Статья 3.13.6. Тайна термина «свабхава».

«Сущность (essentia) предшествует существованию (existentia)» — таков основной тезис европейской схоластики, представляющей собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. «Существование (existentia) предшествует сущности (еssentia)» — таков основной тезис экзистенциализма (философии существования, направления в философии XX в.), акцентирующего своё внимание на уникальности бытия человека и провозглашающего его иррациональным.
«Вся эта схоластика с essentia и existentia так бы и осталась проблемой одних схоластов (у которых она имела и свой специфический теологический окрас), если бы не вопросы о «выборе себя» и о «подлинности» нашего существования, приблизившие ее к живой жизни и составившие пафос экзистенциализма. Экзистенциалистам показалось, что «существование предшествует сущности». Все это остроумно и даже похоже на правду, но только не правда, и прямая противоположность мудрости…» (см. А.Круглов (Абелев). Что чему предшествует в человеке: essentia или existentia, сущность или существование? // Словарь. Психология и характерология понятий. М. Гнозис. 2000г.).
Если санскритский термин «bhava» переводится как истина, сущность, суть, смысл, сущее, существующее, бытие, реальность и т.д., а санскритский термин «bhaava» (в отличие от первого термина, имеет удлиненное звучание первого гласного звука «а») переводится как рождение, происхождение, становление, пребывание, существование, состояние явленности, состояние бытия, жизнь и т.д., то что же тогда могут означать термины «свабхава» и «свабхаава»? Какой из них относится к «сущности» и какой к «существованию», и какой из них может относиться к человеку, и о каком термине идет речь, когда в переводе используется слово «свабхава»?

* * *

1. «ESSENTIA» И «EXISTENTIA».

Прежде чем говорить о санскритском термине «свабхава», обратим внимание на то, что в европейской схоластике, представляющей собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля, присутствуют два интересных термина, два метафизических определения Бытия — «essentia» и «existentia», сущность и существование; чтойность и бытийность; так-бытие и вот-бытие; самосущее и самобытие; возможность (синоним потенциальности) и действительность (синоним актуальности), т.е. бытие интерпретируется как potentia и actus. Подобное схоластическое различение «essentia» и «existentia» восходит к Аристотелю. В контексте этого различения понятие «существование» всегда имело подчиненное положение по отношению к «сущности». Т.е. существенное бытие обусловливает воспринимаемое существование — «essentia involvit existentiam». (Философский энциклопедический словарь. 2010г.).

Вот что пишет М.Хайдеггер (М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме. / Пер. В.В.Бибихина. // М.Хайдеггер. Бытие и время. М. Республика. 1993г.):

«Ж.П.Сартр (*Sartre, французский писатель, философ, публицист) напротив, формулирует основной тезис экзистенциализма так: «экзистенция» предшествует «эссенции», сущности. Existentia и essentia берутся им при этом в смысле метафизики, со времен Платона утверждающей: essentia идет впереди existentia. Сартр перевертывает это положение. Но перевернутый метафизический тезис остается метафизическим тезисом. В качестве такого тезиса он погрязает вместе с метафизикой в забвении истины бытия. Ведь возьмется ли философия определять взаимоотношение essentia и existentia в смысле средневековых контроверз, или в лейбницевском смысле, или как-то по-другому, прежде всего остается еще все-таки спросить, в силу какой судьбы, какого посылания бытия мысли предстает это разделение бытия на esse essentiae и esse existentiae. Остается еще задуматься над тем, почему вопрос об этой судьбе бытия никогда не задавался и никогда не мог быть осмыслен. Или, может быть, это, т.е. такое положение дел с различением между essentia и existentia, не знак забвения бытия? Смеем предположить, что такая его судьба коренится не просто в просчете человеческой мысли, тем более — не в слабосилии ранней европейской мысли по сравнению с нынешней. Различением между essentia, сущностью, и existentia, действительностью, потаенным в своем раннем истоке, пронизаны события западной и всей определяемой Европой истории. Главным тезисом Сартра о первенстве existentia по сравнению с essentia, между прочим, оправдывается название «экзистенциализм» как подходящий титул для его философии».

Между прочим, М.Хайдеггер взбудоражил мировую общественность именно этими метафизическими понятиями, с помощью которых, по его словам, только и возможно приближение к сущности человека, его экзистенции, заявив, что «сущность бытия заключена в его экзистенции».

