Статья 3.13.5. Этимологический анализ термина «свадхарма». (ч.2)

«В комментариях Шанкары к «Бхагавад-Гите» утверждается, что никто не должен оставлять «свою дхарму», но это относится к тем, кто еще не достиг познания Брахмана, — тот же, кто достиг его, может оставить все действия (как уже не актуальные), в том числе и «свою дхарму»…
Понятие дхармы в нео-Индуизме подвергается трансформации и модернизации, которые наглядно представлены в новых интерпретациях «Бхагавад-Гиты»…
В своем Эссе о «Гите» (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в Индуизме)…» — так написано в универсальной научно-популярной энциклопедии «Кругосвет» в рубрике «Дхарма» и в публикации студии «Гнозис» от 03.05.2008г. под названием «Дхарма».

* * *

(продолжение)

В первой части статьи 3.13.5. «Этимологический анализ термина «свадхарма»» был предпринят этимологический анализ слова/термина «дхарма». Также стоит обратить внимание на важность этого понятия как и на важность понимания этого понятия. Ведь это понятие лежит в основе слова «свадхарма», которое, возможно, выражает саму суть, смысл жизни каждого человека и лежит в основе его уникального жизненного пути.

 

6. ВАЖНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ ДХАРМЕ

«Философии и религии подчёркивают важность Дхармы как истинного понимания Природы (Бога). В Ригведе сказано, что Дхарма — это то, что поддерживает Дэват, то есть Дэв. Кроме слова «дхарма» в Ригведе употребляется аналогичное слово «рита». Можно скачать, что Дхарма — это Высшая Реальность, которая проявляется как Сила, которая лежит в основе всей Природы (Вселенной) и которая поддерживает гармонию в Природе.
Дхарма ещё употребляется в контексте четырёх целей жизни: Кама, Артха, Дхарма и Мокша. Кама — это осуществление желаний (удовольствия); Артха — это обретение собственности, богатства, вещей. Дхарма — это следование долгу и предназначению в жизни. Мокша — это просветление, освобождение (спасение), это — окончательная цель жизни. Причём человек ищет исполнения Камы и Артхи в начале жизни, достижения Мокши — в конце жизни, но следовать своей Дхарме он должен в течении всей жизни».

(Что такое Дхарма.)

«III. 1. Что такое Свадхарма? Человек развивается благодаря практике дхармы, согласно своей касте и образу жизни. В конце концов, он достигает самореализации, конечной цели жизни, которая приносит бесконечное блаженство, высший мир, нерушимую радость, высшее знание, вечное удовлетворение и бессмертие. Признаком дхармы является ачара (хорошее поведение). Ачара является признаком добра. Ачара выше всех учений. Из ачары порождается дхарма, а дхарма делает жизнь величественной. С помощью ачары человек достигает известности, энергии и силы сейчас, здесь и впоследствии. Ачара является высшей дхармой. Дхарма стоит в начале перечня четырёх Пурушартх, а именно: дхармы, артхи, камы и мокши. Дхарма дарует благополучие, удовлетворение желаний и, в конце концов, освобождение». 

(Свами Шивананда. Практика в Карма-Йоге.)

«Дхарма на деле истолковывается различно, порой неверно, а тем, кто следует подлинной Дхарме, всячески препятствуют, их осмеивают и относятся к ним столь же небрежно, как к пожухлой траве под ногами. Эти хулители не знают, что такое Дхарма и каковы ее принципы. Горе им! Они не в состоянии постичь смысл этого слова. Судите сами, как же могут это понять люди, не знающие даже точного значения слова. Для человека, не имеющего понятия о Дхарме, не верящего в Дхарму, непостижима радость, сопряженная с посвящением в нее, со следованием Дхарме, использованием дхармических правил. И Солнце и Луна в небе движутся точно по своим орбитам, ибо так велит Дхарма, все божественные силы реализуют себя по ее слову. И повинуясь Дхарме 5 элементов остаются верны своей природе. Из Дхармы вы должны извлечь как можно больше полезного, а следуя путем Дхармы избегать того, что может принести вред как Вам, так и другим. Вы можете способствовать распространению Дхармы, являя собой прекрасный пример того душевного покоя и радости, которые вы обретаете в Дхарме». 

