Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.3).

продолжение

СВАМИ ШИВАНАНДА

«Книга Первая. Тантра-Йога. Глава 1. Тантра-Йога. …Шактизм был одной из потенциальных сил для духовного перерождения индийцев… Шакти-Тантра является Адвайта-Вадой… Система Тантра является составной частью Индуизма. Система Шакти является одной из наиболее важных восточных систем. Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Шакта-Тантра является Садхана-Шастрой Адвайта-Веданты. Это действительно глубокая и могущественная система…
Тантры — это не книги по колдовству или волшебству, магическим словам или мистическим формулам. Это превосходные священные писания. Все люди независимо от касты, вероучения или цвета кожи могут получить от них вдохновение и достичь духовной силы, мудрости и вечного блаженства. Это Садхана-Шастры. Они показывают путь к освобождению, совершенству, свободе и вечному блаженству.
Тантра — это спасающая мудрость. Это надежный корабль, безопасно переносящий человека к другому берегу бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства.
Как утверждает «Камика-Агама» Тантра называется так потому, что она объясняет (Таноти) в мельчайших подробностях знание, имеющее отношение к Таттве (истине) и Мантре (мистическим слогам), и поскольку она спасает (Транам). Тантра есть спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы». 

(Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога.
Сборник. / Пер., прим., ред. А.П.Очаповский. Уфа. 2001г., 2007г.)

«Аннотация. Книга великого Учителя Йоги освещает более 60 систем Йоги, практической духовности, самопознания и служения человечеству. Составленная из бесед и статей Учителя, она выдержала десятки переизданий на многих языках и заняла почетное место в мировом духовном наследии. Каждое слово книги наполнено вдохновением, чистотой и светом, книга открывает врата в пространства свободы, любви и единства. Это книга-энциклопедия, освещающая более шестидесяти систем Йоги, практической духовности и самопознания.
Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Система Тантры — интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем. Писания Тантры требуют внимательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в согласии со здравым смыслом. Учение Тантр очень верное. Это действительно глубокая и могущественная система. «Маханирвана-Тантра» и «Куларнава-Тантра» — важные книги Тантра-Шастры, тантрических писаний. «Йога-Кундалини-Упанишада» («Кришна-Яджурведа»), «Йога-Таттва-Упанишада» («Кришна-Яджурведа»), «Джабала-Даршана», «Тришикха-Брахмана» и другие — во всех этих текстах можно получить знание о Кундалини-Шакти, о методах ее пробуждения и направления ее к Сахасрара-Чакре на макушке головы.
Тантры — это не книги о колдовстве, чародействе, магических заклинаниях и мистических формулах. Это удивительные писания. Все люди, независимо от их кастовых, религиозных, национальных различий, могут почерпнуть в них вдохновение и обрести духовную силу, мудорсть и вечное блаженство. Это писания, предназначенные для духовной практики. Они указывают путь к освобождению, совершенству и вечному блаженству.
Тантра — это спасительная мудрость. Это волшебная лодка, доставляющая человека целым и невредимым на другой берег бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства. Тантра детально объясняет знание, касающееся таттвы (Истины, или Брахмана) и мантры (мистических слогов). Она спасает (трайяте). Поэтому она и названа «Тантрой». В некоторых своих аспектах Тантра — это тайная доктрина. Это Гупта-Видъя (тайное знание). Вы не сможете постичь ее изучением книг. Вам нужно получить знание и практику от тантрических ачарьев и гуру, владеющих ее ключами». 29

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита
(Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости).
Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр.)

3.1.8. Шивананда 1      3.1.8. Шивананда 2      3.1.8. Шивананда 3

«Свами Шивананда Сарасвати родился в Паттамадаи, в ТамилНаду, в 1887г. После работы врачом в Малайе, он отказался от практики, переселился в Ришикеш, и в 1924г. получил от Свами Вишвананды Са¬расвати посвящение в Дашнами Санньясу. Он много ездил по всей Индии, по¬буждая людей практиковать Йогу и вести религиозную жизнь. В 1936г. он основал в Ришикеше Общество Религиозной Жизни, в 1945г. — Аюрведическую Апте¬ку Шивананды, в 1948г. — Лесную Акаде¬мию Йоги Веданты, и в 1957г. — Глазную Больницу Шиванан¬ды. В течение своей жизни он руководил тысячами учеников и духовных искателей по всему миру, и написал свыше 200 книг». 

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г.)

