Статья 3.11.6. Язык тантрических текстов. (ч.2).

«Тантрические произведения вряд ли можно считать выдающимися художественными творениями. Поскольку основная цель этих текстов сугубо практическая, то, за редкими исключениями, акцент в них ставится не столько на форме произведения, сколько на его содержании. Большинство Тантр написано на Санскрите, при этом такой «тантрический санскрит» далеко не всегда бывает правильным…» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература. Ж. «Восток». 2005г. №2 март-апрель. с. 16-27).
«Язык делает сакральным то, как мы используем его. Если язык используется для раскрытия сакральности жизни, он становится сакральным языком… Первичная характеристика сакрального языка такова, что цель, с которой он используется, открывает истинную природу каждого. Санскрит настолько высоко развит и чист как инструмент для служения этой цели, что даже задача выучить язык кажется сложной, пока мотив изучения не совпадет с функцией языка, которая есть знание себя. Когда к Санскриту подходят со смирением и с однонаправленностью, которые говорят об истинном поиске истины, он начинает открываться… Хотя Санскрит сам по себе, с его великой силой поднимать человеческое сознание к высочайшим вершинам, часто приписывается божественному источнику, мы можем так же предположить, что его свойствами были открытия, которые были сделаны в результате того, что человеческие существа активно и интенсивно вовлекаются в открытие своей собственной божественной природы…» (см. Вьяс Хьюстон М.А. Санскрит. Сакральная модель языка. / Пер. Р.Смирнова.).
В июле 1987г. журнал «Форбс» написал, что «Санскрит — мать всех европейских языков. Он лучше всех подходит для программирования». Как показали исследования с применением компьютерных программ для сравнения языков, Санскрит был создан на основе языка и письма Брахми, которые в свою очередь развились непосредственно из индского письма. Таким образом, прародиной Санскрита теперь считается цивилизация Инда и Сарасвати. Считается, что в древности существовал какой-то общий праязык, язык ностратической общности. И, возможно, этим языком был Санскрит, обладающий многими уникальными особенностями, и в первую очередь, способностью непосредственно воздействовать на «тонкую» природу человека и его сознание.

* * *

(продолжение)

3. МАГИЯ И МИСТИКА САНСКРИТА

3.1. ЧТО ТАКОЕ SAMSKRTAM?

«Слово «санскрит» означает «священный», «сберегаемый» (как его называет Бируни)».

(интернет-форум)

«Sanskrit — saint script (священный шрифт, священное писание), sun script (солнечный шрифт)».

(интернет-форум)

«Санскрит был тысячи лет назад научно разработан для расширения сознания («сам» — «хорошо», «крита» — «сделанный»)».

(источник неизвестен)

«Самскрита» указывает на исключительность, завершенность, чистоту этого языка, его онтологическую сакральность».

(Санскрит — ключ к совершенству. 2007г.)

«Санскрит. В основе этого термина лежит древнеиндийская форма samskrtam. Традиционное произношение брахманов ставить слог ri на месте древнего слогового r, и форма Санскрита попала в Европу именно в таком традиционном произношении. Значение древнеиндийского samskrtam или samskrta до сих пор еще вполне точно не установлено; обыкновенно толкуют термин «санскрит» как составленный (искусственный), украшенный, освященный (язык священной литературы), образованный (в смысле культурном) язык.
В грамматике Панини (около 300г. до Р.Хр.) канонизована форма языка, близкая языку сутр. Позже появляется и термин samskrta — «правильно изготовленный, совершенный, законченный», в отличие от prakrta — «плебейский, народный». Выражение это у старых грамматиков еще отсутствует и впервые встречается в Рамаяне».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

В разных источниках можно найти следующие значения и толкования термина «санскрит»:
— полный
— священный
— сложенный
— очищенный
— культурный
— правильный
— освященный
— отделанный
— украшенный
— законченный
— сберегаемый
— отточенный
— благородный
— совершенный
— образованный
— составленный
— обусловленный
— обработанный
— искусственный
— отшлифованный
— правильно изготовленный
— доведенный до совершенства
— рожденный (противоположно по значению слову асанскрита – необусловленный, необработанный)

Обратим внимание на некоторые «определения» Санскрита в разных источниках:
— язык богов
— язык элиты
— язык сознания
— язык Природы
— язык учености
— священный язык
— основа всех языков
— божественный язык
— ключ к совершенству
— язык духовной жизни
— язык самореализации
— язык науки и культуры
— язык сакральных текстов
— язык богов и посвященных
— древнейший язык планеты
— носитель высокой культуры
— идеальный, совершенный язык
— древнейший язык человечества
— означает «священные письмена»
— язык гуманитарных наук и культа
— «вечная песнь человеческого тела»
— язык, доведенный до совершенства
— забытый язык духовного откровения
— совершенная модель сакрального языка
— самый нормализованный язык в истории человечества
— язык высокого программирования, дискретной математики
— инструмент для выражения вершины человеческих устремлений
— язык подавляющего большинства философских, религиозных, литературных и ученых сочинений

 

3.2. ЧТО ТАКОЕ САНСКРИТ?

«Санскрит — это литературно обработанный разговорный язык индийских брахманов, созданный искусственно».

(Праязык — язык ариев.)

«Санскритн — название древнего всемирного языка, языка атлантов, который также использовался для записи древнеиндийских текстов».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги.)

«В общем употреблении под термином «санскрит» разумеют язык древних индусов, на котором они говорили и писали за несколько веков до Р.Хр.».

(Санскрит. Образование языка.)

