Статья 3.13.7. Тайна термина «сваха».

«Сваха — это священное обращение к божествам. Слово «сваха» имеет огромное значение. Некоторые люди оспаривают его ведическое происхождение. Говорят, что оно не имеет прямого отношения к Ведам…<…>. Если мы внимательно изучим слово «сваха», станет ясно, что оно появилось из сочетания «сва-вак-аха» — «свою речь сказал»… Есть еще одна комбинация, включающая в себя слово «сваха» — «сва-атманам-аха» («высказал самого себя»). Мы воспринимаем это сочетание как относящееся к знанию об Атмане, а также раскрывающее полный смысл слова «Шакти»… <…>. Таким образом, слово «сваха» может рассматриваться с различных сторон, и ему могут быть даны различные значения. Мы понимаем, что оно относится к Шакти…» — так говорил Шри Сатья Саи Баба в своих лекциях (см. Летние Ливни в Бриндаване. Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности. 1974г.).
Б.Л.Смирнов (1891-1967), общепризнанный безупречный переводчик с Санскрита Махабхараты, считал, что «сваха» — это слово, «собственное значение которого утрачено» (см. Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым. Ашхабад. 1962г.).

* * *

1. ТАЙНА ФОРМУЛЫ «БХУР-БХУВАХ-СВАХА»

«Ом Бхур Бхувах Сваха» — так начинается Гаятри-мантра — ведическая мантра на Санскрите, имеющая большую важность в Индуизме. Мантра написана стихотворным размером гаятри и состоит из 24-х слогов, взятых из гимна Ригведы (3.62.10), авторство которого приписывается риши Вишвамитре. Гаятри-мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Считается, что она содержит в себе всю сущность Вед, так как сущность учения Вед содержится в Упанишадах (философских частях Вед), а сущность учения Упанишад заключена в Гаятри-мантре. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её называют Матерью Вед. Гаятри-мантра прославляется во многих писаниях Индуизма, например, в «Бхагавад-Гите», «Ману-Смрити». Польза от применения этой мантры описывается как мудрость, постижение и просветление. Повторение этой мантры входит в ежедневный ритуал всех приверженцев Индуизма.
Огромная значимость Гаятри-мантры отражена в одном из самых важных обрядов Индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводят на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри-мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри-мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть происходит его «второе», духовное рождение.
Чтение Гайтри-мантры предваряется слогом «Ом» и формулой «Бхур Бхувах Сваха», известной как маха-вьяхрити (великое речение) — «великая мистическая фраза». Об этом говорится в «Тайттирийя-Араньяке» (2.11.1-8), где указано, что чтение священных писаний должно предваряться пением «Ом», тремя вьяхрити и Гаятри. В «Айтарейя-Араньяке» объясняется связь трёх Вед с тремя вьяхрити: «бху» представляет Ригведу, «бхувах» олицетворяет Яджурведу, «сваха» — Самаведу.
Слова «бхур», «бхувах» и «сваха» являются сакральными и поэтому могут оставаться без перевода, либо переводиться, например, как:
ОМ! О, Земля, Небо, Сварга!
Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!
Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам!
Ом, ради Земли, Воздушного пространства и Небес!
Ом! Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!
Ом, ради Земли, Воздушного пространства и Небес, Мы обращаемся…».

Существуют «буквальные» и более свободные переводы «великой мистической фразы». Так, например, Артур Авалон в своей книге «Введение в Тантра-Шастру» (см. Артур Авалон. Введение в Тантра-Шастру. М. Тантра-Сангха. 1994г.) в Главе «Гаятри-Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу мантры.

Считается, что «великая мистическая фраза», предваряющая Гаятри-мантру, представляет собой четверичное описание Высшей Реальности. Как пишет Б.А.Загорулько (см. Загорулько Б.А. Гаятри и Саи Гаятри Мантры. / Ред. Н.Н.Самсонова. Херсон. Саи-Веда. 1997г.):

«Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Ригведа — «Праджнанам Брахма» (Сознание есть Брахман); Яджурведа — «Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман); Самаведа — «Тат Твам Аси» (Ты есть То); Атхарваведа — «Айям Атма Брахма» (Этот Атман есть Брахман). При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри».
Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна-Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна-Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической терминологии называемые Шива и Шакти (наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — Тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта-Веданты). Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной Вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во Вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества Индуизма.
Первая часть Гайтри-мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР — БХУВАХ — СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука «Ом» была сотворена наша Вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.
1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;
2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брахмой;
3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;
4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой».

Шри Сатья Саи Баба так трактует первые четыре слова Гаятри-Мантры (см. Сила и могущество Гаятри-мантры, как преподано и разъяснено Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой. / Пер. с англ. В.В.Вернигора. 1996г.):

«1. ОМ — это Пара-Брахман;
2. БХУР — это Бху-лока (физический план). Он также относится к телу, сделанному из пяти элементов (Панча-Маха-Бхута). Эти пять элементов составляют Пракрити (Природу).
3. БХУВАХ — это Бхува-лока (средний мир). Также, Бхува — это Прана-Шакти. Конечно же, на самом деле присутствие Праджняны позволяет Прана-Шакти оживлять тело. Именно по этому поводу Веды заявляют «Праджнянам Брахма» (Непрерывное Всеобъемлющее Осознавание — это Брахман).
4. СВАХА — Сварга-лока (небеса, земля Богов). («Санатана-Саратхи» 9/95-234)». (*Санатана-Саратхи» — «Вечный Колесничий» — эпитет Кришны и название журнала, издаваемого в Ашраме Саи Бабы — Прашанти Нилаям)».

«Ом бхур бхувах суваха ОМ» — Аум, Аминь, «Да будет так!», — сакральное восклицание «Ом, ради Земли, Воздушного пространства и Небес», где:
1. Ом — священный слог.
2. Бхур — Бурая, цветом черно-коричневая — то есть Земля.
3. Бхувах — Бывание, пространство между Землей и Небом, антарикша.
4. СУВАХА — Сверху, Сварга — то есть то, что вверху, на Небесах».

