Статья 3.11.3. Тантры как священное писание Тантрической Традиции. (ч.1).

продолжение

«Священные тексты, излагающие различные мистические знания, называются Тантрами (санскр. «ткань»). В них в форме диалогов Шивы и Шакти раскрываются «все тайны бытия» и «средство достижения освобождения и совершенства через желание». В текстах-Тантрах Шива выступает в роли наставляющего учителя, а Шакти — в роли прилежной ученицы. Общее число тантр неизвестно, так как диалоги Шивы и Шакти длятся бесконечно. Поэтому бесконечен и поток священных текстов Тантр. Время от времени Шива и Шакти являют отдельные тантры через наиболее достигнутых учителей тантрической традиции. Авторитетность каждой отдельной тантры определяется не столько древностью ее происхождения, сколько признанием ее богооткровенным Текстом авторитетными тантрическими учителями. Известны сотни относительно доступных Тантр. Все они написаны на санскрите и, как правило, не издаются и не переводятся на другие языки, оставаясь в манускриптах. Тайный смысл текстов Тантры передается Индийской Традицией в форме особых «ключей», ключевых понятий и приемов, позволяющих расшифровать наиболее сокровенную информацию, скрытую в тантрических священных текстах, как бы между строк. «Ключи» передаются устно от учителя к учителю».

(Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе Индуизма.)

«Тантра — это наука или садхана (духовная практика), построенная на огромном объеме религиозных и оккультных индуистских манускриптов, которые делают акцент на Шакти (энергии божества), обычно называемое Кундалини, которая исходит от божественного начала. Эти рукописи обычно изложены в форме диалога между богом Шивой и его женой Парвати. Те главы, где на вопросы отвечает Шива, называются Агама, а те, где рассказывает Парвати — Нигама.
Тантрические писания представляют собой эссенцию знания, собираемого еще с древних времен. Большинство текстов написано на Санскрите, но встречаются также отрывки на пали, пракрити, тибетском, хинди и бенгали. Они считаются энциклопедиями эзотерической мудрости, касаясь таких тем, как творение и разрушение Вселенной, поклонения божеству, духовные практики, ритуалы, оккультные силы и медитация. В Тантрах также рассматривается полная анатомия тела, включая чакры (духовные энергетические центры) и пути, соединяющие их, по которым путешествует Кундалини.
Считается, что по своему духу Тантры больше всего соответствуют веку Кали-юги (четвертой эры в индуистском исчислении, нашем времени). Невзирая на то, как разнообразны писания, все же у всех них есть одна общая характеристика — интегральный подход к садхане, с целью оптимального использования внешних и внутренних ресурсов».

(Тантра. Йога-центр «Эстетика».)

«Собственно, Тантризм в узком смысле слова — это учение Тантр, особых неведических текстов; в этом своем узком смысле Тантризм совпадает с Шактизмом, поскольку именно Шактизм опирается на Тантры. Однако шиваитские Агамы, тексты раннего этапа бытования Тантризма, также назывались «тантрами». Более того, встречаются свидетельства того, что Тантрами именовались также и 108 Самхит (впрочем, в реальности их больше) Панчаратры. Таким образом, в широком смысле слова Тантризм покрывает и агамический Шиваизм, и ранний Вишнуизм, и уж тем более Шактизм, а все их тексты следует считать тантрическими, хотя бы с формальной стороны. Но это верно лишь отчасти. Учитывая упомянутую выше эзотерическую специфику Тантризма в целом, мы можем разбить эти тексты на два уровня. Агамы, также как и многие Самхиты, представляют внешний уровень Тантризма, связанный с различными формами богопочитания, с обсуждением вопросов литургии, сооружения храмов и инсталляции мурти, и проч. Тантры же «как таковые» сосредоточиваются на проблемах внутреннего совершенствования адепта, на внутренней ритуальной деятельности. «Тантры и Агамы соотносятся друг с другом так, как соотносятся Упанишады с ведическими ритуальными Сутрами». Goudriaan T., Gupta S. Hindu Tantric and Sakta Literature. Wiesbaden, 1981. Р.8. Впрочем, немало Тантр, особенно относящихся к «правому пути», описывали те же темы, что и Агамы».

(Пахомов С.В. Проблема идентификации в индуистском Тантризме.
// Путь Востока. Материалы VII Молодежной научной конференции по
проблемам философии, религии, культуры Востока. Выпуск 33. СПб. 2004г. C.50-54)

«С одной стороны, Тантры — это священные произведения Шактизма (однако не все произведения шактов автоматически являются Тантрами (cм. Goudriaan T, Gupta S. Hindu Tantric and Sakta Literature. Wiesbaden 1981. p. 7). С другой стороны — Тантрами часто называются неведические произведения иных индуистских течений, прежде всего Шиваизма. С третьей же — Тантры могут восприниматься очень широко, почти совпадая с понятием «тантрическая литература». В «Камика-Агаме» тантрическим текстом называется такой, который раскрывает тонкие вопросы, связанные с таттвой и мантрой, и образует особое ответвление ведического знания. Интересно, что Тантры, как и Пураны (а до них Махабхарата), часто называются (например, в «Нируттара-Тантре») Панчама-Ведой, т.е. текстами, содержащими знание, которое дополняет первоначальное ведическое откровение. Выбор того или иного значения зависит от позиции исследователя. Когда я употребляю здесь термин «тантра», то, прежде всего, ориентируюсь на первое значение, а при необходимости — и на второе. Под тантрическим текстом будет подразумеваться Тантра в своем третьем значении.
Не все Тантры одинаково ценны и одинаково авторитетны; довольно многие из них представляют собой простые компиляции и подражания. Среди наиболее значительных можно назвать такие, как «Куларнава-Тантра», «Шактисамгама-Тантра», «Рудра-ямала-Тантра», «Виджняна-бхайрава-Тантра», «Маханирвана-Тантра», «Камакалавиласа-Тантра» и др.
Понятие «Тантра» часто служит синонимом для текстов родственной Шактизму Традиции — шиваитской, в которой они называются Агамами».

