Статья 3.13.5. Этимологический анализ термина «свадхарма». (ч.2)

продолжение

7. ЧТО ТАКОЕ СВАДХАРМА

 7.1. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ

«Дхарма личная (санскр. свадхарма) — уникальный жизненный путь данного индивидуума в соответствии с божественным законом».

(Словарь индийских понятий и санскритских терминов)

«Свадхарма (санскр. собственный путь) — личный закон, индивидуальная жизнь в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других дхарм».

(Словарь. интернет-сайт «Твоя Йога».)
(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

««Вертикальный» и «горизонтальный» срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. своя дхарма). В «Бхагавад-Гите» апелляция к свадхарме становится решающей: «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III.35, ср. XVIII.45 и т.д.)».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т.
/ Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

«С середины I тыс. до н.э. составляются специальные тексты дхарма-сутры, в которых изложены правила поведения человека, совокупно составляющие дхарму в зависимости от той стадии жизни (ашрамы), на которой он находится, — стадии ученика, домохозяина, лесного отшельника, странствующего аскета. Наряду с этим «вертикальным» распределением дхармы составители дхарма-сутр разрабатывают и «горизонтальное» — обязанности индивида соотносятся с той социальной группой (варной), к которой он принадлежит по рождению. Поэтому в данных памятниках дхарма рассматривается в контексте варна-ашрама-дхармы. Эти два аспекта дхармы вместе составляют свадхарму, буквально «свою дхарму», т. е. правила поведения индивида в зависимости от его «группового» статуса». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Дхарма — общий закон, правило жизни. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня «дхр» — «держать»). Понятие дхармы по-видимому развилось из наблюдения за естественным порядком вещей во Вселенной и отражает бескорыстную деятельность Творца Мира — Брахмы как жертвоприношения себя в себе и себе. Для различных социальных групп (варн) Древней Индии имелись «частные законы» — свадхарма.
Свадхарма — частные законы (дхармы) жизни варн. Сами варны и их свадхармы были определены родоначальником людей — Ману. Наиболее концентрированное описание свадхарм мы находим у Щри Свами Шивананда Сарасвати. Свадхарма брахманов: самооограничение, спокойствие, терпение, аскетизм, чистота, вера в Создателя, справедливость, самопожертвование, честность, мудрость, прощение, изучение Вед и обучение Ведам, выполнение жертвоприношений, управление в поднесении жертвоприношений и даров, получение даров. Свадхарма кшатриев: храбрость, щедрость, сила, доблесть, великолепие, твердость, ловкость, мужество (неубегание с поля боя), управление подданными, защита людей, дарение, выполнение жертвоприношений, изучение Вед. Свадхарма вайшьев: земледелие, торговля, благотворительность, совершение жертвоприношений, изучение Вед. Свадхарма шудр: преданное служение первым трем Варнам».

(Словарь восточных терминов и имен.)

 

7.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ;

Информация отсутствует

 

7.3. СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, ЛЕКЦИИ

«У слова «дхарма» нет эквивалента в других языках кроме Санскрита, и поэтому оно приблизительно переводится как «образ жизни», «предназначение», «закон» на плане физического сознания, на уровне материальных действий и так далее. Но более точно Дхарма — это следование Закону и самодисциплина на четырёх уровнях. Четвертый уровень — Сва-Дхарма — это долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике и так далее».

(Что такое Дхарма.)

«Среди основных понятий индийской философии особенно выделяются понятия кармы и свадхармы, тесно связанные между собой. Если категория кармы часто обозначает судьбу индивидуума, народа или государства, то понятие свадхармы означает высшее предназначение, социальный долг, особое назначение человека или нации, — назначение, обусловленное кармическим предопределением». (Автор статьи — кандидат философских наук, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела МЦР).

(Самохина Н.Е. Живая Этика и духовная миссия России.
Журнал «Новая Эпоха» № 3(11) 1996г.)

«Дхарма — вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель; образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь; долг.
В Индуизме различают четыре основных вида дхармы: 1. рита — вселенский закон. Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и контролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия; 2. варна-дхарма — закон своей группы. Социальные обязанности и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является религиозный и моральный закон; 3. ашрама-дхарма — человеческий закон. Естественный процесс человеческой жизни, заключающийся в выполнении обязанностей каждой из четырех жизненных стадий — брахмачарьи (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного странника) — и достижении высших человеческих целей; 4. свадхарма — личный закон. Индивидуальная жизнь в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм. 

(О дхарме.)

«Врожденная дхарма — это тот самый внутренний голос, который звучит в сердце каждого человека. Кто-то его слышит, кто-то нет. Те, кто слышит в практике — это очень успешные люди, которые «всегда знают что нужно делать, когда и как, и по другому жить не могут». Одна из главных черт таких людей — знание своего предназначения чуть ли не с пеленок. Это большая удача, это нужно заслужить. Всем остальным нужно руководство, или хороший духовник, или джьотиш, как кому повезет. Но важно, чтобы человек пришел к осознанию своей дхармы. Персональная дхарма неотделима от Санатана-Дхармы. Существуют разные трактовки этого термина, но его можно понимать так — это высшая дхарма для всего человечества: следование принципу безусловной любви. Свадхарма — это частичка Санатана-Дхармы. Если осознает это человек — хорошо, не осознает — значит его время еще не пришло. Свадхарма — это персональный отрезок Пути, реализуя который мы можем реализовать и высшую дхарму, если посвящаем эту реализацию Богу. В «Бхагавад-Гите» об этом тоже идет речь, что все, что не делай, Арджуна, делай это ради меня. Как определить свадхарму самостоятельно — по своему опыту. Нужно написать список своих ролей в этой жизни. Так вот, напротив каждого пункта нужно прописать для себя одно — стараться все действия, сопряженные с конкретным пунктом, делать с любовью, бескорыстно, памятуя о высшей дхарме. Тогда придет и высшее осознание».

