Статья 3.11.3. Тантры как священное писание Тантрической Традиции. (ч.1).

«Тантры (санскр. учение, магический обряд) — один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы» (см. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет»). «Тантры (санкср. прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция» (см. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.). «Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Термин «тантра» можно проинтерпретировать и как «тайный (оберегаемый) текст»» (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.). «Буквально «тантра» — нить, на которую нечто нанизано. Другими словами, это тоже базовый, фундаментальный текст, служащий основой, стержнем некоторой традиции. Тантрами могут называться и тексты, ни к религии, ни к психотехнике отношения не имеющие. Но, как правило, в Индии Тантрами все же назывались тексты определенного содержания» (см. Тоpчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб. 1998г.). «Тантры — священное писание темных веков» (Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.).
Традиционно считается, что Тантры — это Пятая Веда, священное писание для Кали-юги. Но чем же на самом деле являются Тантры — индуистской литературой; произведениями самого разного содержания; базовыми, фундаментальными текстами определенной традиции или традиций; или священным писанием «единой» Тантрической Традиции? Каким набором основных качеств должен обладать текст, чтобы соответствовать статусу священного текста Тантрической Традиции? Должен ли он быть в первую очередь тантрическим текстом? Или текстом какого-либо «Тантрического Канона»?

* * *

1. ТАНТРЫ КАК ТЕКСТЫ ТАНТРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

1.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

«Тантрические учения изложены в сочинениях, называемые Тантрами».

(Д.Таевский. История Религии.)

«Тантра (Агама) — «Ткань» — положения Тантризма, изложенные в виде текстов. Большей частью являются не оригинальными, а заимствованными из Санкхья-Йоги сочинениями. В Тантризме считаются учебником, содержащим основные правила тантрической доктрины».

(Религиозный словарь.)

«Тантры — священные тексты шактистских сект в Индуизме. У древних направлений Тантризма имелись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах — агамы, в вишнуистских — пураны. Часто термин «тантры» употребляют как обобщающее название всех этих текстов».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

«Индуизм. Значимую роль в Индуизме исполняют Агамы и Тантры. Тантры — «стяжки», книги — священные писания (порой напоминающие энциклопедии) шиваитов, вишнуитов, шактов (также джайнов и буддистов), кодифицировавшиеся в I тыс. н.э. Как правило, каждая Тантра имеет четыре части: «поведение» («чарья») — общественный праздничный этикет, домашние «обряды» («крийя»), «познание» («джнана») и «самообладание» («йога»)».

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Тантры. Тантры — священные тексты (называемые также Агамами или более собирательно Пятой Ведой), рассматривающие различные вопросы науки человеческого тела и души. Они охватывают большую часть Йоги. Язык, который они, как правило, используют, в высшей степени символический, а подходящий ключ к применению знаний и практик, сообщаемых Тантрами, передается исключительно от учителя к ученику и поэтому практически недоступен непосвященным».

(Санскрит — значение и перевод слов на Санскрите.)

«Тантры. Группа трактатов по Йоге, в которых описаны методы, близкие Лайя-Йоге. Система Тантры содержит множество формул поклонения божествам, которые, однако, представляют собой лишь символы, и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом «тантра», которое дословно означает «ткацкий станок» или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма».

(Словарь Йоги.)

«Тантры — группа трактатов, в которых описаны методы, близкие Лайя-Йоге. Система Тантры содержит множество формул поклонения божествам — которые, однако, представляют собой лишь символы, — и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом «тантра», которое дословно означает «ткацкий станок» или «длинные нити» в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма». 

(Тантры. Энциклопедия Йога.)

«Тантра — один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция. Появилась Тантра позже всех прочих и, вероятно, под влиянием текстов буддийских Тантр, принадлежавших Ваджраяне. Существует четыре класса Тантр: Крийя-Тантры, или руководства по внешней ритуальной деятельности; Чарья-Тантры, посвященные внешней деятельности и медитации; Йога-Тантры (системы тантрической медитации); Ануттара-Йога-Тантры — высшие Тантры, излагающие учение Будды».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)

«Тантра — Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание. Произведение тантрической литературы. Тантры — базовые тексты Ваджраяны, которые наряду с Сутрами считаются словом Будды, например, «Калачакра-Тантра», «Гухья-самаджа-Тантра» и ряд других. В тибетский буддийский канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Тантры. Обычно их разделяют на 4 класса:
1) Крийя-Тантры («Тантры действия») — руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия;
2) Чарья-Тантры («Тантры исполнения»), включают в равной степени внешние ритуальные действия и йогическую медитацию;
3) Йога-Тантры, как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогическую медитацию;
4) Ануттара-Йога-Тантры («Тантры наивысшей Йоги»), подразделяемые далее на «отцовские» и «материнские» Тантры. Первые в практике соединения «метода сострадания» и «мудрости относительности» отдают предпочтение «методу», а вторые — «мудрости».

