Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.3).

продолжение

АЛЕКСИС СЭНДЕРСОН

«Культ Ваджрайогини сформировался под влиянием недвойственного Шайвизма. Первые исследования в этой области, проведённые Сандерсоном (1993, 1994b, 1995, 2001b), показали, что высшие буддистские Тантры поразительно полагаются на источники недвойственного Шайвизма; полагаются настолько, что это сводится ни больше, ни меньше, чем к, как называет его Сандерсон, «религиозному плагиату» (1995)».

(А.Сэндерсон. Влияние недвойственного Шайвизма.
/ Пер. с англ. Нади Доброй. Сайт www.surajamrita.com.)

 3.1.8. Сэндерсон 1      3.1.8. Сэндерсон 2      3.1.8. Сэндерсон 3      3.1.8. Сэндерсон 4

«Известно, что в Кали-югу, эпоху десакрализации и греха, Тантры и Агамы рекомендуют следовать особым путям, источниками которых являются особые божества. Величие Силы этих божеств и их путей в том, что эта Сила позволяет адепту обожествиться в самых кошмарных условиях современного мира — в пустыне для духовности и в цветущих джунглях для пороков. Речь идет об обожествляющей сакральной трансгрессии. В то же время, стоит отметить и то, что сама обожествляющая сакральная трансгрессия подвергается десакрализующей коррупции, силой трансгрессии обыкновенной, мирской, основанной на невежестве и слабости. В этой рубрике будут публиковаться работы специалистов в области сакральной тантрийской и индуистской религиозной трансгрессии: Элизабет Чалиер-Висувалингам, Джона Дупуче, Алексиса Сандерсона, Адинатха Бхайравы и других».

(Адинатх Бхайрав. Сакральная трансгрессия Тантризма и его
десакрализация. 30.04.2010г. Сайт www.intertraditionale.kabb.ru.)

«Алексис Сэндерсон (р. 1948г.) — санскритолог с мировым именем, известный специалист по истории Шиваизма и тантрических традиций, индолог и сотрудник Колледжа Всех Душ (All Souls College) в Оксфордском Университете. После получения степени бакалавра филологии (1969г.) и Санскрита (1971г.) в Бейлиол-Колледже (один из старейших колледжей Оксфордского Университета) он провел шесть лет (1971-1977гг.) в Кашмире, изучая Традицию с ученым и шайва-гуру Свами Лакшман Джу. С 1977г. по 1992г. являлся лектором Университета (Санскрит) и сотрудником Wolfson-College. В 1992г. был назначен и работает по настоящее время руководителем Кафедры восточных религий и этики и стал сотрудником Колледжа Всех Душ. Сфера интересов — религии Индии и стран Юго-Восточной Азии раннего Средневековья, особенно история Шиваизма и его влияние на Буддизм и Вайшнавизм. Помимо своих исследований курирует студентов и аспирантов Оксфорда при подготовке диссертаций (особенно докторских по философии) по классическим религиям Индии.
Алексис Сэндерсон является ученым в области Санскрита и индийских религий, особенно Шиваизма и эзотерической Шайва-Тантры, традиционно (но не совсем корректно) известной как Кашмирский Шиваизм. Является авторитетным специалистом, автором многих исследований, ставших доступными благодаря авторскому сайту. Все публикуемые статьи А.Сэндерсона основаны на критическом прочтении санскритских источников, особенно рукописей и находят одобрение и часто цитируются европейскими и американскими учеными. За последние 26 лет профессор А.Сэндерсон опубликовал более чем 1400 страниц статей, посвященных Шайва-Тантре, Вайшнава-Тантре и Буддийской Тантре.
Некоторые публикации:
— Purity and Power among the Brahmans of Kashmir.1985.
— Mandala and Agamic Identity in the Trika of Kashmir. 1986
— Saivism and the Tantric Traditions. 1988.
— The Visualization of the Deities of the Trika. 1990.
— The Doctrine of the «Malinivijayottaratantra. 1992.
— Vajrayana: Origin and Function. 1995.
— Meaning in Tantric Ritual. 1995.
— History through Textual Criticism in the study of Saivism, the Pancaratra and the Buddhist Yoginitantras. 1997.
— The Lakulas: New evidence of a system intermediate between Pancarthika Pasupatism and Agamic Saivism. Ramalinga Reddy Memorial Lectures. 1997
— Remarks on the Text of the «Kubjikamatatantra». 2002.
— The Saiva Religion Among the Khmers, Part I. 2003-2004.
— Religion and the State: Saiva Officiants in the Territory of the Brahmanical Royal Chaplain (with an appendix on the provenance and date of the «Netratantra». 2004.
— A Commentary on the Opening Verses of the «Tantrasara» of Abhinavagupta. 2005.
— Swami Lakshman Joo and His Place in the Kashmirian Saiva Tradition. 2007.
— The Saiva Exegesis of Kashmir. 2007.
— Atharvavedins in Tantric Territory: The Angirasakalpa Texts of the Oriya Paippaladins and their Connection with the Trika and the Kalikula, with critical editions of the Parajapavidhi, the Paramantravidhi, and the «Bhadrakali-mantravidhiprakarana». 2007.
— The Saiva Age — The Rise and Dominance of Saivism during the Early Medieval Period. 2009».

(Биография А.Сэндерсона. Википедия и авторский сайт www.alexissanderson.com.)

 

КРИСТОФЕР УОЛЛИС

«Разработка физиологии тонкого тела полностью принадлежит Тантре. Конечно, у нас есть пара ссылок на другие ранние источники, как например, в «Йога-Сутре» существуют понятия нади, чакра и курма-нади, но Патанджали не дает им объяснений, а просто упоминает их: некая чакра, некая нади; несколько упоминаний, но незначительных, есть в ранних Упанишадах. Возможно, есть устная традиция, мы не знаем наверняка, но что нам известно, это то, что полное систематическое описание энегретического тела идет из Тантры».

(Илья Журавлев. Интервью с Кристофером Уоллисом.
Тантрические корни Хатха-Йоги. Апрель 2012г. Сайт www.wildyogi.info.)

3.1.8. Уоллис 1    3.1.8. Уоллис 2    3.1.8. Уоллис 3    3.1.8. Уоллис 4    3.1.8. Уоллис 5

«Кристофер Уоллис (Хариш) познакомился с индийской духовностью в 6 лет, и был посвящен в практику медитации и Йоги в возрасте 16 лет. Путешествуя по всему миру в молодом возрасте, он почувствовал внутреннюю необходимость и вдохновение сделать главным делом своей жизни учебу, обучение и практику индийской духовности и медитации. Сегодня он имеет опыт более чем 20 летней практики, и непрерывного изучения и преподавания Индийской Традиции с 1997г.
Академическое образование (религиоведение) он получил в Рочестерском Университете (частный исследовательский университет США, расположенный в Рочестере, штат Нью-Йорк). Степень магистра Санскрита он получил в Университете Беркли (США), степень магистра философии классических индийских религий в Оксфордском Университете. В настоящее время К.Уоллис заканчивает работу над докторской диссертацией, посвященной традициям тантрического Шиваизма, в Университете Беркли. Традиционное образование по медитации, мантрам, асанам, Карма-Йоге и мн. др. К.Уоллис получил в йога-ашрамах в северной части штата Нью-Йорк и в Индии. В настоящее время К.Уоллис преподает медитацию, философию Йоги и санскрит тем, кто интересуется Йогой, проводит духовные консультации. Принципами его преподавания являются точность и доступность, глубина и ясность, интеллектуальная целостность и сердечное вдохновение. Его отличает редкий дар сочетания требовательности, доскональности знания с глубокой любовью к индийским традициям.
К.Уоллис является основателем и руководителем института Mattamayura, обучает практике путем проведения семинаров, интенсивов, погружений и онлайн-мастер-классов. Его учителями, наставниками и гуру (в хронологическом порядке) были: Свами Муктананда; Гурумайи Чидвиласананда (дикша-гуру и мула-гуру), Пол Мюллер-Ортега (гуру Шайва-Тантры и Классической Йоги); Дуглас Брукс (Шакта-Тантра); Алексис Сэндерсон (Шайва- и Шакта-Тантра, санскрит); Маршалл Розенберг; Сомадева Васудева (Шайва-Тантра), Дхармабходи Сарасвати (Тантрическая Йога) и Адьяшанти (Медитация)».

(Биография. Авторский сайт www.christopherwallis.org.)

