Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.4).

«Западная психология и философия пришли к выводу, что существует нечто большее, чем сознание, ограниченное сферой, но для сознания за пределами сферы у нас не нашлось никакого иного термина, чем пустое «бессознательное». <…>. Восток гораздо дальше проник в это царство. Для него это уже не пустое бессознательное, а область бескрайних перспектив и бесконечных возможностей, все новых планов, все новых уровней, глубин, которые можно исследовать, измерить и, в определенной степени, сделать доступными. <…>. Цель или смысл Реализации состоит в том, чтобы выйти за пределы сознания, ограниченного сферой, пробудив в себе, в той или иной степени, сверхсознание. Таково наиболее простое объяснение Освобождения, Просветления, Реализации. Не трудно понять, что не может быть одной единственной Реализации, одного единственного уровня Просветления. Как мы увидим, есть множество Реализаций, множество уровней, множество возможностей в бескрайних пространствах Запредельного, поражающих воображение. <…>. Отличие Реализации в том, что здесь достижение, соединение и отождествление со Сверхсознательным является добровольным, преднамеренным, и когда осуществлено, происходит переход индивидуального самосознания из относительной сферы за ее пределы. Тогда оно более чем гениально. Тогда оно становится тем, что можно назвать Божественным, а личность выступает только как посредник в сфере относительного. Это несколько проясняет то, что мы понимаем под Реализацией, что может и должно быть достигнуто каждым, в ком есть устремленность и искренность» (см. Франклин Меррелл-Вольф. Смысл Реализации. 1951г. Сайт www.ariom.ru.).
«Человек рождается как возможность, а не как реальность. Он может стать чем-нибудь; он может достичь реализации своих потенциальных возможностей, а может и не достичь. Возможности могут быть использованы или не использованы. А природа не принуждает вас к Реализации. Вы свободны. <…>. Самореализация означает, что человек стал тем, чем он должен был стать. Он был рожден как семя, а теперь он расцвел. Он пришел к полному росту, к внутреннему росту, к внутреннему завершению. С того момента, когда вы почувствуете, что все ваши потенциальные возможности стали реальностью, вы будете находиться на вершине своей жизни, любви, самого существования. <…>. Когда я говорю о вашей самореализации, я не имею в виду, что вы должны стать великим поэтом или великим музыкантом. Я имею в виду, что вы должны стать тотальным, полным человеком. <…>.
Тантра не имеет отношения к какому-то частичному росту, она имеет отношение к вам как к тотальному существу. Так что основными являются три цели: вы должны быть центрированы, укоренены и уравновешены; то есть всегда должны быть в середине — и, конечно, без каких-либо усилий. Если для этого нужны усилия, то вы неуравновешены. И вы должны быть в покое — в покое во вселенной, дома в существовании, в экзистенции, и из этого будет следовать многое другое. Это основные потребности, потому что если эти потребности не удовлетворены, то вы являетесь человеком только по названию. Вы являетесь человеком как потенциальная возможность, а не как реальность. Вы можете им быть, вы имеете соответствующий потенциал, но потенциальность должна стать реальностью». (см. Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. Книга Тайн. Нирвана. 2005г. Сайт www.litmir.co.).

* * *

7. ЧТО ТАКОЕ (САМО)РЕАЛИЗАЦИЯ?

В статье 3.10.2. Что такое Спасение и Освобождение? (ч.1, ч.2) представлена информация о таких понятиях, как «спасение», «освобождение», «мокша», «мукти», «кайвалья». В статье 3.10.3. (ч.1, ч.2) представлена информация о таких понятиях, как «пробуждение», «бодхи», «просветление», «самадхи», «нирвана». Таким образом, согласно приведенной информации, а также информации, представленной в сети Интернет и различной литературе, мы можем говорить о том, что

СПАСЕНИЕ — это:
— Богопознание
— освобождение
— спасение сознания
— соединение с Богом
— всякая помощь Бога
— возвращение к истокам
— освобождение от греха
— единение человека с Богом
— видение Бога «как Он есть»
— нравственное спасение души
— жизнь в новом Божьем Царстве
— освобождение от грехов и скорбей
— постижение Истины всего сущего
— полнота Царства Божьего на земле
— освобождение от опасности или страданий
— освобождение от греха и его действия в нас
— полное преодоление отчуждения и несвободы
— восстановление бытия в его исконной истине
— интуитивное постижение внутренней мудрости
— освобождение от рабства и возвращение из плена
— непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа
— непо­средственное достижение Высшей Реальности
— освобождение от беспокойства, внутренней вины и греха
— духовно-нравственное изменение и преображение человека
— освобождение от тяжкого бремени духовного невежества
— единство с Высшей Реальностью, мистическое единение с ней
— возрождение изначально души, просветленной по своей природе
— «обновление жизни», «жизнь во Христе» для свободы (от греха)
— преображение в новом качестве и состоянии человека духовного
— возвращение к изначальной гармонии или к утраченной благости
— уход из мира и принятие от Бога сверхъестественной благодати
— предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла
— возрождение исконного образа жизни в соответствии с истиной и Божьим промыслом
— искоренение страстей тела, души и духа для восхождения на небо по духовной Лествице
— окончательное состояние души, когда она освободилась от всех ограничений и страданий
— освобождение своих внутренних сил и открытие своего внутреннего «я» и обретение мира
— «оправдание», «святость», «мудрость», вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары»
— преодоление зависимости от условностей и тягот внешнего материального мира и собственной смертности и греховности тела

