемое термином «СВАХА» таково, что оно заключает в себе все!…, т.е. термин «СВАХА» может выражать все это Существование в его истинном божественном аспекте, символизируя единство и целостность Творения, его Проявления в тонком – духовном – аспекте: «Да будет Все в своей истинной божественной сущности!», «О Божественная Мать! Одари нас блаженством постоянного истечения на нас несравненной божественной милости».

Конечно, Санскрит, в силу своей многозначности, безусловно, в намного большей степени, нежели любой другой язык, предоставляет основу для разнообразных мистико-философских «умопостроений» относительно букв, слогов, слов, терминов и предложений.

«Идея подобного исследования родилась у автора статьи давно, в процессе изучения таких, на первый взгляд мало связанных друг с другом областей человеческих знаний, как лингвистика, психология, мифология, оккультные науки и астрология. Автор, конечно, не может ни в коей мере претендовать на абсолютную полноту и точность излагаемой здесь точки зрения. Как гласит старинный латинский афоризм — Feci quod potui, faciant meliora potentes (лат. — сделал все, что мог, и пускай способные на большее сделают больше).
Вряд ли кто из нас задумывался о том, что с детства знакомые и привычные для всех нас буквы изначально имели вполне определенное символическое значение. Порядок их расположения в алфавите так же был не случаен.
Все это в целом говорит о том, что письменная система это всегда результат творчества бессознательных сил человека. Исходя из этого, можно предположит, что алфавит является частью тех самых изначально заложенных в нас символов, или архетипов, о которых упоминали психологи. А любая древняя символическая система имела определенную последовательность в расположении знаков — как, скажем, система знаков зодиака, китайские триграммы, ставшие основой гексаграмм из книги перемен, различные гадательные системы (карты Таро, ставшие прототипом игральных карт). Таким образом все, что остается нам сейчас — это углубиться в анализ древних иероглифов и попытаться на основе этого сделать соответствующие выводы.
«Оборотная сторона материнского архетипа подразумевает все тайное, скрытое, темное; бездну и царство мертвых; все, что пожирает, обольщает, отравляет; все, что ужасно и неизбежно, как судьба» (Карл Юнг: Психологические аспекты архетипа Матери). В индийской мифологии, к примеру, все боги является аспектом одного божества, и точно так же все богини представляют различные ипостаси высшего женского божества. Это и Деви, являющаяся вселенской утробой, и мать-земля Бхуми, и одновременно — свирепая и неумолимая богиня разрушения Кали. Деву Марию Юнг так же считал ипостасью материнского архетипа, и в буддийских преданиях ей соответствует царица Майя, мать Будды, так же зачатого непорочным путем. Имя «Мария» может быть связано с корнем «mar» — море, в то время как «maya» — это санскритское слово, обозначающее «иллюзия», «фантом», магический трюк (возможно, что известное нам ныне слово «магия» восходит к этому слову). Согласно ведической философии, весь сотворенный мир является Майей — иллюзией. Вот что сказано об этом в Упанишадах: «Пракрити (природа) есть Майя, и Господь — ее повелитель» («Шветашватара-Упанишада»). Материальный мир, где царит смерть, и есть великая Майя (иллюзия), и цель жизни человека — освободится от оков иллюзии и обрести бессмертие.
Как было уже сказано выше, во всех древних символических системах имел особое значение порядок расположения знаков. Алфавиты не являются исключением. Например, расположение букв в алфавите Санскрита соответствует их расположению на лепестках чакр, согласно йогическим учениям. Для ясности приведем здесь небольшую выдержку из книги Шри Свами Шивананды «Кундалини-Йога»: «Лепестки на Чакрах. Каждая Чакра имеет определённое число лепестков с Санскритским Алфавитом на каждом лепестке. Вибрация, которая производится каждым лепестком, представлена соответствующей Санскритской Буквой. Каждая буква обозначает Мантру Дэви Кундалини. Буквы существуют в лепестках в скрытой форме. Они могут быть проявлены, и вибрации Нади могут ощущаться во время концентрации. Число лепестков у лотосов различное: 4, 6, 10, 12, 16 и 2 лепестка. Все 50 букв Санскритского Алфавита расположены на этих 50 лепестках. Число лепестков в каждой Чакре определено числом и положением йогических Нади вокруг Чакры. Звуки, издаваемые вибрациями йогических Нади, представлены соответствующими Санскритскими Буквами»…
Представления об уровнях мироздания у древних были аналогичными с представлениями об уровнях человеческого сознания (чакрами). Исходя из всего этого, можно предположить, что Санскрит описывал уровни мироздания, каждому из которых соответствовали определенные звуковые вибрации. Нет сомнения, что древнеиндийский алфавит несет в себе какие-то важные сведения о мироустройстве, закодированные в древних, как мир знаках и символах».

