Статья 3.13.4. Тайна термина «сватантра»

продолжение

Обратим внимание на то, что слово «сватантра» часто идет в паре со словом «паратантра», потому что они выступают как антонимы, например, если слово «сватантра» переводится как «независимый», «недетерминированный», то слово «паратантра» переводится как «зависимый», «детерминированный», если словом «сватантра» часто обозначается «независимый» Брахман (высший принцип, например, Шива-Шакти), то словом «паратантра» обозначается «зависимая» Джива (обусловленная душа, зависимое существо). Вспомним, что Мадхва (или Мадхвачарья, Пурна Прагнья, Ананда Тиртха (1199-1278, более совр. версия: 1238-1317), основатель Двайта-Веданты («дуалистическая Веданта»), великий индуистский философ и мыслитель, автор более 40 сочинений) делит все сущее на Сватантру (независимую Реальность) и Паратантру (зависимую Реальность). Согласно Мадхве, к Сватантре относится верховный Бог, а весь остальной мир — Паратантра. Еще раз обратим внимание на слово «паратантра»:

«Паратантра — «зависимая» Реальность».

(Дхармы.)

«Паратантра — досл. «существующее с опорой на другое».

(Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб. 2000г.)

«Паратантра — зависимый от другого, зависимое существование».

(Золотой город. Форум. Монастырь-академия Йоги.)

«Паратантра — то, что само по себе не имеет существования, но лишь как результат причинного отношения».

(Энциклопедия Эзотеризма.)

«Паратантра — то, что не имеет существования само по себе, но лишь благодаря зависимому или причинному отношению».

(Блаватская Е.П. Теософский словарь.)

«Паратантра — то, что зависит от других вещей, то, что существует лишь благодаря зависимому или причинному отношению».

(Тайная доктрина Е.П.Блаватской. Происхождение Космоса. Комментарий А.Владимирова.)

Но ведь сегодня хорошо известно, что означает на Санскрите приставка «пара»:
— через
— сверх
— выше
— высший
— небесный
— верховный
— вселенский
— абсолютный
— за пределами
— беспредельный
— появившийся прежде
— за пределами Беспредельного
— означает преодоление границ
— означает превосходную степень
— обладающий беспредельной (славой) и др.

или, например:

— пара-бинду — высочайший бинду
— пара-бхакти — высший уровень бхакти
— пара-шанти — состояние абсолютного покоя
— пара-вак — высшая речь, высшее слово, высший глас — состояние озарения
— пара-пракрити — высшая природа
— Пара-Шива — Высший Шива
— Пара-Шакти — Высшая Шакти
— Пара-Брахман — Высший Брахман, Высшая Реальность и т.д.

или, например: слово «пара-видья» может обозначать — высшее знание, наивысшее знание, трансцендентное знание, знание запредельного, абсолютная истина, наука о высшем, а вот обыденное, мирское знание обозначается словом «апара-видья». Или, например, словом «пара-пинда» обозначается макрокосмическое, трансцендентное тело Шивы, а человеческое тело обозначается словом «вьясти-пинда» и т.д. Как писал Артур Авалон (см. Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.):

«В трактате по фонетике «Нама-кала-видья» сказано: «Пара — это Эка («без двойственности»). Эка — это когда все три гунны Саттва, Раджас и Тамас находятся в равновесии (самья, самайя). Это состояние называется Пара».

Вот что писал Свами Лакшмана Джу в своих комментариях на стихи Абхинавагупты (см. Абхинавагупта. «Боддхапанчадашика» («Пятнадцать стихов мудрости»). Комментарии Свами Лакшмана Джу.), одного из величайших философов Индии (X-XI вв.), поэта и мистика, эстетика и теоретика, предпринявшего широкий синтез тантрических доктрин и практик, автора оригинальной эстетической концепции:

«Сегодня я собираюсь рассказать о коротком тексте «Пятнадцать стихов мудрости» («Боддхапанчадашика») Абхинавагупты, великого Учителя всех аспектов Кашмирского Шиваизма. Эти стихи дают краткое представление об учении Кашмирского Шиваизма и фиксируют самую его суть.

1. Блеск света Единого Бытия не исчезает во внешнем свете или в темноте, потому что весь свет и темнота пребывают в Высшем Свете Божественного Сознания.

Комментарий. Свет свечи затмевается светом солнца, но сияние того света Единого Бытия не затмевается внешним светом и не затмевается темнотой. Это происходит потому, что весь внешний свет и темнота находятся в том Высшем Свете Сознания.

2. Это Бытие называется Господь Шива. Он — природа и существование всех существ. Внешний объективный мир является расширением, раскрытием его Энергии и наполнен волшебством великолепия Божественного Сознания.

Комментарий. Это Единое Бытие бесконечного света называется Господь Шива, а внешняя совокупность, которая составляет объективный мир, — это его Энергия (Шакти). Внешний мир — это не что иное, как расширение, раскрытие его Энергии. Внешний мир не отделен от его Энергии. Эта Энергия наполнена сиянием великолепия Божественного Сознания. И, таким образом, мы видим, что Господь Шива является обладателем Энергии, и вселенское состояние объективной области — это его Энергия, его Шакти.

3. Шива и Шакти не знают того, что они отдельны. Они едины, точно как огонь един с теплом.