«Кристофер Уоиллис — специалист по философии и классическим религиям Индии (Оксфордский университет), доктор Санскрита (Университет Беркли), основатель института Маттамаюра (Калифорния), занимающегося изучением традиционной индийской Тантры, в 2012г. издал объемный труд «Прояснение Тантры», посвященный истории и философии традиционных шиваитско-шактийских духовных школ Индии. Мы встретились с ним в калифорнийском университетском городке Окленд, недалеко от Сан-Франциско, чтобы побеседовать о его новой работе и о пока еще очень малоизученной на западе теме — тантрических корнях Хатха-Йоги. Наша продолжительная и оживленная беседа в японской чайной на одной из тихих улочек Окленда доступна теперь и вам, дорогие читатели, серьезно интересующиеся индийской Йогой и философией.
Илья Журавлев. Не могли бы вы рассказать нам немного о себе, возможно, начиная с вашего детства.
Кристофер Уоллис. Мои родители начали практиковать традиционные формы медитации когда мне было семь лет. Многие хиппи 60-х и 70-х годов увлекались медитацией. Мне повезло, что мои родители выбрали путь, который является аутентичным, традиционным. Они учились с Баба Муктанандой, и когда мне было 16 лет, я встретил Гурумайи Чидвиласананду, учителя Сиддха-Йоги. Как известно, она выпускает видео и издает книги, но в ее ашраме царит довольно традиционная для ашрама атмосфера. Она обучает Мантра-Йоге, я прожил в ее ашраме два года. Когдя я впервые ее встретил, я испытал мощный внутренний подъем, который называют шактипат, это изменило меня внутренне. К моменту, когда мне исполнилось 24 года, я не учился ни в колледже, ни в университете. Я решил, что я так люблю эти учения, что хочу их изучать, полностью посвятив этому все свое время, так я и сделал. Это было 14 лет назад, тогда же я начал преподавать (с разрешения моего гуру). В общем, я был одним из тех, у кого был практический опыт, но довольно поверхностный, конечно, я медитировал и все такое, но по сравнению с тем, что я знаю сейчас, все было очень неглубоко и поверхностно. В духовной традиции Сиддха-Йоги есть много прекрасных учений, но они не могут научить практике Тантры, они только цитируют тантрические тексты, это говорит о том, что им знакомы некоторые доктрины Шиваизма, но не сами практики. Относительно практик там говорилось: «повторяйте Ом Намах Шивайя, согласовывайте со своим дыханием». Очень простые инструкции, это, конечно, хорошо, но мне хотелось узнать о секретных практиках. Им они не обучали, им даже не было о них известно. И я пошел учиться к таким преподавателям, которые также были и практикующими, как Пол Мюллер Ортега, последователь Махарши Махеш Йоги и Гурумайи Чидвиласананды, но он был очень предан Абхинавагупте (учитель Шиваизма и Тантры, живший в X в. — прим. пер.) и получил от Абхинавагупты своего рода посвящение, к чему многие относятся скептически. Но я верю, возможно получить посвящение от древнего учителя, если вам повезет. Мы оба, я и мой учитель Пол, читали Абхинавагупту на Санскрите и получили от этого нечто, что ощущается как его посвящение. Если Абхинавагупта махасиддх, то он не ограничен пространством и временем, и мы можем получить от него живое посвящение. Это мой опыт, или то, как я этот опыт трактую. В общем, я близко изучал Абхинавагупту, он дает много наставлений по практике, он не только философ, как многие считают, и в «Тантралоке» очень много говорится о ритуале и много о Йоге. Чаще всего цитируется та часть «Тантралоки», несколько первых глав, в которых излагается философия, так как для того, чтобы рассказывать о практике, нужно сначала изложить видение Реальности. Практика составляет большую часть «Тантралоки», но люди об этом никогда не узнают, потому что она не переведена, но в ближайшие несколько лет это изменится».

(Илья Журавлев. Интервью с Харишем (Кристофером Уоллисом).
Тантрические корни Хатха-Йоги. Апрель 2012г. Сайт www.wildyogi.info.)

 3.1.8. Уоллис книга 1

«Аннотация. «Прояснение Тантры» захватывает читателя в увлекательное путешествие в самое сердце Тантры: ключевые доктрины, основные направления и практики преображения. С тех пор как Запад открыл для себя Тантру 100 лет назад, накопилось слишком много увлечений и спекуляций и совсем чуть-чуть знаний относительно этой духовной традиции. Теперь, впервые на английском языке, «Прояснение Тантры» представляет доступное введение в эту священную традицию, которая возникла 1500 лет назад на крайнем севере Индии. Основанная на переводах основных источников на Санскрите и предлагающая глубокий взгляд на духовную практику, эта книга знакомит нас с богатой историей и мощными учениями Тантры».

(Cristopher Wallis. Tantra Illuminated. The Philosophy, History and
Practice of a Timeless Tradition. 2nd Ed. Mattamayura Press. 2012)