ОСВОБОЖДЕНИЕ — это:
— осознание Единства
— полное единство с Богом
— обретение истинной сущности
— Богообщение и Богопостижение
— абсолютное единство с Божеством
— прекращение иллюзорной зависимости
— переход на иной уровень существования
— достижение высшего (духовного) сияния
— обретение душой божественного состояния
— возрождение к необусловленной форме бытия
— духовное преображение собственной природы
— возвращение к изначальной тождественности
— осознание себя неотделимой частью Божества
— путь радости, любви и свободного наслаждения
— освобождение от власти материального бытия
— достижение осознания своей истинной природы
— полная свобода от страданий круговорота сансары
— избавления от неведения, обретение истинного знания
— слияние самосознания с основополагающей Реальностью
— соединение с высшей природой, имеющей форму блаженства
— не изменение состояния сознания, а устранение его изменений
— становление божественным через осуществление божественного
— обретение другого модуса бытия, превосходящего «нормальную» жизнь
— освобождение духа от связи с конечным, или проявленным существованием
— достижение собственного (реального и изначального) истинного состояния
— абсолютное существование энергии сознания, возвращающейся к самой себе
— обретение своего естественного состояния, независимого от каких-либо условий
— избавление от замкнутости и узости личной психической сферы, от пут и иллюзий
— относительно подлинной Природы духа и Абсолютной Реальности чистого бытия
— полное раскрытие заложенного в душе каждого живого существа состояния божественной природы
— мистический путь духа в иную реальность, существующую вне времени и пространства ограниченного природного мира

МОКША, МУКТИ, КАЙВАЛЬЯ — это:
— реализация Бога
— озарение Истиной
— единство с Ишварой
— состояние Единства
— высшее освобождение
— слияние со всем сущим
— единение с Абсолютом
— несвязанное состояние
— духовное освобождение
— достижение Абсолюта
— соединение с высшим Я
— состояние подобия Богу
— окончательное спасение
— состояние совершенства
— выход за мирские пределы
— предельная отрешенность
— божественное поглощение
— абсолютное освобождение
— выход из-под власти кармы
— свобода от влияния иллюзий
— состояние единства с Богом
— высокая духовная реализация
— состояние высшего единства
— состояние недвойственности
— состояние «чистого видения»
— наиболее полное выражение я
— внутреннее озарение сознания
— изначальное чистое состояние
— осознание всякого блаженства
— прорыв к истинной Реальности
— реализация сознания Свидетеля
— абсолютный ментальный покой
— освобождение от иллюзий майи
— блаженство осознания Брахмана
— высшее непосредственное знание
— состояние единства с Брахманом
— тождество с чистым единством
— погружение в верховное Божество
— тοтальнοе οсвοбождение сознания
— избавление от всякой изменчивости
— освобождение с помощью уединения
— приобретение истинного вечного «я»
— освобождение от уз мирского бытия
— избавление от неведения и «слепоты»
— полное растворение в Божественном
— абсолютное, неделимое существование
— освобождение от оков двойственности
— некая стадия в развертывании сознания
— избавление индивида от всех страданий
— единство с вечным и единым Брахманом
— высшая точка совокупности всех садхан
— реализация истинной сущности Атмана
— окончательный итог совершенствования
— высшее состояние религиозного сознания
— освобождение из материального рабства
— окончательная реализация и просветление
— постижение единства с высшим Атманом
— достижение трансцендентного состояния
— освобождение от любых обусловленностей
— освобождение от пут материального мира
— выход из мира претерпевания в мир свободы
— духовное освобождение постоянной природы
— просветленное познание истинной сути мира
— преодоление индивидом зависимости от мира
— освобождение от всякой мирской привязанности
— преодоление привязанности к мирским ценностям
— преодоление авидьи — иллюзии эмпирического мира
— утверждение силы и знания в собственной природе
— восхождение души к богоподобному существованию
— возвышенное, трансцендентное состояние сознания
— свобода и блаженство вечной целостной души в Боге
— осознание индивидом своего тождества с Брахманом
— самопогружение индивидуальной души во Всевышнего
— освобождение от страхов и привязок, желаний и иллюзий
— состояние перехода на качественно иной, высший уровень
— освобождения от бедствий эмпирического существования
— высшая цель религиозного опыта и философского познания
— состояние совершенной отрешенности, свободы и единения
— полное и окончательное освобождение от всего невежества
— освобождение от ограничений материального существования
— окончательное духовное достижение человеческого существа
— освобождение от ограничений материального существования
— разрушение всех связей, воспринимаемых порой как цепи, оковы
— пребывание освобожденного чистого духа «внутри себя самого»
— отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта
— устремление к абсолютной Истине, подлинному источнику бытия
— высочайшее состояние «неделимого познавательного погружения»
— обретение своего «Истинного Я», с реализацией его бесконечности
— растворение индивидуального сознания (джива) в мировом сознании
— постижение абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана
— состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования
— непосредственное знание (джняна), ведущее к соединению с Высшим «Я»
— реализация своей божественной природы и осознание ее связи с Брахманом
— освобождение от материального отождествления, от оков двойственности
— растворение индивидуального духа в Брахмане, чья природа — высшее блаженство
— свобода и блаженство в Боге, с сохранением отличий освобожденной души и Бога
— слиянием с Богом не только в деятельности и сознании, но также в жизни и в бытии
— состояние радостного расширения души, где небо и земля ощущаются как бы слитыми
— состояние, лишенное побуждений и свободное от всех мирских целей и природных свойств
— осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства
— освобождение от всяких уз, связывающих душу с телом, т.е. от любых ощущений и переживаний
— отказ от своего материального эго и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности
— богоподобное состояние, в котором чистое сознание подлинного Я не подвержено страданиям и соблазнам внешнего мира и собственного разума.

