Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.3).

«Мы хотим, чтобы вы подходили к Тантре непредубежденно. Не нужно слепо принимать ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны сами путем личного опыта и постижения доказать себе, действительно ли они верны. Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Т.2. Продвинутый курс. София. 2005г.).
«Тантра — это наука о личности… Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия» (см. Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. Саттва. 1998г.).
«За этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги… Хотя Тантра имеет многое, что может предложить каждому, мы должны научиться распознавать между тем, что является настоящей, и тем, что является поверхностной Тантрой, в противном случае любой может пасть жертвой искаженных представлений, множество которых мы можем наблюдать сегодня» (см. Фроули Дэвид. Тантра и неверные представления о ней: очищение сущности от заблуждений. Life Pozitive Magazine. Delhi. Jan. 2005 / Пер. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.).
«Система Тантра является составной частью Индуизма… Система Шакти является одной из наиболее важных восточных систем… Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Шакти-Тантра является Садхана-Шастрой Адвайта-Веданты. Это действительно глубокая и могущественная система… Тантра — это спасающая мудрость… спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы» (см. Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога. Сборник. / Пер., прим., ред. А.П.Очаповский. Уфа. 2001г., 2007г.).
«Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Система Тантры — интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем… Писания Тантры требуют внимательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в согласии со здравым смыслом. Учение Тантр очень верное. Это действительно глубокая и могущественная система… В некоторых своих аспектах Тантра — это тайная доктрина. Это Гупта-Видъя (тайное знание). Вы не сможете постичь ее изучением книг. Вам нужно получить знание и практику от тантрических ачарьев и гуру, владеющих ее ключами» (см. Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита (Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости). Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г.).
«…Посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной Традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей» (см. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.).

* * *

2. ШКОЛА ЗАРУБЕЖНОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

(продолжение)

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

«Аннотация. Тантра — древнейшая наука жизни, нацеленная на ускорение эволюции человечества. Эта система возникла раньше всех религий мира, которые унаследовали, каждая по-своему, эзотерическую сущность Тантры. В отличие от вероучений Тантра является поистине универсальной и практической наукой, которая приемлема для всех мужчин и женщин, для всех темпераментов и любого духовного уровня, для каждой ситуации. Тантра всюду у себя дома и может стать как духовной практикой, так и средством обучения. Спустя несколько тысячелетий после своего возникновения Тантрическая Традиция растворилась в философии Веданты и приняла формы различных систем Йоги, ставших сегодня весьма популярными. Цель данной книги — пролить свет на те медитативные техники, которые изначально восходят к Тантре и сегодня могут быть использованы практически, в их самобытной подлинной форме. Все психотехники, включенные в данную книгу, основаны на Тантре, хотя многие из них считались утерянными на протяжении тысячелетий. Труднейшую задачу извлечения из тьмы забвения тантрических сокровищ для представления их современному миру в доступной для понимания форме возложил на себя Свами Сатьянанда Сарасвати. Эту заслугу Мастера невозможно переоценить. Даже если человечество будет двигаться вперед маленькими шажками, используя тантрическое богатство, оно весьма существенно поможет себе. Мы надеемся, что читатель не сможет не заметить практической эффективности и теоретической мудрости уникальной традиции, которая после летаргического сна тысячелетий вновь возрождается к жизни.
Том 2. Урок 13. Тема 6. Тантра. Тантра представляет собой практическую систему. Ее называют Садхана-Шастра, что означает «писание, ориентированное на практику». Ее цель — давать всякому и каждому отдельному человеку духовное просветление любыми доступными и подходящими средствами. Она состоит из огромного числа практик, рассчитанных на все возможные типы людей, в сочетании с высочайшими понятиями, на протяжении веков постигавшимися тантрическими мудрецами в состояниях глубокой медитации. Именно за это сочетание мы так высоко ценим Тантру. Мы хотим, чтобы вы подходили к Тантре непредубежденно. Не нужно слепо принимать ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны сами путем личного опыта и постижения доказать себе, действительно ли они верны. Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики.
Наука бесконечного. Тантра — это наука видения, ощущения и познания бесконечного в конечном и через него. Она ведет к переживанию бесконечного через посредство ограниченного мира формы. А как только человек увидел бесконечное в одном объекте, ему остается один короткий шаг до того, чтобы видеть бесконечное во всем. Тантра учит познанию и переживанию Макрокосма с помощью Микрокосма. Она учит познанию неограниченного средствами ограниченного; познанию высшего сознания (параматман) через познание индивидуального сознания (дживатман). Тантра позволяет человеку познать свою божественную природу, а затем божественную природу всего сущего. Это метод использования материального для настройки на нематериальное; метод использования проявленного для познания непроявленного. Это метод погружения в бесконечное, втягивания в бесконечное через водоворот материальных объектов и энергий. Мир используется как ступенька к запредельному, к тому, что неописуемо. Объективная вселенная используется как трамплин для прыжка в вечное. Тантра направлена на расширение опыта повседневной жизни, на ее проживание и переживание во всей полноте в качестве средства достижения высшего осознания. Она охватывает все аспекты жизни, будь то в материальном мире или в запредельном.
Тантра — универсальная система. Тантра — поистине универсальная система. Она была и до сих пор остается образом жизни для различных групп людей по всему миру. Хотя могут существовать местные различия, ее фундаментальная предпосылка повсюду одинакова — ради понимания религиозной и духовной практики бытие подразделяется на два аспекта — непроявленный и проявленный. На самом деле, подлинная природа мира и бытия выходит далеко за пределы даже такого представления, но это должно постигаться в более высоких состояниях осознания. Указанное деление удобно проводить для практических целей. В индуистской Тантре, о которой идет речь в данном обсуждении, эти два аспекта называются Шива (сознание) и Шакти (сила или энергия проявления). Шакти считается Космической Матерью. В современном языке о ней говорят как о матери-природе, хотя немногие люди, использующие этот термин, отдают себе отчет в его происхождении и значении.
Тантра — это система, продолжающая традицию, которую практиковали по всему миру с незапамятных времен. В действительности, это не что-то придуманное; это выражение глубочайших постижений человека. Для практики системы Тантры (универсальной Тантры и не обязательно той ее формы, что преобладает в Индии) существовали веские причины — самая очевидная из которых состоит в том, что такое изображение или понимание бытия было найдено верным вплоть до достаточно высоких уровней осознания. Это подразделение на Шиву и Шакти можно проверить на личном опыте от умеренных состояний осознания до его возвышенных уровней. Справедливость такого представления была подтверждена мистиками в состояниях медитации. Оно представляет собой выражение мистических переживаний бесчисленных йогов, святых, мудрецов и т.д. на протяжении столетий и было сформулировано на основе постижений в состояниях медитации. Эта концепция не подходит только для неописуемых уровней осознания… но Тантра остается справедливой и для них, ибо Шива и Шакти просто становятся одним и тем же. Поэтому помните, что представление о Шиве и Шакти и все другие аналогичные персонификации на протяжении всей истории человечества основываются на мистическом опыте. Еше одна причина столь важного значения концепции Шивы и Шакти состоит в том, что ее легко применить на практике. На протяжении веков люди принимали ее потому, что она облегчала мощные духовные практики, которые могли давать человеку собственный опыт. Эта концепция служит основанием для использования практик, которые могут вести к общению и единению с силой, гораздо большей, чем сила отдельного человека. Система Шивы и Шакти, система универсальной Тантры, ведет к высшему осознанию, знанию и блаженству…».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Йоги и Крии.
Т.1. Вводный курс. Т.2. Продвинутый курс. Т.3. Мастер курс. София. 2005г.)

