Статья 3.13.5. Этимологический анализ термина «свадхарма». (ч.1)

продолжение

5. НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «ДХАРМА»

(согласно этимологическому анализу — установление как изменялось значение слова и его морфемная структура в процессе развития языка, какие исторические изменения его первичной формы и значения обусловили настоящую форму и значения слова в современном языке).

 

5.1. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ

«Дхарма — в индийской философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении Буддизма — элементы бытия, из которых слагается все сущее».

(Философский энциклопедический словарь. /Ред.-сост. Е.Ф.Губский и др. 2003г.)
(Философский энциклопедический словарь. 2010г.)

«Дхарма — в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность, благочестие и нравственность; в познании дхарма предстает как истина».

(В.Василенко. Краткий религиозно-философский словарь. 1996г.)

«Дхарма — праведность, один из четырех пределов человеческих стремлений; обычно переводимое как «религия», это слово означает скорее внутренний принцип религии. Это слово также имеет такую вольную расшифровку как «долг»».

(Словарь индуистских терминов.)

«Дхарма — одно из базовых понятий индуистской философии. Дхарма означает главенствующий над Бытием вечный этический закон, определяющий верный жизненный путь и долг индивида. По представлениям философии Индуизма каждый имеет свою дхарму».

(Словарь. 2004г. интернет-сайт философии, эзотерики, мифологии.)

«Дхарма — то, что является установленным и прочным; закон, устав, указ; употребление, практика, предписанное поведение; долг; право, справедливость; добродетель, нравоучение, религия. Этические объекты восприятия. Справедливый божественный порядок».

(Словарь восточных терминов.)

«Дхарма — одно из важнейших понятий индийской мысли. Это истинная реальность, основа, поддерживающая мир. Таково онтологическое понятие Дхармы. Этически — это закон во всех его аспектах, правда, праведность. В более плотном понимании это правила жизни, обязанности, ритуал».

(Махабхарата II. Бхагавадгита (часть II) (книга VI, гл. 25-42).
Санскритский текст. Симфонический словарь академика
АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад. 1962г. 212 стр.)

«Словарь. Дхарма — закон, закон бытия, мерило истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религий, поведения и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов — этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни».

(Шри Ауробиндо Гхош. Йогическая садхана. К. 1991г., Святослав. 2003г. 96 стр.)

«Дхарма — обряд, ритуал; обязанность; долг; закон; правда; праведность; правила жизни; обязанности; праведный образ жизни (как предписано священными писаниями); свод законов, регламентирующих социальную жизнь общества и человека; высший закон праведности, справедливости; мерило истины, добродетели».

(Михаил Поддуев. Краткий словарь Йоги.)

«Дхарма — понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле — долг, добродетель. Понятие дхармы употреблялось в школах индийской философии, признающих авторитет Вед. В Буддизме — вечные и неизменные элементы безначального и безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизической энергии».

(Современная Энциклопедия.)

«Дхарма (мораль, нравоучение; религиозное предписание; долг, обязанность; закон; природа, сущность) — в индийских философско-религиозных учениях некий Природный Закон, воспринимаемый человеком (или рекомендуемый ученику наставником) в форме того или иного духовного предписания, исполнение которого способствует накоплению благой кармы этим человеком, а также — сохранению и поддержанию гармонии в Мире».

(Словарь смыслов Школы Русской Йоги.)

«Дхарма — в индийской философии некоторый положительный образец, которому надо следовать как норме, вечный моральный закон или частное нравственное установление (долг, добродетель). В этом смысле данное понятие употреблялось в ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. В Буддизме дхармы — это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса, бытия («поток дхарм»), из которых слагается все сущее; некие вспышки психофизической энергии».

(В.Зорин. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Алматы. 2002г.)

«Дхарма — термин, которым в Индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает в индусском учении одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе: артха (польза), кама (удовольствие), дхарма (справедливость), мокша (духовная свобода)».

(Большой Юридический Словарь.)

«Дхарма — 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии Индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) — в этом смысле каждый человек имеет свою Дхарму. 2) в Буддизме — первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их — источник страдания — прекращается в состоянии нирваны».

(Советский Энциклопедический Словарь. М. СЭ. 1985г.)

«Дхарма — одно из центральных понятий индийской философии и религии, имеющее несколько значений: вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель; образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь; долг (в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму); божественный мудрец, бог справедливости, персонифицирующий понятия добродетели, морального закона».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
(Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«Дхарма — «сакральный порядок», идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин Индуистской Традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель — соответствие «дхарме». В более узком кастовом смысле, «дхарма» — ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов. Ритуальной целью кшатриев является «кама», «желание», а вайшьев — «артха», «предметы», «вещи». Политическое считается полноценным, когда «кама» кшатриев подчинена «дхарме», и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей («артха»)».

(Философия политики. Глоссарий терминов пректа «Арктогея».)

«Дхарма — одно из понятий древнеиндийской мысли: в самом общем виде — некое установление положительного характера, некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле — частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.). В пределах этого круга значений понятие дхармы употреблялось в ортодоксальных (признающих авторитет Вед) школах индийской философии, а также в правовой литературе дхарма-шастр («учение о дхарме», понимаемой здесь как предписываемый законом долг). В Вайшешике, например, дхарма и адхарма входят в число 24 качеств (гун) и обозначают соответственно достоинство (добродетель) и недостаток (порок)».

(Философский энциклопедический словарь.
/ Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв и др. М. СЭ. 1983г.)

«Дхарма — санскритский термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т.д.
1. В большинстве религий и религиозно-философских учений Индии — совокупность гражданских, этических и культовых требований, образ жизни, якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Дхармы оценивалось как добродетель, нарушение ее — как грех, поэтому часто понятие Дхармы равнозначно понятию добродетели. Буддисты называют Дхармой само религиозное учение Будды.
2. В буддийских теологических трактатах термином «Дхармы» обозначаются мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания». 

