Статья 3.13.5. Этимологический анализ термина «свадхарма». (ч.1)

продолжение

2.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Дхарма — удерживание, опора, устой, закон, долг, нравственность».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г.)

«Дхарма (от корня «дхар» — поддерживать) — то, на чем держится [нечто — или мир, общество] — важнейшее понятие индийской культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как «правило», «право», «мораль», «нравственность», «религиозный долг», «закон», «обязанности», «правда», «устои» и т.п.».

(Иванов В.Г. История этики средних веков. Л. 1984г. 279 стр.)

«Дхарма в самом общем виде означает «порядок», «норма», «закон» существования и развития как космоса, так и социума, а также совокупность «обязанностей» индивида. Объем понятия дхарма в социальном измерении включает аспекты и «религии», и «права», и «морали», но не исчерпывается ими и их, в свою очередь, не исчерпывает».

(Гусейнов А.А. История Этических Учений. 2003г.)

«Важнейшим для буддистов является понятие дхармы (закон, истина, путь) — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в Буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать».

(Торчинов Е.А. Введение в Буддизм. Курс лекций. СПб. Амфора. 2005г.)

«Дхарма — одно из самых сложных, многозначных и главных понятий Буддизма. Как и множество других, пришло в Буддизм из традиционных индийских религиозных и философских систем, таже является одним из главных. Слово «дхарма», образованное из корня «dhr», буквально означает «держать, поддерживать». У этого понятия множество значений: система, доктрина, религия, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, моральный закон, образец, норма, идеал, истина, форма, условие, причина, порядок мироздания. Конкретный смысл зависит от контекста. Можно выделить несколько главных значений этого слова.
Первое — доктрина, какое-либо учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, в особенности учение Будды Шакьямуни, других будд.
Второе значение — текст или собрание текстов, в котором это учение изложено.
Третье — правила, правильное поведение, справедливость, закон, праведность.
Четвёртое — причина чего-либо, условие или прошлое, выступающее причиной. Причём речь здесь идёт о конкретных поступках, а так как каждый поступок может влиять на последующее перерождение, то говорят о накоплении благой дхармы, т.е. благородных поступков.
Пятое значение — продукты мышления, различные образы, идеи и т.д. (в этом значении слово «дхарма» употребляется в «Дхаммападе»: «Все дхармы сотворены мышлением»).
Шестое и одно из самых важных значений понятия «дхарма» — элемент, частица бытия, психофизического мира. Из потока дхарм складывается вся Вселенная, причём тот мир, который мы воспринимаем как настоящий, не истенен, так как человек не может своим опытом и разумом (тоже состоящим из потока дхарм) постичь природу дхарм, составляющих мир».

(Буддизм, дзен-буддизм от А до Я. /Сост. О.Н.Бунин. М. АСТ. Восток-Запад. 2007г.)

 

2.3. СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, ЛЕКЦИИ

«Дхарма — санскр. букв. «то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе».

(О дхарме.)

«Слово «дхарма» многозначно. Оно происходит от санскр. корня дхар — поддерживать, держать, укреплять, сохранять».

(Источник неизвестен.)

«Самым универсальным понятием Индуизма является многозначное понятие «дхармы» (от санскр. корня «дхар» — поддерживать)».

(Дмитрий Ворон (Воротников Д.Н.). Тантризм: понятие, сущность, основные термины. )

«Слово «дхарма» обозначает «свойство». Его английский эквивалент «природа», «характеристика» или «свойство». Природа огня состоит в том, чтобы жечь или производить тепло. Подобно этому Дхарма или природа людей состоит в том, чтобы стремиться к Брахману — Высшему Блаженству».

(Тантрический взгляд на природу человека.)
(Дхарма — фундаментальная характеристика человека.)

