Статья 3.13.6. Тайна термина «свабхава».

продолжение

4. ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «СВАБХАВА».

Итак. Подведем итог. Поскольку в Санскрите присутствуют как краткие так и долгие гласные, и в составе слова «бхава» могут присутствовать как краткий так и долгий звук А, что придает разные значения словам «бхава» и «бхаава», например:

Бхава (с кратким А в первом слоге — bhava) — истина, сущность, суть, смысл, сущее, существующее, бытие, реальность и т.д.

Бхаава (с долгим А в первом слоге — bhāva) — рождение, происхождение, становление, пребывание, существование, состояние явленности, состояние бытия, жизнь и т.д.

поэтому «выстроим» несколько своеобразных «смысловых» горок, выписав из приведенных выше цитат буквальные, дословные значения и толкования слов «бхава», «бхаава» и «свабхава». Еще раз обратим внимание на слог «сва», для которого также можно найти множество значений и толкований (см. статью 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»»).

1. Слово БХАВА может иметь следующие значения и толкования:
— мир
— сущее
— смысл
— бытие
— жизнь
— истина
— феномен
— сущность
— существо
— рождение
— реальность
— пребывание
— естественное
— существующее
— уровень сознания
— категория бытия
— природа чего-либо
— свойства чего-либо
— абстракция свойства
— предрасположенность
— присутствие чего-либо
— категория становления
— сущность внутренней силы
— стремление к становлению
— бытие проявленное и не-проявленное
— существующее-как-присутствующее
— предрасположенность к существованию

2. Слово БХААВА может иметь следующие значения и толкования:
— экстаз
— эмоция
— эмоции
— манера
— переход
— процесс
— чувство
— сознание
— действие
— страсти
— характер
— намерение
— состояние
— отношение
— настроение
— становление
— темперамент
— воодушевление
— существование
— происхождение
— реакции чувств
— базовое чувство
— состояние бытия
— душевное состояние
— диспозиция сознания
— внутреннее состояние
— развертывание бытия
— состояние явленности
— умственное состояние
— расцвет жизни и мысли
— религиозное настроение
— божественная гордость
— эмоциональное состояние
— эстетические переживания
— бытие в ходе его реализации
— интеллектуальное состояние
— состояние сознания индивида
— сильное внутреннее состояние
— тип человеческого темперамента
— сильное внутреннее расположение
— положительное бытие души или дхармы
— особый аспект естественного состояния
— само существование в эмпирическом мире
— продолжающееся мирское существование
— устойчивое, статическое состояние вещи
— тип внешнего проявления состояния бытия
— тип внешнего, проявленного состояния бытия
— психологическое проявление действий трех гун
— отношение, которое выражает особое взаимоотношение
— некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние
— врожденная, кармически обусловленная склонность, привязанность
— естественное состояние, выражающее мироощущение, переживание

3. Слог СВА может иметь следующие значения и толкования:
— сам
— свой
— свод
— суть
— Небо
— Свет
— само-
— благо
— в себе
— добро
— сущий
— Олимп
— вечное
— основа
— Небеса
— добрый
— Всесила
— счастье
— Всемощь
— небесный
— святость
— мудрость
— сущность
— солнечный
— весь, все, вся
— в самом себе
— собственный
— всеохватный
— просветление
— благословение
— небесная Сила
— священный слог
— собственное «Я»
— свой, собственный
— погруженный в «я»
— «я», душа, дух, атма
— полностью предаться
— истинный, внутренний
— сам, сущий, явь, навь, правь
— воплощение творческой Силы
— обозначает единство Вселенной
— означает выход из Тьмы на Свет
— полностью преданный (Высшему)
— представляет потенцию Господа
— придает оттенок умиротворения
— древнее слово, означающее Небеса
— Божественная Матерь всего сущего
— означает проявление Света, Истины
— преобразованная сущность (Ра в слове Сва-Ра)
— указывает на того, кто знает внутреннее «Я»
— букв. совокупное Я. т.е. Космос, Небо, верхний, горний Мир
— обозначает принадлежность к Небесам и Абсолюту (Брахману)
— означает самый высший уровень человеческого сознания на уровне души