(Дурга Прасад Шастри. Связь между русским языком и санскритом. / Пер. Ф.Разоренова.)

«Бхур — Земное Царство, Бхувах — Небесное Царство (где обитает Божественный Дух). 3. Сваха — Вселенная (Всепроникающий Господь)».

(Марсий. Солнечный свет Лунной Мантры.
Орден Восточных тамплиеров. PAN’S ASYLUM Oasis O.T.O.).

«Итак, Бхур — это Земля, Прана, Сат (существование); Бхувах — это Атмосфера, Вайю/Апана, Чит (сознание); Сваха — Небеса, Вьяна, Ананда (блаженство), Воплощение Счастья».

(Сакральная Архитектура. Энергетика внутренних пространств.)

«Бхур, бхувах, сваха — великие священные слова (mahavyahriti), названия трех миров: bhuh — земля, bhuvah — атмосфера, svaha — небо. Они произносятся после произнесения слога «Ом» каждым благочестивым верующим в начале молитвы»

(«Законы Муну». / Пер. С.Д.Эльмановича, пров. и испр. Г.Ф.Ильиным. М. Наука. 1992г.)

Таким образом, можно говорить о том, что каждое из слов «великой мистической фразы» — Бхур — Бхувах — Сваха — соотносится с одним из планов Мироздания: Земля (земной план), Воздух (астральный план), Небеса (духовный план), как три сферы, или три области сознания: грубая сфера, тонкая сфера и небесная сфера. Сами слова «великой мистической фразы» имеют следующие буквальные значения: «бхур» — «земля»; «бхувах/бхувар» — «атмосферное пространство»; «свах/сваха/свадха/свар» — «небо». «Бхур» может означать «существование», «жизнь». «Бхувах» может означать «свет сознания», «жизненная сила». «Сваха» может означать «всепроникновение», «вездесущность», «осознавание», «блаженство». «Сваха» может символизировать то Счастье и Блаженство, которое испытывают люди, когда они осознают присутствие Божественного как вокруг себя так и внутри себя. Однако, считается, что формула «Бхур-Бхувах-Сваха» значительно выходит за границы смысловой переводимости и превосходит все возможные понимания этих трех слов, которые известны как маха-вьяхрити — великие речения. Считается, что эти великие речения выражают природу Бога, а также показывают присущие Ему «качества». Поэтому в Индии с древних времен духовное сознание развивалось с помощью священной Гаятри-мантры, которой предшествует мантра «Ом Бхур Бхувах Сваха», которая отражает три основных божественных принципа, присущих Миру и каждому человеку: «Бхур» означает принцип материальности, «Бхувах» — принцип вибрации, Сваха — принцип духовности. Эти три составляющие — «материальная» энергия, «вибрационная» энергия» и «излучающая свет», «духовная» энергия способны естественным образом активизировать человеческую природу, человеческое существо для развития духовного сознания.
Вот что пишет Эрух Фанибунда (см. Эрух Фанибунда. Гаятри. Из книги «Увидеть Божество»):

«Махавьяхрити — Бхур, Бхувах, Сваха — эти мистические слова обозначают три мира: землю (бхур), атмосферу (бхувах) и находящиеся за пределами атмосферы небеса (сваха). Согласно учениям древних Риши, имеется четырнадцать сфер (миров), доступных индивидуальной душе, и вышеназванные сферы являются первыми тремя из высших миров. Говорят, когда мы повторяем их названия, то тем самым взываем к Господу, прося Его освободить нас от цикла рождений и смертей. Однако понять сокровенное значение этих трех мистических слов без надлежащего знания и понятия о том, что эти три мира едины, очень трудно. Три-Лока, или три мира, обозначают пространство. Пространство, как известно, не может существовать без времени, поэтому Три-Лока соотносятся с Три-Кала, или прошлым, настоящим и будущим, или с утром, днем и вечером. Обусловленные пространством и временем, Три-Лока характеризуются Три-Гунами, или тамасом, раджасом и саттвой, и также грубым, тонким и причинным аспектами, соответственно, становясь все тоньше и тоньше. Саи Баба говорит по этому поводу: «Лишь постигнув единство этих аспектов, мы сможем понять и осознать, что слова Бхур, Бхувах и Сваха непосредственно связаны с Праджапати (стоящим во главе творения). По отдельности они представлены Индрой (Бхур, или Земля), Вайю (Бхувах, или атмосфера) и Адитьей (Сваха, или Небеса), но слово Праджапати означает всеобщность этих трех миров».

И в качестве заключения обратим внимание на одно высказывание из «Махавайрочана-Тантры» («Махавайрочана-Сутра»), которое приводит Стефан Ходж в предисловии к ее английскому переводу (см. The MAHA-VAIROCANA-ABHISAMBODHI TANTRA with Buddhaguhya’s commentary. Translated by Stephen Hodge. Routledge Curzon. London. 2003. (Pp. 3-40):

«В «Тантре Продолжения» из «Гухья-Самаджа-Тантры» сказано (18.34-35): «Прабандхам тантрам акхьятам тат прабхандам тридха бхавет | адхарах пракритиш чаива асамхарья-прабхедатах || пракритиш чакритиш хетур асамхарья-пхалам татха | адхарас тад упаяш ча трибхис тантрартха-самграхах || — Тантра есть продолженность, и эта продолженность троична: земля, внутренняя природа и неразрушимость. Внутренняя природа есть свойственная причина, неразрушимость есть результат, а земля — способы. В этих трёх заложено значение Тантры».