Комментарий. Если ради объяснения мы создаем различие между Шакти и Шивой, тогда можно было бы сказать, что Шакти является этим целым мирозданием, а то, из чего это мироздание проистекает, — это Шива. Эти Шива и Шакти, Господь Шива и этот мир, не знают, что они отдельны. Почему? Просто потому, что в действительности они нераздельны вообще. Состояние Господа Шивы и состояние мироздания — это одно и то же, так же как огонь един с теплом. Тепло не отделено от огня, огонь не отделен от тепла.

4. Он — это Бог Бхайрава. Он создает, защищает (поддерживает), разрушает, скрывает и раскрывает свою сущность через круговорот этого мира. Все это мироздание создано Богом в его собственной сущности (атме), так же как обнаруживается отражение мира в зеркале.

Комментарий. Это мироздание создано Господом Шивой в его собственной сущности. Господь защищает и дает силу мирозданию. Мироздание и Держатель мироздания, т.е. Творец мироздания, являются одним и тем же. Это мироздание — отражение Господа Шивы. Оно не создано таким же образом, как женщина создает ребенка, который при рождении становится отдельным от нее самой. Скорее, это мироздание создается таким же образом, как в зеркале обнаруживается отражение объекта, такого, например, как город. В случае Господа Шивы нет города, существующего независимо от зеркала. Единственное, что существует, — это город, видимый в зеркале. Нет отдельного объекта, отраженного в зеркале, точнее, Господь Шива создает все это мироздание в зеркале своей собственной сущности посредством своей независимости (сватантрьи), своей свободы.

5. Совокупное состояние мироздания — это его высшая Энергия (Шакти), которую Он создал для того, чтобы распознать свою собственную природу. Эта Шакти, которая является воплощением совокупного состояния мироздания, хочет обладать состоянием Божественного Сознания. Она находится в состоянии неведения, оставаясь вполне совершенной и полной в каждом и всяком объекте.

Комментарий. Почему Он сотворил эту высшую Энергию в своей собственной природе? Он сделал это по одной причине — чтобы распознать свою собственную природу. Все это мироздание — не что иное, как средство, которым мы можем распознать Господа Шиву.
Вы можете распознать Господа Шиву через мироздание, не отказываясь от него, а наблюдая и переживая Божественное Сознание в самой активности мира. Если вы остаетесь в активности мироздания и внимательны к реализации Божественного Сознания, вы достигнете этого очень легко.
Господь Шива творит это внешнее мироздание ради осознавания своей собственной природы. Это внешнее мироздание называется Шакти, потому что оно является средством для осознания нашей собственной природы… Почему вообще Он должен хотеть постигать свою природу? Это из-за его свободы, его сватантрьи (независимости). Это — игра мироздания. Это мироздание создано исключительно ради забавы и радости этого осознавания. Происходит так, что, когда Его полнота изливается, Он желает остаться несовершенным. Он хочет появиться как являющийся несовершенным, и именно так он может достичь совершенства. Это — игра его сватантръи: уйти от своей собственной природы, для того чтобы насладиться ею снова. Именно эта сватантрья сотворила все мироздание. Это — игра сватантрьи Шивы.

7. Это высшее действие не может быть выполнено никакой другой силой в мироздании, кроме Господа Шивы, Кто полностью независим, совершенно великолепен и знающ.

Комментарий. Этот вид действия не может быть выполнен никакой силой в этом мироздании, кроме Господа Шивы. Только Господь Шива может сделать это. Только Господь Шива своей собственной сватантрьей может полностью не замечать и скрыть свою собственную природу. В своем творении Господь Шива хочет полностью отстранить свое Божественное Сознание и затем обнаружить, что оно никогда не было отстранено. Хотя оно отстранено, оно не отстранено. В истинном смысле оно не отстранено. Это — высшее действие… Это — его сватантрья, его великолепие, его разум.

9. Этот Господь Шива, который совершенно независим (сватантра), имеет разнообразие творения и разрушения, существующее в Его собственной природе. Ив то же время это разнообразие обнаруживается существующим своим собственным образом как поле неведения.

Комментарий. В девятом стихе Абхинавагупта объяснил, что разновидности творения и разрушения находятся в собственной природе Господа Шивы. Господь Шива создает, защищает и разрушает это мироздание. Господь Шива также в своей собственной природе скрывает и обнаруживает Себя».

* * *

Итак, чтобы приблизиться к пониманию значения термина «сватантра», еще раз обратим внимание на некоторые моменты в приведенных выше цитатах, а именно:

1. на комментарий Свами Лакшмана Джу на следующее утверждение Абхинавагупты (5-й стих в его работе «Боддхапанчадашика» — «Пятнадцать стихов мудрости»):

«5. Совокупное состояние мироздания — это его высшая Энергия (Шакти), которую Он создал для того, чтобы распознать свою собственную природу. Эта Шакти, которая является воплощением совокупного состояния мироздания, хочет обладать состоянием Божественного Сознания. Она находится в состоянии неведения, оставаясь вполне совершенной и полной в каждом и всяком объекте.

Комментарий. Почему Он сотворил эту высшую Энергию в своей собственной природе? Он сделал это по одной причине — чтобы распознать свою собственную природу. Все это мироздание — не что иное, как средство, которым мы можем распознать Господа Шиву.
Вы можете распознать Господа Шиву через мироздание, не отказываясь от него, а наблюдая и переживая Божественное Сознание в самой активности мира. Если вы остаетесь в активности мироздания и внимательны к реализации Божественного Сознания, вы достигнете этого очень легко. Шива творит это внешнее мироздание ради осознавания своей собственной природы. Это внешнее мироздание называется Шакти, потому что оно является средством для осознания нашей собственной природы…».

