Статья 3.11.2. Классификация тантрических текстов.

продолжение

«Приверженцы Тантры стремятся сохранять в строгой тайне все, что относится к их духовным практикам. И поэтому может показаться удивительным, что в нашем распоряжении имеется столь значительное количество тантрических письменных работ, большинство из которых представлены в публичных книгохранилищах, а к другим доступ еще более прост. Объем тантрической литературы очень обширен, а содержание источников сильно варьируется, причем настолько сильно, что адекватная классификация их вряд ли возможна. Помимо этого, большинство тантрических текстов, которыми мы располагаем, не имеют определенных философских установок, принадлежности к конкретным сектам и даже авторства. Многие из них кажутся абсолютно бессвязными в своих описаниях и грандиозных претензиях. И несомненно, что большинство текстов составлено довольно поздно — в период с X по XVIII вв. н.э. В разных тантрических текстах тематика перекрывается, идеи повторяются, а версии просто дублируются, происходит это настолько часто, что невозможно определить, где оригинал, а где заимствование.
И все же, есть несколько критериев, согласно которым тантрические тексты могут быть классифицированы, особенно сравнительно ранние тексты. Один из этих критериев базируется на концепции «амнайя» (пять амнайя — культовые центры Индии):
1) тексты Восточной Амнайи, принадлежащие преимущественно Пути Мантры (Мантра-Йога);
2) тексты Западной Амнайи — Путь Действия (Карма-Йога);
3) тексты Северной Амнайи — Путь Знания (Джняна-Йога);
4) тексты Южной Амнайи — Путь Преданности (Бхакти-Йога);
5) тексты Центральной Амнайи — совмещающие все пути.
Другой критерий классификации тантрических текстов основан на концепции трех гун:
1) тексты, делающие упор на гуну Саттва;
2) тексты, делающие упор на гуну Раджас;
3) тексты, делающие упор на гуну Тамас.
Среди других критериев классификации можно назвать и такой, как географическое место происхождения текста. Есть тексты из области Гауда (Бенгал и его окрестности), Кашмира (и пограничных с ним районов, таких как Долина Свата, называемая в старых текстах страной Уддияна) и Керала (южная Индия). Но, пожалуй, наиболее общепринятой является классификация текстов на основе их принадлежности к той или иной традиции (сампрадайя). Согласно этому принципу, тексты делятся на те, которые принадлежат Ведической Религии (Веда-Марга), Буддизму или Джайнизму.
Есть тантрические тексты, которые относятся к секретным практикам (Вамачара); другие — предназначены для широкой публики (Дакшиначара); третьи — смешанные (Мишра), содержат наставления и по Вамачаре, и по Дакшиначаре.
Тантрические тексты, которые имеют дело преимущественно с энергией (Шакти), составляют отдельную группу, которая имеет специальное название — Шакта-Тантры. Помимо этого, существуют тантрические тексты, посвященные Шиве или Вишну. Они называются соответственно Шайва-Тантры и Вайшнава-Тантры. Шайва-Тантры включает саму Шайва-Традицию, а также Пашупата, Калагамана и Капалика Традиции. Тантрических работ Шайва-Тантры традиционно насчитывается двадцать восемь, тогда как работ Вайшнава-направления насчитывается сто восемь. Первое направление (называемое также Шайва-Агама) подразделяется еще на две ветви: непосредственно Шайва, включающую десять работ, и ветвь Рудра, включающую восемнадцать работ. Вайшнава в свою очередь подразделяется на три ветви: ветвь Вайкханаша, состоящую из Самхит (авторов Маричи, Бхригу, Атри и Кашьяпы); ветвь Панчаратра, которая включает такие работы как Джаякхайя-Самхита, Пушкара-Самхита и Сатвата-Самхита; а также ветвь Тантра-сара.
Приверженцы культа Шакти могут придерживаться двух направлений: Каула, либо Самайячара. Различия между ними многочисленны, и все же эти различия трудно сформулировать. Можно, хотя и довольно условно, первых отнести к приверженцам внешних ритуалов, тогда как вторых — к практикам «внутренней садханы». Последователи направления Каула поклоняются богине Кали и хранят свои ритуалы в тайне. Приверженцы второго направления культа Шакти — Самаячара — гораздо более строги в своих воззрениях и ритуалах, чем последователи направления Каула. Они практикуют ритуал Шри-Чакра, и в основе их практики лежит доктрина «чакр» — психических центров человеческого тела. Пять частей их канона названы именами ведических мудрецов: Васиштха, Санака, Сукха, Санандана и Санаткумара.
Большинство тантрических идей претерпело становление во времена деятельности полулегендарных общин Сиддхов и Натхов, которые существовали в первые века Новой Эры. Под воздействием импульса, который дали Тантре Сиддхи и Натхи, разнообразные письменные источники обильно появлялись вплоть до периода Средневековья. Кашмирская разновидность Шиваизма и южно-индийская Шаива-Сиддханта имеют очень интересные тантрические тексты. Кашмирский Шиваизм ярко представлен такими работами как «Шива-дришти» автора Сомананды, «Тантра-лока» и «Тантра-сара» автора Абхинавагупты, «Пратъябхиджня-хридайя» и «Спанда-сандоха» автора Кшемараджи.
Все трактаты Шаива-Сиддханты написаны на тамильском языке. Наиболее важными здесь являются работы «Тирувачакам» автора Маниккавачакара, «Шива-джняна-бодхам» автора Мейкандадевара, «Шива-джняна-сиддхияр» автора Шакалагама-пандита, а также работы автора Тируджнянасамбандара. Такие авторы как Аппар и Шундарар тоже внесли очень важный вклад в процесс становления тамильского Шиваизма.
В первые века н.э. Тантра привлекла к себе внимание таких религиозных течений как Джайнизм и Буддизм. В обеих этих религиях поклонение богам и богиням (божествам мужского и женского пола) и высочайшее почитание духовных наставников являются характерными чертами. Поскольку обряды в честь древних тантрических божеств были весьма популярны повсеместно, то нет ничего удивительного в том, что множество джайнско-тантрических практических пособий было составлено прославленными джайнскими учеными. Тексты «Бхайрава-Падмавати-кальпа», «Джагатсудари-прайога-мала», «Шри-чинтамани-кальпа-сара» и «Видхи-прана» являются прекрасной иллюстрацией того, что может быть названо «джайнской Тантрой».
Подавляющее большинство сохранившихся тантрических текстов до сих пор остаются в виде рукописей. Из тех, которые были опубликованы, многие принадлежат обрядовым типам Каула и Самайя. Большинство из них до сих пор остаются не переведенными с Санскрита. Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) сделал очень многое не только в плане перевода тантрических текстов, но и как интерпретатор изложенных в них концепций. Много тантрических работ остается пока в состоянии рукописей, но они включены в каталоги. Большинство из таких работ посвящены конкретным ритуалам и божествам
Таким образом, тантрическая литература не только обширна, но и весьма разнообразна. Она не только отражает разнообразные мировоззрения и уровни духовного развития, но и позволяет понять причины многообразия религиозных культов в Индии. Тантрическая литература дает также ключ к пониманию такого своеобразного и многогранного религиозного явления, какое представляет собой Индуизм». 