 

2. ТАЙНА ВЕДИЧЕСКОЙ МАНТРЫ «СВАХА»

В словаре имен персонажей «Деви-Махатмьи» (см. «Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»). / Пер. с санскр., пред. и комм. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.) читаем:

«Сваха (svAhA) — имя Богини, в котором отразилась пураническая персонификация ведического ведийского ритуального возгласа «сваха», произносимого во время жертвоприношений богам. Отождествление Богини со Свахой мы находим в «Деви-Махатмье».
Некоторые исследователи считают, что магическое заклинание «Сваха!», издаваемое при бросании жертвенной пищи в огонь, неотделимо от имени Сваха — имени жены ведийского Бога огня, Агни. Более чем вероятно, что именно отсюда возникли и русские слова «сваха», «сватья», «свадьба». Как известно, сам ритуал жертвоприношения как бы символизирует «сватовство» приносимой жертвы к алтарю, а на более глубоком уровне — сватовство человеческой души к божеству (что подтверждают строки из «Махавайрочана-Сутры», где говорится о том, что Буддой было разъяснено, что слова нама и сваха обозначают знаки или состояние пребывающих в самадхи йогинов). При успешном выполнении жертвоприношения как бы происходит символическая свадьба, что и провозглашается словом «сваха». Поэтому и говорится, что в ведические времена любовь венчала Богиня Сваха. На Санскрите «сва», «свах» — небо, небеса, отсюда и понятие о том, что браки свершаются на небесах. Свадьба — это небесный брак, отсюда сваха (се-ва-ха) — «сказано людей соединяет Бог».

Вот что пишет В.Данилов (см. Данилов В., Черкасова Н. Арийская империя. Гибель и возрождение. М. Воля России. 1999г.):

«В этом Вселенском процессе роль Богини огня заключается в том, чтобы Подружек, уходящих в Мир Беспредельный, пересекающих круг Шишумары, свести с Самим Всевышним Пастушком. Поэтому в народе до сих пор известно слово «сваха»».

Вот что пишет С.В.Жарникова (см. Жарникова С.В. Золотая Нить. Вологда. Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. 2003г. 221 стр.), канд. истор. наук, искусствовед и этнограф, более двух десятилетий отдавшая изучению традиционной народной культуры Русского Севера:

«Известный переводчик гимнов Ригведы, древнейшей части Вед, на русский язык, Т.Я.Елизаренкова пишет: «По глубочайшему убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западно-европейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, чем в западных языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индоиранской».
И действительно, давайте сравним слова этих, столь, казалось бы, далеких сегодня друг от друга языков: русского и языка священных текстов Древней Индии, Санскрита. Сравним, к примеру, имена богов Вед и славянской древности. Бог огня — Агни, еще его зовут Кравьяд (т.е. поедающий сырую плоть), Яма — бог смерти, яга — жертва на Санскрите (и вспомним нашу Бабу-Ягу). Имя славянского Стрибога состоит из двух частей — «стри» — простираться (Санскрит) и «бхага» — милостивец (Санскрит); имя Неба — Сварог — от санскритского слова «сварга», что и значит — небо (отсюда и славянское наименование солнца — Сварожич, т.е. сын неба — Сварога). И наконец, русская «сваха» — женщина, соединяющая женихов и невест, создающая новые семьи и зажигающая новые «семейные очаги», и жена ведического бога огня («Агни») — Сваха. Огромное количество схождений дает нам и обыденная лексика».

Согласно Древнеиндийской Традиции, в соответствии с предписаниями Вед, при совершении «огненных жертвоприношений» (ягья), а также после произнесения ведических мантр, следует произносить восклицание «сваха», которое считается ведической восклицательной мантрой.

«Сваха (Санскр.) Привычное восклицание, означающее «Пусть это сохранится навеки» или, вернее, «пусть будет так». Когда употребляется при родовых жертвоприношениях (браминских), оно означает «Пусть этот род сохранится навеки!».

(Теософский словарь Е.П.Блаватской.)

«СВАХА — ритуальный возглас, означающий буквально: «на благо» или «во благо».
СВАХА — Сварга лока (небеса — земля Богов), в ведическом ритуале — возглас, завершающий мантру.
СВАХА, СВАДХА — самоупорядоченная сила природы, одно из имен Богини-Матери; персонификация возгласа, сопровождающего жертвоприношение предкам».

(Словарь санскритских терминов Организации
Шри Сатья Саи русскоговорящих стран)

«CВАДХА — в ведическом ритуале жертвенный возглас в обряде жертвоприношения предкам. См. также Сваха.
CВАРГА — (небо, обитель света). 1. В индуистской мифологии — рай Индры (Индралока), расположенный на вершине горы Меру в антарикше — воздушном пространстве, промежуточной космической зоне между небом и землей. Сварга — высший из трех миров индуистской космографии, обитель света. 2. Промежуточная область Антарлоки; термин, являющийся, в сущности, синонимом Сварлоки (Сваргалоки). См. также Лока.
CВАХА — в ведическом ритуале возглас, завершающий мантру, которая сопровождает возлияние очищенного масла в огонь. См. также Свадха».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«Ведические мантры можно условно классифицировать:
— односложные непереводимые, среди которых возгласы , условно переводимые как «Да здравствует!», которые сопровождали каждое приношение жертвы в огонь для богов (сваха) и жертвоприношения предкам (свадха). К непереводимым мантрам можно отнести также возгласы во время торжественных ритуалов: «вашат», «вет», «ват», а также самую сакральную — знаменитый слог «Ом»;
— переводимые в буквальном смысле, суть которых далеко превосходит границы смысловой «переводимости» — великие речения (махавьяхрити): «бхур» («земля»), «бхувар» («атмосферное пространство») и «свар» («небо»);
— смысловые мантры божества. Как правило, существует несчетное количество переводов таких мантр из-за многозначности переводов слов с Санскрита. Каждое божество имеет свою мантру («Шри Шивая намах» — «Поклонение священному Шиве», «Шри Ганешая намах» — «Поклонение священному Ганеше», «Шри Нараяная намах» — «Поклонение священному Вишну» и т.д.)».

(Мантры и их тайны. Мантры в практике Йоги.)