«Слово «дхарма» переводится как «то, что поддерживает» (от корня «дхр» — «держать», «поддерживать»)». У слова «дхарма» нет эквивалента в других языках кроме Санскрита, и поэтому оно приблизительно переводится как «образ жизни», «предназначение», «закон» на плане физического сознания, на уровне материальных действий и так далее. Но более точно Дхарма — это следование Закону и самодисциплина на четырёх уровнях. 1) Первый уровень — Вишва-Дхарма — строгое следование законам Природы / Бхагавана (Бога). 2) Второй уровень — Дэша-Дхарма — строгое следование законам нации (страны) по букве и по духу. Неплательщики налогов, нарушители правил дорожного движения, любые преступники нарушают эту Дхарму. Слово «дэша» можно также перевести как «общественные законы», предписанные укладом жизни и общественными правилами, которые основаны на писаниях или традиции (например, основаны на Ведических писаниях). 3) Третий уровень — Кутумба-Дхарма — это обязанности по отношению к своей семье / предкам (по большому счёту, по отношению ко всему роду и к собственной семье, как минимум). Необходимо сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. 4) Четвертый уровень — Сва-Дхарма — это долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике и так далее.
Плохо то, что в наше время — в эпоху Кали-юги — приоритеты этих четырёх Дхарм для большинства людей изменились: сначала люди всё делают для себя, только потом [может быть] — для семьи/рода, а приоритеты нации, общества, культуры, природы едва ли учитывают вообще. Это падение системы ценностей происходит из-за потери Саттвы (из-за снижения Силы Истины)». 

(Что такое Дхарма.)

 

2.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

«Дхарма, переводимая то как «долг», то как «религия», то как «призвание», на самом деле означает «делание того, что вы рождены сделать». «Следование своей дхарме» означает тот путь в жизни и тот образ действий, который лучше всего согласуется с вашей индивидуальностью в контексте того окружения, в котором вы существуете. Дхарма — это универсальный закон, благодаря которому вещи таковы, каковы они есть. У каждого свой путь к реальности, и то, что является дхармой для одного, является адхармой для другого. Дхарма предопределяет карму, ибо действия, соответствующие дхарме, обычно создают благоприятную карму, а действия, обратные дхарме, — неблагоприятную».

(Дхарма. Что это такое. Форум портала «Путь к осознанности»)

 

2.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Дхарма — «то, на чем держится космос», от дхри, «держать».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г., София. 1997г., 2001г.)

«Глоссарий. Дхарма (от корня «dhr» — хранить, содержать, держать, продолжать, удерживать, терпеть, сопротивлятся, укреплять, отстаивать)».

(Абхинавагупта. Гитартхасанграха. Тайный смысл Бхагавад-Гиты.
(Комментарий Абхинавагупты на «Бхагавад Гиту»).
/ Пер. с санскр. О.Ерченкова. М. Ганга. 2009г. 384 стр.)

«Слово «дхарма» включает в себя и мораль, и этику, и религию, но имеет и еще более широкий контекст. Оно происходит от корня «дхри» — подкреплять, поддерживать, исполнять, — и поэтому является как исполнителем, так и исполняемым действием».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

«Слово «дхарма» происходит от корня «дхри», который означает «поддерживать» или «держать». То, что поддерживает, является дхармой. Люди поддерживаются с помощью дхармы. Поскольку это одновременно поддерживает и держит, это называется дхармой. То, что обеспечивает безопасность существа, является дармой».

(Свами Шивананда. Практика Карма-Йоги.
/ Пер., ред. и прим. А.Очаповский. Уфа. 2001г.)

«Дхарма есть санскритское слово, сходное по смыслу с «доблестью, долгом, законом, правдивостью и т.п.»; но ни одно из этих слов не передает в точности его значения. В ином нашем сочинении мы определяем этот термин таким образом: Дхарма — это порядок деятельности и жизни, лучше всего приспособленный к требованиям индивидуальной души и более всего рассчитанный для ее пользы на следующей высшей ступени ее развития».

(Рамачарака. Религия и тайные учения Востока.
Рига. Издательство Н.Гудкова. 1937г.)

«Дхарма — фундаментальная универсалия индийской культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия дхармы восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар — держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения «защита», «опора», «крепкое установление», «закон», «порядок». Его ближайший коррелят — слово рита (букв. приведенное в движение) — периодическое упорядочение и регулирование мира, контролируемое некоторыми верховными божествами, прежде всего Митрой и Варуной». 

(Философия: энциклопедический словарь.
/ Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

 

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРМИНА «ДХАРМА»

(согласно этимологическому анализу — выявление исторического развития термина; определение в каком языке и на каком историческом этапе его развития возник термин; восстановление древнейших доступных этапов истории термина; выяснение пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава термина).
«Дхарма — так в течение многих столетий освященные религией племенные правила и обычаи постепенно трансформировались в правовые обычаи, дхарма-шастры, артха-шастры, акты правителей. Все известные нам древние источники права Индии представляют собой запись правил поведения, именуемых дхармой».

(Калинина Э.А. Истоки индийского права.
Журнал «Правоведение». 1979г. № 1. С. 76-81.)

«Дхарма — слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей».

