Статья 3.13.4. Тайна термина «сватантра»

продолжение

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРМИНА «СВАТАНТРА»

(согласно этимологическому анализу — выявление исторического развития термина; определение в каком языке и на каком историческом этапе его развития возник термин; восстановление древнейших доступных этапов истории термина; выяснение пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава термина).

Пока неизвестно на каком историческом этапе развития Санскрита возник термин «сватантра». Если обратиться к Шанкаре (древнеиндийский мистик (788-820гг.), поэт, выдающийся философ, религиозный реформатор, основатель множества монастырей/матхов, великий интеллектуальный и многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества поэта, философа, ученого, комментатора, святого мудреца и религиозного деятеля. По общему признанию Шанкара был самым выдающимся религиозным деятелем Индии со времен Гаутамы Будды), то он использует слово «сватантра» всего один раз в приписываемом ему Традицией знаменитом гимне «Саундарья-Лахари» (др. назв. «Ананда-Лахари»), посвященном Богине-Матери, который считается тантрическим произведением:

«Ананда-Лахари» представляет собой часть известного тантрического произведения «Саундарья-Лахари», которое традиционно (но безосновательно) приписывается великому мыслителю Шанкаре».

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература.
Журнал «Восток». 2005г. №2, март-апрель, с. 16-27)

«К тантрическим текстам, авторство которых в лице Ади-Шанкарачарьи не вызывает сомнения, в частности относят «Саундарья-Лахари» («Волна Красоты»), в которое входит великолепное восхваление Шакти — «Ананда-Лахари» («Волна Блаженства»)».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра:
постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

«Шанкара был не только самым знаменитым из наставников Адвайты, но также одним из самых важных учителей Тантры. Его великая поэма, посвященная Богине, «Саундарья-Лахари», остается, возможно, самым важным тантрическим текстом, используемым в поклонении Шри-Чакре».

(Д-р Дэвид Фроули. Тантра и неверные представления о ней:
очищение сущности от заблуждений.
(Life Pozitive Magazine, Delhi, Jan 2005). / Пер. А.Игнатьева.)

«Приложение. Словарь. «Саундарья-Лахари» — «Волна-Красоты», высший трактат о науке Тантры (Тантра — искусная наука древних, часто понимается неверно. Истинную форму Тантры можно узнать лишь из изучения книги «Саундарья-Лахари»). Эта книга в форме символической поэзии высшего порядка написана Шанкарачарьей, основателем школы Адвайты. Книга содержит все ключи к звуку, цвету, числу, форме и тем разделам астробиологии и астрологии, которые открывают истинные тайны солнечно-лунной активности и её соотношение с умом и поведением существ. Эта ветвь мудрости называется Шри-Видья, или Мудрость Матери».

(Кришнамачарья К.Э. Духовная психология. Оккультная
анатомия. Духовная астрология. Эксмо-Пресс. 2004г.)

««Ананда-Лахари» освещает темы Кундалини-Йоги, чакр и другие тантрические темы. Это очень важная работа по Тантра-Шастре. Она содержит суть Шри-Видьи в сжатой форме. Поэтому она содержит большое количество комментариев. «Ананда-Лахари» является тантрическим текстом, который имеет дело с поклонением Высшему Существу в его (женском) аспекте Шакти или Силы, или творческой энергии, известной как Шри-Видья. «Ананда-Лахари» содержит прекрасные строки, составляющие сутры или гимны, восхваляющие Дэви или Богиню Трипурасундари. Строфы представляют высочайший взлёт или воображение, замечательное поклонение пылу, изысканное прикосновение поэтической фантазии и проникновенный взгляд на тайны Агам и Тантр. Строфы содержат различные мантры, или мистические формулы, вместе с янтрами, или диаграммами, для поклонения Деви и для достижения различных сиддхи или сил».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога.
Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр., Старклайт. 2002г. 197стр.)

««Ананда-Лахари» является в высшей степени тантрическим текстом. Текст посвящен Богине Шри, по-другому — это Шакти, Майя, Очарование. Этот текст — гимн, посвященный Богине Шри. Это любовное произведение, которое можно написать и подарить своей любимой девушке. Весь этот труд излагается как восхваление. Существует очень много комментариев на этот текст. В традиции Тантры взгляд на наш мир с точки зрения того, что существует Великая Запредельная Богиня, Шри, которая зовется Шри-Видья. Человек, осознающий смысл Шри-Видьи — это человек, познавший все тайны Вселенной. То, что он ощущает, — это ощущение открытости мира. Приблизиться к пониманию «Ананда-Лахари» можно, пройдя по всем ступеням предыдущих работ Шанкары. Многие свои трактаты Шанкарачарья сочинил для того, чтобы разжечь в сердцах людей чувство преданности и устремлённости к Богу. Этим он уравнивает путь знания и путь преданности, любви. Как Шанкара написал этот текст? Был ли он продиктован ему? Или ему открылось Высшее? Или же Шри-Видья является его внутренней сущностью? Существует мнение, что авторство гимна «Саундарья-Лахари» принадлежит самому Богу, а Шанкара лишь записал его.
«Саундарья-Лахари» описывает Дэви как существо, которое прекрасно с головы до ног. Это взгляд на мир при помощи концепции Шри-Видьи (Видья — от слова видение, то есть видение мира через осознавание существования Богини Шри). До тех пор, пока есть волеизъявление Богини Шри, этот мир существует, когда же его нет — он разрушается. Трактат «Ананда-Лахари» следует воспринимать на трех уровнях: буквальном, иносказательном и высшем, запредельном. Знание Шри-Видьи составляет саму нашу суть. Но мы не можем адекватно воспринимать приходящее к нам учение. Если бы мы могли видеть мир таким, какой он есть, то тогда это учение беспрепятственно вошло бы в нас и открыло нам все тайны мироздания. Наша жизнь достаточно продолжительна для того, чтобы реализовать свой духовный, творческий потенциал, и если мы интересуемся духовными знаниями, то они приходят к нам различными путями. Этот поэтичный текст и является таким знанием».

(«Ананда-Лахари». / Пер. и комм. Вадима Запорожцева.)

Как известно, Шанкара использовал слово «тантра» в определенном значении. Например:
«Глава Три. Что такое Тантры и их значение. Очень распространенным выражением в английской литературе является «тантра», но его использование часто связано с заблуждением, что приводит к другим заблуждениям. Что означает Тантра? Слово «тантра» означает «запрет» (Видхи), «регулирование» (Нийяма), «учение» (Шастра) в целом или «трактат». Поэтому Шанкара называл Санкхью Тантрой..».