(Свадхарма — личная дхарма.)

«Слово «дхарма» имеет много значений. Дхарма означает те действия, которые согласуются с умственной и физической конституцией человека. Это подразумевает такие действия, которые даются человеку естественным образом и ведут к гармонии во всей структуре мира. Слово «дхарма» можно приблизительно, хотя и очень неадекватно перевести как «долг». Дхарма — не тот предмет, который можно подробно обсуждать в общем смысле, ибо у каждого человека разная дхарма. Здесь мы можем лишь дать самые основные ориентиры, которые помогут вам распознать свою дхарму и настроиться с ней в лад. Найдите и примите свою дхарму, а затем выполняйте ее. Именно выполняя свою дхарму, человек начинает достигать гармонии как с окружающим миром, так и со своей внутренней сущностью. И именно выполняя свою дхарму в сочетании с Карма-Йогой, человек может переживать более высокие состояния осознания». В «Бхагавад-Гите» заложены очень разумные правила в отношении дхармы человека. Там говорится: «Человек — даже если он достиг самореализации — всегда действует в согласии со своей индивидуальной природой. Все создания следуют своей природе; следовательно, чего можно добиться подавлением своих естественных побуждений или действий?» (III:33). В другом месте написано: «Совершенный человек, подобно любому другому, действует в соответствии со своей конкретной физиологической конституцией, ибо он знает, что все действия осуществляются природой. Его подлинная сущность, Я, не совершает действий» (XVIII:29). «Находя удовлетворение в своих индивидуальных действиях (дхарме), человек может достичь совершенства» (XVIII: 45). «Лучше скромно исполнять свою дхарму, чем хорошо чужую. Тот, кто исполняет дхарму, определяемую его индивидуальной природой, не навлекает на себя греха» (XVIII: 47).
Практикуйте свою дхарму в полную меру своих способностей. Старайтесь не выполнять дхарму другого человека, даже если вы могли бы делать ее лучше или легче. Вы можете думать, что помогаете кому-то, выполняя его работу, но это может привести к менее очевидным вредным последствиям — скажем, человек может облениться или утратить самоуважение. Поэтому следует придерживаться своей собственной дхармы (свадхармы)».

(Йога. Дхарма.)

«2. Понятие свадхармы. С середины I тыс. до н.э. составляются специальные тексты дхарма-сутры, в которых изложены правила поведения человека, совокупно составляющие дхарму в зависимости от той стадии жизни, на которой он находится, — стадии ученика, домохозяина, лесного отшельника, странствующего аскета. Наряду с этим «вертикальным» распределением дхармы составители дхарма-сутр разрабатывают и «горизонтальное» — обязанности индивида соотносятся с той социальной группой (варной), к которой он принадлежит по рождению. Эти два аспекта дхармы вместе составляют свадхарму, буквально «свою дхарму», т.е. правила поведения индивида в зависимости от его «группового» статуса. В Индуизме существуют своды законов, точно определяющие правила поведения каждого человека в соответствии с его социальным и духовным положением. Эти правила перечислены в священных текстах, в особенности в так называемых дхарма-шастрах.
Следование собственной дхарме является основой индуистской морали. Дхарма вечна и неизменна, в таком виде она носит исключительно нравственный характер. Например, по таким писаниям каждый человек должен воздерживаться от причинения вреда всем живым существам, говорить правду, жить непорочно, быть благожелательным, прощать. При этом нравственность, как может показаться, не одна и та же для всех, она меняется вместе с индивидуальной дхармой. Что правильно для одного, не обязательно правильно для другого. И наоборот, что плохо для одного, хорошо для другого. Этика индивидуальна и зависит от дхармы человека, который действует, а не от того, что иногда называют «абсолютное добро и зло». Нет ничего абсолютного в обусловленной Вселенной. Добро и зло родственны и их следует оценивать в связи с индивидуумом и его обязанностями. В «Бхагавад-Гите» сказано: «Лучше исполнять свою собственную дхарму, хотя бы и самую скромную, чем в совершенстве выполнять дхарму другого. Исполняя долг, вытекающий из его собственной природы, человек не совершает греха».
Именно поэтому каждый должен изучать свои настоящие условия и следующую ступень на пути совершенствования. Если мы не знаем сегодняшней ступени, мы не можем узнать, что делать на следующей ступени, к которой мы стремимся и, быть может, даже пойдем против своей дхармы, что, в свою очередь, замедлит нашу эволюцию. Но если, зная одно и другое, мы будем работать вместе с нашей дхармой, то ускорим нашу эволюцию.
Это объясняет, почему мораль так относительна и почему долг различен для каждой души, т.е. в соответствии со ступенью ее эволюции. Ведь в ограниченной Вселенной нельзя найти абсолютное добро или абсолютное зло, существует лишь относительное добро и относительное зло.
Независимо от того, низка или высока ступень эволюции, занимаемая личностью, идея дхармы дает идею о внутренней природе, раскрывающейся в будущем росте, и оказывается, что мир в целом развивается от несовершенного к более совершенному, от зародыша к божественному человеку шаг за шагом, в каждой стадии проявляющейся жизни. Эта эволюция совершается посредством божественной воли. Бог выступает как движущая сила, направляющая дух всего. Добро есть то, что работает с божественной целью в эволюции Вселенной и двигает эту эволюцию от несовершенного к совершенному. Злом является то, что задерживает и разрушает эту божественную цель и толкает Вселенную назад к первоначальной стадии ее развития.
Поведение и действия человека оцениваются по их соответствию свадхарме. Люди, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения).
Таким образом, писания довольно однозначно определяют какие действия считаются хорошими и дающими положительные результаты, а какие отрицательными, дающими отрицательные результаты в виде страданий. Такая система ценностей универсальна и не зависит от мнения отдельных личностей. Например, я могу считать свой поступок правильным и даже оправдать его интеллектуально, но если он не соответствует вселенскому определению правильного, результат его все равно будет отрицательным.
Хотя дхармой каждого живого существа является служение Богу, оно проявляется во множестве форм в зависимости от психофизических показателей личности». 