Вот что пишет А.Круглов (см. А.Круглов (Абелев). Что вначале (что чему предшествует) в человеке: essentia или existentia, сущность или существование? // Словарь. Психология и характерология понятий. М. Гнозис. 2000г.):

«Природа человека. В русском языке ответ слышен непосредственно: сущность (как существительное) существует (глагол); существование — это проявление какой-то сущности в каких-то внешних ей обстоятельствах… Вся эта схоластика с essentia и existentia так бы и осталась проблемой одних схоластов (у которых она имела и свой специфический теологический окрас), если бы не вопросы о «выборе себя» и о «подлинности» нашего существования, приблизившие ее к живой жизни и составившие пафос экзистенциализма. Экзистенциалистам показалось, что «существование предшествует сущности». Все это остроумно и даже похоже на правду, но только не правда, и прямая противоположность мудрости. Что главное — это умение во всем оставаться собой, сохранять в «существовании» «сущность». А без этого… ни счастья, ни найденного призвания, ни чистой совести — вне согласия со своей природой нет. Ведь и то, и другое, и третье — гармония с собой, обретенная адекватность «существования» нашей исходной «сущности»».

* * *

Слово «свабхава», по всей видимости, можно рассматривать как слово, образованное от слова «бхава» путем прибавления частицы, или приставки, или слога «сва». Этимологический анализ слога «сва» был предпринят в статье 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»». В данной статье будет представлена информация о слове «бхава» и слове «свабхава». Сегодня существует множество «определений» и «толкований» данных слов. Для удобства и наглядности разделим все источники информации на следующие группы, а цитаты из источников расположим по мере увеличения их объема:
    1. словари и энциклопедии;
.     2. печатные и электронные издания;
    3. статьи и публикации;
.     4. интернет-форумы;
.     5. зарубежные источники.

 

2. ЧТО ТАКОЕ БХАВА?

2.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Бхава (санскр.) — бытие, или состояние бытия; мир, рождение, а также одно из имен Шивы».

(Теософский словарь.Сайт www.dic.academic.ru.)

«Бхава (санскр. — бытие, существование) — в древнеиндийской философии категория бытия, состояния явленности. Отсюда имеет значения «реальность», «истина», «жизнь». В Буддизме — стремление к становлению, предрасположенность».

(Религиозный Словарь. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Бхаваа — начальная ступень любви к Богу, сравниваемая с появлением первых лучей солнца премы. Ступень Бхакти, на которой сущность внутренней силы Господа, состоящая из духовного знания и блаженства (вишуддха-саттвы), переносится в сердце преданного из сердца Вечного Спутника Шри Бхагавана. Затем она смягчает сердце различными видами духовного вкуса. На видимом уровне бхава характеризуется проявлением различных признаков божественного экстаза».

(Ведические термины. 2011г. Сайт grihastha.ucoz.ru.)

«Бхава — Рождение. Становление. Пребывание. Бытие. Происхождение. Переход. Категория Бытия. Жизнь. Термин означает бытие проявленное или не-проявленное, бытие как субстанциальное (душа) или дискретное (дхарма) существование, состояние разделенности или слитности с Богом. Бхава образует двоицу, парную оппозицию с термином абхава (небытие). Согласно Вайшешике, бхава — положительная субстанция, абхава — отрицательная. Все совершает переходы из непроявленного состояния в проявленное и наоборот. В Буддизме бхава означает врожденную, кармически обусловленную склонность, привязанность, предрасположенность к существованию и само существование в эмпирическом мире. Бхава — развертывание бытия, прати-бхава — свертывание. Пратигья-бхава — зависимое бытие. Пашу-бхава — человек малодуховный с низменными потребностями, интересами. Вира-бхава — человек мужественный, одухотворенный. Пара-бхава — бытие в другом, или сверхбытие Абсолюта. Свабхава — собственное независимое бытие, бытие-в-себе, собственная природа. В Абсолюте свабхава выступает как пустота (шуньята). Синонимы: Бхаванга, Сат, Айю, Дживика, Дживита». 

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Бхава — означает тип внешнего, проявленного состояния бытия. Среди человеческих существ, различают три формы бхавы:
(1) Пашу-бхава (ограниченные): низшая группа людей, мало озабоченных религиозными или этическими вопросами; живущих эгоистично, только ради телесных удовольствий; обладающих грубым мышлением; считающих остальных людей глупцами. Утешительным, однако, является тот факт, что такие люди обычно малоэффективны в своих мыслях, словах и действиях.
(2) Вира-бхава (сильные, энергичные, мужественные): средняя группа людей, обладающих честолюбием и целенаправленностью, легковозбудимых под влиянием внешней среды, быстрых в планировании и действиях, преследующих достижение или развитие чего-либо. Они способны и инициативны как в личных, так и в общественных видах деятельности, в особенности в сфере самовоспитания.
(3) Дивья-бхава (одухотворенные, то есть независимые по характеру и гармонизирующие по своему воздействию): люди, осмысливающие свои действия, упорядоченные и результативные в своих поступках; целомудренные, миролюбивые, внимательные, интеллектуально развитые и заинтересованные в духовной цели, единении с Божественным в любых ситуациях и на всех стадиях своей жизни.
Нетрудно заметить, что эти три группы прямо соответствуют делению людей по их предрасположенности или склонности к тамасу, раджасу и саттве». 