(Пахомов. С.В. Индуистская тантрическая литература.
Ж. «Восток» №2 март-апрель 2005г. стр. 16- 27)

«Слово «тантра» в буквальном переводе с Санскрита означает «сеть» или «ткань», «тканое полотно». «Ткань» полярностей, противоположностей внутри каждого индивидуума — сознание-бессознательность, мужское-женское, вдох-выдох…
История Тантрических Традиций и их взаимосвязей достаточно сложна. Хотя Тантризм уходит корнями в древность, тантрические тексты датированы VII, IX или X вв. н.э. До этого практика Тантры традиционно передавалась исключительно устно, от учителя к ученику, и передаваемые по цепи ученической преемственности мантры, знания и руководства для практики никем не записывались. Из-за того, что человеческая память несовершенна, а также число посвященных адептов Тантры было незначительным, Тантрическая Традиция могла быть утрачена. Поэтому возникла необходимость сохранить тантрические откровения в письменном виде.
Однако тантрические писания, как правило, не следует воспринимать плоско и буквально. В тантрических текстах используется символический язык, которым зашифрован и защищен от непосвященных истинный смысл сказанного. Ключи к понимаю сакральных символических текстов по-прежнему традиционно передаются только устно, лично от учителя к ученику.
Тантры рассматриваются как независимое божественное откровение, которое пришло на смену ортодоксальному индуистскому божественному откровению Вед. Среди самых ранних Тантр — Шайва-Тантры (сосредоточенные на Шиве), хотя также существуют Вайшнава-Тантры (сосредоточенные на Вишну) и Шакта-Тантра (сосредоточенные на Богине, Шакти). Сурья-Тантры в настоящий момент считаются утраченными».

(Тантра. Мастерская самосознания «Атмавиль».)

«Пожалуй нет более запутанного в современном обществе мистического течения, чем учение Тантры. «Тантра» — букв. непрерывность, связь, нить. Учение Тантры, как таковое зародилось в Индии. Своими корнями Тантра уходит в древние индуистские учения. Чтобы понять основы возникновения тантрических идей, следует хотя бы немного разбираться в истории самой Индии, которая тесно переплетается с философско-религиозными воззрениями самих индусов.
Именно с конца I тыс. н.э. начинается индуистский период философии Индии, который основан на Учении Тантры. Тантра не опровергает Веды. В основе своей она признаёт Веды и Упанишады, однако тантрическое учение опирается на собственные тексты — Тантры, Философия Тантры утверждает, что ведические учения верны, однако на этот период исторического существования (эпоха, именуемая Кали-юга) для Духовной Реализации наиболее полно подходит Тантра. Тантры делятся на: Агамы, Нигамы и Упа-Тантры. Как правило, тантрические тексты составлены в форме диалога между Шивой и его супругой Шакти. Такие тексты бывают двух видов: Агамы и Нигамы. Упа-Тантры представляют собой диалог Шивы и Шакти с каким-либо мифологическим персонажем. Свод тантрических текстов включает в себя 28 Агам Шиваизма, 108 Самхит Вишнуизма (школа Панча-Тантра) и 64 Тантры Шактизма (на самом деле, число Тантр и Самхит около 200). Тексты других школ Тантры обычно также называются Агамами, хотя они и не составлены в форме диалога между Шивой и Шакти. В каждой школе есть свой набор используемых Тантр. Особенность индийских тантрических школ заключена в том, что все они опираются на философию Тантры и соответственно на тантрические тексты».

(Три Драгоценности. Тантра. интернет-сайт «Школа Самосовершенствования».)

«Источники изучения Шактизма. Самый большой класс текстов, содержащих информацию о Шактизме, составляют Тантры. Тантры бывают трех типов: Агамы, Нигамы и упа-Тантры. Агамы и Нигамы представляют собой диалоги Шивы и его супруги на философские темы, причем в Агамах Шива поучает свою Шакти, а в Нигамах наоборот, Шакти поучает Шиву. Упа-Тантры представляют из себя диалог Шивы или Шакти с каким-либо мифологическим персонажем. По одной из традиционных классификаций, свод тантрической литературы включает в себя 28 Агам Шиваизма, 108 Самхит Вишнуизма (школа Панчатантра) и 64 Тантры Шактизма (на самом деле, число Тантр и Самхит намного больше). Наиболее важны среди Тантр — «Куларнава-Тантра», «Маха-нирвана-Тантра» и «Тантра-раджа-Тантра».
Написаны Тантры темным языком, непонятным без комментария. Содержание их разнообразно, оно включает в себя метафизические спекуляции, техники Йоги, магико-сексуальные ритуалы, предписания относительно храмового поклонения и др. Именно в Тантрах развивается представление о божественной энергии — Шакти, символизируемой в женском облике и пробуждаемой с помощью йогических техник. Многие считают, что именно в Тантрах нашло отражение мировоззрение Индской Цивилизации с присущим ему поклонением женскому началу. Тантрическая Традиция в Индуизме всегда находилась в серьезной оппозиции к Традиции Ведической (брахманистской) и в то же время образовывала вместе с ней сложный конгломерат. Так, современный индуистский ритуал в основном является тантрическим, а не ведическим. Что касается времени создания Тантр, то Шивайя Субрамуниясвами относит их даже к VI-V тыс. до н.э. Однако в науных кругах принято считать Тантры не такими древними, ибо дошедшие до нас рукописи датируются начиная с IX в. н.э., при этом высказывается предположение, что тексты составлялись уже в VII-VIII вв. н.э. (Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, с. 412; Пахомов 2002 2002, с. 138; Субрамуниясвами, с. 629; Тантрический путь, с. 52; Nelson). В настоящее время некоторые Тантры переведены с Санскрита и изданы, но многие существуют только как рукописные тексты, бережно оберегаемые шактистами и недоступные для ученых».

(Игнатьев А.А. Генезис и эволюция Шактизма.)