«Аннотация. Санскрит — это, прежде всего, язык Вед, архаических сакральных текстов, положивших начало великой индийской словесности и духовной культуре в целом. Это язык всех школ и направлений индийского теоретического умозрения, язык классических философских трактатов».

(Бюлер Г., Миллер В.О., Кнауэр.Ф.И. Санскрит. М. Лань. 1999г.)

«Санскрит (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеиндийской высокой культуры, язык подавляющего большинства философских, религиозных, литературных и ученых сочинений древней и средневековой Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Основа его — обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панини, разговорный язык брахманов Северо-Западной Индии». 

(Индия. интернет-реклама Гранд-Тур-Вояж.)

«Санскрит — древнеиндийский литературный язык, принадлежащий к индийской группе индоевропейских языков. Восточные диалекты индоевропейского языка легли в основу древнеиндийского языка, который позже был назван Санскритом («обработанный»). Термин «санскрит» употребляется в узком и в широком смысле. В узком смысле он подразумевает эпический и классический язык, в широком смысле (включая ведийский) употребляется как синоним древнеиндийского языка». 

(Кочергина В.А. Учебник Санскрита. Учебник для
высших учебных заведений. М. Филология. 1994г.)

«Санскрит, который разделил участь латыни и древнегреческого языка, сегодня знают узкие группы специалистов, посвятивших свою жизнь изучению классического наследия древней Индии. Правительство Индии намерено расширить обращение одного из древнейших языков планеты Санскрита, предоставив ему статус «классического языка». Санскрит, который называют «языком богов», открыл миру «мудрость мудрых» в древнейших индийских книгах — Ведах и Упанишадах, — почитаемых священными». 

(Древний Санскрит может стать языком межнационального общения Индии. 2005г.)

«Санскрит вошёл в основу почти 60 % языков мира. Санскрит — один из древнейших и совершеннейших языков мира. Созданный в древней Индии литературный язык, язык подавляющего большинства философских, религиозных, литературных и ученых сочинений древней Индии, живой до сих пор. Слово Санскрит означает «обработанный», «отточенный». Санскрит является языком, способным выразить любые, даже тончайшие оттенки мысли. Поэтому его называют языком сознания или языком Природы». 

(Санскрит. Университет ведических знаний Индии.)

«Санскрит (отделанный, обработанный) — принесен в Индию племенем Ариев примерно в середине II тыс. до н.э. Его древнейшая известная форма — язык Ригведы. Древнейший трактат по Санскриту — Нирукта, который приписывается Яске, жившему примерно в VI в. до н.э. В IV в. до н.э. появилась грамматика Панини, называемая «Восьмикнижие». В ней содержится более 4 000 грамматических правил, изложенных в форме кратких афоризмов и поэтому очень трудных для понимания без комментариев. Грамматика ориентирована не на ведический Санскрит, а на язык брахманов Северо-Западной Индии. С этого момента Санскрит принял свою классическую форму, и языковые изменения в нем практически исключались». 

(Санскрит. интернет-форум.)

«Санскрит — один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, получивший литературную обработку. Распространён в Северной Индии с I в. до н.э. Отличается строго нормализованной грамматикой, унифицированной системой правил. Санскрит противостоит пракритам как язык, доведённый до формального совершенства (самскрта, буквально — обработанный), ведийскому языку, архаичному и мало унифицированному, а также другим древнеиндийским диалектам, давшим начало пракритам. На Санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Западной Европы. (В.Н.Топоров)». 

(Большая советская энциклопедия в 30 т. М. СЭ. 1969-1978гг.)

«Санскрит (от сам-скрта, букв. «со-ставленный») — один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи. Известны памятники I в. до н.э. Сложился на основе древнеиндийских диалектов. Отличался строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Выполнял функцию литературного языка, пользовался особым престижем. На Санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной, Центральной Азии и Европы. В Индии используется как язык гуманитарных наук и культа; в узком кругу ученых брахманов — как разговорный язык. Для записи текстов на Санскрите употребляют разные типы алфавитов, восходящих к Брахми. Основным и стандартным письмом является Деванагари». 

(Современная Энциклопедия.)

«Санскрит — один из старейших языков планеты. Проблема Санскрита в том, что он всегда был языком элиты. Санскрит первым из языков мира получил системное описание: древнейшая грамматика Санскрита — «Аштадхьяя» легендарного Панини появилась ок. IV в. до н.э. В этом труде использовался условный язык описания, выступавший в качестве метаязыка по отношению к описываемому языку и явившийся прообразом современных информационных языков. Именно Панини ввел в употребление понятие нулевой формы. Как показали исследования, принципы построения метаязыка древнейшей грамматики оказались чрезвычайно емким инструментом, позволившим Панини дать полное описание Санскрита не более чем в 4000 сутр (правил), каждая из которых состояла всего лишь из нескольких слогов. Высокий уровень лингвистических знаний в Древней Индии определялся, прежде всего, задачей сохранения в неизменности текста древних священных книг (Вед) с целью предотвращения утраты ими сакральной силы».

(Столяров А.А. Работа секции «Санскрит и компьютер» на X Всемирной
санскритской конференции. г.Бангалор, шт. Карнатака. Индия. 3-9.01.1997г.)