«Агни – старший сын Брахмы. Его супруга — Сваха, и он имеет трех сыновей, Павак, Паваман и Шучи. Свадха — его другая жена. И обе его жены получают свою долю в огненном жертвоприношении в подношении Предкам. Агни в Веде неизменно предстает в двойственном аспекте силы и света. Он есть божественная сила, созидающая миры, сила, всегда действующая с совершенным знанием, ибо он знающий все рождения — ему известны все проявления или явления, доступны все формы и действия божественной мудрости. Более того, в текстах настойчиво повторяется, что боги отвели Агни место бессмертного в смертных, божественной силы в человеке, энергии исполнения, через которую они могут вершить в нем свой труд. Именно этот труд и символизируется жертвоприношением. Следовательно, с психологической точки зрения мы можем принять Агни в качестве божественной воли, совершенно направляемой божественной Мудростью, по сути единой с ней, являющейся активной или действенной силой Сознания — Истины. Агни так же — язык Верховной личности в образе вселенского Пуруши, который пробует и поглощает все возможные элементы материи. Это метод познания посредством отождествления и поглощения. Супругой же Агни упоминается Сва — принцип отождествления. Важным элементом ведического ритуала является мантра с которой подносится приношение огню — Сваха! Что означает одновременно и просьбу принять, и самоотдачу себя (Сва), своей сущности».

(Три-мурти. Индийские Боги. Пантеон Богов.)

Вот что говорит Саи Баба (см. Саи Баба. Ягья или огненное жертвоприношение.):

«Сваха — это священное обращение к божествам. У этого слова три значения: — подношение, сделанное вместе с произнесением мантры; — Я делаю подношение с чистым сердцем; — ведическое утверждение, в котором содержится восхваление или прославление; завершение; конец; «да будет так»; Аминь.
Слово «сваха» обычно используется во время совершения подношения ритуальному огню. Люди думают, что это не ведическое слово. Они спорят и говорят, что оно является термином, который используется только во время проведения ритуала. Это не так. С помощью этого слова обращаются к божеству по имени Сваха-Деви. Так как в этом слове заключена большая сила, его почитают, как проявление Вак-Деви, божества речи. Сваха — это имя, которым называют Сарасвати, богиню ведического слова. Богиня Бхагаватам провозглашает, что высшими божествами являются Гаятри и Сваха. В «Лалита-Сахасранаме» называются Её имена — Сваха и Свадха.
Слово «сваха» используется тогда, когда различным формам Божественности, называемым разными именами, преподносится хавис или другие подношения. Все ритуалы, которые предписано проводить ежедневно, а также ритуалы, которые проводятся в определённые священные дни, необходимо начинать со слова «сваха». Каждое подношение священному огню сопровождается мантрой, словом «сваха» или «свадха». «Свадха» используется тогда, когда человек обращается к своим предкам и приглашает их принять ритуальные подношения. Вашаткара — это другое ведическое слово, которое усиливает действие мантры «СВАХА».
С мирской точки зрения человек может видеть только то, о чём говорит. Тем не менее, в Ведах говорится о том, что помимо обычной формы и функции у огня есть божественная форма и функции. Божественные формы или богов невозможно ощутить с помощью чувств. Поэтому Веды советуют поклоняться богам с помощью проведения обрядов и ритуалов. Когда подношение преподносится огню и зажигается так, как это предписывается, то эти подношения называются ахути. Когда произносится слово «сваха», это означает, что бога приглашают принять подношения. Это слово передаёт особый смысл. Боги принимают только те подношения, для которых они были приглашены (сваха)».

В другом выступлении Шри Сатья Саи Баба говорит (см. Летние Ливни в Бриндаване. Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности. 1974г.):