(Энциклопедия современной эзотерики.)
(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Та?нтры — общее название текстов тантрических индуистских и буддийских традиций. Последователи шиваитских тантрических традиций считают Тантры божественным откровением, или Шрути, переданным Шивой в Сатья-югу в своём воплощении как Сваччханданатха, создавшим каждую Тантру как комбинацию пяти вселенских энергий, или шакти: чит-шакти, ананда-шакти, иччха-шакти, джнана-шакти и крийя-шакти. На протяжении веков, махасиддхи, или великие учителя-тантрики, занимались медитацией в уединённых местах и скрывались от общества мирских людей. К началу Кали-юги поведанное ранее Сваччханданатхой Знание было утеряно. Тогда Шива, по своей беспричинной милости, принял форму Шрикантханатхи и на горе Кайлас поведал 92 Тантры мудрецу Дурвасе. Индуистские шиваитские Тантры насчитывают 92 текста, 64 из которых являются чисто монистическими (абхеда) и называются Бхайрава-Тантрами или Тантрами Кашмирского Шиваизма. Восемнадцать из Тантр относятся к философской категории бхеда-абхеда (монизм-дуализм), и известны как Рудра-Тантры. Остальные десять Тантр являются бхеда или дуалистическими, и известны как Шива-Тантры. Рудра-Тантры и Шива-Тантры также называют Шива-Сиддханта-Тантрами, или Шайва-Сиддханта-Агамами».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Индуизм. Значимую роль в Индуизме исполняют Агамы и Тантры. Тантры («стяжки») — книги, Священные Писания (порой напоминающие энциклопедии) шиваитов, вишнуитов, шактов (также джайнов и буддистов), кодифицированные в I тыс. н.э. Как правило, каждая Тантра имеет четыре части: «поведение» («чарья») — общественный праздничный этикет, домашние обряды, «познание» («джнана») и «самообладание» («йога»). Всего известно около 200 Тантр. Шиваитские Тантры распадаются на 64 адвайтических Бхайрава-Агам, 18 двайта-адвайтических Рудра-Агам и 10 двайтических Шайва-Агам. Кашмирский монистический Шиваизм (Трика) опирается на Тантры первого разряда. Монизму следует и Шактизм, в котором на первый план выдвигается Богиня-Мать (Шакти, супруга Шивы или Вишну, являющаяся олицетворением ночного неба и динамического аспекта космического духа), провозглашаемая владычицей мира. Ее супруг, олицетворяющий сущее в покое, мыслится просто как ее пассивное, статическое состояние. Шактистские Агамы состоят из 5 Субхаджа-Агам, 64 Канта-Агам и 8 Мишра-Агам. Тамильская Шайва-Сиддханта отдает предпочтение двум другим разрядам Тантр, особо выделяя значение «Камика-Агамы». Двайта-адвайтические Рудра-Тантры являются общими для Кашмирского и Тамильского Шиваизма. Учения пашупатов, капаликов, каламукхов и шайвов развивались в русле дуалистических Тантр. (М.И.Михайлов)».

(Энциклопедия «Религии».)

«Тантры (прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция. Появились Тантры позже всех прочих и, вероятно, под влиянием текстов буддийских Тантр, принадлежащих Ваджраяне. Относятся к шиваитскому или шактистскому вариантам Индуизма. Изложение в Тантрах строится обычно как беседа богов (напр., Шивы с супругой). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники Йоги, теологические спекуляции, сакрализованные медицинские предписания и пр. Современный индуистский ритуал в основном является тантрическим, а не ведическим. Для Тантр характерно представление о божественной энергии (шакти), символизируемой в женском облике и пробуждаемой особыми практиками Йоги, в т.ч. Кундалини-Йоги. Социальный исток многих Тантр, вероятно, низкокастовая среда; в Тантрах был в свое время элемент протеста против застывших форм жреческой религии; возможно, отсюда нередкие упреки против тантристов в безнравственности, потворстве похоти и др., что подтверждается лишь в крайних и выродившихся формах традиции. Комментарии на Тантры писались великими мыслителями: Абхинавагуптой и др. Общее число Тантр, по названиям, множество десятков; далеко не все сохранны. Из известнейших — «Маханирвана-Тантра»; «Рудраямала-Тантра»; «Дамара-Тантра». Первый европейский исследователь Тантр — Артур Авалон. (А.Парибок)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г. )

«Тантры — священные трактаты Тантризма, в которых излагаются духовные и психофизические учения. Их основные темы — превращение энергий, освобождение духа, раскрытие собственных возможностей и др. Самые ранние тантрические трактаты относятся к началу нашей эры, самые поздние датируются XVIII-XIXвв. Тантрические тексты традиционно делят на индусские и буддийские. Первые из них испытали влияние Индуизма, вторые — Буддизма Ваджраяны. Оригиналы многих Тантр, написанных на
Санскрите, безвозвратно утеряны, однако до нас дошли их тибетские, китайские и бенгальские переводы. Некогда считалось, что общее число Тантр равняется 64-м (Шанкара, VIIIв.); сегодня нам известно гораздо большее количество текстов. «Нитьяшодашикарнава» утверждает, что число Тантр превышает несколько миллионов! Другие ученые называют цифру 100000 (один «лакх»). 2026 канонических Тантр Ваджраяны, признанных школой Гелуг-па, занимают 88 томов Канджура. Количество же индусских Тантр не поддается подсчету ввиду крайней разобщенности местных
тантристов, а также потому, что различные Тантры носят порою одинаковые названия (известно, например, несколько Кали-тантр), некоторые являются «поддельными», т.е. написанными без Божественного откровения, а некоторые утрачены безвозвратно и существуют только в виде цитат. По содержанию Тантры можно разделить на 4 группы. В первой группе рассматриваются метафизические вопросы; она близка к Упанишадами. Вторая группа посвящена Тантрической Йоге. В третьей излагаются ритуальные практики, а в четвертой речь идет о социальном поведении и характере индивида. Оригинальные индусские Тантры можно также сгруппировать и по божествам, которым они посвящены: шиваитские (посвящены Шиве), вишнуитские (Вишну) и шактистские (посвящены Шакти). Буддийские Тантры традиционно подразделяются на четыре
категории: 1. Крия-Тантры, или руководства по внешней ритуальной деятельности; 2. Чарья-Тантры, посвященные внешней деятельности и медитации; 3. Йога-Тантры (системы тантрической медитации); 4. Ануттара-Йога-Тантры — высшие Тантры, излагающие Учение Будды».