(Письменные источники Тантры.)

«Классификация Тантр. Учений, относящихся к тантрическим, неисчислимое количество, но везде можно проследить их общность. Поэтому и классификаций тантрических школ и текстов может быть несколько. Спектр Tантр очень широк, начиная от учебников по прикладной магии и заканчивая глубоко и детально разработанной философией Кашмирского Шайвизма. В каждом духовном направлении есть свой священный текст, каждая духовная школа имеет один или несколько священных текстов и группу подтекстов, чаще всего комментарии учителей школы на основные тексты. Тантры и есть такие вот духовные направления и их священные тексты. Но стоит сказать в отношении текстов Тантр, что иногда текст, содержащий в названии слово «тантра» не является Тантрой, как в случае со знаменитой «Паньча-Тантрой», которая является просто сборником поучительных сказок для наставления глупых царевичей. Различают хинду-тантры, буддисткие, джайнские, и китайские. Хинду-тантры обычно делят на основании божества, излагающего Тантру, или по сампрадайям: Шайва, Шакта, Вайшнава, Саура, Ганапата — традиционные линии передач поклонения разным божествам.
С другой стороны, как текст Тантра — это название групп текстов, таких как Агамы, Нигамы, Ямалы, Дамары, Уддиши, Какшапуты, Самхиты и другие. Большинство вайшнава-текстов называются «самхита» — букв. «связь», «соединение», «связный текст». Не стоит их путать с гимнами Ригведы, которые тоже называются «самхита». Шайва-тексты, переданные Шивой, обычно называются Агамы, а шактисткие тексты, переданные Шакти, называются Нигамы или Тантры. И то и другое называют Тантра. По количеству Тантры под разными названиями просто неисчислимы. Только Каула-Тантр 64. Абхинавагупта говорит о количестве 10 помножить на 64.
Тексты могут быть на разных языках и охватывают обширную территорию. Большинство текстов хинду написаны на Санскрите, но стоит сказать, что этот Санскрит далеко не всегда соответствует классической грамматике. Можно найти много классификаций по территории (кранта, дешапарьяя) с перечислением количества и типа Тантр, существующих в указанных направлениях света и сказанных разными ликами Господа, повернутыми в разных направлениях — амнайях. Существует деление на основе ачары — традиция, способ поведения, которые рассматриваются или как ступени роста, или как самостоятельные направления.
Наиболее общей чертой Тантры является то, что это Мантра-марга — Путь Мантры. Мантра-марга характерна для всех Тантр без исключения. Путь мантры еще называют Ади-марга или Изначальный Путь. Далее Ади-марга делится на два направления: Шайва-Сиддханта и Бхайрава-Тантра. Шайва-Сиддханта следует Шива-Агама Традиции, и доктрине Пуран, поклонению Сада-Шиве, придает большое значение Бхакти, преданности Богу, ритуалу и соблюдению принципов чистоты. В этом направлении развилась доктрина о тридцати шести универсальных принципах бытия и их практического применения, как ступеней восхождения к Богу, к Шиве. Эта школа считается дуалистической, то есть не признающей единства индивидуального сознания и универсального. Традиционно считается, что по счету Шайва-Агам — 28.
Бхайрава-Тантры представляют собой неоднородную группу доктрин и текстов. Их делят на две основные группы: Мантра-Питха и Видья-Питха. Начало Видья-Питхи, несомненно, связано с Лакулишей и культом Сваччханда-Бхайравы. Кроме этого деления, Бхайрава-школа традиционно делится на Дакшина-ачару (правое направление) с основным божеством Бхайрава и Вама-ачару (левое направление) с основным божеством Тумбуру-Бхайрава. Иногда называют третий, средний или смешанный путь — Мадхья-ачара. Именно в Вама-направлении больше всего включено элементов, смущающих умы непосвященных. Согласно Абхинавагупте, величайшему теоретику и практику Тантр, Тумбуру-Бхайрава, называемый также Вама, является одним из трех ответвлений Видья-Питхи, на ряду с Ямала-Тантрами и Шакти-Тантрами. Ученые находят в Видья-Питхе большое влияние культа Капалика и Капала-Ббхайравы, одного из наиболее ранних известных направлений аскетического толка, связанного с шмашанами, кремационными площадками.
Культ Йогини, непосредственно связанный с Кула-Традицией, также относится к направлению Видья-Питха. «Кауладжнянанирная-Тантра», один из самых старых текстов (XI в. н.э.) говорит, что Каула была проповедана Матсьендранатхом и называлась Йогини-Каула. Тот же текст упоминает еще тринадцать направлений Каула. Культ Йогини оказался наиболее ранним и влиятельным источником формирования многих направлений, включая Видья-Питху и Кула-Традицию, в частности.
Йогини-Каула имеет много общего с буддисткой Тантрой, и, в частности, движение Сахаджия (естественность). Совершенное состояние йога описывается, как естественное вхождение ума в пустотность, где обретается свобода от двойственности и исчезает омраченность объективным миром. В рамках Шайвизма доктрина Сахаджии получила развитие в движении Натхов, проповеданная великим святым Горакханатхом. Эта школа особо распространилась в Бенгалии и повлияла на дальнейшее развития движения Бхакти, преданности Богу, как в Шайва, так и в Вайшнава традициях, еще до появления Чайтаньи. Йогини-Каула считается самой ранней формой линии Каула. Изначально это была система шестидесяти четырех йогини, восемь старших йогини и сопровождающие их 7 сестер. Восемь семей по восемь сестер составляют сестричество из шестидесят четырех йогини. Мандала или схема 64-х принципов, сгруппированных по восемь.
Входя в семью, йогин входит в свою истинную сущность и видит себя как группу сил, включенных в тотальность универсума, а восемь йогини эманируют себя как его энергии-силы. Каула философия оказала реформисткое влияние на тайный Культ Йогинь, сделав наиболее сакральное доступным домохозяевам при определенных условиях. Позже, в Каула сформировалось четыре основных направления: восточное с богиней Кулешвари, северное с группой двенадцати Кали, западное с богиней Кубджика и южное с богиней Камешвари.
Большая группа текстов, называемых Ямала — буквально «пара», появляется в период с VI в. по IX в. Эти тексты связаны в основном с поклонением Шиве как Бхайраве, но с сильным шактистким влиянием, практиками Вамачары и кремационными площадками. Они также повлияли на развитие Каула и Каула Кашмирского Шайвизма, в частности. «Рудра-Ямала» и «Брахма-Ямала» весьма известны и влиятельны. В «Брахма-Ямале» 25 тысяч строк посвящено классификации тантрических направлений по системе дакшина-вама-мадхьяма, описанию божеств, их ритуалов и священных мест.
Отдельно выделяют Шакти-Тантры, как исключительно шактисткие писания, о почитании Богини. Большинство шактистких Тантр заявляют о себе как о Кула. Здесь выделяют Кали-Кула и Трика. Направление, называемое Шри-Кула или Шри-Видья стоит особняком, так как не относится к Бхайрава-Тантрам. Но эта школа имеет обширнейшую литературу и хорошо разработанную доктрину. Среди Бхайрава-Тантр Кали-Кула весьма примечательна. К этой школе относятся тексты «Кала-джняна», «Калоттара», «Махакала-Самхита», «Вйомакеша-Самхита», «Даядратха-Ямала», «Уттара-Тантра», «Шакти-санграха-Тантра».
Шакти-Тантры также классифицируют согласно десяти Маха-Видья — десять аспектов Деви с Кали, как Изначальной Богиней, (культ, распространившийся в Бенгалии) и методы поклонения им описаны в «Чамунда-Тантре», «Малини-виджая-Тантре», «Шритаттванидхи», «Мундамале», «Нируттара-Тантре». «Нируттара-Тантра» делит богинь на две группы — Кали-Кулу и Шри(Лакшми)-Кулу по десять в каждой группе. Все Кали-Тантры включены в направление Кула. Однако «Куларнава-Тантру» нельзя строго отнести к Кали-Тантрам или к Шри-Видье. Направление Трика, относящееся к Кашмирскому Шайвизму, считается выше, чем Кула и включает Кулу в себя. Пожалуй, в этом контексте Кула получила свое наиболее глубокое философское понимание.
Таковы вкратце классификация Тантр и место Кулы в этой системе». 

