Статья 3.11.8. Тантры как эзотерические тексты.

«Санскр. tantra — хитросплетение — в значении: словесный арабеск, эзотерический текст…» (см. Новейший философский словарь. Сост. А.А.Грицанов. Минск. Изд. В.М.Скакун. 1998г.). «Упанишады считались эзотерическими ведическими сочинениями, как впоследствии и Тантры» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Монография. Диссертация. СПбГУ. 2001г.). «Тантры — это тексты эзотерические (гухья)…» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература. Ж «Восток». 2005г. № 2. март-апрель. с. 16-27). «Сами тантрические произведения — Тантры — интерпретируют себя как тайные (гухья) тексты…» (см. Пахомов С.В. Индийский эзотеризм. Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре. Материалы VIII Молодежной научной конференции. Выпуск 34. СПб. 2005. С.155-161). «Тантры — один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты…» (см. Универсальная, научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». 2005г.).
Что «делает» текст эзотерическим? — принадлежность эзотерической школе, учению, традиции, культуре? или выражение принципов эзотерической философии, эзотерического мировоззрения? или наличие эзотерической терминологии, эзотерического языка? или наличие эзотерических символов, знаков, тайн? или наличие эзотерической информации, эзотерического знания? или описание эзотерических техник, методов, практик? или наличие общего эзотерического плана, эзотерического мира? И т.д. Существуют ли какие-либо определенные признаки или характерные особенности эзотерических текстов, каковы хотя бы основные критерии принадлежности текста к категории эзотерических текстов. Текст считается эзотерическим, если построен (составлен) по эзотерическим принципам и обладает всеми признаками «эзотеричности»? или наоборот — поскольку текст эзотерический, поэтому он должен быть построен (составлен) определенным образом?, или потому что текст написан посвященным (например, в эзотерическую традицию или эзотерическое знание), и для посвященных, тогда он считается эзотерическим, а значит, если текст написан не посвященным, и даже если он будет «составлен» по «эзотерическим правилам», написан эзотерическим языком и «напичкан» эзотерическими символами, знаками, тайнами и пр., будет ли такой текст считаться эзотерическим?

* * *

 1. ТАНТРЫ КАК ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ (1).

 1.1. МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ТАНТРЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ?

Продолжая тему интерпретации и толкования тантрических текстов (см. статью 3.11.7. «Интерпретация и толкование тантрических текстов (ч.1; ч.2)»), обратим внимание на одно существенное замечание, сделанное А.П.Ольшевским (см. Список готовящихся и готовых к печати текстов. Сайт «Панчама-Веда». 2004г.):

«Предисловие к статьям и переводам А.П.Ольшевского. Следует отметить, что цитаты в текстах, представленные на сайте, являются прямым переводом с Санскрита, а не с английского языка. Все переводы выполнены Александром Петровичем Ольшевским. Одной из важнейших особенностей этих переводов является то, что мы имеем возможность изучать не только литературный или строго научный перевод, но перевод, выполненный человеком в высшей степени компетентным именно в той традиции, которой эти тексты принадлежат. И вы, если вам приходилось иметь дело с переводами с Санскрита, несомненно, это сможете по достоинству оценить.
Так же следует отметить, что переведенные цитаты из различных Тантр и Агам, изобилующих поистине огромным количеством ритуальной, обрядовой и магической информацией, фактически не касаются этих тем. Александр Петрович отмечал, что ИСТИННАЯ, ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ, СОКРОВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЗАЛОЖЕННАЯ В ТАНТРАХ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО НЕПРОСТО ОБНАРУЖИВАЕТСЯ. Та малая часть обширных трудов А.П.Ольшевского (ждущих своего издателя), которая будет представлена на сайте, позволяет составить общее представление о материале и, наверняка, заинтересует как истинных эзотериков, людей ищущих информацию и следующих тантрической садхане, так и для ученых, санскритологов, философов, теологов».

В связи с этим, возможно, следует также обратить внимание и на две следующих цитаты:

«Специфика тантры может быть рассмотрена как изнутри, т.е. с точки зрения самих носителей традиции, так и извне. Если мы хотим понять эту специфику в максимально целостном виде, следует учитывать обе эти точки зрения. Мы хотели бы подчеркнуть важность этого методологического приема. Несомненно, приоритетной выглядит позиция адептов. Однако в том случае, когда понимание тантры попадает в исключительную зависимость от мнений ее создателей и их последователей, мы не сможем избавиться от оценочной окраски, не сумеем понять объективный характер текста, не сможем адекватно соотнести его смыслы со смыслами других, нетантрических, текстов — при том, что многие сюжеты, образы, идеи, как было упомянуто выше, пришли в тантры именно из нетантрической литературы. Иными словами, в этом случае толкователю следует принимать посвящение в Тантрическую Традицию и тем самым утрачивать исходную почву беспристрастности. Адепт же, как таковой, безразличен к интерсубъективному видению, он не может (да и не желает, потому что не считает это полезным и истинным) сообщить на другом языке особенности смыслового наполнения своего текста. Он добровольно отказывается быть субъектом культуры как пространства диалога. Но, с другой стороны, если истолкование будет опираться только на позиции ученого наблюдателя со стороны, оно окажется еще более уязвимым. Ведь такой наблюдатель во многом судит о тексте по его внешним признакам, не будучи в состоянии проникнуть в суть переживаний тех, на кого этот текст оказывает преображающее воздействие. Впрочем, подобный аналитик, по меньшей мере, знает смысловые зоны, в которые вписаны тексты различных жанров индийской духовной литературы, и, допустим, тантрическую мокшу он может понять, сопоставляя ее с мокшей Веданты или Упанишад*. (* Ср. мнение о том, что «ознакомительный труд по тантрической доктрине вполне может написать человек, не являющийся практикующим адептом этой школы» [Ф?рштайн, 2004: 15]. Об этом вопросе см.: [Константинов, 2006]). Таким образом, удерживание в сознании обеих отмеченных систем координат позволяет добиться более сбалансированного восприятия предмета…<…>.
Внешняя по отношению к Тантрам позиция охватывает их совокупность как бы с высоты птичьего полета. Под внешней позицией в данном случае будет пониматься не пристрастное и подчас враждебное отношение к Тантризму иных, нетантрических, учений Индии, и не обывательски-плоское восприятие Тантры, характерное для массовой публики, а максимально отстраненное, объективно-нейтральное рассмотрение Тантр, выраженное в академических трудах. Таким образом, нижеизложенное будет своего рода тантрологической саморефлексией…». 

(Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы. // Индийские
исследования в странах СНГ: Материалы научной конференции. М. ИВРАН. 2007г.)