«Термины «сутры» и «тантры» встречаются нам довольно часто, например, в названиях основных текстов йоги («Йога-Сутра»). Однако не все знают, чем они друг от друга отличаются и что означают.
Сутры — это сложные философские или практические тексты, рассчитанные на подготовленного читателя. Предназначались для обучения сложным техникам. Отличаются кратким и аллегорическим изложением (чтобы удобнее было заучивать наизусть). Без опытного наставника и «ключей» разобраться в них почти невозможно -предполагалось, что учитель будет давать устные комментарии. Отсутствует описание конкретных техник, рассказывается только о видах практик и их результатах, воздействии на человека. Наиболее известные сутры: «Брахма-Сутра», «Шива-Сутра», «Йога-Сутра».
Тантры (появляются примерно в начале н.э.) — тексты, описывающие различные психофизические техники и практики. Много о работе с мантрами. Нередко связаны с культами поклонения женским божествам. Часто представлены в виде диалога между Шивой и Парвати. Например, в «Вигьяна-Бхайрава-Тантре» («Тантра мудрости Шивы»), Шива описывает более 100 методов достижения самадхи при помощи разных способов концентрации».
Часто передача тантр была семейной. Составители специально усложняли язык, чтобы непосвященные не могли разобраться в тексте без гуру. Некоторые трактаты до сих пор невозможно расшифровать.
К Тантрам относятся и трактаты по Хатха-Йоге. В основном это тексты Традиции Натхов — бродячих йогинов-аскетов (школа появилась в средние века, главные тексты — в XIV-XVI вв.). Особенность Натхов в том, что их основной практикой была именно Хатха-Йога. Орден существует до сих пор, однако стал одной из школ Индуизма, и Хатха-Йога там более не практикуется. Основные тексты — «Хатха-Йога-Прадипика» и «Гхеранда-Самхита».
Существуют еще тантрические Упанишады (древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера), в которых рассказывается в основном о техниках медитации и работе с кундалини. К ним относятся, например, «Йога-Таттва-Упанишада»».

(А.Гурьева. Сутры и Тантры в традиции Индуизма. 13.06.12г.)

«Веды, Пураны и Тантры. Большинство «брахманов по рождению» всё же сохраняли вверенную им живую мудрость точно и бережно, честно выполняя свой долг. Более того, они «вливали» эти старые (пурана) знания в сосуды новых идей, и так появились группы текстов, которые впоследствии стали известны как Тантры и Пураны. И хотя составители Пуран и тантрических текстов стремились сохранить непрерывным тайный поток ведической мудрости, к одному и тому же мифологическому материалу они зачастую подходили с совершенно различных позиций. Отчасти это было обусловлено разнообразием вариантов толкования мифов. Пураны и Тантры основываются во многом на одних и тех же принципах, в числе которых — учение о Девяти Планетах. Но при этом Тантры сосредоточены на практическом применении живой мудрости (как мы видели в разделе об упайях), а Пураны — на теории.
Исследователь Людо Рочер считает, что самая яркая особенность всех предметов, которые в Индии обозначают словом «пурана», — это то, что они одновременно являются древними и новыми. Они существуют с незапамятных времён и претерпели бесчисленные обновления и перерождения, подобно самому роду человеческому. Традиционная этимология возводит слово «пурана» к выражению «пура хи анати идам», что означает: «это дыхание прошедших времён» («Вайю-Пурана», 1.183). Пураны преподносят ведическую реальность по-новому, встраивая её в новый контекст и творя новые образы, лучше передающие эту реальность в новом мире. Более того, Пураны утверждают, что и сами Веды — это Пураны, а Пураны — это Веды, что они являются частями единого потока знания, живущего в изменяющемся мире. Веды можно уподобить старшим сановникам в государстве, а Пураны и Тантры — их младшим коллегам, получившим от них санкцию на воплощение новых идей и проектов.
После того как «космос» Вед замкнулся в себе, живой миф в Индии стал воплощаться во Вселенных Тантр и Пуран, которые ещё долго оставались открытыми для вновь возникавших божеств и понятий, поддерживавших связь мифа с ведическим откровением. Создатели Пуран и Тантр стремились сохранить невредимой эту цепь преемственности и распространить на Пураны ореол святости, до тех пор присущий только Ведам. Вот почему Пураны и связанные с ними эпические поэмы «Рамаяну» и «Махабхарату» иногда называют «Пятой Ведой».
Великий риши Вьяса, по преданию разделивший некогда единую Веду на четыре части, также считается автором Пуран и «Махабхараты». Однако «Пятая Веда» отличается от четырёх своих «сестёр» своей общедоступностью. Обстановка на заре формирования ведической религии была такова, что Веды превратились в «частную собственность» лиц мужского пола, принадлежащих к высшим кастам. Пураны же открыты для всех искренних людей независимо от пола и касты. Подобным же образом тантрические ритуалы открыты и доступны всем, кто в состоянии их совершать».

(Гуру Шиваисса. Школа Шакти. 2005г.)