(Артур Авалон. Шакти и Шакта. Лондон. 1918г.)

«Тантрическая Традиция. По всей видимости, как практическая дисциплина Тантра является более поздней интерпретацией. Например, философская система Санкхья именовала себя «Тантрой» и Шанкара признавал ее за таковую; Каутилья (около III в. до н.э.) использовал это слово в смысле фундаментальных канонов, применяемых для объяснения и изложения системы мысли. Эта интерпретация обрела под собой почву, и слово «тантра» стало конкретно обозначать хорошо организованный корпус мысли, обладающий собственной логикой и рациональной основой. На него даже смотрели как на на эквивалент «авторитетности» и «традиции»».

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра.
Тантрические традиции Тибета. Беловодье. 2002г.)

«Шанкара неоднократно говорил, что система Санкхья Капилы «называлась Тантрой» (Тантракхья, где «кхья» — «знание»). Ссылаясь на доказанную аутентичность Санкхьи, он сказал, что «подобное смерти было учение, называвшееся Тантрой, созданное риши и признаваемое авторитетными лицами». Это может быть понято, если мы наряду с этим учтем еще те места в тексте, где он охарактеризовал философию Санкхья как «Тантра Капилы». <…> Но этимология слова «тантра» не дает нам значений «система» или «учение». Шанкара обычно употреблял в подобных случаях слово «вада». <…>… необходимо считать крайне примечательным тот факт, что Шанкара употреблял слово «тантра» только в текстах, где он рассматривал Санкхью, и никогда — в текстах, анализирующих другие системы. <…>. Скорее всего, Шанкара использовал слово «тантра» в общем смысле, как включающее смрити, то есть трактаты, хотя и не принадлежащие к священным текстам, но исходящие от авторитетных лиц».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана.
История индийского материализма. / Пер. с англ.
М. Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«…Семантически слово «тантра» означает «ткань», т.е. «текст». Термин этот в санскритских памятниках может применяться для обозначения любого комплекса авторитетных учений…
…В более узком и специфическом смысле термин [«тантра»] относится к специальным учениям (комплексам учений, включающим ритуалы, йогические практики, позже философские компендии и проч.) изначально неведического происхождения…» — так написал в 2012г. широко известный среди своих почитателей, Эдгар Лейтан, бывший россиянин, выпускник факультета католического богословия Венского Государственного Университета (Кафедра сравнительного религиоведения), параллельно обучавшийся и продолжающий своё образование на факультете филологии и истории культуры этого же Университета в области востоковедно-филологических и историко-философских наук, в своей статье «Почему Тантра? Об одной моде элитарно-массового религиозного сознания» (17.02.2012г.).

Вот что сказано в предисловии к «Ади-Шанкарачарья-Тантре» (см. Шри Шанкарачарья. Ади-Шанкарачарья-Тантра. / Введ. и пер. Б.Динанатха. Старклайт. 2004г.):

«Раскрыв тайный смысл и силу величественных строк «Саундарья-Лахари», ученики и последователи Шанкары, сведущие в Тантре, составили на его основе уникальный в своем роде тантрический текст, снабив его соответствующими Янтрами, мистическими диаграммами, графически выражающими смысл каждого из стихов этого гимна, и дали прайогу (особые указания по применению). Так родилась «Ади-Шанкарачарья-Тантра». Сто стихов «Саундарья-Лахари, ставшие в этой Тантре ста мантрами, вместе с соответствующими им янтрами и садхана-прайога-видхи («практическим методом осуществления», способом реализации Шакти данной Тантры) обретают новое значение и, по сути, становятся независимыми ста Тантрами, каждая из которых, как и полагается, несёт определённые сиддхи (совершенства).
Сам Шанкара заявляет об этой Тантре следующее: «Вначале, Шива был удовлетворён, предоставив миру 64 Свои Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых, наделяет определённого рода сиддхами и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но, впоследствии, благодаря особой настойчивости Деви, Он открыл миру Эту Её собственную Тантру [санскр. Сватантра — ред.], независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений». («Саундарья-Лахари». 31). Другими словами — это единственная Тантра Богини-Матери, следуя которой человек может обрести и каму, и артху, и дхарму и мокшу в течение одной жизни…».

Обратим внимание на стих 31 («Саундарья-Лахари»), где говорится, что «…благодаря особой настойчивости Деви, Он [Шива — ред.] открыл миру Эту Её собственную Тантру [санскр. Сватантра — ред.], независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений». Существует некоторое разночтение в различных вариантах перевода стиха 31, например:

«О, Мать! У тебя есть шестьдесят четыре Ткани, действующие в этом мироздании как Тантры, но Ты всегда выше и за пределами их. Ты — Сватантра, независимая от них, ибо образуешь саму их основу и присутствуешь в них всех».

(Кришнамачарья К.Э. Оккультная анатомия. Амрита-Русь. 2005г. 95 стр.)

«Шива узнал все вещи во Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырех Тантр. Он искусен в Сиддхи, о которых говорится во всех этих Тантрах. Под Твоим влиянием Он бросил на землю (в мир) Твои же Тантры, которые — Сватантра, и в которых собраны вместе все четыре цели человеческого существования».

(Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. А.Ригина.)

«Шива-Пашупати удовлетворился, вскружив все головы Своими шестьдесят четыремя Тантрами, каждая из которых основана на достижении определённых сиддхи. Но, под Твоим нажимом, Богиня, Он принёс в мир ещё одну, совершенно независимую, лично Твою Тантру, в которой гармонично осуществляется вся полнота человеческой Жизни»

(Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. Деваяни и Вишванатха.)

«Пашупати узнал, как управлять всей этой Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырёх Тантр, каждая из которых — часть Твоей сватантры и даёт своё собственное отдельное совершенство; затем, по Твоему наставлению, он бросил вниз, на Землю, эту твою Тантру, которая абсолютна, и одна даёт все цели человеческого существования».

(Ананда-Лахари. / Пер. и комм. Вадима Запорожцева.)

«Вначале Шива был удовлетворён, предоставив миру шестьдесят четыре Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых несет определённого рода сиддхи и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но впоследствии благодаря Твоей особой настойчивости Он открыл миру Эту Твою собственную Тантру, независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений (дхарма, артха, кама и мокша)».