«Илья Журавлев. Не могли бы вы вкратце рассказать о своей новой книге «Прояснение Тантры: философия, история и практика вечной традиции»?
Кристофер Уоллис: В книге есть вступление, в котором объясняется, что означает слово «тантра». На этот вопрос ответить сложно, поэтому во вступлении есть несколько вариантов, объясняющих этот термин. Затем следует первая часть, составляющая треть книги, которая посвящена философии недуальной шиваитской Тантры — детально рассказывается, что представляет собой видение Реальности с точки зрения Шайва(шиваитской)-Тантры. Следующая треть книги посвящена истории, она рассказывает об основных двух течениях Тантры, Тантре правой руки и Тантре левой руки, недуальной (Вамачара) и дуальной (Дакшиначара) и т.д. Направление Тантры правой руки соответствует Ведам и ортодоксальной традиции брахманов, в отличие от Тантры левой руки. Здесь приведено множество их различий, в частности в книге есть диаграмма, иллюстрирующая разницу между правой и левой Тантрой. В ней показано, что это не только два различных течения, существует также несколько отдельных групп…
Возвращаясь к содержанию книги, вторая ее часть посвящена истории и составляет треть книги. Здесь много рассказывается о Краме — направлении малоизвестном, но очень важном, гораздо более важном, нежели подозрительном. Затем следует третья часть, это последняя треть книги, в которой говорится о теории и практике: что такое шактипат, дикша, о роли гуру, о теории ритуала, о структуре тантрического ритуала и т.д. И в Заключении речь идет о том, как мы практикуем Тантру в современном мире и о проблемах с этим связанных.
И.Ж. Все это действительно очень интересно, потому как, если постараться, то можно, конечно, найти рукописи и перевести их. Однако, санскрит, используемый в текстах, может отличаться от обычного из-за того, что многие тантрические авторы использовали аллегорический язык, так называемый «язык сумерек». Это значит, что если переводчик не знает контекста, перевод не может быть выполнен правильно.
К.У. В частности это относится к мантрам, мантры записаны в специальном коде. Можно ли обратиться к древней рукописи, найти практику и начать ее выполнять? Для этого нужна передача, передача, полученная от практикующего учителя. То же самое с мантрой, чтобы она работала, необходимо, чтобы вам ее кто-то передал, кто-то, для кого она работала или работает. Другими словами, если для меня эта мантра живая, и я обрел какие-то мантра-сиддхи — результат мантры, а затем я передаю мантру другому человеку в ходе практики, для этого человека она тоже будет работать. А если вы возьмете ее из книги, тогда это будут всего лишь слова. Но есть крайне редкие случаи, когда некоторые люди настолько зрелы, настолько готовы, что мантра оживает для них спонтанно. Иногда бывает так, что человек открывает книгу, и мантра буквально выпрыгивает с ее страниц и оживает, начинает вибрировать во всем теле. В этом случае человек может использовать эту мантру, потому что он получил ее не из книги, а от Шивы, книга была только средством. То есть, существует два способа получения посвящения: от гуру или учителя, который живет учением, и из текстов, когда они оживают, когда они действительно оживают для вас, а не просто вам так показалось. <…>.
И.Ж. Но если взять такие тексты как «Сиддха-Сиддханта-Паддхати», в ней чакры и адхары описываются как отдельные концепции, адхары как точки тела для концентрации и чакры в известном нам смысле.
К.У. В древние времена между ними не было различий, это были синонимы. Разработка физиологии тонкого тела полностью принадлежит Тантре. Конечно, у нас есть пара ссылок на другие ранние источники, как например, в «Йога-Сутре» существуют понятия нади, чакра и курма-нади, которая означает центральный канал, но Патанджали не дает им объяснений, а просто упоминает их: некая чакра, некая нади; несколько упоминаний, но незначительных, есть в ранних Упанишадах. Возможно, есть устная традиция, мы не знаем наверняка, но что нам известно, это то, что полное систематическое описание энегретического тела идет из Тантры. Мы можем найти его в некоторых ранних источниках, Абхинавагупта также дает систему пяти чакр.
И.Ж. Это интересно, потому что в тибетской Тантре тоже используются пять чакр, а не семь.
К.У. В классической Тантре часто используется число пять. Почему? Потому что существует пять первоэлементов — Панча-Махабхуты. Для тантриков система чакр в Хатха-Йоге безумная, потому что на горле заканчиваются все элементы — доходим до горла, это элемент «Эфир», а дальше что? Эфир должен соответствовать макушке головы, это чид-акаша, небо сознания, но эфир не может быть на уровне горла. С точки зрения классической Тантры должно быть пять основных чакр. Всего чакр может быть много, хоть 28, но основных только пять. Так треугольник, известный как «йогини-вакта», «уста йогини» в нижней части туловища, позже получит название муладхара, это земля, затем вода (на уровне энергетического центра «канда» в области живота), затем огонь на уровне сердца, это имеет смысл, здесь, на уровне сердца — источник пламени. Этот источник огня является началом Кундалини. Существует две Кундалини — нижняя и верхняя, нижняя — сексуальная энергия. Считается, что нижнюю Кундалини нужно поднять, а верхнюю опустить. Действительно, об этом говорится в большинстве аутентичных практик. Очень важно, что духовная энергия должна спуститься в основание туловища, а животная сексуальная энергия должна подняться, обычно они соединяются на уровне сердца. И поэтому здесь возникает огонь, язык пламени, порожденный их слиянием. Сердечный лотос раскрывается, вспыхивает пламя.
Это не только система, принадлежащая классической Тантре, существуют множественные системы. Так, например, в текстах некотрых Сиддхант (школ) не упоминаются нижние чакры, потому что они не хотят работать с сексуальной энергией, и их пять чакр это сердце, горло, нёбо, третий глаз и макушка головы. То есть, существует несколько различных систем, изначально во всех системах присутствуют пять основных чакр, остальные менее важны. Это точки, на которых мы фокусируем нашу энергию во время медитации. Почему мы концентрируемся на этих точках? Прана, визуализация, мантра, когда эти три составляющие присутствуют одновременно, это и есть Йога в классической тантрической системе. Вы произносите мантру, привлекая в определенные точки прану и визуализируете определенный элемент, цвет и т.д. Для нас важна Кубджика-Тантра, она представляет систему чакр, которая оказала влияние на Хатха-Йогу.
Двое ученых недавно доказали, пока еще мало кому об этом известно, что Хатха-Йога практически наверняка берет начало из южной индийской тантрической линии, называемой Схамбхавананда. В этой линии поклоняются Кубджике и ее супругу Наватмабхайраве, а также Шри-Видье (Лалите Трипурасундари). Особенное значение в ней придавали телесной практике, впоследствии это перешло в Хатха-Йогу. <…>
Об этом говорится в моей книге: от Тантры к Хатха-Йоге и к современной Йоге. Почему это так важно? Потому что, поняв, люди обратятся к тантрическим текстам и к более старым текстам по Хатха-Йоге за информацией, которая была утеряна, иначе, они будут думать, что Патанджали это единственный гуру Йоги и будут изучать толко «Йога-Сутру», а это безумие, потому что там столько всего отсутствует. У нас существует более ста переводов «Йога-Сутры» на английский язык и практически нет переводов тантрических текстов. Поэтому я думаю, что это историческое понимание нужно донести до людей, чтобы внимание обратилось туда, где содержатся практики, к непереведенным тантрическим источникам…
И.Ж. Давайте поговорим немного о сексуальных практиках. Как вы уже сказали, в западных умах термин Тантра ассоциируется с неким экзотичным сексом. Существует множество рекламы различных тантрических семинаров, так или иначе связанных с сексом. Давайте прольем свет на эту тему. Объясните, пожалуйста, какая часть Тантрической Традиции связана с сексуальными практиками? Учителя Йоги стараются обойти эту тему, потому что секс всегда был закрытой темой со времен мусульманской оккупации и это знание, кажется, со временем было утрачено.
К.У. Давайте проясним этот вопрос, рассмотрев три термина: нео-тантрические сексуальные практики, оригинальная Тантра и Хатха-Йога. То, что преподают сегодня под названием «тантрический секс», отсутствует в оригинальных источниках, это пришло с Запада, там что-то выдумали, почитали какие-то даосские материалы, и теперь довольно давно практикуют это. Первый, кто захотел преподавать нечто под названием «тантрический секс», был Алистер Кроули, было это почти сто лет назад. Похоже, что он был знаком с работами Артура Авалона, то есть он слышал о тантрическом сексе, но доступа к оригинальным источникам у него не было, и он создал нечто свое, и стал передавать другим. То есть сейчас у нас есть учителя так называемого тантрического секса, которые обучают чему-то, чему они научились у своих учителей, те у своих учителей и т.д. Они считают, что это оригинальная линия преемственности, но на самом деле она началась всего лет сто назад. Ученые называют ее нео-Тантра. В чем разница между нео-тантрическими и оригинальными тантрическими сексуальными практиками? Разница большая, потому что в первоисточниках вообще нет упоминаний о сексуальных практиках, это означает, что там нет описаний как сделать секс более радостным или более длительным, ничего сходного с «Кама-Сутрой». Этот факт показывает, насколько запутаны современные люди. Они думают, что «Кама-Сутра» относится к Тантре, это говорит о том, что у них нет ни малейшей идеи о том, о чем они говорят. Итак, в оригинальной Тантре нет сексуальных техник, а есть идея сексуальной медитации. Она упоминается во многих источниках, а детально описана только в 29 главе «Тантралоки» Абхинавагупты. Там описан красивый ритуал для опытных практикующих, сложный ритуал сексуального союза, но там нет информации о том, как он должен происходить, а говорится лишь о том, на что нужно медитировать. Вы медитируете на этом (сексуальном) центре и всю энергию направляете в этот центр, вместо пяти различных чувств нужно, чтобы было только одно чувство, чувство, что вы — средоточие блаженного сознания. <…>.
И.Ж. Давайте перейдем к последнему вопросу, вопросу об Индийской Традиции в Индии и на Западе. Как мне видится, а я много времени провел в Индии, современные индусы сейчас не особо заинтересованы в духовности, даже следование Индуизму становится все менее и менее важно для них. Они более заинтересованы в развитии материального аспекта жизни, в то время как на Западе наблюдается противоположная ситуация. Люди на Западе, которые уже достигли достаточного уровня материального комфорта, начинают стремиться к духовным знаниям. Мне кажется, что духовность постепенно перемещается из Индии на Запад. Я недавно прочел статью, не знаю, правда, это или нет, что сегодня в США больше буддистских монастерей, чем в Непале и Индии. Что вы думаете о будущем духовной традиции?
К.У. Во-первых, хочу сказать что мы живем в эру глобализованной культуры, и спасибо богу за это, иначе эти духовные учения были бы утеряны, потому что современная Индия ими уже почти не интересуется. Причины этого крайне сложны, частично это происходит из-за того, что культура Индии пережила своего рода перестройку под влиянием мусульман, а затем под влиянием Великобритании, было такое давление на религию индусов, что много знаний и мудрости было позабыто и утрачено, религия упростилась, замкнулась на храмовой культуре, теперь люди ходят в храмы не за духовностью, а за удачей. Это большая проблема, потому что изначально Индийская Традиция утверждает, что религия вечна, Санатана-Дхарма. Эта фраза вводит в заблуждение, потому что она говорит, что наша дхарма, наша религия не меняется под влиянием времени, но на самом деле она изменилась значительно, а если ты веришь, что она не изменяется, ты не оглядываешься назад в поисках утраченного знания. Это как раз то, что мы видим в современной Индии: люди, которые интересуются религией, очень мало знают о ней, но думают, что знают все. А это, по словам Абхинавагупты, худшая форма неведения. Если вы знаете немного, но думаете, что это все, что возможно знать, вы больше не открыты для знания, для поиска. Индийское правительство не финансирует работы по изучению прошлого своей страны, которая раньше была значительно более щедра, и выделяла много средств, поощряя людей заниматься медитацией, проводила исследования в этой сфере. Благодаря этому сейчас у нас есть множество рукописей, но в современной Индии никто их не читает, никто ими не интересуется. В то же самое время, как вы говорите, на Западе возрастает интерес к духовным традициям, особенно после приезда Вивекананды в 1893г. Америка и Западная Европа экономически наиболее успешные страны, это очень важно, потому что люди получили достаточно денег, чтобы наслаждаться комфортом жизни, и теперь обнаружили, что они по-прежнему несчастны. Это не совпадение. В Индии, за исключением небольшого количества богатых людей, все эти современные блага отсутствуют, поэтому люди к ним стремятся. На Западе все это уже есть и люди хотят духовности, потому что они уже на собственном опыте испытали, что только комфорт и деньги не могут их полностью удовлетворить. Всем известно, что счастье невозможно купить за деньги, все это знают, но очень сложно это испытать на собственном опыте. Об этом мы как раз и говорим, вы должны сами это прочувствовать. Посмотрите, кто спонсирует такой мощный рост Буддизма на Западе — богатые образованные люди, которые поняли, что все их образование и достаток на самом деле не приносят им удовлетворения, но они стали практиковать буддистскую медитацию и получили гораздо более богатый и прекрасный жизненный опыт. <…>.
И.Ж. Возвращаясь к вопросу о будущем Индийской Традиции. Мы уже обсуждали, что в современной Индии она сильно упрощена, но здесь на Западе есть опасность, что она также будет упрощена в коммерческих целях. Что вы об этом думаете?
К.У. Это большая проблема. Потому что она не только упрощается, она искажается, потому что продается «хорошее самочувствие». Вы получаете Йогу «хорошего самочувствия», потому что Йога это бизнес, а это продукт, который она продает. Поэтому мало преподавателей (надеюсь в будущем их будет больше) говорят о том, что если вы чувствуете себя хорошо и находите учителей, которые помогают вам чувствовать себя хорошо, это прекрасно, но если вы хотите избежать ловушек на этом пути и раскрыть свой потенциал, вам нужно более глубокое учение…
Говоря о развитии Йоги на Западе, замечательно, что есть коммерческий упрощенный вариант Йоги, но должен быть и более глубокий вариант, доступный для тех, кому он действительно интересен, и который определяется не количеством предлагаемых денег, а желанием посвятить себя этому. А чтобы это произошло и действовало, нам нужно больше учителей, которые действительно знают, о чем они говорят, которые хранили бы более высокие практики и учения для посвященных, и могли бы сами передавать посвящение тем, кто действительно духовно предан учению, неважно богаты они или бедны. Я не знаю, возможно ли на Западе подобное развитие Йоги, но это то, над чем я работаю».

(Илья Журавлев. Интервью с Кристофером Уоллисом.
Тантрические корни Хатха-Йоги. Апрель 2012г. Сайт www.wildyogi.info.)

 

ДЖОРДЖ ФОЙЕРШТАЙН

 «Тантризм — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция. Целью Тантризма является слияние противоположностей на всех уровнях бытия и становления — от Макрокосма до Микрокосма. Тантризм охватывает астральные, психические и физические явления. Его концепция нашла выражение в многочисленных священных текстах, искусстве, алхимии, науке и ритуалах. Тантризм нельзя назвать ни религией, ни мистическим учением в строгом смысле слова. Это эмпирико-экспериментальный метод, который может практиковать каждый».