(Дхарма. Что это такое. Форум портала «Путь к осознанности»)

«Слово «дхарма» многозначно. Оно появляется в древнеиндийских текстах задолго до возникновения Буддизма. В период Упанишад оно отождествляется с понятием «учение», «проповедь» и в этом значении усваивается ранним Буддизмом. Понятие дхармы используется также для обозначения единицы индивидуального потока психической жизни /элемента существования/. Элементы-дхармы классифицировались по разным основаниям, в том числе по скандхам (группам или «кучам»)».

(Источник неизвестен.)

«Дхарма — слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы. В буддийской литературе словом «дхарма» обозначали в первую очередь учение Будды».

(Большая Советская Энциклопедия. 1989г.)

«Дхарма в самом общем виде — некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле — частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.). В пределах этого круга значений понятие Дхармы употреблялось в ортодоксальных (признающих авторитет Вед) школах индийской философии, а также в правовой литературе (дхарма-шастрах.). «Учение о Дхарме» понималось здесь как предписываемый законом долг. Махабхарата среди различных формулировок понятия «дхарма» даёт и такую: «Нет более высокого закона, нежели истина» — таковы две диалектические крайности в понимании Дхармы. Гита в слово «дхарма» почти всегда вкладывает смысл приведенной формулировки. В первой же главе Арджуна говорит о плотном понимании слова Дхарма, как «обряд», «обязанность». Всё дальнейшее можно с известным приближением рассматривать как раскрытие истинного смысла Дхармы».

(«Бхагавад-Гита» с комментариями.)

«Дхарма — одно из распространенных понятий индийской философии и религии, главным образом Буддизма. В Ведах слово «дхарман» имело несколько значений: поддержка, твердая опора; закон, твердо установленный порядок или обычай; закон или порядок богов — Митры и Варуны; действие, получаемое от жертвоприношения какому-либо богу, и т.д. В индийской философии понятие «дхарма» употреблялось в самом широком смысле, означая и порядок, и закон, и религию, и справедливость, и нравственность, и слово и т.д. Термин «дхарма» имеет и социальный смысл: каждый человек обладает своей дхармой, принадлежит к той или иной касте (варне). В религиозных системах основное значение термина «дхарма» — Бог, Абсолют.
Особый смысл приобретает дхарма в буддийской философии. Буддисты отрицали существование вечной неизменной субстанции. Поэтому, объясняя изменчивость мира, они представляли все материальные и духовные явления состоящими из отдельных мгновенных элементов — дхарм. Каждая дхарма несет только один определенный признак. «Дхарма, — писал философ Васубандху (V в. н.э.), — означает то, что носит (дхарана) свой собственный признак (швалакшана)».
Европейские исследователи Буддизма (Э.Бюрнуф, Г.Ольденберг, М.Мюллер) переводили слово «дхарма» как «порядок», «закон». Ф.И.Щербатской и О.О.Розенберг предложили философское объяснение термина «дхарма» — элемент бытия, элемент сознания. Ряд современных зарубежных буддологов в зависимости от источника и контекста переводят понятие «дхарма» как «объект мысли» или «психо-физические элементы существования»».

(Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под ред.
Ф.В.Константинова. М. СЭ. 1960-1970гг.)

«Дхарма — 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» — закона, морального правопорядка, добродетели. Дхарма в мифах — либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Жёнами Дхармы считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо абстрактное достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твёрдость, веру и т. п.). В эпической и пуранической традиции Дхарма обычно отождествляется с Ямой в его функциях судьи людей и царя справедливости. Однако отождествление это не безусловно, и, например, Юдхиштхира, герой «Махабхараты» и воплощение «дхармы» на земле, рассматривается только как сын Д., но не Ямы.
2) Одно из главных понятий буддийской мифологии. Слово «дхарма» образовано от корня «dhr», «держать, поддерживать», и оно имеет в контексте буддизма много значений, основные: учение Будды (в особенности Будды Шакьямуни); текст (или собрание текстов), в котором это учение изложено; элемент психофизического мира. Если по религиозно-мифологическим воззрениям сторонников Хинаяны существует лишь одна единая Дхарма (в смысле учения), которая изложена в «Трипитаке», то, по воззрениям сторонников Махаяны и Ваджраяны, Шакьямуни провозгласил разные по содержанию и глубине Дхармы (в некоторых текстах Махаяны говорится, например, о трёх «поворотах колеса дхармы» (дхармачакра-правартана), в соответствии с умственными способностями воспринимающего. Но и эти разные Дхармы в конечном счёте представляют собой лишь разные аспекты единого учения». 