ПРОБУЖДЕНИЕ, БОДХИ, ПРОСВЕТЛЕНИЕ — это:
— переживания
— Высшая Мудрость
— соединение с Богом
— манифестация Бога
— полнота восприятия
— определенные знания
— становление Истиной
— благодетельная жизнь
— жизнь в «царстве Бога»
— путь, ведущий к Истине
— путь соединения с Богом
— преобразование человека
— трансформация сознания
— осознавание своей природы
— путь к внутренней свободе
— высшее состояние сознания
— высшее постижение Бытия
— постижение истины Бытия
— видение, знание всего сущего
— достижение высшей Истины
— гибель ментальных концепций
— освобождение внутренних сил
— полное единство с Абсолютом
— высшая точка самореализации
— спасение для обновления жизни
— определенный уровень сознания
— погружение «эго» в поток света
— особое медитативное состояние
— постижение Высшей Реальности
— осознание божественных законов
— познание своей истинной природы
— постижение Истины всего сущего
— пpекpащение внутpенних сновидений
— осознание Бога во всем и всего в Боге
— реализация нашей истинной природы
— осознание всеобщей взаимосвязанности
— осознание границ привычной реальности
— предельное тождество с божественным
— исчезновение двойственности восприятия
— прямое восхождение к Абсолютной Истине
— вступление в активную фазу существования
— процесс открытия истины и ее проживания
— возвращение к осознанию высшего Единства
— обретение видения божественной сути всего
— естественная полнота и целостность жизни
— состояние ясности, осознанности, понимания
— самое естественное качество жизни человека
— просто бытие тем, кем вы являетесь изначально
— открытие нового канала внутреннего восприятия
— раскрытие того, что мы есть в предельном смысле
— открытие своего внутреннего «я» и обретение мира
— выход из состояния субъектно-объектной дихотомии
— наполнение сознания светом божественной мудрости
— непосредственное постижение сущности Абсолютного
— понимание совершенного равновесия бытия-в-становлении
— исчезновение иллюзии двойственности и множественности
— выход за ограничивающее влияние своих собственных энергий
— состояние полной осознанности (выход за пределы дуального ума)
— всецелое и совершенное осознание подлинной сущности мироздания
— божественное вмешательство в обычное течение религиозной жизни
— наивысшее озарение, «понимание», осознание сути жизни как таковой
— переживание расширения сознания за пределы его обычных ограничений
— появление осознания своей духовной природы, своей подлинной сущности
— проникновение в глубину мудрости природы взаимообусловленных явлений
— полное, абсолютное и окончательное знание о Боге, полное единение с ним
— окончательное и абсолютное знание о мироздании, его природе, всех его тайнах
— принятие недвойственности себя и мира и высвобождение раннее подавленных энергий
— пробуждение духа (души, Атмана, индивидуального чистого сознания) от сна ложных отождествлений
— углубление и расширение сознания через обогащение его содержанием сферы бессознательного
— результат интеллектуального процесса, представляющий собой внезапно появившуюся способность понимать, правильно мыслить, ясность в сознании.