(Шpи Сатья Сай Баба. Дхарма-Вахини.)

«Вы пришли получать наставления по Дхарме, по тому, что является самым ценным в нашей жизни. Это значит, что вы принимаете это как самое ценное, как абсолютное, как то, что является зеницей вашего ока, сердцем вашей груди — Атманом вашей души. Понимаете? Вот такое трепетное отношение должно быть к Дхарме. Очень важно иметь уважение к Дхарме. Держитесь за Дхарму, цените ее, как самое ценное.
Сознание у людей непостоянно. Сознание, в самом деле, непостоянно. Вот сейчас оно в определенной точке, и в этой точке оно может воспринимать Дхарму. А вот оно чуть-чуть вышло из этой точки — пошло совершенно другое видение и Дхармы не видно, просто не видно. Понимаете? Вы не можете судить, что есть Истина, и что есть не Истина, пока вы не достигли Истины. Вокруг вас могут происходит различные вещи, но вы должны или верить в Учение, или верить в свой Опыт, а если и в то и в другое, — то еще лучше. То, что никто не может отобрать. И как бы не изменилось сознание, если вы что-то принимаете как Дхарму, вы должны уважать себя в первую очередь, не кого-то другого, а себя. Если вы принимаете что-то как Дхарму, то вы несете за это ответственность в своей жизни. Пока вы не достигли, пока вы не осознали — ваш уровень осознанности очень низкий. Будда говорил: «Вы очень несознательны». И он трижды повторял ответы своим монахам. Его спрашивали: «Почему вы повторяете?» Он говорил: «Одного раза вам недостаточно, вы очень несознательны, вы не несете ответственности за то, что говорите. Я знаю — ваше сознание может измениться, и то, что вы думали или говорили, может измениться».
Ваша осознанность должна расти, осознанность, ответственность за свои решения, уважение себя, уважение Атмана внутри — это и есть ваш духовный рост. Понимаете? Поэтому уважайте себя. Уважая Дхарму, Гуру, Учение, которое вы получаете, уважая себя, вы уважаете в себе Бога. Вначале мы делаем это через почитание, уважение внешней Дхармы, а затем через личный опыт, через самоосознавание». 

(Свами Вишну Дэв. О ценности Дхармы. лекция.)

«Дхарма — это термин, который является всеобъемлющим. Вся вселенная связана с ней. Может возникнуть вопрос о необходимости пропагандирования Дхармы, если она охватывает все. Причина в том, что, хотя Дхарма присутствует повсюду, она сокрыта невежеством и гордостью, подобно огню, сокрытому пеплом или воде, покрытой мхом. Эти покрывающие элементы должны быть удалены, чтобы истинная природа Дхармы могла быть раскрыта миру. Пропагандирование Дхармы (Дхарма Прачар) необходимо только для этой цели. Пропагандирование Дхармы не означает распространение знания относительно того, что не известно. Ее основная цель состоит в том, чтобы внедрить практику Дхармы. Только те, кто практикуют Дхарму, соответствуют тому, чтобы пропагандировать ее. Из-за того что Сатья и Дхарма (Истина и Справедливость) не пропагандировались людьми, практикующими их, они пришли в упадок, который наблюдается сейчас, и стали незаметны. Только тогда, когда они применяются на практике в ежедневной жизни, их истинная природа и ценность будут осознаны. Человек должен твердо придерживаться Истины и Справедливости как основы жизни в мире.
Дхарма — это не слово, которое должно быть предметом пересудов. Повторение часто цитируемых афоризмов, таких как «Дхарма — это то, что поддерживает» и «Дхарма защищает ее защитника», достаточно легкое дело. Но то, что действительно необходимо — это практика Дхармы. Только праведное поведение составляет Дхарму. Человек, который ведет праведную жизнь, обязательно найдет мир (покой). Реализация Божественного — такова цель. Но большинство наших действий связано с мирскими интересами. Единственный способ освятить все действия состоит в том, чтобы совершать их как акты поклонения, как предложение Божественному. Нужно меньше говорить, уметь слушать, учиться облекать свои поступки в любовь. Таким образом, сама жизнь становится священной. Воистину могущество человека беспредельно, когда он начинает ощущать в себе Бога.
Вы должны распространять по миру только любовь. В этом мире ничего не существует, кроме любви. Любовь — это Бог. Любовь — это жизнь, и любовь — это все. Поэтому развивайте любовь больше и больше. Относитесь к любви как к самой вашей жизни. Только любовь сделает вашу жизнь святой. Только с любовью это будет настоящий человек. Любовь — это человек. Человек — это любовь. Человек — это Бог, и Бог — это любовь. Именно любовь объединяет всех. Поэтому развивайте любовь. Вступите на путь истины и праведности и ведите мирную жизнь. Эти четыре качества являются жизненно важными принципами. Нет более великих сил, более великих идеалов и более великой поддержки, чем Сатья (Истина), Дхарма (Праведность), Шанти (Мир) и Према (Любовь). Будьте привержены этим четырем качествам и продолжайте вместе с ними ваш жизненный путь». 