(Мегаэнциклопедический словарь.)

«Дхарма — фундаментальная универсалия индийской культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия дхармы восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар — держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения «защита», «опора», «крепкое установление», «закон», «порядок». Его ближайший коррелят — слово рита (букв. приведенное в движение) — периодическое упорядочение и регулирование мира, контролируемое некоторыми верховными божествами, прежде всего Митрой и Варуной, моделирующими, соответственно, воздаяние и наказание как гаранты правильных отношений между богами, людьми и теми и другими вместе (IX.97.22-23). Противоположность дхармы — адхарма — один из основных терминов Индийской Традиции, означающих противоположность добродетели и зло. Среди ранних прецедентов употребления соответствующего понятия можно выделить «Чхандогья-Упанишаду» (VII.2.1), где адхарма наряду с дхармой названа в числе предметов человеческого познания. Дхарма индуиста, описываемая в специальных текстах — дхарма-сутрах и дхарма-шастрах, осмысляется прежде всего как выполнение им обязанностей, определяемых его принадлежностью к соответствующей варне и ашраму (стадия жизни). Дхарма в ее реализации — накопление «заслуги», содействующей процветанию в текущей и будущей жизни — составляет основу целей человеческого существования. В Буддизме дхарма означает правду, знание, мораль и долг, но также проповедь Будды, собрание буддийских текстов и буддийское учение как таковое, а также отдельные его составляющие». 

(Философия: энциклопедический словарь.
/ Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«В системе целей человеческого существования следование дхарме — одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные «координируются» в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить «истину» (сатья), «заслугу» (пунья), «благо» (шрея); ее антоним — адхарма. Истоки понятия дхармы восходят еще к Ригведе к понятию «рита» (букв. приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, «опекаемые», в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В «Брихадараньяка-Упанишаде» дхарма — сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (1.4.14; 11.5.11). В «Чхандогья-Упанишаде» различаются три «ветви» дхармы, имеющей значение «долга»: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (11.23.1). В «Тайттирия-Упанишаде» дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует «корневые» понятия Брахманизма (1.11).
Основы интерпретации дхармы как базовой категории Индуизма были заложены уже в эпоху Будды — в середине I тыс. до н.э. в текстах, так и называвшихся дхарма-сутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой «вертикальной» схемой составители дхарма-сутр разрабатывали и «горизонтальную» — обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхарма-шастрах дхарма соответствует варна-ашрама-дхарме. «Вертикальный» и «горизонтальный» срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. своя дхарма). В «Бхагавад-Гите» апелляция к свадхарме становится решающей: «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III.35, ср. XVIII.45 и т.д.)». 

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

«Во время правления царя Ашоки (III в. до н.э.) в Индии специальное значение приобрела политика дхармавиджаи (дословно — «завоевание дхармы») — распространения основных норм поведения (дхармы). Это нашло отражение в эдиктах Ашоки и в «Артхашастре». Сам император называл надписи «эдиктами о дхарме». Под дхармой обычно понимались правила поведения человека и праведный образ жизни, хотя этот термин в более узком смысле мог означать в буддийском учении саму доктрину. В этих двух значениях термин «дхарма» и упоминается в эдиктах Ашоки. В большинстве надписей Дхармой называется свод моральных принципов, а в собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т.д., т.е. они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для Буддизма, ни для Брахманизма, ни для какого-либо другого религиозного течения. Это были традиционные этические положения, хорошо понятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. Некоторые ученые ошибочно считают эти правила чисто буддийскими религиозными принципами, хотя буддизм действительно оказал немалое влияние на трактовку Дхармы в эдиктах Ашоки. Показательно, что в греческих вариантах эдиктов царя Ашоки слово «дхарма» передано греческим термином, означающим не религиозную веру, а благочестие. В этом же общем плане трактовался в эдиктах Ашоки вопрос о результатах, которых достигает человек, последовательно соблюдая принципы Дхармы. Ни о каких религиозно-философских категориях Буддизма в эдиктах не говорится. Более того, Дхарма Ашоки соответствовала некоторым основным этическим принципам главных религиозных направлений. Император называл эти принципы сущностью учений разных сект и направлений. Призыв к изучению Дхармы сочетается в эдиктах с признанием и уважением всех учений. Принципы Дхармы, которые проводились в эдиктах Ашоки, должны были стать общими для населения всей империи и как бы подняться над дхармами варн, объединений и разных социальных групп. Политика распространения этих принципов составляла одну из важнейших частей общей политики Ашоки». 