2. на публикацию «Основы Таттва-вады: аватары, сватантра, творение, Будда. 2012г.»:

«То, что Он независим, не означает, что Он будет создавать исключительно как Ему хочется, независимо ни от чего. Он не использует свою независимость для того, чтобы независимо ни от чего поступать, обращаться с вами. В творении Он следует определенным законам, правилам, которые установлены Его же волей. Что означает Сватантра? Вы переводите слово «сватантра» как «независимый». Но, это неверный перевод. «Сватантра» означает «самозависимый». Он самозависим. Это означает, что Он не зависит от кого бы то ни было кроме себя. Но, Он следует своим собственным законам. Он не атантра. Он сватантра. Самозависим. Самоуправляем. Законы и правила, созданные и установленные Богом, никогда не меняются и не изменятся. Они были и будут всегда. Он их не изменит».

3. на то, что говорит Шри Сатья Саи Баба (Анил Кумар Камараджу. Веды в вопросах и ответах Шри Сатья Саи Бабы. том 1.):

«Разве «сватантра» подразумевает безрассудство, легкомыслие, безответственное поведение? Нет. Что же тогда означает «сватантра» — независимость? В связи с этим вам нужно помнить об одной важной вещи. Действительно, у вас есть независимость. Но при этом должны соблюдаться ограничения. Ваша независимость никоим образом не должна ущемлять независимость других. Поэтому вы независимы только до такой степени, пока это не вредит независимости других людей.
Здесь «сва» означает «сам», «я». Победили ли вы себя? Научились ли вы контролировать свои чувства? Обычно под словом «сватантра» подразумевается независимость от иноземного господства. Рабские цепи рвутся, нация освобождается от ига захватчиков и объявляет себя независимой. Это политическая независимость, но ее недостаточно. Вы должны обладать и духовной независимостью, а именно, уметь контролировать чувства, побеждать свои слабости и избавляться от дурных наклонностей. Это и есть независимость в царстве Атмы. Вы станете по-настоящему независимы, когда победите свои желания, а также жадность, гнев, ненависть, вожделение, корысть, жажду мести и т.д. Вам нужно усвоить именно этот смысл слова «сватантра»».

4. на то, что говорит Фрэнк Герберт (см. Фрэнк Герберт. Сватантра.):

«Сватантра — это свобода, которая не может быть дана, предоставлена. Эту свободу можно только почувствовать, лелеять, выращивать и осознавать. Это — то, что человек делает».

5. на то, что говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване. Курс лекций по индийской культуре и духовности. Май 1990г.)

«Вы можете заниматься какой угодно деятельностью, но поступайте всегда в гармонии с вашим Высшим Я или Атмой и не забывайте о вашей истинной природе. Если вам удастся это сделать, вы испытаете истинную свободу. Свободу нельзя подразделять на такие разновидности, как, например, духовную свободу, свободу личности. Только Духовность (Адхьятмикам) является истинной Свободой (Сватантриям). И лишь Свобода есть истинная Духовность».

Вот что говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи говорит. Том XXVI. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993г.)

«Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас. Может ли быть несчастье страшнее, чем неспособность бхаратийцев ценить уникальное величие и святость древней культуры Бхараты? В древние времена духовная культура Бхараты несла весть о мире и гармонии разным странам. Тогда, как и сейчас, Арийская Традиция провозглашала миру благословение: «Лока самаста сукхино бхаванту!» (Да будут счастливы все существа во всех мирах!). Сегодня правители, как и граждане, захвачены мирскими заботами и забывают это великое культурное наследие. В физической и материальной сфере человек одержал много значительных побед. Но он не сделал и малейшего прогресса в нравственности, духовности и мудрости. В чем причина? В глубоко укоренившемся эгоизме человеческого существа.
Царство эгоизма в современном мире. Все мысли, желания и действия человека насыщены эгоизмом. Человек сегодня стал марионеткой в руках эгоизма. Чего бы ни желал человек, он желает это для себя самого. Когда он любит кого-то, он любит не ради другого человека. Он любит только для собственных целей. Те, кто не понимает святость индийской культуры, не могут понять священной природы любви. Древние индийцы были приверженцами истины и практик праведности. Они отстаивали справедливость. Сегодня люди забыли это наследство. Это — бедственное влияние времени. Только когда национальный характер будут развиваться духовно и нравственно, культура Индии вернется на свои былые позиции.
Наша молодежь сегодня не в состоянии оценить богатство нашей древней культуры, так как ценность ее не пропагандируется надлежащим образом. С убыванием господства этой культуры у людей подрывается сама человечность. Если не придерживаться человеческих ценностей, на что нужно человеческое рождение? Человек должен проявлять человеческие качества. Более того, человеческие существа могут осознать свою внутреннюю божественность, только если они осознают единство, которое скрывается за внешним многообразием. Сегодня много интеллектуалов, которые пропагандируют индивидуалистические идеи, но очень мало хороших людей, занятых укреплением единства.
Каждый человек должен развивать в себе божественные черты. Бог есть воплощение любви. Любовь — это Его природа. Такая святая любовь присуща каждому человеку. Так же как Бог являет Свою бескорыстную любовь миру, человек должен проявлять неэгоистичную любовь ко всем. Человек не есть что-то отдельное от Бога. Господь утверждает в Гите: «Каждое человеческое существо в мире есть часть Моей вечной Сущности». Это означает, что человек — не аспект природы или физических элементов. Он божественен по духу. Господь повторяет это много раз.
Сегодня есть большая необходимость в пропаганде доктрины любви. Божественная любовь непостижима умом и не может быть описана словами. Любовь — это сама форма Брахмана (Абсолюта). Когда люди забывают любовь, не забывают ли они и Самого Бога?
Люди говорят о свободе, называя ее свеччха. Что есть свеччха? Знание Брахмана есть свеччха. Это — абсолютное блаженство — Брахма-анандам. Вместо того, чтобы искать эту духовную свободу, люди сегодня ищут свободу в мирском понимании. Вместо чистой, святой, вечной божественной любви люди теряются в преходящих и мимолетных привязанностях.
Бога невозможно достичь через богатство, ученость или любое другое средство, кроме любви. Эта священная любовь распыляется из-за мирских привязанностей и считается тривиальной вещью. Таким путем люди сегодня отвергают истину и приветствуют ложь. Жизнь сегодня изрешечена разногласиями и раздорами. Повсеместно правит ненависть. Какая польза от нашей сватантры (свободы)? Сва-тан-трам на самом деле означает свободу духа (сва). Она не относится к физическому. Люди говорят о «независимости». Что есть эта независимость? Она означает, что наша свобода не зависит ни от кого извне. Но действительно ли мы опираемся только на собственные силы? Мы зависим от многих в разных аспектах. Как мы можем провозглашать, что мы независимы, когда на самом деле мы зависимы? В сущности свобода — это духовная свобода. Любая другая свобода — вообще не свобода.
«Сватантрам» означает свободу духа. Мы празднуем независимость — то, что мы называем Сватантрам — свободой Духа (Сва), имея в виду лишь внешнюю свободу. Но Сватантрам имеет отношение к внутренней свободе. Именно через внутреннее мы наслаждаемся внешней свободой. Поэтому в первую очередь необходима чистота сердца. Если сердце чисто, все, что вы думаете и делаете, будет чисто, так же как вода из бака, наполненного чистой водой, будет чистой в любой чашке. Если ваши мысли и действия нечисты, то причиной являетесь вы, так как имеете нечистое сердце. Вы — причина своего счастья или горя. Не обвиняйте других в своих несчастьях. Это грех. Обвиняйте себя за свое состояние. Самообвинение так же важно, как и Самореализация. Самокритичность приведет к тому, что вы будете удовлетворены собой, а значит, способны к самопожертвованию. Это предшествует Самореализации.
Вы должны включиться в постоянный процесс самоисследования: правы вы или нет. Это — духовное упражнение. Оно позволит вам понять истинное значение свободы, а именно, гармонию мысли, слова и дела. В сущности, свобода состоит в поддержании полного соответствия между мыслью, словом и делом.
Поэтому наполняйте свои сердца и умы добрыми чувствами и мыслями. Что такое добро? Это любовь. Отбросьте ненависть, зависть и других врагов. Наполните сердца любовью. Студенты сегодня склонны заполнять свой ум всякой чепухой, но не любовью. Что необходимо, так это наполнить сердце любовью, а голову — мудростью. Отдайте руки — служению. Только это выявит значение вашего человеческого существования».

«Свобода — СВА-Богами-Данная. Свобода — от индоевропейского корня «svobh», означающего «свой».

(Этимология отдельных слов.)

«Слово «свобода», как и злейший его враг, «собственность», произошло в русском языке от старославянского «собъство», которое обозначало особенность. В XIX в. употреблялось слово «свобода» и в значении вольность».

(Этимология и значения слов русского языка.)

«Люди часто думают, будто слово «СВОБОДА» означает процесс раскрепощения, отрыва себя от чего-то сковывающего. Говорят свобода от того-то или того-то. А на самом деле «СваБода» состоит из двух арийских корнеслов: Сва — Свой и Бодха — Просветление. Поэтому СваБода (СВОБОДА) — это процесс обретения Своего Света, Сваё Просветление. Да, его можно трактовать как уход от тьмы. Но в изначальном смысле это независимое понятие, к тому же положительное, означающее достижение, а не отрицательное, означающее отторжение чего-то сковывающего».

(В.Попазогло. О пещерах, князьях и свободе — этимологически… 2010г.)

«Почему «Колесо СВАбоды»? На самом деле все просто и сложно одновременно. Этимология слова «Свобода» показывает два корня: «свой» и «бода». «Бода» означает «дорога», «направление», это слово старинное и сейчас самостоятельно употребляется крайне редко. В современном языке остались словосочетание «прободение желудка» и глагол «бодаться». То есть буквальная этимология слова «свобода» расшифровывается как «свой собственный путь». Корень «сва» означает «небесный»: например, «сварга» — рай, небо, «свадьба» — небесное добро, «Сварог» — бог, рождающий небо, «сварганить» — сотворить, «сверкать», «светить» — давать свет. Итак, «СВАбода» — это небесный путь, то есть следование своему истинному предназначению, которое дано Богом свыше, в отличие от привычной всем «свободы», означающей «собственный путь, обусловленный эгоистическими желаниями». Каждый человек может и должен обрести свою СВАбоду. Только так у него получится достичь полной гармонии с собой и полностью осознанно распоряжаться своими внутренними ресурсами».

(Колесо СВАбоды — гармоничное управление ресурсами.
Авторский семинар М.Кузнецова.)