«Методология. Принципы толкования, которые я сочла наиболее полезными, — это те, что были выдвинуты в контексте феминистской историографии, особенно в трудах Герды Лернер, Элизабет Шусслер Фиоренца и Джоан Скотт. Один из принципов, в котором сходятся феминистские историки, — это потребность заявить о женщинах как об историческом факторе, то есть сосредоточиться скорее на том, как они действовали сами, чем на том, что с ними делали, а также изучить, как женщины относились к событиям, а не как относились к женщинам. Поэтому один из принципов, на которые я опираюсь в своей работе, заключается в том, чтобы рассматривать женщин как активных творцов истории и интерпретаторов собственного опыта, а не как пассивные объекты или жертвы истории. Женщины обладают способностью допускать события или их не допускать; они использовали символы и толковали их, исполняли ритуалы и вводили новые ритуалы и практики медитации, были писателями и учителями, знатоками духовных вопросов и просветленными наставниками. Поэтому моим намерением было по возможности раскрыть и показать движущие и творческие способности, а также самосознание женщин буддийской Тантры. То, как мужчины могут рассматривать женщин или относиться к ним, интересует меня лишь постольку, поскольку может пролить свет на движущие силы пола.
Существенно важно обратиться к историческим свидетельствам выдающихся женщин, чье значение может быть измерено с точки зрения условных историографических моделей, но необходимо также и по-новому оценить степень исторической важности, дабы учесть здесь жизнь и заботы женщин. Требуется обновление распространенных исторических моделей, чтобы они смогли охватить деятельность, внесенный женщинами вклад и их точки зрения. Историкам также необходимо оценивать события и движения в свете участия в них женщин. В стремлении воссоздать историю женщин важно осознавать, что культурные ценности зачастую являются совместным творением мужчин и женщин. Что касается буддийской Тантры, то здесь требуется признать, что точка зрения женщин на Традицию Тантры и их участие в ней содержится не только в текстах, написанных женщинами, но и в литературе, созданной общинами, частью которых они были. Поэтому я рассматриваю тантрийские тексты и иконографию как итог труда сообщества мужчин и женщин, а не только мужчин. Если видеть в них свидетельство опыта и прозрений как мужчин, так и женщин, то мы получаем совершенно другое толкование по сравнению с тем, если считать их результатом творчества мужчин, которые по своей философии, нравственности и поведению неотличимы от избранных групп современных западных мужчин.
Исторические исследования, посвященные женщинам, могут отталкиваться от иных допущений, чем те, что имеются в общепринятой истории. Одно из отличий заключается в том, что письменных свидетельств о жизни женщин сохранилось непропорционально мало. Поэтому хотя имеющаяся информация о женщинах не может считаться представительной в количественном отношении, но, по словам Элизабет Шусслер Фиоренца, «ее следует воспринимать как вершину айсберга, указывающую, сколько исторической информации мы утратили». Даже если документы прошлых времен оказываются безнадежно андроцентрическими, это нельзя принимать за доказательство того, что женщин не было или что женщины не имели собственной точки зрения на свою жизнь. Женоненавистнические источники не обязательно отражают реальность жизни женщин, однако они сообщают кое-что об окружении, в котором они жили.
Таким образом, данное исследование составляет часть усилий по обнаружению религиозной литературы, написанной самими женщинами, их воззрений, практик и самосознания. Чтобы попытаться восстановить историю женщин, необходимо сначала собрать все свидетельства, оставленные женщинами: произведения искусства, ремесел, надписи, автобиографии, трактаты, художественные сочинения, фольклор, письма и устные традиции. Эти документы составляют основу для системы интерпретации, которая использует женскую способность познавать и непосредственный опыт как свой организующий принцип и общую идею. Следовательно, в свете этого замысла можно толковать свидетельства не исходящие непосредственно от женщин. Согласно историку Элизабет Шусслер Фиоренца, «Исторически адекватный перевод и толкование андроцентрических текстов … должны не рассматривать тексты, имеющие явное отношение к женщинам, как разрозненные осколки в андроцентрической картине, но создать четкую феминистскую модель исторической реконструкции, благодаря которой они стали бы светом и красками, из которых бы сложилась феминистская картина».
Выявление гиноцентрической картины зачастую требует применения приемов творческой герменевтики, таких как извлечение из текстов информации о женщинах. Иногда сведения о женщинах и их точках зрения можно воссоздавать, выходя за рамки высказываемых в тексте утверждений, чтобы представить себе тот мир, в котором этот текст имеет место, противоречия, на которые он откликается, практики или общественное устройство, которые в нем стремятся утвердить, и положения, которые в нем не излагают. Например, содержащиеся в Тантрах классификация женщин была создана как андроцентрическая, поскольку она отражает желание мужчин выявить определенные типы женщин и тем самым выразить скорее мужские интересы, чем женские. Однако эти выдержки можно толковать с разных точек зрения. Одна точка зрения — это взгляд йогина, отыскивающего йогини конкретной разновидности, но нужно также исследовать историческую среду, которая сделала бы такую встречу необходимой, и одна из возможностей — это традиция, согласно которой мужчины отдают себя в учение женщинам. Кроме того, легко представить себе картину с точки зрения искомой таким образом женщины, потому что в текстах описывается, как мужчина должен к ней подойти, что он должен ей поднести, какие формы уважения или почитания ей выказать. Таким образом, эти выдержки можно рассматривать как сведения о том, что тантрики-женщины требовали от учеников-мужчин, и как основу, опираясь на которую, они могли бы заявлять свои права на полагающуюся им дань. Хотя эти отрывки отвергали как андроцентрические и непригодные для задач феминистского переосмысления, на самом деле они дают богатую информацию о женщинах и отношениях полов в традиции Тантры. Поэтому термин «андроцентрический» относится скорее собственно к способу понимания текстов, чем к ним самим. Хотя иногда приходится критиковать прежнее понимание, данное исследование больше посвящено непосредственной позитивной задаче воссоздать мир, породивший эти тексты, и определить, какое место занимали в нем женщины.