(Шри Сатья Саи Баба о Дхарме. 1988г.)

«35. Что дхарма и что не дхарма? Варанаси Субрахманья Шастри великолепно рассказал вам о дхарме, особенно о проблеме добра и зла, на примерах из Махабхараты. Он прав в том, что грань между добром и злом следует проводить в каждом особом случае отдельно, в контексте событий, и опираясь на фундаментальные принципы. Эти принципы были даны мудрецами, они изложены в Ведах. Вот почему Веды называют корнем дхармы! Ганапати Шастри рассматривал Веды в этом важнейшем аспекте. Оба они задали нам настоящий пир мудрости!
Но как решить в каждом случае, что для вас дхарма, а что нет? Я вам раскрою ряд принципов, чтобы помочь разобраться. Что не несет боли ни вам, ни другим — это дхарма, соблюдение высшего закона и праведность. Поступая так, вы дарите радость себе и другим. Вот и другое мерило: необходимо, чтобы мысли, слова и дела находились в гармонии. Так поступайте согласно своим словам и выражайте, что чувствуете! Не глушите свою совесть обманом и не пытайтесь облечь свои мысли в одежды притворства. Не порабощайте ваше сознание, вынуждая его принимать образ действий, который оно не одобряет! Таков образ жизни в согласии с дхармой. Чем чаще вы будете правильно поступать, тем раньше эти благие привычки врастут в ваше сознание. Если вы утвердите себя в таком поведении, то поступать достойным образом вам уже не составит труда. То, что вы делаете, прямо зависит от того, чем вы являетесь — и наоборот. Мысль и поступок всегда неразлучны друг с другом!
И вот еще один принцип: дхарма учит вас быть уравновешенными, уверенными и спокойными. Познав мимолетность всего, что вам несут успехи и поражения, богатство и бедность, восторг и печаль, удовлетворение и неудовлетворение, не предавайтесь восторгам и разочарованиям! Будьте всегда безмятежны и невозмутимы! Все, что поможет вам в этом, есть дхарма.
Итак, все проявления чувственной жизни — адхарма, а вашей духовности — дхарма. Дхарма — то, что вас поддерживает, спасает и очищает. Наиболее общее определение дхармы состоит в том, чтобы следовать правилу: «делай другим, что желаешь увидеть от них, и не делай того, что не хочешь, чтобы сделали тебе». Откажитесь от своего двойного стандарта! Обращайтесь со всеми, как сами с собой. Сказать точнее — поверьте себе, и вам откроется вера в других. Уважайте себя и других! Эгоизм — мера вашего альтруизма. Весь человеческий род — единое целое, и, нанося вред себе, вы вредите и всем остальным. Отношение, которого вы требуете от других — мера вашего долга по отношению к ним.
Веды и Упанишады образуют собой Джняна Канду и Упасану Канду, разделы Санатана Дхармы (Вечной Религии). Они — ваши лучшие проводники на дороге дхармы, как для человечества и всех его классов, сообществ и сословий, так и для семьи и для каждого человека. Подобно тому, как Дели — столица Индии, так и сама Индия — столица духовности для всего человечества. Ответственность Индии — вдохновить всех людей идти тем же самым путем». 