«Санскрит (от санскр. sanskrta — «очищенный; украшенный; обработанный, правильный, литературный (о языке)» в отличие от prakrta – «необработанный, естественный, нелитературный») — древнеиндийский литературный язык на основе алфавита Деванагари. Индийские языки относятся к индоарийской ветви арийской (иранодардо-индийской) семьи языков, входящих в индоевропейскую языковую общность. Индоевропейские племена ариев в период расселения по территории Индии не обладали единым языком, а говорили, видимо, на нескольких близкородственных диалектах. Западные диалекты легли в основу языка, на котором создан древнейший памятник индийской литературы Веды. Временем становления ведийского языка ученые считают XV-XI вв. до н.э. Восточные диалекты легли в основу древнеиндийского языка, который позже был назван Санскритом. Санскрит сохранился в многочисленных памятниках древней и средневековой литературы разных жанров». 

(Экзотерический словарь смыслов Школы Русской Йоги.)

«В буквальном переводе слово «санскрит» означает «культура», а также «освящённость», «благородность». Это литературный вариант одного из древнеиндийских языков, относящийся к индоевропейской языковой семье. «Санскрита» — так звучит слово «санскрит» на самом Санскрите. В русский язык слово «санскрит» пришло из хинди, на котором оно звучит так же, как и на русском.
Санскрит является языком ведических наук, внёсших и продолжающих вносить огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. На нём написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие неоценимое влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии, а также и Европы. Санскрит используется в Индии до сих пор как язык гуманитарных наук и культа, а в узком кругу — как разговорный язык. На Санскрите издаются газеты и журналы, ведутся радиопередачи (на нём ведёт одну из своих передач радиостанция «Немецкая волна»). Невообразимо получение хороших знаний по индийской филологии и философии, разделам ведических наук без знания Санскрита». 

(О Санскрите.)

«Санскрит (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, язык подавляющего большинства философских, религиозных, литературных и ученых сочинений древней и средневековой Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Язык принесен в Индию племенами ариев примерно в середине II тыс. до н.э. Его древнейшая известная форма — язык Ригведы [ведический].
Санскрит прошел большой путь развития. В него вошли новые слова, главным образом из местных индийских языков (дравидских и мунда). Немного упростилась грамматика. Древнейший трактат по Санскриту — «Нирукта», который приписывается Яске, жившему примерно в VI в. до н.э. В IV в. до н.э. появилась грамматика Панини, называемая «Восьмикнижие». В ней содержится более 4000 грамматических правил, изложенных в форме кратких афоризмов и поэтому очень трудных для понимания без комментариев. Грамматика ориентирована не на ведический Санскрит, а на язык брахманов Северо-Западной Индии. С этого момента Санскрит принял свою классическую форму, и языковые изменения, обычные для естественных языков, в нем практически прекратились (исключения: утрата музыкального ударения, переход некоторых слов в пассивный запас, большая свобода образования сложных слов). Язык стал непрерывно развиваться, становясь все более искусственным, богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях». 

(Всё о Санскрите.)

«Санскрит как язык ошеломительной по объему классической древнеиндийской литературы представляет огромный интерес и для филологов, и для историков культуры, науки, философии и религии Древнего Мира. Индийские археографы описали уже свыше миллиона произведений на Санскрите — и столько же остается не описанным в архивах. Только малая толика издана и переведена, главным образом, на английский язык.
Санскрит в качестве одного из обыденных языков изучают в Европе уже более двух столетий. Но только в последнее время, в том числе и благодаря нашим собственным усилиям (см. 3-томный «Ключ к Ведам»), удалось открыть, что это не простой язык в обычном смысле слова, а язык высокого программирования, дискретной математики, шифрования и кодирования вечных календарных и временных структур хронокосмоса Вселенной.
Наша индологическая школа является первой на планете, в которой Санскрит изучается с обыденного уровня до уровня Пара-Видьи или «высшей вычислительной науки» службы точного времени, программирования и математико-астрономического кодирования Вечного Календаря-Хронометра.
Санскрит сложен и со стороны грамматики, и со стороны стилистики. Однако овладеть разговорным Санскритом русскому учащемуся на обыденном уровне можно сравнительно легко и быстро. Для усердного ученика потребуется всего лишь обычных месяца два-три, ежели заниматься по четыре часа в день.
Санскрит принадлежит к семье индо-европейских языков, в которую помимо него входят многие современные индийские языки, иранские, славянские, германские, романские, кельтские, древнегреческий, латинский, армянский, литовский и ряд других. Из всех современных языков к нему ближе всего стоят славянские, а из славянских — русский.
Санскрит также оказал огромное влияние на культуру, язык и литературу многих стран Азии через посредство Буддизма, Йоги и Тантризма. Таким образом, еще совсем недавно он был языком международного общения, связывавшим все континенты. Сейчас эта его роль оказалась забытой и замолчанной. Но в силу своей внутренней гармонии и совершенства Санскрит, несомненно, вернет ее себе назад». 

(Энциклопедия Индологии. Индологическая Школа М.Михайлова.)