«Свами Шивананда (Swami Sivananda) (1887-1963) — индуистский духовный учитель, широко известный сторонник Йоги и Веданты. Шивананда родился в городе Куппусвами, он изучал медицину и служил в Малайе в качестве врача за несколько лет до того, как обратился в монашество. Свами прожил большую часть своей жизни рядом с Муни Ки Рети, Ришикеш. Свами Шивананда является основателем общества «The Divine Life» («Божественная жизнь») и автором более 200 книг по Йоге, Веданте и множеству других предметов. Он создал Шивананда Ашрам, местонахождение штаб-квартиры общества «The Divine Life» на берегу реки Ганг в Шивананданагаре, на расстоянии 3 километров от города Ришикеш. Свами был паломником и осуществлял путешествия по всей Индии, медитировал на святых местах и изучал работы духовных учителей. В 1945г. Свами Шивананда создал Аюрведическую фармацию Шивананды и организовал Всемирную федерацию мировых религий. Он создал Всемирную федерацию Садхуса в 1947г. и Академию Йоги-Веданты в 1948г. Свами называл свою Йогу «Йогой синтеза». 

(Свами Шивананда. On-line библиотека КООВ.Ru.)

«Свами Шивананда Сарасва?ти (имя при рождении — Куппусвами; 1887-1963) – индийский гуру и йогин. Куппусвами родился в 1887г. в городе Паттамадай, Тамилнад, Британская Индия. В детстве он показывал отличные результаты в учёбе и в занятиях физическими упражнениями. Очень рано в нём проснулся интерес к духовным практикам. Его родители были шиваитами. В детстве он ежедневно молился с ними и читал мантры. Куппусвами получил медицинское образование и выбрал карьеру врача-хирурга. Юный доктор Куппусвами отправился в Малайзию, где в очень короткий срок ему доверили управлять госпиталем. Часто Куппусвами принимал больных без оплаты, оплачивал лекарства для малоимущих людей из своего кармана. Однажды доктор Куппусвами вылечил бродячего саньясина (монаха, давшего обет безбрачия). Этот монах впоследствии начал обучать доктора Йоге и Веданте. Жизнь Куппусвами изменилась, и он стал чаще обращаться внутрь себя и размышлять над важными вопросами жизни. Вскоре у него появилось желание помогать людям и на духовном уровне.
Отправившись в Северную Индию в поисках гуру, он провёл какое-то время в Варанаси, а затем в Ришикеше. Там Куппусвами встретил своего гуру, который посвятил его в саньясу. В течение последующих 10 лет Свами Шивананда Сарасвати (имя, которым его нарекли при принятии отречения) практиковал интенсивную ежедневную садхану и тапас. К окончанию этого периода к нему пришло большое количество людей со всей Индии.
Свами Шивананда превратился в популярного учителя Йоги. Несмотря на то, что он редко покидал Ришикеш, его учение быстро распространилось по всему миру. Он написал более 200 книг на тему Йоги и философии Адвайты. В числе учеников Свами Шивананды был известный историк религии Мирча Элиаде. 

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

3.1.8. Шивананда книга 4

«От издателей. Жизнь великого мудреца и святого, философа и врача Свами Шивананды — динамичная панорама достижения успеха через упорную борьбу, благородных достижений через самоотверженные усилия. Жизнь мудреца — это пример устремленности для других. Она указывает путь к благословению Всевышнего и убеждает в непременном обретении победы тех, кто внимательно следует по духовному пути под Его руководством. Она должна принести одержимому борьбой человечеству весть о служении и любви, надежде и мужестве и рождать оптимизм, веру в будущее человечества — руководство для сегодняшнего дня! Свами Шивананда не предпринимал глобальных кругосветных путешествий, но студенты, преданные и поклонники стекались к нему отовсюду. Он не произносил длинных проповедей, но тысячи сомневающихся преобразились от простого слова или фразы, которые исходили с его губ или были прочитаны в его книгах. Сила в его мыслях, словах, поступках — это была сила Истины, сила Чистоты, сила Служения и Любви. Это была сила Бога, которая скрыта в каждом, но которую Шивананда проявил во всем величии.
В нынешнее время весь мир гонится за материальными достижениями. В представлении мирских умов, ослепленных грубой чувственностью, все, что не входит в круг знаний материальных наук, не имеет какой-либо ценности или привлекательности. Они понимают прогресс только с точки зрения обладания материальной собственностью…
К счастью, человечество всегда получало поддержку духовных сил, которые излечивали его от болезней и наделяли своих сторонников новым пониманием жизни, исполненной Света и Счастья. Как жаль, что лишь немногие ищут Свет! Мы предлагаем возлюбленным искателям еще одну работу Мастера Шивананды, Мастера Нового Века, содержащую замечательное изложение принципов и методов практики жизненосной духовной науки. Не случайно она называется «Божественный Нектар», потому что, однажды вкусив его каплю, искатель не остановится до тех пор, пока не выпьет все содержимое. Писания Шивы — не просто педантичные философские формулировки, но мелодичная музыка духовной вибрации, глубина и благозвучность которой вызывает в слушателях и читателях трепет и внезапную полную трансформацию. Эти проникновенные строки просты, обращены непосредственно к уму читателя и неизменно достигают своей цели. Дорогой Читатель, войди глубоко своим пониманием в нектарные строки этой работы и будь счастлив…». 