 (Георг Ферштайн. Тантра. Гранд-Фаир. 2002г. 400 стр.)

«Весьма категоричен и американский исследователь Йоги и Тантры Джордж Фойерштайн (Ф?рштайн), заявляющий, что «индуистская Тантра — учение, отправной точкой которого являются Веды» (Ф?рштайн Дж. Тантра. М. Гранд-Фаир. 2002г. С.32. Ср. также: «Два пути духовного постижения — ведийский и тантрический — рассматривались образованными индусами во взаимодействии и ни в коей мере не противопоставлялись друг другу. Напротив, Тантризм считался ими одним из наиболее ярких проявлений индуистской духовной традиции. <…> Ведийское наследие было обогащено и дополнено специфическими тантрическими практиками». (Там же. С.35). Автор склонен полагать, что индуистское поклонение божествам (пуджа) «имеет скорее тантрический, чем ведийский характер» (Там же. С.35).). Этот же автор довольно смело датирует Веды III или IV тыс. до н.э., утверждая, что в таком случае «возраст Тантр определяется как минимум V или VI тыс. до н.э.» (Там же. С.37-38. Ср.: Basu M. Fundamentals of the Philosophy of Tantras. Calcutta. 1986. P.63). Оказывается, что, если верить «Нараяния-Тантре», не Тантры происходят от Вед, а наоборот, Веды от Тантр. Тем самым Тантры наделяются более важным статусом, чем вся ведийская литература (Ф?рштайн Дж. Там же. С. 38)».

(Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока. №1 (6).
Весна-лето 2007г. СПб. Наука. Главная редакция восточных литератур. 2007. С. 151-165)

3.1.8. Фойерштайн 2      3.1.8. Фойерштайн 1      3.1.8. Фойерштайн 3

«Георг Фойерштайн, доктор философии, изучал и практиковал Йогу с юности. Внёс значительный вклад в исследование принципов Йоги и принципов осознанности и давал интервью многим национальным журналам в США и за рубежом. Автор 30 книг, включая «Традиция Йоги», «Энциклопедия Шамбалы по Йоге и Тантре: путь к экстазу и ясное пробуждение».
В начале 1970-х годов в течение одного сезона обучал Хатха-Йоге (физическим упражнениям) олимпийскую лыжную женскую команду Англии, но его главный интерес составляет Джняна-Йога (путь мудрости) и Раджа-Йога (королевский путь медитации). Д.Фойерштайн является основателем Исследовательского Центра Йоги в Северной Калифорнии, членом редакционной коллегии «Yoga World», «Yoga Journal» и журнала «Intuition», руководителем «British Wheel of Yoga», членом Индийской Академии Йоги, состоял в комиссии экспертов «Сети Всестороннего Здоровья».

(Г.Фойерштайн, Л.Пейн. Йога для чайников. М. Диалектика. 2006г.)

«Георг Фойерштайн (Georg Feuerstein) (1947-2012) — один из самых знаменитых и популярных писателей, немецкий индолог, специализирующийся на Йоге. Автор более 30 книг по мистицизму, Йоге, Тантре, Индуизму. Он перевел, среди прочих традиционных текстов, «Йога-Сутру» Патанджали и «Бхагавад-Гиту».
Г.Фойерштайн родился в Германии. Позже переехал в Англию, чтобы заниматься исследованиями в аспирантуре Даремского Университета (Durham University) и впоследствии прожил 23 года в США. Затем стал гражданином Канады и жил в Саскачеване (провинция на юге центральной части Канады), где и умер 25 августа 2012г.
Кен Уилбер назвал его одним из самых авторитетных американских переводчиков и ученых-практиков первой величины, и главным авторитетом по Йоге сегодня, чье мнение было чрезвычайно важным и ценным. Историк религий Мирча Элиаде назвал работу Фойерштайна «Философия Классической Йоги» «одним из самых глубоких и оригинальных вкладов в понимание классической Йоги»».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Георг Фойерштейн (Georg Feuerstein) родился в 1947г. в Германии. Он начал интересоваться Йогой в возрасте 14 лет, а в 19 написал свою первую книгу о Традиции Йоги. Он завоевал международное признание как независимый ученый в области индусской эзотерики и исследований сознания. Его серьезный вклад в исследования духовности и особенно в диалог между Востоком и Западом отмечается ведущими учеными, в число которых входят Мирча Элиаде, Якоб Нидлеман, Сешагири Рао, Ниниан Смарт и Хастон Смит. Он получал награды от фонда Леверхалм Траст, Нью Американ Плейс и Британской академии, а в течение нескольких лет его труды спонсировались Лоуренсом С. Рокфеллером.
Будучи основателем и президентом Исследовательского и Образовательного Центра Йоги (YREC) в Калифорнии, доктор Г.Фойерштейн является также главным редактором ежегодного журнала «Международный журнал йоготерапии», ведет 800 часовой заочный курс YREC по философии, истории и литературе Йоги.
Доктором Г.Фойерштейном опубликовано около 30 книг; он является редактором более двадцати работ и автором около двухсот статей. Наибольшую популярность снискали его работы «Святое безумие» (1991), «Целостность или трансценденция? Древние уроки возникающей мировой цивилизации» (1992), «В поисках колыбели цивилизации» (1995), «Философия Классической Йоги» (1996), «Ясное пробуждение: забота и духовный потенциал человечества» (1997), «Энциклопедия Йоги Шамбалы» (1997), «Тантра: Путь экстаза» (1998), «Традиция Йоги» (1998).
Георг Фойерштейн часто читает лекции и проводит семинары по различным аспектам Традиции Йоги. Он страстно надеется сделать традиционную йогическую мудрость доступной современным духовным искателям и укрепить диалог между различными традициями».

(Г.Фойерштайн. On-line Библиотека Koob.ru.)

3.1.8. Фойерштайн книга 1

«Аннотация. Этот труд, посвященный Тантре, древнейшей индуистской эзотерической традиции, написан известным исследователем индийской культуры, автором великолепной «Энциклопедии Йоги» Георгом Ферштайном. Опираясь на тантрические тексты, автор дает толкование основ философии и практики Тантры, подчеркивая, что многие ее грани особенно ценны для тех, кто занимается самопознанием и стремится решить задачу духовной трансформации».

(Георг Ферштайн. Тантра. Гранд-Фаир. 2002г. 400 стр.)

3.1.8. Фойерштайн книга 2

«Аннотация. Георг Фёрштайн (Georg Feuerstein) известен своими академическими трудами, а также популярными произведениями, посвященными Йоге. Эта книга — результат почти тридцатилетних научных и практических изысканий автора. Систематизированное и полное изложение основ такого многогранного явления, как Йога, научных открытий, связанных с ее традицией, он начинает с ведийской эпохи и заканчивает временами Тантры и Хатха-Йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по Йоге. Книга рекомендуется как специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, так и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию».

(Георг Фёрштайн. Энциклопедия Йоги. М. Фаир-Пресс. 2002г. 763 стр.)

3.1.8. Фойерштайн книга 4

«Аннотация. Узнать больше о Йоге, ее истории, теории, практике; проникнуть в глубинную суть эзотерических учений Востока; понять теоретические и практические аспекты Йоги во всех тонкостях вам поможет новая работа широко известного на Западе исследователя и учителя Йоги Георга Фойерштейна. Это исследование раскрывает широчайший круг вопросов, связанных с историей, теорией и практикой Йоги:
— различные стили, течения и школы Йоги;
— индуистская, джайнистская, буддийская йогические традиции;
— выдающиеся адепты различных стилей Йоги и суть их учений;
— «священное безумие» как путь к достижению просветления;
— Тантрическая Йога овладения сексуальной энергией как способ духовной самореализации;
— Хатха-Йога и ее роль в духовном самосовершенствовании;
— способы контроля эмоционально-психического состояния при помощи Йоги;
— дыхательные практики и их использование в духовном и физическом самосовершенствовании;
— духовные причины самых актуальных проблем современного мира и способы их решения согласно мировоззрению Йоги
— и многие другие вопросы освещены в этом интереснейшем исследовании. Книга предназначается самому широкому кругу читателей».

(Георг Фойерштейн. Глубинное измерение Йоги. М. Рипол-Классик. 2006.)

 

ДЭВИД ФРОУЛИ

«Трудно представить что-либо более экзотическое, эффектное и сенсационное в традициях Йоги, чем практика Тантры. Еще ни один аспект Йоги так не притягивал к себе современный ум в его поисках эксцентрики, развлечений и тайн. Кажется, что Тантра предлагает как духовный, так и мирской успех, и процветание, причем, наивысшей степени. Она охватывает не только внутреннее взаимодействие с чакрами, локами и божествами, но и многие важные методы лечения тела и ума. И помимо всего перечисленного Тантра дает особые средства для повышения сексуального удовольствия, для зарабатывания денег, достижения успеха и победы над врагами. Можно подумать, она выполняет любые человеческие желания! Есть в ней нечто для каждого, особенно для того, кто не приемлет пути аскетизма или отречения в духовной жизни. И это нечто поднимает Тантру над всеми прочими традициями в Йоге». 

(Дэвид Фроули. Тантра. Отделим суть от заблуждений. Сайт www.avnc.ru.)