Это исследование опирается на ряд источников, в том числе произведения, написанные женщинами, тантрийские тексты, индийские и тибетские традиции комментариев, устные традиции и материалы, собранные в экспедициях. Самые основательные свидетельства о женщинах в буддийской Тантре происходят из литературных произведений самих женщин. В данной книге использованы приблизительно сорок написанных женщинами текстов, которые были обнаружены мной в ходе архивных изысканий. Поиски текста, написанного женщиной, обычно отталкивались от имени конкретной женщины, от имеющегося в другом источнике упоминания сочинения той или иной женщины, или же для поисков женских имен либо имеющихся указаний на женский пол автора использовались каталожные списки авторов. Так было обнаружено много кандидатов на роль автора-женщины. Следующим шагом было определить, где текст был написан, и просмотреть его. На этой стадии отсеялись многие тексты, если только колофон или содержащиеся в тексте доказательства — или лучше то и другое — не подтверждали авторство женщины. Затем привлекались другие виды подтверждений, например, упоминание о жизни этой женщины или об ее учениях в других источниках. Около одной пятой аннотаций указывали на текст, относительно которого можно было бы подтвердить несколькими дополнительными доказательствами, что его автор — женщина или что это учение женщины, записанное ее учениками. По завершении этой черновой работы, которая заняла несколько лет и проводилась на двух континентах, начался еще более ответственный процесс, а именно: знакомство с целым рядом литературных форм, тем и практик медитации, чтобы получить возможность читать разнообразные и специальные произведения. Потом потребовались дополнительные исторические и полевые исследования, чтобы изучить историческую роль и сохранившееся доныне влияние этих произведений. Эти исследования оказали неоценимую помощь, позволив понять религиозные практики женщин, их учения и уровень познаний.
Кроме того, такое изучение опиралось на обнаруженные тексты, созданные в общинах, составной частью которых были женщины. Наиболее уместны для этого исследования эзотерические тексты под названием Йогини-Тантры и Махайога-Тантры (mahаyoga-tantra; далее упоминаются собирательно как ануттарайога-тантры (anuttarayoga-tantra), или «тантры непревзойденной Йоги»), поскольку именно в них описываются духовное партнерство между мужчинами и женщинами и сексуальное соединение как средство духовного преображения. Хорошо известно, что главные тексты упоминаются в биографиях великих индийских учителей и занимают первостепенное место в практиках созерцания, ритуалах и комментариях во всех сферах гималайского Буддизма. Главные Йогини-Тантры, о содержании которых здесь идет речь, это «Чакрасамвара-Тантра», «Хеваджра-Тантра» и «Чандамахарошана-Тантра». За немногими исключениями переводы выполнены по ранее не переведенным текстам или частям текстов. Иногда я справлялась в индийских и тибетских письменных комментариях по поводу того, как там интерпретируются женские образы. Традиции комментариев и различных школ не проявляют единодушия по этому вопросу, как и по любым другим. Таким образом, данное исследование документально обосновывает лишь одно из живых течений среди многообразия личных и коллективных мнений, существующих в этой международной традиции...
…это отдаленное и высокогорное место было совершенным убежищем для тех, кто практиковал самые эзотерические учения Тантры. Экспедиционный сбор материалов по Эзотерической Традиции включает в себя неотъемлемые от любой экспедиционной работы исследования: наладить соответствующее сотрудничество, получить допуск в общины и на религиозные мероприятия, завоевать доверие и добиться взаимодействия с широким кругом людей. Есть и такие этические задачи, как соблюдение конфиденциальности информацию и защита интересов лиц, ее сообщающих. Однако исследования Эзотерической Традиции накладывают и дополнительные требования. Элементы Тантрической Традиции, которая интересовала меня больше всего, — поклонение женщинам и практика сексуальной близости как форма духовной практики — принадлежат к самым эзотерическим и строго охраняемым. Получить доступ к этой стороне Традиции означает не просто отыскать соответствующие тексты. Тантрийские письменные источники не содержат в себе помогающих их понять объяснений, и устные традиции комментариев считаются более авторитетными, чем печатное слово древних первоисточников. Поэтому необходимо получить доступ к устной традиции комментариев, тайно хранимой в умах и сердцах живых ее учителей (как мужчин, так и женщин). Но даже и достигнув этого, необходимо уважать тот факт, что те, кто рассказывает об эзотерических практиках, часто делают это при условии никогда не упоминать их имени, а по некоторым вопросам — не упоминать вовсе.
В контексте буддийской Тантры еще одно требование для получения эзотерических наставлений — получить посвящение. Посвящение имеет три уровня: ритуальное посвящение (абхишека: abhiшeka), передача путем чтения текста (агама: аgama) и тайное устное наставление (упадеша: upadeщa). Ритуальное посвящение — это погружение телом и душой в процесс, в символическом виде сосредоточивающий в себе ту истину, которую станет переживать посвящаемая на своем будущем духовном пути. Передача путем ритуального чтения дает разрешение изучать, и ее дают, чтобы подготовить ум к обретению знания этой Традиции. Я получила ритуальные посвящения по нескольким ключевым учениям и передачу путем чтения — по другим, что дало мне формальное право получить тайные устные наставления. С моей стороны, посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей.
Как хорошо известно, в антропологии различные установки экспедиционной работы и сбор разных видов данных требуют неодинакового уровня заинтересованности участников, даже в рамках одного проекта. Степень участия в различных случаях можно разложить по такой шкале: полная незаинтересованность, или отчужденное наблюдение; пассивное; умеренное; активное и, наконец, полное участие. Кроме того, нужно умело сочетать точки зрения изнутри и извне, чтобы их чередование позволило как обрести эмпатичское прозрение, так и сохранить критическую дистанцию и перспективу. Не раз бывало, что мой статус наблюдателя рушился, как, например, тогда, когда я оказывалась в обществе исключительно мудрого человека или полного безудержной энергии йогина или йогини. Такое же случалось и в обстановке ритуала, когда я откладывала в сторону свою камеру, блокнот и словарь и стремилась пережить событие более целостно. В таких случаях я погружалась в ту или иную обстановку так, чтобы память запечатлелась бы в моей крови, плоти и костях, вдохнула жизнь в мой язык, увеличив его выразительность и поэтическую глубину. Хотя в своей книге я по возможности опираюсь на письменные источники, я получила их очевидные подтверждения или наблюдала сохранившиеся в живой традиции практики и поверья, которые здесь описываю.
Женщин буддийской Тантры и их божественных сестер часто называют дакини, что можно перевести как «танцующая в пространстве» или «упивающаяся свободой пустоты». Как свидетельствует их название, они не оставляют после себя проторенных путей. Временами их след тает в прозрачном воздухе, куда они взмывают, пускаясь в свои просветленные приключения, но порой этот след остается в густой чаще древних текстов, среди сплетения лиан тибетской истории духовных традиций или на пылающих углях костров славы их знаменитых учеников. Следы женщин буддийской Тантры подчас неясны, загадочны, даже скрыты и замаскированы, но доступны каждому, кто обнаруживает, где их искать. Найденные же, эти следы сияют, оживляют и побуждают — ведь они подают своим искателям знаки из простора безграничной как небо свободы». 

(Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины
в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.)

С 2000г. в СПбГУ на философском факультете (Кафедра философии и культурологии Востока) в Программе профильных курсов значится «Индуистский Тантризм». Этот Курс является специальной учебной дисциплиной. Начиная с 2000г. и в Русском Христианском Гуманитарном Институте (СПб, с 2004г. академия), в лекционном курсе «Индуизм» также читается лекционный курс «Тантризм». С 2009г. на Кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ существует «Образовательная профильная программа «Культура Индии»» (рук. С.В.Пахомов), специальность 031401 — культурология, специализация 031401.3 — культуры Востока. В программе учебной дисциплины значится «Индуистский Тантризм» (сост. С.В.Пахомов). Среди тем занятий присутствует и такая тема, как: «Индуистский Тантризм как эзотерическое движение в Индуизме».

Возможно, стоит обратить внимание на тот факт, что слово «эзотерический» окружает Тантру, Тантризм, Тантрическую Традицию, Тантры со всех сторон. Вот, например:

«Тантра, Тантризм — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на тантрические тексты».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Аннотация. «Секреты Тантра-Йоги» — это еще и уникальное произведение о самом таинственном эзотерическом учении Востока».

(Ю.Холин, С.Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Феникс. 2004г.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Восприняло методы Йоги и разработало систему эзотерической практики».

(Советский Энциклопедический Словарь. 1979г., 1982г., 1985г.)
(Энциклопедия современной эзотерики.)
(Религиозные термины. Словарь.)

«Не все то, что фигурирует под вывеской тантры (текста, — ред.), относится именно к Тантризму как специфической эзотерической традиции Индуизма».

(Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы. // Индийские
исследования в странах СНГ: Материалы научной конференции. М. ИВРАН. 2007г.)

«Тантра известна как тайная Веда, сокровенная сущность Веды и эзотерическая часть Вед. Эзотерический характер Агамы подчеркивается во многих ее текстах».

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана». № 1 1998г.)

«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе и всевозможных силах, действующих в них».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

«На самом деле система Тантры не противостоит Ведической Традиции, а просто является иной, более эзотерической формой Санатана-Дхармы в отличие от более экзотерического ведического Брахманизма».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. С.47-57.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение Тантризма основывается, прежде всего, на Тантрах — священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные».

(Таевский Д.А., Потебня А. Синкретические религии и секты.
Словарь-справочник. Лабиринт-Пресс. 2001г.
(Религии и секты в современной России. Справочник. 2001г.)

«Тантризм — направление религиозной мысли и практики, сложившееся в рамках Буддизма, Индуизма и в меньшей степени Джайнизма…, основанный на мистической интерпретации божественной творческой энергии (шакти)… Тантризм является эзотерической религией, предполагающей разные ступени посвящения и разные обряды инициации в тайную доктрину. (В.Г.Лысенко)».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. М. Мысль. / Под ред. В.С.Стёпина. 2001г.)

«Термин «тантра», согласно его употреблению в Буддизме, обозначает текст, который в совершенстве представляет глубокое таинство Мантраяны. Текст, содержащий десять составляющих Тантризма, называется коренной тантрой. Текст, рассказывающий об этих составляющих и разъясняющий их, известен как объяснительная тантра. Текст, подробно рассматривающий определенную составляющую, известен как побочная тантра. Наконец, текст, посвященный сущности Тантры или какой-либо неясной ее части, называется добавочной тантрой. Эти названные типы текстов являются основой эзотерического учения Мантраяны… Некоторые учения полагают, что определенные тексты не могут принадлежать к эзотерической Мантраяне».

(Корабль из драгоценных камней. Тантра, Сутра и Агама.
Медицинский центр «Кунпен Делек».)

И др. Таким образом, в Тантре, Тантризме, Тантрической Традиции, Тантрах можно обнаружить, по меньшей мере, наличие:
— эзотерического знания
— эзотерической информации
— глубоких эзотерических знаний
— системы эзотерической практики
— определенного эзотерического плана
— таинственного эзотерического учения
— специфической эзотерической традиции
— описания различных эзотерических практик
— совокупности эзотерических практик и методов
— принадлежности определенной эзотерической традиции

И т.д. Видимо, поэтому, как пишет А.П.Ольшеский (см. Ольшевский А.П. Понятие пустоты (шуньяты) как объект тантрической садханы в индийской религиозной традиции. Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Выпуск 4. СПб. 2000. С.33-39):

«Тантрические писания изобилуют множеством терминов и названий, знание истинного значения которых не может быть получено вне Традиции. В некоторых Тантрах (например, в «Тантра-раджа-Тантре») для записи отдельных (наиболее эзотерических) частей текста использованы «разбросанные слоги» (вьякулита-акшара), представляющие беспорядочный набор слогов. Ключ к пониманию таких текстов (восстанавливающий правильный порядок слогов) тайно хранится традицией.
В Тантрах содержатся многие тайные знания, особые тантрические методы (тантрика-прайога) и мантры, обладающие великой силой, неосторожное применение которых может разрушить все результаты садханы и даже нанести вред самому практикующему и другим. В некоторых Тантрах говорится, что при неправильном использовании тайных тантрических ритуалов разрушается даже государство (раштра), на территории которого они совершаются. Поэтому передача (ее осуществляет только гуру, принадлежащий к Тантрической Традиции) тайных тантрических методов и текстов строго регламентирована и требует тщательной проверки (парикша) качеств и способностей ученика.
Шива говорит Даттатрэйе (великому риши, воплощению Тримурти: Брахмы, Вишну и Шивы): «Тантра-Видья (Тантрическое Знание) — великая тайна (маха-гухья), труднодостижимая даже для богов, сказанная перед тобой, о Дэва, есть венец (широмани: драгоценный камень, украшающий голову) всех знаний, более тайная, чем сама тайна, великая тайна, тайная-тайная. Следует дать ее гуру-бхакте (тому, кто предан гуру); непреданному ее не следует давать никогда. Следует дать ее тому, чей ум наполнен преданностью мне, а также твердо обуздавшему свой ум. Если даже придется отдать свою голову или сына, не следует давать Тантра-Кальпу (систему тантрических ритуалов) кому-либо другому, таково мое утверждение» (Даттатрейя-Тантра» 1.13-16)».

Сегодня в сети Интернет можно встретить самые разные словосочетания со словом «эзотерический», например:
— эзотерический мир
— эзотерический план
— эзотерический язык
— эзотерические знаки
— эзотерические слова
— эзотерические книги
— эзотерические школы
— эзотерические учения
— эзотерические тайны
— эзотерическое знание
— эзотерическая религия
— эзотерические методы
— эзотерические техники
— эзотерические тексты
— эзотерические символы
— эзотерическое значение
— эзотерическая система
— эзотерические термины
— эзотерическая культура
— эзотерические принципы
— эзотерические практики
— эзотерической мышление
— эзотерическая традиция
— эзотерические концепции
— эзотерическая философия
— эзотерическое толкование
— эзотерическая информация
— эзотерическая литература
— эзотерическая терминология
— эзотерическое мировоззрение
— эзотерическое мироощущение
— эзотерическое мировосприятие