(Свами Шивананда. Божественный Нектар. 2008г.)

«Словарь имен. Свами Шивананда (1887-1963) — тамильский брахман, основатель Общества Божественной Жизни в Ришикеше (домонашеское имя Куппусвами). Родился в семье деревенского налогового инспектора. Чрезвычайно одаренный, Шивананда в юности был и актером-любителем, и спортсменом, но выбрал своей профессией медицину. Блестяще завершив образование, Шивананда наряду с медицинской практикой издает журнал «Амброзия», призванный служить распространению знаний о гигиене, здоровье, Йоге и Аюрведе. С 1913г. по 1922г. Шивананда работает врачом в Малайе (нынешняя Малайзия); его пациентами были в основном низкокастовые рабочие-иммигранты на плантациях. Характерно, что уже тогда он старался лечить не только телесные недуги, но и души тех, кто обращался к нему за помощью. Вернувшись в родной дом из Малайи и едва обнявшись с матерью, он вышел на улицу, чтобы наблюдать за разгрузкой телеги с багажом. Багаж разгрузили, семья собралась за столом, — а он все не шел. Он исчез, чтобы никогда не возвратиться в отчий дом (если не считать полуторадневного визита спустя четверть века). Он ушел на поиски бога, сначала в Варанаси (почему-то ему представлялось, что Варанаси расположен в Гималаях!), потом в выжженные солнцем поля Махараштры и, наконец, в 1924г. он добрел до Ришикеша. Там он был инициирован в санньяси монашеского ордена Сарасвати. В течение нескольких лет Шивананда ведет суровую жизнь аскета; в то же время он как врач обслуживает многочисленных садху, стекающихся в Ришикеш, а в 1927г. на остаток заработанных в Малайе денег открывает благотворительный пансионат для них. Совершив паломничество в Южную Индию, а затем в Гималаи, Шивананда возвращается в Ришикеш и в 1936г. создает «Общество Божественной Жизни», существующее и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и во многих зарубежных странах. При жизни Шивананда в предместье Ришикеша, получившем название Шивананднагара, были открыты больницы, глазная клиника, издательства; им были созданы «Всемирная федерация религий» (1945), «Всемирная федерация садху» (1947), «Лесная академия Йоги и Веданты» (1948). В 1949г. открыта Художественная студия. Музей Йоги, курсы Санскрита, радиоцентр и многое др. обязаны своим возникновением энергии Шивананды. В 1950г. Шивананда совершил большую поездку по Индии и Шри Ланке. Умер он в Шивананданагаре 14 июля 1963г. Труды его изданы на многих европейских и восточных языках. К 100-летию со дня его рождения выпущено многотомное полное собрание сочинений Шивананды на английском языке». 

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г.)