((Э.Вуд. Словарь Йоги. 2009г. Сайт www.dic.academic.ru.)
(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт www.ariom.ru.)
(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Бхава (с отрицат. префиксом — абхава: от санскр. корня bhu — (изменчиво) быть, бывать) — встречающийся во всех даршанах один из важнейших оперативных терминов индийской философии, но так и не ставший в ней предметом мысли и специального изучения. На европейские языки переводился по-разному, несовместимыми способами: «бытие», «существование», «сущность», «состояние» и др.; соответственно абхава — как «отрицание», «небытие», «несуществование», «отсутствие». В интерпретациях постоянны колебания между «существованием» и «сущностью», а также пониманием Бхавы как абстракции свойства или (гораздо реже) как названия свойства предмета и предмета по свойству. Если использовать введенное Хайдеггером различение «бытия» и «сущего», то ясно, что Бхава почти всегда означает «сущее», точнее «существующее-как-присутствующее», хотя
а) из-за чисто синтаксических особенностей Санскрита часто возникает искушение неверно перевести его как «бытие»; и
б) само «сущее» может по-разному пониматься в разных даршанах, согласно их онтологиям, как процессуальное, субстанциальное и т.п.
В некоторых онтологиях «сущее» может сливаться с «бытием». С Бхавой близко связан по содержанию термин «свабхава», в толковании которого есть сходные колебания — «свое существование», «своя сущность» и пр. Наиболее адекватный его перевод — «существующее-как-присутствующее самим собою, в качестве самого себя, как само», что весьма близко к европейской категории «сущности» (чего-то, не гипостазированной абстракции). Однако встречается и употребление термина «свабхава», как абстракции свойства, т.е. «существование самим собою». (А.Парибок)». 

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь.
/ М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика. 1996г.)

«Бхава (санскр. бытие, существование, от бху — быть) — в древнеиндийской философии категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», «жизнь». В Буддизме — стремление к становлению, предрасположенность к существованию; объясняется как элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы «закона взаимозависимого возникновения» см. Пратитъясамутпада). Некоторые мыслители (напр., Чандракирти) рассматривали Бхаву как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей (см. Сансара). При таком понимании Бхава — ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс. Противоположное понятие — абхава (санскр. небытие, несуществование), получившее особое развитие в ряде философских систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение», «отрицание», «смерть». Нередко абхава рассматривается как отрицательная категория, Бхава — как положительная. Согласно Кумариле (система Пурва-Миманса), Бхава включает в себя субстанцию (к которой сводится и энергия, сила — см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава — предшествующее, последующее, абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом Адвайта-Веданты Мадхвой: сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же существа или положительны (Бхава), или отрицательны (абхава). Кал отрицательная категория абхава выступает и у Канады (система Вайшешика), где она противопоставлена шести положительным объектам познания, из которых состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность). На убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавы-небытия у Канады и его последователей построена и оригинальная классификация типов небытия: сансарга-абхава (т.е. отсутствие чего-либо и в чем-то другом) — 1) небытие вещи до её возникновения (праг-абхава), 2) небытие вещи после ее уничтожения (дхванса-абхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянтаабхава, или абсолютное небытие); аньйонья-абхава (т.е. небытие одной вещи в качестве другой, их взаимоисключаемость). Если Бхава является категорией положительного бытия, то абхава — скорее логическая категория, определяемая не столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории древнеиндийской мысли были попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Бхавой-бытием, т.е. придать этому понятию самостоятельный онтологический статус». 

(Философский энциклопедический словарь.
/ Гл. ред.: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв,
В.Г.Панов. М. Советская энциклопедия. 1983г.)