Возникает естественный вопрос: как определить, например, что «данный» текст является эзотерическим, или «данная» группа текстов является группой эзотерических текстов, или что Тантры являются эзотерическими текстами? Что «делает» текст эзотерическим? — принадлежность эзотерической школе, учению, традиции, культуре? или выражение принципов эзотерической философии, эзотерического мировоззрения? или наличие эзотерической терминологии, эзотерического языка? или наличие эзотерических символов, знаков, тайн? или наличие эзотерической информации, эзотерического знания? или описание эзотерических техник, методов, практик? или наличие общего эзотерического плана, эзотерического мира? И т.д. Существуют ли какие-либо определенные признаки или характерные особенности эзотерических текстов, каковы хотя бы основные критерии принадлежности текста к категории эзотерических текстов. Текст считается эзотерическим, если построен (составлен) по эзотерическим принципам и обладает всеми признаками «эзотеричности»? или наоборот — поскольку текст эзотерический, поэтому он должен быть построен (составлен) определенным образом?, или потому что текст написан посвященным (например, в эзотерическую традицию или эзотерическое знание), и для посвященных, тогда он считается эзотерическим, а значит, если текст написан не посвященным, и даже если он будет «составлен» по «эзотерическим правилам», написан эзотерическим языком и «напичкан» эзотерическими символами, знаками, тайнами и пр., будет ли такой текст считаться эзотерическим? Скорее всего, ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ — это, в первую очередь, не язык, не символы, не знаки, не информация, и даже не эзотерическое знание и т.д. Эзотерический текст — это, в первую очередь, ОПЫТ!!! ОТРАЖЕНИЕ ОПЫТА! РАСКРЫТИЕ ОПЫТА! ОСНОВАННЫЙ НА ОПЫТЕ И ВЕДУЩИЙ К ЭТОМУ ОПЫТУ!!!

Вот что пишет М.М.Глибицкий (см. Глибицкий М.М. Тантра и проблема развития личности. Харьков. 30.09.2005г.):

«Наиболее глубокие восточные тексты представляют собой образно-метафорические, принципиально неоднозначные, многосмысловые ссылки на внутренний чувственно-экстрасенсорный опыт. И эти ссылки в действительности описывают не конкретную цель-объект, а лишь являются своего рода «дорожными указателями» к ней».

Поэтому, еще раз вспомним, что значит текст, что значит тантра как текст, что значит эзотерический, и что такое эзотерический текст, и потом посмотрим, можно ли считать и являются ли Тантры эзотерическими текстами, и каковы особенности интерпретации и понимания эзотерических текстов.

 

1.2. ЧТО ЗНАЧИТ ТЕКСТ?

Вспомним, что, согласно Новейшему философскому словарю (см. Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. 1998г., История Философии. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. 2002г.) понятие «текст» является одним из центральных философских концептов… Согласно Философской энциклопедии (см. В.Кемеров. Философская Энциклопедия. Панпринт. 1998г.), «Текст — ключевое понятие философской герменевтики, семиотики, культурологии и др.». Само слово «текст» происходит от лат. textus — ткань, соединение, сплетение, связь, сочетание (слов). В статьях 3.11. «Текстология (Тантры)» и 3.11.1. «Тантрические тексты» приводится информация о значении и толкованиях слова и понятия «текст». Т.е. текст может иметь следующие значения и толкования:
— автономная реальность
— моделирующая конструкция
— все, что создано искусственно
— «переданное» языковое предание
— связная и полная последовательность знаков
— отпечатки целостной субъективности автора
— система линейных последовательностей символов
— социальное пространство в модусе знакового общения
— атрибутивный способ существования жизненного мира человека
— особая форма представления знаний о внешней действительности
— всякая информация, переданная с помощью любой знаковой системы
— произведение литературы, фольклора, любое произведение письменности
— языковое выражение герменевтического, онтологически осмысленного опыта
— словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме
— минимальная целостная единица речевой коммуникации, любое отдельное сообщение
— любая последовательность слов (знаков), построенная по правилам конкретной системы языка
— законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение
— свидетельство духовного опыта, нуждающееся в адекватном истолковании с целью достижения его понимания
— дискурсивное единство, обладающее многосмысловой структурой, которая способствует порождению новых смыслов
— искомая совокупность культурных кодов, в соответствии с которыми организуется знаковое многообразие культуры
— осмысленная последовательность знаков любой природы (букв, звуков, жестов, действий, предметов и т.д.; (= семиотический текст)
— фрагмент культуры, выраженный в любой знаковой системе, имеющий содержательную и структурную законченность (= текст культуры)

Также, согласно Религиозно-философскому словарю (см. В.Василенко. Краткий религиозно-философский словарь. 1996г.), «Смысл текста — четвероякий, согласно традиционной герменевтике: буквальный (прямой), аллегорический (иногда — анагогический), нравственный и типологический». А согласно Философской энциклопедии (см. В.Кемеров. Философская Энциклопедия. Панпринт. 1998г.), «…сложноорганизованный Текст оказывается каким-то образом закодирован, причем сам код остается неизвестным — его еще предстоит реконструировать… Текст всецело символичен и обладает многосмысловой структурой. Это значит, что у него не просто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множественность смысла». Согласно М.М.Бахтину (см. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. Искусство. 1979г.), «текст — знаковая система, имеющая бесконечное количество смыслов». М.М.Бахтин выделяет основные качества «текста»: 1. завершенность; 2. наличие определенной логики; 3. способность к внутреннему изменению (стоит изменить смысл одного слова — меняется смысл всего текста). Ю.М.Лотман (см. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. По книге Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб. 1996г.) выделяет принципы символического анализа текста: «1. в произведении нельзя найти такого смысла, который не был бы в нем заложен, автор может и не знать, что он там есть. Если его нашли — значит он там есть. 2. смысл высказывания каждого участника диалога является правильным и только такое общение становится самоценным».

 

1.3. ЧТО ЗНАЧИТ ТАНТРА КАК ТЕКСТ?

 Информация о тантрических текстах и Тантрах, как текстах, представлена в статьях 3.11.1. «Тантрические тексты» и 3.11.3 «Тантры как священное писание Тантрической Традиции». На основе этой информации, тантрические тексты и Тантры могут иметь следующие значения и толкования:
— книги
— тайноведение
— базовые тексты
— священное писание
— сокровенные тексты
— группа трактатов по Йоге
— особый класс религиозных книг
— тексты определенного содержания
— разновидность религиозных канонов
— тексты, содержащие Тантрическое Учение
— тексты, где изложены положения Тантризма
— священные тексты, ориентированные на практику
— учебники, содеpжащие основные пpавила доктpины
— многочисленные и разнородные специальные тексты
— книги и литература, ведущие к расширению сознания
— сочинения, в которых изложены Тантрические Учения
— священные писания (порой напоминающие энциклопедии)
— класс произведений религиозного и магического содержания
— эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты
— священные тексты, излагающие различные мистические знания
— учебники, содержащие основные правила Тантрической Доктрины
— собственные тексты, на которые опирается Тантрическое Учение
— тип текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического»
— компендиумы (краткие пособия) различных духовных и оккультных знаний
— то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники
— один из типов текстов, на которых основывается Индуистская Традиция
— конспект, трактат, изложение различного рода духовных и оккультных знаний
— базовые, фундаментальные тексты, служащие основой, стержнем некоторой традиции
— священные тексты, которые были переданы в форме диалога, которые содержат тайную доктрину
— писания в некоторых религиозных традициях, которые определяются как тантрические (тантрика)
— обширный ряд произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания
— информация и описание техник, благодаря которым можно познакомиться с философией Тантрического Учения
— непосредственные руководства к действию, содержащие в себе множество практических методов для реализации
— сочинение, где излагаются некотоpые эзотеpические доктpины, имеющие в основном пpактическую напpавленность
и др.