«Об авторе. Шри Свами Шивананда (1887-1963) — один из наиболее влиятельных индуистских Учителей и святых XX в. Родился 8 сентября 1887г. в Южной Индии в семье деревенского налогового инспектора, принадлежавшего к касте брахманов. Будучи весьма одаренным с детства, Свами в юности был и актером-любителем, и спортсменом, пытался заниматься другими сферами деятельности, но впоследствии избрал своей профессией труд врача. После получения соответствующего образования наряду с медицинской практикой издавал журнал «Амброзия», распространявший знание о медицине, гигиене, здоровом образе жизни, Йоге и Аюрведе. В 1913-1922гг. работал врачом в Малайзии, стараясь уже тогда исцелять не только болезни тела, но и души тех, кто обращался к нему за помощью. Возвратившись на родину, сразу же после кратковременного общения с матерью и другими родственниками, исчез, не возвратившись к ужину, чтобы отречься от мира и никогда не возвращаться более в отчий дом. В поисках Бога и Истины он отправился в Бенарес, посетил другие священные места и центры паломничества, пока, наконец, в 1924г. не добрался до Ришикеша в Гималаях. Там он встретил своего гуру Свами Вишвананду Сарасвати, посвятившего его в санньясу. После этого Свами в течение нескольких лет ведет образ жизни йогина-аскета, но при этом оказывает врачебную помощь многочисленным подвижникам и паломникам, стекавшимся в Ришикеш. В 1927г. Свами открывает благотворительный пансионат для них, после чего отправляется в паломничество в Южную Индию, а затем в Гималаи. Возвратившись в Ришикеш в 1932г., он основывает Шивананда Ашрам, а в 1936г. — Общество Божественной Жизни (The Divine Life Society), которое сегодня имеет филиалы не только в Индии, но и во многих других странах. В целях распространения духовного наследия Индуизма как в самой Индии, так и за ее пределами, выпустил множество книг и других изданий, отправлял в поездки по всему миру своих многочисленных учеников (в т.ч. Свами Вишнудевананду и Свами Венкатешананду и др.). С этой же целью основал в 1945г. Всемирную федерацию религии, в 1947г. — Всемирную федерацию садху, а в 1948г. — Лесную Академию Йоги и Веданты, популяризирующую Хатха-Йогу и Раджа-Йогу и универсалистскую (неоведантическую) форму Индуизма. Еще при жизни Свами Шивананды в районе Ришикеша, получившем название Шивананданагара, были открыты не только ашрам, но и больницы, издательства, Художественная студия, Музей Йоги, радиоцентр, стали функционировать курсы санскрита, Йоги и Веданты. Свами Шивананда написал в общей сложности около 300 книг по философии, Йоге, Веданте и другим сторонам богатейшего духовного наследия Индии. Книги Свами Шивананды написаны легким языком, доступным не только миллионам индийцев, но и вообще всем серьезно интересующимся Индуизмом. Даже после своего ухода (14 июля 1963г.) Свамиджи продолжает вдохновлять духовно жаждущих испить из Источника ведической Мудрости, служению которой он посвятил свою жизнь. Его неистощимая энергия и энтузиазм проповедника и духовная мощь Учителя продолжают благотворно воздействовать на умы и сердца всех, кто читает его замечательные книги». 

(Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г.)