(Манухина К.Е. Дхарма как нравственный аспект Индуизма. Днепропетровск. 2010г.)

«Как это подчеркивает Шанкара, и как это было отмечено выше, в соответствии с учением о дхарме, которое он считает неистинным, «долг кшатрия — сражаться; это не противно закону, но согласуется с ним, а потому идет на благо: нужно выполнять природный долг, т.е. долг предписанный кастой», и «если кшатрия не сражается, то он совершает грех». И именно отсюда, как было сказано, следует индуистская доктрина социального иммобилизма: «Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна» (III:35), которая формулируется в соответствии с метафизикой традиционной древнеиндийской ведийской антропоморфической организмической модели Мира (модели Пуруши): «Распределение качеств и долга в четырех кастах Я создал» (IV:13); и далее: «Нет существа ни на земле, ни на небе, ни даже между богами, свободного от этих трех гун, рожденных природой». Обязанности браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, подвижников распределяются по гунам, возникшим из их собственной природы; причем далее используется также термин карма в том же смысле врожденной обязанности, природного долга, и шире — судьбы и самого принципа существования или закона бытия данного индивида: «Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства. Как достигает совершенства радующийся собственной карме, об этом внемли. Почитая надлежащими делами Того, кто распростер все это, кто произвел существа, человек совершенства достигает. Лучше своя карма, выполненная хотя бы с недостатком, чем хорошо исполненная, но чужая: не совершает греха исполняющий врожденную карму. Врожденную карму, даже с грехом сопряженную, сын Кунти, нельзя оставлять, ибо все начинанья окутаны грехом, как пламя дымом. Совершенно непривязанный сознаньем, переборовший себя, отрешенный от вожделений, достигает запредельного совершенства неделанья через отреченье» (XVIII:45-49); и поэтому, наконец: «Если, предаваясь своеволью, ты думаешь: «не буду сражаться», — тщетно твое решенье: ты повлечешься собственной природой. Связанный, Каунтея, своей кармой, рожденной собственной природой, ты исполнишь помимо воли то, что по заблужденью делать не хочешь» (XVIII:59-60).
По комментарию этого момента Б.Л.Смирновым, «каждый человек действует согласно своей природе (кастовая дхарма). Это неизбежно и протестовать против этого бесполезно. Зная единство цели, нужно действовать в кармически определенных формах и не брать на себя долга, не свойственного собственной природе, чужого долга», а Дюмезиль по поводу индийской варновой системы вообще замечает, что «каждый обречен до самой смерти исполнять дхарму той касты, в которой рожден». Радхакришнан в этой связи подчеркивает, что «основывая касты на качествах людей, Гита требует от каждого индивида выполнения обязанностей, налагаемых на него его кастой. Свадхарма — это деятельность в соответствии с законами данного индивида. Мы почитаем Бога тем, что исполняем предписанные нам действия. Бог предписывает каждому человеку определенную деятельность в обществе. О социальном укладе общества говорится, что он имеет божественный характер».
Свадхарма — социальные функции, суть роли, которые носители тела или воплощенные должны исполнять в этом своем воплощении и в этой, настоящей жизни, а в аспекте своего духовного бытия. Именно таким образом, как было сказано, в рамках трансцендентальной иллюзионистской индуистской модели Мира (Мир-как-Иллюзия) и в терминах формирующего ее языка театра формулируется пропагандируемая в Гите идея бесстрастного, отрешенного, бескорыстного и незаинтересованного действия, или действия без надежды на воздаяние и без ожидания его плодов или без желания результатов, т.е. идея действия, деятельности и социальной функции (свадхарма) — как исполнения роли, а самого социального статуса (варны) — как роли, исполняемой в Социальном или Мировом Театре в данном преходящем воплощении и в данном преходящем теле (как в одежде) трансцендентным по отношению к данному воплощению или телу и к Миру-как-Театру в целом, т.е. не принадлежащим к последнему, индивидом-актером, воплощенным и носителем тела, полагаемым как единая, вечная, неизменная, непреходящая и трансцендентная сущность — дух или сознание, в отличие от идеи действия, деятельности и социальной функции как органической функции в Социальном или Мировом Организме, которая подлежит выполнению имманентным по отношению к данной функции и к Миру-как-Организму в целом, т.е. принадлежащим к последнему, индивидом-органом, которая формулируется в рамках антропоморфической организмической модели Мира типа традиционной ведийской модели Пуруши (или аналогичных античных антропоморфических моделей) и в терминах формирующего ее антропологического, психо-анатомического языка. Этим также ознаменовывается осмысление и переосмысление самой идеи Бога как идеи трансцендентного по отношению к Миру-как-Иллюзии Творца Иллюзии, которая формулируется в рамках иллюзионистской модели Мира, в отличие от идеи Бога, как имменентного по отношению к Миру-как-Телу Мирового Духа, которая формулируется в рамках антропоморфической модели Мира». 

(Максапетян А.Г. Язык театра. Мир как Театр.)

 

7.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

 Информация отсутствует

 

7.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Свадхарма (яджнядхарма, пурушаардха) — немотивированная деятельность».

(Кришнамачарья К.Э. Духовная психология. Оккультная анатомия.
Духовная астрология. Эксмо-Пресс. 2004г. 735 стр.)

«Свадхарма означает собственную человеческую обязанность в соответствии с варнашрамом или кастой и образом жизни, который образован согласно гунам или качествам, порождённым природой человека».

(Свами Шивананда. Практика в Карма-Йоге.)

«В своем Эссе о «Гите» (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в Индуизме)».