(Мистическая Энциклопедия)

«Тантры (санскр. «учение», «магический обряд»), один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов, в узком — только последних. Тантрические пассажи обнаруживаются уже в некоторых поздних Упанишадах, отдельных произведениях культовой индуистской поэзии (махатмии, стотры, некоторые бхактистские поэмы), в еще большей степени в Пуранах, включающих диалоги мужского и женского божеств, а также информацию о тайных слогах, формулах и диаграммах, но в целом Тантры датируются позднее всех названных сочинений. Одни из первых упоминаний о Тантрах как текстах содержатся в «Бхагавата-Пуране», составленной в X-XI вв., а их первые непальские рукописи датируются VII-IX вв.
Общие характеристики Тантр в широком смысле (вишнуитские Самхиты, шиваитские Агамы и шактистские Тантры) включают положение о том, что Веды были более актуальны для прошедших эпох, а в настоящее время замещаются современными тантрическими текстами, частичный отказ от варново-ашрамной дхармы и «демократизм» — адресатами этих текстов являются не только «дваждырожденные», но также шудры и женщины. Основными составляющими текстов являются тайные обряды и учения, которые могут быть получены только от учителя-гуру после прохождения особой инициации (дикша) и не могут быть переданы никому из «непосвященных». Всем тантрическим текстам в широком смысле нормативно присущи четыре раздела: 1) «знание» (джняна), включающее как учения Веданты и Санкхьи, так и чисто оккультные познания тайных сил сакральных слогов, мантр и диаграмм (янтры); 2) «медитация» (Йога) — упражнения по созерцанию и визуализации определенных объектов, предполагающие обретение оккультных сил; 3) «действие» (крийя) — инструкции по изготовлению идолов, а также сооружению и освящению храмов; 4) «поведение» (чарья) — правила, касающиеся выполнения обрядов и обязанностей, а также участия в праздниках.
Тантры в специальном смысле — тексты шактистов — почитателей обожествляемых женских космических энергий (шакти), прежде всего «Великой Шакти», «Матери», «Горянки» (Парвати), «Богини» (Дэви) и т.д., которая, несмотря на множество имен, есть единая «Высшая Владычица» (Парамешвари). Шактистский культ неотличим от оккультизма: основное место в нем занимает употребление сакральных слогов (как правило, лишенных смысла), называемых «семенами» (биджа) будущих плодов, мантр — магических обращений и формул, янтр — диаграмм, изображаемыми на металле, бумаге или других материалах, мудр — определенных сложений пальцев и движений рукой, сопровождающих произнесение мантр. Благодаря этим «инструментам» адепт становится садхакой или магом, принуждающим божество выполнять его желания. Шактистский культ включает также Кундалини-Йогу и знаменитые «пять «м»» — питье вина (мадья), мясная (мамса) и рыбная (матсья) пища, «опаленная» пища (мудра) и ритуальные соития (майтхуна): все эти действа осуществляются в узком круге посвященных (кула — «семья» Дэви), который состоит из пар мужчин и сидящих слева от него женщин (отсюда «тантра левой руки»). В некоторых текстах указывается, что Тантр всего 64, однако их значительно больше. Как правило, они построены в форме диалогов между Шивой и Парвати: когда она задает вопросы и Шива отвечает как учитель, эти Тантры называются Агамами, когда же они меняются местами — Нигамами».

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Тантры (санскр. ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с Пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Довольно сложная и обширная литература Тантр до сих пор еще мало знакома европейским ученым (наиболее подробный обзор ее дает Aufrecht, «Catalogus codicum Mss. sanscritorum post-Vedicorum quotquot in Bibliotheca Bodleiana adservantur»). Датированные образчики этого рода произведений не восходят далее VIII в. по Р.Х., хотя самое возникновение их может быть отнесено к более древней эпохе ввиду того, что самый культ кровожадных богинь, описываемый в Тантрах, восходит к более раннему времени (может быть, даже раньше III-IV вв.), а также и ввиду несомненного влияния неприличных шиваитских Тантр на непальские буддийские Тантры, а через эти последние и на их тибетскиe переводы, большинство которых относится к эпохе более ранней, чем IХ в. Содержание Тантр большею частью состоит в описании мистических и неприличных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, т.е. культа так называемой Шакти. Есть, впрочем, небольшое число вишнуитских Тантр. Шиваитские Тантры очень многочисленны, и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором Богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи Тантр считают их Пятой Ведой и приписывают им одинаковую с Ведами древность и большую авторитетность. Иные Тантры, по-видимому, более древни, чем Пураны, представляющие в некоторых отношениях дальнейшее развитие содержания Тантр. Божественное женское, материнское начало представляется в Тантрах воплощенным не только в богинях индийской мифологии, но и в любой женщине, могущей поэтому делаться — и при случае действительно делающейся — предметом культа. Кроме обычных жертвоприношений, гимнов, воззваний, ритуал Тантр содержит и некоторые мистические церемонии, сопровождающие их манипуляции, жесты, односложные магические слова в начале и конце обрядов и т.д. Тантры указывают различные способы сочетания этих слов, изменения их смысла с помощью особых жестов во время их произношения, определяют таинственное значение отдельных звуков, их образующих, располагают соответствующие буквы в известные диаграммы, имеющие особую силу и т.д. Целью этих обрядов и волшебных манипуляций является получение особой сверхчеловеческой силы, позволяющей повелевать духам неба, земли и ада. В Тантрах находятся также длинные литании, состоящие в повторении «тысячи имен» Шивы или Вишну. Некоторые из Тантр изданы, но большинство находится в рукописи. Некоторые Тантры носят название Упанишад, напр., «Раматопания-Упанишада». Особенно жестокий и сладострастный характер приобретает тайный культ Тантр у так называемых сектантов Вамачари, т.е. «идущих налево». Культ другого толка, Дакшиначари («идущие направо»), имеющего свои собственные Тантры, более приличен и нравственен. У Вамачари необходимым условием культа являются пять Макара (бyквa м) или пять предметов, названия которых начинаются с буквы м: мадья — вино, манса — мясо, матсья — рыба, мудра — мистические жестикуляции, майтхуна — половое соитие. Обряды Вамачари имеют характер оргий, заканчивающихся свальным грехом. Появление Тантризма» характерно не только для периода упадка Брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского Буддизма, начинающегося с VIII в. Подобно индусским Тантрам, буддийские задаются целью научить своих адептов как сверхъестественным путем приобретать желанные материальные предметы и духовные свойства: эликсир долговечности, неуязвимость, способность делаться невидимым, алхимическое искусство, силу вызвать Будду или Бодхисатву для разрешения тех или других сомнений, возможность соединиться с каким-нибудь божеством еще в этой жизни и т.д. Культ Тантр распространен преимущественно в Бенгале и восточных провинциях; на западе и юге Индии он неизвестен. Самые памятники также происходят из названных местностей. С. Б-ч.».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