«Бхава (санскр. от корня bhū — быть, становиться) — 1. Понятие индийской философии с широким спектром значений — «становление», «действие», «состояние», «существование», «бытие» в противоположность «небытию» (абхава). Анализ языка вывел грамматистов к проблемам понимания бытия гораздо раньше, чем к этому пришли философы. В «Нирукте» («Этимологии») Яски (V в. до н.э.) противопоставляются бхава и саттва как значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает «становление», «процесс», «бытие в ходе его реализации», «некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние», а второе — «свершенное бытие», «сущее», «законченную вещь».
Значительное влияние на лингво-философскую традицию оказала концепция шести модификаций бхавы некоего Варшьяяни, цитируемого Яской: «рождение», «существование», «изменение», «рост», «деградация», «разрушение». Последующие грамматисты и философы по-разному понимали соотношение бхавы и модификаций. Согласно одним, бхава есть процесс, а модификации — разные его формы, согласно другим, модификации бхавы суть разные состояния одного и того же неизменного, статичного бытия. Третьи сводили шесть модификаций к двум — становлению и разрушению, или свертыванию и развертыванию (Санкхья), четвертые считали их иллюзорными (Адвайта).
Динамический аспект бхавы подчеркнут не только в грамматике, но и в Буддизме, где это изменчивый и зависимый элемент бытия, синоним дхармы (в этом смысле бхаву переводят как «феномен»), содержащий, однако, некую собственную летучую сущность, отсюда его употребление в смысле «собственной природы» (свабхава). Ни буддисты, ни грамматисты не проводят разграничения между бытием вещей и процессов и бытием как таковым. Концепция абсолютного бытия (cam) формулируется в школах монистического толка (Адвайта). В Вайшешике и Ньяе бхава (синоним саттва) выступает как свойство «быть», «существовать», которое охватывает все категории наличных вещей. (В.Г.Лысенко).
2. В Санкхье термин «бхавы» маркирует две классификации диспозиций сознания. Первая включает, по «Санкхья-карике», 8 пар: знание — незнание, добродетель — не добродетель, индифферентность — страстность, «сверхспособности» — бессилие, локализуемые в буддхи (ст. 23). Другая классификация обобщает 50 бхав (ст. 46): 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакти), 9 удовлетворенностей достигнутым (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) и 17 аберраций способности суждения, а все четыре класса вместе именуются «ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается порциями гун. Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарира) и преобладание в менталитете индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида (вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них — знание (соответствующее и «достижениям») — ведет к «освобождению» (ст. 53). (В.К.Шохин).
3. Психические состояния. Впервые упоминаются в «Натья-Шастре» («Наука Театра», компендиум, сформировавшийся к II-III вв. н.э.), где имеют статус основополагающего понятия в концепции расы («Натья-Шастра» гл. 6-7). В трактате описываются 49 разновидностей бхав: 33 из них носят название вьябхичари и интерпретируются как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Их примерами служат слабость, опасение, стыд, безразличие, опьянение, зависть, радость и т.д. Следующие восемь именуются саттвика. К ним относятся оцепенение, слезы, поднятие волосков на теле, изменение цвета лица, изменение голоса, обморок, появление пота и дрожь. Наиболее важными считаются еще восемь разновидностей бхав, т.н. стхайи, которые рассматриваются как постоянные или устойчивые психологические состояния, непосредственно связанные с расами и при определенных условиях в них переходящие. Это стхайи-бхавы наслаждения, смеха, скорби, гнева, мужества, страха, отвращения и удивления. (H.P.Лидова)». 

(Новая философская энциклопедия. В 4 т.
М. Мысль. / Под ред. В.С.Стёпина. 2001. 2003г.)