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

«Дхарма — в индийской философии «порядок», «норма» существования и развития как космоса, так и общества. Во втором случае объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали». Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации). В системе целей человеческого существования (пурушартха) дхарма — одна из четырех задач человека, наряду с задачами приобретения (артха), удовольствий (кама) и «освобождения» (мокша), притом задача накопления дхармы как «религиозного капитала» является основополагающей. Дхарме наиболее близки понятия «правды» (сатья), «заслуги» (пунья) и «блага» (кушала). Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие также означает качество и долг. Антипод дхармы — адхарма, или дхарма с отрицательным значением». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Дхарма — чрезвычайно важный и многозначный термин не только Буддизма, но и всей индийской философии. Палийский термин употреблялся в основном школой Тхеравада, санскритский — в школах Махаяны. Санскритская форма слова «дхарма» переводится как «система», «доктрина», «религия», «добродетель», «моральное качество», «долг», «справедливость», «закон», «образец», «норма», «идеал», «истина», «форма», «условие», «причина», «порядок мироздания» — значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Дхарма:
1) доктрина; какое-либо учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в Буддизме — учение Будды;
2) правило; правильное поведение; справедливость; закон; праведность;
3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные;
4) феноменальное; Дарма как следствие (в этом значении она употребляется в «Дхаммападе»: «Все дхармы. (т.е. все феноменальное) сотворены мышлением»). Приложение слова «дхарма» к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона;
5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психофизической «энергии». 

(Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь.
/Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. Республика. 1992г.)

«Дхарма (закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) — одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В Индуизме дхарма — истинная реальность, основа мира, онтологическое начало бытия. Этически — это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни — ритуал, обязанность. В Махабхарате среди множества формулировок выделяется: «Satiat nasti paro dharman» — «Нет более высокого закона, чем истина», «Нет религии выше истины». «Бхагават-Гита» вкладывает в понятие дхармы именно этот смысл. В мифологии Дхарма — Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Дхарма — отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость. В Буддизме дхарма — многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения дхармы: 1. Доктрина, учение Будды; 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма); 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой дхармы: «Все дхармы сотворены мышлением»; 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: «дхармами называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием» (О.Розенберг). Теория дхарм излагалась Васубандху в «Абхидхармакоше» (V в. н.э.). В свете этого учения Буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил». 

(Новейший философский словарь.
/ Сост. А.А.Грицанов. Минск. В.М.Скакун. 1998г.)

«Дхарма — одно из основных понятий мистической философии Индии; применяется и обсуждается во всех мистико-религиозных и философских системах, включая различные школы Буддизма. Традиционно слово «дхарма» употребляется в восьми ниже перечисленных значениях:
1. «Удерживаемое разумом», т.е. все умопостижимые вещи и «явления; любые причинно-обусловленные состояния; все, что можно увидеть глазом, в чем «содержится» наиболее существенная характеристика предмета или явления. Например, все явления преходящи и непостоянны; в этом и заключается их дхарма.
2. Способ достижения чего-либо: так, «чистое видение» является дхармой постижения пустоты. В этом значении термин «дхарма» синонимичен термину «марга» («путь»).
3. В учениях Ваджраяны — освобождение от пут сансары, достижение нирваны. Применение слова «дхарма» здесь указывает на то, что душа просветленного не вырывается за пределы Мировой Иллюзии, а просто воздерживается от создания этой Иллюзии.
4. Кармическая «заслуга»; обретенная посредством добрых дел, совершенных в прошлых существованиях. Благодаря такой заслуге человек оказывается способен понять истинное учение о духовном спасении и применить его на практике.
5. Судьба или жизненный путь человека, предопределенный его предыдущими воплощениями. Неизбежное грядущее любого человека — взросление, старость и смерть.
6. Благотворное мистическое учение; в этом значении слово «дхарма» применяется, в частности, к учению Будды.
7. Предписанный порядок поведения (например, монастырский устав или религиозный обет).
8. Традиции, обычаи и привычки любой группы людей или других существ». 

(Мистическая энциклопедия.)

«Дхарма. I) В Индуизме. 1. Истинная реальность, основа мира, онтологическое начало бытия: «удерживаемое разумом», т.е. все умопостижимые вещи и явления; любые причинно-обусловленные состояния; все, что можно увидеть. 2. Способ достижения чего-либо: так, «чистое видение» трактуется как Дхарма постижения пустоты. 3. Благотворное мистическое учение. 4. Предписанный порядок поведения, монастырский устав. В этическом измерении Дхарма — это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни — ритуал, обязанность. В «Махабхарате» среди множества формулировок выделяется: «Satiat nasti paro dharman» — «Нет более высокого закона, чем истина», «Нет религии выше истины». «Бхагавад-Гита» вкладывает в понятие Дхармы именно этот смысл. В мифологии Дхарма — Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Дхарма — отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость.
II) В Буддизме. Дхарма — многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Дхармы: 1. Доктрина, учение Будды; 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий; 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Дхармы: «Все Дхармы сотворены мышлением»; 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: «Дхармами называются истинно сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием» (О.Розенберг). 6. В учениях Ваджраяны (Тантрическом Буддизме) — освобождение от пут сансары, обретение нирваны. 7. Кармическая «заслуга», обретенная посредством добрых дел, совершенных в прошлых существованиях. 8. Судьба или жизненный путь человека, предопределенный его предыдущими воплощениями.
III) В повседневной поведенческой практике. Дхарма обозначает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутым им высшим принципам поведения. Дхарма есть обязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой. Дхарма может быть охарактеризована также и как основа внешних социальных кодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практически исчезла. Дхарма рассматривается также как закон или правило, определяющее множество церемоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том, как следует молиться, выполнять пуджу (благочестивые обряды) и яджню — ритуалы жертвоприношения для достижения определенных результатов. Эти обряды составляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром (адришта) и умиротворения непредсказуемой судьбы. Однако йоги обычно отвергают их и движутся в направлении полного использования способностей собственного разума путем концентрации, медитации и созерцания. В Буддизме Дхарма. возникает в форме «дхаммы», означающей закон или способ жизни, предписанный Буддой как ведущий к нирване. Дхамма в понятии Будды есть то же самое, что Благородный Восьмистадийный Путь. Дхарма — долг по отношению к миру и закон души по отношения к себе». 