(К.А.Антонова, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовский.
История Индии. 2-е издание. М. Мысль. 1979г.)

«Среди брахманистских философских школ, занимавшихся проблемами дхармы, следует выделить Мимансу. В «Миманса-Сутре» весь материал, посвященный преимущественно ритуаловедению, разделенный на 12 частей и содержащий 2620 сутр, вводится словами: «Потому теперь изыскание на предмет дхармы». В следующей сутре это исходное понятие уточняется: «Дхарма — это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием». В дальнейших начальных сутрах исследуется определение дхармы, выясняется, что восприятие не может фиксировать указанного специфического признака и что таковым может быть только авторитетное наставление. Согласно комментатору сутр Шабарасвамину (VI в.), дхарма как объект, определяемый через специфическую связь с предписанием, способствует благу индивида. То, что ведет к благу, и называется дхармой. Сведения о дхарме, которые содержатся в Ведах, безошибочны не только потому, что Веды, не имеющие автора, являются безошибочными, но и потому, что ошибки могут содержаться лишь в дескриптивных высказываниях, тогда как речения о дхарме относятся к высказываниям прескриптивным. Один из значимых терминов Мимансы, раскрывающих содержание дхармы, — нийога («предписание»), означающая обязательство, налагаемое на индивида ведийскими обрядовыми предписаниями.
Первая сутра в «Вайшешика-Сутре» также инициирует изучение дхармы. Согласно же следующей, дхарма — то, благодаря чему осуществляется «преуспеяние» и высшее благо. Концепция дхармы излагается в «Падартхадхарма-санграхе» Прашастапады (VI в.), где дхарма определяется как то, что способствует достижению счастья и «освобождения», является сверхчувственным и осуществляется средствами, соотносимыми с принадлежностью человека к варне и ашраму. Среди общих средств реализации дхармы названы вера в нее, невреждение, благожелательность, правдивость, нестяжание, бесстрастие, чистота намерений, безгневие, священные омовения, использование «очистительных» веществ, преданность божеству, пост и выполнение своего долга.
В «Санкхья-карике» Ишваракришны (V в.) дхарма и адхарма считаются тенденциями сознания, преобладающими в менталитете индивида в соответствии с тем, преобладает ли в нем гуна саттва (начало легкости и просветленности) или гуна тамас (начало тяжести и препятствия). В зависимости от этого происходит восхождение или нисхождение по шкале перевоплощений.
Концепция дхармы у Шанкары (VII-VIII вв.) представлена в его основном труде — «Брахма-Сутра-бхашье», вводные части которого содержат полемику с учением о дхарме Мимансы. Осмысляя первую сутру Веданты: «Потому теперь изыскание на предмет Брахмана», Шанкара видит в «теперь» указание на то, что данное изыскание должно осуществляться непосредственно после изучения Веды, а не дхармы (как полагают мимансаки), поскольку изучение дхармы и предмета Веданты различаются не только сами по себе, но и по своим результатам. Результат постижения дхармы — преуспеяние, зависящее от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, осуществляемое в будущем, но не вечно-присутствующее, как Брахман; предписания по дхарме наставляют человека с тем, чтобы побудить его к определенным действиям с целью получения определенных результатов, тогда как тексты, посвященные познанию Брахмана, наставляют без предписаний, ибо результаты сами собой следуют после их должного изучения. В комментарии к следующей сутре вновь подчеркивается, что дхарма зависит от человеческих усилий и, таким образом, включает предписания, запреты, правила, исключения и т.д. — в отличие от «реализации» того, что существует всегда и не зависит от человеческих усилий. В комментарии Шанкары к «Бхагавад-Гите» утверждается, что никто не должен оставлять «свою дхарму», но это относится к тем, кто еще не достиг познания Брахмана, — тот же, кто достиг его, может оставить все действия (как уже не актуальные), в том числе «свою дхарму». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

 

4. БЛИЗКИЕ «РОДСТВЕННИКИ» ТЕРМИНА «ДХАРМА»

(согласно эимологическому анализу — определение ближайших «родственников» термина; отождествление структурных элементов термина с исторически известными структурными элементами; генетическое отождествление термина или его основы с другими словами, терминами или их основой как исходным производящим).

АДХАРМА

«Адхарма — кривда, неправда, беззаконие, бесчинство, нарушение должного».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь.
/ Сост. М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика. 1996г.)