(«Саундарья-Лахари» — «Волны Красоты». / Пер. и комм. Б.Динанатха.)

Существуют не только разные варианты перевода стиха 31, но и разные толкования слова «сватантра», которое встречается в этом стихе, например:

«Стих 31. Шива-Пашупати (Господь живущих) удовлетворился, вскружив все головы Своими шестьдесят четырьмя Тантрами, каждая из которых основана на достижении определённых сиддхи. Но, под Твоим нажимом, Богиня, Он принёс в мир ещё одну, совершенно независимую, лично Твою Тантру [Сватантра — ред.], в которой гармонично осуществляется вся полнота человеческой Жизни.
Комментарий. Эта Тантра — Шри-Видья».

(Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. Деваяни и Вишванатха.)

«Стих 31. Шива узнал все вещи во Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырех Тантр. Он искусен в Сиддхи, о которых говорится во всех этих Тантрах. Под Твоим влиянием Он бросил на землю (в мир) Твои же Тантры, которые — Сватантра, и в которых собраны вместе все четыре цели человеческого существования.
Комментарий. Сватантра — видимо, имеется в виду, что в шестидесяти четырех Тантрах собрана вся сущность тантрического учения. Какие именно шестьдесят четыре Тантры имеются в виду — неизвестно».

(Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. А.Ригина.)

«Стих 31. Пашупати узнал, как управлять всей этой Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырёх Тантр, каждая из которых — часть Твоей сватантры и даёт своё собственное отдельное совершенство; затем, по Твоему наставлению, он бросил вниз, на Землю, эту твою Тантру, которая абсолютна, и одна даёт все цели человеческого существования.
Комментарий. Этот стих является совершенно бесценным в плане распространения Йоги. Вселенная разговаривает с нами без посредников. Бог Шива знает, как управлять этой Вселенной. Он по просьбе Богини Шри «бросил» знания Йоги и Тантры в мир (Тантры являются ветвями знания, но не всегда по Йоге). Эти знания есть на Земле, но их нет в мире богов и в мире адов. Жизнь — это большой экзамен, но Шива дал нам шпаргалку только потому, что его, по величайшему наставлению, попросила об этом Шри. Занимаясь Йогой, мы будем понимать, что получаем знаний гораздо больше, чем заслуживаем. Эти знания дают нам все цели человеческого существования (дхарма, артха, кама и мокша).
Пашупати — одно из имён бога Шивы. Сватантра — сва (вечное, основа). Пашупати — тот, кто управляет пашу. Пашу — так называют людей духовно неразвитых. Если у человека есть богатство и власть, но нет духовных знаний, то им только кажется, что они свободны и могут управлять ситуацией. На самом деле самым утонченным образом управляют ими.
Понимание этого пришло к нему из шестидесяти четырёх Тантр. В Индии, в среде Тантрической Традиции, существует каркас из шестидесяти четырёх Тантр. До сих пор эти шестьдесят четыре Тантры полностью не изучены и не обнародованы. Не на все из них есть комментарии, как можно в жизни их осуществить».

(Ананда-Лахари. / Пер. и комм. Вадима Запорожцева.)

 

4. БЛИЗКИЕ «РОДСТВЕННИКИ» ТЕРМИНА «СВАТАНТРА»

(согласно этимологическому анализу — определение ближайших «родственников» слова; отождествление структурных элементов слова с исторически известными структурными элементами; генетическое отождествление слова или его основы с другими словами или их основой как исходным производящим).

Поскольку близкие «родственники» термина «тантра» были рассмотрены в статье 3.13.2. «Этимологический анализ термина «тантра» (ч.1, ч.2)», то, возможно, будет интересно посмотреть на другие санскритские слова с тождественным (и возможно исторически известным) структурным элементом — «сва»: сваантха, свабхава, свабхавика-дхармакая, свабхавикакайя, свадха, свадхарма, свадхистхана, свадхьяя, свалакшана, свама, свами, свапна, свара, свараджья, сварга, сварлока, свартха, сварупа, свасамведана, свасидханта, свастика, сватантрика, сватас, свататтва, сваха, сваччха, сваямбху и др.

Например, в «Толково-этимологическом словаре (Славяно-Арийский словарь)» (интернет) написано:

«СВАГА — Сва (Небеса), Га (путь) — структура гармоничных миров, по которым следует Душа, поднимаясь по Золотому Пути Духовного Развития, минуя промежуточные не гармоничные.
СВАДЬБА — небесное (сва) деяние (д) богов, при котором происходило прощание семьи невесты с девицей (слезы…), т.к, невеста переходила в семью жениха для продолжения его рода.
 СВАРГА — Сва (Небеса), Ра (Сияние), Га (путь) — Сияющий Небесный Путь. Вселенная, которая находится под покровительством Светлых сил, возглавляемых Богом Сварогом (того, кто сварганил эту Вселенную). Означает объединение множества Небесных Земель, на которых живет Великая Раса.
СВАРОГ — Бог Сварог («сва» — свет, живатма, «ро» — рождающий, «га» — движение, т.е. изливающий самосветящиеся живатмы). Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Вырия (Славяно-Арийского райского сада), Небесного Асгарда (Града Богов) и Чертога Медведя во Сварожьем Круге. Есть шутка, что Сварог — это тот кто сварганил Вселенную.
СВАСТИКА — «Сва» (Небеса), «С» (направление), «ТИКА» (движение). Многие помнят «тикать» — бежать, движение в часах, когда они «тикают».

Или, например, в «Словаре Санскритских Терминов», подготовленном Организацией Шри Сатья Саи Бабы в русскоговорящих странах, можно найти следующие слова, начинающиеся на «сва», и их значения:

СВААНТХА — вооруженный всеми добродетелями, одно из 16 качеств преданного, бхакта.
СВАБХАВА — «собственное бытие», «собственное становление»; божественность; истинная божественная природа внутреннего «Я»; то есть Высшего «Я».
СВАДХА, СВАХА — самоупорядоченная сила природы, одно из имен Богини-Матери; персонификация возгласа, сопровождающего жертвоприношение предкам.
СВАДХАРМА — истинная Дхарма; исполнение Долга; деятельность в соответствии с законом бытия (дхармой) данного индивида; собственная дхарма, судьба. Долг человека, свойственный его природе, уровню его духовного развития и общественного статуса; исконная дхарма — исполнение долга реализации высшего «Я». Одна из важнейших концепций «Бхагавад-Гиты».
СВАДХИСТХАНА-ЧАКРА — «Обитель «Я». (Вторая основная чакра в теле человека)».
СВАДХЬЯЙЯ — путь учения, выбранный для себя, — постижения, глубокого осмысления священных текстов, соблюдения обрядов с осознанием их смысла.
СВАМА — букв. сходство, подобие; убеждение, убедительность.
СВАМИ — «единственный Господин и Владелец всей Вселенной», «господин чувств» — почтительное обращение к святому или учителю. Также указывает на принадлежность к монашеству, обозначая отреченного человека, гуру, духовного учителя, святого, то есть Свами — «тот, кто обуздал свой ум и чувства».
СВАПНА — сон, состояние сна со сновидениями, то есть когда сознание не находится в прямом контакте с объектами внешнего мира, но в нем присутствуют ментальные образы как остатки прошлых впечатлений. Это состояние не обязательно является непосредственным состоянием «сна». Оно может иметь место и бодрствующем состоянии при глубокой концентрации (когда ничего не слышишь и не видишь) или во время медитации. «Есть бодрствование, джаграт; сон со сновидениями, свапна, и глубокий сон без сновидений, сушупти. В глубоком сне без сновидений нет ума. Все эти состояния изменчивы. Прошлое ушло, будущее приходит, настоящее уходит. Ни одно из этих состояний не истинно, ибо все согласятся, что Истина реальна и является одной и той же, как в прошлом, так в настоящем или будущем. Вы — всегда эта Истина, неизменная, постоянная, не затрагиваемая изменениями, всегда одна и та же» — Сатья Саи Баба.
СВАР, СВАРА, СВАХ — небо; небесный, духовный план существования; третий, высший ведический мир, соответствующий принципу чистого, незамутненного сознания, сияющий мир божественного ума.
СВАР-ЛОКА — небо Индры, находится между солнцем и полярной звездой. «Они называются высшие локи, и все они находятся в теле человека, Сварлока находится в пупке» — Сатья Саи Баба.
СВАР-ЙОГА — учение о дыхании; учение о ноздрях. Практический метод использования правого и левого полушарий коры головного мозга по собственной воле человека. Правая — мужская, солнечная ноздря, связана с левым полушарием; ей соответствуют «солнечные планеты»: Солнце, Марс и Сатурн. Левая — женская, лунная ноздря, соответствующая правому полушарию, связана с «лунными» планетами: Луной, Меркурием, Юпитером, Венерой. Каждая ноздря связана с определенными видами действий, которые лучше выполнять в период активности соответствующей ноздри: правой — работы, связанные с физической нагрузкой; левой – работы, связанные с эмоциональной нагрузкой.
СВАРТХА — личные интересы, в отличие от парартха — высших ценностей.
СВАРУПА — собственная форма; истинная форма, воплощение; суть, природа; изначальная духовная форма.
СВАСВАРУПА — истинная природа человека; собственная истина или реальность (человека), — то есть Атман.
СВАСТХАНА — место, где утвердился Брахман.
СВАХА — одно из имен Богини-Матери, а также возглас, издаваемый во время подношения богам — бросания в огонь жертвенных даров; внутренний смысл: завершение, осуществление, «донесение» до богов жертвы и хвалебных гимнов. Также название самого подношения, или персонификации подношения как жены Агни, Богини-Матери.
СВАШАКХА — отдельная ветвь, секта, отрасль учения, вероисповедания.
СВАЯМБХУ — самосотворенный».

Или, например, в «Словаре Йоги и Веданты» (интернет) можно найти следующие слова, начинающиеся на «сва», и их значения:

СВАБХАВА — собственная природа или потенциальность; врождённая природа.
СВАГАТА-БХЕДА — внутреннее различие, подобное различию между волнами, водоворотами и т.д. в массе воды; различие между частями, такими, как кисти, голени, голова, стопы и т.д. у человека; различие между фруктами, цветами, веточками, листьями и т.д. у дерева; то, с помощью чего одна субстанция распознаётся от другой.
СВАДЖАТИЯВРИТТИПРАВАХА — постоянный поток идеи чьего-то собственного внутреннего состояния, т.е. идеи внутренней сущности «Ахам-Брахма-Асми» или «Я – Брахман».
СВАДХАРМА — собственные предписанные обязанности в жизни, согласно вечному закону.
СВАДХИСТХАНА — вторая из шести Чакр, согласно Хатха-Йоге.
СВАДХЬЯЯ — изучение религиозных священных писаний, особенно Вед.
СВАМАХИМАПРАТИШТИТА — тот, кто установлен в … или зависит от его собственного величия или славы.
СВАНУБХУТИ — прямой опыт собственного Я.
СВАПНА — сон; иллюзия.
СВАПРАКАША — самопросвещение.
СВАРА — звук; акцент; тон; поток дыхания.
СВАРГАЛОКА — небесный мир; божественная область.
СВАРУПА — сущность; внутренняя природа; внутренняя природа Брахмана, Сатчидананды; Реальность; истинная природа Бытия.
СВАТАНТРАСАТТАБХАВА — возможность независимого состояния.
СВАТАНТРАТВА — состояние (абсолютной) независимости.
СВАТАХСИДДХА — самоиспытавшийся; самодостигнутый или реализованный.
СВАХА — предложения подношения, совершённые для Манов или для Питри; восклицание, совершаемое, когда предлагаются жертвоприношения Питри; жертвоприношение или подношение, совершаемое для богов; восклицание, используемое для предложения жертвоприношений богам.
СВАЧХА — чистый; прозрачный; очищенный.
СВАЯМБХАВА — ощущение независимости.
СВАЯМБХУ — самосуществование; самосоздание; саморождение.
СВАЯМДЖЬОТИХ — самопросвещённый; самоосвещённый.
СВАЯМПРАБХАСАМВИТ — самосветящееся (самопросвещённое) сознание.

Например, другие источники:

«СВААПЬЯЯАТ — «сва» означает «в себе», то есть «в Брахмане». «Апьяяат» означает «поскольку это растворяется». Два эти слова передают значение сутры. Они сообщают нам, «поскольку индивидуальное дживи растворяется в Брахмане», что то, что происходит с дживи во время глубокого сна без сновидений — есть возвращение к его настоящей природе, сат. Поскольку сущность достигает Сущности, которой она сама и является, то это — Атма, и ничто иное. Атма, которая воспринимается как будто бы ограниченная именем и формой, отбрасывает имя и форму и сливается с Универсальной Атмой. Волна растворилась в океане. Она была Становящейся; теперь это только Существующее, сат».