3.1.8. Сарасвати 1      3.1.8. Сарасвати 2      3.1.8. Сарасвати 3

«Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923г. в Алморе, в Уттар Прадеше. В 1943г. он познакомился в Ришикеше со Свами Шиванандой, и принял образ жизни Дашнами Санньясы. В 1955г. он оставил ашрам своего учителя, чтобы вести жизнь странствующего монаха, и позднее основал Международное Сообщество Йоги (в 1963г.) и Бихарскую Школу Йоги (в 1964г.). В течение следующих 20 лет он путешествовал по всему миру, и написал свыше 80 книг. В 1987г. он основал Шивананда Матх — благотворительную организацию, призванную способствовать сельскому развитию — и Фонд Исследований Йоги. В 1988г. он оставил свою миссию, принял обет кшетра саньясы, и теперь живет как парамахамса саньясин (святой отшельник)».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г.)

«Словарь имен. Свами Сатьянанда Сарасвати (ССС) — родился в 1923г., с 1942г. по 1954г. был учеником Свами Шивананды в его ашраме (Ришикеш). Затем — девятилетнее странствие по Индии, Афганистану, Непалу, Бирме и Цейлону. В 1963г. основал движение Международного общества Йоги, вскоре была открыта Бихарская школа, существующая до сего дня. В 1968г., пропагандируя Йогу, провел мировое турне. Сегодня — всемирно известный гуру и специалист по тантрической садхане, именуемой Крийя-Йога. Множество центров Бихарской школы функционирует в Австралии, Новой Зеландии и Европе. В течение многих лет Школа выпускала уникального качества литературу по Йоге, в том числе был опубликован фундаментальный труд «Крия и Тантра», а также «Учение» — ответы Свами Сатьянанды Сарасвати на вопросы по Йоге, заданные ему тысячами людей в разных частях света. В настоящее время вышло 6 томов «Учения». Сегодня Бихарскую школу Йоги возглавляет преемник ССС и его ученик Свами Ниранджанананда».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г.)

«Об авторе. Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923г. в небольшом городке близ Альмора, у подножия Гималаев. Будучи ребенком, он проявлял незаурядные способности и в шесть лет испытал первое духовное потрясение. Многие мудрецы и садху, проходя мимо его дома на пути к вершинам Гималаев, благословляли впечатлительного мальчика, который с ранних лет инстинктивно тянулся к духовным постижениям. В 19 лет он оставляет дом и семью, надеясь найти своего духовного учителя. Вскоре он встречает в Ришикеше своего гуру Свами Шивананда. На протяжении 12 лет он верно и преданно служил своему учителю, и Свами Шивананда говорил, что этот ученик работал за четверых. Свами Сатьянанда действительно трудился с рассвета до позднего вечера, не гнушаясь никакой работы — от уборки до управления ашрамом. Служить гуру было его страстью и отрадой. Он свято исполнял завет учителя Свами Шивананды, который говорил ему: «Работай усердно, и ты будешь просветлен. Не думай о свете. Он сам будет излучаться из тебя».
Так и случилось: Свами Сатьянанда Сарасвати стал светочем Хатха-Йоги и Кундалини-Тантры. После 12 лет, проведенных с гуру, Свами Сатьянанда много странствовал по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, встречаясь со многими выдающимися йогами и святыми, а в часы уединения совершенствовал йогическую технику, размышляя о том, как помочь страждущим.
В 1963г. он основал Движение Международного Общества Йоги. Вскоре возникла и Бихарская Школа Йоги в Мунгере, как средство духовного возрождения и в Школу потянулись со всех концов свет. Учение Свами Сатьянанды стало быстро распространяться по всему миру. В 1968г. он отправился в кругосветное путешествие, широко популяризируя древнюю йогическую традицию среди всех людей, независимо от религиозной, национальной или расовой принадлежности. С тех пор Свами Сатьянанда стал ведущим лидером Йоги и Тантры.
В 1983г. он назначил Свами Ниранджанананда Сарасвати своим преемником. С тех пор его любимый ученик является Президентом Бихарской школы Йоги и духовным лидером всех присоединенных йогических центров.
В 1984г. Свами Сатьянанда основал благотворительно-социальный институт Шивананда Матх и научно-исследовательский институт Йоги».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога-Нидра. М. Профит-Стайл. 2001г.)