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Дхарма — понятие сложное и многосто¬роннее. Востоковеды-индологи (в Европе впервые Кане, в России — Г.Ф.Иль¬ин) считают, что в европейском и русском языках нет однозначного термина, соответ¬ствующего санскритскому слову «дхарма». Это слово, полагают они, нельзя перевести как «закон» или «право», «дхарма» — понятие более широкое. С этим следует согласиться, что, однако, не исключает выделения и специального изучения политико-правового аспекта данного понятия.
Термин «дхарма» Шастры использовали в разных смыслах. В широком смысле он означает совокупность законов, правил, ко¬торым должны следовать боги, страна, царь, варны, джати, кулы, шрени, пастухи и др. Именно в таком понимании употреб¬ляется слово «дхарма» в самой авторитет¬ной в древней Индии Шастре «Ману-Смрити». В применении к Вселенной Дхарма означа¬ла вечный, нерушимый закон, поддерживающий космический порядок и управляю¬щий сочетанием вещей и явлений. Применительно к индивиду — это нравственный долг, благочестие, моральный кодекс, спра¬ведливость, добродетель, т.е. совокупность морально-этических и религиозных норм. Дхарма — также закон, которым руковод¬ствуется царь (Раджа-Дхарма); нормы поведе¬ния членов четырех варн (Варна-Дхарма); определенные религиозные предписания, от¬носящиеся к четырем периодам жизни че¬ловека (Ашрам-Дхарма); те установления, исходя из которых определяются нормы общественной жизни человека. Дхарма — это и комплекс различных связанных с ве¬рованиями обязанностей, которые следует исполнять. Обязанности варьируются в за¬висимости от поведения индивидов, их воз¬раста и варновой принадлежности. Следо¬вать Дхарме — непреложный закон жизни древнего индийца. Предусмотренный Дхар¬мой порядок вещей в Космосе и на Земле считается вечным и неизменным. Боги, цари, страны, семьи, индивиды — все имели свои многочисленные дхармы.
Под Дхармой Шастры также понимали и правила поведения мужа и жены или жен¬щин, или отдельной варны, или семьи. Иногда это слово обозначало отдельное правило поведения (Ману. 1.10.116; VIII. 6), а также гарантирован¬ные, одобренные, либо запрещенные Шастрами юридические возможности поведения индивидов (Ману. 1.114; VIII. 41,44; IX. 138). Ведийская традиция считает, что предусмотренные Шастрами возможности поведения людей предопределены богами. Следовательно, поведение индивидов рассматривается как их долг, обязанность. В Шастрах нет, пользуясь современ¬ным языком, термина «субъективное пра¬во», поэтому слово «дхарма» и переводится обычно как долг, обязанность, священный долг.
Согласно Индийской Традиции основа Дхармы, ее важнейший признак, свойство — «шрути» (буквально: услышанное, передан¬ное), т.е. священное предание, внушенное якобы свыше божественными мудрецами (риши). Для древнего индийца Шрути — бо¬жественное предписание, истина, источник всего существующего в мире, основа зна¬ний и порядка, а также правил, которым он должен неукоснительно следовать. Под Шрути имелись в виду (составленные, по мнению большинства исследователей, к се¬редине I тыс. до н. э.) четыре Веды и ведийская литература (Ману. II. 6, 10).
После Шрути основой Дхармы, ее важ¬нейшим признаком, свойством Идийская Традиция считает «смрити» (буквально: за¬поминаемое, услышанное, передаваемое из поколения в поколение). Под Смрити древние индийцы имели в виду Шастры, т.е. религиозно-правовые трактаты, содержа¬щие предписания Дхармы, а также литера¬туру Смрити (Ману. II. 10). Эти трактаты индийцы называли еще Дхарма-Смрити и Дхарма-Шастрами». 

(Мегаэнциклопедия.)

 

5.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Дхарма — совокупность нравственных, общественных, религиозных установлений и правил, направляющих жизнь человека к истине и поддерживающих мировой порядок. Нравственный и общественный долг человека, определяющий его добродетельность».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. )

«Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана. Согласно общепринятой в Индии идее, мир создан и развивается в целях реализации морального закона — Дхармы. Хотя концепция Дхармы — ключевая в индийской культуре, единого ее толкования, не существует».

(История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая.
Философия древности и средневековья.
М. Греко-латинский кабинет. 1995г. 480 стр).

«Дхарма — в буддийской традиции имеет несколько значений: 1) учение Будды Шакьямуни, 2) текст (совокупность текстов), в котором это учение изложено, 3) состояние сознания. Дхарма в Буддизме — это целостное состояние сознания, тела и эмоций. Можно сказать, что язык дхарм — это алфавит базисных переживаний в пространстве психической реальности».

(Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. М. 2000г. 95 стр.)

«Дхарма — это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий, т.е. контекстно, а потому они и не могут быть дедуцированы из общезначимых предписаний. Над священными текстами нет стороннего арбитража, даже в виде общезначимых и общепризнанных поведенческих норм потому, что эти тексты сами являются «источником дхармического сознания»».

(Гусейнов А.А. История Этических Учений. 2003г.)

«Дхарма — одно из центральных понятий индийской философии. Имеет 8 основных значений, в частности — некая заслуга, обретенная благими делами, в том числе и в прошлых существованиях. Благодаря Дхарме человек оказывается способным принять и осуществить спасение, в том числе и с помощью Йоги. Дхарма — неизбежное грядущее каждого человека — взросление, старость, смерть. Дхарма — предписанный порядок поведения — монастырский устав либо религиозный обет. Дхарма — благотворное мистическое учение в Буддизме».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г.)

«Термин «дхарма», согласно буддийской традиции Махаяны, имеет десять основных значений: 1) элемент бытия (существования), 2) путь, 3) нирвана, 4) нечувственный элемент, 5) добродетель, 6) жизнь, 7) учение, 8) постоянное становление, 9) религиозная обязанность (обет), 10) мирской закон. Таково европейское понимание этого термина и интерпретация его. Одно из основных значений термина «дхарма» — закон, принцип, учение, поэтому большинство указанных выше значений (2-3, 5-7 и 9-10) имеют смысловую связь между собой и легко объясняются через понятие «закон, учение».
Тибетский толковый словарь дает следующие значения термина «дхарма»: «Дхарма (chos) – 1-2) путь — знание (путь знания); 3) выход из страданий (нирвана); 4) сфера души; 5-6) добродетель — жизнь (добродетельная жизнь); 7) каноны Буддизма; 8) истинное появление — становление; 9-10) доктрина (учение и традиция).
Дхарма как абсолютная истина есть всеобщий и универсальный закон, который, как бесконечность, непостижим во всей своей полноте и является предметом веры. Представление об абсолютной истине открывается через относительную истину, которая существует только благодаря существованию абсолютной истины, как отражение, хотя и слабое, этого главного закона. Но, тем не менее, это слабое отражение является основанием, наряду с высказыванием.
Одно из основных значений термина «дхарма», в каковом его часто употребляли буддисты на протяжении всей своей истории, — «слово, понятие» в смысле «основной принцип бытия», поскольку оно существует для человека и открывается ему только через знаки-слова. Только через это значение термина «дхарма» мы можем понять суть учения Будды». 