(Шри Сатья Саи Баба. Сутра-Вахини. Аналитические афоризмы о
Высшей Реальности. / Пер. с англ. В.Вернигоры. СПб. СаиВеда. 1999г.)

 
 

5. НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «СВАТАНТРА»

(согласно этимологическому анализу — установление как изменялось значение слова и его морфемная структура в процессе развития языка, какие исторические изменения его первичной формы и значения обусловили настоящую форму и значения слова в современном языке).

«Сватантра — независимый».

(Словарь Йоги и Веданты.)

«Термин «сватантра» означает «обладающий собственной неотъемлемой силой».

(Гленн Муллин. Мадхьямика-сватантрика)

«Мадхьямака-сватантрика происходит от санскритского слова «сватантра», что означает «с опорой на себя», «самоопорный», то есть независимый».

(Торчинов Е.А. Пути философии Востока
и Запада: познание запредельного. 2007г.)

«Цель Йоги — Сватантра, что означает обнаружить нашу собственную технику. Слог «сва» означает «собственный», слово «тантра» означает «техника». Методы находятся внутри каждого из нас, и мы должны обнаружить их».

(см. Т.К.В.Десикачар. Сердце Йоги. Совершенствование
индивидуальной практики. К. София, М. Гелиос. 2003г.)

«Какие бывают божественные силы? Эти силы могут быть силами божественной мудрости (джняна-шакти), божественной свободы (сватантрия-шакти), божественной воли (иччха-шакти), божественной власти (айшварья-шакти), божественного действия (крийя-шакти) и другими».

(Служение божественному.)

«Только благодаря усилиям таких самоотверженных людей, страна смогла достичь независимости. Тем не менее, мы должны желать не только сватантрии (самоуправления). Мы должны достичь свараджьи (свободы духа). Это более великая цель. Сватантрья — временное явление свободы от иностранного владычества, а свараджья относится к сердцу и достигается сердцем».

(Посвятите свою жизнь служению обществу.
Божественное выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. 23.11.04г.)

«Только благодаря усилиям таких, способных на самопожертвование, людей, страна смогла обрести Независимость. Однако мы не должны желать лишь Независимости (Сватантрия). Мы должны достичь Свараджи. Это было бы замечательно. Сватантрия — это временное проявление свободы от иностранного владычества, тогда как Свараджа связана с сердцем и обретается с помощью сердца».

(Посвятите свою жизнь служению обществу.
Божественная Беседа Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. 23.11.04г.)

«Название «мадхъямака-сватантрика» происходит от санскритского слова «сватантра», что означает «с опорой на себя», «самоопорный», то есть «независимый». Это название указывает на то, что последователи этого направления («умеренной мадхъямаки») считали, что применительно к уровню относительной истины (санвритти сатья) возможны положительные суждения и положительные философские позиции».

(Википедия. Свободная Энциклопедия)

«Учение, называемое обычно Кашмирским Шиваизмом, есть недвойственная доктрина Агам, или Тантр — священных писаний Шиваизма и Шактизма. Кашмирский Шиваизм также именуют Парадвайтой («Высшая Недвойственность») и Сватантрья-Вадой («Учение о свободе [сознания]»)… Свобода (сватантрья) — корень счастья, зависимость же от других есть источник страданий. Одной лишь свободы достаточно для наслаждения и освобождения».

(Кашмирский Шиваизм. Отрывок из «Сватантрья-Дарпаны»
Б.Н.Пандита. / Пер. С.Федорова. интернет-сайт «не2».
Путеводитель по недвойственности)

«Сватантра — независимая, духовно свободная личность. Сватантрам — свобода. «Свободу, Сватантрам, нужно правильно истолковывать. Слово Сватантрам состоит из двух понятий: «Сва» и «тантрам». «Сва» означает Дух. Сватантрам означает действовать согласно велениям Духа, а Дух никогда никому не причинит вреда. Он — вечный свидетель, и присутствуя в каждом из вас, желает вам только благополучия. Поэтому Сватантрам, или истинная свобода, определяется божественной волей» — Сатья Саи Баба».

(Словарь санскритских терминов. Организация
Шри Сатья Саи Бабы в русскоговорящих странах)

«В храме Карни Мата — священном для индуистов месте, крыс почитают как святых. Храм назван в память о выдающейся женщине — Карни Мата. Как гласит народная мудрость, эта женщина воплотилась в образ богини Дурги. Дурга является одной из форм верховной богини Деви и переводится, как «та, которая может помочь находящимся в крайней бедности». Она находится в состоянии, известном как Сватантрия, полностью независимом от всей Вселенной. Дурга, по мнению индусов, является олицетворением женской деятельности, охватывающей бесстрашие, терпение». 

(Священные крысы в Индии.)

«Воля Бога абсолютно свободна (сватантрья)… Иччха-Шакти — это абсолютно свободная (санскр. сватантра) воля Господа, которая, в соответствии с учениями Трики, является единственной причиной всего проявленного мира. Эта воля соотносится с Пара-Шакти. Джняна-Шакти — это способность познавать, а Крийя-Шакти — способность действовать. Крийя-Шакти соотносится с Апара-Шакти. При более внимательном анализе этих разновидностей Шакти, можно сделать важный вывод о том, что лишь воля Господа (Иччха-Шакти) обладает способностью освобождать существ из сансары». 

(Ананта Виджняна Даса (Аркадий Щербаков). Трика Даршана. 2006г.)

«Мадхва (1199—1278), древнеиндийский мыслитель, представитель дуалистической Веданты (Двайта-Веданта) и вишнуитского теизма. Автор комментариев к «Брахма-Сутре», Упанишадам, «Бхагавад-Гите», к ряду гимнов «Ригведы» и др. Острие учения Мадхвы направлено против монистической линии Веданты Шанкары (Адвайта-Веданта). Различая независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) Реальность, Мадхва считает, что Сватантра является Брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены Брахману и зависят от него, основаны на нём и тем не менее они не могут быть сведены к божественному Брахману (т.е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя».

(Философский энциклопедический словарь.
Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв и др. М. СЭ. 1983.)