(Шри Сатья Саи Баба говорит. том II. Беседы в 1960-1962гг. СПб. 2000г.)

«Для чего живет человек? Один скажет, что для того, чтобы: построить дом, родить ребенка, посадить дерево. Другой: помочь своим детям …, третьи говорят о счастье и подразумевают накопление богатств… большинство говорят — «не знаю». И действительно, 75% людей точно не знают, для чего живут. В древних писаниях говорится о том, что каждое живое существо имеет основную программу жизни — эволюционирование, что подразумевает — «увеличение» души.
Мы растрачиваем свою жизнь, драгоценное время, на суету, возню с одними и теми же проблемами, наступаем на одни и те же «грабли». Основная масса людей находится именно в таком состоянии, забываем о насущных потребностях души, об основном предназначении каждого из нас, что можно выразить простой фразой: «мы родились, чтобы стать еще более совершенными» или более подробно: «стать за эту жизнь как можно самым лучшим человеком, насколько это возможно и жить, пребывая в радости и счастье наибольшую часть времени своей жизни».
Человек растворился в материальном, посадил себя в придуманную им же темницу и смотрит сквозь «решетки» своих изживших манихейских «моральных норм» и не пользуется своими возможностями, и чаще остается несчастным всю жизнь. А быть счастливыми возможно большинству людей. Необходимо только действовать: получить знания в этой области и реализовать их. Совершенствование происходит в условиях исполнения своего предназначения
Отчего возникают проблемы у людей? Существует 4 основных причины зарождения проблем: первая — нарушение предназначения; вторая — неумение делать правильный «выбор» (нет сил справляться с «соблазнами» жизни); третья — нарушение законов мироздания (в результате банального незнания их); четвертая — нерациональное использование, распределение данных каждому из нас, ресурсов (энергетических, информационных, временных, физических и материальных).
Что есть предназначение человека? Каждый из нас рождается с определенным божественным предназначением, которое мы должны исполнить. Если мы это делаем, то вся наша жизнь складывается наилучшим образом и все силы (внешние и внутренние) «работают» на нас с повышением качества жизни и увеличением благополучия. Чаще происходит иначе: малое количество людей задумывается о любви к работе, к деятельности… лишь бы деньги платили. «Исполнение предназначения» — это на Санскрите — «дхарма», если вы следуете дхарме, то вы отрабатываете карму, если не следуете, то нарабатываете (т.е. закладываете причины проблем).
Каждый из нас рожден с программой исполнения предназначения в жизни и если мы идем «поперек» ее, нарушаем, то проблем и болезней не избежать — все внешние и внутренние силы будут «работать» на то, чтобы остановить противостояние божественному замыслу.
Что есть развитие? У каждого из нас есть только 2 пути движения по жизни: совершенствование (эволюционирование) и деградация (застой все равно ведет либо к тому, либо к другому). Деградация основывается на невежестве (отсутствии необходимых для развития знаний). Совершенствование является следствием получения необходимых знаний и опыта. Каждый имеет потребность в совершенствовании, но темпы и пути очень разнятся. Я не сделаю открытия, сказав о том, что существуют множество ложных путей развития, которые заводят в тупик человека, разрушая его. Совершенствование — это путь к мудрости. Многие считают, что для этого достаточно читать умные книги — это заблуждение. Совершенствование — это реализация полученных знаний во благо всем живым существам. Стремление к совершенным действиям, мыслям, эмоциям и желаниям. Нельзя далеко продвинуться по пути совершенствования без духовных практик. Уважающий себя целитель, обязательно занимается Йогой, медитациями, общается со святыми, получает от них благословение, посвящение, обучается древнейшим духовным практикам и технологиям оздоровления, очищения живых существ от зла. Только так можно приблизиться к Богу, познать Мудрость и Истину. Любовь, добро, гармония, свобода выбора, знания, идущие от самого Бога — эти категории объединяют настоящие духовные практики. Любую духовную практику можно освоить только с помощью учителя. Опасность лежит в бездумном подходе к практикам, в неумении выбирать своего учителя, в фанатичном служении, создании кумиров и идолов». 