(Кузнецов Б.И. Ранний Буддизм и философия
Индуизма по тибетским источникам. М. 2002г.)

«Дхарма рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего, ритуальных, соблюдение которых является необходимым условием поддержания космического порядка. В качестве основы мироздания Дхарма неразделима с Истиной (рита, сатья). Применительно к обществу Дхарма в целом охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из понятий, составляющих триваргу («троицу») — наряду с выгодой (артха) и удовлетворением чувственных желаний (кома). Индуизм часто определяется как Варна-Ашрама-Дхарма, т.е. сословно-кастовая Дхарма и Дхарма стадий жизненного пути человека. Другое название Индуизма — Санатана-Дхарма, т.е. вечная Дхарма. Дхарме посвящена обширная санскритская литература (прежде всего дхарма-шастры). Иногда выделяется некоторое количество понятий, составляющих «общую Дхарму людей»: правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др. Но основное внимание уделяется соблюдению каждым своей «собственной Дхармы», зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т.п. Соответственно содержание дхарма-шастр, как правило, сводится к изложению Дхармы варн и ашрамов — стадий жизни. В «Бхагавад-Гите» подчеркивается, что «наилучшее — преданность собственной дхарме». Эта «собственная Дхарма» стоит выше правил общечеловеческой морали. Так, для брахманов превыше всего — изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов самим и по заказу, принятие и дача даров. Дхарма кшатриев — защита общества от насилия и управление им (кстати, она включает в себя обязанности сражаться, т.е. прямо нарушать требования ахимсы). Дхарма вайшьев — земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиционным нормам своего коллектива: Дхарме кастовой, клановой, местной. В первой же стадии жизни ария его Дхарма — образование; затем, с началом семейной жизни, праведный заработок согласно сословию и касте, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам; к концу жизни социальный аспект Дхармы сворачивается. Ведийскую Дхарму специально изучает Миманса; в Вайшешике Дхарма определена как «причина преуспеяния и избавления»; второе впоследствии переходит к понятию мокши как добавлению к триварге. В общей духовной культуре заметно напряжение между Дхармой и Мокшей; их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой. Изначальным источником Дхармы признается священное откровение (Веды, шрути), источником вторичным — священное предание (смрити, дхарма-шастры), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (и, по индийским представлениям, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Дхарма в принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость ее исполнения существ, зависит от мирового периода — юги). Авторитетом в области абсолютной Дхармы является собрание ученых брахманов, если же речь идет об особой Дхарме касты, рода или деревни — старейшины, руководящие соответствующей общиной (панчаят). Термин Дхарма употребляется и в ограничительном значении «устои такого-то духовно-религиозного направления». Также — самоназвание Буддизма как традиции и ее содержания». 

(Иванов В.Г. История этики средних веков. Л. 1984г. 279 стр.)

 

5.3. СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, ЛЕКЦИИ

«Суть человека в том, что на Санскрите именуется как Дхарма. Коренное отличие человека от животных в том, что он обладает способностью следовать Дхарме — моральному закону».

(Прирда человека.)

«Дхарма — один из наиболее многозначных индуистских и буддистских терминов. В разных контекстах может пониматься как правило, закон, долг, религия, обязанность, устои, правда, учение и т.д.».

(Источник неизвестен.)

«Дхарма — это то, что поддерживает; добродетель; комплекс правовых, моральных и других норм, определяющих добродетельность человека, соответствие его образа жизни высшему нравственному закону. Входит в так называемую индуистскую «чатурваргу» (четыре цели, четыре плода)».

(Источник неизвестен.)

«Дхарма — это философский термин, который обычно означает «долг», «предназначение», «закон», «принцип», «следование закону». Иногда под словом «дхарма» подразумевают Высший Закон или выполнение высшего долга или праведный (духовный) путь или Высшую Истину или Вселенский Закон».

(Что такое Дхарма.)

«Дхарма — букв. «то, на чем все держится»; закон мироздания, религиозная вера, религиозные законы, путь праведности, священный долг, добро, истина, справедливость, гармония. Согласно Ведам, дхарма — это правильное осуществление предназначения той или иной вещи, явления, закономерности; по отношению к личности — это образ поведения, наиболее благоприятный для ее духовного развития, следование своему предназначению. Одна из четырех целей (пурушартха) человеческой жизни».

(интернет-сайт «Традиция Натхов».)

«Самым универсальным понятием Индуизма является многозначное понятие «дхармы». С одной стороны, дхарма — это комплекс этических заповедей, отражающий общечеловеческие, точнее, надчеловеческие ценности: стремление к истине, правильное поведение, добросовестность, чистота, незлобивость, непричинение вреда живым существам (ахимса). С другой стороны, дхарма — это нормы и правила, которые человек должен соблюдать, будучи членом определенной социальной группы — варны или касты».

(Дмитрий Ворон (Воротников Д.Н.). Тантризм: понятие, сущность, основные термины. )

«Нет ничего труднее Дхармы и лучше того, кто всех выше в Дхарме! Дхарма как и Артха означает правду, порядок, праведность, державу, путь, долг. Дхарма — это лишь обитель и оболочка Артхи. Артха — это внутреннее содержание Дхармы. Ведийский закон — на Земле была, есть и будет только одна религия — Санатана Дхарма, Закон Правды. Дхарма — это долг соблюдения Правды, Порядка и Закона. Что Сатья [Истина] — то и Дхарма! От Сатьи — Дхарма! На весы положили Сатью и Дхарму. Их вес оказался равным. Откуда Сатья, оттуда и Дхарма!».