«Глава 10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу. Сегодня мы увидим, что Пратиштха (основа), Свадхьяйя (путь к постижению) и Шри (обладающий всеми видами процветания) — разные имена единой сущности. Аспект Брахмана, известный как Пратиштха, Свадхьяйя и Шри, описывается также именем Свадха. В одной из Брахман об этом говорится: Питри ягнешу свадха бхута (свадха возникла в жертве предкам). Взяв эти священные ведические слова за основу, мы должны попытаться дать слову «Свадха» соответствующее толкование. В «Айтарейя-Брахмане» сказано: «Свадха наме вашаткара» — «Свадха — не что иное, как вашаткара» — т.е. ритуальный возглас, имеющий особый смысл. Это значит, что с помощью слова «Свадха» можно уяснить аспект вашаткары. «Свадха!» при жертвоприношении предкам букв. означает «хорошо положено», т.е. имеется в виду, что пища, предложенная предкам, благодаря мантрам и мудрости брахмана-жреца, достигнет цели. Свадха — это пища, которую должны съесть предки, т.е. «пресуществленная» пища как символ тела Господня, или пища как символ всей природы. В обыденной речи слово «свадха» означает «пища». Ограничим смысл слова «пища» тем, что поступает в наш организм через рот, т.е. едой. Слово же «Свадха» имеет гораздо более широкий смысл и включает не только обычную еду, но и вообще все то, что мы воспринимаем. Это относится, прежде всего, к нашим пяти органам чувств: слуху, вкусу, обонянию, осязанию и зрению, то есть Свадха охватывает все, улавливаемое чувствами. Все то, что мы видим вокруг и познаем с помощью пяти чувств, объединено под общим названием — Свадха. Свадха — основа всего, что мы испытываем и чем наслаждаемся в этом мире. Таким образом, это слово — подлинная основа окружающего нас мира.
В наших древних книгах сказано, что слово «Свадха» — один из синонимов слова «природа», или «пракрити». Этот аспект Пракрити проявляет себя не множественными путями, а особым образом и именуется, поэтому, Парамешвари (Высшей Владычицей). Эта Шакти, или энергия, которой дано было имя Парамешвари, — основа Свадхи, ибо Свадха тождественна Парамешвари или Шакти. Теперь становится ясно, почему Майя, или иллюзия, Авидья, или невежество, и Карма — действие, были описаны как основа Мироздания. Иллюзия и невежество в данном случае — синонимы. Мы не совершим работу, не имея на то причины, или основы. Для работы основой является желание. Для желания основой является невежество. Итак, основа любой работы — желание, основа желания — невежество, и для всего вместе взятого основой является Свадха. Другими словами, пытаясь вникнуть в глубинный смысл сказанного, мы поймем, что Свадха выступает основой всего, что мы видим в мире. Основа же самой Свадхи во всех ее формах — Парамешвари-Шакти. Без сомнения, Парамешвари-Шакти — это основа, но сама Шакти не способна действовать самостоятельно.
Мы видим, что Свадха является основой Майи, невежества и всего Творения; таким образом, Свадха соответствует смыслу слова «Парамешвари». Пратиштха, или основа Парамешвари-Шакти, — это Парабрахман, поэтому слово «Свадха» можно считать тождественным Парабрахману, и в этом смысле мы можем не только испытать, что такое иллюзия или невежество, но и насладиться ими. На этой ступени Парамешвара, т.е. основа Шакти, сливается с тем, кто переживает опыт. Именно благодаря Свадхе становится возможным слияние познаваемого с познающим. Слово «Свадха» подразумевает и то, что невежество и Парабрахман тесно переплетены и взаимосвязаны.
Образно говоря, Мать Вселенной — это Майя, а ее Отец — Парабрахман. Не будь Майи, у нас не появилась бы возможность постичь Парабрахмана. Майя — это форма Бога, а Парабрахман — Его имя. Эти форма и имя неразрывно связаны друг с другом.
Если задуматься всерьез, станет ясно, что Парабрахман не может быть единственной причиной Творения. Проявленный мир может существовать только тогда, когда Парабрахману сопутствует Майя. Их соединение — основа Творения.
Глава 11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве. «Сва (букв. свое; собственное; то, что находится в тебе самом) — это сатья (истина), сва — это дхарма (праведность), сва — это Веда, сва — это ахимса (ненасилие), сва — это яджна (жертва), сва — это поведение, сва — это доброта, поистине, сва находится во всем, что существует во всех мирах.
Все то, что касается смысла слова «свадха» (которое соответствует самоупорядоченной силе природы), о котором вам уже говорилось, относится, согласно Ведам, и к смыслу слова «сваха». Слово «сваха» имеет огромное значение («Сваха !» — ритуальный возглас при жертвоприношении богам, буквальный смысл которого — «хорошо сказано», т.е. имеется в виду, что слова Вед, сопровождающие ритуал, употреблены правильно и с пониманием их глубинного смысла, а значит, жертва достигнет своей цели). Некоторые люди оспаривают его ведическое происхождение. Говорят, что оно связано с церемонией хома (жертвенный обряд с возлиянием в огонь топленого масла.) и не имеет прямого отношения к Ведам. Действительно, когда во время хомы мы приносим богам какую-либо жертву, то к слову, обозначающему вид жертвенной пищи, добавляется окончание «сваха», поэтому люди думают, что оно не восходит к Ведам. Другие считают, что слово «сваха» связано с богами, а «свадха» — с праотцами, так как во время жертвенных ритуалов, посвященных памяти предков, применяется исключительно возглас «свадха». Значение этих двух слов может быть объяснено только через их связь друг с другом. Слово «сваха» является окончанием таких фраз, как «Кешавайа-сваха», «Мадхавайа-сваха» (букв. «адресуюсь к Кешаве», «адресуюсь к Мадхаве») и так далее. В наших повседневных ритуалах эти слова встречаются достаточно часто. Совершая жертвоприношение, мы произносим особые слова и возлагаем на алтарь особые предметы, и смысл слова «сваха» заключается в том, что все, предназначенное огню, должно быть сожжено и усвоено без следа. Для этой же цели и в таком же значении применяется слово «сухута» («хорошо принесено огню»).
В этой связи должны неминуемо возникнуть сомнения. Независимо от того, произносите ли вы слово «сваха» или нет, все, что бросите в огонь, обязательно сгорит. Сущность и свойство огня заключены в том, что он сжигает и поглощает все, с чем соприкасается. Но в таком случае, почему мы используем слова «сваха» и «свадха» и просим, чтобы все, преданное огню, сгорело без следа? Эти слова, применяющиеся во время жертвы, восходят к Ведам. Веда раскрывает их внутренний смысл, а именно: эти два слова предназначены для умилостивления Бога во время хомы (хутама) — огненного ритуала, и также для удовлетворения жреца, возглавляющего церемонию. Если мы внимательно изучим слово «сваха», станет ясно, что оно появилось из сочетания «сва-вак-аха» («свою речь сказал»), а это значит, что это слово, реченное Самим Праджапати (Владыкой созданий и речи).
Исходя из слова «сваха», мы воспринимаем Сарасвати (Богиню священной речи и искусств) как Вакрупини, или олицетворение всей речи («Свою речь (т.е. Сарасвати) сказала» — т.е. Сарасвати, как порождение Праджапати, воспринимается как Его супруга, или воплощение). Мы должны также понимать, что это слово указывает на Сарасвати — воплощение всего содержания Вед. Существует и другой взгляд на происхождение этого слова, который рассматривает его как Су-аха («хорошо сказал»). Это значит, что процветание, сопутствующее голосу Праджапати, распространяется на весь мир («Хорошо сказал» — т.е. воплотил слово, «И увидел, что это хорошо», т.е. Словом обеспечил процветание миру). Есть и еще одна комбинация, включающая в себя слово «сваха», — сва-атманам-аха («высказал самого себя»; атманам — «себя»). Мы воспринимаем это сочетание как относящееся к знанию об Атмане, а также раскрывающее полный смысл слова Шакти (как силу Слова, исходящую из Атмана и воплощающуюся как Его Шакти).
Таким образом, слово «сваха» может рассматриваться с различных сторон, и ему могут быть даны различные значения. Мы понимаем, что оно относится к Шакти Праджапати (силе Владыки существ и речи, отождествляемого с Параматманом)), но ошибочно полагаем, что оно относится лишь к окончанию жертвоприношения. Для каждого ведического слова существует два аспекта: первый — пратьякша (очевидное) и второй — парокша (скрытое, глубинное), то есть то, что вы непосредственно видите и воспринимаете, и то, что за этим стоит. Для слова «агнихи» (истинная скрытая суть) существует альтернативный аспект — «агрихи», соответствующий непосредственному восприятию. Эти слова, «агрихи» и «агнихи», означают то же самое, что «пратьякша» и «парокша», — непосредственное проявление и то, что подразумевается.
Какие у нас основания утверждать, что слово «сваха» способно умилостивить богов, а тем самым принести удовлетворение и устроителю церемонии? В наших Ведах говорится о том, что способностью умилостивить богов обладает жизненная сила, заключенная в слове «сваха», и боги, удовлетворенные ходом ритуала, даруют милость жрецу. В мантрах содержатся различные силы. Иногда кажется, что мантры — это просто сочетание слов, не обладающее особой силой. Энергия, существующая в мантрах, может быть понята только теми, кто хорошо с ними знаком. При помощи одной лишь пратьякши — непосредственного восприятия — нам трудно уловить связь между божественным и человеческим, но парокша — глубокий анализ внутреннего смысла — дает нам возможность понять, что именно мантры помогают нам соединить божественное и человеческое.
Не следует думать, что сила есть только там, где она непосредственно проявляется, например, в созданных человеком машинах, и нет в мантрах, созданных Богом, только потому, что мы не видим ее. К сожалению, некоторые люди утверждают, что нет необходимости читать мантры с соответствующими интонацией и ударением в нужных местах, и что вообще мантры — не более чем обыкновенный набор слов. Наша молодежь далека от божественного пути и не имеет понятия, что представляет собой культура нашей страны. Стало модным иметь «оригинальные» взгляды и щеголять неуместными и нелепыми суждениями.
Чтобы мантра принесла истинную пользу, нужно строго соблюдать все предписания и правильно произносить слова, прибавляя к ним окончание «сваха» или «свадха». Если, совершая жертвоприношение огню, вы произносите слова «сваха» и «свадха» и сопровождаете их соответствующей мантрой, то можете быть уверены в том, что бог огня доставит его в надлежащее место».