(Дхармические религии.)

«Карма должна выполняться с активной волей, без страха наказания или надежды на воздаяние. Иными словами, она должна быть спонтанной, автоматически вытекающей из специфической природы человека (свадхарма), то есть из чувства долга — работа ради работы, а не по какому-либо ограничению или по принуждению. Человек — не просто создание обстоятельств, он имеет волю, посредством которой может изменять свое окружение и направлять свою собственную судьбу. Это волевой аспект Кармы».

(Сант Даршан Сингх. Венец жизни. Исследование по Йоге. Индия. 1959г.).

«Свабхава — это основной закон своей собственной природы. Свабхава есть по существу чистое качество Духа, его силы действия и энергии сознательной воли. Свабхава на уровне высшей духовной природы и низшей природы трех гун — это две разные, отличные по форме и значению вещи. В плане низшей природы Свабхава не является всесильной и стремится к обретению своего собственного истинного закона во мраке неведения, проходя через многообразие низших и зачастую ложных форм, бесконечных несовершенств, искажений, потерь и находок и поисков общих закономерностей, прежде чем прийти к совершенству и обретению самой себя. Природа человека в этом мире представляет собой соединение знания и неведения, истины и лжи, успеха и неудачи, правды и неправды, находок и потерь, греха и добродетели.
Свабхава и Свадхарма. В Природе каждый из нас обладает волей и законом своего собственного становления. Каждая душа есть самосознательная сила, выражающая собой идею Божественного и руководствующаяся ею в своей эволюции и действиях, в поисках путей самовыражения и обретения совершенства. Это и есть Свабхава, наша истинная природа, правда нашего бытия, которая находит в настоящее время лишь частичное отражение в многообразных формах становления человека в мире. Закон действия, определяемый Свабхавой, является нашим законным основанием, на котором мы строим свою жизнь, Свадхарму, во всех ее проявлениях». 

(Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо.)

«Текст 2.31. Свадхармам апи чавекшйа, на викампитум архаси дхармйаддхи йуддхач чхрейо ‘нйат, кшатрийасйа на видйате. — Более того, сознавая свою свадхарму, ты не должен колебаться, ибо нет более благоприятной деятельности для кшатрийа, чем битва за религиозную справедливость.
Комментарий. Свадхарма, или естественный долг живого существа, бывает двух видов, в зависимости от того, порабощено ли оно или свободно. В освобожденном состоянии свадхарма лишена излишней окраски или импульса, присущего свадхарме в материальном рабстве. В действительности, чистая свадхарма (шуддха свадхарма) — это погруженность освобожденной души в каждом своем усилии в деятельность ради божественного наслаждения Всевышнего Господа. С другой стороны, душа в материальном рабстве принимает различные рождения. В соответствии со своими природными склонностями и родом деятельности, человек занимает положение в даива-варнашраме, богоцентричной классовой социально-религиозной системе, видя в этом способ достижения своей чистой свадхармы в освобожденном состоянии. Поэтому эта благоприятная практика также обычно известна как свадхарма. Другими словами, точно так же, как скрытый дымом огонь остается огнем, несмотря на свое покрытие, так и шуддха-свадхарма чистой души, хотя и кажется слегка скрыта, всё равно считается свадхармой, согласно богоцентричной социально-религиозной системы варнашрама-дхармы». 

(Шрила Шридхар Махарадж. Комментарии к «Бхагавад-Гите».)

«Часть 9. Чисто существующее. Разум не может обладать бесконечным, он может лишь допускать его или быть захваченным им; он может только блаженно беспомощно лежать в светлой тени Реальности, отброшенной на него с планов существования, находящихся за пределами его досягаемости. Обладание бесконечным не может придти никак иначе, кроме как при подъеме к тем супраментальным планам, а также знание этого бесконечного не может придти никак иначе, кроме как путем инертного подчинения Разума спускающимся сообщениям Истинно-Сознательной Реальности. Эта сущностная способность и сущностное ограничение, сопровождающее ее, являются истиной Разума и фиксирует его подлинную природу и действие, свабхава и свадхарма; таков божественный указ, назначающий разуму его функции в полном инструментарии верховной Майи, — функции, определенные тем, чем он является при самом своем рождении из вечного само-зачатия Само-существующего. Те функции заключаются в том, чтобы всегда транслировать бесконечное в термины конечного, вымерять, ограничивать, разбивать на куски. В действительности он доводит это в нашем сознании до выхолащивания всего истинного смысла бесконечного; поэтому Разум является узлом великого Неведения, поскольку он — это то, что изначально делит и распределяет, и даже разум ошибочно принимался за причину вселенной и за всю божественную Майю. Но божественная Майя охватывает Видью так же, как и Авидь., Знание — так же, как и Неведение». 18

(Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная. Книга 1, Всеприсутствующая реальность и вселенная.)

«Что является движущей силой человеческой жизни? Что такое Дхарма? Обычно слово «дхарма» переводится на английский как «религия». Религия — это определенная вера в Бога или способ поклонения. Но основное определение дхармы гораздо шире этого. Дхарма — это не только способ поклонения, вера или вероисповедание. Дхарма значит норма поведения, образ жизни.
Я часто говорю, что садхана (духовная практика) не ограничивается тем, что вы делаете перед алтарем. Садхана — не просто какие-то ритуалы и чтение мантр, вся жизнь — Садхана. Слово садхана значит практика, которая помогает достичь цели. Даже если цель жизни преданного — Господь, он не может игнорировать творение Бога, потому что каждое его творение носит на себе печать Создателя.
В «Бхагавад-Гите» есть очень замечательное слово «свадхарма», что означает «персональная дхарма». Здесь дхарма используется не в значении религии, а указывает на личное моральное поведение, согласно способностям, данных человеку Богом. Так как Арджуна был благословлен способностями воина, то он должен был защищать правду и справедливость в бою. Несмотря на его высокий интеллект и желание любви и гармонии, его путь находился на поле боя. Он не мог стать Махарши, подобно Бхагавану Веда Вьясе. Всегда лучше действовать согласно свадхарме, чем менять ее в предвкушении материальной выгоды. Даже исполняя свадхарму, необходимо концентрироваться только на действии, но не на результате. Невозможно ничего делать в совершенстве, если в уме есть дилемма о результате действия. Так что всегда лучше делать свое дело без ожидания результатов. Тогда это нишкама правритти». 