(Источник неизвестен.)

«Важнейшим для буддистов является понятие «дхармы» — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» имеет много значений: закон, учение, религия, истинно реальное и пр. Но основное его значение в буддистской философии — «носитель своего признака», то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много. В их числе есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою — нирване».

(Буддизм. Учение Будды.)

«Религий может быть много, но Дхарма у человека одна. Дхарма — это суть предмета, его неотъемлемое качество. Дхарма человека — связь с Богом. Всё связано с Богом, и человек — единственный, кто может развить эту связь в отношения. Сознание Бога — это неотъемлемое качество души. По своей природе душа исполнена вечности, знания и блаженства. Душа всегда сознаёт Бога. Это ее качество, ее дхарма. Как качество огня — свет и жар. Их не отнять от огня. Человек может верить в Бога, может не верить в Него и при этом всегда оставаться связанным с Богом. Люди могут верить в разное, поступать по-разному, идти к разным целям разными путями, но они всегда будут в Боге, всегда будут связаны с Богом. Это и есть Дхарма».

(Источник неизвестен).

«Согласно «Вайшешика-Сутре», которая инициирует изучение дхармы, дхарма — то, благодаря чему осуществляется «преуспеяние» (абхъюдая) и высшее благо (нихшрея). Концепция дхармы излагается в «Падартхадхарма-Санграхе» Прашастапады (VI в.), где дхарма определяется как то, что способствует достижению счастья и «освобождения», является сверхчувственным и осуществляется средствами, соотносимыми с принадлежностью человека к варне и ашраму. Среди общих средств реализации дхармы названы вера в нее, невреждение, благожелательность, правдивость, нестяжание, бесстрастие, чистота намерений, безгневие, священные омовения, использование «очистительных» веществ, преданность божеству, пост и выполнение своего долга».

(Дхарма.)

«Начнем с определения. У этого слова существует огромное количество разных определений, много значений. Самое главное — выбрать из них то, которое подходит к той или иной ситуации. В том или ином контексте значение приобретает тот или иной окрас. Мы рассмотрим один из основополагающих смыслов этого слова. Под словом «дхарма» иногда понимают некое духовное учение, иногда состояние некой правды, истины, под дхармой понимают вполне конкретные религиозные течения. Наиболее емкое и объясняющее понятие дхармы — это некий путь жизни, индивидуальный для каждого человека, идя по которому, человек в максимальной степени избегает страданий, насколько вообще его карма позволяет избежать страданий. Дхарма — это путь, идя по которому, негативная сторона кармы максимально сокращается, а позитивное действие кармы предельно увеличивается, мало того, идя по этому пути, человек рано или поздно вообще выходит из поля действия кармы. Поэтому, говоря простыми словами, дхарма — это тот путь, который нас оберегает от страданий. Значение слова «дхарма» — некий путь, ведущий нас к цели. Дхарма — это путь, который ведет нас к высшим духовным вершинам самопознания». 

(М.Касумова. Что такое Дхарма. 2010г. Открытый Йога Университет.)

«Дхарма — у этого понятия много толкований:
1. Слово «дхарма» можно применить ко всем вещам, явлениям. Это толкование следует из многочисленных значений санскритского слова «дхарма», его корня — «держать». В этом значении слово указывает на все причинно-обусловленные состояния, на то, что можно увидеть глазом, на то, что, вероятно, существует, о чем говорится, что оно «удерживает» свою наиболее существенную характеристику. Например, все явления «содержат» в себе принцип преходящести, непостоянства.
2. Второе из значений подразумевает принцип Пути, синоним китайского «Дао».
3. В-третьих, это — освобождение от пут Сансары, достижение Hирваны.
4. Дхарма может означать «объект разума» и включать любое явление, распознаваемое нашими шестью чувствами. К «шестому чувству» относится работа разума, который оперирует явлениями сознания.
5. Дхарма также может означать так называемую «заслугу», обретаемую посредством добродеяний, совершенных в прошлом. Например, чтобы разум человека мог сосредоточиться на религии, необходимо, чтобы он был свободен от материальных забот, от мирских желаний, был физически и умственно полноценен. Обо всем этом говорится, как о «заслуге».
6. Дхарма может означать «жизнь». Уважение к жизни других существ или спасение жизни других существ — вот те факторы, которые причинно продлевают жизнь самого человека.
7. Дхарма может означать «благотворное учение». Применительно к Буддизму, это — «слова» Будды, которые ясно и безошибочно указывают на праведное и пагубное направление деяний.
8. Дхарма означает и то, что должно минуть — неизбежно грядущее. Например, то, что родилось, что было создано, неминуемо должно умереть, разрушиться. Тело человека по своей природе неизбежно подвержено старению: с каждой минутой новорожденный укорачивает свою жизнь и приближает старость и смерть.
9. Дхарма может означать предписанный порядок поведения.
10. Дхарма может означать неотъемлемо присущий поведенческий тип, паттерн любого объекта или группы объектов, явлений и людей. Например, традиционные обычаи и привычки любой общины можно обозначить как Дхарму». 

(Свами Вишну Дэв. Этот Мир из Света.)