(Тантра. интернет-сайт «Ganga Light».)
(Тантра. интернет-сайт «Мастер Хум».)

 

2.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

информация отсутствует

 

2.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Комментарий. По мнению геше Наванг Чинпы, имеется пять классов Тантр: действия (крийя), исполнения (чарья), йоги и высшей (ануттара) йоги. Последний, высший класс Тантр делится на два раздела — «отцовские» и «материнские» Тантры, что и составляет в сумме «Пять Традиций». В то же время Снеллгров, справедливо отмечая, что в этот период классификация Тантр еще не сложилась окончательно, полагает что «5 классов Тантр» могли пониматься по-разному, например, как Крия-Тантры, упа-Йога-Тантры, Йога-Тантры, Маха-Йога-Тантры и Йогини-Тантры. (D.Snellgrove. Indo-Tibetan Buddhism. Vol.2. Boston. 1987. р.505)». 

(Чже Цонкапа. Подготовительная часть и этап духовного
развития низшей личности. / Пер. с тиб. А.Кугявичюса.)

«Множество направлений Тантрическиой Традиции похожи на каналы дельты Ганги, которая перемещается и меняется с каждым потоком муссона. Тем не менее, Сандерсону удалось обозначить их направления. Мантра-марга заключает в себе целый букет традиций, которые отражают переход к женскому началу и являются основой более мощной эзотерической системы ритуала (Сандерсон «Шайвизм»). Мантра-марга подразделяется на: 1. Шайва-Сиддханту и 2. Бхайрава-Тантры, которые разветвляются на: 1. Мантра-питха и 2. Видья-питха, последнее подразделяется на: 1. Ямала-Тантры и 2. Шакти-Тантры, которые делятся на: 1. Трика-Тантры и Кали-Тантры». 

«Джон Дупуче. Тантрические письменные традиции шиваитов и шактов.)

«Некоторые тибетские ученые утверждают, что «Kun-byed rgyal-po» не является подлинно тибетской тантрой, потому что она не содержит десять определяющих качеств, которые должна иметь Тантра, а именно: воззрение, медитация, поведение, посвящение, мандала, сострадательная деятельность, самайя, способности, пуджа и мантра. Если текст включает в себя эти десять ключевых тем, он может с полным правом называться Мула-Тантра или «Коренная Тантра». Если текст только распространяется и поясняет вышеупомянутые темы, его можно отнести к вьякхья-тантрам, или «Поясняющим Тантрам». Текст, который концентрируется на определённой ключевой теме, называется Анга-Тантра, или «Тантра-Ответвление», и, наконец, текст, который представляет сердцевину или квинтэссенцию Мула-Тантры, известен как Уттама-Тантра, или «Дополнительная Тантра». 

(Kun-Byed Rgyal-Po: Основная Тантра Дзогчен.(Из книги Джона М. Рейнольдса «Золотые Письмена»).)