«Очарование Тантры. Возможно, нет ничего более экзотического, волнующего и сенсационного в Традиции индийской Йоги, чем практика Тантры. Ни один другой подход к Йоге не являл такого очарования для современного ума и его стремления к причудливому, увлекательному и загадочному. Тантра предлагает и духовный, и мирской успех в высшей степени. Она объемлет не только сокровенные йогические знания, но включает в себя много важных практик исцеления тела и духа. В Тантре есть что-нибудь для каждого, в особенности для тех, кого могут отпугивать аскетические, связанные с отречением от мира подходы к духовной жизни, такие, которые, кажется, доминируют в большинстве прочих направлений традиции Йоги. И все же за этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги последнего тысячелетия или более. Хотя Тантра имеет многое, что может предложить каждому, мы должны научиться распознавать между тем, что является настоящей, и тем, что является поверхностной Тантрой, в противном случае любой может пасть жертвой искаженных представлений, множество которых мы можем наблюдать сегодня». 

(Фроули Дэвид. Тантра и неверные представления о ней:
очищение сущности от заблуждений. Life Pozitive Magazine.
Delhi. Jan 2005./ Пер. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.).

3.1.8. Фроули 1      3.1.8. Фроули 2       3.1.8. Фроули 3

«Дэвид Фроули (ведачарья Вамадева Шастри) — знаменитый и признанный в Индии авторитет в области изучения древней ведической культуры. Своими исследованиями д-р Д.Фроули стремится ввести ведические знания в реальность современного западного мира без утраты традиционной духовности Вед. Книги Д.Фроули по Йоге, Аюрведе, Тантре, медитации, ведической философии и астрологии — лучший источник информации по этим сложным и малоизвестным на Западе вопросам. Д.Фроули передает ученикам духовное видение глубочайшего Знания древней Индии, основанное на ведических текстах, он учит их видеть Йогу и Аюрведу как одно неразрывное гармоничное целое. Д.Фроули имеет степень доктора восточной медицины и более 30 лет изучает традиционные системы врачевания, включая Аюрведу, китайскую медицину, западную гомеопатию и ведическую астрологию. В настоящее время является директором Института изучения Ведической Культуры (США)».

(Йога и Аюрведа. Семинар. интернет-реклама.)

«Доктор Дэвид, или Давид, Фроули (Dawid Frawley), также известный как Вамадэва пандит — всемирно признанный учитель Ведической Традиции. Дэвид Фроули уже более тридцати лет изучает и преподает (как на Западе, так и в Индии) такие направления ведических знаний, как Аюрведа, Ведическая Психология, Ведическая Астрология и др. В Индии Дэвид Фроули признан как учитель Вед, аюрведический врач и учитель, ведический астролог, знаток Пуран (древних писаний, таких как, например, Махабхарата), и даже как ачарья (индуистский религиозный учитель), а также как раджа-йог.
Переводы и толкования древних ведических учений, сделанные доктором Фроули, получили широкое признание в духовных и научных кругах Индии. На западе он известен как преподаватель и практикующий специалист по Аюрведе и Джйотиш (Ведической Астрологии). Доктор Фроули одним из первых на Западе выпустил книги по этим предметам. Дэвид Фроули активно обучает, пишет книги, дает лекции по Ведическим дисциплинам». 

(Д-р Дэвид Фроули. Сайт www.Vilamba.ru.)

«Аюрведическое целительство. Предлагаемая программа охватывает все аспекты теории, диагностики и исцеления. Особое внимание уделяется фитотерапии с использованием индийских и западных трав. Предлагается модель терапии, доступная в западных условиях, включая питание, асаны и пранаямы, духовные и психологические методы воздействия. Основная цель курса — заложить основу аюрведической практики.
Йога и Аюрведа. Йога и Аюрведа — родственные науки; традиционно они преподавались совместно, и только в последнее время их естественная связь прервалась. Цель курса — воссоединить эти великие традиции и преподать модель Йога-терапии, основанную на Аюрведе. Курс предназначен для тех, кто уже обладает познаниями в Аюрведе и Йоге, и освещает терапевтическое применение всех восьми ступеней Йоги.
Астрология Провидцев. Ведическая Астрология (джьотиш) — это идеальный инструмент для исследования всех сторон жизни: от здоровья до просветления. В этом курсе она преподается совместно с Аюрведой, что представляет интерес для тех, кто изучает Аюрведу и Йогу. Конечная цель — заложить основу для того, чтобы стать ведическим астрологом, хотя обучение начинается с уровня начинающего.
Автор учебных программ — д-р Давид Фроули (пандит Вамадева Шастри) — один из самых известных и признанных исследователей Вед на Западе. Научная школа, которую возглавляет д-р Фроули, стремится адаптировать ведические знания к реальности современного западного мира без утраты духовности. Книги д-ра Фроули по Аюрведе и другим ведическим знаниям на сегодня являются наилучшими из доступных источников информации по этому предмету. В течение двадцати лет он читает лекции как на конференциях на Западе, так и в индийских ашрамах. Будучи признанным преподавателем Федерации Йоги, д-р Фроули преподает в Американском индуистском университете.
Д-р Фроули преподает Аюрведу с учетом современных взглядов на питание человека, применяя индийские и западные травы, Йогу и медитацию. Прививая ученикам духовное видение, основанное на ведических текстах, он учит их видеть Йогу и Аюрведу как одно целое. В курс по астрологии д-р Фроули вложил свое понимание и личный подход к ее преподаванию западным людям. В ходе своей многолетней практики он сумел сделать эту индийскую науку понятной современному человеку, не утрачивая духовной наполненности, и был признан профессором джйотиши Индийским советом астрологических наук.
Среди более двадцати книг, написанных д-ром Фроули, на русский язык переведены «Травы и специи» (с д-ром В. Ладом), «Аюрведическая терапия», «Аюрведа и ум», «Йога и Аюрведа», «Йога для вашего типа» (с С. Козак), «Аюрведа и марма-терапия» (с д-рами Ранадом и Леле), «Нети: целебные секреты Йоги и Аюрведы», «Астрология провидцев», «Аюрведическая астрология», «Йога и сакральный огонь». Все они представляют собой учебные пособия для заочных программ обучения». 

(Курсы заочного обучения. Ведический центр «Рюген». интернет-реклама.)

«Ведачарья Дэвид Фроули (Пандит Вамадева Шастри) — необыкновенный для Ведической Традиции учитель родом с Запада. В Индии Вамадева признан ведачарьей (ведическим учителем), мастером Аюрведы, Джйотиши (ведическим астрологом), пураником (ведическим историком) и философом.
Созданные Вамадевой переводы и истолкования древних ведических познаний давно признаны как в духовных, так и в научных кругах Индии. В Америке он известен как учитель Аюрведы и Ведической Астрологии (Джйотиш), впервые представляющий обе науки на Западе. В последнее время объединение Йоги и Аюрведы стало передовым направлением в его деятельности. Пандит Вамадева (Дэвид Фроули) развивает разработки ведического знания в западном мире в прозрачной форме, признанной в самой Традиции. Его сфера деятельности необычайно широка — он обучает, пишет, выступает с лекциями, руководит исследованиями и помогает основывать школы и союзы в смежных ведических областях свыше тридцати лет. Он сам обучался и много путешествовал в поисках познаний, работая вместе с разными ведическими учителями и группами в несектантской манере.
Вамадева видит свою миссию в содействии возрождению ведического знания в контексте междисциплинарного подхода для планетарного века. Он считает себя переводчиком, способным оказать помощь людям в применении ведических систем для обогащения их жизни и устремлении к самореализации. Он понимает ведическую мудрость как средство для освобождения духа, а не как догму для ослепления народа или обретения власти над людьми. Для него ведическое знание выступает средством коммуникации с сознательной Вселенной, чтобы научиться воплощать ее сознание в своей жизни и восприятии.
«Все знатоки могут подтвердить, что труды Шри Вамадевы Шастри примечательны своей достоверностью. Это следствие того, что они основаны на (1) его личном вопрошании и опыте, (2) глубоком вчитывании в тексты и (3) устной передаче знаний, полученной от многих достойных учителей, которые являются экспертами в отдельных областях знаний. Шри Вамадева Шастри (Дэвид Фроули) совершил великое служение для многих людей тем, что он предоставил им доступ к знаниям, которые часто оставались недосягаемыми для среднего западного искателя» (Свами Веда Бхарати. «Свами Рама Садхака Грама», Ришикеш).
«Дэвид Фроули — один из ведущих специалистов по Аюрведе и ведическим наукам в наше время. Я отношусь с глубоким уважением и восхищением к его познаниям и способу изложения древней мудрости Вед» (Дипак Чопра). «Фроули — это индиец в американском воплощении. Легкость, с которой он погружается в духовность Индийской Традиции и передает ее глубочайшие понятия в терминах современного мышления, выдает его необыкновенную близость к древней мудрости» (М.П.Пандит, секретарь ашрама Шри Ауробиндо)». 

(О ведическом учителе Дэвиде Фроули. Петербургская
Школа Йоги «Поток странствий». Сайт www.yogaflow.ru.)