«Бхава (санскр. «бытие», «существующее», «существо», «природа чего-либо», «состояние», «сознание», «сердце», «смысл») — термин индийской философии. «Бытие», соответственно, «небытие» предваряются в индийской культуре оппозицией «сущего» (сат) и «не-сущего» (асат), известной уже из поздних гимнов Ригведы. Позднее, в «Чхандогья-Упанишаде», можно установить даже наличие двух мнений, согласно которым сущее произошло из сущего и, соответственно, не-сущего. В памятниках Палийского канона понятия бхаава («бытие») как устойчивое, статическое состояние вещи и бхава («становление») как динамическое, кинетическое являются нередко взаимозаменяемыми. Эту закономерность можно было бы объяснить самим буддийским учением, согласно которому в мире нет ничего устойчивого и все сущее может трактоваться как поток событий. Однако границы между «бытием» и «становлением» были достаточно подвижны также в тех учениях, которые признавали наличие в мире перманентных сущностей. Так, в древней Санкхье, по версии учения, приписывавшейся легендарному мудрецу Асита Дэвале, в числе составляющих индивидуального существования названы, после пяти стихий и времени, также бхава и абхава («небытие»), которые означают здесь возникновение и устранение, т.е. не сами бытие и небытие, но переход в состояния бытия и небытия.
Вайшешика-Ньяя. Уже в той иерархии универсалий, которая была представлена в «Вайшешика-Сутре», различаются три онтологических уровня: только общее, общее-индивидуальное и только индивидуальное. К высшему классу второго уровня относятся субстанциальность (универсалия всех субстанций), качественность (универсалия качеств) и двигательность (универсалия движений), но и они представляют собой индивидуалии в контексте первого уровня, к которому относится только бытие-бхава. Далее, согласно «Вайшешика-Сутре», бытие, будучи высшей универсалией (не являющейся чьей-либо индивидуалией), может считаться только единым, поскольку его различительный признак — употребление слова «есть» и в нем отсутствуют какие-либо признаки дифференциации. Другие пассажи «Вайшешика-Сутры» важны как свидетельство широты смысла этого понятия: бхава означает присутствие чего-либо (абхава, соответственно, отсутствие), например, конкретного познания при контакте Атмана, органа восприятия и объекта. Интересен отрывок, согласно которому бытие, как и качественность, являются чувственно воспринимаемыми. Во вступлении к «Ньяя-бхашье» Ватсьяяна, ставя вопрос: «Что такое истина?» отвечает, что это «[познание] наличного бытия (садбхава) у сущего и отсутствия такового (асадбхава) у не-сущего». Сопоставление употребляемых терминов свидетельствует о том, что «бытие» понимается здесь не как абстрактный квантор существования, но как положительная характеристика вещей. Первый по времени комментатор «Вайшешика-Сутры» Чандрананда (ок. VIII-IX вв.) отождествляет бхаву с «существованием» (сатта) и подчеркивает тот существенно важный момент, на который в сутре содержался лишь намек, а именно, что бытие-существование релевантно только в связи с тремя первыми категориями — субстанциями, качествами и движениями, из чего следует, что оно, соответственно, не релевантно в связи с тремя другими нормативными категориями Вайшешики (универсалии, партикулярии и присущность). В субкомментарии к «Ньяя-бхашье» Вачаспати Мишра обращается к бытию для выяснения основных логических законов. Так, различая вполне четко контрарность (отношение противоположности) и контрадикторность (отношение противоречивости), он иллюстрирует первое противопоставлением синего желтому, второе — небытия бытию (одно не просто связано с отсутствием другого, но есть само это отсутствие). Шридхара (ок. X в.) во вступлении к «Ньяя-кандали» (комментарий к «Падартхадхармасанграхе» Прашастапады) указывает, что Прашастапада не счел нужным включать небытие в систему категорий (как то сделал его предшественник Чандрамати) не потому, что такой категории и ее референта нет вообще, но потому, что небытие зависимо (паратантра) от бытия, представленного в шести нормативных категориях Вайшешики. Другой известный комментатор Прашастапады — Удаяна (X в.) в первом разделе «Киранавали», посвященном субстанциям, полемизирует с ним по поводу статуса темноты. Шридхара полагал, что она, хотя и не является субстанцией, все же есть особый вид цвета и потому может быть отнесена к позитивным вещам (бхава), поскольку мы можем фиксировать ее наличие. Удаяна возражает, что она не относится к таковым, поскольку никто не может воспринять темноту без предшествующего восприятия света». 

(Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет».Сайт www.krugosvet.ru.)