«Введение. Не нуждается в дополнительных объяснениях тот факт, что нравственный аспект религии — ее своеобразная визитная карточка, та самая вещь, по которой зачастую судят обо всей системе верований. Он лежит в основе священных текстов, он приводится как пример для подражания для многочисленных верующих, он «презентует» религию, отделяя серьезную систему от секты-однодневки…
В этой работе я рассмотрю моральные аспекты Индуизма и, конкретнее, дхарму как основную его нравственную составляющую.
1. Дхарма — центральное понятие индуистской религии. Религия — это общественное явление с собственным историческим развитием в конкретных социально-экономических условиях. А еще религия — ориентир и сокровище для тех, кто ее исповедует. Именно она дает указания для повседневной жизни и поиска высокого, отделяет правильное от неправильного, истинное от ложного, праведное от ложного… В такой сложной системе верований как религия как узнать, что есть «правильное» и «неправильное», «достойное» и «недостойное»? Ведь такое знание необходимо для свободного принятия решений, а незнание закона, как говорится, не освобождает от наказания.
В основе индуистского мировоззрения лежит идея о том, что окружающий мир — это не случайное и хаотичное нагромождение вещей, а гармонически упорядоченное целое, существующее в соответствии с определёнными закономерностями. Всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность мира, — это дхарма. Поэтому дхарма и является ключевым понятием в сложной системе индуистского мировоззрения.
Термин «дхарма» произошел от санскритского корня «дхр» (держать, поддерживать, сохранять действующим). У него нет эквивалента в других языках кроме Санскрита, и поэтому оно приблизительно переводится как «образ жизни», «предназначение», «закон» на плане физического сознания, на уровне материальных действий и так далее, что, впрочем, не полностью передает его значение. В этом смысле слово «дхарма» перекликается с латинским firmus (твердый, устойчивый), подразумевая, что человеческая дхарма есть нечто нерушимое. Поэтому ему весьма сложно дать единственное и однозначное определение, а большинство индуистских книг оставляют его без перевода. Монье-Уильямс, чей словарь Санскрита считается основным для этой области, дает множество определений: «устоявшийся или твердый, непоколебимый указ, постановление или закон; использование, практика, традиционные предписания и рекомендованный путь, долг; правосудие, благо; добродетель, нравственность, мораль, религия, религиозное качество, хорошие дела,» — но ни одно из них не передает полного смысла слова.
В общем и целом дхарма — это следование Закону, это всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность материального мира, это добродетель и путь благочестия.
В Махабхарате Кришна определяет дхарму как «поддерживающую связь между этим миром и тем». В «Брихадараньяка-Упанишаде» сообщается о том, что: «Дхарма — то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму — правду. И то и другое — одно». Уже в этом отрывке дхарма — высшее начало мира, соответствующее, с одной стороны, сущности вещей, с другой — правде, познавательной и моральной истине. Дхарма — это следование Закону и самодисциплина на четырёх уровнях.
— первый уровень — вишвадхарма — строгое следование законам Природы /Бхагавана (Бога).
— второй уровень — дэшадхарма — строгое следование законам нации (страны) по букве и по духу. Также это — «общественные законы», предписанные укладом жизни и общественными правилами, которые основаны на писаниях или традиции (например, основаны на Ведических писаниях).
— третий уровень — кутумбадхарма — это обязанности по отношению к своей семье/предкам (по большому счёту, по отношению ко всему роду и к собственной семье, как минимум). Необходимо сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях.
— четвертый уровень — свадхарма — это долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике и так далее.
Дхарма подразумевает уважение к природе и окружающей среде, почтение к присутствию Бога во всем живом и атману в животных и людях. Земля рассматривается как Мать, поскольку вся наша жизнь находится в зависимости от природы. Всякое материнство считается в Индуизме священным, будь то среди зверей или людей, будь то материнство коровы или богини.
Объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали». Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации).
Более глубокое объяснение говорит о дхарме как о неотъемлемом качестве природы. Так, например, неотъемлемым качеством (дхармой) соли является соленый вкус. Можно скачать, что дхарма — это Высшая Реальность, которая проявляется как Сила, которая лежит в основе всей Природы (Вселенной) и которая поддерживает гармонию в Природе.
Также дхарма переводится как «высшее предназначение», что в западной философии означает причину существования объекта, а в индийском историко-философском контексте всегда олицетворяло правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами. Так, дхармой пчелы будет делать мед, дхармой коровы — давать молоко, дхармой солнца — светить, а дхармой реки — течь. Это самая суть всего, схожая и перекликающаяся с китайским дао, египетским маат и шумерским ме». 

(Манухина К.Е. Дхарма как нравственный аспект Индуизма. Днепропетровск. 2010г.)

 

5.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

«Дхарма — внутренняя присущая живому существу природа. Внутренняя природа чего бы то ни было. Религия, свод религиозных законов, определяющих обязанности человека в соответствии с его положением к Богу; обязанности человека в соответствии с его положением в системе варнашрама-дхарма».

(Дхарма. Что это такое. Форум портала «Путь к осознанности»)

 

5.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Дхарма — это закон, правящий всем мирозданием — от атома в одном масштабе до человека в другом масштабе. На человеческом уровне Дхарма понимается как путь, которому нужно следовать, и как работа, которую следует исполнять, как долг».

(Кришнамачарья К.Э. Духовная психология. 2001г. Амрита-Русь. 2005г.)

«Дхарма — это не только принципы правильной жизни, но также их применение. Это похвальный образ действий, посредством которого человек делает себя пригодным к данному миру, небесам и освобождению. Дхарма — это также результат доброго дела, то есть то, посредством чего преобретается заслуга».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической
литературы. Старклайт 2002г. 158 стр.)

«III. 1. Что такое Свадхарма? В английском языке нет соответствующего эквивалента санскритскому термину «дхарма». Обычно под этим подразумевают «обязанность» и «праведность». Любое действие, которое хорошо рассчитано, чтобы дать Шрея (освобождение) и Абхьюдаю (восторг), является дхармой. То, что приносит человеческим существам благополучие, является дхармой. То, что обеспечивает безопасность существа, является дхармой. Бог, религия и дхарма неотделимы друг от друга».

(Свами Шивананда. Практика в Карма-Йоге.)

«Дхарма — это закон, управляющий мировым порядком. В Буддизме этот термин имеет три основных значения: буддийская доктрина или учение; объект, бытие или материя; принципы или законы. Дхармата: сущность или природа Дхармы; природа, лежащая в основе всех вещей, реальности и т.д. Этот вид различения применялся каждым учителем и не только в общем, но и в каждом отдельном случае. Дхарму не должно открывать тем, кто не был заинтересован в Ней или кто еще не созрел для Нее; Ее следовало проповедовать только тем, кто жаждет Высшего Знания, и в должное время и в должном месте».

(Гарма Ч.Чанга. Учения Тибетской Йоги.)