(Гуруджи Шри Шриойгешвараджа.
Нишкам Праврутти Марг (Путь Бескорыстного Служения).

«Глава вторая. Чистота и неизменность вечной природы души. …ложное самомнение дживы (души) проявляется в самых разнообразных формах. Все эти ложные представления о самом себе приводят к искажению премы (любви), которая есть свадхарма — вечная природа души. Преломляясь через призму «ложного эго», према — чистая любовь к Кришне проявляет себя в тонком теле как различные типы мирских удовольствий, переживаний, привязанность, отвращение и тому подобное. Это же искаженное состояние души проявляет себя в грубом физическом теле в более концентрированной и примитивной форме в виде удовольствий, получаемых от еды, выпивки и всех существующих форм мирских наслаждений. Необходимо ясно усвоить себе, что только в чистом состоянии бытия дживы, проявляется её вечная активность, её нитья-дхарма. Активность же обусловленной души определяется как наимиттика-дхарма, деятельность, которая временна. Нитья-дхарма души совершенна, чиста и вечна. Все виды дхармы материального мира можно разделить на три категории: нитья-дхарма (вечные обязанности души), наймитика-дхарма (временные обязанности души), и анитья-дхарма (обязанности, противоречащие вечной природе души)…
Святой Парамахамса Бабаджи сказал: «Поскольку в духовном мире нет ни прошлого, ни будущего, всему тому, что происходит там, не суждено стать достоянием истории и каждое произошедшее событие продолжает существовать в вечном настоящем. Это факт, что, как джива, так и ее истинная природа неизменны и существуют только в настоящем.
Знай, что хотя я подробно описал тебе все это, поскольку мое объяснение было выражено в форме слов, увидеть реальность, стоящую за ними ты сможешь лишь в той степени в которой тебе открыт доступ в бытие трансцендентного мира. Я лишь указал тебе на путь размышлений. В духовном трансе медитации (чит-самадхи) ты сможешь своими глазами увидеть живую истину, которая скрывается за словами. Ни сухая логика, ни мирские рассуждения не помогут тебе проникнуть в бытие таттвы (истины). Постепенно освобождая свою внутреннюю силу духовного восприятия из тесных кандалов материальной обусловленности, ты сможешь со все большей ясностью воспринимать трансцендентные истины духовного мира. Сначала тебе предстоит осознать свою сварупу, вечное духовное «Я». Затем станет очевидной и твоя вечная деятельная природа – свадхарма». 

(Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур.
Джаива-дхарма. Вечная религия души.)

«Свадхармо нидханам шрейяха, пара дхармо бхайавахах» — это означает, что гораздо лучше выполнять свою собственную дхарму, даже если это приведет вас к гибели, чем следовать дхарме, которая вам не принадлежит. В последнем случае вас будет неотступно сопровождать страх. Прежде всего, мы должны понять, что такое дхарма, затем уже попытаться уяснить, какова наша собственная дхарма, или свадхарма. Слово «свадхарма» состоит, по существу, из двух слов — «сва» и «дхарма». Первым следует сва, за ним — дхарма. Это два разных слова, просто мы их употребляем вместе. Сва означает «Я», а «Я», как известно, — это «брахма-таттва», сущность Брахмы. Поэтому слово «сва» обозначает Брахмана или брахма-таттву. Слово «дхарма» означает правильное поведение. Следовательно, свадхарма — это путь или способ существования Брахмана, или Высшей Сущности. Истинной дхармой с читается то, что исходит непосредственно из нашего сердца. Надо учитывать связь, существующую между дхармой и сатьей, истиной. Любое побуждение вашей души или чувство, рождающееся в сердце, называется рутха. Чувства и идеи, исходящие из сердца, имеют первостепенное значение. Они определяют всю линию поведения и являются стимулом к действию. Итак, чувство, родившееся в душе, облекается мыслью в слова, и тогда оно становится сатьей, или истиной. Чувство, оформившееся в слова и воплощенное в действие, и называется дхарма. Таким образом, мы можем сказать, что свадхарма — это чувство, родившееся в сердце, выраженное в словесной форме и претворенное в жизнь.
Человек не может постигнуть свою дхарму, исходя из собственного желания или прихоти. Могут возникнуть возражения: поскольку дхарма исходит из нашего сердца, то почему это не наша личная, а Божественная дхарма? Потому что в своем сердце — не в физическом, а в духовном — вы должны распознать и уловить пребывающую в нем Атма-таттву. Слово «Я» имеет отношение только к Атме и никак не связано с человеческим телом. Поэтому свадхарма — это то, что исходит из нашего духовного сердца и чем мы должны руководствоваться в жизни. Не следует забывать, что подобное поведение — цель и идеал, к которому призывает индийская культура, и наша задача — стремиться к этому идеалу. Вьявахарика-дхарма, или дхарма, относящаяся к нашей обычной, будничной жизни, меняется день ото дня. То, что склонно к ежедневному изменению, не может быть истинной дхармой. Истинная Дхарма неизменна, она вечна и непреложна как сама Истина. Зачем создавать дхарму, которая была бы непостоянна и изменчива? Как бы мы действовали согласно ее законам?». 

(Шри Сатья Саи Баба о дхарме.)