4. Слово СВАБХАВА может иметь следующие значения и толкования:
— сущее
— натура
— природа
— естество
— характер
— сущность
— природное
— своебытие
— само собой
— природный
— реальность
— самостийно
— бытие-в-себе
— своя сущность
— существующее
— реальное бытие
— характер бытия
— реальное в опыте
— реальная природа
— основное свойство
— собственное бытие
— свое существование
— врожденная натура
— само-по-себе-бытие
— природа самого себя
— внутренняя природа
— врожденная природа
— сущностная природа
— собственная природа
— осознание типа души
— сущность (чего-либо)
— врождённые качества
— сущностный характер
— духовный темперамент
— по собственной природе
— особый признак объекта
— неотъемлемая сущность
— собственное становление
— своя абсолютная природа
— принцип самостановления
— естественные склонности
— существование само по себе
— природа (чего или кого-либо)
— существование самим собою
— уникальная духовная природа
— внутренняя сущность объекта
— врожденные свойства качеств
— собственное независимое бытие
— соответственной природе вещей
— собственные характерные черты
— свойство материальных элементов
— сама сущность (чего или кого-либо)
— личное качество (чего или кого-либо)
— са¬мость (какой-либо вещи, состояния)
— прису¬щая (чему или кому-либо) природа
— собственные природные характеристики
— особенности природы (чего или кого-либо)
— природные наклонности (чего или кого-либо)
— реализующая себя сущность в чем или ком-либо
— существующее в качестве самого себя, как само
— персональные умственные, психические свойства
— существующее-как-присутствующее само собою
— естественное изначальное положение (состояние)
— бытие, тождественное своей собственной причине
— тот признак, который сопровождает «этот» объект
— реальность, «ответственная» за факт существовании
— существенное свойство, или качество (чего или кого-либо)
— природа вещей, бла¬годаря которой они таковы, какие есть
— присущий самому себе принцип бытия каждого становления
— врожденные свойства и качества, определяющие сущность (чего или кого-либо)
— природа вещей под углом зрения спонтанности и независимости от внешних факторов
— природа вещей с точки зрения её естественности и независимости от внешних факторов
— чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия

В качестве небольшого добавления можно обратить внимание на Словарь Разговорного Санскрита (www.spokensanskrit.de), в котором приводятся следующие значения для слова «svabhaava»:
— nature (натура, естество, сущность, основное свойство, характер, нрав)
— impulse (толчок, побуждение, порыв, импульс)
— own condition or state of being (собственное состояние или состояние бытия)
— innate or inherent disposition (природный, врожденный или прирожденная, свойственная, присущая, неотъемлемая предрасположенность, склонность, натура)
— native place (естественное, природное место)
— spontaneity (спонтанность, непосредственность)
— natural state or constitution (естественное состояние или конституция, организация, телосложение)
— inherent nature (прирожденная, свойственная, присущая, неотъемлемая натура, естество, сущность, основное свойство, характер, нрав)
— own non-existence (собственное небытие)
— character (характер)

Такое множество значений и толкований слога «сва», слова «бхава» и слова «свабхава», вероятно, может говорить о том, что истинное значение слова «свабхава» (как и слова «сватантра» (см. статью 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»»), как и слова «свадхарма» (см. статью 3.13.5. «Этимологический анализ термина «свадхарма»»)) сегодня нам уже или еще пока недоступно, поскольку оно, возможно, утрачено или еще не выявлено. Однако, есть все основания рассматривать слово «свабхава» не только как слово, но и как термин, и более того, возможно, что этот термин принадлежит непосредственно самой Тантрической Традиции, поскольку (как и термин «сватантра», как и термин «свадхарма») термин «свабхава» несет с собой исходную мотивацию как непременный атрибут «терминологической культуры» Тантрической Традиции и не допускает переосмысления или забвения внутренней формы. Насколько все это соответствует действительности, должны подтвердить (или опровергнуть) будущие исследования Российской Тантрологии, и в частности, ее раздела — Терминология (Тантры), что не мешает нам уже сейчас обратить внимание на некоторые моменты, связанные с термином «свабхава».