САМАДХИ — это:
— экстаз
— слияние
— самость
— озарение
— гармония
— сложение
— сочетание
— свершение
— соединение
— связывание
— завершение
— погружение
— соналагание
— объединение
— постижение
— собранность
— растворение
— целостность
— просветление
— совершенство
— погружение в…
— осуществление
— вид созерцания
— сонакладывание
— сосредоточение
— самопостижение
— отождествление
— сложение вместе
— соединение вместе
— сознавание Атмана
— чистое (состояние)
— душевное равновесие
— целостный опыт души
— полное слияние с Богом
— удержание Реальности
— состояние просветления
— состояние сверхсознания
— состояние равновесия ума
— экстатическое состояние
— высшее состояние (транс)
— слияние с Духом Вселенной
— фундаментальное единство
— психическое сосредоточение
— духовное состояние сознания
— высшая форма реинтеграции
— возведенная в степень дхьяна
— озарение, спокойное как океан
— сверхсознательное состояние
— состояние полной интраверсии
— сверхсознательное блаженство
— процесс трансмутации человека
— продвинутая стадия медитации
— осознание абсолютного единства
— контакт без среды и посредников
— сверхсознательное состояние ума
— вершина божественного сознания
— счастье общения с Божественным
— неделимое состояние существования
— равенство собственного и высшего «Я»
— особое (измененное) состояние сознания
— состояние трансцендентального сознания
— абсолютное блаженство, радость и покой
— возврат к первоначальной неразделенности
— освобождение от ментальных ограничений
— непрерывное переживание Бытия-Сознания
— достижение состояния кайвальи (изоляции)
— состоя­ние высшей собранности и гармонии
— высшее состояние божественного сознания
— осознание единства «я» и Высшего Сознания
— состояние экстатического и полного транса
— состояние единства Атмана и Высшего Разума
— растворение личного сознания в высшем сознании
— специфическое сосре­доточение (фиксация) мысли
— состояние полного блаженства и духовного озарения
— мистическое удовлетворение (выполнение) индивидуальности
— состояние совершенной сосредоточенности или сверхсознания
— интенсивная ненарушаемая погруженность в объект медитации
— последнее и высшее из восьми средств для очи­щения и просветления ума
— освобождение от осознания времени, пространства и себя как личности
— немедленное и прямое знание духовной анубхавы (внутренней реализации)
— единое бытие индивидуального (дживатма) с наивысшим «Я» (Параматма)
— созерцание, при котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого
— состояние полного равновесия, единения субъекта, объекта и процесса сосредоточения
— сознание в глубокой сосредоточенности и осознанности, слившееся с высшим сознанием
— слияние индивидуального сознания (микрокосма) с космическим Абсолютом (макрокосмом)
— состояние созерцания, в котором мысль осознает объект непосредственно, без помощи воображения
— состояние за пределами мышления и ощущения, в котором индивидуальная душа связана с Верховной Душой.

НИРВАНА — это:
— опыт
— слияние
— свобода
— слияние с Сущим
— высшая святость
— высшее состояние
— высшая реализация
— выход в Сверх-Бытие
— внутренняя гармония
— единение с Брахманом
— состояние эмансипации
— вкус Высшей Реальности
— слияние с Сознанием Бога
— состояние отрешенности
— предельная отрешенность
— трансцендентное состояние
— осознание Единого/Единства
— статичное единство с Богом
— совершенное состояние души
— тотальная удовлетворенность
— достижение Истинного Знания
— единение с Истиной и Любовью
— слияние нашего «Я» и Вселенной
— осознание проявленной Вселенной
— состояние поглощения божеством
— совершенствование духовного знания
— непостижимое состояние блаженства
— состояние полноты внутреннего бытия
— слияние человека с духовным Абсолютом
— состояние отсутствия причин огорчения
— состояние совершенной просветленности
— освобождение от земных привязанностей
— слияние индивидуального осознания с Единым
— единство с Брахманом как Сат-Чит-Анандой
— уровень, где познающий и познание сливаются
— слияние сознания индивида с сознанием Творца
— абсолютная отрешенность от внешнего мира
— постижение и обретение вечного блаженства
— совершенное мистическое слияние души и Бога
— высшее состояние, цель человеческих стремлений
— достижение истинного соответствия и равновесия
— прекращение обособленного (индивидуального) сознания
— совершенная удовлетворенность и самодостаточность
— приобщение индивидуального духа к Абсолюту (Брахману)
— состояние невыразимого покоя и совершенной отрешенности от внешнего мира
— состояние блаженства, в котором исчезает представление о собственном внешнем «я»
— слиянии индивидуального начала (дживатмана) с высшим первоисточником бытия (Атманом).

 

7.1. ЧТО ТАКОЕ РЕАЛИЗАЦИЯ?

В статье 2.9. Тантра как Мистическая Традиция (ч.12) (п.7.6. «Мистическое» наследие Тантры: Путь в иные измерения) приводится информация о Франклине Меррелл-Вольф (1887-1985), американском профессоре, докторе философии и математики, мудреце и мистике, и его книгах.

3.10.3 (3) Мерелл Вольф 1      3.10.3 (3) Мерелл Вольф 2      3.10.3 (3) Мерелл Вольф 3