«Доктор Дэвид Фроули — один из немногих жителей Запада, признанных в Индии как Ведачарья — учитель Ведической мудрости. В 1991г. под покровительством Индийского учителя Авадхута Шастри он получил духовное имя Вамадева Шастри, в честь Ведического мудреца, (риши) Вамадевы. В 1995г. в Мумбае его удостоили звания Пандит (ученый) и награды Брахмачари Вишванатхья за знание Ведических учений. В Индии Вамадева признан не только Ведачарьей (учителем Вед), но также — Вайдьей (Аюрведическим врачом), Джойтиши (Ведическим астрологом), Пураник (Ведическим историком) и Йогином. Он был утвержден на должность приглашённого преподавателя Йоги и Ведических наук в Бангалорском университете «Вивекананда Йога Кендра» в Индии, а также — учителя в Шрингери Шанкарачарья Матхе — основном из традиционных Ведических центров в Индии. Его письменные и устные переводы получили широкое признание, как в духовных, так и в научных кругах Индии. В Америке он больше известен как преподаватель, практик и автор первых на Западе работ в области Аюрведической медицины и Ведической астрологии (Джойтиш).
С 1983г. по 1986г. д-р Фроули вместе с д-ром Ладом вел регулярные занятия, как официальный сотрудник его школы. С тех самых пор он остается приглашенным преподавателем в штате учебного заведения. Он сотрудничает с д-ром Дипаком Чопра и д-ром Дэвидом Саймоном и работает преподавателем Американского Института Ведических Наук Здоровья и Благополучия Дипака Чопры, главный офис которого, со дня его основания, находится в Сан-Диего. Он также близко сотрудничает с Калифорнийским Аюрведическим Колледжем, основанным его бывшим студентом и коллегой д-ром Марком Халперном.
Вамадева Пандит (доктор Фроули) распространяет на Западе аутентичное Ведическое знание в доступном изложении, которое признано носителями Традиции. В течение последних 30 лет д-р Фроули активно работает, популяризируя Ведическое учение по всему миру: преподает, пишет и переводит статьи, читает лекции и проводит исследования, а также способствует предоставлению помощи в основании школ и различных ассоциаций, имеющих отношение к Ведическим знаниям. Этому предшествовали глубокое обучение и путешествия: собирание знаний и широкая работа со многими ведическими учителями и объединениями. Вамадева видит свою роль в возрождении Ведического Знания с помощью междисциплинарного подхода к древним учениям. Он воспринимает себя в качестве учителя и переводчика, дающего возможность людям использовать Ведические системы знаний для улучшения жизни и личной самореализации. Фроули рассматривает ведическую систему не как религиозное вероучение, ограничивающее людей или устанавливающее власть над ними, а как инструмент для освобождения духа. «Ведическое знание — это средство, позволяющее не только поддерживать связь с сознанием Вселенной, но и учиться реализовывать его в жизни и личном восприятии». Его последнюю книгу «Йога и Священный Огонь: Самоисцеление и Преобразование Вселенной» (2005г.) можно назвать лучшим источником для получения общего представления о его работе и образовании». 

(Дэвид Фроули. 13.04.2009г. Сайт www.avnc.ru. On-line Библиотека Koob.ru.)

«Дэвид Фроули (David Frawley) или Вамадева Шастри — американский писатель, аюрведический врач и ведический астролог, автор книг по Индуизму, Йоге и Аюрведе. Дэвид Фроули — основатель и руководитель Американского института ведических исследований в Санта-Фе, Нью-Мексико, в котором преподаются курсы философии Йоги, Аюрведы и Ведической Астрологии. Он также является профессором Ведической Астрологии и Аюрведы в Международном ведическом индуистском университете.
Дэвид Фроули родился в 1950г. в городе Ла Кросс, Висконсин, в католической семье. Он был вторым из десяти детей. До того, как Дэвиду исполнилось 10 лет, он учился в католической школе. Затем он вместе с семьёй переехал жить в Денвер, Колорадо.
Фроули является основателем и руководителем Американского института ведических исследований в городе Санта-Фе штата Нью-Мексико. Институт предлагает курсы по индуистской философии, Йоги, Джьотиш и Аюрведе. Фроули регулярно посещает Индию, где выступает с лекциями и проводит конференции.
Фроули является одним из немногих западных последователей Индуизма, признанных в Индии как «ведачарья» (учитель Вед). В своей книге «Как я стал индуистом» («How I became a Hindu») он детально описывает свой духовный поиск: начиная от католического воспитания и до принятия Индуизма. В частности, в книге он говорит о том, как в начале 1970-х годов начал самостоятельно изучать Веды и Санскрит по учебнику санскритской грамматики.
С 1987г. Дэвид Фроули является дипломированным доктором китайской традиционной медицины. С 1984г. по 1990г. он преподавал китайскую медицину в Международном институте китайской медицины.
В 1991г. по инициативе индуистского гуру Авадхута Шастри Дэвид Фроули получил имя Вамадева Шастри — в честь великого ведического риши Вамадевы. В 1993г. Вамадева Шастри стал одним из первых американцев, получивших титул «джьотиш-ковид» от Индийского Совета Астрологических Наук — самой крупной ассоциации по ведической астрологии в мире. В 1995г. в Мумбаи за свои познания в ведическом учении Вамадева Шастри получил титул «дхармачарья» и премию «Брахмачари Вишванатхаджи».
Вамадева Шастри видит смысл своей деятельности в популяризации ведического знания. Он рассматривает себя как учителя и помощника, дающего людям возможность использовать ведические системы для духовного обогащения жизни и достижения самоосознания. Он считает ведическую мудрость средством для освобождения души, а не догмой, предназначенной для порабощения человека. По его мнению, ведическое знание является средством общения с сознательной вселенной.
Дэвид Фроули утверждает, что истинная религия не может быть ограничена географическими рамками. По его мнению, для человека не должно составлять проблемы получить духовное благо от учения, возникшего за пределами его культурного контекста. Он говорит, что «перед тем как считать себя западными людьми или людьми Востока, мы должны осознать, что, прежде всего, мы являемся человеческими существами». «Личность это что-то, что мы всё равно потеряем».
Эдвин Брайант пишет, что работа Фроули является «проиндуистской» и более успешной именно среди индуистской аудитории, на которую она рассчитана и где она, в отличие от академических кругов, имеет довольно значительное влияние. Брайант, в частности, добавляет, что «(Фроули) посвятил себя передаче символической духовной парадигмы посредством парадигмы критическо-эмпирико-рациональной». В переписке, опубликованной в индийской ежедневной газете «The Hindy», Майкл Витцель отвергает предлагаемую Дэвидом Фроули связь ведической литературы с Индской Цивилизацией и руинами города на дне Камбейского залива. Витцель характеризует подобные идеи как неверную интерпретацию ведических текстов, в которой игнорируются или неправильно толкуются другие свидетельства, и которая мотивируется «неистовыми поисками древности»…
Конрад Эльст, в свою очередь, замечает: «С тех пор как марксисты вот уже много десятилетий занимают влиятельные позиции в науке и средствах массовой информации, нет ничего удивительного в том, что их атаки на других часто носят характер надменного отвержения. Над работой Дэвида Фроули смеются, указывая на отсутствие у него западного академического образования (он изучалВеды в традиционном индийском окружении и был признан «Ведачарьей»). Тот факт, что он опубликовал труды по Аюрведе и Ведической Астрологии считается достаточным для того, чтобы объявить его шарлатаном»». 