«Санскритское слово «тантра» имеет множество значений: основа, правило, порядок, система, зависимость, писание, трактат, ритуал, метод и др. В индийской религиозной традиции (Бхарата-Дхарма; современное название — Хинду-Дхарма или Индуизм), а также в Буддизме слово «тантра» используется в различных значениях и не является названием какого-либо единого учения, традиции или метода. Однако как обобщающий термин, а также из-за отсутствия более подходящего слова название «тантра» часто используется для обозначения системы практики или писаний в некоторых религиозных традициях, которые вследствие многих общих признаков определяются как тантрические (тантрика).
Согласно традиционной (тантрической) этимологии Тантра означает Шастру (священное писание) особой садханы, значение которой объясняет следующая анаграмма из «Камика-Агамы» (Пурва-камика 1.29): tanoti vipulan arthan tattva-mantra-samanvitan tranam ca kurute yasmat tantram ityabhidhiyate — Оттого, что она распространяет (таноти) обширные знания вместе с их таттвой (элемент, сущность) и мантрой, а также оттого, что она приносит освобождение (транам), она называется тантрой».
В более конкретном значении (согласно комментарию Ачарьи Харихарананды к «Маха-нирвана-Тантре») «тантра есть особое писание, сказанное Шивой Амбике (Матери Вселенной, Парвати) и записанное (их сыном) Ганешей». (11.9) Поэтому Тантра известна как Шива-Шасана (указание Шивы).
Беседы Шивы и Шакти образуют обширный корпус текстов многочисленных тантрических традиций (Тантрика-сампрадая) Шайвы (Шиваизма) и Шакты (Шактизма). В некоторых Тантрах Шива говорит богам и великим мудрецам. Существуют также Тантры, сказанные Нараяной (Вишну), Брахмой и другими божествами, махасиддхами и великими учителями (ачарья).
«Панчаратра-Агама» (свод вишнуитских тантрических писаний) разделяет Тантру на пять основных видов (в соответствии с именами их создателей: Шивы, Вишну, Брахмы, Сурьи и кумаров): «Шайва, шакта, брахма, саура и каумара — так пятикратно разделяется Тантра и провозгласившие ее». («Вишну-Самхита» 2.20).
В «Сатвата-Тантре» (9.25-30) рассказывается о происхождении и последующем распространении вишнуитских Тантр, сказанных Шивой. Шри-Шива говорит дэвариши (божественному мудрецу, сыну Брахмы) Нараде: «Став преданной Вишну вследствие общения со мной (в Вишнуизме Шива считается великим преданным Вишну), Повелительница богов (Сурешвари, эпитет Парвати) стала спрашивать меня. Бывшие там (в духовном мире Вишну) великие преданные Бхагавана, кумары (четверо вечно юных риши) и другие великие владыки, а также Кубера и другие божества, предавшиеся лотосоподобным стопам Кришны, также многократно спрашивали меня. О высший из дважды рожденных, эти вопросы и сказанные мной ответы, в высшей степени благоприятные и очищающие всех, сосредоточенно записал мой сын Ганеша, находившийся рядом. Из этих моих бесед появились шастры, приносящие благо для всех. Мудрецы, слышавшие эти Тантры, о лучший из мудрецов, будут многократно рассказывать их во всех местах на земле».
Тантрические писания, сказанные древними мудрецами, известны как упа-Тантры (вторичные, дополнительные Тантры). В «Варахи-Тантре» говорится: «Васиштха, Капила, а также Нарада и Гарга, Пуластья, Бхаргава, Яджнявалкья, Бхригу, Шукра, Брихаспати — этими и другими мудрецами были изложены многочисленные упатантры».
Буддийская Тантра (Ваджраяна, Мантраяна или Тантраяна) имеет собственное происхождение и тексты. Учение Тантры (Ваджраяны) сообщил сам Гаутама Будда. Каждая Тантра обычно представляет наставления Будды, данные кому-либо из его учеников, бодхисаттв или идамов (тантрических божеств).
В «Гухья-самаджа-Тантре» (патала 18) значение слова «тантра» объясняется как соединение двух начал (Праджня и Упайя). Праджня означает запредельную мудрость, имеющую женскую (пассивную) природу. Упайя («метод») является активным (мужским) принципом, обладающим силой устремленности (упайо бхава-лакшанам) и искусных средств. «Соединение (Праджни и Упайи) называется Тантрой (прабандхам тантрам акхьятам)».
В Тибете слово «тантра» обычно обозначает «тантрическое писание» (rgyud) или переводится тем же словом, что и «мантра» (snags).
В Китае Тантра появилась как учение Мидзун (Тайное слово или мантра). Однако в Китае она не получила такого распространения, как в Японии, где она стала известной под названием Сингон (означает то же, что и мидзун).
Количество тантрических писаний необычайно велико. Существует множество видов Тантр: Агама, Нигама, Тантра, Ямала, Дамара и др., а также различные тантрические Самхиты, Сукты, Сутры и другие Шастры. Все это известно как Тантра-Шастра.
Содержание Тантр объясняют, обобщают и дополняют различные тантрические компендиумы, комментарии, поэтические произведения и другие сочинения известных тантрических учителей.
Принадлежность какой-либо Шастры к классу Тантр устанавливается Традицией. В названии многих тантрических писаний («Уттара-шатка», «Пара-тримшика» и др.) принадлежность к классу Тантр не обозначена. Следует также иметь в виду, что в различных тантрических традициях Тантрами называются, прежде всего, свои тантрические тексты, но не Тантры других традиций».

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Журнал «Садхана» №1 1998г.)