 

1.4. ЧТО ЗНАЧИТ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ?

Слово «эзотерический» происходит от греч. esoterikos — букв. «внутренний», «направленный внутрь», «скрытый», «тайный», «таинственный», «сокровенный». Согласно Словарю русских синонимов (интернет), частота употребления слова «эзотерический» составляет 118 раз на ? 300 млн. слов.

«Эзотерический — тайный, скрытый, посвященный в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным».

(Ассоциация изучения Трансцендентальных энергий.)

«Эзотерический (греч. esoterikos внутренний), тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных».

(Большой Энциклопедический словарь. М. 1998г., 2003г.)

«Эзотерический подход отличается от научного тем, что вектор постижения в нем направлен не снизу вверх (от простого к сложному), а наоборот, сверху вниз…».

(К.Максимов. Заговор конца света. Фантастика и эсхатология. 2002г.)

«Уже в этимологии словоформы «эзо» мы видим коннотации чего-то тайного, внутреннего, сокровенного, не разглашаемого посторонним, «непосвященным» людям. Эзотеризм не существует без тайны, в той или иной форме — тайны, которая может, по всей видимости, пониматься либо как нечто намеренно утаиваемое, спрятанное, могущее при определенных обстоятельствах перейти в разряд «явного» — либо как нечто такое, что таинственно по самой своей природе и всегда останется таковым, при всяких «открытиях» этой тайны». 

(Пахомов С.В. Контуры эзотериологии: эскиз научной дисциплины об эзотеризме. Доклад. РХГА. 2010г.)

«Лекция 4. Предельные обобщения = первичные различия – основы миропонимания. 6. Пример эзотерической альтернативы Я-центризму. «Эзотеризм», «эзотерический» и однокоренные с ними слова происходят от греческого слова, означающего «внутренний». В современном лексиконе термин «эзотерический» означает «тайный», «скрытый», «предназначенный исключительно для посвящённых» (о религиозных обрядах, мистических учениях, политических доктринах и т.п.). Противоположность «эзотеризму» — «экзотеризм», «экзотерический» и однокоренные с ними слова происходят от греческого слова, означающего «внешний». В современном лексиконе термин «экзотерический» употребляется гораздо реже и означает «не составляющий тайны», «предназначенный для непосвящённых» (о религиозных обрядах, мистических учениях, политических доктринах и т. п.), т.е. для всей толпы». 

(Лекционный курс «Основы социологии».)

«Следует ясно понять, что означает это слово — «эзотерический», так как в современной интерпретации это понимается, как «скрытое», «тайное». Но это далеко не так. Эзотерическое не есть некая информация, которая содержится в тайне и доступна исключительно посвященному кругу людей. Общеизвестно, что любая информация, какой бы тайной она ни была, рано или поздно попадает во внешнюю среду, и, в конечном итоге, на прилавки магазинов. Но природа мудра. Многие стремятся заполучить информацию эзотерического толка, думая, что, получив эти книги, они смогут ступить на путь, пройти его и достигнуть мастерства. Но внимательно присмотревшись к ситуации в мире, мы не увидим достигших, вернее, увидим таковых лишь в редких единичных случаях. Почему же? Ведь эзотерическая информация становится все доступнее и ближе. Оказывается, здесь необходим духовный опыт, ключ, который раскрывает смысл этих посланий. Не имея же такого сверхсознательного восприятия, знакомиться с эзотерикой в лучшем случае бесполезно. Ведь этот опыт всегда индивидуален. Именно это и следует именовать эзотерическим, то, что может привести человека к трансформации, а не забивание своих и чужих мозгов новой терминологией. Такие знания доходят до нас через людей, ранее прошедших этот путь, которые могут поделиться своими ключами ради нашей самореализации. Поэтому следует понять, что эзотерический опыт — это опыт немногих». 

(Джагдиш С.Д. Медитация: постижение внутреннего пространства. 2004г.)

Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие значения и толкования слова «эзотерический»:
— скрытый, тайный;
— сакральный, тайный;
— внутренний, скрытый;
— посвященный в тайны какого-нибудь учения;
— сокровенный, внутренний, скрытый, тайный;
— тайный, понятный только посвященным, скрытый;
— тайный, доступный только узкому кругу посвященных;
— имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию;
— тайный, назначенный лишь для посвященных; научный, ученый;
— предназначенный для посвящённых, сведущих в мистических, тайных учениях;
— предназначенный только для посвященных или специалистов; тайный, скрытый;
— предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им;
— тайный, скрытый, сокровенный, предназначенный исключительно для посвященных;
— термин, относящийся ко всему, что понимают немногие избранные, что вверяется только им;
— тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных;
— тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях и т.п.);
— посвященный в тайны какого-либо общества или учения, могущего быть открытым только избранным;

В этом отношении обратим внимание на следующую информацию. Вот что пишет Н.Е.Самохина (см. Самохина Н.Е. Эзотерические аспекты Живой Этики. Продолжение ответа на статью В.В.Фролова «Старое мышление на пути Живой Этики»; Самохина Н.Е. Философское учение Агни-Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М. 2008г.):