«Свами Сатьянанда Сарасвати родился в маленьком городе, возле Алморы, у подножья Гималаев. Будучи ребенком, он проявлял необычайные качества и в возрасте шести лет имел свое первое духовное переживание. Он имел благословения очень многих мудрецов и садху, заходивших в его дом на своем пути в Гималаи. Они внушили ему горячее желание достичь таких же духовных высот и сильное чувство вайрагйи, удивительное в столь молодом человеке.
В возрасте девяти лет он оставил свою семью и дом, чтобы найти своего гуру. Через какое-то время он попал в Ришикеш, где встретил своего духовного учителя, Свами Шивананду. В течение двенадцати лет, которые он провел со своим гуру, Свами Сатьянанда посвящал себя Карма-Йоге настолько полно, что, по словам Свами Шивананды, он работал за четверых. Как идеальный ученик, Свами Сатьянанда работал от зари до темна, вовлекаясь в любую работу, от уборки до управления ашрамом. Служение гуру было его страстью и его счастьем.
Хотя он имел очень острый интеллект и его гуру говорил о нем, как о «разносторонне гениальном человеке», знание Свами Сатьянанды пришло не от изучения наставлений и писаний в ашраме. Он следовал с верой одной заповеди своего гуру: «Работай усердно, и ты будешь очищен. Не нужно привносить свет; свет явится изнутри тебя». И это произошло. Он обрел просветленное понимание секретов духовной жизни и стал с тех пор великим авторитетом в Хатха-Йоге, Тантре и Кундалини.
Проведя 12 лет со своим гуру, Свами Сатьянанда начал вести жизнь паривраджака и много путешествовал в течение восьми лет, объехав Индию, Афганистан, Бирму, Непал и Цейлон. В этот период он встретился со многими святыми и йогами, и он провел некоторое время в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые могли бы облегчить страдания человечества.
В 1963 его миссия стала ясной, и он основал Международное Движение Йогического Братства. И, поскольку его миссия была осознана им, когда он находился в Мангере, он поселился там, рядом с Гангой, и основал Бихарскую Школу Йоги с целью помочь большему числу людей встать на духовный путь. Еще до этого ученики съезжались к нему со всей Индии и из-за границы, и скоро учение Свами Сатьянанды стало быстро распространяться по всему миру. В 1968г. он предпринял обширную поездку по всему миру для распространения древней йогической практики среди людей всех каст, вер, религий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда приобрел известность на каждом континенте и стал выдающимся представителем Йоги и Тантры, вдохновляющим деятельность многих ашрамов и центров во всем мире. Последние десять лет он делит свое время на заграничные поездки, поездки по Индии и пребывание в Мангере».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана. Харьков. Алока. 2001г.)

«Свами Сатьянанда Сарасвати. Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923г. в маленьком городе около Алморы у подножья Гималайских гор. Уже ребенком он проявлял необычайные способности и качества и имел первый опыт духовного просветления в возрасте шести лет. Его благословили многие святые и садху, которые проходили мимо его дома по пути к вершинам Гималаев. Они поддержали в нем интенсивное желание достигнуть таких же духовных высот и возбудили в нем сильное чувство вайрагьи, которое было замечательным в таком юном возрасте.
В возрасте 19 лет он покинул свою семью и дом в поисках Гуру. Вскоре он встретил в Ришикеше своего гуру, мастера Свами Шивананду. На протяжении 12 лет, которые он провел со своим Гуру, Свами Сатьянанда погрузился в Карма-Йогу с такой интенсивностью, что Свами Шивананда говорил: «Он делал работу четырех людей». Как идеальный ученик Свами Сатьянанда работал с раннего утра до ночи, принимая участие в разных видах работы от чистки и уборки до управления Ашрамом. Служение Гуру было его страстью и его радостью.
Хотя он имел замечательный интеллект и его Гуру описал его как «универсальный гений», его знания не пришли от инструкций или учебы в ашраме. Он преданно следовал рекомендации своего Гуру: «Работай упорно и ты будешь просветлен. Ты не должен нести свет, свет должен исходить от тебя». Так и произошло. Он приобрел истинное понимание аспектов духовной жизни и с тех пор стал всемирно известным авторитетом в Хатха-Йоге, Тантре и Кундалини.
После жизни в ашраме у стоп Гуру Свами Сатьянанда в течение 8 лет вел жизнь паривраджака и путешествовал по Индии, Авганистану, Непалу, Бирме и Цейлону. В течение этого периода он встретил много великих святых и йогов. Много времени он провел в одиночестве, формулируя и совершенствуя йогическую технику, которая могла облегчить страдания человечества.
В 1962г. Свами Сатьянанда осознал свою миссию и основал международное движение Йоги, после чего обосновался в Мунгере, около Ганги, где открыл Бихарскую школу Йоги, чтобы помочь большему числу людей продвигаться по духовной тропе. Туда стали приходить студенты со всей Индии, затем из-за границы и вскоре учение Свами Сатьянанды стало распространяться по всему миру.
С 1968г. он стал совершать интенсивные поездки по всему миру, популяризируя древние йогические практики среди людей всех каст, религий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда на каждом континенте стал хорошо известным и признанным экспертом в области Йоги и Тантры, продолжая руководить миллионами людей, которые искали духовного пути, и вдохновляя их на открытие ашрамов и учебных центров по всему миру. Более десяти лет он делил свое время между индийскими и зарубежными турами и проживанием в Мунгере.
В то время как большинство святых не способны эффективно работать в социуме, Свами Сатьянанда не чувствует себя за пределами кармы. Его миссия, которая заключается в том, чтобы сеять семена мировой духовной культуры, является главным стремлением его жизни. В течение многих лет он играл активную роль в управлении ашрамом и в подготовке учеников саньясинов.
С тех пор, как он достиг космической реализации, он может легко беседовать на любую тему, как обычный человек. Он имеет глубокие знания древних текстов и глубокое понимание современной науки. Однако Свами Сатьянанда не является мастером, который готовит своих учеников посредством формального обучения и инструктажа. Его путь обучения лежит через трансмиссию и контакт. Так как он является исполненным мудрости своего Гуру, он готов передавать те же самые универсальные знания ученикам, которые сделали свой разум чистым и готовы внимать».

(Свами Сатьясангананда Сарасвати. Свет на взаимоотношения Гуру и ученика. Сайт www.koob.ru.)