 

1.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Тантры («правило, свод») — класс произведений религиозного и магического содержания».

(Кочергина В.А. Учебник Санскрита. Учебник для
высших учебных заведений. М. Филология. 1994г.)

«Тантра означает «книга», «трактат». Тантры — это непосредственные руководства к действию и они содержат в себе множество практических методов для реализации».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. ОВК. 1992г. стр.111)

«Учение (Тантризма) было запечатлено в текстах — Тантрах, — содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой».

(Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. М. 2000г. 95 стр.)

«Тантра (как и Сутра) — просто тип текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического». Если слово «сутра» означает «нить», на которую нечто нанизывается, то слово «тантра», образованное от корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «тра», означает основу ткани; то есть, как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых текстах, служащих основой, стержнем».

(Торчинов Е.А. Введение в буддологию. (Курс лекций). СПб. 2000г.)

«Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры. Слово «тантра» буквально означает «обеспечение расширения, размножения, продолжения рода». Некоторые исследователи считают, что первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель (увеличение урожая). Термин «тантра» можно проинтерпретировать и как «тайный (оберегаемый) текст» (тан+тра)».

(Вл.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.)

«Эта традиция основана на многочисленных и разнородных специальных текстах-Тантрах (букв. «пряжа», «ткань»), которые появились, по всей вероятности, позже ведийского канона, но далеко не все сохранились. Обычно тексты Тантр построены в виде бесед богов, например Шивы с супругой, о ритуалах, психофизиологической технике Йоги и других формах духовной практики. При этом если вопросы задает Богиня и получает наставление от супруга, то Тантра называется Агама, если же наоборот — Нигама. Тексты очень сложны для понимания, в них используется особый священный язык, и потому для вхождения в них требуется специальное посвящение».

(М.Ф.Альбедиль. Неодолимая сила любви. // Альбедиль М.Ф.
Индуизм: Творящие ритмы. 2 изд. СПб. 2004г. С. 152-161)

«Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты. Тантрами называют Агамы, построенные в форме диалога Шивы и его супруги Парвати…
«Тантра-Сангха. Доктрина. Тантристы считают, что Тантра — это писание, предназначенное для практики. Общее число Тантр с трудом поддается исчислению, одних только употребляемых насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен. В качестве священных, кроме того, используются значительное количество упа-Тантр — второстепенных Тантр, а также общие для Тантризма и Индуизма тексты: Веды, Пураны, Итихасы и др., но только в той части, где они согласуются с Тантрами. Все священные тексты Тантризма написаны на Санскрите, являющемся также языком тантрического культа. К упа-Тантрам приравниваются произведения тантрических духовных учителей — комментарии к Тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, Йоге и другим мистическим дисциплинам».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт
систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Глава 2. Наука психотехники: индуистская Йога. Типы и формы индуистской психотехники. 4. Тантрические виды Йоги (Кундалини-Йога, Лайя-Йога). Само слово «тантра» не предполагает никаких идеологических характеристик. Оно построено совершенно аналогично слову «сутра», которое означает основу ткани (и идеально соответствует китайскому цзин, используемому для обозначения канонических текстов; китайские буддисты по понятным причинам берут его же для перевода слова «сутра»), и образовано соединением корня тан (тянуть, растягивать) и суффикса -тра. Буквально «тантра» — нить, на которую нечто нанизано. Другими словами, это тоже базовый, фундаментальный текст, служащий основой, стержнем некоторой традиции. Тантрами могут называться и тексты, ни к религии, ни к психотехнике отношения не имеющие (например, знаменитый сборник литературных притч «Панча-Тантра»). Но, как правило, в Индии Тантрами все же назывались тексты определенного содержания».

(Тоpчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного:
Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб. 1998г.)