«Как уже говорилось в моей предыдущей статье по поводу клеветнических заявлений В.В.Фролова относительно моей диссертации, единственный полемический вопрос, прозвучавший среди претензий сотрудников МЦР к моей научной работе состоял в том, является ли Агни-Йога эзотерическим учением или она принадлежит к обычным философским учениям. Г-н Фролов утверждает, что сделанный мной в диссертации вывод о том, что Живая Этика совмещает в себе черты как экзо- так и эзотерического учения, ошибочен. По его мнению, Живая Этика представляет собой абсолютно открытое для всех учение. Посмотрим, насколько обоснована данная точка зрения.
Эзотерическая традиция. В своей статье г-н Фролов пишет: «В качестве основного критерия эзотеричности Живой Этики, по мнению диссертанта, следует считать ее «недоступность людям, не имеющим должного уровня интеллектуальной и духовной подготовки…».
Хочу подчеркнуть: это не только «мнение диссертанта» — это мнение Е.И.Рерих, которая писала: «Конечно, особенность этих оккультных или Эзотерических Учений в том, что для того, чтобы понимать их, нужно иметь или богатый прошлый опыт или же серьезно изучить и усвоить историю человеческой мысли» (Из письма Е.И.Рерих от 17.04.1936г.)
Забегая несколько вперед, хочу отметить характерный прием г-на Фролова — не только намеренно искажать выводы моей диссертации, но и приписывать мне странные термины, изобретенные им самим, а отнюдь не мной. Так, В.В.Фролов пишет: «Учение представляется Самохиной как эзотерическое, ЗАКРЫТОЕ (выделено мной — Н.С.), что ему не присуще в принципе».
Понятия «закрытого» учения в моей работе вообще нет — это уже относится к терминологическим изыскам г-на Фролова. Кстати, понятие «esoterikos» (греч.) буквально переводится не как «закрытый», а как «внутренний». (Этот термин переводится также как «тайный, сокровенный, предназначенный только для посвященных»). Это Герметизм еще можно — опять-таки в буквальном и довольно неуклюжем переводе — соотнести с понятием «закрытого» учения. Впрочем, я давно уже не удивляюсь многочисленным подменам понятий в статье В.В.Фролова — как же еще ему доказать недоказуемое, если не перевирать и не искажать по-всякому отдельные положения моей диссертации!
В.В.Фролов также пишет: «Другими признаками эзотеричности Живой Этики в диссертации называется устная передача учения от учителя к ученику и наличие психодуховных практик. Что здесь можно сказать? Мы бы посоветовали Н.Е.Самохиной прежде чем писать диссертацию, обратиться к ученым, которые принимали участие в международных научных конференциях МЦР и выступали на них с докладами, посвященными философии Живой Этики. (…) все знания о ней черпаются ими из опубликованных книг этого учения. Устная передача знаний от учителя к ученику, «из уст в уста», в случае Живой Этики совершенно не причем».
Странные советы раздает своим оппонентам профессор Фролов, однако! Со своей стороны, я бы посоветовала г-ну Фролову не подменять понятия и не смешивать происхождение докладов по Живой Этике с происхождением самой Живой Этики. Я вовсе не объявляла эзотерическими доклады ученых, принимающих участие в конференциях МЦР. А как было создано учение Живой Этики — В.В.Фролов не забыл? Или он полагает, что Агни Йога была создана Е.И.Рерих тоже на основе книг, а не получена от Учителя в ходе личной передачи — от Учителя к ученику? Таким же способом было передано Учителями М. и К.Х. и предшествующее Агни-Йоге теософское учение, полученное и распространенное Е.П.Блаватской. Таким образом, при создании и Теософии, и Живой Этики был использован традиционный способ передачи эзотерических учений непосредственно от Учителя к ученику (правда, не из уст в уста, как ранее, а благодаря духовно-телепатическому общению).
Безусловно, учение, которое было опубликовано, не может считаться полностью эзотерическим. Но я и не утверждала, что Живая Этика является абсолютно эзотерическим учением. В моей диссертации есть раздел, который называется: «Соотношение экзотерических и эзотерических аспектов в Агни-Йоге». Текст этого раздела заканчивается следующим заключением: «(…) Все это позволяет сделать вывод о том, что учение Агни-Йоги совмещает в себе черты и положения, характерные как для экзо-, так и для эзотерических философских традиций». Этот вывод из моей работы цитирует в своей статье и сам Фролов, но при этом он не указывает, что это именно вывод, а не одно из обычных положений диссертации. Кроме того, комментируя этот вывод, г-н Фролов утверждает: «Во-первых, ни о каком сочетании эзотеричности и экзотеричности в Живой Этике не может идти и речи, ибо целостное и синтетическое учение не может быть механическим соединением разнородных частей».
На этом утверждении имеет смысл остановиться подробнее. Почему, интересно, г-н Фролов решил, что эзо- и экзотерические аспекты учения являются разнородными, а сочетание этих аспектов должно быть обязательно «механическим», как он пишет? Если г-н Фролов искренне считает, что эзо- и экзотеричность являются «разнородными вещами», значит, он просто не знает историю Эзотерической Философской Традиции. Как могут эзо- и экзотеричность быть «разнородными», если одно — экзотеричность — происходит из другого — Эзотерической Традиции, и совершается это при очередной передаче Учителями всему миру тех знаний, которые ранее были ему неизвестны, то есть эзотеричны?
Сама Е.И.Рерих по этому поводу писала: «При наступлении космического срока для нового пробуждения сознания посылаются более или менее высокие Носители Света, этим слагателям новых ступеней сознания человечества дается материал и им указывается, что именно должно быть положено в основание и что следует приберечь для исключительных умов. Следует принять во внимание, что каждое время несет с собою и свою форму выражения, отвечающую современности, а также и более широкое оповещение основ Учения, ибо по закону эволюции все растет, все ширится. Последнее обстоятельство неизбежно привлекает и такие сознания, которые, не будучи в состоянии вместить широту и глубину Учения, спотыкаются даже на первых ступенях, открыто заложенных для Запада 50 лет тому назад» (из письма Е.И.Рерих от 14.01.1937г.).
Но вернемся к эзотерическим аспектам Агни Йоги…<…>.
«…Все должно быть найдено самостоятельно…», или Эзотеричность опубликованного. Одним из признаков учений Эзотерической Традиции — в том числе и опубликованных — на мой взгляд, является особый стиль подачи материала, при котором в текстах учения, помимо общих положений, доступных всем изучающим, содержатся также — нередко в форме намеков — более сложные аспекты философских знаний, доступные лишь людям, имеющим требуемый для их восприятия уровень познаний. Благодаря такому подходу читатель, не имеющий предварительных познаний в данных вопросах, усвоит лишь наиболее простые и общие положения учения, в то время как человек, уже знакомый с восточной философией, сможет благодаря этим намекам постичь более глубокие аспекты излагаемого материала.
Подобный стиль изложения позволяет, во-первых, избежать искажения и профанации сложных понятий эзотерики в случае, если изучающий не имеет предварительных знаний, позволяющих верно их интерпретировать. А во-вторых, данный — эзотерический — стиль изложения позволяет читателю не просто получать знания, но и развивать свою собственную духовную интуицию и с ее помощью обретать углубленную информацию по различным вопросам учения.
В источнике, значение которого подчеркивала сама Е.И.Рерих — «Письмах Махатм» — очень много говорится о специфике эзотерического текста и о требованиях, предъявляемых к людям, изучающим эзотерическую философию. Одним из главных требований при освоении эзотерического наследия является самостоятельность в получении знаний. Как можно понять из «Писем Махатм», эта самостоятельность заключается в активизации личной духовной интуиции читателя, без которой понимание целого ряда метафизических понятий просто немыслимо.