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

«…Доктор Дэвид Фроули — один из наиболее выдающихся специалистов Аюрведы на сегодняшний день. Я очень уважаю и искренне восхищен его знаниями, а также его способом интерпретации древней ведической мудрости…». Дипак Чопра.
«…Доктор Фроули — это индус в теле американца. Легкость, с которой он воспринимает духовные традиции Индии и переводит их глубинные понятия на современный язык, указывает на совершенно необыкновенные знания в области этой древней мудрости…». М.П. Пандит, секретарь Ашрама Шри Ауробиндо.
«…Безусловно, это самый выдающийся в Америке человек, воплощающий в жизнь ведическое знание…». Ашок Малик, «India Today».
«…Доктор Дэвид Фроули — выдающийся исследователь Веданты, легко ставший самым популярным Западным Ачарьей Ведической мудрости…». Ашиш Шарма, «Indian Express».
Доктор Дэвид Фроули — один из немногих жителей Запада, признанных в Индии как Ведачарья — учитель Ведической мудрости. В 1991г. под покровительством Индийского учителя Авадхута Шастри он получил духовное имя Вамадева Шастри, в честь Ведического Риши Вамадевы.
В 1995г. в Мумбае он получил звание Пандита и награду Брахмачари Вишванатхья за знания Ведических учений. Через несколько лет Вамадева удостоился дополнительных наград и знаков почтения за свою работу по всей Индии.
Вамадева (доктор Фроули) — необычный уроженец Запада, хранитель ведической традиции. Изучая различные направления ведических знаний (видьи), он распространяет их в Индии и на Западе. В Индии Вамадева признан не только Ведачарьей (учителем Вед), но также — Вайдьей (аюрведическим врачом), Джойтиши (ведическим астрологом), Пураник (ведическим историком) и Йогином. Он был утвержден на должность приглашенного преподавателя Йоги и Ведических наук в Бангалорском университете «Вивеканадна Йога Кендра» в Индии, а также — учителя в Sringeri Shankaracharya Math («Шрингери Шанкарачарья Мас») — основном из традиционных ведических центров в Индии.
В Индии его письменные и устные переводы получили широкое признание, как в духовных, так и в научных кругах. В Америке он больше известен как преподаватель, практик и автор первых на Западе работ в области Аюрведической медицины и Ведической астрологии (Джойтиш).
Вамадева (доктор Фроули) распространяет на Западе аутентичное Ведическое знание в доступном изложении, которое признано носителями традиции. В течение последних 30 лет он активно работал: преподавал, создавал тексты, читал лекции, проводил исследования, а также способствовал предоставлению помощи в основании школ и различных ассоциаций, имеющих отношение к Ведическим знаниям. Он много учился и путешествовал — собирал знания и широко работал со многими ведическими учителями и объединениями. Вамадева видит свою роль в возрождении ведических знаний с помощью междисциплинарного подхода к древним знаниям. Он воспринимает себя в качестве учителя и переводчика, дающего возможность людям использовать Ведические системы знаний для улучшения жизни и личной самореализации. Он рассматривает ведическую систему не как религиозное вероучение, ограничивающее людей или устанавливающее власть над ними, а как инструмент для освобождения духа.
Ведическое знание — это средство, позволяющее не только поддерживать связь с сознанием Вселенной, но и учиться реализовывать его в жизни и личном восприятии. Хотя Вамадева работал в нескольких различных направлениях, он приложил максимум усилий, чтобы как можно более точно раскрыть специфику каждого из них. Его последнюю книгу «Йога и Священный Огонь: Самоисцеление и Преобразование Вселенной» (2005г.) можно назвать лучшим источником для получения общего представления о его работе и образовании.
Большинство его книг стали доступными благодаря американскому издательству «Lotus Press», США. Хотя существует еще несколько уникальных работ, напечатанных издательством «Voice of India» («Голос Индии»), и доступных исключительно в Индии.
Обучение и Работа Доктора Фроули (Пандита Вамадевы) в Области Возрождения Аюрведы. Основной объем знаний в области Аюрведы Вамадеве дал Доктор Б.Л.Вашта в Бомбее и Пуне (1919-1997). В течение десяти лет доктор Вашта был его наставником. Доктор Фроули регулярно его посещал и советовался с ним по самым разным вопросам.
Будучи выпускником одной из первых Аюрведических программ в Индии 1941г., доктор Вашта написал множество книг по Аюрведе и помог разработать рецептуру Аюрведических препаратов для нескольких индийских аюрведических компаний. Кроме того, он был одним из ведущих журналистов штата Махараштра и стал духовным наставником для Вамадевы. В Америке Вамадева изучал Аюрведу с доктором Васант Ладом, известным аюрведическим доктором и учителем.
С 1983г. по 1986г. Вамадева вместе с доктором Ладом вел регулярные занятия, как официальный сотрудник его школы. С тех самых пор он остается приглашенным преподавателем в штате учебного заведения. Он работал совместно также со многими другими Аюрведическими врачами, включая доктора Субаша Ранаде, доктора Динеша Шарму и доктора Сунила Джоши. Он сотрудничает с доктором Дипаком Чопра и доктором Дэвидом Саймоном и работает преподавателем Американского Института Ведических Наук Здоровья и Благополучия Дипака Чопры, главный офис которого, со дня его основания, находится в Сан Диего. Он также близко сотрудничает с Калифорнийским Аюрведическим Колледжем, основанным его бывшим студентом и коллегой доктором Марком Халперном. Атрея Смит руководит европейским филиалом Института Ведических Наук, являясь, таким образом, представителем доктора Фроули в Европе. В Англии его представителем является Восточно-Западная Школа Фитотерапии, а cреди русскоязычного населения — Ведический Центр на острове Рюген (Германия).
Кроме Аюрведы, доктор Фроули также имеет образование в области китайской медицины, по которой он получил докторскую степень в 1987г. С 1984г. по 1990г. он преподавал китайскую науку о применении целебных трав для лечения заболеваний в Международном Институте Китайской Медицины. С 1993г. по 1994г. он работал в качестве члена правления Американского Союза Фитотерапевтов — крупнейшей профессиональной организации западных травников. Основными областями работы Вамадевы в Аюрведе являются препараты на основе лекарственных трав, Аюрведическая психология, связь Аюрведы и Йоги. Он написал несколько книг по Аюрведе, включая «Йога Трав» (совместно с доктором Васант Ладом, 1986), «Аюрведическая терапия» (с предисловием доктора Б.Л.Вашты, 1989), «Аюрведа и ум» (1997), «Йога и Аюрведа» (1999), «Аюрведа, медицина природы» (совместно с доктором Субашем Ранадом, 2001), «Йога для Вашего Типа» (совместно с Сандрой Козак, 2001), «Аюрведа и марма-терапия» (с докторами Ранадом и Леле, 2003) и «Нети: Целебные секреты Йоги и Аюрведы» (2005).
Его книги по Аюрведе пользуются популярностью как в Индии, так и на Западе, а также используются во многих аюрведических программах по всему миру. Он провел много аюрведических курсов в йогических обществах, обращая внимание на единство Йоги и Аюрведы.
Распространение Ведической Астрологии. В процессе распространения аюрведического знания, в начале 70-ых, Вамадева начал изучать ведическую астрологию (Джойтиш), как часть своих ведических исследований, и стал первым учредителем заочных курсов по астрологии в 1986. В наши дни все еще используется оригинальный текст этих курсов. За этим последовал выход в свет его книги по ведической астрологии — «Астрологии провидцев» (1990), и его последней книги «Аюрведическая астрология: самоисцеление через звезды» (2005). В 1992г. он помог собрать Первую Американскую Конференцию по Ведической Астрологии, в результате которой в следующем году был основан Американский Совет Ведической Астрологии (АСВА). Вамадева стал его первым президентом и остается им до сегодняшнего дня. Результатом деятельности АСВА стали 8 международных симпозиумов, университетская программа по Ведической астрологии и, находящийся в процессе основания, Американский колледж Ведической Астрологии. В 1997г. доктор Фроули представил миру «Пророчества Рамы» (1997) — глубокую книгу индусских предсказаний, которую в 2005г. издательство «Mandala Publishing» («Мандала Паблишинг») представило в виде набора карт.
Учителем, сыгравшим важнейшую роль в обучении Вамадевы ведической Астрологии, был доктор Б.В.Раман (1916-1998), возможно, наиболее выдающийся ведический астролог современной Индии и основатель журнала, посвященного астрологии — «the Astrological Magazine» («Астрологический Журнал»). Доктор Б.В. Раман инициировал Вамадеву в 1992г. Доктор Фроули также посещал Гаятри Васудеву, К.С.Чарака, Динеша Шарму, Р.Сантханама и Бепина Бехари, кроме того, — он тесно работает совместно с Чакрапани Уллалом, одним из выдающихся астрологов западного мира на сегодняшний день. Доктор Фроули стал первым американцем, получившим звание Джойтиш Ковид, за ним последовало звание Джойтиш Вачаспати (1996) в Индийском Совете Астрологических Наук (ИСАН, 1993) — самой большой ведической астрологической ассоциации в мире. Вамадева написал множество статей для самого большого ведического издания в Индии «Astrological Magazine» («Астрологического Журнала»). Он изучал медицинскую астрологию, связь физиологии и астрологии, а также историческое происхождение ведической астрологии, представив миру древние ведические материалы по Накшатрам.
Курсы и студенты. Цель доктора Фроули — тщательное обучение людей ведической системе в целом. Выполняя эту задачу, он разработал программы и заочные курсы, обеспечив, таким образом, более глубокий уровень обучения, нежели с помощью книг. На сегодняшний день институт предлагает три программы: первая — по Аюрведической медицине, вторая — по Йоге и Аюрведе, третья — по ведической астрологии. Все они являются достаточно всесторонними и регулярно обновляются по мере поступления свежей информации. Эти программы используются разными школами и ассоциациями во всем мире. На протяжении последних 20 лет около 5 тысяч студентов со всего мира отдали предпочтение именно этим курсам, а не одному из большого количества подобных. В особых случаях Вамадева обучает нескольких студентов в индивидуальном порядке. Для этого он составляет программу обучения по Аюрведе, ведической астрологии, Йоге и ведическим наукам, прикрепляя студентов к отдельным консультантам.
Работая с Йогой, философией Йоги и Ведантой, с 1970г. Вамадева является последователем Раманы Махариши — великого мудреца южной Индии. Он также продолжает работу Ганапати Муни — одного из главных учеников Махариши, чьи учения он получил в 1991г. через К.Натесана из Ашрама Раманы, с которым он до сих пор поддерживает тесные отношения. К.Натесан передал ему записи Ганапати с целью их сбережения и распространения. Многие из этих работ написаны от руки и никогда не публиковались. Труды Ганапати, с которыми работает доктор Фроули, включают Веды,
Тантру, а также Аюрведу и Джойтиш.
Его изучение ведических методов медитации, а именно практика «исследования самого себя», так, как этому учит Рамана Махариши в своей книге, является предметом его работы «Ведантическая Медитация: зажигая Пламя Осознания», издательство «North Atlantic Books» («Норс Атлантик Букс») (2000). Далее он продолжил эту работу исследованием древних методов познания Брахмана или сверхкосмической реальности, которое является частью работы Американского Института Ведических Наук и областью его научных интересов на сегодняшний день.
Исследование работ Ганапати Муни стало основой для книги «Тантра-Йога и мудрость Богинь» (1994), которая считается одной из лучших работ, проливающей свет на глубинные аспекты Тантрической духовной практики и работу с мантрами. Он вносит тантрические и ведантические взгляды в свои книги по Аюрведе и Ведической астрологии.
Вамадева нередко выступает в основных центрах Раманы Махариши (Рамана Кендрас) в Индии, а также часто пишет статьи для главного издания ашрама — «The Mountain Path» («Горная Дорога»), которое является важным источником информации в вопросах поиска прямого пути самопознания.
В течение нескольких последних лет он работает с выдающимся индийским гуру из южной части страны — Шиванандой Мурти из Адхара Прадеша (Вишакхпатнам), который также принадлежит к линии Рамана Махариши и одновременно является великим йогином, имеющим связи с Трайлинга Свами. Совместно с Шиванандой Мурти доктор Фроули работает над изучением Упанишад. Шивананда Мурти посетил США в 2004г. Многолетняя работа с М.П.Пандитом, тесно связала Вамадеву с работами Шри Ауробиндо. Он разделяет взгляды Шри Ауробиндо на многие вопросы, касающиеся как древней, так и современной Индии и использует их при написании журнальных и популяризаторских работ, статей и книг. Работы Ауробиндо открыли ему дверь в древний Ведический мир в 1971г., когда он впервые открыл для себя толкования Вед Шри Ауробиндо.
Вамадева получил благословение многих мудрецов и святых, включая Анандамаи Ма (с которым он вел переписку в течение нескольких лет с 1976г. по 1982г.), Прамукха Свами (принадлежащего к движению Сваминараяна), Шиваи Субрамуньи Свами (из издания «Hinduism Today» («Индуизм Сегодня»), Хансы Бабы, Свами Амара Джойти, Шри Ма, Аммачи, Свами Даянанда, Свами Веда Бхарати, Бхарати Тиртха, Шанкарачарья из Шрингери, а также Чандрашекхара Сарасвати и Джаендра Сарасвати, Шанкарачарьи из Канчи. С тех пор как он впервые прошел в 1970г. сертификационный курс и тщательно изучил работы гуру Йогананды — Шри Юктешвара, он также имеет тесную связь с работами Парамахансы Йогананды, принадлежащего к учению Крийя-Йоги.
Работая с американскими объединениями Йоги и ашрамами, в течение последних 15 лет Вамадева преподает во многих йогических и духовных центрах США. Это такие центры как ашрам Шивананды, Арша-Видья Гурукулам, Гималайский Институт, Ананда, Крипалу, CSA (ЦСА), Единство в Йоге, Международные Учения Йоги, Американский Колледж Йоги, конференции журнала «Yoga Journal», «Юго-восточная Йога» и «Юго-западная Йога». Он состоит в редакционной коллегии журнала «Yoga International» («Международная Йога») и в консультативном комитете Исследовательского и Образовательного Центра Йоги Джорджа Фойерштайна.
Также его работы были представлены в изданиях «Yoga Journal» и в «LA Yoga Pages» («Страницы Йоги», Лос Анжелес). В Соединенных Штатах Америки он стал одним из первых, кто привнес знание Аюрведы и ведической астрологии в йогическое общество и начал рассматривать современную Йогу с позиций ее классического индийского варианта.
Новый взгляд на Веды. В 1971г. с помощью работ Шри Ауробиндо, Вамадева начал изучать Веды, а в 1970г. — санскрит, на первых порах — самостоятельно. Это привело к написанию многих ведических книг и статей, начиная с 1978г. В 1979г. М.П.Пандит из Ашрама Шри Ауробиндо поддержал его работу и лично принимал участие в опубликовании в индийских изданиях «Шри Ауробиндо» множества ведических статей и переводов Вамадевы. С 1980г. по 1984г. его работы регулярно появлялись в изданиях World Union («Всемирный Союз»), the Advent («Пришествие») и Sri Aurobindo’s Action («Деятельность «Шри Ауробиндо»). Пандит был первым, кто заставил Вамадеву осознать свою «Ведическую миссию» и поддерживал его до самой своей смерти в 1994г. Он способствовал публикации первой книги Вамадевы в Индии — «Творческий Взгляд на Ранние Упанишады» (1982) и выпустил серию материалов по двум другим его работам — «Самосознание и Высший Разум в РигВеде», и «Сердце ЯджурВеды», которые никогда не были изданы в виде книг. Ведические исследования Вамадевы включают сначала ранние Упанишады, позже — РигВеду, ЯджурВеду и АтарваВеду, а в последние годы — также некоторые Брахманы и Араньяки, которые он перечитал в оригинале — на Санскрите. Вамадева глубоко изучил гимны РигВеды, а именно — Вишвамитры, Парашары, Диргхатамаса и Вамадевы. Он также серьезно работал с ШуклаЯджурВедой, Шатапатха-Брахманой и Тайттирья-Брахманой. Из текстов Упанишад он активно работал над такими, как Брихадараньяка, Чхандогья, Тайттирья. Доктор Фроули сформулировал радикально новые духовные интерпретации ведических текстов, отражающие взгляды Шри Ауробиндо и Ганапати Муни о значении ведических мантр в Йоге, которые всегда вдохновляли его. Имея творческие наклонности в молодости, Вамадеве удалось постичь ведический символизм и разглядеть его духовный и космический смысл. В 1986г., он опубликовал в Индии книгу своих переводов РигВеды под названием «Гимны из Золотого Американского Института Ведических Наук». Исправленный вариант книги был издан в США, а позже — снова в Индии под названием «Мудрость Древних Провидцев: Избранные Мантры РигВеды» (1993).
Возрождение Древней Истории. После того, как Вамадева осознал насколько неверно было истолковано значение Вед современными учеными, ему было легко увидеть, что историческая сторона Вед была искажена таким же образом. Результатом этого стала новая работа с источниками по древней истории в поисках истины. Его работа по истории Индии получила широкое признание и привела к контакту с выдающимися археологами и историками. Его книга о древней Индии, Богах, Мудрецах и Королях (1991) стала одной из первых, предлагающих новую модель истории древней Индии. Сегодня эту теорию поддерживают многие современные ученые и археологи. Более короткий вариант этой работы — «Миф об Арийском Вторжении» (1994, 2001), стал одной из самых популярных из доступных в Интернете книг на эту тему. Совместно с Джорджем Фойерштайном и Субхашем Каком он написал работу «В поисках Истоков Цивилизации» (1995), а совместно с Н.С.Раджарамом — «Ведические Арийцы и Истоки Цивилизации» (1994). Его последняя работа в данной области — «РигВеда и История Индии» (2001), еще глубже проникает в данную тему, совершенно по-новому описывая историю древней Индии — рассматривая ее с позиций Вед.
Сегодня Дэвид Фроули работает в тесном контакте с Субхашем Каком над дальнейшими ведическими исследованиями. В настоящее время, совместно с Н.С.Раджамаром, Вамадева помогает управлять Бангалорским Исследовательским Институтом Ведических Учений Наймиша, Индия, который работает именно в этой области. Кроме того, он сотрудничает с Н.С.Раджамаром по проблемам современной Индии. Он читал лекции о Ведах и древней истории по всей Индии и выступал совместно с выдающимися историками и археологами, включая Б.Б.Лала, С.Р.Рао, С.П.Гупту, Девендру Сварупа и Бхагвана Сингха.
В настоящее время Вамадева, выходец из Ирландии, изучает связи между древней Европой и Индией, включая отношения между традициями кельтских Друидов и ведических Риши. Его исследование показывает родство древнеевропейской и ведической культур и схожесть изначально присущих им йогических традиций. В процессе изучения он находится в контакте с выдающимися западными учеными, исследующими кельтскую культуру.
Вамадева написал множество статей и несколько книг о проблемах современной Индии, в частности, о вызове, который ставит перед современной цивилизацией Индуизм и йогическая культура. Данное исследование Хинду-Дхармы началось с его книги «Из Небесной Реки: Индуистское и Ведическое Знание для Современной Эпохи» (1991). Дополнительные книги, касающиеся современных вопросов, изданные «Голосом Индии» в Дели, такие как: «Появление Арджуны» (1995), «Пробужденный Бхарата» (1998), а также «Индуизм и Столкновение Цивилизаций» (2001) — предлагают достойную альтернативу устоявшимся взглядам на Индию и Индуизм, опровергая излишне академические и «левые» стереотипы. В результате, в Индии Вамадева получил репутацию одного из выдающихся авторов работ по Индуизму в настоящее время. Его книга «Индуизм: Традиция Вечности» (1995) широко используется индуистскими обществами и храмами. Он был приглашен произнести речь по теме «Хинду-Дхарма» на конференциях Организации Объединенных Наций в Нью Йорке и ЮНЕСКО в Индии. И, кроме того, — в институтах, храмах, культурных центрах Северной Америки, Европы, Индии.
На будущее. Сейчас Вамадева начинает несколько новых проектов. Они включают в себя книги о ведической Йоге, о Шакти и о мантрах. Он также надеется продолжать развитие ведической заочной образовательной программы».