 

3. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «СВАХА»

А теперь, несмотря на такое подробное истолкование слова «сваха», все же обратим на него особое внимание. Выясним, какие существуют значения и толкования слова «сваха» и какова его этимология.

Согласно популярному и широко используемому санскритско-английскому словарю Монье Монье-Вильямса (1819-1899), британского индолога и санскритолога, профессора Санскрита Оксфордского Университета, слово «сваха» означает «славословие», или «благословение».

Согласно Теософскому Словарю Е.П.Блаватской (1831-1891), теософа и мистика, долгие годы изучавшей эзотерические учения самых разных народов, составленному Дж.Мидом (Лондон 1892), куда включены порядка 2500 статей, освещающих основные проблемы, понятия и термины эзотерической философии, оккультизма и религиозно-мифологических систем восточного и западного «тайноведения», слово «сваха» означает «привычное восклицание, означающее «Пусть это сохранится навеки» или, вернее, «пусть будет так». Когда употребляется при родовых (браминских) жертвоприношениях, оно означает «Пусть этот род сохранится навеки!».

Согласно Энциклопедическому Словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (СПб. 1890-1907гг.), слово «сваха или свага (санскр. Sv?h? — «слава, благодать, благословение») — в индийском ритуале (уже в Ведах) жертва, служившая пищей богам (в отличие от свадха (см.) — жертвы теням предков), а также возглас при жертвоприношении. В позднейшей индийской мифологии Сваха является олицетворенной в виде дочери Дакши и Прасути, состоящей женой Агни, или огня, а также Абхимани (одного из Агни)».

Согласно Симфоническому санскритско-русскому толковому словарю Махабхараты (Ашхабад. 1962г.), составленному Б.Л.Смирновым (1891-1967), общепризнанным безупречным переводчиком с Санскрита Махабхараты, слово «сваха» означает «ритуальный возглас при жертвоприношении; священный возглас, собственное значение которого утрачено».

Согласно Энциклопедии мифов народов мира (см. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.Токарев. М. Советская Энциклопедия. 2001г., 2008г.), (статья написана В.Н.Топоровым (1928-2005, филолог, ученый, академик): «Сваха — в древнеиндийской мифологии слово, употребляемое как восклицание при жертвоприношении богам (типа: «Да будет благо!», «Во здравие!», «Благослови!» и т.п.); слово, обозначающее то, что приносится в жертву Агни, Индре и другим богам; персонифицированный образ жертвоприношения. Как восклицание, возглас, имеющий междометийный характер, «сваха» употребляется с целью приглашения богов на предстоящее жертвоприношение. При этом существенно, что этот возглас предполагает всех богов, в отличие, например, от возгласа «васат», обращаемого к отдельным божествам. Происхождение возгласа «сваха» описывается в «Шатапатха-Брахмане» (II 2, 4, 1-8), где рассказывается о том, что Праджапати породил из своих уст Агни, которому нечего было есть, так как земля в это время была ещё голой; Праджапати решил создать для Агни пищу из самого себя и предпринял для этого определённые действия; не будучи уверенным в том, что полученное им подходит для жертвы, он вдруг услышал голос, сказавший: «жертвуй это!», и понял, что его (своё — sva) величие сказало это (aha); после чего Праджапати произнёс svaha и принёс первую жертву; с тех пор при жертвоприношении произносилось это ритуальное слово; здесь же содержится и первая попытка этимологического объяснения слова. Возглас svaha, видимо, должен толковаться как su, «хорошо» и aha, «сказал» и, следовательно, представляет собой обычный тип благопожелания. В качестве вариантов этого восклицания используются несколько отличные формы, подвергшиеся дополнительным осмыслениям, например, свадха (svadha) или свага (svaga). Параллелизм между сваха и свадха продолжается и на уровне персонифицированных образов: Сваха, как и Свадха, определяется как дочь Дакши и Прасути; и та и другая как-то связаны с Агни; Образ Свахи в древнеиндийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления».

Согласно Словарю по Основам Эзотерических Знаний (см. Кушнаренко-Суртаева В.Г. Живая мысль. Словарь по основам эзотерических знаний. Горно-Алтайск 2008): «сваха (санскр.) — Райские Планеты».