«Дхарма — обозначает границы, в которых должна проходить деятельность. Животные имеют дхарму, но они не знают об этом. Для иллюстрации пример с деревом. Дерево никогда не может расти вниз и не может расти выше определенного размера, потому что дхарма не позволяет этого. Но дерево не знает об этом. Таким же образом человеческое существо также наделено дхармой и знание об этом вначале проявляется через сознание, подсознание и надсознание и, позднее, через мудрость и духовное просветление. Для полного знания дхармы, Кундалини, которая есть отражение Ади-Шакти, должна быть пробуждена из дремлющего состояния. Эта Кундалини, пробудившись, устанавливает прямую связь со Всепроникающими Вибрациями (Парамчайтаньей)».

(Шри Матаджи (Сахаджия Йога) о Дхарме.)

«Дхарма — принципы физических, психических и духовных законов, которыми поддерживается Вселенная. Дхарма — выражение истинной природы всех существ. Слово «дхарма» включает в себя и мораль, и этику, и религию, но имеет и еще более широкий контекст. Оно происходит от корня «дхри» — подкреплять, поддерживать, исполнять, — и поэтому является как исполнителем, так и исполняемым действием. Вселенная — это исполнение Дхармы, и Господь, являющийся ее высочайшим исполнителем, воплощен в вечном законе и является тем блаженством, которое обеспечивается выполнением закона. Дхарма — закон, управляющий эволюцией Вселенной, и путем возвращения, инволюцией. Освобождения могут достичь только те, кто идет по этому последнему пути».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

«Глоссарий. Дхарма — фундаментальное и очень многозначное понятие Ведической и индуистской религиозной философии. Если все обширнейшее множество значений этого термина (религия, закон, качество, устои, традиция, порядок) свести к общей смысловой формулировке, то можно определить понятие дхармы так: истинное предназначение всякого субъекта. В зависимости от этих функциональных качеств выделяются рита-дхарма — вселенские, природные законы, манушья-дхарма — обязанности людей, пуруша-дхарма — обязанности мужчин, стри-дхарма — обязаности женщин и т.д. Определение дхармы в узком значении, как религиозного долга и благочестия дается в Смрити («Вишну-Пурана»): «Прощение, правдивость, невозмутимость, чистота, щедрость, уравновешенность чувств, ненасилие, послушание гуру, посещение мест паломничества, милосердие, честность, отсутствие алчности, почитание богов и брахманов и отсутствие зависти — именуется дхармой, общей (для всех)»». 

(Абхинавагупта. Гитартхасанграха. Тайный смысл Бхагавад-Гиты.
(Комментарий Абхинавагупты на «Бхагавад Гиту»).
/ Пер. с санскр. О.Ерченкова. М. Ганга. 2009г. 384 стр.)

«Дхарма есть санскритское слово, сходное по смыслу с «доблестью, долгом, законом, правдивостью и т.п.»; но ни одно из этих слов не передает в точности его значения. В ином нашем сочинении мы определяем этот термин таким образом: Дхарма — это порядок деятельности и жизни, лучше всего приспособленный к требованиям индивидуальной души и более всего рассчитанный для ее пользы на следующей высшей ступени ее развития. Когда мы говорим о Дхарме какого-нибудь человека, мы под этим подразумеваем высший соответственный строй жизни для него, принимая во внимание его развитие и непосредственные нужды его души. Это индийская наука об этике, философия «добра и зла», — правило поведения. Весьма своеобразное правило с западной точки зрения, потому что оно вовсе не устанавливает абсолютных положений для добра и зла, но скорее выражает идею, которая иногда приходит в голову каждому мыслящему человеку, что положение вещей считается правильным лишь «для своего времени и своего места, или при определенных обстоятельствах и условиях»; в другом месте, или в другое время при тех же условиях оно уже считается неправильным, т.е. злом. Это составляет фундамент науки эволюции нравственности и факты, сюда относящиеся, находятся в полном согласии с учениями высшей западной философии, хотя, быть может, и не соответствуют определенным религиозным догматам, продолжающим существовать в теории, но забываемым на практике. Индийская идея о Дхарме содержит в себе нравоучения, основанные на откровении, на высших поучениях, на интуиции, на сознании совести и на практической пользе; система всесторонняя, всеобщая и всеобъемлющая, как видите, и заслуживает внимания каждого, занимающего вопросами философии, как на Востоке, так и на Западе». 

(Рамачарака. Религия и тайные учения Востока.
Рига. Издательство Н.Гудкова. 1937г.)

«Дхарма — сложный термин с многими значениями: божественный закон, закон бытия, путь праведности, религия, обязанность, добродетель, справедливость, добро, истина. По существу, дхарма есть правильное осуществление фундаментальной природы или предназначения. По отношению к душе, это образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь. Есть четыре основных вида дхармы (чатур-дхарма). 1) Рита: «вселенский закон». Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и контролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия. 2) Варна-дхарма: «закон своей группы». Социальные обязанности. Варна означает «раса, племя, характер, общественный уклад и т.д.». Варна-дхарма определяет обязательства и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является религиозный и моральный закон. 3) Ашрама-дхарма: «обязанности жизненных стадий». Человеческая дхарма. Естественный процесс созревания от детства до старого возраста через выполнение обязанностей каждой из четырех стадий жизни — брахмачари (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного странника) — и достижение четырех человеческих целей: дхармы (праведности), артхи (богатства), камы (удовольствия) и мокши (освобождения). 4) Свадхарма: «личный закон». Совершенный образец индивидуальной жизни в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм. Это индивидуальное приложение дхармы, зависящее от личной кармы, отражающейся в расе, общине, физических характеристиках, здоровье, интеллекте, способностях и умениях, желаниях и склонностях, религии, сампрадайе, семье и гуру данного человека». 

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Совре¬менный катехизис Индуизма. СПб. 1993г., София. 1997г., 2001г.)