«Свами Шивананда — один из наиболее известных индийских философов, мудрец, йогин и святой, один из выдающихся Мастеров Йоги XX в., оказавший влияние на развитие и распространение Йоги не только в Индии, но и во всем мире. Шивананда родился 8 сентября 1887г. в деревне Паттамадай, на берегу реки Тамрапарани, в южной Индии. Родители дали своему третьему и последнему сыну имя Куппусвами. Умный и озорной мальчик с детства проявлял мудрость и любовь к ближним, кормил не только голодных и нищих, но и щедро раздавал еду младшим товарищам, собакам, кошкам, воронам и воробьям. Куппусвами обладал мелодичным голосом и замечательной памятью, был лучшим учеником в средней школе и каждый год получал призы. А после окончания школы, в колледже Пуручирапалли, постоянно участвовал в дискуссиях и спектаклях. Он чудесно исполнил роль в постановке пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».
В 1905г. желание служить людям привело его в медицинскую школу в Панджоре. Куппусвами был необычайно трудолюбив и никогда не уезжал домой в выходные дни, проводя все свое время в госпитале. И здесь он оказался первым студентом, отлично успевая по всем предметам, и уже в первый год учебы мог отвечать на такие вопросы, с которыми не справлялись даже выпускники. А иногда его знания превосходили знания докторов с высокими степенями.
Блестяще завершив образование и получив степень бакалавра медицины, он уезжает в Малайзию, где работает врачом с 1913г. по 1922г. Уже тогда он старается лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращается к нему за помощью. Многие замечали его особый — Божий — дар целителя, доброту, сострадательность и великодушный характер. В серьезных случаях Куппусвами целые ночи проводил без сна у постели больного. А в частной практике молодой доктор не просто бесплатно лечил бедных, но и помогал им деньгами на продукты для соблюдения специальной диеты или оплачивал их счета за лечение в госпитале.
В 1922г. Куппусвами вернулся в Индию. Обнял мать на пороге родного дома и вышел на улицу, чтобы наблюдать за разгрузкой телеги с багажом. Багаж разгрузили, семья собралась за столом, а он все не шел. Он исчез, чтобы больше никогда не возвратиться в отчий дом (только спустя четверть века он приедет сюда, да и то на полтора дня). Куппусвами ушел на поиски Бога. Сначала — в Варанаси. Здесь он провел совсем немного времени: посещал махатм, храмы и присутствовал на даршане Господа Вишванатхи. 8 мая 1924г. молодой искатель приехал в Ришикеш, а 1 июня туда же прибыл Свами Шри Вишвананда Сарасвати, в котором Куппусвами увидел своего Гуру. Здесь, на берегу священной Ганги, он остается навсегда, здесь получает посвящение в саньясу и новое имя — Шивананда, буквально — «блаженство Всевышнего».
В поисках ответа на вопрос, отчего существуют страдания и смерть, Шивананда раздает имущество и становится отшельником. Он видит свою миссию, полную самоотречения и аскетизма, в служении человеку, и следующие десять лет посвящает занятиям Йогой, обитая в пещерах и полуразрушенных лачугах, соблюдает молчание и постится. Его посты — только роти (индийский хлеб) и вода из Ганги — длятся по несколько дней. Каждое зимнее утро он совершает джапу, стоя по пояс в ледяной Ганге, и выходит из воды только с появлением солнца. Проводит в медитации больше двенадцати часов ежедневно.
Но и аскезы становится недостаточно. Шивананда начинает заботиться о садху, страдающих от лихорадки, дизентерии, холеры, оспы и плохого питания. На деньги, скопленные за время врачебной практики в 1927г. Шивананда основывает благотворительную аптеку и выдает лекарства паломникам, саньяси и местным жителям. Он сам приносит лекарства в хижины садху, просит для них подаяние и кормит больных из своих рук, носит воду из Ганги и моет их жилища.
Скоро у Свами Шивананды появились ученики, и в 1932г. здесь, на берегу священной Ганги, основывается ашрам. Совершая паломничество в южную Индию, Шивананда проводит по дороге санкиртан и читает лекции. Он посещает множество святых мест и среди них — ашрамы Ауробиндо и Махарши. Также он посетил Гималаи — Бадринатх и Кайлас-Манасаровар. Вернувшись в Ришикеш в 1936г., он создает «Общество Божественной Жизни», а в сентябре 1938г., в день своего рождения, начинает издавать ежемесячный журнал «Божественная Жизнь». 31 декабря 1943г. основал Храм Господа Вишванатхи с ежедневным трехразовым поклонением.
Свами Шивананда исповедовал синтез во всем, и Йога была для него так же важна, как и служение людям. Он долгие годы облегчал телесные страдания с помощью подлинных аюрведических препаратов из редких гималайских трав и, наконец, в 1945г. учредил Аюрведическую Фармацию Шивананды, а в 1948г. — Лесную Академию Йоги и Веданты, которые существуют и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом.
При жизни Шивананды в предместье Ришикеша, получившем название Шивананданагара, открываются больницы, глазная клиника, издательства, художественная студия, музей Йоги, курсы санскрита, радиоцентр; создаются «Всемирная Федерация религий» (1945), «Всемирная федерация садху» (1947) и многое другое. После блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке в 1950г. Шивананда созывает «Всемирный парламент религий».
Поучения Шивананды отличают практичность, универсальность и акцент на служение. В своих книгах он открыл для массы людей идеи, ранее бывшие достоянием лишь знающих санскрит пандитов. Свами Шивананда стремился сделать Йогу доступной обычным людям, сделать ее частью обыденной жизни.
Йога Свами Шивананды не случайно называемая «Йогой Синтеза», осуществляет гармоническое развитие «руки», «головы» и «сердца» через практику Карма-, Джняна- и Бхакти-Йоги.
14 июля 1963г. Свами Шивананда вошел в Махасамадхи, оставив после себя сотни книг и сотни учеников, принадлежащих к самым разным национальностям, религиям и убеждениям. Сегодня его Ашрамом руководят Свами Чидананда и Свами Дживанмуктананда». 

(Свами Шивананда. Авторский сайт Юрия Бхарата www.ashram.ru.)