«Обращаясь к теме тантрической литературы, мы намерены ограничиться территорией Индуизма, не затрагивая обширный комплекс буддийской Тантры и немногочисленные джайнские аналоги. Впрочем, и за вычетом буддийских и джайнских тантрических текстов остается поистине необъятное море индуистских сочинений, многие из которых до сих пор не переведены на европейские языки и с академической точки зрения не изучены, оставаясь скромными литературными эндемиками.
Тантрические тексты — органичная и очень важная часть индийской духовной литературы. <…>.
Произведя редукцию общего массива тантрических текстов до индуистских пределов, мы совершим внутри этих пределов еще одну редукцию, вынеся за рамки рассмотрения все жанры тантрической литературы, за исключением самих Тантр, преимущественно шактистских. Ведь Тантры составляют ядро тантрической литературы, и поэтому они достаточно репрезентативны для того, чтобы адекватно судить о ней, равно как и о Тантризме в целом. (В данной статье мы оставляем в стороне сложный вопрос о том, почему те или иные тексты тантрических традиций называли себя Тантрами. Об этом, в частности, см. Гудриаан, Гупта, 1981).
Специфика Тантры может быть рассмотрена как изнутри, т.е. с точки зрения самих носителей Традиции, так и извне. Если мы хотим понять эту специфику в максимально целостном виде, следует учитывать обе эти точки зрения. Мы хотели бы подчеркнуть важность этого методологического приема. Несомненно, приоритетной выглядит позиция адептов. Однако в том случае, когда понимание Тантры попадает в исключительную зависимость от мнений ее создателей и их последователей, мы не сможем избавиться от оценочной окраски, не сумеем понять объективный характер текста, не сможем адекватно соотнести его смыслы со смыслами других, нетантрических, текстов — при том, что многие сюжеты, образы, идеи, как было упомянуто выше, пришли в Тантры именно из нетантрической литературы.<…>.
Итак, начнем с первого взгляда — исходящего изнутри традиции. Если проанализировать адептуальные представления, то перед нами окажется совокупность характеристик, сводимых к наиболее важной: тантра есть специфический священный текст. Но что означает «священство» того или иного текста? Думается, что в первую очередь оно демонстрирует особую семантику, отличающую такой тип текста от прочих литературных типов, относящихся к повседневному существованию. Расставленные в священном тексте акценты показывают более высокие категории бытия, определяют смысловой и ценностный горизонт человека, стремящегося жить духовной жизнью.
Священный характер текста размывает понятие авторства. Вообще говоря, очень многим священным текстам, в том числе и Тантрам, присуще двойное, вертикальное авторство. Суть этой позиции состоит в следующем. Во-первых, есть «главный автор», в качестве которого выступает то или иное божество. В Тантрах таким божеством чаще всего является Шива. Шива адресует свое речение конкретному персонажу (обычно это его супруга Шакти), обращающемуся к нему с конкретной просьбой. Произнесение текста богом, хотя оно и увязывается с определенной квазиисторической эпохой, происходит вне времени, в вечности. Во-вторых, есть личность земного медиатора, авторитетного духовного наставника, который, схватывая смысл и саму форму текста в откровении, передает полученное знание заинтересованным людям. Духовная сверхчуткость этого «вторичного» автора, находящегося на более низкой ступени иерархии (по сравнению с божеством), позволяет ему улавливать и актуализировать трансцендентный, вечный смысл тантры. Этот посредник может, например, избираться самим божеством (как в случае с основателем Кашмирского Шиваизма Васугуптой), либо он может как бы случайно узнать о сакральном знании, которое первоначально не предназначалось для посторонних ушей. Для последнего случая характерен эпизод с Матсьендранатхой, основателем Школы Натхов, который подслушал в образе рыбы разговор между Шивой и Шакти и затем воспроизвел их беседу в текстовой форме [Элиаде, 2004: 386].
Священство текста, среди прочего, предполагает статус божественного совершенства. В таком тексте все правильно, все верно; он лишен изъянов и абсолютно безупречен. Кроме того, он полностью категоричен в своих положениях. Его весть — это истина в последней инстанции, и усомниться в ней означает подвергнуть сомнению ценность тех теорий и практик, которые освящает сам этот текст. Священный текст обладает непререкаемым авторитетом. Он не терпит раздвоенности сознания тех, к кому обращен: либо ты целиком принимаешь его, и тогда становишься его последователем, адептом, либо не принимаешь, и тогда оказываешься вне Традиции. Существенен сам способ циркулирования священного текста: он не столько читается адептом, сколько проживается всеми его психотелесными структурами, и с изложенными в тексте постулатами последователю учения вменяется в обязанность постоянно соразмерять события своей внутренней и внешней жизни. Можно сказать, что с точки зрения прагматики священный текст организован прескриптивно и нормативно.
Далее, Тантры часто подчеркивают, что они — тайные тексты. Библейское «не мечите бисер перед свиньями» в полной мере приложимо к данной позиции. По словам «Куларнава-Тантры» (XI. 83), «как молоко содержится в кокосовом орехе, так и учение Кулы (одно из тантрических направлений — С.П.) следует хранить в тайне». Подобная эзотеричность священного текста, ограждающая его от посягательств профанических идей, может означать сразу несколько факторов. Во-первых, содержание тантры не поддается познанию «с наскоку», но требует особой духовной «профессионализации». Во-вторых, тантрические принципы невозможно постичь с позиций профанического мировоззрения, соответственно, они предполагают особые каналы понимания. В-третьих, эти истины в какой-то мере опасны для обычного индивида, потому что они ломают привычный для него способ жизнеустройства. В-четвертых, при всей своей духовной силе они и сами парадоксально хрупки, не вынося давления со стороны грубого внешнего окружения: ведь это давление способно привести к забвению и угасанию Традиции, лишить текст его эффективности («Йони-Тантра». III. 2).
Тайность священного текста позволяет ему добиться максимальной чистоты спиритуальной линии, четкого отделения «зерен» от «плевел»; эта демаркация ориентирована на духовное освобождение. Здесь Тантры показывают свою сотериологическую направленность. Священство тантры — не призыв к благоговейному, пассивному созерцанию текста, а использование его для конкретной духовной деятельности. Иными словами, тантра — не культовый объект, а своего рода учебное пособие, предназначенное для активного преображения сознания адепта в русле мировоззренческих установок данной тантрической школы.<…>.
Тексты Тантр составлялись на протяжении более тысячи лет, примерно с VII по XIX вв., (по мнению Р.Рао, с X по XVIII вв. См.: [Рао, 2002: 79]) и наиболее активно этот процесс происходил в XIII-XVIII вв. Впрочем, мы не станем утверждать наверняка, что в современную эпоху они уже не создаются. Далеко не все нынешние тантрические направления, продолжающие классические линии или тяготеющие к ним, афишируют сегодня свою деятельность, опасаясь непонимания и клишированного восприятия Тантрической Традиции, сложившегося не только за пределами Индии, но и в ней самой. (О становлении тантрической литературы см.: [Пахомов, 2005: 22 сл.]).
Количество Тантр по разным причинам не поддается точному подсчету. Правда, тантрические авторы часто оперируют «каноническим» числом 64 (напр., «Махасиддхисарасвата»); однако данное число не следует воспринимать как некую универсалию, с помощью которой тантристы пытались охватить все многообразие наименований текстов на каком-то конкретном историческом этапе, скорее, это символ некой завершенности, формальной и содержательной полноты.
Тантры отличаются по своему размеру: некоторые из них достаточно невелики (например, «Марджари-Тантра» состоит всего из десяти шлок), другие более объемны. Как уже отмечалось выше, тантра представляет собой диалог, действующими лицами которого выступают обычно бог и богиня. Один из персонажей является вопрошателем, своими вопросами задающим тон и направление всему произведению. В том случае, если вопрошает богиня, а отвечает бог, такой тип тантры называется агамой; если же наоборот (это более редкий случай) — нигамой (например, «Кулачудамани-Тантра»).
Как правило, в первой главе тантры затрагиваются вопросы общего, философского характера — о природе божества, происхождении мира, плачевном положении людей в современную эпоху и т.д. Обычно уже в самом начале тантры главный ее персонаж сообщает, ради чего она создана, какую цель преследует. Подчеркивая фундаментальные изъяны сансары, тантра предлагает, на ее взгляд, наиболее эффективные средства для вызволения из «океана страдания». Соответственно, цель каждой тантры — мокша. По словам «Куларнава-Тантры» (I. 6), «узнав это учение, человек освободится от сансары». Путь к мокше, т.е. собственно описание всевозможных ритуальных, магических, психопрактических, эротических и прочих методов, составляет основную часть текста. Философия же не играет в тантре доминирующую роль: она есть своего рода «служанка практики» и часто используется для общего осмысления полученных в духовном опыте результатов».

(Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы. 01.09.2006г.)

 

1.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Шакты воспринимали Веды как основные священные писания, а Шакта-Тантры — как тексты, разъясняющие значения для достижения цели, поставленной в Ведах».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Старклайт. 2002г.)

«Самое полное и детальное описание этой формы Йоги, методическое и практическое, можно найти в текстах по Хатха-Йоге и в Тантрах, которые являются руководствами не только по индуистским ритуалам, но и по оккультизму».

(Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. (пер. А.Ригина). М. Грамма. 1994г.)

«Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры. Термин «тантра» можно проинтерпретировать и как «тайный (оберегаемый) текст».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма.
/ Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.)

«Тантра (санскp. букв. «ткань») — учебник, содеpжащий основные пpавила доктpины. В узком смысле слова — сочинение, где излагаются некотоpые эзотеpические доктpины Индуизма и Буддизма, имеющие в основном пpактическую напpавленность или же связанные с сексуальной жизнью».

(Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. СПб. 1997г.)

«Тантры — это не книги о колдовстве, чародействе, магических заклинаниях и мистических формулах. Это удивительные писания. Все люди, независимо от их кастовых, религиозных, национальных различий, могут почерпнуть в них вдохновение и обрести духовную силу, мудрость и вечное блаженство. Это писания, предназначенные для духовной практики. Они указывают путь к освобождению, совершенству и вечному блаженству».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита. Северная столица. 2004г.)

«Глоссарий. Тантры — священные тексты (называемые также Агамами или более собирательно Пятой Ведой), рассматривающие различные вопросы науки человеческого тела и души. Они охватывают большую часть Йоги. Язык, который они, как правило, используют, в высшей степени символический, а подходящий ключ к применению знаний и практик, сообщаемых Тантрами, передается исключительно от учителя к ученику и поэтому практически недоступен непосвященным».

(Свами Шиваприянанда. Секретная сила тантрического дыхания. Старклайт. 2001г.)

«Ритуал у индусов фиксируется в многочисленных текстах, обозначаемых как Агама («предание») или Тантра (букв. «ткань», т.е. некое связное изложение). Буддийские Тантры, выстроенные в своеобразную теорию, известны начиная со второй половины I в. н.э. Тантры дают предписания для отдельных ритуалов, основанные на метафизических положениях. Основу всех церемоний, почитаемых обязательными для верующего, составляет универсальное магическое мировоззрение, вырастающее из представлений о том, что все события в космосе теснейшим образом связаны между собою и что некие таинственные нити соединяют каждое слово, действие, каждую мысль с вечной первоосновой мира».

(Хельмут фон Глазенапп. Буддийские таинства. Тайные учения и
ритуалы «Алмазной колесницы» (главы из книги). Пер. с нем., пред. и прим.
Н.Н.Трубниковой. «Вопросы философии» 1994г. № 7-8. С.208-236)

«1.2.8. Агамы и Тантры. Слово «тантра» означает «веревка», «плетение» и «строение ткани», т.е. Тантры как бы сплетают, собирают Знание воедино. Тантры разъясняют традиционную доктрину. Как Агамы, они представляют собой практическое руководство по поклонению, призывающее нас вместо пустых размышлений испытать все на собственном опыте. Они предназначены для практического применения. Разница между значениями слов «агама» и «тантра» небольшая. Оба они более или менее обозначают один и тот же вид деятельности, но слово «тантра» в данном случае просто заменяет слово «агама». То, что общепринято считается Тантризмом, фактически, является просто религиозной доктриной, содержащейся в определенных Тантрах».

(Разделы Ведической литературы. Из книги Према
Раса Даса и Сандипани Муни Даса «Книга самскар.
Очистительные обряды для успешной жизни».)

«По мере того как коренные жители Индии все более подпадали под арийское влияние, все шире распространялась индуистская религия. Как высший, дравидский, так и низший, коренной народ содействовали изменению старого ведийского культа жертвоприношений, превратив его в поклонения в храмах и народные празднества. По мере того как новые племена ассимилировались, образовывались новые секты, каждая со своими отличительными знаками (тилака), своей формой посвящения (дикша), своим учителем (гуру), своими заклинаниями (мантры) и своими книгами (шастры). На самом раннем этапе Индуизм развил важные культы Вишнуизма, Шиваизма и Шактизма с их различными книгами — «Панчаратра-Санхитой», «Шайва-Агамой» и «Тантрой». Постепенно поклонение Шакти как Матери Мира вытеснило ведийскую обрядность. Литература, относящаяся к этой фазе Индуизма, называется Тантра. Известна она благодаря характерному для нее благоговению перед женщинами, которые рассматриваются как формы божественной Матери».

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957; 1993г.)