«Сватантра — санскритское слово, которое (как и многие другие) невозможно перевести точно. Значение перевода пляшет вокруг идей свободы и независимости — хотя в более тонком аспекте. Это касается свободы присутствовать и действовать в любой момент времени свободным от прошлых впечатлений, существующих отвлечений и будущих ожиданий. Это касается свободы от давления чувств, давления ожиданий, давления страстей и страхов. Это — свобода, которая не может быть дана, предоставлена. Эту свободу можно только почувствовать, лелеять, выращивать и осознавать. Эта свобода — одна из целей Йоги. Сватантра — неумолимая сила мотивации, вдохновение в обучении Йоги. Это — яркий свет во времена сомнений. Это — то, что человек делает».

(Фрэнк Герберт. Сватантра.)

««15. Богиня Майя-Шакти (21) — это высшая свобода воли (сватантрья) Великого Властителя, осуществляющая труднейшее (22), это покров Шивы, [наброшенный им] на собственный Атман (23)».
(21). Богиня Майя-Шакти олицетворяет силу вселенской иллюзии (майя), которая в Кашмирском Шиваизме, в отличие от Адвайты, рассматривается как проявление свободной воли Шивы.
(22). Труднейшее — это создание феноменального мира множественности и изменчивости.
(23). Речь идет о космической функции Шивы, которая называется сокрытие его собственной природы». 

(Абхинавагупта. «Парамартха-сара» («Сердцевина высшей истины»).
/ Пер. и комм. М.С.Денисовой и Ю.В.Денисова.)

«Итак, мы исследовали значение первой сутры — «Атх?то Брахма Джиджн?с?», и звучит она примерно так: «Если вы готовы и жаждете познать Всевышнего, приступим к Его осознанию». Вторая сутра — «Джанм?дйасйа Йатах» — в контексте с первой будет звучать так: «Вечной Сути, порождающей, поддерживающей и поглощающей Вселенную». Существует теория, согласно которой всё во Вселенной подчиняется определённым законам и правилам. Это не всегда очевидно, однако наука уже подтверждает, что это весьма вероятно. Самая первая сутра указывает на Всевышнего, Брахмана. Вторая описывает Всевышнего, через Его аспект. Первая утверждает Истину, Мудрость и Независимость (Сатйам, Джнянам и Сватантрам). Вторая указывает на творческий аспект Брахмана и утверждает, что данный аспект не ограничен только проявленной Вселенной».

(Шри Сатья Саи Баба. Сутра-Вахини.
Аналитические афоризмы о Высшей Реальности.
/ Пер. с англ. В.Вернигоры. СПб. СаиВеда. 1999г.)

«Сватантрия, или Махешвара означает абсолютное Владычество, или же свободу Воли. Это подразумевает беспрепятственную активность божественной Воли и выражение (воплощение) Самосознания. Сватантрия означает Силу действовать в соответствии с собственной волей. Это беспрепятственный и неудержимый поток воплощения божественной Воли.
Сватантрия-Вада или доктрина об абсолютном Владычестве и Свободе божественной Воли воплощать, или манифестировать саму себя разными способами, была замечательно описана Абхинавагуптой в его комментариях к «Ишварапратьябхиджна» (1.9): «Владыка Парамашива проявляется через великую силу свободной Воли (сватантрия), которая не отдельна от Абсолютного Сознания (самвит) и которая никоим образом не скрывает реальную природу Высшего. Такова экспозиция доктрины Сватантрия»…». 

(Кшемараджа. «Пратьябхиджнахридайя». Сущность самопознания.
/ Пер. и комм. Джайдэва Сингх. Пер с англ. Д.Устьянцев. ИЦ Шечен.)

«Часть I. Интегральный монизм в Кашмирском Шиваизме. Понятие сознания составляет твердое основание, на котором построена вся философия Кашмирского Шиваизма. Можно даже представить его как психологию Абсолютного Сознания. Сознание есть нечто большее, нежели осведомленность человека о самом себе и внешнем окружении, это вечный всепроницающий принцип. Это Наивысшая Реальность (парамартха), и все сущее есть проявление сознания (чидвьякти)…. Сознание вовсе не пассивный свидетель (сакшин), но оно полно сознательной активности (читикрия), посредством которой оно творит Вселенную и растворяет ее в самом себе в конце каждого цикла сотворения. Свобода (сватантрья) сознания, позволяющая ему поступать таким образом, есть его независимая сила (айшварья), благодаря которой оно и есть единственный Бог, правящий всей Вселенной. Абсолютная свобода познавать и создавать все сущее — такова первичная характеристика Божественности».

(Марк Дичковски. Доктрина вибрации. / Пер. М.Николаевой.)

«Сознание, свободное и независимое, является причиной выполнения всего — itih Svatantra Visva-Siddhi-Hetuh. Citih Svatantra Visva-Siddhi-Hetuh» («Пратьябхиджнахридайя-Сутра» 1.). На Санскрите свободу называют Svatantra, и это — один из признаков Божественного. В Индийской Традиции нет никакого разделения между Божественным и всем созданным (включая всех нас и все, что мы знаем). Это означает, что Svatantra — признак, который все мы имеем. Так, если я живу своей особой жизнью в Бразилии, это — результат выбора, который я сделал благодаря собственной врожденной свободе. Очень часто люди живут в ограниченном состоянии сознания, когда внешние обстоятельства диктуют внутренний порядок. Мы должны осознать, кто мы в действительности, какова наша природа, чтобы получить доступ к нашей истинной свободе. Эта свобода — тайна к нашему пробуждению. Мы можем и должны признать нашу божественную природу, и свободно дорасти до этой природы, чтобы наполнить красотой и светом свою жизнь, независимо от того, кто мы и где мы». 

(Гретта Хилл. Сватантра — Свобода.)

«Существует только один свободный деятель. Одно независимое начало. Все делится на зависимое от одного независимого. Все зависит от Его воли и Его желания. Двух независимых существ быть не может и нет. То, что Он независим, не означает, что Он будет создавать исключительно как Ему хочется, независимо ни от чего. Он не использует свою независимость для того, чтобы независимо ни от чего поступать, обращаться с вами. В творении Он следует определенным законам, правилам, которые установлены Его же волей. Что означает Сватантра? Вы переводите слово «сватантра» как «независимый». Но, это неверный перевод. «Сватантра» означает «самозависимый». Он самозависим. Это означает, что Он не зависит от кого бы то ни было кроме себя. Но, Он следует своим собственным законам. Он не атантра. Он сватантра. Самозависим. Самоуправляем. Законы и правила, созданные и установленные Богом, никогда не меняются и не изменятся. Они были и будут всегда. Он их не изменит. Поэтому в Ригведе (X.190.3) говорится: «Все создается таким, каким оно было раньше. Каким оно было в предыдущем цикле творения».