«Тантры — «стяжки» — книги, пальмовые или берестяные страницы которых стягивались продетыми в боковые и срединные отверстия нитями (танту). В узком значении тантра — это не всякая книга, а священное писание, «тайноведение», шиваитская, вишнуитская, шактистская и буддийская религиозно-философская литература, окончательно сложившаяся в I тыс. н.э.
Согласно преданию, основоположник Тантризма Шива-Шрикантха передал учение Тантры Дурвасе, а Дурваса — трем мудрецам, Трьямбаке, Амардаке и Шринатхе, которые основали соответственно три философские школы: монизма или недвойственности (адвайта); дуализма, двойственности (двайта) и дуалистического монизма (двайта-адвайта). В русле этих трех течений и возникли Тантры (64 адвайтических, 10 двайтических, 18 двайта-адвайтических и др.). Всего известно около 200 тантр.
Тантры породили в свою очередь огромную комментаторскую литературу, которую можно классифицировать по главным направлениям шиваитской философии: тамильская Шайва-Сиддханта; Вира-Шиваизм (в Карнатаке); Пашупата (в Гуджарате); кашмирские направления: 1. Трика: Агама-Шастра, Спанда-Шастра, Пратьябхиджна; 2. Крама; 3. Шакта.
Кашмирский Шиваизм Трики опирается на Тантры первого разряда, в котором выделяются «Сваччханда-Тантра», «Бхайрава-Тантра»», «Унматта-Бхайрава-Тантра», «Нетра-Тантра», «Махоччхушма-Бхайрава-Тантра», «Рудра-Тантра» и представлен оригинальными произведениями Утпаладевы («Пратьябхиджня-Сутра», «Пратьябхиджня-вритти» и «Пратьябхиджня-вивритти»), Абхинавагупты («Пратьябхиджня-вимаршини» и «Пратьябхиджня-вивритти-вимаршини», «Тантралока» и «Тантрасара»), Сомананды («Шива-Дришти»), Васугупты («Шива-Сутра»), Каллаты («Спанда-Карика»).
Тамильская Шайва-Сиддханта отдает предпочтение двум другим разрядам Тантр, особо выделяя значение «Камика-Агамы», «Супрабхеда-Агамы», «Пурнакарана-Агамы», «Аджита-Агамы», входящих в состав 10 дуалистических тантр, а также «Парамешвара-Агамы», «Сиддхи-Агамы», «Сваямбхува-Агамы», «Раурава-Агамы», «Кирана-Агамы», «Ватула-Агамы», «Матанга-Агамы», «Мригендра-Тантры» и «Пушкара-Агамы».
Двайта-адвайтические Рудра-Тантры, особенно, «Малинивиджая-Тантра», «Нишваса-Агама», «Сиддха-Агама», «Сваямбхува-Агама», являются общими для Кашмирского и Тамильского Шиваизма.
Что касается содержания Тантр, следует отметить разнообразие затронутых в них предметов — от учений о познании, обществе и человеке до зодчества, музыки, медицины, астрономии — что делает их энциклопедиями, схожими в этом отношении с Пуранами и Итихасами. Приверженцы Тантризма утверждают, что Тантры составляют и фундамент, и венец, и сердцевину индийской философии. Как правило, каждая Тантра имеет четыре части, освещающие: поведение (чарья) — общественный праздничный этикет; домашние обряды (крийя); познание (джняна) и самообладание (йога).
В психофизиологии Тантризма большое значение придается согласованию слова и дела: каждому движению тела и духа предпосылается строго определенное заклинание (мантра), количество коих достигает якобы 70 млн., «самовозложению рук» (своеобразному бесконтактному самомассажу), мудрам (обрядовым положениям рук, пальцев, языка и др. частей тела), асанам (положениям тела), пранаямам (задержкам дыхания вплоть до его прекращения), янтрам, чакрам, мандалам, почитанию главы общины (гуру), обряду посвящения в суть учения (дикше), способам духовного и телесного очищения и странствованиям по святым местам (тиртхам и питхам)».

(Кшемендра. Основы истинного добронравия.
Избранные этические и сатирические поэмы.
/ Введ., пер. с санскр. и комм. М.И.Михайлова. Орша. 1999г.)