Франклин Меррелл-Вольф — автор известной книги «Пути в Иные Измерения» (см. Franklin Merrell-Wolff. Pathways Through to Space: An Experiential Journal. 1985г.; Франклин Меррелл-Вольф. Пути в иные измерения. Личная запись преображения сознания. К. София. 1993г.), где он с величайшей искренностью и мастерством изложил собственный опыт Просветления. Сила его слова оказалась столь велика, что знакомство со всем, что изложено в этой книге, как и в других его книгах и лекциях, приобрело чрезвычайную ценность для всех искателей, особенно если они выбрали Знание и Опыт в качестве основных символов выбранного ими Пути.
Франклин Меррелл-Вольф — автор известной книги «Пробуждение в Сверхсознании» (см. Franklin Merrell-Wolff. Transformation in Consciousness: The Metaphysics and Epistemology. 1995г.; Франклин Меррелл-Вольф. Пробуждение в Сверхсознании. Гнесеология как Путь в иные измерения. К. София. 2009г.), которая явилась итоговым трудом автора. Автор рассматривает мистическую по своей сути способность к самосознанию (интроцепцию) как функциональный аналог чувственного восприятия, а также обосновывает тезис, согласно которому она качественно превосходит способность к абстрактному мышлению. Мистический опыт в системе автора обретает статус высшего вида дедуктивного познания, что позволяет ему преодолеть запреты, сформулированные И.Кантом в его «Критике чистого разума» (невозможность на собственном опыте познать бытие Бога, свободу воли и бессмертие души).
Сознательный духовный поиск Франклина Меррелл-Вольф начался еще в студенческие годы, когда он изучал математику в Гарварде. Тогда к нему в руки попали лекции о Веданте, прочтенные Свами Вивеканандой, учеником великого индийского святого Шри Рамакришны. Свами Вивекананда был одним из первых индийских мудрецов и мыслителей, которые «принесли» восточные учения на Запад. Эти лекции глубоко потрясли юного математика. Он был убежден, что если Трансцендентная Реальность существует, то ее нельзя принимать просто как интеллектуальный факт. Он принял решение, раз и навсегда, отказаться от своей академической карьеры и целиком посвятить жизнь самостоятельному подтверждению этой Истины.
На самой высоте своего Просветления Франклин Меррелл-Вольф вдруг обнаружил новые возможности для облегчения продвижения по Пути для духовных искателей, воспитанных в традициях западного научного мышления. Следует отдать дань уважения пронесенной им через всю жизнь приверженности Истине и Учению. Франклин Меррелл-Вольф не стремился основать Школу, чтобы увековечить себя, он никого не просил стать продолжателем его работы. Он чувствовал, что Просветление, Реализация в целом не может быть передана одним человеком другому, что реализованная личность может существенным образом помочь ученику, но Реализация должна произойти спонтанно, сама собой, как это было с ним. И когда она произойдет, каждый выразит ее по-своему. Такой была для него традиция Просветления, вечно обновляемого, находящегося в стороне от всяких догм.
Когда Франклину Меррелл-Вольф было уже за восемьдесят, он продиктовал на магнитофон 60 лекций. Это были глубокие и проникновенные дискурсы обо всем: от Е.П.Блаватской и Теософии до Шри Шанкарачарьи, от Буддизма до мистического Христианства, от Любви до Высшего Безразличия.

«Реализации Франклина Меррелл-Вольф. Вольф обосновывает свою философию на опыте своих Реализаций, а не на простых рациональных предположениях. В своем письменном сообщении о своем мистическом Просветлении Вольф выделяет три предварительных Осознания и два фундаментальных, или трансцендентных, Осознания.
Первое предваряющее Осознание: «Я есть Атман». (1922г., примерно за 14 лет до трансцендентального Просветления). <…>.
Второе предваряющее Осознание: «Я есть Нирвана». (1935г., примерно за 9 месяцев до трансцендентального Просветления). <…>.
Третье предваряющее Осознание: «Объективная Реальность обратно пропорциональна Субъективной Реальности». (Июль 1936г., примерно за две недели до трансцендентального Просветления). <…>.
Первое фундаментальное Осознание: «Самореализация есть Освобождение». (6 августа 1936г. 1-я фундаментальная Реализация). <…>.
Второе фундаментальное Осознание: «Высокая Беcпристрастность есть Совершенная Уравновешенность». <…>.
Три Основы философии Вольфа. Основываясь на опыте своих фундаментальных Реализаций, Вольф разработал трансцендентальную философию, которую он перевел в три фундаментальных положения. Вольф подчеркивал, что эти положения, как и его философия в целом, являются концептуальными символами невыразимой Реальности. Более того, Вольф признает, что Реализации, на которых основана его философия, не обязательно являются окончательными и авторитетными как для Вольфа, так и для всех, кто имел подобные Реализации. Тем не менее, философия имеет ценность для всех, кто стремится к такой Реализации. Три основных положения философии Вольфа заключаются в следующем:
1. Сознание есть настоящая, самосуществующая Реальность.
2. Субъект Сознания [познающий субъект] превосходит Объект Сознания [объект познания].
3. Есть три, а не две формы познания*: Перцепция (индивидуальное бессознательное восприятие), Концепция (представление) и Интроцепция (ощущение) [от лат. Perceptio — букв. чувственное восприятие, ощущение, понимание, представление и др.); Conceptio — букв. восприятие, способ понимания, представление, идея, замысел, точка зрения и др; Introceptio — букв. восприятие изнутри, внутреннее принятие, непосредственное (интуитивное) восприятие, способность осознавания, осознание и др.]».

(The Transcendental Philosophy of Franklin Merrell-Wolff. Сайт www.hpb.narod.ru.)

*Наука признает три формы чувственного познания — восприятие, представление, ощущение.

«Мы можем на полных основаниях считать определённые уровни сознания, которые превосходят человеческую форму сознания, Божественными».

(Франклин Меррелл-Вольф. Философия Сознания-без-объекта.
Размышления о природе Трансцендентального Сознания. 1970г.
/ Пер. Г.В.Нестеров. 2010г. Сайт www.glebnesterov2.narod.ru.)

«Часть Первая. Раздел V. Планы и составные части человеческого существа. <…>. Божественное пребывает повсюду, на всех планах сознания, и мы можем воспринимать тот или иной аспект Его бытия и видеть Его в различных формах. Но есть также Всевышний, который находится за пределами проявленного мира и превосходит все эти планы, аспекты и формы, являясь их источником и создателем».

(Шри Ауробиндо. Письма О Йоге. II. Собрание сочинений. т.21. СПб. Адити. 2003г.)