(Основы Таттва-вады: аватары, сватантра, творение, Будда. 2012г.)

«288. Объясняя понимание термина «майя» в Веданте и в школе Сватантра-Пратьябхиджня [независимость опознания], Шри Бхагаван сказал: «Ведантисты говорят, что Майя — это сила [Шакти] иллюзии, пребывающая в Шиве. Майя не имеет независимого существования. Выставив иллюзию мира реальной, она продолжает играть на неведении своих жертв. Когда реальность её не-существования обнаружена, она исчезает. Школа «Опознания» говорит, что Майя [Сила] сосуществует с Шивой. Одно не существует без другого. Шива не проявлен, тогда как Шакти проявлена за счет независимой воли, сватантры. Её проявление — это проявление Космоса на (экране) чистого сознания, похожее на отражение в зеркале. Поэтому и мир тоже не имеет независимого существования. Сватантра [независимость] становится в конечном счете атрибутом Высочайшего. Шри Шанкара (со своей стороны) утверждает, что Абсолют не имеет атрибутов, что Майя не существует и не имеет действительного бытия. В чем же различие между этими двумя точками зрения? Обе согласны, что проявление (Космоса) не является реальным. Отражения в зеркале никоим образом не могут стать реальностью. На самом деле этот мир не существует. Обе школы имеют в виду одно и то же. Их конечная цель — реализовать Абсолютное Сознание».

(Беседы с Шри Раманой Махарши. Как быть Собой — чистым Счастьем.
В 2 т. / Сост. и пер. с англ. О.М.Могилевера. М. Ганга. 2006г.)

«С точки зрения тантрических мыслителей, в основе Вселенной находится одушевляющий ее абсолютный принцип, Высшая Реальность (далее — ВР). Единого санскритского термина, которым обозначается ВР, не существует, в тантрических текстах употребляются самые разные понятия, метафоры и эпитеты. Безусловно, подобный плюрализм связан с невозможностью адекватным образом охватить все многообразие аспектов, относящихся к ВР, что, в свою очередь, порождает множество подходов рассмотрения этой проблематики. Впрочем, чаще остальных при обозначении ВР употребляется слово «Брахман» («Парабрахман»), которое вбирает в себя практически все коннотации, связанные с ВР.
Множество слов используется в тантрических текстах для позитивного определения ВР — например, высшее постоянство, вечность (нитьятва), единство (экатва), свободная воля, не встречающая никаких преград (сватантра), бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), высшая истина (сатья). Для ВР характерны всезнание (сарваджнята), вседелание (сарвакартритва), всепроникновение (сарвавьяпти). Так понятая ВР часто персонифицируется в образе какого-либо божества, который становится тем самым объектом религиозного почитания и йогического созерцания».

(Пахомов С.В. Представление о Высшей Реальности в философии индуистского
Тантризма. Журнал «Вопросы философии». 2006г. №5 с.149-159.)

«Урок ХIII. Духовное сердце и свобода. Истинная свобода возможна, когда человек способен возвыситься до уровня Атмы — своего духовного Я. Вы можете заниматься какой угодно деятельностью, но поступайте всегда в гармонии с вашим Высшим Я или Атмой и не забывайте о вашей истинной природе. Если вам удастся это сделать, вы испытаете истинную свободу. Свободу нельзя подразделять на такие разновидности, как, например, духовную свободу, свободу личности. Только Духовность (Адхьятмикам) является истинной Свободой (Сватантриям). И лишь Свобода есть истинная Духовность. Эти два понятия не существуют отдельно друг от друга. В сущности, это одно понятие, только оно принимает разные формы и названия. Подобно тому, как молоко может быть в виде йогурта, кефира, масла, сметаны, сливок и т.д. Также и Духовность может выражаться в размышлениях о Боге, в постоянном мысленном обращении к Нему, в ощущении Его присутствия, в восхищении Им и в полном единении с Ним — все это различные грани одного и того же духовного опыта. Если кто-то в этом мире заявляет, что он — свободен, эту свободу можно назвать не иначе как свободой безумца (вери-Сватантриям). Её также можно назвать ахамкара-Сватантриям или вынужденной свободой. Эго, а также абхимана-Сватантриям — свободой зависимостей и привязанностей».

(Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване.
Курс лекций по индийской культуре и духовности. Май 1990г.)

«Глава I. Йога служения. 1.1. Кто является Богом? Бог есть Сатчидананда (абсолютное существование, абсолютное знание и абсолютное блаженство). Бог есть Истина. Бог — это Свет света. Бог — это всепроникающий интеллект, или сознание. Бог — это всепроникающая сила, которая управляет этой Вселенной и поддерживает её в совершенном порядке. Он является внутренним правителем этого тела и ума (Антарьямин). Он всемогущ, всеведущ и вездесущ. Он обладает шестью атрибутами: Джняной (мудрость), Вайрагьей (бесстрастие), Сиддхи (сила), Айшварьей, Шри (богатство), Кирти (слава). Поэтому Его называют Бхагаван. Он существует в прошлом, настоящем и будущем. Он неизменен среди меняющегося феномена. Он постоянен среди непостоянства и вечен среди преходящих вещей этого мира. Он — Нитья, Шашвата, Авинаши, Авьяя и Акшара. Он создал этот мир благодаря трём Гунам — Саттве, Раджасу и Тамасу — ради Своей собственной Лилы. Под Его контролем находится Майя. Он — Сватантра, или независимый. Он обладает Саткамой и Сатсанкальпой. Он распределяет плоды действий среди Джив (Джива=Душа). Он всемилостив. Он утоляет жажду Джив в форме льда и сочных плодов. Это благодаря Его силе вы видите, слышите и говорите. Всё, что вы слышите, есть Бог. Бог действует через ваши руки и ест через ваш рот. Из-за явного невежества вы абсолютно забыли Его». 

(Свами Шивананда. Практика Карма-Йоги.
/ Пер., ред. и прим. А.Очаповский. Уфа. 2001г.)