(Е.Меликян. Алфавит и история мироздания. 07.03.2003г.)

«Часть I. Язык делает сакральным то, как мы используем его. Если язык используется для раскрытия сакральности жизни, он становится сакральным языком. Сакрален язык или нет, определяется тем, кто использует его. Это, в свою очередь, имеет прямое отношение к тому, используется язык сознательно или бессознательно, используем ли мы язык для достижения нашей реальной цели жизни, которая заключается в том, чтобы проснуться, и обнаружить, кто мы есть; или же мы бессознательно запрограммированы языком, для поддержания шаблонов борьбы за индивидуальное выживание, упроченных предыдущими поколениями.
Пока мы сознательно не переменим способ, которым мы употребляем язык, мы останемся следствием прошлого, обусловленными языком прошлого, чтобы повторять шаблоны прошлого снова и снова.
Поскольку эта модель языка выживания действует, кажется, что совершенно невозможно людям выучить Санскрит. В большей степени потому, что Санскрит это совершенная модель сакрального языка, а сакральный язык не может быть выучен через понятия языка выживания.
Не следует говорить, что Английский или любой другой язык, не может быть использован как сакральный. По факту, он должен быть так использован, чтобы выучить Санскрит. С другой стороны, Санскрит может быть использован в модели выживания. Просто в других языках очень мало предохранителей, против того, чтобы они были использованы как языки выживания. А в самом устройстве Санскрита, каждая мыслимая черта встроена, чтобы он продолжал функционировать как сакральный язык.
Первое выдающееся отличие между сакральным языком и языком выживания — это определение, направленность и использование в языке слова «Я». «Я» или его эквивалент — это источник языка. Без «Я» нет вас, его, ее или этого. Эволюция слова «Я» в комплексном языке — это процесс творения. В развитии сакрального языка, это процесс сознательный; язык это эманация, создание и инструмент «Я».
В языке выживания «Я» — это следствие культурных шаблонов, уже бессознательно установленных языком. В Санскрите, даже звуки, которые составляют слово «Я» сознательно подобраны. АХАМ. «А» это первый произнесенный звук, а так же первый звук Санскритского Алфавита. Он может быть обнаружен посредством вдоха со слегка приоткрытыми губами, и отпускания дыхания со звуком, требующим минимального усилия. Он естественно возникает в глотке перед произнесением всех других звуков.
«ХА» — это последняя буква в алфавите Санскрита. После того как все систематические шаблоны движения языка и губ произвели в совершенном порядке, все другие буквы алфавита, последний звук — это «ХА». Это так же согласный звук, который произносится только на силе дыхания, и единственный согласный в непосредственной близости к «А».
Последняя буква «М» — это самый последний звук произведенный губами, потому, что он возникает из-за смыкания губ. В Санскрите «АХАМ» — это начало, дыхание жизни, которое приносит силу творения и конец. И это выражено не только символически через звуки А-Х-А-М, но и физически, основываясь на их расположении во рту.
Вторым самый важным атрибутом сакрального языка является то, что все его индивидуальные звуки рассмотрены как сакральные. Каждый может почувствовать это, расслабившись и повторяя АХАМ, снова и снова и делая это почувствовать все-включающее выражение самого себя. Затем, оставаясь безмолвным, продолжайте чувствовать «А» как вдох, а ХАМ как выдох. «А» это единственный звук, который по настоящему внутренний. «ХАМ» это наиболее полное возможное выражение, возникающее непосредственно из «А», и завершение после прохождения всех позиций всех других существующих звуков. Устройство сакрального языка таково, что звуки совершенно выражают вибрационную суть того, что они описывают. Таким образом, слова устанавливают знание и понимание непосредственно.
Следующая стадия установления сакрального языка, это связь с другими звуками языка, становящаяся понятной из их точного положения, ощущение их тонкости, чувство их силы и мощи, и уникальный способ, которым они вибрируют в теле и атмосфере. Это просто вопрос наслаждения звуком без запрещения, так как мы это делали, пока были детьми. В процессе изучения Санскритского Алфавита, можно открыть, что все звуки заключены в «АХАМ». По мере того как другие слова возникли, звуки, которые составляют их, стали значениями, посредством которых «Я-АХАМ» устанавливает взаимоотношения единства, а не отделенности, со всем существованием.