«Неправедность, порок, противоположность Дхарме. Источник: «Теософский словарь»».

(Религиозные термины.)

«Адхарма – недостаток добродетели, беззаконие, недостаток праведности, порок. Адхармами являются все мысли, слова и поступки, противоречащие божественному закону, дхарме».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии).

«Адхарма — противоположность дхарме, означает порок, неправедность, безрелигиозносгь, нечестие и деградацию (прежде всего, духовную). Адхармой являются все мысли, слова и поступки, противоречащие дхарме».

(интернет-сайт «Традиция натхов».)

Адхарма – беззаконие, безнравственность, нарушение долга, основного морального закона (дхарма) древней Индии. Адхарма выступает как персонифицированное противостояние высшему нравственному принципу. Недозволенное».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Адха?рма — санскритский термин, который можно перевести как «неправедность» или «аморальность». Используется в философских учениях дхармических религий, в особенности в Индуизме и Буддизме. Является антонимом дхармы. Также имеет такие значения, как «неправильный», «плохой», «порок» и т.п.».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Адхарма — в индийской мысли понятие, противоположное дхарме. Адхарма наряду с дхармой упоминается уже в «Чхандогья-Упанишаде» и «Катха-Упанишаде». В палийских текстах адхарма (адхамма) — устойчивая оппозиция дхармы (дхаммы), отсутствие добродетели и зло. В специально посвященной ей «Адхамма-сутте» перечисляются 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, размышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение, знание и даже «освобождение». Прашастапада различает три причины адхармы: совершение предосудительных действий, несовершение предписанных действий, пренебрежение обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134).
Поведение индивида в определенном смысле предопределяется тем, какая диспозиция сознания преобладает в его менталитете — добродетельная или недобродетельная».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т.
/ Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

«1. Адхарма. Есть описание так называемых пять видов человеческой деятельности – Панча-дхарма. То есть пять дхарм, или пять видов цивилизаций, культур, целей, моральных принципов, этики и так далее. Целей, или ценностей. Самый низший вид дхармы, то есть такой цивилизации, или культуры, называется Адхарма. Чем же характеризуется Адхарма? Как описывает Ведическая литература, Адхарма — это безбожие, полный повальный атеизм общества, принятие сексуальной жизни как основы деятельности человека, грубое влечение к противоположному полу, желание семейной жизни и потомства, привязанность к дому и утвари, к месту рождения, нации, определенной религии, желание богатства, желание славы, власти и почестей. Без всякой духовной практики. Ни о какой душе, ни о каком-то духовном знании — нет ничего. Это называется Адхарма — самый низший уровень, и на этой адхарме люди, естественно, обладают сознанием ступени Анумайа. Иногда они обладают в этом обществе Пранамайей. Но все-таки Анумайа превуалирует».

(Пять видов человеческой деятельности — Панча-дхарма. 2012г.)

«7. Адхарма. Противоположность дхармы — адхарма — означает отсутствие добродетели. Также имеет такие значения, как «неправильный», «плохой», «порок» и т.п. В «Чхандогья-Упанишаде» адхарма, наряду с дхармой, названа в числе предметов человеческого познания. В индуистских философских системах адхарма — такое предрасположение менталитета, которое ведет к дурному будущему рождению. Различаются три основные причины адхармы:
— совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо);
— несовершение предписанных действий;
— пренебрежение своими обязанностями.
Как и дхарма, адхарма является одним из природных качеств индивида. Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида (независимо от его выбора) преобладает — добродетельная или недобродетельная».

(Манухина К.Е. Дхарма как нравственный аспект Индуизма. Днепропетровск. 2010г.)