«Глава 7. Четвертый ряд: достижение равновесия. 28. Истинная религиозность (судхарма). Судхарма, или истинная религиозность, означает принятие направления и образа действий, лучше всего подходящих игроку. Судхарма — это жизнь в гармонии с законами игры. Это направление действия, позволяющее игроку бросать кость, не беспокоясь о том, куда он попадет.
Буквальный перевод слова судхарма — «своя собственная Дхарма». Что же это такое? Что должен делать игрок? Если Дхарма — это правила поведения, они должны быть одни для всех. Но если бы это было так, никто не должен был бы о чем-либо задумываться, все жили бы одинаково. Однако люди есть люди, а не машины. Они отличаются друг от друга по множеству показателей. Разные люди рождаются в разное время и у разных родителей. Родственники, окружение, атмосфера, а также географические, этнографические и социальные условия различны для разных людей. Каждый рождается с определенным набором позитивных и негативных задатков — никто не идеален. И ни один человек не может полностью подчиниться закону Дхармы, предписанному какой-либо определенной религией или личностью. Каждый должен понять свою собственную роль в игре. Он должен следовать своему уникальному пути к освобождению. А взлеты и падения в жизни игрока определяют путь, по которому он движется через поля игральной доски.
Судхарма означает поддержание высокого состояния духа и полное неприятие ложных средств для достижения своих целей. Судхарма — это вера в возможность освобождения, слияния с Космическим Сознанием. Судхарма — это отрешенность от взлетов и падений в океане Майи.
Музыкант найдет выражение понятия судхармы в музыке, художник — в живописи. Каждый игрок обладает семью центрами психических вибраций. Если он чувствует себя уверенно на каком-то из этих уровней, именно отсюда он должен стараться развивать свою творческую деятельность. Это и есть его единственная судхарма. Все религиозные правила и нормы поведения являются не чем иным, как внешними средствами, помогающими понять истинную природу человека, его судхарму. Как только игрок начинает понимать судхарму, он становится религиозным внутренне, а религия делается образом его жизни. Ритуалы теряют свое значение, сама жизнь превращается в постоянное богослужение. И игрок становится готовым к переходу на план аскезы.
Пока игрок не достигнет четвертой чакры, Дхарма остается для него лишь термином, лишенным внутреннего смысла. В третьей чакре он должен самоотождествиться с группой единомышленников, во второй он отождествляет себя со своими чувствами, в первой — со способностью обеспечить себе физическое выживание.
В третьей чакре он понимает законы кармы, значение благотворительности, этический аспект Дхармы, последствия пребывания в хорошем и дурном окружении, искупление и страдания жизни. Но понимание своей роли в игре приходит только с попаданием на уровень четвертой чакры, на поле судхармы, с которого он перемещается к плану аскезы для строгого самоограничения и работы над собой. Следование пути судхармы ведет его прямо на шестой ряд игральной доски к шестой чакре».

(Хариш Джохари. Лила. Игра самопознания. / Пер. С.Лакатош. 1999г.)

«Дхарма — сложный термин с многими значениями: божественный закон, закон бытия, путь праведности, религия, обязанность, добродетель, справедливость, добро, истина. По существу, дхарма есть правильное осуществление фундаментальной природы или предназначения. По отношению к душе, это образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь. Есть четыре основных вида дхармы (чатур-дхарма). 1) Рита: «вселенский закон». Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и контролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия. 2) Варна-дхарма: «закон своей группы». Социальные обязанности. Варна означает «раса, племя, характер, общественный уклад и т.д.». Варна-дхарма определяет обязательства и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является религиозный и моральный закон. 3) Ашрама-дхарма: «обязанности жизненных стадий». Человеческая дхарма. Естественный процесс созревания от детства до старого возраста через выполнение обязанностей каждой из четырех стадий жизни — брахмачари (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного странника) — и достижение четырех человеческих целей: дхармы (праведности), артхи (богатства), камы (удовольствия) и мокши (освобождения). 4) Свадхарма: «личный закон». Совершенный образец индивидуальной жизни в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм. Это индивидуальное приложение дхармы, зависящее от личной кармы, отражающейся в расе, общине, физических характеристиках, здоровье, интеллекте, способностях и умениях, желаниях и склонностях, религии, сампрадайе, семье и гуру данного человека.
Какова природа личной дхармы? Шлока 60. Личный закон, или свадхарма, — это наш совершенный индивидуальный способ жизни. Это сумма собранных семян кармы, связанных с совместным действием на нас риты, ашрама- и варна-дхармы.
Каждый человек имеет индивидуальную, личную дхарму. Эта дхарма определяется двумя вещами: кармами, как хорошими, так и плохими, из прошлой жизни и тремя дхармами нашей жизни — универсальной, человеческой и социальной. Свадхарма, «собственный закон человека», складывается из нашей истории, опыта, склонностей и желаний, указанных астрологией, — все это определяет нашу личность, профессию и связи. Ключ к раскрытию и пониманию личной дхармы лежит в почитании Господа Ганеши, бога памяти, времени и мудрости, который знает наши прошлые жизни и может прояснить наиболее совершенные закономерности и указать правильный путь в жизни. Когда мы следуем этому уникальному закону, руководимые гуру, мудрыми старейшинами и знающим голосом нашей души, мы удовлетворены и находимся в мире с самими собой и с окружающим. Дхарма для отдельного человека равнозначна нормальному развитию семени, то есть правильному выполнению внутренней природы и судьбы. Ведическая молитва просит: «То великолепие, которое обнаруживается у слона, у царя, у людей, у вод, то великолепие, с которым боги достигли своего божественного состояния, дай мне, о Господь, и сделай меня великолепным»». 

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г., София. 1997г., 2001г.)