«Урок 13. Тема VI. Тантра. Тантры — священное писание темных веков. В тантрических текстах даются детальные описания различных эпох проявленного мира. Каждая махаюга подразделяется на четыре юги (эры): 1. Сатья-юга — золотой век , или эра истины. 2. Трета-юга — серебряный век. 3. Двапара-юга — медный век. 4. Кали-юга — железный век, или темная эра.
Согласно Тантре, а также многим другим системам по всему миру, в настоящее время мы живем в темную эру (Кали-югу). Считается, что эта эра началась за 3120 лет до христианской эры. Говорят, что период, в который мы сейчас живем, — это эра, когда гармоничная жизнь приходит в наибольший упадок, когда люди почти полностью утрачивают равновесие с самими собой и окружающей средой. Говорят, что для каждой из четырех эр существует свой тип священного писания, призванного вести каждого к более высокому осознанию при наличии у него такого стремления. Тантрические писания считаются идеальными для теперешней Кали-юги. В «Куларнава-Тантре» говорится: «В Сатья-юге формой священного писания является откровение (Шрути). В Трета-юге следует придерживаться писаний, сохраняемых в памяти (Смрити). Писания Двапара-юги — это Пураны (писания в форме мифов), в то время как Агамы (Тантры) больше всего подходят для Кали-юги».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«В соответствии с одной традицией считается, что Тантры — это пятая Веда; для каждого периода Бог создал своё писание: для Сатья-юги — Веды; для Трета-юги — Смрити; для Двапара-юги — Пураны; для Кали-юги — Тантры. Тантры предназначаются человечеству Кали-юги. В них открывается не относящаяся к этому времени истина, адаптированная к сильно ослабленным способностям людей этой юги. Слово «Тантра» означает что-то, расширяющее знание, «таньяте вистарьяте, джнанам анена тантрам».
Практики, близкие Тантризму очень древние. Их обнаруживают и в Ригведе, и в Атхарваведе. Некоторые считают, что они произошли ещё в до-ведические времена. Но как вид литературы с философским смыслом Тантры появились гораздо позднее. Если тантрические работы можно отнести к началу Христианской Эры, если не раньше, то последние появились не позднее XVIII-XIX вв.
Тантры, вообще говоря, можно разделить на пять категорий: Шайва, Шакта, Вайшнава, Шаура и Ганапатья. Свои собственные Тантры также имеют буддисты. Обнаруживается сходство в композиции брахманических и буддийских тантрических текстов.
В Тантрах соблюдается строгое следование обычаям Тантризма как Шрути или Агама, «откровение», как противоположность Смрити или Нигама, «традиция». Слово Агама подразумевает Шастру, посвящённую Шивой его божественной супруге Парвати. Аналогично, Нигама подразумевает класс Тантр, пришедших от Парвати. Большинство тантрических произведений Шайва и Шакта представлены в виде диалога Шивы с каким-либо аспектом его божественной супруги. В Тантрах Вайшнава говорящим является один из аспектов Вишну. В буддийских Тантрах, называемых сангити, говорящим или автором надлежит быть Будде или Бодхисаттве.
Говорят, что индийские Тантры произошли из Вед. Если тантрические практики могут быть отнесены к временам Вед и Упанишад, то Тантры как особый вид литературы и садханы, несомненно, связан с ростом Шайвизма. Санкхья-Йога придала им важную философскую подоплёку.
Хотя хронологическая схема Тантр не может быть понята при настоящем уровне знаний, кажется, что Тантры типа Агама принадлежат первым пяти-шести векам Христианской Эры, от периода Кушан до конца периода Гупты.
Следующая стадия развития индийских Тантр, вероятно, отражена в классе литературы, известной как Ямала. Справедливо будет сказать, что литература Ямала зародилась между VI и IX вв. н.э. Существует восемь основных ямал: Рудра, Канда (Сканда), Брахма, Вишну, Яма, Вайю, Кубера и Индра. Тогда как подлинные Шива-Тантры или Агамы представляют Традицию Рудры или Сада-Шивы, Тантры Ямала представляют традицию Бхайравы. Говорят, что бхайравы имели человеческих учителей, достигших полного освобождения и практически ставших Шивой.
Ямалы свидетельствуют о сильном развитии тантрической садханы. Это не только попытка определить, во-первых, различные тантрические традиции, но и введение большого разнообразия в поклонении новым богам и богиням. Они вводят, во-первых, хорошо развитый тантрический пантеон и несомненно, что при этом использовалось большое количество местных культов. Также они открывают тантрическую садхану для других каст. В соответствии с «Брахма-ямалой», существует тантрическая садхана трёх типов: дакшина, вама и мадхьяма, соответствующих трём гунам: саттве, раджасу и тамасу. «Джайядратха-ямала», одно из дополнений «Брахма-ямалы», содержит упоминание о большом количестве божеств, в основном Шакти, таких как Калика, Рашакали, Индивара Калика, Дханадакалика, Дживакали, Ракшакарани, Бхайрвадакини, Калантаки, Вирьякали, Сиддхилакшми и т.д.
Постепенно Шактизму придаётся всё большее значение. К X в. индийские Тантры приобрели шактический характер, основной целью стало не достижение освобождения, а приобретение власти над силами природы.
Концепция Шакти как изначальной энергии, явно прослеживается в последовательном развитии индийской литературы и философии, с различными символами и иносказаниями. Шактизм является одним из важных культов в современной Индии. Шакти или Богиня Мать почитается различными способами. Ей посвящены многочисленные места поклонения и изображения, находящиеся в различных частях страны. Та или другая форма этого божества считается Иштадеватой, т.е. божеством, охраняющим Шактов (поклонников Шакти). Однако, не будучи привязанными исключительно к одному божеству, Шакты уделяют внимание и возносят молитвы также и другим божествам. По всей стране проводится большое количество праздников, посвящённых этим Шакти-божествам.
С упадком Буддизма в Индии, начиная примерно с X в., многие индийские и буддийские тантрические секты смешались друг с другом, что в целом проявилось в Тантризме как Шактизм. Это хорошо отражено в индуистской «Самбхога(Саммахана)-Тантре», созданной примерно в XIV в.».

(Джагги О.П. Йогическая и Тантрическая медицина. / Пер Анны Агапкиной.)