3.1.8. Шивананда книга 1

«Аннотация. В данной книге автор популярно изложил основы индуистской Тантры, а также тесно связанных с нею Нада-Йоги и Крийя-Йоги. Тантра-Йога: доктрина Шивы-Шакти; развитие скрытых сил человека. Нада-Йога — одна из разновидностей Тантра-Йоги, лучший вид Лайя-Йоги. Крийя-Йога — Йога очищения. Она абсолютно необходима для того, кто хочет получить от Йоги максимальный результат.
Тантра-Йога представлена в своём теоретическом, философском аспекте, мало известном российской публике. Ожидающих обнаружить здесь тантрические сексуальные практики ожидает разочарование. Весьма любопытной является интерпретация христианского понятия Святого Духа, входящего в Святую Троицу. В целом этот раздел требует зрелости и опыта в области теории Индуизма…
Важно отметить, что один из любимых учеников Свами Шивананды — Свами Сатьянанда, будучи безусловным авторитетом в Йоге и Тантре, считает, что первоначально Хатха-Йога и была Тантрической практикой…».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крийя-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр.)
(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. М. Старклайт. 2002г. 208 стр.)

3.1.8. Шивананда книга 2      3.1.8. Шивананда книга 3

«Аннотация. Впервые выходящая в нашей стране книга знакомит читателя с теорией и практикой пробуждения скрытой в человеке Космической Энергии — Кундалини. Ее автор — один из величайших Учителей Индии — Шри Свами Шивананда на основе собственного опыта раскрывает теоретическую сторону одного из путей к духовному и физическому совершенствованию. Тайная йогическая практика духовного совершенствования, изложенная знаменитым Свами Шиванандой из Ришикеша на основе древнего тантрического текста «Йога-Кундалини-Упанишада» — самое полное и проработанное из опубликованных когда-либо практическое описание всех этапов практики поднятия Кундалини. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся духовным наследием индийской культуры».

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. Культ-информ-пресс. СПб. 1993г., К. София. 2001г.)

 

МИРАНДА ШО

«Аннотация. Буддийская Тантра известна на Западе главным образом как сексуальные практики, выполняя которые партнеры стремятся преобразовать эротическую страсть в высшее духовное состояние и тем самым обрести просветление…
Буддийская Тантра. В контексте буддийской Тантры еще одно требование для получения эзотерических наставлений — получить посвящение. Посвящение имеет три уровня: ритуальное посвящение (абхишека), передача путем чтения текста (агама) и тайное устное наставление (упадеша). Ритуальное посвящение — это погружение телом и душой в процесс, в символическом виде сосредоточивающий в себе ту истину, которую станет переживать посвящаемая на своем будущем духовном пути. Передача путем ритуального чтения дает разрешение изучать, и ее дают, чтобы подготовить ум к обретению знания этой традиции. Я получила ритуальные посвящения по нескольким ключевым учениям и передачу путем чтения — по другим, что дало мне формальное право получить тайные устные наставления. С моей стороны, посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной Традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей.
Буддийская Тантра предоставляет четкое понимание женского и мужского начал, а также идеальных, преобразуемых в духовные, взаимоотношений, которые могут быть достигнуты между ними. Авторы классических тантрийских текстов обсуждают эти ключевые вопросы достаточно подробно».

(Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины
в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.)

3.1.8. Шо 1      3.1.8. Шо 2      3.1.8. Шо 3

Информация о Миранде Шо практически отсутствует. Известно, что д-р Миранда Шо является доцентом на Отделении Религиоведения в Университете Ричмонда (американский международный университет в Лондоне) и специализируется на Тантрическом Буддизме, Буддизме Южной Азии, Индийской религии (Indian religion) и гендерных исследованиях. Д-р Миранда Шо получила степень доктора философии и степень магистра в Гарвардском Университете, степень специалиста по теологическим исследованиям (M.T.S. — master of theological studies) в Гарвардской школе богословия, академическое образование (B.A. — basic academic degree) в Университете штата Огайо. Более подробную информацию о д-ре Миранде Шо можно узнать из следующих интервью с ней (см. «Everything you always wanted to Know about Tantra but were afraid to ask». An interview with Miranda Shaw by Craig Hamilton in «What is Enlightenment», issue 13. Сайт www.uazone.org. — «Все, что вы всегда хотели узнать о Тантре, но боялись спросить. Интервью Крейга Хамилтона с Мирандой Шо. Журнал «Что такое Просветление?». Весна/лето 1998г., и Interview with Miranda Shaw by Tashi Grady Powers, from the Fall, 1995, issue of Enlightening Times. Сайт www.enlighteningtimes.com.):