1. Термин «свабхава» часто переводят как «природа» (человека) и «сущность» (человека). Вероятно, это может говорить об определенном тождестве внутреннего содержания понятий «природа» и «сущность». Возможно, мы сможем приблизиться к пониманию термина «свабхава», если попытаемся разобраться в таких понятиях, как «природа» и «сущность» человека (см. статью 3.2.1. «Природа и сущность человека»).
Согласно Тантре, познание себя есть ключ к познанию Высшей Шакти. А познание Высшей Шакти — это ключ к Высшей Истине. А что есть познание себя, как не познание собственной природы и собственной сущности. Познание себя есть путь к Вратам, за которыми Высшее, Запредельное. Для Тантры познание есть опыт, и другого познания не существует. Поэтому пока человек не будет двигаться в измерениях, ответа не будет.
Согласно Тантре, этот феноменальный Мир создан Богиней Шакти и состоит из божественной энергии, и всё сущее является Её различными формами. Природа Вселенной и Человека может быть познана по милости Богини Шакти. Тот, кто постигает природу Богини Шакти, чей ум наполнен преданностью Ей, а сердце — Ее блаженством, становится обладателем совершенств и богатств, потому что Богиня Шакти — Маха-Деви (Великая Богиня), Шри-Деви (Хранительница Высшего Опыта), Шри-Видья (Учитель Высочайшего Осознавания).

Обратим внимание на то, как начинается «Виджняна-Бхайрава-Тантра» (Текст впервые опубликован в 1918г. в серии кашмирских текстов и исследований (Kashmir Series of Text and Studies. KSTS)), на которую Ошо дал свои комментарии (см. Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. 2000г. том 1. 384 стр., том 2. 384 стр., том 3. 352 стр., том 4. 352 стр., Нирвана. 2005г. 1328 стр.):

«Когда-то давно Деви спросила Шиву: «О, Шива, в чем заключается твоя подлинная сущность? Что есть эта наполненная чудесами Вселенная? Что составляет начало всего? Кто центрирует колесо Вселенной? Что есть эта Жизнь за пределами форм, пронизывающая формы? Как можем мы проникнуть в это полностью, вне пространства и времени, без имен и описаний? Избавь меня от сомнений!».

Ответ Шивы составили 112 шлок «Виджняна-Бхайрава-Тантры». Шива не дал прямого ответа на вопросы своей любимой Деви, он дал… техники! 112 техник, или 112 путей «познания»! Здесь нет парадокса, как нет логики и нет аргументов. Это другой тип языка. Это язык… Любви, Сострадания и Заботы о том, чтобы понять и помочь, язык, которым передается истинная Эзотерическая Традиция, Высшее Учение. Весь парадокс состоит в том, что ответ Шивы — как лотос на ладони…, ведь имя «Шива» означает букв. «Приносящий Благо/Добро/Счастье»:

«Рассматривай свою сущность, как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре вдоль позвоночника, и так же восходит жизненность в тебе» (5); «Рассматривай любую область своей нынешней формы как беспредельно протяженную» (22); «Рассматривай всецелое как собственное тело блаженства (40); «Каждая вещь воспринимается в пространстве через познание. Это «Я» сияет в пространстве благодаря познанию» (111).

Как утверждает А.Круглов «мудрость — это понимание природы человека. А понять ее можно только через себя, в себе, в опыте самопознания» (см. А.Круглов (Абелев). Что значит «познать себя»? И зачем это надо? Словарь. Психология и характерология понятий. М. Гнозис. 2000г.).
Как утверждает Эва-Мария Вольфрам, «каждый человек и каждая вещь имеет свойственную им природу, суть, которые раскрываются сами по себе в соответствии со своими собственными естественными закономерностями. Мы можем их постичь только благодаря опыту, который приходит из наблюдения и интуиции» (см. Вольфрам Э.-М. Феноменологическое исследование психотерапии: метод получения знания из опыта. // Психотерапия: новая наука о человеке. Москва-Екатеринбург. 1999г.).