(Клинтух И.И. Духовное развитие человека — что это? как? и что в результате?)

«Закон «Дхармы» или предназначения в жизни. У каждого из нас есть предназначение в жизни… уникальный дар или особый талант, который мы призваны отдать другим людям… и когда мы сочетаем этот талант со служением другим людям — мы в состоянии ощущать восторг и ликование нашего собственного духа, что по сути, является наивысшей из всех возможных целей.
Дхарма — это санскритское слово, которое означает «жизненное предназначение», «цель жизни». Закон Дхармы говорит о том, что мы принимаем воплощение в физической форме для того, чтобы реализовать свое предназначение. Область абсолютных возможностей является божественной по сути своей; и божественное принимает человеческую форму для того, чтобы достичь определенную цель, выполнить свое предназначение. В соответствии с этим Законом, вы обладаете уникальным талантом и вы наделены своим особым и неповторимым даром реализовать этот талант. Есть что-то, что вы способны делать лучше, чем кто бы то ни было во всем мире — и в отношении каждого уникального таланта и каждого неповторимого дара его реализации, в мире существуют такие же уникальные потребности в них. Когда эти нужды совпадают с творческим выражением вашего таланта — сверкает вспышка, которая рождает изобилие. Проявление ваших талантов для удовлетворения существующих в них потребностей, создает неограниченные блага и изобилие.
Если бы мы могли начать воспитывать детей, так, что первым уроком, первым вопросом был бы именно этот, о предназначении — тогда мы, вероятно, смогли бы увидеть тот эффект, который бы это произвело в их жизнях. В действительности, я сам так и поступил со своими детьми. Снова и снова я повторял им, что есть особая причина, по которой они здесь, и их задача заключается в том, чтобы понять, для самих себя, какова эта причина. Начиная с возраста в четыре года они начали слышать это от меня. Я так же начал обучать их медитации, примерно с того же возраста, и я говорил им «Я хочу, чтобы вы никогда не беспокоились о том, как заработать на жизнь. Если вы окажитесь не в состоянии заработать себе на жизнь, когда подрастете — я обеспечу вас, так что не беспокойтесь об этом. Я хочу, чтобы вы не фокусировались на том, чтобы хорошо учиться в школе. Я хочу, чтобы вы не концентрировались на том, чтобы получить лучшие дипломы и поступить в лучшие колледжи. То, на чем я на самом деле хочу, чтобы вы сфокусировались, — говорил я им, — это на вопросе к самим себе — «Как я могу служить человечеству, каковы мои уникальные таланты? Дело в том, что вы обладаете уникальным талантом, которого нет больше ни у кого, и вы наделены особым и неповторимым способом его реализации, которого так же нет более ни у кого». В результате, мои дети поступали в лучшие школы, получали лучшие дипломы и даже в колледже они были лучшими; они уникальным образом финансово самодостаточны, и все это потому, что они сфокусированы на том, что они здесь могут отдать другим. Когда это происходит подобным образом, тогда это есть реализация Закона Дхармы. Закон Дхармы включает три компонента:
Первая составляющая говорит о том, что каждый из нас приходит сюда для того, чтобы открыть свое истинное Я, самостоятельно обнаружить духовную основу нашего истинного Я, понять, что изначально мы являемся духовными существами, проявленными в физической форме. Мы не являемся человеческими существами у которых иногда случаются духовные озарения — все с точностью до наоборот: мы являемся духовными существами, которые время от времени приобретают человеческий опыт, ощущения. Каждый из нас приходит сюда для того, чтобы открыть для себя и осознать наше высшее или духовное Я. В этом заключена первая часть реализации Закона Дхармы. Мы должны узнать и открыть в самих себе божественность, живущую в нас в эмбриональном состоянии и понять, наконец, что этот Бог или Богиня в нас хотят быть рожденными для того, чтобы мы могли реализовать и выразить свою божественную сущность.