«В «Виджняна-Бхайрава-Тантре» (44 и cл., 58) используется термин Шунья (Пустота), показывающий невозможность адекватно характеризовать Высшую Реальность. Впрочем, как полагают последователи Тантризма, хотя и нельзя рационально понять и точно определить Высшую Реальность, ее можно «реализовать», т.е. выйти на такой уровень сознания, на котором достигается тождество относительного и абсолютного начал. <…>.
Три вышеназванных типа описания-определения Высшей Реальности суть самые общие методические приемы вычленения и систематизации ее характерных черт, положительных либо отрицательных. Однако можно исследовать данную тему и под иным углом зрения, так, чтобы Высшая Реальность предстала не как «матрица» тех или иных определений, но как некое содержательное Единство, освещенное в соответствующем контексте. Иначе говоря, Высшая Реальность может быть рассмотрена через какое-либо ключевое понятие, или совокупность понятий, что позволяет не просто перечислять характерные элементы Высшей Реальности, но тем или иным образом структурировать их. Прежде всего, Высшая Реальность может быть истолкована как Высшее Сознание и как Сфера Божественного. Условно говоря, допустимо выделять «когнитивный» и «теистический» контексты рассмотрения Высшей Реальности. В тантрических текстах оба этих контекста, разумеется, очень тесно переплетены.
Высшая Реальность как Высшее Сознание. Высшая Реальность есть Абсолютное, Высшее Сознание (Самвит, Чайтанья, Чит, Чити и т.п.), выходящее за пределы оппозиции «сознающий субъект — сознаваемый объект», поскольку такое Сознание включает в себя и объект как собственную часть. Высшая Реальность есть Высшее «Я» (Ахамта), содержащее в себе потенциальное «то» (идамта), из которого развертывается на соответствующем этапе весь Универсум. Это чистейшая и самосветящаяся сущность; она есть своего рода «зеркало», в котором отражаются все объекты мира — после того, как станут «манифестациями» сознания (т.е. возникнут из него). <…>.
Высшая Реальность — это Ананда (или Ямала, Самараса и др.), т.е. Вечное Блаженство, проистекающее из союза двух полярных принципов. Ананда представляет собой своего рода архетип любого возможного вида блаженства на эмпирическом уровне, которое всегда бессознательно стремится к этому идеалу и никогда его не достигает (в силу своей ограниченности во времени); кроме того, Ананда — это та высшая полнота, из которой может возникнуть все, это творческий матрикс мироздания. <…>.
Еще одна важная пара метафизических понятий, часто фигурируемых в тантрических текстах — Кула и Акула. Слово «кула» означает «род», «семья»; в контексте Тантризма это очень многозначное слово. В частности, это трехчленная «семья» высшей энергии: познающий субъект, познаваемый объект и сам акт познания (праматри, прамейя и прамана). Кула есть Высшая Божественная Сила, Чистое Сознание, сущность и причина всех вещей; это и тайное Высшее Учение, в котором «тонут» все другие учения («Куларнава-Тантра» II.13). Кула может обозначать Высшую Реальность в ее целокупности (объединяющей и Шиву, и Шакти). С другой стороны, понятие кулы относится только к Шакти на разных уровнях ее функционирования. В данном случае Кула противостоит Акуле (букв. «не-семья»), которая означает высшее, запредельное состояние бытия, необусловленный Абсолют. Тогда Акула — это вечное, самосущее, бесконечное «Одно», а Кула — самоманифестация этого «Одного» в виде относительных, множественных и невечных сущностей». <…>.
Однако, всегда следует помнить об условности любых подходов к Высшему Началу и о полной невозможности подлинного ухватывания его сути, находясь на уровне логической аргументации, рационального рассуждения. Из всего написанного авторами тантрических текстов о Высшей Реальности можно сделать вывод, что статус ее совершенно парадоксален — это, впрочем, не означает, что Высшая Реальность не может быть «реализована» в соответствии с техниками, принятыми в конкретной тантрической школе. В противном случае все эти описания и рассуждения не имели бы никакого смысла».

(Пахомов С.В. Представление о Высшей Реальности в философии
индуистского Тантризма. Ж. «Вопросы философии».
2006г. №5. с.149-159). Сайт www.wiki.shayvam.org.)