«Буквально слово «свобода» означает — пустота или приятие. Свобода в речевом произношении звучит как «свабода». Сва — в древнерусском языке означало всерождающую пустоту. От этого понятия происходит слово «сварга» — небо, или небесная пустота. Из этого же понятия происходит и слово «сварганить», означающее «сварить» или «сотворить» что-либо. «Бо» — в древнерусском языке означает или. Это слово до сих пор используется в украинской речи. «Да» — означает приятие или согласие. Сведение всех этих трех понятий вместе и создает слово «СВОБОДА» т.е. приятие пустоты.
Свобода — это самое дорогое из всего, что есть в этом мире. Чтобы обрести свободу некоторые цари отказывались от своих тронов, некоторые люди шли на смерть, некоторые шли на предательства. Чего бы ни желал человек, верхом всех его желаний является свобода. Для того, чтобы стать свободным не нужно чего-то накапливать, нужно делать обратное, нужно от всего накопленного освобождаться. Если ты приходишь к этому пониманию, то с тобой, может случиться великое освобождение, называемое просветлением или пробуждением. Когда происходит освобождение, тогда происходит слияние со всем что есть, с великой пустотой, именуемой СВА. Остается только чистое сознание — соединенное воедино знание. Это и есть истинное Я, не имеющее ни форм, ни названий. Только тогда и наступает настоящая СВОБОДА». 

(Е.Багаев. Это сладкое слово СВОБОДА. 2006г.)

Обратим внимание еще на два слова, практически созвучные со словом СвоБоДа — это СваДьБа и СуДьБа.
«Значение слова «свадьба». Сва-Дь-Б-А — Небесное Деяние Богов Асов. Ибо семейный союз создается для взаимопомощи в духовном восхождении в мир Прави, через деяния в мире Яви».

(Образы слов на Руси: Совместное Веданье Бытия.)

«СваДьБа = Сва (Небеса) + Дь (Добро Данное) + Ба (Богами). У славян это понятие было как «согласие НеБес (Где нет Беса) на создание семьи». Однокоренными словами являются: Сварог (Создатель Материального Мира) и СваСТика (Пришедшая с Небес)».

(интернет-форум)

«Этимология слова «свадьба». 1. В славянском языке «су» = «сва» (слово «су» можно было прочитать и как «сва» (у=ва, ва=у)) и от этих слов произошли русские слова: «суть», «существо», «святость», «свет» и др. Суд — это святое дело. Судьба — суд души (ба» по-древнеегипетски означает «душа», позднее — «человек»). Свадьба = Судьба (замена «су» = «сва»). Древние выразили свое отношение к супружеству этим понятием: свадьба — приговор (суд) на всю жизнь. 2. Свадьба — сводьба, сведение (парня и девушки родителями). 3. Корень русского «сва», одно из значений которого — «свой». Свадьба — обряд, делающий людей своими: мужчин и женщины, а также их родственников. Судьба. Сводить. Становиться своими». 

(Ю.Трофимов. Этимология, история и современное значение свадебного обряда. 2010г.)

«Смысл и этимология слова «свадьба» далека от однозначного разрешения. И, видимо, прийти к общему знаменателю в этом вопросе вряд ли когда-нибудь удастся. Не помогут в этом вопросе и самые авторитетные агентства переводчиков. Разные источники по-разному трактуют происхождение и развитие этого слова. Интересно и то, что все они (ученые-лингвисты, историки культуры и языков) ходят около одних и тех же понятий. Но в их рассуждениях следствия и причины так и не могут однозначно встать на свои места. Так, слова «сват», «сватовство», «свадьба» до сих пор не могут однозначно выстроиться «по ранжиру», от причины к следствию.
Историко-этимологический словарь современного русского языка под редакцией П.Я.Черных дает историко-этимологическую цепочку к этому понятию от общей для многих языков индоевропейской основы «сва» (древнеиндийское слово «свас»), что значит «свой». Наращение корня дает слова «сват» и производные, откуда и появляется искомое слово «свадьба», то есть, «освоение» или «присваивание». Близкими к этому понятию также являются и другие слова: «свекор» и «свекровь» («своя кровь»).
Всеми признанный этимолог «великого и могучего» русского языка Макс Фасмер придерживается той же точки зрения. В противовес суждению другого лагеря, выступающего за разветвление другого слова древнего европейского праязыка с корнем «вед». Согласно этой теории слова «ведать», «водить», «видеть», «свет», «цвет», «свод» и добрая половина других слов многих современных европейских языков пошли именно от этого корня. В этом же списке согласно данной теории оказываются и слова «сват» и производные, в том числе «невеста» и «свадьба». «Не-веста», значит «не ведающая», «не изведавшая», а «свадьба» означает «сводьба» сведение, сводничество. Как видим, здесь также заметен корень «вед» («вести», «весть», «ведать», «водить»).
Ярые русофилы и приверженцы идеи, что древние арии, прародители всей человеческой цивилизации, родом с Урала. По их версии корень «сва» пришел в древнеиндийский индоевропейский «первоисточник» из славянского, более древнего языка ариев.
Интересна и такая трактовка этого знакового в социальной культуре понятия. Слово разбивается, точней соединяется, состоит из трех корней, при их полной расшифровке образуя целую морально-этическую категорию: «сва» — «свет», «небеса», «просветление»; «дь» — «добро», «делать добро», «добродетель»; «ба (б)» — «уважение». То есть, вместе получается: «Благословение на добродетельную жизнь». Версия красивая, отсылающая нас к действительно богатому, наполненному смыслом и глубоким морально-этическим подтекстом древнему праязыку (для примера можно вспомнить и другие аналогии — китайский язык или древние семитские языки: шумерский-арамейский-арабский с их словами, определяющими целые развернутые понятия и их множественные толкования). Но, к сожалению и эта гипотеза не может претендовать на достоверность».