«§112. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр… Тантры — индуистские тексты, рассматриваемые Традицией наряду с Ведами, Упанишадами и Пуранами. Современный индуистский ритуал в значительной степени является тантрическим. Изложение в Тантрах обычно строится в виде диалога четы божественных супругов (например, Шивы и Парвати). Тантры считаются шиваистским или шактистским источником, а их идеологией является Индуизм. Тантрические тексты по содержанию весьма разнородны и включают в себя самые разнообразные сведения философско-психологического и религиозно-теологического, медицинского, социально общественного характера. Они дают классификацию типов людей, выделяя среди них тип, способный к изучению Тантры, правила взаимоотношений учителя и ученика, описание инициатических ритуалов, правила употребления мантр и мудр. Тантрические тексты содержат квинтэссенцию духовно-технологической практики Индуизма. Сохранилось несколько десятков Тантр, или Тантрических Шастр, наиболее известными среди которых являются «Маха-нирвана-Тантра», «Рудра-ямала-Тантра», «Дамара-Тантра». На Западе тантрические тексты стали известны благодаря деятельности переводчика и комментатора древних учений Артура Авалона, произведения которого положительно оценивала Е.И.Рерих.
В основе тантрических текстов лежит собственно Тантра (система, пряжа, прялка, традиция) — духовно-мистическое учение Востока (существует как индийская, так и тибетская Тантра), построенное на почитании женской божественной энергии и предполагающее совместное восхождение мужчины и женщины к духовному совершенству. Тантра связана с поклонением богу Шиве (Шиваизм) и его мистической супруге Шакти (Шактизм), а также с идеей о том, что вся вселенная находится в самом теле тантриста, занимающегося духовной практикой.
Тантра — одна из немногих традиций, построенных на принципе использования в своей духовной практике сексуальной энергии человека. Этот момент, а также сам подход к постижению высших состояний сознания, во многом основанный на Тантра-Йоге (что для европейца в отрыве от традиционного образа жизни чревато соскальзыванием в чисто механический способ повторения формул), делает путь практической Тантры весьма опасным. Тантры подразделяется на два класса: 1. Дакшиначара (белый путь «правой руки») и 2. Вамачара (черный путь «левой руки»). Учение утверждает, что хотя в распоряжении белой магии (а тантрический путь смыкается с магическим) есть сильнейшие формулы, позволяющие пробудить скрытые силы человека, все же естественный путь открытия сердца, рекомендуемый Агни-Йогой, надежнее, быстрее и предпочтительнее.
Само по себе изучение тантрических текстов и тем более их применение на практике при отсутствии мудрого руководства чрезвычайно опасно, о чем считает нужным предупредить учеников Е.П.Блаватская: «Тантры, если их читать эзотерически, столь же полны мудрости, как самые благороднейшие оккультные труды. Будучи изучаемы без руководителя и применяемы на практике, они могут привести к производству различных феноменальных результатов на моральном и физиологическом планах. Но пусть кто-нибудь примет их правила и применения мертвой буквы, пусть он попытается с какой-нибудь эгоистической целью осуществить предписанные в них обряды — и он пропал. Будучи исследуемы с чистым сердцем и с неэгоистичным устремлением только ради эксперимента, или не будет никаких результатов или же такие, которые могут только отбросить исполнителя назад. Но горе тому эгоисту, который стремится развить оккультные силы лишь для того, чтобы добиться земных благ или мести, или удовлетворения своего честолюбия; скоро последует отделение Высших Принципов от Низших и отрыв Буддхи-Манаса от личности тантрика — ужасные кармические последствия для дилетанта в Магии» («Тайная Доктрина», т.III, с.405-406)».

(Ключников С.Ю. Симфония Агни-Йоги.
(Индекс словарь-путеводитель). Книга 2. М. Беловодье. 1997г. )

«Само выражение «тантра» указывает на священные тексты, которые были переданы в форме диалога между Шивой и Парвати на благо людей, живущих в четвертом цикле человеческих эр — Кали-юге. Пока затруднительно с точностью определить значение термина «тантра», но все-таки есть мнение отождествлять три типа специфических писаний с тремя различными сектами:
— Самхиты — общее альтернативное название вишнуитских Агам. Содержат тайную доктрину Вайшнава-Традиции.
— Агамы Шивы и Тантры Шакти. Хотя стоит заметить, что это различие проходит под единым названием Тантры, более того, Тантры содержат двойную классификацию: Агама и Нигама. В Агама Парвати задает вопросы, а Махадева (Шива) отвечает, в Нигама — наоборот. Интересно отметить, что авторы исследований Тантры считали как Агаму так и Нигаму превосходными эпитетами. Они предложили интерпретацию каждой из букв, составляющих эти два слова. Так Агама объясняется следующим образом: «А» заменяет слово «агата», что значит «эманация изо рта Самбху», «ГА» заменяет «гата», что означает «вхождение в рот дочери Гималаев Парвати», «МА» вместо «мата», выражающее одобрение Васудевы. В подобной же манере объясняется и слово «Нигама»: «НИ» — «нигата» — «эманация изо рта дочери Гималаев Парвати», «ГА», — «гата», «вход в уши Шивы», и «МА» — «мата», одобрение Васудевы.
Этимологическое значение слова «тантра» — «основа ткани», в фигуральном смысле «серия, поток, без паузы, без остановок». Но в религиозном отношении «тантра» означает предписанный ритуал. Еще это выражение относилось к системе секретных доктрин и трактатов, скрупулезно исследовавших ритуал.
Великий Шанкарачарья (788-820гг.), одна из величайших фигур в истории Индуизма; выдающийся гуру из Смарта-самирадайи, проживший всего 32 года, но успевший исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени, упоминает 64 Тантры, хотя лишь некоторые из них избежали потока забвения.
Тантры занимают 4-е место в порядке духовных текстов индусов. Перед Тантрой стоят Шрути. Шрути («услышанное») — откровенные писания Индуизма, обладающие верховным теологическим авторитетом и духовной ценностью. Шрути состоят из Вед и Агам, которые сохранялись в устной передаче, пока не были записаны на Санскрите. Из Шрути взято большинство мантр, используемых в ритуалах богослужения, а также для личных молитв и джапы. Огромный объем Шрути сохранился за тысячелетия без изменений при устной передаче от гуру к ученику, поколение за поколением. По традиции Шрути не читают, но поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука, интонации и ритма. Так высвобождается величайшая сила Шрути.
После Шрути стоят Смрити («запомненное, традиция») — не богооткровенные, вторичные, но глубоко почитаемые писания Индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта человека. Смрити занимаются чисто светскими проблемами — наукой, законами, историей, хозяйством и т.д. — и духовными материями, от каждодневных правил и запретов до сверхсознательных излияний. Термин «смрити» может относиться к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть или более Ведант, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также основополагающие сутры шести ортодоксальных индийских философий. В широком смысле Смрити — это любой текст, не являющийся Шрути, то есть откровенным писанием.
После Смрити идут Пураны. Пураны («древнее») — индуистские народные сказания, содержащие этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны раскрывают пять тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как шиваитские, вишнуитские и шактистские.
Несмотря на тот факт, что Тантры являются частью Пуран, их более древнее происхождение не вызывает сомнения. Авторитеты считают Даттатрейю, который выступает как инкарнация индусской троицы (Брахмы, Вишну и Махешвары), реальным автором Тантр. Особая важность заключается в том факте, что все священные тексты считаются откровением этой троицы, которая занимает высшее место в индуистском пантеоне. Но, как это уже отмечалось выше, Тантры предстают в виде диалога между Шивой и Парвати. Он-то и должен служить ключом к секретным доктринам и к возможности их применения. Считается, что это пятый (центральный) рот Шивы выдал нам послание тантрического культа во имя и на благо человечества. Подчеркивается особо, что эти доктрины должны быть закрыты для непосвященных. Последователи же приходят к Тантре посредством контакта с Гуру. Веды, Шастры и Пураны подобны публичной женщине, только доктрина, открытая Шамбху, то есть Тантра, всегда остается скрытой под вуалью, как строгая домохозяйка и преданная жена. Таким образом, доктрина Тантр ни под каким предлогом не должна быть открыта мирянам. Куллука Бхата, комментируя второй стих второй главы «Ману-Самхиты», утверждал, что Шрути включает двоякую классификацию: Вайдика и Тантрика. И, что характерно, они попрали даже Веды в некоторых частях Индии, где религиозные правила и церемонии диктуются Тантрой. Существуют различные тантрические школы со своими, уходящими в прошлое, традициями и различиями. Они порой абсолютно не схожи и остаются доступными только эзотерическому кругу их приверженцев. Бесспорно то, что сфера влияния Тантры остается заметной даже в тех кругах, которые являются сторонниками других установок и верований».