«Том 2. Глава 10. Шиваитский, шактистский и более поздний вишнуитский теизм. VIII. Теория познания. Мадхва признает три источника познания: восприятие, вывод и свидетельство священных книг. Сравнение рассматривается как разновидность вывода. Восприятие и вывод сами по себе не могут помочь нам разрешить загадку вселенной. Восприятие ограничено фактами, доступными ощущениям. Вывод не в состоянии дать нам знание новых фактов, хотя он помогает нам подвергнуть проверке и систематизировать факты, добытые другими средствами. Мы должны основываться на ведах в интересах получения истинного познания действительности. Мадхва признает авторитетность Вед в целом и не подвергает сомнению ни одну из различных их частей. Гимны и Брахманы так же полезны и достоверны, как и Упанишады…
Мадхва, исходя из своей оценки опыта или познания, доказывает, что не может быть никакого познания без познающего и познаваемого. Бессмысленно говорить о познании, которое не зависит от познающего субъекта или познаваемого объекта. Познающие субъекты и познаваемые объекты должны существовать. Мир не является недействительным. Если мы не допустим существования различия вещей, мы не сможем оценить эти различия. Наше познание говорит нам, что различия существуют. Мы не можем рассматривать их в качестве простой условности, так как условность не порождает различий…
Согласно Мадхве, действительность (падартха) бывает двух родов: независимая (сватантра) и зависимая (паратантра). Бог, верховная личность, является только независимой действительностью. Зависимые существа бывают двух родов: положительные (бхава) и отрицательные (абхава). Среди положительных мы имеем две разновидности, наделенные сознанием (четана) души и бессознательные (ачетана) сущности».

(С.Радхакришнан. Индийская философия. В 2 Т. 1956-1957гг.)

«Вопрос. Свами! Многие из нас чувствуют себя беспомощными, общаясь с молодежью. Молодые часто говорят: «Не ущемляйте нашу свободу. Мы «зависимы и действуем так, как считаем нужным». Часто нам бывает очень трудно убедить их в том, что нам кажется правильным, и наставить их на верный путь. Что нам делать в сложившейся ситуации?
Бхагаван: Из вашего вопроса становится совершенно ясно, что современная молодежь не знает, что такое свобода. Они используют такие слова, как свеччха (свобода) и сватантра (независимость) бездумно, не понимая их подлинного смысла. Что такое свобода? Что такое независимость? Если свобода означает, что мы можем вести себя, как нам нравится, не соблюдая никаких норм, чем тогда мы отличаемся от птиц и зверей, которые живут как хотят? Они передвигаются без каких-либо ограничений, они размножаются, производя потомство дюжинами и десятками дюжин. Если это и есть та свобода, которую подразумевает и к которой стремится молодежь, то насекомые, птицы, звери, не заканчивая никаких университетов и не получая степеней, прекрасно справляются с добыванием пищи, легко находят убежище и свободно существуют в согласии с законом природы. Тогда какую особую пользу вы можете извлечь из свободы? Чем вы отличаетесь от них? Для чего вам нужно образование? Животные лучше вас, ибо соблюдают «сезон и резон». У вас же нет даже этих ограничений.
Что такое свеччха, свобода? Если верно разобрать санскритское слово «свеччха», то это сва+иччха. «Сва» означает «сам», вы сами, то есть душа, дух, Атма; «иччха» означает «воля». Таким образом «сва» или Атма, плюс «иччха», или воля, означает силу воли Атмы. Свеччха относится к божественной душе, истинной сути, духу. Разве этой свеччхи хочет сегодня наша молодежь? Беда в том, что они не знают смысла слова, которое употребляют.
Далее, современный человек говорит: «Я обладаю сватантрой, независимостью, и могу делать то, что мне нравится. Почему я не могу быть независимым?» И опять-таки молодые не понимают смысла слова «сватантра». Разве «сватантра» подразумевает безрассудство, легкомыслие, безответственное поведение? Нет. Если вы считаете, что бродить и гулять где вам вздумается, есть и пить то, что угодно языку — признаки независимости, разве вы не видите, что именно так, в свое удовольствие, живут кошки и крысы? Разве независимость означает, что вы просто можете есть и пить, что вам хочется? Вы всю жизнь, так или иначе, тратите на то, чтобы есть и пить. Жизнь сведена к тому, чтобы наполнить желудок и потом освободить его.
Что же тогда означает «сватантра» — независимость? В связи с этим вам нужно помнить об одной важной вещи. Действительно, у вас есть независимость. Но при этом должны соблюдаться ограничения. Ваша независимость никоим образом не должна ущемлять независимость других. Поэтому вы независимы только до такой степени, пока это не вредит независимости других людей.
Мы часто слышим, как люди говорят: «Мы празднуем свараджью, День независимости». Правильно ли это? Нет. Здесь «сва» означает «сам», «я». Победили ли вы себя? Научились ли вы контролировать свои чувства? Обычно под словом «сватантра» подразумевается независимость от иноземного господства. Рабские цепи рвутся, нация освобождается от ига захватчиков и объявляет себя независимой. Это политическая независимость, но ее недостаточно. Вы должны обладать и духовной независимостью, а именно, уметь контролировать чувства, побеждать свои слабости и избавляться от дурных наклонностей. Это и есть независимость в царстве Атмы. Вы станете по-настоящему независимы, когда победите свои желания, а также жадность, гнев, ненависть, вожделение, корысть, жажду мести и т.д. Вам нужно усвоить именно этот смысл слова «сватантра».

(Анил Кумар Камараджу. Веды в вопросах и ответах Шри Сатья Саи Бабы. том 1.)

Таким образом, можно говорить о следующих значениях и толкованиях слова/термина «сватантра»:
— свобода
— сущностный
— независимый
— самоопорный
— независимость
— свободная воля
— самозависимый
— с опорой на себя
— независимая воля
— самоуправляемый
— истинная свобода
— свой собственный
— духовно свободный
— самостоятельность
— абсолютная свобода
— высшая свобода воли
— собственная техника
— божественная свобода
— свобода, никаких преград
— обладающий своей Тантрой
— ничем не ограниченная сила
— состояние истинной свободы
— способность быть свободным
— действующий самопроизвольно
— независимый, самодостаточный
— независимая (действительность)
— абсолютно независимый (Бог Шива)
— неописуемая свобода и независимость
— Высший Принцип (Брахман, Абсолют)
— ничем не ограниченная самостоятельность
— обладающий собственной неотъемлемой силой
— свободная воля, не встречающая никаких преград
— сила действовать в соответствии с собственной волей
— собственное независимое положение, состояние, основанное на автономных принципах, без управления и влияния из вне.

* * *