«Об авторах. Свами Сатьянанда Сарасвати. Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923г. в маленьком городке около Алморы, штат Уттар-Прадеш, у подножия Гималаев. В детстве он проявлял неординарные способности и имел свое первое духовное переживание в возрасте шести лет. Он был благословлен многими мудрецами и садху, проходившими мимо его дома на своем пути к более возвышенным областям Гималаев. Они зародили в нем интенсивное желание достичь тех же духовных высот и вызвали в нем сильное ощущение вайрагьи (отсутствия мирских желаний и привязанностей), что было замечательно для столь молодого человека.
В девятнадцать лет он оставил семью и дом и отправился на поиски своего гуру. Спустя некоторое время, в 1943г., он прибыл в Ришикеш, где встретил своего духовного учителя Свами Шивананду. В течение двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сатьянанда в такой степени погрузился в Карма-Йогу, что Свами Шивананда сказал, что он выполняет работу четырех человек. Как идеальный ученик, Свами Сатьянанда работал от восхода солнца до позднего вечера, беря на себя любую работу — от уборки до организации ашрама. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.
Хотя у Свами Сатьянанды был весьма развитый интеллект и его гуру считал его многосторонне одаренным человеком, его учение шло в основном не от инструкций учителя или обучения в ашраме. Его вера была направлена на выполнение лишь одного указания гуру: «Работай тяжело, и ты очистишься. Ты не должен привносить свет; свет раскроется внутри тебя». И это действительно случилось. Он обрел просветленное понимание секретов духовной жизни и с тех пор стал великим авторитетом по Хатха-Йоге, Тантре и Кундалини.
Проведя двенадцать лет со своим гуру, Свами Сатьянанда стал вести жизнь паривраджаки (скитающегося по религиозным убеждениям человека), и в течение восьми лет интенсивно странствовал, путешествуя по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. За это время он встретил многих великих святых и йогов, а также проводил много времени в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые могли бы облегчить страдания человечества.
В 1963г. его призвание стало очевидным для него, и он основал Международное движение Йоги, а поскольку его миссия стала понятной ему, когда он пребывал в Мунгере, он остался здесь, около Ганги, и основал Бихарскую школу Йоги, чтобы помочь большему числу людей на их духовном пути. Вскоре к нему стали прибывать ученики со всей Индии и из-за границы, и учение Свами Сатьянанды быстро распространялось по миру.
В 1968г. он предпринял поездку по всему миру с целью популяризации древних йогических практик среди людей всех каст, вероучений, религий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда стал широко известным на всех континентах и стал ведущим разъяснителем Йоги и Тантры, ведя за собой миллионы духовно ищущих и вдохновляя работу многих ашрамов и центров по всему миру. В течение последних семнадцати лет он делил свое время между поездками по миру, поездками по Индии и пребыванием в Мунгере.
В 1984г. Свами Сатьянанда основал две независимые организации: «Шивананда Матх» и «Фонд исследований Йоги», функционирующие в тесном сотрудничестве с Бихарской школой Йоги. Фонд «Шивананда Матх», основанный в память о его гуру, Свами Шивананде, представляет собой общественную и благотворительную организацию, предоставляющую стипендии для получения высшего образования представителям непривилегированных слоев населения. Другие проекты фонда включают в себя бесплатную медицинскую помощь, операционную медицинскую помощь и создание банка крови, а также бурение артезианских скважин в сельских местностях.
«Фонд исследований Йоги» был организован с целью проведения исследований древних йогических и тантрических практик с позиций современной науки. Фонд содержит обширную научную библиотеку и проводит исследования по различным аспектам Йоги с помощью квалифицированных ученых со всего мира.
Свами Сатьянанда Сарасвати является автором более восьмидесяти прекрасно принимаемых книг по Йоге».

(«Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги. / Пер. и комм.
Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

«О мастере Свами Сатьянанде Сарасвати. Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923г. в небольшом городке близ Альмора, у подножия Гималаев. В 19 лет он оставляет дом и семью, надеясь найти своего духовного учителя. Вскоре он встречает в Решикеше своего гуру Шри Свами Шивананду. После 12-летнего обучения у Шри Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках Йоги и Тантры у разных Мастеров. В 1963г. он основал Бихарскую школу Йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик Йоги и Тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников. Хатха-Йога Бихарской школы в большей степени ориентированна на всесторонний оздоровительный аспект практики. Стиль практики асан здесь в основном не отличается от школы Шри Свами Шивананды, но при этом диапазон всех используемых йогических техник намного расширен и оптимизирован — причем особенно большой интерес вызывают конечно же разработки Бихарской школы по медитативным, тантрическим практикам — особенно по практике Кундалини-Йоги. В 1983г. Свами Сатьянанда Сарасвати оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, готовясь к уходу в Махасамадхи, и общаясь только с близким кругом учеников. Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих великолепных книг по Хатха-Йоге, Кундалини-Йоге, Тантре и медитации», среди которых такие великолепные книги как:
1. «Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха». На русском языке книга была выпущена в 2000г. издательством София.
2. «Мула-Бандха — ключ к мастерству». На русском языке книга была выпущена в 2000г. киевским издательством «Janus Books».
3. «Кундалини-Тантра». На русском языке книга издавалась в 1997г. и в 2001г., представляет собой наиболее полное из изданных когда-либо подробное практическое руководство по практике Кундалини-Йоги.
4. «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Систематический курс». На русском языке книга была выпущена в трех томах в 2004г. московским издательством «Издательство К.Г.Кравчука», вызывает особо большой интерес, так как, являясь исключительно качественно проработанным и систематизированным практическим руководством, при этом освещает наиэффективнейшие алгоритмы практики, эффективность которых проявляется за счет совмещения в одном тренировочном потоке сразу нескольких различных направлений йогической практики: Хатха-Йоги, Кундалини-Крийя-Йоги, расширенного комплекса техник пратьяхары, дхараны, дхьяны и техник Бхакти-Йоги.
5. «Хатха-Йога-Прадипика. Перевод и комментарии Свами Сатьянанды Сарасвати и Свами Муктибодхананды». На русском языке книга была выпущена в 2002г. московским издательством «Ишвара», представляет собой очень интересные и исключительно подробные практические комментарии к «Хатха-Йога-Прадипике» — известнейшей древней книге йогической традиции).
6. «Йога-Нидра». Эта книга издавалась на русском языке, в ней представлены исследования и успешные применения Свами Сатьянандой Сарасвати тантрической практики Йога-Нидры — Йоги психического сна».

(Кундалини-Йога. Студия «ENINFO». Сайт www.eninfo.narod.ru.)

«Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009) — йогин, мастер Йоги и Тантры, широко признанный как в Индии так и на Западе, один из учеников Свами Шивананды. Автор более 80 книг. Свами Сатьянанда основал несколько организаций, способствующих развитию и изучению Йоги.
Биография. Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году, в Индии, в маленьком городке близ Алморы, у подножья Гималаев. Описывается, что его благословляли многие святые и мудрецы, проходившие мимо его дома по пути к более высокогорным районам Гималаев. В детстве он был необычайно способный ребёнок и пережил свой первый духовный опыт в возрасте шести лет. После этого он стал искать причины подобных переживаний. Так он встретил своего первого духовного наставника — это была женщина-тантрик, бхайрави Сукхман Гири, она дала ему базовые знания по Тантре, шактипат, велела ему отправляться на поиски гуру. Так в 19 лет он покинул свой дом и больше никогда не возвращался туда.
Вскоре он прибыл в Ришикеш, где встретил Свами Шивананду, в котором он признал своего гуру. Следующие двенадцать лет он провёл в ашраме Свами Шивананды, где погрузился в Карма-Йогу до такой степени, что Свами Шивананда говорил, что он работает за четверых. Свами Сатьянанда трудился с рассвета до поздней ночи, занимаясь всем, от уборки до управления ашрамом. В 1947г. он принял посвящение в орден дашанами саньясы от своего учителя. После этого Свами Сатьянанда покинул Ришикеш и в течение восьми лет вёл жизнь странствующего аскета, путешествуя по разным уголкам Индии, Афганистана, Бирмы, Непаа и Цейлона. В этот период он встречался со многими великими святыми и йогами, проводил время в уединении, формулируя и совершенствуя техники Йоги.
В 1963г. ему открылась его миссия, и он основал Международное содружество Йоги (Interantional Yoga Fellowship). Он поселился в Мунгере, где на берегу Ганги была основана Бихарская Школа Йоги, чтобы помогать людям на духовном пути. Вскоре ученики уже прибывали из всех уголков Индии и из-за рубежа. Учение Свами Сатьянанды распространялось по всему миру. Начиная с 1968 г. он активно ездил по всему миру, обучая древним практикам Йоги людей всех национальностей, социальных групп, убеждений и религиозных верований. С тех пор Свами Сатьянанда приобрёл широкую известность на всех континентах как авторитетный представитель традиций Йоги и Тантры. Он направлял тысячи духовных искателей и вдохновлял многие ашрамы и духовные центры по всему миру. В течение последующих двадцати лет он делил своё время между поездками по Индии, зарубежным странам и пребыванием в ашраме в Мунгере.
В 1983 году Свами Сатьянанда передал все полномочия по управлению ашрамом своему преемнику Свами Ниранджананде Сарасвати.
В 1984 Свами Сатьянанда основал Шивананда-матх, благотворительную организацию для помощи слабо развитым и угнетённым слоям общества. В это же время он основал Фонд исследований Йоги (Yoga Research Foundation), который сотрудничает с институтами, докторами и учёными, для проведения научных исследований в области Йоги и Тантры. В 1988г. Свами Сатьянанда покинул Мунгер и больше никогда не возвращался туда снова. Он принял образ жизни кшетра-санньяси и путешествовал инкогнито по святым местам Индии, не принимая помощи от тех организаций, которые он сам основал.
В 1989г. в Трямбакишваре ему открылась его новая миссия, и в 1990г. он отправился в небольшую деревню Рикхия, рядом с городом Деогхар (штат Джаркханд) где ему было указано место для его дальнейшей садханы. Там он основал Шри Панч Дашнам Парамахамса Алак Бара. Следующие 12 лет он провел в уединении, занимаясь сложными духовными практиками.
Начиная с 1994г. Свами Сатьянанда даёт своим ученикам и последователям новые наставления по Бхакти-Йоге (Йога любви и преданности). Основным принципом данной Йоги является любовь к Богу в форме служения человечеству. Шивананда-матх начинает оказывать активную поддержку жителям окружающих деревень в виде образования, медицинской помощи и базовых вещей для выживания, так как этот район считается одним из самых бедных в Индии. В 2001г. Свами Сатьянанада организует крупное жертвоприношение раджасуя, на которую он приглашает всех своих учеников. С этого момента он начинает регулярно проводить различные яджны и сатсанги, но он по-прежнему остаётся большую часть времени в уединении, редко появляясь на публике. Ашрам в Рикхии начинает постепенно разрастаться.
Свои последние годы Свами Сатьянанда провёл в Рикхии, занимаясь благоустройством и поддержкой жителей окружающих деревень, иногда давая наставления духовным искателям, которые приезжали к нему со всего света. Свами Сатьянанда умер в полночь, в ночь с пятого на шестое декабря 2009г.. Он назначил двух основных преемников своей традиции, это Свами Ниранджанананда Сарасвати и Свами Сатьясангананда Сарасвати (Свами Сатсанги), которые продолжают начатое им дело.
Свами Сатьянанда Сарасвати — автор более 80 книг, среди которых наиболее известны «Коментарии к «Йога-Сутре» Патанджали, «Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха», «Древние Тантрические Техники Йоги и Крии» и др. Его книги содержат наиболее точные и систематизированные данные о классических практиках Йоги и Тантры, пользуются большим авторитетом у практикующих по всему миру. Следует отметить также «Кундалини-Тантру» и «Хатха-Йога-Прадипику» с комментариями совместно с австралийской ученицей — Свами Муктибодхананды Сарасвати».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

3.1.8. Сарасвати книга 0

«Аннотация. Тема «Виджняна-Бхайрава-Тантры» — дхарана, или сосредоточение, сегодня чрезвычайно актуальна. Новый перевод классического тантрического текста и комментарии к нему проливают свет на практику дхараны, которая до сих пор объяснялась лишь поверхностно. Текст включает в себя 112 различных дхаран или методов сосредоточения, которые можно легко приспособить к повседневной жизни. Хотя практика дхараны предназначается для тех, кто обладает устойчивым и послушным умом, методы, содержащиеся в данной книге, предоставляют даже человеку с рассеянным умом возможность постепенно развивать сосредоточенность и медитацию. Эта книга представляет собой результат тщательного изучения дхараны в свете тантрического понимания медитации, подкрепленого личным опытом авторов. В книгу входит подробное введение, за которым следует перевод самого текста с подробными комментариями».