«Глава 3. Карма-Йога: Йога Действия. 3.35. «Лучше выполнять свою собственную дхарму (призвание), пусть не столь совершенным образом, чем в совершенстве выполнять дхарму кого-то другого. Лучше даже умереть в своей дхарме, нежели в чужой, которая вызывает сильный страх».
Комментарий. Вас это сбивает с толку? Какова ваша дхарма и дхарма других людей? То, что вы действительно призваны сделать, является вашей дхармой. Она соответствует вашим склонностям, способностям и естественным наклонностям. Конституционно ваша физическая и умственная дхарма представляет собой ходьбу. Посмотрите на змею. Если попытаетесь ползти как она, это не будет вашей дхармой. Это может выглядеть привлекательно, но помните, что вы созданы для того, чтобы ходить. Не пытайтесь подражать ползающим тварям.
Это грубый пример. Но мы часто сталкиваемся с подобной ситуацией, например, под названием «равенство». «Я должен делать всё, что делает он. Только тогда я буду равен ему. Если он прыгает, я тоже должен прыгать. Если он летает, я тоже должен летать. Если он водит трактор, я тоже должен водить трактор. Только тогда я буду равным». Это абсолютно неправильный подход. Помните, это даже доказано научно, что во всём творении не существует копии. Нет даже двух совершенно одинаковых снежинок. Раз так, то и вы уникальны. Вы были сотворены с определёнными способностями, которых нет ни у одного человека. Это составляет вашу свадхарму, вашу индивидуальную обязанность.
Выясните, что является вашей свадхармой. Когда вы что-то делаете, спросите себя: «Как я себя чувствую? Что мне легче делать? Это естественно для меня или я пытаюсь кому-то подражать?». Вначале возьмите ряд своих естественных наклонностей и способностей, которые вам по вкусу, соответствуют вашему темпераменту и возможностям. В некоторых делах вы чувствуете себя естественно, как рыба в воде. В этих случаях вы просто осознаёте, что требовалось от вас сделать. На Санскрите это называется вашей свадхармой.
Но помните, что свадхарма отличается от кармы, которая является просто действием, основанным на эгоистическом интересе. Свадхарма — это нечто добродетельное; это нечто совершенно естественное для вас, что вы можете сделать для пользы другим. Это свадхарма. Вы не можете сказать: «Моя свадхарма заключается в воровстве. Я чувствую естественную наклонность лезть к кому-то в карман, чтобы украсть. Это мне по душе». Нет, слово «дхарма» всегда подразумевает пользу для других. За этим не стоит личное желание. Подумайте, что является вашей свадхармой, и старайтесь выполнять её. Если вы опытный повар, — это ваша свадхарма. Она просто естественно пришла к вам. Прекрасно! Готовьте для всех. Но, если вы естественно имеете склонность к работе в другой области, тогда в данное время это является вашей свадхармой.
Свадхарма с годами может меняться. Как вы знаете, ваше мышление меняется по мере того, как вы растёте. Свадхарма ребёнка состоит в ползании, а взрослого человека — в хождении. Она меняется, как бы течёт. Это не то, что вы сознательно решаете, говоря: «Это не хорошо. Я бы хотел вместо этого сделать что-то другое». Это вытекает само. Новые вещи случаются даже без вашего знания и планирования.
Итак, мы просто «плывём». Почувствуйте, как невидимая рука постоянно управляет вами, переводя от одного события — к другому. Знайте, что это всегда не запланировано вами и делается для пользы всем. Это свадхарма». 

(Шри Свами Сатчитананда. Живая Гита: вся «Бхагавад-Гита».
Комментарий для современных читателей.
/ Пер. прим., ред. А.Очаповский. 2001г.)