2. Если рассмотреть термин «свабхава» с точки зрения составляющих его слогов, как СВА+БХА+ВА, то он открывается с неожиданной стороны. О слоге «сва» говорилось в статье 3.13.4 «Тайна термина «сватантра». Выше были приведены возможные значения и толкования слога «сва». Слог «бха» можно встретить во многих санскритских словах и терминах, например, бхаван, бхавана, бхага, «Бхагавад-Гита», бхагавати, бхакти, Бхарата, бхарати и др. В сети Интернет можно найти следующие значения для санскритского корня и слога «БХА» и слога «ВА»:
Бха — сиять
Бха — звезды
Бха — владеющий долей
Бхавана — духовное отношение, глубокомысленная мечта, воображение, медитация
Бхавани — все формы Шакти
Бхага — знание творения, происхождения, реальное знание божественной Истины
Бхагавати — женская сущность
ВА — или
ВА — Возлюбленная
ВА — соединение с…
ВА — настоящий
ВА — оплетенный, оплетенная, оплетенное
ВА — стремящийся, стремящаяся, стремящееся

3. Среди 1008 имен Бога Шивы можно найти и такое имя — БХАВА (BHAVA), которое считается одним из основных имён-эпитетов Шивы. Это имя переводится как «Сущий». Богиня Шакти, супруга Бога Шивы, соответственно носит имя БХАВАНИ (BHAVANI), которое считается одним из основных имен Богини-Матери, и которое переводится как «Супруга Сущего». Имя «Бхавани» означает «Дающая жизнь».

В древнеиндийском тексте «Бхавани-нама-сахасра» («Тысяча имен Богини Бхавани») сказано, что Высшая Шакти (Пара-Шакти) именуется Йогини («Та, которая наделена магическими силами»). Согласно Тантре, Богиня Шакти, как Бхавани и как Йогини, наделенная различными божественными энергиями, принимает различные формы ради восстановления, сохранения и утверждения гармонии во Вселенной.
Тибетский комментатор XIX в. Чакрасамвара утверждал: «Если устремленный к духу мужчина, признав Йогини, которая предназначена преобразовывать энергию и силу и просветлять, не будет почитать Ее, он не получит ее благословения и не обретет искомых духовных достижений» (см.см. М.Николаева. Йогини — просветленная женщина. 20.11.2008г. Сайт www.indonet.ru.).

В свое время Шри Ауробиндо по просьбе своего младшего брата, Бариндры, написал статью, где в общих чертах представил программу, известную впоследствии как «Программа Бхавани Мандир». В честности. В ней говорилось:

«Кто такая Бхавани, Мать, и почему мы возводим храм в ее честь? Бхавани — это Бесконечная Энергия. В нескончаемых изменениях, происходящих в мире, когда колесо жизни неотвратимо и властно следует своим курсом, Бесконечная Энергия, изливающаяся из Всевышнего и заставляющая вращаться это колесо, предстает человеческому взору в различных образах и очертаниях. Каждый образ знаменует собой эпоху. Подчас Мать предстает в облике Любви, подчас в образе Знания, иногда в образе Самоотречения, иногда в образе Сострадания. Эта Вечная Энергия и есть Бхавани, Она наша Мать и Создательница всего сущего. Бхавани — это Шакти. В нынешнем веке Бхавани проявляется в образе Матери-Силы. Она — чистая Шакти. Весь Мир развивается, исполненный Матерью-Шакти… Все наши Знания мертвы, если в них нет Шакти… Наша Бхакти, Любовь, не может жить и работать, если в ней нет Шакти…».