«Санскрит (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеиндийской высокой культуры, язык подавляющего большинства философских, религиозных, литературных и ученых сочинений Древней и Средневековой Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Основа его — обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панини, разговорный язык брахманов Северо-Западной Индии IV в. до н.э. С этой эпохи случайное языковое изменение, характерное для обычных языков, почти полностью прекратилось (исключения: утрата музыкального ударения, переход некоторых слов в пассивный запас, большая свобода образования сложных слов), и язык стал непрерывно развиваться, становясь все более искусственным, богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях.
Грамматически Санскрит характеризуется богатством словоизменения (8 падежей, 3 числа в именах, несколько сотен глагольных и отглагольных форм), словообразования и сосуществованием существенно различных функциональных стилей в синтаксисе, от классического флективного до изобилующего многочисленными сложными словами именного-инкорпоративного. В лексике отмечается широкая синонимия (десятки слов со значением солнце, вода, свет, земля и пр.), многозначность употребительных слов и свободное образование многочисленных производных слов по надобности; т.е. они не воспринимаются единицами словаря. Стили Санскрита по некоторым параметрам могут разниться более, чем обычные близкородственные языки. Как инструмент выражения, рассмотренный в отрыве от круга выражаемых смыслов, Санскрит несопоставимо совершеннее любого современного языка. В нем совмещаются возможности передачи строго аналитической философской мысли и богатого ассоциативными смыслами, ассонансами и пр. суггестивного поэтического письма.
Разговорный Санскрит может обходиться меньшей частью выразительных средств языка. С точки зрения социальной лингвистики Санскрит обладает существенным недостатком, ибо он весьма избыточен для средних выразительных потребностей обычного индивидуума. Средний человек выучить Санскрит не в состоянии, т.к. это требует чрезмерного напряжения рассудка, памяти и воображения. Полноценное овладение Санскритом уже более тысячи лет подразумевает изучение его в системе традиционной грамматики. Используемые для передачи Санскрита алфавиты разнообразны, могут применяться любые индийские системы письма, кроме тамильского, но преобладают шрифты деванагари и бенгальский. (А.Парибок)». 