Таким образом, если речь идет о планах, сферах Бытия или Реальности (санскр. лока), то слово «сваха» часто переводят как — небеса; тонкий план; причинный райс¬кий план. Если речь идет о возгласе, или ритуальном восклицании в религиозной практике, то слово «сваха» условно переводится как «хвала…», «славься…», «да здравствует…», «приветствую!..», «(жертвую Тебе все это) во благо!». Например, Шрипада Садашивачарья так переводит следующие мантры:
Ом Атма-Таттвайя Сваха — Ом. Да будет благо сущности души!
Ом Шакти-Таттвайя Сваха — Ом. Да будет благо сущности Шакти!
Ом Шива-Таттвайя Сваха -Ом. Да будет благо сущности Шивы!

или другой перевод:
Ом Шива-Таттвайя Сваха — Ом. Сущности Шивы — Сваха!
Ом Шакти-Таттвайя Сваха — Ом. Сущности Шакти — Сваха!
Ом Видья-Таттвайя Сваха — Ом. Сущности Видьи (Знания) — Сваха!

или другие примеры:
«Ом Таре Тутаре Туре Сваха» — «храните чистое сердце и добрые помыслы».
«Крим Крим Крим Сваха» — мантра для исполнения желаний
«Ом Маричи Сваха» — в Буддизме и особенно Даосизме очень могущественная магическая формула Царицы Неба, Богини Света, Владычицы Луны и Солнца.

Таким образом, существует, по крайней мере, три основных «направления» значений и толкований слова «сваха», например:

Если речь идет о «плане» Реальности, то слово «сваха» может иметь значения:
— небо
— небеса
— вселенная
— небесный мир
— духовный план
— небесный план
— небесная сфера
— божественный мир

Если речь идет о «восклицании», то слово «сваха» может иметь значения:
— слава!
— славься!
— во здравие!
— благослови!
— да будет так!
— да будет благо!
— пусть будет так!
— воплощение счастья!

Если речь идет о внутреннем смысле слова «сваха», то оно может иметь значения:
— благодать
— подношение
— славословие
— восхваление
— осознавание
— блаженство
— приглашение
— прославление
— благословение
— вездесущность
— благопожелание
— всепроникновение
— священный возглас
— ритуальный возглас
— священное обращение

Обратим внимание на небольшое замечание, сделанное Б.Л.Смирновым (1891-1967), общепризнанным безупречным переводчиком с Санскрита Махабхараты (см. Смирнов Б.Л. Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты. Ашхабад. 1962г.) в отношении слова «сваха» — «собственное значение которого утрачено».

Обратим внимание на то, что слово «сваха» Саи Баба связывает с Богиней (Деви) (см. Саи Баба. Ягья или огненное жертвоприношение):

«С помощью этого слова обращаются к божеству по имени Сваха-Деви. Так как в этом слове заключена большая сила, его почитают, как проявление Вак-Деви, божества речи. Сваха — это имя, которым называют Сарасвати, богиню ведического слова. Богиня Бхагаватам провозглашает, что высшими божествами являются Гаятри и Сваха. В «Лалита-Сахасранаме» называются Её имена — Сваха и Свадха».

В «Брахманда-Пуране» (Уттаракханда, 3.69) сказано:

«Одно имя Шивы лучше тысячи имен Вишну; предпочтительней тысячи имен Шивы одно имя Деви».

В другом выступлении Шри Сатья Саи Баба говорит (см. Летние Ливни в Бриндаване. Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности. 1974г.)

«Есть и еще одна комбинация, включающая в себя слово «сваха», — сва-атманам-аха («высказал самого себя»; атманам — «себя»). Мы воспринимаем это сочетание как относящееся к знанию об Атмане, а также раскрывающее полный смысл слова Шакти (как силу Слова, исходящую из Атмана и воплощающуюся как Его Шакти).
Таким образом, слово «сваха» может рассматриваться с различных сторон, и ему могут быть даны различные значения. Мы понимаем, что оно относится к Шакти Праджапати (силе Владыки существ и речи, отождествляемого с Параматманом)».

В связи с этим еще раз обратим внимание на интересную статью И.В.Ташкинова (см. Ташкинов И.В. Древний Египет и Русь: некоторые вопросы истории, мифологии и языкознания. 12.06.1998г.), которая уже приводилась в статье 3.13.4. «Тайна термина «Сватантра»», и в которой говорится:

«Своевременным будет немного отклониться в область языкознания и рассмотреть явление языка, где происходит взаимозаменяемость звуков [у] и [ва]. В случае со словами «су» и «сва», «суть» и «свят» меняется звучание, но значение остается прежним. Слова «сва», «суть», «свят» есть производные от древнего «су», которое на индоевропейском означает «свет». Хотелось бы подчеркнуть абсолютную идентичность египетских, арийских и славянских слов, обозначающих свет: авестийское «су»; русское «свет»; египетское «шу»; английское «шайн». <…>.
Сварог. У восточных славян Верховного бога Ра заменил его «преемник» Сварог. Но более вероятно, произошло изменение имени Ра на имя Сварог по схеме: Ра — Рарог — Сварог, так как все атрибуты Верховного божества (Солнце, огонь, небо) не претерпели изменений. Мог произойти переход главенствующей роли от Ра (рога) к Сва (рогу) по причине смены старого Бога. Как и в Египте, власть над землей Ра поручил Осирису-Асуру-Сурье, имя Асура-Сурьи и стало производным для более позднего — Сварог. Само слово «асур», этимологически означающее «свет Ра» (су=свет), претерпев изменения (су=сва; Ра=рог), получило современное звучание — Сварог. Таким образом, Сварог принял на себя функции Рарога. Но может быть и другое объяснение: Рарог — просто более древнее имя Сварога, где произошла замена слога «ра» на «сва». Ра — олицетворение солнца и света, которое именовалось Су или Сва (у египтян — Шу).
Исида. Истинное звучание ее имени было иным. По материалам исследования Мэнли Холла, имя «Исида» получилось в результате слияния Isi (еврейск.) и ????, (греч.) = Isis (лат.), что означает «спасение». Очевидно, что и это имя уже далеко от первозвучания. По всей видимости, имя богини Природы было производным от Су (свет), на что указывает и греческий слог Sww. Вполне вероятно, что в дохристианском Египте ее имя звучало как Исус, а впоследствии это имя заимствовали евреи, представители автохтонного населения долины Нила. Но нас интересует вопрос каким образом культ Исиды проявлялся в верованиях индоевропейцев Севера. Интересное предположение, относительно имени Исиды, высказывал Р.Найт (по сообщению М.Холла), он говорил: «… слово это северного происхождения, возможно скандинавского или готского. В этих языках имя произносится Иса, что означает лед, или же воду…». Мэнли Холл, разбирая символическую атрибутику египетских изображений Исиды, говорил о том, что «Исида обладает в изобилии влажностью, посредством которой она питает все естественные тела, охраняя их от солнечного жара, увлажняя их атмосферой». Дальше он описывает видение Апулея, римского античного писателя и историка, которому приснилась Исида, возникающая из океана. Связь Исиды с водой, влагой, жаркой и влажной атмосферой М.Холл подкрепляет высказываниями Г.Хиггинса о том, что Исиду связывают с Луной лишь потому, что она (Луна) повелевает водой. Таким образом, многие авторитеты истории религии связывают Исиду с водой, влагой, жаркой влагой, так как, опять со слов М.Холла, древние верили, что «вселенское семя получается из теплого пара, влажного и огненного».
Теперь следует назвать имя славянского божества с которым, по нашему мнению, необходимо отождествлять египетскую Исиду. Это — Мать Сва или Мать-Сыра Земля. В словаре славянской мифологии читаем: «Мать-Сыра Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего Природу (Натуру), живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (скала — скелет); цепкие корни деревьев заменяли жилы; кровью земли была сочившаяся из недр вода». Эти описания, конечно же, не отражают всей полноты представлений наших предков о «самой любимом и важном персонаже славянской мифологии». Этимология слова «сырой» свидетельствует о более емком содержании, многосторонней функциональности и значимости Матери-Сырой Земли. Даже в этимологическом словаре Шанского и Бобровой (словарь знаменит тем, что большая часть слов в нем объясняется заимствованием из других языков), сообщается, что «СЫРОй» того же корня, что и «СУРОвый» и буквально означает невареный. Правда, лингвисты забыли указать, что «сырой» в русском языке означает еще и влажный. То есть получается, что Мать-Сыра Земля есть влажная, жаркая, рождающая в теплой влаге. Налицо вся атрибутика Исиды.
С другой стороны, слово «сырая», а это определяющее слово в имени славянского божества, является производным от той же основы, что и «суровый», а основа эта есть «Сура» (Асура = Свет Ра). Опять мы видим имя древнего индоевропейского божества Ра. Это замечательно, потому что указывает на многоликость Верховного Бога Ра, а однокоренные слова-имена подтверждают общую основу и родство их владельцев — богов. Кроме того, женская ипостась Сварога — Мать-Сыра Земля у славян имела еще несколько имен (как и Исида в Египте). Мать Сва , Мать Сущая, Мать Святая — все это имена Матери Природы. В западноевропейской мифологии (герметике) есть божество под именем Сирийской Богоматери, она также соответствует славянской Матери Сва (Сирия — Асирия — Асурия).
Осирис (Асур или Аусар). Имя этого бога соответствует названию общих для всех арийцев духов — «асуров» («ахуров»), и в переложение на русскую почву представляет собой «Сурью», т.е. Солнце. Это слово (асур) уже рассматривалось в главе о мифологии, здесь нам только надо указать более подробней его этимологию. Слово «асур» разбивается на два древних индоевропейских слова «су» — свет и «Ра» — Бог, и дословно означает Свет Бога Ра. Позднее асуры стали выступать не как ипостась Бога (лучи, свет Ра), а как самостоятельные божественные сущности — «духи света». Такую функцию они приобрели у арийских народов, у славян же Сурья не потерял своего значения и до христианских времен был богом Солнца.
Необходимо выделить здесь слово «су», очень важное для всего строя индоевропейских языков. Во всех языках слово «су» сохранило свое значение, изменившись очень мало. В русском языке со словом «су» образовано много слов, к ним можно причислить: «сумерки» — свет меркнет; «суд» — святое дело; «суть» — святость, сущность (изначальное понятие Бытия). Вообще говоря, слово «су» и имя Осириса надо рассматривать совместно с именем богини Исиды (Isis, Isu(s)). Имя богини Природы, как и имя Осириса было также производным от слово «су» — свет. Уже отмечалось, что слово «су» можно было прочитать и как «сва» (у = ва, ва = у). Примеров такого перехода в русском языке не мало: рука — рвака; Москва — Моску (Moskau); свадьба — судьба и пр. Интересна этимология слов «суд», «судьба» и «свадьба». «Суд» сложное слово, образованное из «су» (свет, свят) и «де» (дело), получилось, что суд — это святое дело. От этого слова произошло слово «судьба», «ба» по-древнеегипетски означает «душа: все вместе означает «суд души». Эзотерическое толкование этого слова здесь также на поверхности: судьба — это кармическое предначертание жизни, обусловленное прошлым существованием души (закон причин и следствий в верованиях древних индоевропейцев о бессмертии души). Более позднее значение слова «судьба» было образовано совместно с новой его формой «свадьба» (су = сва), «свадьба» — тоже суд, но уже не души, а человека в его конкретной жизни. Древние выразили свое отношение к супружеству этим понятием: свадьба — приговор (суд) на всю жизнь. Слово «свет», надо полагать, также было образовано путем замены «су» на «сва». Слово «свобода», вероятно, тоже является производным от «су» — сва.
В славянском языческом пантеоне есть богиня Мать Сва, несомненно, это имя Исиды, Богини Природы в одном из славянских вариантов. Кроме Матери Сва существовало имя Мать Сущая, позднее Мать Святая. Христиане перенесли один из самых любимых и почитаемых образов божественного языческого семейства на Богоматерь, Матерь Господню, Деву Марию. Имя Мать Сущая является другим звучанием имени Мать Сва и Мать Святая, т.е. «су» = «сва» и от этих слов произошли русские слова: «суть», «существо», «святость», «свет» и другие».

* * *