(Доктор Дэвид Фроули (Пандит Вамадева Шастри). Биография. Сайт www.old.yogaflow.ru.)

3.1.8. Фроули книга 1

«Аннотация. Автор книги, Дэвид Фроули — выдающийся ученый, который смог органично объединить ведическую мудрость с Аюрведой. В своей книге он наглядно показал ошибочность ограниченных представлений о Тантре как о науке сугубо «индийской» и якобы ориентированной на сексуальный аспект. Его работа является великолепным введением в индуистскую Тантру. Автор обсуждает все основные представления о Тантре и вносит ценные коррективы, позволяющие отличить истину от заблуждений. Он вводит читателя в суть тантрических практик, широко использующих как медитативную технику, так и технику произнесения мантр, направленных на десять Божественных Форм. Книга предназначена для широкого круга читателей и расширит кругозор всех, кто интересуется культурой Востока, Тантрой, искусством управления энергиями, а также углубит наше понимание подлинно духовной природы, которая опирается на повседневную практику».

(Давид Фроули. Тантрическая Йога и Мудрость Богинь.
Духовные секреты Аюрведы. / Пер. и ред. К.Г.Стрельцова (Шантам)
и Н.П.Русских (Мукти). М. Ника-Центр. 2006г., 2013г.)

* * *