«Понять, каким образом сознание человека может быть развито полностью, находиться в развитии или в зачаточном состоянии, нетрудно. Для этого достаточно понаблюдать за поведением разных людей. Существует пять уровней человеческой жизни. Это безнравственная жизнь, нравственная жизнь, нравственная жизнь с верой в Бога, преданное служение и бхава. Нравственная жизнь с верой в Бога может быть квазидуховной и духовной. Сознание людей, ведущих безнравственный, нравственный и квазидуховный образ жизни, находится в зачаточном состоянии. Их мышление ограничено логикой, более высокие функции ума им недоступны. Если сравнить, насколько сознание подобных людей развито по сравнению с его истинными возможностями, становится ясно, что эти три уровня жизни являются лишь предварительными. Когда жизнь человека становится по настоящему духовной, его сознание начинает раскрываться, подобно бутону, поскольку на этой ступени человек обретает веру в то, что единый Верховный Господь является творцом, хранителем и повелителем всего сущего. Однако сознание такого человека еще не раскрылось полностью. Когда же он приступает к практике садхана-бхакти, лепестки веры, стойкости, духовного вкуса и привязанности начинают распускаться. Когда они раскрываются полностью, начинается жизнь на уровне бхава-бхакти. Таким образом, промежуточный этап между истинно духовной жизнью и садхана-бхакти представляет собой этап углубления или развития сознания, а на уровне бхава-бхакти сознание раскрывается полностью. Бхава-бхакти, достигнув наивысшей ступени развития, превращается в према-бхакти.
Знание о свадхарме является третьим аспектом чистого знания. Что такое свадхарма? Свадхарма означает «собственная дхарма». Но что такое дхарма? Любой объект имеет дхарму, и эта дхарма неотделима от объекта. Свадхармой, или неотъемлемым качеством души является прити, любовь. Синонимы дхармы — это шакти (энергия), гуна (качество), пракрити (природа) и вритти (свойство). Любой объект познается через его дхарму. Например, дхарма огня заключается в том, что он горит, дает тепло и свет. Зная эти свойства огня, можно понять, что такое сам огонь. Нам могут возразить, что, дескать, такого объекта как огонь не существует, а существуют лишь его качества. Однако несколько качеств не могут соединиться без общей основы. Поэтому тот, кто отрицает существование объекта, поступает вопреки здравому смыслу и истинному знанию.
Дхарма объекта может находиться в трех состояниях: пассивном, активном и искаженном. Когда мы чиркаем спичкой, загорается огонь. Огонь проявляет три энергии: энергию света, тепла и жжения. До того как обнаружить себя, эти энергии, или качества, огня пребывают в пассивном состоянии. Перейдя в активное состояние, они в зависимости от обстоятельств проявляются либо естественным, либо искаженным образом. Так, если огонь соприкасается с деревом, все дхармы огня проявляются в полной мере, то есть естественным образом. При соприкосновении с другими материалами огонь может жечь, но не давать свет или давать свет, но не жечь. В этом случае качества огня проявляются искаженным образом. Каждый объект обладает характерным, присущим только ему одному свойством, или дхармой, и множеством второстепенных свойств, или вритти, в которых дхарма находит свое выражение. Если дхарма объекта проявляется через какое либо из его свойств (вритти), но при этом претерпевает искажение, тогда и все остальные вритти принимают искаженную форму. Такое проявление дхармы называют искаженным. Если дхарма не направлена на какой либо объект (вишаю), говорят, что она находится в пассивном состоянии. Найдя подходящий объект, дхарма переходит в активное состояние. Будучи направленной на неподходящий объект, она искажается.
Существует два вида объектов — материальные и духовные. В материальном мире все объекты, кроме души, материальны. В духовном мире все духовно: и душа, и Господь, и сама духовная обитель, и все находящееся в ней, тогда как в материальном мире есть и духовные, и материальные объекты. Хотя душа, попав в плен к материи, приобретает новое свойство, она, тем не менее, сохраняет отличие от материи. В чем заключается дхарма души? То, что несвойственно ни одному материальному объекту, а присуще только душе, и есть ее дхарма. Глубоко проанализировав это, мы придем к выводу, что отличительным качеством души является способность испытывать блаженство. Если убрать из этого мира все души, в нем не останется блаженства. Земле, огню, воздуху, эфиру и земле блаженство не свойственно ни при каких обстоятельствах. В материальном мире именно душа является вместилищем блаженства. Ранее уже говорилось, что душе присуще сознание, но, помимо этого, ей присуще и блаженство. Подобно тому как духовное тело души из за соприкосновения с материей покрывается оболочками тонкого и грубого тел, испытываемое душой блаженство переходит в тонкое и грубое состояние и в конце концов превращается в страдания. Когда страдания удается облегчить, можно ощутить немного эфемерного счастья. Удовольствие и страдания представляют собой искаженное блаженство.
Душа по своей природе исполнена знания и блаженства. Поскольку духовный мир свободен от материальной скверны, там природа души проявляется в своем неоскверненном состоянии. Но в материальном мире природа души искажена. Природу души невозможно познать с помощью логики и материальных органов чувств. Познать дух может только сам дух. Душа обладает совершенным знанием, что позволяет ей постичь свое духовное тело, обитель Господа, именуемую Вайкунтхой, и духовное тело Самого Господа. Соприкасаясь с энергией Господа, именуемой иччха-шакти, или хладини-шакти, душа испытывает блаженство. Сандхини-шакти — это источник духовного тела, самвит-шакти — источник воли и знания, а хладини-шакти — источник блаженства. Когда в душе соединяются эти три энергии, она раскрывается полностью. Вечное тело души является частицей духа, воля души — частицей самвит-шакти, а испытываемое душой блаженство — мельчайшей частицей хладини-шакти. Такова сущность души и ее дхарма. Когда благодаря хладини-шакти душа начинает проявлять признаки экстаза, говорится, что она достигла уровня рати.
Такие врожденные качества души, как блаженство, любовь и духовное влечение (прити), являются ее истинной природой. Духовной природе души чужды страдания; она чиста и ничем не омрачена. Однако в обусловленном состоянии все меняется. Природу находящейся в материальном мире души нельзя назвать ее истинной сущностью — она носит относительный характер. На разных ступенях развития человечества, таких, как безнравственная, нравственная и квазидуховная нравственная жизнь, дхарма души искажается в большей или меньшей степени. Ложно направленная, она принимает совершенно неестественный вид. Вот почему ее называют не дхармой, а вайдхармой. Единственным источником радости для человека, ведущего безнравственную жизнь, является еда, сон и секс. Приверженцы законов нравственности сочтут это вайдхармой. В действительности они имеют такие же склонности, хотя и соблюдают определенные правила приличия. Если безнравственного человека можно уподобить животному, то нравственный человек — это лощеное животное, поскольку и в том, и в другом случае истинная природа души искажена до неузнаваемости. Те, кто придерживается нравственных принципов и обладает подлинной верой в Бога, подчиняют свои материальные привязанности мыслям о Боге. В этом состоянии дхарма души начинает принимать естественный вид. Что же касается людей, идущих по пути вайдхи-бхакти, то их истинная природа проявлена в значительной степени.
Ранее уже говорилось, что преданное служение Господу и выполнение в это же время человеком своих обязанностей в соответствии с его положением в системе варнашрамы является свадхармой, или долгом обусловленной души. Пример тому — Арджуна, сражавшийся в битве на Курукшетре, и Уддхава, отрекшийся от обязанностей кшатрия. Для обусловленной души основной дхармой является бхакти, а для очищенной души — прити. Все прочие дхармы носят второстепенный характер и их следует отвергнуть, поскольку они неблагоприятны для бхакти. До тех пор пока душа находится в материальном рабстве, ее свадхарма нечиста. Даже тот, кто достиг уровня бескорыстной любви, не может исполнять свою свадхарму безукоризненно. Достичь же подлинной чистоты можно, лишь освободившись от оков грубой материи. Благодаря исполнению свадхармы природа души и присущее ей чувство любви постепенно очищаются». 

(Шри Чайтанья. Шикшамрита.)

* * *