* * *

Таким образом, если подводить итог, то, согласно выше приведенной информации, Тантры, если их рассматривать как тексты Тантрической Традиции, это:
— Пятая Веда;
— неведические произведения
— тип специфических писаний
— базовые тексты Ваджраяны
— ядро тантрической литературы
— священное писание темных веков
— особый вид литературы и садханы
— тексты определенного содержания
— священное писание, «тайноведение»
— разновидность религиозных канонов
— древнеиндийские священные писания
— энциклопедии эзотерической мудрости
— писания, предназначенные для практики
— произведения тантрической литературы
— практическое руководство по поклонению
— сочинения, заимствованные из Санкхья-Йоги
— священное писание (шастра) особой садханы
— собственные тексты тантрического Учения
— учебники, содеpжащие основные пpавила доктpины
— тексты, в которых запечатлено учение Тантризма
— тексты, в которых изложены положения Тантризма
— сочинения, в которых изложены тантрические учения
— произведениями религиозного и магического содержания
— тексты, предназначенные для практического применения
— класс произведений религиозного и магического содержания
— священные тексты, излагающие различные мистические знания
— учебники, содержащие основные правила тантрической диктрины
— органичная и очень важная часть индийской духовной литературы
— тантрические писания, идеальные для теперешней эпохи Кали-юги
— специфические тексты, преимущественно шактистские сочинения
— литература, относящаяся к определенной фазе развития Индуизма
— откровение Шивы, Королевское Знание, Королевская Наука или Тайна
— тантрические писания, сборники вопросов и ответов Шивы и Шакти
— священные тексты, ориентированные на практику (садхана-шастры)
— самый большой класс текстов, содержащих информацию о Шактизме
— руководства не только по индуистским ритуалам, но и по оккультизму
— трактаты, излагающие различного рода духовные и ок¬культные знания
— одна из групп текстов, на которых основывается Индуистская Традиция
— группа трактатов по Йоге, в которых описаны методы, близкие Лайя-Йоге
— общее название текстов тантрических индуистских и буддийских традиций
— тексты, разъясняющие значения для достижения цели, поставленной в Ведах
— священные писания шиваитов, вишнуитов, шактов, также джайнов и буддистов
— священные тексты шактистских, вишнуистских, шиваистских сект в Индуизме
— тексты, содержащие квинтэссенцию духовно-технологической практики Индуизма
— не книги о колдовстве, чародействе, магических заклинаниях и мистических формулах
— эзотерические сочинения, в которых более существенны «внутреннее» поклонение и Йога
— священные тексты, рассматривающие различные вопросы науки человеческого тела и души
— священные трактаты Тантризма, в которых излагаются духовные и психофизические учения
— священные Писания, представляющие собой запись мистического диалога между Шивой и Шакти
— многочисленные и разнородные специальные текстах, на которых основана традиция Тантры
— практические книги, то, что содер¬жит информацию, знания, философию и различные техники
— непосредственные руководства к действию, содержат в себе множество практических методов
— тексты, основанные на метафизических положениях, дающие предписания для отдельных ритуалов
— тексты, как бы сплетающие, собирающие Знание воедино, разъясняющие традиционную доктрину
— индуистские тексты, рассматриваемые Традицией наряду с Ведами, Упанишадами и Пуранами
— особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с Пуранами
— шиваитская, вишнуитская, шактистская и буддийская религиозно-философская литература
— тантрические писания, представляющие собой эссенцию знания, собираемого еще с древних времен
— священные тексты некоторых близких к Тантризму индуистских (обычно шиваитских или шактистских) сект
— один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция
— общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания
— священные произведения Шактизма и неведические произведения иных индуистских течений, прежде всего Шиваизма
— писания, предназначенные для духовной практики, указывающие путь к освобождению, совершенству и вечному блаженству
— тип базовых текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического», но которые служат основой, стержнем некоторой традиции
— сочинения, где излагаются некотоpые эзотеpические доктpины Индуизма и Буддизма, имеющие в основном пpактическую напpавленность
— обширный корпус текстов многочисленных тантрических традиций (Тантрика-сампрадая) Шайвы (Шиваизма) и Шакты (Шактизма)
— один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов
— тантрические произведения, интерпретирующие себя как тайные (гухья) тексты, которые провозглашают истины, совпадающие с реалиями нынешней эпохи Кали-юги
— древние трактаты, излагающие методы, которые используются в Йоге, системе самосовершенствования, развивавшейся в рамках Индуизма и Буддизма (разные направления)
— группа текстов, в которых старые знания оформлены в новые идеи для того, чтобы сохранить непрерывным тайный поток ведической мудрости; которые сосредоточены на практическом применении живой мудрости.

Традиционно считается, что Тантры — это Пятая Веда, священное писание для Кали-юги. Но чем же на самом деле являются Тантры — индуистской литературой или неведическими произведениями, текстами определенного содержания или произведениями самого разного содержания, энциклопедиями эзотерической мудрости или базовыми, фундаментальными текстами определенной традиции или традиций, священными писаниями шактов, шиваитов, вишнуитов, буддистов и джайнов, или священным писанием «единой» Тантрической Традиции? Каким набором основных качеств должен обладать текст, чтобы соответствовать статусу священного текста Тантрической Традиции? Должен ли он быть в первую очередь тантрическим текстом? Или текстом какого-либо «тантрического канона»? И т.д.
Конечно, все эти признаки, качества, характеристики и аспекты Тантр как священных текстов Тантрической Традиции должны стать предметом внимания такого раздела Российской Тантрологии, как Текстология (Тантры), который должен не просто определить, сформулировать и «ранжировать» эти положения, но и наполнить их соответствующим содержанием с учетом «академического», «неакадемического», «эзотерического» и «мистического» их толкования, а также с учетом деления Тантрической Традиции на отдельные направления (индуистский Тантризм, буддийский Тантризм, тибетский Тантризм, джайнский Тантризм, китайский Тантризм и др.). Прежде чем рассмотреть Тантры как тексты этих направлений, все же следует определиться, можно ли считать Тантры Священным Писанием, и если да, то в какой степени?

* * *