4. Согласно Тантре: «Все есть Шакти, все есть эта Вселенная», «всё есть Шива, всё есть Бог». «Шакти всегда есть отражение Шивы». Всё видимое и невидимое, все, что можно перечислить, как и не перечисленное, все создано Богиней Шакти. Эта модель Вселенной напоминает герметический принцип «всё во всём» или же современную теорию голографической Вселенной, утверждающей, что каждая точка Вселенной способна отражать всю Вселенную как и любую иную точку в пространственно-временном плане. Поэтому, согласно Тантре, все «объекты» и «субъекты» мира имеют единую «родственную» связь, определенное тождество.

«ИТФ характеризуется таким методологическим приемом, как «критерий тождественности». В Тантре Реальность трактуется как совокупность гомологических рядов, отражающихся друг в друге. Критерий тождественности охватывает четыре типа тождественности, коррелирующих с четырьмя разделами ИТФ. Так, в теологическом разделе это тождество двух аспектов Абсолютного, в онтологии — тождество Абсолюта в целом и Вселенной, в антропологии — тождество Вселенной и Человека, наконец, в сотериологии — тождество между Человеком и Богом. Четверица тождеств является чем-то вроде символического комплекса узловых точек, облегчающих гомологизацию Реальности».

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия (ИТФ). Диссертация. Монография. СПб. 2001г.)

«…мы выделили четыре вида тождества. Их можно было бы выделить и больше, нюансируя исходные варианты, в основе которых лежат представления о Божестве, Вселенной, Языке и Человеке. Однако нам показалось, что систематизация, обращенная к открытости, будет более приемлемой и уместной, нежели замкнутая классификационная схема. Все равно ведь все различия учесть никогда не удастся, да это и не нужно: достаточно прочитать исходный принцип, который их выделяет. И в основе этого принципа лежит тождество двух ликов Абсолютного.
Тождество Шивы и Шакти. Шива и Шакти тождественны друг другу по сущности и отличны по «форме», т.е. по способу их бытия — «надмирного» или «мирового». Шива считается неподвижным, неизменным, абсолютно совершенным существом. Благодаря своей Шакти Шива укоренен в мире, имманентен ему, мир понимается как происходящий из него. Шива одновременно и трансцендентен ему в своей чистой и совершенной форме, и имманентен как находящаяся в нем сущность…
Таким образом, решая, с одной стороны, проблему выбора между монистической и дуалистической установками в пользу первой из них и постулируя не зависящую ни от чего иного Реальность, Тантра различает в ней два аспекта, которые взаимно дополняют друг друга и при этом противостоят друг другу. Постоянно подчеркиваются их взаимная неотделенность и тождественность. Благодаря этой сопряженности Тантра снимает проблему связи творца с творением, выстраивая цепочку: Абсолют без качеств (Шива) — Абсолют с качествами (Шакти) — Вселенная. Тем самым последняя видится как имеющая сущность абсолютного, хотя и скрытого в толще различающихся данностей.
Тождество абсолютного и множественного. Данная разновидность тождества с успехом может быть прослежена практически во всех сакральных течениях индийской мысли. Тантра внесла в этот комплекс представлений идею о том, что тождество двух миров происходит на основе одного из аспектов высшего начала, а именно динамического начала, Шакти. Становление Вселенной происходит в серии последовательных ступеней (таттв), каждая из которых чуть дальше отстоит от изначального Центра и в то же время «закрывает», сворачивает предыдущие ступени…
Тем не менее, несмотря на «отпадение» от изначальной абсолютности, Вселенная продолжает сохранять связь с ней. В Тантрах усиленно подчеркивается тождественность Шивы и Мира (вишва). Вселенная в своей развернутой форме становится телом Шивы, тогда как сам он, через Шакти, выступает как ее сознание и внутренний двигатель.
Тождество божественного и словесного начал. Представление об онтологическом развитии мира в Тантре идет бок-о-бок с идеей фонической эманации Вселенной. Пристальный интерес к слову является одной из существенных характеристик Тантры как таковой, и не случайно ее часто именовали Мантраяной, т.е. «колесницей мантры». Мантра — это «тело» Божества на тонком уровне, воплощение его сакральной силы… Тантра предлагает довольно разработанную «философию языка»…
Тождество микро- и макрокосма. Универсум называется Махабрахманда, «большое яйцо Брахмы», которое, в свою очередь, состоит из «космосов» меньшего размера. Все эти миры можно обнаружить и в человеческом теле. Как говорит «Вишвасара-Тантра» относительно тела, «то, что есть здесь, имеется и в другом (мире); то, чего нет здесь, нет нигде».
В целом подобные соответствия индийская культура знает в изобилии. Однако эта традиционная идентификация двух уровней, один из которых является ограниченным, а другой безграничным, производится в Тантре с привлечением концепта Кундалини…
Таким образом, мы вкратце рассмотрели основные идеи индуистской тантрической философии, сделав это сквозь призму четырех видов тождеств. Тантра стремится найти самые разнообразные идентификации мира абсолютного с миром относительным. Особенность ее в том, что эти идентификации увязываются с динамической силой, неотъемлемой от Абсолюта и наделенной привилегией функционировать как все многообразие связей между мирами. На этом основании и было возможно вычленить четыре основные линии тождества».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. «Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149)