И Е.П.Блаватская, и Е.И.Рерих писали, что опубликованное учение не может считаться эзотерическим. С этим невозможно не согласиться. Но и Е.П.Блаватская, и Е.И.Рерих отмечали, что даже если учение опубликовано, это не значит, что оно стало абсолютно экзотерическим, то есть всем доступным и понятным. Высказывания из писем Е.И.Рерих объясняют, каким образом текст, напечатанный и изданный «для всех», тем не менее, может и остается по-прежнему эзотерическим, то есть рассчитанным на внутреннее, интуитивное, духовное постижение: «…очень прошу Вас еще раз принять во внимание, что многое не может быть запечатлено на бумаге. Эзотерическое Учение перестает быть таковым, раз оно записано понятным для всех начертанием или языком. (…) В «Тайной Доктрине» сказано, что в этом труде ключ повернут на один оборот, но для полноты знания нужно его повернуть семь раз. По тем вопросам, которые задают иногда люди, читавшие «Тайную Доктрину», можно судить, что и первый оборот ключа не усвоен ими. Знание всех семи ключей принадлежит Архату. Но даже следующий оборот принадлежит уже к Эзотерическому знанию и должен быть найден самим учеником, все должно быть найдено самостоятельно, и если интуиция ученика подскажет ему истину, то Учитель обязан подтвердить ее. Таково правило» (из письма Е.И.Рерих от 16.04.1936г. Письмо адресовано В.В.Тарто-Мазинскому).
«Откуда же весь эзотеризм всех Учений? Так, каждое новое освещение истины, каждое новое нахождение в науке всегда должно было скрываться от невежественных сознаний. Ведь и сейчас один из самых выдающихся ученых сказал, что они не могут выдать сейчас всех своих нахождений, ибо общий уровень человечества не позволяет этого. Вспомним все ужасы Инквизиции, все войны из-за новых Откровений. Откуда все эти сложнейшие символы в трудах провозвестников или великих тружеников науки, над которыми и посейчас глумятся невежды, но которые вызывают глубокое изумление и восхищение в умах, разбирающихся, хотя бы даже частично, в их глубоком смысле? На горе человечества, ключ ко многим из них утерян, и лишь редчайшие умы могут найти его и повернуть хотя бы на один или два оборота. Думаю, что сейчас нет на Земле того, кто мог бы повернуть его на все семь оборотов. Вся Тайна хранится в Твердыне Знания» (из письма Е.И. Рерих от 24.04.1936г.).
О том же прямо говорилось в одном из важнейших источников теософии — «Письмах Махатм». Я позволю себе процитировать некоторые фрагменты из этого источника, особенно ярко поясняющие то, каким образом даже опубликованное в книгах знание может оставаться во многом эзотерическим: ««Изида» не была разоблачена, но были оставлены достаточно широкие прорехи в завесах тайн, куда можно бросать мимолетные взгляды, а остальное — уже дело интуиции самого изучающего. В этом рагу из цитат из различных философских и эзотерических истин, умышленно завуалированных, усмотрите нашу доктрину, которая теперь частично дается европейцам в первый раз» (ПМ, письмо № 62).
«Ваши «Фрагменты» содержат некоторые ошибки, но все же их очень мало; они произошли исключительно из-за ваших двух наставников в Адьяре — один из которых не хотел, а другой не мог сказать вам всего. Остальное нельзя назвать ошибками, скорее это неполные объяснения. Они имели место частично из-за вашей недостаточной просвещенности по вашей последней теме (…), отчасти из-за недостаточности языковых средств, находящихся в вашем распоряжении, да и вследствие умолчания, налагаемого на нас нашими правилами. Беда в том, что, во-первых, вам нельзя давать действительные цифры и [объяснять] разницу в Кругах, во-вторых, вы недостаточно раскрываете двери для исследователей» (ПМ, письмо № 110).
«Вы можете нас неправильно понимать, и это более чем вероятно, так как наш язык должен всегда быть более или менее языком притч и намеков, когда мы вступаем на запретную почву. У нас имеются свои особенные методы выражения, и то, что находится по ту сторону забора слов, даже более важно, чем то, что вы читаете» (ПМ, письмо № 110).
Как мы видим из этих фрагментов, даже изложенная в теософских источниках часть учения Махатм осталась во многом эзотерической, поскольку отдельные аспекты рассмотренных в ней вопросов так и не были раскрыты.
А теперь подумаем: разве в Живой Этике – так же, как и в предшествующем ей учении теософии — нет таких положений, которые не дают читателям «законченных формул» (по выражению Учителя М. и Е.И.Рерих), а требуют самостоятельного, духовно-интуитивного понимания? Разве в Живой Этике не излагаются сложные метафизические положения? Неужели кто-то будет утверждать, что, например, вся глубина смысла книги «Беспредельность» во всей полноте понятна каждому читателю этой книги?
Знания «для всех» и «не для всех». Рассмотрим еще один аргумент г-на Фролова.
Для доказательства своего утверждения о том, что учение Агни-Йоги было рассчитано на всех, следовательно, имеет сугубо экзотерический характер, Фролов приводит цитату: «Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех…» (Сердце, 155)». Совершенно верно, в Живой Этике есть такие аспекты, которые рассчитаны на всех и каждого. Таковой является этическая сторона этого учения, те общечеловеческие нравственные принципы, которые были изложены и в других учениях. Идея Общего Блага, известный из христианства принцип: «Не делай другому того, что не желал бы себе» и т.п. положения — конечно, такие вещи доступны каждому, в этом нет сомнения. Но разве авторы Агни-Йоги когда-нибудь утверждали, что ВСЕ их учение состоит из этических положений, понятных и доступных каждому? Никогда. В Живой Этике есть не только этика, но и метафизика. А она доступна далеко не всем. И об этом, между прочим, прямо говорили сами авторы Агни-Йоги.
Вот как характеризовала «Новое Откровение» Е.И.Рерих в своих письмах: «На смене рас всегда дается Великое Откровение, и, как всегда, лишь люди, сознание которых уже принадлежит к следующей ступени развития или к грядущей расе, могут вполне воспринять его. Остальные воспользуются, насколько могут» (из письма Е.И.Рерих от 23.06.34г.).
Соответственно, метод познания многих эзотерических аспектов Живой Этики должен заключаться не только в рациональном осмыслении, но и в интуитивно-духовном постижении. В источниках по Агни-Йоги и Теософии есть четкие указания на то, что многие аспекты эзотерических учений могут постигаться только таким способом. В «Письмах Махатм», в частности, говорится: «Оккультная наука не такая, в которой секреты могут быть сообщены сразу посредством письменных или устных наставлений. Если бы это не было так, то все, что осталось бы Братьям сделать, это выпустить руководство по данному искусству, которое могло бы преподаваться в школах, как грамматика. Обычная ошибка людей — думать, что мы целенаправленно окружаем себя и наши силы тайной, хотим удержать знание только для себя и по своей же собственной воле «злостно и умышленно» отказываемся его сообщить. Истина в том, что до тех пор, пока неофит не достигнет состояния, необходимого для той степени Просветления, на которую он имеет право и для которой он годен, большинство (если не все) тайн непередаваемы. Восприимчивость должна быть равной желанию наставить. Просветление должно прийти изнутри» (ПМ, письмо № 20).
Способен ли подобный способ играть роль самостоятельной методологии познания — это вопрос, который предстоит решить в ходе дальнейших исследований. Под методологией познания, как всем хорошо известно, понимается: «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке…» (Из «Философского словаря».) Духовный же метод познания предполагает нерациональное, нелогическое, следовательно, вненаучное постижение определенных аспектов Реальности. Кроме того, очевидно, что духовный метод познания доступен далеко не всем в силу его эзотерической природы».

* * *