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги.
Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г. 416 стр.)

 

1.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Тантристы считают, что Тантры — это писания, предназначенные для практики».

(Новые религиозные организации России деструктивного
и оккультного характера. Религиозные группы и деструктивные
религиозные организации восточной ориентации.)

«Тантры — Священные Писания, представляющие собой запись мистического диалога между Шивой и Шакти».

(Индуистская Тантра)

«Тантры — это священные тексты-агамы некоторых близких к Тантризму индуистских (обычно шиваитских или шактистских) сект».

(Учение Тантры. Во что и как верят тантристы.)

«Тантры (правило, свод) относятся к эпическому Санскриту и считаются произведениями религиозного и магического содержания».

(Е.Сухорукова. Мистическая Тантра.)

«Тантра — практическая система, по своему смыслу сравнимая с Йогой, развивавшаяся в рамках Индуизма и Буддизма (разные направления). Также Тантрами называются древние трактаты, излагающие методы, которые используются в вышеупомянутой системе самосовершенствования».

(Тантра. Сайт «Осознание. Теория и Практика». 2012г.)

«Тантры — это Знания об истинной, т.е. внематериальной и мистической природе всех вещей и явлений. Тантры распространяют Знания, имеющие прикладное значение на каждом шагу. И этим, пусть неосознанно, но оставляют человечеству шанс на осознание истинной картины Мира и на спасение».

(Особая миссия Бога Шивы.)

«Традиционно Тантры относят к категории шастр. Тексты Тантризма часто называют Тантра-Шастры, Садхана-Шастры, то есть священные тексты, ориентированные на практику. Приверженцы Тантризма считают, что Тантры — это писания, предназначенные для практики».

(Источник неизвестен.)

«Тантры (как и Сутры) — это всего лишь разновидности религиозных канонов, причем значение этих терминов удивительно близко. Сутра означает нить, на которую что-то можно нанизать, а Тантра — растянутую нить, составляющую основу ткани; в обоих случаях подчеркивается основополагающий характер текстов».

(А в Тантре секса нет, но есть покой и воля… Статья для журнала «Penthouse». Россия.)

«В широком толковании «Тантра» означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответс¬твии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содер¬жит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и ок¬культных знаний».

(Тетерников Л.И. Тантра.)

«Тантры — одна из групп текстов, на которых основывается Индуистская Традиция. Изложение в них строится обычно как беседа богов (напр. Шивы и его супруги, Шакти). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники Йоги, теологические спекуляции, медицинские предписания и др. Общее число Тантр достигает нескольких десятков. Тантры делятся на Агамы, Нигамы и Упатантры».

(Девибхагавата-Пурана. / Пер. А.А.Игнатьева.)

«Существуют писания под названием Тантры. Слово «тантра» означает расширение, экспансия. Это расширение сознания через любовные отношения и физическую близость. Тантр существует великое множество, ими изначально обозначали древнеиндийские священные писания. У каждой Тантры своя Тантрическая Традиция, порой непохожая на другие, объединяет же их единая цель — совершенствование человека, приближение его к Божественному, развитие духа».

(Варговер. Тантра-Йога. С использованием материалов Рэя Тэннэхилла. 2004г.)

«Считается, что тантрические методы наиболее плодотворны в условиях нашей эпохи — Кали-юги. В «Куларнава-Тантре» говорится: «Шрути предписаны для Крита-юги, Смрити — для Трета-юги, Пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы». Также Тантрами или Агамами называются тексты, записанные на Санскрите около IV в. н.э. и представляющие из себя беседы небожителей — божественной четы Шивы и Парвати. Существуют также буддийские, и менее известные джайнские Тантры».