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Санскрит — классический и священный язык Индии, на котором до сих пор говорят в Индии ученые-пандиты и высшие классы; принадлежит к индийской группе индоевропейских языков. Надписи на Санскрите появляются с III в. н.э., но имеется множество свидетельств тому, что он гораздо древнее: Брахманы (комментарии к более древним ведическим текстам) датируются между 1000 и 800гг. до н.э. Санскрит близок языку Ригведы, составленной между 1500-1200гг. до н.э., но между ними имеются также определенные отличия: в Санскрите место ударения определяется долготой слога, как в латинском языке — вместо старого ведийского музыкального ударения; широко используются огромные сложные слова, на месте глагольных конструкций — существительные; отсутствуют ведийские звуки l и lh; в сфере прошедших времен вместо аориста часто выступает перфект; закрепляется употребление аугмента; исчезает субъюнктив. По-видимому, Санскрит является самым нормализованным языком в истории человечества, особенно благодаря гигантской работе Панини и других грамматистов; нередко утверждают, что Санскрит никогда не был разговорным языком. Однако это верно только с точки зрения старой лингвистической школы, которая называет «разговорными» исключительно языки простого народа. На Санскрите говорили в прошлом и продолжают говорить сейчас ученые индусы, хотя это, конечно, «искусственный» язык в том смысле, в каком «искусственными» языками являются современные английский или итальянский.
Санскрит, будучи языком высших классов общества, использовался наряду с различными среднеиндийскими диалектами (так называемые «пракриты», или народные языки), в которых отражен более поздний этап языковой эволюции. Пракриты оказывали сильное и со временем все возрастающее влияние на санскрит, гораздо большее, чем на ведийский; в результате возникло нечто вроде «смешанного Санскрита».
Санскрит был и остается важнейшим языковым средством Индийской Цивилизации, на нем существует огромная литература. На санскрите написаны религиозные и философские сочинения (Брахманы и Упанишады), эпические поэмы (Рамаяна и Махабхарата), лирические произведения, собрания сказок (Панчатантра и Хитопадеша) и пословиц, драмы, новеллы, грамматические, юридические, политические, медицинские, астрономические и математические труды. Благодаря престижу представляемой санскритом культуры, он оказал большое влияние на все остальные языки Восточной Азии, от тохарского и тибетского до китайского, японского и кхмерского, на языки Борнео, Явы, Филиппин и других областей. Многие из этих языков получили из Санскрита большую часть терминологии. В Индии даже политическое главенство урду как официального языка мусульманской администрации не смогло лишить Санскрит ключевой позиции основного языка культуры и науки.
На Санскрите писали и пишут письмом брахми (семитского происхождения) и кхароштхи. Брахми было принесено из Месопотамии около 800 до н.э., кхароштхи же пришло в северо-западную Индию в результате экспансии персидской империи Ахеменидов и изучалось практически исключительно в Пенджабе. В Европе обычно изучают письмо деванагари, наиболее часто используемое для Санскрита». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Санскрит. В основе этого термина лежит древнеиндийская форма samskrtam. Традиционное произношение брахманов ставить слог ri на месте древнего слогового r, и форма Санскрита попала в Европу именно в таком традиционном произношении. Значение древнеиндийского samskrtam или samskrta до сих пор еще вполне точно не установлено; обыкновенно толкуют термин «санскрит» как составленный (искусственный), украшенный, освященный (язык священной литературы), образованный (в смысле культурном) язык. В общем употреблении под этим термином разумеют язык древних индусов, на котором они говорили и писали за несколько веков до Р.Хр. При этом употреблении разные диалектические и хронологические разновидности, замечаемые в общем составе древнеиндийского языка, оставляются без внимания. Санскритом называют и язык древнейшего памятника индийской (и индоевропейской) литературы — Ригведы и вообще Вед, и язык позднейшей, искусственной, художественной индийской литературы – язык эпических поэм в роде Махабхараты и Рамаяны, драм калидасы и др. Индийские ученые понимали под термином samskrta-bhasha только позднейший, нормированный грамматиками искусственный или классический книжный язык, получивший право гражданства в эпоху индийского Средневековья (от 600 г. до Р.Хр.), и отличали его от bhasha просто, т.е. живой, разговорной речи. Древнейшей формой древнеиндийского языка является язык Вед (2000-1500 лет до Р.Хр.) или ведийский (ведаический) Санскрит, как принято называть его в европейской науке, в отличие от Санскрита классического. Ведийский Санскрит отличается от классического не только большим богатством и разнообразием грамматических форм, но и несомненными чертами языка более живого, свободно развивающегося, но столь стесненного литературной и книжной традицией. Тем не менее, и ведийский Санскрит не может быть признан вполне чистым и неприкосновенно сохранившим древнейшие черты древнеиндийского языка, каким он должен был быть в эпоху создания Вед и самой древней из них — Ригведы. Не смотря на благоговейное отношение к чистоте и целости священных текстов, эти последние не могли избежать общей участи всех литературных памятников, передаваемых путем изустного предания из глубокой древности в позднейшие эпохи с другим строем языка: они подверглись значительному подновлению. Постепенное преобразование ведийского Санскрита в этом направлении было завершено учеными редакторами вед, давшими этим памятникам окончательную внешнюю группировку в виде дошедших до нас Самхит или ведийских сборников. Подновление коснулось главным образом фонетической стороны (так назыв. сандхи), но и здесь не было проведено последовательно. Нередко встречаются архаизмы, сохранившиеся потому, что их неправильно понимали. Замечается даже влияние среднеиндийских диалектов и чужих языков, снабдивших ведийский С. несколькими заимствованиями, сразу обличающими свое неарийское и неиндоевропейское происхождение. В Санскрите можно открыть и довольно частые влияния туземных языков Индии, главным образом дравидических. На это указывает употребление форм, принадлежащих разным историческим периодам, ошибочное употребление некоторых форм, образование неправильных форм и тому подобные особенности, свидетельствующие об известной искусственности языка. Древнейший вид ведийского Санскрита находим в Ригведе, которая, однако, неоднородна в языковом отношении, представляя в некоторых своих частях более древнее состояние языка, а в других (10-я книга) — более новое, являющееся переходной ступенью к языку еще более поздних ведийских сборников (самхит). Уже другие Веды представляют более новый язык, характеризуемый лексическими неологизмами, исчезновением разных старых форм, более частым появлением на месте общеарийского r и т.п. Этот язык представляет более новую стадию языка, чем Ригведа, но в то же время сохраняет и некоторые древние черты, которых уже нет в других, более древних памятниках. Здесь сказывается обычное различие прозаического языка от поэтического. В следующем по времени слое литературных памятников ведийского периода — Араньяках, Упанишадах и Сутрах — наблюдается уже, в общем тот строй языка, который был закреплен классической грамматической школой индусов. Своеобразен только стиль сутр, отличающийся отсутствием связной и периодической речи и господством отрывистого, сжатого синтаксического строя. В грамматике Панини (около 300г. до Р.Хр.) канонизована форма языка, близкая языку сутр. Позже появляется и термин samskrta — «правильно изготовленный, совершенный, законченный», в отличие от prakrta — «плебейский, народный». Выражение это у старых грамматиков еще отсутствует и впервые встречается в Рамаяне.
Географическое распространенно Санскрита в разные эпохи различно. Санскрит Ригведы употреблялся только в Северо-Западной Индии; в эпоху других ведийских сборников и брахман Санскрит уже распространился в верхней долине Ганга, так назыв. Мадхьядеше (между пустыней на Западе и слиянием Ганга и Джамны на Востоке). Во II в. до Р.Хр. вся страна между хребтами Гималаев и Виндхья, так называемой Арьяварта, считается родиной «правильного» Санскрита.
Современный индийский алфавит — семитического происхождения. Его прототип восходит к арамейскому (месопотамскому) алфавиту и был перенесен в Индию около 800г. до Р.Хр., где он с большой тонкостью был приноровлен индийскими учеными к индийской звуковой системе. Древнее имя этого алфавита — Брахми. Существование письма в эпохи, следующие за вышеозначенным годом, доказывается свидетельством древних законников, канонической литературой буддистов и джайнов, Рамаяной и рассказами греческих путешественников (Мегасоена). Древнейшие письменные памятники на Санскрите — эдикты царя Ашоки (Пиядаси), высеченные на скалах и столбах около половины III в. до Р.Хр. Их распространение указывает на знакомство с письмом от крайнего Севера до крайнего Юга Индии. Алфавит Брахми является здесь уже в позднейшей фазе развития — так называемой Маурья.
Черты современного письма, так называемого деванагари, могут быть прослежены по памятникам до глубокой древности. Сначала, по-видимому, письмо служило практическим целям: литература духовная и светская долго сохранялась путем изустного предания, да и до сих пор гимны и эпические поэмы в Индии заучиваются и читаются на память. Когда применено было письмо к закреплению литературных памятников — сказать нельзя. Панини знал о существовании письма, но ничего не говорит об употреблении его для ученых целей. Его грамматика вполне допускает возможность изустного заучивания и передачи». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г. )