«Маханирвана-Тантра» относится к Агамам категории Шрути. Агамы построены в форме диалога между Шивой и Парвати, где Богиня задает вопросы. а Шива отвечает. В Нигамах Шива задает вопросы, а Парвати отвечает. В других Тантрах, например, Дамара-Тантрах или Ямала-Тантрах говорит только Шива, там нет диалога между Шивой и Парвати. Существует множество упа-Тантр и комментариев на основные Тантры, написанных риши или святыми. Существует два основных направления Шакта-Традиции — это Шри-Кула и Кали-Кула. «Куларнава-Тантра» является авторитетным текстом Шри-Кулы, а «Маханирвана-Тантра» авторитетным текстом Кали-Кулы. «Саммохана-Тантра» (Гл. VI) упоминает 64 Тантры, 327 упа-Тантр, несколько Ямала-Тантр, Дамара-Тантр, Самхит и других писаний Шакта-Традиции и 32 Тантры, 125 упа-Тантр, Ямала-Тантр. Дамара-Тантр и других писаний Шайва-Традиции. Хорошо известных Тантр значительно меньше, чем тех, которые упоминаются в текстах, многие из них разрушены временем или утеряны». 

(Д-р. Шива Натх Катаджу. Кашмирский Тантризм. / Пер. с англ.)

«Глава 8 Тантра-Йога. Каждая из многочисленных школ Индуизма имеет собственные Агамы, на основе которых строится философская и теологическая система школы. Существует три класса Агам — Шайва-Агамы, Шакта-Агамы и Вайшнава-Агамы. Большинство из этих Священных Писаний до наших дней не сохранились, а из тех, что дошли до нас, переведены единицы. Говорят, что существует 77 Шакта-Агам, или Тантр, но реальное их количество значительно больше. Они классифицируются как Вама или Кула, и Дакшина или Самайя. «Дакшина» означает «то, что имеет дуальность», т.е. в этой системе дуализм является важнейшим первоначальным аспектом. Преобладает пураническая методология. «Вама» означает «то, что увеличивается посредством праны, Витальной Силы». В основе этой системы — недуальность (Адвайта). Преобладает тантрическая методология. Все 77 Шакта-Агам разделяются на три категории:
1. Шудха или Самайя-Агамы: 5 Дакшина-Агам дуалистического характера (бхеда).
2. Кула-Агамы: 64 Вама-Агамы недуалистического характера (абхеда).
3. Мишра(Смешанные)-Агамы: 8 Самайя и Вама-Агам (бхеда-абхеда).
Также упоминается два типа Тантр: Ямала-Тантры и Дамара-Тантры. «Ямала» означает «объединенный» или «пара, брак, соединение». Эта группа Тантр называется так потому, что они содержат тайные беседы между божеством и его супругой, которая составляет ему пару. Ямала-Тантры — это: Брахма-Ямала, Рудра-Ямала, Лакшми-Ямала, Ума-Ямала, Сканда-Ямала. Ганеша-Ямала и Адитья-Ямала.
Группа Тантр, именуемых Дамара-Тантры, названы так, потому что они являются Священным Писанием, в котором содержится удивительное учение Бога Шивы. «Дамара» означает «чудеса, чудесный». Другое значение термина «дамара» — слуга Бога Шивы. Дамара-Тантры — это: Йога-Дамара, Шива-Дамара, Дурга-Дамара, Сарасвата-Дамара, Брахма-Дамара и Гандхарва-Дамара». 

(Свами Рамакришнананда Бабаджи Махараджа.
Йога — Союз с Реальностью. / Пер. с англ.)

«I. Четыре класса тантр. Представляется важным для изучающего историю и истоки религии узнать, что ламы признавали четыре основных класса йогических Тантр, которые можно кратко описать следующим образом: 1) Тантры, объясняющие Самость, или Высшую истину, 2) Оккультные, или Мистические науки, 3) Йогини или Шакти-Тантры и 4) Калачакра-Тантры.
Согласно Ламаической Традиции первый класс получил начало «на востоке», что, вероятно, относится к восточному Бенгалу во времена короля Раб-сал (Раб-гсал), который, как полагают, царствовал перед началом Х.Э. Второй класс появился через посредство Нагарджуны и его последователей во время II и III вв. н.э. «на юге» (что относится к южной Индии). Третий класс, к которому относится эта Книга и Книга IV («Изображение великого символа», трактат о практическом йогическом методе реализации Нирваны и «Перенесение сознания», йогический трактат, дополнительный к последней из Шести Доктрин (шести Йог)), прослеживается к ученому учителю по имени Лавапа из Ургьяна (или Одьяна), древнее название области, теперь лежащей внутри территории Афганистана, «на западе» Индии. Именно Падмасамбхава, также из Ургьана, впервые ввел и популяризировал среди тибетцев этот класс Тантр. Падмасамбхава, известный среди своих последователей как гуру Ринпоче — Драгоценный Гуру, как утверждают, имел восемь индийских гуру, принадлежащих к восьми различным школам Буддизма. Из различных учений, таким образом полученных, он, как полагают, сформулировал эклектическую систему мысли, теперь общеизвестную в Тибете в качестве системы «Красных Шапок», которые составляют первичную Нингмапа Школу. Что касается этой системы, то европейские ученые знают очень мало оригинальных источников, поскольку содержание и точное соответствие ее манускриптов все еще по большей части неизвестно вне монастырей Нингмапа Школы. Поэтому здесь также имеется почти нетронутое поле для исследований, которые выработали бы материал величайшей ценности в истории Буддизма. Четвертый класс, состоящий из Калачакра-Тантр, как говорят, зародился «на севере», в Шамбале, и был внесен в Индию около 500г. н.э.». 

(Эванс-Вентц В. И. Тибетская Йога и тайные доктрины.
В 2-х т. К. Пресса Украины. 1993г, Гранд-Фаир. 2003г.)