Часть II. Первичная характеристика сакрального языка такова, что цель, с которой он используется, открывает истинную природу каждого. Санскрит настолько высоко развит и чист как инструмент для служения этой цели, что даже задача выучить язык кажется сложной, пока мотив изучения не совпадет с функцией языка, которая есть знание себя. Когда к Санскриту подходят со смирением и с однонаправленностью, которые говорят об истинном поиске Истины, он начинает открываться. Возникает простая радость во всех аспектах изучения. Пение алфавита особенно вдохновляющее даже если кто-либо уже опытен. Мой учитель, Шри Брахмананда Сарасвати — мастер Санскрита, с более чем 60-ю годами изучения за плечами, и его речь нарушенная параличом, все еще доставляет величайшее наслаждение группе студентов во время изучения алфавита. Возможно, это почти ничего не говорит о природе сакрального языка.
Мы часто слышим кого-то семи лет от роду, поющего английский алфавит. И не то, чтобы эти звуки не были приятны для пения. Мы не имеем такого отношения к Английскому языку, которые взрослые и дети, которые выучили Санскрит, имеют к нему. Это отношение сакральное, основанное на энергии, передающейся через звук, любовь к уникальным характеристикам каждого звука вовлекающего ум, тело, дыхание, вокальный резонатор, рот, язык и губы.
Благодаря простоте жизни в древние времена, существовало острое осознание того, что все изменения в жизни происходят из-за изменений в языке. По мере возникновения новых открытий в языке, происходили немедленные и очень заметные сдвиги во взаимодействии человеческих существ и в способе, которым они воспринимали свое окружение. Эволюция человеческого сознания была сложно связана с развитием языка. Было естественным, что все больше и больше внимания должно уделяться его развитию, как единственного самого значительного фактора в изменении качества человеческой жизни. Это со временем дало путь к открытиям, величина которых невообразима для нас в современности, когда язык склонен рассматриваться как подаренный нам.
Открытие, развитие и очищение Санскрита должны были происходить тысячелетия. Хотя Санскрит сам по себе, с его великой силой поднимать человеческое сознание к высочайшим вершинам, часто приписывается божественному источнику, мы можем так же предположить, что его свойствами были открытия, которые были сделаны в результате того, что человеческие существа активно и интенсивно вовлекаются в открытие своей собственной божественной природы. Наиболее замечательный вопрос, который должен был возникнуть у древних, как продолжить оптимизировать человеческий инструмент тела и ума, как способ для расширения сознания и счастья. Зная, что функционирование инструмента зависит полностью от языка, которым он запрограммирован, они работали над очищением программного обеспечения языка. Они тщательно исследовали и подвергали экспериментам вокальный инструмент и строение рта, и затем выбрали только те звуки, которые имеют наибольшую ясность, чистоту и силу резонанса. Они организовали эти звуки так, что они могли взаимно улучшать и прояснять друг друга, и строиться на взаимном резонансе. Они исследовали фактор дыхания в возникновении звука, и открыли что путем минимизации дыхания с определенными звуками, и увеличения с другими, язык может индуцировать в инструменте состояние расслабленного внимания, которое позволяет ему работать эффективно и без усталости долгие периоды времени, во время расширения и накопления энергии праны. И когда они сделали это, они стали более счастливыми.
Через тысячелетие, Санскрит был усовершенствован как инструмент Йоги. В 500г. до Р.Х он достиг точки, в которой он мог быть уложен формально. Гений Панини был рожден с этой целью. Такой мастерской, краткой и всесторонней была его замечательная работа, «Аштадхьяйи» по формулированию языка Санскрита, что до сегодняшнего дня, два с половиной тысячелетия спустя, никто не смог сделать улучшения в его первоначальной работе. 25 столетий язык не только сохранился в целости, но процветал через любовь бесчисленных просветленных мудрецов, йогов и учеников, практически неизмененным. Только вообразите, язык процветающий с небольшими изменениями в течение 2500 лет. В каждом веке существовали духовные гении, которые погрузили себя в блаженную и безвременную радость Санскрита. Многие уточняли и комментировали изначальную работу Панини, но никто не изменил и не дополнил ее. Йога процветала бок о бок с Санскритом, но сквозь всю практику, экспериментирование и открытия, которые были сделаны в этой науке, была слабая нужда создавать новый или изменять старый язык, чтобы измерить или стимулировать развитие. Санскрит был завершен в 500г до Р.Х как инструмент для выражения вершины человеческих устремлений.
Следует отметить, что индийские алфавиты, включая Брахми, Деванагари и другие — это единственные в мире алфавиты, где порядок знаков не случаен, но основан на безупречной фонетической классификации звуков. Этим они выгодно отличаются от всех прочих алфавитов, несовершенных и хаотически построенных: древнегреческого, латинского, арабского, грузинского и др.».

(Вьяс Хьюстон М.А Санскрит, сакральная модель языка. / Пер. Р.Смирнова)

* * *

N 36. 01.06.13г.