(Виджняна-Бхайрава-Тантра. / Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати,
Свами Сатьясангананда. Мн. Ведантамала. 2007г.)

 3.1.8. Сарасвати книга 1  3.1.8. Сарасвати книга 2  3.1.8. Сарасвати книга 3  3.1.8. Сарасвати книга 4  3.1.8. Сарасвати книга 5  3.1.8. Сарасвати книга 6

«Аннотация. Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской Школой Йоги. Оно использует разные направления Йоги — Хатха-Йогу, Бхакти-Йогу, Джняна-Ййогу и Крийя-Йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную систему освоения йогического мастерства, наиболее эффективную и безопасную. При этом особый акцент делается на практике и применении Йоги в повседневной жизни. Это полное изложение древнего учения Крийя-Йоги, строящееся таким образом, чтобы максимально подробно знакомить читателя с различными практиками, постепенно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника. Этот курс нацелен на развитие у практикующего состояния совершенного телесного здоровья, покоя ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности и будет полезен для людей, занимающихся Йогой, любого уровня подготовки».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Йоги и Крийи.
Т. 1 изд. «Ведантамала», Т. 2 и 3 изд. «К.Кравчука». 2004-2007гг.
Т. 1. Вводный курс. Т. 2. Продвинутый курс. Т. 3. Мастер курс. София. 2005г.)

 3.1.8. Сарасвати книга 7  3.1.8. Сарасвати книга 8  3.1.8. Сарасвати книга 9  3.1.8. Сарасвати книга 10  3.1.8. Сарасвати книга 11  3.1.8. Сарасвати книга 12

«Аннотация. Йога и Тантра — практические науки о человеке. Если Тантра содержит философские, теоретические обоснования, то Йога — методику, с помощью которой можно опытным путем воплотить эту философию в жизнь и достичь Высшего Знания. Таким образом, Тантрическая Йога является живой философией, а не бесплодным умствованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов. С помощью такого сплава теории с практикой мы можем осуществить свое подлинное предназначение: осознать Великое Единство и жить в нем, освободившись от всех оков добровольного рабства.
Эта книга знакомит читателя с подлинными и эффективными тантрическими психотехниками и физиологическими методами, пригодными для различных людей и условий, а также с анализом возможных препятствий и способами их устранения. Кроме того, в ней содержится практическая информация о том, каким должны быть сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как половая жизнь способна приблизить людей к духовному возрождению, а не отдалять от него.
Книга предназначена для всех, интересующихся культурой Востока, психофизическим самооздоровлением и нравственным самосовершенствованием».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. / Пер. с англ. К.Г.Стрельцова.
К. Консент, Ника-Центр. 1997г., Амрита, ЧП Михайлова, Профит-Стайл. 2002г.)

3.1.8. Сарасвати книга 13

«Аннотация. Тантра — древнейшая наука жизни, нацеленная на ускорение эволюции человечества. Эта система возникла раньше всех религий мира, которые унаследовали, каждая по-своему, эзотерическую сущность Тантры. В отличие от вероучений Тантра является поистине универсальной и практической наукой, которая приемлема для всех мужчин и женщин, для всех темпераментов и любого духовного уровня, для каждой ситуации. Тантра всюду у себя дома и может стать как духовной практикой, так и средством обучения. Спустя несколько тысячелетий после своего возникновения Тантрическая Традиция благодаря ариям растворилась в философии Веданты и приняла формы различных систем Йоги, ставших сегодня весьма популярными. Цель данной книги — пролить свет на те медитативные техники, которые изначально восходят к Тантре и сегодня могут быть использованы практически, в их самобытной подлинной форме. Все психотехники, включенные в данную книгу, основаны на Тантре, хотя многие из них считались утерянными на протяжении тысячелетий. Труднейшую задачу извлечения из тьмы забвения тантрических сокровищ для представления их современному миру в доступной для понимания форме возложил на себя Свами Сатьянанда Сарасвати. Эту заслугу Мастера невозможно переоценить. Даже если человечество будет двигаться вперед маленькими шажками, используя тантрическое богатство, оно весьма существенно поможет себе. Мы надеемся, что читатель не сможет не заметить практической эффективности и теоретической мудрости уникальной традиции, которая после летаргического сна тысячелетий вновь возрождается к жизни».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические медитации.
/ Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. ЧП Михайлова, Профит-Стайл, Амрита. 2001г.)

3.1.8. Сарасвати книга 14

«Аннотация. В книге всесторонне описаны основополагающие методы очищения грубого, тонкого и причинного планов. Эти эзотерические практики, ведущие к трансформации сознания, представляют собой динамическую форму медитации и самопознания. Они непосредственно связаны с пробуждением универсальной энергии, Кундалини, и с преображением тела, ума и судьбы. Автор, в совершенстве владеющий тантрическими и йогическими техниками и метафизикой, дает в книге конкретные рекомендации по работе с чакрами, энергетическими каналами, мантрами и сакральными символами».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана). Харьков. Алока. 2001г.)

 

РОБЕРТ СВОБОДА

«Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия…
Согласно Тантре, каждый, кто обречен жить с ограниченной индивидуальностью, болен. Только о тех, кто выходит за рамки времени, пространства и причинности для достижения бессмертия, можно поистине сказать, что они пребывают в гармонии с Космосом и, следовательно, поистине здоровы, поскольку здоровье основывается на внутреннем равновесии и на гармонии с окружающей средой. Поэтому одной из существенных областей тантрических исследований являются методы продления жизни».

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. М. Саттва. 1998г., 2004г.)

«Суть Тантры состоит в очищении Пяти Элементов для пробуждения Кундалини-Шакти, которая есть твоя индивидуальная Шакти (сила, энергия). Какой бы религии это ни касалось, любая духовная практика в своей основе представляет собой тот или иной процесс пробуждения Кундалини, а Кундалини можно пробудить лишь в том случае, если Элементы в твоём теле очистились».

(Роберт Свобода. Агхора II. Кундалини. М. Саттва. 2000г., 2003г.)