«Многие западные учёные, работающие с буддийскими тантрами с индо-тибетской стороны, в основном ничего не знают об огромном количестве переведённых тантрических текстов, сохранившихся на китайском.
Считается нормальным классифицировать Тантры по четырём категориям: Крийя, Чарья, Йога и Ануттара-Йога, следуя обычной тибетской практике, и эта система классификации рассматривается современными западными учёными как нечто вполне определённое. Однако из исследования ранних тантрических материалов, в особенности сохранившихся в Китайской Традиции, становится ясно, что эта система классификации, при всей её полезности для поздних индийских экзегетов и их тибетских последователей, разрабатывалась постепенно для упорядочения массы тантрических материалов, с которыми они сталкивались. Тем не менее, можно сказать, что эта система классификации также представляет — в общем плане — историческую последовательность, в которой развивались Тантры. Иными словами, большинство текстов, которые стали классифицировать под рубрикой Крийя-Тантры, возникли в ранней прото-тантрической фазе; затем это привело к Чарья-Тантрам и Йога-Тантрам, а позже — к Ануттара-Йога-Тантрам. Это станет более ясным позже, когда мы вкратце рассмотрим содержание тантрических по стилю текстов на китайском языке и даты их переводов.
Однако перед тем как идти дальше может быть полезным попытаться дать читателям определение того, какой именно тип текстов мы можем обоснованно называть Тантрами, так как ситуация не столь ясна как, возможно, хотелось бы верить. Я помню, как спросил одного человека, специализирующегося на индийской Тантрической Традиции, как можно идентифицировать Тантры как таковые, и получил довольно бесхитростный ответ: это очень просто, поскольку у Тантр в названиях есть слово «тантра». Однако это совершенно не так, поскольку многие тексты, которые обоснованно классифицируются как Тантры, в действительности называются Сутрами, как, например, сама «Махавайрочана-абхисамбодхи-Сутра, «Сарва-татхагата-таттва-самграха-Сутра» и некоторые из ранних Тантр rNying-ma, такие как dGongs-‘dus (Т №829), rNgam-glog (Т №830), Kun-‘dus (Т №831) и др. Собственно, в некоторых из этих текстов слово «тантра» даже и не употребляется, включая текст данного перевода». 

(Стефан Ходж. Предисловие к английскому переводу «Маха-Вайрочана-
Абхисамбодхи-Тантры» (London. 2003. (Pp. 3-40). / Пер. А.Г.Фесюн.)

«Тантрическая литература. В соответствии с одной традицией считается, что Тантры — это Пятая Веда; для каждого периода Бог создал своё писание: для Сатья-юги — Веды; для Трета-юги — Смрити; для Двапара-юги — Пураны; для Кали-юги — Тантры. Тантры предназначаются человечеству Кали-юги. В них открывается не относящаяся к этому времени истина, адаптированная к сильно ослабленным способностям людей этой юги. Слово «тантра» означает что-то, расширяющее знание, «таньяте вистарьяте, джнанам анена тантрам».
Практики, близкие Тантризму очень древние. Их обнаруживают и в Ригведе, и в Атхарваведе. Некоторые считают, что они произошли ещё в до-ведические времена. Но как вид литературы с философским смыслом Тантры появились гораздо позднее. Если тантрические работы можно отнести к началу Х.Э., если не раньше, то последние появились не позднее XVIII-XIX вв.
Тантры, вообще говоря, можно разделить на пять категорий: Шайва, Шакта, Вайшнава, Cаура и Ганапатья. Свои собственные Тантры также имеют буддисты. Обнаруживается сходство в композиции брахманических и буддийских тантрических текстов.
В Тантрах соблюдается строгое следование обычаям Тантризма как Шрути или Агама (откровение), как противоположность Смрити или Нигама (традиция). Агама подразумевает Шастру, посвящённую Шивой его божественной супруге Парвати. Аналогично, Нигама подразумевает класс Тантр, пришедших от Парвати. Большинство тантрических произведений Шайва и Шакта представлены в виде диалога Шивы с каким-либо аспектом его божественной супруги. В Тантрах Вайшнава говорящим является один из аспектов Вишну. В буддийских Тантрах, называемых Сангити, говорящим или автором надлежит быть Будде или Бодхисаттве.
В Тантрах поднимаются и обсуждаются различные вопросы. Несмотря на разнородные элементы, присутствующие в них, Тантры, как религиозная литература, главным образом связаны с садханой или религиозными обрядами, а не с какой либо системой абстрактных размышлений. Практический аспект, садхана, является основной частью Тантр. Как в Буддизме так и в Брахманизме Тантры сильно принижают общепринятые практики. Они содержат протест против ортодоксальных идей. Они принимают исключительно практическую часть религии.
Говорят, что индийские Тантры произошли из Вед. Если тантрические практики могут быть отнесены к временам Вед и Упанишад, то Тантры как особый вид литературы и садханы несомненно связан с ростом Шайвизма. Санкхья-Йога придала им важную философскую подоплёку.
Хотя хронологическая схема Тантр не может быть понята при настоящем уровне знаний, кажется, что Тантры типа Агама принадлежат первым пяти-шести векам Христианской Эры, от Периода Кушан до конца Периода Гупты.
Следующая стадия развития индийских Тантр, вероятно, отражена в классе литературы, известной как Ямала. Справедливо будет сказать, что литература Ямала зародилась между VI и IX вв. н.э. Тогда как подлинные Шива-Тантры или Агамы представляют традицию Рудры или Сада-Шивы, Тантры Ямала представляют Традицию Бхайравы. Говорят, что бхайравы имели человеческих учителей, достигших полного освобождения и практически ставших Шивой.
Ямалы свидетельствуют о сильном развитии тантрической садханы. Это не только попытка определить, во-первых, различные тантрические традиции, но и введение большого разнообразия в поклонении новым богам и богиням. Они вводят, во-первых, хорошо развитый тантрический пантеон и несомненно, что при этом использовалось большое количество местных культов. Также они открывают тантрическую садхану для других каст. В соответствии с «Брахма-ямалой», существует тантрическая садхана трёх типов: Дакшина, Вама и Мадхьяма, соответствующие трём гунам: саттве, раджасу и тамасу. «Джайядратха-ямала», одно из дополнений «Брахма-ямалы», содержит упоминание о большом количестве божеств, в основном Шакти, таких как Калика, Рашакали, Индивара Калика, Дханадакалика, Дживакали, Ракшакарани, Бхайрвадакини, Калантаки, Вирьякали, Сиддхилакшми и т.д.
Постепенно Шактизму придаётся всё большее значение. К X в. индийские Тантры приобрели шактический характер, основной целью стало не достижение освобождения, а приобретение власти над силами природы.
Концепция Шакти как изначальной энергии, явно прослеживается в последовательном развитии индийской литературы и философии, с различными символами и иносказаниями.
С упадком Буддизма в Индии, начиная примерно с X в., многие индийские и буддийские тантрические секты смешались друг с другом, что в целом проявилось в Тантризме как Шактизм. Это хорошо отражено в индуистской «Самбхога(Саммахана)-Тантре», созданной примерно в XIV в.». 