«Адхарма (пали «адхамма», противоположность дхармы) — означает отсутствие добродетели. В «Чхандогья-Упанишаде» адхарма, наряду с дхармой, названа в числе предметов человеческого познания, а в «Катха-Упанишаде». В палийском каноне специальное наставление на эту тему «Адхамма-сутта» (включающая реально три сутты) содержит перечисление и характеристику 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (которое тоже может быть неправильным). Ближайший эквивалент адхаммы — акусала. В индуистских философских системах адхарма — такое предрасположение менталитета, которое ведет к дурному будущему рождению. У Прашастапады различаются три основные причины адхармы: совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо), несовершение предписанных действий, пренебрежение своими обязанностями. Как и дхарма, адхарма является одним из природных качеств индивида. Если, согласно Ньяя-Вайшешике, она — свойство самого Атмана, то согласно Санкхье — свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее — интеллекта-буддхи. Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида (независимо от его выбора) преобладает — добродетельная или недобродетельная. У наяиков адхарма, как и дхарма, является следствием «активности» (правритти), которая, в свою очередь, обусловливает сансару. Бхасарваджня считает адхарму одной из четырех причин страдания (в тексте — «то, что следует устранить»)». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Двойственность праведности и неправедности, истины и лжи, достоинства и порока, жары и холода и т.д., сосуществуют в этом творении. Люди хотят, чтобы Адхарма (неправедность) была полностью уничтожена в этом мире. Они хотят, чтобы существовала только Дхарма (праведность), но это невозможно. В этом мире Дхарма не может существовать без адхармы, и наоборот. Сам этот мир — сочетание Дхармы и Адхармы. Он не может существовать, если одна из них отсутствует. Человек должен использовать свою силу различения и проницательности и вести дхармическую жизнь.
Дхарма человека отличается от дхармы животных. Но человек оказывается неспособным отличить одну от другой. Дхарма человека — твердо придерживаться принципов истины, ненасилия и сострадания. Человек никогда не сможет обрести покой и защищенность, пока он не откажется от животных качеств. Питание, сон, страх и воспроизведение своего собственного рода присущи как человеку, так и животным, являясь для них общими. Что же тогда является дхармой человека? Считать себя человеческим существом — это только половина всей истины. Другая часть истины заключается в понимании того, что вы — не животное. Вы должны постоянно напоминать себе: «Я — человек, не животное». Не останавливайтесь на этой стадии. Спросите себя далее: к какому полу вы принадлежите и на какой стадии жизни вы находитесь, то есть, являетесь ли вы брахмачарьей (стадия ученичества), домохозяином, отшельником или самоотреченным, и следуете ли вы соответствующей этому дхарме. Если вы — брахмачарья, то вы не должны следовать дхарме домохозяина. Если человек не в состоянии твердо придерживаться той дхармы, которая соответствует его стадии жизни, то будет происходить упадок дхармы, порождающий беды и смятение. Сегодняшний человек неспособен понять принцип Дхармы, относящийся к каждой из четырех стадий жизни.
Существуют разные кодексы поведения для разных стадий жизни. Никогда не впадайте в заблуждение, что Дхарма одна и та же для всех людей независимо от стадии жизни, на которой они находятся. Причина Адхармы в том, что человек пытается следовать дхарме, которая не соответствует его возрасту или стадии жизни. Каждый должен строго придерживаться дхармы, свойственной своему возрасту и стадии жизни». 

(Шри Сатья Саи Баба. Любовь — это Бог, живите в любви.)

«Глава 7. Четвертый ряд: достижение равновесия. 29. Отсутствие религиозности (адхарма). Игрок, попадающий на клетку судхармы, открывает для себя свою роль в игре и начинает действовать в соответствии с ней, не обращая внимания на последствия. Он знает, что, пока он прислушивается к голосу, звучащему внутри, ему нечего бояться. Вера, находящаяся в соответствии с законами природы, — это судхарма. Слепая вера, пренебрегающая космическими принципами, ведет к адхарме. В сущности, адхармой являются все действия, противоречащие индивидуальной дхарме человека. Адхарма сбивает человека с верного пути, возвращая его назад к первой чакре, к заблуждениям, являющимся сущностью слепой веры.
Адхарма входит в противоречие с законами бытия. На восходе солнца вся планета преображается. Все меняется: ветер, температура, давление. Темп жизни возрастает. Если человек спит в это время, он действует против законов планеты, и это — адхарма. Добыча ископаемого сырья из недр Земли, которое затем используется без заботы о возможных негативных последствиях для окружающей среды и будущих нужд планеты, является адхармой, направленной против Земли. Точно так же некоторые действия служат адхармой для физиологии человека. Жить в постоянном напряжении, без отдыха — очевидная адхарма. Но освобождаться от напряжения, прибегая к ложным средствам, будет еще большей адхармой.
Адхарма не существует сама по себе. Это отрицание законов Дхармы, действие наперекор своей внутренней природе. Невнимание к себе — адхарма, но и поклонение самому себе — тоже адхарма. Можно лучше понять природу адхармы, если вспомнить о гунах, трех космических силах, участвующих в творении. Если одна из них — саттва (сознательная энергия), тамас (инерция) или раджас (активность) — начинает преобладать над двумя другими, возникает состояние адхармы. Величайшей адхармой является саморазрушение. Змея адхармы возвращает игрока назад к началу игры, в иллюзию. Адхарма является основной опасностью для игрока, находящегося на уровне четвертой чакры. В первых трех чакрах энергия была направлена к физическому, астральному и небесному планам. Теперь, находясь в четвертой чакре, игрок начинает понимать важность настоящей религиозности. В поисках свей роли в игре он может пренебречь существующими аспектами Дхармы, пытаясь делать все на свой лад, игнорируя планетарные законы существования. Ключом к этой ситуации служит вера.
Вера — это сама сущность четвертой чакры: вера, преданность, бхакти. Эта вера, если игрок действует в гармонии со своей истинной природой (судхармой), возвышает его до плана аскезы. Но если он сходит с верного пути, та же вера заставляет его вернуться назад к заблуждению. Это адхарма. Действия, основанные только на вере, уводят человека от истинной религиозности. Вера, не укорененная в понимании законов бытия, — слепа. И такая слепая вера является наиболее частой причиной потери энергии на этом плане. Вера, гармонирующая с законами существования, — это судхарма; просто вера — адхарма». 