 3.1.8. Свобода 1      3.1.8. Свобода 2      3.1.8. Свобода 3      3.1.8. Свобода 4

«Роберт Эдвин Свобода (р. 1953г.) — американский писатель и доктор Аюрведы, который постоянно путешествует по миру, давая лекции по Аюрведе, Джьотиш, Тантре и религиям Востока. Автор более 11 книг, включая «Пракрити: Ваша аюрведическая конституция» (1989) и трилогию «Агхора» (1986, 1993, 1997) о своем гуру Вималананде и секте Агхори.
Роберт Эдвин Свобода родился в 1953г. в Техасе, где он некоторое время жил в поселении нефтяников, а после переехал в Оклахому, где обучался в школе. В 1972г. закончил Университет Оклахомы (профилирующая дисциплина — химия, непрофилирующий предмет – французский язык). В 1973г. переехал в Индию, где прожил следующие 10 лет. В этот период он встречает своего гуру Вималананду и поступает в колледж Аюрведы им. Тилака в Пуне. В 1980г. он заканчивает колледж со степенью бакалавра аюрведической медицины и хирургии (BAMS), получив звание Аюрведачарья. Во время обучения он заработал все кроме одной награды за успехи в Аюрведе, включая золотую медаль Рама Нараяна Шармы. Р.Свобода — первый из людей Запада, кто закончил колледж Аюрведы и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии. После 1980г. несколько лет вёл аюрведическую практику в Индии. Во время и после своего формального обучения в колледже он также обучался у своего наставника Вималананды Аюрведе, Йоге, Джьотиш, Тантре и смежным предметам.
С 1985г. Р.Свобода путешествует по миру с лекциями, консультациями, проводит обучение и пишет книги, популяризирует знание Аюрведы, работает в Институте Аюрведы в Альбукерке (Мексика) и в Университете Бастер, Кенмор, Вашингтон. Р.Свобода является автором статьи об Аюрведе в энциклопедии Британика (2000г.). Автор 12-ти книг по Аюрведе и другим ведическим наукам, множества публикаций. На сегодняшний день — самый известный в мире аюрведист-европеец». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Об авторе. Очень немногие из ныне живущих могли бы написать подобную книгу. Роберт Свобода — дипломированный врач Аюрведы, получивший полное образование в Индийском Аюрведическом медицинском колледже. Знания, накопленные за время учёбы, и практический опыт в данной области открыли для него массу различных способов лечения и профилактики всевозможных болезней. В связи с тем, что Аюрведа (по крайней мере, в последние столетия) тесно связана с индийской астрологией (джьотиш), доктор Свобода, подобно многим индийским специалистам по Аюрведе, овладел также сложными эзотерическими приёмами астрологической практики. У Аюрведы много общего с Джьотиш: обе эти науки служат для лечения и предсказания болезней. Кроме того, обе они развивались в течение тысячелетий, и накопленный ими за это время теоретический и экспериментальный багаж знаний находит сейчас широкое применение не только в Индии, но и во всём мире, с успехом противостоя давлению западной научной мысли. Доктор Свобода не только великолепно владеет теорией и практикой Аюрведы и Джьотиш: он обладает чудесными способностями к языкам и хорошо говорит на хинди, гуджарати, маратхи и санскрите. Эти способности позволили ему получать знания из первых рук, а не из переводных текстов по Аюрведе, астрологии, истории и мифологии, в которых смысл оригиналов зачастую искажается.
Доктор Свобода изучил множество трудов по астрологии и мифологии, написанных большей частью на гуджарати и хинди, и использовал их при создании этой книги. История Шани (санскр. Сатурн) представляет собой компиляцию, составленную на основе множества источников
Предисловие автора. Я благодарен судьбе за то, что из десяти лет своей жизни в Индии восемь я провёл в обществе моего наставника, агхори Вималананды. Он открыл для меня мир классической культуры Индии, познакомил со многими её живыми традициями и научил меня быть не только искушённым зрителем, но и участником в том грандиозном спектакле жизни, каковым является Индия». 

(Роберт Свобода. Величие Сатурна. Целительный миф. М. Саттва. 2011г.)

«Роберт Свобода прожил в Индии около пятнадцати лет. Окончив в 1980г. Тилакский Аюрведический Колледж при университете г.Пуна, он стал и до сего дня остается единственным врачом с Запада, получившим официальную лицензию на медицинскую практику в рамках Аюрведы. Покидая в 1973г. США для кратковременной поездки в Африку, студент медицинской школы при Университете Оклахомы Роберт Свобода и не подозревал, что, в конце концов, станет жить в Индии. Однако месяц спустя он уже лежал без сил в Абиджане (Берег Слоновой Кости), страдая от жестокой дизентерии. Друзья привели к нему африканского шамана и знахаря, который излечил его. Это была первый опыт встречи с традиционной медициной. Тогда же, на квартире друзей, Роберт прочел свою первую книгу по Йоге. Позднее он оказался в Непале, где врач из Миротворческого Корпуса познакомил его с Аюрведой, а посвящение в тибетскую Калачакру еще больше склонило его к изучению Йоги.
Ряд лет Роберт посвятил глубокому изучению Аюрведы, что позволило ему стать одним из самых известных популяризаторов ведического учения и Аюрведы на Западе. Сегодня его имя можно встретить практически на любой научной конференции по Йоге, Аюрведе или Джйотиш в Соединенных Штатах. В Америке и по всему миру Р.Свобода ведет свои образовательные программы по Аюрведе. Он также является автором нескольких бестселлеров, открывающих знания этой древнейшей науки широкому кругу читателей. Язык его книг обладает удивительной образностью и выразительностью, что позволяет думать о Р.Свободе как о непосредственном носителе традиции.
В 1998г. вышла первая книжка неизвестного до этого в России американского автора Р.Свободы «Агхора I. По левую руку Бога». Тогда же вышла его книга по Аюрведе «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция». В начале 2000г. — второй том «Агхоры» — «Кундалини». Это поистине дивные книги. Помимо удовольствия от погружения в живой и загадочный мир индийской мистической культуры, вы узнаете много ценной практической информации, которую можно услышать только от индийского учителя Кундалини-Йоги. И совсем недавно вышел третий том — «Карма» (2001г.). Это три алмаза бескомпромиссной тантрической литературы, разбивающей все концепции и устои, за которые так любит цепляться беспокойный человеческий ум.
В Индии Роберт Свобода встретил своего учителя — тантрического гуру Вималананду. Ему он посвящает свою книгу «Агхора». Книга «Агхора. По левую руку Бога» рассказывает об экстремальной индийской тантрической традиции — Агхоре. Это те самые тантрические практики «левой руки», о которых на Западе знают меньше всего, но которые столь любят приводить как пример «дикой восточной экзотики». На самом деле это чрезвычайно суровые и трудные практики, требующие жесточайшего самоконтроля со стороны практикующего. Целью этой традиции является достижение свободы от ограничений времени, пространства и причинности. Агхора основывается на предельной внутренней чистоте практикующих, только при этом условии они имеют шанс выжить во время проведения ритуалов, которые могут включать в себя использование человеческих трупов, наркотических веществ и особых сексуальных техник. Добро пожаловать в «запрещенную» Индию. На этой территории законы вашей логики не работают.
Р.Свобода. Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия…
Агхора — это не потакание своим прихотям: это насильственное превращение тьмы в свет, мутности ограниченной индивидуальности в сияние Абсолюта. Агхори так глубоко погружается во тьму, в те вещи, которые обычным смертным кажутся немыслимыми, что он выходит прямо к свету. В умах широких масс установился стереотип агхори как покрытого пеплом аскета с длинными спутанными волосами и диким выражением глаз, который тайком бродит по склепам, сражаясь с шакалами за право обладания трупами. Некоторые группы сами присваивают себе наименование «агхори», и даже претендуют на исключительное право носить его. Вималананда имел собственное определение агхори, не зависящее от каких-либо доктрин и догм. Его использование таких терминов, как «ведический» и «тантрический», иногда было лишено явного соответствия общепринятым текстам, но его это никогда не заботило. Он считал, что практики, передаваемые по преемственности ученикам, важнее предписаний, содержащихся в текстах, — и это мнение характерно для всей великой Индийской Традиции. Он считал, что каждый человек должен «создать свою собственную нишу»: изучить то, понимания чего он в состоянии достичь, выбрать практики, которые он способен выполнять и делать это с полной отдачей. Агхора всегда будет различной для разных практикующих, общим будет лишь подход». 