«Язык делает сакральным то, как мы используем его. Если язык используется для раскрытия сакральности жизни, он становится сакральным языком. Сакрален язык или нет, определяется тем, кто использует его. Это, в свою очередь, имеет прямое отношение к тому, используется язык сознательно или бессознательно, используем ли мы язык для достижения нашей реальной цели жизни, которая заключается в том, чтобы проснуться, и обнаружить кто мы есть; или же мы бессознательно запрограммированы языком, для поддержания шаблонов борьбы за индивидуальное выживание.
Санскрит — это совершенная модель сакрального языка. И в самом устройстве Санскрита каждая мыслимая черта встроена так, чтобы он продолжал функционировать как сакральный язык. Первое выдающееся отличие между сакральным языком и языком выживания — это определение, направленность и использование в языке слова «Я». «Я» или его эквивалент — это источник языка. Без «я» нет вас, его, ее или этого. Эволюция слова «я» в комплексном языке — это процесс творения. В развитии сакрального языка, это процесс сознательный; язык это эманация, создание и инструмент «я». В языке выживания «Я» — это следствие культурных шаблонов, уже бессознательно установленных языком. В Санскрите, даже звуки, которые составляют слово «я», сознательно подобраны. АХАМ. «А» — это первый произнесенный звук, а так же первый звук санскритского алфавита. Он может быть обнаружен посредством вдоха со слегка приоткрытыми губами, и отпускания дыхания со звуком, требующим минимального усилия. Он естественно возникает в глотке перед произнесением всех других звуков. «ХА» — это последняя буква в алфавите Санскрита. После того, как все систематические шаблоны движения языка и губ произвели в совершенном порядке все другие буквы алфавита, последний звук — это «ХА». Это так же согласный звук, который произносится только на силе дыхания, и единственный согласный в непосредственной близости к «А». Последняя буква «М» — это самый последний звук, произведенный губами, потому, что он возникает из-за смыкания губ. В Санскрите «АХАМ» это начало, дыхание жизни, которое приносит силу творения и конец. И это выражено не только символически через звуки А-Х-А-М, но и физически, основываясь на их расположении во рту.
Вторым, самый важным атрибутом сакрального языка является то, что все его индивидуальные звуки рассмотрены как сакральные. Каждый может почувствовать это, расслабившись и повторяя АХАМ, снова и снова и делая это, почувствовать все-включающее выражение самого себя. Затем, оставаясь безмолвным, продолжайте чувствовать «А» как вдох, а ХАМ как выдох. «А» — это единственный звук, который по настоящему внутренний. «ХАМ» это наиболее полное возможное выражение, возникающее непосредственно из «А», и завершение после прохождения всех позиций всех других существующих звуков. Устройство сакрального языка таково, что звуки совершенно выражают вибрационную суть того, что они описывают. Таким образом, слова устанавливают знание и понимание непосредственно.
Следующая стадия установления сакрального языка, это связь с другими звуками языка, становящаяся понятной из их точного положения, ощущение их тонкости, чувство их силы и мощи, и уникальный способ, которым они вибрируют в теле и атмосфере. Это просто вопрос наслаждения звуком без запрещения, так как мы это делали пока были детьми. В процессе изучения санскритского алфавита, можно открыть, что все звуки заключены в «АХАМ». По мере того как другие слова возникли, звуки, которые составляют их стали значениями, посредством которых «Я-АХАМ» устанавливает взаимоотношения единства, а не отделенности, со всем существованием.
Первичная характеристика сакрального языка такова, что цель, с которой он используется, открывает истинную природу каждого. Санскрит настолько высоко развит и чист как инструмент для служения этой цели, что даже задача выучить язык кажется сложной, пока мотив изучения не совпадет с функцией языка, которая есть знание себя. Когда к Санскриту подходят со смирением и с однонаправленностью, которые говорят об истинном поиске истины, он начинает открываться. Возникает простая радость во всех аспектах изучения. Пение алфавита особенно вдохновляющее, даже если кто-либо уже опытен. Это отношение сакральное, основанное на энергии, передающейся через звук, любовь к уникальным характеристикам каждого звука, вовлекающего ум, тело, дыхание, вокальный резонатор, рот, язык и губы.
Эволюция человеческого сознания была сложно связана с развитием языка. Было естественным, что все больше и больше внимания должно уделяться его развитию, как единственного самого значительного фактора в изменении качества человеческой жизни. Это со временем дало путь к открытиям, величина которых невообразима для нас в современности, когда язык склонен рассматриваться как подаренный нам.
Открытие, развитие и очищение Санскрита должны были происходить тысячелетия. Хотя Санскрит сам по себе, с его великой силой поднимать человеческое сознание к высочайшим вершинам, часто приписывается божественному источнику, мы можем так же предположить, что его свойствами были открытия, которые были сделаны в результате того, что человеческие существа активно и интенсивно вовлекаются в открытие своей собственной божественной природы. Наиболее замечательный вопрос, который должен был возникнуть у древних, как продолжить оптимизировать человеческий инструмент тела и ума, как способ для расширения сознания и счастья. Зная, что функционирование инструмента зависит полностью от языка, которым он запрограммирован, они работали над очищением программного обеспечения языка. Они тщательно исследовали и подвергали экспериментам вокальный инструмент и строение рта, и затем выбрали только те звуки, которые имеют наибольшую ясность, чистоту и силу резонанса. Они организовали эти звуки так, что они могли взаимно улучшать и прояснять друг друга, и строиться на взаимном резонансе. Они исследовали фактор дыхания в возникновении звука, и открыли что путем минимизации дыхания с определенными звуками, и увеличения с другими, язык может индуцировать в инструменте состояние расслабленного внимания, которое позволяет ему работать эффективно и без усталости долгие периоды времени, во время расширения и накопления энергии праны (прана — дыхание). И когда они сделали это, они стали более счастливыми.