(Джагги О.П. Йогическая и Тантрическая медицина. / Пер А.Агапкина.)

«Глава IV. Источники по истории тантрической алхимии в Индии. I. Средневековые списки раса- и натха-сиддхов. Среди наиболее ценных исторических документов, в нашем распоряжении лишь те, что были составлены в тот период, когда 1) «внешняя алхимия» исчезла из Буддизма, 2) Буддизм исчез из Индии, а 3) индуистская Сиддха-Алхимия возникла благодаря синтезу Тантрической Алхимии и Хатха-Йогической дисциплины, составленные в прошлом списки сиддхов (буддистских и индуистских) и Нaтхов (исключительно индуистских), которые распространились по всему Индо-Тибетскому миру между XI-XV вв. Именно в этих источниках название «сиддха» широко использовалось как общий термин, охватывающий большинство фигур — иcторических, легендарных, божественных, и до сих пор точно неопределенных, чьи жизни и действия я обозреваю на этих страницах.
Мы не можем быть уверены, что это действительно так, но порядок имен в списках сиддхов время от времени, кажется, соответствует гуру-парампарам, то есть, линиям учителей и учеников, через которых передавались мистические доктрины Сиддхов. Здесь, сиддха-списки составили бы упрощения более ранних образцов. Это были идеализированные «поздние письменные систематизации» (приблизительно IX в. н.э.), основных тантрических сект и текстов. Эти отчеты часто приобретали форму мистических диаграмм (мандал), в которых кланы (кулы) божественных и легендарных наставников главных подразделений индуистского Тантризма излагались схематично. Такие мандалы или янтры были одновременно божественной и человеческой генеалогией, ритуальной и медитативной поддержкой и служили моделями микрокосмической, мезокосмической и макрокосмической реальности, где цвет, число, направление, божественное имя, жизненное дыхание, деятельность сознания, органы чувств и т.д., являлись многочисленными доказательствами связывающими мироустройство с чертежом, их структура и функция совпадали (индийская танрическая и шактийская литература, стр. 40. Амная-классификация Kаула-Традиций, представленная в «Чинчиниматасарасамуччхайе» (на непальском), имеет особое значение. Дичковски. «Канон». стр. 66-68).
В отсутствии чего-либо сопоставимого систематическому богословию (для какого бога можно было бы выбрать?) или религиозной антропологии, пуранический Индуизм уделял большое внимание тому, что один ученый назвал «систематической географией», разработке пространственной сети великой цепи существования, от самых высших божеств до самых презренных демонов, через царства людей, полубогов, мудрецов, и других разнообразных существ.
Однако в тантрическом контексте, это может быть названо скорее «систематической генеалогией», чем «систематической географией» или космологией, учитывая тот факт, что кардинальные направления, которые отводились главным кругам тантрической мандалы, кажется, не имеют вообще никакой взаимосвязи с географическими местоположениями сект или их основателей.
Скорее всего, в буквальном смысле, они были организационным «потоком-схем», в которых рассматриваемый поток являлся сексуальными флюидами, нектаром клана (куладравья), который сначала исходил от главенствующего божества, а затем распространялся во вне, посредством биологической передачи через богинь и йогинь, в различные кланы, строи и секты. Благодаря своей систематической генеалогии, тантрики сразу расположили себя в космической цепи бытия в сети социально-религиозных институтов.
Главными тантрическими классификационными системами, которые будут касаться нас здесь — поскольку некоторые имена, найденные в них соответствуют именам, найденным в сиддха-списках, детализированных ниже — являются Питха и Амнайя классификации. В то время первый термин почти всегда использовался для обозначения «скамейки для ног», или места паломничества Богини в Шакти-Тантризме, в то время также появилась «Брахма-ямала-Тантра» (прибл. IX в н.э.), традиция четырех «литературных» питхов. Здесь главные тексты (вместе с практиками и защищающими их методами) раннего Тантризма были классифицированы согласно основным принципам субъектов, которыми они пользовались — но скорее искусственно — под заголовками Видья-, Мантра-, Мудра- и Мандала-Питха. Большинство важных текстов этой классификационной системы подпадало под рубрики Видья-Питха и Мантра-Питха (тексты Видья-Питха разделены на Ямалы, общие Тантры и Шакти-Тантры, Тантры прямой передачи; эта последняя группа формирует текстовую основу для Трики. Четыре литературных Питха также идентифицируют с четырьмя исконными Питха раннего Индуистского и Буддийского Тантризма (Джаландхара, Уддияна. Пурнагири и Камарупа, упомянутые в «Кула-джняна-нирнайе» 8.20-22).
Несколько позднее (Абхинавагупта не делает упоминания о системе Анмайя; однако о ней упоминается в «Кубджикамате», коренной Тантре Западной Передачи (Дичковски. Канон. стр. 66) и «Куларнава-Тантра» (3.7-10)) была изобретена классификационная система Амнайя («линии передачи»), чтобы классифицировать Каула секты и тексты. Существует Четыре Амнайя: восточная (Трика, чей культ сосредотачивается на трех Пара-богинях), северная (Крама, где поклоняются Кали), западная (поклоняются богине Кубджика, «Принимающая Одного», другая форма хатха-йогической Кундалини) и южная (Шри-Видья, где поклоняются богине Трипурасундари) линии передачи. (Она также одна из линий системы амнайя, которые превосходно обозревает Алексис Сандерсон в книге «Шайвизм и Тантрическая Традиция» (особенно стр. 680-90). Но см. Дичковски («Канон», стр. 87) и Гоудриан(стр. 14), которые характеризуют эту классификацию как «пустоту»: географические координаты четырех школ, на которые ссылаются авторы, возможно выдуманные. Пятая (Высшая) амнайя была прибавлена позже).
Вероятно, историческая ценность сиддха-списков ограничивалась так же мандалами тантрических Питха и Амнайя классификаций (ученые пытались в течение многих десятилетий составить схему гуру-парампараp из этих списков); сравнительный обзор дает понимание того, что наследие йогинов и алхимиков сходны от Тибета до южной Индии. Вот что говорит Джузеппе Тучи: «Сиддхи — наиболее выдающиеся личности средневековой индийской эзотерики и представляют идеальное единство между Шиваизмом и Ваджраяной, действительное выражение идентичного религиозного и мистического опытов, представленного через аналогичные символы». Эти личности всегда были, прежде всего, Сиддхами, и будет ошибкой утверждать, что включение имени в буддийский сиддха-список делает персону буддистом, или что имя, фигурирующее в раса-сиддха-списке непременно делает его обладателя алхимиком. Сиддхи, волшебники и полубоги, супермены и чудотворцы, которых изображали и в Южной Азии и в Тибете, были, по большому счету, объединены религиозным духом Средневековой Индии (на основе списков общее количество таких личностей может составлять около 150 персон)». 