«Предисловие. Хотя настоящий труд предполагает знакомство с моей предыдущей работой «Пути к Пространству» [см. Франклин Меррелл-Вольф. Пути в иные измерения. Личная запись преображения сознания. К. София. 1993г.], его можно читать независимо. Первая книга — это запись трансформации в сознании, происходившая в течение самого процесса, и поэтому, хотя она и представляет наиболее близкий взгляд, ей всё же недостаёт в силу этого некой объективной оценки, которая может быть дана лишь на расстоянии. В настоящей книге пересмотр записи, сделанный постфактум, составляет материал второй главы. Перспектива в данном случае, естественно, более широка. В результате интерпретация, следующая за трансформацией, обладает более полным логическим единством. Первая книга была, по необходимости, скорее потоком идей, скомпонованных по мере их появления на авансцене сознания, а не систематизированным изложением. Написанное было справедливо для того дня или момента и синоптично по форме лишь в той степени, в которой оно было связано с развитием концепций. Многие проблемы остались не до конца освещёнными, и это было сделано преднамеренно, чтобы впоследствии развить мысль более широко.
Настоящий труд призван заполнить бреши, оставленные предыдущей работой. Однако, несмотря на моё намерение создать логически организованную систему, я обнаружил, к некоторому своему удивлению, что мысль продолжает развиваться в направлениях, мною не предвиденных. Формальная систематическая организация рушилась снова и снова по мере того, как поток захлестывал дамбы предполагаемой структуры. Как следствие, настоящий труд стал лишь чем-то более систематизированным по сравнению с предыдущим, однако не сумел удовлетворить требованиям законченной системы. <…>.
Тот, кто знаком с Пробуждением, становится отчасти поэтом, не важно, был ли он поэтом до этого. Мысль уже не может оставаться чисто формальной. Поэт открывает, тогда как интеллект систематизирует. Один распахивает Дверь, тогда как другой организует управление. Эти функции являются взаимодополняющими. Но в их сочетании есть свои недостатки, равно как и преимущества. Мысль, стремящаяся к организованной системе, совершенной во всех отношениях, вечно находит новые Двери, открытые в неизведанные пространства, и тогда появляется необходимость в реорганизации. Перспективы, возникающие с каждым новым Открытием, слишком заманчивы, чтобы ими пренебречь, и, кроме того, на Истину нельзя легко закрывать глаза. Поэтому система никогда не завершается. <…>.
Когда дело касается обычного опыта, проблема довольно-таки проста и зачастую разрешима, однако Сознание, которое открывается в процессе Трансформации, — далеко не проезжая дорога, поэтому к нему нельзя подходить поверхностно, дабы не обманывать доверие читателя. По этой причине приводится обзор процесса Трансформации, чтобы обеспечить основу для более систематизированного обсуждения. Сегодня нет нужды доказывать, что существуют состояния мистического сознания, обладающие позитивной индивидуальной и социальной значимостью. Многие авторы признанной интеллектуальной и научной компетенции уделили серьёзное внимание предмету и не только продемонстрировали действительность мистических состояний сознания, но и нашли их влияние на мироощущение и характер превосходным, по крайней мере, во многих случаях. <…>.
Часть 1. Основа Знания. Глава 1. Идея и её соотнесение. Назначение великой философии — служить Путём Постижения, а не просто наставником в Делании. Древние хорошо знали это, но в наше упадочное время эта истина оказалась совершенно забыта. <…>.
Ибо вечная функция Божественной Софии — питать знанием, служащим в первую очередь бытию, а деланию — лишь в той степени, в которой действие подчинено этому бытию. Нынешнее, во многом, печальное положение философии объясняется, главным образом, критической сноровкой, далеко обогнавшей в своём развитии уравновешивающую прозорливость. Критицизм, взятый сам по себе, всегда заканчивается тупиком универсального скептицизма. Конечно же, этот скептицизм может быть по-разному замаскирован, что явствует из заявлений типа: «всякое знание – это лишь вероятное знание» или «знание – это лишь оправданная убеждённость, проверяемая тем, насколько она служит приспосабливанию организма к его окружению». Или же он может вести к явному отрицанию таких понятий как Реальность или Истина. Однако, в любом случае, теряется не только уверенность, но и всякая надежда на её обретение. Есть люди со странным вкусом, которым, очевидно, нравится возникающий сумасбродный мир полной неуверенности, в котором ничему нельзя доверять, и только иллюзиям позволено питать жажду веры. Но для всех тех, в ком сильна религиозная потребность, потеря надежды оборачивается страшной трагедией абсолютного пессимизма — не того относительного пессимизма Будды, Христа или Шопенгауэра, видевших помимо безнадёжной тьмы этого бренного мира ещё и Дверь, выводящую в нетленный Свет, но пессимизма настолько глубокого, что нет никакой надежды на Свет где-либо. Где-то должна быть уверенность, если цель жизни — не просто вечное отчаяние. Но чтобы найти эту уверенность, необходимо нечто большее, чем критицизм.
В потоке опыта, проходящем мимо нас, мы не находим ни начала, ни конца. С помощью науки мы произвольно рассекаем этот поток и обнаруживаем многочисленные отношения, связывающие неопределённые части, которые мы можем назвать и организовать в системы с завидным умением. Но что касается окончательной природы этих частей, то нам ничего не известно. Откуда течет этот поток и куда? На этот вопрос века и тысячелетия знания, основанного исключительно на эмпирической данности, никогда не дадут ответа. Положение человека безнадёжно, если источник всех его знаний — опыт и ничто больше. Но может быть существует иной источник знания помимо концепта и опыта, который является, предположительно, его единственным родителем? Великие древние утверждали, что существует. Но найдётся ли место среди баррикад современного критицизма для забытой Двери? Полагаю, что да, если структуру критицизма тщательно проанализировать и отделить зерна от плевел. Ибо философский критицизм не имеет никаких полномочий закрывать Дверь перед Свидетельством из источника непосредственности». 

(Франклин Меррелл-Вольф. Философия Сознания-без-объекта.
Размышления о природе Трансцендентального Сознания. 1970г.
/ Пер. Г.В.Нестеров. 2010г. Сайт www.glebnesterov2.narod.ru.)