(Этимология слова «свадьба». 2011г.)

«Понятие судьбы для русского уха определенным образом созвучно слову «суд», что неотъемлемо от целого ряда лежащих на поверхности и достаточно тенденциозных интерпретаций… По мере формирования «славянского новояза» исконно русское слово «рок» было награждено эпитетом «устаревшее» и заменено «судьбой», в чем видится прямое следствие родства «суда» и «судьбы». В отличие от «судьбы», подразумевавшей «суд», а значит бывшей секундарным понятием, «рок» оставался элементарным и более чем примерным корнем, находившимся в прямом родстве с «рек», а это слово означает континуальность ритуальной рецитации (напр. гимнов или псалмов). Иными словами, в противность «судьбе», ныне считающейся «игрой случая» и инструментом «произвола властей», «рок» подразумевает гарантию, твердое основание которой находится в ритуале, в жертвоприношении — непобедимом и вечном.
Величие и безусловность суда могли не вызывать сомнений в том случае, если суд обособлялся в самобытную и в высшей мере абстрактную «инстанцию», что делалось возможным благодаря агрессивной пропаганде инстанции, которая по определению была абстрактной, неуязвимой и полностью автономной, но при этом человечной или «человеко-ориентированной». Такой абстрактной инстанцией стал «суд Божий», весьма далекий от традиционных концепций и максимально приближенный к «идеалам» «славянской душевности», вменявшим «душевное тепло», уменьшительно-ласкательные суффиксы и рабскую елейность. Как и само христианское понятие «Бога», «суд Божий» был целиком и полностью направлен на функционирование в условиях контринициатической данности, кромешного метафизического невежества и воинствующего обскурантизма низшей касты.
Отрицая за данностью «новояза» какую-либо самобытность, мы с неизбежностью увидим, что слово «суд» в действительности является трансформацией индоевропейского корня svad, от которого происходит также и русское слово «свадьба», таким образом фактически тождественное «судьбе». Слово «svad» (сохранившееся в классическом Санскрите) означает «готовить» и «пробовать (нечто вкусное)», и отсюда происходит слово «svada» — «нектар» или «то, что пробуется», например, «mukhasvada» — «нектар уст». Этому корню родственно и слово «suta», означающее «(приготовленный) сок Сомы». Отметим, что слово «suta» — «сын» не имеет отношения к этому корню, будучи фиксировавшимся результатом сокращения sujAta, «благорожденный».
Понятия «свадьбы» и «судьбы» в языке индоевропейцев описывали достаточно интимные процессы единства и борьбы партнеров в соитии сближающихся праедестинаций, прежде всего рассматриваемых в аспекте иерогамии и лишь посредством кводативной имитации «в известной мере» проецировавшихся на человеческий дискурс, который сам по себе является проекцией помысла Предка. Говоря об «известной мере», мы полагаем, не нужно разъяснять, что речь идет о мере, известной брахману, включенному в цикл регулярного жертвоприношения. Что касается кшатрия, то ему такая мера известна за счет четкого выполнения ритуальных инструкций. Что касается вайшьи, то ему такая мера известна за счет праведного служения. Что касается шудры, то ему такая мера не известна.
Распространенный ныне термин «бракосочетание», демонстрирующий претензии на академичность и корректность, является заимствованием из семитских языков и не играет серьезной роли в исследовании древнерусских корней. В аспекте индоевропеистики слово «брак» представляет собой не что иное, как варварское звукоподражание, изучение которого не представляется возможным. Это конкретное слово при видимой схожести с некоторыми западноевропейскими лексемами, относящимися к области гиппологии, происходит из совсем другой парадигмы (это парадигма молнии), вероятная связь которой с гиппологией будет оставлена за рамками данной статьи.
Представляется достаточно туманной перспектива деструкции сформировавшегося на сегодня «славянского новояза», в частности планомерного возвращения слов к тем их значениям, которые непосредственным образом соотносятся с индоевропейскими корнями. Нет причин сомневаться в том, что груз ложной семантики, окаймляющей понятие «суда», заставляет выглядеть весьма робкими и даже в чем-то забавными указания на реальное значение слова. Тем не менее, близость «судьбы» и «свадьбы» позволяет скомпрометировать тенденциозные построения новояза, дав нациям надежду на сексуальную свободу — свободу ради непобедимого и вечного ритуала последнего промискуитета истории, — ту свободу, которая сегодня, как никогда, является полезной и нужной для всего нашего многострадального народа».

(Судьба и Свадьба. Экскурс в семантику и этимологию двух понятий
— за рубежи славяно-православного новояза.)

* * *

Подведем итоги. На основе выше приведенной информации для термина «сватантра» можно выделить несколько основных положений:

1. То, что означает термин «сватантра», может относиться к атрибуту Высочайшего, Божественного, т.е. данная форма термина выражает принадлежность Свету, Небесам, Божественному. И самое главное — принадлежность Богине-Матери. Поэтому Абхинавагупта в комментариях к «Ишварапратьябхиджна» (1.9) говорит:

«Владыка Парама-Шива проявляется через Великую Силу Свободной Воли (Сватантра), которая не отдельна от Абсолютного Сознания и которая никоим образом не скрывает реальную природу Высшего».