(Дэвид Гордон Уайл. Алхимическое тело: Традиция Сиддхов
в средневековой Индии. / Пер. c англ. Лалита-натхини.)

* * *

Подведем итог. Если выписать из приведенных выше цитат названия тантрических текстов, на которые они делятся в соответствии с различными классификациями, то получится следующий, конечно не окончательный и неполный, но внушительный список:
— Агамы и Нигамы
— амнайя-Тантры
— ануттара-йога-Тантры
— астика-Тантры
— ашвакранта-Тантры
— бхайрава-Агамы
— бхайрава-Тантры
— буддийские Тантры
— вайшнава-Тантры
— вама-Агамы
— вама(-марга)-Тантры
— видья-питха (Тантры)
— вишну-Агамы
— вишнукранта-Тантры
— внешние Тантры
— внутренние Тантры
— ганапатья-Тантры
— дакшина(-марга)-Тантры
— дамара-Тантры
— джайнские Тантры
— джняна-Тантры
— индуистские (хинду) Тантры
— йога-Тантры
— йогини-Тантры
— калачакра-Тантры
— кали-Тантры
— каула-Тантры
— китайские Тантры
— крийя-Тантры
— кубджика-Тантры
— кула-Агамы
— мадхьяма(-марга)-Тантры
— материнские Тантры
— настика-Тантры
— мандала-питха (Тантры)
— мантра-питха (Тантры)
— маха-йога-Тантры
— мишра-Агамы
— мудра-питха (Тантры)
— недвойственные Тантры
— отцовские Тантры
— раса-Тантры
— ратхакранта-Тантры
— рудра-Агамы
— самайя-Агамы
— сурья (саура)-Тантры
— Тантры, Агамы и Самхиты
— тибетские Тантры
— трика-Тантры
— упа-Тантры
— упа-йога-Тантры
— чарья-Тантры
— шайва-Тантры
— шайва-Агамы
— шакта-Агамы
— шакта-Тантры
— шива-Тантры
— ямала-Тантры и др.

Обратим внимание на тот факт, что существуют разные системы классификации тантрических текстов, например, по географическому, конфессиональному, традиционному (школа, традиция), методологическому и др. принципам. Из приведенной выше информации можно насчитать, по меньшей мере, 16 разных, традиционных и академических систем классификации тантрических текстов, поэтому одна и та же категория текстов может называться по-разному. Отсюда большая путаница в их названиях.

Поскольку существует Индуистский Тантризм, Джайнский Тантризм, Буддийский Тантризм, Тибетский Тантризм, Китайский Тантризм и др. (см. статью 2.1. «Тантризм как предмет Рссийской Тантрологии»), постольку можно говорить о существовании таких тантрических текстов, как:
— астика (индуистские) Тантры
— настика (не-индуистские) Тантры
или
— индуистские (хинду) Тантры
— джайнские Тантры или Агамы (Анга-Агамы и Прамана-Агамы)
— буддийские Тантры
— тибетские Тантры
— китайские Тантры

Буддийские Тантры могут делиться по назначению, или по изложению разделов, или по тому, на что делается упор, например:
— коренные (мула) Тантры
— поясняющие (вьякхья) Тантры
— ответвление (анга) Тантры
— дополнительные (уттама) Тантры
или
— джняна Тантры (тантры знания)
— крийя Тантры (тантры создания и установления образов)
— йога Тантры (тантры размышления)
— чарья Тантры (тантры обрядов)
или
— крийя Тантры (тантры очищения)
— чарья Тантры (тантры действия)
— йога-Тантры (тантры йоги)
— ануттара Тантры (тантры высшей йоги)
или
— внешние (низшие) Тантры (джняна-, крийя-, чарья-, йога-тантры)
— внутренние (высшие) Тантры (ану-йога-, ати-йога-, маха-йога-тантры)
или
— отцовские Тантры (исходят от Будды, упор делается на метод)
— материнские Тантры (исходят от Богини, упор делается на мудрость)

Поскольку в Индуизме существует несколько направлений, постольку можно говорить о существовании таких тантрических текстов, как:
— Шайва Агамы или Шайва Тантры (тантрические тексты Шиваизма)
— Шакта Тантры или Шакта Агамы (тантрические тексты Шактизма)
— Вайшнава Тантры или вишнуитские Агамы (Панчаратра-Агамы (Самхиты), Вайкханаса-Агамы)
— ганапатья Тантры (Школа поклонников Ганеши)
— сурья (саура) Тантры (Школа поклонников Солнца)

Поскольку в Индии с древних времен наряду с Ведической Традицией существует и Агамическая Традиция (см. статью 2.12. «Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.1)»), постольку можно говорить о существовании таких тантрических текстов, как:
— Бхута-Агамы
— Гаруда-Агамы
— Вама-Агамы
— Дакшина-Агамы
— Сиддханта-Агамы