«Дхарма. Когда слово «дхарма» рассматривается в отношении прямоты или честности, это понятие означает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутым им высшим принципам личности и поведения. Он должен сплотить воедино свои умственные, моральные и этические достижения. Таким образом, Дхарма означает обязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой. Хотя большинство великих мыслителей считают ее внутренним и духовным законом долга и обязанности, многие рассматривают Дхарму как основу внешних социальных кодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практически исчезла.
Дхарма рассматривается также как закон или правило, определяющее множество церемоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том, как следует молиться, выполнять пуджу (благочестивые обряды) и яджню (ритуалы жертвоприношения) для достижения определенных результатов. Эти обряды составляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром (адришта) и умиротворения непредсказуемой судьбы. См. также Обязанность.
Долг, Обязанность. То, что человеку следует делать; общий способ правильной жизни человека и правила его конкретных действий в отдельных ситуациях. Закон Дхармы выше закона Кармы, ибо последний в каждый момент времени окружает человека реальными обстоятельствами, после чего возникает вопрос о том, как же человек собирается себя вести в этих условиях. Его первейшими обязанностями являются обязанности перед самим собой, так как он в долгу перед самим собой за свои собственные способности, и только с их помощью он растет как человек. Его вторая обязанность — любить ближнего своего, своим сердцем и своими действиями, исполнять свой социального долг и рабочие обязанности, которые представляют собой его вклад в общее благосостояние, то есть тоже являются службой на благо общества. Его третья обязанность — обязанность перед Богом, ибо жизнь и смерть существуют только в целях предельно осознанного достижения единства с Божественным». 

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г.)

«Необходимо все рассматривать тщательно. Дхарма — слово, родившееся в Индии, и его часто интерпретируют неправильно. Позиции людей Запада и наших соотечественников сильно различаются. На Западе люди ревностно борются за права индивидуума. Сразу же после рождения ребенок получает права. Мать, отец, общество и правительство — все имеют права. Работник имеет права, начальник имеет права. В то время как на Западе люди больше озабочены правами, люди Бхараты придают особое значение дхарме или обязанностям каждого.
Слово «дхарма» — особенность Индии. Оно не существует ни в одном языке, кроме Санскрита, и ни в одной другой культуре как понятие. Одними оно переводится как «праведность», другими как «религия», третьими же как «разум» и т.д. Но дхарма — это дхарма. Не существует другого слова с тем же значением. «Дхармо ракшати ракшитаха» (Дхарма защищает того, кто защищает ее). То, что контролирует и охватывает все, есть дхарма. Есть множество различий между дхармой и религией. Дхарма сравнима с океаном, религия — с небольшим озером.
Религия относится к индивидууму, тогда как культура — «основополагающий порядок». Люди используют термины «мусульманская культура», «индуистская культура», «христианская культура» и сражаются друг с другом. В действительности между религиями нет различия. Нет различий между человеком и человеком, поскольку Бог присутствует в форме любви в каждом. Поэтому неправильно вступать в конфликты на основании религиозных разногласий. Все принадлежат к расе человечества. Если понять эту истину, можно постичь дхарму.
«Карманьева адикарасте ма палешу» — говорит Гита. Вы имеете право только исполнять свои обязанности. У вас нет права требовать плодов своих действий. Нельзя получить свои права иначе, чем выполняя свой долг. Вы несете ответственность за выполнение своих обязанностей. Однако сейчас люди требуют прав и не хотят исполнять свои обязанности. Результат придет независимо от того, требуете вы его или нет. Право и ответственность — как два крыла у птицы или как два колеса у велосипеда. Далеко ли вы уедете на одном колесе? Может ли птица лететь с одним крылом?
Если вы ответственно выполняете свой долг, результат придет сам. Это то, что каждому следует понять сегодня. Если все начнут добросовестно исполнять свой долг, в мире не будет болезней и волнений. Именно из-за того, что люди заявляют о правах, не выполняя обязанностей, в мире царят хаос и замешательство. Человек находится в конфликте с самим собой, так как он стремится реализовать свои права, не исполняя свой долг.
Характер, воспитание, ежедневное поведение, отношение к другим очень важны, так как дхарма (праведность) — это необходимая общественная мораль. Шрути (Богооткровенные Писания) провозглашают: «Дхармо вишвасья джагатах пратиштах» (Дхарма — основа, на которой держится весь мир). Дхарма дает людям радость и охраняет от горя. Спокойствие и счастье каждого существа в этом мире, знает он об этом или нет, зависит от дхармы.
Мудрецы разделяют дхарму на общую и частную. Общая включает такие добродетели, как приверженность Истине, Любовь, милосердие и другие, которые каждый должен развивать и беречь. Частная дхарма относится к обязанностям, связанным с общественным положением, профессиональным статусом и т.д.
Существуют разные виды дхармы (правил, регулирующих правильное поведение людей). Слово «дхарма» не означает «долг». В долге нет свободы. Свобода есть в разуме. В религиозных обязательствах существует единство между долгом и разумом. Дхарма относится к религиозному долгу, и в этом слове совмещены понятия долга и разума.
Дхарма, праведность — это то, что предназначено Богом, долг и обязанности человека, правильная линия поведения, самодисциплина, моральные и этические нормы. Праведность, справедливость, добродетель, моральные качества — это то, что защищает человека, как предписывают Веды. Происходит от корня «дха», что значит «носить». Одежда выражает характер человека, дхарма определяет его достоинство. Дхарма — это путь, соответствующий идеалам человека на данном уровне его развития, соответствующий его социальному положению, уровню его самосознания и статусу. Путь дхармы — это путь праведности, обеспечивающий внутреннюю чистоту и гармонию. Какой бы образ жизни вы ни вели, чем бы вы ни занимались, вы не должны нарушать нормы пристойности и хорошего вкуса и слушать свой внутренний голос, не обманывая себя, быть готовым в любое время воспринять указания. Вы должны следить за каждым своим шагом, следуете ли вы своим путем или чьим-то чужим. Необходимо быть все время бдительным, чтобы иметь возможность разглядеть Истину среди всего мерцающего разнообразия мира. Это ваш прямой долг, ваша дхарма.
Нет индийской или европейской дхармы. Дхарма универсальна. Да, есть критерий, который вы можете применить к любому действию и определить, соответствует оно дхарме или нет. То, что вы делаете, не должно приносить вред или боль другим. Это следует из осознания того, что свет, который есть Бог, один и тот же в каждой форме, и если вы причиняете вред другому, значит, вы вредите тому же свету, каким являетесь сами. Дхарма позволяет вам подойти к пониманию, что все, что плохо для другого существа, так же плохо и для вас. Мерило дхармического действия очень ясно выражено в христианской религии: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». 

(Шри Сатья Саи Баба о дхарме.)

* * *

N 36. 01.04.13г.

продолжение см. в статье 3.13.5 Этимологический анализ термина «свадхарма» (ч.2)