Далее, посредством координации факторов чистоты звучания, улучшенного резонанса и дыхания, так же развилось внимание ко всему телу, как к резонирующей полости, сквозь которую звук может быть передан. С усиленной вибрационной мощью, концепт тела, как плотной материи постепенно был замещен, телом как центром энергетического поля. В процессе передачи звуковой энергии, они заметили тонкие изменения в поле и обнаружили, что они могут расширить его, посредством звуковых волн. Они открыли, что язык имеет возможность превращать тело и ум в чистую энергию. Они начали чувствовать радость. Далее было обнаружено, что некоторые комбинации звуков могут усиливать расширение поля в большей степени, чем другие. И с этим экспериментировали, пока звуковые комбинации, которые могут вызывать этот эффект всегда не были открыты. Их радость увеличилась. Эти отдельные комбинации стали полезными словами для описания, а так же чувством состояния сознания, которое они вызывали. Таким образом, ширина и глубина всего, что существует, были исследованы.
Они смотрели и слушали, и ощущали изменения в энергетическом поле, чтобы увидеть, как язык может быть далее усовершенствован, какие новые открытия могут быть сделаны. Внезапно они осознали Творение и нашли свою собственную идентичность в самом источнике всего этого. Их блаженство было безгранично. Когда они говорили друг с другом на этом языке, они установили любовь и гармонию. Через тысячелетие Санскрит был усовершенствован как инструмент Йоги. В 500г. до р.х. он достиг точки, в которой он мог быть уложен формально. Гений Панини был рожден с этой целью. Такой мастерской, краткой и всесторонней была его замечательная работа, «Аштадхьяйи» по формулированию языка Санскрита, что до сегодняшнего дня, два с половиной тысячелетия спустя, никто не смог сделать улучшения в его первоначальной работе. 25 столетий язык не только сохранился в целости, но процветал через любовь бесчисленных просветленных мудрецов, йогов и учеников, практически неизмененным. Только вообразите — язык, процветающий с небольшими изменениями в течение 2500 лет. В каждом веке существовали духовные гении, которые погрузили себя в блаженную и безвременную радость Санскрита. Многие уточняли и комментировали изначальную работу Панини, но никто не изменил и не дополнил ее. Йога процветала бок о бок с Санскритом, но сквозь всю практику, экспериментирование и открытия, которые были сделаны в этой науке, была слабая нужда создавать новый или изменять старый язык, чтобы измерить или стимулировать развитие. Санскрит был завершен в 500г. до р.х. как инструмент для выражения вершины человеческих устремлений.
Обычно мотивация изучения Санскрита состоит в обаянии, вдохновении, мире и глубокой духовной связи, возникающих во время слушания. Или это могло быть чистое ребячество в повторении этих звуков. Большинство людей могло бы не иметь сложности в изучении Санскрита, если бы они просто оставались в режиме того, что мотивировало их в самом начале, их удовольствие. Но что-то еще обычно происходит. Желание выучить Санскрит начинает восприниматься как будущая цель, которая, когда она достигнута, будет отражением обретения счастья, которое породило желание выучить в самом начале. Целеполагание обычно сопровождается ожиданием овладения некоторым объемом материала за какой-то период времени. Проблема здесь, все та же старая обусловленность, все предыдущие воспоминания о счастье, настоящем или будущем, которое было нарушено сложностями и перерывами. Самое сильное среди этих воспоминаний, это потеря простой радости детства и чистого прямого восприятия жизни, которые все мы испытывали в детстве. Природа сакрального языка, такого как Санскрит, это прямой путь к таким моделям жизни, или подступы к ним, через чистоту звука и ритмов, совершенство и красоту жизни, которую мы испытывали, будучи детьми. В свое первое знакомство с Санскритом, мы воссоединились с этой чистотой и радостью, и затем с желанием обрести его снова в своей жизни, решили, что должны выучить язык. На очень глубоком уровне, это решение вскормить наш дух, и восстановить наше единство с жизнью.
Частый вопрос, задаваемый в начале – «Как много у меня займет времени изучение санскрита?» Но язык Санскрита настолько обширен и ясно отличен от других языков и других задач обучения, что с любой точки зрения, становится ясным, что будет очень сложно добиться желаемого успеха в ожидаемый период времени. К тому же, существует множество индийских лекторов и ученых, дорасти до которых даже и надеяться нечего. Это неминуемо приводит к заключению «Профессионализм дальше, чем я предполагал». Наряду с этой оценкой, автоматически возникают слова «слишком сложно». Санскрит слишком сложный. Но проблема, в действительности, не в той воспринимаемой сложности, основанной на объеме информации, который существует в Санскрите. В действительности большее количество информации представляет из себя наибольшее удовольствие! Если бы кому-то предложили большую коллекцию хорошей музыки, все время сопровождаемой непрестанным потоком все более чудесных панорамных видений, он не был бы разочарован, из-за того, что потребуется слишком много времени, чтобы послушать все. Другими словами, разочарование из-за неспособности выучить Санскрит не имеет ничего общего с Санскритом. Санскрит — это удовольствие на всех этапах. Работа с Санскритом повышает и развивает энергию и ясность ума. Здесь одновременно бесконечное разнообразие благозвучных комбинаций и ритмических паттернов, чтобы насладиться. Их переживание расширяет способность ума работать как космический компьютер, которым он и создан.