«Посвящается тому, что Будда называл «Просветлением», Шанкара — «Освобождением», Христок — «Царством Небесным». Освобождение не достигается. Достигается только Знание об Освобождении. Разница очень существенна. Ибо поскольку все создания вечно тождественны Первоисточнику, который является сутью Освобождения, в действительности, достигать нечего. Но есть существенное различие между Реальностью, которая не осознает себя, и Реальностью, ставшей полностью Самосознательной. Таким образом, единственное достижение — это осознание вечного факта.
Считать Достижение реальным, т.е. тем, что действительно обретается, вместо простого осознания своей Реальности, значит возводить барьер на пути Реализации. В этом случае Реализация рассматривается как занимающая место в причинном ряду, т.е. как следствие предыдущей причины. Тогда она была бы чем-то конечным и, по сути, частью сангсарического множества. Но природа Реализации — это трансценденция конечного сангсарического множества, а значит либо она — вечный факт, либо никогда не может быть достигнута. До тех пор, пока индивидуальное «я» считает Достижение реальным осуществлением, оно остается скованным серией причинных связей, хотя и может достичь более высокого уровня сангсарического сознания.
Постижение того, что достигать нечего, является событием только в смысле обретения Знания. Таким образом, Постижение — это не просто средство Освобождения или Просветления, но и есть Освобождение и Просветление. Говоря психологическим языком, Реальность, пребывающая вечно в Бессознательном, становится Сознательной. Реальность не меняется, она не подвержена какому-либо процессу становления, но Она просто становится освещенной Светом Самосознания. Бессознательно все создания всегда были Освобожденными и Просветленными, единственное изменение заключается в том, что то, что было бессознательным, в психологическом смысле, становится Освещенным Светом сфокусированного сознания. В метафизическом или трансцендентальном смысле ничего не происходит, но прагматически существует огромная разница между осознаванием Просветления и его неосознаванием. Единственное рабство — это рабство эмпирического сознания, т.е. сознания себя, знающего мир как не-себя. Это рабство уничтожается Реализацией, осознанием основополагающей Реальности. Как следствие, психический комплекс, который мы называем эмпирическим сознанием, высвобождается и поглощается основополагающей Реальностью, вечно покоящейся в психологическом Бессознательном. Поскольку эта основополагающая Реальность не обусловлена временем, а сама является источником времени, она вневременна или вечна. Таким образом, когда самосознание сливается с этой основополагающей Реальностью, оно, в свою очередь, становится свободным от рабства у времени, а значит бессмертным.
Какова природа Реализации? О ней было сказано как о простом постижении вечного факта, т.е., что все создания всегда были, есть и будут Освобожденными и Просветленными. Об этом зачастую говорится как о Знании или Джняне. Но, определенно, существует знание в другом смысле, не производящее такой эффект. Таким образом, простое рассмотрение идеи как возможной истины или гипотезы не является Просветлением. Интеллект, бесспорно, способен занимать такую позицию на манер хамелеона. Поэтому важно проанализировать различие между «знанием» в этих двух смыслах. Знание в смысле осведомленности об идее и способности рассматривать ее как гипотезу, означает, что индивид стоит в стороне от идеи, так что она является внешней для него, а значит объектом или частью не-себя. В таком случае не может быть никакой убежденности, уверенности и неизбежности. Идея попросту подобна одежде, накинутой и могущей быть сброшенной по желанию. Такое знание не является Знанием в смысле Джняны или Постижения. Когда же идея проникает в сознание с убежденностью, уверенностью и неизбежностью, она отождествляется с центром индивидуального сознания, и, таким образом, Самость и Знание тождественны. Человек тогда не отчужден от Знания, а тождествен Ему. Таким образом, он тождествен смыслу, представленному интеллектуализированным положением. В этом случае, то, что было всего лишь концептом, становится Постижением, а значит Просветлением.
Хотя хамелеоновское приспосабливание к идее, что достигать нечего, поскольку Просветление является вечным фактом для всех созданий, само по себе не равнозначно Просветлению, все же постоянное рассмотрение этой идеи создает благоприятные условия для возникновения Постижения. Рассматриваемая идея создает силой внушения шаблон для относительного сознания и тем самым способствует преодолению ложной идеации. Таким образом, рассматривая идею и поступая так, как будто она истинна, медитируя на нее, исследуя ее, мы имеем метод Дхьяны. Он служит ослаблению препятствий, мешающих спонтанному Постижению.
Бесспорно, этот метод Дхьяны не является одинаково эффективным для всех индивидуумов. Различие в структуре психологических типов, во многом, объясняет это. Он не эффективен для тех типов, у которых мышление является подчиненной или подавленной функцией. Для таких типов идея представляет меньшую ценность, не несет в себе качество реальности и кажется слишком внешней и отдаленной от Самости, чтобы обладать высшим порядком эффективности. Таким индивидам следует применять другие техники в качестве первичных инструментов, тогда как метод идеи будет иметь, в лучшем случае, лишь второстепенное значение. Однако этот метод представляется наиболее прямым и простейшим для тех, в ком мышление является предпочтительной и наиболее развитой функцией. (20.04.39)».

(Франклин Меррелл-Вольф. Освобождение. 04.04.2011г.
Сайт «Мир Адвайты». Сайт www.advaitaworld.com.)

* * *