(Роберт Свобода. On-line Библиотека Koob.ru.)

 3.1.8. Свобода книга 1      3.1.8. Свобода книга 2

«Аннотация. Книга знакомит с экстремальной тантрической традицией — Агхорой. Цель этой традиции — полная свобода. Свобода не в смысле распущенности, а в смысле освобождения от ограничений времени, пространства и причинности. Агхора основывается на предельной внутренней чистоте практикующихся. «Много лет посвятил мой учитель, агхори Вималананда, совершенствованию своих познаний в Тантре и ее высшей ступени — Агхоре. Извлекши из своего опыта основную суть, он раскрыл ее передо мной. Своим постижением Тантры я всецело обязан ему как учителю, и мое понимание несет на себе отпечаток его личности. Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия». (Р.Свобода).
Введение. Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия.
Тантра — это ритуал наделения янтры силой, создаваемой с помощью мантры.
Словарь терминов. Тантра — ментальная наука, мета-психология, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия».

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. Саттва. 1998г.)

«Аннотация. Книга знакомит с экстремальной тантрической традицией — Агхорой. Цель этой традиции — полная свобода. Свобода не в смысле распущенности, а в смысле освобождения от ограничений времени, пространства и причинности. Агхора основывается на предельной внутренней чистоте практикующихся. «Много лет посвятил мой учитель, агхори Вималананда, совершенствованию своих познаний в Тантре и ее высшей ступени — Агхоре. Извлекши из своего опыта основную суть, он раскрыл ее передо мной. Своим постижением Тантры я всецело обязан ему как учителю, и мое понимание несет на себе отпечаток его личности. Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия.
Утверждают, что состояние недифференцированного единства является единственной Абсолютной Реальностью и что Космос обладает лишь относительной реальностью, поскольку он не вечен и подвержен изменениям. Вселенная обладает всеми возможными качествами и атрибутами, при этом каждое существо в пределах Вселенной обладает ограниченным количеством качеств и атрибутов. Индивидуальность — это отождествление эго с определенным набором качеств и атрибутов. Все существа обладают эго и, следовательно, все существа обладают индивидуальностью. Космос в целом обладает наивысшей индивидуальностью, его эго — это Ади-Шакти, которую также называют Адья».

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. Саттва. 2004г.)

3.1.8. Свобода книга 3

«Аннотация. Вторая книга из трилогии Агхора посвящена Кундалини. Кундалини создает всю ткань нашей жизни и либо мы остаемся в путах этой иллюзии, либо становимся свободными».

(Роберт Свобода. Агхора II. Кундалини. М. Саттва. 2000г., 2003г.)

3.1.8. Свобода книга 4     3.1.8. Свобода книга 5

«Аннотация. В заключительной книге из трилогии «Агхора» Вималананда использует Бомбейский ипподром как яркую и содержательную метафору игры нашей жизни, где предназначение и удача либо побеждают, либо проигрывают на острие финишной линии. В каждом моменте жизни скрыты и переплетены линии судьбы и возможностей и каждое действие влияет на конечный результат».

(Роберт Свобода. Агхора III. Закон кармы. М. Саттва. 2001г.)

3.1.8. Свобода книга 6

«Аннотация. Книга посвящена всестороннему рассмотрению того, как сбалансировать и гармонизировать свою врожденную конституцию, чтобы избежать болезней и продлить жизнь. Автор сочетает глубокие знания Аюрведы со знаниями эзотерической Тантры. Центральная идея книги в том, что здоровье полностью зависит от гармонии с Природой, которая достигается через внутреннюю гармонию. Сама по себе эта идея не нова и в том или ином виде высказывалась многими, но в данной книге она представлена особенно ярко и детально. Основываясь на многотысячелетнем опыте Аюрведы и своем личном опыте, автор показывает, как эта идея может быть воплощена во всех аспектах нашей повседневной жизни. Книга написана ясным языком, с тонким чувством юмора».

(Роберт Свобода. Пракрити. Ваша аюрведическая конституция. М. Саттва. 1998г., 2005г.)

* * *