Единственная реальная проблема, которая возникает в связи с изучением Санскрита, это забывание о том, почему мы решили изучать Санскрит в самом начале — для того, чтобы испытывать радость и чистоту, которую испытывали в детстве. Когда реальная цель забыта, мы автоматически скатываемся к заключениям об успехе и провале, основанным на предыдущем программировании. И это только благодаря тому, что идея «слишком сложно» может возникать. Если «слишком сложно» пускает корни, обычно это приводит к капитуляции, потому, что образ профессионализма кажется слишком трудно достижимым с временными ограничениями, которые были подсчитаны как фактор достижения необходимого удовлетворения. Хотя такое заявление основано на длительной боли, оно не правда. Правда в изначальном вдохновении, радости, игре, повышенной внимательности. Если Санскрит кажется слишком сложным, то задача выполнена. Сакральный язык должен учить нас как открыть, где течет энергия существа, и тогда он становится легким.
Очевидное решение, это не иметь, каких бы то ни было, ожиданий относительно времени или объема информации. Это подход, который служит своей изначальной цели — войти в безвременное измерение. Если возникают заключения, или кажется, что начинаются сложности, это почти показатель того, что мы забыли свою реальную цель. В момент, когда идея получения или добавления «большего» возникает, мы теряем нашу прямую поглощенность, наслаждение, чувство игры. Это настоящая биологическая обратная связь — «Я сбился с курса». Я еще не видел Санскрита или жизни, втиснутыми в чьи-то подсчеты времени или стратегий. Санскрит это игра, танец энергии в вечном сейчас. Он, моделирующий жизнь, совершенно спроектирован, чтобы вести нас выше наших ожиданий, наших образов себя, нашей запрограммированности. Но мы должны быть готовы находиться в роли вечного учащегося, студента жизни, древности, вечной свободы, чудесно закодированных в этом сакральном языке. Если мы верим, что изучая сакральный язык, мы получим знание и силу, тогда мы смотрим на будущую цель, которая по определению оторвана от нашей настоящей природы. Сила сакрального языка в том, чтобы немедленно отразить это, как будто говоря «нет доступа». Сакральный язык, одна из тех вещей, что ведет нас к нашей собственной природе. Изучение Санскрита — это возможность узнать непосредственно самим то, что открыли риши давным-давно. Наиболее важно, что когда к нему подходят как к сакральному языку, он делает нас счастливыми.
С точки зрения Йоги, вся жизнь целиком вмещается в самадхи. Можно сказать, что самадхи — это суть Йоги. В «Йога-Сутре» самадхи определяется как «tad evaathamaatraanirbhaasam-svaruupa-shuunyam iva samaadhih», что означает «сознание, вовлеченное в постоянную фокусировку на единственном объекте», отражение только лишь объекта, как будто собственная природа пуста, это самадхи. Каждый имел опыт самадхи, то ли в детстве, или в каком-то опыте глубокой поглощенности, как, например, слушание музыки. Это время, когда наша обычная идентичность исчезает, потому, что наше обычное использование языка прекращено. Мой учитель обычно говорил «тело — это темница только до тех пор, пока ты не можешь приходить и уходить как тебе нравится». Опыт самадхи, это свобода приходить и уходить. Без самадхи мы живем в темнице языка, чьи стены состоят из слов, чьи кирпичи и запертые двери, это значения и важность, которые мы по незнанию придаем этим словам.
Необходимо решить раз и навсегда, что язык — первичный инструмент для ощущения наполненности жизнью, и «я выбираю использовать его таким образом», вместо бессознательного позволению языку прошлого, определять мою идентичность. «Я есть источник, предшествующий языку, а не следствие языка. Я использую язык, а не наоборот». Оказывается, что на каком-то уровне, возможно бессознательно, человек, который решил изучить Санскрит, решил использовать этот язык для того, для чего он был предназначен – быть свободным. Удивительно легко для такой группы людей поменять свое отношение к языку, поместить себя в источник языка, и затем выбрать и использовать язык способом, который дает доступ к Санскриту, с легкостью и наслаждением.
К счастью, Санскрит дал нам слово «satsanga», которое может быть определено как «масса людей, которые собрались вместе (sanga) для обнаружения реальности (sat)». Фундаментальное соглашение такой группы, как например собравшейся изучать Санскрит, состоит в том, что «Я есть» предшествует языку. Я использую язык, чтобы направить свое внимание на полное ощущение прекрасных звуков Санскрита, их гармоний и их организации, а так же на истину, которая выражена посредством языка. Язык, который делает это возможным, это язык Йоги, другого дара Санскрита. Satsanga договаривается о abhyaasa — избирательном и бдительном внимании к единой точке фокусировки, например, слушанью Санскрита. Она так же соглашается, что нет ничего «неправильного» в том, чтобы быть несфокусированным. Осознавая, что я несфокусирован, без satsanga — я могу беспокоиться о том, что я упустил то, что получили другие, я могу волноваться о том, что отстану — «другие преуспевают, там, где я ушибаюсь». Но в satsanga» где соглашением стал язык Йоги, существует vairaagya, или непривязанность — «полное внимание моих сил к тому, чтобы не привязывать себя к поведенческому опыту и просто возвращаться назад в точку, и признавать «я пропустил что-то — можно ли это повторить?». Для satsanga, если кто-то что-то пропустил — это возможность пересмотреть и уточнить, и насладиться снова, для каждого. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Истина, что мы есть одно, проявляется, когда мы движемся как одно, мы идем за пределы успеха и ошибки, и достигаем нашей естественной способности в совершенстве отражать все, что мы воспринимаем — самадхи, в котором мы чувствуем нюансы Санскрита, его силу, и тонкий способ, которым он резонирует в сердце нашего существа, как древняя и вечная музыка. Нет больше борьбы, чтобы выучиться, чтобы достичь и накопить знания. Слова Санскрита, через их звуковые вибрации как будто волны чистой энергии, которой мы наслаждаемся, как если бы смотрели представление, происходящее внутри нас — пока их значение описывает наше безграничное совершенство, как провидец всего, древний, вечный. Санскрит позволяет нам обонять безвременную радость вселенского звука и совершенного творения». 

(Вьяс Хьюстон М.А. Санскрит. Сакральная модель языка. / Пер. Р.Смирнова.)

* * *