Вторым компонентом Закона Дхармы является проявление и выражение тех уникальных талантов, что заключены в нас. Закон Дхармы говорит о том, что в каждом человеческом существе заключен уникальный талант. Вы обладаете талантом, который уникален в своем выражении и уникален настолько, что нет более ни одного человека на планете, у которого был бы этот талант или тот способ, каким он мог бы быть реализован. Это означает, что есть одна вещь, которую вы можете делать и один из путей того, как вы можете это делать — не имеет равных себе на всей планете, когда вы занимаетесь этим — вы теряете счет времени. Когда вы проявляете тот уникальный талант, обладателем, которого вы являетесь, или, как это часто бывает, больше чем один талант, — самовыражение через этот талант, позволяет вам войти во вневременное состояние осознанности.
Третьим компонентом Закона Дхармы является служение человечеству — служение родным и близким вам людям, исходя из простых вопросов «Как я могу помочь? Чем я могу быть полезным всем тем, с кем я вступаю в контакт?» Когда вы сочетаете способность к самовыражению через свои уникальные способности со служением человечеству — тогда вы в полной мере реализуете Закон Дхармы. И в сочетании с ощущением вашей собственной духовности в сфере бесконечных изначальных возможностей вы в любом случае неизбежно получите доступ к неограниченному изобилию, поскольку это и есть настоящий способ достижения изобилия. И это не временное изобилие — это постоянное изобилие, поскольку ваш уникальный талант, то, как вы реализуете его и то, как проявляется ваше служение другим людям, постоянно, через решение вопросов, которые вы будете задавать себе: «как я могу помочь?» вместо вопроса «что здесь есть для меня?»
Вопрос «что здесь есть для меня?» — является отражением внутреннего диалога Эго. В вопросе «как я могу помочь?» — отражается внутренний диалог Духа. Духом является та сфера вашего сознания, которая позволяет вам ощущать вашу универсальность. В сдвиге вашего внутреннего диалога от «что здесь есть для меня?» к «как я могу помочь?» — вы автоматически уходите из сферы активности Эго в область вашего Духа. Медитация, являясь самым полезным путем доступа в область Духа, через простой сдвиг в вашем внутреннем диалоге к вопросу «как я могу помочь?», так же позволяет получить доступ в ту духовную область вашего сознания, где вы можете ощущать свою универсальность.
Если вы хотите извлечь максимальную пользу из Закона Дхармы — тогда вам следует придерживаться ряда следующих обязательств:
Первое обязательство: Я буду в поиске своего высшего Я, которое выше моего Эго, через духовную практику.
Второе обязательство: Я буду раскрывать мои уникальные таланты, и в их поиске — я буду наслаждаться собой, поскольку процесс наслаждения происходит, когда я нахожусь в состоянии блаженства.
Третье обязательство: Я буду продолжать спрашивать себя о том, как я могу наилучшим образом послужить человечеству. И я буду отвечать на этот вопрос и реализовывать эти ответы на практике. Я поставлю мои уникальные таланты на службу другим людям и буду делать так, чтобы их нужды совпадали с моими желаниями помочь и служить другим.
Сядьте и составьте список ответов на эти два вопроса: Спросите себя, если бы у вас не было проблемы заработка денег, если бы в вашем распоряжении были бы все деньги и все время, которые вам необходимы — что бы вы стали делать, чем бы вы занялись? И если бы вы продолжали делать то, чем вы занимаетесь сейчас — тогда вы в Дхарме, поскольку вы любите то, чем занимаетесь и вы проявляете через это свои уникальные таланты. И еще — спросите себя: «Как я наилучшим образом могу послужить человечеству?» — ответьте на этот вопрос себе и реализуйте это на практике.
Откройте в себе божественное начало, обнаружьте свои уникальные таланты, служите ими человечеству и вы будете способны генерировать любые блага, какие бы вы ни пожелали. Когда ваши творческие проявления будут совпадать с нуждами других людей — тогда различные блага спонтанно потекут из области непроявленного в проявленное состояние; из сфер Духа в мир форм. Тогда вы начнете ощущать свою жизнь, как волшебное проявление божественности — и не случайное, а постоянное. И тогда вы познаете истинную радость и истинное значение успеха — экстаз и восторг вашего собственного Духа».