Самый большой класс тантрических текстов составляют Тантры. Тантры бывают трех типов:
— Агамы (в диалоге наставления дает Шива)
— Нигамы (в диалоге наставления дает Шакти)
— Упа-Тантры (диалог Шивы или Шакти с каким-либо тантрическим персонажем)
или
— Тантры
— Ямалы (ямала — «объединенный», «пара, соединение, брак»)
— Дамары (дамара» — «чудесный», «сверхестественный», «чудеса»)
или
— Шива-Тантры/Агамы (бхеда — дуалистические тексты)
— Бхайрава-Тантры/Агамы (абхеда — монистические тексты)
— Рудра-Тантры/Агамы (бхеда-абхеда — монистическо-дуалистические тексты)

Шакта-Агамы могут делиться на три категории текстов:
— Шудха или Самайя, или Дакшина-Агамы (бхеда — дуалистического характера)
— Кула или Вама-Агамы (абхеда — недуалистического характера)
— Мишра-Агамы (бхеда-абхеда – смешанного характера)

Согласно Традиции четырех «литературных» питх (букв. сиденье, место, пьедестал; священное место, основание или пьедестал для мурти (образа) божества; храм, ашрам или матх, основанный вокруг местопребывания божества или духовной личности; святилище — место почитания Шакти), существуют такие тантрические тексты среди индуистских и буддийских Тантр, как:
— Видья-Питха (Джаландхара)
— Мантра-Питха (Уддияна)
— Мудра-Питха Пурнагири)
— Мандала-Питха (Камарупа)
или
— Джаландхара
— Уддияна
— Пурнагири
— Камарупа

Тантрические тексты Кашмирского Шиваизма традиционно классифицируется по трем основным разделам: 1) Агама-Шастра; 2) Спанда-Шастра; 3) Пратьябхиджня-Шастра. Вот что пишет Шрипада Садашивачарья (см. Шрипада Садашивачарья. Философская основа «Шива-Сутры». Лекция.):

«Агам, то есть Тантр, очень много. Все Тантры с точки зрения системы Трика (Кашмирский Шиваизм) классифицируется, делятся на три типа. Подход Тантр ко всему предельно практический. И в зависимости от того, на что они ориентированы, т.е. какая практика в них излагается, они делятся на три главных блока. Первый тип священных Агам — это собственно Агама-Шастры, т.е. богооткровенные писания, т.е. «апаурушея-джняна» — нечеловеческое знание, оно снизошло, информация, которая здесь дается — это не плод человеческих размышлений. Это действительно описание опыта сверхчеловеческого, божественного, но данного через язык людей, то есть Тантры как бы имеют две стороны: человеческую и божественную. От Бога исходят собственно знания, а форму Тантрам предают, конечно же, Учителя, т.е. они просто излагают это человеческим языком, но таким образом, чтобы информация шла не только на умственном уровне, но и на энергоинформационном, мантрическом уровне. Т.е. Тантры в этом смысле — уникальные писания.
Второй тип литературы — это Спанда-Шастры, — исследование природы Шакти, т.е. принципа вибраций (спанды), пульсации энергии. Это переживание Бога, зная, что Бог не только во всем, но и переживать его как Шакти. Чувствование его просто физически во всем, и что все — это Она. Т.е. Спанда-Шастры — это исследование природы Шакти, которое чрезвычайно важно. Поскольку, если вы не знаете ее, как она работает, вы не можете это применять до конца, значит вы не сможете обрести более высшие сиддхи.
Третий тип литературы — это Пратьябхиджня-Шастра. Пратьябхиджня — значит обратное узнавание, воспоминание. Сюда относится основная масса упа-Тантр, т.е. авторских произведений учителей, которые делятся своим опытом, достижениями, т.е. передают индивидуальный опыт. Сюда могут быть отнесены трактаты Абхинавагупты, Кшемараджи, Махешварананды…».

Данную тему можно обсуждать еще достаточно долго. Существуют самые разные классификации и самые разные названия тантрических текстов. Например, такие:
— Каула-Тантры (тексты высшего пути Тантры)
— Йогини-Тантры (тексты наиболее эзотерические по содержанию)
— Кубджика-Тантры (тексты, посвященные мистической физиологии человека)
— Раса-Тантры (тексты, посвященные тантрической алхимии и медицине) и т.д.

Еще одна интересная система классификации тантрических текстов может и должна быть рассмотрена — это «распределение» тантрических текстов по тантрическим канонам различных тантрических традиций, однако, это тема уже другой статьи (см. статью 3.11.3. «Тантрический Канон»).

Как пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература. Журнал «Восток» № 2 март-апрель 2005г. стр. 16- 27.):

«Искать в этом многообразии классификаций какое-то единство в принципе не имеет смысла. Наши источники часто противоречат друг другу, страдают неполнотой, одна система деления текстов опровергает другую; часто сама классификация выглядит довольно искусственной, что, впрочем, вполне обоснованно. Подобный разнобой может указывать только на то, что классификаторы не владели всей полнотой информации о Тантрах в силу гетерогенного характера происхождения Тантр».

Но тогда, почему бы Российской Тантрологии, ее разделу «Текстология (Тантры)», в частности, не овладеть всей полнотой информации о Тантрах, точнее Тантрических Текстах (в современных условиях доступа к информации) и не сформулировать критерии, принципы классификации тантрических текстов, и не «воссоздать» систему классификаций тантрических текстов (как говорится по факту) на основе многообразия традиционных классификаций, прибавив к разработке характерных признаков тантрических текстов (см. статью 3.11.1. «Тантрические Тексты») разработку характерных признаков классификационных «подгрупп» тантрических текстов? Что явилось бы весьма полезным делом для будущих исследований и особенно будущих переводов тантрических текстов.

В качестве заключения обратим внимание на одно интересное указание Бхайравананды Каулавадхуты (см. Бхайравананда Каулавадхута. Элементы Узора. Сборник статей. 2010г.):

«Если ты усвоил восемь, шестнадцать или шестьдесят четыре формулы Каула-Тантры, то ты в состоянии классифицировать любое жизненное явление и применить по отношению к нему соответствующую формулу».

* * *

N 36. 01.06.13г.