(Хариш Джохари. Лила. Игра самопознания. / Пер. С.Лакатош. 1999г.)

«Сегодня мы рассмотрим тему семьи. Насколько я помню, в прошлый раз мы обсуждали психологию мужчины и женщины. Как они устроены, почему они такие? Почему они не понимают друг друга и как они могут научиться понимать друг друга? Вывод был таков, что дело не в понимании, а в уважении. Понять до конца это не возможно.
Есть известная книга Джона Грея «Мужчина с Марса — женщина с Венеры». Разные вещи, разная среда мышления, разная физиология, психология, предназначение. Поэтому понять это практически не возможно. Но необходимо уважать, научиться уважать природу человека. Какая бы она не была.
Но, что касается уважения, то прежде всего нужно понимать законы кармы. Как проявляется это уважение, что подразумевается под этим. Потому что понятие уважения, оно растяжимое, если кто-то пьет водку и предлагает вам присоединиться пить водку, а вы откажитесь, то ты меня не уважаешь. Это тоже представление об уважении. Поэтому уважение связано со словом «дхарма».
«Дхарма» означает «долг», «путь», «цель», «необходимость», но ключевое понятие слова «дхарма» — это природа. Здесь приводим простые примеры, понятные, ясные. Например, дхарма воды — это жидкое состояние. В соответствии с ее природой — дхармой, свойством, мы можем ее использовать. А дхарма песка — сыпучесть. Там нет воды, он сухой, сыпучий. Камень должен быть твердый. Соль должна быть соленая, это то, что мы ожидаем от таких вещей.
И так же, что касается человека, мужчины и женщины, тоже есть свои ожидания, то есть природа. И мы должны уважать именно эту природу. Нельзя камень использовать, как песок. Молоток использовать, как тонкий инструмент — микроскоп. Микроскоп нельзя использовать как молоток. Это неуважение. Вот тут уважение — неуважение.
Если мы не следуем своей дхарме, то мы не уважаем себя. Не следуем своей природе. Предаем свою природу. Я не хочу быть женщиной, хотя я женщина. Я не хочу исполнять обязанностей мужчины, хотя я мужчина. Я не хочу учиться, хотя возраст предполагает, что должен учиться. Я не хочу нести ответственность за семью, хотя я женатый человек.
Это называется адхарма. Т.е. это уважение и неуважение на Санскрите называется дхарма и адхарма. Т.е. путь к высшей духовной цели — это дхарма. Дхарма также означает религию. Природа — это есть наша религия. Законы, на которые мы опираемся. Это также дхарма. Адхарма — это путь безбожия. Путь отказа от этой природы. Попытка действовать искусственно. Подражая кому-то, занимая не свое положение, не соответствуя своей природе. Подражание, имитация.
Эта имитация еще называется иллюзией, т.е. я создаю какое-то иллюзорное впечатление о себе, говоря, представляя свою внешность, показывая какие-то документы. Также может быть предметом адхармы — обмана. Обманные действия, обманная религия. В целом она объясняется так. Обманная религия — это когда вы говорите правильные вещи, но мотивы имеете эгоистические, выгодные, корыстные — это адхарма. Я говорю хорошие вещи, чтобы людей привлечь, но за этим у меня есть личная выгода, о которой я умалчиваю. Адхарма — это ложь». 

(А.Хакимов. Что такое дхарма семьи? Отрывок из семинара
«Защита семьи или кризисы любви». Алматы. 2009г.)

* * *