(Дипак Чопра. Семь духовных законов Успеха. София. 2007г. 160 стр.)

* * *

Подведем итог и выстроим традиционные «смысловые» горки. Сначала значения санскритского корня «dhr», от которого происходит слово «дхарма»:
— носить
— хранить
— терпеть
— держать
— укреплять
— исполнять
— сохранять
— защищать
— содержать
— переносить
— удерживать
— подкреплять
— отстаивать
— продолжать
— утверждать
— предохранять
— поддерживать
— сопротивляться
— придавать силы
— придерживаться
— сохранять действующим

и значения и толкования слова «дхарма»:
— долг
— благо
— обряд
— право
— закон
— опора
— норма
— идеал
— добро
— норма
— устав
— устои
— жизнь
— учение
— правда
— знание
— форма
— правда
— мораль
— ритуал
— истина
— условие
— заслуга
— религия
— порядок
— образец
— защита
— правило
— принцип
— защита
— причина
— природа
— держава
— система
— качество
— характер
— доблесть
— свойство
— доктрина
— практика
— проповедь
— сущность
— парадигма
— поддержка
— основа мира
— нравоучение
— благочестие
— обязанность
— правдивость
— добродетель
— праведность
— благочестие
— образ жизни
— обязанности
— закон бытия
— вечный закон
— удерживание
— употребление
— мирской закон
— Высший Закон
— Бог (Абсолют)
— твердая опора
— высшая правда
— правила жизни
— мерило истины
— предназначение
— справедливость
— моральный долг
— нравственность
— характеристика
— Высшая Истина
— этика поведения
— ментальная сила
— моральный закон
— то, что держит
— ведущий принцип
— Вселенский Закон
— держава космоса
— истинно реальное
— моральный кодекс
— следование закону
— путь праведности
— религиозный идеал
— правила поведения
— основа мироздания
— нравственный долг
— сакральный порядок
— моральное качество
— порядок мироздания
— божественный закон
— Космическая Истина
— истинная реальность
— правильное поведение
— духовная основа мира
— крепкое установление
— то, что ведет к благу
— то, что поддерживает
— закон или порядок богов
— предписанное поведение
— просветленное сознание
— вечный моральный закон
— основной принцип бытия
— моральный правопорядок
— религиозное предписание
— постоянное становление
— религиозная обязанность
— основополагающий закон
— то, на чем все держится
— носитель своего признака
— закон во всех его аспектах
— внутренний принцип религии
— то, на чем держится космос
— отдельное правило поведения
— мерило истины, добродетели
— правильный и праведный путь
— закон во всех аспектах жизни
— основа, поддерживающая мир
— морально-нравственный закон
— онтологическое начало бытия
— предписываемый законом долг
— моральные и духовные качества
— этические объекты восприятия
— правило или закон деятельности
— предписанный порядок поведения
— надындивидуальные нормы жизни
— закон, правящий всем мирозданием
— частное нравственное установление
— следование Закону и самодисциплина
— частное нравственное установление
— справедливый божественный порядок
— определенные религиозные предписания
— некая заслуга, обретенная благими делами
— твердо установленный порядок или обычай
— высший закон праведности, справедливости
— суть предмета, его неотъемлемое качество
— то, что является установленным и прочным
— выражение истинной природы всех существ
— нравственный и общественный долг человека
— вечный закон, моральный по своему содержанию
— некое установление положительного характера
— традиции, обычаи и привычки любой группы людей
— образец, которому надлежит следовать как норме
— закон существования и развития космоса и социума
— устои какого-либо духовно-религиозного направления
— правильный закон индивидуальной и социальной жизни
— нормы и правила, которые человек должен соблюдать
— принципы правильной жизни, но также их применение
— совокупность морально-этических и религиозных норм
— набор правил, которые изложены в священных текстах
— некий образец, которому надлежит следовать как норме
— то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе
— регулятивный духовный, социальный и нравственный закон
— идеальная парадигма социально-политического устройства
— нравственно-социальное установление для «правильной жизни»
— совокупность гражданских, этических и культовых требований
— праведный образ жизни (как предписано священными писаниями)
— объект, определяемый через специфическую связь с предписанием
— коллективная концепция поведения, социальных и моральных правил
— совокупность законов, правил, которым должны следовать все и всё
— образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения
— соответствие образа жизни человека высшему нравственному закону
— образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения
— свод законов, регламентирующих социальную жизнь общества и человека
— правильное осуществление фундаментальной природы или предназначения
— порядок, норма существования и развития как космоса, так и общества
— вечный этический закон (определяющий верный жизненный путь и долг индивида)
— религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения
— то, что поддерживает существо в целости и сохраняет его структурную целостность
— комплекс правовых, моральных и других норм, определяющих добродетельность человека
— комплекс различных связанных с верованиями обязанностей, которые следует исполнять
— те установления, исходя из которых определяются нормы общественной жизни человека
— комплекс этических заповедей, отражающий общечеловеческие, точнее, надчеловеческие ценности
— принципы физических, психических и духовных законов, которыми поддерживается Вселенная
— вечный, нерушимый закон, поддерживающий космический порядок и управляющий сочетанием вещей и явлений
— вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях и принцип следования этому закону
— круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей
— совокупность установленных правил, прежде всего, ритуальных, соблюдение которых является необходимым условием поддержания космического порядка
— совокупность нравственных, общественных, религиозных установлений и правил, направляющих жизнь человека к истине и поддерживающих мировой порядок
— порядок деятельности и жизни, лучше всего приспособленный к требованиям индивидуальной души и более всего рассчитанный для ее пользы на определенной ступени ее развития
— некий Природный Закон, воспринимаемый человеком в форме того или иного духовного предписания, исполнение которого способствует сохранению и поддержанию гармонии в Мире