«Введение. Когда профессор Миранда Шо смотрит на женщин в тибетской живописи, она не видит двухмерных красочных фигур, родившихся в уме художника. Она видит «сверхъестественных, рожденных небом женщин», «пребывающих в свободе», «избранниц страсти, экстаза и мощной силы» — лучистые отражения полных энергии, просветленных женщин, которые помогли сформировать мир буддийской Тантры.
Она пишет: «Практически можно слышать мягкий треск их замысловатых (сложных) костяных украшений и чувствовать ветерок, исходящий от их радужных шарфов, так как они присутствуют в Мире Буддийской Тантры». Таков был образ при первой ее встрече с ними на художественной выставке на втором курсе в колледже, который сначала захватил ее воображение и разжег любопытство, а потом стал серьезным основанием для первого в ее жизни главного труда — исследовательского «квеста», который унес ее из Гарвардской Школы Богословия в отдаленные уголки тибетского плато в поисках подлинного понимания теории и практики Тантры.
Выросшая у родителей-методистов в маленьком городке в Огайо, Шо впервые заинтересовалась восточными религиями в возрасте 14 лет, когда друг семьи показал ей копию «Бхагавад-Гиты». Несмотря на то, что она была меньше всего склонна к религиозному мышлению, она обнаружила себя загипнотизированной, не в силах отложить книгу. Это стало началом увлечения религиозной литературой, фолианты которой все еще громоздятся в коридорах и комнатах ее небольшой квартиры около Университета Ричмонда, где она в настоящее время является доцентом на Отделении Религиоведения. Ее ревностное увлечение исследованием религий, в конечном счете, привело ее в докторантуру Гарварда, где она в настоящий момент работает над докторской диссертацией, найдя свой путь к авангарду исследований в Тантрическом Буддизме.
Кульминацией этих исследований является ее книга 1994г. «Страстное Просветление: Женщины в Тантрическом Буддизме». Эта книга, претерпевшая 4 издания, была расценена как новаторский вклад в изучение истории Тантры. Основанная на доскональных исследованиях важнейших тантрических текстов на языке оригиналов, а также двух с половиной годах полевых исследований в Индии и Непале, книга Миранды Шо представляет собой революционную переоценку природы тантрической практики, вращающейся вокруг одной простой мысли: Тантра была предназначена не только для духовного развития мужчин, но также и для просветления женщин.
В основе множества исследований, как в Буддизме, так и в Тантре, за последнюю четверть века, именно до работы Шо, лежало предположение о том, что женщины допускались в тантрическую практику только лишь для того, чтобы поддержать мужчин в их стремлении к просветлению. Отложив это предположение в сторону и вооружившись новым взглядом, посмотрев по-новому как на письменные, так и устные источники, Шоу обнаружила мир, в котором женщины не только жили и практиковали на равных с мужчинами, имея свое собственное стремление к духовному просветлению, но и во многих случаях даже являлись учителями пути. Фактически, Шо подтвердила тот факт, что для серьезной мужской тантрической практики должно присутствовать уважение, почитание и поклонение женщинам, поскольку они несут энергию просветления в Мир. Благодаря этому революционному переосмыслению тантрических текстов, Шоу, наконец, смогла собрать воедино смысл многих, казалось бы, разрозненных направлений этой сложной Традиции и, тем самым, создать основу для новой главы в изучении тантрической теории и практики…».