«Бхава — многозначный термин в философских школах Индуизма и Буддизма. В Санскрите существует два слова (наиболее употребляемые значения:
бхава (भव bhava [с кратким А в первом слоге]) — жизнь, бытие, происхождение;
бхаава (भाव bhāva [с долгим А в первом слоге]) — эмоция, манера, темперамент.
В Тантре. Тантрическая традиция, отказываясь от варн и каст, в большинстве своём утверждает равенство людей перед лицом Творца и равенство в возможности получения знания. Однако она всё равно разделяет людей — но не по родовому признаку, а по уровню интеллекта и/или темперамента — и использует для этого термин «бхава» (bhāva), определяя его как тип человеческого темперамента. Тантра разделяет человеческий темперамент на три типа — трибхаву: пашу-вира-дивья (по восходящей).
Пашу-бхава (животный темперамент) — низший тип. Это люди, для которых на первом месте стоят физические удовольствия, материальные блага, то есть, не стремящиеся к духовному познанию. Согласно самим текстам Тантр, к пашу-бхаве принадлежит подавляющее большинство людей, и они могут получить знание исключительно в Дакшиначаре (Тантре правой руки).
Вира-бхава (человеческий темперамент) — средний тип. К этому типу относятся те, кто уже осознал преходящесть мира Майи и материальных удовольствий. Он целеустремлён и сосредоточен; его внутренний мир целиком поглощён садханой. Но при этом в нём ещё могут сохранятся высокомерие, гордость, нетерпимость, от которых он обязан избавиться. Человек, находящийся в вира-бхаве, ограниченно допускается к определённым практикам Вамачары (Тантры левой руки) только под контролем Гуру или более продвинутых членов школы. В конце концов вира, при упорной практике, достигнет состояния дивья-бхавы — божественности.
Дивья-бхава (божественный темперамент) — высший тип. К дивья-бхаве относятся те, кто уже полностью осознал свою божественность, свою неотличимость от Брахмана — то, что определяется как «tat-tvam-asi» в «Чхандогья-Упанишаде» или «aham-brahma-asmi» в «Брихадараньяка-Упанишаде». Он продолжает придерживаться обязательного внешнего ритуализма жизни — но это не является для него столь обязательным, как для находящегося в пашу-бхаве или вира-бхаве.
Идея трибхавы зародилась в Тантре как развитие теории гун в Санкхье. Соглашаясь с этой теорией, Тантризм, однако, считает три гуны скорее категориями вселенского масштаба, хотя и признаёт их наличие в, так сказать, земном плане бытия. Они ассоциируются между собой следующим образом:
Саттва-гуна — дивья-бхава.
Раджа-гуна — пира-бхава.
Тамо-гуна — пашу-бхава.
Следующим этапом развития трибхавы в тантрическом Шактизме явилась структура разделения различных направлений Индуизма на семь ступеней — Саптачара (Семь ступеней) — и последовательное разделение трибхавы по ним:
Пашу-бхава — Ведачара (смарта-даршана); Вайшнавачара (вайшнава-даршана) и Шайвачара (шайва-даршана);
Вира-бхава — Дакшиначара и Вамачара;
Дивья-бхава — Сиддхантачара и Каулачара — последняя считается наиболее высшей ачарой. Шайвачара фактически является переходной ступенью между пашу-бхавой и вира-бхавой — в ней вера (Ведачара) и Бхакти [преданность] (Вайшнавачара) усиливаются Джняной [Божественным Знанием]. (Шайвачара) и душа садхака обретает важное качества, необходимые для дальнейшего духовного развития: вирья (решимость) и тапасья (духовное возгорание). Четыре последние ступени — Дакшиначара, Вамачара, Сиддхантачара и Каулачара — это фактическое подразделение тантрического Шактизма.
По своей сути идея трибхавы очень близка европейскому мистицизму: так, аналогичное деление есть у гностиков (гилики-психики-пневматики) и у масонов (ученик-подмастерье-мастер). Ф.Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра» так же даёт символическую типологию людей — верблюд — лев — ребенок — и её описание в какой-то мере близко Трибхаве Тантры.
В Вайшнавизме. Термин «бхава» очень широко используется в вайшнавской бхакти. Вайшнавский святой и богослов XVI в. Рупа Госвами, принадлежавший к традиции Гаудия-Вайшнавизма, в своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» определил пять основных видов бхакти, названных им бхава:
Шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом;
Дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина;
Сакхья-бхава — общение с Богом как с другом;
Ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога;
Мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному.
В Гаудия-Вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндаваны к Кришне.
В Буддизме. В Буддизме термин «бхава» означает непрерывность жизни и смерти, обусловленной на привязанностях (упадана); стремление к жизни. Бхава является условием для возникновения живых существ, в частности, формы, в процессе рождения (джати).
Другие значения. Бхава (bhava) — одно из основных имён-эпитетов Шивы. В ритуальной литературе Шиваизма часто переводится как «Сущий». Бхава (bhāva) — термин в джйотиш (Ведической астрономии); один из астрологических 12-ти домов. От него происходит название натальной карты в джйотиш — бхавачакра (bhāvacakra).
Бхава в «Натья-Шастре» (древнеиндийский трактат по театральному искусству) — термин, означающий интеллектуальное состояние». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

 

2.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

информация отсутствует. 

2.3 СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Бхава (санскр. экстаз) — бытие, сознание, существование, эмоции, тип внешнего проявления состояния бытия».

(А.Ермакова. Серия хроники Света и Тьмы.Сайт www.sasha-ermakova.ucoz.ru.)

«Если мы и в Мантра-Йоге свое внимание направляем на Абсолют, то мы настраиваемся на эту волну Высшего, Учителей и Учительниц Йоги, которые достигли Просветления. А куда мы направляем Сознание, туда же идет наша Энергия, и в этом направлении мы и движемся. Опять же, когда мы в состоянии Бхавы обращаемся в молитве к Богу или в мантре к Абсолюту, то возникает ощущение близости с Высшим, а это, я вам скажу, еще более бхавное состояние, это новый уровень жизни». 

(Э.Печорин. Моя Мантра-Йога. Сайт www.yogapress.ru.)

«Слово «темперамент», которое часто используется применительно к трибхаве, может передать санскритское слово «бхава» лишь в ограниченном смысле. Последнее имеет поистине безбрежное море значений, будучи производной формой от глагола бху (быть). Пожалуй, ближе к истине был бы перевод слова «бхава» как «бытие» или «состояние бытия», однако при этом отчасти теряется его соотнесенность с субъективными проявлениями. В любом случае следует помнить, что, в отличие от четырех западных «темпераментов», известных со времен античности, «темпераменты» индийские, описываемые в данной статье, подразумевают скорее сложные психо-этические состояния, которые могут развиваться во времени и переходить друг в друга».

(Пахомов С.В. Тантрическая трибхава. // Вестник Русской
христианской гуманитарной академии (РХГА). 2005г. №6 с. 208- 216.)