(В. Дмитриева. Тантра. Пропасть или взлет? 2011г.)

«Существуют писания под названием «Тантры», от которых пошло название «Тантра-Йога». Слово «тантра» означает расширение, экспансия. Это расширение сознания через любовные отношения и физическую близость. Тантр существует великое множество, ими изначально обозначали древнеиндийские священные писания. У каждой тантры своя тантрическая традиция, порой непохожая на другие, объединяет же их единая цель – совершенствование человека, приближение его к Божественному, развитие духа».

(Тантра-Йога. интернет-сайт «Здоровье и Фитнес».)

«Как и большинство древних учений, идеи Шивы сначала передавались устно, и только позднее они составили содержание книг. Супруга Шивы Парвати часто задавала ему вопросы, касающиеся духовной науки, Шива отвечал на эти вопросы. Сборники этих вопросов и ответов известны под названием «Тантра-Шастра» (тантрические писания). Тантрические писания бывают всякого рода. Некоторые из этих древних книг утеряны. Другие не поддаются прочтению, так как записи в них закодированы ради охраны секретов Тантры от непосвященных».

(В.Авадхута. Философия и нравственные принципы Тантра-Йоги.)

«Именно в Тантризме, как в буддийском, так и в индуистском, эзотерическая проблематика достигает предельной заостренности. Разумеется, мы далеки от того, чтобы ставить знак равенства между Тантризмом и Эзотеризмом, хотя бы потому, что в Тантризме содержится довольно много элементов, не вписывающихся в контекст эзотерического. Однако уже сами тантрические произведения — Тантры — интерпретируют себя как тайные (гухья) тексты, которые провозглашают истины, совпадающие с реалиями нынешней эпохи Кали-юги».

(Пахомов С.В. Индийский эзотеризм. Путь Востока. Материалы VIII
Молодежной научной конференции по проблемам философии,
религии, культуры Востока. Выпуск 34. СПб. 2005г. С.155-161)

«Тантры — священные трактаты Тантризма, в которых излагаются духовные и психофизические учения. Их основные темы — превращение энергий, освобождение духа, раскрытие собственных возможностей и др. Самые ранние тантрические трактаты относятся к началу нашей эры, самые поздние датируются XVIII-XIXвв. Тантрические тексты традиционно делят на индусские и буддийские. Первые из них испытали влияние Индуизма, вторые — Буддизма Ваджраяны. Оригиналы многих Тантр, написанных на Санскрите, безвозвратно утеряны, однако до нас дошли их тибетские, китайские и бенгальские переводы».

(Тантры. интернет-сайт «Хранилище эзотерических знаний».)

«О почитании Великой Шакти в мире явлений, согласно религиозному и философскому мышлению шактистов, рассказывается в Тантрах, эзотерических текстах, написанных в форме бесед между Шивой и Шакти. В них содержатся не только мистические истории, описания магических обрядов, ритуалов, заклинания чародеев, советы, касающиеся взаимоотношений мужчин и женщин, но и метафизические рассуждения. В настоящее время они рассчитаны на людей всех каст. Идеи, изложенные в Тантрах, позднее вошли составной частью в местные культы женских божеств, которые под влиянием Тантризма приобрели чисто религиозный мистический характер».

(О Тантре.)

«Санскритское слово «Тантра» переводят как «активность» или «действие», имея в виду активность или действие сознания. Словом «Тантра» также называют священные тантрийские тексты, например «Виджняна-бхайрава-Тантра», «Саммохана-Тантра», «Тантра-раджа-Тантра», «Куларнава-Тантра», «Маха-нирвана-Тантра» и др. Некоторые тантрийские тексты не имеют слова «тантра» в своём названии, например «Шива-Сутра», «Ананда-Лахари», «Тирумандирам» и др. Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание (поэтому тексты Тантры называются садхана-шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику)».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство
Вселенной, человека и природу любви.)

«С формальной точки зрения, основным признаком отнесения школы к Тантризму будет почитание и использование ее последователями специфических текстов — Тантр, а значит, и согласие с учением, которое там выражено. Поскольку Тантры — это преимущественно шактистские сочинения, то шактистские школы можно полагать тантрическими. Однако Тантрами называются также и Агамы раннего Шиваизма, равно как и более поздние шиваитские тексты, фактически находившиеся на стыке Шиваизма и Шактизма («Виджняна-бхайрава-Тантра», «Малинивиджая-Тантра» и др.). Кроме того, часто именуются Тантрами и ранневишнуитские Самхиты. Агамы и Самхиты, скорее, представляют собой экзотерические произведения, подчеркивающие, прежде всего, внешние ритуальные практики, в то время как Тантры — это эзотерические сочинения, в которых более существенны «внутреннее» поклонение и Йога».

(Пахомов С.В. Проблема определения и
классификации тантрических школ. 06.07.2004г.)

«На Санскрите «тантра» буквально означает — ткацкий станок. В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян… В более широком толковании Тантра означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний…
Индуистская Традиция Тантры указывает на существование шестидесяти четырех Тантр. В них излагаются теории сотворения и развития мира; имена и функции бесчисленного множества различных высших существ, в том числе мужских и женских божеств; различные виды ритуального поклонения; магия; колдовство; структура тонкого тела; пробуждение мистической энергии Кундалини; приемы телесного и умственного очищения; природа просветления (самадхи)».

(Тантра и интегральный подход в психологии.)

 * * *