2. То, что означает термин «сватантра», может относиться к такому понятию, как «осознавание», т.е. данная форма термина выражает принадлежность к «воплощению», «реализации» самосознания, «свободе» и «независимости» сознания. И самое главное — это относится как к Макрокосмосу так и Микрокосмосу. Поэтому Свами Лакшман Джу в комментариях к «Боддхапанчадашика» («Пятнадцать стихов мудрости») Абхинавагупты говорит:

«Господь Шива творит это внешнее мироздание ради осознавания своей собственной природы. Это внешнее мироздание называется Шакти, потому что оно является средством для осознания нашей собственной природы… Почему вообще Он должен хотеть постигать свою природу? Это из-за его свободы, его независимости (сватантра). Это — игра мироздания. Это мироздание создано исключительно ради забавы и радости этого осознавания».

3. То, что означает термин «сватантра», может относиться к собственной опоре, основе, основанию, сути, и соответственно может представлять собственное бытие, собственное становление, собственные действия, техники, ритуалы, принципы, учение, т.е. данная форма термина может означать «независимо от чего-либо внешнего», «с опорой на себя», и выражать следование законам и правилам, созданным и установленным Богом, которые никогда не меняются и не изменятся. Поэтому Шри Сатья Саи Баба говорит:

«Сватантра — независимая, духовно свободная личность. Сватантра означает действовать согласно велениям Духа, а Дух никогда никому не причинит вреда. Он — вечный свидетель, и присутствуя в каждом из вас, желает вам только благополучия. Поэтому Сватантра, или истинная свобода, определяется божественной волей».

4. То, что означает термин «сватантра», может относиться к таким понятиям, как «душа», «дух», «духовность», т.е. данная форма термина выражает принадлежность к духовному, истинному, трансцендентному, и может означать свободу сознания, которая позволяет ему (сознанию) «проявляться» определенным образом, т.е. данная форма термина олицетворяет духовную свободу, которую невозможно завоевать, но можно только прочувствовать, осознать, если «сделать» свое сознание «свободным» и «независимым», «не встречающим преград». Поэтому Грета Хилл в своей публикации «Сватантра — Свобода» пишет:

«Очень часто люди живут в ограниченном состоянии сознания, когда внешние обстоятельства диктуют внутренний порядок. Мы должны осознать, кто мы в действительности, какова наша природа, чтобы получить доступ к нашей истинной свободе. Эта свобода — тайна к нашему пробуждению. Мы можем и должны признать нашу божественную природу, и свободно дорасти до этой природы, чтобы наполнить красотой и светом свою жизнь, независимо от того, кто мы и где мы».

Поэтому Абхинавагупта в своей работе «Боддхапанчадашика» («Пятнадцать стихов мудрости») говорит:

«5. Совокупное состояние мироздания — это его высшая Энергия (Шакти), которую Он [Шива — ред.] создал для того, чтобы распознать свою собственную природу. Эта Шакти, которая является воплощением совокупного состояния мироздания, хочет обладать состоянием Божественного Сознания. Она находится в состоянии неведения, оставаясь вполне совершенной и полной в каждом и всяком объекте».

Поэтому Свами Лакшман Джу в комментариях на это утверждение Абхинавагупты говорит:

«Почему Он [Шива — ред.] сотворил эту высшую Энергию в своей собственной природе? Он сделал это по одной причине — чтобы распознать свою собственную природу. Все это мироздание — не что иное, как средство, которым мы можем распознать Господа Шиву. Вы можете распознать Господа Шиву через мироздание, не отказываясь от него, а наблюдая и переживая Божественное Сознание в самой активности мира. Если вы остаетесь в активности мироздания и внимательны к реализации Божественного Сознания, вы достигнете этого очень легко. Шива творит это внешнее мироздание ради осознавания своей собственной природы. Это внешнее мироздание называется Шакти, потому что оно является средством для осознания нашей собственной природы…
В своем творении Господь Шива хочет полностью отстранить свое Божественное Сознание и затем обнаружить, что оно никогда не было отстранено. Хотя оно отстранено, оно не отстранено. В истинном смысле оно не отстранено. Господь Шива в своей собственной природе скрывает и обнаруживает Себя. Это — высшее действие… Это — его СВАТАНТРА, его великолепие, его разум».

Еще раз обратим внимание на стих 31 в «Саундарья-Лахари», где упоминается термин «сватантра». Поскольку существуют разные варианты перевода стиха 31, и, более того, разные толкования слова «сватантра» в комментариях на этот стих, можно сформулировать несколько «версий» относительно понимания термина «сватантра», например:

1. Перевод и комментарий Б.Динанатха.
— сначала Шива был удовлетворен тем, что явил миру 64 Тантры
— эти 64 Тантры излагали методы духовного совершенствования
— каждая Тантра несла определенного рода сиддхи (совершенства)
— благодаря особой настойчивости Богини-Матери
— Шива открыл миру собственную Тантру Богини Матери
— эта собственная Тантра Богини Матери — независима от остальных (64-х Тантр)
— эта собственная Тантра Богини-Матери способна даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений (дхарма, артха, кама и мокша).

2. Перевод и комментарий Деваяни и Вишванатха.
— сначала Шива был удовлетворен существованием 64-х Тантр
— каждая из 64-х Тантр основана на достижении определенных сиддхи (качеств)
— под давлением Богини-Матери
— Шива принес в Мир еще одну личную Тантру Богини-Матери
— эта Тантра Богини-Материи – совершенно независимая
— в этой личной и независимой Тантре Богини-Матери гармонично осуществляется вся полнота человеческой жизни.