Обратим внимание на главную идею того, что было сказано выше. Тождественность Человека Богу присутствует не во внешней форме, а во внутреннем содержании, которое у Человека столь же многомерно и неисчерпаемо. Именно через эту изначально заложенную в структуру Мироздания тождественность и лежит «возможный» путь Человека к Богу.

Согласно Тантре, не только душа человека тождественна Шиве, не только сознание человека тождественно сознанию Шивы, но и тело человека также тождественно телу Шивы. Также верно и другое: тело человека есть «план» проявления Шакти, сознание человека есть «план» проявления Шакти, душа человека есть «план» проявления Шакти. Весь Мир является «отражением» Шивы и проявлением Шакти.

«В 1782г. вышла в свет книга Сен Мартена «Подлинная система соответствий между Богом, Человеком и Вселенной». В ней утверждается, что внешний мир иллюзорен, внутренняя его сущность — Бог, Он — его высочайшая мораль (гармония). Для падшего человека остается лишь один путь связи с Богом — через знаки и символы. Чтобы устранить разделение Человека и Бога, необходимо восстановить в себе тот же закон, тот же порядок, ту же меру и гармонию, которым повинуется все сущее в Природе. Это и есть Великое Делание, но чтобы его совершить, нужна Воля — мост между душой и духом, ведущий к эволюции и совершенству. Элементам человеческой души, коих ровно четыре, нужен пятый элемент — воля, единственное средство, при помощи которого человек сможет исправить все заблуждения и прегрешения, и слиться со своим Духом, своим истинным «Я». По Сен Мартену, это и есть путь к гармонии. Обладание сознательной волей, способной управлять телом, его инстинктами и душой, есть непременное условие достижения гармонии и индивидуальной эволюции. Об этом учили в храмах Древнего Египта и Древней Греции, Индии и Китая времен Желтого императора, где символом гармонии была пятиконечная звезда — пентаграмма, универсальный знак, в котором впоследствии математики увидели определенные пропорции и уравнения».

(Человек пентаграммы и «золотая» формула Гармонии.
18.01.2012г. Сайт www.naturalworld.guru.)

5. Обратим внимание на 5-й стих в «Виджняна-Бхайрава-Тантре», приведенный выше. В разных переводах он отражен по-разному:

5. Рассматривай свою сущность как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре по позвоночнику — так поднимается в тебе жизненная сила.

5. Рассматривай свою сущность как лучи света, поднимающиеся от центра к центру вдоль хребта, и так же восходит живость в тебе.

5. Внимание между бровями, пусть ум будет находиться перед мыслями. Дай форме заполниться сущностью дыхания до верхней части головы, а там — поток, как свет.