«Аннотация. Возвышенное переживание единства с Источником является основой любых методов практики на пути Лайя-Йоги. Божественная гордость (Бхава) — особый аспект естественного состояния, выражающий мироощущение, возвышенное переживание самого себя как великого божества, наделенного беспредельным величием, могуществом и славой. Благодаря практике пестованию божественной гордости, взращиванию постоянной устремленности, йогин насыщает свое созерцательное присутствие чувством величия, бесконечности, всеохватывающего могущества, бесконечной любви, сострадания, непостижимого совершенства и т.д., растворяющее его ум и эго в своей Абсолютной Природе. В книге даны наставления по практике пестования божественной гордости, которые являются драгоценным сокровищем, передаваемые в Традиции махасиддхов, и позволяющие обрести полное Пробуждение в течение одной жизни». 

(Свами Вишну Дэв. Путь божественной гордости.
Свабхава Упадеша Чинтамани. 2004г. Сайт www.log-in.ru.)

«Бхавы (санскр. «диспозиции сознания», «базовые чувства») — в индийской философии состояния сознания индивида.
Феноменология сознания. В Санкхье древней (например, в традиции Панчашикхи) словом «бхава» обозначались психологические проявления действий трех гун — эмоции положительного, отрицательного и «нейтрального» характера. В Санкхье классической термин «бхавы» обозначается две классификации состояний сознания. Первая включает, по «Санкхья-карике», четыре пары: знание — незнание, добродетель — недобродетель, индифферентность — страстность, «сверхспособности» — бессилие, локализуемые во «внутреннем инструментарии» — буддхи и определяемые тем, какая в нем преобладает из гун — светлая саттва или темный тамас. Другая классификация объединяет 50 бхав: 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакти), 9 видов удовлетворенности достигнутым (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) плюс 17 аберраций интеллекта. Все четыре класса вместе именуются «ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается и объясняется также пропорциями гун. Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарира), и преобладание в состоянии индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида (вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них — знание (соответствующая и «достижениям») — ведет к «освобождению», остальные семь — к сансаре. В одной из карик Ишваракришна различает и уровни состояний сознания: они могут быть имманентными (самсиддхика), природными (пракритика) или производными (вайкритика). Многочисленные его комментаторы, начиная с автора «Санкхьясаптати-вритти» (ок. VI в.), истолковывают данную иерархию следующим образом: под первым уровнем следует подразумевать знание, добродетель, индифферентность и «сверхспособности» у божественного мудреца-риши Капилы (мифический основатель санкхьи), под вторым — те же достоинства у четырех сыновей бога Брахмы (у Санаки, Сананданы, Санатаны и Санаткумары, с которыми санкхьяики соотносили, ради мифологической престижности, свою традицию), а третий соответствует тем же положительным качествам, когда они достигаются «простыми смертными» благодаря ученичеству и работе над собой. Автор «Юкти-дипики» вносит в эту иерархию значительную детализацию. Он указывает, что у такого авторитетного предшественника Ишваракришны, как Панчадхикарана, принимались только второй и третий уровень бхав, зато они достаточно подробно структурировались. Природные диспозиции-состояния сознания подразделялись им на те, которые 1) возникают вместе с самим началом буддхи до образования телесной конституции индивида; 2) легко могут быть «пробуждены» при наличии телесной конституции; 3) могут быть пробуждены при наличии определенных усилий. Производные же подразделялись на 1) те, которые могут быть культивируемы самим индивидом и 2) те, которые могут быть культивируемы посредством его общения с другими. Из поздних комментаторов санкхьи схемы Панчадхикараны (правда, без детализаций) придерживался Вачаспати Мишра, полагавший, что без уровня имманентных бхав вполне можно обойтись (Таттвакаумуди к ст. 43). Поздние санкхьяики акцентировали свои расхождения в трактовке того, что они называли бхавами, с другими системами. Так, первый комментатор «Санкхья-Сутры) Анируддха (XV в.) подчеркивал, что в Санкхье они являются качествами не самого Атмана, каковыми они были бы у наяиков и вайшешиков, но только «внутреннего инструментария» (антахкарана).
Эстетическая теория. Начиная уже с «Натья-Шастры» термином «бхавы» обозначаются те эмоциональные состояния, которым соответствуют «искусственные эмоции» (расы), порождаемые сценическими средствами. Так, восьми классическим «искусственным эмоциям» любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения и удивления соответствуют однопорядковые «атомарные» эмоциональные состояния (далее «не разложимые», подобно дхармам, на которые у буддистов в конечном счете «делится» любой индивидуальный опыт). Эти состояния назывались «устойчивыми» (стхаи-бхавы), и от них отделялись преходящие состояния (вьябхичари-бхавы) числом 33-34. Соотношение порождаемых сценическим действом и естественных эмоций было предметом дискуссий. Расхождения очевидны уже у предшественников «Натья-Шстры» составителей компендиумов (санграхи), которых цитирует ее гипотетический автор Бхарата, и они распространялись на разногласия даже в таком вопросе, как являются ли бхавы «опорными» для рас или же дело обстоит противоположным образом. Бхарата поддерживает первую теорию: определенная бхава вместе со сценическими приемами порождает соответствующую расу подобно тому, как блюдо готовится из сочетания различных продуктов; бхава уподобляется семени, а раса — цветам и плодам дерева. Вместе с тем, они предполагают друг друга, ибо «нет бхавы без расы и нет расы, лишенной бхавы», они содействуют выявлению друг друга, и успех театрального представления возможен лишь при их взаимодействии. Разногласия продолжались и среди средневековых комментаторов текста. Так, например, Шанкука (IX в.) считал расы не более чем имитациями бхав, его современник Бхатта Лолата полагал, что расы — те же бхавы, но только приобретшие определенную окраску. На это Бхатта Наяка (IX-X вв.) возражал, что если бы дело действительно обстояло так просто, то горесть Рамы при разлуке с Ситой (основной сюжет Рамаяны) должна была бы передаваться и зрителям, но этого почему-то не происходит. Следовательно, соотношения между ними выходят за границы обычного различения «проявленного» и «непроявленного»». 