3. Перевод и комментарий А.Ригина.
— сначала Шива все познал во Вселенной и обрел сиддхи через понимание 64-х Тантр
— во всех этих 64-х Тантрах говорилось об этих сиддхи
— под влиянием Богини-Матери
— Шива явил миру Тантры Богини-Матери
— эти Тантры Богини-Матери вместе есть Сватантра
— в этих Тантрах Богини-Матери собраны вместе все четыре цели человеческого существования (дхарма, артха, кама и мокша)
— эти Тантры Богини-Матери есть Сватантра, поскольку в них собрана вся сущность Тантрического Учения.

4. Перевод и комментарий В.Запорожцева.
— Шива узнал, как управлять всей этой Вселенной благодаря пониманию 64-х Тантр
— каждая из этих 64-х Тантрр — часть Сватантры, и даёт своё собственное отдельное совершенство;
— Сватантра – Тантра Богини-Матери, она — абсолютна
— по наставлению Богини-Матери
— Шива бросил вниз на Землю эту Тантру Богини-Матери
— эта Тантра Богини-Матери одна даёт все цели человеческого существования (дхарма, артха, кама и мокша).

5. перевод и комментарий К.Э.Кришнамачарьи.
— у Богини-Матери есть 64 Ткани
— эти 64 Ткани действуют в этом мироздании как Тантры
— Богиня-Мать всегда выше и за пределами их
— Богиня-Мать есть Сватантра, независимая от них
— Богиня-Мать образует саму основу этих 64-х Тантр и присутствует в них всех.

Поэтому К.Э.Кришнамачарья пишет (см. Кришнамачарья К.Э. Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология. Эксмо-Пресс. 2004г. Словарь.):

«Саундарья-Лахари» — высший трактат о науке Тантры. Он содержит все ключи к звуку, цвету, числу, форме и тем разделам астробиологии и астрологии, которые открывают истинные тайны солнечно-лунной активности и её соотношение с умом и поведением существ. Эта ветвь мудрости называется Шри-Видья, или Мудрость Матери».

В «Саундарья-Лахари» о Богине-Матери сказано:

«Стих 3. Ты — солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты — источник сладости осознания.
Стих 4. Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать.
Стих 11. Твоя обитель … — [Шри-Янтра] символизирующая единство строения микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной).
Стих 15. В руках Ты держишь книгу и хрустальные четки, а двумя другими руками делаешь жесты, дарящие благословение и отвращающие страх.
Стих 16. Мудр тот, кто поклоняется Тебе.
Стих 31. Ты — Сватантра / Твои же Тантры — Сватантра.
Стих 34. Ты — сущность Вселенной».

Согласно Тантре, этот феноменальный Мир создан Богиней Шакти и состоит из божественной энергии, и всё сущее является Её различными формами. Постижение природы Богини означает постижение Высшего и Самоосознание. Природа Вселенной и Человека может быть познана по милости Богини Шакти. Она всегда между Божественной Природой и Человеком. Она — Великая Мать и Великая Богиня, неотделимая от своих детей и Своего Божественного Супруга, Шивы. Она дает не только все хорошее, что любящая Мать дает своим детям, но также Высочайшее Знание и знание Божественных вибраций тем, кто любит Ее и поклоняется Ей. Богиня Шакти есть Маха-Видья (Великое Знание) и Маха-Майя (Великая Иллюзия), Она есть Маха-Медха (Великая Мудрость) и Великое Заблуждение (Маха-Моха). Тот, кто постигает природу Богини Шакти, чей ум наполнен преданностью Ей, а сердце — Ее блаженством, становится обладателем совершенств и богатств, потому что Богиня Шакти — Маха-Деви (Великая Богиня), Шри-Деви (Хранительница Высшего Опыта), Шри-Видья (Учитель Высочайшего Осознавания).
Для Тантры познание есть опыт, и другого познания не существует. Поэтому пока человек не будет двигаться в измерениях, ответа не будет. Но тому, кто продолжает путешествие по ступеням мироздания, Шакти открывает Себя через Откровение и нисходит Благодатью, ибо Она — Учитель наивысшего совершенства и Подательница наилучшего блага своим детям. Сознание того, кто поднимается по Ее ступеням, достигает мистического уровня — состояния причастности к Самой Силе и Мощи, ко Всему, что было, есть и будет, к Тому, где Все есть и Все может быть. Именно такое постижение Реальности и является истинным Познанием и называется СВАТАНТРА. Это — ВЫСШЕЕ ЗНАНИЕ или ВЫСШАЯ МУДРОСТЬ, которые обозначаются на Санскрите как ШРИ-ВИДЬЯ, но Высшее Знание в своем особом аспекте осознавания. И три мистических слога — СВА-ТАН-ТРА служат печатью, удостоверяющей и подтверждающей истинность, силу и действенность этого Высшего Знания или Высшей Мудрости. Только тогда, когда они применяются на практике в ежедневной жизни, их истинная природа и ценность осознаются. Воистину могущество человека беспредельно, когда он, благодаря милости Богине Шакти, Великой Матери-Богине, обретает опыт Высочайшего Осознавания.

Так ли это на самом деле, и можно ли интерпретировать термин «сватантра» подобным образом, все это предстоит выяснить и подтвердить своими исследованиями Российской Тантрологии, и в частности, ее разделу — Терминология (Тантры).

* * *

N 36. 01.04.13г.