Еще раз обратим внимание на слог «сва» (см. статью 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»». Если обратиться к словарям, посмотреть интернет, а также обратить внимание на другие санскритские слова, имеющие в своем составе слог «сва», например: свабхава, свадхистхана, свара, сварупа, свастика, сваха, сваямбху и др, то можно обнаружить следующие значения и толкования слога «СВА»:
— сам
— свой
— свод
— суть
— Небо
— Свет
— само-
— благо
— в себе
— добро
— сущий
— Олимп
— вечное
— основа
— Небеса
— добрый
— Всесила
— счастье
— Всемощь
— небесный
— святость
— мудрость
— сущность
— солнечный
— весь, все, вся
— в самом себе
— собственный
— всеохватный
— просветление
— благословение
— небесная Сила
— священный слог
— собственное «Я»
— свой, собственный
— погруженный в «я»
— «я», душа, дух, атма
— полностью предаться
— истинный, внутренний
— сам, сущий, явь, навь, правь
— воплощение творческой Силы
— обозначает единство Вселенной
— означает выход из Тьмы на Свет
— полностью преданный (Высшему)
— представляет потенцию Господа
— придает оттенок умиротворения
— древнее слово, означающее Небеса
— Божественная Матерь всего сущего
— означает проявление Света, Истины
— преобразованная сущность (Ра в слове Сва-Ра)
— указывает на того, кто знает внутреннее «Я»
— букв. совокупное Я. т.е. Космос, Небо, верхний, горний Мир
— обозначает принадлежность к Небесам и Абсолюту (Брахману)
— означает самый высший уровень человеческого сознания на уровне души

Такое множество значений и толкований слога «сва» и слова «дхарма», которые месте образуют термин «свадхарма», вероятно, может говорить о том, что истинное значение слова «свадхарма» (как и слова «сватантра», см. анонс к статье 3.13.4. «Тайна термина «сватантра»») сегодня нам уже или еще пока недоступно, поскольку оно, возможно, утрачено или еще не выявлено. Однако, есть все основания рассматривать слово «свадхарма» не только как слово, но и как термин, и более того, возможно, что этот термин принадлежит непосредственно самой Тантрической Традиции, поскольку (как и термин «сватантра») несет с собой исходную мотивацию как непременный атрибут «терминологической культуры» Тантрической Традиции и не допускает переосмысления или забвения внутренней формы.

Насколько все это соответствует действительности, должны подтвердить (или опровергнуть) будущие исследования Российской Тантрологии, и в частности, ее раздела — Терминология (Тантры), что не мешает нам в настоящий момент обратить внимание на информацию, которая касается слова «свадхарма».

* * *