(Бхавы. Сайт www.cnru123.com.)
(Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». Сайт www.krugosvet.ru.)

 

2.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ.

Информация отсутствует.

2.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

«Часть IV. Бхава (отношение). Бхава — это отношение, которое выражает особое взаимоотношение с Богом. Расы (вкусы) являются различными видами чувства Бхакти-Бхава. Они являются состоянием экстаза, который преданный испытывает на высоте своей преданности Богу. Раса не является состоянием отрицательной, негативной пустоты, наоборот, это позитивное состояние блаженства и веселья. Вкус постоянной радости является характерной чертой состояния божественного экстаза — это называется Раса, или вкус. Это — сущность чувства. «Сам Бог — это Раса. Достигая эту сущность, человек становится блаженным» — так утверждают Упанишады. Это основная мысль Бхакты об Абсолюте.
Раса — это высшее состояние эмоции в сердце. Божественная Раса разрывает оболочку невежества и заставляет душу, Атмана, обнаружить себя. «Шримад-Бхагаватам» имеет дело с Расой в наиболее совершенном виде. Вся книга является воплощением Расы. Она описывает, как человек может достичь совершенства, культивируя Расы Бхакти (вкусы Бхакти).
Бхава — это умственное состояние или чувство. Божественная Раса является Бхавой, которая, в свою очередь, является чистой, беспримесной, лишённой Раджаса и Тамаса. Она успокаивает, делает ум добрым и наполняет его чистотой. Это чистое состояние Саттвы вмещает в себя сущность Души или Бога. Она отражает вечную природу Реальности. Таким образом, это Самореализация или Божественное сознание.
Когда Бхава глубоко укореняется в уме, это называется постоянным расположением духа. Это — основа Расы, поскольку вкус, который является сущностью Расы, находится здесь в скрытом состоянии. Раса является просто блаженной силой Бога.
Существует пять видов Расы, или вкуса в Бхакти-Йоге: Шанта, Прити, Сакхья, Ватсалья и Прията, или Мадхура. Из этих Рас развивается Садхана: Садхана Шанта-Бхавы, Дасья-Бхавы, Сакхья-Бхавы, Ватсалья-Бхавы и Мадхура-Бхавы. Итак, вы видите, что преданность является методом Самореализации, а не просто игрой эмоций и чувств.
Глава 1. Шанта-Бхава. Шанта означает спокойствие ума. В Шанта-Расе ум преданного наполнен знанием и лишён эмоций. Это практикуется только высокоразвитыми Парамахамса-Санньясинами и Джняни (Джняна-Йогами). Их эмоции спокойны, и они обладают прямым осознанием Бога. Все их эмоции сливаются в Божественном. Бхишма является примером Шанта-Раса-Бхакты. Он все свои эмоции контролировал. Он был строгим преданным Бога, а не рабом своих эмоций. Поскольку он управлял своими эмоциями, он был Джняни. Только Джняни обладает Шанта-Расой. Шанта-Раса — это атрибут Брахмана или Абсолюта. Один Брахман является Шантой. Джняни, который знает Брахмана, также Шанта.
Бхакта Шанта-Бхавы безразличен к мирским делам и совершенно беспристрастен. Бхакты, практикующие Шанта-Бхаву, достигают Бхавы через изучение Упанишад и других священных писаний, с помощью жизни в уединении и посредством интуитивных проблесков Божественности, а также благодаря общению с людьми подобной природы. Шанта-Бхакта всегда спокоен и безмятежен, и никогда не расстраивается от внешних событий. Его мнение твёрдое и не меняется под влиянием замечаний других людей. Такой человек мирно покоится в Боге и предстаёт подобно океану без волн». 

(Свами Шивананда. Бхакти-Йога. / Пер., ред., прим.
А.Очаповский. Уфа. 2001г. Сайт www.YogaTriada.ru.)

* * *