5. Свою сущность ты света лучом представляй,
Что идет в позвоночнике вверх, поднимаясь
От центра одного до другого, и так же
Восходит ЖИЗНЕННОСТЬ в тебе.
(Пер. с санскр. Пола Репса, пер. с англ. В.И.Нелина)

То, что в переводе обозначено понятием «сущность», в оригинале текста на Санскрите передается термином «сварупа» (svarupa), который имеет множество значений и толкований, например:
— природа
— характер
— сущность
— природа бытия
— истинная форма
— истинная природа
— внутренняя природа
— своя собственная форма
— чья-либо истинная природа

В связи с этим обратим внимание еще на один санскритский термин — «свалакшана» (svalaksana). В некоторых комментариях востоковедов можно прочитать, что в определенном смысле svabhava, svarupa и svalaksana — синонимы.
Вачаспати Мишра определяет термин «svalaksana» таким образом: «Отличительное свойство, или признак (laksana), есть то, чем характеризуется (laksyate nena) временное отличие (kalabhedah) (объекта). Специфицируемый таким образом реальный объект (vastu) отличается от других объектов, связанных в своем существовании с иными временными модусами» (см. Dasgupta 1930. с. 116-117). Ф.И.Щербатской переводит термин «свалакшана» как «единичная сущность» (см. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб. 1995).
Вот что говорилось на одном из буддийских форумов (см. Буддийское сообщество. Буддийский форум. Дхарма. Каково значение термина «свабхава»? Также см. В.В.Запорожцев. Курс Йоги 310. «Йога-Сутра» Патанджали. Комментарии. Сайт detectivebooks.ru.):

«Дхарма определяется как «svalaksana», «svarupa» и «svabhava». Эти три сущностных дефиниции характеризуют данное понятие как внеоппозитное, базовое понятие доктрины. Иначе говоря, «дхарма» вводится как понятие, определяемое через самое себя. Дефиниция «svalaksana» представляет дхарму как то, что может быть определено только через свой собственный признак, т.е, признак по объему и содержанию совпадает с сущностью определяемого понятия. В трех модусах времени дефиницию дхармы как «svalaksana» напрямую связывает с ее другой дефиницией как «svabhava». Определение «svabhava» подразумевает постоянство бытия дхармы в ее собственном и неизменном качестве, и в силу этого «svabhava» может быть осмыслена как «то, что имеет свою собственную природу». Формальное проявление этой природы неотличимо от ее сущности, и потому дхарма определяется как «svarupa».

О сложном и неоднозначном понятии «свалакшана» существуют разные, часто взаимоисключающие, мнения, иногда даже у одного автора. В сети Интернет можно найти множество значений и толкований термина «свалакшана», например:
— свой признак
— собственный признак
— самоопределенность
— индивидуальное свойство
— индивидуальные особенности
— индивидуальная вещь, объект
— собственная характеристика
— нечто названное, поименованное
— проявляющийся (-аяся, -ееся) как
— внутренне присущая характеристика
— некая форма, нечто «принимающее форму»
— характеризующее/определяющее самое себя
— порождённое индивидуальными особенностями
— родовая характеристика каждого отдельного объекта
— термин, означающий индивидуальное, конкретное, единичное, уникальное
— то, что воспринимается само по себе, как данность, независимая ни от каких других вещей
— собственная природа явления, отличающая его от других явлений, или специфицирующая характеристика

Таким образом, можно обнаружить, что термин «свабхава» имеет определенную связь, тождественность, синонимичность с терминами «сварупа» и «свалакшана». В этой связи, возможно, следует обратить особое внимание на такие понятия как «индивидуальность» и «личность» человека и попытаться разобраться в этих понятиях (см. статью 3.2.2. «Индивидуальность и личность человека»).
Более того, можно видеть, что термин «свабхава» прекрасно «вписывается» в один ряд к уже рассмотренным терминам «сватантра» и «свадхарма», образуя с ними определенную совокупность и закономерность (если учесть, что существуют еще и другие санскритские термины, начинающиеся на «сва»). В этом отношении представляет большой интерес и достойно особого внимания сакральное слово «сваха», которое часто присутствует в тантрических мантрах и формулах (см. статью 3.13.7. «Тайна термина «сваха»»).

* * *

N 36. 01.05.13г.