«Миранда Шо является доцентом буддийских исследований на Отделении Религиоведения в Университете Ричмонда. Ее только что вышедшая из печати книга «Страстное Просветление: Женщины в Тантрическом Буддизме» является спорным, дающим пищу для размышлений, взглядом на истоки Тантрической Традиции в Тибетском Буддизме.
Это интервью состоялось летом 1995г. в Ричмонде, Вирджиния. Г-жа Шо является убедительным собеседником, чье присутствие захватывает ваше внимание, и в это же время вас охватывает чувство восторга от того, как она делится с вами своими идеями, будто это священные сокровища. Ее тема представляет интерес и для мужчин и для женщин, чтобы вновь открыть для себя тайну женственности. Так много просветленных людей говорят о необходимости признания нашей божественности через сам акт человеческого бытия: именно в этом и заключается другая перспектива на этом пути, священность, святость сексуальности — явление, представляющее большой интерес для каждого.
Т. Пожалуйста, расскажите о происхождении Вашего интереса к Тантре.
М. На втором курсе в Колледже, когда я уже проявляла интерес к Индуизму, я отправилась на выставку Тибетской живописи и была очарована женскими фигурами, которые я увидела на картинах. Они выглядели полными энергии и казались мне загадочными, поскольку прежде никогда не видела ничего подобного. Поэтому мне захотелось выяснить, кого и что они представляют. Академические попытки понять эти священные значения привели меня к искусствоведению, и в частности, к истории искусства Южной Азии. Духовные попытки привели меня к поиску тибетских лам и при первой же возможности я начала учиться у них… <…>.
Тантрическая Традиция возникла в неиерархических кругах во главе с женщинами, в которых преобладали женщины, в которые мужчины стремились быть допущенными, бывали и мужчины, которые становились «основателями» Традиции… <…>.
Я решительно намеревалась исследовать истоки Традиции, а не современное ее тибетское выражение. После получения образования по Искусствоведению, я решила получить образование по Религиоведению, чтобы лучше и глубже понимать религиозный смысл. Я отправилась в Гарвардскую Школу Богословия, познакомилась с Санскритом и Тибетским языков, изучила доступные тексты и переводы… <…>.
Позже я потратила несколько лет на обучение тому, как переводить тексты. Я думала, что как только узнаю, как переводить тексты, я получу ключ к тому, что ищу. Но постепенно стало ясно, что я не смогу переводить тантрические тексты до тех пор, пока не получу «путеводители» к их смыслу… потому что тантрические тексты очень таинственны, это тексты Тайного Учения.
T. И секретного. Это устная традиция.
М. Да, поэтому я поняла, что должна отправиться туда, где они были написаны, в Индию, в Гималаи, и попытаться найти живых мастеров. И поэтому в 1987г. и 1988г. я отправилась в путешествия. И я переходила от одного учителя к другому в попытках найти того, кто был бы знаком с учением Йогини-Тантры и всеми пассажами относительно женщин в ее текстах. Это заняло у меня 6 месяцев. И я нашла его в Малом Тибете (Ладакх)…».

3.1.8. Шо книга 1      3.1.8. Шо книга 2

«Аннотация. Буддийская Тантра именита на Западе основным образом как сексапильные практики, исполняя которые партнеры пытаются преобразовать эротическую страсть в высочайшее духовное состояние и тем самым скоро получить просветление. Среди изыскателей Буддизма укоренилось воззрение, что все плоды таких практик предназначаются лишь представителям сильного пола, представительницам слабого пола отводится роль дополнительная и подчиненная. Миранда Шо, доктор Ричмондского Института, утверждает абсолютно противоположное, приводя множественные образцы, свидетельствующие про то, что конкретно дамы, занимая в Тантре ключевое положение, были основательницами и носителями данной старинной практики».

(Миранда Шо. Страстное просветление.
Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая Книга. 2001г.)

«Аннотация. Книга Миранды Шо, американской исследовательницы, профессора Ричмондского Университета, публикуемая под названием «Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме» — это первая фундаментальная работа, посвященная теме, которая не только вызовет академический интерес ученых разных специальностей: востоковедов, индологов, тибетологов, психологов, историков и т.д., не только будет чрезвычайно полезна ныне уже весьма многочисленным последователям тибетского Буддизма на Западе, но, несомненно, привлечет внимание самых широких кругов читателей, поскольку затрагивает вопросы, которые не могут не занимать каждого человека.
Буддийская Тантра известна на Западе главным образом как сексуальные практики, выполняя которые партнеры стремятся преобразовать эротическую страсть в высшее духовное состояние и тем самым обрести просветление. Среди западных ученых укоренилось мнение, что все плоды этой практики предназначаются только мужчинам, женщинам же отводится роль вспомогательная и подчиненная. Миранда Шо доказывает совершенно противоположное, приводя многочисленные примеры, как из буддийских, так и индуистских источников, и свидетельства того, что именно женщины занимают в Тантре ключевое положение, были основательницами и всегда оставались носительницами и хранительницами этой древней Традиции. Своеобразие этой книги заключается в необычном подходе автора, который предлагает переоценить существующие мнения, взглянув на мир глазами свободной и полной чувства собственного достоинства женщины».

(Миранда Шо. Страстное просветление.
Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая Книга. 2001г.)

 * * *

N 36. 12.12.13г.

продолжение см. в Статье 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (Тантрические Исследования). (ч.4).